Доклад: Психологическая готовность детей к обучению в школе. Курсовая работа: Психологическая готовность к обучению в школе

25.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Егорова Татьяна Анатольевна
Психологическая готовность детей к обучению в школе

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе школьников . Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым.

Л. С. Выготский указывал на то, что обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.

Понятие «психологическая готовность к обучению » имеет смысл только в условиях массового обучения в школе , поскольку именно в этом случае учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень актуального развития детей и среднюю «зону ближайшего развития» .

Таким образом, – это необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.

Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе , то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению , так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

О «психологической готовности » судят по уровню развития следующих психических сфер : эффективно – потребностной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Каким же должен быть уровень развития указанных выше сфер, чтобы можно было говорить о наличии психологической готовности к школьному обучению ? Для лучшего понимания вопроса необходимо обратиться к теоретической проработке проблемы психологической готовности к школе в трудах психологов (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.) .

Так, Л. И. Божович выделила несколько параметров психического развития ребенка , наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе . Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Самым важным в психологической готовности Л . И. Божович считала мотивационный план. Были выделены две группы мотивов :

1) Широкие социальные «мотивы учения» , или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2) Мотивы, связанные «непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей , потребность в интеллектуальной активности ив овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

Готовый к школе ребенок хочет учиться, что позволяет ему занять определенную позицию в обществе людей, открывающий доступ в мир взрослых, и к тому же у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отно-шения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника » .

Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника » может служить критерием готовности к школьному обучению .

Новообразование «внутренняя позиция школьника » (возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов ) в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности или произвольном поведении ученика.

Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения в психической готовности к школе . Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе – вопрос , весьма слабо изучен и проработан в литературе. Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста , развивающимся внутри учебной деятельности этого возраста, а с другой – слабое развитие произвольности – мешает началу обучения в школе .

Обсуждая проблему готовности к школе , Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности, основные из них :

Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу;

Умение ориентироваться на заданную систему требований;

Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания в установленной форме;

Умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному воспринимаемому образцу.

Фактически это параметры развития произвольности, на которые опирается в первом классе.

При изучении интеллектуального компонента акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя, это тоже важно, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Так, Л. И. Божович писала : «…усвоение любого учебного предмета предполагает наличие у ребенка способности выделить и сделать предметом своего сознания те явления действительности, знания о которых он должен усвоить. А это обязательно требует определенного уровня общения».

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе выделяется и развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.

Анализ учебной программы и требований школы , предъявляемых к ученику, подтверждают общепринятые положения, что готовность к школе проявляется в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах.

В практической деятельности психологов имеется ряд диагностических программ по определению психологической готовности детей 6 лет к школьному обучению .

Эти программы состоят из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень развития аффективно - потребностей (мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер.

Шестилетние дети по уровню своего развития – дошкольники . Они не могут полностью развиваться в условиях системы школьного обучения . Включение детей 6 лет в учебную деятельность требует особых условий – «дошкольного » режима, игровых методов обучения и др .

Вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе .

Основные параметры психологического развития ребенка , наиболее влияющие на успешное обучение в школе , это следующие :

Личностная готовность к школе , включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника , занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе , учителям и учебной деятельности;

Мотивационная готовность . Ребенок, готовый к школе , хочет учиться, у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, позицию открывающую доступ в мир взрослости, у него познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома;

Интеллектуальная готовность . Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, мышления, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию;

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно тру-диться, делая то, что от него требует учеба и режим школьной жизни .

Следовательно, психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Отставание в развитие одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту .

В этой статье мне захотелось более подробно расскрыть все моменты психологической готовности ребенка к обучению в школе. В ней я рассмотрела основные критерии ипозии готовности детей к школе. Стать предназначена в основном для родителей старших дошкольников, для их более полного понимания и осмысления данной ситуации. Также здесь даны элементы диагностики психологической готовности детей старшего дошкольного возраста. Это поможет педагогам дошкольных учреждений сориентироваться в данной проблеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Проблема психологической готовности ребенка к школе для психологии всегда стояла перед родителями. Под психологической готовностью к школьному обучению мы понимаем необходимый уровень психологического развития ребенка для успешного усвоения школьной программы при созданных условиях обучения.
Психологическая готовность ребенка к обучению – один из
важнейших результатов психологического развития в период дошкольного детства.

