Система здравоохранения в ссср. Исторический очерк о здравоохранении России. Послевоенные годы. Лучшая в мире медицина: опровержение

02.05.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Здравоохранение СССР в послевоенный период (1952-1991 г.)

В эти годы шли поиски новых форм и методов оказания лечебно-профилактической помощи населению.

Была проведена реформа управления здравоохранением в сельской местности. Районные отделы здравоохранения упразднялись, и все административные и хозяйственные функции по отношению к учреждениям здравоохранения района передавались районной больнице, главный врач которой становился главным врачом района. Центральные районные больницы стали организационно-методическими центрами квалифицированной медицинской помощи.

В 1960е годы наряду с дальнейшим развитием сети медицинских учреждений все больше внимания уделялось развитию специализированных служб, обеспечению населения скорой и неотложной медицинской помощью, стоматологической и рентгенорадиологической помощью. Были проведены конкретные мероприятия по снижению заболеваемости туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией. Строительство крупных многопрофильных больниц и увеличение мощности существующих центральных районных больниц до 300-400 коек со всеми видами специализированной помощи министр здравоохранения С.В.Курашов рассматривал как генеральную линию развития здраво- охранения.

Больше внимания стали уделять организации медицинской помощи больным с патологией органов дыхания, сердечнососудистыми, онкологическими, аллергическими заболеваниями.

Однако всё отчетливее было видно, что результаты деятельности органов здравоохранения перестали соответствовать потребностям населения, насущным задачам времени.

Финансирование здравоохранения продолжало осуществляться по остаточному принципу. По сравнению с другими странами мира, где при оценке финансирования исходят из показателей доли национального дохода, идущего на здравоохранение, в 1970-1980е годы СССР занимал место в 7м десятке стран. Оценка по доле госбюджета, идущего на эти цели, показала, что эта доля неуклонно снижалась: 1960 г. - 6,6%, 1970 г. - 6,1%, 1980 г. - 5,0%, 1985 г. - 4,6%, 1993 г. - 3,5%. Рост ассигнований в абсолютных величинах едва покрывал расходы, связанные с ростом населения страны.

Здравоохранение стали включать в сферу обслуживания, внимание административно-управленческого аппарата к охране здоровья людей снизилось.

Профилактическое направление медицины в его традиционном понимании как борьба с массовыми, преимущественно инфекционными, остро протекающими заболеваниями путем санитарно-противоэпидемических мер стало исчерпывать себя. Одна из причин этого - стремительная трансформация патологии: все большее преобладание неэпидемических хронических болезней, составивших основу современной структуры смертности и заболеваемости. Появились новые вопросы, связанные с недооценкой не только в 1930-1940е годы, но и в 1950- 1960е годы проблем окружающей среды и гигиены труда. Таким образом, по-прежнему декларируемое профилактическое направление на практике не выполнялось, у врачей преобладал лечебный раздел работы, профилактикой же врачи занимались формально, часто «для отчета».

