Тесты школьной успеваемости. Анкетирование "Что влияет на успеваемость учащихся" тест (8 класс) на тему. Психология общих способностей

30.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Новый тест поможет определить будущую успеваемость ребенка в школе в возрасте 8 лет.

Этот простой тест разработан учеными из Университета Варвика и с его помощью можно практически со стопроцентной точностью определить успеваемость ребенка в школе и его умение концентрировать внимание. Этот тест нужно проводить с детьми в возрасте 1 год.

Тест можно провести самостоятельно в домашних условиях. Для этого понадобится всего одна изюминка и пластиковый стакан. Идея теста состоит в Родителям нужно наблюдать за тем, сколько времени ребенок сможет выдержать, прежде чем взять изюминку, которую помещали в непрозрачный стакан. Всего с детьми проводилось три сессии, с помощью которых тестировалась выдержка.

После того, как перед малышами демонстрировали изюминку, им говорили, что они могут на нее смотреть до тех пор, пока им не разрешат ее съесть. Выяснилось, что дети, рожденные раньше срока не могли дождаться команды и брали изюминку раньше срока (чтобы проверить выдержку, дети должны были подождать команды экспериментатора в течение 1 минуты).

Выяснилось, что дети, которые не смогли справиться с искушением, через 7 лет имели плохую успеваемость в школе, им сложно было на долгое время концентрировать внимание и были проблемы с усидчивостью.

Тесты школьной успеваемости являются методами педагогической диагностики, с помощью которого результаты планируемого учебного процесса могут быть максимально объективно, надежно и валидно измерены, обработаны, интерпретированы и подготовлены к использованию в педагогической практике учителями.

Выделяют следующие виды тестов школьной успеваемости: а) ориентированные на соотносительную группу; б) ориентированные на критерии. Также они могут быть формализованными и неформализованными (неформальными).

Тесты школьной успеваемости, ориентированные на соотносительную группу, предполагают сопоставление индивидуального результата тестирования каждого ученика с результатами, полученными с помощью релевантной выборки (чаще всего это все классы школьного выпуска). Составление тестов данного типа включает следующие этапы: а) подготовительное планирование, б) анализ учебных программ и учебников, в) конструирование заданий, г) анализ заданий, д) выверка.

Этап подготовительного планирования предполагает обдумывание следующих вопросов: кто, что и почему подлежит исследованию? Например, если необходимо определить учащихся для дополнительных занятий, то нет необходимости тестировать весь класс, можно взять лишь более слабую его половину. Необходимо продумать, какие формы успеваемости будут исследоваться – устные, письменные или моторные, что будет выноситься на первый план – умение мыслить или запоминать и т.д.

После определения цели и функции тестирования необходимо провести анализ учебных планов, программ и учебников. Здесь обращается внимание на то, каков уровень требуемых знаний, умений и навыков. Уровень узнавания изученного материала, репродуктивного воспроизведения усвоенного или творческого использования в новой ситуации.

Тесты школьной успеваемости, ориентированные на критерии,– это тесты, сообщающие индивидуальный результат учащегося по отношению к критериям, заранее установленным исследователем (педагогом) или учебной программой. В этом случае учащиеся заранее предупреждаются, что результаты предстоящего тестирования на владение грамотной письменной речью успешно пройдут лишь те, кто наберет такую-то сумму баллов. То или иное количество тестовых баллов может быть определено для получения той или иной отметки успеваемости.

Неформальные тесты школьной успеваемости являются методом педагогической диагностики, конструируемыми школьными педагогами с целью объективной фиксации результатов процесса обучения в своем классе. Неформальные тесты характеризуются отсутствием строго научного подхода на всех этапах создания. Если даже формализованные тесты никогда не дают уверенности в абсолютной надежности, то несовершенным тестам, создаваемым учителями для собственного пользования, это присуще еще в большей степени. Несовершенство измерений с точки зрения их надежности находит свое практическое выражение в вычислении стандартной измерительной ошибки, то есть величины стандартного отклонения теста, которая объясняется его надежностью.

Стандартная измерительная ошибка учитывается создателями теста в процессе его подготовки. Пользователь теста в специальном приложении к тесту предупреждается, что стандартная ошибка в измерении, допустим, составляет ±4 балла. В этом случае он знает, что «истинное» значение успеваемости для ученика, набравшего 24 балла, располагается между 20 и 28 баллами. Если знать измерительные ошибки инструментария, то можно избежать переоценки его надежности и не принимать случайные расхождения результатов при их интерпретации за подлинные различия в успеваемости.

