Неотложная терапия при заболеваниях органов дыхания. Биология в лицее Первая помощь при поражении дыхательных путей

04.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Требующими неотложной помощи, являются аллергический отек (Отек Квинке, син.: ангионевротический отек - гистаминзависимая аллергическая реакция немедленного типа, характеризующаяся внезапным развитием у человека ограниченного или диффузного отека жировой клетчатки и слизистых оболочек; чаще наблюдается на губах, лбу, щеках, веках, дорсальных частях стоп, в гортани.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip4" id="jqeasytooltip4" title="Отек Квинке">отек Квинке), приступ брон­хиальной , дыхательная Недостаточность, -и; ж. Глубокое нарушение функций какого-л. органа, вызывающее негативные последствия для организма в целом, напр., сердечная недостаточность

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip11" id="jqeasytooltip11" title="Недостаточность">недостаточность , сопровождающая .

Отек Квинке (аллергический отек)

Отек Квинке - быстро развивающийся и быст­ро проходящий отек кожи, подкожной клетчат­ки, слизистой оболочки протекает тяжело, с рас­пространением на гортань и резко выраженным удушьем.

Причины разнообразны: это наследствен­ность, различные инфекции, пищевые и лекарс­твенные аллергены и др.

Признаки

Заболевание начинается с «лающего кашля», осиплости голоса, затруднения вдоха и выдоха, появления частого поверхностного прерывисто­го дыхания. Лицо приобретает синюшную окраску. Смерть наступает вследствие удушья.

Первая помощь

Начинать ее следует с немедленного вызова «Скорой помощи» , устранения причины (если это аллерген), избавления от стесняющей одеж­ды, обеспечения притока свежего воздуха, на­ложения холодного компресса на место отека, закапывания нафтизина или називина в нос, ус­покоения больного. До приезда «Скорой помо­щи» можно ввести ампулу димедрола или супрас-тина. Разрешена ингаляция сальбутамола, алупента, беретека или других препаратов, использующих­ся при приступе астмы.

Дыхательная недостаточность

Это недостаточное поступление кислорода в Ткани, -ей; мн. Биол. Системы преимущественно однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности, сходных по происхождению и строению, выполняющие в животном или растительном организме одни и те же функции (напр, покровную, опорную и т. п.), к к-рым относятся мышечная ткань, соединительная ткань, эпителий, нервная ткань, проводящие ткани растений и др.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip19" id="jqeasytooltip19" title="Ткани">ткани , связанное с нарушением дыхания. Часто возникает как Осложнение, -я; ср. Болезнь, развившаяся после или в течение др. болезни, иногда переходящая в более тяжёлую её форму, ухудшение состояния, вызванное приёмом лекарств, хирургическим вмешательством, травмами и т. п., напр., митральный стеноз может развиться как осложнение нелеченной стрептококковой ангины

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip8" id="jqeasytooltip8" title="Осложнение">осложнение при крупоз­ной пневмонии.

Признаки

Такая пневмония развивается внезапно, с рез­кого подъема температуры до 40 °С, наблюдают­ся выраженная слабость, одна половина грудной клетки отстает при дыхании, в ней отмечается боль. При развитии дыхательной недостаточно­сти дыхание становится поверхностным, частота дыхательных движений доходит до 25 в минуту и выше.

Первая помощь

Требуется немедленная госпитализация. Могут понадобиться реанимационные мероприятия . Для облегчения состояния необходимо обеспечить при­ток свежего воздуха, удобное положение с припод­нятым изголовьем, снять стесняющую одежду.

Приступ бронхиальной астмы

Астматический приступ является осложнени­ем течения бронхиальной астмы , характеризует­ся возникновением острого спазма и отека брон­хов, что становится причиной удушья и смерти.

Признаки

Проявляется приступом удушья со слышимы­ми на расстоянии свистящими хрипами. Иногда приступу предшествуют насморк, Зуд, -а; м. Ощущение болезненно-щекочущего раздражения кожи, вызывающее потребность чесать раздражённое место.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip6" id="jqeasytooltip6" title="Зуд">зуд в носоглот­ке, сухой Безусловный рефлекс, обеспечивающий очищение дыхательных путей от различных посторонних веществ, попавших в них извне. Начальной фазой К. является глубокий идох, после которого следует напряженный выдох, как правило, через рот. Струей воздуха извлекается слизь и скопление чужеродных элементов (мокроты). В зависимости от наличия мокроты, различают сухой и мокрый кашель.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip0" id="jqeasytooltip0" title="Кашель">кашель , чувство давления за грудиной.

Первая помощь

Она включает в себя те же мероприятия, что и при отеке Квинке . Однако у больных бронхиаль­ной астмой часто имеется при себе ингалятор, по­этому необходимо помочь им воспользоваться лекарством. Следует обеспечить приток свежего воздуха, удобное положение, нужно успокоить па­циента. В случае затяжного приступа следует вы­звать «Скорую помощь».

10673 0

Острая пневмония

Острая пневмония - общее заболевание организма с преимущественным вовлечением в воспалительный процесс респираторного отдела легких. Это весьма распространенное заболевание с довольно высокой летальностью (по преимуществу среди больных пожилого и старческого возраста). Этиологически острые пневмонии могут быть связаны с бактериями (пневмококк, стафилококк, стрептококк, Фридлендера и др.), вирусами, микоплазмой, риккетсиями, а также с воздействием химических и физических факторов.

В патогенезе их существенную роль играет нарушение иммунологической реактивности организма, дренажной и защитной функции воздухопроводящих путей; в одних случаях первостепенное значение имеет экзогенный (патогенный возбудитель), в других - эндогенный (активизация эндогенной микрофлоры на фоне снижения реактивности макроорганизма) пути возникновения заболевания. Различают долевые, очаговые и интерстициальные пневмонии.

Крупозная пневмония

Это острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением одной (иногда более) доли легкого или ее значительной части фибринозным воспалительным процессом и своеобразным циклическим течением. Возбудитель - патогенный пневмококк. В типичных случаях заболевание начинается остро с озноба (в 80%), быстрого повышения температуры -до 39-40°С, болей в грудной клетке при дыхании, головной боли, реже - рвоты. При поражении базальной плевры боль локализуется в эпигастральной (реже - в подвздошных) области.

Ранним признаком является и кашель, сначала с трудно откашливаемой вязкой мокротой слизисто-гнойного характера, затем приобретающей красный или ржавый вид. При объективном исследовании больной нередко занимает вынужденное положение (чаще на больном боку), лицо гиперемировано (более значительно - на больной стороне), на губах часто герпетические высыпания, слизистые имеют синюшный оттенок, склеры иктеричны. Дыхание поверхностное, до 30-40 в мин.

