«Развитие связной
речи у детей
Сулейманова Н.В.
Связная речь - смысловое
развернутое высказывание,
изложение определенного
осуществляется логично,
последовательно и точно,
грамматически правильно
и образно, обеспечивающее
общение и взаимопонимание.
Цель развития связной речи
Развитие речевых способностей и
умений, культуры речевого
общения, разработка способов
овладения дошкольниками
навыками практического
общения в различных
жизненных ситуациях,
формирование предпосылок
чтения и письма.
Задачи развития связной речи
представлений о структуре
текста (начало, середина, конец);
обучение соединению
предложений разными
способами связи;
и основную мысль высказывания;
разных типов- описаний, повествований,
рассуждений; подведение к осознанию
особенностей описательного, в том числе
и художественного текста;
составление повествовательных
текстов (сказок, рассказов, историй)
с соблюдением логики изложения и
использованием средств
художественной выразительности;
с подбором для доказательства
веских аргументов и точных
определений;
высказываний разных типов
соответствующих моделей (схем),
отражающих последовательность
изложения текста;
Функции
связной речи
Развитие коммуникативных способностей
Установление связей с
Определение и регулирование норм поведения в обществе
окружающими людьми
Формы связной речи
Диалог
Форма речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и охватывается ограничено определенной тематикой.
Монолог
Форма речи, не расчитанная на словесную реакцию собеседника, и охватывает обширную тематику .
Методы развития связной речи
Организованная
Совместная
деятельность
деятельность
Пересказ
Рассказывание по картине
По серии сюжетных картинок
Из личного опыта
Сюжетно-ролевая игра
Творческое рассказывание по заданной теме
Речевые игры
Индивидуальная работа
По стихотворению
По сказке
Интеграция видов деятельности
По скороговорке
Наблюдения
Экскурсии
Составление описательного рассказа
Заучивание стихотворений
Игры-драматизации
Игры-инсценировки
Приемы развития связной речи
Словесные
Чтение литературных произведений
Речевые упражнения
Речевой образец
Подсказка
Повторное проговаривание
Оценка детской речи
Напоминание
Объяснение
Указание
Словесные поручения
Игровые
Наглядные
Показ иллюстраций, картин, объекта
Сюрпризный момент
Игровой персонаж
Моделирование (схемы, мнемотехника)
Речевые игры
Эмоциональность
педагога
«Слово воспитателя, не согретое
теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы».
К.Д. Ушинский.
Работа по развитию связной речи
трудоемка и всегда почти
полностью ложится на плечи
педагогов. Большое влияние на речь
детей оказывает воспитатель. Педагог
должен воспитывать своей речью. В связи
с этим существуют требования к речи педагогов .
Требования к речи педагога
Эмоциональность
Выразительность
точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию)
ясность (понятность для окружающих)
логичность (последовательное изложение мыслей)
Дети могут
Первая младшая группа
пожаловаться на
неудобство, действия
сверстника.
бытовые и игровые
действия.
вопросы.
фразы.
Вторая младшая группа
впечатлениями со
сверстниками и взрослыми.
непродолжительно взаимодействовать
со сверстником.
небольшие отрывки из знакомых сказок.
Средняя группа
картинки.
слушателей отвечать
на вопросы и задавать их.
инициативу и предлагать
новые роли и действия.
вести ролевые диалоги.
Разыгрывать несложные
отрывки по знакомым
литературным произведениям
С помощью взрослого
повторять образцы
описания игрушки.
Старший дошкольный
возраст
литературные произведения.
формы речи.
придумывать свои концовки к сказкам.
на тему, предложенную воспитателем.
с ответом товарища.
Анна Осьмухина
Презентация «Развитие связной речи»
Представлена презентация на тему " Развитие связной речи ".
Одна из самых важных задач обучения детей дошкольников родному языку- развитие связной речи . Характерные особенности такой речи не только развернутость и связность , но и произвольность. Методы развития связной речи :
1. Учимся вести диалоги. 2. Учимся пересказывать. 3. Выборочный пересказ. 4. Пересказ-инсценировка. 5. Пересказ мультфильма. 6. Пересказ сказки. 7. Составляем рассказ описание. 8. Составляем рассказ по сюжетной картинке. 9. Составляем рассказ по серии сюжетных картин. 10. Составляем рассказ по заданному началу. 11. Составляем рассказ по заданному концу. 12. Составляем рассказ по заданному началу и концу.
Речь может быть представлена диалогом и монологом. При диалоге беседуют два человека или больше, задают вопросы, даются ответы. Монолог, как речь одного лица требует развернутости , полноты изложения.
Публикации по теме:
Сказкотерапия как средство развития связной речи детей. Новые технологии в работе с детьми по развитию связной речи 2.3. Практическое применение сказкотерапии. Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные.
Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников» Дошкольный возраст – это период потребности детей в приобретении информации. Для реализации данной потребности необходима организация общения.
Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.
Презентация по теме «Развитие связной речи детей через ознакомление со сказкой с использованием лего технологий» ОПИСАНИЕ К СЛАЙДАМ Слайд.
развитие связной речи детей, посредством использования мнемотехники. 1слайд. Прекрасная речь, когда она как ручеек, бежит среди камней, чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как.
