Особенности китайской системы образования. Китайские детские сады. Среднее специальное образование

24.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В настоящее время образование в Китае является одним из приоритетных направлений. Сложно поверить в то, что в середине 20 века в стране было больше 80 процентов неграмотных людей.

Ступени образования

Система образования в Китае имеет три ступени. Дошкольное образование, как и в нашей стране, здесь представлено в виде детских садов. Их могут посещать малыши с трехлетнего возраста. Дошкольное образование в Китае рассчитано на три года.

Второй вариант рассчитан на шесть лет учебы в начальной школе, затем три года в неполной средней школе.

Последующее образования в Китае предназначено для подростков. После трехлетнего образования они смогут поступить в вуз, потом в аспирантуру.

Профессиональные училища

Такое образования в Китае представлено в двух разновидностях:

  • для подростков, которые окончили неполную среднюю школу оно рассчитано на 4 (или 3) года;
  • для выпускников средней школы, возраст которых составляет 22 года, предлагается двухлетний вариант.

Высшая школа

Высшее образование в Китае (бакалавриат) продолжается 4-5 лет. Чтобы стать профессиональным врачом, необходимо учиться не меньше 7-8 лет. В аспирантуре Китая готовят:

  • магистров (2-3-летний вариант);
  • докторов наук (3 года).

Магистры не должны быть старше 40 лет, а доктора - 45 лет.

Дошкольное образование

Система дошкольного образования в Китае предполагает частные и государственные сады. Здесь малыши от трех до шести лет готовятся к школе, осваивают школьную программу. В одном дошкольном учреждении находится около 270 малышей, в каждой группе по 25-26 человек. Около пяти процентов малышей проводят здесь не только день, но и ночь, остальные после 18-00 вместе с родителями уходят домой. В каждой группе работает по два квалифицированных воспитателя и одному помощнику.

Среднее образование

Основа школьного образования в Китае рассчитана на девять лет, оно платное. Цель его состоит в обучении рабочего человека, а также его подготовке к последующему получению высшего образования. В начальной школе дети шесть лет обучаются китайской грамоте, получают базовые знания об обществе, природе. Особое внимание здесь отводится патриотическому воспитанию, а также физической культуре.

С третьего класса, кроме китайского языка, математики, физической культуры, музыки, этики, дети изучают иностранный язык. Особенности образования в Китае в том, что с четвертого класса ребята по две недели трудятся в мастерских и на ферме, одни раз в неделю занимаются общественной деятельностью.

В будни у детей по 6-7 уроков. В Китае жесткая дисциплина, поэтому школьникам запрещено пропускать больше 12 занятий без уважительной причины. У каждого класса есть свой учебный кабинет.

После окончания седьмого класса ребята сдают в Китае экзамены. Именно от тех результатов, которые они покажут, зависит последующая судьба школьников. В Китае также есть ЕГЭ, по его результатам лучшие ученики получают «счастливый билет» в высшее учебное заведение. Проходят выпускные экзамены в мае.

Чем еще характеризуется современное образование? Китай ввел определенные правила получения аттестата. Чтобы стать счастливым обладателем заветного документа, необходимо сдать экзамены по математике, физике, политологии, истории, химии, информатике, языкам.

Направленность ПТУ

Что можно сказать про это образование в Китае? Кратко отметим, что ПТУ в этой стране рассчитаны на подготовку специалистов сельского хозяйства, правовых наук, медицины. Кроме того, существуют и определенные учебные заведения технической направленности, занимающиеся подготовкой работников для сталелитейной, фармацевтической, топливной, текстильной промышленности. Среди престижных направлений, в Китае выделяют профессиональное сельскохозяйственное образование. Курс рассчитан всего на три года.

Для ребят, приехавших в Китай из других стран, предусматривается возможность получения образования в специальных школах-пансионатах частного вида. После завершения курса обучения, выпускник получает официальный диплом о среднем образовании.

Подобный документ чаще всего имеет двойной образец. Один на китайском языке, а второй на английском. Пансионаты принимают ребят с девятилетнего возраста. Подобные учебные заведения делают эту страну открытой для детей из любого государства, включая и Россию.

Единственную русскую школу в этой стране можно найти только в Инине. Она представляет собой начальный вариант образования, не располагает собственным общежитием. В связи с этим в ней могут обучаться только дети, которые проживают в Инине. Уроки в этом образовательном учреждении проводят на русском и китайском языках. В программе есть музыка, языковая грамота, физическая культура, математика.

Каникулярное время

У китайских детей два вида каникул. Летние каникулы продолжаются с середины июля по конец августа. Зимний отдых рассчитан на срок с января по середину февраля.

В отличие от нашей страны, на протяжении всего каникулярного времени, дети выполняют разнообразную домашнюю работу. Далеко не всех учеников родители отправляют за границу на две недели для прохождения стажировок по разным учебным дисциплинам.

Особенности высшего образования

В Поднебесной в настоящее время функционирует множество академий и государственных институтов. В некоторых высших учебных заведениях есть огромные студенческие городки. После завершения академии, практически все выпускники получают работу по распределению.

При желании получить китайский диплом о высшем образовании могут и иностранные граждане. Для этого необходимо перевести на китайский язык все документы об образовании, заверить их нотариально. Часть высших учебных заведений Поднебесной не требуют нотариальной заверки документов, довольствуются подписью на материалах проректора по международной работе, а также их заверкой гербовой печатью.

Процесс признания эквивалентными иностранных дипломов о высшем образовании (нострификация китайских и российских документов) осуществляется в автоматическом режиме. Этому способствует соглашение, которое было подписано в 1995 году. Согласно документу, граждане, которые получили образование в одной стране, имеют право на получение рабочего места по имеющейся специальности в другом государстве, где действует соглашение.

Если с той страной, в которой специалист получил диплом, не подписано соглашение, придется осуществлять легализация своих документов. Для этого в Китае созданы специальные экстерриториальные представительства государственной выдачи, кроме того, такую процедуру можно провести в Министерстве юстиции, МИДе.

Студенты из России могут получить в Поднебесной образование по 12 основным специальностям. В этой восточной стране к услугам россиян около пятисот вузов, обладающих правом принимать на обучение иностранных студентов.

Студенты из РФ могут изучать:

  • военное дело;
  • агрономию;
  • инженерию;
  • естественные науки;
  • историю;
  • менеджмент;
  • педагогику;
  • медицину;
  • философию;
  • юриспруденцию;
  • экономику;
  • математику.

Особой популярностью у иностранных студентов пользуется китайское юридическое образование. Обучение осуществляют на английском и китайском языке. Данные высшие учебные заведения имеют собственные центры языковой подготовки, которые предназначены для иностранных студентов. Чтобы стажироваться в таком центре, достаточно иметь минимальный уровень владения китайским языком.

За два года интенсивного образования, иностранные студенты в достаточной мере овладевают национальным языком Поднебесной, получают допуск к обучению выбранной дисциплин, связанных с понравившейся им специальностью.

Если студент демонстрирует отличный уровень подготовки по всем предметам, он получает право на дополнительную специальность. В этом случае в его дипломе указывают баллы по каждой специальности.

Заключение

В настоящее время в Китае функционирует продуманная, уровневая система образования. После завершения курса обучения в высшем учебном заведении, у молодых дипломированных специалистов есть возможность пройти дополнительное обучение в аспирантуре. Она имеет двухуровневый вариант.

На первой ступени можно получить степень магистра, имея завершенное бакалаврское образование.

В докторантуру в Китае принимают только тех студентов, которые успешно освоили курс магистратуры. Послевузовское образование предлагается как на платной, так и на бесплатной (грантовой) основе. Чтобы иностранный студент мог попасть в аспирантуру, он должен владеть китайским языком на 4 уровне специального квалификационного экзамена. В программу включены разнообразные профильные лекции, сдача экзаменов, подготовка диссертации, семинарские занятия. В Китае существует обязательная проверка защищаемой диссертации на плагиат. Процент уникальности не должен быть меньше 85, в противном случае защита будет запрещена.