Мы живем в 21 веке и сейчас большие требования предъявляются к организации воспитания и обучения, которые заставляют искать новые, эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. И поэтому проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.

С решением этой проблемы связано определение принципов и целей в организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. Но от ее решения зависит и успешность последующего обучения детей в школе. Основной и главной целью психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Для успешной реализации этой цели сегодня создаются различные классы. В их задачу входят осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, готовым и неготовым к школьному обучению.

В разное время психологи активно занимались этой проблемой. Было разработано множество методик и программ (Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) диагностики школьной подготовки детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости. Но на практике психологу не очень легко выбрать из этого множества ту, которая сможет в целом определить готовность ребенка к обучению и если это необходимо помочь ребенку подготовиться к школе.


Личностные особенности ребенка в психологической готовности к обучению в школе.
Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, которая охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка. И поэтому психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Но внутри него выделяются различные подходы:

1.Исследования, которые должны быть направлены на формирование у детей детского сада определенных навыков, необходимых для обучения в школе.
2. Исследования изменений и новообразований в психике ребенка.
3. Исследования отдельных компонентов учебной деятельности.

4. Изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия
заданному при последовательном выполнении словесных указаний
взрослого.

Готовность к школе сегодня рассматривается, как готовность к школьному обучению. Это обосновано взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности.

Проблема психологической готовности к школьному обучению обращает на себя внимание при проблеме смены ведущих типов деятельности, т.е. в момент перехода от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности.

Такой подход является сегодня актуальным и значимым.
Л. И Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к
обучению в школе должна складывается из уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, самой познавательной деятельности к социальной позиции школьника. А.В. Запорожец отмечал, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему связанных между собой качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, степени готовности механизмов волевой регуляции.

Выделяют три аспекта школьной зрелости:
интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость способна отразить функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций и способность долгое время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости можно отнести потребность ребенка в общении со сверстниками и умение контролировать и подчинять свое поведение законам детских групп.

Зарубежные исследования подготовки к школе направлены в основном на создание тестов и в меньшей степени ориентированы на теорию самого вопроса, а в работах отечественных психологов есть глубокая теоретическая проработка проблемы психологической подготовки к школе, которая выходит из трудов Л.С. Выготского.

Важную роль в готовности ребенка к обучению в школе играет мотивационный план. Выделяются две группы мотивов учения:

1. Социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми.

2. Мотивы, связанные с учебной деятельностью, или
познавательные интересы детей.

У ребенка, готового к школе, возникает желание учиться потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. Эти две потребности способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, так называемой «внутренней позицией школьника». Новообразование «внутренняя позиция школьника» представляет собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, что выражается в произвольном поведении ученика. Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в этой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе – вопрос слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что с одной стороны, произвольное поведение считается новообразование младшего школьного возраста, а с другой стороны – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе..

В качестве показателей психологической готовности
также выделяют развитие интеллекта ребенка.

В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе внимание обращается не на сумму усвоенных знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе можно выделить еще одну – развитие речи.

Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки т.е. у него должен быть развит фонематический слух. Подводя итог всему сказанному, перечислим психологические сферы, при развитии которых судят о психологической готовности к школе: аффектно - потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая. Постараемся рассмотреть их более подробно.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий. Если сказать иными словами, на основе наглядно- действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает ребенку возможность предусматривать результаты своих действий. Ребенок начинает ставить перед собой познавательный задачи, ищет объяснения явлениям. В дошкольном возрасте внимание носит произвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах..

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание материала. Он начинает использовать приемы, направленные на повышение эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с
исследования памяти. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок, послушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться повторное воспроизведение – после дополнительного зачитывания тех же слов – и отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания.

