Различные положения пациента в постели. Виды положений пациента относительно постели Активное – пациент может самостоятельно изменять свое положение, легко двигается, обслуживает себя, принимает. В положение полулежа пациент укладывается на кровать

29.06.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Установочная инструкция

Уважаемые студенты!

Предлагаемые вам задания по темам должны быть вы­полнены при подготовке к занятию. Приступая к выполне­нию заданий темы, вам необходимо ознакомиться со спис­ком литературы, который поможет при ответах на них. Подготовив все необходимое для выполнения заданий («ра­бочая тетрадь», учебник, лекции, ручка, карандаш), начи­найте работу, следуя инструкции темы. Задания выполня­ются непосредственно в «Рабочей тетради», разборчиво, в соответствии с требованиями.

Как правило, вы должны выполнить пять заданий непос­редственно в «Рабочей тетради». Если заданий больше, то обратите внимание на те, которые отмечены значком «*» это задания обязательные к выполнению.

Задания по алгоритмам выполнения манипуляций потре­буют от вас большей организованности, так как непосред­ственно на практическом занятии вы столкнетесь с приме­нением этих знаний на практике.

Задания творческого характера (кроссворды, ситуацион­ные задачи) выполняются в последнюю очередь и способ­ствуют улучшению вашей оценки.

Выполнив задания темы, обратите внимание на критерии оценок, по которым преподаватель выставит вам отметку.

Не забывайте получить отметку преподавателя по каж­дой теме!

Обозначения, используемые в рабочей тетради:

Определи понятия.

Ψ - Обратись к алгоритму манипуляций.

? - Ответь письменно на вопрос.

* - Задания, обязательные для выполнения.

? - Критерии оценки.


Цель: Познакомиться с принципами инфекционного кон­троля в лечебно-профилактических учреждениях.

Понятия «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция»

Масштаб проблемы ВБИ

Способы передачи инфекции в ЛПУ

Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции

Группы риска развития внутрибольничной инфекции

Виды возбудителей внутрибольничной инфекции

Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала

Уровни мытья рук

Соблюдать технику безопасности при работе с биологи­ческими жидкостями

*3адание 1

Определи понятия.

Выпиши определения, используя учебник «Основы сест­ринского дела» и лекционный материал:

Инфекционный процесс - это процесс взаимодействия микро- и макроорганизма в определенных условиях внешней среды

Внутрибольничная инфекция - инфекционное заболевание, возникшее у пациента вследствие его пребывания в данном стационаре и проявившееся как в условия стационара, так и после выписки из него в течение инкубационного периода болезни, а также инфекционное забоевание медицинского персонала, развившееся в результате его профессиональной деятельности.


Источник инфекции

*3адание 3

Механизмы и пути передачи инфекции.

Изучив лекционный материал, заполни таблицу:


Задание 4

Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к ин­фекции.

? Изучив лекционный материал, ответь письменно на вопрос: Основные факторы, влияющие на восприимчивость хо­зяина к инфекции:

1. Возраст (дети и старики)

2. Нарушенный иммунологический статус (ВИЧ-инфекция)

3. Хронические заболевания (сахарный диабет)

4. Недостаточное питание (алиментарное истощение)

5. Лечебно-диагностические процедуры, хирургические вмешательства

(внутривенные факторы)

6. Нарушение целостности кожи (ожоги, пролежни, раны)

7. Изменение нормальный микрофлоры человека (антацидная терапия)

8. Неблагоприятная окружающая среда (ионизирующее излучение)

Задание 5

Цепочка инфекционного процесса.



*3адание 7

? Используя полученные знания, письменно ответь на вопросы:


* Задание 8

Действующие нормативные документы, регламентиру­ющие соблюдение инфекционной безопасности.

Письменно выполни задание:

В отделение поступает пациент с подозрением на СПИД.

Номер приказа определяющий Ваши действия: МЗ СССР №42-28/38-90 от 05.06.90г.

Дезинфицирующие средства (какой концентрации) Вам необходимо подготовить:1,0-5,0%

Возможный путь передачи этого заболевания в ЛПУ: Гемоконтактный (Парэнтеральный, Вертикальный,), половой и т.д.

Ψ * Задание 9

Требования к личной гигиене и медицинской одежде пер­сонала.

Изучив материал учебника по Основам сестринского дела и алгоритм манипуляции, заполни схемы:

1.



Глаза – обработать 1% раствором борной кислоты или раствором марганцовокислого калия 1:10000

2. Кожа – обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода

3. Нос – 1% раствором протаргола

4. Рот - прополоскать 70% спиртом или 1% раствором протаргола.

Ψ 2 Критерии оценки:

«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком *, своевременно, при выполнении заданий допуще­ны неточности.

Оценка__________

Дата_____________

Подпись_________

Тема: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ

Цель: познакомиться с технологией дезинфекции.

После изучения темы студент должен знать:

Меры профилактики и контроля внутрибольничных инфекций

Действующие нормативные документы

Виды, методы и средства дезинфекции

Преимущества и недостатки различных групп дезин­фектантов

Правила техники безопасности при работе с дезинфи­цирующими средствами

После изучения темы студент должен уметь:

Готовить дезинфицирующие растворы различной кон­центрации

Оказать первую помощь при попадании хлорсодержа­щих растворов на кожу и слизистые

Осуществить дезинфекцию предметов ухода за пациен­тами, белья, инструментов

Проводить влажную уборку помещений ЛПУ с приме­нением дезинфицирующего раствора

Проводить проветривание и кварцевание помещений ЛПУ

Проводить контроль санитарного состояния палат, тум­бочек, холодильников

Осуществить дезинфекцию и утилизацию использован­ного одноразового медицинского инструментария

*3адание 1

Меры профилактики внутрибольничных инфекций.

