Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Физиология труда: умственный труд и его особенности

29.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Особенности умственного труда

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Особенности умственного труда
Рубрика (тематическая категория) Образование

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Контрольные вопросы

1. Что такое динамическая и статическая работа?

2. Какие компоненты составляют умственный труд?

3. Что такое условия труда, и от каких групп факторов зависит работоспособность человека?

4. По каким параметрам классифицируется труд?

5. Дайте определœение тяжести труда и напряженности труда.

6. Как по тяжести и напряженности характеризуется труд студента?

7. Что подразумевается под понятием работоспособность человека?

8. От каких факторов зависит работоспособность?

9. Как оценить работоспособность и динамику работоспособности?

10. От каких факторов зависит работоспособность студента?

11. Как меняется работоспособность студента в течение дня, рабочей недели, учебного года?

12. Какие факторы снижают работоспособность студента?

Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на делœе.

Умственный труд, то есть выполнение работы, связанной с приемом и переработкой информации, требует активного функционирования сенсорного аппарата͵ а также структур мозга, которые обеспечивают такие психические процессы как память, внимание, мышление, эмоции.

Различные виды умственного труда предъявляют различные требования к личности работающего.

1. Операторский труд – группа профессий, связанных с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Требует постоянного и значительного напряжения внимания.

2. Управленческий труд - ϶ᴛᴏ руководители учреждений, предприятий, подразделœений, учителя и преподаватели, управляющие учебным процессом. Для данной категории лиц характерно:

· большой объём информации для постоянного использования;

· строгие временные параметры и дефицит времени;

· ответственность за принятие решения.

3. Творческий труд – требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, особых условий, высокую интенсивность внимания, напряженность мышления и большой объём памяти.

4. Труд психолога, менеджера, юриста͵ лингвиста͵ экономиста – характеризуется высоким нервно - эмоциональным напряжением, контактами с людьми, большим объе-

мом крайне важно й памяти, напряженностью мышления, а у врача - ответственностью за здоровье и жизнь другого человека.

5. Труд учащихся и студентов – требует напряжения памяти, восприятия, внимания, особенно концентрации и устойчивости внимания. Наличие стрессовых ситуаций - зачетов и экзаменов.

Краткий анализ необходимых свойств личности убеждает нас в том, что, в случае если для общей работоспособности требуются физическое и умственное развитие, хорошие условия труда и крепкое здоровье, то для умственной работоспособности, кроме этих факторов, нужно постоянное внимание, хорошая память, рациональное мышление, выраженные, но не избыточные эмоции.

Основным условием трудового процесса при выполнении умственной работы является выработка и поддержание устойчивой доминанты (длительно действующего ансамбля нейронов, обеспечивающих определœенное поведение человека). Психическая деятельность осуществляется всœем мозгом в целом, но различные отделы центральной нервной системы функционируют дифференцированно. В процессе умственного труда принимает участие и кора больших полушарий и подкорковые структуры. Οʜᴎ включаются в единое целое для обеспечения различных по содержанию форм психической деятельности. Следует отметить, что подкорковые образования играют вспомогательную роль, скорее как активирующий фактор, тогда как правое и левое полушария являются непосредственными и обязательными участниками мыслительной деятельности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в умственную деятельность вовлекаются специфические (анализаторные) и неспецифические (ассоциативные зоны коры, лимбическая система) структуры мозга. Во время умственной деятельности локальные процессы захватывают различные корково-подкорковые взаимоотношения в обоих полушариях головного мозга.

В случае если генерализованные (общие) изменения активности мозга сопровождают любой вид умственной деятельности, то локальные процессы активации наблюдаются при разных видах деятельности в разных областях коры. Чем сложнее работа мозга, тем больше его структур синхронно функционирует. К примеру, в случае если работа связана с функцией речи, то большую роль играют отделы левого полушария (центры речи). Следует отметить, что в целом способность к анализу выше у ʼʼправополушарных людейʼʼ, а к синтезу – у ʼʼлевополушарныхʼʼ. Огромная роль принадлежит лобным отделам мозга (ассоциативные отделы), которые объединяют неспецифические формы активности с поступающей чувствительной (афферентной) информацией. Определœенное значение имеет пол человека. Так, математические способности больше выражены у мужчин (на одну математически одаренную женщину приходится 13 математически одаренных мужчин). Исследования показывают, что чёткая ʼʼсторонностьʼʼ в работе полушарий при умственной нагрузке больше присуща мужчинам.

Показатели деятельности нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем во время умственной деятельности свидетельствуют о возрастании нервного напряжения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обусловлено следующими факторами трудового процесса:

· крайне важно стью одновременного наблюдения за несколькими меняющимися во времени производственными процессами;

· восприятием и переработкой большого объёма различной информации;

· дефицит времени для переработки значимой информации и принятия решения;

· частым переключением внимания с одного объекта наблюдения на другой и крайне важно стью использования разных информационных потоков;

· крайне важно стью поддержания в течение длительного времени высокой интенсивности внимания, памяти, мышления;

· выполнением работ в ночное время;

· возможностью возникновения аварийной ситуации и дефицитом времени, отпущенным на ее устранение;

· повышенной ответственность за принимаемые решения.

Специфическая особенность умственного труда - сопутствующее изменение функционального состояния центральной нервной системы. Психические процессы сопровождаются активацией специфических и неспецифических образований мозга.

Генерализованные изменения активности мозга сопровождают любой вид умственного труда, локальные процессы активации развиваются в различных областях коры и глубоких структур мозга исходя из вида деятельности. Напряженный умственный труд вызывает включение не только центральной нервной системы, но и эндокринной системы, которая реагирует на стрессовые ситуации, эмоциональные нагрузки выбросом ʼʼстрессорныхʼʼ гормонов. Эмоции выполняют роль организатора целœенаправленной умственной деятельности. Для обеспечения умственной деятельности существенное значение имеет активность симпато-адреналовой и гипоталамо - гипофизарно-адренокортикальной систем. Чем больше степень нервно-эмоционального напряжения, тем выше активность этих стресс-реализующих систем.

