Презентация "Внутренняя среда организма. Кровь". Функции и состав крови Кровь в организме

22.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

План1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Функции крови, её состав
Эритроциты, свойства и функции
Лейкоциты, виды, свойства и функции
Тромбоциты,свойства и функции
Гемолиз и его виды
Гемостаз, его механизмы
Группы крови
Резус - фактор

Что такое кровь

кровь – это комплекс
жидкостей, которые омывают
клеточные элементы и
участвуют в обмене веществ в
тканях и органах.
кровь – это жидкая ткань,
не имеющая сообщения с
внешней средой.

Функции крови

1. транспортная
2 терморегуляторная
3. дыхательная
4. питательная
5. экскреторная
6. регуляторная
7. иммунная
8. поддержание водно - солевого
баланса тканей

Состав крови

Органические соединения плазмы

1. Белки
а) альбумины
б) глобулины
в) фибриноген
2 Азотсодержащие соединения
а) мочевина
б) креатин
в) остаточный азот
3 Безазотистые соединения
а) глюкоза
б) ферменты
в) гормоны
г) жиры, липиды
Значение: Поддерживают онкотическое давление,
вязкость, суспензионные свойства крови

Неорганические соединения плазмы

Na+ - 138 – 148 ммоль /л
К+
- 3.5 – 5.3 ммоль/л
Са++ - 0.75 – 2.75 ммоль/л
Tr++ - 8.9 – 28.6 мкмоль/л
Значение: Поддерживают осмотическое
давление плазмы крови

Форменные элементы крови

Er- Эритроциты

Er- эритроциты это красные, безъядерные
кровяные тельца, выглядят как двояко вогнутые
линзы.
Выполняют функции:
Транспортную
Питательную(трофическую)
Защитную(ферментативную)
Дыхательную
Буферную
М - 4.5 - 5.5 *10 12 в 1 л
Ж - 3.7 - 4.7 *10 12 в 1 л

Повышенное содержание Er- эритроцитоз
Пониженное содержание Er – эритропения
Hb O2 – оксигемоглобин
Hb CO2 – карбгемоглобин

L - Лейкоциты

L - белые кровяные клетки, обладают
фагоцитозом. Являются носителями антител.
лейкоциты живут 8-12 дней
4 - 8.8*10 9 в 1 л
Выполняют функции
Защитную
Иммунную
Ферментативную

Лейкоцитарная формула -

Лейкоцитарная формула это процентное соотношение всех форм
лейкоцитов

Лейкоцитоз - это повышенное содержание
лейкоцитов
Лейкопения - пониженное содержание
лейкоцитов

Tr - Тромбоциты

Тромбоциты- кровяные пластинки
Выполняют функции:
Свертывания крови
Фагоцитоза
Ферментативную
Изменяет проницаемость стенок капилляров

Физико-химические свойства крови

1. РН крови или реакция крови
РН=7.36 – слабощелочная
Ацидоз – кислота более 7.36
Алкалоз- щелочная, менее 7.36
2. Осмотическое давление – обеспечивается
солями оно постоянно = 0.9%

3. Онкотическое давление обеспечивается растворенными
белками плазмы крови
4. Вязкость крови(супензионные
свойства)
4-5 у.е

5. Коллоидные свойства (скорость оседания
эритроцитов СОЭ)
М 6-12 мм/час
Ж 8-15 мм/час
6. Удельный вес крови
1.052-1.064 , зависит от количества
эритроцитов к
составу плазмы крови
7. Свертывание крови
Капиллярной крови 3-5 минут
Венозной крови 5-10 минут

Буферные свойства крови

1. Фосфатный буфер
2. Гемоглобиновый буфер
3. Бикарбонатный буфер
4. Белковый буфер
ацидоз- закисление
алкалоз- защелачивание

гемопоэз

Гемопоэз-сложный комплекс механизмов
, обеспечивающий образование и
разрушение форменных элементов крови.
1.Первые клетки крови появляются на
третьей неделе внутриутробной жизни.
2.На 4-5 неделе центром кроветворения
является печень.
3.К концу 5 месяца органами
кроветворения становятся селезёнка и
лимфатические узлы
4. с третьего месяца красный костный

