Независимая оценка качества обучения. Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики

26.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 256-ФЗ)

1. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - организации), проводится в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

2. В целях создания условий для проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями:

1) Общественная палата Российской Федерации по обращению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, не позднее чем в месячный срок со дня получения указанного обращения формирует из числа представителей общероссийских общественных организаций, созданных в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, общероссийских общественных объединений инвалидов общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, и утверждает его состав. Общественная палата Российской Федерации информирует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, о составе созданного при этом органе общественного совета по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями;

2) общественные палаты субъектов Российской Федерации по обращению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок со дня получения указанного обращения формируют из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, общественных объединений инвалидов общественные советы по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности государственными образовательными организациями субъектов Российской Федерации, а также муниципальными образовательными организациями, за исключением муниципальных образовательных организаций, в отношении которых независимая оценка проводится общественными советами, созданными при органах местного самоуправления, и иными организациями, расположенными на территориях субъектов Российской Федерации и осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, и утверждают их состав. Общественные палаты субъектов Российской Федерации информируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, о составе созданных при этих органах общественных советов по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями;

3) общественные палаты (советы) муниципальных образований по обращению органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вправе формировать из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, общественных объединений инвалидов общественные советы по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, осуществляемой муниципальными образовательными организациями, и утверждать их состав. Общественные палаты (советы) муниципальных образований информируют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов о составе созданных при этих органах общественных советов по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

2.1. Состав общественного совета по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями (далее - общественный совет по независимой оценке качества) утверждается сроком на три года. При формировании общественного совета по независимой оценке качества на новый срок осуществляется изменение не менее трети его состава. В состав общественного совета по независимой оценке качества не могут входить представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, представители общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования, руководители (их заместители) и работники организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере. При этом общественный совет по независимой оценке качества может привлекать к своей работе представителей общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования, общественной палаты для обсуждения и формирования результатов такой оценки. Число членов общественного совета по независимой оценке качества не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета по независимой оценке качества осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности соответствующего общественного совета по независимой оценке качества подлежит размещению в сети "Интернет" на официальном сайте соответственно федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, органа местного самоуправления муниципального района или городского округа. Положение об общественном совете по независимой оценке качества утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления, при которых создан указанный общественный совет.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

3. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями не проводится в отношении образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, а также в отношении федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в части 1 статьи 81 настоящего Федерального закона.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

4. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость работников; удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организаций, а также доступность услуг для инвалидов.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

5. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с предварительным обсуждением на общественном совете по независимой оценке качества.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

6. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится общественными советами по независимой оценке качества не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

7. Общественные советы по независимой оценке качества:

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

1) определяют перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится независимая оценка, предусмотренная настоящей статьей;

2) принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления с организацией, которая осуществляет сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями (далее - оператор);

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

3) утратил силу. - Федеральный закон от 05.12.2017 N 392-ФЗ;

4) проводят независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями с учетом информации, представленной оператором;

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

5) представляют соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, а также предложения об улучшении их деятельности.

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

8. Заключение государственных, муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору и обобщению информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления по результатам заключения государственных, муниципальных контрактов оформляют решение об определении оператора, ответственного за сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями, а также при необходимости предоставляют оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте организации).

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

9. Утратил силу. - Федеральный закон от 05.12.2017 N 392-ФЗ.

10. Информация о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями размещается соответственно:

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет";

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет".

11. Состав информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, включая единые требования к такой информации, и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет" определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(часть 11 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления обеспечивают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями.

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

13. Контроль за соблюдением процедур проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть 13 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

14. Руководители государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, в соответствии с трудовым законодательством. В трудовых договорах с руководителями указанных организаций в показатели эффективности работы руководителей включаются результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе такой оценки.

(часть 14 введена Федеральным законом от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

15. Результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями учитываются при оценке эффективности деятельности руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

(часть 15 введена Федеральным законом от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

Закон РФ «Об образовании» - N 273-ФЗ - регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование. Обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование. Определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности. Устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.