Особое место принадлежит значимости экстенсивных путей развития здравоохранения. Несомненно, что на определенном этапе развития, когда многие проблемы охраны здоровья были связаны с нехваткой врачей, больниц, поликлиник, санитарно-эпидемиологических учреждений, эти пути сыграли свою роль. Но они могли привести к успехам лишь до определенной степени, при определенных условиях. Был упущен момент, когда от количественных показателей развития здравоохранения надо было осуществить качественный скачок на основе дополнительного финансирования, иного подхода к использованию ресурсов, поиску новых форм и методов работы всех звеньев здраво- охранения с включением материальных стимулов, с новыми подходами в подготовке кадров. Несмотря на продолжающийся рост сети и числа медицинских кадров, обеспеченность населения врачами и койками была далека от желаемой, доступность высококвалифицированной и специализированной помощи уменьшалась и была недостаточной даже в городах. Не исчезал дефицит лекарств, медицинских приборов и оборудования. Недостаточными темпами снижались заболеваемость и смертность населения. Задачи в области здравоохранения определялись постановления- ми ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения» (1960, 1968, 1977, 1982) : разработать перспективные планы развития и рационального размещения сети амбулаторно-поликлинических учреждений с учетом численности и структуры обслуживаемого населения, имея в виду полное обеспечение населения всеми видами высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи, расширение объема массовых профилактических осмотров и диспансеризации; осуществлять строительство крупных преимущественно самостоятельных поликлиник мощностью на 750 и более посещений в смену; при развертывании новых лечебных и диагностических кабинетов в поликлиниках строго соблюдать санитарные нормы; обеспечить коренное улучшение организации работы регистратур с учетом конкретных условий, внедрять новые формы и методы их работы: самозапись больных, расширение информации о времени работы лечебных, диагностических и процедурных кабинетов, предварительная запись по телефону и другие, шире использовать для этих целей автоматизированные системы; расширить внедрение в деятельность учреждений здравоохранения прогрессивных форм и методов организации труда врачей, направленных на максимальное высвобождение их от работ, не связанных непосредственно с обследованием и лечением больных (диктофонный метод ведения документации, использование штампов клише, рецептотек и др.);организовать по согласованию с исполкомами местных Советов народных депутатов режим работы поликлинических учреждений, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в необходимом объеме лечебными, диагностическими, рентгеновскими кабинетами и лабораториями во внерабочее время во все дни недели, в т.ч. субботние дни, а в воскресные и праздничные дни обеспечить дежурства врачей-терапевтов по приему больных в поликлинике и оказанию медицинской помощи и выполнение врачебных назначений больным на дому; осуществить в 1978 - 1985 годах разукрупнение территориальных терапевтических и педиатрических участков, доведя численность обслуживаемого взрослого населения на одного участкового врача-терапевта в 1982 году в среднем до 2 тыс. человек и к 1985 году в среднем до 1,7 тыс. человек, а численность обслуживаемых детей на одного участкового врача-педиатра к 1980 - 1982 годам в среднем до 800 человек. Обеспечить, начиная с 1978 года, ежегодный прирост числа врачебных должностей участковых терапевтов и педиатров и их полное укомплектование врачами; устанавливать, начиная с 1978 года, конкретные ежегодные задания областным (краевым) отделам здравоохранения и министерствам здравоохранения автономных республик по разукрупнению врачебных участков и приросту числа должностей участковых терапевтов и педиатров. Осуществлять строгий контроль за соблюдением на местах плановой дисциплины; Совершенствовать работу учреждений скорой и неотложной медицинской помощи, укреплять их материально-техническую базу, развернуть строительство по типовым проектам станций и подстанций скорой медицинской помощи; обеспечить к 1985 году во всех областных, краевых, республиканских центрах и крупных промышленных городах организацию больниц скорой медицинской помощи, объединенных со станциями скорой медицинской помощи; обеспечить дальнейшее развитие экстренной специализированной медицинской помощи, в первую очередь организацию кардиологических бригад, бригад интенсивной терапии, педиатрических, токсикологических, травматологических, неврологических и психиатрических. Приказ Минздрава СССР от 31.10.1977 N 972 О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения (с сайта http://www.bestpravo.ru)

Многое в этих постановлениях оставалось также на уровне деклараций, вместо кардинальных решений предусматривались необязательные полумеры.

С другой стороны, сложившиеся на протяжении десятилетий формы и методы лечебно-профилактической помощи во многом оправдали себя и получили международное признание. ВОЗ позитивно оценила принципы советского здравоохранения. Международное совещание в Алма-Ате (1978) под эгидой ВОЗ признало организацию первичной медико-санитарной помощи в СССР, ее принципы как одни из лучших в мире.