Наиболее распространенными методиками, диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления, являются следующие:
а) «Объяснение сюжетных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, на сколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, на сколько развита его речь; б) «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать. Ребенок составляет группы карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия. Например: мебель, одежда.

При отборе детей в школы, учебные программы которых значительно усложнены, и к интеллекту поступающих предъявляются повышенные требования (гимназии, лицеи), используют более трудные методики. Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.
Личностная готовность к школьному обучению.
Чтобы ребенок хорошо учился, он прежде всего, должен стремиться к
новой школьной жизни, к новым занятиям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной деятельности, более значимой, чем игра дошкольника. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно-значимым и общественным делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к взрослости. Это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст.

Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от игрового способа существования и проявляет яркое отношение к учебной деятельности в целом. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего
в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе.

К концу дошкольного возраста взрослый начинает становиться авторитетом, образом для подражания. Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Личностная готовность к школе включает также определенное отношение ребенка к себе. Учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. развитие самосознания. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника и особые экспериментальные приемы. Детей, у которых не выработан мотив к обучению в школе (со слабой познавательной потребностью), больше привлекает игра.

Волевая готовность. Определяя личностную готовность ребенка к школе надо выявить специфику развития произвольной сферы. Произвольное поведение ребенка проявляется при выполнении конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Это приводит к тому, что он управляет своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это говорит о том, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными под влиянием ситуативных чувств и желаний. Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Ведущую роль в социальной обусловленности воли он отводит речевому общению ребенка со взрослым.

В современных научных исследованиях понятие волевого действия рассматривается в разных аспектах. Одни психологи первым звеном полагают выбор решения и постановку цели, другие ограничивают волевое действие только его исполнительной частью.
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной
обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения. Появление определенной волевой направленности, выдвижения на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь своим поведением ребенок сознательно добивается поставленной цели. Вместе с тем, не смотря на то, что в дошкольном возрасте появляются волевые действия, сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям. Отсюда следует, что развитие произвольности к целенаправленной деятельности определяет во многом школьную готовность ребенка.

Нравственная готовность к школьному обучению . Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера, взаимоотношений ребенка со взрослыми. Д.Б. Эльконин связывает нравственную готовность с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется в основном в сотрудничестве со взрослыми: в дошкольном возрасте ребенок учится самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания.. Однако взрослые продолжают оставаться постоянным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка дошкольника. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом всему образу жизни взрослых людей. В условиях повседневного поведения и общения его со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка дошкольного возраста формируется знание многих социальных норм.. Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения. Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное соподчинение. Возникновение у ребенка к началу младшего школьного возраста устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью.

Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление. При поступлении ребенка в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению, а иногда и нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность. Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению в школе, проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимают руки и перебивают друг друга. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за тем, что происходит в классе и нарушают дисциплину.

Основные признаки неподготовленности детей к школьному обучению.

Существуют различные варианты развития детей 6-7 лет с личностными особенностями , которые влияют на успешность в школьном обучении.

1. Тревожность . Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны
учителя и родителей, при большом количестве замечаний и упреков. Тревожность может возникает из-за страха что-то сделать плохо или неправильно. Также тревожность может возникнуть в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего. Из-за того, что тревожность нарастает у ребенка формируется низкая самооценка и снижаются учебные достижения, в результате чего закрепляется неуспех и неуверенность в себе. Здесь будет проявляться боязнь проявлять инициативу. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности в любом случае отражаются на качестве учебной деятельности ребенка, низкая результативность деятельности вызывает отрицательную реакцию окружающих, а эта реакция усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя, и учителя.

2. Негативистическая демонстративность . Демонстративность –
особенность личности, связанная с повышенной потребностью в
успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Ребенок, который
обладает этим свойством, ведет себя излишне манерно. Его эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели – обратить на себя внимание и получить одобрение.
Для демонстративного ребенка основная проблема недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Источником демонстративности обычно является недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье «заброшенными», «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования предъявляются избалованными детьми. Дети с негативистической демонстративностью, нарушая своими поступками правила поведения, добиваются необходимого им внимания.. Ребенок, действуя по принципу: «пусть лучше ругают, чем не замечают», - извращенно реагирует на внимание и продолжает делать то, за что его наказывают.
Таким детям нужно найти возможность самореализоваться. Лучшее место
для проявления демонстративности таких детей – это сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях, детям подходят другие виды художественной деятельности в том числе и изобразительная.
Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания, или, по возможности, как можно меньше эмоционально делать замечания и наказывать.

