5 этап сестринского процесса непрерывный, происходящий на каждом этапе. Медсестра оценивает состояние здоровья пациента, эффективность планирования, сестринскую команду, сестринский уход. Процесс определения результатов обеспечивает обратную связь в работе медсестры; она обратно возвращается к каждому этапу и анализирует причины успеха или неудачи. Особенностью данного этапа в гинекологи является то, что оценка частично проводится без участия пациента. Это относится, прежде всего, к сестринскому процессу в операционном периоде при применении общей анестезии, а также к раннему послеоперационному периоду. Как и в других областях медицины, в гинекологии планы сестринских мероприятий могут пересматриваться, либо кардинально меняться в зависимости от состояния пациента, достижения или недостижения поставленных целей и особенностей диагностического и лечебного процесса.
Оценка эффективности сестринских вмешательств — это многоступенчатый процесс.
Проводится она:
Формулировка оценки эффективности сестринских вмешательств
Краткосрочная цель: Пациентка отметила уменьшение ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ через 20-30 мин. (до 7 дней) в результате совместных действий врача, медсестры и пациента.Цель достигнута.
Долгосрочная цель: У пациентки нет ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ к концу 10-14 дня в результате совместных действий врача, медсестры и пациента. Цель достигнута.
Сестринское обеспечение Сестринское обеспечение включает в себя необходимые медикаменты. инвентарь, инструменты и т.д. для достижения поставленных целей.
(Пока оценок нет)
Сестринский процесс состоит из пяти этапов (рис. 19). Это динамичный, цикличный процесс.
Рис. 19.
При обследовании медицинская сестра собирает необходимую информацию методом опроса (структурированного интервьюирования). Источником данных являются: пациент, родственники, медицинские работники и др.
Перед опросом с пациентом необходимо ознакомиться с его медицинской документацией, если это возможно, вспомнить факторы и приемы, повышающие эффективность общения:
Необходимо использовать элементы эффективного общения с пациентом и его окружением.
Такие приемы, как общение с пациентом с учетом его интеллекта, неспешный темп беседы, соблюдение конфиденциальности, умение слушать, повысят эффективность опроса и помогут медицинской сестре совершенствовать свои умения и навыки.
Необходимо не допускать ошибок при опросе, не задавать вопросов, требующих ответа «да» или «нет»; четко формулировать свои вопросы; помнить, что при опросе пациент может сообщать сведения о себе в любой последовательности; не требовать от него ответов по приведенной в сестринской истории схеме. Необходимо запоминать его ответы и регистрировать в точном соответствии с планом в истории состояния здоровья (болезни) пациента; использовать сведения из истории болезни (листа назначений, температурного листа и т.п.) и других источников информации о пациенте.
Первый этап сестринского процесса - оценка состояния пациента (первичная и текущая) методом сестринского обследования состоит из следующих последовательных процессов:
Методы обследования пациента
Для определения потребностей пациента в уходе и его проблем существуют следующие методы обследования: субъективный, объективный и дополнительные методы.
Сбор необходимой информации о пациенте начинается с момента поступления пациента в ЛПО и продолжается до выписки из стационара.
Сбор субъективных данных проводится последовательно в следующем порядке:
Оценка боли проводится с помощью невербальной оценки интенсивности боли с помощью шкал:
3) шкала для характеристики успокоения боли:
боль полностью исчезла - А, боль почти исчезла - Б, боль значительно уменьшилась - В, боль уменьшилась слегка - Г, нет заметного уменьшения боли - Д;
пробуждение;
2 - умеренное успокоение, обычно дремотное состояние, быстрое
пробуждение;
3 - сильное успокоение, усыпляющее действие, трудно разбудить
пациента;
4 - пациент спит, легкое пробуждение.
Сбор объективных данных начинается с осмотра пациента, оценки его физических данных. Важно получить информацию о наличии или отсутствии отеков, провести измерение роста, определить массу тела. Важно оценить выражение лица, состояние сознания, положение пациента, состояние кожных покровов и видимых слизистых, состояние костно-мышечной системы, температуру тела пациента. Затем оценить состояние дыхательной системы, пульса, артериального давления (АД), естественные отправления, органы чувств, память, использование резервов для облегчения состояния здоровья, сон, способность к передвижению и другие данные.
Важно определить факторы риска, получить сведения об окружающей среде, влияющей на состояние здоровья пациента.
Оценка психосоциального состояния пациента:
я описываются сферы психологического состояния: манера говорить, наблюдаемое поведение, эмоциональное состояние, психомоторные изменения, чувства пациента;
При проведении психологической беседы следует придерживаться принципа уважения личности пациента, избегать каких-либо оценочных суждений, принимать пациента и его проблему такими, какими они есть, гарантировать конфиденциальность полученной информации, терпеливо выслушать пациента.
Наблюдение за общим состоянием пациента
Деятельность медсестры предусматривает наблюдение за всеми изменениями в состоянии здоровья пациента, своевременное выделение этих изменений, их оценку, сообщение о них врачу.
Наблюдая за пациентом, медсестра должна обращать внимание:
Состояние сознания
Выражение лица
Соответствует характеру течения заболевания, на него влияют пол и возраст пациента.
Различают:
Кожные покровы и видимые слизистые оболочки пациента
Могут быть бледные, гиперемированы, желтушные, синюшные (цианоз), необходимо обращать внимание на сыпь, сухость кожи, участки пигментации, наличие отеков.
После оценки результатов наблюдения за пациентом врач делает заключение о его состоянии, а медсестра - о компенсаторных возможностях пациента, его способности к осуществлению самоухода.
