Рустам Гильфанов – человек, который мечтал сделать город чище. История успеха рустама гильфанова - основателя отрасли по производству современных реагентов в россии

02.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
Главная > Литература

Дисциплина

«Русская литература и культура»

I Х век)

Лекции

Русская культура и литература

первых десятилетий XIX века

Первая половина XIX века - период высочайшего подъема русской культуры, важнейший этап в формировании национального искусства. К искусству этого времени (не только к словесности) применим термин "золотой век". Литература, музыка, театр, живопись, скульптура, архитектура развивались в условиях широкого распространения новых эстетических взглядов и роста национального самосознания. Виды искусства в России формировались в тесном взаимодействии друг с другом, исходя из общих принципов художественного освоения действительности. Журналы и литературные общества. Проблемы культуры обсуждались на страницах журналов, появлению которых способствовало временное изменение правительственной политики в области печати. Вскоре после вступления на престол Александра I (1801) были разрешены частные типографии, снято запрещение на ввоз книг из-за границы. Печатные издания были освобождены от контроля полиции и управ благочиния. Цензура некоторое время (до 1812 г.) носила либеральный характер. Эти меры благотворно отразились на оживлении журналистской деятельности. Назовем, прежде всего, журнал "Вестник Европы" Н. М. Ка-рамзина, основанный в 1802 году и просуществовавший 29 лет. Его отличало, особенно в первые два года, тематическое разнообразие произведений и актуальность статей, публиковавшихся в нем, живой отклик на международные и внутренние политические события, защита сентиментализма. Сам Карамзин опубликовал здесь свои повести "Моя исповедь", "Рыцарь нашего времени", "Марфа-посадница"; здесь сотрудничали И. Дмитриев, Ю. Нелединский-Мелецкий и другие последователи автора "Бедной Лизы". Карамзин поддерживал "новые лучшие идеи". Развивая мысль Ломоносова, писатель говорит о том, что Россия "может единственно от нижних классов гражданства ожидать ученых"; он убежден в важности культурного роста "нижних" социальных групп. Именно с ними журнал связывает пополнение "авторских талантов" и горячо отстаивает внесословное просвещение для "всех состояний", сельские школы и другие "народные учреждения". Идеи народности были обогащены в последующую пору, когда во главе журнала встали В. Жуковский и М. Каченовский. В этот период были опубликованы лучшие баллады Жуковского, первые печатные произведения Пушкина, Дельвига и Грибоедова. Так продолжалось до той поры, пока в конце 1810-х годов в журнале не возобладал политический консерватизм и настойчивая проповедь умирающего классицизма, хотя и в это время несомненной заслугой издания была пропаганда "народных стихотворений" и других фольклорных материалов. Идеи народного просвещения высказывал и журнал "Се-верный вестник" И. И. Мартынова. Здесь раздавались голоса в защиту обучения крепостных крестьян прикладным знаниям, звучала открытая поддержка Карамзина в вопросах о языке, ставших в ту пору актуальными; печатались важные теоретические статьи по проблемам литературной и театральной критики, в развитии которой журнал сыграл значительную роль. Когда в 1803 году было опубликовано "Рассуждение о старом и новом слоге российского языка" А. С. Шишкова, развернулась ожесточенная борьба между "шишковистами" и "карамзинистами", длившаяся более десяти лет. В эту полемику включились и многие тогдашние журналы, в частности "Московский Меркурий" П. И. Макарова. В большой статье, напечатанной здесь, издатель журнала подверг суровой и не во всем справедливой критике трактат Шишкова и его ориентацию на церковно-славянский язык, его невнимание к живой разговорной речи, резко высмеял его словотворчество, ратование за устаревшие понятия и представления, гневно осудил автора "Рассуждения..." как противника прогресса и новой культуры. В эту борьбу включились и многочисленные литературные общества той поры. Выделим "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств", возникшее в 1801 году по инициативе И. Борна и В. Попугаева, смело отстаивавшее идеи просвещения, освобождения народа от крепостнического рабства и деспотизма, строгой законности в государстве, прогресса в сфере культуры. Тогда же А. Тургеневым и В. Жуковским было образовано "Дружеское литературное общество", в программе которого особое место заняли вопросы народного, национально-самобытного искусства и фольклора. С этим творческим объединением был связан поэт А. Ф. Мерзляков. "Обще ство любителей российской словесности", основанное в 1811 году, объединило многих писателей и историков и просуществовало более ста лет. В том же 1811 году сторонники Шишкова спла-чиваются в общество "Беседа любителей русского слова", чрез-вычайно активно отстаивавшее архаическую позицию в вопро-сах языка и культурной политики. Здесь были такие поэты, как Державин, Крылов, Гнедич, драматург А. Шаховской (ав-тор "шумного роя" "колких" комедий). Но немало тут числи-лось и третьестепенных поэтов типа Д. Хвостова, П. Голенищева-Кутузова, С. Ширинского-Шихматова. Против "Беседы" ре-шительно и задорно выступили поэты и прозаики, объединив-шиеся в 1815 году в общество "Арзамас". Сюда вошли сторон-ники Карамзина В. Жуковский, В. Л. Пушкин, П. Вяземский, К. Батюшков, А. Тургенев, А. С. Пушкин и др. Литературная борьба сосредоточивалась не только на вопросах языка, но и на проблемах художественного метода (большинство арзамасцев отстаивало сентиментализм и романтизм, противопоставляя их классицизму), вокруг осмысления русской истории, просвеще-ния, путей развития России (многие члены общества были по-борниками республиканской формы государственного устрой-ства). Немаловажное значение имели и вопросы философии. В этом отношении особенно интересно "Общество любомудрия" (1823-1825), возникшее в Москве и сплотившееся вокруг прозаика и музыкального критика В. Ф. Одоевского и поэта Д. В. Веневити-нова. Общество носило преимущественно философский харак-тер, и его члены глубоко осмысляли труды И. Канта, И. Фих-те, Ф. Шеллинга, пытаясь на их основе построить целостную "теорию изящного", чтобы применить ее к практике отечествен-ного романтизма (П. Киреевский, С. Шевырев, М. Погодин). Найдя для себя приют в "Вестнике Европы" и альманахе "Мнемозина", любомудры после роспуска своего общества активно печатались в журнале "Московский вестник", к которому про-явил глубокий интерес А. С. Пушкин. Философской направ-ленностью отличался и созданный при Московском универси-тете кружок Н. Станкевича, культивировавший философскую (медитативную) лирику. Яркими примерами этой поэзии явля-ются стихи самого Н. Станкевича ("Раздумье", "Два пути", "Под-виг жизни"), элегии В. Красова ("Грусть", "Элегия", "Стансы к Станкевичу"), философские медитации К. Аксакова ("Воспо-минание", "Водопад") и И. Клюшникова ("Мой гений", "Ноч-ное раздумье", "Жизнь"). Литература и искусство. Начало XIX века характеризует-ся пристальным вниманием к народности искусства. Этот эс-тетический принцип в то время осознавался как внутренняя потребность развивающейся русской культуры. Продолжая традиции Н. М. Ка-рамзина, написавшего в самом кон-це XVIII века богатырскую сказку в стихах "Илья Муромец", Н. А. Львов создает в 1804 году поэму "Добрыня", а композитор К. Кавос - оперу "Илья Муромец" (1806). Богатыр-ский эпос питал в эту пору различ-ные сферы русской культуры, и это свидетельствовало об ощущении ее творцами неисчерпаемых сил своего народа в преддверии нового, XIX сто-летия. Стихи поэта А. Ф. Мерзлякова "Ах, девица-красавица!", "Соловушко", "Не липочка кудрявая", "Сре-ди долины ровныя..." удачно поло-жил на музыку композитор из кре-постных Д. Н. Кашин. Оба автора перенесли "в свои русские песни рус-скую грусть-тоску, русское горевание, от которого щемит серд-це и захватывает дух" (В. Г. Белинский). Столь же органичным для литературы и искусства начала века стало обращение к библейской образности, высоким хри-стианским идеалам и вечным началам нравственности. Выра-жение православия в русском искусстве было в это время есте-ственной потребностью художника передать свое миропонима-ние, свое видение и осмысление жизни. Так, Н. М. Карамзин в 1801 году создает "Творение", где поэтически излагается исто-рия создания Богом мира и человека. Ария архангела Уриила славит дыхание жизни, дарованное людям, и величие человека:

Се муж - и царь природы всей!