В качестве приоритетных задач в рамках педагогического процесса сегодня выступают контроль и оценка качества образования. Для их реализации создается объективная и прозрачная модель анализа достижения учащихся.

Нормативная база

В современных условиях все более актуальной становится конкуренция образовательных учреждений. Заведения начинают "бороться" за своих учеников. В этой связи, особое значение приобретает независимая оценка качества образования. 7 мая 2012 года президент подписал Указ №597. В нем регламентируются мероприятия по реализации социальной политики государства.

Данный документ предписывал правительству и общественным объединениям до 1 апреля 2013 г. совместно сформировать систему независимой оценки качества деятельности организаций, которые оказывают социальные услуги, определить критерии анализа эффективности их работы, ввести публичные рейтинги. Во исполнение указа было принято Постановление №286. Этим документом утверждались Правила по формированию системы независимой оценки качества деятельности учреждений, предоставляющих социальные, в том числе, образовательные услуги. Кроме того, Распоряжением №487-р был принят план соответствующих мероприятий.

Внедрение норм

Минобрнауки разработало и утвердило Положение о системе оценки качества образования. Для его реализации были приняты Методические рекомендации. В них:

  1. Определено, что такое независимая оценка качества образования, указаны основные пользователи программы.
  2. Описаны формы, в которых проводятся мероприятия.
  3. Определены возможные направления использования программы в работе институтов управления образованием.
  4. Описаны разделы, характеризующие инструменты, объект, заказчиков и участников системы, порядок использования средств независимой оценки для разработки и утверждения управленческих решений.

Методические рекомендации имеют особое практическое значение в рамках педагогического процесса. В документе описаны не только сами мероприятия, но и преимущества, которые дают результаты проведенных процедур для всех участников. К ним в том числе относят и родителей, и самих обучающихся, и педагогов, и руководителей учебных заведений.

Ключевые направления

Независимая оценка качества образования представляет собой процедуру, осуществляемую в отношении работы педагогических учреждений и реализуемых в них программ. Целью ее является установление соответствия предоставляемых услуг:


Заказчики и инициаторы

Независимая оценка качества образования проводится по запросу:

  • учредителя;
  • органов местной власти;
  • руководства образовательных учреждений ;
  • общественной региональной палаты;
  • институтов управления образованием федерального, субъектного и муниципального уровней;
  • физических лиц или организаций;
  • родителей;
  • общественного совета при муниципальном/региональном исполнительном органе;
  • общественных объединений.

Заказчиками процедуры независимой оценки могут выступать:

  • руководитель учебного заведения;
  • органы госвласти РФ, субъекта или структуры местного самоуправления;
  • учредитель учебного заведения;
  • родители;
  • педагогический работник учебного заведения;
  • обучающиеся в старших классах.

Объекты анализа

Система оценки качества образования может быть направлена на:


Средства измерения

Для установления уровня освоения педагогических программ организации разрабатываются соответствующие материалы на основе:

  1. Требований заказчика.
  2. Измерительных средств международных сравнительных исследований.
  3. Требований ФГОС.

Инструменты

Центр оценки качества образования может в своем анализе использовать:

  • Публичные доклады муниципальных/региональных органов управления, учебных заведений.
  • Рейтинги.
  • Статистические данные официального учета, которые размещаются на публичном электронном ресурсе в Интернете.
  • Прочие открытые сведения, характеризующие условия и ход педагогической деятельности в учебном заведении.

Размещенная в публичном доступе информация о работе образовательных учреждений может использоваться при независимой оценке при согласовании участия ОУ в этой процедуре.

Ответственные субъекты

Оценка качества образования в школе или ином другом учебном заведении может осуществляться такими органами, как:

  1. Некоммерческая организация, деятельность которой обладает социальной направленностью и осуществляется специалистами, имеющими надлежащий квалификационный уровень.
  2. Рейтинговое коммерческое агентство, у которого есть опыт по созданию рейтингов учреждений.
  3. Центр оценки качества образования.
  4. Один или несколько экспертов, обладающие соответствующим опытом.
  5. Общественно-профессиональная, социальная, некоммерческая автономная, негосударственная организация.

