Нарушение кратковременной памяти. Основные расстройства памяти: классификация, виды амнезий. Из-за чего возникают нарушения

04.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Память - это процесс накопления информации, сохранения и своевременного воспроизведения накопленного опыта.

Механизмы памяти к настоящему времени изучены недостаточно, но накоплено много фактов, свидетельствующих о существовании кратковременной памяти, основанной на быстро образующихся временных связях; и долговременной памяти, представляющей собой прочные связи

Расстройства памяти условно можно разделить на количественные (дисмнезии) и качественные (парамнезии) нарушения, которые в особом сочетании составляют корсаковский амнестический синдром .

К дисмнезиям относятся гипермнезия, гипомнезия и различные варианты амнезий.

Гипермнезия - непроизвольная, несколько беспорядочная актуализация прошлого опыта. Наплыв воспоминаний о случайных, малосущественных событиях не улучшает продуктивности мышления, а лишь отвлекает больного, мешает ему усваивать новую информацию.

Гипомнезия - общее ослабление памяти. При этом, как правило, страдают все ее составляющие. Больной с трудом запоминает новые имена, даты, забывает детали происходивших событий, не может без специального напоминания воспроизвести сведения, хранящиеся глубоко в памяти. Наиболее частая причина гипомнезии - широкий круг органических (особенно сосудистых) заболеваний мозга, в первую очередь атеросклероз. Однако гипомнезия бывает обусловлена и преходящими функциональными расстройствами психики, например состоянием утомления (астенический синдром).

Под термином амнезия объединяют ряд расстройств, характеризующихся потерей (выпадением) участков памяти. При органических поражениях мозга это чаше всего утрата некоторых временных промежутков.

Ретроградная амнезия - утрата воспоминаний о событиях, произошедших до возникновения заболевания (чаще всего острой мозговой катастрофы с выключением сознания). В большинстве случаев из памяти выпадает короткий промежуток времени, непосредственно предшествовавший травме или потере сознания.

Истерическая амнезия в отличие от органических заболеваний полностью обратима. Утраченные при истерии воспоминания можно легко восстановить в состоянии гипноза или лекарственного растормаживания.

Конградная амнезия - это амнезия периода выключения со знания. Объясняется не столько расстройством функции памяти как таковой, сколько невозможностью воспринять какую-либо информацию, например, во время комы или сопора.

Антероградная амнезия - выпадение из памяти событий, происходивших после завершения острейших проявлений заболевания (после восстановления сознания). При этом больной производит впечатление человека, вполне доступного контакту, отвечает на поставленные вопросы, однако позже даже фрагментарно не может воспроизвести картину происходившего накануне. Причиной антероградной амнезии бывает расстройство сознания (сумеречное помрачение сознания, особое состояние сознания). При корсаковском синдроме антероградная амнезия выступает как следствие

стойкой утраты способности фиксировать события в памяти (фиксационной амнезии).

Фиксационная амнезия - резкое снижение или полная утрата способности длительно сохранять вновь полученные сведения в памяти. Страдающие фиксационной амнезией не могут запомнить ничего из только что услышанного, увиденного и прочитанного, однако хорошо помнят события, произошедшие до начала заболевания, не утрачивают профессиональных навыков. Фиксационная амнезия может представлять собой чрезвычайно грубый вариант гипомнезии на конечных стадиях течения хронических сосудистых поражений мозга (атеросклеротическое слабоумие). Она также является важнейшей составной частью корсаковского синдрома. В этом случае она возникает остро в результате внезапных мозговых катастроф (интоксикаций, травм, асфиксии, инсульта и пр.).

Прогрессирующая амнезия - последовательное выпадение из памяти все более глубоких слоев в результате прогрессирующего органического заболевания. Описана очередность, с которой разрушаются запасы памяти при прогрессирующих процессах.

По закону Рибо сначала снижается способность к запоминанию (гипомнезия), затем забываются недавние события, позже нарушается воспроизведение давно произошедших событий. Это ведет к утрате организованных (научных, абстрактных) знаний. В последнюю очередь утрачиваются эмоциональные впечатления и практические автоматизированные навыки. По мере разрушения поверхностных слоев памяти у больных нередко наблюдается оживление детских и юношеских воспоминаний. Прогрессирующая амнезия - проявление широкого круга хронических органических прогрессирующих заболеваний: безинсулиного течения атеросклероза сосудов головного

мозга, болезни Альцгеймера, болезни Пика, сенильной деменции.

Парамнезии - это искажение или извращение содержания воспоминаний. Примерами парамнезий являются псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии, эхомнезии.

Псевдореминисценциями называют замещение утраченных промежутков памяти событиями, происходившими в действительности, но в другое время. Псевдореминисценции отражают еще одну закономерность разрушения памяти: в ней дольше сохраняется содержание пережитого («память содержания»), чем временные взаимоотношения событий («память времени»).

Конфабуляции - это замещение провалов памяти вымышленными, никогда не происходившими событиями. Появление конфабуляции может свидетельствовать о нарушении критики и осмысления ситуации, поскольку больные не только не помнят происходившего в действительности, но и не понимают, что описанные ими события и не могли происходить.

Криптомнезии - это искажение памяти, выражающееся в том, что в качестве воспоминаний больные присваивают сведения, полученные от других лиц, из книг, события, произошедшие во сне. Реже наблюдается отчуждение собственных воспоминаний, когда больной считает, что он лично не участвовал в событиях, хранящихся в его памяти. Таким образом, криптомнезии - это утрата не самой информации, а невозможность точно установить ее источник. Криптомнезии могут быть проявлением как органических психозов, так и бредовых синдромов (парафренного и параноидного).

Эхомнезия (редуплицирующая парамнезия Пика) выражается в ощущении, будто нечто подобное настоящему уже происходило в прошлом. Это чувство не сопровождается пароксизмально возникающим страхом и феноменом «озарения», как deja vu. Нет и полной идентичности настоящего и прошлого, а только ощущение сходства. Иногда возникает уверенность, что событие происходит уже не во второй, а в третий (четвертый) раз. Данный симптом бывает проявлением различных органических заболеваний мозга с преимущественным поражением теменно-височной области.