Для того чтобы студент мог рассчитывать на получение в Поднебесной бесплатного образования, ему необходимо выиграть в одной из грантовых программ.

Сегодня на лидирующие позиции в науке, культуре и искусстве все чаще попадают китайцы. Жители Поднебесной не оставляют шансов европейцам, воспитанным в тепличных условиях. Так происходит потому, что образование в Китае - это учеба по десять часов в день. Каждый день и весь год.

Неграмотность побеждена

В докладе ЮНЕСКО «Образование для всех» отмечается, что уже к 2003 году Китай вышел на первое место по масштабам развития образования. Начатая в 1985 году, реформа образования дала ощутимые плоды. Ряд законодательных актов правительства способствовал обязательному обучению грамотности всех жителей, развитию сферы высшего образования, увеличению количества зарубежных профессоров в вузах и притоку студентов из других стран. Так, с 80-х годов ввели обязательное начальное образование, в 90-х годах девятилетнее обучение стало обязательным.

Один из главных показателей эффективности борьбы с безграмотностью - это процент женщин от 15 до 24 лет, не имеющих даже начального образования. В Китае он составляет 4%. Сравните с Индией, где он равен 44%, а в довольно европеизированной Турции - 8%.

Процент неграмотного взрослого населения в Поднебесной сегодня порядка 4%. А еще в 50-х годах нашего столетия 80% китайцев были безграмотными. Молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет в 99% грамотные в Китае.

Рост образованности - залог успеха

Еще один показатель, указывающий на то, что уровень образования в Китае растет стремительными темпами - это количество специалистов с высшим образованием на 100 тысяч человек. 20 лет назад этот показатель был 600 выпускников на каждые 100 тысяч человек. Министерство образования Поднебесной планирует к 2020 году достичь показателя в 13,5 тысяч специалистов.

В 1949 году в Китае существовало 205 учебных заведений высшей ступени. Сегодня их порядка 2 тысяч с количеством студентов в 20 миллионов человек.

Система образования в Китае

Структура получения знаний КНР не отличается от большинства европейских. Она включает следующие ступени:

  • Дошкольное (дети с 3 до 5 лет).
  • Начальная школа и неполная средняя (6+3, 5+4 или 9-летние системы).
  • Средняя школа (трехлетнее обучение).
  • Среднее специальное образование (2 года после средней школы, или 4 года после неполной средней).
  • Высшая школа.

Система образования в Китае сегодня предусматривает обязательное девятилетнее образование (уровень неполной средней школы). Далее выпускники либо получают специальное образование, либо становятся студентами вуза. Или же они прекращают дальнейшее обучение.

До школы

Дошкольное образование в Китае представляет сеть государственных или же частных учреждений. Законодательство страны направлено на поддержку частного сектора в данной сфере образования. Министерством образования утверждена единая программа дошкольного образования. Но если в государственных структурах приоритетным является подготовка детей к школе и трудовое воспитание, то частные дошкольные учреждения специализируются на эстетическом, культурном и ориентированном на личность ребенка обучении.

В целом день дошкольника-китайца похож на такой же день русского ребенка. Отличительными особенностями воспитательного процесса, характеризующего образование в Китае до школы, можно считать следующие:

  • Утро в детском саду - время поднятия флага. Любовь и гордость за страну культивируется с дошкольного возраста.
  • Приучение к труду складывается из того, что при образовательных учреждениях есть огородики, где дошкольники учатся выращивать овощи. И даже иногда их готовят.
  • Даже игры детей подчинены строгой дисциплине. Свободное время - время безделья, а этого в Китае просто нет.

Строгую дисциплину в сочетании с контролем, не позволяющим ребенку даже думать о том, что он особенный, часто критикуют. Но для китайца правило «что хорошо для государства, хорошо и для человека» - это незыблемое правило.

Большинство детских садов работает до шести вечера, но есть и те, где дети могут находиться круглосуточно.

Начальная школа и неполная средняя

Этот отрезок обучения обязателен. Он оплачивается государством. Начальная школа занимает 6 лет обучения, а средняя - 3. Программа включает изучение китайского языка (углубленно), математики, истории, природоведения, географии, музыкы. Вариативная часть - этика, мораль и правовая часть. Оценивание проводится в виде тестов, по 100-бальной системе.

Обязательной является практика, когда дети по несколько часов в неделю трудятся на минипредприятиях или фермах.

Безделье тут считается недопустимым. Нагрузка на детей огромная, домашние задания обязательны. Даже в каникулы дети выполняют домашние задания, которые довольно объемны.

Дисциплина очень строгая, ворота школы открываются только чтобы впустить детей и выпустить. Предусмотрена общая школьная форма для учеников каждой школы. За пропуск занятий без важной причины - отчисление.

Интересно! В школах утро начинается с зарядки и линейки с обязательным поднятием флага. Предусмотрена и дневная зарядка, а в середине учебного процесса - гимнастика для глаз с применением методов акупунктуры. После обеда, который длится час, предусмотрено 5 минут на сон.

Старшая школа и среднее специальное образование в Китае

После средней школы, если ребенок выберет определенное направление и финансы семьи позволят, можно продолжить учиться на протяжении 3 лет в старшей школе.

Существует два типа старших школ:

  • Академические. Это специализированные школы, главная задача которых состоит в подготовке ученика к поступлению в вуз по выбранному направлению.
  • Профессионально-технические. Тут готовят рабочих на определенные виды работ.

В профессионально-техническое учебное заведение можно поступить и после окончания академической старшей школы. Тогда учиться ребенку в ней придется меньше - два года вместо трех.

В вуз можно поступить только после окончания старшей школы. При этом баллы, которые ученик получит на едином выпускном экзамене, определяют иерархию будущего университета, ведь при поступлении экзамены не сдают - все определяет балл старшей школы.

Высшее образование в Китае

В 64 странах мира признаются дипломы, полученные в вузах Китая. Россия в их числе.

Все заведения высшего уровня имеют свою иерархию, установленную в едином рейтинге. От балла единого экзамена выпускника старшей школы зависит, в какое заведение он может поступать - «высшего уровня» или провинциального уровня. Поступление абитуриента - это праздник всей семьи, даже если ребенок поступил на платное обучение. Для студентов предполагаются стипендии государства и субсидии от предприятий-заказчиков, которые часто берут на себя затраты по подготовке специалистов.

Высшая школа Китая - это:

  • Колледжи с двухгодичной (свидетельство специалиста среднего уровня) и четырехгодичной (диплом бакалавра) программой.
  • Высшие учебные заведения (бакалавр, магистр, доктор наук), обычно с узкой специализацией. Готовятся специалисты по 820 специальностям.

Обучение ведется на английском или китайском языках по выбору. Система учебного процесса семестровая с зимними и летними каникулами.

Для одаренных китайцев, победителей национальных конкурсов и олимпиад, а также для детей из малообеспеченных семей существуют бюджетные места, но их очень мало, и конкурс очень высок.

Международный авторитет система высшей школы Китая завоевала давно. В научных университетах китайцы представлены довольно широко в Америке, Австралии и Европе. Аспирантуру и докторантуру за пределами Китая оканчивает ежегодно порядка 20 тысяч китайцев.

Самые популярные вузы Китая

По рейтингу QS (2017) 4 китайских учреждения в сотне лучших университетов мира: Пекинский университет, Шанхайский университет Джао Тонг, университеты Фундань и Цингау. А по некоторым дисциплинам (инженерные и информационные технологии, химия и другие) китайские университеты лидируют в мировых рейтингах. Например, Шанхайский университет транспортных коммуникаций (Цзяотун) лидирует в позиции инженерных технологий.

