Логопедическое обследование детей с церебральным параличом
Логопедическое обследование детей, страдающих церебральным параличом, строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития при ДЦП охватывает все стороны речи. Важно учитывать соотношение речевых и неречевых нарушений (неврологической симптоматики) в структуре дефекта и определить сохранные механизмы речи.
Комплексное всестороннее обследование особенностей развития речевых, психических функций, двигательной сферы, деятельности различных анализаторных систем позволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием обследования и постановки диагноза является согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача ЛФК.
В ходе логопедического обследования детей с ДЦП используют следующие методы:
Изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных);
Наблюдение за ребенком (в обычной и специально организованной ситуации);
Беседа с родителями и ребенком;
Визуальный и тактильный контроль (ощупывание артикуляционной мускулатуры в покое и в процессе речи);
Использование компьютерных игр при обследовании звукопроизношения, дыхательной и голосовой функций.
Прежде чем начинать обследование ребенка, важно всесторонне изучить медицинскую документацию (данные анамнеза) и проанализировать результаты обследования и заключение невропатолога (неврологический статус), эти данные желательно обсудить с врачом. Особенностью логопедического обследования и анализа структуры речевого дефекта детей с церебральным параличом является принцип соотнесения расстройств артикуляционной моторики с общими двигательными нарушениями. При ДЦП артикуляционная моторика, особенности дыхания и голосообразования оцениваются в соответствии с общими моторными возможностями ребенка (отмечаются даже незначительные двигательные расстройства).
Совместно с невропатологом логопед изучает особенности общей моторики ребенка (удержание головы, свободные повороты ее в стороны, сидение, вертикальное положение стоя, самостоятельная ходьба) и функциональные возможности кистей и пальцев рук (опорная функция, ладонный и пальцевой захват, манипуляции с предметами, выделение ведущей руки, согласованность действий рук, тонкие дифференцированные движения пальцев).
При определении ведущего неврологического синдрома и степени его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике (речедвигательного синдрома) логопед опирается на заключение невропатолога. При этом необходимо отметить отсутствие патологических тонических рефлексов или их наличие и влияние на дыхание, голосообразование и артикуляцию.
Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребенок был совершенно спокоен, не плакал, не был испуганным. Если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, это может отразиться на изменении (повышении) тонуса мышц, и представление о двигательных и речевых возможностях, которое получит логопед, будет ложным. В ходе обследования проводится тщательный анализ тех положений и движений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями желательно уложить на удобную кушетку или ковер, проверив разные положения: на спине, на боку, на животе. В более легких случаях обследование проводится в положении сидя или стоя.
Как и при всяком комплексном обследовании, важно оценить особенности развития познавательной деятельности (внимания, памяти, мышления), сенсорных функций (зрительного, слухового и кинестетического восприятия), проявления эмоционально-волевой сферы.
Логопедическое обследование включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка до момента обследования. Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем первых слов и простых фраз.
Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: губ, языка, зубов, твердого и мягкого нёба, челюстей. При этом логопед определяет, насколько их строение соответствует норме.
Необходимо оценить состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата в покое, при попытках к речевой деятельности, в процессе речи, при мимических, общих и артикуляционных движениях. Состояние мышечного тонуса в органах артикуляции (лицевой, губной и язычной мускулатуре) оценивается при совместном осмотре логопеда и невропатолога. У детей с церебральным параличом нарушения тонуса артикуляционных мышц характеризуются спастичностью, гипотонией или дистонией. Нередко имеет место смешанный характер и вариабельность нарушений мышечного тонуса в артикуляционном аппарате (например, в лицевой и губной мускулатуре может быть выражена гипотония, а в язычной - спастичность). Отмечается наличие или отсутствие гипомимии, асимметрии лица, сглаженности носо-губных складок, синкинезий, гиперкинезов лицевой и язычной мускулатуры, тремора языка, девиации (отклонения) языка в сторону, гиперсаливации.
Логопед оценивает непроизвольные движения артикуляционного аппарата во время еды (сосание, снятие пищи с ложки, питье из чашки, откусывание, жевание, глотание). Выясняются особенности нарушения акта приема пищи у ребенка: отсутствие или затруднение жевания твердой пищи и откусывания от куска; поперхивание и захлебывание при глотании.