"

Память - это в психологии совокупность информации, которая отображает события, эмоции, какие-либо знания, пережитые индивидом ранее.

Что такое память и ее нарушение

Благодаря ей у нас есть опыт, и человек является той личностью, какой его знают окружающие. Потеря памяти или ее нарушения доставляют большой дискомфорт личности.

Нарушение памяти в психологии - это довольно распространенное расстройство, которое приносит массу проблем человеку и, конечно же, ухудшает качество его жизни. Такое нарушение лежит в основе многих болезней психического характера.

Основные виды расстройств памяти

Выделяют два основных вида нарушения памяти человека.

Качественные дисфункции подразумевают путаницу в голове пациента, связанную с невозможностью отличить подлинные воспоминания от фантазий. Больной не понимает, какие события являются реальными, а какие плодом его воображения.

Количественные дефекты отображаются в усилении или ослаблении следов памяти.

Существует огромное количество разновидностей нарушений памяти. Большинство из них характеризуется кратковременностью и обратимостью. Они могут быть вызваны такими банальными причинами, как переутомлением, частыми стрессовыми ситуациями, злоупотреблением лекарственными препаратами, а также алкогольными напитками.

Другие требуют серьезного подхода в лечении.

Причины возникновения нарушений в памяти

Что же это за причины, способные вызвать нарушение памяти? В психологии выделяют несколько таких.

Например, наличие у человека астенического синдрома, который сопровождается быстрой утомляемостью, истощением организма. Он может быть последствием черепно-мозговых повреждений, длительных депрессий, авитаминоза, алкогольной и наркотической зависимости.

У детей расстройства памяти чаще всего являются следствием недоразвитости мозга, травмы головы физического или психического характера. У таких детей появляются проблемы с запоминанием информации и ее последующим воспроизведением.

Виды расстройства памяти

Каковы симптомы нарушения памяти? Это забывание и невозможность воспроизведения событий из личного или чужого опыта.

Парамнезия - потеря во времени, когда индивид путает события прошлого и настоящего, не может понять, какие события в его голове имели место быть в реальном мире, а какие являются вымышленными, спроецированные мозгом на основе полученной когда-то информации.

Дисмнезия - расстройство, к которому относятся гипермнезия, гипомнезия и амнезия. Последнее характеризуется забыванием отдельной информации и навыков на некоторый отрезок времени. Проблемы с памятью носят эпизодический характер, после чего воспоминания частично или полностью возвращаются. Амнезия может затрагивать и приобретенные навыки, например, умение водить машину, ездить на велосипеде, готовить какие-либо блюда.

Виды амнезии

Ретроградная амнезия проявляется в забывании событий на какой-то промежуток времени, предшествующий возникновению травмы. Например, человек, получивший травму голову, может забыть все, что с ним происходило за неделю или больше до несчастного случая.

Антероградная амнезия является противоположностью предыдущей и подразумевает потерю памяти на промежуток после получения травмы.

Фиксационная амнезия - это когда пациент неспособен запомнить поступающую информацию. Он вполне адекватно воспринимает действительность, но забывает информацию уже через несколько минут или секунд после ее получения. Это вызывает проблемы во временном ориентировании, а также в запоминании окружающих людей.

При тотальной амнезии человек не в состоянии вспомнить ничего из своей прошлой жизни. Он не знает своего имени, возраста, адреса, кто он и чем занимался. Как правило, такое расстройство психической наступает после получения тяжелой травмы черепа.

Палимпсест возникает в результате алкогольного опьянения, когда индивид не может вспомнить отдельные моменты.

При истерической амнезии личность забывает тяжелые, болезненные или просто невыгодные для себя воспоминания. Она свойственна не только душевно больным людям, но и здоровым, относящимся к истерическому типу.

Парамнезия - тип нарушения памяти, при котором возникающие пробелы заполняются разными данными.

Экмнезия и криптомнезия

Экмнезия - явление, когда личность проживает давно минувшие события как явление настоящего времени. Оно свойственно пожилым людям, которые начинают воспринимать себя как молодую особь и готовятся к поступлению в университет, свадьбе или к другим событиям, которые были пережиты в молодом возрасте.

Криптомнезия - расстройство, при котором человек выдает услышанные или прочитанные идеи за свои собственные, искренне веря в свое авторство. Например, прочитанные книги великих писателей в своем воображении больные могут присвоить себе, уверяя в этом окружающих.

Разновидностью криптомнезии может быть явление, когда человек событие из собственной жизни воспринимает как прочитанное в книге или увиденное в кино.

Лечение нарушений памяти

Классификация нарушений памяти являет собой довольно большой объем информации в психологии, существует множество трудов по изучению таких явлений, а также о методах их лечения.

Разумеется, проще заниматься профилактическими действиями, нежели самим лечением. Для этих целей специалистами разработано много упражнений, позволяющих держать свою память в тонусе.

Правильное питание и образ жизни также способствуют нормальному функционированию мозга.

Что же касается непосредственно лечения нарушений памяти, то оно будет зависеть от диагноза, степени запущенности и причин возникновения. Лечение препаратами начинается только после тщательной диагностики, проведенной врачом-специалистом.

Память - одна из важнейших познавательных способностей и высших психических функций (наряду с ощущением, восприятием и мышлением), отвечающая за накопление, сохранение и воспроизведение индивидуального и общественного опыта, приобретённых знаний и навыков. От неё во многом зависит успешность личности и эмоциональный комфорт.

Умение запоминать только нужную информацию, при этом отсеивая и забывая всё ненужное и отрицательное - важное качество. Тогда как нарушения памяти могут дезадаптировать в социуме и привести к психическим расстройствам личности. Поэтому так необходимо не допускать подобных проблем, а для этого нужно знать, как их избегать и что делать, когда появились первые признаки.

Мнемоническое расстройство, нарушение памяти - это возникновение определённых трудностей с фиксацией (запоминанием), сохранением и воспроизведением любой информации из прошлого.

