Электронный журнал справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Чек-лист старшего воспитателя «Что обязательно сделать в мае, чтобы проще было работать летом»

28.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Чек-лист старшего воспитателя «Что обязательно сделать в мае, чтобы проще было работать летом»

11 апреля

Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» пройдет в Москве

Конференция ЕССЕ пройдет при поддержке Минпросвещения и Минобрнауки России, Российской академии образования. Главное предназначение конференции – обмен научным и практическим опытом между исследователями из разных стран, интеграция усилий на решение методологических проблем, разработка новых тенденций в образовании. Мероприятие стало рабочей площадкой международного уровня, где выстраивается конструктивный диалог всех участников образовательного процесса: ученых из 80 субъектов многонациональной России и иностранных коллег из 40 других государств, педагогов-практиков, представителей власти. Дискуссии о развитии и образовании детей проходят в рамках 25 научных секций и круглых столов. Темой ЕССЕ 2019 станет современный ребёнок в изменяющемся мире, вызовы и решения в дошкольном образовании.

Страна-партнер ЕССЕ 2019 – Турция
Конференцию посетит делегация ученых и педагогов-практиков из Турции. Турецкие специалисты много лет посвятили исследованию и формулировке этических норм в детской психотерапии. Все психологические исследования регулируются этическими принципами, но детский возраст имеет самую сложную специфику, требующую большого внимания специалистов и вместе с тем, вызывает глубокий интерес международного психологического сообщества. Свой доклад об этических нормах в проведении психологических исследований детей младшего возраста представит Заместитель председателя Турецкой психологической ассоциации ИлькизАлтиноглю Дикмеер, известный исследователь в области детской и подростковой психологии и психиатрии.

Фокус-регион – Республика Саха (Якутия)

Впервые в конференции наряду со страной-партнером выбран фокус-регион Саха (Якутия). Саха относится к числу передовых и инновационных регионов России в области дошкольного образования. С 1990-хх гг. здесь успешно реализуется уникальная региональная программа образования детей младшего возраста по 5 приоритетным направлениям. Конференцию посетит действующий Министр образования Якутии , член Оргкомитета конференции ECCE, Владимир Егоров .

По его инициативе, внутри Малой академии наук, выступающей контрагентом Министерства образования Якутии, было создано дошкольное отделение. Оно специализируется на развитии когнитивного мышления и одаренности у детей младшего возраста.

В Якутии традиционно сильны педагогические сообщества. В ноябре 2018 года по инициативе современных учителей-практиков в республике был создан Якутский институт современного образования и инноваций. Его главная цель - создавать ракурсы профессионального развития педагогов с помощью активной поддержки коллег и наставников.

Проекты ЮНЕСКО в деловой программе ECCE

Важнейшая тема конференции ECCE 2019 - сотрудничество России и ЮНЕСКО в области дошкольного образования. С 2018 года мероприятие проходит под эгидой ЮНЕСКО и эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. В 2019 году Ответственный секретарь Комиссии Григорий Орджоникидзе стал членом Оргкомитета ECCE. В деловой программе конференции обсудят Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ) и работу кафедр ЮНЕСКО на базе российских вузов. В марте 2019 года новая кафедра ЮНЕСКО открылась на базе организатора конференции ECCE, Международной педагогической академии дошкольного образования. В формате совещания заведующие кафедр ЮНЕСКО, чья деятельность лежит в области исследований детства, планируют наладить кооперацию российских кафедр и выработать единую повестку.

Иностранные ключевые спикеры 2019:

Профессор факультета образования и развития детей Оксфордского университета, Ирам Сираж (Великобритания).

Эксперт в области вычислительной когнитивистики, профессор Калифорнийского университета в Беркли, Фей Ксю (США).

Профессор Нового Университета Лиссабона, Директор Института Выготского, Хоаким Квинтино-Айрес (Португалия) и др.

Эксперты из России:

Председатель Оргкомитета Международной конференции ECCE, Ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, профессор Николай Веракса .

Заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития Уральского федерального университета Сергей Киселев.

Руководитель начальной школы Новой школы и регионального проекта по дошкольному образованию в г. Альметьевск Сергей Плахотников и др.