Развитие связной речи детей в ДОУ Методическая разработка на тему: Разработала: Воспитатель Шагина А. В. 2017-2018 учебный год Тема: «Развитие.
Развитие связной речи как фактор готовности к школе Неоспорим тот факт, что речь ребёнка является необходимым фактором готовности к школьному обучению. Чаще всего родители старших дошкольников.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Воспитатель должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых. В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатель уже больше внимания уделяет качеству ответов детей; он приучает их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Необходимо приучить детей организованно участвовать в беседе на занятии: отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания своих товарищей.
Детей шести-семи лет следует учить более точно отвечать на поставленные вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей. Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника. Дети достигают больших успехов в развитии связной речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.
О СОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания
П ОВЕСТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА: Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования Сообщение Портнова И.В., воспитатель Использование в работе приемов связной речи, рассказывание, работа сериями сюжетных картинок, использование схем и т.д. Сообщение Богдановой Г.У., ст.воспитатель Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ Сообщение Михайловой В.М., учитель-логопед
Слайд 1
Развитие связной речи у дошкольников. Советы родителям.
Слайд 2
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Слайд 3
Как сделать общение занимательным?
Очень важно, проводя развивающую работу с детьми 6-7 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарный запас, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком и в творческих играх.
Мяу- мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.) - Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит - корова или теленок. - Ква-ква - чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Слайд 5
«Сравни разных зверят»
Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики). - Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).
Слайд 6
«Профессии»
Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.) - А кто хлеб выпекает? (Пекарь.) - Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.) - Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.) - Кто ее продает, наконец? (Продавец.) - К нам приходит с письмом Прямо в дом. Кто же он? (Почтальон.)
Слайд 7
«Добавь слово»
Оля проснулась и... (стала умываться). - Коля оделся и... (побежал гулять). - Он замерз и... (пошел домой). - Стали они играть... (с зайчиком). - Зайчик испугался... и (побежал, спрятался). - Девочка обиделась и... (ушла, заплакала).
Слайд 8
«Громко - шепотом»
Са-са-са - прилетела к нам оса, - Су-су-су - кот прогнал осу. Са-са-са... (там летит оса), Су-су-су... (я боюсь осу).
Слайд 9
«Найди звук»
Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» - из двух, «цыпленок» - из трех.) - Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. (Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» - со звука «Ж», слова «забор», «замок» - со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» - со звука «Ц».) - Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).
Слайд 10
«Какие бывают иголки»
Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.) Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.) - Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)
Слайд 11
Есть у ежика и елки Очень колкие иголки. В остальном на елку ёж Совершенно не похож. Где живет ёж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается?
Слайд 12
«Как сказать по-другому?»
Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет). Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...
Слайд 13
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Слайд 14
Говорим по-разному.
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
Слайд 15
Бюро путешествий.
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Слайд 16
Лучший друг.
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?
Слайд 17
Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
Слайд 18
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
Слайд 19
Составление рассказа о зиме. Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
Слайд 20
Истории из жизни
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
Слайд 21
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Чем закончилось?
Слайд 22
Видите, вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные "сеансы" общения. Ведь говорить о чем-то важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний. Многие наши обвинения и требования возникают в результате того, что мы, родители, плохо представляем психологию малыша и думаем, что у дошкольника должны быть те же взгляды на жизнь, те же возможности и потребности, что и у взрослых. Но это далеко не так. Развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.
Слайд 23
Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали?! Иди ко мне! Садись с нами! Я помогу тебе. Я радуюсь твоим успехам. Расскажи мне, что с тобой. Любите своих детей, помогайте им.
Слайд 24
Спасибо за внимание.
Фотографии Антона Дергачева (кроме первой), комментарий Владимира Дергачева Идеальная супружеская пара на лебедях, которая вот-вот поцелуются. Фонтан «Супружеская или Брачная карусель» создан по мотивам немецкого средневекового поэта и композитора Ганс
Логопедическое обследование детей с церебральным параличом Логопедическое обследование детей, страдающих церебральным параличом, строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структ
Александр Гущин За вкус не ручаюсь, а горячо будет:) Содержание Яркая, красивая ягода вишня содержит в себе огромное количество полезных микроэлементов и витаминов. Ее универсальность в кулинарии позволяет приготовить массу хороших, вкусных, уникаль
Ни одна кастрюля в мире не сварит пшенную кашу на молоке так вкусно, как это сделает мультиварка. И ни одна плита не справится с ее приготовлением так быстро, как мультиварка-скороварка. Простой и здоровый завтрак – сладкая пшенная каша на молоке, сдобрен
Название: Рыцарь пентаклей, Рыцарь денариев, Рыцарь монет, Воин монет, Рыцарь бубен, Путешественник, Завоеватель Дел, Всадник, Кавалер, Полезный человек, Повелитель Земель Диких и Плодородных. Значение по Папюсу: Выгода, Прибыль, Польза, Интерес. Важное
Томный август у многих Тельцов станет благоприятным временем для развития личных отношений. В этот период у представителей данного знака Зодиака возникает возможность использовать на полную катушку свое природное обаяние для успеха в сердечных делах. Чтоб