Классификация

Существуют разные виды расстройства данной психической функции. В первую очередь это две большие группы, которые делятся на множество мелких: к нарушениям памяти относятся дисмнезии (количественные) и парамнезии (качественные).

Количественные нарушения памяти (дисмнезии)

Гипермнезия

Состояние, при котором патологически точно сохраняются до мельчайших подробностей воспоминания о многих событиях из прошлого. И всё бы хорошо, но они не имеют никакого значения для настоящего. При нормальном развитии обычно такое забывается. Почему это плохо? Во-первых, ненужные старые воспоминания забивают место в хранилище памяти и тем самым не дают закрепиться новым. Поэтому при гипермнезии текущая информация почти не фиксируется. Во-вторых, нарушается логическая последовательность событий.

Пример. После отдыха на море запоминаются не приятные моменты (пляж, яркая тропическая растительность, новые знакомства, вкусная еда и т. д.), а такие незначительные нюансы, как интерьер номера в отеле, одежда обслуживающего персонала, особенности перелёта и т. д. При различных патологиях гипермнезия приобретает форму парциальной, т. е. избирательной. В частности, олигофрены отлично запоминают последовательности цифр, причём делают это без всякой цели.

Гипомнезия (дырчатая, прорешливая, перфорированная память)

Состояние, при котором человек воспроизводит информацию из прошлого лишь частично. Как правило, он способен запомнить только то, что постоянно повторяется в его жизни и имеет лично для него важное значение. А вот исторические даты, новости, давние знакомства, термины, имена - всё это предаётся забвению.

Пример. Человек безошибочно воспроизводит многозначный код разблокировки телефона, т. к. делает это ежедневно и это для него важно. Но сказать, в каком году отменили крепостное право или как звали его первую учительницу, он не сможет.

Амнезия

Состояние, характеризующееся невозможностью вспомнить определённый промежуток времени. В зависимости от того, насколько большой период выпадает, внутри этого нарушения различают ещё несколько подвидов:

  • - забываются события до какого-то травмирующего фактора (сильнейшего стресса, черепно-мозговой травмы и т. д.), они могут охватывать минуты и года;
  • - отсутствуют воспоминания о том, что было сразу после травмирующего фактора;
  • конградная - выпадение происходящего во время затяжной болезни, сопровождавшейся нарушением сознания;
  • антероретроградная (полная, тотальная) - забывается всё, что связано с затяжной, тяжёлой болезнью и травмирующим фактором, а также события, происходящие до этого.

В зависимости от того, какая именно функция оказывается нарушенной, данное расстройство делят ещё на несколько подвидов:

  • - невозможность запоминать и воспроизводить информацию, приводит к дезориентации (человек не понимает, где находится, кто его окружает, как он должен себя вести);
  • анэкфория - невозможность осознанного, произвольного вспоминания без подсказки.

Классификация в зависимости от течения:

  • прогрессирующая - нарастающее расстройство, объяснённое законом Рибо (см. ниже);
  • стационарная - стойкая потеря памяти;
  • регрессирующая - постепенное восстановление забытых событий;
  • ретардированная (запаздывающая) - события восстанавливаются не в хронологическом порядке, какой-то период может надолго выпасть, а затем вспомниться спустя много лет.

Закон Рибо . Память у человека с прогрессирующим расстройством похожа на слоёный пирог, в котором нижний пласт - самые отдалённые во времени воспоминания (детство, например). При таком нарушении исчезают сначала верхние прослойки (т. е. того, что происходило совсем недавно), затем - последовательно забываются события по направлению от настоящего времени до прошлого.

В зависимости от объекта амнезия бывает:

  • аффектогенной (кататимной) - возникает вследствие психотравмирующей ситуации, после сильного потрясения, забываются все события, которые сопровождают нервный срыв;
  • истерическая - результат психопатического синдрома, забываются какие-то отдельные моменты;
  • скотомизация - осознанное забывание событий, которые причиняют боль, травмируют;
  • палимпсесты (алкогольная) - выпадение того, что происходило во время опьянения.

Качественные нарушения памяти (парамнезии)


Псевдореминисценции (иллюзии, ложные воспоминания)

Стирается грань между прошлым и настоящим. Человек переживает то, что происходило когда-то давно, словно это осуществляется сейчас и имеет для него значение.

Конфабуляции (бред воображения, вымыслы, галлюцинации)

По сути – это ложные воспоминания: человек убеждён, что те или иные события происходили в его жизни, тогда как на самом деле их не было. Конфабуляции классифицируются на несколько подвидов:

  • мнестические и замещающие - обусловленные потерей памяти и являющиеся заменой того, что забыто;
  • фантастические - связаны со слабоумием и богатым воображением.

Пример. Страдающий конфабуляцией может «узнать» совершенно не знакомого ему человека, при этом будет искренне выражать ему восторг от долгожданной встречи и даже в подробностях рассказывать якобы совместно с ним пережитые моменты. Часто поведение таких людей сопровождается суетливостью, нарушениями речи, отсутствием логики в размышлениях.

Конфабулез

Более безобидная разновидность конфабуляции. Психофизические расстройства отсутствуют. Однако случайно, при разговоре, могут обнаружиться ложные воспоминания.

Криптомнезии

Больные начинают присваивать себе чужие воспоминания. Если, например, им запала в душу какая-то история, они в дальнейшем будут повествовать её окружающим так, словно это происходило лично с ними. Причём это может быть рассказ подруги, сюжет книги или кино. Самая болезненная форма криптомнезии - патологический плагиат, когда человек утверждает, что является автором совершенно чужого шедевра.

Эхомнезии (редуплицирующая парамнезия Пика)

Сильные чувства, волнения, тревоги, эмоции, испытанные однажды, воспринимаются страдающим с утроенной силой. Он может переживать их снова и снова, накладывая на свою настоящую жизнь. Например, когда-то в прошлом расставание с любимым произошло со скандалом и битьём посуды. В каждых последующих отношениях, если они будут заканчиваться, страдающий эхомнезией будет стараться воспроизводить ту же ситуацию - он обязательно спровоцирует ссору и что-нибудь вдребезги разобьёт.