Девять ведущих университетов Китая вошли в образовательный проект под названием «Группа К-9». Эта группа сравнима с известной всем «Лигой плюща» в Америке. Затраты по научным изысканиям и техническим разработкам в этой группе полностью финансируются государством, а это 10% годового бюджета! Кроме уже упомянутых четырех рейтинговых университетов, в китайскую «лигу плюща» входят Нанкинский, Чжэнский университеты, Китайский университет науки и технологий (Пекин), Университет Сиань Дзяотун (Пекин), Харбинский институт науки и технологий.

По цитируемости статей и количеству патентов на изобретения Китай на третьем месте, после Америки и Японии. Но при такой поддержке государства, обеспечивающей быстрый темп роста образования и науки, вероятность повышения рейтинга Китая довольно велика.

Образование в Китае для русских студентов

Обучение в Китае - не такая недостижимая цель, как кажется. Существует множество образовательных программ и договоров между университетами России и Китая. Развита система обмена студентами и конечно, тому, кто уже студент, попасть на учебу в Поднебесную легче.

Для выпускников, желающих попасть в университеты Поднебесной, документа об окончании школы будет недостаточно. Кроме того, при поступлении потребуется сдать языковой экзамен Hanyu Shuiping Kaoshi. Наиболее крупные университеты устанавливают свои дополнительные правила, как дополнительное тестирование или возрастной ценз.

В любом случае подготовка к поступлению подразумевает индивидуальный подбор университета и тщательную подготовку документов по требованиям конкретного учебного заведения.

Итог

Весь мир уже давно «охватил восточный бум». Изучение японского и китайского языков неуклонно растет. Все большее количество молодежи охвачено интересом к истории и традициям стран Востока. Наш сосед - крупнейшая страна Азии - увеличивает свое влияние в самых разных сферах жизни мирового сообщества. Прорыв в экономике и победа над безграмотностью заставляют задуматься об исключительной особенности образования в Китае как составляющей успеха Поднебесной.

October 9th, 2017

Да, Китай прет пока "по всем фронтам". Все спорят, как это у него так получается, но очевидно, что в основе всего лежит образование.

Китайские школьники постоянно побеждают на международных олимпиадах, Шанхай не раз занимал лидирующие места в тесте PISA, при этом учеников с детства учат соответствовать всем требованиям и во всем подчиняться учителям. Журналист Дженни Андерсон попыталась разобраться, насколько оправдан такой подход и в чем преимущества и недостатки азиатской модели образования.

Когда Ленора Чу, американка китайского происхождения, записала сына в элитную школу в Шанхае, ее ожидало много сюрпризов. Ее сына заставили есть яйца, которые он ненавидит. Когда Чу поставила под вопрос методы учителя, она получила выговор за сомнения в его авторитете. Ее ребенка научили тому, что дождик можно рисовать «правильно» и «неправильно». И школа отказалась выдать ему лекарство от астмы, поскольку его состояние не требовало такого большого внимания к его персоне.

В китайских школах на первом месте всегда стоит группа, а не отдельный ребенок.

Как ни странно, на эти действия Чу ответила не осуждением, а похвалой. О своем опыте она рассказала в книге «Little Soldiers: An American Boy, a Chinese School, and the Global Race to Achieve» («Маленькие солдаты: американский мальчик, китайская школа и глобальная гонка достижений»), в которой разбирается секрет превосходной китайской успеваемости. По ее словам, успех Китая в основном объясняется двумя причинами. Во-первых, у учителей есть власть, которую уважают родители, — это повышает качество обучения. Кроме того, китайцы с детства привыкают к мысли, что к успеху приводят не врожденные способности, а усердный труд.

«Китайская мать знает, что если ее ребенка наказали в школе (неважно, каким образом), то он это, бесспорно, заслужил. Другими словами, дайте учителю спокойно делать свою работу», — пишет она в The Wall Street Journal.

Не так давно Эми Чуа опубликовала книгу «The Battle Hymn of the Tiger Mother» («Боевой гимн матери-тигрицы»), в которой она утверждает, что китайские родители не балуют своих детей, поэтому они вырастают более сильными и выносливыми и добиваются лучших результатов. Чу пишет, что учителя с детьми тоже не нянчатся, и в результате ученики вырабатывают такие навыки и такую устойчивость, которые и не снились американским детям. От китайских школьников ожидают многого, и они учатся соответствовать этим требованиям. Уверенность в себе появляется благодаря достижениям, а не идее, что главное — участие.


В то же время, как пишет Чу, американские родители, наоборот, считают, что главное — подпитывать веру ребенка в собственные силы, даже если для этого приходится ставить пятерки за вполне средние работы по математике. Чу пытается разобраться, какая система лучше готовит детей к будущему и каких ролей стоит придерживаться родителям и учителям. Академические достижения или социальное и эмоциональное благополучие? Право ставить авторитет под сомнение или уважительное подчинение ему?

В глазах Чу и многих других существует устоявшийся образ сверхуспешных состоятельных американских родителей, которые ради результатов своих детей нивелируют власть учителей. Родители подрывают авторитет преподавателей, веря при этом, что они-то лучше знают, как надо (но будем честны: чаще всего все их познания в педагогике сводятся к воспоминаниям о собственной школе, которую они окончили еще до того, как в ней появился интернет). Она пишет: «Прогресс в американской системе тормозят родители, которые уверены, что все им что-то должны, и своей позицией обесценивают учебу: для наших детей мы требуем привилегий, которые мало связаны с образованием, и просим о пощаде при выставлении оценок за год, если они не добиваются нужных результатов. Наше общество многого ждет от учителей, а семья несет меньшую ответственность».

К аналогичным выводам по поводу американского образования пришли и сами американцы. Джессика Лэйхи, школьная учительница и автор книги «The Gift of Failure» («Дар ошибки»), считает, что дети становятся беспомощными по вине (любящих) родителей, которые стремятся защитить их. Когда мы вмешиваемся в драки своих отпрысков во дворе или вытягиваем оценки из учителей, мы мешаем им выработать нужные навыки и стать самостоятельными (и в результате все закончится такими явлениями, как «Школа для взрослых» (организация, где молодые люди учатся вести себя как взрослые. — Прим. ред.).


Андреас Шлейхер, глава департамента образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), утверждает, что хорошие учителя — главная причина академических успехов в шанхайских школах. Он говорит, что педагоги, за которыми он наблюдал в Китае, считают своей задачей не учить ребенка предмету, а сформировать его ценности и характер. Дети участвуют в уборке класса — учителя и родители это поощряют. По словам Шлейхера, китайские преподаватели требуют высоких результатов, но они же помогают детям достичь их. По итогам теста PISA, который пишут 15-летние школьники по всему миру, Шанхай не раз занимал лидирующие места, в то время как у США результаты довольно средние. Конечно, Шанхай — это мегаполис, а США — огромная страна, отличающаяся большим многообразием, поэтому сравнивать их сложно. Например, в 2012 году штат Массачусетс занял бы девятое место по математике и четвертое — по чтению, что намного выше, чем позиция Соединенных Штатов в целом.

Журналистка Мина Чой, которая отдала детей в китайскую начальную школу, подробно описала плюсы и минусы шанхайской системы. У ее шестилетнего сына ежедневно было по три часа домашней работы и никакого общения с друзьями (все были слишком заняты уроками). Часто учеба заключалась в зубрежке и бездумном копировании, причем даже тогда, когда дело доходило до написания эссе: ее сыну советовали переписывать чужие работы, чтобы научиться писать самому. Иногда она задавалась вопросом: многие ли дети действительно понимают математику, а не просто заучивают ответы?



Тем не менее Чой уверена, что повторила бы этот опыт (по крайней мере, если говорить о младшей школе). Она говорит, что это «жесткая, требовательная система, в которой делается упор на усердную работу». Она не читала книгу Чу, но согласна с тем, что недостаток уважения к учителям в США — это проблема. Чой считает, что опытный учитель понимает лучше родителей, что должен знать семилетний ребенок, как он должен учиться и как его нужно учить. «В Америке мнение родителей равнозначно мнению учителя. Такого не должно быть», — рассказывает Чой. Эта нехватка уважения сказывается и на зарплатах учителей в США, и на том, как ничтожно мало правительство инвестирует в их профессиональное развитие. Жалобы родителей в Америке часто возникают именно потому, что они не верят в систему.