Оценка общего состояния пациента
Оценка состояния проводится с целью определения нарушенных (неудовлетворенных) потребностей.
В сестринской документации необходимо их отметить (подчеркнуть):
Оценка степени самоухода
Определяется степень независимости пациента в уходе:
Анализ собранной информации
Целью анализа является определение приоритетных (по степени угрозы для жизни) нарушенных (неудовлетворенных) потребностей или проблем пациента и степень независимости пациента в уходе.
От умения создавать доверительные отношения с пациентом и его окружением и коллегами, эффективного общения в процессе профессиональной деятельности, соблюдения этических и деонтологи- ческих принципов, навыков опроса, наблюдения, умения документировать данные обследования зависит, как правило, успешность обследования.
Второй этап сестринского процесса - сестринская диагностика, или определение проблем пациента
Сестринская диагностика признана установить:
Этот этап может носить и другое название: «постановка сестринских диагнозов».
Анализ полученной информации является основанием для формулирования проблем пациента - существующих (настоящих, явных) или потенциальных (скрытых, которые могут появиться в будущем). При определении приоритетности проблем медицинская сестра должна опираться на врачебный диагноз, знать образ жизни пациента, факторы риска, ухудшающие его состояние, помнить о его эмоциональном и психологическом состоянии и других аспектах, помогающих ей принимать ответственное решение, - определение проблем пациента или постановка сестринских диагнозов с целью решения этих проблем посредством сестринского ухода.
Процесс формулировки сестринского диагноза или проблемы пациента с последующим документированием очень важен, требует профессиональных знаний, умений находить связь между признаками отклонений в состоянии здоровья пациента и причинами, их вызывающими. Это умение зависит в том числе и от интеллектуальных способностей медицинской сестры.
Понятие о сестринском диагнозе
Проблемы пациента, которые фиксируются в плане сестринского ухода в виде четких и кратких выкладок-суждений, называются сестринским диагнозом.
История вопроса началась еще в 1973 г. В США состоялась I Международная научная конференция по классификации сестринских диагнозов с целью определения функций медсестры и разработки системы классификации сестринских диагнозов.
В 1982 году в учебнике по сестринскому делу (Карлсон Крафт и Мак Гюре) в связи с изменениями взглядов на сестринское дело предложено следующее определение:
сестринский диагноз - это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры.
В 1991 году предложена классификация сестринских диагнозов, включающая 114 основных наименований, в числе которых: гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогиги- ена, дефицит гигиенических навыков и санитарных условий, беспокойство, пониженная физическая активность и др.
В Европе с инициативой создания общеевропейской единой классификации сестринских диагнозов выступила Датская национальная организация сестер. В ноябре 1993 г. под эгидой Датского научно-исследовательского института здравоохранения и сестринского дела в Копенгагене состоялась I Международная научная конференция по проблемам сестринских диагнозов. В конференции участвовало более 50 стран мира. Было отмечено, что унификация и стандартизация, а также терминология пока остаются серьезной проблемой. Очевидно, что без единой классификации и номенклатуры сестринских диагнозов по примеру врачебных сестры не смогут общаться на понятном для всех профессиональном языке.
Североамериканская ассоциация сестринских диагнозов ИАИНА (1987) издала перечень сестринских диагнозов, который обусловлен проблемой пациента, причиной ее возникновения и направленностью дальнейших действий медсестры. Например:
Международный совет медсестер (МСМ) разработал (1999) Международный классификатор сестринской практики (МКСП) - профессиональный информационный инструмент, необходимый для стандартизации профессионального языка медсестер, для создания единого информационного поля, документирования сестринской практики, учета и оценки ее результатов, подготовки кадров и т.д.
В контексте МКСП под сестринским диагнозом понимают профессиональное суждение медсестры о явлении, связанном со здоровьем или социальным процессом, представляющим объект сестринских вмешательств.
Недостатками этих документов являются сложность языка, особенности культуры, неоднозначность понятий и др.
Сегодня в России нет утвержденных сестринских диагнозов.
Концепция сестринского диагноза все еще нова, однако по мере накопления знаний в области сестринского дела растет и потенциал развития сестринского диагноза, поэтому не столь важно, как назвать второй этап сестринского процесса - определение проблем пациента, сестринским диагнозом,диагностированием.
Часто пациент сам осознает свои актуальные проблемы, например боль, затрудненное дыхание, плохой аппетит. Кроме того, у пациента могут быть проблемы, о которых медсестра не догадывается, но она тоже может выявить проблемы, о которых сам обследуемый не догадывается, например учащенный пульс или признаки инфекции.
Медицинская сестра должна знать источники возможных проблем пациента. Ими являются:
После проведенной оценки состояния здоровья пациента медсестра должна сформулировать диагноз, решить, кто из профессиональных работников здравоохранения может помочь пациенту.
Сестре необходимо очень четко сформулировать диагнозы и установить их приоритетность и значимость для пациента.
Этап постановки сестринских диагнозов и будет завершением сестринского диагностического процесса.
Сестринский диагноз следует отличать от врачебного:
Сестринские диагнозы охватывают все сферы жизни пациента.
Различают физиологические, психологические, социальные и духовные диагнозы.
Сестринских диагнозов может быть несколько - пять-шесть, а врачебный чаще всего только один.
Различают явные (настоящие), потенциальные и приоритетные сестринские диагнозы. Сестринские диагнозы, вторгаясь в единый лечебно-диагностический процесс, не должны расчленять его. Необходимо осознавать, что одним из основных принципов медицины является принцип целостности. Медсестре важно понимать болезнь как процесс, охватывающий все системы и уровни организма: клеточный, тканевый, органный и организменный. Анализ патологических явлений с учетом принципа целостности позволяет понять противоречивый характер локализации болезненных процессов, который нельзя представить без учета общих реакций организма.