Пульс учащен - до 110-120 уд/мин, иногда аритмичный (экстрасистолия); артериальное давление часто снижено. Границы относительной сердечной тупости могут быть расширены в поперечнике, тоны приглушены, на верхушке - часто систолический шум. На ЭКГ - признаки перегрузки правых отделов сердца, смещение сегмента ST, изменения зубца Т; встречаются нарушения ритма и проводимости.

Физикальные изменения со стороны органов дыхания зависят от локализации и объема поражения, а также от фазы патологического процесса. В первые сутки заболевания над зоной поражения определяется укорочение перкуторного звука с тимпаническим оттенком, дыхание ослабленное с усиленным выдохом, часто выслушивается крепитация, на ограниченном участке влажные (мелкопузырчатые) хрипы.

В последующие дни перкуторный звук становится тупым, дыхание - бронхиальным с большим количеством влажных хрипов, нередко определяется шум трения плевры, бронхофония усилена. В стадии разрешения болезни дыхание становится жестким (а в дальнейшем - везикулярным), появляется конечная крепитация, количество влажных хрипов уменьшается, тупость становится менее интенсивной, бронхофония нормализуется.

Атипично крупозная пневмония протекает следующим образом:

  • у детей начинается остро, но без озноба, общее состояние тяжелое из-за выраженной интоксикации; часто боли в животе, похожие на приступ аппендицита;
  • у стариков характеризуется общим тяжелым состоянием при умеренном подъеме температуры и скудных физикальных данных;
  • у алкоголиков наблюдается тяжелое течение с бредом (вплоть до картины белой горячки);
  • у больных с верхушечной локализацией - тяжелое течение при весьма скудных физикальных данных.
Осложнения: экссудативный плеврит, абсцедирование, кардит (эндо-, перимиокардит), гнойный менингит, гломерулонефрит, коллапс или инфекционно-токсический шок, отек легких.

Дифференциальная диагностика проводится с очаговой (сливной) пневмонией, фридлендеровской пневмонией, экссудативным плевритом, туберкулезной лобарной пневмонией.

Неотложная помощь: 1) при сильных болях - 2-4 мл 50% раствора анальгина или 5 мл баралгина с 1 мл 1% раствора димедрола внутримышечно; 2) подкожно или внутривенно 2 мл кордиамина или 2 мл 10% раствора сульфокамфокаина; при тяжелом состоянии - 0,5 мл 0,05% раствора строфантина или 1 мл 0,06% раствора коргликона внутривенно; 3) оксигенотерапия; 4) при резком снижении артериального давления -внутривенно капельно 200-400 мл полиглюкина и 100-200 мл гидрокортизона (или 60-120 мг преднизолона, или 4-8 мг дексаметазона).

Больной срочно должен быть доставлен (лежа, на носилках) в пульмонологическое отделение. Если госпитализация невозможна, следует начать антибактериальную терапию (под контролем участкового врача). При крупозной пневмонии наиболее эффективны антибиотики пенициллинового ряда (перед введением следует выяснить аллергологический анамнез, произвести внутрикожную пробу на чувствительность к пенициллину).

Фридлендеровская пневмония

Возбудитель - клебсиела. Поражает главным образом мужчин пожилого возраста, страдающих алкоголизмом или каким-либо истощающим хроническим заболеванием. Начинается остро с озноба, болей в боку и кашля. Лихорадка постоянная или ремиттирующая, у стариков может отсутствовать. Мокрота вязкая, часто окрашена кровью. Физикальные данные нередко скудны (ослабленное дыхание, умеренное количество влажных хрипов), течение болезни тяжелое. Прогноз серьезный, летальность высокая.

Методика лечения та же, что и при крупозной пневмонии, но следует иметь в виду, что сульфамиды и препараты пенициллинового ряда при фридлендеровской пневмонии неэффективны; нужно применять антибиотики широкого спектра действия (цепорин, канамицин и др.).

Очаговые пневмонии протекают менее тяжело и редко требуют проведения неотложных мероприятий.

Острый бронхиолит

Встречается у детей, пожилых и ослабленных людей. В основе патологического процесса лежит воспаление слизистой оболочки бронхиол с набуханием и некрозом, закупоркой просвета бронхиол воспалительным экссудатом, нарушающей вентиляцию легких. Началу заболевания может предшествовать острый трахеобронхит. Больные возбуждены, занимают в постели полусидячее положение, лицо одутловато, отмечается синюшность с сероватым оттенком, акроцианоз.

Одышка до 40 дыханий в минуту. Дыхание поверхностное, кашель редкий, с трудно откашливаемой мокротой слизисто-гнойного характера. При перкуссии -легочный звук с тимпаническим оттенком, ограничение экскурсии легких. На фоне жесткого дыхания выслушиваются влажные и сухие свистящие хрипы. Дыхательная недостаточность нередко сопровождается сердечной (из-за повышения давления в малом кругу кровообращения).

Сердце увеличено в размерах, тоны приглушены, акцент II тона на легочной артерии. Тахикардия - 100-140 уд./мин. Отмечается увеличение печени, появляются отеки на ногах. Течение болезни тяжелое. Если в течение 2-3 дней не удается улучшить дренажную функцию бронхов, прогноз крайне неблагоприятен (летальный исход наступает при прогрессировании острой легочно-сердечной недостаточности).

Неотложная помощь: 1) строгий постельный режим; 2) оксигенотерапия (40% смесь кислорода с воздухом); 3) 0,25-0,5 мл 0,05% раствора строфантина в смеси с 10 мл 5% раствора глюкозы внутривенно медленно (а также коргликон, дигоксин); 4) 10 мл 2,4% раствора эуфиллина внутривенно медленно на глюкозе (или капельно); 5) отхаркивающие средства (терпингидрат, ингаляции 2% раствора натрия бикарбоната, трипсина и др.); 6) антибиотики (пенициллин, цепорин); 7) преднизолон в дозе 30-60 мг внутривенно; 8) мочегонные препараты (фурасемид, урегит); 9) экстренная госпитализация в терапевтическое (пульмонологическое) отделение.