Надежность инструментария зависит – при прочих равных условиях – от количества заданий. Для неформальных тестов ошибка в измерении может быть вычислена с помощью следующего основного правила: при количестве заданий менее 24 ошибка составляет 2 балла; при количестве заданий между 24 и 47 ошибка составляет 3 балла; при количестве заданий между 48 и 89 ошибка составляет 4 балла.

Тестирование «Что влияет на успеваемость учащихся»

Одной из задач классного руководителя является контроль учебной деятельности учащихся. При этом не следует забывать, что "контроль учебы" гораздо шире, чем понятие "контроль успеваемости", поскольку предполагает необходимость отслеживания и поддержания на должном уровне факторов, влияющих на успешность обучаемого. Ведь хорошая учеба - это не только высокие оценки, это и ощущение учеником своей успешности, значимости, это уверенность в том, что нерешаемых задач нет.

Проведенные исследования подтверждают тот факт, что показатель успеваемости ниже в тех классах, где с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны учителя не считаются; где детей не устраивают отношения с учителем и/или с одноклассниками.

Следовательно, усилия классного руководителя (да и любого учителя) должны быть направлены на:

  1. оценку динамики успехов ребенка;
  2. поддержание стремления к успешной учебе;
  3. отслеживание взаимоотношений учителей и учеников.

Оценка динамики успехов ребенка

Можно воспользоваться простой методикой. В конце года, оформляя в таблички итоговые оценки по всем предметам, рядом с оценкой за "отчетный" год можно выставлять оценки за предыдущие периоды обучения, начиная с 5-го класса, чтобы наглядно продемонстрировать прогресс (или регресс) по каждому предмету. Такие таблички можно раздавать и ребятам на итоговом классном часе, и родителям на родительском собрании для размышлений о результативности и темпах учебы. Данная форма работы наглядна и достаточно эффективна.

Поддержание стремления к успешной учебе

Оценивая динамику успехов ученика, не следует забывать и о поощрении детского стремления и интереса к учебе, т. к. от успешности ребенка зависит его авторитет среди педагогов и сверстников и, соответственно, отношение к себе, к своему "Я".

Стремление к успешной учебе и веру учащегося в себя можно поддерживать, используя популярную сегодня рейтинговую систему.

Считается средний балл полученных учеником за неделю оценок (кроме неудовлетворительных), которые складываются независимо от предмета. Перечень включаемых в оценку предметов может быть различен, его можно обсудить вместе с ребятами и родителями, например: только основные предметы или наиболее сложные предметы. Количество их не должно быть большим, например, русский язык, алгебра, история и физика.

По каждому предмету (уровню) можно определять лидеров. Возможно выделение лидеров по различным номинациям, но только позитивным, например: "открытие недели", "стремительный взлет", "стабильность", "великая сила воли" и т. д. Также результаты рейтинга можно наглядно оформлять различными способами, это могут быть:

  1. графики;
  2. диаграммы;
  3. таблицы;
  4. цветовые табло;
  5. знаки поощрения для победителей рейтинга.

Примечание. Классные руководители, как правило, являются учителями-предметниками с большой учебной нагрузкой (от 18 ч в неделю и выше), поэтому дополнительная работа по подсчету баллов, набранных учащимися, может стать достаточно обременительной для учителя. Подсчет рейтинговых баллов могут осуществлять и сами учащиеся, имеется в виду учебный сектор или иная структурная единица классного самоуправления.

Отслеживание взаимоотношений учителей и учеников

Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят. В свою очередь классный руководитель может выяснить, каковы взаимоотношения учителей-предметников и учеников, при помощи различных анкет, тестов и (или) проверки уровня самоактуализации.

Методики:

Вопросы для оценки самоактуализации учащихся

На каждый вопрос возможен один из вариантов ответа: «да», «нет», «не задумывался». После проведения методики, необходимо подсчитать сумму баллов по каждому опросному листу, используя следующий ключ: «да» (+ 1 балл), «нет» (- 1 балл), «не задумывался» (0 баллов).

Определяется доля (в %) учащихся с положительной и отрицательной суммарной оценкой.

1. Чувствуешь ли ты себя нужным?

(да, нет, не задумывался)

2. Чувствуешь ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость?

(да, нет, не задумывался)

3. Чувствуешь ли ты, что с тобой считаются?

(да, нет, не задумывался)

4. Получаешь ли ты в школе то, чего тебе не достает дома?