И Чу, и Шлейхер из ОЭСР предполагают, что есть еще одна критическая разница между США и Китаем. Учителя в Китае верят, что любой ребенок может преуспеть, вне зависимости от происхождения и доходов его семьи. Они верят, что достижения требуют упорной работы, а не определяются природными способностями, и учат своих учеников именно этому.

По результатам PISA трудно судить о качестве образования, но даже они показывают, что 10% шанхайских подростков из самых бедных семей знают математику лучше, чем 10% наиболее привилегированных учащихся в США и ряде европейских стран.

При этом, по иронии, как замечает Чу, американцы не боятся требовать от своих детей усердия и высоких результатов, когда речь идет о спорте. Если ребенок становится последним, то это потому, что ему нужно больше работать, а не потому, что он не способен пинать мяч. «Для нас девятое место в стометровке значит, что Джонни надо больше тренироваться, а не то, что он хуже других. И мы не сильно переживаем по поводу его самооценки».

Исследование Кэрол Двек, психолога из Стэнфорда, показывает, что дети, которые верят, что старания важнее способностей, учатся лучше. Чу пишет: «Китайские школьники привыкли к сложной учебе, они знают, что успешным может стать каждый, кто готов потрудиться». Поэтому правительство вправе устанавливать очень высокую планку, а детей учат соответствовать этому уровню. Чу отмечает, что в США «родители протестовали, когда политики пытались ввести аналогичные меры», например единые образовательные требования в школе. Чу цитирует исследование, которое показывает, что дети азиатского происхождения учатся лучше белых не из-за выдающихся способностей, а благодаря старательности и вере в то, что их усилия важны.



Жизнь китайского школьника может казаться однобокой. Три часа домашней работы — это три часа, когда ребенок не играет с другими на площадке или в игровой комнате, не дает простора своему воображению. Детство короткое, и многие считают, что это время нужно оберегать от слишком ответственных контрольных, рейтингов и стресса.

В таком случае вопрос в том, насколько оправданна жесткость китайской системы.

Профессор Школы образования при Канзасском университете Юн Чжао указывает на то, что чем лучше результаты страны в тестировании PISA, тем хуже там обстоят дела с предпринимательством (он использует данные Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), самого масштабного в мире исследования этой сферы). Исследовательская и консалтинговая компания ATKearney пошла еще дальше, показывая, что предположительный предпринимательский потенциал стран, которые лидируют в рейтинге PISA, более чем в два раза ниже, чем в странах, которые находятся в середине списка или на последних позициях. Так что дети могут отлично знать математику и другие науки, но никто из них не станет новым Марком Цукербергом.

Журналистка Чой считает, что у восточноазиатского подхода есть и другие недостатки. Многие дети — единственные в семье, родители абсолютно преданы их интересам. Ради образования детей они готовы пойти на все, а те, в свою очередь, в ответ на такое давление часто начинают обманывать. Чой, которая покинула Шанхай четыре года назад, говорит, что система образования там «неустойчива из-за коррупции, плавающих критериев, непонятных причин, по которым ставятся оценки».

Более того, полная власть учителей не обязательно ведет к лучшим знаниям. Чу ссылается на исследование 2004 года, которое защищает распространенную в Китае систему прямого обучения, когда учителя показывают, как решать задачи, а ученики повторяют за ними. И хотя что-то таким образом выучить действительно можно (но все равно все зависит от контекста), существует множество других исследований, которые показывают, что если ребенок разбирается в каких-то вопросах самостоятельно, то это приводит к более глубокому изучению материала и может усилить интерес к учебе.

На самом деле польза есть и от индивидуального подхода, и от группового; и от академических успехов, и от личностного развития. Чжао говорит, что США и Великобритания стремятся к азиатской виртуозности в плане тестов, в то время как Китай пытается сделать свою систему более западной, менее однообразной, уделять больше внимания творчеству и самостоятельности в решении задач. Он пишет, что «жители Восточной Азии стали первыми свидетелями того, как сильно их собственная система образования навредила детям: речь идет о высокой тревожности, сильном стрессе, плохом зрении, недостаточной уверенности, низкой самооценке и недоразвитых бытовых навыках». А, например, в Финляндии, где подход к образованию более сбалансирован, чем в Китае или США, дети, у которых меньше домашней работы и серьезных контрольных, чаще радуются жизни и при этом добиваются отличных результатов на тестировании PISA.

Когда выбирать приходится из двух крайностей, любой вариант кажется немного рискованным. «Я скорее предпочту слишком высокий уровень образования, чем слишком низкий», — сказала (и написала об этом эссе) Чой, подразумевая более строгое китайское расписание.

Чу говорит, что ее детям досталось лучшее из обеих систем. «Мой сын включает воображение, когда рисует, у него отличное чувство юмора и чертовски сильный удар справа в теннисе. Ни одно из этих качеств не угасло, и теперь я разделяю веру китайцев в то, что даже очень маленькие дети могут развить таланты, которые требуют серьезных усилий».


источники
Ksenia Donskaya
http://www.chaskor.ru/article/diktatura_uchitelej_42522
(2 Голосов)

Система образования в КНР имеет ряд специфических черт.

В отличие от других развивающихся стран, Китай является страной с высоким и быстро растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского. Неграмотными в Китае остаются лишь 1517 % взрослого населения (47 % в Индии, 61 % в Бангладеш, 59 % в Пакистане, 27 % в Иране, 17 % в Турции). Лучше у КНР и тендерный индикатор - доля неграмотных женщин в возрастной группе 15-24 года: всего 4 % (44 % в Индии, 63 % в Бангладеш, 61 % в Пакистане, 10 % в Иране, 8 % в Турции).

Еще в 1986 г. «Закон КНР об обязательном образовании» ввел обязательное начальное обучение в большинстве районов страны. В крупных городах и некоторых экономически развитых районах было введено обязательное среднее образования первой ступени.

Сегодня в Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и профилей, в которых обучается более 200 млн человек. По Конституции Китая 9-летнее образование является обязательным, законы Китая дают право на получение образования каждому человеку, в том числе представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам. Свыше половины детей с трудностями в развитии могут получить образование в детских садах и школах для глухонемых, слабоумных и детей, имеющих другие нарушения в развитии.

Система образования в КНР включает начальную и среднюю школу, а также среднее специальное и высшее образование. Срок обучения в начальной школе - 6 лет и 3 года в средней. В начальную школу в Китае поступает около 99 % детей 6-летнего возраста.

Приблизительно 73 % подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1 % ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. Принципиальное отличие китайского школьного образования - его платный характер. Только в 2007 г. сельские дети были освобождены от оплаты за обучение (ранее такие меры были приняты в отношении бедных сельских районов Западного Китая). Цена для государства такого решения - более 10 млрд юаней.

В вузах КНР в 2001 г. обучалось примерно 12 млн студентов. Срок обучения - 3-6 лет. Число вузов и университетов немногим более 1 тыс. С 1981 г. введена система степеней - бакалавр, магистр и доктор наук. Срок обучения в вузе на 1-й ступени составляет 3 года, а для полного высшего образования от 4 до 6 лет. В магистратуре обучается около 300 тыс. чел. В число наиболее известных университетов входят Пекинский, университеты Цинхуа, Фудан, Нанькайский, Нанькийский, Уханьский, Цзиминский. В 2005 г. общее число выпускников вузов составило 4,4 млн чел., тогда как во всех странах ЕС вместе взятых 2,5 млн. Важно также, что превалирует в Китае техническое образование - выпуск в год около 650 тыс. чел. (220 тыс. в США и 100 тыс. в ЕС).

За последние 20 лет ученые степени в стране получили более 20 тыс. докторов наук. Подготовку докторских диссертаций ведут в настоящее время 160 тыс. аспирантов.