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма - хроническое, рецидивирующее заболевание аллергической или инфекционно-аллергической природы, клинически проявляющееся приступами удушья. Среди населения городов развитых стран заболеваемость составляет 1-2% и более. В основе патогенеза бронхиальной астмы лежат аллергические реакции немедленного и замедленного типов. В реакции антиген—антитело выделяются активные вещества -серотонин, гистамин, брадикинин и др., развивается дисиммуноглобулинемия (повышается содержание IE и уменьшается — IA и IG). Во время приступа удушья имеют место бронхоспазм, гиперсекреция и отек слизистой оболочки бронхов.

Клиника приступа бронхиальной астмы довольно типична: удушье часто возникает внезапно, ночью (иногда ему предшествуют кашель, чихание, насморк); больной принимает вынужденное сидячее положение. Грудная клетка находится в инспираторном положении; обращают на себя внимание затруднение выдоха, шумное, свистящее дыхание, нередко - синюшность губ, щек, кончика носа. Мокрота в начале приступа отделяется с трудом, на вид - густая, вязкая, светлая. При перкуссии грудной клетки - коробочный звук, подвижность нижних краев легких ограничена.

При аускультации на фоне ослабленного дыхания определяются свистящие хрипы как на вдохе, так и, особенно, на выдохе. Тоны сердца глухие, пульс частый. АД нередко повышается. На ЭКГ во время приступа: увеличенный, заостренный, уширенный зубец Р во II и III стандартных отведениях. Продолжительность приступа различна: от нескольких минут до нескольких часов. Завершение приступа знаменуется появлением большого количества мокроты, восстановлением дыхания, уменьшением количества хрипов и признаков эмфиземы легких.

Однако в ряде случаев приступ не купируется и переходит в астматическое состояние. Это состояние удушья, которое обусловлено стойким и длительным нарушением бронхиальной проходимости, не поддающимся длительно (более суток) обычным методам лечения. Основными причинами приступа являются отек слизистой оболочки бронхиол, сгущение мокроты и нарушение ее выведения; второстепенное значение имеет спазм гладкой мускулатуры бронхов. Возникновению астматического состояния могут способствовать обострение хронического бронхита, отмена глюкокортикоидных гормонов, прием снотворных средств, бессистемный прием симпатомиметических средств.

Существенным моментом является возникновение глубокой блокады бета-адренергических структур гладкой мускулатуры бронхов и закупорка их просвета вязкой мокротой. В результате развивается газовый и метаболический ацидоз, гиповолемия, повышение концентрации натрия в крови. Это происходит на фоне резистентности адренореактивных структур легких к симпатомиметикам.

По степени тяжести выделяют 3 стадии астматического статуса:

I стадия - стадия сформировавшейся резистентности к симпатомиметикам (стадия отсутствия вентиляционных расстройств или стадия компенсации). Больные в сознании; наблюдаются экспираторная одышка, тахипное до 40 в мин, акроцианоз, потливость, умеренная тахикардия; АД может быть несколько повышено. Над легкими выслушивается жесткое дыхание, на фоне которого определяются рассеянные сухие хрипы (в сравнительно небольшом количестве). Количество мокроты уменьшено. Эта стадия обратима, однако летальный исход может наступить из-за многократного применения симпатомиметических средств.

II стадия - стадия декомпенсации (стадия прогрессирующих вентиляционных расстройств). Сознание сохранено. Больные возбуждены или. наоборот, апатичны. Выраженная синюшность кожи и слизистых, вены набухшие, лицо одутловато. Дыхание шумное, с участием вспомогательной мускулатуры, резкая одышка. Легкие эмфизематозны. на фоне резко ослабленного дыхания выслушивается небольшое количество сухих хрипов; встречаются участки, где дыхание не выслушивается вообще. Эта стадия прогностически очень опасна, требует немедленного начала интенсивной терапии.

III стадия - стадия гиперкапнической и гипоксической комы. Характерны дезориентация бред, заторможенность и. в конечном итоге, полная потеря сознания. Кома чаще развивается медленно, реже - быстро. Дыхание поверхностное, резко ослабленное. Прогноз весьма тяжелый.

Все больные с астматическим статусом нуждаются в немедленной госпитализации в отделение реанимации и интенсивной терапии (лежа, на носилках с приподнятым головным концом).

Приступ бронхиальной астмы следует дифференцировать с бронхоспастическим вариантом сердечной астмы, развивающимся нередко у пожилых людей, больных ХИБС или инфарктом миокарда (особенно на фоне хронического бронхита).

Неотложные лечебные мероприятия включают:

  • мероприятия, направленные на снятие спазма бронхов (стимуляторы бета-адренорецепторов, эуфиллин);
  • применение противоотечных средств (глюкокортикоидные гормональные препараты, ингибиторы протеолитических ферментов);
  • санацию трахеобронхиального дерева (при астматическом статусе);
  • оксигенотерапию и ИВЛ;
  • коррекцию метаболизма.
Для купирования приступа бронхиальной астмы чаще всего в настоящее время используют ингаляции симпатомиметиков. Сальбугамол (вентолин) является стимулятором В2-адренорецепторов бронхов, не вызывает тахикардии и гипертензии. Для купирования приступа обычно достаточно 1-2 вдохов препарата. Беротек (фенотерол) обладает мощным бронхолитическим эффектом, действие его достаточно селективно. Иногда может вызвать мышечное дрожание.

Широко применяют и алупент или астмопент (орципреналин), вызывающий хороший бронхорасширяющий эффект (3-4 вдоха по 0,75 мг, а также подкожно внутримышечно по 1-2 мл 0,05% раствора или внутривенно по 1 мл 0,05% раствора медленно, в разведении). Следует иметь в виду, что препарат может вызывать тахикардию, а также парадоксальное усиление бронхоспазма на фоне применения других адреномиметических средств. Изопреналин (изопропилнорадреналин, изопротеренол, изупрел, эуспиран, новодрин, изадрин) стимулирует В1- и В2-адренорецепторы.

Наряду с выраженным бронхоспастическим действием вызывает тахикардию (на фоне гипоксии возможно развитие аритмий). Адреналин, возбуждающий не только В-рецепторы, но и а-рецепторы, используется редко из-за риска возникновения побочных явлений (гипертензии, тахикардии, аритмии): при отсутствии противопоказаний вводят подкожно 03-05 мл 0,1% раствора. Надежным бронхолитическим эффектом обладает эуфиллин. который вводят внутривенно по 10 мл 2,4% раствора в смеси с 10 мл 40% раствора глюкозы в течение 3-5 минут.

Больные с купированным приступом бронхиальной астмы при ранее установленном диагнозе не подлежат экстренной госпитализации, но лица с первичным приступом должны быть госпитализированы.