Допускается привлечение нескольких исполнителей, проводящих мониторинг оценки качества образования. При проведении процедур должна обеспечиваться открытость в ходе формирования заказа на оценку работы или результатов деятельности учебных заведений. Перечень лиц, выполняющих мероприятия, размещается на официальном сайте регионального управления. Учебное заведение может самостоятельно выбрать те организации, которые будут оказывать ей содействие в получении независимой оценки.

Итоги

Отдельные эксперты и организация, которые выполняют процедуру независимой оценки, по окончании своей работы анализируют выявленные результаты. По итогам аналитической работы они разрабатывают рекомендации относительно дальнейшего развития учебных заведений, региональных и муниципальных педагогических структур. Кроме того, они создают методологию и составляют рейтинги, выполняют иные процедуры, подготавливают аналитические справки, представляют доклады о состоянии педагогического процесса. При реализации всех мероприятий должна обеспечиваться открытость и публичный доступ к информации.

Значение результатов

Результаты, полученные после проведения оценки, могут играть ключевую роль для большого количества заинтересованных лиц. Среди них, в частности, руководители учебных заведений, родители, администрация органов муниципального, федерального, регионального управления. Полученные результаты должны способствовать:

  1. Развитию конкурентных условий.
  2. Повышению качества образования.
  3. Обнаружению и распространению эффективных моделей организации педагогического процесса.
  4. Сохранению и совершенствованию единой образовательной системы, разнообразия учебных программ.

Практическое применение

В соответствии с полученными результатами могут подготавливаться:

  1. Решения управленческого характера на уровне субъекта, МО, учебного заведения. К примеру, это может быть программа выделения дополнительного финансирования за счет средств фонда по поддержке качества образования, методического и кадрового обеспечения и так далее.
  2. Рекомендации для:
  • структур управления разных уровней;
  • заказчика;
  • общественных объединений;
  • родителей;
  • обучающихся;
  • педагогического коллектива или одного преподавателя;
  • учебного заведения.

Важный момент

Руководитель учебного заведения должен изучить Методические рекомендации по проведению процедур оценки качества образовательного процесса. Кроме того, ему надлежит ознакомить с ними всех участников процесса. Знание положений документа будет способствовать более тщательной подготовке к проведению предстоящих мероприятий. Предварительно руководителем учебного заведения может быть организована внутренняя оценка качества образования. В случае необходимости можно запросить экспертизу и использовать полученные в ходе нее результаты для анализа деятельности учреждения, разработки плана развития, выявления приоритетных направлений. Итоги мероприятий позволят:


Сами педагоги, имея возможность запросить независимую оценку, могут проанализировать собственную деятельность, установить профессиональный уровень, готовность к прохождению аттестации.

Преимущества для родителей и учащихся

На законодательном уровне эти субъекты также получили возможность запросить независимую оценку качества образовательного процесса. Родители, таким образом, могут получить достоверные результаты освоения детьми текущих учебных программ. Кроме того, в соответствии с итогами мероприятий, им предоставляются необходимые рекомендации по дальнейшему взаимодействию с обучающимися, самим учебным заведением, а также отдельными преподавателями.

Ученики старших классов, получившие основное общее образование, также могут обратиться в одну из компетентных организаций с запросом на проведение независимой оценки. В ходе мероприятий они могут пройти либо анкетирование, либо тестирование. Ответственные организации в ходе проведения оценочных мероприятий применяют различные формы и методы анализа. По результатам проверки обучающие получат необходимые рекомендации по созданию индивидуального плана обучения, внесению корректировок в него, а также по перспективам получения специального (профессионального) образования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка «... совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к» пункта 1)


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ; Потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы; Учредителям общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ. Независимая оценка качества образования – оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования: Независимая оценка качества образования. Определение.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Статья 95 закона «Об образовании в Российской Федерации» (часть 1) Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - организация, осуществляющая оценку качества).


