Занятия по региональному компоненту в подготовительной группе. Конспект нод "экскурсия по родному краю" подготовительная группа. УО Администрации г. Новочеркасска

26.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данная тема недостаточно исследована и поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделяется должного внимания национально-региональному компоненту.


Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения происходят и в дошкольном образовании: вводится региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.


Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края; Познакомить детей с культурой и традициями родного края; Формировать представления о родном крае: истории, городах, улицах, профессиях; Познакомить с именами знаменитых земляков; Сформировать знания о живой и неживой природе родного края; Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания


Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал. 2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно- историческим фактам.) 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).


Реализация регионального компонента в ДОУ в настоящий момент происходит стихийно и без концентрации знаний дошкольников о родном крае. Следовательно, необходима целенаправленная работа по реализации национально- культурной направленности регионального компонента путем апробации выявленных педагогических условий. Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы ДОУ заключается в том, что в этот процесс должны быть включены педагоги, дети и родители.


Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми: специально организованные занятия; сотворчество воспитателя с детьми и родителями(совместная деятельность); самостоятельная деятельность; работа с родителями.


Знакомство детей с особенностями края включает в себя интеграцию в образовательной деятельности. Должны быть разработаны конспекты НОД, в соответствии с общей темой недели. Календарный план разрабатывается по блокам в соответствии с образовательными областями. При отборе краеведческих сведений для занятий важно придерживаться следующих правил: события местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей; факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными; предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия». Специально организованные занятия(НОД).


Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, уголках родного края, рассматривание альбомов, фотографий и т.д., но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне округа и района. Самостоятельная деятельность


Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении должна проводиться работа с родителями. Формы работы: творческие гостиные; Консультации; папки-передвижки; проектная деятельность: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник» и т. д. конкурсы и выставки; совместные экскурсии т.д. Работа с родителями


Одним из методов интеграции регионального компонента в образовательную деятельность ДОУ может быть включение разнообразных форм организации работы с детьми в годовое календарно-тематическое планирование. Охватывая весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ, уже на самом раннем этапе дошкольного детства, мы начинаем формировать у детей целостное представление о регионе, климатических условиях, коренном населении и окружающем нас мире природы.


Тема недели.Мероприятия. Моя страна. (Мой край. От Кенингсберга до Калининграда). НОД: художественное творчество «Герб нашей области и города». (рисование). Беседы с детьми:«Что-же это такое «Малая Родина», «История моего города», «Достопримечательности города Калининграда»., «Назови свои любимые места Калининградской обл. Где ты любишь гулять с родителями?». «Символика нашей обл. и города». Дидактические игры: «Достопримечательности Калининградской обл», «Разрезные картинки». дидактическая игра «Узнай и назови», », « Какие памятники Калининграда ты знаешь?» и т. д. Экскурсия « Город Калининград». Животные, растения. (Калининградской обл.) НОД Национальный парк «Куршская коса» «Животные Калининградской обл.» ; «Растения Калининградской обл.». Экскурсия в «Ботанический сад», Калининградский зоопарк Рассматривание альбомов, презентаций про животный и растительный мир Калининградской области, фотовыставка «Живой уголок Калининграда», и т.д. Лиственные и хвойные деревья. (Калининградский лес). НОД: Национальный парк «Куршская коса». Экскурсия на Куршскую косу, в парк, к озеру Зимующие птицы. (Птицы Калининградской обл). НОД: «Птицы Калининградской обл.» Экскурсия на Куршскую косу (орнитологическая станция, музейный центр), прогулка к озеру. Выставки, конкурсы «Домик для птиц», фотовыставкиа «Поможем птицам», рассматривание альбомов, фотографий. Д/и «Какая птица живет в наших лесах, в городе, у водоемов» и т.д. День защитника отечества. (Доблестная армия и флот Калининградской обл). Беседы по теме «Мой папа-военный»., «Моряки Балтийского флота» и т.д., художественное творчество «Балтийский флот»). Экскурсия в музей океана (экспозиция кораблей) и т.д.


Тема недели.Мероприятия. Народная культура и традиции. (Лавка ремёсел. Солнечный камень). Беседа: «Янтарь-солнечный камень». Экскурсии на хутор в п. Разино, п.Янтарный (карьер по добычи янтаря), музей янтаря. Просмотр мультимедийных презентаций «История янтаря», «Изделия из янтаря» и т.д., опытно-экспериментальная деятельность с янтарем, конкурс-выставка: изделия из янтаря своими руками и т.д. Космос. (Великие космонавты Калининградской обл). Беседы по теме. Рассматривание альбомов, презентаций о космосе и космонавтах- знаменитых земляках. Правила дорожного движения. (Прогулки по улицам нашего города). НОД: «Прогулка по Калининграду»,»Мы путешествуем на автобусе по родному Калининграду», художественное творчество «Улицы родного города». Экскурсия « Город Калининград»., экскурсия в автогородок парка «Юность» Люди. Взрослые и дети. (Знаменитые земляки). Беседы о знаменитых людях, родившихся или живших в Калининградской обл. День победы. (Память героев ВОВ увековечены в названиях городов и улиц. Памятные места). Беседы:« Страницы памяти», «По местам боевой славы», «Памятники героям». Просмотр презентаций. Экскурсия «Памятники ВОВ город Калининград». НОД «Штурм Кенигсберга» и т.д. Цветущие растения леса, сада, луга. (Наш « Город сад»). НОД: «Природа родного края». Просмотр презентации: «Растения Калининградской области» Прогулка в «Ботанический сад». Д/и. по теме. Стройка.НОД: художественное творчество: «Разные дома моего города», «Построим разные дома», «Город» (Дидактическая игра «Узнай и назови», Беседа: « Достопримечательности города Калининград».