Превосходя большинство азиатских стран по широте охвата населения базовым образованием, Китай заметно уступает им по относительному числу студентов. Отчасти этим объясняется сравнительно невысокая (хотя и имеющая тенденцию к росту) доля расходов на образование в ВВП страны (2,6 %). Необходимо упомянуть еще два обстоятельства. Во-первых, в Китае существует сеть профессионально-технических, педагогических и медицинских училищ (свыше 4 млн учащихся, срок обучения - 2-4 года), во-вторых, широко распространены разнообразные формы продолжения общего образования и повышения профессиональной квалификации взрослых (такими формами обучения охвачено более 12 млн человек). Лишь 10 % китайцев соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое профессионально-техническое обучение. Существует система профессиональной переподготовки для лиц, потерявших работу на государственных предприятиях. С осеннего семестра 2007 г. все сельские учащиеся профучилищ, а также нуждающиеся из городских семей получат стипендию в 1500 юаней в год.

Ежегодно 12,5 млн выпускников школы не имеют возможности учиться дальше, и большинство из них поступают на работу, не проходя необходимого профессионально-технического обучения и подготовки. Огромную роль в повышении профессиональной грамотности и технической квалификации населения играют средства массовой информации, в том числе многочисленные образовательные программы телевидения.

За годы реформ 380 тыс. китайских студентов были посланы за рубеж, в том числе около 1 тыс. за государственный счет. В 1978 г. из Китая на учебу за границу выехало более 400 тыс. человек, свыше 10 тыс. в этот год вернулись обратно. В течение последних 10 лет более 50 % обладателей степени доктора технических наук обучались за границей. Свыше 100 тыс. обучавшихся за рубежом уже вернулись на родину. Китай занял первое место в мире по числу обучающихся за рубежом, сегодня ежегодно за рубеж уезжает более 25 тыс. чел., наибольшее число китайцев обучается в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Франции, Японии. В вузах США и Австралии шутят, что университет - это место, где русские преподаватели учат китайских студентов. Находясь за рубежом, китайские студенты неизменно привлекают внимание своей прилежностью и сравнительно высокой базовой подготовкой по таким предметам, как математика, физика, биология. Согласно американской статистике, в США каждый пятый получающий степени PhD - китаец. Исключительно широка география зарубежного обучения: студентов из КНР принимают свыше 100 стран.

В последние пять лет динамичное развитие страны стало привлекать к возвращению из-за рубежа образованных этнических китайцев. Число «вернувшихся из-за моря», как называют их в Китае, непрерывно растет, а возвращаться есть кому: по данным Национального научного фонда (NSF) США из 276 тыс. иностранцев - обладателей докторских степеней, работающих в настоящее время (2007 г.) в США, 22 % - выходцы из Китая. Китай активно привлекает иностранных специалистов и преподавателей в университеты и технопарки. Значительное внимание уделяется привлечению талантов из стран США.

Систему образования в Китае часто квалифицируют как прагматическую и селективную. Вероятность добраться до более высоких ступеней образования для среднего китайца невелика - в результате эту возможность реализуют, как правило, лишь способные ученики. Поступление же в вуз - настоящий праздник для выпускника средней школы высшей ступени: конкурсы в отдельные университеты достигают до 200-300 человек на место. Одаренные молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной «лестнице» - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т. п. Реформа высшего образования начата в 1993 г. с отмены госраспределения и постепенной отмены бесплатного образования. С 1997 г. высшее образование стало платным для всех: плата составляет 15-20 % себестоимости обучения, часто предприятие, на котором работал или будет работать студент, оплачивает учебу. Селективность системы высшего образования проявляется еще в одном: вузы страны делятся на несколько категорий. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае и в Беларуси одновременно по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в вуз категории (или более низкой категории), соответствующий набранным баллам.

Китайской традиции свойственен высочайший престиж образования, а также особое положение так называемых девять ведущих вузов и университетов страны.

Базовые оклады профессоров девяти ведущих университетов страны (Пекинский, Циньхуа, Нанкинский, Фуданьский, Чжуншань- ский и др.) составляют порядка 500 долл. в месяц (против 250300 долл. в других университетах и вузах), педагоги и научные работники имеют льготы при приобретении жилья, в ряде провинций лицам с научными степенями предоставляются различные послабления типа разрешения рождения второго ребенка.

Еще одна особенность вузов КНР - значительное преобладание естественно-технических и прикладных специальностей (порядка 60 % студенческих мест против 14 % в США, 18 % в Голландии, 22 % в Таиланде, 26 % в Японии, 30 % в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за исключением, быть может, социологов) - относительно малая часть студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими соседями. Некоторые усматривают в этом нежелание КПК увеличивать прослойку гуманитариев, нередко представляющих угрозу социально-политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая уже давно столкнулись с этой проблемой из-за перепроизводства политологов, юристов, журналистов и т. п. - многие выпускники с «престижными» профессиями оказываются без работы, пополняя ряды активной оппозиции и провоцируя молодежные и студенческие беспорядки. Поддержание существующей структуры вузовских специальностей в Китае продиктовано и соображениями экономии, а также стремлением в первую очередь получить инженеров, технологов, ученых естественнонаучного профиля.

Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными учреждениями различного уровня, так и содержание программ обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем.

В 2007 г. принято решение восстановить бесплатное обучение в педагогических вузах Минобразования Китая при условии, что после окончания выпускники отработают два года в сельских школах или 10 лет в городских.

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) в Китае - это учебные заведения, созданные на средства общественных организаций, научных ассоциаций граждан, предприятий, а также школы и вузы, организованные на коллективные взносы населения (в частности, родителей учеников). Китайскую политику в отношении НОУ сформировали следующие факторы:

Традиционно патерналистская роль государства, согласно конфуцианской идеологии;

Запрет на получение прибыли в качестве цели создания и функционирования НОУ;

Активное привлечение общественности к управлению и финансированию НОУ;

Учащиеся НОУ пользуются теми же правами, что и государственные.

К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200 всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.

Таким образом, главной чертой государственной политики в отношении НОУ является то, что, гарантируя им политическую поддержку и контроль: «активное поощрение, всемерная поддержка, правильное ориентирование и усиленное управление», государство не оказывает им финансовой поддержки. Хотя есть реальные государственные привилегии, которые стимулируют создание НОУ - это предоставляемые правительством льготы по налогам, аренде помещений, транспорта, земельных участков. Действует и дополнительный стимул: пришкольные коллективные предприятия пользуются системой льгот, которая включает, в частности «бессрочное освобождение от подоходного и некоторых других налогов предприятий, учрежденных средними учебными заведениями, и бессрочную отмену всех налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами». Вот почему предприятиям выгодно открывать НОУ и на их территориях свои филиалы. Все имущество и доходы разрешалось использовать исключительно на развитие школы. Инвестиции предприятий в отдельные элитные учебные заведения составляли в период зарождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось это не только престижем и налоговыми льготами, возможностью создавать на земле, покупаемой по льготным ценам, филиалы предприятий, клубы и т. п., но и выгодой от связей с родителями учеников. Школы, созданные предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном фундаменте. Для открытия маленькой школы было достаточно 20 тыс. юаней, которые могли внести на паях несколько человек.

Организованные частными предпринимателями или компаниями школы носят их имена и названия, что повышает социальный престиж компании, создавая ей хорошую рекламу. Среди учредителей НОУ немало зарубежных китайцев, которыми, помимо деловых соображений, движут ностальгические мотивы.

Юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой пять основных моделей:

Создание школы при поддержке правительства, т. е. на начальном этапе оно оказывает материально-техническую помощь до тех пор, пока школа сама не накопит средств. Пример такой модели - неполная средняя школа Юйин в г. Нашсине, созданная Ассоциацией вышедших на пенсию педагогов. Они арендовали помещение и часть оборудования государственной школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем рассчитывали, то правительство городского района выделило 300 тыс. юаней, чтобы перевести в другое помещение начальные классы той школы, у которой учредители арендовали помещение, а также помогло с инвентарем;

Самостоятельное создание школ гражданином или группой лиц (часто на базе уже действовавших образовательных учреждений);

Создание школ за счет вкладывания капитала отдельными лицами либо организациями, становящимися соучредителями НОУ совместно с государственным предприятием либо учреждением;

Акционерная форма;

Совместное создание НОУ китайскими и зарубежными партнерами.

Структура первоначального капитала учредителей могла включать собственные средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.

1) Эффект НОУ проявился достаточно ярко: они облегчили финансовую ношу государства и уже к середине 1990-х гг. аккумулировали более 10 млрд юаней (свыше 100 млн долл.) негосударственных средств. Плата за обучение остается в настоящее время для большинства китайских НОУ основным источником покрытия расходов. Поскольку 90 % НОУ в Китае - интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие развитию школы, за обучение, за общежитие и пр. Взносы зависят от множества факторов и резко колеблются по провинциям. Некоторые школы варьируют плату за обучение в зависимости от успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим. Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это делается раз в семестр.

Большинство частных и «народных» школ в Китае невелико по размерам, численность учащихся колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ, не уступающих государственным, или даже превосходящих их по численности учащихся (500-1000 и более учеников), мало - не более 10 % всех НОУ.

Эта статья из раздела-инновационная политика китая , которая посвящена теме-система образования китай . Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Китай до сих пор не может сравниться по популярности с такими лидерами на рынке образования, как Великобритания, США и Германия, но огромный потенциал страны, невысокая стоимость обучения и возможность стать специалистом со знанием восточного языка открывает большие возможности для построения карьеры.

Преимущества и недостатки

Плюсы

  1. Китай является одним из важных партнеров России, и роль страны на мировой арене только укрепляется, поэтому получить образование в Китае и выучиться китайский язык — очень дальновидный шаг для молодых карьеристов.
  2. Низкая стоимость высшего образования и возможность получит стипендию.
  3. Широкие возможности и для тех, кто хочет построить карьеру в бизнесе, и для тех, кто планирует заниматься наукой.

Минусы

  1. Китайское образование не такое престижное, как американское и европейское.
  2. Для обучения на многих программах нужно хорошо знать непростой китайский язык.
  3. Плохая экология в крупных городах и своеобразная китайская культура.

Система образования КНР полностью контролируется государством, даже на уровне частных высших школ. Низшие ступени системы были построены по советскому образцу, вплоть до начала учебного года в сентябре.

Базовое образование

Школьное образование разделяется на начальное, неполное среднее, среднее. Из начальной школы (1-6 класс) дети переходят в среднюю школу автоматически, без экзаменов. Еще три года понадобится школьнику, чтобы получить неполное среднее образование. После этого многие школьники заканчивают учебу, начиная работать, поступая в средние технические училища, техникумы. Желающим получить полное среднее образование - предстоит три года учебы, выпускной экзамен. Программы средних школ общие для всей страны, как и перечень учебных дисциплин.

Для иностранцев открыты не все средние школы страны, их перечень утверждается Министерством образования КНР. Основой образования для промышленности стала огромная сеть профессионально - технических училищ, техникумов, специализированных средних колледжей. В них большее внимание уделяется теоретическим дисциплинам, необходимым для конкретной специальности, практическому обучению профессии, производственным стажировкам. Всех специализированных среднетехнических учебных заведений - более двенадцати тысяч, к ним относятся и школы профессиональной ориентации.

Высшее образование КНР

В отличие от средней школы, высшее образование перестроено по международным образцам. Лучшие университеты проводят обучение на английском языке (параллельно с китайским), приглашают западных профессоров, применяют современные методики. Одновременно с перестройкой высшего образования были разрешены частные высшие школы, которых за короткое время открылось более полутора тысяч (более 50% образовательного сектора).

К лучшим ВУЗам страны относится Пекинский Университет, крупнейший в Китае. Разветвленная структура университета включает 12 факультетов, 31 колледж, общее число студентов превышает 46000. В различных рейтингах Пекинский университет ставится на первое место в Азии (делит его с Токийским университетом), входит в мировую двадцатку.

Шанхайский университет немногим уступает Пекинскому по количеству студентов (43000), превосходит его по количеству факультетов (23 факультета), предлагает 59 докторских программ, 148 магистерских специальностей.

Считается, что в Шанхае лучший в стране уровень преподавания права, экономики, управления и менеджмента.

Несмотря на отсутствие теоретических ограничений, иностранцев принимают не все ВУЗы Китая. Иностранные студенты обучаются только в 450 из двух тысяч государственных вузов.

Во всех высших школах обучение платное. По европейским меркам, его стоимость невысока - около 32000 юаней в год (менее $5000). Кроме того, правительство выделяет для иностранцев 10 тысяч грантов. Тем не менее, поступить в университет очень трудно - требуется сдать экзамены по семи дисциплинам, среди которых труднейшим для иностранцев становится китайский язык. Для учебы на английском языке нужен международный сертификат. Конкурсы ВУЗов огромны, доходят до сотен претендентов на одно место.

Лучшим путем для поступления считается предварительная учеба на подготовительном отделении, к которой часто прибегают и перед поступлением в магистратуру для продолжения образования после российского вуза. Также существуют компании, которые предлагают пройти обучение за счет грантов, что сильно экономит бюджет и упрощает процедуру поступления. Самой известной является mychina.org.

Стоимость жизни во время учебы несравнима с американскими, европейскими реалиями. Даже в самых дорогих городах достаточно десяти долларов в день, но возможности поиска дополнительной работы крайне ограничены.

Полезные ссылки

Образование в Китае в наши дни

Кратко рассмотрим образование в Китае в наши дни .

Право на получения образование простые люди получили только с 1949 года, то есть со времени образования КНР.

В древности, основной целью образования было воспитать чиновников, так как люди, сдающие экзамены, имели право занимать государственные должности.

В настоящее время образование делится на несколько ступеней : начальное образование, среднее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование.

Согласно закону об обязательном образовании в КНР (义务教育法), в настоящее время обязательным считается девятилетнее образование. Стоит отметить, что в 80-е годы обязательным считалось только начальное образование, 6-летнее.

Начальное образование (初等教育) в Китае предполагает 6-летнее обучение. Курс обучения включает в себя такие предметы, как математика, история, природоведение, музыка, рисование, физкультура и др., а также воспитывают у учащихся любовь к родине и уважение к социализму.

Среднее образование (中等教育) состоит из двух этапов (初中 и 高中), каждый по три года. К вышеперечисленным предметам добавляются еще иностранный язык, политика, география, физика, химия и др.

Среднее профессиональное образование (中等职业技术教育) представлено профессиональными училищами (中等专业学校), техникумами (技工学校) и профессиональными школами (职业学校). Срок обучения от 2 до 4 лет, на некоторых специальностях до 5 лет (например, медицина). Набор изучаемых предметов полностью зависит от выбранной специальности – финансы, медицина, сельское хозяйство, кулинарное искусство, техника, туризм и так далее. По окончании, многие выпускники получают работу по распределению в различные учреждения, в зависимости от выбранной специальности.

Высшее образование (高等教育) построено по принципу болонской системы, но при этом Китай в этой системе не участвует. Продолжительность обучения – 4 года. Выпускники выходят бакалаврами. Магистратура – еще два (или три) года (бакалавриат – 本科, магистратура – 专科).

В Китае существует два уровня образования для аспирантов – аспирантура и докторантура. К аспирантам (кандидатам – 硕士) и к докторам (博士) предъявляют различные требования. Кандидаты должны любить Родину, быть высоконравственными, владеть одним иностранным языком, и уметь вести научно-исследовательскую деятельность. Срок обучения на аспирантуре – 2-3 года. Требования к докторам в чем-то совпадает с требованиями к аспирантам, отличие только в том, что доктора должны овладеть двумя иностранными языками и вести какую-либо научно-исследовательскую деятельность.