Особое внимание обращается на состояние произвольной артикуляционной моторики. При проверке подвижности органов артикуляции ребенку предлагают различные задания по подражанию. Анализируя состояние подвижности речевых мышц, обращают внимание на возможность выполнения артикуляционных позиций, их удержания и переключения. При этом отмечаются не только основные характеристики артикуляционных движений (объем, амплитуда, темп, плавность и скорость переключения), но и точность, соразмерность выполнения движений, их истощаемость. Особенно подробно логопед оценивает объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный); отмечается даже незначительное снижение амплитуды артикуляционных движений языка. У некоторых детей с ярко выраженными речедвигательными синдромами не удается даже пассивно вывести язык из полости рта. Проверяется возможность произвольного высовывания языка, боковых отведений, облизывания губ. удержания языка широким, распластанным, а затем узким, а также верхнего подъема, пощелкиваний и т. д. Оценивается степень и граница глоточного рефлекса (повышение или понижение). Логопед анализирует особенности движений губ (малоподвижные или достаточно подвижные) и нижней челюсти (открывание и закрывание рта, умение удерживать рот закрытым).
Оценка понимания обращенной (имирессивной) речи является важным этапом логопедического обследования. Логопед выявляет уровень понимания обращенной речи (различение интонации, ситуативное понимание, понимание речи на бытовом уровне, в полном объеме). Пассивный словарь проверяется на реальных предметах и игрушках, предметных и сюжетных картинках. При этом определяется, как ребенок понимает значение слова, смысл действия, простого и сложного сюжета, лексико-грамматических конструкций, последовательности событий.
При обследовании собственной (экспрессивной) речи ребенка выявляется уровень его речевого развития. Важно отметить возрастную сформированность лексической и грамматической сторон речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой структуры слов. У безречевых детей отмечается возможность использования ими различных невербальных средств общения: выразительной мимики, жестов, интонации.
При изучении произносительной стороны речи выявляется степень нарушения ее разборчивости (речь невнятная, малопонятная для окружающих; разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая, смазанная). Далее отмечаются особенности нарушений дыхания (поверхностное, учащенное, неритмичное), голоса (недостаточность силы и отклонения тембра голоса) и просодической организации речевого потока.
Подробно проверяется фонетико-фонематический строй речи. При обследовании звукопроизношения необходимо выявить умение ребенка произносить звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и особенно в речевом потоке. Следует отметить недостатки звукопроизношения: искажения, замены, пропуски звуков. Нарушения звукопроизношения сопоставляются с особенностями фонематического восприятия и звукового анализа. Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звукопроизношения в чужой и собственной речи; как он дифференцирует на слух нормально и дефектно произносимые им звуки. <...>
В настоящее время разработаны приемы ранней диагностики дизартрических расстройств на основе оценки неречевых нарушений. Чем младше ребенок и чем ниже уровень его речевого развития, тем большее значение имеет анализ неречевых нарушений. Наиболее частым первым проявлением дизартрических расстройств является наличие псевдо-бульбарного (спастико-паретического) синдрома, первые признаки которого можно обнаружить уже у новорожденного. Прежде всего это отсутствие крика (афония) или его слабость, однообразие, непродолжительность. Крик может быть сдавленным или пронзительным, иногда имеют место отдельные всхлипывания или вместо крика - гримаса на лице. Почти у всех детей с церебральным параличом отмечается раннее проявление неврологической симптоматики в мускулатуре и моторике речевого аппарата. Наиболее Характерными являются следующие нарушения.
Патологические изменения в строении и функционировании артикуляционного аппарата. Нарушение тонуса и подвижности артикуляционных мышц:
в лицевой мускулатуре: наличие асимметрии, сглаженность носо-губных складок, опущение одного из углов рта перекос рта в сторону при улыбке и плаче; гипомимия; нарушение тонуса лицевой мускулатуры по типу спастичности, гипотонии или дистонии; гиперкинезы лица;
в губной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, резкое или незначительное ограничение подвижности губ; недостаточность смыкания губ, затруднение удержания рта закрытым, отвисание нижней губы, препятствующее плотному захвату соски или соска и вызывающее вытекание молока изо рта;
в язычной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса; патология строения языка (при спастичности - язык массивный, оттянут комом назад или вытянут «жалом» вперед; при гипотонии - тонкий, вялый, распластанный в полости рта; раздвоенность языка, невыраженность кончика языка, укорочение уздечки); патология положения языка (девиация в сторону, высовывание языка изо рта); гиперкинезы, тремор, фибриллярные подергивания языка; ограничение подвижности язычной мускулатуры (от полной невозможности до снижения объема артикуляционных движений); повышение или понижение глоточного (рвотного) рефлекса;
в мускулатуре мягкого нёба: провисание нёбной занавески (при гипотонии); отклонение увуля от средней линии;
в твердом нёбе: нёбо высокое, готическое, узкое, уплощенное, наличие в нем расщелины;
аномалии зубного ряда и прикуса.