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Статья 95 закона «Об образовании в Российской Федерации» (часть 2) Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты. Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах. Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур в отношении образовательных организаций всех видов, а также образовательных программ, в том числе с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования. Форма независимой оценки качества образования


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Мировая практика В мировой практике разработкой и реализацией процедур независимой оценки качества образования, в том числе рейтингов организаций, предоставляющих образовательные услуги, занимаются, как правило, независимые организации. Например, формирование мировых рейтингов университетов осуществляется информационными холдингами US News (выпускает рейтинг вузов US News and World Report), News UK (холдинг, выпускающий известное лондонское издание the Times). При создании рейтингов и при реализации иных форм независимой оценки качества в Российской Федерации проявляют инициативу российские информационные агентства и их региональные представители, например, информационное агентство «Интерфакс», «Эксперт РА/РейтОР» рейтинговое агентство «Эксперт РА», РИА «Новости».


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка На уровне региона, муниципального образования также может быть востребована сравнительная оценка (рейтингование) школ (например, в разрезе отдельных категорий: гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов) Рейтингование школ


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Целевые аудитории Потребители образовательных услуг (школьники, студенты, их родители). Производители образовательных услуг: руководства школ и университетов, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Инициаторы рейтингования Соответствующий рейтинг (или другие оценочные процедуры) может быть инициирован учредителем для последующего обсуждения параметров качества образования, соответствия запроса потребителей и предложений поставщиков на рынке образовательных услуг, места и роли продвинутых школ в развитии системы образования. Общественный совет при региональном (муниципальном) органе исполнительной власти, региональная общественная палата, общественные объединения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления могут инициировать проведение оценочных процедур с учетом перспективы их применения в интересах граждан. Инициативу по проведению оценочных процедур, направленных на получение результатов, значимых для отдельных граждан, проявляют сами граждане при обращении с соответствующим заказом в организации (к экспертам), осуществляющие такие процедуры.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Образовательные программы, реализуемые образовательными организациями; Условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.; Результаты освоения обучающимися образовательных программ; Деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образов. Объектом независимой оценки качества образования могут быть: Объекты независимой оценки качества образования


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Инструменты независимой оценки качества образования Согласно принципам информационной открытости в соответствии с действующим федеральным законом от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» все образовательные учреждения обязаны представлять на своем сайте данные о своей деятельности (далее – открытые данные). Данная норма расширяет возможности для формирования различных инструментов независимой оценки качества образования. В этой связи органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, могут осуществлять мониторинг информационной открытости образовательных учреждений или рекомендовать его проведение негосударственным организациям с целью стимулирования через публикацию его результатов выполнения соответствующей нормы Федерального закона. Организации, осуществляющие оценочные процедуры, используют открытые данные, публичные доклады региональных органов управления образованием, образовательных организаций (при согласовании с образовательной организацией) для построения рейтингов по различным основаниям, в интересах различных групп потребителей образовательных услуг.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Информация об осуществляемых в субъекте Российской Федерации процедурах независимой оценки качества образования была размещена в открытом доступе и содержать: Описание методов и индикаторов, используемых при построении рейтинга образовательных организаций; Анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов; При формировании системы рейтингов необходимо учитывать специфику характеристик и факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся); Все информационные источники, используемые для осуществления рейтинга, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (отчетные данные ведомственной статистики, базы данных, результаты внешних оценочных процедур, мнения школьников, учителей и родителей, и т.п.); Рейтинг, представленный в открытом доступе, должен содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в рейтинг, могут получить разъяснения о применяемой методологии, направить свои комментарии. Рейтинги - один из возможных в рамках независимой системы оценки качества образования подходов к представлению информации о результатах деятельности образовательных организаций. Для обеспечения качества и достоверности осуществляемых в субъектах Российской Федерации рейтингах необходимо соблюдение следующих рекомендаций: Рейтинги


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка С переходом на новые образовательные стандарты образования расширено общественное участие в управлении образованием и оценке его качества, эффективности. Данные внешней и внутренней оценки публикуются образовательными организациями в публичном докладе, обсуждаются с участием представителей органов государственно-общественного управления образованием, СМИ, общественных объединений. Публичные доклады и другие открытые данные


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка В качестве основы для разработки измерительных материалов используются: требования соответствующих ФГОС к результатам освоения образовательных программ; измерительные материалы международных сопоставительных исследований результатов образования; требования заказчика. Для определения уровня результатов освоения образовательных программ организациями, осуществляющими оценочные процедуры, разрабатываются соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.). Измерительные материалы