Изучение родного края позволит нынешним дошколятам расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим.


«Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания». В. А. Сухомлинский

Сундукова Татьяна Александровна
Воспитатель ВКК МДОУ «Детский сад комбинированного вида №230» г. Саратов

Программное содержание:
— обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам (флаг, герб, гимн);
— продолжать воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, родному городу;
-закрепить названия крупных российских городов и рек;
— обогащать словарный запас детей.

Оборудование:
Глобус, карта России; Государственный флаг РФ, изображение герба Российской Федерации, герба города Саратова; денежные знаки России, документы с изображением герба России; аудиозаписи государственного гимна и песен о России; презентация, мультимедийный проектор; ленты, деревянные ложки; листы бумаги, краски, кисти по количеству детей.

Предшествующая работа:
— рассматривание глобуса
— просмотр видеофильма «Путешествие по Москве»
— показ презентации «Русский народный костюм»
— беседы о государственной символике: гербе, флаге, гимне
— разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, России
— рассматривание фотографий и иллюстраций городов и изображений рек
— ролевая игра «Мы путешествуем по родному краю»
— рассматривание живописных произведений о Родине
— музыкально-литературный час «Люблю просторы русские»
— беседа «Без добрых дел нет доброго имени» об известных людях города.
— экскурсия в краеведческий музей
— знакомство с гербом, флагом г. Саратова

Творческая работа:
— рисование Государственного флага
— коллективная аппликация «Родной город»
— составление атласа мира
— выставка рисунков «Мой Саратов»

ХОД
Дети входят в нарядно украшенный зал. Звучит песня «С чего начинается Родина…». Музыка В. Баснера, слова И. Матусовского.
Слайд
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие по бескрайней Родине – России. А завершится оно — в родном городе Саратове. Как вы думаете, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, автобусе, поезде, теплоходе, машине…).
Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, который уже нас ждет. Но для того, чтобы занять места в вагоне, надо приобрести билеты. А цена билета – одна улыбка.
Упражнение «УЛЫБКА»
— Ну что ж, билеты куплены – занимайте места в вагоне.
Дети садятся в «поезд»
Воспитатель:
Раз, два, три, поспеши.
Место ты своё займи.
Не зевай, не скучай.
Лучше всё запоминай.
Мы в поезде сейчас
По России едем.
Что увидим — всем расскажем,
Как домой приедем.
Звучит аудиозапись «Голубой вагон»
Слайд
Первая остановка: «Наш мир»
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Мой родной, мой земной,
Мой кружащийся шар.
Дети, о чём я говорю? (о земном шаре)
Слайд
Воспитатель:
Правильно, наша планета Земля имеет форму шара.
Вы уже знаете, что на Земле существует много разных стран, больших и маленьких. А какие страны мира вы знаете? Как называется наша страна? (ответы детей)

Воспитатель:
А кто знает, какая страна самая большая в мире? (ответы детей)
Воспитатель:
Самая большая страна в мире – это наша Родина, Россия. Посмотрите, какую
Огромную территорию она занимает.

Слайд
Воспитатель показывает границы Российской Федерации
Ребенок:
Как велика моя земля,
Как широки просторы.
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

Воспитатель: Наша страна Россия – великая, сильная, красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много: русские, чукчи, чуваши, башкиры, татары… Каждый народ говорит на своём языке, имеет свои обычаи и обряды.
Расскажи стихи руками
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
В. Степанов

Воспитатель:
А кто знает стихотворение о Родине?
Ребенок:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

Воспитатель: Назовите столицу нашей Родины.
Ребенок:
Здесь Кремль,
Здесь Воробьёвы горы
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город!
Гордится им моя страна!
Всем городам она глава,
Столица Родины – Москва.
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. («Жить – Родине служить»; «Родина поучает – Родина выручает»; «Кто за Родину горой, – тот истинный герой» и т. д.)
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов. А теперь подойдите к карте и скажите, чем богата наша страна?
Перед детьми карта и иллюстрации гор, рек, равнин России. Воспитатель с детьми соотносят иллюстрации с картой.
Воспитатель: Найдите реки. Как их много! И какие они разные. У каждой своё название. Какие названия рек вы знаете? Ответы детей

Ребенок:
Одна река особенно любима русским народом. «Красавица народная, как море, полноводная…» – это о Волге. Люди ласково называют её «Волга – матушка».
Воспитатель показывает реку Волгу на карте.
Воспитатель:
Волга – мать русских рек. Волга – река труженица. Вниз и вверх по реке корабли везут различные грузы: лес, хлеб, нефть. Волга кормит страну рыбой. Волга – чудесная трасса для водных путешествий (показ на карте). Куда же несёт свои воды река? (воспитатель определяет по карте). — В Каспийское море.