Нарушения дыхания : инфантильные схемы дыхания (преобладание брюшного типа дыхания после 6 мес), учащенное, неглубокое дыхание; дискоординация вдоха и выдоха (поверхностный вдох, укороченный, слабый выдох); стридор.
Нарушения голосообразования : недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий), отклонения тембра (назализованный, глухой, хриплый, сдавленный, напряженный, прерывистый, дрожащий); нарушение голосовых модуляций, интонационной выразительности голоса. Иногда отмечается асинхронность дыхания, голосообразования и артикуляции.
Нарушение акта приема пищи : сосания (слабость, вялость, неактивность, неритмичность сосательных движений; вытекание молока из носа), глотания (поперхивание, захлебывание), жевания (отсутствие или затруднение жевания твердой пищи), откусывания от куска и питья из чашки.
Гиперсаливация (постоянная или усиливающаяся при определенных условиях).
Оральные синкинезии (ребенок широко открывает рот при пассивных и активных движениях рук и даже при попытке их выполнения).
Отсутствие или ослабление рефлексов орального автоматизма (до 3 мес.), наличие патологических рефлексов орального автоматизма (после 3-4 мес).
С возрастом у ребенка с церебральным параличом все больше выявляется недостаточность голосовых реакций - крика, гуления, лепета. Длительное время крик остается тихим, мало модулированным, монотонным, без интонационной выразительности (не изменяется в зависимости от состояния ребенка). Часто крик имеет носовой оттенок. Звуки гуления и лепета отличаются однообразием, бедностью звукового состава, малой активностью, фрагментарностью.
На более поздних этапах развития в диагностике дизартрических расстройств все большее значение начинают приобретать речевые симптомы: качественная недостаточность голосовых реакций, стойкие нарушения звукопроизношения, речевого дыхания, голосообразования, просодики.
Проанализировав результаты обследования, логопед дает заключение, позволяющее судить о состоянии речевого развития ребенка на момент обследования. Логопедическое заключение (диагноз) ставится совместно логопедом и невропатологом.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др. 6
У детей с ТНР: Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи. Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь). Оптико-пространственный гнозис - на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию). Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания. Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления. 7
Психолого-педагогическая классификация включает две группы речевых нарушений: 1) нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР); 2) нарушение в применении средств общения (заикание и комбинация заикания с общим недоразвитием речи). Нарушения чтения и письма рассматриваются в структуре ОНР и ФФН как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений. 8
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. Выделяются нарушения устной и письменной речи. I.Нарушения устной речи подразделяются на два типа: Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания (дисфония /афония/, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия), Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (алалия, афазия). II. Нарушения письменной речи подразделяются на два вида: дислексию и дисграфию. 9
Для большинства детей с ТНР практически невозможно получение полноценного образования без своевременной специальной логопедической помощи, а также необходимого медико-психолого- педагогического сопровождения. Традиционно детям с тяжелыми нарушениями речи оказывалась комплексная психолого-педагогическая помощь в системе специального образования (в специальных коррекционных дошкольных и школьных образовательных учреждениях V-го вида). В специальных (коррекционных) учреждениях обеспечена систематическая логопедическая помощь, модифицирована учебная программа, используются специальные дидактические пособия и учебники, разработанные в соответствии с возможностями и образовательными потребностями детей с ТНР. 10
Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Несовершенство устной речи препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи. Ситуация неуспеха в освоении столь значимого для социального окружения родного языка приводит к резкому снижению мотивации к преодолению не только речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом. Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у учащихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации. 11
Особые образовательные потребности детей с ТНР: Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным), особенно у детей с низким уровнем речевого развития (моторной алалией); в формировании социальной компетентности. Развитие всех компонентов речи, рече-языковой компетентности. Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики. Формирование навыков чтения и письма. Развитие навыков пространственной ориентировки. Обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально- дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков. 12
Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР: раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи на этапе обнаружения признаков отклоняющегося психо-речевого развития; систематическая коррекционно-логопедическая помощь в соответствии с выявленными нарушениями в раннем или дошкольном возрасте; получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях учреждения массового или специального типа; взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя- логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей; доступность необходимых медицинских услуг, способствующих преодолению и сглаживанию первичного дефекта; 13
Возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курса, вариативность: взаимозаменяемость/сокращение/увеличение академического и социально значимых компонентов обучения, отдельных тематических разделов, учебных часов; применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии; выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве; особая организация диагностических, проверочных и контрольно- оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более дробными инструкциями; объективная оценка результатов освоения ООП обучающимися; щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок; 14
Психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушением речи, которая будет определять содержание и организацию образовательного процесса на каждом уровне общего образования; включение в процесс обучения в о/о специальных предметов коррекционно-лингвистического курса (входящих в состав специально разработанных программ, которые направлены на преодоление недостатков устной и письменной речи учеников с тяжелыми речевыми нарушениями; гибкое варьирование двух компонентов – академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных тематических разделов, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; 15
Реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.); необходимость концентрического подхода к изучению учебного материала, для неоднократном повторении изученного материала; организация для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательных организациях, патроната специальных служб помощи и поддержки (ПМПК, ПМПк, консультативных центров, ПМС- центров, логопедических пунктов); создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие. Организация воспитательной работы с использованием ресурсов системы дополнительного образования; постоянный мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции учащихся. 16
Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы. В содержание профессиональной деятельности учителя- логопеда входит диагностическая, коррекционно- развивающая, организационно-методическая, консультативно- просветительская и профилактическая работа. 17
Учитель-логопед должен обладать фундаментальными научно-теоретическими и методическими знаниями в области логопедии. Необходим учет новых образовательных тенденций в практике коррекционных учреждений для детей с нарушениями речи. Остро стоит вопрос методической подготовки. 18
Развитие современной теоретической и практической логопедии невозможно без интеграции знаний из различных научных областей: фундаментальных (медицина, психология, педагогика) и узкоспециальных (нейропсихология, лингвистика, когнитивная психология, психолингвистика). Это находит отражение в различных подходах в диагностике нарушений речи и, как следствие, структуре и содержании логопедической документации. 19
Протокол обследования речи детей Индивидуальные речевые карты Журнал обследования Перспективные и ежедневные планы логопедической работы Расписание занятий. На основании этих документов делаются выводы об уровне квалификации логопеда. Задача: максимальная стандартизация и унификация логопедической документации. 20
23
Каждое проявление речевой патологии нуждается в четкой и ясной формулировке. Серьезные противоречия - в оценке и фиксации различных форм речевой патологии в виде логопедического заключения. Разные представления об их сущности и взаимосвязях. Задача: стандартизация и единообразие оформления логопедического заключения. 24
25
Варианты логопедического заключения Моторная алалия (I уровень речевого развития). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи при стертой дизартрии. Общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития) при дизартрии. Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) при ринолалии. Системное недоразвитие речи (II уровень речевого развития) у ребенка с задержкой психического развития. Системное недоразвитие речи (I уровень речевого развития) при умственной отсталости. 26
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
Монографии
1.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008 г. – 160 с. 10,0 п.л.
Учебные и учебно-методические пособия
2.Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Специальная педагогика //под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г. – с.316-332. 1,0 п.л.
3.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 г. – 192 с. – доля участия автора 6 п.л. (50%).
4.Приходько О.Г. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Специальная дошкольная педагогика // под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 г. – с.183-219. 2,3 п.л.
5. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: Коррекционная работа на первом году жизни: Методическое пособие. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 160 с. – доля участия автора 5 п.л. (50%).
6.Приходько О.Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Системный подход к разработке индивидуальных программ обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: приложение к курсу лекций // под ред. Е.А.Стребелевой, А.В.Закрепиной. – М.: 2006. – с. 41-43. 0,2 п.л.
7.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 112 с. 7,0 п.л.
8.Артоболевский Д.В., Галлямова Ю.С., Приходько О.Г. Ограничения и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате / Сенсорная комната – волшебный мир здоровья // Под ред. В.Л.Жевнерова, Ю.С.Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007. – Ч.1. Темная сенсорная комната. – с.56-61. – доля участия автора 0,2 п.л.(30%).