По форме обучения аспиранты делятся на два типа: с отрывом от производства и без отрыва от производства (днем работают, вечером и в выходные учатся).

Также стоит обозначить еще один вид образования – повышение квалификации или высшее образование для тех, кто уже работает (成人教育). В принципе, это может относиться и к вышеуказанным аспирантам. Из-за того, что днем они работают, а по вечерам и выходным учатся, этот вид образования еще называют 夜大学.

Сейчас в Китае много онлайн-университетов. Получить высшее образование можно не выходя из дома.

В последние годы государство уделяет образование все больше и больше внимания. На его развитие ежегодно тратятся огромные деньги.

StudyChinese.ru

Образование может быть одним из самых влиятельных сил в современном обществе. Хорошее образование, которое лелеет интеллект и любопытство может повлиять на детей, как только они приходят в школу.

Китай, с самым большим населением в мире, предоставляет своим гражданам разнообразную систему школьного образования: государственные школы для студентов всех возрастов, специализированные школы для инвалидов, частные школы и профессионально-технические учебные заведения, и многие другие учреждения в области образования, включая университеты.

Однако, так как он создается под влиянием принципиально иной культуры, некоторые структурные аспекты системы образования Китая могут показаться странными для иностранного взгляда и анализа. Вот некоторые сравнения между системами образования Китая и Америки.

Уровни образования в Китае

Система образования Китая состоит из трех основных уровней: первичное, вторичное и «послешкольное». Начальное образование является тем, что обычно мы называем начальными классами. Средняя школа делится на нижний уровень и верхний. Это эквивалентно средней школе. Разделение данных уровней схематически выглядит: 6-3-3, где с 1 класса по 6 будет принадлежать начальной школе, с 7 по 9 в другой, и с 10 по 12, включающий среднюю школу.

В США например, 1-го по 8 классов помечены и относительны годам учёбу. Они строятся по принципу -«первокурсник», «второкурсник», «младший» и «старший». «Китай имеет каждый класс с именем по чину в их образовательной подгруппе. Седьмой класс известен как 初一, восьмой является 初二 и девятый 初三. («一», «二», и «三» «один», «два» и «три» по-китайски.)

Требуется уровень образования

В отличие от США, где законы об обязательном образовании требуют от студентов необходимости оставаться в школе от 16 до 18 лет, все студенты в Китае обязаны пройти по крайней мере девять лет обучения. либо студенты могут выбрать, чем хотят заниматься в дальнейшем.

Школьный день

В Соединенных штатах, в то время, когда студенты торопятся выбежать из аудитории во время перемены, в Китае преподаватель решает, когда вы уйдете с урока. В отличие от американских школ, где образованием предусмотрено выбор факультативных занятий, выбирая биология или химия, студенты в Китае не выбирают одни и те же классы, вплоть до средней школы.

График учебного дня, также варьируется. В то время как в Америке, как правило, школа начинается в 8 и заканчивается где-то около 3, то для Китая предлагается вариант вечерние сессии, в течение средней и высшей школы.

В ходе подготовки к тестированию в университетах, студенты часто используют это время для самостоятельного изучения или пользуются репетиторами. Период обеда, также больше, чем у американских школ; некоторые китайские средние школы и средние школы предлагают перерывы на обед в течение дня, который может охватывать до двух часов.

Среднее образование в школах Китая

Китайское среднее образование уникально тем, что помимо традиционных, детям стараются привить моральные устои и помогают раскрыть творческий потенциал.

В Китае все дети в возрасте 6 лет должны идти в школу. Сначала они учатся шесть лет в начальной школе, потом еще три года в средней школе первой ступени. Это обязательное образование для всех. После окончании средней школы первой ступени можно поступать в среднюю школу высшей ступени, где учатся три года. Правда, для этого нужно сдать вступительные экзамены.

Государственные школы в Китае ориентированы на китайских детей, но некоторые из них имеют право принимать и иностранных учащихся.

В таком случае обучение будет платным, около 5 тыс. долл. за семестр. Обучение ведется на китайском языке, поэтому для поступления нужно сдать экзамен по китайскому, английскому и математике.

Кроме того, иностранным учащимся придется сначала год проучиться на подготовительной программе. Обойдется это, в среднем, в 28 тыс. юаней (4500 долл.) за семестр. Столько же стоит и семестр обучения по школьной программе после зачисления.

Как правило, китайские школы с международными отделениями для иностранцев расположены в крупных городах, особенно в Пекине и Шанхае. Учатся там, в основном, дети работников международных компаний.

Среди государственных школ Китая, принимающих иностранцев, Пекинская Средняя Школа имени Первого Октября, Средняя Школа при Народном Университете Китая, Пекинская Средняя Школа №4, Средняя Школа №2 при Восточно-Китайском Педагогическом Университете (Шанхай), Средняя школа при Фуданьском университете в Шанхае и Средняя Школа при Шанхайском Университете Цзяотун.

Частные школы

Есть в Китае и частные школы, и они пользуются большей популярностью у иностранцев.

Одна из лучших — школа-пансион Beijing New Talent Academy. Принимают сюда детей в возрасте от 18 месяцев (при школе есть детский сад) до 18 лет. Обучаться можно на китайском языке вместе с китайскими детьми или в существующем при школе Cambridge International Centre на английском по британской образовательной программе. Для поступления в школу нужно сдать экзамены по китайскому, английскому и математике. Если ребенок поступает в Cambridge International Centre, то нужно сдать экзамен по английскому и математике в соответствии с требованиями британской программы. Дети, которые учатся на английском, все равно изучают китайский язык и культуру.

Стоимость обучения в Beijing New Talent Academy — 76 тыс. юаней в год при обучении на китайском (12 тыс. долл.) и 120 тыс. юаней на англоязычной программе (20 тыс. долл).

Если американская система ближе, чем британская, можно выбрать Saint Paul American School в Пекине. Обучение в ней ведется по американской образовательной программе с обязательным изучением китайского языка и культуры.

В целом, государственные и частные школы Китая, принимающие иностранцев, ориентированы на детей, чьи родители проживают в стране, хотя многие школы имеют пансион. Большинство учеников международный программ в китайских школах — это дети экспатов. Почти все школы требуют, чтобы у иностранного ребенка, обучающегося в китайской школе, в стране был официальный опекун (им может быть родитель) — гражданин Китая или лицо, постоянно проживающее в Китае и имеющее вид на жительство. Опекун несет ответственность за школьника и является контактным лицом на случай, если возникнут проблемы.

В 1998 г. на сентябрьском заседании Постоянного Комитета ВСНП принят новый Закон КНР о высшем образовании. Закон вступил силу с 1 января 1999 года.

Общее руководство сферой высшего образования осуществляется Госсоветом через подчиненные ему ведомства (в настоящее время 70% из 2200 вузов находятся в компетенции министерства образования КНР, остальные являются ведомственными). Разрешение на создание или изменение статуса вузов осуществляется административными органами Госсовета, провинций, автономных районов, городов центрального подчинения либо другими организациями по их поручению. Одновременно указывается, что наряду с существованием вузов общенационального и провинциального подчинения государство "поощряет в рамках закона их создание и финансирование профессиональными, предпринимательскими организациями, общественными коллективами, другими общественными организациями и гражданами". Тем самым впервые допускается в принципе идея учреждения и легализации частных вузов.

Закон предусматривает три разновидности высшего образования: курсы со специальными учебными программами (срок обучения 2-3 года), бакалавриат (4-5 лет) и магистратура (дополнительно 2-3 года). Устанавливаются три учебные степени: бакалавр, магистр и доктор наук. Предусматриваются должностные категории: ассистент, преподаватель (лектор), доцент и профессор. Закрепляется платная система обучения. Исключение делается лишь для студентов из нуждающихся семей (льготная оплата или бесплатное обучение). Лучшие студенты могут претендовать на стипендии и разовые материальные поощрения.