3. «Уход от реальности» - это еще один вариант неблагоприятного
развития. Проявляется он тогда, когда у ребенка демонстративность
сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную
потребность во внимании к себе, но реализовывать ее в резкой
театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они
малозаметны среди сверстников, опасаются вызвать неодобрение, стремятся выполнять все требования взрослых.
Не достигая существенных успехов в учебе, такие дети так же, как и
чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но
выглядит это иначе; такой ребенок не нарушает дисциплины, не мешает работать учителю и одноклассникам, он просто «витает в облаках».
Дети очень любят фантазировать, поэтому в мечтах и разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном и литературном творчестве.

При поощрении взрослыми активности детей, при проявлении положительного внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

4. Еще одной актуальной проблемой социально-психологической готовности ребенка является проблема формирования у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития ребенка. Одним из вариантов может являться вербализм.
Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим
развитием памяти на фоне не достаточного развития восприятия и мышления. У такого ребенка речь развивается рано и интенсивно. Они рано овладевают сложными грамматическими конструкциями и обладают богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая вербальное общение со взрослыми, дети не достаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями или другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению соотносить свои действия с заданными способами, что не позволяет ему успешно учиться в школе. На этом фоне у ребенка возникает чувство беспокойства, это является началом для появления страха и тревоги. Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоциональных, чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они при: наличие страхов у родителей. Для невротических страхов характерны большая эмоциональная интенсивность. Социальная позиция школьника, налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности и может спровоцировать появление страха «быть не тем».Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, быть осужденным,
наказанным. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности в адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей.

Выявить страхи младших школьников можно с помощью методов неоконченных предложений и рисования страхов. Коррекционная работа с этими детьми заключается в обучении видам деятельности, характерным для дошкольного возраста – игре, конструированию, рисованию, т.е. тем, которые соответствуют развитию
мышления.

Многие педагоги и психологи связывают с готовностью к школьному обучению успешную адаптацию ребенка в первом классе. Адаптация в первом классе – особый и сложный период адаптации в жизни ребенка. Ребенок, психологически не готовый к обучению в том или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован. Под школьной дезадаптацией понимается некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально- психологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным. Нарушения психического развития приводит к тем или иным нарушениям в школьной адаптации. Интеллектуальные нарушения приводят к трудностям в овладении учебной деятельности, личностные – к трудностям в общении и взаимодействии с окружающими, особенности нейродинамики (гипердинамический синдром, психомоторная заторможенность или нестабильность психических процессов) влияют на поведение, что может нарушать и учебную деятельность, и взаимоотношение с окружающими. В связи с этим представляется, что в понятии «готовность к школе» возможно выделить две подструктуры : готовность к учебной деятельности и социально- психологическая готовность к школе.

Исследования современных психологов свидетельствуют о том, что феномен социально-психологической дезадаптации существует у учащихся начальной школы и может проявляться примерно в 37% случаев. Степень дезадаптации различна: от проблемности до конфликтности и социокультурной запущенности. Проявления дезадаптации различны – они могут быть выделены по объективным и внешне выраженным показателям (социометрический статус, не уверенное, агрессивное поведения).

Для организации психологической помощи ребенку на этапе
подготовки к школьному обучению можно применять следующие приемы: подготовка в детском саду, диагностика в школе с последующими коррекционными занятиями.

К 6-7 годам память претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности. Внимание носит произвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.

Таким образом, обобщая все изложенное можно сказать, что школьная готовность – это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную личностную, волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен соответствовать предъявляемым ему требованиям. Социально-психологическая готовность к обучению включает в себя развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются в тех случаях, когда начальная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении. Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению приводит к не успешности учебных действий, а к невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам, к возможному возникновению страхов.