Возникновение нервно-эмоционального напряжения при умственной деятельности объясняется тем, что объём информации, которую мозг должен обработать, близок или даже превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. Необходимо различать близкие по значению сигналы и выполнять тонкие процессы мышления.

Непродолжительное повышение нервно - эмоционального напряжения имеет положительное значение для деятельности центральной нервной системы, так как в данном отделœе возрастает интенсивность обмена веществ и увеличивается скорость переработки информации.

Длительное нервно-эмоциональное напряжение приводит к существенному изменению сердечно-сосудистой системы: возрастают систолический и минутный объём сердца, артериальное давление и отмечается учащение пульса. В состоянии стресса, к примеру, на экзамене, еще больше активируется симпато-адреналовая система. Выделœение большого количества адреналина приводит к периферическому спазму сосудов, повышению артериального давления и, кроме того, к выделœению большого количества желудочного сока. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, налицо сразу два фактора, которые могут привести к развитию гипертонической болезни и язвы желудка или двенадцатиперстной кишки.

При умственной деятельности происходит перераспределœение мозгового кровотока: он становится интенсивнее в тех отделах, которые принимают непосредственное участие в деятельности. Интенсивность кровотока возрастает при умственном труде, особенно в левом полушарии.

Особенности умственного труда - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности умственного труда" 2017, 2018.

Монотонность работы как один из отрицательных факторов производства

Монотонный труд - это вид трудовой деятельности, при которой человек на протяжении всей рабочей смены выполняет одну и ту же операцию, продолжительность которой не превышает 30 с.

Чем меньше продолжительность операции, чем меньше элементов в операции, тем выше степень монотонии, тем выраженнее ее негативное влияние на состояние человека. В современном производстве дробление труда на отдельные операции привело к появлению огромной армии работников, занятых монотонным трудом. Монотонный труд отрицательно влияет на человека тем, что однообразные операции как бы вызывают «долбление» одних и тех же структур организма - нейронов, мышц, сухожилий. В процессе монотонного труда развивается сонливость, скука, которая порой бывает трудно преодолима. Конвейерное производство, на котором особенно проявляется монотония, вызывает гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки - болезни, которые развиваются при стрессовых воздействиях. Очевидно, что монотония является мощным стрессовым фактором.

При организации труда на конвейерных линиях важным является борьба с монотонней. В частности с этой целью технологический процесс организуется таким образом, чтобы любая операция была «богатой» по содержанию, требовала от исполнителя усилий и даже творческого процесса. Итак, необходимо, чтобы каждая операция длилась не менее 30 с и содержала как минимум 5-6 элементов.

Функциональная музыка, производственная гимнастика, частые макропаузы (по 5-10 минут), рациональная организация рабочего места - вот тот неполный перечень меропри­ятий, который часто используется для борьбы с монотонней на конвейерных линиях.

Умственный труд - это выполнение работы, связанной с приемом и переработкой информации, что требует активного функционирования сенсорного аппарата, а также струк­тур мозга, обеспечивающих такие психические процессы как внимание, память, мышление, эмоции.

Классификация умственного труда.

1. Операторский труд - группы профессий, связанных с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами.

2. Управленческий труд - это руководители учреждений, предприятий, подразделений, учителя и преподаватели. Для данной категории умственного труда характерен большой объем информации, требуемый для постоянного использования, дефицит времени, ответст­венность за принятие решения.

3. Творческий труд - требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, особых условий, высокую интенсивность внимания, большой объем памяти, напряженность мышления.



4. Труд медицинских работников - характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением, контактом с людьми, большим объемом памяти, личной ответственностью.

5. Труд учащихся и студентов - он требует напряжения памяти, внимания (особенно, концентрации и устойчивости внимания), восприятия и характеризуется наличием стрессо­вых ситуаций - экзаменов и зачетов.

Заболеваемость при умственной деятельности. Если умственный труд организован правильно, нет эмоциогенных факторов, то он не оказывает отрицательного влияния на организм человека. А его позитивные плоды благотворно влияют на здоровье. Так, труд конст­рукторов не имеет больших эмоциональных срывов, напряжения, поэтому у конструкторов уровень сердечно-сосудистых заболеваний не превышает 8%, в то время как у телефонис­ток, которым приходится иметь дело с дефицитом времени при обработке информации, этот уровень достигает 16%. Особенно эмоционально напряженным является труд руково­дящих работников. Среди них 40-50% имеют гипертоническую болезнь или ишемическую болезнь сердца.

Факторы риска сердечно-сосудистой патологии у людей умственного труда - это повышенная нервно-эмоциональная напряженность, гипокинезия, избыточная масса тела, куре­ние, наследственная предрасположенность.

Механизмы умственной деятельности. Главным образом это психическая активность. Она протекает с участием нейронов многих отделов мозга - коры, подкорковых образований лимбической системы. При умственной деятельности функционируют одновременно оба полушария мозга. При любой умственной деятельности происходит генерализованная активация мозга и одновременно повышается локальная активность, зависимая от вида психического процесса (перцептивная, моторная, вербальная, мнестическая). Например, при вербальных функциях активируются одни структуры мозга, что отражается на ЭЭГ, а при решении задач - другие. Особую роль в умственной деятельности играют лобные доли. Эмоциям принадлежит роль организатора целенаправленной умственной деятельности.

От чего же при умственной деятельности возникает нервно-эмоциональная напряженность? Это объясняется тем, что объем информации, которую необходимо обработать моз­гу, близок или превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. При этом часто требуется различе­ние близких по значению сигналов и выполнение тонких процессов мышления. К эмоцио­нальному напряжению приводит ответственность работы. В целом, при умственной работе обычно имеет место сочетание эмоциональных факторов и напряжения психической дея­тельности. Поэтому говорят о нервно-эмоциональном напряжении.

ЭЭГ-исследования показывают, что при умственной деятельности альфа-ритм изменя­ется - уменьшается его амплитуда, уменьшается индекс альфа-комплексов. При перегруз­ках, при выполнении сложных психических процессов на ЭЭГ появляется медленный ритм, или тета-ритм (4-7 Гц), что расценивается как признак эмоционального напряжения.