При постановке сестринских диагнозов медсестра использует знания об организме человека, полученные различными науками, поэтому в основу классификации сестринских диагнозов положены нарушения основных процессов жизнедеятельности организма, охватывающие все сферы жизни пациента, как настоящие, так и потенциальные. Это позволило уже сегодня распределить разнообразные сестринские диагнозы в 14 групп. Это диагнозы, связанные с нарушением процессов:
Особое внимание в сестринской диагностике уделяется установлению психологического контакта, определению первичного психологического диагноза.
Наблюдая и беседуя с пациентом, медсестра отмечает наличие или отсутствие психологической напряженности (неудовлетворенность собой, чувство стыда и т.п.) в семье, на работе:
Пациент утрачивает психологическое равновесие, у него появляются тревога, болезнь, страх, стыд, нетерпение, депрессия и другие отрицательные эмоции, являющиеся тонкими индикаторами, мотиваторами поведения пациента.
Медицинская сестра знает, что первичные эмоциональные реакции возбуждают деятельность подкорковых сосудисто-вегетативных и эндокринных центров, поэтому при выраженных эмоциональных состояниях человек бледнеет или краснеет, возникают изменения ритма сердечных сокращений, снижается или повышается температура тела, мышц, меняется деятельность потовых, слезных, сальных и других желез организма. У испуганного человека расширяются глазные щели и зрачки, повышается артериальное давление. Больные в состоянии депрессии малоподвижны, уединяются, различные разговоры для них тягостны.
Неправильное воспитание делает человека менее способным к волевой деятельности. Медсестра, которой приходится принимать участие в обучении пациента, должна учитывать этот фактор, так как он влияет на процесс усвоения знаний.
Таким образом, психологический диагноз отражает психологическую дисгармонию пациента, попавшего в необычную ситуацию.
Информация о пациенте интерпретируется медсестрой и отражается в сестринском психологическом диагнозе с точки зрения потребностей пациента в психологической помощи.
Например, сестринский диагноз:
Психологическая диагностика тесно связана с социальным статусом пациента. От социальных факторов зависит и психологическое, и духовное состояние пациента, которое может явиться причиной многих заболеваний, поэтому можно объединить психологическое и социальное диагностирование в психосоциальное. Конечно, в настоящее время недостаточно полно решаются проблемы пациента в психосоциальной помощи, тем не менее медицинская сестра, учитывая социально-экономические сведения о пациенте, социальные факторы риска, может достаточно точно диагностировать реакцию пациента на свое состояние здоровья. После формулирования всех сестринских диагнозов медсестра устанавливает их приоритетность, опираясь на мнение пациента о первоочередности оказания ему помощи.
Третий этап сестринского процесса - определение целей сестринского вмешательства
Постановка целей ухода необходима по двум причинам:
Пациент активно вовлекается в процесс планирования целей. Одновременно медсестра мотивирует пациента на успех, убеждая его в достижении цели, и вместе с пациентом определяет пути их достижения.
Для каждой доминантной потребности, или сестринского диагноза, записываются в плане сестринского ухода отдельные цели, которые рассматриваются как желаемый результат ухода.
Каждая цель в обязательном порядке включает три компонента:
Например: пациент будет сидеть в постели с помощью подушек на седьмой день.
Требования к постановке целей
По срокам существуют два вида целей:
Краткосрочные:
Долгосрочные:
Четвертый этап сестринского процесса - планирование объема сестринских вмешательств и выполнение плана
В моделях сестринского ухода, где планирование относится к третьему этапу, четвертым этапом является реализация плана.
Планирование ухода включает в себя:
Согласно определению ВОЗ, этап реализации определяется как выполнение действий, направленных на достижение специфических целей.
Требования к выполнению плана
План сестринских вмешательств представляет собой письменное руководство, подробное перечисление специальных действий медсестры, в том числе в виде утвержденных стандартов, необходимых для достижения целей ухода. Умение применить «стандарт» является профессиональным долгом медицинской сестры.
Различают три типа сестринских вмешательств: зависимые, независимые и взаимозависимые действия.
Зависимыми называются действия медсестры, выполняемые по назначению врача и под его наблюдением.
Независимые действия медицинская сестра осуществляет сама, в меру своей компетенции. К независимым относятся действия по наблюдению за реакцией на лечение, адаптацией пациента к болезни, оказанию доврачебной помощи, осуществлению мероприятий по личной гигиене, профилактике внутрибольничной инфекции; организация досуга, советы пациенту, обучение.
Взаимозависимыми называются действия медсестры по сотрудничеству с другими работниками с целью оказания помощи, ухода. К ним относятся действия по подготовке к участию в инструментальных, лабораторных исследованиях, участие в консультировании: ЛФК, диетолога, физиотерапевта и др.
Требования к определению объема сестринских вмешательств
Методы сестринских вмешательств
Методы сестринских вмешательств могут быть и способами удовлетворения нарушенных потребностей.
К методам относятся:
Примеры сестринских вмешательств
Зависимые :
1) выполнять назначения врача, докладывать об изменениях состояния здоровья пациента.
Независимые :
1) наблюдать за реакцией на лечение, оказать доврачебную помощь, осуществить мероприятия по личной гигиене, проводить мероприятия по профилактике внутрибольничной инфекции, организовать досуг, дать советы пациенту, обучить пациента.
Взаимозависимые:
Пятый этап сестринского процесса - оценка результатов сестринского ухода
Итоговая оценка эффективности предоставленного ухода и его коррекция в случае необходимости.