9.Галлямова Ю.С., Приходько О.Г. Принципы, направления и задачи развивающей, лечебно-оздоровительной работы в темной сенсорной комнате / Сенсорная комната – волшебный мир здоровья // Под ред. В.Л.Жевнерова, Ю.С.Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007. – Ч.1. Темная сенсорная комната. – с.61-76. – доля участия автора 0,5 п.л.(30%).
10.Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М.: Книголюб, 2008. – 176 с. – доля участия автора 3,7 п.л. (30%).
11.Левченко И.Ю., Ткачева В.В., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич. Дошкольный возраст: Методическое пособие. – М.: Изд. Дом «Образование Плюс», 2008. – 198 с. – доля участия автора 3,1 п.л. (25%).
12.Приходько О.Г. Педагогические системы обучения и воспитания людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // под ред. Н.М. Назаровой. – Т.3: Педагогические системы специального образования / Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Л.В. Андреева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с. – доля участия автора 2,4 п.л.(10%).
13.Худенко Е.Д., Приходько О.Г., Дедюхина Г.В., Шаховская С.Н., Кириллова Е.В., Марунова Л.А. Инновационные технологии развития личности воспитанника дома ребенка. Сборник № 1 – М.: 2008. – 175 с. – доля участия автора 1,8 п.л. (15%)
14.Кальянов И.В., Худенко Е.Д., Приходько О.Г., Новикова Т.Н., Климова Е.И. Классификация и диагностика речевых нарушений. Сборник № 2 – М.: 2008. – 162 с. – доля участия автора 2,0 п.л. (20%).
15.Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста– СПб.: КАРО, 2008. – 160 с. 10,0 п.л.
Программы
16.Приходько О.Г. Дизартрия (программа курса) / Программы дисциплин психолого-педагогической и предметной подготовки по специальности 031800 – «Логопедия». Сборник // Под ред. О.Г. Приходько – М.: МГПУ, 2005. – с. 13-18. 0,3 п.л.
17.Сборник программ по специальности 031800 – «Логопедия» // Под ред. О.Г. Приходько – М.: НАНОО «МСГИ», 2005. – 240 с. 15 п.л.
18.Приходько О.Г. Ранняя комплексная дифференцированная коррекционно-развивающая помощь детям с двигательной патологией (программа спецкурса) / Сборник программ дисциплин специализации «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» и спецкурсов по специальности 031800 – «Логопедия» // Под ред. О.Г.Приходько. – М.: МГПУ, 2009. – с. 87-96. п.л.
19.Приходько О.Г., Гусейнова А.А.. Познавательное развитие детей в младенческом и раннем возрасте (программа курса) / Сборник программ дисциплин специализации «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» и спецкурсов по специальности 031800 – «Логопедия» // Под ред. О.Г.Приходько. – М.: МГПУ, 2009. – с. 24-33. п.л.
20.Приходько О.Г., Парамонова Г.В. Психофизическое развитие детей младенческого и раннего возраста в онтогенезе (программа курса) / Сборник программ дисциплин специализации «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» и спецкурсов по специальности 031800 – «Логопедия» // Под ред. О.Г.Приходько. – М.: МГПУ, 2009. – с. 5-11. п.л.
21.Приходько О.Г. Задачи, содержание и методы ранней помощи детям с двигательными нарушениями // Дефектология. – 2003 г. – № 4. – с. 36-39. 0,5 п.л.
22.Приходько О.Г. Коррекция нарушений речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008 г. – № 10. – с. 187-198. 0,7 п.л.
23.Приходько О.Г. Система комплексной педагогической работы по коррекции полиморфных нарушений развития детей раннего возраста с церебральным параличом // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008 г. – № 12. – с. 204-212. 0,5 п.л.
24.Приходько О.Г. Нарушения раннего речевого развития детей с двигательной церебральной патологией // Дефектология. – 2009 г. – № 1. – с. 31-38. 0.8 п.л.
25.Приходько О.Г. Особенности познавательного развития детей раннего возраста с церебральным параличом // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. – 2009 г. – № 1. – с. 23-29. 0,5 п.л.
26.Приходько О.Г. Стимуляция речевого развития детей раннего возраста с двигательной патологией // Дошкольное воспитание. – 2009 г. – № 2. – с. 92-100. 0,5 п.л.