Неотложная терапия больных с астматическим статусом начинается (и продолжается во время транспортировки) с внутривенного капельного введения 15-20 мл 2,4% раствора эуфиллина и 60-90 мг преднизолона в смеси с 500 мл 5% раствора глюкозы. При отсутствии противопоказаний вводят 5 тыс. ед. гепарина (в дальнейшем суточная доза составляет 20 тыс. ед.). Терапия преднизолоном продолжается и в стационаре (суточная доза может достигать 10 мг/кг).

Оксигенотерапия используется с самого начала оказания помощи больным с астматическим статусом (с помощью аппаратов КИ-3, КИ-4 или через любой аппарат для ингаляционного наркоза кислород подают в равной смеси с воздухом с положительным давлением в конце выдоха), В случае угнетения дыхания необходим переход на вспомогательную ИВЛ. Прямым показанием для перехода на ИВЛ на догоспитальном этапе является астматический статус III степени - гиперкапническая и гипоксемическая кома.

На догоспитальном этапе предпочтительнее ИВЛ осуществлять ручным способом с помощью аппаратов типа РДА или ДП-10 (мешок АМБУ), при этом частота дыхания постепенно снижается - до 12—16 в минуту. Следует помнить, что ИВЛ у таких больных может осложняться напряженным пневмотораксом.

Все больные с астматическим статусом нуждаются в срочной госпитализации в палату интенсивной терапии и реанимации, для чего используются бригады интенсивной терапии или специализированные бригады СП.

Б.Г. Апанасенко, А.Н. Нагнибеда

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Класс: 8

Поурочный план Дата

Урок биологии

Тема урока: Жизненная ёмкость лёгких, её измерение. Дыхательная гимнастика. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца ( флипчарт, страница 60- документ Microsoft Office Word ).

Цели урока: сформировать понятие « жизненная емкость легких», познакомить с дыхательной гимнастикой Стрельниковой, с приемами оказания первой доврачебной помощи при поражении органов дыхания.

За дачи урока (флипчарт, страница 61) :

Образовательные: познакомить школьников с одним из основных показателей состояния внешнего дыхания – ЖЕЛ, спирометром – прибором для измерения ЖЕЛ, обратить внимание на необходимость знаний и умений по оказанию первую доврачебную помощь при поражении органов дыхания;

Развивающие: способствовать развитию умений сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы, применять полученные знания на практике; формировать навыки оказания первой помощи при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении, удушение, заваливание землей;

Воспитательные: воспитывать стремление к здоровому образу жизни, помочь учащимся осознать их значимость при оказании первой доврачебной помощи пострадавшему.

Тип урока: урок биологии с использованием информационных технологий.

Методы урока: словесные (частично-поисковая, беседа, объяснение), проблемный, самостоятельная работа с дополнительным материалом, наглядные, практические (постановка опыта).

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и в группах.

Оборудование: флипчарт, торс человека с внутренними органами, «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2), интерактивная доска, компьютер, видеоролик « Определение ЖЕЛ при помощи спирометра и GLX ", т аблицы «Искусственное дыхание и непрямом массаже сердца», «Органы дыхания», «Приемы искусственного дыхания», тетрадь с заданиями для индивидуальной работы под редакцией Ж.Курмангалиевой, раздаточный материал.

Ход урока .

Вот в эту самую минуту, когда мы здесь дышим, есть , которые - задыхаются.

К.Бальмонт

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг.

момент

Здравствуйте ребята! Садитесь! Сейчас повернитесь друг к другу и улыбнитесь, вот с таким хорошим настроением мы и начнём урок.

Коллект

II . Актуализация знаний:

А). Устно:

    Какие изменения химического состава воздуха и физических свойств воздуха возникают при длительном пребывании людей в закрытых помещениях?

    Каковы основные источники загрязнения воздуха в жилых помещениях?

    Какими болезнями можно заразиться через воздух?

    Какие меры по предупреждению туберкулеза проводят в Казахстане?

    Как вы боретесь с пылью в быту?

    Что вам известно о гриппе?

Б). Работа с тетрадью с заданиями для индивидуальной работы под редакцией Ж.Курмангалиевой по вариантам:

1 вариант:

Выполните задания 1 на странице 8 и задание 3 на странице 10.

2 вариант:

Выполните задания 2 на странице 8 и задание 4 на странице 10.

Фронтал

Индивид

III .

Мотивация

Современная жизнь неотъемлемо связана с транспортом, электроприборами, не соблюдением элементарных правил при купании на пляжах в летний сезон, употреблении пищи.

По словам медиков, на месте происшествия пострадавшим оказывают доврачебную помощь в одном случае из ста.

Люди просто не знают, что надо делать. А практика показывает, что жизнь пострадавшего нередко зависит от того, какая им будет оказана помощь

в первые минуты.

Известно ли Вам, что …

по мнению японских специалистов:

    если пострадавший находился в состоянии клинической смерти не более

3 минут, вероятность того, что жизнь удастся спасти, составляет 75%;

    при увеличении этого промежутка до 5 минут вероятность уменьшается до 25%;

    по прошествии 10 минут человека спасти не удаётся..

Как вы считаете: Каким образом можно уменьшить количество жертв и помочь пострадавшим? (оказанием первой доврачебной помощи).

Правильно, вовремя оказанная первая доврачебная помощь могла бы уменьшить количество жертв на 1/3.

Мы с вами познакомились на прошлых уроках со строением и функциями органов дыхания, способами регуляции дыхательной системы.

Как Вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке?

Запишите тему урока: Жизненная ёмкость лёгких, её измерение. Первая помощь при поражении органов дыхания.

Проблемный вопрос:

А ты сможешь оказать первую помощь при остановке дыхания?

ПП

Коллект

IV .

Изучение н/м:

А). Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и её измерение флипчарт, страница 62) :

Какие показатели здоровья вы знаете? (анализ крови, пульс, артериальное давление, плоскостопие, осанка). Сегодня мы познакомимся еще с одним показателем здоровья – ЖЕЛ - жизненной емкостью легких.

ЖЕЛ – это объем воздуха, который может вдохнуть человек после самого глубокого вдоха.

ЖЕЛ зависит от пола, возраста, роста, состояния здоровья человека и других факторов.

Известно ли Вам, что …

    в среднем у женщин ЖЁЛ составляет 2,7л, а у мужчин – 3,5л;

    во время сна человек за 1 час поглощает от 15 до 20 л О 2 ;

    когда он бодрствует, но лежит, потребление О 2 увеличивается на 1/3;

    при ходьбе – вдвое, при легкой работе – втрое, при тяжелой в шесть и более раз.