Этот этап включает в себя:
Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств (действий) медицинской сестры.
Целью итоговой оценки является определение результата сестринской помощи и ухода. Оценка осуществляется непрерывно, начиная с оценки доминирующей потребности до выписки или смерти пациента.
Медицинская сестра постоянно собирает, критически анализирует информацию, делает выводы о реакциях пациента на уход, о реальной возможности осуществления плана ухода и наличии новых проблем, на которые необходимо обратить внимание. Таким образом, можно выделить основные аспекты оценки:
Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, медсестра отмечает в плане, что цель достигнута по данной проблеме, ставит дату, час, минуты и подпись. Если цель сестринского процесса по данной проблеме не достигнута и у пациента сохранилась потребность в сестринском уходе, необходимо провести переоценку состояния его здоровья, чтобы установить причины ухудшения состояния или момент, когда никаких улучшений в состоянии пациента не наступило. Важно привлечь самого пациента, а также полезно посоветоваться с коллегами относительно дальнейшего планирования. Главное - установить причины, помешавшие достижению поставленной цели.
В результате может измениться сама цель, необходимо внести изменения в план сестринского вмешательства, т.е. произвести коррекцию ухода.
Оценка результатов и коррекция позволяют:
я определить качество ухода;
Цель сестринского процесса - предупредить, облегчить, уменьшить или свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента.
Сестринский процесс состоит из 5 этапов:
Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации к осуществлению сестринского процесса.
I этап - сестринское обследование. Сестра должна ясно представлять своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой сестринской помощи. Учитывая реалии российского практического здравоохранения, предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека. Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни, беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом. Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская сестра приступает ко II этапу - сестринской диагностике.
Сестринская диагностика всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут быть физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие и потенциальные. В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные проблемы, то есть те проблемы, решение которых наиболее важно в настоящий момент.
На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной сестринской проблеме. В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни.
IV этап - реализация сестринских вмешательств. Не обязательно сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам - младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако, ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя. Сестринские вмешательства бываю 3 видов: 1. Зависимое вмешательство - выполнение под наблюдением врача и по назначению врача; 2. Независимое вмешательство - действие медицинской сестры по собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по организации досуга и т.д. 3. Взаимозависимое вмешательство - сотрудничество с врачами и другими специалистами.
Задача V этапа - определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости. Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. Сестринский процесс применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в профилактической работе.
Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.
Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:
Ø оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;
Ø оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;
Ø оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.
При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит в неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.
Систематический процесс оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет дату.
Цель пятого этапа сестринского процесса - определить, в какой степени достигнуты поставленные цели.
На этом этапе медсестра:
Ø определяет достижение цели;
Ø сравнивает с ожидаемым результатом;
Ø формулирует выводы;
Ø делает соответствующую отметку в документах (сестринской истории болезни) об эффективности плана ухода.
Новое состояние пациента может быть:
Ø лучше прежнего состояния;
Ø без изменений;
Ø хуже прежнего состояния.
Если цели не достигнуты медсестре необходимо:
Ø выявить причину – поиск допущенных ошибок;
Ø изменить саму цель – сделать ее более реалистичной;
Ø пересмотреть сроки достижения цели;
Ø ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.
ПОТРЕБНОСТИ ПАЦИЕНТА
Потребность - это физиологический или психологический дефицит, который человек испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его постоянно восполнять для гармоничного роста и развития. Причем очень важно, что делать это он должен самостоятельно, только тогда он будет испытывать состояние полного комфорта. При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребностей развивается состояние дискомфорта. Например, в процессе своей жизни человек постоянно испытывает дефицит в пище и должен его восполнять путем удовлетворения потребности ЕСТЬ. Тяжелобольной пациент не может самостоятельно питаться, что приводит его в состояние дискомфорта. Даже если мы его накормим, дискомфорт сохранится, так как утеряна самостоятельность в удовлетворении данной потребности.
Медсестра в силу своих знаний и умений способна определить не болезнь пациента а определить нарушение в удовлетворении потребностей и создать условия, чтобы эти потребности удовлетворить.
Для этого медсестра должна собрать полную информацию о своем пациенте: как он удовлетворяет свои потребности, то есть осуществить первый этап сестринского процесса. Только ясно и отчетливо представляя себе удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента, медсестра может сформулировать проблемы сестринского ухода, поставить цели ухода, продумать и составить план индивидуального ухода, реализовать его и оценить результаты. Только представляя себе пациента как личность, как единое физиологическое и психосоциальное целое, медсестра может рассчитывать на понимание и поддержку пациента в организации ухода за ним и эффективно ориентировать его на улучшение своего состояния.
Из всех потребностей человека психолог А.Маслоу выделил 14 основных жизненно-важных потребностей. К ним относятся потребности:
4. Выделять
5. Спать, отдыхать
6. Быть чистым
7. Одеваться, раздеваться
8. Поддерживать температуру
10. Избегать опасности
11. Двигаться
12. Общаться
13. Иметь жизненные ценности
14. Играть, учиться, работать
ИЕРАРХИЯ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО А.МАСЛОУ
Первую ступень пирамиды А.Маслоу представляют низшие физиологические потребности, без которых невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле. Это потребности в выживании. К ним относятся потребности:
4. Выделять
Человек на протяжении всей cвоей жизни растет, развивается, постоянно контактирует с окружающей его средой. В связи с этим у него возникают такие жизненно-важные потребности, удовлетворять которые ему необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде. Это потребности, обеспечивающие человеку собственную безопасность: защита от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов. Они составляют вторую ступень пирамиды Маслоу. Это потребности:
5. Спать, отдыхать
6. Быть чистым
7. Одеваться, раздеваться
8. Поддерживать температуру
9. Поддерживать состояние, или быть здоровым
10. Избегать опасности
11. Двигаться
Обе эти ступени составляют фундамент (основание, опору) пирамиды Маслоу.