Физкультминутка
Дети – ручейки. У них в руках голубые ленты. Воспитатель – море. У него в руках голубая косынка. Под музыку дети изображают родники, которые становятся ручейками. Ручьи бегут в реку. Река несет свои воды в море, а море в океан.
Воспитатель: Реки на карте обозначены голубым цветом. А каким цветом обозначены на карте равнины? Зелёным. А почему? (На них много лесов и полей). Что на карте окрашено в коричневый свет? (Горы. Чем выше горы, тем цвет темнее). Воспитатель с детьми находят на карте горы и равнины.

Воспитатель: На юге нашей страны есть гора Эльбрус – самая высокая гора России. На востоке – Уральские горы. (Саяны, Алтай). Показывает на карте. Едем дальше.
Звучит музыка «Паровоз», дети топают ногами, изображая стук колес.

Вторая остановка.

«Символы нашей страны – России»

Воспитатель:
У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн). Из каких частей состоит флаг? (Дети называют и показывают древко и полотнище). А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный). Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу). А синяя? (Небо, реки, озёра, моря). Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).

Белый цвет – березка,
Синий — неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет
В. Степанов

Воспитатель:

Я расскажу вам о гербе нашей страны (показывает изображение герба). На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орёл. Это символ нашего государства. Посмотрите на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает повсюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла — красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами у него развивается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копьё, которым убивает дракона. Дракон – символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. А от слова «копьё» произошло слово «копейка», т. к. изображение Георгия Победоносца с копьём в руке издавна чеканили на мелких монетах. В правой руке у орла – скипетр, а в левой – держава. Это символы власти, управления государством. Скипетр – это жезл, короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его.

У Росси величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
В. Степанов

Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (На важных документах, на деньгах). слайд

Воспитатель: Третий государственный символ – государственный гимн. Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная песня страны. Его слушают стоя. Прослушивают гимн Российской Федерации стоя.

Воспитатель: (Звучит гудок паровоза) Отправляемся дальше в путь.
А чтобы не скучать в дороге, послушаем стихи о бескрайних просторах нашей страны.
Ребёнок:
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.

Ребёнок:
Каждая берёзка, кустик каждый
Задремавшие в снегу поля –
Всё напоминает мне о самом важном –
Только здесь родимая земля!
Ребёнок:
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть мне об одном –
Это ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.

Третья остановка «Наш город»

Воспитатель: Дети, посмотрите в окно, где мы оказались? В городе, где живем. Как называется наш город? (Саратов)
Слайд
Воспитатель: На какой реке стоит Саратов? (на Волге). На каком берегу Волги находится Саратов (на правом)
Слайд
Ребята, а какие названия улиц нашего города вы знаете? Какие достопримечательности есть у нас в городе? (Ответы детей)
Воспитатель:
Дважды побывал в городе Саратове Великий царь Пётр I. Осмотрев с горы окрестности, он подарил все видимые оттуда земли. Город быстро рос и вскоре Саратов стал губернским городом, его стали называть «Столицей Поволжья» и присвоили герб.
Слайд
Воспитатель: Ребята расскажите, что изображено на гербе нашего города? (Ответы детей) Как вы думаете, почему у Саратова такой герб? (Ответы детей)
Воспитатель:
А куда вы каждое утро приходите? (В детский сад) Чем вы занимаетесь в детском саду? (Ответы детей)

Дети по цепочке декламируют стих
Мы играем возле дома
И зимой, и летом.
Всё давным-давно знакомо
В дружном доме этом!
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь.
Слышишь, улица родная!
Нет тебя чудесней!
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
Посмотри, как хорош,
Город тот, где ты живешь.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Мы, россияне, после работы любим петь, плясать. Давайте исполним русский народный танец.
Русский народный танец с ложками
«Ах, вы сени», обработка Ломовой
Воспитатель: Где мы сегодня были? (путешествовали по родной стране)
О чем вы узнали в путешествии? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям нарисовать, то, что им понравилось в путешествии. Дети рисуют под фонограмму песни «Широка страна моя родная…», повтор слайдов

УО Администрации г. Новочеркасска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №11

Примерный конспект НОД

по использованию регионального компонента

на занятиях по подготовке к обучению грамоте

для детей старшего дошкольного возраста

«В гостях у Нахалёнка»

Разработала

учитель – логопед Батаева С. А.