Феномены якобы уже виденного и слышанного

Одно из часто встречающихся нарушений. Это уверенность в том, что происходящие события уже имели место, но когда именно - никто сказать не может. Это ощущение обыгрывается во многих фильмах и экзорцизме. Считается, что таким образом проявляет себя генетическая память, рассказывающая нам о том, что было в прошлой жизни. Сюда же относятся кардинально противоположные расстройства, когда что-то, уже происходившее не раз, воспринимается как новое переживание. Есть несколько разновидностей:

  • жаме вю - ощущение, когда что-то хорошо знакомое кажется совершенно неизвестным, словно увиденным впервые;
  • дежа векю - психическое состояние, когда впервые пережитые события кажутся известными;
  • дежа антандю - психическое расстройство, когда звуки, услышанные в первый раз, кажутся давно знакомыми;
  • жаме антандю - расстройство психики, когда привычные звуки (даже собственный голос) воспринимаются как впервые услышанные;
  • жаме сю - неспособность воспроизвести хорошо усвоенные ранее знания (например, выученный накануне стих).

Часто в психологии пользуются классификацией, предложенной А. Р. Лурией. В её основе лежат патогенетические механизмы:

  • модально-неспецифические нарушения - вызваны поражением глубоких мозговых структур: слуховых, зрительных, двигательных анализаторов;
  • модально-специфические - спровоцированы поражением корковых зон анализаторов: акустического, слухоречевого, зрительно-пространственного, двигательного;
  • системно-специфические - обусловлены поражением речевых анализаторов.

Так что синдромы нарушения памяти представлены в психологии достаточно широко. Каждый из них требует тщательной диагностики и отдельного подхода к коррекции.

Причины, вызывающие нарушение


Физиологические:

  • астенический синдром;
  • органические заболевания ЦНС, дегенеративные процессы в ней, болезни , Паркинсона, хорея Гентингтона;
  • психические патологии: слабоумие, эпилепсия;
  • умственная отсталость;
  • алкоголизм, наркомания;
  • поражение мозговых структур, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, атеросклероз, инсульт, гипертония;
  • токсическое поражение печени;
  • гиповитаминоз.

Психоэмоциональные причины:

  • повышенная тревожность;
  • переутомление;
  • нервозность, раздражительность, постоянные перепады настроения;
  • регулярные стрессовые ситуации;
  • депрессивные состояния;
  • травмирующие психику факторы;
  • регулярные взрывы отрицательных эмоций.
  • Неправильный образ жизни:

    • несбалансированное питание;
    • недостаточный сон;
    • неправильное распределение времени между трудом и отдыхом;
    • отсутствие режима дня.

    Научно доказано. Немецкие нейробиологи из Рурского университета (Германия) выяснили, что депрессия деформирует память и вызывает её стойкие нарушения.

    Симптоматика

    Общая симптоматика для большинства видов:

    • спутанность сознания;
    • забывчивость;
    • неспособность воспроизводить в памяти происходившие ранее события или заученную информацию;
    • растерянность;
    • аутизм, ригидность нервной системы.

    Если нарушения обусловлены какими-то соматическими или психическими заболеваниями, они сопровождаются симптоматикой, характерной для них.

    Нередко происходит наложение друг на друга нарушения разных высших психических функций, что также проявляется различными отклонениями. Например, часто идут рука об руку нарушения памяти и…

    • … мышления: если человек не обладает высокими умственными способностями, ему трудно запоминать информацию, особенно ярко это видно при слабоумии и олигофрении, когда диагностируются явные проблемы с памятью;
    • … внимания: неустойчивая, замедленная или недостаточная концентрация приводит к тому, что информация не запоминается.

    Нужно иметь в виду, что каждое отдельное расстройство характеризуется специфической клинической картиной.

    Особенности течения


    Психологические

    Нарушение кратковременной памяти (КВП)

    Кратковременной в психологии называют память, которая обладает незначительным объёмом и способна удерживать образы в течение короткого времени - не более 3-ёх дней. После этого информация подлежит обработке и переходит во владение долговременной памяти. Играет важную роль в запоминании. При её нарушении события настоящего плохо фиксируются. Страдающий не может выучить четверостишие или запомнить распорядок собственного дня. Основные причины - неразвитый интеллект, стрессовые ситуации, переутомление, депрессивное состояние, интоксикация организма (алкогольная, например).

    Нарушения опосредованной памяти

    Для улучшения памяти специалисты часто рекомендуют тренировать её опосредованную форму. Например, для запоминания определённого события воспроизводится какой-нибудь «якорёк» - запах, образ, кодовое слово, вкус и т. д. Такой методикой можно пользоваться при изучении иностранного языка (ассоциировать заучиваемые слова с русскими). При некоторых психических патологиях опосредованная память оказывается нарушенной, и больной не может воспроизвести промежуточное звено, которое помогло бы ему вспомнить всё остальное. Чаще всего это наблюдается при шизофрении и ригидности эмоциональных установок.

    Нарушение мотивационного компонента памяти

    Считается, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые. Это связано с мотивационным компонентом памяти. Если человек знает, что он закончил какое-то дело, он больше не видит смысла к нему возвращаться. Если же задача осталась нерешённой, она постоянно будет всплывать в мыслях и требовать доработки до конца. Если эта составляющая нарушена, больной никогда не доводит возложенные на него дела до логического завершения, потому что просто забывает о них. Это приводит к социальной дезадаптации, так как окружающие начинают считать его безответственным и несерьёзным.

    Псевдоамнезии

    Некоторые специалисты псевдоамнезии относят к нарушениям памяти, а другие считают их психическим расстройством мнестической деятельности. Причина - обширное поражение лобных долей головного мозга. Непроизвольная память работает, тогда как произвольная оказывается нефункциональной.

    Пример. Страдающему псевдоамнезией дают задание - запомнить на слух как можно больше слов. Из десятка произнесённых он сможет воспроизвести не более 3. Однако, если дать ему картинки, на которых изображено то, что только что проговаривалось, он узнает гораздо большее количество, чем воспроизвёл ранее.