К третьей ступени пирамиды А.Маслоу относятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать к обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей его среде. Этого он достигает, удовлетворяя свою потребность:
12. ОБЩАТЬСЯ
Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА: в работе, жизни, семье, стремлении к гармонии, красоте, порядку. Эти потребности составляют 4-ю ступень пирамиды Маслоу и представлены потребностью ИМЕТЬ ЖИЗННЕНЫЕ ЦЕННОСТИ.
И, наконец, вершину пирамиды, 5-ю ступень, составляют потребности в СЛУЖЕНИИ, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребность УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ И ИГРАТЬ. Подробную характеристику каждой потребности см. ниже.
Посмотрим на пирамиду Маслоу в целом (см. рисунок N1), и мы увидим, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие нижние ее ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоциальные потребности.
Все эти потребности необходимо удовлетворять человеку постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия.
ПОДРОБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОЙ ПОТРЕБНОСТИ
Потребность ДЫШАТЬ:
Понятие о потребности
Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой
О нарушении потребности медсестра узнает, проведя объективное и субъективное обследование пациента.
1. Субъективное обследование:
(осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жалоб).
При нарушении потребности дышать у пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:
Ø боль в грудной клетке
В беседе с пациентом, медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность дышать:
Ø курение;
Ø работа, проживание в условиях загазованной или запыленной атмосферы.
2. Объективное обследование:
(медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента).
При объективном обследовании может быть:
Ø изменение цвета кожных покровов - цианоз (синюшность)
Ø затруднение дыхания через нос
Ø изменение частоты, ритма или глубины дыхания
Ø лихорадка
1. Одышка;
2. Кашель;
3. Боль в грудной клетке, связанная с дыханием;
4. Удушье;
5. Риск нарушения дыхания в связи с курением;
6. Высокий риск от удушья.
1. медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где находится пациент;
2. медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облегчающее пациенту дыхание (при необходимости - дренажное);
3. медсестра обеспечит пациенту оксигенотерапию;
4. медсестра проведет мероприятия по очищению дыхательных путей;
5. медсестра проведет простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.
Потребность ЕСТЬ:
Понятие о потребности
Удовлетворяя потребность ЕСТЬ, человек осуществляет доставку в организм пищи - основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища - это один из основных ресурсов здоровья.
Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
Нарушение аппетита
Отрыжка
Тошнота
Боли в животе
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ЕСТЬ:
Погрешность в диете
Нарушение режима питания
Переедание
Злоупотребление алкоголем
Отсутствие зубов, кариозные зубы
2. Объективное обследование:
Запах изо рта
Наличие кариозных зубов
Рвота во время обследования
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) боль в животе;
2) тошнота;
4) нарушение аппетита;
5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма;
6) ожирение.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты;
2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту;
3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте;
4) медсестра научит пациента приемам борьбы с тошнотой и отрыжкой;
5) медсестра проведет беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости ее соблюдения.
Потребность ПИТЬ:
Понятие о потребности
Удовлетворяя потребность ПИТЬ, ^еловек осуществляет доставку воды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно-важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.
1. Субъективное обследование:
Сухость во рту
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ:
Употребление недоброкачественной воды
Потребление недостаточного или избыточного количества воды
2. Объективное обследование:
Сухость кожи и слизистых
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
2) сухость во рту;
3) обезвоживание.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим;
2) медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости употребления доброкачественной воды.
Потребность ВЫДЕЛЯТЬ:
Понятие о потребности
Удовлетворяя потребность выделять, человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи.
Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пищеварительной систем, кожи и органов дыхания.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
Вздутие живота
Нарушение мочеиспускания и мочеобразования
Отсутствие мочи
Малое количество мочи
Увеличенное количество мочи
Частое болезненное мочеиспускание
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность выделять:
Нарушения в диете
Малоподвижный образ жизни
Переохлаждение
2. Объективные обследование:
Отеки явные;
Отеки скрытые;
Изменение характера стула;
Сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи;
Изменение количества мочи;
Визуальное изменение мочи.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
3) отсутствие мочи (анурия);
4) острая задержка мочи;
5) риск появления опрелости в области складок промежности.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим;
2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и мочеприемником;
3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит сама гигиенические мероприятия после физиологических отправлений;
4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота;
5) медсестра проведет беседу с пациентом и родственниками о характере предписанной диеты и необходимости ее соблюдения.
Потребность СПАТЬ:
Понятие о потребности
Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабоченность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нервной системы, а значит, к нарушению функций различных органов.
Удовлетворяя потребность СПАТЬ, человек преодолевает эти вредные воздействиями восстанавливает силы организма.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
Бессонница
Нарушение сна
Сонливость
Засыпание под утро
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ:
Отсутствие отдыха в течение дня
Чрезмерная загруженность работой
Отсутствие отпуска и выходных
2. Объективное обследование:
Выражение лица (усталость, утомленость, потухший взгляд, бедная мимика);
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1. отсутствие сна;
2. нарушение сна.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1. Медсестра обеспечит пациенту предписанный режим;
2. Медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулированию сна;
3. Например: стакан теплого молока с ложкой меда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга
4. Медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости ежедневного отдыха;
5. Медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдых.