В эти годы проводится большая работа по улучшению качества подготовки врачей. В медицинских институтах совершенствуются учебный план и программы обучения, вводятся 6й курс - субординатура и после окончания института - интернатура с экзаменом по основной специальности. "ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ " Под ред. проф. В.А. Миняева, проф. Н.И.Вишнякова Шестое издание, 2012 год./cтр. 36-37

26 декабря 1991 года распался СССР. Политические, экономические и социальные изменения привели к необходимости пересмотра системы лечебно-профилактической помощи населению.

Так заканчивается огромная по значимости глава в истории России под названием "Советское здравоохранение". За 74 года государству удалось построить сильную систему здравоохранения (несмотря на все трудности, через которые прошёл СССР) , вызывающую восхищение и уважение у всех, кто ознакомился с постановкой дела охраны здоровья в СССР.

Здравоохранение - это система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья населения. В СССР и других социалистических государствах забота о населения является общегосударственной задачей, в осуществлении которой принимают участие все звенья государственной и общественной системы.

В дореволюционной России не существовало государственной организации здравоохранения. Открытие больниц, амбулаторий и других лечебных учреждений осуществлялось различными ведомствами и организациями без единого государственного плана и в количествах, крайне недостаточных для нужд охраны здоровья населения. Значительное место в медпомощи населению (особенно городскому) занимали частнопрактикующие врачи.

Впервые задачи в области охраны здоровья трудящихся были разработаны В. И. Лениным. В Программе Партии, написанной В. И. Лениным и принятой II съездом Партии в 1903 г., были выдвинуты требования восьмичасового рабочего дня, полного запрещения детского труда, запрещения труда женщин на вредных производствах, организации на предприятиях яслей для детей, бесплатной медпомощи рабочим за счет предпринимателей, государственного страхования рабочих и установления надлежащего санитарного режима на предприятиях.

После Великой Октябрьской социалистической революции в Программе Партии, принятой на VIII съезде в 1919 г., были определены основные задачи Партии и Советской власти в области охраны здоровья народа. В соответствии с этой Программой были разработаны теоретические и организационные основы советского здравоохранения.

Главными принципами советского здравоохранения являлись: государственный характер и плановость профилактическое направление, общедоступность, бесплатность и высокое качество медицинской помощи, единство медицинской науки и практики здравоохранения, участие общественности и широких масс трудящихся в деятельности органов и учреждений здравоохранения.

По инициативе В. И. Ленина VIII съезд Партии постановил решительно проводить в интересах трудящихся такие мероприятия, как оздоровление населенных мест, организация общественного питания на научно-гигиенической основе, профилактика инфекционных заболеваний, создание , организованная борьба с туберкулезом, венерическими заболеваниями, алкоголизмом и другими социальными болезнями, обеспечение общедоступной квалифицированной медпомощью и лечением.

24/1 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет об образовании Совета врачебных коллегий, а 11/VII 1918 г.- декрет об учреждении Народного комиссариата здравоохранения.

Ленинские декреты о земле, о национализации крупной промышленности, о восьмичасовом рабочем дне создали политические, экономические и социально-гигиенические предпосылки для улучшения материального благосостояния рабочих и крестьян, а тем самым и для укрепления их здоровья, улучшения условий труда и быта. Декреты о страховании на случай болезни, о национализации аптек, о Совете врачебных коллегий, о создании Народного комиссариата здравоохранения и многие другие подняли проблемы здравоохранения до уровня общегосударственных, общенародных задач. В. И. Лениным подписано свыше 100 декретов по организации здравоохранения. В них содержатся руководящие указания по всем важнейшим разделам охраны здоровья трудящихся. Они отражают политику Коммунистической партии и Советской власти в деле разрешения важнейших проблем здравоохранения.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В СССР, система гос., социально-экон. и медико-сан. мероприятий по сохранению и укреплению здоровья нас., обеспечению высокой трудоспособности и активного долголетия людей. Охрана здоровья в СССР - одна из наиболее важных социальных задач КПСС и гос-ва. Конституция СССР закрепляет право граждан на охрану здоровья и устанавливает материальные и правовые гарантии, обеспечивающие реализацию этого права. (См. также Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении.)