Большое значение для обеспечения умственной деятельности имеет активность симпато-адреналовой системы и гипоталамо-гипофизарно-адреналокортикальной оси. Чем выше степень нервно-эмоционального напряжения, тем выше активность этих структур (стресс-реализующих систем). Непродолжительное повышение нервно-эмоционального напряже­ния, вероятно, играет положительную роль в деятельности ЦНС, так как возрастает интен­сивность обмена веществ в ЦНС, увеличивается скорость переработки информации. Одна­ко при значительном нервно-эмоциональном напряжении существенно меняется деятель­ность сердечно-сосудистой системы - происходит рост систолического и минутного объема сердца, возрастает артериальное давление, учащается пульс. В стрессовых ситуациях, например, на экзамене, еще в большей степени происходит активация симпатической нерв­ной системы.

О наличии эмоционального напряжения при умственной деятельности свидетельствует величина артериального давления. Например, у операторов железной дороги при обнару­жении аварии артериальное давление тут же возрастает до 160/100 мм рт, ст. и удерживает­ся на этом уровне на протяжении всей оставшейся смены. Наиболее ярко существование эмоционального компонента в работе отражает величина среднединамического артериаль­ного давления (диастолическое +1/3 пульсового давления) - она возрастает сразу же после эмоционального напряжения.

При значительном эмоциональном напряжении меняется ЭКГ: например, происходит уменьшение зубца Т, что указывает на снижение интенсивности коронарного кровотока. Так, при аварийных ситуациях в метрополитене у машиниста число сердечных сокращений достигает 150 ударов в минуту, а на ЭКГ появляются типичные признаки коронарной недо­статочности. В.С. Фомин (1970) для оценки эмоционального компонента предложил ис­пользовать вагосимпатический индекс - это отношение амплитуды р/Т: при повышении тонуса симпатической нервной системы, вызванного эмоциональным напряжением, индекс возрастает, а при повышении тонуса вагуса, наоборот, он снижается. Этот индекс лучше отражает ситуацию, чем частота сердечных сокращений.

При умственной деятельности происходит перераспределение мозгового кровотока, он становится интенсивнее в регионах, принимающих непосредственное участие в деятельно­сти. В целом, интенсивность кровотока при умственной деятельности возрастает, особенно в левом полушарии.

А постоянное высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое сопровождает умственный труд, приводит к патологии.

Особенности утомления при умственной деятельности. Утомление проявляется прежде всего снижением функциональных возможностей ЦНС, что отражается на ЭЭГ. Повышается тонус парасимпатической нервной системы (вероятно, как способ защиты от чрезмерного стрессового воздействия) - об этом свидетельствует снижение кожно-гальванического рефлекса, снижение артериального давления, снижение вагосимпатического индекса р/Т, урежение пульса. При наличии эмоциогенных факторов все изменения в организме имеют более выраженный характер.

Еще раз отметим, что все сдвиги, которые наблюдаются при умственной деятельности, в основном возникают из-за наличия эмоционального напряжения. Чем выше этот компо­нент, тем глубже изменения в процессе умственной деятельности.

По мнению Фомина В.С. (1979), утомление при умственной деятельности, скорее всего, обусловлено снижением активирующего влияния ретикулярной формации на кору и под­корковую область. Доказательством этому служат данные об использовании аминазина - это вещество блокирует восходящее влияние ретикулярной формации и при этом возника­ет состояние, которое сопровождается теми же изменениями, что и при умственном утом­лении, в том числе и вызванными переменой психического состояния.

Оптимизация трудового процесса при умственной деятельности . Для умственной деятельности характерно то, что и после работы она может продолжаться и иногда бывает трудно остановить ее. А. И. Герцен говорил, мысль нельзя сложить, как руки. Для того, чтобы остановить мыслительный процесс, необходимо переключение. С этой точки зрения осо­бенно эффективно переключение с умственной деятельности на физическую. При органи­зации умственной деятельности все исследователи ссылаются на 5 пунктов, которые выдви­нул еще в 1911 г. Н.Е. Введенский.

1. В работу нужно входить постепенно. 2. Должен быть определенный ритм работы, так как ритмичная работа способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления. 3. Необ­ходимо придерживаться обычной последовательности в деятельности. Это предполагает регулярную, организованную и плановую работу. 4. Необходимо установить правильное чередова­ние труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физи­ческими упражнениями. 5. Высокая работоспособность сохраняется при постоянной и система­тической деятельности, при которой укрепляется навык.

Таблица 5.

Классификация переутомления и её признаки

Признак Начинающееся переутомление Легкое переутомление Выраженное переутомление Тяжелое переутомление
Снижение трудоспособности Мало выраженное Выражено заметно Выражено достаточно Выражено резко
Компенсация волевыми усили­ями снижения трудоспособности Не требуется Полная компен­сация Неполная компенсация Незначительная компенсация
Эмоциональные сдвиги Временное сни­жение интереса к работе Временами не­устойчивое настроение Раздражительность Угнетение, рез­кая раздражительность
Расстройство сна Трудно засы­пать или просы­паться Трудно засыпать или просыпаться Сонливость днем Бессонница
Снижение умст­венной работо­способности Нет Трудно сосредо­точиться Временами забывчивость Заметное ослаб­ление внимания
Лечение Упорядочить отдых, занятия физкультурой. Очередной отпуск и отдых Срочный очере­дной отпуск, ор­ганизованный отдых Лечение в стацио­наре или в поликлинике

Переутомление при умственной деятельности. Доказано, что напряженная умственна деятельность без достаточного отдыха между рабочими днями приводит к появлению перс напряжения. Оно проявляется, прежде всего, в повышении артериального давления, рост периферического сопротивления, изменении мозгового кровотока и экскреции катехоламинов (ночное снижение продукции этих гормонов при переутомлении отсутствует). Неко­торые признаки переутомления отражены в таблице (Платонов К. К., 1962).