Потребность
ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА:
Понятие о потребности
Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:
1) путем сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма;
2) одеждой по сезону;
3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
Потливость
Чувство жара
Ломота в теле, суставах
Сухость во рту
2. Объективное обследование:
Гиперемия лица
Появление "гусиной кожи"
Горячая на ощупь кожа
Сухость кожи и слизистых
Трещины на губах
Изменение температуры тела
Учащение пульса и ЧДД
Влажная кожа
Отклонение в температурном режиме помещений
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) субфебрильная лихорадка втор<^ период;
2) пиретическая лихорадка первый период;
3) переохлаждение.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту покой;
2) медсестра обеспечит уход за кожей и слизистыми пациента;
3) медсестра обеспечит пациенту обильное витаминизированное питье;
4) медсестра при необходимости согреет или охладит пациента;
5) медсестра обеспечит прием легкоусвояемой пищи;
6) медсестра обеспечит измерение профиля температуры тела пациента;
7) медсестра будет постоянно наблюдать за состоянием пациента;
8) медсестра будет контролировать температуру помещения.
Потребность БЫТЬ ЧИСТЫМ:
Понятие о потребности.
Кожа и слизистые человека участвуют в терморегуляции организма, выводят из организма шлаки, выполняют защитную функцию. Поэтому, чтобы нормально функционировать, кожа и слизистые должны быть чистыми.
Кроме того, поддержание чистоты тела способствует психологическому комфорту человека.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
Кожный зуд
Боль и жжение в области естественных складок
2. Объективное обследование:
Изменение кожи в области естественных складок
Гиперемия
Нарушение целостности
Неприятный запах
Неприятный запах изо рта
Грязное белье
Неухоженные ногти
Сальные волосы
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) дефицит знаний о личной гигиене;
2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых;
3) недостаточность самогигиены;
4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра осуществит комплекс гигиенических мероприятий пациенту;
2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены;
3) медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости личной г гигиены;
4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациентом гигиенических навыков.
Потребность ДВИГАТЬСЯ:
Понятие о потребности
Движение - это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма.
Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
Невозможность или ограничение двигательной активности в связи с:
Слабостью
Отсутствием конечности
Наличием параличей
Расстройство психической деятельности
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ:
Гиподинамия
Сидячая работа
Постоянная езда на транспорте
2. Объективное обследование:
Болезненность при движении
Изменения в области суставов
Гиперемия
Местное повышение температуры
Изменение конфигурации
Пассивное положение в кровати
Отсутствие конечности
1) ограничение физической активности;
2) отсутствие физической активности;
3) риск возникновения пролежней;
4) пролежни.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) при отсутствии движения или резком его ограничении медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом;
2) медсестра будет проводить простейшие ЛФК и массаж в соответствии с назначением;
3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплексу ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнением;
4) медсестра проведет беседу с пациентом о гиподинамии и ее последствиях.
Потребность ОДЕВАТЬСЯ ИЛИ РАЗДЕВАТЬСЯ:
Понятие о потребности
Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезону, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлетворение.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
Невозможность самостоятельно раздеться или одеться
Боль при движении
Паралич конечностей
Резкая слабость
Психические расстройства
2. Объективное обследование:
Пациент не может самостоятельно одеться или раздеться
Одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение
Одежда не соответствует сезону (отсутствие теплой одежды зимой)
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться;
2) высокий риск переохлаждения;
3) высокий риск перегревания;
4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться;
2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту;
3) медсестра проведет с пациентом беседу о необходимости одеваться по сезону.
Потребность БЫТЬ ЗДОРОВЫМ:
Понятие о потребности
Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жизненно-важных потребностей. Нарушение удовлетворения потребности быть здоровым наступает при потере человеком самостоятельности в уходе. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим). В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведет к нарушению удовлетворения потребности быть здоровым. Другой пример - пациент находится в неотложном состоянии (массивное кровотечение, коллапс и т.д.). При этом также невозможна самостоятельность удовлетворения потребностей.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъектное обследование:
В первом случае медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворять самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объеме.
Например:
Ø может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия личной гигиены;
Ø нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправлениях (довести до туалета, подать судно);
Ø может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться;
Ø может ли пациент двигаться без посторонней помощи;
Ø может ли самостоятельно есть и пить.
Во втором случае медсестра постоянно наблюдает за состоянием пациента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неотложную доврачебную помощь.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1. дефицит самоухода.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра окажет пациенту непосредственную помощь в активности повседневной жизни:
Ø умывает
Ø подает судно
Ø одевает, раздевает
2) учитывая, что главное для человека - независимость и свобода, медсестра при малейшей возможности создаст условия для самостоятельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей. Например:
По мере расширения режима физической активности медсестра не сама умывает его, а подает ему умывальные принадлежности в постель
3) медсестра обучит пациента навыкам повседневной жизни в условиях его ограниченных возможностей.
1. Сестринское обследование .
2. Сестринская диагностика.
3. Планирование сестринского вмешательства.
4. Реализация сестринского плана (сестринское вмешательство).
5. Оценка результата.
Этапы последовательны и взаимосвязаны.
1 этап СП - сестринское обследование .
Это сбор информации о состоянии здоровья пациента, его личности, образе жизни и отражение полученных данных в сестринской истории болезни.
Цель : создание информативной базы о пациенте.
Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно важных потребностях человека.
Потребность есть физиологический и (или) психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.