Интенсивность вентиляции зависит от физической нагрузки, т. к. работающая ткань быстрее поглощает кислород.

Работа в парах по заданиям:

Используя данные таблицы (приложение № 1), проанализируйте средние показатели ЖЕЛ спортсменов, занимающихся разными видами спорта и ответьте на вопросы:

    Почему отличаются средние показатели ЖЕЛ у спортсменов?

    Объясните, почему у спортсменов не возникает одышка при выполнении тяжелой физической работы?

(примерный ответ: в процессе физической тренировки ЖЕМ может увеличиваться на 1- 2 л, поэтому у спортсмена не возникает одышки даже при выполнении тяжелой работы. Большие порции воздуха, поступающего в легкие при вдохе, позволяют снабжать организм достаточным количеством кислорода, не увеличивая частоту дыхания).

Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) измеряют с помощью прибора – спирометра (флипчарт, страница 62).

(провести измерение)

Определение ЖЕЛ у школьников при помощи Xplorer GLX, датчика спирометра, лабораторного оборудования «Дыхательная система» .

(Описание дается в биологии с Xplorer GLX на стр. 151-157). Видеоролик.

При тяжелой физической работе, вентиляция легких достигается за счет большей глубины дыхания. Человеку, у которого ЖЕЛ небольшая, да еще и дыхательные мышцы слабы, приходится дышать часто и поверхностно. Это приводит к тому, что свежий воздух остается в воздухоносных путях и лишь небольшая часть его доходит до легких. В результате ткани получают ничтожное количество кислорода, и человек не может продолжать работу.

Проблемный вопрос:

Но не каждый человек занимается спортом, есть ли другие пути повышения ЖЕЛ?(например, дыхательной гимнастикой).

Б). Дыхательная гимнастика (флипчарт, страница 63).

Познакомимся с гимнастикой Стрельниковой (приложение № 2) показ двух упражнений, школьники повторяют за учителем.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

    помогает в лечении хронических заболеваний носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмонии и астмы;

    при выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма;

    гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц;

    активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

В). Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей.

При некоторых заболеваниях происходит нарушение дыхания.

Известно ли Вам, что

остановка дыхания на 4- 5 минут и более неизбежно приводит к смерти.

Поэтому каждый человек должен уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания вследствие заболевания органов дыхания или в результате несчастного случая.

Используя приложение № 2, в виде кластера выпишите причины нарушения проходимости дыхательных путей:

1.​ Язык (в бессознательном состоянии).

2.​ Инородное тело - наиболее частая причина закупорки дыхательных путей у детей.

3.​ Травма - нарушение анатомии, кровь, обломки зубов.

4.​ Отравление угарным газом.

5.​ Отек гортани (сжатие голосовых связок) при термическом или химическом ожоге, удушье.

6.​ Злокачественные новообразования гортани (опухоли)

Работа в группах по заданию (флипчарт, страница 64) :

Используя приложение № 2, изучите материал, обсудите в группах, перепишите из таблицы о предложенном нарушении проходимости дыхательных путей и выступите перед классом:

1 группа:

Причины и первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути и удушье.

2 группа:

Причины и первая помощь при утоплении или заваливании землей.

3 группа:

Причины и первая помощь при электротравмах (флипчарт, страница 66) .

Г). Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца (флипчарт, страница 65) :

(Объяснение учителя)

  1. Причина проведения искусственного дыхания - дыхание отсутствует или

нарушено в такой степени, что это угрожает жизни пострадавшего.

2. Искусственное дыхание - неотложная мера первой помощи при утоплении, удушении, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах, при некоторых отравлениях .

В случае клинической смерти, то есть при отсутствии самостоятельного дыхания и сердцебиения, искусственное дыхание проводят одновременно с массажем сердца. Длительность искусственного дыхания зависит от тяжести дыхательных расстройств, причем оно должно продолжаться до тех пор, пока не восстановится полностью самостоятельное дыхание. При появлении первых признаков смерти, например, трупных пятен, искусственное дыхание следует прекратить.

Из всех известных способов искусственного дыхания, не требующих специальных приспособлений, наиболее эффективным и доступным в настоящее время признан способ «изо рта в рот» или «рот в нос».

3. Подготовка к искусственному дыханию:

    пострадавшего необходимо уложить на спину, расстегнуть затрудняющую дыхание и кровообращение одежду, под лопатки подкладывают валик из одежды;

    встать справа от пострадавшего, подвести правую руку под его шею, левую наложить на лоб и запрокинуть голову назад так, чтобы шея с подбородком оказались на одной линии (обычно при запрокидывании головы рот самопроизвольно открывается);

    если челюсти пострадавшего крепко сжаты - выдвинуть нижнюю челюсть большими пальцами обеих рук так, чтобы нижние резцы оказались впереди верхних, или разжать челюсти плоским предметом (черенком ложки и пр.);

    пальцем, обернутым платком, марлей или тонкой материей, освободить рот пострадавшего от слизи, рвотных масс, зубных протезов;

4. Выполнение искусственного дыхания.

для выполнения искусственного дыхания

    рот или нос пострадавшего можно прикрыть чистым платком или марлей;

    спасатель делает глубокий вдох (около 1 с);

    охватывает своими губами полуоткрытый рот пострадавшего;

    сжав пальцами его нос, делает энергичный выдох 9около 2 с), вдувая воздух в дыхательные пути и легкие пострадавшего. В минуту следует делать 12-15 вдуваний; объем вдуваемого за 1 раз воздуха 1 - 1,5 л, достаточного для стимуляции дыхательного центр легких проводят до появления ритмичного и достаточно глубокого дыхания или до прибытия медицинских работников, которые переводят пострадавшего на аппаратно-ручное или аппаратно-автоматическое дыхание.

5. Непрямой массаж сердца.

Непрямой массаж сердца производят при остановке сердечной деятельности , характеризующейся:

    бледностью или синюшностью кожных покровов;

    отсутствием пульса на сонных артериях;

    потерей сознания;

    прекращением или нарушением дыхания (судорожные вдохи).

Выполнение непрямого массажа сердца:

    спасатель кладет ладонь правой руки на нижнюю половину грудины, (отступив на два пальца выше от её нижнего края), при этом пальцы приподнимают;

    ладонь левой руки он кладет поверх правой поперек и надавливает, помогая наклоном своего корпуса;

    надавливание производят быстрыми толчками продолжительностью не более 0,5 с. За 1 мин необходимо сделать 72 надавливаний.