Кровь

Слайдов: 17 Слов: 446 Звуков: 0 Эффектов: 91

Кровь. Состав крови. Плазма (межклеточное вещество). Форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Форменные элементы крови. Эритроциты. Лейкоциты. Тромбоциты. Функции крови: Регуляция гомеостаза Транспортная Регуляция температуры тела Защитная Гуморальная регуляция. Значение крови. «Кормилец». «Регулятор деятельности». «Защитник». «Кондиционер». «Хранитель устоев». У взрослого человека 4-5 л крови. СОСТАВ КРОВИ: Главная функция эритроцитов и гемоглобина - перенос кислорода от легких к другим органам. Присоединяя кислород, гемоглобин из синеватого становится алым. Иммунитет. Естественный. - Кровь.ppt

Кровь урок

Слайдов: 15 Слов: 591 Звуков: 0 Эффектов: 47

План урока. Терминологическая разминка «Закончи фразу» Тема урока Подведение итогов. Физиологический раствор. Тромбоциты. Фибриноген. Тромб. Резус-фактор. Фибрин. Сыворотка крови. Донор. Реципиент. «Закончи фразу». 1 вариант При ранении у места повреждения сосуда накапливаются и разрушаются……….. Плазма крови без фибриногена называется………… Вторую группу крови можно переливать к …………… Человек, которому переливают кровь, называется……….. 2 вариант При образовании тромба растворимый белок фибриноген превращается в……… В сети фибрина застревают клетки крови и образуется……… Кроме группы крови, для успешного переливания, необходимо учитывать……….. - Кровь урок.ppt

Кровь 8 класс

Слайдов: 12 Слов: 255 Звуков: 0 Эффектов: 2

Подумайте! Но миллионы кораблей выходят из гаваней вновь в плавание». Основные понятия урока: Плазма; Сыворотка; Тромб; Фибрин; Фибриноген; Фагоцитоз; Свертывание крови; Молекула гемоглобина. Схема переноса кислорода гемоглобином. Hb - гемоглобин hb+o2 hbo2 hbo2 hb+o2 hbco2 hb + CO2 hb + CO2 hbco2. Лейкоциты. Фагоцитоз - процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов, других чужеродных веществ. Мечников Илья Ильич 1845-1916 гг. Количественный состав крови. Эритроцитов; 1 куб.Мм - 6000 - 8000 лейкоцитов; 1куб. - Кровь 8 класс.ppt

Биология кровь

Слайдов: 19 Слов: 474 Звуков: 0 Эффектов: 53

Кровь как внутренняя среда организма

Слайдов: 11 Слов: 305 Звуков: 0 Эффектов: 0

Кровь как компонент внутренней среды организма. Внутренняя среда. Внутренняя среда организма. Кровеносная система человека. Плазма крови. Эритроциты. Характеристика групп крови. Переливание крови. Лейкоциты. Тромбоциты. Свертываемость крови. - Кровь как внутренняя среда организма.ppt

Информация о крови

Слайдов: 11 Слов: 710 Звуков: 0 Эффектов: 115

Кровь. Движение крови. Движение крови по кровеносным сосудам. Поясни рисунок. Скорость тока крови. Проводим тренинг. Прием в травмпункте. Тип кровотечения. Что изображено на рисунке. Вакцина. Инфаркт. - Информация о крови.ppt

Кровь человека

Слайдов: 10 Слов: 311 Звуков: 0 Эффектов: 0

Презентация к уроку биологии на тему: «Иммунитет» 8 класс. Способы попадания микроорганизмов и вирусов в организм. Водный Воздушно-капельный С пищей При контакте с животными и растениями. Особые механизмы, препятствующие проникновению микробов. Естественный иммунитет (врожденный) вырабатывается в результате перенесенных болезней передается по наследству. Переливание крови. 1638 год – древние греки пытались спасти воинов. 1667 год – проведено переливание крови ягненка больному юноше. 1819 год – анг. врач Дж. Бланделл - переливание крови от человека человеку. 1832 год – Г. Вольф спас умирающую после родов женщину. - Кровь человека.ppt

Кровь у человека

Слайдов: 17 Слов: 948 Звуков: 0 Эффектов: 0

Внутренняя среда. 1- кровеносный капилляр 2- тканевая жидкость 3-лимфатический капилляр 4 - клетка. Кровь: состав и значение. Гомеостаз. Осуществляется в почках. Удаление отходов процесса обмена веществ - выделение. Осуществляется экзокринными органами - почками, лёгкими, потовыми железами. Регуляция температуры тела. Понижение температуры через потоотделение, разнообразные терморегулирующие реакции. Регуляция уровня глюкозы в крови. В основном осуществляется печенью, инсулином и глюкагоном, выделяемыми поджелудочной железой. Регуляция гомеостаза. Терморегуляция - другой пример отрицательной обратной связи. - Кровь у человека.ppt