Заполни схему, используя лекционный материал.



*3адание 2

Определи понятия.

Выпиши определение, используя учебник по Основам се­стринского дела и конспекты лекций.

Дезинфекция – это комплекс мероприятий направленных на уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов в объектах внешней среды, в том числе в изделия медицинского назначения.

Дезинсекция – мероприятия, направленные на борьбу с насекомыми и защиту от них.

Дератизация – комплексные меры по уничтожению грызунов

Контаминация – загрязнение предмета посторонними веществами, заражение культуры микроорганизмов или живой ткани чужеродным биологическим материалом (вирусами, бактериями)

Деконтаминация – это процесс уничтожения микроорганизмов в целях обеспечения инфекционной безопасности.

*Задание 3

Виды, методы и средства дезинфекции.

Изучив материал, заполни схемы:


*Задание 4

Техника безопасности при работе с дезинфектантами.

Изучив технику безопасности при работе с дезинфектантами, письменно выполни ситуационное задание:

Вы медицинская сестра хирургического отделения. Проведите инструктаж студента медицинского колледжа по технике безопасности при работе с дезинфектантами.

1.Дезинфектанты оказывают неблагоприятные воздействия на человека, вызывая острые хронич. Раздражения кожи и слизистых оболочек, аллергич. реакции.

2.К работе допускаются лица не моложе 18 лет и не имеющие противопоказаний.

3.Администрация обеспечивает спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, один раз в году прохождение мед.осмотра.

4.Расфасовку и приготовление рабочих растворов проводят в отдельном помещении.

5.Хранить растворы в плотно закрывающейся емкости. Они должны иметь этикетки с указанием концентрации, даты изготовления.

6.Хранить отдельно от лекарственных средств.

7.Все работы проводить в маске, спецодежде и перчатках (допол. защитные очки и респираторы)

*Задание 5

Принципы первой помощи при отравлении дезинфек­тантами.

Изучив принципы оказания первой помощи при отравле­нии дезинфектантами, письменно выполни ситуационное задание:

У студента медицинского колледжа, после приготовле­ния хлорсодержащего дезраствора появились признаки раз­дражения кожи рук, отека слизистых носа, затрудненное дыхание.

Определи, что случилось и причина этого происшествия- у студента (пациента)острое отравление препаратом (хлорсодержащим)

Составь план первой помощи:

1.Вынести пострадавшего на свежий воздух.

2.Прием теплого молока с питьевой водой.

3.Оказать врачебную помощь.

4.Пораженное место кожи обильно промывают водой.

5.Глаза немедленно промывают водой и закапать раствор альбуцита.

Ψ * Задание 6

Приготовление дезинфицирующих средств.

Познакомься с алгоритмами манипуляций «Приготовление дезинфицирующих средств различной концентрации», выпиши формулы и реши письменно задачи:

Используя формулу приготовления раствора осветленной хлорной извести

Где, У-кол-во осветленного 10% р-ра хлорной извести У=% х кол-во литров/10%

Приготовьте:

5 литров 5% раствора хлорной извести

Решение: У=5 л * 10% / 5

Ответ: У=10

Приготовьте:

30 литров 3% раствора хлорной извести.

Решение: У=30 *10 / 3%

Ответ: У=100

*Задание 7

Правила соблюдения санэпидрежима.

Составь график кварцевания и проветривания процедурно­го кабинета, изучив материал учебника и конспекты лекций.

Проветривание:

Кварцевание:

Критерии оценки:

«Отлично» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.

«Хорошо» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточно­сти; выполнены задания только со знаком *, своевременно и без ошибок.

«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно и не выполнены задания со знаком *.

Оценка_____________________

Дата________________________

Подпись____________________

Тема: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ

Цель: Познакомиться с этапами предстерилизационной очистки, целями и принципами работы ЦСО.

После изучения темы студент должен знать:

Этапы предстерилизационной очистки шприцев и игл, резиновых изделий

Цели, задачи и принципы работы ЦСО

Методы, средства и режимы стерилизации

Виды контроля режима и качества стерилизации

Меры профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ- инфекции в ЛПУ

После изучения темы студент должен уметь:

Готовить моющие растворы

Осуществить предстерилизационную очистку изделий медицинского назначения

Осуществить контроль качества предстерилизационной очистки

Соблюдать технику безопасности при работе с биологи­ческими материалами

Уметь использовать защитную одежду (халат, маску, фартук, очки и щитки, перчатки) в практической деятель­ности

Обработать руки до и после манипуляции

Обработать руки и слизистые при контакте с биологи­ческими жидкостями

*3адание 1.

Определите понятия.

Дезинфекция – это комплекс мероприятий направленных на уничтожение патогенных микроорганизмов в объектах внешней среды.

Предстерилизационная очистка – второй этап обработки ИМН, которой подвергают все изделия перед их стерилизацией с целью удаления белковых, жировых, механических препаратов.