г. Новочеркасск

Цель: Содействовать воспитанию старших дошкольников как жителей Дона, как наследников культуры и истории прошедших поколений.

Задачи:

▫ Обогащение знаний и представлений детей о родном крае.

▫ Развитие речемыслительной памяти через отгадывание загадок, договаривание пословиц.

▫ Обогащение и активизация словарного запаса детей региональным материалом (быт, культура и т.д.).

▫ Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах в предложных и беспредложных конструкциях с опорой на карточку – символ.

▫ Совершенствование навыка составления распространенных описательных предложений по серии картин.

▫ Дальнейшее развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общей моторики, координирования речи с движением.

▫ Работа по профилактике артикуляторно – акустической дисграфии через совершенствование навыка слогового анализа.

Средства обучения : компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, экран.

Создание проблемной ситуации.

Нам по электронной почте пришло письмо, нужно поторопиться, чтобы успеть прочитать его.

Показ мультимедийной презентации.

Кто это нам прислал письмо? (Нахаленок) Кто такой Нахаленок? (мальчик, герой произведения Михаила Александровича Шолохова) О ком писал М. А. Шолохов? (о казаках) А кто же такие казаки? (вольные люди, которые бежали от богатых, селились на Дону) Правильно, Михаил Александрович тоже был донским казаком. А Нахаленок казак? (когда он вырастет будет казаком, а пока еще маленький – он казачонок)

Появляется текст: Я хотел вам написать о казаках, но писать я не умею, поэтому постарайтесь сами догадаться обо всем по рисункам.

Как называется жильё казаков? (казаки жили в хатах и куренях) Что такое хата? (Хата – это дом казака, она была очень маленькой всего из двух комнат, крыша была из камыша, стены тоже из камыша, но сверху их обмазывали глиной. Курень – большой дом. Он был из двух этажей – низов и верхов, с высокими лестницами. Курень разделялся на две половины – мужскую и женскую. Его строили из дерева. Крышу покрывали железом или шифером.)

Заботливые хозяйки делали все, чтобы дом был красивым как снаружи, так и внутри. В доме было много разных предметов, которые нужны были в домашнем хозяйстве. Вам передали картинки с изображениями различных предметов. Откройте конверты и расскажите, что у вас там находится. (нельзя ответить, потому что все картинки рассыпались на мелкие части, сначала их нужно собрать)

Составление целого изображения из отдельных фрагментов.

(ведра и коромысло, сети и рыба, ложка, кот, муравьи, метла)

А теперь постарайтесь отгадать загадки, используя свои картинки.

Кривой двух братцев

Понес к Дону купаться.

Пока братцы купаются,

Кривой на берегу валяется.

(ведра и коромысло)

Не казак, а с усами,

О четырех ногах, а не конь,

Песни распевает,

Каждый его знает.

(кот)

Для гостей дом

Опускали в Дон.

Когда с воды подняли,

Всех гостей собрали.

(сети и рыба)

Пришли казаки без топоров,

Срубили избу без углов.

(муравьи)

Лохматый казак,

Посередине кушак,

По двору ходит,

Порядок наводит.

(веник)

Летала пташка

Промеж рта и чашки.

(ложка)

Чем же занимались казаки? (показ иллюстраций)

(Защищали Родину, ловко скакали на конях, были казаки – кузнецы. Они работали в кузницах, делали разные вещи для дома и подковы для лошадей. Казачки с казачатами собирали виноград. Казаки плели из виноградных веток корзины, верши для ловли рыбы и раков, и даже сундуки. Посуду казаки нигде не покупали, а делали ее сами из специальной глины. Казаки ловили рыбу сетями).

Посмотрите, ребята, что это нам Нахаленок показывает! Так бывает или нет? (в речке поймали лису)

А мы с вами тоже знаем небывальщину, сможем ее рассказать?

Логоритмическое упражнение «Небывальщина».

Щука плавает в Дону, спит на яблоне в саду…

Шерсть смотали мы в клубок, выйдет шелковый платок!...

Закудахтал пес Барбос: в конуре яичко снес…

В марте стаял снег и лед – это к нам весна идет!

Куда же пропал Нахаленок? Наверное он решил поиграть с вами в прятки. Внимательно посмотрите на картинку, пользуясь специальным значком, ответьте, где Нахаленок? (под лавкой, в подсолнухах, на крыше, в хате, за куренем)

Что теперь нам хотел показать Нахаленок? (коней) Да, конь для казака – самый верный друг. Про него казаки пели песни, придумывали сказки и пословицы. А о чем еще казаки слагали пословицы? (о труде, о песнях, о Родине и т.д.) У нас есть начало пословицы, но нет конца.

Игра «Добавлялки».

Казак с конем (когда?) - ………….. и ночью, и днем.

Казачьи песни слушать – ……… мед ложкой кушать.