К участию в мероприятии приглашаются эксперты в области дошкольного образования, специалисты высшей школы, руководители, методисты и воспитатели ДОО. Организатором мероприятия выступает Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО).

В рамках конференции пройдет выставка «Современное дошкольное образование», где более 50 компаний представят новейшие разработки и методики в области образования детей младшего возраста.

Официальный сайт конференции www.ecceconference.com

В апреле проверьте, как педагоги организуют дневной сон и прогулки с детьми. Уделите особое внимание информации на стендах для родителей. Распределите вопросы контроля в течение месяца, чтобы ничего не упустить. В этом вам поможет готовый график. Какие еще вопросы проконтролировать в этом месяце, читайте в статье.

26 марта

Примеры занятий, которые помогут воспитателям провести диагностику детей в апреле

В течение трех дней опытные психологи-практики:

    научат вас эффективным приемам саморазгрузки

    помогут подружиться с самим собой и окружающими

    расскажут, как обрести веру в себя

    вернут потерянные интерес и мотивацию к работе

Регистрируйтесь сейчас

Подробно

Условия доставки

Видеообзор от главного редактора: апрельский номер журнала

В журнале вы найдете

1. Рекомендации по организации ВСОКО в детском саду.
2. Готовые сценарии: тематических педсоветов, утренников, родительских собраний.
3. Наглядные информационные материалы для воспитателей и родителей.
4. Нормативные правовые основы для рабочих программ.
5. Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ.

Какие преимущества вы получаете от подписки?

После подписки на печатный журнал Вы получаете ответы на все вопросы по управлению правлению образовательной организацией. В электронном журнале Вы получите возможность скачивания готовых форм и шаблонов, электронных презентаций и доступ к нормативной базе с ежедневным обновлением.

Подпишитесь на журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», который более 15 лет помогает старшим воспитателям в решении профессиональных задач, и выберите удобный для себя формат издания: печатный, электронный или комплект – печатный и электронный журналы.


Выбирайте оптимальный тип подписки

Печатный журнал

Электронный журнал

Комплект Печатный + Электронный

Актуальная информация от ведущих экспертов
Традиционный бумажный формат
Доступность в день выхода из типографии
Быстрый поиск по всем статьям и выпускам
Доступ к вышедшим номерам с 2015 г.
Личный кабинет, управление подписками
Доступ к нормативно-правовой базе
Техническая поддержка онлайн

Остались вопросы? Мы перезвоним!

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК!

Выгодно! -80% на электронную версию

Отзывы читателей

Готовые презентации из журнала помогают в проведении педсоветов с воспитателями, а картами контроля по трудовому воспитанию детей поделилась с коллегой и она оформила подписку на электронный журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ».

Анна Гринькова, старший воспитатель, Выборг

Доступен и удобен, масса полезной информации, есть ссылки на нормативные документы, можно нужную информацию скачать и использовать в своей работе. Спасибо вам за работу!

Галина Егорьева, старший воспитатель, Самара

Актуальная и ценная информация. Есть возможность ознакомиться с методическими новинками и опытом коллег. Очень полезны сценарии занятий и мероприятий.

Евгения Каримова, старший воспитатель, Краснодар

Главные темы I полугодия 2019 года

  • Как оценить готовность детей к школе. План мероприятий с января по май.
  • Что поменять в методической работе с педагогами с учетом новых правил аттестации.
  • Как по-новому провести открытое занятие в детском саду. Методические рекомендации.
  • Готовый паспорт развивающей среды для каждой возрастной группы.
  • Как подвести итоги работы воспитателей по образовательной программе. Критерии и образец отчета.
  • Новые проекты для летней работы с детьми всех возрастных групп.
  • Видеообзор от главного редактора на полугодие