    Возрастные

    У детей

    Мнемонические расстройства у ребёнка чаще всего могут быть обусловлены двумя факторами: серьёзными соматическими заболеваниями (после травмы, при олигофрении или шизофрении) или расстройствами в мышлении и внимании. Иногда причиной становится педагогическая запущенность, если его не развивали в соответствии с возрастом. Обычно нарушения выявляются уже у младших школьников: на фоне одноклассников такие дети не могут воспроизвести стихотворения наизусть, не умеют пересказывать, не способны сконцентрироваться на уроке, имеют низкий интеллект.


    Успешность коррекции напрямую зависит от причин. Например, психотравмирующие факторы снимаются с помощью психотерапевтов, соматические - посредством терапевтического лечения, педагогические - развивающими программами.

    В подростковом и среднем возрасте

    Нарушение работы памяти в этот период возникают, как правило, вследствие приобретённых заболеваний и травм. Причём с возрастом они могут носить всё более непостоянный характер. То есть во время затяжных депрессий и чрезмерных нагрузок они обостряются (страдает прежде всего кратковременная память), а после восстановления всё приходит в норму.

    В пожилом возрасте

    С течением времени нервная система и головной мозг подвергаются естественным процессам старения. Они постепенно атрофируются, количество нейронов уменьшается, связи между ними слабеют. Это становится основной причиной мнемонических расстройств пожилого возраста. Однако, если вести здоровый образ жизни и по возможности избегать психотравмирующих факторов, этот момент можно отсрочить.

    Факт. Основные нарушения приходятся на возраст после рубежа 50 лет.

    Патологические

    При ряде заболеваний диагностируются наиболее стойкие и частые нарушения:

    • при шизофрении развиваются такие виды расстройств, как гипермнезия, анэкфория, псевдореминисценции, фиксационная и прогрессирующая амнезии;
    • при эпилепсии и после инсульта - антероретроградная;
    • при ЧМТ - ретроградная и антероретроградная.

    Специалисты также отмечают и другие болезни, связанные с нарушением памяти.

    Количественные расстройства могут быть связаны со следующими патологиями и состояниями:

    • олигофрения, маниакальный синдром, наркомания - гипермнезия;
    • невротические расстройства, большой наркоманический, психоорганический, паралитический синдромы - гипомнезия;
    • гипоксия - ретроградная потеря памяти;
    • Корсаковский неалкогольный психоз, аментивный синдром - антероградная;
    • оглушение, сопор, кома, делирий, онейроидный синдром - конградная;
    • кома, аментивный синдром, токсические поражения головного мозга, инсульт - антероретроградная;
    • Корсаковский неалкогольный психоз, слабоумие, паралитический синдром - фиксационная;
    • синдром хронической усталости, психоорганический синдром, лакунарное слабоумие - анэкфория;
    • слабоумие, болезни Пика и Альцгеймера - прогрессирующая;
    • психогенные расстройства - аффектогенная;
    • истерический, психопатический синдром - истерическая;
    • алкоголизм - палимпсесты.

    Качественные нарушения чаще всего связаны с такими заболеваниями, как:

    • Корсаковский неалкогольный психоз, слабоумие - псевдореминисценции;
    • Корсаковский неалкогольный психоз - конфабулез;
    • психоорганический и параноидный синдромы - криптомнезии;
    • психоорганический синдром - эхомнезии;
    • деперсонализационные и дереализационные расстройства личности - феномены уже виденного и слышанного.

    Диагностика

    Чтобы диагностировать расстройства памяти, применяются различные методики:

    • сбор анамнеза;
    • электроэнцефалограмму (ЭЭГ);
    • компьютерную томографию (КТ);
    • магнитно-резонансную томографию (МРТ);
    • общие анализы и УЗИ-диагностику для выявления соматического заболевания, ставшего причиной нарушений.

    Основным диагностическим методом на протяжении многих лет остаются психологические тесты:

    • для выявления нарушений в КВП;
    • пиктограммы;
    • метод 10 слов;
    • текстология и многие другие.

    В каждом отдельном случае специалист сам решает, какие именно методы использовать для постановки более точного диагноза.

    Лечение

    Лечение и коррекция нарушений памяти целиком и полностью зависят от причины их возникновения. Поэтому в первую очередь выявляется фактор-провокатор и предпринимаются все меры для его устранения. Обычно назначается терапевтический курс. Если происходит полное выздоровление, все пробелы восстанавливаются. Если речь идёт о неизлечимом заболевании, больному с этими проблемами придётся жить до конца своих дней.

    Психиатрия рассматривает серьёзные расстройства, исправить которые без медикаментозной терапии невозможно. Чаще всего таким больным назначаются следующие препараты:

    • ноотропы (Пирацетам, Луцетам, Ноотропил);
    • субстраты энергетического обмена (глутаминовая кислота);
    • растительные средства (Билобил, элеутерококк).

    Препараты ноотропы

    Эти препараты отпускаются без рецепта, поэтому нередко используются в самолечении, чтобы повысить концентрацию внимания и работоспособность. Однако специалисты предупреждают, что это может иметь опасные последствия для здоровья.

    А Вы знали, что… мнемонические расстройства лечатся гипнотерапией? Учёные до конца ещё не могут понять, как это работает, но полноценный сон позволяет существенно улучшить состояние больных.

    В психологии коррекция проводится с помощью:

    • индивидуальных и коллективных тренингов;
    • упражнений для тренировки внимания, мышления и памяти;
    • различных мнемотехник;
    • создания смысловых фраз из первых букв;
    • рифмизации;
    • метода Цицерона (на основе пространственного воображения);
    • метода Айвазовского (на основе зрительной памяти);
    • психолого-педагогического коррекционного воздействия.

    Неожиданно. Знаменитая фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания последовательности цветов в радуге является простейшей мнемотехникой.