Состав крови

Слайдов: 15 Слов: 542 Звуков: 0 Эффектов: 11

Внутренняя среда организма. Цели урока. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Рис.1 - Внутренняя среда организма. Гомеостаз-. Свойство живых организмов поддерживать постоянство внутренней среды организма. Дыхательная питательная выделительная терморегуляторная защитная гуморальная. Значение крови. Состав крови. Рис.2 - Состав крови. Плазма 60 %. Форменные элементы 40 %. Эритроциты. Лейкоциты. Тромбоциты, или кровяные пластинки. Рис. 3 – Состав крови. Плазма крови. Неорганические вещества. Органические вещества. Вода. Минеральные соли 0,9 %. Белки. Глюкоза. Витамины. Жировые вещества. Продукты распада. - Состав крови.pps

Кровяное давление

Слайдов: 7 Слов: 621 Звуков: 0 Эффектов: 0

Кровяное давление. Артериальное давление. Артериальное давление - один из важнейших параметров, характеризующих работу кровеносной системы. Точно так же незначительно отличается давление в крупных венах и в правом предсердии. Процедура измерения артериального давления. Наиболее легко в измерении артериальное давление. - Кровяное давление.ppt

Артериальное давление

Слайдов: 16 Слов: 384 Звуков: 0 Эффектов: 47

Артериальное давление. Измерение артериального давления. Атмосферное давление. Цена деления барометра-анероида. Эксперимент. Что такое артериальное давление. Методы измерения. Мониторинг артериального давления. Что влияет на артериальное давление. Показатели артериального давления. - Артериальное давление.ppt

Группа крови

Слайдов: 29 Слов: 798 Звуков: 0 Эффектов: 60

"Четыре группы крови - четыре досье на человечество". Цель: Задачи: Теоретически обосновать принадлежность человека к четырем группам крови. О.Э. Мандельштам. Откуда что взялось?! Карта крови. Голос предков. Группы крови и болезни. Самая старая – I группа (00). II (АО, АА) появилась позже, предположительно на Ближнем Востоке. Изменились меню и условия жизни - вот и произошла генетическая мутация. III группа (ВВ, ВО) зародилась в Центральной Азии. IV (АВ) - самая молодая. Появилась всего, может, одну-две тысячи лет назад. Очевидно, как результат половой активности кочевников. - Группа крови.ppt

Группы крови человека

Слайдов: 11 Слов: 1053 Звуков: 0 Эффектов: 0

Группы крови современном мире. Введение. История эволюции групп крови. III группа крови принадлежит "кочевникам". Наконец, самая молодая - IV группа крови. Группа крови и характер. Одно из исследований русских ученых: I группа. Стремятся быть лидером, целеустремленны. Умеют выбирать направление для движения вперед. Верят в свои силы, не лишены эмоциональности. II группа. Любят гармонию, спокойствие и порядок. Хорошо работают с другими людьми. III группа. Легко приспосабливается ко всему, гибки, не страдают отсутствием воображения. IV группа. Группа крови и предпочтения в еде. - Группы крови человека.ppt

Донорство крови

Слайдов: 52 Слов: 1167 Звуков: 0 Эффектов: 0

Научные направления. Донорство плазмы, клеток крови и костного мозга. Факторы, негативно влияющие на состояние донорского движения. Изменение структуры донорских кадров. Основные вопросы анкеты (проанализировано 1423 анкеты, включавшие 39 вопросов). Возрастной состав доноров. Социальный состав доноров. Регулярность участия в донорстве. Распространенность вредных привычек среди доноров. Оценка донорами своего питания. Мотивы, побудившие стать донором (%). Причины, препятствующие участию в донорстве. Отношение администрации к донорству. Эффективность пропаганды донорства. Выводы по результатам социологического обследования. - Донорство крови.ppt

Переливание крови

Слайдов: 18 Слов: 38 Звуков: 0 Эффектов: 0

Переливание крови. История. 1628 г. - Английский врач Уильям Гарвей делает открытие о кровообращении в человеческом организме. Но в последующие десять лет переливания от животных к людям были запрещены законом из-за тяжелых отрицательных реакций. 1818 г. - Джеймс Бланделл (англ. James Blundell), британский акушер, проводит первое удачное переливание человеческой крови пациентке с послеродовым кровотечением. С 1825 по 1830 год Бланделл провел 10 трансфузий, пять из которых помогли пациентам. Бланделл опубликовал свои результаты, а также изобрел первые удобные инструменты для взятия и переливания крови. - Переливание крови.ppt