Готовым к школьному обучению является тот ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания это
предполагает развитие под новообразования – внутренней позиции самого ребенка.

Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением и познавательной деятельностью, что становится только возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.
Незрелость мотивационной сферы часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего
личностного новообразования – внутренней позиции самого ребенка. Это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, на его эмоционально-положительное отношение к школе и стремление самого ребенка соответствовать образцу.
Но когда внутренняя позиция школьника не удовлетворена, он
может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе, боязнь школы, нежелание посещать ее.

Понятие «диагностика». Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе. Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе достаточно остро при подготовке детей к обучению в школе стоят перед педагогами, психологами, медиками и родителями. В своей работе они должны исследовать диагностические методы в процессе психологической подготовки детей к обучению в школе. Слово «диагностика» в переводе с греческого языка означает «учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза», «процесс постановки диагноза». Слово «психодиагностика» переводится буквально «постановка психологического диагноза».

Данный термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в которой ставятся следующие общие вопросы:

1. Какова природа психологические явлений и принципиальная возможность их научной оценки?

2. Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений?

3. В какой мере применяемые средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным, методологическим требованиям?

4. Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?

5. Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям проведения психодиагностики, средствам обработки полученных результатов и способам их интерпретации?

6. Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты?

Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:

1. Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту.

2. Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой.

3. Необходимо выявлять минимум практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики.

4. Разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в области психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области.

Оба комплекса вопросов и теоретические, и практические, тесно взаимосвязаны. Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка психологического состояния человека.

Научная и практическая психодиагностика решает ряд задач. К ним относятся следующие.

Задачи психодиагностики:

1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Все чётыре задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого исследования. Причем практически во всех случаях требуется владение методами количественного анализа.

Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, определяют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека.

Два подхода индивидуально- психологических особенностей: номотетический (измерение индивидуально-психологических особенностей, требующие соотнесения с нормой); идеографический (распознавание индивидуально- психологических особенностей и их описание).

Психодиагностика достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть психолог-диагност, настолько обширна, а знания, умения и навыки настолько сложны, что психодиагностика рассматривается как особая специализация в работе профессионального психолога.

В данном случае психологу-диагносту необходимо тщательно изучать те методы психодиагностики, которые дают возможность исследовать психологическую готовность к обучению ребенка в школе, и особенности личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, идущего в первый класс.

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному развитию. Они уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим – менее развитым – только методики, рассчитанные на детей 4-6- летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей его среды.

Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям первого класса, необходимо удостовериться в том, что она интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить уровень психологического развития, достигнутый ребенком.

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия – это обследование детей в детском саду в апреле-мае.

Ребенок, поступающий в первый класс должен уметь:

1) Воспроизводить образец;

2) Работать по правилу;

3) Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;

4) Различать отдельные звуки в словах.

Все обследования должны проводиться в присутствии родителей.

По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игра. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность в том, что он хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо. Результаты обследования должны быть зафиксированы в карте психического развития ребенка.

К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там данными только по согласованию с психологом.

При переходе ученика в новое учебное заведение карта может передаваться психологу этого учреждения.

Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу - выявление его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте заполняются все, что отражает его развитие на момент обследования. Здесь должны быть зафиксированы основные проблемы ребенка и должен быть намечен план развивающей работы.

Готовность к школе детей является результатом всей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и детским садом на протяжении всего дошкольного возраста. Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к восприятию новой социальной позиции, положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Во второй главе нами было рассмотрено понятие диагностики. Нами были выявлены ряд вопросов, на которые должна отвечать такая наука, как диагностика.

Мы также отобразили два подхода индивидуально- психологических особенностей: номотетический (измерение индивидуально-психологических особенностей, требующих соотнесения с нормой); идеографический (распознавание индивидуально- психологических особенностей и их описание).

Выяснили, что научная и практическая психодиагностика решает ряд задач, характерных для психического развития ребенка.

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др.