Стерилизация – последний этап обработки ИМН, обеспечивающая гибель вегетативных и споровых форм патогенных и непатогенных микроорганизмов.

Асептика – комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение попадания микробов в рану во время операций, диагностических процедур, манипуляций.

Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заражения ран и лечение инфицированных ран воздействием на патогенные микроорганизмы.

*Задание 2

Виды антисептики.

Изучив лекционный материал, заполни схему:

ВИДЫ АНТИСЕПТИКИ

Щелочной раствор:


*3адание 3

Дезинфекция. Предстерилизационная очистка.

Изучив материал - конспекты лекций, заполни таблицу:


*Задание 4

Контроль качества предстерилизационной очистки.

Изучив материа лекций, найди соответствие:

Название проб:

1. Фенолфталеиновая

2. Азопирамовая

3. Амидопириновая

Положительная реакция:

а. сине-зеленое окрашивание

б. розовое окрашивание

в. сине-фиолетовое окрашивание

Заполни немую схему «Азопирамовая проба» (компо­ненты)

Азопирамовая проба


*3адание 5

Центральное стерилизационное отделение (ЦСО).

? Ответь письменно на вопросы, изучив материал учебни­ки по Основам сестринского дела и конспекты лекций: Какие основные задачи выполняет ЦСО?

а) Предупреждение ВБИ, и прежде всего с парентеральным механизмом передачи (гепатит В)

б) Сосредоточение обработки ИМН, подлежащих стерилизации

Какие основные структурные подразделения ЦСО?

1. НЕСТЕРИЛЬНАЯ ЗОНА: помещение приема, разборки, ПО ИМН и т.д.

2 СТЕРИЛЬНАЯ ЗОНА: расплагают стерилизационную, склад для стерильных материалов и т.д.

*3адание 6

Стерилизация.

Изучив материал лекций заполни

Используя полученные знания, составь схему обработки ме­таллических инструментов после использования (условия: дезинфектант-хлорамин; стерилизация в сухожаровом шкафу):



*Задание 9

Профилактика ВБИ.

Используя полученные знания, реши письменно ситуа­ционные задачи:

1. Вы работаете старшей м/с соматического отделения. На отделении зарегистрирован случай вирусного гепатита А.

Перечислите действия старшей мед. сестры.

1.Провести уборку 0,5% мыльно-содовым раствором или др моющим средством

2.Протереть все мокрые поверхности ветошью, смоченной дезинфектантом. Включают бактерицидный облучатель.

3.Моют с водой чистой ветошью.

Персонал надевает чистую спецодежду и обувь

4.Включают бактерицидные облучатели.

2. Студентка МК проходит практику на терапевтической отделении. Во время работы в процедурном кабинете уколола палец инфицированной иглой. От гепатита В не привита.

Составьте план мероприятий в данной ситуации

1.Немедленно обработать перчатки 3% раствором хлорамина или 70% спиртом и снять их.

2.Не останавливая кровотечения, выдаить кровь из раны и промыть это место водой с мылом.

3.Место повреждения обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода

Перечислите содержание аптечки ф-50:

70% этиловый спирт

6% раствор перекиси водорода

5% спиртовой раствор йода

Навескимарганцовокислого калия по 50 мг

1% раствор борной кислоты

Бактерицидный пластырь

Дистиллированная вода – 400 мл

1% раствор протаргола

Бактерицидный пластырь

Перевязочные средства

Глазные пипетки – 2 шт.(стерильные)

Стерильные ватные шарики

Стерильные резиновые перчатки – 2 пары

Критерии оценки:

«Отлично» все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.

«Хорошо» все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточно­сти; выполнены задания только со знаком *, своевременно и без ошибок.

«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком *,своевременно, при выполнении заданий допуще­ны неточности.

«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубы­ми ошибками, несвоевременно и не выполнены задания со знаком *.

Оценка___________________

Дата_______________________

Подпись____________________

Тема: ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ.

ПРАВИЛЬНАЯ БИОМЕХАНИКА ТЕЛА ПАЦИЕНТА И СЕСТРЫ

Цель: Познакомиться с лечебно-охранительным режимом и принципами биомеханики.

После изучения темы студент должен знать:

Понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и течение для пациента

Виды режимов двигательной активности

Виды транспортировки

Правильную биомеханику при перемещении и измене­нии положения тела пациента в постели

Факторы риска несчастных случаев у пациентов раз­личного возраста

Методы снижения риска падений и других травм у па­циента

Факторы риска в работе медсестры (физические, хими­ческие, биологические, психологические)

После изучения темы студент должен уметь:

Убедить пациента в необходимости соблюдения назна­ченного режима физической активности

Собрать необходимую информацию о пациенте, обсудить план совместных действий с пациентом и коллегой перед выполнением транспортировки и перекладыванием пациента

Применить правила биомеханики в сестринской практике с целью предотвращения заболеваний и травм позвоночника

Осуществить безопасную транспортировку пациента на каталке, кресле-каталке, на носилках, на руках

Оказать помощь пациенту при изменении положения тела пациента в постели

После изучения темы студент должен владеть:

Техникой использования функциональной кровати

*3адание 1.

Определите понятия.

Выпишите определение, используя конспекты лекций.

Механика тела – изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечения благоприятных движениях.