Первая помощь при кровотечениях

Слайдов: 8 Слов: 236 Звуков: 0 Эффектов: 0

Виды кровотечений. Первая помощь при кровотечениях. Капиллярное При небольших порезах; кровь медленно сочится из раны. Венозное Кровь темно-вишневого цвета. Течет из раны потоком. Артериальное Кровь ярко-алого цвета. Бьет из раны фонтаном. Первая помощь при капиллярных кровотечениях. Продезинфицировать рану Наложить стерильную повязку. Первая помощь при венозных кровотечениях. Продезинфицировать кожу вокруг раны. Наложить стерильную, давящую повязку. Дать обезболивающее Доставить в больницу. Первая помощь при артериальных кровотечениях. Правила наложения жгута. Под жгут обязательно подкладывается ткань. -

1 слайд

2 слайд

3 слайд

Мечников Илья Ильич (1845-1916) Выдающийся русский учёный, положивший начало многим важнейшим направлениям в биологии и медицине. Автор знаменитой фагоцитарной теории иммунитета, за которую ему, первому из русских биологов, была присуждена Нобелевская премия. И.И.Мечников создал теорию воспаления как защитной реакции организма в борьбе с болезнью. Основал первую русскую бактериологическую станцию. Имя И.И.Мечникова пользуется всемирной известностью.

4 слайд

Форменные элементы Форменные элементы Строение клетки Место образования Продолж. функционирования Место отмирания Содерж. в 1 мм3 крови Функции Эритроциты Красные Кровяные Безъядерные клетки Красный костный мозг 3-4 мес. Печень, селезёнка 4,5-5 млн. Пигмент гемоглобин образует непрочные соединения с О2 и СО2 и транспортирует их. Лейкоциты Белые Кровяные амёбообразные клетки, имеющие ядро. Красный костный мозг, селезёнка, лимфатические узлы. 3-5 дней Печень, селезенка, а также места, где идёт воспалительный процесс 6-8 тыс. Защита организма от болезнетворных микробов путём фагоцитоза. Вырабатывают антитела, создавая иммунитет. Тромбоциты Кровяные пластинки Красный костный мозг 2-5 дней Печень, селезёнка. 300-500 тыс. Участвуют в свёртывании крови при повреждении кровеносного сосуда, способствуя преобразованию белка фибриногена в фибрин – волокнистый кровяной сгусток.

5 слайд

Кровь - удивительная жидкость. С древних времён ей приписывали могучую силу. Древние жрецы приносили её в жертву своим богам, люди кровью скрепляли свои клятвы… Кровь – это особый вид соединительной ткани, клетки расположены далеко друг от друга, много межклеточного вещества.

6 слайд

Функции крови. Питательная Дыхательная Гуморальная Выделительная Защитная Терморегуляторная Гомеостатическая

7 слайд

Плазма. Неорганические вещества: Органические вещества: белки Глюкоза Жиры Углеводы Гормоны Продукты распада витамины Соли натрия, калия, кальция: вода

8 слайд

Эритроцит гемоглобин Эритроциты, или красные клетки крови, хорошо видны под микроскопом в капле свежей крови. Их много, поэтому они хорошо заметны: в 1 мм3 – 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов. Это мелкие безъядерные клетки двояковогнутой формы. Такая форма значительно увеличивает поверхность эритроцитов. Красноватую окраску придаёт эритроцитам особый белок – гемоглобин. Благодаря ему эритроциты выполняют дыхательную функцию крови: гемоглобин легко соединяется с кислородом и так же легко его отдаёт. Принимают участие эритроциты и в удалении углекислого газа из тканей. Образуются эритроциты в красном костном мозге. Их век недолог – 100-120 суток. Ежедневно вместо погибших образуется до 300 млрд. новых эритроцитов.

9 слайд

Переливание крови. Группы крови. Переливанием крови лечат многие болезни. В начале ХХ столетия были открыты группы крови. С этого времени стало возможным правильно подбирать донора – человека, дающего свою кровь для переливания. При переливании крови нужно, чтобы группа крови донора и реципиента – человека, получающего часть крови были совместимы. В 1901 году австрийский исследователь К.Ландштейнер исследовал проблему совместимости крови при переливании. Смешивая в опыте эритроциты с сывороткой крови, он обнаружил, что при одних сочетаниях сыворотки и эритроцитов наблюдается реакция агглютинации (склеивание) эритроцитов, при других – нет. Процесс агглютинации возникает в результате взаимодействия определённых белков: присутствующих в эритроцитах антигенов – агглютиногенов и содержащихся в плазме антител – агглютининов. При дальнейшем изучении крови выяснилось, что главными агглютиногенами эритроцитов оказались агглютиногены А и В, а в плазме крови – агглютинины a и b.Различают 4 группы крови.