Также в психодиагностике существует два подхода индивидуально- психологических особенностей: номотетический (измерение индивидуально-психологических особенностей, требующие соотнесения с нормой); идеографический (распознавание индивидуально- психологических особенностей и их описание).

Список литературы

Книги

1.Вьюнова Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. - М.: Академический проект, 2005. - 253 с. - (Учебное пособие для студентов вузов)

2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е издание Питер, 2009

3. Замулина Л. В. Готовимся к школе: Упражнения и тесты / Л. В. Замулина. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. - 185 с.: ил. - (Готовимся к школе)

4. Семаго Н. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации / Н. Семаго, М. Семаго. - М.: Чистые пруды, 2005. - 30 с. - (Библиотечка "Первого сентября". Школьный психолог; Вып. 2)

5. Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребенка шести-семи лет: методический материал / Ю. Соколова; Худ. Н. Воробьева. - М.: ЭКСМО, 2003. - 63 с.: ил. - (Академия дошкольного развития)

6. Талызина Н. Ф. Практикум по педагогической психологии: Учебное пособие. Для студентов высших педагогических учебных заведений / Н. Ф. Талызина. - М.: Академия, 2002. - 192 с. - (Высшее образование)
СТАТЬИ

1.Аншукова Е. Ю. Организация работы между ДОУ и общеобразовательной школой / Е. Ю. Аншукова // Начальная школа: плюс до и после. - 2004. - N 10. - С.38-42

2. Бадулина О. И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования: методический материал / О. И. Бадулина // Начальная школа. - 2002. - N 1. - С.101-104

3. Готов ли ребенок к школе?: [тест]: [тест] // Няня. - 2005. - N 4. - С.46

4. Жукова Е. Работа с родителями дошкольников: [Цикл занятий по программе "На пороге школьной жизни" для детей старшего дошкольного возраста и родителей] / Е. Жукова // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2006. - N 9. - С.14-23

5. Коновалова О. Это лучше, чем игра. Готов ли ваш ребенок к первому классу?: Совет психолога / О. Коновалова // Учительская газета. - 2005. - N 35. - С.11

6. Максименко М. Ю. Нейропсихологический подход к оценке готовности детей к школе / М. Ю. Максименко // Школа здоровья. - 2001. - N 4. - С.17-22

7. Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе / Г. Новикова // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 8. - С.95-100


Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна из сложнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна из сложнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальной школы.

В настоящее время задача подготовки детей к обучению в школе является достаточно актуальной и выходит на одно из первых мест в диагностической практике психологической науки. В рамках этой проблемы идет решение задач развития личности детей, познавательной сферы, повышение эффективности их обучения. Данная проблема разрабатывается в современной зарубежной и отечественной науке (А. Анастази, С. Урбина, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская, А.Л. Венгер, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, А.В. Запорожец). Она возникла несколько десятилетий назад в связи с изменением (снижением) сроков систематического обучения и включала решение вопроса оптимального возраста начала обучения. Ответ на вопрос, в каком возрасте необходимо начать обучение, когда и при каком состоянии этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии и отрицательно сказываться на здоровье – связан с решением вопроса о содержании данного явления, определением его структуры и критериев диагностирования.

Готов ли ребенок к школе? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Для одних взрослых это умение читать, писать, и считать (таких, пожалуй, большинство); для других – способность сосредоточиться на определенном деле и выполнить его по инструкции; для третьих – большой запас сведений и знаний по принципу «все обо всем» (чем более разнообразны эти знания, тем лучше); для четвертых – умение выполнять все требования взрослых. И каждый будет по-своему прав, так как четкого определения понятия «готовности» в современной психологии не существует.

Существуют различные подходы, в рамках которых предлагались различные способы определения готовности ребенка к обучению в школе. Одни указывали на достаточность критерия достижения детьми определенной степени морфологического развития, другие связывали готовность с умственным развитием, третьи считали непременным условием определенный уровень психического и, прежде всего, личностного развития.

Проблема изучения готовности возникает на рубеже возрастов при переходе из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Спецификой данного периода является смена ведущего вида деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игры на учебную деятельность, которая будет осваиваться, и обуславливать развитие в младшем школьном возрасте.