Особенности трудовой деятельности студентов

Заболеваемость студентов. Первое место в структуре заболеваний студентов занимает гипертоническая болезнь. У студентов технических вузов она обнаруживается в 8-9%, у медиков - в 1%. 2-е место занимают гипотонические состояния. Затем идут такие заболе­вания как хронические и острые тонзиллиты (примерно у 3,3-5,7% студентов), язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. У старшекурсников язвенная болезнь встре­чается чаще. Так, у первокурсников г. Челябинска на 1000 студентов она встречается в 2-х случаях, у студентов 3-го курса - в 4-х. Выражена распространенность близорукости: на­пример, в Челябинске она выявлена у 31% студентов, причем на старших курсах процент близорукости выше, чем у первокурсников.

Режим труда и отдыха. Реально студенты работают по 12 часов ежедневно. До 30% студентов вынуждены затрачивать на учебный процесс и ночное время. Следовательно, даже в неэкзаменационный период 1/4-1/3 студентов недосыпают. До 30% студентов не имеют свободного времени. Все это указывает на то, что у студентов имеется большая нагрузка, а их режим труда и отдыха явно нерационален. В последние годы, однако, сделана попытка регламентировать работу студентов, уменьшить продолжительность академической работы в студенческой аудитории. Но реально затраты времени не уменьшились.

По данным литературы, лишь 6-10% студентов соблюдают режим питания, остальные
либо не завтракают, либо принимают пищу в различные часы, либо вынуждены поздно принимать ужин Р пище студента преобладает жирная и углеводная пища, мало белка, особенно животного происхождения.

До 30% студентов медицинских вузов мало бывают на свежем воздухе. Около 83% суточного времени студенты находятся в состоянии относительной неподвижности. Процент студентов, регулярно занимающихся спортом, не превышает 23%.

Установлено, что даже в течение 1 часа в аудитории накапливается углекислый газ (его содержание возрастает в 3-4 раза в непроветриваемой аудитории), температура воздуха возрастает на 3-5°, а влажность увеличивается на 3-4%. К концу учебного дня во многих плохо проветриваемых помещениях температура воздуха достигает 26°, относительная влажность - 80%, а уровень СО 2 превышает предельно допустимые концентрации.

Изменения в организме студентов в период семестровых занятий и экзамена. Установле­но, что к концу рабочего дня у студентов снижается уровень внимания, уменьшается объем памяти, замедляется частота сердечных сокращений, снижается уровень артериального давления, увеличивается латентное время зрительно-моторной реакции, ослабляется дифференцировочное торможение. Все это указывает на развитие утомления (снижение тонуса симпатической нервной системы). Особенно заметны эти сдвиги во второй половине рабо­чей недели. Согласно данным ЭЭГ, к концу дня у студентов снижаются показатели общей мозговой активности, происходит смещение фокуса возбуждения из лево-передних отделов мозга иправозадние отделы и уменьшается степень межполушарных и лобно-затылочных асимметрий.

У первокурсников медицинских вузов к концу рабочего дня показатели работоспособности в среднем снижаются на 24%, у студентов 4-го курса - на 18%, а у 5- и 6-курсников не отмечено изменений (данные 1970 г.). Судя по результатам исследования крови, наибо­лее утомительной для студента является самостоятельная работа, на втором месте - прак­тическое занятие и меньше всего сдвигов наблюдается на лекции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян, Н.А. Физиология человека: учебник (курс лекций)/Н.А. Агаджанян, Л.З. Телль, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова. - С-Петербург: СОТИС, 1998. – 526 с..

2. Алексеева, Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах земли: курс лекций/ Т.И. Алексеева. – М.: МНЭПУ, 1998. – 279 с.

3. Физиологические основы здоровья человека/под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб. – Архангельск: Издательский центр Северного государственного медицинского университета, 2001. – 728 с.

4. Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник для вузов. 2-е изд., испр./Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта: Наука, 2002.- 416 с.

5. Савченков, Ю.И. Нормальная физиология человека: учебное пособие/Ю.И. Савченков. – Ростов н/Д: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – 448 с.

6. Коробкин, В.И. Экология: учебник для вузов/ В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 602 с.

ЛЕКЦИЯ №1......................................................................................................................................4

ЛЕКЦИЯ №2......................................................................................................................................8

ЛЕКЦИЯ №3....................................................................................................................................16

ЛЕКЦИЯ №4....................................................................................................................................19

ЛЕКЦИЯ №5....................................................................................................................................25

ЛЕКЦИЯ №6....................................................................................................................................29

ЛЕКЦИЯ №7....................................................................................................................................33

ЛЕКЦИЯ №8....................................................................................................................................37

ЛЕКЦИЯ №9....................................................................................................................................44

ЛЕКЦИЯ №10..................................................................................................................................47

ЛЕКЦИЯ №11..................................................................................................................................51

ЛЕКЦИЯ №12..................................................................................................................................53

ЛЕКЦИЯ №13..................................................................................................................................57

ЛЕКЦИЯ №14..................................................................................................................................61

ЛЕКЦИЯ №15..................................................................................................................................63

ЛЕКЦИЯ №16..................................................................................................................................68

ЛЕКЦИЯ №17..................................................................................................................................75

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................................................79

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания памяти, а также активизации процессов мышления. Для большинства современных профессий характерны ускоренный темп работы, резкое увеличение объема и разнородности информации, дефицит времени для принятия решений, возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности работника.

Умственный труд представлен как профессиями относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его - ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

При умственном труде основная нагрузка приходится на высший отдел нервной системы - на кору больших полушарий головного мозга. Мышечные нагрузки, как правило, не значительны, энергозатраты находятся на уровне легкой физической работы, категории Iа и составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Лобным долям мозга принадлежит существенная роль в осуществлении психической деятельности. Обширные их связи с неспецифическими структурами разных уровней мозга обеспечивают неспецифические формы активации, необходимые для протекания умственного труда. В лобных долях интегрируется разнообразная информация, поступающая из окружающей и внутренней сред организма, от нижележащих структур мозга, информация об эмоциональном состоянии человека.

Наиболее энергоемки лимбико-ретикулярная и таламокортикальная эмоциогенные области. Под влиянием эмоций люди настраиваются на работу. В этом заключается сигнальная роль эмоций.

