Вступление:
Тема урока: Заселение нашего края в древнейшие времена. 5 класс
Развивающая: знакомство с историческим прошлым НАО
Обучающая: ознакомить учащихся с картой НАО, работа со схематическим материалом
Воспитывающая: воспитание интереса и любви к прошлому родного края.
Методы и приёмы работы на уроке:
словесный – рассказ учителя, заслушивание сообщений учащихся
наглядный – работа с картой, схемами
исследовательский – работа с дополнительной литературой, написание рефератов
проблемный – постановка проблемных вопросов
поисковый – изучение дополнительной литературы для поиска новых знаний.
Оборудование:
карта НАО,
раздаточный материал «Карта округа в древности»,
схема Ортинского городища.
«У моря окраина милой России
Последним лежит
На песке километром»
А.И. Пичков
Организационные моменты
I Вступительное слово учителя. Объяснение нового материала.
Малая родина. Так мы называем свою землю, где родились и живём, где трудятся наши родители.
Наш край – это родной дом и его окрестности, село, город, округ. Наш край – это часть Отечества.
И сегоднящий урок – первый шаг в изучении вами истории земли, на которой мы живём. В старших классах вы будете изучать курс «Историческое краеведение», цель которого изучить прошлое, настоящее и будущее нашего края. А сегодня мы поговорим о заселении нашего края в древнейшие времена.
II Работа в тетрадях – запись плана.
Заселение края первобытными людьми.
Характеристика народа чудь.
Ортинское городище.
Почему исчез народ чудь?
Верования ненцев.
Заселение края первобытным человеком произошло в древнем каменном веке (палеолит, 8 тысячелетие до н.э.). Первобытные люди охотились на северного оленя и морского зверя. Они пришли на север с реки Волги или с Белого моря. Селились по берегам рек (почему?).
В бронзовом веке (2 тысячелетие до н.э.) вышли на побережье Баренцева моря. Заселение же произошло с 5 по 10 века нашей эры.
Это был финно-угорский народ
С древнерусского языка – чудь или печера;
С ненецкого языка – сихиртя («люди, ушедшие в землю»)
Чудь = печера = сихиртя
Характеристика народа.
Название: чудь, печера, сихиртя
Занятие: охота на северного оленя и морского зверя
Центры поселения: Ортинское городище, река Гнилка
Речь: древнесаамский язык
Внешность: низкорослы, светловолосы, голубоглазы
жилища – дерево-земляные сооружения;
каркасные лодки, обтянутые кожей;
собачьи упряжки; одежда из шкур белого медведя и морских зверей;
Орудия труда
костяные орудия труда – гарпуны, стрелы, копья, ножи;
санные полозья; железные изделия; глиняная посуда.
Ненецкий фольклор много рассказывает о низкорослых людях, прячущихся в сопках и по ночам занимающихся рыбной ловлей.
Есть очень много рассказов о встречах с сихиртя, обычно эти встречи мимолётны и связаны с каким-нибудь заинтересовавшим ненца предметом (нож, кисет), который оказывается принадлежит сихиртя.
III Заслушать сообщения ребят
народ сихиртя
песня (ярабц) о девочке-сироте
сказки - «выдако»
религиозные верования «Легенда о Нуме и На – добре и зле
ненецкие шаманы – тадебя «Песня шамана»
Ненцы, вероятно, заимствовали от сихиртя глухую (без разреза) мужскую одежду, навыки морской охоты.
Многие слова, обозначающие море, являются в ненецком языке описательными:
Море – «пахнущая вода»,
Медведь белый – сэр варк
Ортинское городище.
Племена сихиртя – печера упоминается в «Повести временных лет» среди других северных племён.
IV Работа со схемами:
разложить на парты ребятам схему округа,
отметить городище Ортино.
Одним из центров поселений было Ортино. Расположено на 90 км севернее Нарьян – Мара, 30 км от п.Красное, площадь – 2200 квадратных метра. Городище относится к бронзовому веку (II – I тысяча лет до нашей эры), наряду с бассейнами рек Куя, Чёрная, на острове Вайгач.
V Работа у доски
на доске - схема Ортинского городища - самая высокая часть
на партах – раздаточный материал
Ортинское городище располагалось на мысу;
С трёх сторон окружала вода – реки, протоки, озёра
С трёх сторон защищено рвами и валами; со стороны входа – двойная система рвов, валов и ворота.
80 – 90-годы раскопки вела археологическая экспедиция О.В. Овсянникова
Установили, что стены представляли деревянные стоящие тыны (врытые в землю заострённые сверху брёвна)
Найдены кости животных, птиц; наконечники стрел, кости, чешуя рыб.
Торговали с коми и древнерусскими племенами.
У этого народа существовала своя религия, по которой мир делится на три части:
I – мир птицы или неба
II – мир пантеры или леса
III – мир змеи или подземный мир
Отношения со славянами были мирными.
Соседство привело к смешиванию угоро-финнов и славян (самодийские племена).
10 -12 век чудь исчезла
Причина – истребление самодийскими племенами (предками современных ненцев)
Ненецкое предание об исчезновении сихиртя – «людей, ушедших под землю».
Народ, увидев пришельцев, запрятался в своих жилищах и подрубил опорные столбы, похоронив себя под развалинами. На местах жилищ остались ямы или холмики.
Песни и предания ненцев необыкновенно интересны. Давайте и мы войдём в чум, сядем тихонько на мягкие шкуры и послушаем песню (ярабц) о девочке-сиротке.
Сказки – «вадако» с ненецкого (стр 60-61).
Ребята, что такое религия?
(ответы детей)
У ненцев тоже есть религиозные верования
Землю представляли себе в виде нескольких миров, расположенных один над другим. Выше земли (где обитают люди) – семь небес.
Небо как перевёрнутая чаша.
Звёзды (нумги) – озёра на той земле, которая служит нам небосводом.
Земля – плоская, чуть взгорбленная посередине (горы), с них текут реки. Земля окружена морем.
Под землёй ещё семь земель
На первой живут сихиртя – маленькие люди.
Их небо – наша земля (считалось, что вместо оленей они используют мамонтов)
яхорог – земляной олень
Солнце и луна – одни для всех миров
Сихиртя они светят сквозь нашу землю.
Солнце (хаер) – красавица женщина
Пурга (хад) – старуха с длинными волосами
С возникновением веры в духов и душу у ненцев появились представления о добром и злом началах в природе
Доброе – дух неба Нум
Злое – На
/легенда, стр. 64, «Ненцы»/
Большое значение имели домашние покровители
Хэ – хэ /рисунок, стр.35/
Тадебя – ненецкие шаманы
/песня шамана, бубен, стр.72-74/
VI Закрепление изученного материала:
Игра «В воображаемом музее»
Задание учащимся: Расположите материалы, изученные на уроке, на воображаемых стендах музея.
Конкурс «Вопрос – ответ»
Одна команда задаёт вопрос по теме урока, вторая отвечает и наоборот.
Список использованной литературы
«Малая родина», под редакцией Н.А. Востриковой, Т.Ю. Журавлёвой
История ненецкого края, под редакцией Ю.В. Канева
История и культура Печорского края. Сборник управления культуры НАО
«Ненцы» Л.В. Хомич
Энциклопедический словарь «НАО»
НАО (справочный материал)
«Край мой ненецкий». Составители: Вострикова, Журавлёва, Подшивалова.
Урок 9 класс
Тема:
Сталинская модернизация России (1928 – 38 годы).
Социально-экономическая политика Советской власти НАО в 1929 -30 годы (коллективизация, индустриализация)
Раскрыть сложность и противоречивость политики индустриализации и коллективизации в России;
Конкретизировать историю России в материале нашего округа,
Привить учащимся любовь к своему краю, чувство патриотизма и национальной гордости.
План урока
Цели и задачи урока
Рассказ учителя о свёртывании НЭПа и взятии курса на индустриализацию страны
Вспомнить термин «индустриализация»
Определить цель индустриализации в России
Точка зрения Сталина и Бухарина
Ход урока
Изучение нового материала
1) Вводное слово учителя
1927 год
Сократилась продажа крестьянами зерна и других продуктов государству.
Низкие закупочные цены
Нехватка промышленных товаров для обмена на сельскохозяйственные товары
Неурожай
Сложная международная обстановка
Давно забытое зрелище: с прилавков исчезли мясо, сыр, молоко, перебои с хлебом.
Чрезвычайные меры:
30 тысяч членов партии были отправлены в деревню для выколачивания хлеба.
Сам Сталин отправился в Сибирь.
Привлечение к уголовной ответственности не сдающих хлеб.
Привлечение бедноты
25% конфискованного хлеба крестьяне негодуют
Что делать?
Сталин Бухарин
Индустриализация и Считал основой аграрного сектора -
коллективизация индивидуальное крестьянское хозяйство
2) Работа в группах.
Индустриализация | Коллективизация |
Стр. 187 - 189 | Стр. 190 - 191 |
Учебная задача – почему удалось провести индустриализацию, коллективизацию? |
|
Главный источник средств – ограбление деревни | Сопротивление, но удалось провести. С точки зрения тактики – гениальная операция |
Ограничено внутреннее потребление | Раскулачивание (могли бы противостоять) |
Энтузиазм, вера, страх, труд заключённых | Бедняки в лидеры |
Использование западных технологий | Остальная часть загнана в колхозы |
1933 год – искусственный голод |
Большое влияние на развитие промышленности в округе оказала индустриализация СССР.