Исследователи проблемы готовности детей к школе Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломенский, Г.Г. Кравцов, В.С. Мухина, и другие, подчеркивают, что готовность к школе – это многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Готовность – это определенный уровень психологического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность, умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками, подчиняться школьным правилам, успешность освоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Требование, предъявляемые ребенку школой, связаны, как показывают исследования психологов (Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.), с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является постоянным, а изменяется и обогащается. Высокий уровень современной науки и техники, развития нашего общества, диктуют изменения в содержании и методах школьного обучения.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Очень важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным. Однако готовность к школе не сводится только к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к новым условиям жизнедеятельности.

Мотивационная готовность. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть мотивация к обучению. Должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующую самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.

Эмоционально-волевая готовность . У дошкольников должны быть сформированы эмоционально-волевые усилия. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы - внимание, память . Недостаточное волевое развитие у дошкольников на последующих этапах онтогенеза может лежать в основе такого явления, как «отход от школы», стремление вернуться назад в детский сад, тормозить формирование личности младшего школьника (например, такого личностного новообразования, как произвольность), воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, - успешен в школе.

Социальная готовность. С оциальная зрелость – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности. Когда ребенок попадает в школе в ситуацию дезадаптации, не комфорта и не успеха, то ответственны в этом родители.

Интеллектуальная готовность . И самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал вместе с классом.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка, каких то отдельных сформированных знаний или умений (например, чтение), хотя, конечно определенные навыки у ребенка должны быть. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Однако, главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которая и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, писать, то есть переводит во внутренний план.

Интеллектуальная готовность - это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.

Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные, и что самое важное для школы – в игры с правилами. Он моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации: в одних лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми. Все сензитивные периоды развития дошкольника постигают разнообразие социальных связей. Поэтому важнейшей предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребенка (капризности, плаксивости, страха перед учениками и перед учительницей, и даже отказ ходить в школу).

Список использованной литературы:

  1. Безруких М.М. Портрет будущего первоклассника // Дошкольное воспитание. – 2003. - №2. – С 47-51.
  2. Волкова – Гаспарова Е.Н. Ребенок идет в школу // Дошкольное воспитание. – 2006. - №10. – С 23-26.
  3. Голикова Н.Т. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание. – 2004. - №4. – С 42-28.
  4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 152с.
  5. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994. – 192с.
  6. Новикова Н.А. Психологическая готовность к школе // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – С 95-100.

Светлана Князева
Проблема психологической готовности к обучению в школе

«Проблема психологической готовности к обучению в школе »

учитель-дефектолог : Князева С. И.

Проблемой изучения психологической готовности ребёнка к школе занимались многие исследователи, как в зарубежной, так и отечественной психологии (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, М. И. Лисина, Н. И. Гуткина, Е. О. Смирнова, Е. Е. Кравцова, Д. Б. Эльконин, Ст. Холл, Я. Иирасек, Ф. Керн).

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на

современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, раскрывающая уровни развития психологических качеств , являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению » рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста , обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению .

В. С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это

желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

Л. А. Венгер рассматривая понятие «готовность к школе » , под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность , в которую входят «внутренняя позиция школьника » , волевая и интеллектуальная готовность .

К умственной зрелости (интеллектуальной) авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее.

Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения .

Понятие психологической готовности к школе

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения .

Компоненты психологической готовности к школьному обучению

Психологическая готовность к обучению к школе отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием, структура психологической готовности к школьному обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-важные качества - УВК) определяется способностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения .

Составляющие психологической готовности ребенка к обучению в школе включают следующие компоненты :

1. Интеллектуальная готовность ;

2. Личностная готовность ;

3. Психофизиологическая готовность .

1. Интеллектуальная готовность . Интеллектуальная готовность показывает сформированность у ребенка основных психических процессов : восприятия, памяти, мышления, воображения, символической функции сознания.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в определённом кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы .

К шести годам ребёнок должен знать свой адрес, название города, где он живёт; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

Ребёнок должен :

1. Знать о своей семье, быте.