Увеличение интенсивности обменных процессов, показателей гемодинамики и потребления кислорода происходит в тех структурах, которые вовлекаются в осуществление психических функций.

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т.е. снижение двигательной активности человека, приводящая к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд. Вызывается необходимостью осуществления функций управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания клиентов, набором информации.

Управленческий труд осуществляют руководители учреждений, диспетчеры, преподаватели. В данном виде труда доминируют факторы, связанные с необходимостью восприятия большого, иногда чрезмерного объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышением социальной значимости и личной ответственности за принимаемые решения. Для работы руководителей характерны необходимость принятия нестандартных решений, нерегулярность нагрузки, периодическое возникновение конфликтных ситуаций.

Творческий труд (научные работники, писатели, художники, артисты, композиторы, архитекторы, конструкторы) требует многолетней подготовки, высокой квалификации, особых условий для реализации. Труд этой категории работников характеризуется нестереотипностью деятельности, нерегламентированным графиком труда, требует значительного объема памяти, напряжения внимания, мыслительной деятельности.

Напряженность труда отражает нагрузку на ЦНС, психические функции, характеризуется объемом воспринимаемой информации, плотностью поступающих сигналов, состоянием анализаторных систем, уровнем эмоционального напряжения и определяется степенью напряжения внимания. По этому показателю умственный труд делят также на 4 группы:

1 - ненапряженный, требующий концентрации внимания до 25% времени работы;

2 - малонапряженный, требующий концентрации внимания до 50% времени работы;

4 - очень напряженный, требующий концентрации внимания больше 75% времени работы.

При интенсивной умственной деятельности (в отличие от физической работы) газообмен или совсем не изменяется, или изменяется незначительно, повышается кровяное давление, учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кровенаполнение сосудов конечностей и брюшной полости, повышается возбудимость ЦНС, увеличивается сократительная функции мышц, увеличивается частота сердечных сокращений, растет артериальное давление, увеличивается частота дыхания, уменьшается дыхательный объем.

Продолжительная умственная работа приводит к падению условных сосудистых рефлексов, происходят нарушения равновесия процессов торможения и возбуждения, выражающиеся в расстройстве положительного торможения условных связей.

Умственная творческая деятельность человека в высшей степени зависит от его эмоционального состояния.

Умственная работа тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха. Известно, что умственная работа более плодотворно протекает в условиях тишины.

Мышечная работа при умственной деятельности человека играет большую роль. Легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа, наоборот, понижает ее, снижает качество. Для многих представителей творческой умственной деятельности ходьба являлась необходимым условием успешного выполнения работы.

При напряженной умственной деятельности происходит значительное увеличение расхода энергии, что связано с непроизвольным сокращением скелетной мускулатуры, не имеющей непосредственного отношения к выполняемой работ. При этом нередко возникают двигательные реакции (жестикуляции, хождение по комнате, перекладывание предметов на письменном столе), а при их произвольном подавлении усиливается познотоническое (изометрическое) напряжение мускулатуры.

Установлено, что умственная деятельность связана с усилением белкового и углеводного обменов. При умственной работе усиливается расход липоидов. Процесс возбуждения связан с повышением окисления углеводов, с повышением обмена АТФ.

После усиленной умственной работы содержание фосфатов в крови и моче значительно увеличивается. Существенное значение при умственной работе имеют также витамины В1, В2, РР и С.

Как правило, общая величина мозгового кровообращения при различных видах умственной деятельности изменяется незначительно. Перераспределение кровотока осуществляется автономными механизмами мозговых сосудов таким образом, что наиболее активные области мозга получают больший объем крови в единицу времени. Это сопровождается, естественно, увеличением доставки кислорода и энергетического субстрата мозга - глюкозы. Например, при мышечной работе средней интенсивности возрастает регионарный кровоток через моторную область коры (на 50%), при зрительно-напряженных работах - в зрительной области коры (до 100% и более).

Умственный труд, сопряженный с нервно-эмоциональным напряжением, увеличивает активность гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы, обеспечивающей мобилизацию вегетативных компонентов эмоций. Активируется углеводный, жировой обмены.

Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению и как следствие - к травматизму и заболеваемости.

Один из объективных признаков - это снижение производительности труда, субъективно же оно обычно выражается в ощущении усталости, т.е. нежелании или даже невозможности дальнейшего продолжения работы.

Еще по теме Физиологические особенности умственного труда:

  1. Физиологические особенности и классификация физического труда
  2. Особенности и профилактика утомления при умственной деятельности школьника и студента. Оптимизация умственной работоспособности
  3. Факторы рациональной организации жизнедеятельности работника умственного труда
  4. Воздействие факторов производства на здоровье. Гигиена умственного и физического труда. Профилактика переутомления. Производственные вредности и профессиональные заболевания. Основные направления их профилактики

Труд в любой сфере деятельности имеет биологическую и социально-экономическую основу. С физиологической точки зрения труд – это затраты физических и духовных сил человека, его жизненной энергии, связанные с достижением конечного, заранее намеченного результата. Общественный характер труда предполагает наличие экономических и социальных отношений между отдельными работниками и их группами, а также разделение труда, т. е. обособление трудовой деятельности и специализацию на отдельных видах труда.

Совершенствование разделения трудовой деятельности лежит в основе распределения труда на две группы: физический труд и умственный труд .

К умственному труду относятся те виды трудовой деятельности, которые характеризуются преобладанием нервных нагрузок, связанных с объемом, напряжением, глубиной внимания, способностью его к переключению, с такими психофизиологическими процессами, как память, восприятие, мышление и т. д. Вместе с тем физические нагрузки, обусловленные расходованием двигательной энергии, преобладанием динамических мускульных затрат, при умственном труде незначительны.

Деление трудовой деятельности на умственную и физическую в значительной мере условно, поскольку в любом труде в большей или меньшей степени присутствуют как физические, так и умственные нагрузки.