В сестринской практике используется классификация потребностей Вирджинии Хендерсон (Модель сестринского дела В. Хендерсон, 1966 г.) , которая всё их многообразие свела к 14-ти наиболее важным и назвала их видами повседневной деятельности. В своей работе В. Хендерсон использовала теорию иерархии потребностей А. Маслоу (1943г.). По его теории, одни потребности для человека более существенны, чем др. Это позволило А. Маслоу классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень). А. Маслоу изобразил эти уровни потребностей в виде пирамиды, поскольку именно эта фигура имеет широкое основание (основу, фундамент), как и физиологические потребности человека, являются основой его жизнедеятельности (учебник стр. 78):
1. Физиологические потребности.
2. Безопасность.
3. Социальные потребности (общение).
4. Самоуважение и уважение.
5. Самовыражение.
Прежде чем думать об удовлетворении потребностей высшего уровня, необходимо удовлетворить потребности низшего порядка.
Учитывая реалии российского практического здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предлагают осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека:
1. Нормальное дыхание.
3. Физиологические отправления.
4. Движение.
6. Личная гигиена и смена одежды.
7. Поддержание нормальной температуры тела.
8. Поддержание безопасности окружающей среды.
9. Общение.
10. Труд и отдых.
Основные источники информации о пациенте
пациент члены семьи, обзор
мед. персонал мед. документация данные спец. и мед.
друзья, обследований лит-ры
прохожие
Методы сбора информации о пациента
Таким образом, м/с оценивает следующие группы параметров: физиологические, социальные, психологические, духовные.
субъективную – включает чувства, эмоции, ощущения (жалобы) самого пациента относительно своего здоровья;
М/с получает два вида информации:
объективную – данные, которые получены в результате наблюдений и обследований, проводимых медсестры.
Следовательно, источники информации также разделяются на объективные и субъективные.
Сестринское обследование является независимым, и не может подменяться врачебным, т. к. задача врачебного обследования - назначить лечение, в то время как сестринского - предоставить мотивированный индивидуализированный уход.
Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определённой форме.
Сестринская история болезни - юридический протокол документ самостоятельной, профессиональной деятельности медсестры в рамках её компетенции.
Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры.
2 этап СП – сестринская диагностика
- это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние, с желательным указанием вероятной причины такой реакции.
Цель сестринской диагностики : проанализировать результаты обследования и определить, с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья, а так же определить направление сестринского ухода.
С точки зрения медицинской сестры, проблемы появляются тогда, когда у пациента, в силу определенных причин (болезнь, травма, возраст, неблагоприятная обстановка), возникают следующие затруднения:
1. Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей или у него возникают трудности в их удовлетворении (например, не может принимать пищу из-за болей при глотании, не может передвигаться без дополнительной опоры).
2. Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует сохранению его здоровья на оптимальном уровне (например, пристрастие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы).
Проблемы м.б. :
Существующие и потенциальные.
Существующие – это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент.
Потенциальные – те, которые не существуют, но могут появиться с течением времени.
По приоритетности проблемы классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные (приоритеты, следовательно, классифицируются аналогично).
К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи.
Промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают отсрочку сестринского вмешательства.
Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.
На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза.
Отличительные особенности сестринского и врачебного диагнозов:
Врачебный диагноз сестринский диагноз
1. выявляет конкретное заболевание выявляет ответную реакцию пациента
или сущность патологического на болезнь или свое состояние
процесса
2. отражает врачебную цель – вылечить сестринскую – решение проблем
пациента при острой патологии пациента
или вывести заболевание в стадию
ремиссии при хронической
3. как правило, правильно поставленный меняется периодически
врачебный диагноз не меняется
Структура сестринского диагноза:
1 часть – описание ответной реакции пациента на болезнь;
2 часть – описание возможной причины такой реакции.
Например : 1ч. – нарушение в питании,
2ч. – связанное с низкими финансовыми возможностями.
Классификация сестринских диагнозов (по характеру реакции пациента на болезнь и своё состояние).
Физиологические (например, пациент не удерживает мочу при напряжении). Психологические (например, пациент боится не проснуться после наркоза).
Духовные - проблемы высшего порядка, связанные с представлениями человека о его жизненных ценностях, с его вероисповеданием, поисками смысла жизни и смерти (одиночество, чувство вины, страх смерти, потребность в святом причастии).
Социальные - социальная изоляция, конфликтная ситуация в семье, финансовые или бытовые проблемы, связанные с выходом на инвалидность, переменой места жительства и т.д.
Таким образом, в модели В. Хендерсон сестринский диагноз всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и направлен на его замещение и преодоление. Как правило, у пациента одновременно диагностируется несколько проблем, связанных со здоровьем. Проблемы пациента учитываются одновременно: сестра решает все проблемы, которые ставит, в порядке их значимости, начиная с самых важных и далее по порядку. Критерии выбора порядка значимости проблем пациента:
Главное, по мнению самого пациента, самое тягостное и пагубное для него либо препятствующее осуществлению самоухода;
Проблемы, способствующие ухудшению течения заболевания и высокому риску развития осложнений.
3 этап СП – планирование сестринского вмешательства
Это определение целей и составление индивидуального плана сестринского вмешательства отдельно для каждой проблемы пациента, в соответствии с порядком их значимости.
Цель : Исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные проблемы, разработать стратегию достижения поставленных целей (план), определить критерий их выполнения.
Для каждой приоритетной проблемы записываются конкретные цели ухода, а для каждой конкретной цели нужно подобрать конкретное сестринское вмешательство.
Приоритетная проблема – конкретная цель – конкретное сестринское вмешательство
В сестринской практике цель - это ожидаемый конкретный положительный результат сестринского вмешательства по определённой проблеме пациента.