10 слайд

Лейкоцит Лейкоциты (белые кровяные клетки; от лейко … и греч kytos – вместилище, здесь - клетка), бесцветные клетки крови человека и животных. Все типы лейкоцитов (лимфоциты, моноциты, базофилы, эозинофилы и нейтрофилы) шаровидной формы, имеют ядро и способны к активному амебовидному движению. Лейкоциты играют важную роль в защите организма от болезней – вырабатывают антитела и поглощают бактерии. В 1 мкм крови в норме содержится 4-9 тыс. лейкоцитов. Количество лейкоцитов в крови человека подвержено колебаниям: оно повышается к концу дня, при физической нагрузке, эмоциональном напряжении, приеме белковой пищи, резкой смене температуры окружающей среды. Существуют две основные группы лейкоцитов – гранулоциты (зернистые лейкоциты) и агранулоциты (незернистые лейкоциты). Гранулоциты подразделяются на нейтрофилы, эозинофилы и базофилы. Все гранулоциты имеют разделенное на лопасти ядро и зернистую цитоплазму. Агранулоциты разделяются на два основных типа: моноциты и лимфоциты.

11 слайд

Тромбоцит Кровяные пластинки(тромбоциты) – небольшие безъядерные образования, в 1 мм3 их содержится до 400000. Продолжительность их жизни – 5-7 дней. Образуются они в красном костном мозге. Основная функция связана с процессом свёртывания крови.

12 слайд

Свёртывание крови. повреждение (Тромбоциты разрушаются) ТРОМБОПЛАСТИН протромбин тромбин фибриноген фибрин тромб + клетки крови Свёртывание крови – это защитная реакция организма, препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных организмов.

13 слайд

14 слайд

Иммунитет Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также от инородных тел и веществ. Он бывает нескольких видов. Естественный иммунитет вырабатывается в результате перенесённых болезней или передаётся детям от родителей по наследству (такой иммунитет называют врождённым). Искусственный(приобретённый) иммунитет возникает в результате введения в организм готовых антител. Это происходит, когда заболевшему человеку вводят сыворотку крови переболевших людей или животных. Можно получить искусственный иммунитет и при введении вакцин – культур ослабленных микробов. В этом случае организм активно участвует в выработке собственных антител. Такой иммунитет остаётся на долгие годы.

15 слайд

Тест 1).Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин – Лейкоциты Эритроциты Тромбоциты


Что это такое?

Кровь - внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и потклеточных структур (эритроцитов и тромбоцитов). Циркулирует по системе сосудов под действием силы ритмически сокращающегося сердца.

В среднем, массовая доля крови к общей массе тела человека составляет 6,5-7 %. У позвоночных кровь имеет красный цвет (от бледно- до тёмно-красного), который ей придаёт гемоглобин, содержащийся в эритроцитах.



С незапамятных времен люди поняли, какое важное значение для организма имеет кровь. Неоднократно им приходилось видеть, что раненое животное или человек, потерявшие много крови, умирают. Эти наблюдения привели людей к мысли, что именно в крови заключается жизненная сила. Многие века истинное значение крови для организма оставалось загадкой, хотя изучать процесс кровообращения ученые начали с давних времен. Сначала им приходилось скрывать свои исследования, потому что за смелые попытки раскрыть тайны природы всемогущая в те времена церковь жестоко карала. Но вот миновало мрачное средневековье. Наступила эпоха Возрождения, освободившая науку от церковного гнета. XVII век дал человечеству два замечательных открытия: англичанин У. Гарвей открыл закон кровообращения, а голландец А. Левенгук создал микроскоп, позволивший изучать строение всех тканей человеческого организма и клеточный состав самой удивительной ткани - крови. В это время и возникла наука о крови - гематология.


В 17 веке итальянский физиолог М.Мальпиги впервые увидел под микроскопом кровообращение в капиллярах и назвал их волосяными сосудами.

К 60-м годам 19 века французским ученым Ж. Пуазейлем и немецким ученым К. Людвигом была изучена механика передвижения крови как перемещение жидкости в системе трубок, а французским ученым Э. Марейем - динамика деятельности сердца.

