Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Методика анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Средняя длительность одного случая временной нетрудоспо­собности

07.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) занимает особое место в статистике заболеваемости в связи с высокой экономической значимостью. Это один из видов заболеваемости по обращаемости, является приоритетной характеристикой состояния здоровья работающих. Заболеваемость с ВУТ характеризует распространенность тех случаев заболеваемости работающих, которые повлекли за собой невыход на работу.

Единицей наблюдения является каждый случай временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой в данном году. Учетным документом служит листок нетрудоспособности.

Функции листка нетрудоспособности: юридическая, медицинская, экономическая и статистическая.

Оценка заболеваемости с ВУТ проводится как по общепринятой методике на основании отчетов о временной нетрудоспособности (форма № 16-ВН), так и по углубленной методике с помощью полицевого метода.

По общепринятой методике на основе данных формы № 16-ВН может быть рассчитан ряд показателей:

1) Число случаев временной утраты трудоспособности на 100 работающих (всего и по отдельным формам и группам заболеваний)=



2) Число дней временной утраты трудоспособности на 100 работающих (всего и по отдельным формам и группам заболеваний)=

3) Средняя продолжительность одного случая нетрудоспособности=

Число случаев ЗВУТ на 100 работающих указывает на уровень заболеваемости работающих. Число дней ЗВУТ на 100 работающих характеризует, в основном, тяжесть заболевания. Средняя длительность случая нетрудоспособности также отражает тяжесть заболевания.

4) показатели структуры заболеваемости по стажу, по половому признаку, по возрасту, по профессии и др.

В структуре ЗВУТ первое место занимают болезни острыми респираторными инфекциями, далее – болезни нервной системы и органов чувств, гипертоническая болезнь, болезни костно-мышечной системы, инфекции кожи, болезни органов пищеварения и др. Все показатели заболеваемости оцениваются по нозологическим формам и в динамике за ряд лет.

Применяется методика углубленного анализа, где учитываются проработавшие в учреждении не менее 1 года. Изучают все основные показатели с учетом стажа работы, стажа по профессии, пола, возраста и определяют группы риска. При углубленной методике изучения заболеваемости с ВУТ полицевым методом на каждого работающего заполняется лицевая, или персональная, карта.

Единицей наблюдения при этой методике является один “круглогодовой” рабочий (проработавший на предприятии хотя бы один полный календарный год).

По группам здоровья работающих можно распределять на 5 основных групп: 1) здоровые (не имевшие ни одного случая нетрудоспособности в году); 2) практически здоровые (имевшие в году 1–2 случая нетрудоспособности по поводу острых форм заболеваний); 3) имевшие в году 3 и более случаев утраты трудоспособности по поводу острых форм заболеваний; 4) имеющие хронические заболевания, но не имевшие случаев утраты трудоспособности; 5) имеющие хронические заболевания и имевшие по поводу этих заболеваний случаи утраты трудоспособности.

При углубленном изучении групп риска выделяют:

1. Часто болеющие: лица болели в календарном году 4 раза и более этиологически связанными заболеваниями или 6 раз и более этиологически не связанными заболеваниями.

2. Длительно болеющие: лица болели в календарном году 40 дней и более этиологически связанными заболеваниями или 60 дней и более этиологически не связанными заболеваниями.

3. Часто и длительно болеющие: лица болели 4 раза и более в календарном году (или 40 дней и более) этиологически связанными заболеваниями, 6 раз и более (или 60 дней и более) этиологически не связанными заболеваниями.

При углубленном изучении вычисляется индекс здоровья –процент лиц ни разу не обращавшихся за медицинской помощью в этом году (в норме 50-60%). Можно учитывать долю лиц с хроническими формами заболеваний, долю часто и длительно болеющих лиц и др.

Чем болеют и от чего гибнут россияне трудоспособного
возраста

Над темой номера работали

Борис
РЕВИЧ

Татьяна
ХАРЬКОВА

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности

В 1990-е годы ХХ века, несмотря на ухудшение условий труда, заболеваемость с временной утратой трудоспособности начала снижаться, но увеличилась средняя длительность 1 случая, что говорит о позднем обращении работников за медицинской помощью. В 2 раза также увеличилась и средняя продолжительность больничных листков по нетрудоспособности в связи с производственным травматизмом, статистика регистрации которого занижена примерно в 20-100 раз, если использовать методику международной организации труда (МОТ). Хуже всего регистрировались производственные травмы на предприятиях по добыче полезных ископаемых. Естественно, что случаи травматизма со смертельным исходом регистрируются лучше, но и по ним так же, как и по профессиональным заболеваниям, отчетность явно занижена примерно в 10 раз по сравнению с аналогичными показателями западных стран с адекватными условиями труда .