Эффект Вальсальвы – натуживание на высоте вдоха вызывает нарушения сердечного ритма и коронарного кровотока.

Постуральный рефлекс – совокупность рефлексов и реакций, обеспечивающих сохранение определенного положения тела или его части в пространстве (появление головокружения, шум в ушах)

Ортостатическая реакция – состояние человека. При резком изменении положения тела или при длительном стоянии, человек испытывает головокружение, и у него темнеет в глазах (коллапс)

Лечебно-охранительный режим – это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психологического покоя пациентов и медперсонала.


**Задание 3

Режимы физической (двигательной) активности пациента.

заполни схему.


* Задание 4

Изучив материалы лекций

заполни схему:

2. Определи и впиши названия вынужденных положе­ний пациента в постели.

1.При боли в животе пациент избегает любого прикосновения к животу, сгибает ноги.

2.При коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован.

3.При плеврите – лежит на больном боку для уменьшения боли.

4.В случае приступа удушья при астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.

5.Сидячее и полусидячее пациент принимает для уменьшения одышки – ортопноэ.

1) положение Фаулера

2) положение на боку

3) положение на спине

4) положение на животе

5) положение Симса



?● Письменно ответь на вопрос, используя материал лекций:

От каких основных факторов зависит артериальное давление.

1. Гиподинамия

2. Ожирение

3. Атеросклероз сосудов

4. Заболевания почек

5. Опухолевые заболевания надпочечников (феохромоцитома)

6. Остеохондроз шейного отдела позвоночника

Ψ* Задание 3

Измерение артериального давления.

Познакомьтесь с алгоритмом манипуляции "Измерение артериального давления".

Ответьте письменно на вопросы:

Артериальное давление чаще всего измеряют на лучевой артерии в области локтевого сгиба.

Укажите нормы артериального давления:

Верхняя граница нормы: 140/90 мм.рт.ст.

Нижняя граница нормы: 90/60 мм.рт.ст.

*"Задание 4

Характеристики дыхания.

Изучив материал учебника по Основам сестринского дела, ответь письменно на вопрос:


Заполните схему:

* 3адание 6

Измерение частоты дыхательных движений.

Ответь письменно на вопрос:

Почему, измеряя частоту дыхательных движений паци­енту, мы не должны информировать его об этом обследова­нии?

Пациент может испугаться предшествующей манипуляции и поменять свой обычный тип дыхания.

Впиши границы нормы частоты дыхательных движе­ний:

ЧДД 16 – 20 дыхательных движений в минуту.

Определите понятия:

Апное – остановка дыхательных движенй

Брадипное – непроизвольное уменьшение частоты дыхания до 12 и менее циклов

Тахипное – учащенное поверхностное дыхание (свыше 20)

*Задание 7

Артериальный пульс.

· Выпиши определение:

Артериальный пульс это толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами

· Отметь на схеме границы нормы артериального пульса:

Ps ниже 60 ударов 60 - 80 свыше 80 ударов

_________________________/______________________________/_______________________________________

Брадикардия норма Тахикардия

Ответьте письменно на вопрос:

Чаще всего артериальный пульс измеряют на лучевой артерии в области шиловидного отростка лучевой кости.

Заполни схему.

Основные характеристики артериального пульса:


*Задание 8

Графическая запись полученных результатов обследо­вания в температурном листе.

Изучив материал учебника по Основам сестринского дела, отметьте в температурном листе следующие показатели: (используй цветные карандаши)


1.................................................. 5

1.Глаза – обработать 1% раствором борной кислоты или раствором марганцовокислого калия 1:10000............................ 6

2.Кожа – обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода....................................................... 6

3.Нос – 1% раствором протаргола........................... 6

4. Рот - прополоскать 70% спиртом или 1% раствором протаргола. 6

1. Б)......................................... 11

3. А)......................................... 11

Заполни немую схему «Азопирамовая проба» (компо­ненты). 11

2.При коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован........................................ 16

3.При плеврите – лежит на больном боку для уменьшения боли. 16

4.В случае приступа удушья при астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.............................. 16

5.Сидячее и полусидячее пациент принимает для уменьшения одышки – ортопноэ...................................... 16

1) положение Фаулера.......................... 16

2) положение на боку.......................... 16

3) положение на спине......................... 16

4) положение на животе........................ 16

5) положение Симса............................ 16

Познакомьтесь с алгоритмом способы транспортировки взрослого пациента, и заполни немые графы:................................ 17


Температурный лист

Фамилия Имя Отчество пациента_______________________________________

Виды положений пациента относительно постели Активное – пациент может самостоятельно изменять свое положение, легко двигается, обслуживает себя, принимает любую позу. Такое положение характерно для пациентов с легким течением заболевания. Пассивное – пациент не может выполнять активные движения. Причины: угнетение сознания, крайняя слабость, интоксикация, поражение нервной и мышечной систем. Вынужденное – пациент занимает данное положение для облегчения своего состояния (уменьшение одышки, кашля, боли)


Примеры вынужденныхположений При боли в животе, связанной с воспалением брюшины, пациент лежит или сидит, согнув ноги, избегая любого прикосновения к животу. При плеврите пациент лежит на больном боку для уменьшения боли и облегчения экскурсии здорового легкого. При удушье – сидя, упираясь руками в кровать для облегчения дыхания, включения вспомогательной мускулатуры (положение ортопноэ).