(да, нет, не задумывался)

5. Осознаешь ли ты себя полноценной личностью?

(да, нет, не задумывался)

6. Ощущаешь ли ты себя успешным в учебе?

(да, нет, не задумывался)

7. Устраивают ли тебя твои отношения с учителем?

(да, нет, не задумывался)

8. Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками?

(да, нет, не задумывался)

9. Ощущаешь ли ты поддержку со стороны родителей?

(да, нет, не задумывался)

10. Вносишь ли свой особый вклад в жизнь класса и школы?

(да, нет, не задумывался)

Оценка уровня толерантности класса

Для определения уровня толерантности класса, исследуемые качества оцениваются по пятибалльной шкале. Оценку могут давать и учителя, и каждый ученик класса.

В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов) в каждой группе "экспертов" (учителя и ученики класса). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).

Список критериев:

1. Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь.

2. Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек.

3. Стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса.

4. Готовность принять и дать совет, предложение.

5. Умение хвалить, соглашаться, утешать.

6. Доброжелательность.

7. Уважение личности, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики.

8. Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая.

9. Стремление поддержать друг друга, подбодрить.

10. Признание права каждого быть самим собой.

Оценка толерантности учителя

Для оценки толерантности учителя его исследуемые качества оцениваются по пятибалльной системе. В такой оценке могут принимать участие коллеги по работе (вариант А), ученики и родители (вариант Б).

В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).

Вариант А (для коллег)

1. Уважительное обращение, доброжелательность.

3. Готовность к сотрудничеству, дух партнерства.

4. Уважение человеческого достоинства.

5. Уважение прав других на собственное мнение и готовность считаться с чужим мнением.

6. Уважение права быть иным и принятие другого таким, каков он есть.

7. Умение "гасить" и предотвращать конфликты.

8. Интерес к проблемам других и готовность помочь.

9. Уважение различных культур и верований.

10. Отказ от причинения вреда и насилия (волевого решения, наказания, жалобы, доноса и т. п.).

Вариант Б (для учащихся и их родителей)

1. Уважительное обращение, ровное, без окриков и угроз.

2. Умение внимательно слушать и слышать.

3. Желание разобраться в сути вопроса, проблемы, конфликта.

4. Интерес к мнению учащихся и родителей.

5. Интерес к проблемам учащихся, предпочтениям и увлечениям.

6. Умение дать нужный совет.

7. Доброжелательность.

8. Стремление понять, поддержать и подбодрить.

9. Признание права учащегося быть самим собой.

10. Стремление принять справедливое решение.

Примечание . Оценка толерантности учителей учащимися анонимная: классный руководитель зачитывает вопрос, дети у себя на карточках с номерами вопросов ставят оценку и бросают карточки в коробку - "урну".

Анкета для самооценки толерантности родителей

Предлагается самотестирование родителей на родительском собрании. Учитель зачитывает вопрос, родитель у себя на листочке ставит баллы. Варианты ответов: да (+ 1), нет (- 1), не задумывался (0). Баллы суммируются.

Родителям, получившим отрицательный результат, предлагается обсудить проблему индивидуально. В каждом вопросе содержится совет родителю.

Список вопросов

2. Учитываете ли Вы, что каждая новая ситуация требует нового решения?

3. Стараетесь ли Вы понять требования ребенка?

4. Воспринимаете ли Вы противоречия с ребенком как факторы нормального развития?

5. Даете ли Вы время ребенку для осмысления Ваших требований?

6. Пытаетесь ли Вы совместно с ребенком искать выход из конфликтной ситуации?

7. Предлагаете ли Вы на выбор несколько решений проблемы?

8. Стараетесь ли Вы ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость?

10. Стараетесь ли Вы расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений?

11. Используете ли положительные примеры выхода из конфликта других детей и родителей?

Анкета для самооценки толерантности учителя

Анкеты для определения толерантности учителя могут им использоваться в целях самооценки. Так же, как и в анкетах для родителей, каждый вопрос здесь является советом, рекомендацией, поводом задуматься о своем отношении к учащимся. Но данное анкетирование может проводить и завуч по воспитательной работе или председатель методического объединения классных руководителей. Тогда ответы учителей будут свидетельствовать еще и о том, объективна ли их самооценка. Ведь в большинстве случаев администрация в курсе произошедших конфликтов между учителями и учащимися, отношений педагога с классом, его поведения на уроках. Поэтому то, как учитель оценил сам себя, говорит о том, способен ли он признать свои ошибки и вообще видит ли он их.