Как спец. отрасль гос. управления 3. охватывает вопросы совершенствования системы служб лечебно-профилактич. помощи, сан.-гигиенич. и противоэпидемич. обеспечения, подготовки и усовершенствования мед. кадров, охраны здоровья женщин и детей, лекарств. помощи, развития мед. науки и др. Осуществлению задач 3. способствуют повышение уровня жизни нас., создание благоприятных условий труда и быта, охрана труда, социальное обеспечение, социальное страхование, организация отдыха, рациональная система воспитания и обучения и т. д. Меры по охране здоровья предусматриваются гос. планами социально-экон. развития, что создает условия для макс. использования в интересах сохранения и укрепления здоровья нас. всех ресурсов общества, для постоянного наращивания потенциала 3., обеспечивает единство мероприятий в области охраны здоровья, их эффективность, реальную возможность осуществления мер обществ. профилактики, охраны окружающей среды, планомерное и соответствующее потребностям нас. и нар. х-ва развитие служб 3. Социалистич. 3. имеет плановый характер и профилактич. направленность, обеспечивает бесплатную и общедоступную мед. помощь, единство мед. теории и практики, широко использует достижения науки и техники, сотрудничество с др. гос-вами в области мед. науки.

Становление и развитие сов. 3. тесно связано с экон. и социальными преобразованиями, планомерно осуществляемыми в стране после Окт. революции 1917. И июля 1918 В. И. Ленин подписал декрет об образовании Наркомздрава. В 1936 был создан союзно респ. Наркомат 3., с 1946 - Мин-во 3. СССР; соответств. органы созданы во всех союзных и авт. республиках. Отделы 3. имеются в исполкомах краевых, обл., гор. и районных Советов нар. депутатов. Для мед. обслуживания отд. отраслей экономики в составе ряда мин-в созданы ведомств, медико-сан. службы. С 1965 в обеих палатах Верх. Совета СССР функционируют постоянные комиссии по 3. и социальному обеспечению, с 1976 - комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства. При местных Советах нар. депутатов работают постоянные комиссии по 3. Наиболее важные задачи социалистич. 3. указаны в решениях съездов КПСС и в спец. постановлениях ЦК КПСС и Сов. пр-ва.

В СССР создана единая система амбулаторно-поликлинич. и стационарных учреждений. Все виды мед. помощи бесплатны и общедоступны (поликлинич., стационарная, лабораторные исследования, помощь при родах и др.). Больным, страдающим нек-рыми хронич. заболеваниями (онкологич., гематологич., психич. и др.), а также инвалидам Великой Отечеств, войны 1941-45 и детям в возрасте до 1 года лекарства отпускаются бесплатно не только при стационарном, но и при амбулаторно-поликлинич. лечении. Гос. социальным страхованием предусмотрена выплата пособий в случае нетрудоспособности временной, по беременности и родам (см. Охрана материнства и детства); оплачивается большая часть расходов на санаторно-курортное лечение и отдых, лечебное питание, проведение оздоровит. работы среди детей, подростков, студентов. В сфере 3. занято 6 млн. ч., в т. ч. св. 1 млн. врачей и св. 2,8 млн. лиц ср. мед. персонала.