Земля донская - ……….. казаку мать родная.

Ветру – поле, а казаку – ………. воля.

Не ленись казак с плужком, …….. весной будешь с пирожком.

Казак-донец – и…. швец, и …. жнец, и ….. на дуде игрец, и ………. в хоре певец, и ……. в бою молодец!

Мы сегодня с вами уже собирали рассыпанные картинки, а теперь у Нахаленка рассыпались слова. Следите внимательно за конем, читаем слоги по порядку. Затем из карточек на столе составляем такое же слово.

(КАЗАЧКА, ХАТА, КАМЫШИ, ЛАМПАСЫ)

Вы справились со всеми заданиями, знаете много казачьих пословиц. А что это такое? (мяч) Для чего он нужен? (играть) Где будем играть с мячом? (на улице) Отправляемся на улицу играть с мячом в «Воеводу».

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 “Улыбка” п. Лежнево

Конспект НОД с учетом регионального компонента в старшей группе

«Необычное путешествие»

ЦЕЛЬ: знакомство детей с городом Шуя Ивановской области.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

Формировать представления детей о городе Шуя, его достопримечательностях, символике города (гербе, его отличительных признаках)

Познакомить детей с технологией изготовления мыла.

Развивающие:

Пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность.

Продолжать обогащать и развивать речь и мышление детей.

Воспитательные:

Чувство гордости, любви за свой край, интерес и любовь к малой родине.

Методы и приемы: беседа, показ, видеообращение, экспериментирование

Оборудование

Проектор, экран.

Мыло различных сортов

Мыльная основа, пищевые красители

Формы для мыла

Микроволновая печь

Ход занятия.

Слайд№1

Эмоциональный настрой.

Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

В. Ребята, у меня для вас сюрприз от ребят из д/с «Улыбка»? (Да)

слайд №2 - загадка «похоже на пряник и разного цвета, собрало в себе запах трав всего света. Ребята охотно им моют ладошки, и Тани, и Вани, Марины, Антошки. Догадались что это такое? (……)

Слайд№3 - приглашение на выставку).

Ребята вы хотите побывать на выставке мыла? (Да).

Слайд№4

Пожалуйста, проходите. Посмотрите сколько здесь разнообразного мыла

Возьмите по кусочку. Рассмотрите его. Можете понюхать.(Имя ребенка)какое у тебя мыло? (…….)для чего нужно оно?(……) (ЗАКРЕПИТЬ ПОНЯТИЯ МЫЛА: ХОЗЯЙСТВЕННОЕ, ТУАЛЕТНОЕ , ДЕТСКОЕ, АРОМАТНОЕ, САМОДЕЛЬНОЕ.)Ребята оказывается, мыло бывает разным.(Мыло имеет запах, цвет, форму. Оно может быть твёрдым и жидким.)А как вы думаете, всегда ли было мыло? (…..) Нет ребята, не всегда! В давние – давние времена люди готовили мыльный раствор из золы, которую брали из печек, и заливали крутым - крутым кипятком, и этим раствором люди мылись и стирали белье…. и только потом научились делать мыло и для этого были построены мыловаренные заводы. А как вы думаете, что делали на этих заводах?

А вы знаете, что в нашей Ивановской обл. в городе Шуя, который находится недалеко от нашего посёлка были мыловаренные заводы. Хотите познакомиться с этим городом?.……..(Да). Приглашаю вас на просмотр фильма.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: в нашей Ивановской области есть много городов. Среди них старинный город Шуя (СЛАЙД №5 КАРТА. Город расположен на живописных берегах реки Тезы и находится недалеко от нашего посёлка.

СЛАЙД№ 5Герб Посмотрите это герб города Шуи, что изображено на нем?(,) Лев обозначает власть и могущество. ребята а хотите узнать что это такое?(Про мыло).

Слайд №7 Шуя старинный торговый город и главной достопримечательностью является Воскресенский собор. С давних пор Шуя славилась своим мыловаренным производством, было 11 заводов по производству мыла.

СЛАЙД № 8 Сейчас, к сожалению в Шуе мыльный промысел уже давно не развивается, но стало традицией проводить в городе праздник мыла. Горожане и гости города играют в игры с мыльными пузырями, могут побывать на ярмарке мыла и даже приобрести мыло ручной работы. ребята, теперь вы догадались что же изображено в нижней части герба. (……)

СЛАЙД № 9 музей. При возможности я советую вам побывать с родителями в этом городе и посетить краеведческий музей, и познакомиться с экспонатами. одним из которого является старинное мыло .

(СЛАЙД№ 10 мыло)

Ребята, а похоже оно на то, которое вы видели на выставке.

Ребята, а как вы думаете в домашних условиях можно изготовить мыло? А вы хотели бы научиться изготавливать мыло? (да).