Варианты ответов: «да» (-1 балл), «нет» (+1 балл).

Список вопросов

1. Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка?

2. Отличается ли стиль Ваших отношений с "плохим" и "хорошим" школьником?

3. Препятствуете ли Вы неуспевающим и несимпатичным Вам подросткам активно участвовать в коллективных делах?

4. Часто ли Вы жалуетесь на детей их родителям?

5. Позволяете ли Вы себе в присутствии детей нелестные высказывания в адрес коллег?

6. Позволяете ли Вы себе в присутствии детей резкие высказывания в адрес их сверстников из параллельных классов?

7. Поощряете ли Вы открыто лидеров, противопоставляя их группе ребят или класса?

8. Позволяете ли Вы себе резкие высказывания по поводу внешнего вида подростков?

9. Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения?

10. Демонстрируете ли Вы любовь к отдельным учащимся?

Классный руководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, как то: уровень толерантности учителя-предметника и учеников, эмоциональную наполненность учебной среды, самооценку учащегося.

Приведенные выше методики помогут учителю понять, насколько выполнима в классе задача организации успешной учебной деятельности детского коллектива.


Как показывает опыт, исследователи часто ошибаются при проверке результатов исследовательской работы. Именно результаты проверки могут существенно искажать результаты исследования. Причина этого - отсутствие измерительного средства для точной и объективной оценки успешности

При проверке результатов педагогического исследования в основном применяют разнообразные письменные контрольные работы и тесты успешности (качества знаний). Однако нередко слишком мало внимания обращают на методику их составления. Тесты успеваемости и контрольные работы обычно составляют интуитивно; часто задаваемые вопросы, оказываются случайными, с их помощью не удается выяснить необходимого.

При контрольной работе ученик должен в свободной форме и собственном видении дать ответ на любой вопрос или решить любую задачу (задачи).

В педагогических исследованиях как средство измерения знаний и умений учащихся достаточно широко используются тести1 успешности.

Тест успешности определяют как совокупность заданий, ориентированных на измерение степени усвоения определенных аспектов учебного материала учащимися.

тестом успешности понимают всерию кратко и точно сформулированных вопросов или заданий, на которые учащийся должен дать краткие и точные ответы. Тест дает возможность за сравнительно короткое время проверить достаточно большое количество учеников. Проверка его результатов в сравнении с другими проверками занимает значительно меньше времени.

Тесты успешности выполняют следующие функции:

1) дидактическую (определение знаний, умений и навыков учащихся в пределах какого-либо раздела предмета);

2) изучение учащихся (различие учащихся на основании знания ими предмета);

3) прогнозирующую (позволяет выяснить, владеют ли учащиеся теми знаниями, умениями и навыками, наличие которых необходимо для усвоения последующего учебного материала);

4) измерения и сравнения (выражение результатов тестов в цифрах дает точную информацию о результатах учебной работы в различных ученических группах);

5) обратной связи (дает информацию о знания самим учащимся и преподавателям);

6) учебная (после проведения теста анализируются задачи и ответы на них);

7) урівнюючу (позволяет уравнивать требования, предъявляемые к учебному процессу, и выяснять посильність содержания обучения).

Тесты успешности достаточно разнообразны. Их классифицируют следующим образом.

1. Тест напоминания, при котором ученики должны в ответ на вопрос привести любой факт. (Например, каков удельный вес латуни?). Такого рода тест подходит, в основном, для проверки фактических знаний.

Правила укладки: 1) задача формулируется в виде прямого вопроса; 2) оно должно быть простым; 3) предусмотрена ответ должен быть кратким

(число, несколько слов, буква, формула и др.); 4) ответ должен быть однозначным (т. е. на вопрос может быть только один правильный ответ).

2. Тест с пропусками (тест дополнения). В предложении, чаще всего в конце предложения, оставляют место, отмеченное точками, куда ученик вписывает пропущенное слово или число. (Например, при одинаковом сопротивлении с ростом напряжения сила тока..).

Правила укладки: 1) вопросы не могут быть неопределенными; 2) пропуск (пропуски) не должны искажать понимание предложения; 3) пропущенное слово является существенным; 4) возможна только однозначный ответ; 5) ответ должен быть кратким (одно-два слова, цифра или буква).