В 1865 году русский ученый В.Сутыгин впервые провел лабораторные исследования по консервации крови и оживлению обескровленных собак переливанием несвертывающейся крови семидневного хранения. Сегодня врачами широко используется метод хранения крови в консервированном виде и дальнейшего использования ее в случае необходимости.


Интересные факты.

За сутки сердце взрослого человека перекачивает около 10 тысяч литров крови! Один удар сердца выталкивает в артерию около 130 миллиграммов крови. А общая длина кровеносных сосудов в организме человека составляет около 100 000 км. От Нью-Йорка до Москвы – всего 7500 км.

Кухонный кран должен быть включен во весь напор на протяжении 45 лет, чтобы вылить количество воды, равное количеству крови, перекачанной сердцем за человеческую жизнь средней продолжительности.

В Японии считается, что темперамент и характер человека зависит от группы крови больше, чем от даты рождения. Поэтому многие больше доверяют характеристике группы крови, чем гороскопам по знаку зодиака.

Предел Армстронга – это высота над уровнем моря, где давление падает до такой степени, что кровь в человеческом теле закипает (19200 метров над уровнем моря).

Создаваемого человеческим сердцем давления, достаточно для поднятия крови на уровень 4-го этажа.


Интересные факты.

В водах Антарктики обитают ледяные рыбы, или белокровки. Это единственный вид позвоночных, в крови у которых нет эритроцитов и гемоглобина - поэтому кровь ледяных рыб бесцветна. Их метаболизм основан только на кислороде, растворённом непосредственно в крови. Такое строение кровеносной системы позволило белокровкам существовать в среде обитания с температурой ниже точки замерзания воды.

Наша кровь красная из-за наличия в ней железа в качестве переносчика кислорода. У некоторых пауков кровь синего цвета, так как у них вместо железа в крови используется медь.

Первое переливание крови. Первое переливание крови в России было осуществлено 20 апреля 1832 года петербургским акушером Андреем Вольфом. Весной 1832 года в медицинском мире России произошло событие, которое, как ни странно, осталось тогда почти незамеченным. Мало того, вскоре забылись не только дата этого события, но даже имя человека, с которым оно было связано.Спустя сто и более лет «виновника» стали упоминать все чаще, называя «акушером Вольфом», связывая его с первым и по счастливой случайности успешным переливанием крови в России. Но никогда не приводилось никаких сведений об имени и отчестве «акушера Вольфа», не говоря уже о его жизни и трудах. Во всех учебниках и руководствах, на всех лекциях, посвященных хирургии и другим дисциплинам, рассматривающим вопросы переливания крови, «акушер Вольф» оставался некой полулегендарной личностью. В одном из изданий Большой медицинской энциклопедии читаем: «В 1832 году Г. Вольф перелил кровь женщине, умиравшей после родов...». Стоп! «Акушер Вольф» уже превратился в «Г. Вольфа». Кто же он? Григорий? Георгий? Герман? Ни в одной энциклопедии, ни в одном справочнике такого акушера Вольфа не оказалось. Ну что же, подобные случаи наблюдались не раз. Тщательный просмотр петербургских периодических изданий первой половины прошлого века, внимательное изучение медицинской литературы этого периода, а главное, находки подлинных документов, мирно покоившихся в архивных папках, позволили подтвердить точную дату первого в России переливания крови, а также проследить жизненный путь и многолетнюю полезную деятельность замечательного русского врача Андрея Мартыновича Вольфа. Позвольте! А как же Г. Вольф, о котором упоминают многие авторитетные издания, в том числе Большая медицинская энциклопедия? Поставленная перед фамилией Вольфа литера «Г» раскрывается очень просто. В большинстве официальных документов, в журнальных и газетных публикациях в прошлом веке было принято вместо полного обращения «Господин» употреблять только первую букву «Г». Так обращение «Г. Вольф» позднейшими исследователями было ошибочно принято за начало имени и фамилии. Между тем сам Вольф дал ключ к раскрытию своего истинного имени в популярной некогда газете «С. - Петербургские ведомости»,подписавшись под статьей, опубликованной 18 апреля 1846 года,- «А. Вольф».

Джеймс Харрисон родился в 1935 г. В возрасте 13 лет, он перенёс серьёзную операцию груди и ему срочно требовалось около 13 литров донорской крови. После операции он находился в больнице в течение трёх месяцев. Понимая, что донорская кровь спасла ему жизнь, он дал обещание начать сдавать кровь, как только ему исполнится 18 лет.