2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.

3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

2. Личностная готовность . В 6-7 лет закладываются основы будущей личности : формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослых, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть взрослым, потребность в признании сверстников : у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре или других видах деятельности быть первым, лучшим; появляются потребности поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и др.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения, ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочет в данный момент, а так как «надо» .

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение и неудачам в деятельности (одним свойственно стремление к успеху высоким достижением, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний) .

Ребенок, готовый к школе , хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника » . Он характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека , занимающегося в общественном месте общественно-значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» .

3. Психофизиологическая готовность к обучению в школе

К семи годам достаточно сформированы структура и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90 процентов веса мозга взрослого человека. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.

К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, отвечающей за развитие речи. Этот процесс находит отражение в речи детей. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов. Если вы спросите у детей четырех-пяти лет, как назвать одним словом грушу, сливу, яблоко и абрикос, то можно наблюдать, что некоторые дети вообще затрудняются найти такое слово или им требуется много времени для поисков. Семилетний же ребенок без труда находит подходящее слово («фрукты» ).

К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушария. Мозг ребёнка «левеет» , что находит свое отражение в познавательной деятельности : она становится последовательной, осмысленной и целенаправленной. В речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.

К началу школьного обучения у ребёнка достаточно развиты тормозные реакции, которые помогают ему управлять своим поведением. Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными.

Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма. Процесс окостенения запястий завершается лишь к двенадцати годам. Моторика руки у детей шестилетнего возраста развита хуже, чем у семилеток, поэтому дети семилетнего возраста более восприимчивы к письму, чем шестилетки.

В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребёнка недостаточно ловки, точны и координированны.

Все перечисленные изменения в физиологических процессах нервной системы позволяют ребёнку участвовать в школьном обучении .

Дальнейшее психофизиологическое развитие ребёнка связано с совершенствованием анатомо-физиологического аппарата, развитием физических характеристик (вес, рост и т. п., совершенствованием двигательной сферы, развитием условных рефлексов, соотношением процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, к компонентам готовности к школьному обучению относятся интеллектуальная готовность (сформированность таких психических процессов как восприятие, память, мышление, воображение, личностная готовность (формирование устойчивой структуры мотивов, зарождение новых социальных потребностей, новых типов мотивации, усвоение моральных ценностей и социальных норм, психофизиологическая готовность (сформированность структур и функций мозга) .

Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Таким образом, понятие психологической готовности к школьному обучению включает в себя :

Интеллектуальную готовность (наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний) ;

Личностную готовность (готовность к принятию новой социальной позиции - положение школьника , имеющего круг прав и обязанностей).

-психофизиологическую готовность (общее состояние здоровья) .

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»

Проходя практику в школе, я столкнулась с некоторыми трудностями. При наборе первых классов родители приходили с детьми, которые умели уже считать, писать и даже знали таблицы умножения, начинали учить английский язык, иными словами – интеллектуально они были полностью готовы к учебе. Но психологически и эмоционально этим детям еще рано было посещать школу, так как они не были мотивированы на получение знаний, им тяжело было адаптироваться к новому коллективу, принять свою социальную роль школьника и отвечать всем требованиям педагога. Если говорить в целом, то такие дети психологически еще не готовы к обучению в школе. Но объяснить это родителям было очень сложно, ведь они утверждали: «Как? Мой ребенок не глупый! Вот он уже самостоятельно читает, решает примеры, умеет писать! Вы что-то путаете: мой сын (дочь) полностью готовы к школе, мы всей семьей его (ее) готовили к поступлению». В данной статье я попробую объяснить, что же представляет собой – готовность ребенка к школе и какие ее составляющие.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Школьные психологи считаю, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которыe ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

1. Личностная готовность .

Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

2. Волевая готовность к обучению в школе.

К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий - внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения).

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника . Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

3. Интеллектуальная готовность

Следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества.

В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка . Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.

Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

4. Социально-психологическая готовность ребенка

Она тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.

Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

И так мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юних учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

Любите и берегите себя!

Последние материалы сайта