Внебольничная помощь оказывается по участково-терр. принципу, обеспечивающему макс. приближенность к нас. и преемственность лечебно-профилактич. обслуживания. В нач. 1980-х гг. в стране было св. 35 тыс. поликлиник и амбулаторий; на каждые 2 тыс. взрослого нас. выделяется должность участкового врача-терапевта, к-рый, кроме лечебной помощи, осуществляет профилактич. мероприятия. Участково-терр. принцип положен и в основу организации внебольничной помощи женщинам и детям. Создана сеть жен. консультаций, детских поликлиник и амбулаторий. В амбулаториях и поликлиниках получают лечебную помощь 80% больных, что свидетельствует о высокой эффективности этого вида помощи. Выло также св. 23 тыс. стационарных лечебных учреждений на 3324 тыс. коек (12,5 койки на 1 т. ч.). Имеются многопрофильные и специализир. больницы, на базе к-рых созданы специализир. центры областного, межобластного, республиканского и всесоюзного значения. Ежегодно скорую мед. помощь оказывают (амбулаторно и при выездах; в т. ч. кардиологич., реанимац., детские и др. специализир. бригады) более чем 80 млн. больным и пострадавшим. Развернута широкая сеть мед. учреждений для медико-сан. обслуживания рабочих, на крупных предприятиях созданы медико-сан. части. Все это позволило максимально приблизить мед. помощь к месту работы. Мед. обслуживание нас. сел. местности организуется с учетом экон.-геогр. и демографич. особенностей и построено по принципу этапности оказания мед. помощи. Вне-больничную помощь оказывают в леч. амбулаториях и на фельдшерско-акушерских пунктах, стационарное лечение осуществляют в участковых, центральных, районных, обл., краевых и респ. больницах.

Мед. обслуживание в целом и прежде всего профилактич. деятельность органов 3. играют важную роль в осуществлении проводимой гос-вом демографич. политики, в обеспечении благоприятного течения демографич. процессов. значит. (по сравнению с дореволюц. временем) снижение общей и младенч. смертности, увеличение ср. продолжительности жизни, улучшение показателей физич. развития во многом связаны с кардинальным улучшением сан. состояния страны, с ликвидацией одних и резким снижением других инфекц. болезней, планомерным осуществлением профилактич. и противоэпидемич. мер, постоянным повышением уровня мед. помощи, эффективной деятельностью по воспитанию здорового поколения. Работа жен. консультаций, детских поликлиник и амбулаторий не только способствует снижению материнской и младенч. смертности, но и обеспечивает правильное физич. развитие детей, предупреждает возникновение заболеваний, закладывая фундамент здоровья и активного долголетия. Особенно важна в этом отношении работа амбулаторно-поликлинич. учреждений по диспансеризации и проведению профилактич. осмотров больных и здоровых лиц, что обеспечивает предупреждение, раннее выявление и своевременное лечение разл. форм неинфекц. заболеваний и в конечном счете способствует увеличению продолжительности жизни и трудоспособности граждан.

Значение этой работы возрастает в связи с изменением осн. типа патологии: в СССР неинфекц. болезни (сердечнососудистые, онкологич., эндокринные, хронич. заболевания органов дыхания) являются осн. причиной смерти, инвалидности и временной нетрудоспособности нас. Для их предупреждения намечено осуществить широкую программу первичной профилактики, в к-рой ведущее место занимает борьба за здоровый образ жизни, устранение вредных привычек, выявление лиц с т. н. факторами риска, т. е. тех, у кого в связи с условиями или образом жизни вероятно возникновение заболевания, и лиц с начальными проявлениями заболевания - для оказания своевременной лечебно-профилактической помощи.

Важнейшие профилактич. функции несет сан.-эпидемиологич. служба, к-рая обеспечивает контроль за соблюдением всеми предприятиями, учреждениями, орг-циями и отд. гражданами действующих сан. норм (что устраняет или значительно уменьшает воздействие на организм неблагоприятных факторов природной и производств. среды), а также организует проведение сан.-гигиенич. и противоэпидемич. мероприятий. Профилактич. направленность сов. 3. отражает также принятая в СССР система проф. отбора и периодич. мед. осмотров.