    Рубрики журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

    • Говорим о важном – комментарии по актуальным вопросам: изменения в нормативных правовых актах, требования к профессиональной компетентности педагогов, организация образовательной деятельности в детском саду с учетом ФГОС ДО.
    • Комплектуем методический кабинет – рекомендации по оформлению локальных документов с готовыми образцами. Научно-методическое сопровождение экспериментальной и инновационной работы ДО. Знакомство с авторскими основными образовательными и парциальными программами.
    • Держим на контроле – методы тематического и оперативного контроля. Готовые карты для оценки деятельности педагогов, образовательной деятельности и развивающей предметно-пространственной среды в ДО. Интерактивные сервисы с рекомендациями по работе с педагогами по итогам контроля.
    • Циклограмма работы – пример циклограммы старшего воспитателя на каждый месяц с комментариями. Электронный сервис-планировщик.
    • Работаем с воспитателями методические рекомендации, как повышать уровень профессионального мастерства педагогов, организовать работу с молодыми специалистами. Готовые сценарии педсоветов, квестов, мастер-классов, круглых столов, практикумов, семинаров, консультаций, деловых игр с педагогами.
    • Взаимодействуем со специалистами – рекомендации, как организовать и координировать совместную работу воспитателей и специалистов ДО.
    • Развивающая предметно-пространственная среда – рекомендации по оформлению групповую комнату, центры развития, участок группы и использовать игровое оборудование, дидактические пособия. Примеры оформления выставок детского творчества, тематических мини-музеев.
    • Делимся опытом – практические материалы из опыта работы старших воспитателей, воспитателей, других специалистов ДО различных регионов России. Зарубежный педагогический опыт. Примеры детских проектов, экспериментальной деятельности, акций, квестов и тематических недель.
    • Организуем праздники готовые сценарии праздников и массовых мероприятий в детском саду и рекомендации, как их организовать и провести в разных возрастных группах.

    Авторитетное издание для старшего воспитателя ДОО. Практический подход к подаче материала: статьи с анализом реальных ситуаций из практики воспитательной и образовательной работы ДОО, требования и рекомендации по комплектации методического кабинета, организации контроля, особенности работы с молодыми кадрами, взаимодействие с партнерами образовательной деятельности (музей, библиотека и др.). Читатель найдет в журнале рекомендации профессиональных психологов и логопедов по организации подготовки детей к школе, эффективному взаимодействию с родителями. Кроме того, полное систематизированное изложение нормативных требований проверяющих органов к воспитательной работе и успешный педагогический опыт работы старших воспитателей различных регионов РФ.

    Конец учебного года – время составлять план летней оздоровительной работы. Так как вы делаете это ежегодно, по аналогии, можете упустить важные моменты. Предлагаем проверить, все ли требования ФГОС ДО вы учитываете, когда планируете работу в летний период. Используйте для этого конструктор плана, представленный в статье.

    В редакцию поступило письмо из детского сада с просьбой прокомментировать необходимость выдавать документ об освоении детьми программы дошкольного образования. Должен ли детский сад оформлять такой документ по аналогии со школьным аттестатом и кто решает вопрос о его выдаче, рассказывает эксперт нашего журнала.

    Как провести педагогическую диагностику и не нарушить требования ФГОС ДО? Какой инструментарий использовать, чтобы заинтересовать детей и собрать максимум информации об их развитии? Обратитесь к доступной дошкольникам изобразительной деятельности. Предложите им превратить нарисованные на листе бумаги круги в различные предметы. С помощью данной диагностической методики вы оцените уровень интеллектуального и художественного развития по нескольким параметрам.

    Вопросы аттестации педагогических работников регулируются Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 (далее – Порядок аттестации).

    Открытые просмотры занятий играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом. Они позволяют педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Результативность этой формы работы во многом зависит от ее правильной предварительной подготовки.

    О.И. Давыдова, канд. под. наук, доцент кафедры дошкольного образования Барнаульского государственного педагогического университета

    Л.Г. Богославец, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования Барнаульского государственного педагогического университета, заведующий МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №41" г. Славгорода Алтайского края

    Подготовка и проведение открытых занятий в ДОУ

    Открытые занятия или воспитательные мероприятия для детей дошкольного возраста - одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Но в образовательной практике не всегда различают открытые и обычные занятия, порой не выделяют особенности их подготовки и проведения. При этом следует учитывать, что открытое занятие в отличие от обычного - это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. На открытом занятии педагог демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт по реализации методической идеи и применению конкретного приема или метода обучения.