Статистические данные о заболеваемости с временной утратой трудоспособности в статистических сборниках «Здравоохранение в России» публикуются эпизодически и поэтому трудно проследить ее тенденцию за длительный период. По данным Леонова и соавторов , этот вид заболеваемости вырос с 2007 по 2013 год у мужчин на 14% и стабилизировался у женщин, причем также на 20% выросла и длительность этих случаев. Увеличилась заболеваемость у мужчин: по болезням системы кровообращения примерно на 20%, органов дыхания – на 13%, пищеварения - на 7%, травмам и отравлениям – на 13%. В период 2007-2010 годов регистрировалось в год в среднем до 30 млн случаев временной нетрудоспособности или 1 млн человеко-лет, т.е. доля неработающих в течение года составила 1,6% от числа работающих . В последние 3 года заболеваемость с временной утратой трудоспособности несколько снизилась (в абсолютных цифрах за 3 года на 7%), структура осталась такой же, несколько возросла доля заболеваемости БОД (до 36-39%), что может быть связано с эпидемической ситуацией по гриппу .

Некоторые дополнительные сведения о здоровье работающего населения содержатся в результатах выборочных наблюдений Росстата о распространенности хронических заболеваний по условиям труда. Так, по данным обследования 2011 года, 23% опрошенных подтверждают наличие таких заболеваний, но только 48% из них находятся под диспансерным наблюдением .

На отдельных предприятиях и территориях происходит некоторое снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Например, в Казани описано устойчивое снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности с 1995 по 2011 год по болезням органов пищеварения и органов чувств, но по таким классам заболеваний, как болезни системы кровообращения, органов дыхания, костно-мышечной системы, последствия воздействий внешних причин ситуация остается весьма неустойчивой – после отдельных лет со снижением заболеваемости вновь происходит ее рост .

С экономических позиций, для оценки качества трудовых ресурсов наиболее важен уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности, но его анализ стал весьма проблематичен, особенно по отдельным отраслям промышленности, так как отраслевые профсоюзы не проводят анализ отчетов о заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Кроме того, в медицинском обслуживании работающих произошли значительные изменения, резко сократилось число медико-санитарных частей (МСЧ), практически ликвидированы санатории-профилактории, кроме систем Федерального медико-биологического агенства (ФМБА), силовых и некоторых других ведомств, а также госкорпораций.

Многие исследователи считают, что статистические данные о случаях временной утраты трудоспособности, по сравнению с истинной пораженностью населения, занижены примерно на 20-70%. Так, масштабное обследование с использованием широкого комплекса лабораторных и инструментальных методов 130 тыс. работников бюджетной сферы Республики Саха (Якутия), т.е. до трети сотрудников, выявило, что уровень патологии системы кровообращения в 1,5 раза, эндокринной системы - в 2, других систем в 1,2-1,7 раза выше, чем уровень зарегистрированной заболеваемости . Неточность статистических данных о заболеваемости с временной потерей трудоспособности является результатом низкой доступности медицинской помощи в результате разрушения системы медико-профилактического обслуживания работающего населения, страха быть уволенным, особенно на предприятиях негосударственных форм собственности, сохраняющейся на ряде предприятий «серой» заработная платы. Существует выраженное противоречие между относительно невысокой заболеваемостью мужчин с временной утратой трудоспособности и высокими показателями смертности в трудоспособном возрасте, что свидетельствует о позднем обращении по поводу заболевания в лечебно-профилактическое учреждение. Среди женщин эти различия также существуют, но в меньшей степени, так как по ним выше показатель заболеваемости.

В условиях сложной социально-экономической ситуации, возникшей в 2014 году, резкого сокращения государственного бюджета на здравоохранение (в ценах, сопоставимых с 2013 годом, в 2015 году – на 17%), что уже привело к негативным сдвигам состояния здоровья, ожидаемого дефицита трудовых ресурсов, необходимы дополнительные меры по защите здоровья именно этой группы населения, создающей валовый национальный продукт. Специалисты в области общественного здоровья обосновывают необходимость сохранения государственного финансирования здравоохранения на уровне 2013-2014 годов, т.е. 690 млрд. руб. в текущих ценах на уровне 2013 года, или 470 млрд. руб. на уровне 2014 года . С целью стабилизации показателей состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте ими рекомендуется не сокращать бюджет Минздрава и медицинских организаций, подведомственным органам исполнительной власти субъектов РФ, по направлениям, реализация которых в предыдущие годы обеспечила устойчивое снижение смертности этой группы населения от болезней системы кровообращения . Снижение смертности от болезней системы кровообращения в значительной степени было обусловлено, в частности, финансированием специализированной высокотехнологичной медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями (создание региональных и первичных сосудистых центров, развитие сердечно-сосудистой хирургии, в т.ч. коронарная реваскуляризация миокарда с применением ангиопластики в сочетании со стентированием при ишемической болезни сердца). Несмотря на рост числа таких операций, частота оказания высокотехнологичной медицинской помощи в России ниже, чем в странах Восточной Европы. Если сохранение бюджета здравоохранения на уровне 2013-2014 годов нереально, то следует сохранить финансирование указанного направления за счет других статей расходов Минздрава.

В число приоритетных направлений Минздрава необходимо включить мероприятия по профилактике хронических заболеваний органов дыхания, т.к. в структуре заболеваемости населения трудоспособного возраста на первом месте находятся заболевания органов дыхания, но их профилактика и лечение не входят в число основных направлений государственной политики в области здравоохранения. Поэтому необходима разработка федеральной целевой программы по этой группе болезней и ее включение в основные направления наряду с заболеваниями системы кровообращения.