СЛАЙД № 11 Для приготовления мыла необходима мыльная основа, которую следует мелко порезать, затем ….. как вы думаете что нужно сделать с ней дальше (поставить в микроволновую печь). Ребята, для чего ее надо поставить в микроволновку? (……) Для того что бы мыло было полезным и вкусно пахло в него добавляют ароматные масла. После того как добавят масло в основу как вы думаете что еще добавляют? добавляют краситель и всё тщательно перемешивается и заливается в формочки, которые смазываются маслом. Получившаяся масса, прежде чем стать твёрдым куском мыла длительное время должна постоять в формочках. Процесс изготовления мыла очень увлекательный, требует внимания, терпения и осторожного обращения.

А сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию, где вы сами можете приготовить мыло. по дороге в лабораторию мы с вами поиграем.

Утром солнышко встает, (Руки поднять вверх)

Всех на улицу зовёт (Руки на пояс)

Выхожу из дома я: (шагаем)

«Здравствуй, улица моя!» (шагаем)

Отвечаю солнцу я (руки вверх)

Отвечаю травам я (присесть)

Отвечаю ветру я (руки вверх и помахать)

Здравствуй, Родина моя! (обнять себя)

Проходите пожалуйста. Надевайте фартучки. Занимайте места,кому, где нравиться.

Процесс изготовления мыла очень увлекательный, требует внимания, терпения и осторожного обращения.

Ребята посмотрите, что у меня в большой чашке? (…….) Правильно это мыльная основа, которая уже мелко порезана, вспомните, что дальше мы с ней должны сделать? (…….). я приглашаю помощницу, которая нам поможет растопить мыльную основу в микроволновой печи. Мыльная основа будет горячая скажите как мы должны с ней обращаться(……..). (внесли основу) , а сейчас разрешите мне налить мыльную основу каждому из вас. Ребята, как вы думаете, что дальше мы будем делать? (……), Пожалуйста, добавьте по 3 капельки масла, не забывайте перемешивать, делайте всё очень аккуратно… Следующий этап, добавляем (…..) пожалуйста, добавьте по 5 капель красителя, а теперь снова осторожно перемешайте. Берите формочки, в которую мы будем переливать получившуюся массу. А сейчас предлагаю ваши формочки поставить на поднос, и когда оно застынет вы сможете взять его домой и подарить его своим любимым мамам, бабушкам, сестрёнкам на праздник 8 Марта. А ребята из д.с. «Улыбка» изготовили и прислали мыло, которым вы будите пользоваться на группе со своими друзьями.

Ребята понравилось вам наша встреча?

А что вам больше всего понравилось? (………)

Я надеюсь, что вы узнали много нового и интересного.

А сейчас разрешите проводить вас на группу и расскажите другим ребятам, что вы узнали сегодня интересного.

Краткие сведения о группе: Подготовительная к школе группа, 6-7 лет.

Цель: Приобщать детей к художественной культуре общества, продолжая знакомить с разными жанрами живописи, внедряя региональный компонент в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

Обобщить и систематизировать материал по теме "Жанры изобразительного искусства". Продолжить формирование интереса детей к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства, через рассматривания иллюстраций картин и знакомства с творчеством Усть -Кутского художника Михаила Азизова;

Способствовать развитию положительных эмоций, через приобщение детей к произведениям искусства. Развивать наблюдательность, воображение, зрительную память, художественный вкус, умение излагать мысли.

Воспитывать уважительное отношение к работникам музея, к художнику, прославившего Усть -Кутский край, эмоциональную отзывчивость, помогая постичь эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных образах.

Форма организации детей: групповая, непрерывно - образовательная деятельность.

Планируемые результаты :

Формирование основ художественной культуры детей, как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения. Освоение детьми художественной культуры во всем многообразии её жанров, как материального выражения духовных ценностей.

Развитие у детей освоение практических умений и навыков восприятия, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

Знакомство детей с творчеством своего земляка, Усть -Кутского художника Михаила Азизова.

Интересные сведения для педагогов.

Виртуальная экскурсия является одним из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе. С помощью виртуальной экскурсии реализуется принцип наглядности обучения.

Виртуальная экскурсия играет важную роль в повышении квалификации педагогов. С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

Доступность - не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.

Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации.

«Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств »

Предварительная работа: Беседы о музеях, работниках музеев и картинах. Рассматривание репродукций различных картин. Рисование натюрмортов, пейзажей, портретов на НОД и в свободной деятельности детей. Выставки детских работ: "Милой мамочки портрет", "Зимняя сказка". Этюды, нацеленные на развитие актерских данных, чтение художественной литературыДидактическая игра на знание жанров живописи «Художники-реставраторы» (Приложение 1)

Словарная работа: Пейзаж, натюрморт, портрет, бейджик, экскурсовод. Демонстрационный материал: Презентация, д/и «Жанры изо».

Оборудование: Рама к игре «Живая рамка», бейджик экскурсовода, коробка с карандашами, мольберты, доска.

Техническое оснащение: Ноутбук, музыкальный центр.