Высокое чело его Есть важной мудрости печать; В очах его сияет огнь души, Влиянье, образ божества. Скульптор М. Козловский в 1800-1802 годах создает для фонтана в Петергофе фигуру "Самсона, раздирающего пасть льва", в которой запечатлен библейский образ богатыря, обла-давшего необыкновенной физической силой и вступившего в единоборство с хищником. Статуя работы Козловского тематически продолжает тра-дицию, идущую от XVIII столетия: она символизирует пет-ровскую борьбу с некогда агрессивной Швецией и отдаленно напоминает прежнюю статую из свинца в петергофском пар-ке. В то же время она была обращена в будущее, передавая идею российского могущества. Своей силой и мужеством Сам-сон выражал мысль о человеческом величии, которая пере-кликалась со стихами Карамзина. К другим библейским образам обратились современники Козловского. В. Демут-Малиновский изваял статую апостола Андрея, установив ее в нише портика Казанского собора рядом с князем Владимиром, поддерживающим высокий крест, - статуей, созданной С. Пименовым. Живописец А. Егоров пи-шет в 1814 году картину "Истязание Спасителя", приобретен-ную Академией художеств как "лучшую картину русской жи-вописи", и "Богоматерь с младенцем" - произведение, осно-ванное на мягких ритмах, плавных, музыкально звучащих ли-ниях. В. Шебуев выполняет трагически-обобщенный рисунок "Возвращение блудного сына", где скульптурно переданные пер-сонажи располагаются на плоскости листа, как на фризе. Род-ственную композицию использует и И. Мартос в своем барельефе "Истечение Моисеем воды в пустыне" (1804-1811), который ук-рашает аттик восточного крыла колоннады Казанского собора. Зритель оказывается захваченным ритмом движения людей к ис-точнику жизни - спасительной воде, дарованной пророком. Угасание сентиментализма. Значительное влияние на куль-турную жизнь России в начале XIX века оказал сентимента-лизм. Возникший на русской почве еще в 60-х годах XVIII ве-ка, он ныне переживает последнюю фазу своего существова-ния. Он и в начале нового столетия сохраняет свои основные черты: изображение личной, интимной жизни; культ чувств, сердечности, трогательной чувствительности; противопоставле-ние порочному обществу - природы; осознание обычной "сред-ней" личностью своего достоинства, стремление ее к раскрепо-щению. Теоретик литературы Н. Остолопов свидетельствовал в 1803 году: "С некоторого времени все почти наши авторы пи-шут жалостное, печальное; все проливают чувствительные сле-зы и заставляют других плакать, как будто и без них мало у нас горестей". И действительно, в прозе и поэзии первых двух десятилетий XIX века сказывается сильное воздействие твор-чества Карамзина. Проза заметно демократизируется. Однако в повестях этого времени сюжет обретает мелодраматический характер, зачас-тую исчезает социальная мотивировка судеб героя, снижается общественный пафос, усиливается роль случайности и небла-гоприятного стечения обстоятельств. Сентиментальная повесть переживает ощутимый кризис. То же можно сказать о жанре путешествий и о сентиментальной драматургии. Постепенно ис-черпывала себя и лирика этого направления, хотя пользова-лась пристрастным вниманием и нежной любовью своих нерав-нодушных читателей. Так, в "Записках" композитора М. И. Глин-ки мы находим такое признание: "Сентиментальная поэзия Жу-ковского мне чрезвычайно нравилась и трогала меня до слез". Сентиментальные настроения, чувствительная грусть полу-чают заметное выражение в жанре эпитафии, достигшем в это время особого расцвета. Наиболее часто этот жанр предстает в форме "стихотворного надгробия". Примером может служить эпитафия, созданная Карамзиным: "Покойся, милый прах, до радостного утра!". Своеобразным аналогом этому жанру явилась мемориальная пла-стика, искусство надгробия. Сентиментализм диктовал простые фор-мы, предназначенные для меланхолического созерцания. Так, в 1805 году В. А. Жуковский ставит памятник рано умершему А. И. Тургеневу в виде простой урны на цоколе. Такие надгробия-знаки заказывали люди особого общественного поведения - "беспредметные меланхолики" (по определению академика Александра Веселовского), создавшие даже своеобразный ритуал посещения кладбищ. Но гораздо чаще в эту пору появлялись более сложные произведения мемориальной скульптуры. Так, в мраморном надгробии Лазареву (1802) И. Мартос передает образ рыдающей матери, экспрессия чувствований которой показана разметавшимися по плечам волосами. Но рядом изображен отец, тоже исполненный печали, но сохраняющий выдержку и успокаивающий скорбящую мать выразительным жестом протянутой руки. В этом памятнике, а также в надгробиях Е. Гагариной (1803), Е. Чичаговой (1813) и др. И. Мартос уже сочетает глубину чувствований сентимен-тализма с гармонией и строгостью форм классицизма. Отражением сентиментализма в архитектуре стало появле-ние в Москве уютных особняков, небольших и интимных по оформлению, порою асимметричных по композиции. В театре сентиментализм получил более непосредственное выражение. Например, в постановках по повестям Карамзина А. Д. Каратыгина мастерски передавала скорбные пережива-ния своих героинь, нередко заставляя плакать весь зритель-ный зал. А московский актер В. Померанцев играл "по внуше-нию сердца", и, как вспоминает современник, "всякая его роль согревалась чувством и теплотой; несколько дрожащий голос придавал особое выражение его дикции; не произнося ни сло-ва, одним возведением глаз к небу он сильно объяснял глубо-кую печаль". Однако эта манера игры все более затухала и схо-дила со сцены вместе с постепенно исчезающей эпигонской дра-матургией сентиментализма. Неоклассицизм. Сложные изменения претерпел в литера-туре и классицизм. Хотя его деятели были достаточно актив-ны, объединялись в творческих группах и обществах, напри-мер в "Беседе любителей русского слова", имели свои печатные органы - "Друг просвещения" (1804 -1806) и "Чтения в Бе-седе любителей русского слова" (1811-1816), опирались на высокий авторитет Державина и нападали на сентименталис-тов, пародируя их (пьеса А. Шаховского "Новый Стерн", 1805), тем не менее, литературный неоклассицизм выглядел в начале XIX века уже достаточно архаичным. Он заметно утрачивал многие свои прежние прогрессивные свойства (культ челове-ческого разума, просветительский пафос, высокую граждан-ственность), грешил подражательностью старым образцам и ис-пытывал ощутимое воздействие сентиментализма. Это влияние испытали поэт С. Бобров, комедиограф А. Шаховской и осо-бенно трагик В. А. Озеров (1769-1816). Творчество последне-го (В. Озеров ушел из жизни в один год с Державиным) стало целой эпохой в русской литературе. Оно было наполнено зло-бодневным общественным содержанием, откликами на совре-менную действительность (тема узурпации власти в трагедии "Эдип в Афинах"), имело яркое патриотическое звучание ("Дмитрий Донской", 1806), отличалось изяществом формы, выразительностью речевых характеристик ("Фингал", 1806), жизненностью характеров ("Поликсена", 1807). Эти пьесы пользовались шумным успехом у современников, ум-ноженным блистательным исполнением такими корифеями неоклас-сицистического театра, как А. С. Яковлев, Я. Е. Шушерин, Е. С. Се-менова, а позже В. А. Каратыгин. Зрители ощущали новизну этих трагедий, в которых стихотворные монологи нередко звучали как элегии, а темы, мотивы и образы были во многом родственны ана-логичным явлениям сентиментализма. Так, Представа, героиня озеровского "Ярополка и Олега" (1798),
произносила: ...дружба - как любовь; В ней те же чувствия, те ж нежные старанья; Любви вся прелесть в ней, лишь нет ее страданья. Герои Озерова, наделенные "чувствительными сердцами", истор-гали зрительские слезы. Известный театрал С. Жихарев вспоминал: "Я не мог хорошо запомнить стихов, потому что плакал, как и дру-гие, и это случилось со мною в первый раз в жизни, потому что рус-ская трагедия доселе к слезам не приучила". Характерно, что и Пуш-кин вспомнит о "дани народных слез, рукоплесканий", которую Озе-ров делил с "младой Семеновой". Эмоциональную силу воздействия этих трагедий умножала и музыка И. А. Козловского, их сопровож-давшая. В стонах, уверениях, порывах, тональности "героической пе-чали", характерных для этой музыки, раскрывался "новый мир чув-ствований" (Б. Асафьев). Заметным явлением литературы было оригинальное твор-чество и переводческое искусство Н. И. Гнедича (1784 - 1833). Поэт обогащает гуманистическое начало античных авторов, к которым обращается, усиливает гражданственность их поры-вов. Ему близок героический мир "Илиады", которую он вдох-новенно переводит, но он "романтизирует" классицизм, прида-вая ему ощутимую новизну и сближая с новейшими художе-ственными течениями. Если в литературе классицизм угасал, то в архитектуре и изобразительном искусстве он еще долго оставался ведущим стилем, перейдя при этом в свою новую, зрелую и высокую фазу развития. Архитектура и изобразительное искусство. Виднейшие архитектурные произведения первых десятиле-тий XIX века имеют уже не дворцовое, а широкое гражданское назначение, "организуя" вокруг себя обширные городские ан-самбли и вступая в органический синтез со скульптурой. Один из таких ансамблей вырос на стрелке Васильевского острова в центре Петербурга. Это здание Биржи (архитектор Т. Томон, 1805 - 1810). Широкая колоннада, красивые портики-галереи, доричес-кие колонны, высокий цоколь, на котором возвышается вели-чественное здание, открытость окружающему пространству, упругие линии гранитных спусков - все это делает Биржу похожей на античный храм. С нею связана полукруглая пло-щадь с двумя гигантскими ростральными колоннами-маяка-ми. Они украшены аллегорическими скульптурными изображениями великих рек России - это колоссальные фигуры с атрибутами мореплавания и торговли. Крупнейшим творением русского зодчества стал и Казан-ский собор (1801 - 1811), сооруженный в Петербурге А. Воронихиным. По требованию Павла I этот храм должен был напо-минать собор св. Петра в Риме. Но Воронихин придал своей постройке, обращенной алтарной абсидой к каналу, глубоко оригинальный характер, связав парадный фасад ее северной части с главной магистралью города - Невским проспектом. Собор украшает монументальная скульптура Прокофьева, Щед-рина, Мартоса, Пименова и Демута-Малиновского. К знаменитым произведениям мирового искусства относит-ся и здание Адмиралтейства (1806 - 1823) А. Захарова. Ре-конструировав старое сооружение эпохи Петра I, но сохранив легкий золоченый шпиль центральной 70-метровой башни, За-харов придал последней мощное звучание. Оформленная иони-ческой колоннадой и арочным проездом, а также скульптурой Ф. Щедрина и И. Теребенева, эта башня, став величественным украшением северной столицы и символом морской державы, "стягивает" три главных проспекта города. Светлую "Адмирал-тейскую иглу" воспел в своих стихах Пушкин. Творческие достижения Воронихина, Томона и Захарова приумно-жил Карл Росси, создатель выдаю-щихся петербургских ансамблей пер-вой трети XIX века. Это и Михай-ловский дворец (1819 - 1825), став-ший впоследствии Русским музеем, и Александрийский театр (1828 - 1832), над коринфской 1 колоннадой которого красуется четырехконная колесница Аполлона, а позади вы-тянулась красивейшая улица Росси, и классицистическое здание Главно-го штаба и министерств на Дворцо-вой площади (1819- 1829). Послед-ние полукругом охватывают пло-щадь перед Зимним дворцом, объ-единенные монументальной аркой. Высокий классицизм ярко про-явил себя и в сооружении Большо-го театра в Москве (1821-1825, архитектор О. И. Бове). Этот ху-дожественный стиль присущ и скульптуре того времени: барельефам Ф. Толстого на темы Гомера ("Пир женихов Пенелопы", 1814), памятнику Ломоносову в Архан-гельске работы И. Мартоса (1826 - 1829), решенному как ал-легория (одетый в античную тогу, с лирой в руках, поэт прини-мает от ангела свиток и мечтательно смотрит в поднебесные дали, любуясь Божьим величием), бронзовой парковой скульп-туре "Молочница с разбитым кувшином" П. П. Соколова, вос-петой Пушкиным в стихотворении "Царскосельская статуя": Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит. Неоклассицизм нашел претворение и в прикладном искус-стве, в частности в гурьевском столовом сервизе, созданном на Петербургском фарфоровом заводе по моделям С. Пименова. Сказался этот художественный метод и в живописи. Такова картина А. А. Иванова "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" (1824). Героика 1812 года и русская культура. Значительнейшим событием, во многом определившим своеобразие развития рус-ской культуры в 10-20-х годах, стала война 1812 года. С той ночи 24 июня, когда по приказу Наполеона началась фран-цузская переправа по понтонным мостам через Неман, и до того вечера 14 декабря, когда последние оккупанты, возглав-ляемые маршалом Неем, с ужасом оставили землю России, в историю Отечества были вписаны бессмертные страницы на-родного героизма. Война 1812 года и победа в ней над полчищами Наполеона были осознаны как народный подвиг, вызвали патриотичес-кий подъем в стране и пробудили в ее гражданах националь-ное самосознание. Созданный в 1812 году журнал "Сын отечества", руково-димый молодым, тогда либерально настроенным Н. И. Гречем, отличался ярко выраженной патриотической направленностью, намеченной темпераментной статьей А. П. Куницына (профес-сора Царскосельского лицея) "Послание к русским", в которой он призвал "сограждан" отстоять "свободное отечество". На страницах журнала публиковались басни Крылова, откликав-шиеся на злободневные события времени, патриотические ка-рикатуры художника А. Г. Венецианова. Популярный (преиму-щественно среди провинциальных читателей) журнал "Русский вестник", издававшийся С. Н. Глинкой, ставил своей задачей "возбуждение народного духа" и национальных чувств. Фронтовые дневники и письма молодых офицеров были ис-полнены напряженных размышлений о России, о народе, а так-же мыслями о литературе, искусстве, человеческих нравах. Патриотическое воодушевление испытал в это время К. Н. Ба-тюшков (1787-1855). Поэт, долго живший в атмосфере тон-кого эпикуреизма, воспевавший беспечные пиры, молодость и земные радости, уединение и идиллический покой, нередко ухо-дивший в мир возвышенной мечты, чтобы устраниться от не-выносимой для него прозаической повседневности, создатель дружеских посланий ("К Гнедичу"), упоительных элегий ("Мой гений") и пластичных антологических стихов, прославлявших языческую красоту, творец "легкой поэзии", К. Н. Батюшков посвящает теперь свою музу героике войны с наполеоновским нашествием. Отчаяние и гнев при виде поврежденных памят-ников московской старины, разграбленных городов и сел Ба-тюшков передает в послании "К Дашкову" (1813). "Море зла", увиденное поэтом, страдания родины получают в его стихах яркое запечатление, взывают к действию:

Пока с израненным героем,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Русская культура XIX века: литература, искусство, музыка, наука

6. Заключение

искусство литература чехов архитектура

1. Введение. Актуальность темы

XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение не только для национального искусства, но и для мирового.

Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла в уровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени, оказались актуальными и сейчас, и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху “Золотым веком русской культуры”.

2. Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм - произведения и их авторы

-Русская литература первой половины XIX века

Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена художественных направлений. Господствующие эстетические принципы успевали несколько раз трансформироваться в течение жизни одного поколения. Завершающим аккордом развития классицизма в русской литературе явилась пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1823 г.), в которой традиции классической комедии XVIII в. сочетаются, как у Д. И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма. В начале века в Европе и в России формируется рома н тизм - течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому Герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру. Для романтиков в творчестве главной задачей является не столько точное воспроизведения реальности, сколько создание «идеала», черты которого обычно придаются главному действующему лицу и отражают отношения автора к действительности.

Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), поэта, чьи полные меланхолии, народных мотивов и мистических образов произведения (баллады «Людмила» 1808 г., «Светлана» 1812 г.) стали образцами стиля новой литературы. Для романтиков характерен интерес к истории. Помимо него представителями романтизма были поэты-декабристы К. Ф. Рылеев , В. К. Кюхельбекер , А. А. Бестужев (Марлинский), А. И. Одоевский . Идейная основа их творчества, конечно, очень отличается от романтизма Жуковского. В ней преобладает поэзия борьбы, свободы, она гораздо более оптимистична. Иначе как романтическими нельзя назвать и ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841).

Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением к различным художественным направлениям. Ранний Пушкин - романтик, в его произведениях можно даже обнаружить некоторое влияние сентиментализма. В то же время он считается родоначальником русского реализма. Его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни». Помимо «Онегина» выдающимися образцами реализма в творчестве А. С. Пушкина являются историческая драма «Борис Год у нов» , повести «Капитанская дочка» , «Дубровский» .