Приоритетные направления Минздрава не содержат специальных мероприятий по защите здоровья работающих. Между тем, в РАМН была разработана программа защиты здоровья работающего населения, в которой содержались многие конкретные мероприятия, в частности совершенствование законодательно-правовой базы, проведение налоговой политики по стимулированию ответственности работодателей за охрану труда, социальное страхование на производстве с учетом классов условий труда, уровня профессиональной заболеваемости и травматизма, созданию безопасных технологий и условий труда, развитию социального партнерства, профилактике производственного травматизма и другим направлениям . Полагаем, что необходим анализ последствий политики здравоохранения по снижению числа стационарных коек в государственных и муниципальных учреждениях, по ликвидации фельдшерско-акушерских пунктов на основании динамики данных о состоянии здоровья населения по субъектам федерации, отдельным крупным городским агломерациям; моногородам с предприятиями, обеспечивающими основные поступления в их бюджет.

Значительной проблемой остается и крайне высокий уровень производственного травматизма и другие проблемы здоровья работающего населения во вредных и опасных условиях. Работодатели считают вложения в охрану труда затратами, в то время как МОТ их рассматривает как инвестиции. Пока не начнутся коренные изменения в этой области, неизбежны ежегодные потери здоровья трудоспособного населения.

Для снижения сверхсмерности населения трудоспособного возраста необходимо дальнейшее развитие целенаправленных антиалкогольной и антитабачной кампаний. Это особенно важно в настоящее время, так как экономический кризис может привести к дальнейшему росту алкогольной смертности именно этой категории жителей страны. Кроме того, нарастающие социально- экономические проблемы, рост безработицы и увеличение числа лиц с минимальными доходами может привести к дальнейшему ослаблению состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте.

К заболеваниям с временной утратой трудоспособности относятся случаи заболеваний рабочих, служащих, колхозников, которые повлекли за собой невыход на работу. Таким образом, в данном случае речь идет о заболеваемости работающих контингентов. Этим обусловлена большая социальная значимость данной проблемы.

Единицей наблюдения при изучении заболеваемости с временной утратой трудоспособности является каждый случай временной нетрудоспособности в связи с заболеванием, имевшим место у работающего в данном году.

Учетным документом служит листок нетрудоспособности, который является не только юридическим документом, удостоверяющим временное освобождение от работы, но и финансовым, поскольку на основании его производится выплата пособий.

На каждом предприятии и в учреждениях составляют квартальные отчеты о временной нетрудоспособности по ф. № 16-ВН. Этот отчет направляется в городской, областной (краевой, республиканский) комитет профсоюза соответствующей отрасли народного хозяйства.

На основе квартальных отчетов составляются полугодовые и годовые отчеты о временной нетрудоспособности.

Основные показатели, применяемые при анализе заболеваемости с временной утратой трудоспособности:

1. Число случаев временной нетрудоспособности на 100 работающих (всего и по отдельным формам и группам заболеваний):

число случаев временной нетрудоспособности х 100_

2. Число дней временной нетрудоспособности на 100 работающих (всего и по отдельным формам и группам заболеваний):

число дней временной нетрудоспособности х 100____

численность круглогодовых контингентов работающих

3. Средняя длительность одного случая временной нетрудоспособности по болезни:

число дней временной утраты трудоспособности

по всем или отдельным заболеваниям____________

число случаев временной утраты трудоспособности

по всем или отдельным заболеваниям

4. Показатели структуры заболеваемости:

а) удельный вес случаев временной нетрудоспособности в связи с каким- либо заболеваем среди всех случаев утраты трудоспособности:

число случаев временной нетрудоспособности

по данному заболеванию х 100________________

число всех случаев временной нетрудоспособности

б) удельный вес дней временной нетрудоспособности в связи с каким-либо заболеваем среди всех дней нетрудоспособности:

число дней временной нетрудоспособности

по данному заболеванию х 100_____________



число всех дней временной нетрудоспособности

Анализ этих показателей позволяет судить о динамике заболеваемости на данном предприятии (по кварталам года, за ряд лет), проводить сравнительную оценку с другими предприятиями отрасли, выделить те заболевания, которые занимают ведущее место в структуре заболеваемости и на этой основе планировать проведение необходимых лечебно-оздоровительных и санитарно-гигиенических мероприятий. Однако возможности использования ф. № 16-ВН для углубленного изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности весьма ограничены, т.к. по этой форме невозможно оценить влияние на заболеваемость таких важных факторов как пол, возраст, профессия, стаж. Поэтому в медицинских учреждениях, обслуживающих промышленные предприятия, заболеваемость с временной утратой трудоспособности изучается по данным персонального учета.

На каждого работника предприятия заполняется специальный учетный документ («Персональная карта работающего»), в которой указывается его фамилия, имя, отчество, пол, возраст, профессия, стаж работы – общий и в данной профессии. В эту карту вносятся сведения о нетрудоспособности по больничным листкам в течение года с указанием диагноза и длительности освобождения от работы.