3. Альтернативный тест (правильный-неправильный тест) где ученик (студент) должен решить, правильное или неверное какое-либо утверждение. (Например, Днепр впадает в Черное море ...). В этом случае ученик должен в конце предложения отметить или "+" (правильно), или "-" (неверно). В пропуск он может писать или "правильно", или "неверно"; "да" или "нет".

Правила укладки: 1) нельзя пользоваться словами (все, некоторые и т. п), что подсказывают ученику ответ; 2) правильные и неверные предложения следует давать рассредоточено, чтобы в их порядке не было закономерности; 3) предложение должно быть явно правильная или неправильная; 4) предложение следует точно сформулировать.

4. Выборочный тест. Ученик должен из нескольких ответов выбрать правильный, подчеркнув этот ответ или отметив ее другим образом. (Например, Эфиопия находится в Европе, в Америке, в Африке или в Азии?).

Правила укладки: 1) число вариантов должно быть не менее четырех; 2) правильные ответы должны находиться на любом месте, только не на первом или последнем; 3) правильный ответ не должен быть намного достовернее других, а неверные варианты слишком абсурдны; 4) все варианты должны быть в одной и той же грамматической форме.

5. Тест сравнения. Ученик должен найти связанные между собой данные, находящиеся в двух столбиках, которые имеют отношение друг к другу по смыслу.

Например, обозначить цифрами фамилии, приведенные в первом столбце, так, чтобы авторы относились к соответствующего произведения:

Леся Украинка...................................

Михаил Коцюбинский.................

Михаил Старицкий........................

Иван Карпенко-Карый........................

Иван Нечуй-Левицкий......................

Панас Мирный..................................

Марко Кропивницкий....................

1. "Попрошайка"

2. "Кайдашева семья"

3. "Голодная воля"

4. "Лесная песня"

5. "Каменный хозяин"

6. "Разве ревут волы, как ясли полны"

7. "Маруся Богуславка"

8. "Лошади не виноваты"

9. "Тени забытых предков"

10. "Пока солнце взойдет, роса глаза выест

Правила укладки: 1) во втором столбике должно быть данных на два или на три больше, чем в первом; 2) возможности выбора не должны быть слишком легкие; 3) один столбик должен состоять из предложений, другой из слов; 4) в тесте должно быть от 5 до 15 заданий; 5) данные, сопоставляются, должны находиться на одной странице.

6. Тест, что требует расположения предметов в определенной последовательности.

Учащимся предлагают какую-нибудь количество явлений, величин или других наименований, которые должны быть размещены в порядке уменьшения или увеличения. (Например, разместить в порядке уменьшения 2/3, 3/4, 5/6, 1/2 и др.).

Правило заключения: в тесте не рекомендуется использовать более 7 членов.

В педагогических исследованиях целесообразно пользоваться так называемым комбинированным тестом, содержит вопросы разных типов.

При всех своих достоинствах тесты успешности имеют и некоторые недостатки.

Причиной неверного ответа могут быть не только недостатки знаний, но и неверное понимание задачи учеником. При тесте успешности (особенно, если он требует альтернативных ответов) не всегда можно выяснить, как ученик нашел ответ, путем логического мышления или случайно Путем тестирования трудно выяснить идейные убеждения ученика и то, как он оценивает явления.

Массовое применение тестов в школьной практике иногда приводит к механическому усвоению учебного материала.

Письменные контрольные работы в некоторой степени дают возможность ликвидировать недостатки теста, но их применение имеет свои собственные недостатки: небольшой круг вопросов, которые проверяются, более длительное время выполнения, субъективность оценки (ответы могут быть не только однозначные, ход решения может быть разнообразен и др), значительное количество времени для их проверки и тому подобное.

Таким образом, каждый из методов проверки знаний и умений имеет свои сильные и слабые стороны, а это надо помнить при проведении педагогических исследований.

Контрольные работы и тесты успеваемости, применяемые в педагогических исследованиях, должны соответствовать следующим основным требованиям.

1. Объективность оценки результатов. Результаты не должны зависеть от личности составителя контрольных работ. Условия проведения, обработки и оценки контрольной работы или теста успешности в научно-исследовательской работе должны быть строго регламентированы. Под объективностью следует понимать и одинаковые условия проведения теста в том или ином классе. Вполне непозволительно проведения теста в экспериментальном классе в одних условиях, а в контрольном классе в других.

2. Существенно, чтобы тест успеваемости и контрольная работа измеряли именно то, что исследователи хотят проверить, есть были валидными. ни Один тест успешности не является валидным для измерения нескольких явлений или для измерения того же явления в других условиях. Не существует общей валидности тестов успеваемости. Термин "валидность" имеет и синонимы - действительность и показушность.