Традиции Пушкина в литературе продолжил его младший современник М. Ю. Лермонтов . Ранние произведения Лермонтова - это в основном любовная лирика. Однако со временем в его поэзию наряду с темой трагичной, несчастной любви входит гражданская тематика. Известность ему принесло стихотворение «На смерть поэта» , посвященное гибели А. С. Пушкина. За ним последовали «Родина» , «Бородино» . Как и его великий предшественник, М. Ю. Лермонтов в своем творчестве сочетал романтизм и реализм. Поэзия романтического одиночества и противостояния миру нашла отражение в поэмах «Мцыри» и «Демон» . Вершиной лермонтовского реализма считается роман «Герой нашего времени» . Драматургия М. Ю. Лермонтова представлена пьесой «Маскарад» , написанной в 1835 г.

Дальнейшее развитие литературы было связано с укреплением позиций реализма. Важной вехой в этом процессе было творчество Николая Васильев и ча Гоголя (1809-1852). Его считают первым писателем так называемой «натуральной школы» в русской литературе, т.е. того течения, которое сейчас принято именовать «критическим реализмом». Наследие Н. В. Гоголя многообразно. Это и колоритные зарисовки быта малоросских помещиков в повестях «Миргород» , и наполненные фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера на хуторе близ Диканьки» , и мистичные «Петербургские повести» в которых гротеск, фантастика («Нос» ) сочетаются с пронзительно реалистичным изображением жизни задавленного жизнью «маленького человека» («Ш и нель» ). В 1835 г. Н. В. Гоголь закончил комедию «Ревизор» , сюжет которой был подсказан ему А. С. Пушкиным. Комедия без положительного героя, в образах вороватых провинциальных чиновников она демонстрировала портрет всей чиновно-самодержавной Российской империи. Своеобразным сочетанием сатиры и лирики, реализма и гротеска является неоконченное произведение Н. В. Гоголя «Мертвые души» , названное самим писателем поэмой.

Особое значение, которое приобрела в I половине XIX в. литература, обусловило появление литературной критики как самостоятельного жанра. Высшие достижения в этой сфере связаны с именем Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848), значение творчества которого выходит далеко за пределы узколитературоведческих вопросов. В. Г. Белинский был одним из тех мыслителей, усилиями которых утверждалось высокое гражданственное звучание русской литературы. Во многом благодаря В. Г. Белинскому литературная критика в России стала пространством идейной борьбы, форумом, на котором обсуждались важнейшие вопросы жизни общества, трибуной, с которой передовые идеи шли в массы.

-Русская литература второй половины XIX века

Во второй половине XIX века литература приобретает огромное значение в общественной и культурной жизни России. В литературе видели не только область художественного творчества, но и источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести России в этот период находили живой отклик в творчестве русских писателей. К их мнению прислушивались. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени.

Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм . Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова.

Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Се р геевич Тургенев (1818-1883). Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, получившей название «Записки охотника» . Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе «Дворянское гнездо» (1858 г.). Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г.).

Судьбы русского дворянства нашли отражение в творчестве И. А. Гончарова . Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный «встать с дивана» Илья Ильич Обломов («Обломов» , 1859 г.); образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский («Обрыв» , 1869 г.). Гончарову удалось создать образ весьма типичной породы людей, показать распространенное явление общественной жизни того времени, получившее с подачи литературного критика Н. А. Добролюбова название «обломовщина».

На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828-1910). Титаническая личность Толстого представляет собой характерную для русской культуры фигуру автора, для которого литература была тесно связана с общественной деятельностью, а исповедуемые идеи пропагандировались прежде всего примером собственной жизни. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство» , «Отрочество» , «Юность» , кавказские и севастопольские рассказы ), проявился мощный талант. В 1863 году выходит повесть «Казаки» , ставшая важным этапом в его творчестве. Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863-1869 гг.) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Картины семейного быта, любовная линия, характеры людей переплетаются с масштабными полотнами исторических событий. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была «мысль народная». Народ показан в романе как творец истории, народная среда как единственно верная и здоровая почва для любого русского человека. Следующий роман Л. Н. Толстого - «Анна Каренина» (1874-1876 гг.). В нем история семейной драмы главной героини сочетается с художественным осмыслением острых социальных и нравственных вопросов современности. Третий великий роман великого писателя - «Воскресение» (1889-1899 гг.), названный Р. Ролланом «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании».

Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского («Свои люди - сочтемся», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Гроза» и пр.) и А. В. Сухово -Кобылина (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).

Важное место в литературе 70-х гг. занимает М. Е. Салтыков -Щедрин , сатирическое дарование которого с наибольшей силой проявилось в «Истории одного города» . Одно из лучших произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» повествует о постепенном распаде семьи и вымирании помещиков Головлевых. В романе показана ложь и абсурд, лежащая в основе отношений внутри дворянского семейства, что и приводит их в конечном итоге к гибели.

Непревзойденным мастером психологического романа был Федор М и хайлович Достоевский (1821-1881). Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные, иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке («Преступление и наказание» , «Братья Карамазовы» , «Бедные люди» , «Идиот» ).

Новым этапом в развитии реализма в русской литературе было творчество Антона Павловича Чехова (1860-1904). Талант А. П. Чехова проявился прежде всего в небольших по объему рассказах, в которых писатель изумительно точно, с тонким юмором и легкой грустью показал жизнь обыкновенных людей - провинциальных помещиков, земских врачей, уездных барышень, за монотонным течением жизни которых вставала настоящая трагедия - несбывшиеся мечты, нереализованные стремления, оказавшиеся никому не нужными сила, знания, любовь. Писал А. П. Чехов и для театра. Им были созданы прекрасные пьесы («Три сестры» 1900 г., «Вишневый сад» 1903 г.), в которых, как и в рассказах, за внешней простотой сюжета скрывалось глубокое содержание. Драма человеческой жизни - страшная в своей повседневной безысходности.

Вершиной русской поэзии II половины XIX в. было творчество Николая Але к сеевича Некрасова (1821-1878). Главной темой его произведений стало изображение жизненных тягот трудового народа. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина - таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо» , 1866-1876 гг.) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране. Кроме того, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью. Он издавал журналы «Современник» , «Отечественные записки» , на страницах которых впервые увидели свет произведения многих в последствии знаменитых русских писателей.

Особое место в литературе II половины XIX в. занимает лирика. Поэзия русской природы, любви, не лишенная в то же время гражданского звучания, нашла выражение в творчестве Ф. И. Тютчева , А. А. Фета , А. Н. Майкова .

3. Развитие искусства и архитектуры

Господствующим стилистическим направлением в живописи в I половине XIX в. стал романтизм. Выдающимся мастером романтического портрета был Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Среди многочисленных его работ особенно интересны портреты современников художника поэтов В. А. Жуковского и А. С. Пушкина . Отзыв Пушкина о своем портрете вполне характеризует творческую манеру Кипренского, в которой портретное сходство, правдивость сочетались с некоторой романтической идеализацией изображаемого персонажа: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Не менее прославленным портретистом был Василий Андреевич Тропинин (1776-1857). Для живописи Тропинина характерны простота, безыскусность, достоверность передачи бытовой обстановки, в которую он помещал портретируемую модель. Одна из лучших его работ - портрет сына Арсения . Тропинин является создателем одного из прижизненных портретов А. С. Пушкина (1827 г.).

Родоначальником бытового жанра в русском искусстве явился Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) («Гумно» , «На пашне. Весна» , «Утро помещицы» ). Венецианова привлекало изображение деревенской жизни. Деревня на его полотнах предстает в сильно идеализированном виде, но все же сам факт обращения к народному быту является свидетельством определенного этапа в развитии, приведшем в последствии к формированию в полной мере реалистического искусства. Традиции бытописательства нашли продолжение в творчестве П. А. Федотова - художника, которого часто называют «Гоголем в живописи». Его работы носят, как правило, сатирический характер, в них перед зрителем разворачивается целая история. Таковы его полотна «Свежий кав а лер» , «Сватовство майора» .