27.Приходько О.Г. Стимуляция познавательного и социального развития детей раннего возраста с церебральным параличом // Дошкольное воспитание. – 2009 г. – № 3. – с. 66-74. 0,5 п.л.
Научные статьи
28.Приходько О.Г. Принципы организации логопедической работы с детьми раннего возраста, страдающими неврологическими заболеваниями // Развитие и коррекция. – 1998 г. – Вып. 3 – с. 65-76. 0,75 п.л.
29.Приходько О.Г. Современные подходы к логопедической работе с детьми при ДЦП // Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии (16-19 марта 1999г.). Тезисы докладов. – М.: МГПУ, 1999 г. – с.141-143. 0,2 п.л.
30.Приходько О.Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии // Развитие и коррекция. – 1999 г. – Вып.5. – с.51-57. 0,4 п.л.
31.Сологубов Е.Г., Кожевникова В.Т., Ильина З.И., Приходько О.Г. Опыт использования мягкой игровой комнаты в комплексном лечении детей с перинатальной энцефалопатией и детским церебральным параличом // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Тезисы докладов VII Международной научно-практической конференции (16-19 июня 1998г.). – Смоленск: изд-во СГМА, 1998 г. – с.35-36. – доля участия автора 0,1 п.л. (20%).
32.Приходько О.Г. Ранняя диагностика дизартрических нарушений у детей раннего возраста // IV Царскосельские чтения. Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием (25-26 апреля 2000г.) т.III. – СПб.: ЛГОУ, 2000. – 0,2 п.л.
33.Приходько О.Г. Особенности логопедического обследования детей с церебральным параличом // V Царскосельские чтения. Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием (24-25 апреля 2001г.). Том V. – СПб, ЛГОУ, 2001 г. – с.159-161. 0,2 п.л.
34.Приходько О.Г. Повышение эффективности обучения студентов педагогических ВУЗов особенностям коррекционной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата / «Проблемы подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков». – София-Москва, 2001. – с. 172-192. 1,0 п.л.
35.Приходько О.Г., Сологубов Е.Г., Кожевникова В.Т., Ильина З.И. Опыт использования мягкой игровой комнаты компании «Рехаб энд медикал» в комплексном лечении детей с перинатальной энцефалопатией и ДЦП / Сборник статей и методических рекомендаций «Сенсорные комнаты «Снузлин». – М., 2001. – доля участия автора 0,1 п.л. (20%).
36.Приходько О.Г. Сложная структура нарушений у детей раннего возраста с церебральным параличом / «А.Р.Лурия и психология 21 века». 2-я международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.Р.Лурия. 24-27 сентября 2002г. Тезисы сообщений. – М., 2002. – с. 116. 0,1 п.л.
37.Приходько О.Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста с церебральным параличом / Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 13-15 октября 2003 г. Т. 2. – СПб: Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – с. 492-497. 0,4 п.л.
38.Приходько О.Г. Раннее выявление речедвигательных расстройств у детей первых лет жизни с церебральным параличом / Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство: Сб. науч.-метод. трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – с. 243-246. 0,25 п.л.
39.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательными нарушениями: задачи, содержание и методы / «Ранняя медико-психолого-психологическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. Москва, 18-19 февраля 2003г. // Сост. Ю.А.Разенкова, Е.Б.Айвазян. – М.: Полиграф сервис, 2003. – с. 284-302. 1,0 п.л.
41.Приходько О.Г. Специфика раннего речевого развития детей с церебральным параличом / «Онтогенез речевой деятельности: норма и патология». Материалы Всероссийской конференции с международным участием. 21-23 декабря 2004 года. – М.: 2004. – с. 111-115. 0,3 п.л.
42.Приходько О.Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста с церебральным параличом / Сборник научных трудов факультета специальной педагогики и специальной психологии МГПУ (вып. 1). – М.: МГПУ, 2005. – с. 84-88. 0,3 п.л.
43.Приходько О.Г. Нарушения развития у детей с перинатальным поражением ЦНС в первые годы жизни / Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ. Т. 2. – М.: МГПУ, 2005. – с. 189-192. 0,25 п.л.
44.Приходько О.Г., Парамонова Г.В. Особенности познавательного развития детей раннего возраста с церебральным параличом / Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ. Т. 4. – М.: МГПУ, 2005. – с.188-191. – доля участия автора 0,1 п.л. (50%).