Курс на индустриализацию провозглашён на XIV съезде ВКП (б) в 1925 году.
Главная задача: превратить СССР из страны, ввозящей оборудование и машины, в страну, производящую их и обеспечивающую свою экономическую независимость и оборонную мощь. В кратчайшие сроки, рассчитывая на собственные силы. Страна изыскивала внутренние источники, где важным источником были леса Севера. Это осознал Ленин ещё в 1920 году. При обсуждении плана ГОЭЛРО он сказал следующее: «…для получения техники Запада мы должны платить. Чем платить? И здесь нет объекта более удобного для нас экономически, чем леса на дальнем Севере, которые мы имеем в невероятном количестве.»
История страны зеркально отражалась в истории округа.
Составим краткий конспект хода индустриализации и коллективизации.
Основным промышленным предприятием является лесопильный завод
Темпы роста пиломатериалов | ||
30,7 тысяч кубометров | 51,9 тысяч кубометров |
С начала 30 –х годов - активное освоение природных богатств округа
Месторождения угля | |
Месторождения свинца, цинка | о. Вайгач |
Месторождения флюорита |
Работа по строительству шахт и освоению месторождений проводится силами заключённых.
Создаются и растут новые посёлки: Нарьян-Мар, Шойна, Амдерма, Воркута, Индига.
В Шойне – консервный завод (2,5 миллиона банок в год). Здесь было две школы, клуб, столовая, больница. В 1935 году открыт кирпичный завод (5 тясяч штук в день).
Быстро развивался п. Амдерма (790 жителей).
1932 год – построен Екушанский кирпичный завод (1,5 млн штук в год).
Совершенствуется транспортная схема нашего края.
1931 год – создан Печорский морской торговый порт.
1935 год – создание авиазвена Ненецкого окрисполкома, построен аэродром. Виталий Сущинский, Самуил Клибанов прокладывали воздушные трассы по маршруту Архангельск –Нарьян-Мар – Архангельск.
1939 год – радиозвязь в 19 населённых пунктах с центром.
Задача «сплошной коллективизации» на территории округа проводилась в общие для страны сроки (1929 – 1933 годы).
Основной формой коллективных объединений на севере являлись простейшие объединения и товарищества (ППО, ППТ). Основа – использование угодий с объединением средств производства. Первоначально кооперирование происходит в оленеводстве. Создаются товарищества по совместному выпасу оленей (ТСВО).
1928 год – организован оленеводческий колхоз «Ядей-ты». (сейчас входит в состав совхоза «Индигский»). Инициатор – Аркадий Дмитриевич Евсюгин. Поголовье увеличилось до 972 голов.
На 4-ом собрании ненцев Тиманской тундры (1929 год0 Евсюгин убеждал объединяться (правительство думает не только о русских, но и о ненцах). На что оленевод-ненец Захар Михайлович Апицин ответил: «Товарищи ненцы, я думаю, это будет очень хорошо и выгодно, лучше жить тогда будет. Давайте организуемся! Я первый пойду».
20 мая 1929 года по инициативе ненца И.П. Выучейского создан первый ненецкий оленеводческий колхоз (ПНОК).
В 1930 году возникло уже 6 оленеводческих колхозов (среди них и наш «Харп), (сообщения учащихся).
Трудности коллективизации
Ожесточённая классовая борьба
Попытка сорвать – газеты, книга М.А. Сергеева
Агитация против вступления в колхозы
Кулаки, шаманы, торговцы утверждали, что «в коллективе всё будет общее и даже жёны, а если вздумаешь выйти из коллектива, то выйдешь голым». Подкулачник Хатанзейский пугал соседа: «Раньше ты, Иван, в батраках жил. Теперь в колхоз вступил и тоже батраком стал»
Террористические акты против активистов. Об одном из эпизодов такого акта рассказала газета «Нарьяна-Вындер» - кулак деревни Кореговка Терентьев бросил чайником в председателя Ванюту.
Саботаж – вытаптывали колхозные пастбища, уклонение от уплаты налогов, угоняли колхозные стада на худшие ягельники (колхоз «Адей-ты» - шаман Валейский)
В связи с этим – решительные меры по ослаблению кулачества
1933-34 годы – осуждено 24, 87 кулаков; 121,81 середняков.
Как и по всей стране – перегибы, нарушение темпов коллективизации.
Вместо кропотливой работы – принуждение вступать в колхозы, введение военной дисциплины, не учитывались особенности тундры, низкий хозяйственный уровень.
В дальнейшем процесс коллективизации осуществлялся с более полным учётом особенностей края.
Октябрь 1936 года – IV окружной съезд Советов. Колхозы охватили 9/10 оседлого населения и больше половины тундровых хозяйств.
1940 год коллективизация хозяйств оленеводов кочевников была завершена. (таблица №6)
позитивный – развивалось всё народное хозяйство, торговля, культура, повысился социальный уровень жизни народа
негативный – негативные методы проведения подрывали авторитет Советской власти, нет свободы выбора ведения хозяйства.
В очередной моей статье я привел данные о заметных датах этого года, связанных со школами, церковными приходами, населенными пунктами Красноуфимского уезда.
Волково - название деревни, что в Артинском районе. Имела второе название - Вахруши. Новоселы были из села Торговищенского, сейчас это в Суксунском районе. Там же была деревня Волкова со вторым наименованием - Полька. Новожилы были переселены по правительственному указу с присылвенской стороны. Договор на аренду с азигуловскими вотчинниками был заключен около 1793 года, а обосновались около 220 лет назад: учти, читатель, основали новую родину на голом месте! Предки волковцев были в Горнозаводском ведомстве Сыринской волости, были в подчинении Суксунского завода Г.А. Демидова, а на новом месте стали государственными крестьянами, которые платили подать и исполняли рекрутчину, а за аренду платили 30 копеек деньгами "с сохи". А также ежегодно устраивали угощенье (шарагат), скот тоже был на их пастбищах: за лето по 60 копеек с головы и плюсом - гостинцы. При подворной переписи 1888-91 годов записано: "Волково (Вахруши) - Сажинской волости, Волковского общества, от волости 15 верст, Красноуфимска - 45, от школы, врача, церкви, Артинского базара - 9; 2 кузни, Сажинский хлебный магазин, ближайшая деревня Петухово - в 3-х верстах, вода из 14 колодцев, русские государственные Артинского прихода. Тогда в деревне было 15 дворов с населением 105 душ при 55 мужчинах и 50 женщинах, земли на 1 ревизскую душу - 18,7 десятины, лошадей - 50, коров - 38, на 1 двор живности - 6,8".
При первой советской переписи 1926 года: дворов - 38, мужчин - 100, женщин - 220. В советский период деревня была в составе Симинчинского сельского Совета Манчажского района, а после Артинского района. Земское Волково-Петуховское начальное училище было открыто в 1900 году. В 1761 году были заключены договоры с кызылбаевскими башкирами-вотчинниками, на основании которых в последующие годы возникли Багышково, Тавра Большая и Малая, а Сарсы Первые - по договору с сызгинскими вотчинниками.
В Багышково в 60-х годах XIX века было хозяйств - 94 при 277 мужчинах и 278 женщинах; в 1888-91-м: 132 двора с населением 739 (355 - 384), лошадей - 395, коров - 275. Тогда селение относилось к Большеокинской волости, записаны как тептяри-припущенники. Были выходцами из Бирского уезда, т.е. относятся к южному направлению миграции волжских марийцев. По случаю недоверия к кунгурским марийцам были подселены в Андрейково, где было восемь их дворов, хотя подчинение осталось Больше-Окинским. При переписи 1926 года центр сельсовета в составе Артинского района с населенными пунктами - Большая и Малая Тавра, Верхнее и Нижнее Рыбино, Егорова заимка, мельница, сельхозкомму на, а в самом Багышково 160 дворов с населением 783 марийцев (362-421) и 15 русских. Земское начальное училище было открыто 120 лет назад - в 1896 году.
Тавра Большая представлена данными 60-х годов XIX века: 140 дворов, 436 мужчин, 456 женщин. В 1888-91-м годах: дворов - 225, мужчин - 573, женщин - 568, лошадей - 529, коров - 377, на 1 двор - 4,6, земли на 1 работника- 21,3 десятины. Выходы из Бирского уезда, Тогда была в составе Ювинской волости, а после 1917 года - в Манчажском, Артинском, Сажинском, Красноуфимском районах. До 1917-го в ходе насильственной христианизации в массовых марийских молебенных местах были открыты миссионерские школы (такой опыт был в Османской империи по подготовке янычар) здесь, в Больших Карзях, Юве, а также Боголюбовский женский монастырь на месте обычного источника, который для доверчивого и наивного народа был объявлен "святым".
Самой южной волостью обширного Красноуфимского уезда была Большеокинская. При подворной переписи 1888-1891 гг. отмечено: «Большая Ока - волость и община, на реке Оке, от Красноуфимска - 70, от Златоустовской дороги - 12, врача - 40, ближайшая деревня - Средняя Ока (Златоустовского уезда) - 1 верста, 3 мечети, 1 министерское училище, 3 медресе, 2 винные лавки, 5 лавок, 3 ключа, 2 мельницы, хлебный магазин, базары по вторникам, вода из речки. Башкиры-вотченники, башкиры-мещеряки, башкиры-тептяри, башкиры-военные припущенники».