У пациентов, не способных самостоятельно изменить положение тела или полностью обездвиженных имеется риск возникновения: пролежней – язвенно-некротические изменения кожи и других мягких тканей, появляющиеся в следствие их длительного сдавливания, сдвига или трения;








Положение Фаулера (полулежа/полусидя) – лежа на спине с приподнятым изголовьем кровати под углом С. Обеспечивается профилактика пролежней, облегчение дыхания, облегчение общения и ухода за пациентом. Виды функциональных положений пациента в постели




Положение Тренделенбурга – лежа горизонтально на спине, без подушки, с приподнятыми ногами. Способствует оттоку крови по венам нижних конечностей и притоку крови к голове. Рекомендуется для профилактики тромбоэмболии, при острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок), признаках кровотечения из желудочно-кишечного тракта. Виды функциональных положений пациента в постели




Для создания комфортного содержания пациента применяют функциональную кровать, снабженную тремя подвижными секциями, боковыми поручнями, бесшумными колесами и ручкой тормоза. В кровать вмонтированы прикроватный столик, гнезда для судна и мочеприемника, другие дополнительные приспособления, облегчающие состояние пациента и уход за ним.



Понятие о биомеханике тела Биомеханика – наука, изучающая правила (законы) механического движения тела в живых системах. Живыми системами могут быть: целостная система - человек; его органы и ткани; совершающая совместные действия группа людей. Правильная биомеханика тела обеспечивает наибольшую эффективность движения с наименьшим напряжением мышц, расходом энергии и нагрузкой на скелет.


Сохранить вертикальное положение тела в пространстве возможно только сохранив равновесие. Это позволит избежать падений, травм, уменьшит нагрузку на позвоночник. Сохранить устойчивое положение возможно при определенном соотношение центра тяжести тела к площади опоры. В положении стоя площадь опоры ограничивается ступнями ног. Центр тяжести находится примерно на уровне второго крестцового позвонка.


Правила биомеханики В положении стоя: Равновесие более устойчиво, если увеличить площадь опоры. В положении стоя расстояние между стопами должно быть 30 см, одну стопу необходимо немного выдвинуть вперед. Более устойчивым равновесие будет при смещении центра тяжести ближе к площади опоры. Это достигается небольшим сгибанием ног в коленях. Сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет правильная осанка – изгибы позвоночника, положение плечевого пояса, состояние суставов нижних конечностей: плечи и бедра в одной плоскости; спина прямая; суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник. Поворачиваться всем телом, что предотвратит опасность не физиологичного смещения позвоночника.


В положении сидя: Колени должны быть чуть ниже бедер, что позволит перераспределить массу тела и уменьшит нагрузку на поясничный отдел позвоночника. Спина должна быть прямой, а мышцы живота напряженными. Плечи должны располагаться симметрично бедрам. Поворачиваться, находясь в положении сидя, следует всем корпусом.



Выполняя правила биомеханики необходимо помнить. Что резкое изменение положения тела в пространстве может вызвать неадекватные физиологические реакции в организме: постуральный рефлекс – появление головокружения, шума в ушах, сердцебиения, иногда потеря сознания при перемене положения тела; эффект Вальсальвы – нарушение сердечного ритма и коронарного кровотока в результате натуживания на высоте вдоха. травма в результате падения.


Сестринский персонал подвергается значительным физическим нагрузкам при уходе за тяжелобольными пациентами - перемещая их в постели, подкладывая судно, передвигая каталки и тяжелую аппаратуру. Безопасность на рабочем месте должна обеспечить профилактику повреждений опорно-двигательного аппарата


Остеопороз – системное заболевание, повреждающее кости, снижая их плотность и прочность. Связан с потерей организмом минералов, особенно кальция. Физические нагрузки на позвоночник и суставы вызывают их компрессию, появление боли. Прогрессирование заболевания приводит к переломам, деформациям. Остеохондроз – дистрофический процесс в костной и хрящевой тканях. Остеохондроз позвоночника обусловлен истончением и дистрофией межпозвоночных дисков. Постоянные физические нагрузки приводят к их уплотнению и истончению, к образованию костных разрастаний и, как следствие, к сдавливанию кровеносных сосудов и корешков спинного мозга.


Эргономика – наука о взаимосвязи людей и окружающей среды в целях безопасного труда. При выборе стула необходимо учитывать: уровень верхней планки спинки расположен под лопатками; 2/3 бедра должны располагаться на сидении; ноги должны доставать до пола, стопы свободны, при необходимости использовать подставку.



При поднятии тяжести следует: располагать ноги на ширине плеч, одну ногу выдвинуть вперед; сгибать ноги в коленях; держать спину прямо; при повороте сначала поднять груз, затем плавно повернуться, не сгибая туловище; поворачиваться всем телом; не делать резких движений; использовать эргономические приспособления; по возможности подъем тяжести заменять перекатыванием, поворотом – это уменьшит мышечную работу и нагрузку на позвоночник.