Исследователь сначала должен выяснить, является ли тест валидным по отношению к материалу, что проходят по программе. При укладке теста или контрольной работы исключают все вопросы, при ответе на которые у учащихся будут отсутствовать объективные предпосылки (то есть которые не пройдены в учебной работе). Всячески надо обдумывать посильність вопросов ученикам.

При заключении теста успешности прежде всего следует выяснить, что хотят проверить (знание фактов, понимание теории, умение, навыки и др.). Согласно цели проверки составляют и вопросы.

3. Диагностическая ценность. С валидностью тесно связана диагностическая ценность теста успеваемости и контрольной работы Это является одним из показателей валидности теста. Сильные ученики должны дать более хорошие ответы по предмету, что проверяется, чем слабые. Важен и уровень сложности. Если учащиеся отвечают правильно, то работа слишком легкая; если правильных ответов несколько, то работа слишком сложная.

Для определения диагностической ценности вопросов применяют различные методы.

4. Тесты успеваемости и контрольные работы при повторном проведении должны давать примерно те же результаты, то есть быть надежными (реліабільними). Это возможно в том случае, если в промежутке между повторениями, исследуются дополнительно не делают упражнения. Надежность и валидность не связаны, и их нельзя смешивать.

5. Тесты успеваемости и контрольные работы должны обеспечить всестороннюю проверку, то есть обладать репрезентативностью. Вопросы должны быть выбраны из каждой части учебного материала так, чтобы ответы на них дали объективную картину уровня знаний ученика. Нельзя считать, что ценность контрольной работы возрастает пропорционально ее объему.

6. С точки зрения исследовательской работы важно, чтобы результаты контрольных работ и тестов можно было сравнить. Итак, в экспериментальных и контрольных классах надо проводить одинаковую контрольную работу Если хотят определить эффективность экспериментального фактора, то нужно применить несколько эквивалентных форм. Это следует делать и в том случае, если во время проведения теста ученики сидят рядом.

7. Экономными считаются такие тесты или контрольные работы, содержание которых понятно и легко используются в практике. Ученик хорошо понимает, что от него требуют. Исследователю легко их просмотреть, исправить, обработка результатов их не сложная. Тесты успеваемости и контрольные работы в исследовательской работе должны быть снабжены точной инструкцией по их проведению и оценки (необходимо дать правильные ответы, расчет баллов). Исправление тестов и подведение итогов не должно быть громоздким и требовать много времени.

В заключение надо подчеркнуть, что для получения объективной картины о любом явлении в дидактических исследованиях, надо иметь наряду с различными по содержанию и построениями тестами успешности и другие виды проверки (беседы, рассказы, описательные контрольные работы и др.).

Требования, касающиеся тестов успешности, относятся и к контрольных работ, которые применяются в дидактических исследованиях.

Тесты школьной успеваемости являются методами педагогической диагностики, с помощью которого результаты планируемого учебного процесса могут быть максимально объективно, надежно и валидно измерены, обработаны, интерпретированы и подготовлены к использованию в педагогической практике учителями.

Выделяют следующие виды тестов школьной успеваемости: а) ориентированные на соотносительную группу; б) ориентированные на критерии. Также они могут быть формализованными и неформализованными (неформальными).

Тесты школьной успеваемости, ориентированные на соотносительную группу, предполагают сопоставление индивидуального результата тестирования каждого ученика с результатами, полученными с помощью релевантной выборки (чаще всего это все классы школьного выпуска). Составление тестов данного типа включает следующие этапы: а) подготовительное планирование, б) анализ учебных программ и учебников, в) конструирование заданий, г) анализ заданий, д) выверка.

Этап подготовительного планирования предполагает обдумывание следующих вопросов: кто, что и почему подлежит исследованию? Например, если необходимо определить учащихся для дополнительных занятий, то нет необходимости тестировать весь класс, можно взять лишь более слабую его половину. Необходимо продумать, какие формы успеваемости будут исследоваться – устные, письменные или моторные, что будет выноситься на первый план – умение мыслить или запоминать и т.д.

После определения цели и функции тестирования необходимо провести анализ учебных планов, программ и учебников. Здесь обращается внимание на то, каков уровень требуемых знаний, умений и навыков. Уровень узнавания изученного материала, репродуктивного воспроизведения усвоенного или творческого использования в новой ситуации.

Последние материалы сайта