    Цели открытых просмотров разнообразны. Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений - это обучение детей решению обратных арифметических задач, логических упражнений на нахождение недостающих фигур; по развитию речи - использование опорных схем, моделей при составлении описательных рассказов о природе; по ознакомлению с окружающим миром - показ методики организации интегративных занятий познавательного цикла (развитие речи, детское экспериментирование).

    Открытое занятие может включать в себя "новинки"

    ■ научного характера;

    ■ представляющие интерес на региональном уровне;

    ■ представляющие интерес для конкретного ДОУ;

    ■ представляющие интерес для гостей занятия, поскольку то, что успешно использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом занятии.

    Требования к подготовке и проведению открытого занятия

    К подготовке и проведению открытых занятий с детьми дошкольного возраста предъявляется ряд требований. Так, открытое занятие должно проводиться педагогами, имеющими высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающими высокую эффективность воспитательно-образовательного процесса.

    Такие занятия должны стать источником инновационного опыта и затрагивать актуальные проблемы методической науки в области дошкольной педагогики и психологии и иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию дидактического материала или методикам его изучения. Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов. Однако в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них даже традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.

    Являясь формой организации воспитательно-образовательного процесса, открытое занятие должно содержать новую, особую структуру. Оно может отражать решение методической проблемы, тему самообразования, над которой работает педагог. Его индивидуальная методическая тема связывается с общей методической проблемой коллектива ДОУ. Именно этот показатель в рамках занятия способствует реализации системного подхода к организации научно-методической работы в педагогическом коллективе. Данные занятия должны показывать (доказывать) преимущества, высокую эффективность инновации или традиции в организации деятельности детей. Кроме того, воспитатель должен подготовить теоретический и наглядный материал, мультимедиа, оборудование, организовать пространство для проведения занятия и т. д.

    Проводятся открытые занятия без "репетиции" в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требований к воспитательно-образовательному процессу. Накануне рекомендуется сообщить детям и их родителям о предстоящем занятии. Это подготовит ребят к ситуации, когда будут присутствовать посторонние люди.

    Занятие проходит в соответствии с планом методической работы ДОУ. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки. Практика показывает, что нельзя проводить в одной группе в один день несколько открытых занятий, не следует также организовывать их в одной и той же группе несколько раз в месяц. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают дети и педагог.

    Анализ открытого занятия

    Анализ открытого занятия не является обязательным. Если же он предусмотрен планом методической работы ДОУ, то сначала слово предоставляется педагогу - автору занятия. Он напоминает методическую цель занятия, дает краткое описание работы по ее достижению. В отличие от анализа занятий, посещаемых с целью контроля педагога, обсуждение открытого просмотра предполагает консультирование гостей занятия, рефлексию, активное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии, споры и т. п. Конспекты всех открытых занятий оформляются и хранятся в методическом кабинете.

    При подготовке к открытому занятию педагогу необходимо составлять прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков. В качестве примера в приложении 2 представлен такой прогноз для открытого занятия по развитию речи.

    Таким образом, методически грамотная организация открытых просмотров детских видов деятельности, в т. ч. открытых занятий, способствует непрерывному повышению квалификации педагога в условиях ДОУ, осмыслению им передового педагогического опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствует его профессиональные умения и навыки.

    № 5 МАЙ/2015 9 Мая Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО Зарядка – важный компонент режима двигательной активности ребенка Нетрадиционная форма проведения итогового педагогического совета Проект «Белые журавли », посвященный Дню Победы Открыта подписка на II полугодие 2015 года Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения » Подпишитесь в редакции всего за 1881 руб. <...> Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование » Белая К.Ю. – лауреат премии Правительства РФ в области образования , заслуженный учитель РФ Богданова Е.В. – первый заместитель директора Издательского дома МЦФЭР, главный редактор Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Волобуева Л.М. – заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Дулинов М.В. – директор «МЦФЭР Образование » Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Комарова Т.С. – д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. <...> И.А. Бунина Цапенко М.М. – заместитель начальника управления организации обучения и воспитания в общем образовании департамента образования г. Москвы ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Данилина Т.А. – и.о. директора ГБОУ СОШ № 417 г. Москвы Малова Г.П. – руководитель структурного подразделения ГБОУ Гимназия № 1619 (д/о № 733) г. Москвы ISSN 1995-2759 05 Держим на контроле 04| Никитина Т.А. <...> Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО Допустимость оценки индивидуального развития детей посредством проведения педагогической диагностики . <...> Краткий перечень показателей развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам Комплектуем методический <...>