Село получило название от реки: «Ока», по мнению языковедов, восходит к финно-угорскому слову «Йок», то есть «река».
Есть и конкретная дата основания поселения - 22 декабря 1692 года. Новопоселенцы были из деревни Янакош Уфимского уезда, по происхождению они мещеряки (мишари), обашкирившиеся бывшими финно- уграми из Мещерского края. Здешние земли принадлежали кызылбаевским вотчинникам, часть из них позже переселилась в Большую Оку. С середины 18-го века здесь поселились татары и тептяри-марийцы православного вероисповедания, выходцы из Казанской губернии.
К 30-м годам 18-го века Большая Ока выросла в заметный населенный пункт. После строительства крепости в местности называемой «Кызыл Яр» (Красный Яр), была проложена первая сухопутная дорога - Красноуфимская. Крепость возникла внутри башкирских земель, это вызвало локальное восстание, которое охватило 1735-1740 гг.
При генеральном межевании (1802 г.) в Большой Оке проживало 660 человек обоего пола, в том числе башкир-вотчинников - 17, мишарей -516, тептярей - 127. Многочисленную группу волостного населения составляли тептяри-марийцы, так называли выходцев из башкирских земель: в основном, они были из Бирского уезда. «В двух километрах от Большой Оки возникло Багышково на основе договора от 6 феврале 1761 года вотчинников Кызылбаево, Оки и Азикеево с марийцами Багышем Митряем, Яшкой Митяевым и другими. Поблизости от Оки были основаны и другие марийские деревни: Иванайково, Андрейково и Байбул- да на основе договоров 1755, 1760, 1765 и 1767 гг. Недалеко от Оки по договорному плану от 6.02.1761 года возникли еще два крупных марийских селения: Большая Тавра и Малая Тавра. Жители внесли 7 рублей начального взноса и обязались платить ежегодно башкирам деревень Кызылбаево и Оки по 3 рубля денег (в год со двора)». («Большая Ока», Б.С. Давлетбаев, с. 19-20).
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу. (С. Есенин)
В постсоветский период происходит интересное явление - возрос интерес к истории "малой родины": проводятся дни деревень (даже давно исчезнувших), сел, поселков, составляются родословные, выходят сборники об отдельных поселениях, районах. С интересом прочитал из этой серии сборник "Бисерть (железо, лес, земля и люди", автор - Р.А. Печуркина, Екатеринбург, "Сократ", 2013 год. Признавая бесспорную ценность этого издания, не могу не поставить вопрос: истинна ли дата 1735 год, которую считают годом основания этого поселения. Известно, что Горнозаводская линия была сооружена по указанию начальника Уральских горных заводов В.Н. Татищева. С возникновением Екатеринбурга в 1723 году сухопутное сообщение с центральной Россией выпрямилось - путь пошел на Подволошную, Уткинскую слободу, на Гробово Поле, Бисерть, а оттуда на Кунгур и Егоршинский завод и на Казань. В указе от 19.02.1747 года "О содержании крепостей в заводском ведомстве" было сказано, что "из крепостей до сего построенных при пограничных (!) местах для охранения от бунтующих воров башкирцев за нужно признается содержать с положенным при них военным снарядом по Кунгурской дороге при Гробовом Поле, Киргишанскую, Кленовскую, Бисертскую и Ачидскую". (ГАСО, ф. 34. оп. 1, д. 84, л. 69.)
Касательно дат основания указываются: 1723 год - острожки Кленовской и Гробовский, 1734 - Киргишанский, 1735 - Бисертский, и после под Березовой Горой в 14 верстах от Киргишанской ставится Березовая Застава: "Прежде между станциями Кленовской и Киргишанской на расстоянии 32 верст не было перемены лошадей, переезд же через гору, особенно во время весенней и осенней распутицы, затруднен: это и заставило устроить промежуточную станцию". Первоначально упомянутые были острожками и крепостицами Горнозаводской линии: "Крепость - стратегический пункт с воинским гарнизоном, имеющим долговременную, укрепленную из камня, земли, оборону из стен и валов, хорошо вооруженным запасами, имеющим самостоятельное управление. Острог - воинское поселение, обнесенное деревянной оградой, стена устроена из кольев, заостренных кверху, проживали здесь воинские люди, занимающиеся охраной обозначенных рубежей, ремеслом, земледелием, содержанием дорог, охраной почтовых станций". Надо напомнить, что обустройство Большого Сибирского (Московского) тракта происходило в 1745-1783 годах, а в 1798-1811-м он был реконструирован: его расширили, окопали канавами с двух сторон, осадили березами, тонкие места покрыли щебнем, на речках возвели добротные места, этот тракт находился в хорошем состоянии, пока не был перегружен транспортом. Что касается Сибирского тракта, то он был пущен в 1781 году, а официально утвержден "государевой" дорогой в 1783-м, хотя этот еще не обустроенный маршрут использовался где-то с 1745-го, а безвинно можно было ездить с 1863-го.
А история Большого Сибирского тракта такова.
Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога, заменившая собой дорогу Чердынскую. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога. В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинс-кий договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12(22)ноября 1689 вышел указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении сорока лет это решение оставалось на бумаге. При Петре Iпуть из Европы в Азию по-прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей. Путешествие этим маршрутом описано протопопом Аввакумом в "Житии" и во второй части "Робинзона Крузо".
В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславовичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Бурипский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхты, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Три года спустя правительство принялось наконец за обустройство Сибирского тракта, закончено оно было только в середине XIXвека. Сибирский тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас, Козмодемьянск. Казань. Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень. Тобольск, Большие Уки (Рыбино), где создан музей-заповедник "Московско-Сибирский тракт". Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган - крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай. В середине XVIIIв. путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шел через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее, как ранее. В конце XIXвека Сибирский тракт уже не мог - удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали...
Но мила ты мне - родина кроткая,
А за что, разгадать не могу.
Сергей Есенин
Не первый год я занимаюсь историей поселений юго-запада области. В моем архиве есть сведения о них, которые, может быть, пригодятся любознательным читателям, тем более, по моим данным, у этих поселений, коих 12,- юбилейные даты.
Байбулда (245 лет) - деревня в Артинском районе. "Тептяри-черемисы поселились на земле башкир Мало-Кущинской волости в 1767 году. Копии с договора с квитанциями о платеже денег от них отобраны. Споры о земле с мещеряками д. Оки и припущенниками от оных крестьянами" - Д.С. Асфандияров; "В вотчинной земле башкир больше, и в Мало-Кущинской волости в 1 -й половине 18-го века возникли следующие деревни марийцев-тептярей, припущенных вотчинниками, - Малая Тавра, Большая Тавра, Байбулдино (1767 год), Иванайково (Памашал - 1755), Багишково (с 1761), Нижний Бардым, Курки, а также поселение татар под названием Бакейково" - Д. Исхаков. Впервые о численности узнаем из данных от 1864 года: дворов - 29, мужчин - 96, женщин - 90. Название деревни тюркского происхождения: "байбол" - деловой бай; в Кунгурском районе есть речка и село Байболовка. Жители этой же деревни и были корнями с Бирского уезда, откуда во 2-й половине XVIII века началось интенсивное переселение марийцев, которые поселялись на земле башкир - вотчинников из Большекызылбаево по письменным договорам. Земли на конкретных условиях, в основном, на определенное время - 10, 25, 40, даже 90 лет - давались на условиях аренды, эти записи назывались "дефер", отсюда - тептяри. Причиной переселения могли стать или башкирские "возмущения", или беспощадные карательные экспедиции русских регулярных частей, конницы и пехоты с применением артиллерии, немыслимыми казнями и зверствами, атак почему бы бросили насиженные места. Так возникли южные поселения двух районов, тем более в те же годы подселения тептярей были сделаны к существующим и ранее возникшим марийским деревням, потомки которых вышли с вятских и кунгурских земель, - Андрейково, Курки, Нижний Бардым, Малые Карзи...
При подворной переписи 1888-91 годов записано: "Байбулда - Большеокинской волости, Байбулдинского общества, от волости, школы и базара - 15 верст, врача - 30, Красноуфимска - 70; 1 винная лавка, 2 мельницы, ближайшая деревня Ильчигуловские хутора - 3, вода из речки". Черемисы - тептяри, бывшие помещичьи крестьяне. Тогда Байбулда относилась к самой южной Большеокинской волости Крас-ноуфимского уезда, туда же относились Андрейково - второе (8 дворов), Иванайково (Памашал), Кургат Татарский, Малая Тавра, Багышково и сама Большая Ока; было в этой деревне 43 двора с 251 жителем (120 мужчин и 131 женщина, земли на одного работника 45,6 десятины (1 д. = 1,009 га), 159 лошадей, 133 коровы, всего живности - 320, на один двор 7,5 головы. Что касается народного образования, то на 01.01.1913 года в Байбулдино-Иванайковской земской школе учащихся было 35, в том числе в 1-м отделении - 25, во 2-м - 7, в 3-м - 7, а своя школа появилась только в 1939 г. При первой советской переписи 1926 года в этой деревне было 47 дворов с населением 200 человек, из них 82 мужчины и 118 женщин. При организации коллективных хозяйств был организован колхоз "Марий". В последнее время здесь была устроена ГЭС для электроснабжения юго-восточных поселений, в том числе Могильниковской МТС, но непрочную плотину во время одного из больших наводнений "успешно" смыло. Так как Байбулда относилась к башкирской волости, к тому же близко были их поселения, то многие старые люди умели говорить по-татарски.