Если оказывают помощь два человека, то один из них делает непрямой массаж сердца, а другой - искусственное дыхание. Соотношение «дыхание – массаж» должно составлять 1: 5 и делать поочередно, чтобы не создавать при надавливании на грудную клетку дополнительного сопротивления вдуваемому воздуху. Во время вдувания воздуха попеременно: 4-5 надавливаний на грудную клетку (на выдохе), затем одно вдувание воздуха в легкие (вдох).

В случае если помощь оказывает один человек, что чрезвычайно утомительно, то очередность манипуляций несколько изменяется - через каждые два быстрых нагнетания воздуха в легкие производят 15 надавливаний на грудную клетку. В любом случае необходимо, чтобы искусственное дыхание и непрямой массаж сердца осуществлялись непрерывно в течение нужного времени.

Таким образом,

надо помнить:

    Искусственную вентиляцию легких проводят при затрудненном дыхании или при отсутствии его.

    Непрямой массаж сердца проводят, если не прощупывается пульс.

ЧП

Р
НО

МК

ИП

ИП

НО

Р
ИП

ПП

МК

ИП

МК

НО

Коллект

Работа в парах

Индивид

Индивид

Работа в парах

Работа в группах

Коллект

V .

Закрепление

А). Устно (флипчарт, страница 67) :

1.​ Зачем голову пострадавшего нужно запрокидывать назад? (чтобы шея и подбородок составляли единую линию)

2.​ Как соблюдают личную гигиену при выполнении искусственного дыхания? (Нагнетание воздуха проводится через марлю или платок)

3.​ Почему нужно закрывать нос при выполнении искусственного дыхания «рот в рот» или «рот в нос»?

4.​ Почему при непрямом массаже сердца от края грудины нужно отступить, и на сколько?

5.​ Сколько спасателей нужно задействовать, делая искусственное дыхание и непрямой массаж сердца?

6.​ На сколько сантиметров нужно продавливать грудину?

Так сможешь ты или нет оказать первую помощь при остановке дыхания?

Б). Практическая часть (флипчарт, страница 68) :

Ситуации по отработке навыков спасения пострадавших:

Работа в группах:

1 группа:

У Саши перестала работать настольная лампа, он решил её самостоятельно починить, но забыл отключить лампу из розетки. Мальчик вывернул лампочку и стал осматривать провода, дотронулся до провода. Саша потерял сознание. Пульс у него еле прощупывался.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

2 группа:

Петя вместе с друзьями пошел купаться на речку. Вдруг Петя исчез под водой. Ребята вытащили его на берег, но он был без признаков жизни.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

3 группа:

Маша ела яблоко и смеясь рассказывала подруге смешную историю из школьной жизни. Внезапно она стала задыхаться.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

ПП
ЧП

Фронтал

Работа в группах

VI .

Подведение итогов

Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили.

Оценивание работы групп.

Я думаю, что главным итогом нашего урока являются не оценки, которые вы получили, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.

Индивид

VII.

Домашнее

задание

(флипчарт, страница 69) :

выучить конспект,

ответьте письменно на вопрос:

Почему необходимо проводить обучение всего населения приемам оказания

первой доврачебной помощи пострадавшим?

Индивид

VIII.

Рефлексия

(флипчарт, страницы 70 -72) :

    Сегодня на уроке я научился…

    Своей работой на уроке я …

    Урок заставил меня задуматься о …

    А особенно мне удалось …

    Я понял, что …

Закончить блок уроков о дыхательной системе я хочу словами Д.Дьюи:

Человек, по - настоящему

мыслящий, черпает из

своих ошибок не меньше

познания, чем из своих успехов.

Индивид

Литература и Интернет – источники (флипчарт, страница 73) : :

    Алимкулова Р. Биология. Алматы: «Атамура», 2008г. - 288 с.

    Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М.: «АСТ - ПРЕСС». 2001г. - 815 с.

    Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1978г. -239 с.

    Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. М.: «Медицина», 1988г. -320с.

    Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. М.: «Издат - Школа», 1998г. - 204с.

    «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2),

    www . yandex . ru -поиск –картинки

    www . imfan . kz < http :// www . imfan . kz > - персональный сайт учителя биологии Ратушняк Н. А.

    www . kiwi . kz < http :// www . :// Спортсмен

    Показатели ЖЕЛ, мл

    Штангист

    4000

    Футболист

    4200

    Гимнаст

    4300

    Пловец

    4900

    Гребец

    5500

    Приложение № 2:

    Базовые упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой:

    1. «Ладошки» (упражнение для разминки).

    Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела.

    При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.

    Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.

    «Погончики»

    Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола.

    Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

    «Насос »

    Встаем прямо, слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся.

    Так же, как и в предыдущем упражнении, делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

    Приложение № 3:

    Нарушения дыхания

    Первая доврачебная помощь

    Попадание инородных тел в дыхательные пути:

      попадание предмета (например, гороха, камешка) в нос;

      попадание постороннего предмета в гортань

    Зажать свободную ноздрю и попытаться выдуть посторонний предмет.

    Попадание постороннего предмета в гортань сопровождается сильным кашлем.

    Если кашель не помогает, можно несколько раз хлопнуть по спине.

    Удушье

    при западании языка (чаще при обмороках)

    Открыть рот и оттянуть язык вперед или переменить положение головы.

    Полезно дать понюхать нашатырный спирт – это возбуждает дыхательный центр и содействует восстановлению дыхания.

    3.

    Заваливание землей

    После извлечения из завала необходимо восстановить дыхание: очистить рот и нос от грязи и начать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

    4 .

    Утопление

    Осмотреть полость носа и рта.

    Удалить песок и инородные предметы.

    Положить пострадавшего лицом вниз на бедро согнутой в колене ноги спасающего так, чтобы голова касалась земли.

    Сильно и ритмично давить на спину пострадавшего.

    После восстановления дыхания пострадавшего согреть: растереть спиртом, закутать в тёплую одежду, дать горячий напиток.

    Маленьких детей поднимают за ноги.

    5.

    Электротравма:

    а) током

    б) молнией

    Отключить источник тока.

    Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

    После восстановления дыхания пострадавшему дать горячий напиток.

Разделы: Биология

Цель урока: познакомить учащихся с гигиеной воздушной среды;, возможными нарушениями дыхания; разъяснить необходимость проветривания жилых и учебных помещений; выяснить приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию.

Оборудование: таблица «Оказание первой помощи при остановки дыхания», «Вред курения», Фильм «Оказание первой помощи при остановке дыхания. Гигиена дыхания».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний:

Проверочный тест.