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Заказчики независимой оценки качества образования Общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты. Учредитель образовательной организации. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного. Руководитель образовательной организации. Педагогический работник образовательной организации. Родители обучающихся. Обучающиеся старших классов.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Участники независимой оценки качества образования Образовательные организации Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Развитию конкурентной среды; Выявлению и распространению подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса; Сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ. Процедуры независимой оценки качества образования осуществляются с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг, призваны способствовать: Использование инструментов независимой оценки качества образования


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка В Плане деятельности МОН РФ на 2013–2018 г.г. одним из показателей качества российского образования определена «Доля организаций, реализующих образовательные программы, охваченных инструментами независимой системы оценки качества образования». Этот показатель от 2% (в 2013 году) должен вырасти к 2018 году до 95%.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95 «Независимая оценка качества образования»); Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. 32-ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации» (п.1-2 статьи 2 «Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем: привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений»); Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к» пункта 1 «…обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности»); Взаимозависимые элементы рамки квалификаций Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития системы независимой оценки качества образования (часть 1)


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»; Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на годы; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. 792-р; Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации» (далее – Порядок); Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. 951 «О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. 487-р». Взаимозависимые элементы рамки квалификаций Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития системы независимой оценки качества образования (часть 2)


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Единый портал Интернет-тестирования в сфере образования: exam.ru/node/223http://i- exam.ru/node/223 Статья «Осветить просвещение. Прозрачность системы образования обеспечит независимая оценка». («Поиск», Статья «Методики оценки качества образования будут формироваться в регионах» («РИА Новости», Статья « IV Съезд работников образования Сибири. Накануне съезда.» («Российская газета», Статья «Эксперт: оценка подготовки выпускников колледжей - за работодателями» («РИА Новости», Пресс-релиз «Пресс-конференция о системе оценки образовательных организаций» («РИА Новости», Важные ссылки


Значение сферы профессионального образования для экономики любой страны чрезвычайно велико. Развитие торгово‐экономического, инвестиционного и научно‐технического потенциала страны невозможно без главной ресурсной составляющей –высокопрофессиональных кадров. В связи с этим одним из ключевых направлений деятельности Русского Регистра является независимая оценка гарантий качества образования, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом международного опыта.

Многие вузы и ссузы страны имеют многолетнюю историю, десятилетиями складывающуюся культуру, традиции и образовательные технологии, позволяющие им сегодня предлагать рынку труда выпускников, компетенция которых превосходит зарубежных специалистов. Современные тенденции развития образования и рынка труда диктуют образовательным организациям требования по повышению качества и доступности профессионального образования. В условиях роста уровня контроля и требований к образовательным организациям со стороны государства, рынка труда и потребителей, демографического спада организациям образовательной сферы постоянно приходится доказывать свои преимущества.

Законодательство РФ в области образования предопределяет тенденции в оценке качества образования - профессионально‐общественную аккредитацию образовательных программ и общественную аккредитацию образовательных организаций.

На базе Русского Регистра функционирует агентство по оценке качества образования, которое предлагает услуги по оценке соответствия качества образования как на институциональном, так и на программном уровнях, требованиям международных стандартов на системы менеджмента, европейских стандартов и рекомендаций по гарантиям качества образования ENQA, законодательным требованиям в области гарантий качества образования.

Русский Регистр предлагает образовательным организациям услуги в области независимой экспертизы качества образования:

  • сертификация соответствия системы менеджмента качества требованиям ISO 9001 c международной аккредитацией RvA, члена Международного аккредитационного форума IAF, Международной сети органов по сертификации IQNet,
  • профессионально‐общественная аккредитация образовательных программ в соответствии с требованиями ст. 96 ФЗ‐273 «Об образовании в Российской Федерации»,
  • независимая экспертиза качества образования в соответствии с требованиями стандарта Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», сопоставимыми с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA , требованиями международного стандарта ISO 9001, национальных и международных профессиональных стандартов, объединений работодателей, заказчика,
  • оценка на соответствие менеджмента информационной безопасности, менеджмента IT‐сервисов, необходимых при проведении НИР и ОКР,
  • сертификация интегрированной системы менеджмента на соответствие требованиям 2‐х и более стандартов, в т.ч. ENQA, профессиональных стандартов,
  • сертификации персонала (квалификаций),
  • интегрирование вышеуказанных процедур – возможность получить комплексную услугу, в т.ч. с использованием процедуры трансферта,
  • обучение сотрудников образовательных организаций.