" И дым Отечества нам сладок и приятен ... "
А . С . Пушкин
И в этот год есть юбилейные даты деревень и сел юго-запада области, которые расположены в географическом Предуралье, а точнее, на просторах обширного Уфимского плато.
Бардым Верхний. Он основан "благодаря" карательной экспедиции капитана Карла Бранта летом 1775 года, когда шло повальное усмирение повстанцев, поддержавших Пугачева, в частности, отрядов Салавата Юлаева и Кенсафара Усоева, участвующих во взятии Красноуфимской крепости годом ранее. Марийское поселение Манчаж, известное с 1652 года, было дотла сожжено, а остатки жителей рассеялись и в 1784 году обосновались на речке Бардым. В сборнике "Артинский район" есть анекдотическое суждение об этом топониме, на самом деле "Бардым есть Бардымский хребет, две деревни, Бардым Верхний и Нижний, село Барда и Бардымский район в Пермском крае, там же река Бардым и село в Березовском районе и деревня Верхний Бартым в Октябрьском районе, а также ж.д. станция Бартым, деревня Бартым в Караидельском районе Башкирии". Есть две точки зрения на происхождение этого топонима: "Бартым" - личное тюркское имя, которое переводится: а) пришел; б) родился наследник; кроме того, "бэрдэ" с татарского - пескарь, с башкирского - хариус, действительно в реках с таким названием водятся эти пресноводные рыбы. Впервые данные об этом поселении датируются 60-ми годами 19-го столетия, когда здесь было 55 дворов, в которых проживало мужчин - 153, женщин -176. При подворной переписи 1888-91годов записано: "Верхний Бардым Манчажской волости, на речке Бартым, от волости и Манчажского базара 12 верст, Красноуфимска - 40, врача -16, 1 земская школа, хлебный магазин, ближайшая деревня Головино в 2,5 верстах, вода из речки и 16 колодцев". Тогда же зафиксировано: "домов - 79, мужчин 229, женщин 213, всего 442, земли на одного работника 34,2 десятины, лошадей 265, коров 589, на один двор живности 7,4". При первой советской переписи 1926-го картина такова: в 99 хозяйствах проживает 541 житель, мужчин 237, женщин 304. Каким-то чудом сохранилось здание земской школы, открытое в 1886 году. Редкие старожилы помнят, что в 1946-ом здесь был П.П. Бажов.
Бардым Нижний известен с 1789 года. Жители этих Бардымов поселились на условиях аренды на землях башкир азигуловских и биткинских. Где-то в середине XIXвека здесь было дворов 73, мужчин 217, женщин 249. Наряду с кунгурскими марийцами здесь жили тептяри, марийцы с Бирской стороны, которые были поселены по правительственному указу, поэтому в документах подворной переписи (1888-91 годов записано: "Нижний Бардым - часть Азигуловской волости, часть Манчажской, на речке Бардым, от Манчажа и Азигулово - 7 верст, Красноуфимска - 35, врача - 20, школы 4, ближайшая деревня Головиной - 1 верста, 1 мельница, 1 кузня, вода из речки". Тогда было "95 дворов с населением 527 жителей, мужчин - 244, женщин - 283, земли на 1 работника 29,6 десятин, лошадей 308, коров 275, на 1 двор - 6,2". При переписи 1926 года в составе Симинчинского сельского Совета: 112 дворов и 617 жителей, мужчин - 272, женщин - 345. В довоенное время в числе первых здесь была открыта национальная 7-летняя школа, котораястала преемницей земской с 1910 года.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
История России 6 класс История заселения территории родного края в древности Урок 6 Учитель истории МОУ СОШ №1 г.о. Звенигород Бортникова Т.И.
2 слайд
Описание слайда:
Цели: Образовательные: - познакомить учащихся с древнейшей историей родного края; - доказать, что в наших местах в период каменного, бронзового и железного веков жили люди; Развивающие: - развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию интереса к истории Отечества и родного края; - развивать умения и навыки анализировать различные источники информации, выявлять причинно-следственные связи; способствовать развитию у детей творческого воображения; Воспитательные: - воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине; - воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своего края.
3 слайд
Описание слайда:
Освоение человеком подмосковных земель Благоприятные условия заселения территории современной Московской области первыми людьми сложились после Великого оледенения - в эпоху позднего палеолита, около 15-10 тысяч лет назад. Последнее оледенение – Валдайское - не дошло до наших мест. Но после очередного потепления, потоки воды от тающих льдов и ледников, размывая на своем пути осадочные породы, сформировали широкую долину реки Москвы.
4 слайд
Описание слайда:
Освоение человеком подмосковных земель 10 тысяч лет назад наступило потепление и установился теплый и сухой климат. Возвышенности были покрыты густыми лесами, а между ними простирались болота, поросшие сосной, ольхой и березой. На них паслись гигантские, покрытые густой рыжевато-бурой шерстью мамонты, бизоны и благородные олени. Свыше 50 находок костей мамонтов и других древних животных найдено в Москве при раскопках в селе Троицком-Лыкове, Лихоборском карьере на севере Москвы и в Лужниках в южной части города.
5 слайд
Описание слайда:
Освоение человеком подмосковных земель Территория современной Московской области, расположенная в центральной части Восточно-Европейской равнины в бассейнах рек Волги, Оки, Клязьмы и Москвы-реки. Первобытное общество здесь жило охотой, собирательством и рыболовством. Стоянка первобытного человека В Московском крае на сегодняшний день открыто шесть стоянок эпохи позднего палеолита
6 слайд
Описание слайда:
Освоение человеком подмосковных земель В конце III тысячелетия до нашей эры на территорию теперешней Московской области со среднего течения реки Днепра пришли кочевники-скотоводы. Они оставили после себя интересные могильники, в которых находят каменные просверленные топоры, шлифованные топоры-клинья, кремневые наконечники копий и стрел, изделия из кости, глиняные сосуды. Эти могильники называются фатьяновскими, так как впервые они были обнаружены около села Фатьяново Ярославской области. Фатьяновские могильники обнаружены у деревни Колодези, близ станции Икша Северной железной дороги, около села Карино, недалеко от станции Истра Калининской железной дороги.
7 слайд
Описание слайда:
Освоение человеком подмосковных земель Древнейшим и важнейшим археологическим памятником эпохи раннего каменного века на территории Подмосковья является Зарайская стоянка, расположенная в центре Зарайска. Она относится к Костенковско-авдеевской археологической культуре Культура оставила много богато орнаментированных изделий из кости, в том числе знаменитые фигурки – «костенковские венеры». Стоянки неолита обнаружены в поселке Рыбаки Дмитровского района, селе Жабки Егорьевского района, деревне Беливо Орехово-Зуевского района, селе Никольское Рузского района и других местах.
8 слайд
Описание слайда:
Льяловская археологическая культура эпохи неолита ЛЬЯЛОВСКАЯ КУЛЬТУРА - неолитическая археологическая культура, распространена в Волго-Окском междуречье.
9 слайд
Описание слайда:
Льяловская археологическая культура эпохи неолита Стоянка, сохранившаяся в торфе, располагалась на левом берегу Клязьмы. Были найдены каменные орудия, обломки специфической керамики, и следы жилищ - прямоугольных полуземлянок с остатками деревянных наземных частей и жилищ шалашного типа. Основания помещений выкладывались из крупных костей мамонтов.
10 слайд
Описание слайда:
Исследованы остатки построек круглой и овальной формы, с углубленным в землю полом и остатками кострищ или очагов внутри. Есть жилища размером 140 кв.м
11 слайд
Описание слайда:
Льяловская археологическая культура эпохи неолита Археологи находят на льяловских поселениях большое количество орудий, связанных с охотой, рыбной ловлей и домашним обиходом. Характерны крупные - от 10 до 20 см - наконечники дротиков, всевозможные скребки, ножи, проколки, сверла, а также так называемые «ложкарные изделия» для изготовления ковшей, ложек и т.д. Наконечник копья, кремень, керамика. Льяловская культура
12 слайд
Описание слайда:
Наряду с кремнем все шире применяются другие породы камня, в особенности сланец, развивается техника полировки, заточки, пиления и сверления камня. Становятся многочисленными рубящие орудия (топоры, долота, тесла), необходимые для строительства жилищ, лодок и других работ, связанных с обработкой дерева. Кремневые орудия изготавливаются на отщепах и осколках. Льяловская археологическая культура эпохи неолита
13 слайд
Описание слайда:
Женщина - представительница льяловской культуры. Реконструкция. Льяловская археологическая культура эпохи неолита
14 слайд
Описание слайда:
Керамика льяловской культуры Характерной чертой Льяловской культуры является наличие кругло- и остродонных сосудов, украшенных орнаментом в виде ямок или отпечатков от штампа-гребня. Некоторые сосуды достигают высоты 50 см при диаметре 40 см. Они украшены по всей поверхности орнаментом в виде ямок и оттисков гребенчатого или зубчатого штампов, больше известных в народе как «чертовы пальцы». Льяловская археологическая культура эпохи неолита
15 слайд
Описание слайда:
Освоение человеком Звенигородских земель Ближайшие окрестности Звенигорода и сама территория древнего города - уникальный археологический заповедник Подмосковья. Здесь, по берегам реки Москвы, сконцентрировано более 150 разновременных археологических памятников, начиная от эпохи каменного века - мезолита до позднего Средневековья.