  1. Ппри вдохе воздух из гортани попадает:
    А-в бронхи,
    Б-в носоглотку,
    В-в трахею,
    Г-в ротовую полость.
  2. Голосовые связки расположены в:
    А-гортани
    Б-носоглотке,
    В-трахее,
    Г-бронхах.
  3. В каком органе воздух согревается и очищается от пыли и микробов?
    А-в легких,
    Б-в носовой полости,
    В-трахеях,
    Г-бронхах.
  4. Какова функция надгортанника в организме?
    А-участвует в образовании голоса,
    Б-не пропускает пищу в гортань,
    В-защищает органы дыхания от микробов,
    Г-защищает органы пищеварения от микробов и вирусов.
  5. Как регулируются дыхательные движения?
    А-только нервным путем,
    Б-только гуморальным путем,
    В-никак не регулируется,
    Г-нервным и гуморальным путем.
  6. В легких кровь насыщается:
    А-кислородом,
    Б-углекислым газом,
    В-азотом инертными газами.
  7. Куда попадает воздух из носовой полости при вдохе?
    А-в трахею
    Б-в легкие
    В-в бронхи,
    Г-в гортань.
  8. Частота дыхания регулируется дыхательным центром, Возбуждение в нем усиливается,
    А-при увеличении в крови концентрации кислорода,
    Б-при уменьшении в крови концентрации кислорода,
    В-при увеличении в крови концентрации углекислого газа,
    Г-при уменьшении в крови концентрации углекислого газа
  9. Газообмен совершается в:
    А-легочных альвеолах,
    Б-носовой и ротовой полостях,
    В-гортани и трахее,
    Г-бронхах.
  10. Тканевым дыханием называют газообмен между:
    А-Наружным воздухом и воздухом альвеол,
    Б-кровью и клетками тела,
    В-капиллярными сосудами крови и воздухом альвеол,
    Г-эритроцитами и плазмой крови в легочных капиллярах,
  11. Трахея имеет хрящевые полукольца, а не кольца чтобы:
    А-не спадаться при вдохе и не препятствовать прохождению пищи по пищеводу,
    Б-не спадаться при вдохе,
    В-защищать трахею спереди,
    Г-соединяться с гортанью и бронхами,
  12. Легкие с наружи покрыты:
    А-легочной плеврой,
    Б-сердечной сумкой,
    В-кожей
    Г-пристеночной плеврой,
  13. Жизненная емкость легких –это объём воздуха который:
    А-находится в легких,
    Б-мы вдыхаем после спокойного вдоха,
    В-остается в легких после глубокого вдоха,
    Г-можно выдохнуть после глубокого вдоха.
  14. У кого голосовые связки длиннее и толще:
    А- у детей,
    Б-у детей и женщин,
    В-у мужчин,
    Г-у женщин.
  15. Чихание происходит при раздражении стенок:
    А-трахеи,
    Б-бронхов,
    В-гортани,
    Г-носовой полости,
  16. Дыхательный центр, регулирующий смену вдоха и выдоха, находится в:
    А-в промежуточном мозге,
    Б-в спинном мозге,
    В-в продолговатом мозге,
    Г-в среднем мозге,

Изучение новой темы «Это нам нужно как воздух»

Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух,пастбищем жизни,.Без воздуха человек гибнет через несколько минут, лишь некоторые могут задерживать дыхание до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. Экспериментальным путем было установлено, что для дыхания одного человека в течении одного часа в герметически закрытом помещении требуется не менее 2м воздуха. Еще в древности люди говорили о трех воротах смерти.Они имели в виду прекращение кровообращения, дыхания и угасания сознания. Но организм погибнет не сразу. Наукой установлено, что смерть это процесс, который не наступает мгновенно. Даже при скоропостижной смерти клетки и ткани организма не погибают одновременно. Одни умирают быстро другие медленнее. Раньше всех прекращает работу кора больших полушарий головного мозга. Предельный срок 5-6минут.Затем наступают необратимые изменения, и если даже удастся оживить человека, он не может быть работоспособным и полноценным. Этот процесс при остановке дыхания и кровообращения называют клинической смертью. В это время не работает сердце, дыхание отсутствует, но органы еще не умерли, После 5-6минут клинической смерти наступает биологическая смерть – полный распад клеток и тканей.

Очень важно оказать пострадавшему первую помощь при остановке дыхания.

Показ фильма «Оказание первой помощи при остановке дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания» /по ходу сообщения учащихся/.

К своему здоровью нужно быть внимательным каждый день, так как на здоровье влияют: образ жизни, условия труда и проживание, привычки и поведение/45-53%/.

Слайд №6 (приложение) «Вентиляция-замещение загрязненного воздуха более чистым»

Углекислота-мощный фактор регуляции функций дыхания и кровообращения. Повышает артериальное давление, вызывает головную боль, дискомфорт, утомляемость.

При повышенном содержании Со, приводит к кислородной недостаточности-Гипоксии.

Метан, аммиак, альдегид, кетоны, поступают из легких в воздух, а также с поверхности кожи с испарением пота.

Аммиак вызывает отравление.

Помещение, в котором мы живем, работаем, отдыхаем надо тщательно и систематически проветривать.

Слайд №7 (приложение) «Курение и органы дыхания»

Жесткому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик. При анализе табачного дыма химики установили 91 органическое вещество,9000и 1200 твердых и газообразных соединений.

Слайд №8 (приложение) «Схема состава табачного дыма»

Никотин вызывает отравление организма.

Табачный кашель, содержание дегтя в легких.

Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком легких, туберкулезом и астмой. Некурящий человек, сберегает не только собственное здоровье,но и здоровье окружающих людей.

Выявлено, что через 8 ч после последней из крови улетучивается угарный газ, через 9 месяцев восстанавливается функция легких, через 5лет вероятность инсульта уравнивается с таковой для некурящих, через10 лет падает вероятность заболеть раком и через 15 лет снижается вероятность инфаркта.

Заключение.

Слайд №9 (приложение) «Общие выводы урока»

Дыхание должно быть правильным.

Необходимым условием для нормального газообмена является чистый воздух.

Курение вредно для органов дыхания.

К инфекционным заболеваниям относят грипп,орви,дифтерию, туберкулез.

К профилактическим мерам борьбы с заболеваниями дыхательной системы относятся:

  • Борьба с пылью,
  • Влажная уборка,
  • Проветривание помещений.

При оказании первой помощи нужно:

  • Обеспечить подачу кислорода в легкие,
  • Знать приемы искусственного дыхания,
  • Сообщить 03.