Как только ему исполнилось 18, и он достиг требуемого для сдачи крови возраста, он немедленно пришёл в пункт сдачи крови Красного Креста. Там–то и выяснилось, что кровь Джеймса Харрисона в своём роде уникальна, так как в её плазме содержатся особые антитела, благодаря которым можно предотвратить резус–конфликт беременной матери с её плодом. Без этих антител резус–конфликт приводит минимум к анемии и желтухе ребёнка, максимум к мертворождению.

Когда Джеймсу объяснили, что именно нашли в его крови, он задал только один вопрос. Он спросил, насколько часто можно сдавать кровь.

С тех пор каждые три недели Джеймс Харрисон приходил в медицинский пункт неподалёку от своего дома и сдавал ровно 400 миллилитров крови. Нетрудно посчитать, что к нынешнему моменту он сдал уже примерно 377 литров крови.

В течение 56-ти лет с момента своей первой сдачи, он пожертвовал кровь и её компоненты почти 1000 раз. Это число является также мировым рекордом


Болезни крови.

1.Анемия.

В подавляющем большинстве случаев пониженная концентрация гемоглобина в крови человека связана с дефицитом железа в организме. Такое состояние называют анемией, и по официальной медицинской статистике оно диагностируется у почти 20 процентов населения.

К числу основных причин, вызывающих железодефицитные состояния и последующее заболевание анемией, относятся значительные кровопотери, возникающие при обширных операционных, носовых кровотечениях; а также при постоянном донорстве.

Помимо длительных кровотечений, сопровождающихся обильными потерями крови, причинами анемии могут послужить острые и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, при которых в организме человека нарушается функция всасывания железа.

Периоды повышенной потребности организма в препаратах железа также сопровождаются снижением гемоглобина в крови.

К причинам анемии можно однозначно отнести - длительное вегетарианство, неполноценное питание, строгое соблюдение голодных диет. Все перечисленные недостатки и погрешности в питании существенно увеличивают риск развития анемии даже у совершенно здорового человека.


Болезни крови.

2.Острый лейкоз.

Лейкоз - заболевание с весьма многообразной клинической симптоматикой. Долгое время считали, что острый лейкоз - заболевание с внезапным началом и течением, подобным «молниеносному сепсису». В настоящее время твердо установлено, что острый лейкоз у большинства больных начинается постепенно и в своем развитии проходит три периода: начальный, полного развития болезни и терминальный. Для каждого периода характерны свои клинико-гематологические особенности. Опасность лейкозов заключается в том, что бесконтрольное размножение злокачественных клеток в костном мозге подавляет образование эритроцитов, нормальных лейкоцитов и тромбоцитов, что ведет к снижению их содержания в крови; появляется повышенная кровоточивость, возрастает риск тяжелых инфекций и возможно развитие опухолей в различных органах и тканях.


Как не заболеть раком.

Исключи вредную еду

Бросай курить

Проверься на вирусы

Укрепляй иммунитет

Не накапливай негатив

Удели себе внимание


«Внутренняя среда организма. Кровь» 8 класс

Цель: создать условия для формирования знаний о внутренней среде организма; познакомить обучающихся с составом крови и функциями ее компонентов; продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы на основе сравнения; составлять таблицы, схемы; показать связь изучаемого материала с жизнью; показать значение анализа крови, как важнейшего показателя здоровья.

Оборудование: учебник (стр. 127-135), рабочая тетрадь, электронное приложение к уроку «Внутренняя среда организма. Кровь»; проектор, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала. (Слайд №1)

Вводная беседа.

- Что такое среда?

- В какой среде находится наш организм?

- В какой среде существуют клетки нашего организма?

- Итак: внутренняя среда жидкая.

Познакомимся с определением понятия внутренняя среда организма. Вспомним: что такое гомеостаз? (Слайд №2)

- Из каких же компонентов состоит внутренняя среда нашего организма? С помощью текста учебника и слайда учащиеся называют компоненты внутренней среды. (Слайд № 3)

- Где находятся эти компоненты?

1. Тканевая жидкость – между клетками;

2. Лимфа - в лимфатических сосудах;

3. Кровь – в кровеносных сосудах.

(анимация на слайде 2).

- Какой компонент вы считаете самым главным? (ответы учащихся).

- Есть такое выражение «Кровь- река жизни» , как вы можете объяснить смысл этого выражения? (ответы учащихся).

- Подумайте над такими фактами:

1. Человек, раненный в ногу или руку, погибает от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.

2. Переливание крови другого человека раненному спасает его от смерти. (Слайд №4)

В ходе беседы учащиеся формулируют вывод, что кровь является важнейшей жидкостью организма.