Требования, предъявляемые к целям:
Уменьшение или полное исчезновение симптомов, вызывающих страх у пациента или тревогу у сестры;
Улучшение самочувствия;
Расширение возможностей самоухода в рамках фундаментальных потребностей;
Изменение отношения к своему здоровью.
Виды целей
Краткосрочные Долгосрочные
(тактичные) (стратегические).
Структура цели
исполнение критерий условие
(действие) (дата, время, расстояние) (с помощью кого или чего-либо)
Например, пациент пройдет с помощью костылей 7 метров на восьмой день.
Четко сформулированные цели ухода сестринского ухода позволяют м/с составить план по уходу за пациентом.
План - это письменное руководство, предусматривающее последовательность и фазность сестринских вмешательств, необходимых для достижения целей ухода.
Стандарт плана по уходу – базовый уровень сестринского обслуживания, обеспечивающий качественный уход по определенной проблеме пациента, вне зависимости от конкретной клинической ситуации. Стандарты могут быть приняты как на федеральном, так и на местном уровне (департаменты здравоохранения, конкретное лечебно-профилактическое учреждение). Примером стандарта сестринской практики может служить ОСТ «Протокол ведения больных. Профилактика пролежней».
Индивидуальный план по уходу – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление действий м/с, необходимых для достижения целей ухода по определенной проблеме пациента, с учетом конкретной клинической ситуации.
Планирование обеспечивает:
· преемственность сестринского ухода (координирует работу сестринской бригады, помогает поддерживать связь с др. специалистами и службами);
· снижение риска некомпетентного ухода (позволяет контролировать объём и правильность оказания сестринской помощи);
· возможность определения экономических затрат.
В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьёй.
4 этап СП – сестринское вмешательство
Цель : Сделать все необходимое для выполнения плана ухода за пациентом.
Центральны пунктом сестринского вмешательства, всегда является дефицит в способности пациента удовлетворять свои потребности.
1. – пациент не может осуществлять самоуход;
2. – пациент может осуществлять самоуход частично;
3. – пациент может осуществлять самоуход полностью.
В связи с этим различны и системы сестринского вмешательства:
1 – полностью компенсирующая система помощи (параличи, бессознательное состояние, запреты пациенту на перемещение, психические нарушения);
2 – частичная система помощи (большинство пациентов, находящихся в стационаре);
3 – консультативно-поддерживающая система (амбулаторное обслуживание).
Типы сестринских вмешательств:
5 этап СП – оценка результата
– это анализ ответных реакций пациента на сестринское вмешательство.
Цель : Определить, в какой степени достигнуты, поставленные цели (анализ качества сестринской помощи)
Процесс оценки включает;
1 – определение достижения цели;
2 – сравнение с ожидаемым результатом;
3 – формулировка выводов;
4 – отметка в сестринской документации эффективности плана ухода.
Реализация каждого пункта плана по уходу за пациентом приводит в общем случае к новому состоянию пациента, которое может быть:
Лучше прежнего состояния
Без изменений
Хуже прежнего
Оценка осуществляется сестрой непрерывно, с определённой периодичностью, которая зависит от состояния пациента и характера проблемы. Например, оценка в отношении одного пациента будет производиться в начале и в конце смены, а в отношении другого - каждый час.
Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, м/с должна удостоверить это, расписавшись под соответствующей целью и поставить дату.
К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся:
Прогресс в достижении целей;
Ответная положительная реакция пациента на вмешательство;
Соответствие полученного результата ожидаемому.
Если же, цель не достигнута, необходимо:
Выявить причину – поиск допущенной ошибки.
Изменить саму цель, сделать ее более реалистичнее.
Пересмотреть сроки.
Ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Тема: «ВНУТРИБОЛЬНИЧНАЯ ИНФЕКЦИЯ.
ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ»
План:
· Понятие о ВБИ.
· Основные факторы, способствующие распространенности ВБИ.
· Возбудители ВБИ.
· Источники ВБИ.
· Инфекционный процесс. Цепочка инфекционного процесса.
· Понятие о санитарно-эпидемиологическом режиме и его роли в профилактике ВБИ.
· Приказы МЗ, регламентирующие санитарно-эпидемиологический режим в ЛПУ.
· Понятие о деконтаминации. Уровни обработки рук.
Фотографии Антона Дергачева (кроме первой), комментарий Владимира Дергачева Идеальная супружеская пара на лебедях, которая вот-вот поцелуются. Фонтан «Супружеская или Брачная карусель» создан по мотивам немецкого средневекового поэта и композитора Ганс
Логопедическое обследование детей с церебральным параличом Логопедическое обследование детей, страдающих церебральным параличом, строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структ
Александр Гущин За вкус не ручаюсь, а горячо будет:) Содержание Яркая, красивая ягода вишня содержит в себе огромное количество полезных микроэлементов и витаминов. Ее универсальность в кулинарии позволяет приготовить массу хороших, вкусных, уникаль
Ни одна кастрюля в мире не сварит пшенную кашу на молоке так вкусно, как это сделает мультиварка. И ни одна плита не справится с ее приготовлением так быстро, как мультиварка-скороварка. Простой и здоровый завтрак – сладкая пшенная каша на молоке, сдобрен
Название: Рыцарь пентаклей, Рыцарь денариев, Рыцарь монет, Воин монет, Рыцарь бубен, Путешественник, Завоеватель Дел, Всадник, Кавалер, Полезный человек, Повелитель Земель Диких и Плодородных. Значение по Папюсу: Выгода, Прибыль, Польза, Интерес. Важное
Томный август у многих Тельцов станет благоприятным временем для развития личных отношений. В этот период у представителей данного знака Зодиака возникает возможность использовать на полную катушку свое природное обаяние для успеха в сердечных делах. Чтоб