Величайшим мастером романтической живописи был Карл Павлович Брюллов (1799-1852). В своем искусстве художник сочетал лучшие традиции академической школы, эмоциональность романтизма и стремление к исторической правде, которое позволяет говорить об элементах реализма в его творческой манере. К. П. Брюллов получил признание и славу уже при жизни. Его картина «После д ний день Помпеи» стала настоящим событием в культурной жизни того времени. Брюллов был выдающимся портретистом. Он писал как замечательные по красоте парадные портреты («Всадница» 1832 г.; портрет графини Ю. П. Самойловой 1839 г.), так и камерные, отличающиеся тонким психологизмом (портрет А. Н. Струговщикова 1841 г.; Автопортрет 1848 г.).

Главным произведением другого великого живописца эпохи, Александра Андреевича Иванова (1806-1858), была картина «Явление Христа народу» . Созданию этого монументального полотна он посвятил двадцать лет (1837-1857 гг.) В процессе работы над картиной было создано огромное количество набросков и эскизов, имеющих самостоятельную художественную ценность.

В жанре морского пейзажа работал И. К. Айвазовский (1817-1900). Его полотна поражают удивительно живописным изображением морской стихии. Хрестоматийную известность приобрела картина «Девятый вал» (1850 г.), являющаяся ярким примером непревзойденного профессионализма мастера и свидетельствующая о романтическом складе его творчества в этот период.

Пути развития русского искусства II половины XIX в . во многом совпадают с движением развития литературы. Активное участие в идейных боях - характерная черта художественной культуры этого периода. Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в общественном сознании. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма.

Одним из первых мастеров этого направления был Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Его жанровые произведения («Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 г., «Проводы п о койника» 1865 г., «Тройка» 1868 г.) являют собой горестные истории жизни простого народа изложенные языком живописи. Повествовательность была весьма распространенным явлением в живописи II половины XIX в. Она позволяла достичь предельной ясности, остроты и широкой доступности идейного содержания произведения. В творчестве В. Г. Перова проявились наиболее значимые черты зарождающегося нового подхода к изобразительному искусству, для которого характерно сознание того, что помимо эстетических достоинств живопись должна иметь выраженное социальное, гражданственное звучание.

В. Г. Перов был талантливым портретистом. К 60-70-м гг. относятся замечательные портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С. Тургенева.

Новое направление утверждалось в борьбе с официальным искусством, представленным руководством Академии художеств. В 1863 г. группа студентов-выпускников отказалась писать программные картины на сюжеты скандинавского эпоса, предложив вместо этого выбрать тему, связанную с проблемами современного общества. В этом им было отказано. В знак протеста художники во главе с И. Н. Крамским, не окончив официально курса, покинули Академию, образовав «Петербургскую артель художников». В 1870 г., уже в Москве, И. Н. Крамской , В. Г. Перов , Н. Н. Ге , и Г. Г. Мясоедов организовали «Товарищество передвижных художественных выставок» . Товарищество устраивало выставки в Петербурге, Москве, Харькове, Казани, Орле, Одессе. В состав товарищества передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинжи, И. И. Левитан, М. В. Васнецов, Н. А. Ярошенко и др.

Общепризнанным идейным лидером этого объединения был Иван Николаевич Крамской (1837-1887).

Крупнейшая работа И. Н. Крамского - картина «Христос в пустыне» (1872 г.). Несмотря на сходство идейных позиций, его творческая манера во многом отличается от подходов В. Г. Перова. Крамскому удалось передать колоссальное внутреннее напряжение, титаническую работу души и мысли. За основу взят библейский сюжет (хотя, казалось бы, именно против исторических и мифологических тем выступали в свое время студенты-бунтовщики), однако в картине нет и следа академической рутины. Тяжкая дума готового принести себя в жертву Христа воспринималась зрителями как вызов общественному злу, как призыв к самоотверженному служению высшей цели. В этом произведении воплотились лучшие качества передвижничества. И. Н. Крамской был прекрасным портретистом. Им созданы портреты писателей Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, художника И. И. Шишкина, знаменитого коллекционера, мецената, создателя галереи русской живописи П. М. Третьякова. Большую популярность приобрела «Незнакомка» , написанная художником в 1883г.

Батальный жанр был представлен работами В. В. Верещагина , художника, неоднократно участвовавшего в боевых действиях и показавшего ужасы войны в ее непарадных проявлениях: кровь, раны, тяжелый повседневный труд простых солдат, трагизм смерти, ставшей обыденностью («Апофеоз войны» , 1871 г., «Балканская серия» 1877-1881 гг.).

Небывалого расцвета достиг пейзаж . Пейзажная живопись превратилась в одну из передовых областей развития художественного творчества, жанр этот был поднят на новую высоту. Пейзаж II половины XIX - начала ХХ вв. - это уже не просто изображение «видов ландшафтов», а живопись, через образы природы передающая тончайшие движения человеческой души. Величайшими мастерами пейзажа в России были А. К. Саврасов («Грачи прилетели» 1871 г.), И. И. Шишкин («Сосновый бор» 1873 г., «Рожь» 1878 г.), А. И. Куинжи («Березовая роща» 1879 г., «Лунная ночь на Днепре» 1880 г.), В. Д. Поленов («Московский дворик» 1878 г.), И. И. Левитан («Вечерний звон» 1892 г., «Весна. Большая вода» 1897 г.), К. А. Коровин («Зимой» 1894 г. «Париж. Бульвар капуцинок» 1906 г.).

Вершины реалистическое искусство II половины XIX в. достигло в творчестве И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Одна из первых больших работ мастера - картина «Бурлаки на Волге» (1873 г.) имела большой успех. Жанровая сценка приобрела в картине поистине монументальное величие. Каждый из изображенных персонажей наделен индивидуальной характеристикой. В целом композиция воспринимается как многозначная метафора, в которой даны тяготы трудового народа, дремлющие в нем силы и образ России. На протяжении всей жизни И. Е. Репин писал портреты. Им создана целая портретная галерея современников: русского художественного и музыкального критика В. В. Стасова, писателей А. Ф. Писемского, Л. Н. Толстого, инженера А. И. Дельвига, актрисы П. А. Срепетовой. Величайшими произведениями русской живописи являются картины И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1883 г.), «Не ждали» (1888 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891 г.).

Историческая живопись нашла свое наивысшее выражение в творчестве Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). В истории художника более всего интересовали люди: народная масса и сильные яркие личности. Первое произведение, принесшее В. И. Сурикову славу, - «Утро стрелецкой казни» (1881 г.). Композиция построена на контрасте: горе, ненависть, страдание, воплощенные в фигурах идущих на смерть стрельцов и их близких, противопоставлены восседающему на коне, каменно застывшему в отдалении Петру. Контраст положен в основу многих картин Сурикова. «Меншиков в Березове» (1883 г.) - богатые одежды «полудержавного» светлейшего князя, сидящего в бедной и темной крестьянской избе в окружении детей, создают диссонанс, подчеркивающий образ рухнувшей жизни, тяжелого удара судьбы, величайшего внутреннего напряжения. «Боярыня Морозова» (1887 г.) - фанатичный взгляд и темные одежды неистовой староверки противопоставлены ярко разодетой толпе народа, частью с сочувствием, а частью просто с любопытством взирающей вслед простым крестьянским розвальням, увозящим в заточение непокорную боярыню. К позднему периоду творчества В. И. Сурикова относятся картины «Взятие снежного городка» (1891 г.), «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Сувор о ва через Альпы» (1899 г.), «Степан Разин» (1907 г.).

Кроме В. И. Сурикова картины на исторические темы писал В. М. Васнецов . Образ истории в его произведениях имеет ощутимый былинный, сказочный оттенок: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.), «Аленушка» (1881 г.), особенно ярко соединение эпоса и истории проявилось в грандиозном полотне «Богатыри» (1898 г.).

-Русская архитектура XIX века.

В отличие от других видов искусства в русской архитектуре I половины XIX в. сохраняет свои позиции классицизм, вступивший в стадию наивысшего развития - зрелый или высокий классицизм, часто именуемый русским амп и ром . Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). Главное творение Воронихина - Казанский собор , величественная колоннада которого образовала площадь в центре Невского проспекта, превратив собор и окружающую застройку в важнейший градостроительный узел центра Петербурга.

Вид греческого храма придал зданию Биржи архитектор Ж. Тома де Томон (1760 - 1813. Монументально-лаконичный силуэт, мощная дорическая колоннада Биржи в сочетании с поставленными по краям ростральными колоннами организуют не только ансамбль стрелки Васильевского острова, разделяющей два русла Невы перед ее впадением в Финский залив, но и влияют на восприятие как Университетской, так и Дворцовой набережных.