Полицевой учет заболеваемости с временной утратой трудоспособности дает возможность рассчитать и проанализировать еще раз дополнительных показателей в зависимости от пола, возраста, стажа, профессии:

1. Процент болевших лиц:

число болевших лиц х 100_______________________

численность круглогодовых контингентов работающих

2. Процент неболевших лиц:

число неболевших лиц х 100_____________________

численность круглогодовых контингентов работающих

3. Частота болевших лиц, имевших 1,2,3,4 случая и более временной нетрудоспособности по болезни, на 100 работающих:

число лиц, имевших определенное число случаев ВУТ



по болезни (1,2,3,4 раза и более) х 100_____________

численность круглогодовых контингентов работающих

4. Распределение лиц, временно утративших трудоспособность, в связи с болезнью по кратности случаев заболевания:

число лиц, имевших за год определенное число случаев ВУТ

по болезни (1,2,3,4 раза и более) х 100_________________

всего болевших лиц

5. Повторность обострений отдельных хронических болезней:

число случаев обострений хронической болезни,

сопровождающейся ВУТ_______________________

число лиц, болевших данной хронической болезнью

Использование персонального учета заболеваемости дает также возможность выделить группу длительно и часто болеющих, имевших в течение года 4 и более случая и 40 дней нетрудоспособности по однородным этиологически связанным между собой заболеваниям или 6 и более случаев и 60 и более дней нетрудоспособности по неоднородным заболеваниям.

на 100 работающих =Число случаев временной утратытрудоспособности/

Число дней временной нетрудоспособности на 100 работающих =Число дней временной утраты трудоспособности/ Среднегодовая численность работающих×100

Листок нетрудоспособности- юридическим документом, удостоверяющим временное освобождение от работы, и финансовым, на основании которого производится выплата пособия из средств социального страхования. Помимо паспортных данных (фамилия, имя, отчество, пол, возраст), в листке нетрудоспособности имеются сведения о месте работы заболевшего, диагнозе и продолжительности лечения. Основным статистическим документом, регистрирующим за-

болевания с ВУТ, являются «Сведения о причинах временной не-

трудоспособности» (ф. 16-ВН).

Структура-первое место - заболевания острыми респираторными инфекциями, далее - болезни нервной системы и органов чувств, гипертоническая болезнь, болезни костно-мышечной системы, инфекции кожи, болезни органов пищеварения и др.

37-травматизм – важнейшая соц-гигиенич. проблема.выделяют прозводственный(промышл,с/хоз),непроизводственный(бытовой,транспортный,уличный),спортивный. Средний уровень 120-130 случаев на 1000 насел. У мужчин в 1,5-2 раза выше. В структуре общ.заб. 10-15%. В структуре первичной инвалидности травмы занимают 2 место после ССЗ,3 место по смертности.

Организация травматологической помощи-1этап-1 помощь,2-врачебная добольничная,3-стационарная,4-восстановит лечение. Четкая тенденция к росту показателя!

38- Сердечно-сосудистые заболевания занимают сегодня первое место среди причин инвалидности населения нашей страны. При этом 4% мужчин получают I группу, 60% - II группу инвалидности. У женщин эти показатели немного ниже. Среди причин инвалидности превалируют ишемическая и гипертоническая болезни, сосудистые поражения мозга, ревматизм.

С возрастом отмечается повышение уровня заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями (кроме ревматизма). У женщин показатели заболеваемости (кроме инфаркта миокарда) выше, чем у мужчин. Увеличение показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний обусловлено такими факторами, как постарение населения, улучшение диагностики, более точная формулировка причин смерти

43. аМеждународная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (англ. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems ) - документ, используемый как ведущая статистическая и классификационная основа в здравоохранении. Периодически (раз в десять лет) пересматривается под руководством ВОЗ. МКБ является нормативным документом, обеспечивающим единство методических подходов и международную сопоставимость материалов.

В настоящее время действует Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10 , ICD-10 ). В России органы и учреждения здравоохранения осуществили переход статистического учёта на МКБ-10 в 1999 году.

Целью МКБ является создание условий для систематизированной регистрации, анализа, интерпретации и сравнения данных о смертности и заболеваемости, полученных в раз­ных странах или регионах и в разное время. МКБ используется для преобразования словесной формулировки диагнозов болезней и других проблем, связанных со здоровьем, в буквенно-цифровые коды, кото­рые обеспечивают удобство хранения, извлечения и анализа данных.

МКБ стала международной стандартной диагностической классификацией для всех общих эпидемиологических целей и многих целей, связанных с управлением здравоохранением. Они включают анализ общей ситуации со здоровьем групп населения, а также подсчёт частоты и распространённости болезней и других проблем, связанных со здоровьем, в их взаимосвязи с различными факторами.