    Хороших результатов в коррекции добивается патопсихология. Это практическая отрасль клинической психологии, которая изучает любую патологию в сравнении с нормой. Постоянно возвращая пациента к отправной точке воспоминаний, им удаётся частично восстановить пробелы.

    1. Вести активный образ жизни, заниматься спортом.
    2. Больше находиться на свежем воздухе (для улучшения мозгового кровообращения).
    3. Быть интеллектуально активными: читать книги, следить за новостями, решать кроссворды, вязать, играть в шахматы.
    4. Общаться как можно больше с людьми, заводить новые знакомства.
    5. Соблюдать режим дня. Высыпаться.
    6. Избегать стрессов, переутомлений, чрезмерных нагрузок.
    7. Соблюдать сбалансированную диету и питьевой режим.

    Полезный совет. Специалисты считают, что ароматерапия помогает восстанавливать и корректировать различные нарушения памяти. В частности, улучшить долговременную позволяет регулярное вдыхание аромата розмарина.

    Память - важнейшая составляющая жизни любого человека. Малейшие нарушения в её работе чреваты серьёзными осложнениями. Её можно постоянно тренировать и улучшать с помощью мнемотехник и специальных упражнений, не дожидаясь, когда возникнут возрастные проблемы. Но чаще всего люди забывают об этом, что рано или поздно приводит к различного рода расстройствам, которые не всегда можно откорректировать и пролечить.

    Расстройсва памяти - снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти, такие как запоминание, удержание, воспроизведение.

    Наиболее частые расстройства: гипомнезия, амнезия и парамнезия. Первое - снижение, второе - выпадение памяти, третье - ошибки памяти. Кроме того, имеется гипермнезия - повышенная способность к запоминанию.

    Гипомнезия - ослабление памяти. Может быть врожденной, а в ряде случаев сопровождает различные аномалии психического развития. Встречается при астенических состояниях, возникающих при переутомлении, в результате перенесенных тяжелых заболеваний. При выздоровлении память восстанавливается. В пожилом возрасте при выраженном церебральном атеросклерозе и дистрофических нарушениях в мозговой паренхиме резко ухудшается запоминание и сохранение текущего материала. Напротив, события далекого прошлого в памяти сохраняются.

    Амнезия - отсутствие памяти. Выпадение из памяти событий, происходящих в какие-либо отрезки времени, наблюдается при старческих психозах, тяжелых травмах мозга, отравлении окисью углерода и др.

    Различают :

    • ретроградную амнезию - когда утрачивается память на события, предшествующие заболеванию, травме и др.;
    • антероградную - когда забывается то, что было после заболевания.

    Один из основоположников отечественной психиатрии С.С. Корсаков описал синдром, возникающий при хроническом алкоголизме и названный в его честь корсаковским психозом. Описанный им симптомокомплекс, встречающийся при других заболеваниях, называют корсаковским синдромом.

    Корсаковский синдром . При данном нарушении памяти ухудшается запоминание текущих событий. Больной не помнит, кто с ним сегодня беседовал, посещали ли его родные, что он ел за завтраком, не знает имен медицинских работников, постоянно его обслуживающих. Больные не помнят событий недавнего прошлого, неточно воспроизводят те события, которые произошли с ними много лет назад.

    К расстройствам воспроизведения относятся парамнезии - конфабуляции и псевдореминисценции.

    Конфабуляция . Заполнение пробелов памяти событиями и фактами, не имевшими места в действительности, причем это происходит помимо желания больных обмануть, ввести в заблуждение. Этот вид патологии памяти может наблюдаться у больных алкоголизмом при развитии корсаковского психоза, а также у больных старческим психозом, с поражением лобных долей головного мозга.

    Псевдореминисценции - искаженные воспоминания. Отличаются от конфабуляции большей устойчивостью, причем как о настоящем, больные рассказывают о событиях, которые были, возможно, в далеком прошлом, возможно, они их видели во сне или их никогда не было в жизни больных. Эти болезненные нарушения нередко наблюдаются у больных со старческими психозами.

    Гипермнезия - усиление памяти. Как правило, носит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию в большем, чем в норме объеме и на более длительный срок. Кроме того, может наблюдаться у больных в состоянии маниакального возбуждения при маниакально-депрессивном психозе и маниакальном состоянии при шизофрении.

    Больные с различными видами расстройства памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Это особенно касается больных с амнезиями, так как резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При неправильных поступках больных медицинским работникам не следует раздражаться, а по возможности надо поправить их, ободрить и успокоить. Никогда не следует разубеждать больного с конфабуляциями и псевдореминисценциями, что его высказывания лишены реальности. Это вызовет только раздражение больного, и контакт с ним медицинского работника нарушится.

    – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. При гипомнезии нарушения характеризуются ослабеванием способности запоминать текущие и воспроизводить прошедшие события. Амнезия проявляется абсолютной невозможностью сохранять и использовать информацию. При парамнезиях воспоминания искажаются и извращаются – больной путает хронологию событий, заменяет забытое выдумкой, сюжетами из книг и телепередач. Диагностика проводится методом беседы, специальных патопсихологических проб. Лечение включает прием медикаментов, психокоррекционные занятия.

    МКБ-10

    R41.1 R41.2 R41.3

    Общие сведения

    Память является ключевым психическим процессом, обеспечивающим возможность накопления и передачи опыта, познания окружающего мира и собственной личности, приспособления к изменяющимся условиям. Жалобы на снижение памяти наиболее распространены среди пациентов неврологического и психиатрического профиля. Расстройства данной группы регулярно выявляются у 25-30% людей молодого и среднего возраста, у 70% пожилых. Выраженность нарушений варьируется от незначительных функциональных колебаний до стабильных и прогрессирующих симптомов, препятствующих социальной и бытовой адаптации. В возрастной группе 20-40 лет превалируют астено-невротические синдромы, носящие обратимый характер, у больных старше 50 лет ухудшение памяти часто обусловлено органическими изменениями в головном мозге, ведущими к стойкому когнитивному дефициту и плохо поддающимися лечению.