Система организации 3. в СССР прошла проверку временем и получила междунар. признание. В принятой 23-й Всемирной ассамблеей 3. (1970) резолюции об осн. принципах развития нац. служб 3. важные принципы и положения социалистич. 3. признаны наиболее эффективными и рекомендованы всем гос-вам - членам Всемирной орг-ции 3. (ВОЗ) для использования при выборе схемы организации мед. помощи нас. Высокую оценку система сов. 3. получила на Междунар. конференции по первичной медико-сан. помощи (1978, Алма-Ата).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Здравоохранение - система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья населения. В СССР и других социалистических государствах забота о здоровье населения является общегосударственной задачей, в осуществлении которой принимают участие все звенья государственной и общественной системы.
В дореволюционной России не существовало государственной организации здравоохранения. Открытие больниц, амбулаторий и других лечебных учреждений осуществлялось различными ведомствами и организациями без единого государственного плана и в количествах, крайне недостаточных для нужд охраны здоровья населения. Значительное место в медпомощи населению (особенно городскому) занимали частнопрактикующие врачи.
Впервые задачи в области охраны здоровья трудящихся были разработаны В. И. Лениным. В Программе Партии, написанной В. И. Лениным и принятой II съездом Партии в 1903 г., были выдвинуты требования восьмичасового рабочего дня, полного запрещения детского труда, запрещения труда женщин на вредных производствах, организации на предприятиях яслей для детей, бесплатной медпомощи рабочим за счет предпринимателей, государственного страхования рабочих и установления надлежащего санитарного режима на предприятиях.
После Великой Октябрьской социалистической революции в Программе Партии, принятой на VIII съезде в 1919 г., были определены основные задачи Партии и Советской власти в области охраны здоровья народа. В соответствии с этой Программой были разработаны теоретические и организационные основы советского здравоохранения.
Главными принципами советского здравоохранения являлись: государственный характер и плановость профилактическое направление, общедоступность, бесплатность и высокое качество медицинской помощи, единство медицинской науки и практики здравоохранения, участие общественности и широких масс трудящихся в деятельности органов и учреждений здравоохранения.
По инициативе В. И. Ленина VIII съезд Партии постановил решительно проводить в интересах трудящихся такие мероприятия, как оздоровление населенных мест, организация общественного питания на научно-гигиенической основе, профилактика инфекционных заболеваний, создание санитарного законодательства, организованная борьба с туберкулезом, венерическими заболеваниями, алкоголизмом и другими социальными болезнями, обеспечение общедоступной квалифицированной медпомощью и лечением.
24/1 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет об образовании Совета врачебных коллегий, а 11/VII 1918 г.- декрет об учреждении Народного комиссариата здравоохранения.
Ленинские декреты о земле, о национализации крупной промышленности, о восьмичасовом рабочем дне создали политические, экономические и социально-гигиенические предпосылки для улучшения материального благосостояния рабочих и крестьян, а тем самым и для укрепления их здоровья, улучшения условий труда и быта. Декреты о страховании на случай болезни, о национализации аптек, о Совете врачебных коллегий, о создании Народного комиссариата здравоохранения и многие другие подняли проблемы здравоохранения до уровня общегосударственных, общенародных задач. В. И. Лениным подписано свыше 100 декретов по организации здравоохранения. В них содержатся руководящие указания по всем важнейшим разделам охраны здоровья трудящихся. Они отражают политику Коммунистической партии и Советской власти в деле разрешения важнейших проблем здравоохранения.

Великая Октябрьская социалистическая революция, построение социализма открыли перед медициной и здравоохранением новые пути развития. Охрана здоровья народа стала одной из важнейших функций государства. Была создана широкая сеть медицинских учреждений и вузов. Сформулированные уже в первые годы Советской власти организационные принципы здравоохранения исходили из развитых В. И. Лениным марксистских положений о социальной обусловленности общественного здоровья, задачах построения социалистического государства, осуществляющего заботу о здоровье трудящихся путём социально-экономических и медицинских мероприятий.