При перемещении пациента следует: убедиться каково состояние и масса тела пациента, сможет ли оно помочь, имеются ли у пациента дренажи или капельницы, нужен ли помощник; создать безопасную обстановку – убрать лишние предметы, поставить кровать или каталку на тормоз, поднять или опустить кровать; выбрать самый лучший способ удерживания пациента; выбрать вспомогательные средства поднятия; подойти к пациенту как можно ближе; держать спину прямо; убедиться, что бригада и пациент выполняют движения в одном ритме.


Виды и правила транспортировки пациента: На каталке – самый оптимальный вариант – сестра испытывает минимальные физические нагрузки, пациент – максимальное расслабление мускулатуры. Необходимо, установив тормоз, осторожно уложить пациента на каталку, застеленную простыней. Пациента без сознания уложить на бок и зафиксировать или придерживать при перемещении. На кресле-каталке – необходимо следить, чтобы руки и ноги пациента не свисали при перемещении. На носилках – необходимо идти не в ногу, короткими шагами, слегка сгибая ноги в коленях и удерживая носилки на одном уровне. На руках. Пешком с сопровождением – необходимо придерживать пациента под руку, контролировать его самочувствие.



Положение пациента на спине, на животе, на боку также должно быть создано с учетом правильной биомеханики тела. Особенно это касается пациентов, которые длительное время находятся в пассивном или вынужденном положении. Поэтому, прежде чем начинать укладывать пациента в нужное для него положение, убедитесь, что у вас есть достаточное число подушек, опора для стоп и другие приспособления, необходимые при оп­ределенных заболеваниях.

Так же, как и при перемещении пациента, поднимите (если это возможно) кровать на удобную для вас высоту и уберите с нее подушки и одеяло.

Так же, как и при выполнении любой манипуляции, объясните пациенту ход и смысл предстоящей процедуры.

Независимо от положения, которое нужно будет придать пациенту, вначале следует привести постель в горизонтальное положение и передвинуть его к изголовью кровати (таким об­разом обеспечивается легкий доступ к больному).

    УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИЕ ФАУЛЕРА

Положение Фаулера (рис.1) можно назвать положением полулежа и полусидя. Укладывание пациента в положение Фау­лера осуществляется следующим образом:

    поднимите изголовье кровати под углом 45-60 о (в таком положении пациент чувствует себя комфортнее, ему легче ды­шать и общаться с окружающими);

Рис. 1. Фаулерово положение пациента:

а - угол 60°; б- угол 45°

    положите голову пациента на матрац или низкую подушку (таким образом предупреждается сгибательная контрактура шей­ных мышц);

    если пациент не в состоянии самостоятельно двигать ру­ками, положите под них подушки (таким образом предупрежда­ется вывих плеча вследствие растяжения капсулы плечевого су­става под воздействием направленной вниз силы тяжести руки и предупреждается сгибательная контрактура мышц верхней ко­нечности);

    подложите пациенту подушку под поясницу (таким обра­зом уменьшается нагрузка на поясничный отдел позвоночника);

    подложите небольшую подушку или валик под бедра паци­ента (таким образом предупреждается переразгибание в колен­ном суставе и сдавливание подколенной артерии под действием тяжести);

    подложите пациенту небольшую подушку или валик под нижнюю треть голени (таким образом предупреждается длитель­ное давление матраца на пятки);

    поставьте упор для стоп пациента под углом 90° (таким образом поддерживается тыльное сгибание их и предупреждается «провисание»).

    УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА НА СПИНУ

Мы приводим технику укладывания пациента на спину, вы­нужденного находиться именно в этом положении (рис.2).

Рис. 2. Положение пациента на спине:

а, б- различное положение рук

Пациент находится в пассивном положении:

    придайте изголовью постели горизонтальное положение;

    подложите пациенту под поясницу небольшое свернутое трубкой полотенце (таким образом поддерживается поясничная часть позвоночника);

    подложите небольшую подушку под верхнюю часть плеч, шею и голову пациента (таким образом обеспечивается правильное распределение верхней части тела и предупреждаются сгибательные контрактуры в области шейных позвонков);

    положите валики (например, из скатанной в рулон простыни вдоль наружной поверхности бедер, начиная от области вертела бедренной кости (таким образом предотвращается поворот бедра наружу);

    подложите небольшую подушку или валик в области нижней трети голени (таким образом уменьшается давление на пятки, они предохраняются от пролежней);

6) обеспечьте упор для стоп под углом 90 о (таким образом обеспечивается тыльное сгибание их и предупреждается «провисание»);

7) поверните руки пациента ладонями вниз и расположите параллельно туловищу, подложив под предплечья небольшие подушечки (таким образом уменьшается чрезмерный по­рот плеча, предотвращается переразгибание в локтевом суставе);

8) вложите в руки пациента валики для кисти (таким образом уменьшается разгибание пальцев и отведение I пальца).

    УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА НА ЖИВОТ

При высоком риске развития пролежней необходимо часто менять положение пациента. Одним из таких положений может быть положение на животе (рис.3). После некоторых операций, диагностических процедур пациент также нуждается в подобном вынужденном положении:

    приведите кровать пациента в горизонтальное положение;

    уберите подушку из-под головы;

    разогните руку пациента в локтевом суставе, прижмите ее туловищу по всей длине и, подложив кисть пациента под бедро, «перевалите» пациента через его руку на живот;

    передвиньте тело пациента на середину кровати;

    поверните голову пациента на бок и подложите под нее низкую подушку (таким образом уменьшается сгибание или пере­разгибание шейных позвонков);

Рис. 3. Положение пациента па животе:

а- положение головы и рук; б-неправильное положение ног;

в - правильное положение ног

    подложите небольшую подушку под живот чуть ниже уровня диафрагмы (таким образом уменьшается переразгибание поясничных позвонков и напряжение в пояснице и, кроме того, у женщин уменьшается давление на грудь);

    согните руки пациента в плечах, поднимите их вверх так, чтобы кисти располагались рядом с головой;

    подложите небольшие подушечки под локти, предплечья и кисти;

    подложите под стопы подушечки, чтобы предотвратить их провисание и поворот кнаружи.

    УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА НА БОК

При укладывании пациента на бок, следует поступать следующим образом (рис. 6 4):

    опустите изголовье постели;

    передвиньте пациента, находящегося в положении «лежа спине», ближе к краю кровати;

    согните левую, если вы хотите повернуть пациента на пра­вый бок, ногу пациента в коленном суставе, подсунув левую стопу в правую подколенную впадину;

    положите одну руку на бедро пациента, другую - на плечо и поверните пациента на бок на себя (таким образом действие «рычага» на бедро облегчает поворачивание);

    подложите подушку под голову и тело пациента (таким образом уменьшаются боковой изгиб шеи и напряжение шей­ных мышц);

    придайте обеим рукам пациента слегка согнутое положе­ние, при этом рука, находящаяся сверху, лежит на уровне плеча и головы, рука, находящаяся снизу, лежит на подушке рядом с головой (таким образом обеспечивается защита плечевых суставов и облегчаются движения грудной клетки, что улучшает легоч­ную вентиляцию);

    подложите под спину пациента сложенную подушку слегка подсунув ее под спину ровным краем (таким образом можно «удержать» пациента в положении на боку);

    поместить подушку (от паховой области до стопы) под слегка согнутую «верхнюю» ногу пациента (таким образом осу­ществляется и профилактика пролежней в области коленного сустава и лодыжек и предотвращается переразгибание ноги)

    обеспечьте упор под углом 90° для «нижней» стопы (таким образом обеспечивается тыльный изгиб стопы и предотвращает­ся ее «провисание»);

Рис. 4. Положение пациента на боку

    УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИЕ СИМСА

Положение Симса (рис. 5) - промежуточное между положение лежа на животе и лежа на боку:

    переведите изголовье кровати в горизонтальное положение;

    положите пациента на спину;

    переведите пациента в положение лежа на боку и частично на животе (на постели находится лишь часть живота пациента);

    подложите подушку под голову пациента (таким образом вращается чрезмерное сгибание шеи);

    подложите подушку под «верхнюю», согнутую в локтевом и плечевом суставе руку под углом 90°, «нижнюю» руку положите на постель, не сгибая (таким образом сохраняется правильная биомеханика тела);

    подложите подушку под согнутую «верхнюю» ногу так, нижняя голень оказалась на уровне нижней трети бедра образом предотвращается поворот бедра внутрь, пре­дается переразгибание конечности, осуществляется профилактика пролежней в области коленных суставов и лодышек);

7) обеспечьте упор для стоп под углом 90° (таким образом обеспечивается правильное тыльное сгибание стоп и предотвращается их «провисание»).

Рис. 5. Пациентка в положении Симса

Уложив пациента в любое из перечисленных положений, убе­дитесь, что он чувствует себя комфортно.

Все виды положений могут быть использованы у одного и того же пациента, имеющего высокий риск развития пролежней и нуждающегося в перемене положения тела каждые 2 ч.

Ухаживая за тяжелобольным, необходимо уметь придать пациенту удобное положение в постели с помощью дополнительных подушек (под спину 2 подушки при положении "полулежа", под спину 3 подушки при положении пациента "полусидя в постели"). Ноги пациента должны быть слегка согнуты в коленях. Для этого подложите свернутое одеяло. Стопы пациента должны быть в упоре, под локти пациента подложите маленькие подушечки.
При перемещении пациента в постели необходимо помнить о смещающей силе, являющейся причиной образования пролежней. Для этого при перемещении пациента необходимо перенести. Пациент участвует в передвижении в постели (перемещать желательно вдвоем).

Перемещение пациента в постели:


  • повернуть пациента на спину;
  • убрать подушку и одеяло;
  • положить в изголовье подушку, которая предотвратит удар пациента головой о спинку кровати;
  • предложить пациенту охватить свои локти кистями рук;
  • одному человеку встать у верхней части туловища пациента, подвести руку, находящуюся ближе к изголовью пациента, подвести под шею верхнюю часть плеча пациента;
  • продвигать руку далее, к противоположному плечу;
  • другой рукой обхватить ближайшую руку и плечо пациента (обнять);
  • второй помощник, стоя у нижней части туловища больного, подводит руки под поясницу и бедра пациента;
  • предложить пациенту согнуть ноги в коленях, не отрывая стоп от постели;
  • согнуть шею пациента, прижав подбородок к груди (таким образом уменьшается сопротивление и увеличивается подвижность пациента);
  • попросить пациента на счет "три" оттолкнуться пятками от постели и способствовать помощникам, приподнять свое туловище и передвинуться к изголовью кровати;
  • один из помощников, находящийся у изголовья, приподнимает голову и грудь пациента, другой укладывает подушки;
  • помочь занять пациенту удобное положение в постели;
  • накрыть одеялом;
  • убедиться, что пациенту комфортно;
  • вымыть руки.