Международная конференция по Десятому пересмотру Международной классификации болезней проведена Всемирной Организацией Здравоохранения в Женеве 25 сентября - 2 октября 1989 г. Главное нововведение в Десятом пересмотре - это использование алфавитно-цифровой системы кодирования, предполагающей наличие в четырёхзначной рубрике одной буквы, за которой следуют три цифры, что позволило более чем вдвое увеличить размеры структуры кодирования. Введение в рубрики букв или групп букв позволяет закодировать в каждом классе до 100 трёхзначных категорий. Из алфавита 26 букв использовано 25. Таким образом, возможные номера кодов простираются от A00.0 до Z99.9. Буква U оставлена вакантной (резервной).

МКБ-10 состоит из трёх томов:

· том 1 содержит основную классифи­кацию;

· том 2 содержит инструкции по применению для пользователей МКБ;

44. МСЭ - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуёмого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функции организма.

МСЭ осуществляется, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных освидетельствуемых лиц.

МСЭ осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ (Министерство труда и социального развития РФ).

На государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

· определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

· разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

· изучение уровня и причин инвалидности населения;

· участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

· определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

· определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего.

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 декабря 2004 г. № 805 О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы

В целях реализации статьи 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Установить, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро) и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).

Установить, что Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие бюро (далее - главные бюро), - в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Количество бюро определяется исходя из расчета, как правило, 1 бюро на 70 - 90 тыс.
человек при условии освидетельствования 1,8 - 2 тыс. человек в год. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться исходя из иного расчета численности населения и количества освидетельствуемых граждан в год.

Основными задачами федеральных государственных учреждений медико-социальной
экспертизы являются: проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты; изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

Бюро выполняет следующие функции:

а) проводит освидетельствование граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и у реабилитационного потенциала;

б) врач вырабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

в) устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления
инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности;

г) определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах); -

д) определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской
Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

е) дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-
социальной экспертизы;

ж) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

з) формирует в рамках обслуживаемой территории банк данных о гражданах, прошедших

и) представляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста.

Главное бюро выполняет следующие функции:

а) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения бюро;

б) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;

в) проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения бюро, а Также по
направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования, в целях
установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени
ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала;

г) дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-
социальной экспертизы;

д) формирует в рамках обслуживаемой территории банк данных о гражданах, прошедших
медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;

е) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

ж) координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории;

з) в случае проведения освидетельствования:

разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности; определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

и) определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской

Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

Фёдеральное бюро выполняет следующие функции:

а) обеспечивает предоставление всем гражданам равных возможностей для прохождения ими освидетельствования в целях признания инвалидом в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

б) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения главных бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения главных бюро;

в) проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения главных бюро;

г) проводит освидетельствование граждан по направлению главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования;

д) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в главных бюро, и при наличии достаточных оснований изменяет либо отменяет решения главных бюро;

е) осуществляет комплексную реабилитационно-экспертную диагностику с применением
новейших технологий, результатов научных разработок в целях определения наличия
ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности,
реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;

ж) проводит по поручению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации научные исследования в установленной сфере деятельности; осуществляет мероприятия по повышению квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы;

и) оказывает методологическую и организационно-методическую помощь главным бюро и бюро в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального - развития Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение указанных рекомендаций, а также законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;

к) формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов;

л) принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и вносит предложения по разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов;

м) вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения о внедрении в практику результатов научных разработок, новых технологий реабилитационно-экспертной диагностики, передового опыта главных бюро, а также реализации программ по различным направлениям медико-социальной экспертизы; н) вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения по формированию государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-социальной экспертизе.

Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы для осуществления своих полномочий имеют право:

· направлять граждан, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, в том числе реабилитационные, в целях уточнения клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей;

· запрашивать у организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности сведения, необходимые для выполнения полномочий, возложенных на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Решение бюро, не отмененное или не измененное главным бюро либо в судебном порядке, решение главного бюро, не отмененное или не измененное Федеральным бюро либо в судебном порядке, а также решение Федерального бюро, не отмененное или не измененное в судебном порядке, являются обязательными для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Структуру и штатное расписание Федерального бюро, а также смету расходов на его содержание утверждает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Структуру и штатное расписание главных бюро, а также смету расходов на их содержание утверждает Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию в пределах утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации лимитов.

Федеральное бюро возглавляет руководитель - главный федеральный эксперт по медико- социальной экспертизе.

Главное бюро возглавляет руководитель - главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителя - главного федерального эксперта по медико-социальной экспертизе, заключение, изменение и расторжение с ним трудового договора (контракта) осуществляются Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителя - главного эксперта по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации и руководителя -главного эксперта по медико-социальной экспертиз, заключение, изменение и расторжение с ними трудового договора (контракта) осуществляются руководителем Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

44. Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и др. мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Основные принципы социальной защиты:

· государственный характер , предусматривающий правовые, экономические и организационные гарантии предоставления основных видов социальной помощи;

· разграничение компетенции в сфере социальной защиты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и расширение прав местных органов власти в обеспечении мер социальной защиты;

· доступность, предполагающая возможность получения каждым нуждающимся необходимых видов и форм социальной помощи;

· адресность, которая предполагает предоставление помощи нуждающимся с учетом их индивидуальных потребностей;

· дифференциация мер социальной защиты с учетом различных медико-социальных факторов (возраст, пол, место проживания - город, село, беспомощность, одиночество и др.);

· комплексность, предусматривающую сочетание и преемственность различных видов помощи (денежной, натуральной, медицинской, правовой и др.);

· базирование на всех возможных источниках финансирования (федеральный, региональный, муниципальный бюджеты, средства общественных объединений инвалидов, благотворительные средства и др.);

· участие самого населения в формировании государственной политики в сфере социальной защиты и определения мер по ее реализации;

· взаимодействие государственных, общественных, религиозных, гуманитарных и иных организаций.