Важную роль в формировании архитектурного облика Петербурга играет здание Адмиралтейства , возведенное по проекту А. Д. Захарова . В центре его расположена триумфальная арка с высоким золоченым шпилем, ставшим одним из символов города.

Высшим достижением ампирной архитектуры Петербурга явилось творчество знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси (1775-1849). Он проектировал целыми ансамблями. Так, создавая Михайловский дворец (ныне Русский музей), Росси организовал площадь перед дворцом, наметив эскизы фасадов, выходящих на площадь домов, спроектировал новые улицы, связавшие дворцовый комплекс с окружающей городской застройкой, Невским проспектом и пр. Принял К. И. Росси участие в оформлении Дворцовой площади, прилегающей к Зимнему дворцу Растрелли. Росси замкнул ее классически торжественным зданием Генерального Штаба , украшенным триумфальной аркой, вершина которой увенчана колесницей Славы. К. И. Росси были спроектированы здания Александринского театра , Публичной библиотеки , Сената и Синода .

Замечательные памятники ампирной архитектуры создал В. П. Стасов . Им спроектированы Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге и Императорские конюшни . С 1818 по 1858 г. французским архитектором Ог ю стом Монферраном строился грандиозный Исаакиевский собор - здание, чьи несколько тяжеловесные, перегруженные декором формы свидетельствовали о начале кризиса классицизма в архитектуре и наступлении эпохи эклектики.

В Москве выдающимся мастером зрелого классицизма стал Осип Иван о вич Бове (1784-1834). Им было построено здание Большого театра , спроектирована Т е атральная площадь , возведены Триумфальные ворота на въезде в город со стороны Петербурга и пр. Много и плодотворно работали в Москве архитекторы Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьев . Особенно интересны их проекты московских жилых домов и усадеб.

Во второй половине века в архитектуре происходят значительные изменения. Единство стиля, соблюдавшееся до II половины XIX в., уступило место эклектике (смешению стилей). Распространенным приемом стала стилизация - возводя новые здания, архитекторы придавали их внешнему облику черты архитектурных стилей минувших эпох.

Сочетание классицизма и барокко стало основой архитектурной композиции Исаакиевского собора (1818-1858 гг.), строительству которого больше половины своей жизни посвятил выходец из Франции О. Г. Монферран .

В псевдовизантийском стиле работал К. А. Тон , которому принадлежит проект храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлевского дворца, железнодорожных вокзалов петербургского и московского соответственно в Москве и Петербурге.

Одним из первых мастеров, работавшем в стиле, образцом для которого стала древнерусская деревянная архитектура, был И. П. Ропет . Ропет руководил постройкой деревянного здания Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1878 г., им построен «Терем» в Абрамцеве под Москвой. По имени архитектора стиль этот, называемый вообще псевдорусским, именуется иногда ропетовским. Псевдорусский стиль нашел выражение в работах А. А. Парланда (Храм Спаса на крови в Петербурге), А. А. Семенова и О. В. Шервуда (Исторический музей в Москве). Для псевдорусского стиля характерно широкое использование декоративных элементов архитектуры XVII в. при сохранении современной планировки внутренних объемов.

4. Развитие музыкального искусства

Первая половина XIX в. ознаменована расцветом русской музыки, связанным, прежде всего, с именем Михаила Ивановича Глинки (1804-1857), вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. М. И. Глинка считается основателем русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки на много десятилетий вперед. Отличительной чертой творческого подхода композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки. «Создает музыку народ, а мы, композиторы, только ее аранжируем», - считал М. И. Глинка. Писал Глинка и романсы.

Развитие национальной темы в музыке продолжил младший современник Глинки Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869). Новаторство Даргомыжского выразилось в поиске новых выразительных средств в музыке. Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского музыкальное воспроизведение интонаций живой человеческой речи. Его опера «Русалка» , в основу которой был положен пушкинский сюжет, знаменовала рождение нового жанра - народно-бытовой психологической драмы. Даргомыжский обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал» , сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник» .

Существенный вклад в развитие в русской музыкальной культуры внесли современники Глинки А. А. Алябьев , А. Е. Варламов , А. Л. Гурилев , известные сегодня, в основном, как авторы романсов.

Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа, основателем которой в первой половине столетия стал М. И. Глинка. Его традиции развивали композиторы «Могучей кучки» , творческого союза выдающихся русских композиторов, сложившегося в 1862 году в Петербурге. В группу вошли: М. А. Балакирев (1837-1910), Ц. А. Кюи (1835-1918), М. П. Мусоргский (1839-1881), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский -Корсаков (1844-1908). Организатором этой группы был М. А. Балакирев. Название кружку Балакирева придумал критик В. В. Стасов. Композиторы «Могучей кучки» боролись за укрепление и развитие национального стиля в музыке. Важнейшей сферой деятельности для них было собирание и издание народных песен. Очень часто в своем творчестве композиторы обращались к сюжетам русской истории и фольклора: «Борис Годунов» , «Хова н щина» Мусоргского; «Князь Игорь» Бородина; «Снегурочка» , «Псковитя н ка» , «Золотой петушок» Римского-Корсакова.

Величайшим композитором в истории русской и мировой музыки был Петр Ильич Чайковский (1840-1893) - создатель высочайших образцов опер («Евгений Онегин» 1878 г., «Мазепа» 1883 г., «Пиковая дама» 1890 г., «И о ланта» 1891 г.), балетов («Лебединое озеро» 1876 г., «Спящая красавица» 1889 г., «Щелкунчик» 1892 г.), симфонических и камерных произведений.

5. Достижения отечественной науки

Существенные достижения ознаменовали исследования как в фундаментальных областях науки, так и в прикладных, развитие которых было обусловлено производственными потребностями. Ведущими научными центрами были Академия наук и Московский университет. Наряду с ними большую роль в науке играли недавно образованные университеты - прежде всего Петербургский, Казанский и Дерптский. Помимо Академии наук и университетов значительную роль в развитии русской науки играли различные научные общества: одно из старейших в мире Русское географическое общество, основанное в 1845; Императорское общество истории и древностей российских, Археологическое общество, Математическое общество и др.

С Казанским университетом связана деятельность знаменитого, ученого Н. И. Лобачевского. Великий математик Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) является создателем «неэвклидовой геометрии» - нового учения в науке, весьма радикально изменившего представления о природе пространства, в основе которого более 2 тыс. лет лежала считавшаяся незыблемой теория древнегреческого ученого Евклида. Геометрия Лобачевского отличается от обычной Евклидовой прежде всего тем, что согласно одной из базовых аксиом Лобачевского в плоскости через точку не лежащую на прямой можно провести более чем одну прямую, параллельную данной . Отличаются многие теоремы, например, сумма углов в треугольнике меньше 180 0 и т. д. Несмотря на внешнюю парадоксальность, Н. И. Лобачевскому удалось доказать логическую обоснованность его построений.

Химику профессору Н. Н. Зинину впервые удалось получить анилин - органическое вещество, применяемое в производстве красителей и фармацевтической промышленности.

Русский физик, академик Петербургской АН В. В. Петров с помощью созданной им крупнейшей для того времени гальванической батареи открыл электрическую дугу и показал возможность ее использования для освещения и плавки металлов. Академиком Б. С. Якоби были изобретены электродвигатель , гальванопластика и несколько типов телеграфных аппаратов .

Академик В. Я. Струве был основателем и первым директором всемирно известной и лучшей на тот момент в мире Пулковской обсерватории , сыгравшей огромную роль в развитии астрономических исследований.

С Дерптским университетом была связана деятельность основоположника военно-полевой хирургии Н. И. Пирогова . Он впервые произвел операцию под наркозом в полевых условиях. На его счету, помимо научных открытий тысячи спасенных солдатских жизней.

В 1803-1806 гг. мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» осуществили первое среди русских путешественников кругосветное плавание , во время которого было открыто множество новых островов в Тихом и Ледовитом океанах. В 1819-1821 гг. проведена экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева к Южному полюсу. Во время этого плавания в 1820 г. была открыта Антарктида .

Особые успехи были достигнуты в изучении истории. В начале XIX в. вышла 12-томная «История государства Российского» Николая Михайлов и ча Карамзина (1766 - 1826). «История» Карамзина написана на основании изучения обширнейшего комплекса источников. Будучи назначен на официальную должность историографа, Н. М. Карамзин получил доступ к государственным архивам. Труд его был поистине титаническим. Однако, помимо научной ценности, «История государства Российского» имеет огромную непреходящую художественную ценность, в ней в полной мере проявился талант Карамзина-литератора. Мировоззрение писателя-сентименталиста способствовало тому, что на страницах «Истории» впервые уделяется внимание роли народа в историческом процессе.