- «Кровь» и «Жизнь» - слова- синонимы. Кровь одушевляли и боготворили. Кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Существуют такие выражения «Кровь за кровь», «Кровные братья».

Просмотр видеофрагмента о том, как выглядит кровь человека под микроскопом сразу после забора. (Слайд №5)

При помощи видеофрагмента выделим, какие функции выполняет кровь. (Слайд №6)

Учащиеся называют функции крови, выполняют в рабочей тетради задание №1 .

Проверка задания по слайду. (Слайд№7)

При помощи опорного конспекта, учащиеся еще раз повторяют и обобщают функции крови. (Слайд №8)

- Кто знает, сколько крови в организме человека? (Слайд №9)

- Функций кровь выполняет много, значит и строение у нее должно быть сложным, из чего же состоит кровь.

Изучение состава крови.

-При отстаивании крови, или центрифугировании кровь разделяется на слои. (Слайд №10)

- Назовите фракции, на которые разделяется кровь.

Учащиеся составляют схему «Состав крови» (задание № 2 в рабочей тетради) , проверка задания по слайду №11.

- Первый компонент – плазма крови.

Изучение состава плазмы крови. (Слайд № 12)

Изучение форменных элементов крови. Просмотр видеофрагмента «Форменные элементы крови». (Слайд № 13)

- Итак, первый форменный элемент- это красные кровяные клетки, эритроциты. (Слайд № 15)

- Просмотрите видеофрагмент о том, как двигаются эритроциты по сосудам. (Слайд № 16)

- Что позволяет эритроцитам двигаться по сосудам? Благодаря какому свойству они могут проходить по самым узким сосудам?(ответы учащихся).

- Где образуются эритроциты? (Слайд № 17)

В ходе беседы, учащиеся выясняют, что строение эритроцитов идеально соответствует выполняемой ими функции. (Слайд № 18)

- С помощью чего эритроциты присоединяют к себе кислород?

Знакомство с гемоглобином. Краткая информация об анемии и продуктах, которые богаты содержанием железа.

(Слайд № 19)

- Что мы называем синяком? Как он образуется? (Слайд № 20)

После учащимся дается еще немного времени и идет проверка результатов заполнения таблицы по эритроцитам.

- Следующий форменный элемент крови – это лейкоциты . Просмотрим короткий видеофрагмент о том, как выглядят лейкоциты под микроскопом. (Слайд № 21)

Знакомство с лейкоцитами, особенностями их строения и функциями . (Слайд № 22)

- Кто может ответить на вопрос, где в нашем организме образуются лейкоциты? Просмотр видеофрагмента. (Слайд № 23)

- Итак, мы уже знаем, что сфера действия лейкоцитов – это защита, посмотрим, как это происходит. (Слайд № 24)

Знакомство с явлением фагоцитоза, историей его открытия . (Слайд № 25, 26).

Знакомство с тромбоцитами, особенностями их строения и функциями. (Слайд №27)

- Назовите основную функцию тромбоцитов, посмотрим, как это происходит. (Слайд № 28- 29)

- А теперь попробуем восстановить правильную последовательность процесса свертываемости крови с помощью интерактивной схемы (один учащийся выполняет задание на интерактивной доске, путем перетаскивания надписей, остальные помогают). (Слайд № 30)

Выполнение небольшой виртуальной лабораторной работы «Микроскопическое строение крови» (Слайд № 31)

Если в классе есть компьютеры, все учащиеся могут выполнить аналогичную лабораторную работу, воспользовавшись сайтом .

- Как вы понимаете выражение «Кровь- зеркало здоровья»? (ответы учащихся).

Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Кто никогда не сдавал анализ крови? Что такое анализ крови? (Слайд № 32)

- Познакомимся с нормами некоторых показателей общего анализа крови. (Слайд № 33)

Затем учащимся предлагается некий анализ крови. Используя нормальные значения некоторых показателей анализа крови, учащиеся определяют, болен ли пациент, анализ крови которого они рассматривали, какие отклонения от нормы выявили.

- Просмотрите анимацию, какой процесс вы наблюдаете? (ответы учащихся) (Слайд № 35-36)

3. Итоги урока.

При проведении урока, не обязательно использовать весь предложенный материал. Можно адаптировать его в зависимости от условий, времени, можно использовать его частично.

Электронное приложение демонстрируется на интерактивной доске, что позволяет учителю концентрировать внимание учащихся, стоя у доски, а не сидя за компьютером. Лабораторная работа и тренажеры выполняются учащимися также на интерактивной доске, что более наглядно.

Последние материалы сайта