16 слайд
Описание слайда:
Льяловская археологическая культура эпохи неолита Льяловская стоянка расположена на территории Звенигорода. Здесь в 1939г. гг. производились раскопки. Обнаружены кремневые изделия. В основании правого берега реки на глубине 15-20 м. собрано огромное количество рубил, остроконечников и всевозможных скребел.
17 слайд
Описание слайда:
18 слайд
§ 1. Древнейшая история края
Заселение нашего края человеком началось в завершающий период древнего каменного века - палеолита. Около 10-12 тыс. лет тому назад наступил период мезолита (среднего каменного века). На территории нашей области заканчивалось таяние ледника, до этого покрывавшего огромные территории нынешней Северной и Восточной Европы. Арктический климат сменился более умеренным, территория края покрылась густыми лесами. По мнению ученых, остатки этого лесного массива сохранились в северо-восточной части области (в Краснознаменском районе). Территория, прилегающая к этим лесам, долгое время была безлюдной, и даже в Средневековье называлась «Великая пустошь».
Ледник отступал, оставляя за собой озера и обильную растительность. На север - территорию современной Прибалтики - перемещались стада оленей, а за ними следовали первобытные люди. Богатая растительность привлекала в эти районы не только северных оленей, но и кабанов, лосей, туров, поэтому первобытные люди могли охотиться. Кроме того, они занимались рыболовством, собирательством, охотились на водоплавающих птиц.
В качестве оружия люди использовали копья и дротики. Действие таких орудий было ограничено физи-
ческими возможностями человека. Затем появились лук и стрелы, результативнее стала охота.
Большое значение в ведении хозяйства имело рыболовство. Рыбачили с помощью гарпуна, затем стали использовать сети, плетеные верши, рыболовные крючки. Появились долбленые лодки-челны.
Техника изготовления орудий продолжала совершенствоваться. Люди научились обрабатывать дерево сланцевыми топорами. Жилища строили из древесины (упавшие деревья, корни деревьев, сухостой), часто у воды или над водой, стараясь таким образом защитить себя и близких от дикого зверя.
В середине пятого тысячелетия до н. э. на смену мезолиту пришел неолит (новый каменный век). Природа соответствовала природе нашего времени. Завершилось формирование береговой линии Балтийского моря.
В
Археологическив находки
эпохи неолита
период неолита усиливаются межплеменные контакты, начинается сперва меж-
племенной обмен, а Затем мест-
ное население получает возможность устанавливать отношения с соседними группами племен, с племенами более отдаленных территорий. Обменным материалом в нашем крае выступал янтарь. Взамен местные племена получали кремневое сырье и другие необходимые материалы и продукты.
Хозяйственную деятельность облегчало то, что обширные территории Европы и значительной части Азии населяли племена, имевшие много общего между собой. Это были индоевропейцы, похожие друг на друга, говорившие на одном языке.
Постепенно племена стали объединяться, у них появились свои интересы, и в конечном итоге группы индоевропейских племен начали отделяться друг от друга. Постоянное перемещение, освоение новых территорий способствовали отделению групп друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдельных языков. На смену каменному веку пришел бронзовый.
Особенностью развития нашего края в бронзовый век (середина II тысячелетия до н. э. - V в. до н. э.) явилось вторжение на территорию Прибалтики кочевых племен, которые по бассейну реки Вислы проникли в Восточную Прибалтику и в дальнейшем заселили лесную зону Восточной Европы от Балтийского моря до верховьев Волги. Их называют балтославянскими индоевропейскими племенами.
Значительно возрос межплеменной обмен. Бронзовые изделия менялись на янтарь, в обмен были вовлечены уже не только ближние соседи, но и более отдаленные территории. Археологи находят при раскопках изделия из Египта, Малой Азии, с Британских островов, Кавказа. И все же каменные орудия пока оставались основным средством труда.
С началом эпохи железного века (с V в. до н. э.) бал-тославянские племена разделились на балтов и славян. На рубеже нашей эры практически завершился период древнейшей истории нашего края. Все сведения об этом периоде основаны только на археологических данных.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
верши - плетеная рыболовная снасть в виде воронки;
пустошь - незаселенный, невозделанный участок земли.
§ 2. Начало древней истории края
Первые письменные сведения о нашем крае. Изучать период древней истории значительно легче. Ученые используют для этого не только археологические находки, но и письменные источники. Первые письменные сведения о нашем крае оставили не его древние жители, а их соседи и другие народы, проживавшие далеко от Прибалтики. Местные жители не имели в те времена собственной письменности, поэтому нам и приходится пользоваться свидетельствами очевидцев из других краев или ссылками на этих очевидцев.
Одним из первых о Стране янтаря сообщил греческий ученый и мореплаватель Пифей. В IV в. до н. э. он посетил устье Вислы. По его словам, в одном дне пути от этого устья лежал остров Абалус, на берега которого волны во время весенних бурь выбрасывали из моря янтарь. Этот янтарь местные жители использовали как топливо и продавали его германским племенам. Другой грек, Эратосфен Киренский, примерно через сто лет после Пифея в своей работе «География» изобразил южную часть побережья Балтийского моря.
Эстафету описания древней территории нашего края подхватили римляне. У римлян в первые века новой эры большой популярностью пользовались украшения
10
из янтаря. Им удалось организовать Янтарный торговый путь, от Рима выводивший к устью Вислы, куда и стекался янтарь, собранный балтскими племенами на побережье своего моря. Естественно, в Риме стали появляться сведения о районе добычи солнечного камня.
Первым ученым античного мира, которому достоверно стало известно о существовании Балтийского моря и территории, где собирается янтарь, был
Гай Плиний Секунд, более известный как Плиний Старший. В эпоху императора Нерона (I в. н. э.) он написал «Естественную историю», в которую поместил рассказ о поездке посланца Нерона за янтарем для украшения подиума при гладиаторских играх.
Анализируя текст Плиния, ученые пришли к выводу, что римскому посланцу удалось попасть в устье Вислы, которая в те далекие времена впадала не в само Балтийское море, а в нынешний Вислинский залив. Римский купец рассказал и о Вислинской косе, и о Куршском заливе и Куршской косе. Таким образом, Плинию удалось со слов очевидца описать Страну янтаря, находившуюся в западной части современной Калининградской области.
Весьма точную географическую картину юго-восточной Прибалтики с бытовыми подробностями удалось представить на рубеже I-II вв. н. э. Корнелию Тациту, римскому писателю и историку. Рассказывая о
племенах на «правом» берегу Свевского моря, он упомянул эстиев, создавших культуру, ставшую предшественницей культуры пруссов на территории нашего края. Для нас сообщение Тацита особенно интересно в том плане, что упомянутые им эстии проживали на полуострове, получившем впоследствии название Сам-бийский. Племена эстиев занимали эту территорию до середины I тысячелетия н. э. (есть сведения об их присутствии на Самбийском полуострове и в более поздние времена).
Описание границ территории юго-восточной Прибалтики представил в своей «Географии» древнегреческий ученый Клавдий Птолемей, современник Тацита. Он назвал эту землю Европейской Сарматией, которая на севере ограничивалась Сарматским океаном и от устья Вислы простиралась на восток, до реки Западная Двина. I Примерно в 880-890 гг. путешественник Вулъф-стан, проплывший по Балтийскому морю от Шлезви-га до Вислинского залива, описал огромную землю Эстландию, в которой было множество поселений, каждое из них возглавлял вождь, и они часто воевали между собой. В середине X в. в наших краях побывал арабский торговец Ибрагим ибн Якуб и оставил сообщение о жизни и быте местного населения.
Наконец, наиболее развернутое описание древней прусской земли, быта и нравов ее жителей на рубеже XIII-XIV вв. составил летописец Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга.
Заселение территории юго-восточной Прибалтики
Переселение народов на территории Прибалтики. В IV в. н. э. гунны сокрушили власть готского государства. Освободившись от влияния готов, славяне сосредоточились в Северном Причерноморье. Но постоянные вторжения печенегов, булгар и других народов застави-
12
ли славян искать новые места расселения. В VI в. они начали переселение. В течение двух-трех столетий часть славянских племен, двигаясь с Дуная на север, вышла в междуречье Одера и Вислы, потеснив готов и образовав границу с владениями западных балтских племен. Другая группа славянских племен расселилась на север в направлении Ладожского озера. Это вызвало их конфликт с восточными балтскими племенами, по сути, оказавшимися на пути славян. Восточнобалтские племена вынуждены были сконцентрироваться на территориях будущей Литвы, Латвии и Белоруссии. Так балт-ские племена оказались между двумя потоками славян.
13
Готы, уходя в южные регионы Европы, увели с собой часть народов из южной и юго-восточной Прибал-тики. Вместе с готами ушли и эстии. Часть из них затем вернулась, но произошло обеднение прежней культуры. Вместе со славянами к берегу Балтийского моря пришли и другие племена. Произошло переименование племен, культур, географических терминов. Так на территории нашего края появились пруссы.
Прусским племенам, по сути, достались территории, уже обжитые эстиями. Ученые допускают, что через некоторое время часть эстиев могла вернуться домой. На занятой территории произошла ассимиляция эстиев пруссами. И хотя путешественник Вульфстан еще упоминает об эстиях, проживавших в районе Трусо (близ нынешнего Эльблонга), принято считать, что прусское общество, его культура зародились во второй половине I тысячелетия н. э. в юго-восточной Прибалтике.