Для предупреждения образования пролежней необходимо каждые 2 часа менять положение пациента: из положения "лежа на спине" перевести в положение "лежа на боку".

Для этого необходимо:


  • согнуть левую ногу пациента в коленном суставе (если вы хотите повернуть пациента на правый бок), подсунув левую стопу в правую подколенную впадину;
  • положить одну руку на бедро пациента, другую на его плечо;
  • повернуть пациента на бок, на себя (таким образом, действие "рычага" на бедро облегчает поворачивание);
  • подложить подушку под голову и тело пациента (таким образом, уменьшается боковой изгиб шеи и напряжение шейных мышц);
  • придать обеим рукам пациента слегка согнутое положение, при этом рука, находящаяся сверху, лежит на уровне плеча и головы; рука, находящаяся снизу, лежит на подушке рядом с головой;
  • подложить под спину пациента сложенную подушку, слегка подсунув ее под спину ровным краем (таким образом можно "удержать" пациента в положении "на боку");
  • поместить подушку (от паховой области до стопы) под слегка согнутую "верхнюю" ногу пациента (таким образом осуществляется профилактика пролежней в области коленного сустава и лодыжек и предотвращается переразгибание ноги);
  • обеспечить упор под углом 90° для нижней стопы (таким образом обеспечивается тыльный сгиб стопы и предотвращается ее "провисание").

Из положения пациента "лежа на боку" легко перевести его в положение "лежа на животе" (рис.).

Для этого необходимо:

Независимо от того, находится больной в стационаре или дома, ему необходимо создать в постели максимум удобств и обеспечить безопасность, исключая возмож­ность падения. В зависимости от общего состояния пациент принимает определенное положение в постели:

  • активное – больной произвольно, самостоятельно меняет положение в постели исходя из своих потребностей;
  • пассивное – больной неподвижен, из-за резкой слабости не может самостоятельно изменить своё положение в кровати, также при бессознательном состоянии больного;
  • вынужденное – больной принимает позу, облегчающую его состояние. Примером вынужденного положения может служить так называемое ортопноэ – сидячее положение больного со спущенными вниз ногами. Его принимают больные с недостаточностью кровообращения и застоем крови в малом круге кровообращения.

Положение больного не всегда совпадает с назначенным больному двигательным режимом:

· строгим постельным (больному не разрешается даже поворачиваться),

· постельным (можно поворачиваться в постели, не покидая ее),

· полупостельным/палатным (можно вставать)

· общим (без существенного ограничения двигательной активности).

Например, больные в первые сутки инфаркта миокарда должны соблюдать строгий постельный режим даже в случае их активного положения. А обморок, приводящий к кратковременному пассивному положению пациента, вовсе не является показанием для последующего ограничения двигательного режима.

Необходимость создания тяжелобольному удобного положения в постели обусловливает ряд требований к устройству кровати. Для этого лучше всего подходит так называемая функциональная кровать , головной и ножной конец которой можно при необходимости перевести в нужное положение – поднять или опустить. (В ее кроватной сетке предусмотрено несколько секций, положение которых меняется поворотом соответствующей ручки или пультом) Сейчас есть более совершенные кровати, предусматривающие вмонтированные прикроватные столики, штативы для капельниц, гнезда для хранения суден и мочеприемника. Подъем или опускание головной части кровати больной может производить сам нажатием специальной ручки.

В некоторых случаях для придания больному удобного положения пользуются подголовниками, дополнительными подушками, валиками, подставками для упора ног. Больным с повреждениями позвоночника под матрац подкладывают твердый щит. Детские кровати, а также кровати для беспокойных больных оборудуют боковыми сетками. Кровати в палатах устанавливают так, чтобы к ним легко можно было подойти с любой стороны.

Приготовление постели пациенту

Для тяжелобольных пациентов правильное приготовление постели и контроль ее состояния имеют очень большое значение. Матрац должен быть достаточной длины и ширины, с ровной поверхностью. Для больных, которые страдают недержанием мочи и кала, желательно использовать многосекционный матрац, средняя часть которого имеет углубление для судна. Для таких пациентов матрацы обшиваются клеенкой.

Подушки должны быть средних размеров, в некоторых случаях (при тяжелой одышке) больным удобнее находиться на высоких подушках, в других (например, после операции до выхода из наркоза) – на низких, или вообще без них.

Во всех случаях простыню тщательно расправляют, края ее со всех сторон подвертывают под матрац (иногда края целесообразно подколоть к матрацу).

ЗАПОМНИТЕ!

Прежде, чем приступать к выполнению любой манипуляции по личной гигиене:

1. Приготовьте необходимое оснащение.

2. Сообщите пациенту цель и ход выполнения.

3. Получите согласие пациента на выполнение манипуляции.

4. Поинтересуйтесь, не желает ли пациент, чтобы его отгородили ширмой.

5. По ходу выполнения манипуляции следите за состоянием пациента.

6. Узнайте у пациента о его самочувствии по окончании манипуляции.

7. Если состояние пациента ухудшилось, прекратите выполнение манипуляции. Срочно вызовите врача! До прихода врача окажите пациенту доврачебную помощь.

Последние материалы сайта