Составным элементом социальной защиты является социальная помощь (социальная поддержка).

Социальная помощь (поддержка ) - это обеспечение населения в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учётом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению, за счёт средств местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной дифференцированной помощи нуждающимся гражданам.

Среди лиц, которые нуждаются в социальной помощи в первую очередь, необходимо назвать следующие категории малообеспеченного населения: одинокие пенсионеры и одинокие супружеские пары, не способные к самообслуживанию; престарелые граждане (старше 70 лет); инвалиды I и II групп; семьи с детьми инвалидами; многодетные матери (с 3-мя и более детьми); одинокие матери (отцы); дети-сироты; лица, попавшие в экстремальные ситуации (беженцы, бомжи, лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий) и другие граждане.

Право на получение социальной помощи предоставляется нуждающимся гражданам (семье в целом или каждому нетрудоспособному члену семьи отдельно) на определённый период времени после проверки доходов и материально-бытовых условий жизни, социально-экономическое положение которых соответствует следующим основным критериям:

· совокупный среднедушевой доход ниже установленного регионального уровня;

· отсутствие средств существования;

· одиночество (отсутствие родственников, обязанных по закону их содержать) и неспособность к самообслуживанию;

· наличие материального ущерба или физических повреждений вследствие стихийных бедствий и катастроф, а также в результате исполнения служебных обязанностей.

Специальному учету и анализу подлежит заболеваемость с вре­менной утратой трудоспособности, или заболеваемость работающих контингентов (ЗВУТ).

Сбор информации о ЗВУТ в один из следующ документов:

Талон амбулаторного пациента ф. 025-6(7)/у-89

Единый талон амб пациента ф.025-8/у-95

Талон на законченный случай временной нетрудоспособности ф.025-9/у-96

Талон амбулаторного пациента ф.025-10/у-97, если компьютерный подсчет

Книга регистрации листков нетрудоспособности ф. №36/у

С целью обобщения данных о ЗВУТ ЛПУ заполняется форма 16-ВН «Сведения о причинах временной нетрудоспособности». Этот отчет предназначен для оперативных целей учета и анализа временной нетрудоспособноти работающих. Для анализа ЗВУТ рассчитывают:

Показатель чатотоы заболеваемости= Число случае ВУТ по первичным больничным листам/ Средняя численность работающих Х 100

Показатель тяжести заболевания= Число дней ВУТ по превичн бол листкам и их продолжениям/ Средняя численность работающих Х 100

Средняя продолжительность одного случая нетрудоспособности= Числоо дней ВУТ/Число случаев ВУТ

Изучать ЗВУТ нужно ежемесячно, только тогда можно выявить прчины болезней. При анализе ЗВУТ следует сравнивать показатели заболеваемости отдельных цехов между собой, со средними пока­зателями по всему заводу, с показателями других предприятии такой же отрасли промышленности, сезонность заболеваемости и т. д.

ЗВУТ имеет не только соц-гиг знач, но и соц-эконом знач, т.е. отраж заболеваемость работающих.

В отчетах с ЗВУТ учитываются не только заболевания с ЗВУТ, но и нетрудоспособность по причине беременности, родов, крантина, уходом за больным.

К этому виду заболеваемости относятся те случаи заболевания, рабочих, служащих, колхозников, котрые повлекли за собой невыход на работу. Таким образом, в данном случае речь идет о заболеваемости, работающих контингентов.

Единицей наблюдения при изучении заболеваемости с временной утратой трудоспособности является каждый подобный случай, имевший место у работающего в данном году. Учетным документом служит листок нетрудоспособности (больничный лист), который является не только юридическим документом, удостоверявшим временное освобождение от работы, но и финансовым. На каждом предприятии и в учреждениях профсоюзные комитеты и врачи медико-санитарных частей (или доверенные врачи) составляют квартальный отчет по форме № 16-ВН. Этот отчет направляется в городской, областной (краевой, республиканский) комитет профсоюза той отрасли народного хозяйства, к которой относится данное предприятие или учреждение На основе квартальных отчетов составляются полугодовые и годовые отч?п>1 о временной нетрудоспособности. В отчетной форме № 16-ВН приводятся данные о количестве работающих на данном пункте, о числе случаев утраты трудоспособности (по первичным. -листкам нетрудоспособности) и количестве календарных дней нетрудоспособности (по первичным листкам нетрудоспособности и про- должениям), имевшим место у работающих за отчетный период"(квартал, год).