Племенная структура юго-восточной Прибалтики в X в.
ский географ указывал, что этот народ проживает восточнее реки Висла.
Действительно, первоначально (до IX в.) «пруссами» называлось одно из западных племен в междуречье Вислы и Немана. Но позднее это название стало обобщающим и для других племен. «Пруссия» как название страны пруссов в X в. появляется в переписке папы римского. Например, указывалась земля Пруссия, за которой была расположена Руссия. В дальнейшем термин «пруссы» будет фигурировать в европейских и восточных средневековых источниках, обозначая население, проживавшее между реками Висла и Неман.
Происхождение термина «пруссы» не имеет однозначного толкования. Есть версия о его литовских корнях, от protas - разум. Высказывается мнение, что это название могло быть получено пруссами от готов: готск. prus - конь (на старославянском языке, кстати говоря, прус - кобыла). Немецкие ученые утверждают, что пруссы - это люди, жившие по Руссу (так до 1945 г. называлось нижнее течение реки Неман) или люди, жившие перед руссами. Последняя точка зрения широко распространена в средневековых источниках, где значения Руссии и Пруссии употребляются в связке: Россия - Боруссия, Русь - Прусь и др.
Вопросы
15
3. Когда на территории нашего края появились пруссы?
Римский историк Корнелий Тацит о населении юго-восточной Прибалтики:
«Итак, правым берегом Свевского моря омывается земля племен эстиев, у которых обычаи и внешний вид как у свевов, а язык похож на британский. Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображение кабанов. Это у них заменяющая оружие защита от всего, гарантирующая почитателю богини безопасность даже среди врагов. Они редко пользуются железным оружием, часто же дубинами. Над хлебом и другими плодами земли они трудятся с большим терпением, чем это соответствует обычной лености германцев. Они также обыскивают и море, и одни на всех его отмелях и даже на самом берегу собирают янтарь. Но какова его природа и откуда он берется, они, будучи варварами, не доискиваются и не имеют об этом точных сведений. Он даже долго валялся у них среди других отбросов моря, пока наша страсть к роскоши не создала ему славы. Сами же они его совсем не употребляют. Собирается он в грубом виде, приносится без всякой отделки, и они получают за него плату с удивлением».
ВОПРОСЫ К ИСТОЧНИКУ
ассимиляция - слияние одного народа с другим с утратой одним из этих народов своего языка и культуры.
§ 3. Языческая Пруссия
Общественное устройство. Основу прусского общества составляла община. По своей форме это была земледельческая (соседская, территориальная) Община. Она состо-
яла из одного или нескольких по-
селений (деревень). В общине могло быть до 12 дворов, или домохозяев. Во главе общины стоял староста или старейшина.
Группа общин составляла волость. Волостным административным центром могло служить укрепленное поселение (городище), в котором проживал представитель местной знати, управлявший округой, и которое использовалось как укрытие для населения в случае опасности.
Волости объединялись в территориальные единицы - земли. Каждая прусская земля управлялась советом знати, среди которой к середине XIII в. выделяются особо могущественные роды (Виды в Вармии, Склодо в Самбии, Монте в Натангии и др.). Традиции наследственного правления у пруссов не сформировалось. Единственная попытка Геркуса (или Генриха - по другим источникам) Монте объединить военные силы нескольких прусских земель в борьбе с тевтонским нашествием потерпела неудачу. Военные вожди, которых хронисты Тевтонского ордена выделяют в составе знати, не успели выдвинуться на первые позиции в прусском обществе вследствие раздробленности земель к началу завоеваний крестоносцев.
Власть советов знати и военных вождей в значительной мере ограничивалась властью жрецов. Жре-
цы руководили религиозной и общественной жизнью пруссов, выступали в роли судей в делах о наследстве, о границах владений, судили преступников, рассматривали семейные споры.
На территории Пруссии шел активный процесс дифференциации общества. К XIII в. выделялись три социальные группы: знать, свободные пруссы и рабы. Знать составляли богатые пруссы, пруссы знатного происхождения и кунинги (князья). Свободные пруссы, объединенные в общины, как правило, были весьма бедными людьми.
К XIII в. общинники расслаиваются на свободных и зависимых (сравните: в Древней Руси такое расслоение произошло в XI в. - появились смерды, закупы). Изменения происходят и в среде знати, которая в немецкой традиции получает название «нобилитет». Здесь выделяются представители служилой знати - дружинники.
Религия. Древние пруссы были язычниками. Летописец Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга сообщал, что пруссы «всю природу почитали вместо Бога, а именно: солнце, луну и звезды, гром, птиц, также четвероногих, вплоть до жабы. Были у них также священные леса, поля и реки, так что они не смели в них рубить деревья, или пахать, или ловить рыбу».
Местами отправления культа являлись священные рощи. У пруссов были хорошо развиты представления о загробной жизни. Загробный мир представлялся пруссам зеркальным отражением живого. Путь в этот мир лежал через погребальный костер. Одновременно с умершим в огне сгорали хозяйственный инвентарь и специально подготовленные жертвы.
«Случалось, что с умершими... сжигалось оружие, кони, слуги и служанки, одежда, охотничьи собаки и ловчие птицы и прочее, относящееся к военному делу. С незнатными сжигалось то, что относилось к их занятию».
Пётр из Дусбурга
Отправлением погребального культа ведали специальные жрецы, которые якобы наблюдали невидимую простому смертному картину перехода в загробный мир. Главную роль среди жрецов играл Криве. Он проживал в святилище Ромо-ве. Здесь же находился священный дуб, возле которого постоянно горел костер.
Главным среди прусских богов был Окопирмс - бог неба и земли, вседержитель. За ним идут бог света Звайгстикс и бог моря Аутримпс. На следующей ступени размещались еще три бога: Перкунас, Патолс и Потримпс. Перкунас - бог грома, молнии, дождя, суровый мужчина средних лет с вьющейся черной бородой. Патолс - бог подземного мира и смерти, старец с большой бородой, покрытый платком. Бог рек, источников и плодородия Потримпс - напротив, юноша в венке из колосьев. Триада богов (Потримпс, Перкунас и Патолс) в представлении древних пруссов символизировала пространственную модель мира (небо - земля -подземной МИР, ИЛИ преисподняя) в единстве со временем на
различных этапах жизненного цикла (юность, зрелость, старость). Вечнозеленый дуб в святилище Ромо-ве был разделен на три части, в каждой из которых было устроено оконце с кумирами Перкунаса, Патолса и Потримпса. Перед кумиром Перкунаса как раз и горел священный костер.
Нижний уровень пантеона занимали духи и демоны. Наиболее известным из них является Курке, демон плодородия, изображение которого пруссы изготовляли раз в год при сборе урожая и поклонялись ему.
ВОПРОСЫ
«Нельзя думать, что Пруссия всегда являлась раздробленной на множество сельских общин. Предание говорит, что скандинавские готы, высадившись в VI в. на прусский берег, нашли здесь улъмеругиев, смесь ругиев, готов и германцев. Готы покорили их, научили строить дома и объяснили им многие полезные вещи. Вскоре победители и побежденные объединились и решили избрать одного начальника. Королем был избран Прутен, человек отличный по уму и по всеобщей молве. Но Прутен объявил, что решил посвятить свою жизнь богам и предложил вместо себя брата своего Видевута. Видевут был избран королем, а Прутен перешел в сословие жрецов...
Видевут имел двенадцать сыновей, которые перед смертью отца рассорились за будущее наследство. Несогласие их грозило страшной междоусобицей. Тогда Видевут и Прутен, рассуждая между собой, решились созвать народ под дуб Ромове и объявить ему волю богов о разделении всей земли.
Двенадцать сыновей Видевута: Литво, Само, Судо, Надро, Шалаво, Натанго, Барто, Галиндо, Варено, Гогло, Помецо, Кульмо - были призваны по очереди под великий дуб, принесли клятву быть верными богам, покорными Криве, согласными между собой. Каждому назначены были границы провинции, достававшейся ему в удел по разделу: Литво получил Литву, Само - Самбию, Судо - Судовию и проч. Имена этих провинций большей частью сохранились до нашего времени. По этому преданию Литва составляла некогда часть Пруссии, что неудивительно, ибо древние пруссы и литовцы имели одну и ту же религию, один язык, одни нравы.
Литво, умертвивший своего брата Надро, был исключен из общества священного дуба Ромове. Раздраженный этим наказанием, он учредил в своем владении особое Ромове и таким образом отделил его от союза одиннадцати земель.
Прутен и Видевут, разделивши землю, убеждали народ чтить богов, соблюдать законы и не разделяться. Потом, одевшись в праздничное платье и увенчанные дубовыми венками, в виду народа взошли на костер, поставленный у священного дуба, братски обнялись и пели гимны до тех пор, пока молния не зажгла костер. Оба старца исчезли в пламени под раскаты грома.
Так древнее предание рассказывает о разделе страны. Пруссы со смертью Видевута не имели уже общего короля».
ВОПРОС К ИСТОЧНИКУ
Постарайтесь объяснить, почему братья Видевут и Прутен добровольно отказались от руководства страной.