Особенностями преимущественно умственного труда являются: высокий удельный вес нервно-психических нагрузок; многообразие и частая сменяемость рабочих динамических стереотипов; более высокие в сравнении с физическим трудом доля творчества и степень ответственности; отсутствие вещественного результата труда. В то же время с физиологической точки зрения умственный труд характеризуется: ограниченностью подвижности организма работника; низким уровнем протекания физиологических процессов (ассимиляции и диссимиляции), что ведет к определенным негативным изменениям костно-мышечной системы, а также систем дыхания и кровообращения.

Знание особенностей физиологии и психологии людей, занятых физическим или умственным трудом, позволяет решать вопросы повышения эффективности их трудовой деятельности посредством улучшения условий труда, в том числе путем проведения организационных мероприятий.

Организация труда работников, занятых выполнением преимущественно умственных функций, значительно отличается от организации труда работников физического труда: деятельность служащих, специалистов, руководителей, работников творческого труда требует длительного обучения в высших и средних специальных заведениях и постоянного повышения уровня знаний в соответствии с развитием науки и техники; труд работников, выполняющих преимущественно умственную работу, особенно руководителей и специалистов, является наиболее ответственным и требует высоких нервных нагрузок.

Психофизиологические особенности умственного труда связаны с тем, что в содержании этого труда значительное место занимает творческое мышление – сложнейший психофизиологический процесс, протекающий в коре головного мозга человека в период трудовой деятельности. В результате творческого мышления появляется новая мысль, складываются определенные понятия, оформляется образ, которые впоследствии используются в практической работе. Творческое мышление в различной степени необходимо для решения многообразных производственных (технических или организационных) задач. Чем сложнее и разнообразнее труд, тем требуется большая напряженность высших отделов центральной нервной системы (прежде всего, коры больших полушарий головного мозга) для его выполнения.

Кроме того, особенностями умственного труда являются: высокий уровень внимания (т. е. сосредоточение психической деятельности народном или нескольких взаимосвязанных объектах) и, прежде всего, активного волевого внимания; хорошая память (т. е. с психофизиологической точки зрения процесс формирования, хранения и воспроизведения в определенное время необходимой информации).

С определенной долей условности умственный труд подразделяется на следующие группы: труд технических исполнителей, труд специалистов, труд руководителей. Первая группа (технические исполнители) выполняет, как правило, определенные регламентированные функции (например, технический контроль, разработку технической документации). Вторая группа (специалисты) выполняет функции, связанные с развитием и совершенствованием производства, а также обеспечивает техническое руководство производственным процессом (например, осуществляет разработку технологических процессов, конструирует и внедряет новшества на производстве, выполняет аналитическую работу). Третья группа (руководители) обеспечивает техническое и организационное руководство производством, принимает управленческие решения, определенные уровнем их компетенции, отвечает за результаты производства. К этой группе работников относятся директора предприятий и фирм, начальники различных уровней, главные специалисты, государственные чиновники и т. д.

Перечисленные особенности умственного, прежде всего управленческого, труда требуют от работников высокого профессионализма и хорошей теоретической подготовки, так как без этого невозможна эффективная деятельность инженерных работников, руководителей и лиц творческого труда.

Особые условия эффективности умственного труда в значительной степени обусловливаются существенно неодинаковым социально-экономическим положением работников, занятых умственным и физическим трудом, а также различием выполняемых ими функций. Так, работники умственного труда, относящиеся к интеллигенции, осуществляют функции по управлению производством, государственную, культурно-просветительскую и научную деятельность, обеспечивающие развитие и внедрение инновационных процессов, способствующих научно-техническому прогрессу. В то же время работники физического труда, который характеризуется как преимущественно исполнительский труд, непосредственно воздействуют на предмет труда. Все это, а также психофизиологические особенности умственного и физического труда обусловливают разные требования к организации различных видов трудовой деятельности.

Основные требования к организации работ и рабочего места работников умственного груда. В современных условиях не потеряли значимости сформулированные Н. Е. Введенским основные требования к организации умственного труда , состоящие в следующем: 1. Постепенное вхождение в любую трудовую деятельность, в том числе в умственную. Работу необходимо начинать с наиболее простых элементов, таких как подготовка рабочего места, планирование труда на предстоящий период. 2.Соблюдение строгой последовательности в выполнении умственной работы, систематичности и тщательного планирования трудовой деятельности. 3.Определение и последовательное соблюдение оптимального темпа и ритма выполнения работы, в том числе умственной, что в значительной степени снижает утомляемость. При этом необходимо помнить, что чрезмерно завышенный и чрезмерно заниженный темп работы вредно влияет на организм человека и уровень его работоспособности. Темп работы следует устанавливать с учетом индивидуальных возможностей человека, которые могут сильно различаться. 4. Установление и соблюдение научно обоснованного режима труда и отдыха при разумном сочетании умственной и физической деятельности с занятиями физкультурой и спортом.

Соблюдение перечисленных условий создает предпосылки для эффективного выполнения функций умственного труда. Однако для достижения высоких результатов умственного труда необходимо создание научно обоснованной действенной системы материального и морального стимулирования, в том числе его общественное признание.

Важным условием продуктивности умственной деятельности является рациональная организация , к элементам которой относятся: организация рабочего места; организация справочно-информационной деятельности; работа со специальной литературой; ведение личного архива; установление деловых контактов; планирование личной работы; умелое использование технических средств в процессе умственного труда и т. п.

Под рабочим местом работника умственного труда подразумевается совокупность предметов мебели и технических средств, используемых в работе. Совершенствование рабочего места предполагает оснащение его всем необходимым в соответствии с особенностями выполняемой работы, а также рациональное расположение необходимого оснащения, создание наиболее комфортных условий для работы, предотвращение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, облегчение труда, поскольку он связан с постоянным высоким нервным напряжением, большими статическими нагрузками, однообразной неподвижной рабочей позой, что вредно сказывается на организме человека.