Анализ этих показателей позволяет судить о динамике заболеваемости на данном предприятии (по кварталам года и за ряд лет), проводить сравнительную оценку с др. предприятиями отрасли, выделить гс заболевания, которые занимают основное место в заболеваемости рабочих, и на этой основе планировать проведение необходимых лечебно-оздоровительных и санитарно-гигиенических мероприятий.

В то же время возможности использования формы Hi 16-ВН для углубленного изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности ограничены. Она не позволяет устанавливать, кто и как часто болеет на данном предприятии, поскольку в ней отражают лишь сведения о зарегистрированных случаях заболеваний, а не о болевших лицах.

По этой форме невозможно оценить влияние на заболеваемость таких важных факторов, как пол, возраст, профессия и стаж работающих. В последние годы большое распространение в деятельности медицинских учреждений, обслуживающих промышленные предприятия, получила методика изучения заболеваемости с временной утртой трудоспособности по данным персонального учета.

На каждого работника предприятия заполняется специальный учетный документ («Персональная карта работающего»), в которой указываются его фамилия, имя, отчество, пол. возраст, профессия и стаж работы (общий и в данной профессии). В течение года работниками медико-санитарной части выкопировыяаются из больничн листов и вносятся в эти карты сведения обо всех случаях утраты тр доспособности каждым работающим с указанием диагноза и длител ноети освобождения его от труда.

МКБ-10

Система группировки болезней и патологических состояний, отражающая современный этап развития медицинской науки. Является нормативным документом, определяющим правила систематизации наблюдений при изучении зрооцеваемости. причин смерти и деятельности учреждений здравоохранения. Первая МКБ (перечень причин смерти), предложенная Бертильоном (J. Bertillon) в 1893 г., была принята Международным статистическим институтом. С 1900 г. производятся регулярные пересмотры классификации примерно I раз в 10 лет. В СССР в 1981-1982 гг. введена МКБ девятого пересмотра. Последний десятый пересмотр МКБ был в 1993 г.

Международная классификация болезне й (МКБ) -- это система группировки болезней и патологических состояний, отражающая со­временный этап развития медицинской науки. МКБ является основ­ным нормативным документом при изучении состояния здоровья населения в странах членах Всемирной организации здравоохранения.

Таким образом, следует отметить, что МКБ находится в постоянном развитии и совершенствовании.

Дальнейшая интеграция медицинских информационных систем различных стран мира связана с развитием Международной номен­клатуры болезней (МНБ), разработка которой ведется Советом между­народных медицинских научных организаций с 1970 г. Целье, МНБ является присвоение каждой нозологической единице рекомендуемого международного названия учетом специфичности, однозначности, этиологии.

В от­личие от номенклатуры основная задача МКБ - сгруппировать одно­типные патологические состояния с целью последующей аналитической обработки. В МКБ все болезни делятся на классы, классы на блоки, блоки на рубрики (шифруются тремя знаками), рубрики на подрубрики (шифруются четырьмя знаками и более). МКБ 10 состоит из трех томов.

Первый том (В издании на русском языке - в двух книгах) содержит полный перечень трехзначных рубрик и четырехзначных подрубрик, перечень рубрик, по которым страны подают информацию о за­болеваниях и причинах смерти в ВОЗ, а также специальные перечни для статистической разработки данных смертности и заболеваемости.

Второй том включает в себя описание МКБ-10, ее цели, области применения, инструкции, правила по пользованию МКБ-10 и п{ ла кодирования причин смерти и заболеваний, а также основные требования к статистическому представлению информации. Для специалистов может оказаться интересным и раздел истории МКБ.

Третий том состоит из алфавитного перечня заболеваний и характера повреждений (травм), перечня внешних причин повреждений, таблиц лекарств и химикатов (около 5,5 тысяч наименований).

Каковы же основные нововведения в МКБ десятого пересмотра по сравнению с девятым пересмотром. В МКБ-10 увеличено чисто классов (с I 7 до 21). Класс болезней нервной системы и органов чу разделен на классы VI «Болезни нервной системы», VII «Болезни! :а и его придаточного аппарата» и VIII «Болезни уха и сосцевидного отростка». Вспомогательный Е-код заменен на самостоятельный класс XX «Внешние причины заболеваемости и смертности», а V-код на класс XXI «Факторы, влияющие на состояние здоровья насеяешИ обращения в учреждения здравоохранения».

Общее число блоков в МКБ-10 доведено до 258. МКБ-10 продолжает развивать клиническую направленность систематизации болезней. В отдельные рубрики собраны заболевания, представляющие собой наибольшие проблемы для здравоохранения (инфаркт миокарда, нарушения мозгового кровообращения и др.). Введена систематизация наиболее часто встречаемых заболеваний по их разновидностям.

Новая классификация предусматривает возможность оценивать некоторые болезни по степени тяжести путем введения кода множественного поражения органов и систем. Сохранена традиция двойногокодирования, позволяющая при специальных исследованиях оценивать наиболее повреждаемые органы при инфекционных и некоторых других заболеваниях. Новая классификация сохранила специальные руб­рики для неточно обозначенных заболеваний и нечетко сформулированных диагнозов. Это может помочь организатору здравоохранения оценивать качество диагностического процесса в учреждении.