ЗАПОМНИТЕ НОВЫЕ СЛОВА
дифференциация общества - разделение, расчленение целого общества на различные части, формы и ступени; нобилитет - прусская знать;
триада - единство, образованное тремя отдельными частями или членами;
пантеон - объединение богов по какому-то признаку; кумир - статуя языческого божества.
§ 4. Повседневные занятия пруссов
Ведение хозяйства. Основу хозяйства пруссов к началу XIII в. составляло земледелие. У них появился практически полный набор земледельческих орудий (железный лемех, серп, коса-горбуша и т. д.), новая упряжь, ведущей культурой в земледелии стала озимая рожь. Подобные изменения были типичными для Прибалтики в эпоху викингов. Кроме того, пруссы сеяли овес, ячмень и пшеницу, выращивали лен, занимались огородничеством, бортничеством, особенно в восточных рай-онах, где существовали огромные лесные массивы, рыбной ловлей, а также, возможно, морской охотой на тюленей.
Ученые утверждают, что пруссы в большом количестве разводили лошадей, чье мясо шло им в пищу, а также крупный рогатый скот и свиней. В то же время, по данным археологии, в лесных районах пруссы охотились, прежде всего, на лосей, а также на пушного зверя, особенно черную куницу и бобра.
Одновременно с развитием земледелия и скотоводства на рубеже I-II тысячелетий активно развиваются ремесла: железоплавильное, бронзолитейное, керамическое, ткацкое, обработка дерева и кости и др. Однако полного отделения ремесла от земледелия не произошло.
Торговля.
Торговые отношения получили особое развитие в середине I тысячелетия нашей эры. Большие торговые центры появились в Пруссии около 600-х гг. Одним из таких центров был Трусо, недалеко от сегодняшнего г. Эльблонга (Польша).
«Янтарные пути» в X-XII вв.
Торг в стране восточных славян. Картина С. Иванова
юго-восточной Прибалтики попадали в страны Центральной и Южной Европы. Свидетельством этому стали многочисленные римско-византийские монеты, найденные археологами на территории нашего края.
Но поощрявшаяся в VI в. торговля янтарем вскоре была нарушена после вторжения в Богемию и Моравию восточных славян и перемещения германских племен на восток и на юг.
В Х-ХП вв. викинги (у пруссов еще не сложилось свое купечество) вели активную торговлю прусскими товарами с жителями восточной части Европы, шведами, русскими княжествами. Наряду с янтарем все большее значение приобретали меха.
«Они [пруссы] в изобилии имеют странные меха, в запахе
которых гордость соединена со смертью. Но сами они придают им не больше внимания, чем отходам, хотя мы, верно это или нет, страстно желаем обладать ими как символом достижения высшего счастья. Поэтому они отдают свои совершенно бесценные меха куницы за тканые одежды, называемые фалдоне».
Адам Бременский, 1075 г.
Жилища пруссов.
Жилища древних пруссов возводились в основном из дерева, иногда с использованием камня (в качестве фундамента). Естественно, сами эти постройки не сохранились. Однако в процессе археологических раскопок обнаруживаются остатки фундаментов и даже части стен, которые позволяют реконструировать все сооружение.
Пол в помещении был земля- Строительство
ной. Для сна оборудовались прусского жилища
деревянные нары, покрытые шкурами животных. В помещении устраивались ямы для хранения пищи и предметов обихода. Вблизи дома оборудовались вспомогательные помещения для хранения зерна, чаще всего это также были ямы с перекрытиями из веток деревьев. Скот содержали в загонах или простейших конюшнях.
Археологи сообщают и о постройках, заглубленных в землю.
Быт и нравы пруссов. Предания донесли до нас, что древние пруссы были «высокого роста, с голубыми глазами и с ярким румянцем на щеках».
Мужчины не стригли волос, носили бороды, одевались в кафтаны белого цвета, доходившие до колен, но не закрывавшие ни шеи, ни груди. Пояса украшались металлическими бляшками, кружками из янтаря и медными подвесками, застегивались металлическими пряжками.
Богатые пруссы носили ожерелья и другие украшения из золота и серебра. Обувь изготавливалась из кожи или древесной коры. Костюм довершала меховая или суконная островерхая шапка.
Женщины носили длинные льняные платья разных цветов, плечи накрывали накидкой типа мантии. Широко использовались металлические ожерелья, различные браслеты, бусы из янтаря, а также всевозможные цепочки, кольца и т. д.
Алфавита пруссы не знали. Не имели понятия о летосчислении, не владели письменностью. Время праздников определяли по зарубкам на дереве и по другим условным, но понятным для них самих знакам.
«Пруссы не имели понятия о Боге. Поскольку они были глупцами, то разумом не могли постичь Его, а так как письменности у них не было, то не могли созерцать его и в Писании. В самом начале они весьма дивились тому, что кто-то, отсутствуя, мог пояснить свои намерения буквами».
Пётр из Дусбурга
Прусское общество было патриархальным. Мужчина-прусс пользовался в семье неограниченной властью. Он распоряжался жизнью членов своей семьи, мог убить сына или дочь, если считал, что они оказываются в семье лишними. Наследование имущества шло только по мужской линии. Женщина была совершенно бесправной. Ее покупали, она не могла делить трапезу с мужчиной за одним столом. Пруссу разрешалось иметь трех жен. Выкуп за невесту был большим. Поэтому пруссы предпочитали брать в жены женщин, захваченных в воинских набегах.
Об идолопоклонстве и обрядах и нравах пруссов:
«Никому среди них (пруссов. - Г. К.) не позволено просить подаяние; нищий свободно ходит у них от дома к дому и без зазрения совести ест, когда угодно. Если у них совершается убий-
27
ство, то примирение наступает только после того, как этого убийцу или его близкого убьют родичи убитого. Когда по неожиданному стечению обстоятельств они сталкиваются с непреодолимыми трудностями, то обычно кончают самоубийством. Не было у них ни различия, ни счета дней. Вот почему случается, что когда назначается срок для проведения совещания или переговоров между собой или с иноземцами, то один из них в первый день делает зарубку на каком-либо дереве или завязывает узел на шнурке или поясе. Во второй день он прибавляет снова второй знак, и так по одному, пока не дойдет до того дня, когда снова должен быть заключен этот договор. Одни из них каждый день ходят в бани в знак почитания своих богов, другие бань совершенно не признают. Мужчины и женщины должны прясть, одни - лен, другие - шерсть... Одни не смеют ездить верхом на вороных конях, другие же на белых или иной масти из-за богов их».
Из средневековых хроник
ВОПРОС К ИСТОЧНИКУ
О каких позитивных свойствах человеческого характера идет речь в этом документе?
ЗАПОМНИТЕ НОВОЕ СЛОВО
лемех - режущая часть плуга.
§ 5. Пруссия и ее соседи
Территориальное деление. К началу XIII в. в Пруссии существовало одиннадцать земель: Скаловия, Надровия, Самбия, Натангия, Вармия, Барта, Поме-зания, Погезания, Галиндия, Судавия (Ятвягия) и Сассовия (Любавия). Часть из этих земель располагалась на территории нынешних Польши и Литвы, другая часть - на территории современной Калининградской области. Границы расположения этих земель и
28
проживавших в них племен, на карте определяются условно.
29
Прусские земли в XIII
в.
Так, границы Натангии простирались от реки Алле на востоке до Гуровских высот (Польша) на юге, почти
Наиболее многочисленными были самбийцы. Они занимали весь Самбийский полуостров до реки Преге-ля на юге, соседствуя с натангами, до реки Деймы и нынешнего пос. Знаменска на востоке.
В районе сегодняшнего г. Черняховска в XIII в. проживали надровы. Территория Надровии занимала бассейн реки Прегель, простираясь на западе до владений самбийцев, на востоке - до рек Писса и Анграпа, на юге - примерно до границы с Польшей.
Значительную территорию занимали скаловы. Ска-ловия находилась на востоке Пруссии, лежала по обоим берегам реки Неман в ее нижнем течении до Курш-ского залива. Центром Скаловии было поселение в районе нынешнего г. Неман.
Наконец, одно из наиболее известных прусских племен - судавы (в древнерусских летописях - ятвяги) являлось самым восточным племенем Пруссии. Судавия располагалась на территории от Больших Мазурских озер (Польша) до реки Неман.
Также возможно, что на территории нашего края в районе реки Лавы при ее пересечении польско-российской границы когда-то проживали барты.
Соседи Пруссии. К XIII в. у пруссов, как и у других балтских племен, не было своего государства. В результате территория юго-восточной Прибалтики подверглась воздействию соседей, в общественном отношении стоявших на более высокой ступени развития.
Основную опасность для прусских племен представляли их соседи с юго-запада - поляки. Со време-
Казнь Адальберта язычниками
Через несколько лет миссию Адальберта попытался повторить римский монах Бруно. Но и его постигла та же участь. Желающих приобщить пруссов к христианству после мученической гибели двух миссионеров не оказалось.
В течение последующих двух веков Польша пыталась покорить Пруссию. Поляки совершили ряд походов в страну соседей, захватывали богатую добычу, но и пруссы не оставались в долгу. Их конные дружины постоянно грабили владения польских князей в районе Вислы.
Когда князья поняли, что не могут защитить себя от набегов языческих отрядов, то обратились за помощью к рыцарям Тевтонского ордена. Орден охотно откликнулся на предложение поляков, пришел в Пруссию, покорил местное население и остался здесь надолго.