    Справочник_старшего_воспитателя_дошкольного_учреждения_№5_2015.pdf

    Стр.3

    Держим на контроле 04| Никитина Т.А. Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО Допустимость оценки индивидуального развития детей посредством проведения педагогической диагностики. Форма проведения мониторинга становления показателей развития личности ребенка. Краткий перечень показателей развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам Комплектуем методический кабинет 10| Каралашвили Е.А., Павлова Л.И. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»: современный подход к организации образовательного процесса Приоритетные направления, структура и отличительные особенности программы «Мозаика». Предусмотренное в ней комплекснотематическое планирование образовательной деятельности. Содержание программнометодического комплекса дошкольного образования к данной программе 20| Рунова М.А., Бурба И.В., Андреева Е.В. Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка Актуальность обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности в условиях детского сада и семьи. Содержание комплекта «Зарядка с детьми 5–7 лет в детском саду и дома» к парциальной программе «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»). Особенности физкультурно-игровой среды для проведения зарядки. Примеры комплексов зарядки с дошкольниками Работаем с воспитателями 31| Скородумова А.М. Нетрадиционная форма проведения итогового педагогического совета Цели, задачи и план проведения итогового педагогического совета в форме церемонии вручения премии за достижения в педагогическом труде имени Мэри Поппинс. Содержание предварительной работы. Примерные вопросы анкеты для педагогов Общаемся с родителями 37| Родители как участники образовательных отношений: актуальные вопросы взаимодействия Рекомендации по поиску материалов в экспертно-правовой системе «Образование» Делимся опытом 38| Александрова И.А., Колупаева О.Ю., Логинова Е.В., Поспелова Е.А., Шиврина Е.В., Лозовая Т.Н. Проект «Белые журавли», посвященный Дню Победы Цели, задачи и этапы реализации проекта. Содержание работы с детьми в рамках проектной деятельности. Перспективный план работы по реализации проекта 47| Максимова Е.В., Амирова Д.Р. Проект «Бумажные фантазии» Цели, задачи и этапы реализации проекта. Содержание работы с детьми в рамках проектной деятельности. Примеры конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта

    Стр.4

    Зарубежный опыт 55| Комарова О.А., Сурудина Е.А., Солонченко С.Г. Конструирование процесса взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании Актуальность обновления содержания взаимодействия детского сада и семьи на основе изучения и интеграции зарубежного опыта. Основные проблемные зоны и условия эффективного взаимодействия педагогов и родителей в Великобритании. Формы организации конструктивного взаимодействия в британской системе дошкольного образования Организуем праздники 61| Ушакова Н.Б. Партизанской тропой… Сценарий музыкально-литературного вечера Задачи мероприятия. Готовые тексты выступлений действующих лиц. Стихотворения, инсценировки, подвижные игры. Перечень необходимого оборудования. Ссылки на музыкальное сопровождение 70| Саранцева Л.С., Белова Е.А. На помощь жителям лесным, друзья природы, поспешим! Сценарий экологического развлечения Задачи мероприятия. Готовые тексты выступлений действующих лиц. Стихотворения, ссылки на музыкальное сопровождение. Перечень необходимого оборудования А также 59| Календарь знаменательных событий и памятных дат От редакции Уважаемые читатели! Обращаем Ваше внимание, что в статье «Проект «Творчество С.Я. Маршака»», опубликованной в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» – № 4, 2015 г., была допущена опечатка в фамилии автора. Правильное написание фамилии – Леонтьева. 47 20 38 10

    Стр.5

    Держим на контроле Держим на контроле Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО Т.А. Никитина, канд. пед. наук, начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО МЦКО Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями. 4 © Fotolia/PhotoXPress.ru