Произведение Н. М. Карамзина дало толчок дальнейшему развитию исторической науки. Первая половина XIX века дала русской культуре целый ряд имен известных историков: М. П. Погодин , М. Т. Каченовский , Н. А. Полевой . В 40-е годы начинается деятельность великого историка Сергея Михайловича Соловьева . Большой вклад в изучение истории европейского средневековья был сделан профессором Московского университета Т. Н. Грановским , сочетавшим качества глубокого ученого и блестящего оратора, лекции которого оканчивались неизменной овацией, которую устраивала публика, собравшаяся со всей Москвы.

Чертой своеобразия русской культуры II половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов. Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознания. Основоположником отечественной школы физиологии стал И. М. Сеченов . Его труды, посвященные изучению головного мозга и нервной системы, явились крупным вкладом в биологию. Работы по теоретическому и экспериментальному изучению физиологии высшей нервной деятельности были продолжены крупным отечественным ученым, лауреатом Нобелевской премии, академиком Петербургской АН Иваном Петровичем Павловым (1849-1936), установившим при помощи разработанного им метода условных рефлексов, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Нобелевским лауреатом был и Илья Ильич Мечников (1845-1916) - автор трудов по иммунологии, проблемам старения, патологии, сравнительной эмбриологии и другим вопросам, имеющим важное значение для развития биологии и медицины.

Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии. В Казанском университете была создана целая научная школа, основателем и идейным руководителем которой был знаменитый ученый, академик Александр Миха й лович Бутлеров (1828-1886), создатель теории химического строения веществ , согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах. Теория эта является одной из фундаментальных основ современной органической химии. Еще более значительным явился вклад в мировую науку Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907) - ученого, открывшего один из основных законов не только химии, но всего естествознания - периодический закон химических элементов .

Создание получившей мировую известность петербуржской математической школы связано с именем академика Пафнутия Львовича Чебышева (1821-1894). Труды Чебышева посвящены самым разным областям математики. Многие фундаментальные открытия ученого обусловлены прикладными исследованиями. В сфере его внимания находились вопросы теории механизмов, теория чисел, теория вероятностей и пр. Среди учеников П. Л. Чебышева наибольшую известность получила С. В. Ковалевская - первая женщина, избранная членом-корреспондентом Петербургской АН. Работы С. В. Ковалевской были удостоены премий Парижской и Шведской академий.

В физике конец XIX-начало ХХ вв. был отмечен целым рядом блестящих открытий, оказавших огромное влияние не только на развитие фундаментальных теоретических исследований, но и на технический прогресс европейской цивилизации на столетие вперед. Выдающийся физик А. Г. Столетов изучал вопросы электричества, магнетизма, физической природы света. Им был открыт первый закон фотоэффекта. Сделан существенный вклад в теорию газового разряда. Талантливый русский электротехник П. Н. Яблочков изобрел дуговую лампу, «свечу Яблочкова», чем положил начало практическому применению электричества для освещения. Однако наибольшего успеха в этом направлении добился А. Н. Лодыгин - изобретатель лампы накаливания, до сегодняшнего дня остающейся наиболее распространенным осветительным прибором. В один ряд с ним может быть поставлен основоположник радиосвязи, профессор Петербургского электротехнического института А. С. Попов . А. Ф. Можайский изобрел первый в мире самолет. Спроектированная им конструкция была построена в натуральную величину, но так и не поднялась в небо из-за отсутствия в то время достаточно мощного и в то же время легкого двигателя. Теоретические основы авиастроения, позволившие воплотить замысел Можайского в жизнь, были заложены исследовательской работой Н. Е. Жуковского , талантливого инженера и изобретателя, члена-корреспондента Петербургской АН, основоположника современной аэродинамики.

Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. На карте уже почти не осталось «белых пятен». Тем не менее не вся земная поверхность была изучена равномерно. Много тайн хранили малодоступные районы Средней и Центральной Азии. Весомый вклад в развитие географии и этнографии был сделан академиком П. П. Семеновым -Тянь -Шанским . Он исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию и главой Русского географического общества. Изучению просторов Центральной Азии посвятил жизнь Н. М. Пржевальский . Им были открыты ряд горных хребтов и озер, неизвестные породы животных: дикий верблюд и дикая лошадь (названная в честь него лошадью Пржевальского). Много лет прожил среди папуасов Новой Гвинеи русский этнограф Н. Н. Миклухо -Маклай . Собранные им материалы являют собой бесценный источник знаний о быте, верованиях и обычаях жителей Океании.

Во II половине XIX века была написана остающаяся до сегодняшнего дня самой, пожалуй, полной и подробной «История России с древнейших времен» в 29-ти томах. Автором ее был выдающийся русский историк, представитель государственной школы в русской исторической науке, ректор Московского университета, академик Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879). Крупным историком, талантливым ученым и блестящим лектором был академик Василий Осипович Ключевский (1841-1911). Ему принадлежит ряд работ, не утративших научной актуальности до сегодняшнего дня.

Событием в культурной жизни России явился выход «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля . Словарь был плодом долгой, кропотливой работы. Даль собирал слова по всей России на протяжении многих лет. В словаре содержится около 200 тыс. слов. Наряду с лексикой литературного языка XIX в. в нем представлены областные слова, специальная терминология, кроме того около 30 тыс. пословиц и поговорок. Изучением русской словесности занимался собиратель русских народных сказок А. Н. Афанасьев . Большую известность получили работы русского филолога и искусствоведа, знатока древнерусской литературы и фольклора академика Ф. И. Буслаева .

6. Заключение

Несмотря на то, что в истории практически нет эпох, которые не оказали бы сильнейшего влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать самым ярким ее этапом. Это период роста национального самосознания, сформировавшегося в процессе борьбы против французского нашествия. Но одновременно с этим складывается и развивается резко критический взгляд на социальное устройство российской действительности. Результатом становится декабристское восстание, продемонстрировавшее появление нового менталитета русской интеллигенции и в определенной мере ознаменовавшее выделение этого слоя общества.

Особого расцвета достигает в XIX веке русское искусство, во всех своих видах и формах явившее миру великие имена гениев мирового масштаба. В искусстве всего за одно столетие осуществился процесс развития самых различных стилей и направлений от классицизма до реализма.

Таким образом, русская культура второй половины XIX столетия вправе гордиться великими именами. Классического совершенства достигли литература, живопись и музыка. Произведения гениев русского искусства позволили раскрыть необъятный мир человеческой личности. Метод реализма был первой попыткой в познании этого мира. В русской культуре XIX века сформировались все предпосылки современной культуры России.

7. Список использованной литературы

1) Головашин В.А. Очерки истории русской культуры. Культурология. 3-е изд., перераб. и доп. Тамбов: ТГТУ, 2004. 240 с.

2) Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней. Ижевск: "Удмуртский университет", 2001. 196 с.

Подобные документы

    Художественная культура Западной Европы в XIX веке. Романтизм в литературе как сложное многогранное явление, охватывающее внешне непохожие произведения искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства, живописи, музыки и архитектуры XIX века.

    реферат , добавлен 12.10.2009

    Факторы развития культуры в России XIX века. Отмена крепостного права как условие для нравственного развития народа и страны. Метод критического реализма в литературе и искусстве второй половины XIX века. Достижения русской реалистической школы искусства.

    презентация , добавлен 27.05.2014

    Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века, особенности данного периода. Состояние просвещения, художественной литературы, музыкального искусства, изобразительного искусства и архитектуры. Вклад русской культуры в мировую.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2014

    Культура во второй половине и средине ХVII века. Просвещение и наука. М. В. Ломоносов и русская наука. Русская литература и искусство. Культура правящих классов. Классицизм. Реалистические тенденции русской культуры.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2002

    Рассмотрение развития западноевропейской литературы и искусства XIX века. Ознакомление с основными направлениями художественного творчества. Изучение основ классицизма, романтизма, реализма. Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX века.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2014

    Русский классицизм в XIX веке. Развитие русской культуры первой половины XIX века. Петербургский классицизм в XIX веке. Новый этап в градостроении Петербурга. Средства выразительности классицизма, канонический язык. Основные причины кризиса классицизма.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2010

    Изучение причин раскола русской культуры ХХ века на внутрироссийскую и эмигрантскую. Характеристика представителей и художественных концепций авангарда, реализма и андеграунда как основных направлений развития изобразительного искусства и литературы.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2010

    Эпоха блистательного развития русской культуры, сыгравшей ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества. Развитие общественной мысли России первой половины XIX века. Развитие реалистического направления в русской литературе.