Многообразие условий, в которых выполняются функции умственного труда в различных сферах, не позволяет создать единую схему организации рабочего места. Этим объясняется тот факт, что типовые проекты организации рабочего места имеются лишь по некоторым специальностям, где преобладает умственный труд. Вместе с тем существуют общие требования к организации рабочего места работника умственного труда, главными из которых являются досягаемость, обозримость всех рабочих материалов, а также изолированность рабочего места. Досягаемость предполагает такую планировку рабочего места, при- которой все технические средства и рабочие материалы располагаются так, что работа с ними не требует липших движений, не приводит к утомлению и нерациональным затратам рабочего времени. Обозримость в сочетании с постоянством мест хранения материалов позволяет сократить потери рабочего времени на их поиск. Изолированность рабочего места для работника умственного труда позволяет снять излишнее нервное напряжение, избежать влияния отвлекающих факторов.

Организация работы с источниками информации. Поскольку умственный труд связан с постоянным поиском информации, то возможность быстро находить ее является важным условием повышения плодотворности умственного труда, а также его качества и оперативности. Увеличение объема информации усложняет систему ее поиска и предполагает наличие определенных навыков, позволяющих быстро и профессионально ориентироваться в ней, полнее использовать различные источники и значительно сократить сроки поиска информации. Подготов­ленность любого специалиста в вопросах получения информации должна складываться из ряда необходимых представлений: об общей системе научно-технической информации, обо всех источниках информации по конкретной специальности, о наиболее совершенной системе поиска информации. Кроме того, специалист должен обладать определенными навыками в использовании вспомогательных информационных и библиографических материалов.

Поиск информации целесообразно вести в трех направлениях: в библиотеках (прежде всего, в научных и специальных); в органах научно-технической информации (в государственной системе научно-технической информации, которая обеспечивает обработку научных документов, их обобщение и публикацию в специальных изданиях - реферативных журналах, различных обзорах, библиографических указателях и т. д.); в книготорговой сети.

Для получения в научной и специальной библиотеках наиболее полной информации в достаточно сжатые сроки необходимо уметь работать с каталогами и картотеками. Каталоги представляют собой перечень источников информации, имеющихся в библиотеке, а картотеки содержат перечень материалов по определенной тематике.

Все каталоги и картотеки подразделяются на основные и вспомогательные. К основным каталогам относятся алфавитный (по фамилии автора или названию книги), систематический (по отдельным отраслям знаний) и предметный (по содержанию литературы, конкретным предметам и объектам изучения, расположенным по алфавиту); к вспомогательным -различные тематические каталоги и картотеки, а также картотеки по видам документальных источников информации. В частности, вспомогательные картотеки могут быть библиографическими и фактографическими.

В качестве «ключа» к поиску информации используются библиографические указатели, т. е. перечни литературы, составленные по определенному принципу.

Большое значение в работе с отобранной книгой имеет умение быстро разобраться в ее структуре, оценить содержание и все наиболее интересное и необходимое зафиксировать в удобной для себя и понятной форме.

Работа со специальной научной литературой для работников умственного труда является одним из наиболее важных элементов деятельности. Эффективность этой работы зависит прежде всего от совершенства владения техникой чтения специальной литературы, а также от умения вести необходимые записи.

Овладение техникой чтения специальной литературы складывается из следующих этапов: предварительное ознакомление с источником информации. Па этом этапе в зависимости от конечной цели ознакомления с книгой (чтение ее полностью, отдельных разделов или поиск конкретных сведений) происходит предварительное получение сведений об издании, знакомство с аннотацией, оглавлением, списком литературы и т. д.; чтение книги, предполагающее беглый просмотр содержания или тщательную проработку текста.

Ведение записей при чтении – обязательное условие работы со специальной литературой, способствующее закреплению в памяти наиболее существенных положений и фактов и позволяющее легко отыскать интересующие специалиста материалы при повторном обращении к источнику. В процессе записи необходимо соблюдать ряд общих требований, чтобы действительно зафиксировать прочитанное в памяти. В частности, обязательно следует записать свое мнение об источнике информации, использовать различные приемы (сокращения, символику и т. д.), позволяющие сделать записи лаконичными, а скорость записи – высокой.

Одним из важных элементов организации умственного труда является создание и хранение личного архива, без которого серьезная работа по специальности невозможна. Личный архив может включать различные документы, копии, картотеки, конспекты, личную научную библиотеку, микрофильмы, вырезки и пр. Упорядочение личного архива позволяет наиболее полно использовать информацию в работе, систематически пополнять ее, сокращать время на поиск необходимых материалов.

Основные условия эффективности делового общения. Эффективное использование рабочего времени, плодотворность деятельности работников умственного труда зависят от того, насколько Правильно строится их деловое общение. Последнее включает деловую переписку, телефонные разговоры, установление непосредственных деловых контактов. При плохом владении техникой делового общения возрастают потери рабочего времени, увеличиваются затраты труда на решение даже самых несложных вопросов, появляется чувство психологического дискомфорта, обиды или раздражения. Чтобы избавиться от подобных проблем, необходимо придерживаться определенных правил и использовать выработанные практикой приемы делового общения.

Так, при использовании личной деловой переписки следует иметь в виду, что и служебное, и личное письмо должно быть лаконичным и точным. Служебная переписка должна содержать информацию, изложенную в доступной для адресата форме, не включать липших сведений и общих положений, быть четкой, убедительной и простой по форме. Форма обращения к адресату также должна быть продумана и соответствовать тону письма. При выборе обращения в письме-ответе целесообразно остановиться на том варианте, который использовал в своем письме адресат.

Для разных категорий работников принята специфическая форма официального письменного обращения (например, для ученых, как правило, указывается ученое звание). Деловое письмо предполагает определенную концовку в виде выражения благодарности, надежды па дальнейшее общение (сотрудничество), пожелания успехов и т. и. Подписывая письмо, следует придерживаться сложившихся стандартов, что является нормальным как для служебной, так и для личной деловой переписки. В настоящее время все большее распространение получает стандартизация личной деловой переписки.

Ведение деловых переговоров по телефону также предполагает определенную культуру телефонного общения, позволяющую значительно сократить нерациональные затраты рабочего времени. Однако не все деловые вопросы могут быть решены по телефону. Поэтому необходимо продумать: какую форму следует избрать для делового общения.