45.Приходько О.Г. Особенности речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом и пути коррекционного воздействия / Логопедия ХХI века: Материалы симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006 г.) – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. – с. 253-258. 0,3 п.л.
46.Приходько О.Г. Речевое развитие детей с церебральным параличом и система коррекционного воздействия // Логопед в детском саду. – 2006 г. – № 6. – с. 14-17. 0,25 п.л.
47.Приходько О.Г., Парамонова Г.В. Специфика нарушений развития познавательной деятельности детей с церебральным параличом в первые годы жизни / Сборник научных трудов, посвященный 30-летию факультета специального образования, Минск, БГПУ, 25 апреля 2006 г. – Мн.: БГПУ, 2006. – с. 262-267. – доля участия автора 0,2 п.л. (50%).
48.Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с церебральными параличами // Коррекционная педагогика: теория и практика.– 2007 г. – №3 (21). – с. 5-14. – доля участия автора 0,2 п.л. (30%).
49.Приходько О.Г. Особенности речевого развития детей раннего возраста с двигательной патологией и пути коррекционного воздействия // Практическая психология и логопедия. – 2007 г. – № 4 (27). – 0,3 п.л.
50.Приходько О.Г. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста с двигательной патологией / Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Современная полифункциональная и интерактивная коррекционно-развивающая среда» (12-14 сентября 2007г.) – Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2007. – с. 32-39. 0,5 п.л.
51.Приходько О.Г. Раннее речевое развитие детей с церебральным параличом / Актуальные вопросы современной логопедии. Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию МСГИ. – М.: НАНОО «МСГИ», 2007. – с.48-53. 0,3 п.л.
52.Приходько О.Г. Профилактика и коррекция нарушений развития детей с тяжелыми нарушениями речи в полифункциональной среде сенсорной комнаты / Коррекционная педагогика: проблемы теории и практики: сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – с. 136-141. 0,4 п.л.
53.Приходько О.Г., Белякова Ю.Ю. Коррекционно-развивающая работа с детьми с двигательной патологией в полифункциональной среде сенсорной комнаты / Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Современная полифункциональная и интерактивная коррекционно-развивающая среда» (12-14 сентября 2007г.) (12-14 сентября 2007г.) – Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2007. – с. 18-21. – доля участия автора 0,1 п.л. (50%).
54.Приходько О.Г., Белякова Ю.Ю. Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с двигательной патологией // Логопед в детском саду. – 2007 г. – №7. – с. 36-39. – доля участия автора 0,15 п.л. (50%).
55.Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Особенности современной системы медико-психолого-педагогической помощи детям с двигательной патологией // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2007 г. – № 1 (16). – с. 98-104. – доля участия автора 0,2 п.л. (50%).
56.Приходько О.Г. Актуальные проблемы подготовки психолого-педагогических кадров для ранней помощи детям с отклонениями в развитии / Конференция МГПУ. 9-11 декабря 2008г. – М.: МГПУ, 2008. – с. . 0,25 п.л.
57.Приходько О.Г. Система комплексной дифференцированной педагогической работы с детьми раннего возраста по коррекции нарушений развития / «Проблемы раннего выявления нарушений развития и оказание коррекционной помощи детям в условиях образовательного учреждения». Материалы III Международной конференции дефектологов. 28-29 ноября 2007 г. Ч.I. – М.: 2008. – с. 6-12. 0,4 п.л.
58.Приходько О.Г. Специфика нарушений психики у детей с церебральным параличом в первые годы жизни / «Логопедические технологии в коррекционно-развивающем образовании: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 0,3 п.л..
59.Приходько О.Г. Специфика нарушений развития у детей первых лет жизни с двигательной церебральной патологией / Специальное образование: традиции и инновации. Материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 10-11 апр. 2008г. – Минск: БГПУ, 2008. – с.268-271. 0,25 п.л.
60.Приходько О.Г., Гусейнова А.А. К вопросу интеграции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Сборник научных трудов (международный межвузовский выпуск). Т.II // Сост. М.Н.Русецкая, О.Г.Приходько. – М.: МГПУ, 2008. – с. 263-268. – доля участия автора 0,2 п.л. (50%).
61.Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Актуальные проблемы непрерывного специального образования детей с церебральным параличом на современном этапе / Проектирование модели «Школа будущего для детей, нуждающихся в особом внимании». Материалы городского круглого стола. – М., 2008. – с. 17-25. – доля участия автора 0,1 п.л.(50%).