    Причины

    Проблемы с памятью могут быть спровоцированы множеством факторов. Наиболее распространенной причиной является астенический синдром , вызванный ежедневной психоэмоциональной нагрузкой, повышенной тревожностью, физическим недомоганием. Патологическая основа выраженного снижения функций памяти – органические заболевания ЦНС и психические патологии. К наиболее распространенным причинам мнестических нарушений относятся:

    • Переутомление. Чрезмерные физические, умственные и эмоциональные нагрузки становятся источником стресса и функционального снижения когнитивных процессов. Вероятность ослабления памяти выше при несбалансированном питании, недосыпе, бодрствовании в ночное время.
    • Соматические болезни. Физические недуги способствуют развитию общего истощения. Трудности запоминания бывают вызваны как астенизацией, так и смещением внимания с информации, поступающей извне, на ощущения в теле.
    • Вредные привычки. Память ослабляется на фоне мозгового поражения, токсического повреждения печени, гиповитаминоза. При длительной алкогольной зависимости и наркомании развивается стойкий когнитивный дефицит.
    • Нарушения мозгового кровообращения. Причиной может стать спазм или атеросклероз мозговых сосудов , инсульт и другие возрастные нарушения. В группе риска пациенты с гипертонической болезнью.
    • Черепно-мозговые травмы. Память нарушается в остром и отдаленном периоде ЧМТ . Выраженность расстройств колеблется от легких затруднений при запоминании нового материала до внезапной утраты всех накопленных знаний (включая имя, фамилию, лица родственников).
    • Дегенеративные процессы в ЦНС. При нормальном старении мозг претерпевает инволюционные изменения – уменьшается объем тканей, количество клеток, уровень метаболизма. Происходит ослабление памяти и других познавательных функций. Выраженной стойкой дисфункцией сопровождаются дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона , хорея Гентингтона и пр.).
    • Психические расстройства. Когнитивный дефект формируется при различных деменциях , шизофрении . Эпилепсия , являясь неврологической болезнью, влияет психику, в том числе вызывает изменения памяти.
    • Умственная отсталость. Может быть связана с генетическими патологиями, осложнениями при беременности и родах. Мнестические нарушения наиболее выражены при умеренных и тяжелых формах олигофрении .

    Патогенез

    Процессы памяти реализуются при участии модально-специфических центров коры, куда поступает информация от анализаторов, и неспецифических структур – гиппокампа, зрительного бугра, поясной извилины. Специфические (по модальности анализаторов) корковые отделы взаимодействуют с речевыми зонами, в результате чего память переходит на более сложный уровень организации – становится словесно-логической. Избирательность памяти обеспечивается активностью лобных долей, а общая способность к запоминанию и воспроизведению – стволовыми отделами и ретикулярной формацией.

    Расстройства памяти характеризуются дисфункциональностью структур мозга. При снижении тонуса, диффузных органических процессах и повреждении подкорково-стволовых отделов ухудшаются все виды мнестических процессов: фиксация, ретенция и репродукция. Локализация очага в лобных зонах влияет на избирательность и целенаправленность запоминания. Патология гиппокампа проявляется снижением долговременной памяти, нарушением обработки и хранения пространственной информации (дезориентацией).

    Классификация

    С учетом особенностей клинической картины расстройства памяти подразделяются на гипермнезию (усиление), гипомнезию (снижение), амнезию (отсутствие) и различные подтипы парамнезий – качественных изменений сохраненной информации. Классификация, ориентированная на патогенетические механизмы, разработана Александром Романовичем Лурия и включает следующие виды нарушений:

    • Модально-неспецифические. Проявляются неполноценным сохранением следов воздействий различной модальности (слуховой, зрительной, двигательной). Расстройства вызваны поражением глубоких неспецифических мозговых структур, патологическим повышенным торможением следов. Пример – корсаковский синдром при алкогольном отравлении.
    • Модально-специфические. Проблемы возникают при сохранении, воспроизведении информации определенной модальности. Расстройства развиваются на базе поражений корковых зон анализаторов, тормозимость следов являются результатом интерферирующих воздействий. Может быть патологически изменена акустическая, слухоречевая, зрительно-пространственная, двигательная память.
    • Системно-специфические. Патологии этой группы обусловлены поражением речевых зон мозга. Невозможной оказывается систематизация, организация поступающей информации с помощью смысловой словесной переработки.

    Симптомы расстройств памяти

    Гипомнезия – снижение способности к хранению, запоминанию, воспроизведению информации. Проявляется ухудшением памяти на имена, адреса, даты и события. Особенно заметна в условиях, требующих быстрой формулировки ответа. Мнестический дефицит связан преимущественно с событиями настоящего, информация из прошлого беднеет деталями, забывается последовательность, очередность, привязка ко времени. Как правило, первыми расстройство замечают сами пациенты. При чтении книги им необходимо периодически возвращаться к предыдущему абзацу, чтобы восстановить сюжет. Для компенсации гипомнезии они заводят ежедневники, планеры, используют стикеры и будильники с напоминаниями.

    Амнезия – полная потеря памяти. При ретроградной форме утрачиваются воспоминания о событиях, непосредственно предшествующих заболеванию. Выпадает информация о жизни в течение нескольких дней, месяцев или лет. Более ранние воспоминания сохранны. Антероградная амнезия характеризуется потерей информации о ситуациях, произошедших после острого периода болезни или травмы. Пациенты не могут вспомнить, что с ними происходило в течение последних нескольких часов, суток или недель. При фиксационной амнезии утрачивается возможность запоминать текущую информацию.

    Прогрессирующая форма проявляется разрушением навыка запоминания и нарастающим опустошением запасов информации. Вначале больные забывают ситуации и информацию, полученную недавно. Затем из памяти стираются события далекого прошлого. В завершении утрачивается информация обо всей прожитой жизни, включая собственное имя, лица близких людей, эпизоды из юности и детства. При избирательной, афектогенной, истерической формах стираются воспоминания об отдельных периодах – травмирующих ситуациях, негативных переживаниях.