Совершенствование телефонного общения предполагает: правильную и системную запись телефонных номеров с указанием всех данных абонента; обязательную подготовку к телефонному разговору, чтобы предмет разговора был конкретным, содержательным и непродолжительным (не "более 5-6 мин); правильный выбор времени для телефонного разговора; использование соответствующей формы обращения.

Техника установления непосредственных деловых контактов –важный элемент делового общения. Ведение деловых разговоров требует соблюдения определенных правил, от чего зависит их результат.

Основываясь на практике, можно условно выделить два основные типа деловых разговоров : информационный , целью которого является получение информации; дискуссионный , когда каждый из партнеров отстаивает свою позицию.

Техника проведения делового разговора предполагает соблюдение следующих правил: четкое определение предмета разговора (обсуждения), его целей; разработку проекта рабочей недели; составление планов рабочего дня.

Планирование личного бюджета времени, по существу, сводится к составлению проекта процессов труда на предстоящий период. Планировать следует не только свои профессиональные и личные цели, но и всю текущую рабочую нагрузку. Это необходимо для того, чтобы получить ясность, какую работу необходимо выполнить в первую очередь, какие менее важные дела можно отложить или перепоручить другим исполнителям, а какие нагрузки можно избежать.

Планирование трудовой деятельности работников умственного труда . Планирование личной работы осуществляется в определенной последовательности и включает следующие элементы: анализ личного бюджета времени; оценку планируемой деятельности; сопоставление затрат времени на планируемые работы с личным бюджетом времени; формирование личного перспективного плана; приоритетность их выполнения.

Организовать свое рабочее время работникам умственного труда помогают различные технические средства, а также приспособления: карточная техника; микрокалькуляторы; аппаратура для звукозаписи (диктофоны, магнитофоны и пр.); аппаратура для микрофильмирования и чтения микрофильмов; компьютерная техника, ксероксы; канцелярские принадлежности, в том числе для черчения; пишущие машинки и др.

Информация об этих технических средствах и приспособлениях и грамотное их использование работниками умственного труда в повседневной деятельности повышают эффективность труда, делая его более привлекательным, а также снижают утомляемость и вносят разнообразие в выполнение трудовых процессов.

Сложилось мнение, что умственный труд легче и престижнее физического. Думаем, многим доводилось слышать в свой адрес: «Не возьмёшься за учёбу — будешь вкалывать всю жизнь» или « ». Для некоторых это серьёзные аргументы, чтобы засесть за книги и, в конечном итоге, получить гарант прибыльной и непыльной работы — диплом. Кто-то, наоборот, считает, что сильные руки всегда найдут себе работу, а корпеть за учебником — удел белоручек и слабаков. расставит все точки над «і», чтобы ты не выбирал будущую профессию в плену стереотипов.

Чем отличаются умственный и физический труд?

Умственный труд — это мыслительная деятельность, состоящая из обзора и обобщения информации, которая должна быть определённым образом изменена. Например, перед нами стоит задача, и чтобы её правильно выполнить, следует проанализировать условие, построить алгоритм решения, предварительно подобрав и синтезировав нужные знания.

Основу физического труда составляют мускульные усилия человека, направленные на преобразование окружающего мира.

На самом деле, такое строгое разграничение имеет условный характер. По сути, это две стороны одной медали. В первобытные времена такого разделения просто не существовало: чтобы поймать мамонта, нужно было раскинуть мозгами, продумать план действий, организовать ловушку и, конечно, выложиться на полную.


С течением времени общество разделилось на бедных и богатых, и тяжёлый физический труд стал уделом первых, а умственный — привилегией вторых. Такая ситуация сохранялась на протяжении целых столетий.

В ХХI веке доля умственного труда значительно возросла и продолжает увеличиваться из-за постоянного роста информации. Развитие техники позволило людям существенно облегчить себе работу.

Но это не значит, что умственный труд полностью лишён физических нагрузок и наоборот. Речь идёт, скорее, о преобладании одного вида деятельности над другим.


Минусы умственного труда

При умственном труде наш мозг не только регулирующий (как при физическом), но и главный работающий орган, поэтому интеллектуальные нагрузки влияют на состояние центральной нервной системы и на общее самочувствие в целом.

Умственный труд всегда вызывает нервно-эмоциональное напряжение. И если неправильно организовать рабочий процесс, то можно довести себя до истощения и неврозов. Малоподвижный образ жизни, свойственный данному виду деятельности, тоже способен сыграть злую шутку: прибавка в весе, нарушения опорно-двигательного аппарата и т. д. Обязательно нужно устраивать для себя перерывы, физкультминутки. В здоровом теле не только здоровый дух, но и мозг. Так что, если у тебя есть проблемы со здоровьем, умственный труд не спасёт ситуацию.


Польза физического труда

Физическая активность улучшает работу мозгa , состояние нашего организма в целом. Куда приятнее решать какую-либо задачу, чувствуя себя бодрым и полным сил, нежели жутко уставшим и с больной головой, согласитесь.

Физический труд так же благотворно влияет на тело, как и занятие спортом. Умеренные нагрузки укрепляют организм, но и здесь следует быть осторожным: у любых сил есть предел и не стоит их испытывать.

Работа может быть связана с выполнением однотипных операций, которые с течением времени воспроизводятся на автомате. В таком случае возникает проблема, чем занять голову. Ответ прост: её нужно загружать полезной информацией, занимательными головоломками. В свободное время читать книги, разгадывать кроссворды, собирать кубик Рубика - в общем, делать всё, что душе угодно. Иначе работа может наскучить в скором времени.


В обоих случаях нужно правильно организовывать режим дня, нагрузку и питание. При умственной работе следует употреблять жирные сорта рыбы (форель, лосось, сардина), каши (овсяная и рисовая), томаты и все виды капусты, грецкие орехи, яйца. Сладкое в умеренном количестве тоже не повредит. А при физических нагрузках — хлебобулочные изделия, картофель, макароны, мясо, яйца, рыбу. Чередуй умственную и физическую работу, тогда трудиться будет в радость и на пользу.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Последние материалы сайта