Восточными соседями пруссов были родственные им литовские племена аукштайтов и жемайтов. Находясь на одной ступени развития с пруссами, литовские племена сумели объединиться и создать свое государство, успешно противостоявшее немецкой агрессии. Но помочь своим сородичам в Пруссии литовцы не смогли.
Викинг VII в.
Появление такого поселения было прямо связано с развитием европейской торговли. Действовавший в VIII-IX вв. торговый путь из Балтики на Каспийское море и далее на Арабский Восток через некоторое время был заменен путем «из варяг в греки». Главным торговым партнером балтийских купцов стала Византия, в свою очередь замкнувшая на себя торговлю товарами с Востока. Поселение Кауп, таким образом, оказалось непосредственно на торговом пути, связавшим Балтику и Средиземноморье.
На рубеже X-XI вв. начались столкновения ятвя-гов с жителями древнерусских земель. Русские князья, так же как и поляки, пытались установить кон-
Русы IX-X вв.
троль над ближайшими к ним прусскими племенами. Первое летописное известие о военном походе киевского князя Владимира на ятвягов относится к 988 г. Это вызвало активное сопротивление язычников и их набеги на русские княжества. При Ярославе Мудром в верховьях Немана был построен ряд крепостей, предназначенных для защиты от ятвягов. Но, судя по летописям, ятвяжские набеги вплоть до середины XIII в. постоянно беспокоили западные границы Древней Руси.
В то же время в орбиту торговой деятельности пруссов наряду с европейскими (например, в Гамбурге ценился мех черной куницы, добываемой в Пруссии) попадают и русские города. Прусскими товарами торгуют в Смоленске, а в Новгороде, по летописным сведениям, в XII в. была даже Прусская улица. Пруссия по-прежнему славилась своими мехами и могла этим товаром составить конкуренцию русским
Дружинник XIII в.
купцам. Кроме того, прусские купцы начали участвовать в торговом обмене, поставляя на восток железо, соль и шерстяные ткани, приобретаемые в европейских городах.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие прусские племена про
живали на территории нашего края? Покажите места их расселения на карте.
2. Почему на рубеже I и II тысячелетий пруссы имели конфликтные отношения с большинством своих соседей?
3. Покажите на карте торговые пути «из варяг в хазары» и «из варяг в греки». Используя знания, полученные при изучении истории России, расскажите о том, почему в X в. произошла смена одного торгового пути на другой.
О разнообразии и силе пруссов:
«Едва ли был хоть один из этих народов, у которого бы не было для сражения двух тысяч конницы и многих тысяч воинов. Богатая и многонаселенная Самбия могла иметь 4 тысячи конницы и 40 тысяч воинов. Благородные судовы как благородством нравов выделялись среди прочих, так и превосходили их богатствами и силой. Ибо было у них шесть тысяч конницы и бесчисленное множество прочих воинов. У каждого из этих языческих народов было много крепких замков... Семь братьев дома Тевтонского с горсточкой оруженосцев, построив укрепление в Кульмской земле на одном дубе, как говорилось, сначала дерзнули выступить против такого огромного и бесчисленного множества язычников, а со временем, за 53 года, перебили их так, что не осталось ни одного, который не покло-нил бы выю свою под иго веры...»
Пётр из Дусбурга
ВОПРОС К ИСТОЧНИКУ
Как вы думаете, почему прусские племена, обладая значительной воинской силой, не смогли противостоять нашествию тевтонцев и были покорены ими?
Заселение нашего края человеком началось в завершающий период древнего каменного века - палеолита. Около тыс. лет назад наступил период мезолита (среднего каменного века). На территории нашей области заканчивалось таяние ледника. Арктический климат сменился более умеренным, территория края покрылась густыми лесами.
Богатая растительность привлекала в эти районы не только северных оленей, но и кабанов,лосей, туров, поэтому первобытные люди могли охотиться. Кроме того они занимались рыболовством, собирательством, охотились на водоплавающих птиц. В качестве оружия люди использовали копья и дротики. Затем появились люк и стрелы. Большое значение в ведении хозяйства имело рыболовство. Рыбачили с помощью гарпуна, затем появились сети, плетёные верши, рыболовные крючки. Появились долбленые лодки-челны.
В середине пятого тысячилетия до н. э. на смену мезолиту пришёл неолит (новый каменный век). Завершилось формирование береговой линии Балтийского моря. Люди, заселявшие территорию нашего края, начали осваивать более прогрессивные приёмы хозяйственной деятельности. Произошёл переход от присваивающего к производящему – земледелию и скотоводству. В период неолита усиливается межплеменные контакты, начинается сперва межплеменной обмен, а затем местное население получает возможность устанавливать отношения с соседними группами племён, с племенами более отдалённых территорий. Обменным материалом в нашем крае выступал янтарь. * Взамен местные племена получали кремневое сырьё и другие необходимые материалы и продукты.
Особенностью развития нашего края в бронзовый век (середина 2 тысячелетия до н. э.- 5 век до н.э.) явилось вторжение на территорию Прибалтики кочевых племен, которые по бассейну реки Вислы проникли в Восточную Прибалтику и в дальнейшем заселили лесную зону Восточной Европы от Балтийского моря до верховьев Волги. Их называют балтославянскими индоевропейскими племенами. С началом эпохи железного века (с 5 века до н. э.) балтославянские племена разделились на балтов и славян. На рубеже нашей эры практически завершился период древнейшей истории нашего края.
Начало древней истории края Одним из первых о Стране янтаря сообщил греческий учёный и мореплаватель Пифей. В 9 в. до н. э. он посетил устье Вислы. П его словам, в одном дне пути от этого устья лежал остов Абалус, на берега которого волны во время весенних бурь выбрасывали из моря янтарь. Этот янтарь местные жители использовали в качестве топлива и продавали его германским племенам.
Другой грек, Эратосфен Киренский, примерно через сто лет после Пифея в своей работе «География» изобразил южную часть побережья Балтийского моря. Описывать древние территории нашего края начали ещё и римляне. У римлян в первые века новой эры большой популярностью использовались украшения из янтаря. Им удалось организовать Янтарный торговый путь, от Рима выводивший к устью Вислы, куда и стекался янтарь, собранный балтскими племенами на побережье своего моря.
Первым учёным античного мира, которому достоверно стало известно о существовании Балтийского моря и территории, где собирается янтарь, был Гай Плиний Секунд, более известный как Плиний Старший. Он написал «Естественную историю», в которую поместил рассказ о поездке посланца Нерона за янтарём для украшения подиума при гладиаторских играх. Анализируя текст Плиния, учёные пришли к выводу, что римскому посланцу удалось попасть в устье Вислы, которая в те далёкие времена впадала не в само Балтийское море,а в нынешний Вислинский залив.
Весьма точную географическую картину юго-восточной Прибалтики с бытовыми подробностями удалось представить на рубеже 1-2 вв.н.э. Корнелию Тациту, римскому писателю и историку. Рассказывая о племенах на правом берегу Свевского моря, он упомянул эстиев, создавших культуру, ставшую предшественницей культуры пруссов на территории нашего края.
Описание границ территории юго-восточной Прибалтики представил в своей Географии древнегреческий учёный Клавдий Птолемей, современник Тацита. Он назвал эту землю Европейской Сарматией, которая на севере ограничивалась Сарматским океаном и от устья Вислы простиралась на восток, до реки Западная Двина.
Примерно в гг. путешественник Вульфстан, проплывший по Балтийскому морю от Шлезвига до Вислинского залива, описал огромную землю Эстландию, в которой было множество поселений, каждое из них возглавлял вождь, и они часто воевали между собой. В середине 10 в. В наших краях побывал арабский торговец Ибрагим ибн Якуб и оставил сообщение о жизни и быте местного населения. Более развёрнутое описание древней прусской земли, быта и нравов ее жителей на рубеже вв. составил летописец Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга.
СПАСИБО КОНСТАНТИНУ ИГОРЕВИЧУ И УЧЕНИКАМ ЗА ВНИМАНИЕ =)
Фотографии Антона Дергачева (кроме первой), комментарий Владимира Дергачева Идеальная супружеская пара на лебедях, которая вот-вот поцелуются. Фонтан «Супружеская или Брачная карусель» создан по мотивам немецкого средневекового поэта и композитора Ганс
Логопедическое обследование детей с церебральным параличом Логопедическое обследование детей, страдающих церебральным параличом, строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структ
Александр Гущин За вкус не ручаюсь, а горячо будет:) Содержание Яркая, красивая ягода вишня содержит в себе огромное количество полезных микроэлементов и витаминов. Ее универсальность в кулинарии позволяет приготовить массу хороших, вкусных, уникаль
Ни одна кастрюля в мире не сварит пшенную кашу на молоке так вкусно, как это сделает мультиварка. И ни одна плита не справится с ее приготовлением так быстро, как мультиварка-скороварка. Простой и здоровый завтрак – сладкая пшенная каша на молоке, сдобрен
Название: Рыцарь пентаклей, Рыцарь денариев, Рыцарь монет, Воин монет, Рыцарь бубен, Путешественник, Завоеватель Дел, Всадник, Кавалер, Полезный человек, Повелитель Земель Диких и Плодородных. Значение по Папюсу: Выгода, Прибыль, Польза, Интерес. Важное
Томный август у многих Тельцов станет благоприятным временем для развития личных отношений. В этот период у представителей данного знака Зодиака возникает возможность использовать на полную катушку свое природное обаяние для успеха в сердечных делах. Чтоб