МКБ отличается от номенклатуры заболеваний определенными принципами группировки.

Классификация построена так, что ограниченное число рубрик охватывает большинство известных заболеваний.

Болезни, имеющие особую значимость для здравоохранения, помещены в отдельные рубрики и расположены в начале классов или блоков. Рубрики для смешанных или неуточненных заболевании минимизированы. Подрубрики, коды которых (четвертый знак) оканчиваю на цифру «8», означают обычно «другие» состояния и множественные поражения, а на цифру «.9» означают, как правило, то же. что и основная рубрика, но состояние не уточнено. 1b этого положения имеют исключения. Например, код.9 в рубриках Е10 - Е14 Сахарный диабет означает «отсутствие осложнений». .8 - «неуточненные осложнения», а.7 - - «множественные осложнения». Таким образом, МКБ-10 выдвигает строгие требования к формулировке диагноза, без чего невозможно выбрать точный код, наиболее полно отражающий сущность кодируемого заболевания или причины смерти.

Принципы МКБ

Болезнь, имеющая особую значимость для здравоохранения иm высокую распространенность, представлена отдельной рубрикой.

МКБ предназначена для практического использования, поэтому « ней допущен ряд компромиссов между классификациями.

Болезни сгруппированы следующим образом:

Эпидемические болезни;

Конституционные, или общие, болезни;

Местные болезни, сгруппированные по анатомической локали­зации;

Болезни, связанные с развитием;

МКБ-10 не предназначена и непригодна для индексации отдель­ных клинических случаев.

Имеются определенные трудности в использовании МКБ для изучения финансовых вопросов, таких как выписка счетов или распределение ресурсов.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ.ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЗАБ-ТИ:

Стр-ра общей з-ти: 1.6-нн орг дых-21.5/о 2.6-ин с-мы кровообращ 11.4% 3 б-ин глаза-9.2%

Ур-нь общей з-ти в 2003 1712,5 (1655.3-2OO2) на 1000 всего нас (РФ-1411.3). Общая з-ть взрослого нас 1582,8, детей - 2000,2

Первичная з-ть в 2003 г-896,1(870.6-2002) на 100 всего нас-я. Первичная з-ть детского нас- 1468,9

Стр-ра первичной з-ти: 1. б-ни орг дых-35,7%. 2.травмы и отравления-15.5%. 3.б-ни мочеполовой с-мы-7,7%

Схема изучения зд-я нас-я: законодательн по охране зд-я. Условия коллективной жизни: труд, быт. отдых, питание, миграционные процессы, уровень образования и культуры. Организация мед помощи. Соц-эк-ие ф-ры:за6-ть. инвал-тъ. физ развитие, опк-ли естествен дв-я нас, сост зд-я нас. Природно-климатич: природн ресурсы, бноклиматнч уровень, физиогеографич уровень. Биологич: пол. возраст, конституция, насл-ть.

На региональном уровне потенциал зд-я жителей зависит от: обеспеченности уч-ми З.О,мед персоналом.оснащенности леч. уч, достаточности финансирования и мат-го обеспечения, доступности помощи; экологии региона и вл-е ее на вд-е жителей; Ур-ня доходов жителей.неравенства в распределении наличия услуг З.О. и их доступности.

В общем виде Ур-нь зд-я в условиях жизни семьи определяет след группа осн-х ф-ов: питание-с6аланснрованность,калорнйность, достаточность,регулярность, жилье-отопление, наличие канализации, централизованное водоснабжен, недостаточность площади; образ жизнн(в связи с соц- професиональным статусом и уровнем жизни)-вредные привычки; финансовая доступность мед помощи, лекарств,возможностей проф-ки.

ВОЗ определил 10 главных целей стратегии «зд-е для всех в 21 столетии»:1. усиление справедливости в отношении зд-я. 2. улучшение возможностей для выживания и повышения качества жизни. 3. обращение вспять глобальных тенденций в отношении 5 основных пандемий(инф б-ей,неннф б-ей,травматизма и насилия, алкоголизма и наркомания,табакокурение). 4. полная или частичная ликвидация определённых болезней(полиомиелит и т.д.). 5. улучшение доступа к водоснабжению.санитарии.пнщ продуктам и жилью. 6. содействие здоровому и противодействие нездоровому образу жизни. 7. улучшение доступа к комплексной.качественной меднко-санит помощи. 8. поддержка научных иссл-ий в области З.О. 9. внедрение глобальных и национ систем мед информации и эпидем надзора. 10 разработка, осуществление н мониторинг политики достижения к <д-я для всех» в странах.

ИНВАЛИДНОСТЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ.ИСТ ИНФ ИИ:

Явл 1 -им из важнейших критериев зд-я. До 95 года в нашей стране понятие инвалид отождествлялось со стойким нетрудоспособным. Инв 2гр-неттрудосп-ен 1гр-еще" и нуждались в уходе.были лишены прав трудоустройства. 3 гр-была рабочей, но их неохотно брали на работу. В 95 г- закон «Соц защита инв-ов РФ», впервые в практике было вкл-но-«ребенок-инвалид».

Последние материалы сайта