Была создана материально-техническая база медицинской науки. Государственный институт народного здравоохранения стал прообразом последующих более мощных объединений медицинских научно-исследовательских институтов. Всесоюзный экспериментальной медицины институт имени А. М. Горького был организован как комплексное учреждение, призванное осуществлять синтез естественных наук, в частности, экспериментальной биологии и медицины. Успехи медицинской науки и советского здравоохранения привели к существенным сдвигам в состоянии здоровья населения. Были ликвидированы многие эпидемические заболевания, общая смертность в 1940 снизилась до 18,3% на 1 тысячу жителей, когда в 1913 году эта цифра доходила до 30,2%.

Война с фашистской Германией потребовала создания научно обоснованной организации медицинской помощи раненым и больным. Чёткая работа медицинской службы армии позволила возвратить в строй после излечения 72,3 % раненых и свыше 90 % больных. Впервые в истории массовых войн удалось предотвратить возникновение эпидемий и сравнительно быстро ликвидировать санитарные последствия войны. Итоги этой работы были подведены в коллективном научном труде -- многотомном издании «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941--1945 гг.».

В 1944, несмотря на трудности военного времени, была учреждена Академия медицинских наук СССР, которая объединила ведущие медицинские научно-исследовательские институты и возглавила разработку проблем медицинской науки. В послевоенные годы научные исследования в области медицины приобрели особенно широкий размах. В 1972году более пятидесяти пяти тысяч научных работника вели исследовательскую работу более чем в 350 научно-исследовательских учреждениях и более чем в 100 медицинских и фармацевтических институтах, на медицинских факультетах университетов и в институтах усовершенствования врачей.

В 1972 году была 731 тысяча врачей, из них 29 тысяч врачей приходилось на 10 тысяч жителей. Количество коек в больницах увеличилось в этом же году до 2793 тысяч, а в 1940 их было 791 тысяча. Общая смертность уменьшилась почти в 4 раза, детская смертность -- более чем в 10 раз, средняя продолжительность жизни возросла с 32 до 70 лет.

Теоретическая медицина, опирающаяся на методологию диалектического материализма, развивалась в борьбе, как с механистическим, так и с идеалистическим пониманием проблемы причинности и механизмов развития болезни. Уже в 20-е годы были сделаны попытки пересмотреть общее учение о болезни, этиологии и патогенезе. Изучение проблемы причинности в медицине привело к выводу, что следует различать главную причину, без которой заболевание в своей качественной специфичности не может развиться, и условия, которые не способны вызвать заболевание, но влияют на его возникновение, течение и исход.

Многие исследования вскрыли несостоятельность попыток построения теории болезни на основании частных закономерностей, касающихся роли эндокринной, вегетативной и других отдельных систем в процессе заболевания и выздоровления. На современном этапе развития медицинской науки в СССР проблема болезни решается как проблема разностороннего нарушения регуляции функций, захватывающего различные уровни нервной, эндокринной, соединительнотканной и других физиологических систем вплоть до молекулярного уровня. Признавая большое значение внутренних факторов -- наследственности, конституции и других, советская медицинская наука считает, что действительный источник болезней нужно искать в неблагоприятном влиянии на организм факторов внешней среды -- физических, биологических и социальных, учитывая при этом, что действие разнообразных причин болезней на человека зависит от условий труда, быта, характера социально-экономических отношений и состояния самого организма, который не пассивно, а активно относится к воздействиям внешней среды.

Большое влияние на развитие теории медицины оказали труды советских физиологов. Физиологическое направление не только стало ведущим в советской теоретической медицине, но и явилось воплощением творческого союза физиологов и клиницистов, получив применение в различных клинических дисциплинах. Так, Г. Ф. Лангом и его школой разработана концепция о гипертонической болезни как неврозе сосудодвигательных центров. Невропатологи и психиатры использовали учение о высшей нервной деятельности для объяснения патогенеза неврозов и некоторых психозов. Материалистическая рефлекторная теория, установившая зависимость сознания человека от окружающей среды, оказала решающее влияние на развитие русской психиатрии, которая в СССР приняла ярко выраженное физиологическое направление.