    Качественные расстройства памяти называются парамнезиями. К ним относятся конфабуляции , криптомнезии и эхомнезии. При конфабуляциях пациенты забывают реально произошедшие события, непреднамеренно заменяют их вымыслами. Фантазии больных могут казаться весьма правдоподобными, связанными с бытовыми, обыденными ситуациями. Иногда они носят характер фантастических, нереальных – с участием инопланетян, ангелов, демонов, с мистическими перевоплощениями действующих лиц. Пожилым пациентам свойственны экмнестические конфабуляции – замена забытых периодов жизни информацией из детства, юности. При криптомнезиях больные считают реально пережитыми в прошлом события, описанные в книгах, увиденные в снах, фильмах или телепередачах. Эхомнезия – восприятие происходящих ситуаций как имеющих место ранее, повторяющихся. Возникает ложное воспоминание.

    Осложнения

    Выраженные и грубые нарушения памяти, развивающиеся при длительном течении болезни и отсутствии лечебно-реабилитационных мероприятий, приводят к распаду сложных двигательных навыков. Такие состояния часто сопровождаются общим интеллектуальным дефицитом. Вначале пациенты испытывают трудности при письме, чтении, счете. Постепенно возникают проблемы в пространственной ориентации, планировании времени, что затрудняет самостоятельное перемещение вне дома, снижает социальную активность. На поздних стадиях больные утрачивают речь и бытовые навыки, не могут самостоятельно принимать пищу, совершать гигиенические процедуры.

    Диагностика

    Первичное исследование расстройств памяти выполняется клиническим методом. Врач-психиатр и невролог собирают анамнез, проводят беседу, по результатам которой оценивают сохранность когнитивных функций и степень выраженности нарушений, получают информацию о сопутствующих заболеваниях, перенесенных ранее нейроинфекциях и черепно-мозговых травмах. Для выявления причин изменения памяти невролог по необходимости направляет больного на МРТ головного мозга , ЭЭГ , дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий, исследование спинномозговой жидкости, исследование глазного дна . Специфическая диагностика расстройств памяти проводится патопсихологом, а при подозрении на локальное мозговое поражение – нейропсихологом. Тестируется несколько видов памяти:

    • Механическая. Применяется методика «10 слов», запоминание слогов, запоминание двух рядов слов. Тесты выявляют колебания динамики психической деятельности, истощаемость. Результат представлен в форме кривой. Она носит характер стабильно сниженного плато при деменциях, может быть нормально высокой при легкой олигофрении, зигзагообразна при сосудистых патологиях, постинфекционных и постинтоксикационных состояниях, в отделенном периоде ЧМТ.
    • Смысловая. Используются пробы на пересказ содержания текстов различной сложности. Снижение результата свидетельствует о нарушении сложных форм памяти, обусловленных абстрактным мышлением и речью. При относительной сохранности механического запоминания смысловое нарушено при олигофрении, эпилепсии. Результаты длительное время остаются нормальными у людей с сосудистыми заболеваниями, астеническим синдромом.
    • Опосредованная. Изучается способность испытуемого запоминать материал при помощи промежуточного символа. Диагностические инструменты – «пиктограммы», методика исследования опосредованного запоминания Выготского-Леонтьева, метод двойной стимуляции. Введение промежуточного стимула затрудняет выполнение задания при шизофрении из-за снижения целенаправленности, при эпилепсии по причине торпидности и инертности психических процессов, «застревании» на деталях.
    • Образная. Тест востребован при обследовании детей с неразвитой речью и пациентов с грубыми речевыми дефектами. Применяются наборы изображений предметов, людей, животных. Методика направлена на оценку способности запоминания материала, его удержания на протяжении периода от нескольких минут до часа. Результат используется для различения тотального и парциального когнитивного дефекта.

    Лечение расстройств памяти

    Лечебно-коррекционные мероприятия подбираются индивидуально и во многом определяются причиной – ведущим заболеванием. При астеническом синдроме необходимо восстановить нормальный режим отдыха и труда, при ухудшении памяти вследствие алкогольной интоксикации, печеночных заболеваний – соблюдать диету, при гипертонии – поддерживать нормальное кровяное давление. Общие методы лечения расстройств памяти включают:

    • Медикаментозную терапию. Для используются различные группы препаратов, направленных на устранение первичного заболевания. Также существуют специальные лекарства (ноотропы), которые стимулируют когнитивные процессы, улучшая кровообращение и метаболические процессы в мозге. К данной группе относятся субстраты энергетического обмена (обеспечивают нервные клетки энергией), классические ноотропы (нормализуют обменные процессы) и растительные средства (поддерживают метаболизм).
    • Психокоррекция. Для тренировки и восстановления памяти активно применяются мнемотехники – специальные приемы, облегчающие процесс запоминания информации, увеличивающие объем сохраняемого материала. Активируются компенсаторные механизмы, как вспомогательные средства используются яркие зрительные и звуковые образы, сильные и необычные ощущения. Базовые приемы – создание смысловых фраз из первых букв, рифмизация, метод Цицерона (пространственное воображение), метод Айвазовского.
    • Ведение здорового образа жизни. Пациентам показаны ежедневные прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, активное общение, полноценный сон. Эти простые мероприятия улучшают мозговое кровообращение, обеспечивают регулярное поступление новой информации, которую нужно осмысливать и запоминать. Больным рекомендуется регулярная интеллектуальная нагрузка, полезно читать качественную литературу, смотреть и обсуждать научно-популярные телепередачи, документальные фильмы (пересказывать, анализировать, делать выводы).

    Прогноз и профилактика

    Мнестические расстройства успешно поддаются лечению при отсутствии прогрессирующего основного заболевания (старческой деменции, неблагоприятной формы шизофрении, эпилепсии с частыми приступами). Ведущая роль в профилактике ухудшения памяти принадлежит поддержанию здоровья, включает отказ от курения и злоупотребления алкоголем, занятия спортом, своевременное обращение за медицинской помощью при соматических и психических болезнях. Важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, спать не менее 7-8 часов в сутки, уделять время интеллектуальным нагрузкам, чтению книг, решению кроссвордов, применению полученной информации в жизни.

    Последние материалы сайта