62.Приходько О.Г. Логопедическая работа по коррекции речедвигательных нарушений у детей с церебральным параличом в первые годы жизни // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 2. – с. . 0,5 п.л.
Преподаваемые дисциплины
«Ранняя диагностика нарушений познавательного, речевого и двигательного развития», «Коррекционно-развивающая работа с детьми младенческого и раннего возраста», «Логопедия (нарушения произносительной стороны речи – дизартрия)», «Дифференцированный логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи», «Логопедическая работа с детьми с двигательными нарушениями», «Комплексная реабилитация детей с двигательной церебральной патологией (детский церебральный паралич)».
Носит звание Почётный работник высшего профессионального образования РФ; Ветеран труда. Имеет медаль в память 850-летия Москвы и орден «Профессионал России». Лауреат Грантов Москвы в области гуманитарных наук в 2001, 2004, 2005, 2010 годах.
Почетные грамоты Минобрнауки России и Департамента образования г. Москвы, грамота Министерства образования Российской Федерации.
О себеОкончила в 1986 году Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина по специальности «олигофренопедагогика».
Действительный член Академии медико-технических наук, эксперт Государственной Думы РФ по проблемам ранней помощи и предупреждения детской инвалидности, эксперт координационного совета мэрии Москвы по делам инвалидов, общественный эксперт по вопросам развития дошкольных образовательных услуг для детей с ОВЗ Департамента образования г. Москвы, член Национальной ассоциации экспертов по ДЦП и сопряженным заболеваниям, Ассоциации дошкольных образовательных учреждений, учебно-методического объединения по направлению специальное (дефектологическое) образование.
Является ведущим специалистом в таких областях как система ранней помощи детям с отклонениями в развитии и комплексная реабилитация (медико-социальная и психолого-педагогическая) детей с ДЦП; специфика социального, познавательного, речевого и двигательного развития у детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии; преодоление речедвигательных расстройств у детей с ДЦП, развитие компонентов двигательной сферы (артикуляции, тонкой ручной и общей моторики) у детей раннего и дошкольного возраста с речевыми расстройствами; коррекция дизартрии у детей с неврологической симптоматикой.
Оксане Георгиевне принадлежит авторство уникальной практической методики «Дифференцированный логопедический массаж», а также ряда фундаментальных научных и учебно-методических работ по проблемам комплексной реабилитации и спец. образования детей с ОВЗ.
На основе полученных теоретико-методологических и практических результатов ей разработан и внедрён в образовательный процесс ряд авторских учебных дисциплин, по которым в рамках своей научно-педагогической деятельности она читает оригинальные лекционные курсы.
С 2011 под руководством О.Г. Приходько и при ее непосредственном участии в МГПУ была открыта программа подготовки бакалавров по профилю «Дошкольная дефектология», а также – программа подготовки магистров «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
Логопедическое обследование детей с церебральным параличом Логопедическое обследование детей, страдающих церебральным параличом, строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структ
Александр Гущин За вкус не ручаюсь, а горячо будет:) Содержание Яркая, красивая ягода вишня содержит в себе огромное количество полезных микроэлементов и витаминов. Ее универсальность в кулинарии позволяет приготовить массу хороших, вкусных, уникаль
Ни одна кастрюля в мире не сварит пшенную кашу на молоке так вкусно, как это сделает мультиварка. И ни одна плита не справится с ее приготовлением так быстро, как мультиварка-скороварка. Простой и здоровый завтрак – сладкая пшенная каша на молоке, сдобрен
Название: Рыцарь пентаклей, Рыцарь денариев, Рыцарь монет, Воин монет, Рыцарь бубен, Путешественник, Завоеватель Дел, Всадник, Кавалер, Полезный человек, Повелитель Земель Диких и Плодородных. Значение по Папюсу: Выгода, Прибыль, Польза, Интерес. Важное
Томный август у многих Тельцов станет благоприятным временем для развития личных отношений. В этот период у представителей данного знака Зодиака возникает возможность использовать на полную катушку свое природное обаяние для успеха в сердечных делах. Чтоб
Историк А.Н.Сахаров – доктор? Чего? /памфлет/ Вы, конечно, помните "Суды времени" на 5-канале петербургского ТВ, проводимые двумя либерал-поборниками Н.Сванидзе и Л.Млечиным при участии со стороны защиты С.Кургиняна. В определенном месте и назначенный ча