Домашнее задание: параграф №28 /учебник Биология А.С. Батуев/

Литература :

  1. БатуевА.С. Биология:словарь-справочник к учебнику, 2002.
  2. Медицинский справочник «Спасение 03 или первая помощь при несчастных случаях» 1995 изд. «Герион, Санкт-петербург»

Что необходимо сделать, если человек возле вас начинает задыхаться?

Первая помощь при утоплении, завалах землей, удушении осуществляется в несколько этапов. На первом этапе очищаются верхние дыхательные пути от грязи, удаляется вода из желудка и легких, на втором - приступают к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца. При электротравмах прежде всего необходимо выключить рубильник, отбросить провод деревянным предметом. При остановке дыхания и сердечной деятельности применяют искусственное дыхание изо рта в рот и непрямой массаж сердца.

1. Как удаляют инородные тела, попавшие в нос; в гортань?

Разговоры во время еды, неосторожные игры часто приводят к тому, что посторонние предметы - рыбные кости, фасоль, горох и даже монеты и камешки, с которыми играли дети, - попадают в дыхательные пути: в нос, в гортань, трахею. При попадании такого предмета в нос необходимо зажать вторую ноздрю и попытаться выдуть посторонний предмет. Если это не получается, надо обратиться к врачу, поскольку неумелыми действиями можно загнать постороннее тело еще дальше. Попадание посторонних тел в гортань происходит при недостаточном закрытии гортани надгортанником. Это сопровождается сильными приступами кашля, благодаря которому происходит удаление посторонних частиц из гортани. Если кашель не помогает, можно несколько раз ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтобы голова опустилась как можно ниже. Маленьких детей просто поднимают за ноги. Если эго не помогло, надо срочно отвезти пострадавшего в медицинское учреждение.

2. В каком порядке следует оказывать помощь извлечённому из воды тонувшему человеку?

После того как тонувшего извлекли из воды, прежде всего надо очистить его рот от грязи, удалит!» воду из легких и желудка. С этой целью пострадавшего перекидывают через колено и резкими движениями сдавливают живот и грудную клетку или встряхивают. При остановке дыхания и сердечной деятельности не следует дожидаться удаления всей воды из органов дыхания, важнее приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.

3. Каковы причины прекращения дыхания при обмороке, как их обнаружить и устранить?

Удушение может произойти при сдавливании горла, при западании языка. Последнее часто случается при обмороках, когда человек внезапно на короткое время теряет сознание. Поэтому прежде всего надо прислушаться к дыханию. Если оно сопровождается хрипом или прекращается вовсе, необходимо открыть рот и оттянуть язык вперед или переменить положение головы, откинув ее назад. Полезно дать понюхать нашатырный спирт или другие вещества с резким запахом. Это возбуждает дыхательный центр и содействует восстановлению дыхания.

4. Как помочь человеку, попавшему в завал?

Особенно тяжелые поражения органов дыхания бывают при завалах землей. При длительном сдавливании скелетных мышц в них накапливаются ядовитые соединения. Когда тело человека освобождают от сдавливания, эти вещества устремляются в кровоток и нарушают функции почек, сердца и печени. После извлечения человека из завала необходимо прежде всего восстановить дыхание: очистить рот и нос от грязи и начать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Только после восстановления этих важных процессов можно приступить к осмотру повреждений, наложению жгутов и шин. При заваливании землей или утоплении важно согреть пострадавшего. Для этого его растирают, закутывают в теплую одежду, дают чай, кофе и другие горячие напитки. Согревать пострадавшего грелками, бутылками с горячей водой нельзя, так как можно вызвать ожоги и нарушить нормальное распределение крови между органами.

5. Что надо делать при электротравме?

Поражение молнией и электротоком имеет много общего, а потому их объединяют одним понятием - электротравма. При поражении человека техническим электрическим током прежде всего надо обесточить провод. Сделать это не всегда легко: если человек схватился рукой за провод, оторвать его от провода практически невозможно, поскольку его мышцы парализованы. Легче выключить рубильник или просто откинуть провод от пострадавшего, конечно предварительно изолировав себя от действия тока (следует использовать резиновые перчатки и обувь, сухую деревянную палку). Пострадавшего от молнии обесточивать не надо. К нему можно смело прикасаться. А вот последствия поражения во многом сходны. Они зависят от силы и направления тока, от того, под каким напряжением оказался человек, в каком состоянии находились его кожные покровы, одежда. Влага снижает сопротивление кожи, а потому поражение током оказывается более сильным. В местах входа и выхода технического тока видны воронкообразные раны, напоминающие ожоговые повреждения. Ток поражает нервную систему, человек теряет сознание, перестает дышать. Сердце работает слабо, и не всегда удается прослушать пульс. Если электротравма была сравнительно слабой и человек сам вышел из обморока, необходимо осмотреть внешние поражения, наложить повязку и немедленно отправить пострадавшего в больницу, поскольку может наступить повторная потеря сознания из-за сердечной недостаточности. В стационар пострадавшего доставляют тепло укрытым. Полезно дать обезболивающее, например анальгин, и соблюдать полный покой. Полезны также сердечные препараты: валерьянка, капли Зеленина. При тяжелых случаях происходит остановка дыхания. Тогда применяют искусственное дыхание, а при остановке сердца - его непрямой массаж.

6. Как проводят искусственное дыхание изо рта в рот и непрямой массаж сердца?

В результате несчастных случаев (при утоплении, ударе молнии, сильном ожоге, отравлении, ранении) человек может потерять сознание. У него останавливается сердце, прекращается дыхание, наступает клиническая смерть. В отличие от биологической это состояние обратимое. Мероприятия, связанные с выводом человека из клинической смерти, называются реанимацией (букв.: оживление). Биологическая смерть наступает после гибели мозга. Если в течение 5-7 мин восстановить работу сердца и легких, человек будет жить. Спасти его могут немедленные действия - искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. В первую очередь больного надо положить на спину на твердую поверхность, голову запрокинуть. Затем расстегнуть одежду, обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдувать воздух (16 раз в 1 мин). При оказании помощи тонувшему нужно предварительно освободить ротовую полость от ила песка, а легкие и желудок от воды. Если сердце не бьется, искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца - ритмическим надавливанием на грудину (60 раз в 1 мин). Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс. Появление пульса - первый признак возобновления работы сердца. Искусственное дыхание, массаж сердца иногда приходится делать долго - 20-50 минут. Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в сознание и начинает дышать самостоятельно.

Последние материалы сайта