    Стр.6

    Май 2015 Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ (МОНИТОРИНГА) ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ТАКЖЕ АВТОРАМИ ПРОЕКТОВ ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1 , В ЧАСТНОСТИ В ПРОГРАММАХ: «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (ПОД РЕД. Н.Е. ВЕРАКСЫ, Т.С. КОМАРОВОЙ, М.А. ВАСИЛЬЕВОЙ), «ИСТОКИ» (ПОД РЕД. Л.А. ПАРАМОНОВОЙ), «ДЕТСТВО» (ПОД РЕД. Т.И. БАБАЕВОЙ, А.Г. ГОГОБЕРИДЗЕ, О.В. СОЛНЦЕВОЙ), «ТРОПИНКИ» (ПОД РЕД. В.Т. КУДРЯВЦЕВА), «НА КРЫЛЬЯХ ДЕТСТВА» (ПОД РЕД. Н.В. МИКЛЯЕВОЙ), «ДЕТСКИЙ САД – ДОМ РАДОСТИ» (АВТОР – Н.М. КРЫЛОВА), «МОЗАИКА» (АВТОРЫ – В.Ю. БЕЛЬКОВИЧ, Н.В. ГРЕБЕНКИНА, И.А. КИЛЬДЫШЕВА). Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области). Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности 1 На момент подготовки данной статьи к публикации проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования еще не прошли экспертизу. – Примеч. ред. ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними. Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май). Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:  не сформирован;  находится в стадии становления;  сформирован. В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста. В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам. Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия. СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ) ВОСПИТАННИКОВ ИМЕЮТ ПРАВО ЗНАКОМИТЬСЯ С СОДЕРЖАНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, А ТАКЖЕ С ОЦЕНКАМИ УСПЕВАЕМОСТИ 5

    Стр.7

    Держим на контроле СВОИХ ДЕТЕЙ, ПОЛУЧАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ВСЕХ ВИДАХ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ) ОБУЧАЮЩИХСЯ, ДАВАТЬ СОГЛАСИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ ТАКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ ИЛИ УЧАСТИЕ В ТАКИХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ, ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ ИЛИ УЧАСТИЯ В НИХ, ПОЛУЧАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕННЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи. Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу. На наш взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием. Приложение Показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам1 Образовательная область Показатели развития Для детей от 3 до 4 лет Речевое развитие Использует речь для инициирования общения. Обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта. Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения, предложения с однородными членами Для детей от 4 до 5 лет Познавательное развитие Использует строительные детали с учетом их конструктивных свойств Преобразовывает постройки способом надстраивания в соответствии с заданием педагога 1 Показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам разработаны ГАОУ ДПО МЦКО совместно с ГБНУ МИРО. – Примеч. авт. 6

    Стр.8

    Май 2015 Образовательная область Показатели развития Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения Создает постройки знакомой тематики по условиям, заданным взрослым Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение) Считает до пяти и отвечает на вопрос: «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группе на основе счета, а также путем составления пар Сравнивает два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) способом приложения или наложения Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе Определяет части суток Называет предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице, знает их назначение Называет диких и домашних животных и знает, какую пользу они приносят Называет времена года в правильной последовательности Знает элементарные правила поведения в природе и соблюдает их Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями Физическое развитие Проявляет интерес к подвижным играм, физическим упражнениям Метает предметы разными способами Отбивает мяч об землю одной и двумя руками Уверенно бросает и ловит мяч Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу Ориентируется в пространстве, находит правую и левую стороны Выполняет упражнения, демонстрируя пластичность, выразительность движений Следит за правильной осанкой под руководством воспитателя Для детей от 5 до 6 лет Социальнокоммуникативное развитие Самостоятельно одевается, раздевается, складывает, убирает одежду, приводит ее в порядок Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол Помогает поддерживать порядок в группе и на участке детского сада Самостоятельно по просьбе взрослого готовит рабочее место, убирает материалы по окончании работы Соблюдает элементарные правила поведения в быту, на улице, на дороге, в общественных местах Владеет элементарными навыками экологически безопасного поведения Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли, объясняет правила игры сверстникам 7

    Последние материалы сайта