Помимо ссылок на государственные и другие местные источники финансирования, нет указаний на формальный запрет на получение средств от иностранных контрагентов, как на регулярной, так и на разовой основе (на практике в Китае широко допускается получение спонсорской помощи от зарубежных соотечественников и западных доноров; в стране существует несколько готовящих магистров бизнес-школ с иностранным финансированием и преподаванием).

Указывается, что стоимость обучения, финансирование учебного процесса и источники поступления средств устанавливаются административными органами Госсовета и провинций в зависимости от себестоимости обучения в каждом отдельном вузе. Получаемая оплата за обучение должна использоваться строго в соответствии с установленными правилами и не может быть направлена на другие цели. Государством предоставляются соответствующие льготы на приобретение вузами импортного оборудования и материалов.

Подчеркивается, что целью создания вуза должно быть служение государственным и общественным интересам, а не извлечение прибыли. В то же время закон формально не запрещает достаточно распространенную сегодня в КНР практику ведения вузами коммерческой деятельности (сдача помещений в аренду, издательские и типографские услуги и т.д.). Вузами был создан ряд предприятий по освоению высоких технологий с целью содействия развитию НИОКР. В результате этого сформировался ряд известных конкурентоспособных прибыльных компаний. В 1997 г. доходы предприятий при китайских вузах составили 20,55 млрд. юаней с налогом на прибыль — 2,73 млрд. юаней. К концу 1999 г. валовая продукция данных предприятий достигнет 100 млрд. юаней.

В документе говорится, что иностранцы — при условии соответствия предъявляемым требованиям — могут обучаться в китайских вузах, а также вести научную или преподавательскую работу (сегодня в вузах КНР работает около 30 тыс. иностранных преподавателей, в основном из США и Западной Европы).

Закон разрешает образовывать в вузах студенческие организации, деятельность которых должна "регулироваться внутренним распорядком и согласовываться с учебной администрацией".

В целом новый закон значительно расширяет возможности участия негосударственных структур в деле развития высшего образования — область, считающаяся в Китае приоритетной в контексте усилий по преодолению культурного и технологического отставания от передовых держав. При этом, несмотря на сохраняющиеся у государства традиционные, идеологические, политические и административные рычаги контроля над образовательной сферой, закон позволяет в определенной степени ослабить его в случае учебных заведений, создаваемых другими общественными структурами. В отличие от государственных вузов они не обязаны работать под руководством парткомов, а "в соответствии с законодательными положениями об общественных организациях". По сравнению с прошлым существенный акцент делается на приобретении глубоких специальных и профессиональных знаний, в частности, указывается, что учеба является "важнейшей обязанностью студентов", а их "участие в общественной жизни не должно отражаться на выполнении учебных задач". Характерным является и то, что на деле происходит значительное перераспределение прав от Центра в пользу административных органов провинциального уровня и самих вузов, поднимается значение вузовской науки и ее связей с НИИ системы АН КНР и промышленным производством.

Принятие нового закона закрепляет права и обязанности профессорско-преподавательского состава и учащихся вузов КНР, создает дополнительные возможности для поощряемого со стороны государства роста у китайской молодежи тяги к получению высшего образования (ежегодно лишь 1 млн. или 4% китайской молодежи соответствующей возрастной категории может поступить в вузы). По всей видимости, он сможет повысить статус китайской высшей школы и таким образом сбалансировать модную сегодня в КНР тенденцию к получению высшего образования за границей (за 20 лет на Запад, прежде всего в США, выехало на учебу 270 тыс. чел.).

Следует отметить сохраняющийся в КНР высокий престиж российской высшей школы.

Между Россией и Китаем действует соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях. Однако в связи с отсутствием централизованной государственной информационной и рекламной поддержки усилия отдельных российских вузов по привлечению китайских студентов на коммерческой основе пока не дают эффективных результатов (в вузах США обучается 40 тыс. китайцев, а в российских — 8 тыс.).

Увеличивается количество учебных заведений, расширяется деятельности негосударственных образовательных учреждений, начинается процесс децентрализации в системе управления вузами, создаются многопрофильные университеты и специализированные институты.

С 1997 г. отменен старый порядок приема в вузы, разделявший студентов на категорию, принятую по директивному плану государства, и категорию, принятую по регулируемому плану. Все студенты принимаются в едином порядке и должны платить за обучение. Для тех студентов, кто переживает финансовые трудности, открывается банковский кредит и предоставляются стипендии, трудоустройство.

Начинается Программа 211 согласно которой в 100 наиболее важных вузах, в ряде приоритетных дисциплин и специальностей на самый высокий уровень должна быть выведена преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная деятельность, чтобы в ХХI веке эти вузы стояли в ряду наилучших вузов мира.

Китай имеет давнюю историю частного образования. Первые заведения частного высшего образования - Шуюаны (академии) - возникли 1300 лет назад. Современные частные вузы появились в начале 90-х годов двадцатого века. Университет Фадан и Китайский университет были основаны в 1905 году, вслед за ними, в 1919 году, появился университет Сямынь и университет Нанкэй. В первой половине двадцатого века частный сектор являлся важным компонентом в системе высшего образования. К 1949 году 93 университета из 223, над которыми коммунисты взяли контроль, были частными вузами (Lin, 1999. С. 88). Вследствие национализации в начале 1950-х, все частные вузы были закрыты или объединены с государственными. В период с 1952 по 1982 год частное высшее образование полностью исчезло.

Частное (минбан) высшее образование вновь возникло в Китае в 1982 году, как следствие политической реформы бывшего лидера Дэн Сяо Пиня. Развитие частного высшего образования в этот период можно разделить на три фазы (Zha, 2001).

1. 1982–1986 гг.: Рост частного высшего образования.

В марте 1982 года, после тридцатилетнего отсутствия, в Пекине вновь был открыт первый частный вуз - Китайский социальный университет. В измененной конституции 1982 года говорилось: «Государство поощряет коллективные экономические организации, государственные и прочие предприятия учреждать высшие учебные заведения различных типов в соответствии с законом» (статья 19). Это предполагало легальную основу функционирования частных вузов. Та же политика была определена в документе «Решение относительно Реформы Образовательной Системы», выпущенном Центральным комитетом Китайской Коммунистической Партии в 1985 году.

2. 1987–1992 гг.: Регулирование частного высшего образования.

Быстрое развитие вызвало некоторые проблемы, такие как низкий уровень управления и злоупотребления служебным положением. В результате, в 1987 году было провозглашено Временное Постановление о функционировании высших учебных заведений, в соответствии с которым социальные силы должны были решить эти проблемы. Местное постановление регулировало открытие и функционирование частных вузов.

3. 1992–2002 гг.: Новое развитие частного высшего образования.

В 1992 году «южный тур с инспекцией» Дэн Сяо Пиня и введение рыночной экономики положили основу учреждения большого числа частных вузов. В 1993 году Программа Образовательной Реформы и развития Китая впервые устанавливала политику, направленную на развитие частного образования как «сильной и активной поддержки, надлежащих руководящих принципов и умелого руководства». Эта идея повторилась в Постановлении о функционировании высших учебных заведений 1997 года, и была подтверждена Законом о Содействии частного высшего образования 2002 года.

Расширение частного высшего образования в Китае можно проследить на рис.

1. В последние несколько лет функционировало более тысячи частных вузов. В 2002 году 1 миллион 403 тысячи 500 студентов было зачислено в частные вузы, что составило 9,60 % от общего числа зачислений в 14 миллионов 625 тысяч 200 студентов (MOE, 2003). Большинство частных колледжей расположено в крупных городах с развитой экономикой. К примеру, на 2002 год в Пекине насчитывается 91 частный вуз с 198 тысячами студентов; в Шанхае - 177 частных вузов с 173 703 студентами (China Education Daily, 2003a, b).

Рис. 1. Развитие частного высшего образования в Китае (

Последние материалы сайта