Методы и приёмы: Информационно - рецептивный метод (рассматривание картин, иллюстраций), словесный (беседа, искусствоведческий рассказ, художественное слово (разгадывание загадок)), репродуктивный метод (игра "Художник"), эвристический метод: игры "Живая картина", "Жанры ИЗО".

Образовательные области:

Приоритетная: художественно-эстетическое развитие.

В интеграции: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная, двигательная.

Структура НОД:

I. Вводная часть -организационный момент.

1.1. Беседа, что такое музей и кто работает в музее.

1.2. Правила поведения в музее.

1.3. Сюрпризный момент, проговаривание заветных слов, записка от директора музея.

Целевые ориентиры: Обладание установкой положительного отношения к миру. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

II. Основная часть

2.1. Беседа о портретах по слайдам

2.2. Рассказ ребёнка по репродукции картины Валентина Серова «Портрет Мики Морозова "

2.3. Рассказ ребёнка по репродукции картины Ильи Ивановича Машкова «Синие сливы "

2.4. Знакомство детей педагогом дополнительного образования с репродукциями картинМихаила Азизова

Целевые ориентиры: Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Проявление инициативности и самостоятельности. Проявление любознательности. Построение речевого высказывания. Формирование способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Следовать социальным нормам поведения и правилам.

III. Заключительная часть. Подведение итогов деятельности, поощрение детей.

3.1. Игра "Живая картина"

3.2. Игра "Жанры ИЗО"

3.3. Подарок (коробка с карандашами)

Целевые ориентиры: Рефлексия. Формирование навыков оценки собственных результатов.

I. Вводная часть

1 слайд: обложка.

Ребятки, сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей изобразительного искусства.
Кто знает, что такое музей?

Примерные ответы детей: музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и показом предметов — памятников старины).

Педагог дополнительного образования: В музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.
Примерные ответы детей:
Экскурсовод - это тот, кто проводит экскурсии.
Научный сотрудник - собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, в интернете, документах)
Смотритель - смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.
Реставратор - человек, который ремонтирует изделия старины.

Педагог дополнительного образования: А теперь давайте вспомним правила поведения в музее.
Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками.
Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
Педагог дополнительного образования: Правила мы повторили, теперь можно начать экскурсию.

Чтобы нам оказаться в музее,

нужно с закрытыми глазами повернуться вокруг себя и сказать «заветные» слова:

Раз - и два - и три!

Мы в музее посмотри !

Педагог дополнительного образования: Странно. Что-то никого не видно. Никто нас не встречает. Смотрите записка для нас.

Читает записку: «Здравствуйте, дорогие ребята. Приношу вам свои извинения, но все работники музея уехали за новой картиной. С уважением, директор музея".

Что же делать? А вы хотите побыть взрослыми? Я предлагаю вам заменить экскурсоводов. Давайте попробуем сами рассказать о картинах. Но, в начале, отгадайте

II.Основная часть

2 слайд: загадка о портретах. -А, что такое портрет? Ответы детей. Портрет - это изображениене придуманного человека, а кто действительно живет или жил на земле.

3 слайд: -Какой бывает портрет в зависимости от того человека какого пола на нём изображён? правильно: мужской, детский, женский.

4 слайд: -Какой бывает портрет в зависимости от того сколько человек изображено на портрете? Да, одиночный, парный, групповой.

5 слайд: Репродукция картины Валентина Серова "Портрет Мики Морозова"

Посмотрите внимательно, что вы можете рассказать об этой картине.

(Ребенку, который захотел рассказать о картине, «вешается» бейджик экскурсовода)

Примерный рассказ ребёнка:

Перед вами «Портрет Микки Морозова» Валентина Серова. Художник показал подвижного, любознательного мальчика. Он чуть присел на краешек кресла. Но вдруг что-то или кого-то увидел. Может мама зашла в комнату или забежала любимая собачка. Глаза широко раскрыты. Он внимательно смотрит. Чуть приоткрытый рот. Видны белые зубки. Мальчик, наверно, недавно проснулся. Так как у него румяные щёчки. Микки стало любопытно и он готов оттолкнуться рукой от кресла и вскочить. Художник любуется мальчиком. Он не использовал много красок, а получилось очень красиво. А вам ребята понравился этот портрет?

Педагог дополнительного образования:

Вот мы и выслушали рассказ нашего экскурсовода. Что ему надо сказать?

6 слайд: загадка о натюрморте.

7 слайд: репродукция картины Ильи Ивановича Машкова «Синие сливы».

Кто расскажет об этой картине?

Примерный рассказ ребёнка:

А я хотел(а) бы рассказать об этой картине. Она называется «Синие сливы» А написал её Илья Иванович Машков. В центре на белой тарелке апельсин. Он самый большой, оранжевый. Он как царь. Его плотным кольцом окружили сливы. Словно стража. Сливы ярко-синие, с мерцающей голубезной. Около тарелки лежат вкусные, сочные, с бархатистой кожицей персики. Персики разного цвета: бордово-розовые, оранжево красные, зеленовато-жёлтые, с красным бочком. Представим, будто перед нами развернулось фруктовое войско во главе с царём Апельсином. Стражники сливы хоть и не большие, но надёжно охраняют его. Они здесь главные. Вот почему художник так назвал свою картину.