    презентация , добавлен 10.12.2012

    Общее состояние русского искусства в первой половине XIX века, его главные тенденции и отражение политических и общественных событий. Путь от классицизма через романтизм к критическому реализму, популярность пластического искусства. Развитие архитектуры.

    реферат , добавлен 28.07.2009

    "Золотой век" русской культуры 19 века. Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Тесное общение и взаимодействие русской культуры с другими культурами. Художественная литература, музыкальная культура, развитие науки в XIX веке.

Такое решение принял Пресненский районный суд Москвы, в котором рассматривалось дело. Бизнесмен был освобождён в зале суда.

Напомним, совладелец пермской компании «Уральский завод противогололёдных материалов» Рустам Гильфанов 8 декабря 2014 года в Москве. Бизнесмен проходил фигурантом одного из самых громких дел по мошенничеству в размере 2,5 млрд рублей и отмыванию денег в Пермском крае. Гильфанова задержали в московском аэропорту, а через пару дней на предприятии произвели выемку документов.

По версии следствия, деньги были получены бизнесменом за поставку антигололёдных материалов для нужд московского Правительства.

Впоследствии официальные представители компании «Уральский завод противогололёдных материалов» и адвокаты заявляли, что считают обвинение, предъявленное СКР Гильфанову, «полностью необоснованным» и будут «использовать все предусмотренные законом средства правовой защиты».

Компания Гильфанова обеспечивала до 40 % поставок реагентов для нужд столицы.

Ева Меркачёва , заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы:

Случилось чудо (пока справедливость у нас это скорее чудо, чем норма). Суд отпустил на волю с формулировкой «вина не доказана» бизнесмена, учёного (автора запатентованных противогололёдных реагентов) Рустама Гильфанова. Два года он провёл в СИЗО, где я его много раз видела во время проверок. Очень светлый, добрый, позитивный...

Сам Гильфанов никак не мог понять  -  за что его посадили? В чём вина? Мне всё время рассказывал про то, что «потерпевшая» сторона  -  Правительство Москвы  -  потерпевшей себя не считает и продолжает закупать его реагенты. «А недавно меня везли в автозаке в СК, а возле их здания на Техническом переулке всё усыпано моим антигололёдным покрытием! Я у них спросил  -  что же вы пользуетесь моими разработками, если считаете меня преступником?». Полонский, кстати, заявил своему судье недавно (у него и Гильфанова один и тот же судья): «Когда будете судить Гильфанова, помните, что судите человека невиновного». И я не помню другого такого случая, чтобы заключённый просил за совершенно чужого ему арестованного человека на своём собственном суде.

  • Согласно налоговой базе ЕГРЮЛ, компания «Уральский завод противогололёдных материалов» основана в 2006 году. В качестве учредителей значатся Андрей Бабиков (66,7 %), а также Рустам Гильфанов (33,3 %). Последний вошёл в бизнес 27 декабря 2013 года.
  • «Уральский завод противогололёдных материалов»  -  крупнейший поставщик этих материалов в России.
  • Компания значится в списке официальных партнёров Олимпиады в Сочи.
  • Ранее, в 2012 году, СМИ

Гильфанов Рустам Халэфович - экономист, российский предприниматель, основатель завода противогололедных материалов на Урале. Его научные интересы связаны с разработкой антигололедных реагентов, отвечающих потребностям современного общества.

Родился в 1976 году, в Перми. Получил высшее образование в ПГУ (Пермском Государственном Университете). Обучение проходил на экономическом факультете по специальности «Менеджмент и управление производством».

Пермский край может обеспечивать Россию всем, что нужно для производства современных безопасных противогололедных материалов

Гильфанов Рустам Халэфович

Еще в юности он проявлял интерес к предпринимательству - организовывал поставки специального нефтяного оборудования в разные регионы России. Но этого было недостаточно, Гильфанов хотел приносить пользу родному краю и создавать что-то нужное и свое.

Создание Уральского завода противогололедных материалов

Он решил заняться инновационной разработкой противогололедных материалов (ПГМ). В начале века с этим были большие проблемы - дороги обрабатывались солью и песком, что не могло не отражаться на качестве дорожного движения зимой и на экологии. Люди жаловались на пыль по весне, почвы сильно засаливались. Число аварий и травм из-за гололеда росло. Нужно было искать выход.

За это и взялся Гильфанов, увидев в этом перспективную нишу. В 2007 г. он, объединившись с профильными научно-исследовательскими институтами, начал работать над созданием экологичного и действенного реагента. Первым достижением стал патент на ПГМ из смеси солей, усиливающих эффект друг друга и снижающих отрицательное влияние хлорида натрия. Новая разработка была не хуже зарубежных средств, а все ресурсы для ее создания можно было добыть в родном Пермском крае.

Так был создан Уральский завод противогололедных материалов. Уже более десяти лет УЗПМ является местом производства, где постоянно ведутся научно-исследовательские работы. За это время Рустам Халэфович зарегистрировал еще четыре патента, все его разработки высоко ценятся экспертами и пользуются спросом на рынке.

В те времена зимняя уборка дорог проводилась только с помощью технической соли и песко-соляной смеси (ПСС), которые не плавят лед при температуре ниже -8 С, ухудшают качество почвы, провоцируют появление удушающих пылевых поземок. Показатели аварийности и травматизма росли, уборочной техники не хватало... На тот момент единственной возможностью повысить качество уборки было обращение к иностранным поставщикам (в какой-то момент доля импорта реагентов для нужд российских дорожников составила 30% от рынка ПГМ). Нужно было что-то делать!

Несколько лет заняла работа по поиску наиболее сбалансированного состава минералов, который был бы максимально эффективен в плавлении ледяной корки и оказывал бы минимальный эффект на городские конструкции, детали автомобилей, асфальт, материал обуви горожан и так далее. Так появился "Бионорд".

В ходе исследований стало ясно, что все необходимое для выпуска качественных средств от гололедицы есть здесь же, на пермской земле. В 2007 году в городе Краснокамске было основано то самое важное для страны предприятие, силу и энергию в развитие которого вложил Гильфанов - УЗПМ.

Гильфанов Рустам: «Противогололедные реагенты могут и должны быть безопасными»

Секрет эффективности "Бионорда" - в процессах синергии солей, биоразложения и ингибирования коррозии. То есть, вещества в его составе взаимно усиливают позитивные качества (например, скорость плавления льда) и минимизируют коррозионную активность хлорида натрия. Кроме того, рецептуры рассчитаны так, что в случае попадания в почву они максимально разлагаются и балансируют ее состав, в отличие от технической соли.

Специалисты исследовательского подразделения завода разрабатывают индивидуальные составы для дорог, тротуаров, мостов, подъемов, учитывая при этом особенности климата в конкретном регионе применения.

Там, где применяется Бионорд в соответствии с технологией, снижаются показатели аварийности и травматизма пешеходов, улучшается состав почв.

Гильфанов: «Бионорд - это не просто противогололедный материал. Это комплекс мер для эффективного содержания городов зимой»

Научные исследования Рустама Халэфовича Гильфанова продолжаются. Идет работа над более глубоким изучением свойств формиатов - органических солей, которые на сегодняшний день считаются в мире наиболее экологичными, так как способны разлагаться в течение нескольких дней на углекислый газ и воду. Совместно с дорожными институтами ведутся работы по снижению потерь противогололедных материалов при распределении и при нахождении на полотне. Подбираются составы для мостовых сооружений, к которым предъявляются крайне жесткие требования по коррозии. Ведутся разработки концептуально новых подходов к уборке городов.

Подходы и идеи, заложенные Рустамом Гильфановым, очень заинтересовали зарубежных ученых и дорожных подрядчиков из стран Евросоюза, где из-за широкого применения хлорида натрия в последние десятилетия обостряются проблемы ухудшения экологии. На прошедших международных форумах в Швеции и в Польше, а также на выставке в Санкт-Петербурге к “Бионорду” был повышенный интерес. В том числе и властей Петербурга, которые сейчас находятся в поиске эффективных решений для зимних улиц Северной столицы.

Последние материалы сайта