Отличительная черта медицины в СССР и других социалистических странах -- её профилактическое направление. В условиях бесплатной, общедоступной и высококвалифицированной медицинской помощи населению профилактика приобрела общегосударственное значение, стала основой охраны государством и обществом здоровья народа. Решение её задач в СССР, а затем и в других социалистических странах, слилось с преобразованием окружающей человека среды. Формы профилактики различны: осуществление общесанитарных мер по охране природы и оздоровлению внешней среды, условий быта и труда; контроль за выполнением санитарного законодательства, гигиенических нормативов, противоэпидемических мероприятий; организация сети лечебно-профилактических учреждений, домов отдыха, санаториев, детских домов, интернатов, яслей; проведение массовых профилактических осмотров населения и многое другое. Важнейшим методом синтеза профилактики и лечения является диспансеризация. Проведение в жизнь системы профилактических мероприятий позволило добиться существенных результатов в борьбе с так называемыми социальными болезнями (венерические болезни, туберкулёз и другие).

Профилактическое направление обусловило характерные черты клиники внутренних болезней в СССР: интерес к изучению предболезненных состояний, тщательный анализ социального фактора в этиологии болезни, учение о трудовом прогнозе, связь с практикой здравоохранения. В педиатрии, акушерстве и гинекологии в советское время это направление стало ведущим, что нашло выражение в государственной системе охраны материнства и детства. Отражение профилактического направления здравоохранения -- создание сети курортов и впервые разработанные в СССР основы социальной курортологии. Основоположники социальной гигиены в СССР Н. А. Семашко, З. П. Соловьёв, А. В. Мольков и другие, опираясь на марксистское положение о ведущей роли социальных условий в возникновении и предупреждении заболеваний, разработали теоретические основы советского здравоохранения и наметили социальные меры сохранения и восстановления здоровья населения. Целям профилактики служат санитарное просвещение, а также деятельность Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР.

Профилактическое направление, государственный, общественный характер медицины, планирование здравоохранения и другие принципы, воплощённые на практике в СССР и других социалистических странах, находят растущее международное признание. 23-я Всемирная ассамблея здравоохранения по инициативе делегации СССР приняла резолюции, в которых рекомендует в качестве наиболее эффективных принципов построения и развития систем национального здравоохранения «провозглашение ответственности государства и общества за охрану здоровья населения», «создание единого национального плана» (здравоохранения), «проведение мер общественной и индивидуальной профилактики», обеспечение всего населения «квалифицированной и бесплатной профилактической и лечебной помощью» и др. Новый этап в проведении государственных мероприятий по оздоровлению условий труда и быта советского народа связан с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении». Охрана здоровья населения признана не только делом медиков и государственного медицинского ведомства, но и долгом каждого перед Законом.

Перед медициной стоят важные задачи изучения природы сердечнососудистых заболеваний и злокачественных опухолей, путей их профилактики и лечения; разработки проблем молекулярной биологии вирусов, химиотерапии и профилактики вирусных инфекций, иммунологии и многие другие. Огромное значение приобретают учёт всё возрастающего воздействия факторов внешней среды, научно-технического прогресса на здоровье и трудоспособность человека, предвидение последствий этих воздействий и разработка научно обоснованных мероприятий по оздоровлению внешней среды.

Возрастающее значение медицинской науки и здравоохранения как отрасли народного хозяйства, расширяющейся сферы человеческой деятельности, проявляется, и в области международных отношений. Пример этого -- соглашения СССР с США, Францией и другими странами по вопросам охраны внешней среды, совместно исследований по проблемам кардиологии, онкологии и другим актуальным вопросам. Советские учёные-медики участвуют в деятельности международных научных обществ, ассоциаций, международных медицинских журналов, специализированных организаций ООН, прежде всего Всемирной организации здравоохранения. Развитию научного сотрудничества способствует проведение в СССР международных медицинских конгрессов, конференций и симпозиумов.

Последние материалы сайта