А вам понравилась картина? Отзывы детей.

Спасибо за рассказ.

8 слайд: загадка о пейзаже.

9,10,11 слайды: репродукции картинМихаила Азизова

Педагог дополнительного образования: Ребята, посмотрите, это репродукции картин нашего земляка Михаила Азизова. Маленький Миша очень много времени проводил на природе. Взяв с собой листы бумаги и краски, он уходил из дома на весь день, а когда возвращался, приносил в сумке первые этюды. Став взрослым. Всю свою любовь к Усть-кутскому краю решил передать детям. В посёлке Янталь, Михаил Азизов открыл изостудию «Палитра» в детском доме. Сейчас он преподаёт в лицее нашего города.

Я предлагаю вам рассмотреть эту картину (11 слайд) . Картина называется «На рыбалке». На берегу нашей красавицы реки Лена рыбачат два рыбака. Скорее всего - это раннее утро или вечер. Солнца не видно. Но на облаках жёлтые отливы. Воды реки прозрачны. В них отражаются Щёки. Так называются скалы на берегу Лены. Глядя на картину, испытываешь спокойствие, умиротворения. Мне очень нравится это картина. А вам, ребята, понравилось, как Михаил Азизов нарисовал нашу природу? Ребята, в этом и заключается сила искусства - среди множества красивых мест в лесу, на природе, художник сумел выделить главное, что сам видел, переживал, а потом написал на своей картине.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Художник». С помощью жестов и мимики вы должны изобразить героев картин.

Наш художник носит бант. (Дети изображают, как завязывают бант)

У него большой талант.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

На картине, как живая Бабушка с бокалом чая.

(Показывают бабушку с чаем)

Ребятишки все смешные. (Дразнилки) Спят ребята озорные. (Спят)

III. Заключительная часть

Педагог дополнительного образования: Молодцы, вы очень выразительно показали героев картин. А я приглашаю вас дальше. Смотрите рамка пустая. А тут написано «Живая картина». Быстренько посоветуйтесь и придумайте свою картину. Дети делятся, берут необходимые атрибуты для составления картины. Называют жанр и дают название своей картине.

Например:

1. Одиночный портрет «Мальчик с машинкой»

2. Парный детский портрет «Друзья»

3. Натюрморт «Ваза с цветами»

Педагог дополнительного образования: Замечательные картины у вас получились. А мы пришли в последний зал нашего музея «Игровой».

В одном музее картины были развешены в строго заведенном порядке: пейзажи в одном зале, натюрморты в другом, портреты - в третьем. Но во время реставрации все картины перепутались и прежде, чем их повесить на место, необходимо разобрать картины по жанрам: натюрморты к натюрмортам, пейзажи к пейзажам, портреты к портретам. (Приложение 2)

Сейчас мы, ребята, разобьемся на 3 команды и каждая будет выбирать и развешивать картины в своем «зале», чтобы в нашем музее снова воцарился порядок.

После того, как команды будет сформированы, просят выйти по одному из участников и вытащить карточку с изображением картины в одном из жанров. Так распределяется, кто какие картины будет «размещать» в зале. Дети выполняют задание под весёлую быструю музыку.

Вот и закончилась наша экскурсия. Скажите, что вы видели, делали, узнали нового. Высказывания детей.

Мне очень понравилась наша экскурсия. У меня для вас небольшой сюрприз. Педагог достает подарочную коробку.

Вы должны отгадать, что лежит в этой коробке. Подсказка для вас. Это необходимый атрибут художника.

Дети отгадывают. Педагог дарит детям по карандашу.

Я, надеюсь, когда вы вырастите, может кто-нибудь из вас станет художником и пригласит в музей, где будут выставляться его картины.

Список источников информации

    Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

    Курочкина Н.А. Знакомство с пейзажной живописью. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

    Курочкина Н.А. Знакомство с портретом. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

Приложение 1

Дидактическая игра на знание жанров живописи.

«Художники-реставраторы»

«Определи или найди жанр (портрет, пейзаж, натюрморт)»

Цель: Уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Материал: Репродукции картин.
Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в отобрать картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.
2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.

Если видишь, на картине Если видишь на картине
Нарисована река, Чашку кофе на столе,
Или ель и белый иней, Или морс в большом графине,
Или сад и облака, Или розу в хрустале,
Или снежная равнина, Или бронзовую вазу,
Или поле и шалаш, Или грушу, или торт,
Обязательно картина Или все предметы сразу,
Называется … (пейзаж) Знай, что это … (натюрморт)

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется … (портрет).

Приложение 2.

Презентация «Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств».

Последние материалы сайта