Благодаря тому, что требования стандарта ISO 9001 на системы менеджмента качества коррелированны с требованиями европейских стандартов и рекомендаций к внутренней гарантии качества образования ENQA, Русский Регистр может провести совмещенную процедуру оценки качества образования.

Совмещенная процедура сертификации системы менеджмента качества и профессионально‐общественной аккредитации образовательных программ в Русском Регистре позволит образовательным организациям сократить затраты (человеческие, временные, финансовые) на проведение экспертизы и получить документы:

  • сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ISO 9001;
  • свидетельство о профессионально‐общественной аккредитации заявленных основных профессиональных образовательных программ.

Цели и принципы работы

В своей работе по оценке качества образования мы руководствуемся общепризнанными целями и принципами, сформулированными профессиональным сообществом и принципами гарантии качества в европейском образовательном пространстве.

Более подробно с Основными целями и принципами Русского Регистра по оценке качества образования Вы можете познакомиться в разделе сайта «Цели и принципы при оценке качества образования».

Основные документы

Институциональный уровень оценки качества образования

Оценка качества образования на институциональном уровне в Русском Регистре предполагает:

  • независимую экспертизу качества образования в соответствии с требованиями стандарта Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» сопоставимыми с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA, требованиями международного стандарта ISO 9001, национальных и международных профессиональных стандартов, объединений работодателей, заказчика,
  • сертификацию соответствия системы менеджмента качества требованиям ISO 9001 c международной аккредитацией RvA, члена Международного аккредитационного форума IAF, Международной сети органов по сертификации IQNet,
  • сертификацию соответствия системы менеджмента требованиям различных международных стандартов
  • сертификацию интегрированной системы менеджмента на соответствие требованиям 2‐х и более стандартов, в т.ч. стандартов и рекомендаций ENQA.

Критерии оценки

  • Критерии оценки соответствия стандартам на системы менеджмента отражены в требованиях соответствующих стандартов.
  • Критерии оценки соответствия требованиям к внутренним системам гарантий качества образования отражены в стандартах и рекомендациях ENQA, часть 1.
  • Критерии экспертизы качества образования (системы гарантии качества образования) отражены в требованиях стандарта Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», сопоставимых с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA, требованиями международного стандарта ISO 9001, национальными требованиями к системам гарантий качества образования, и предполагают оценку уровня зрелости системы гарантии качества образования.

Программный уровень оценки качества образования (профессионально‐общественная аккредитация образовательных программ)

Оценка качества образования на программном уровне в Русском Регистре предполагает проведение аккредитационной экспертизы образовательных программ в целях профессионально‐общественной аккредитации в соответствии с требованиями ст. 96 ФЗ‐273 “Об образовании в Российской Федерации”.

Критерии оценки

Критерии оценки образовательных программ отражены в требованиях стандарта Ассоциации по сертификации “Русский Регистр”, сопоставимых с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA, требованиями международного стандарта ISO 9001, национальными требованиями к качеству образовательных программ, и предполагают оценку уровня зрелости образовательной программы.

Реестр образовательных организаций, успешно прошедших оценку качества образования на институциональном уровне

Русский Регистр имеет многолетний опыт проведения работ по оценке качества образования на институциональном уровне, т.е. оценке внутривузовских систем менеджмента качества образовательных организаций.

В реестре сертифицированных организаций Русского Регистра более 250 записей по образовательным и научным организациям РФ и стран СНГ, среди которых: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт‐Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Южный федеральный университет, Юго‐Западный государственный университет, Курский государственный медицинский университет, Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева и др.

Реестр образовательных программ, успешно прошедших профессионально‐общественную аккредитацию

В реестре образовательных организаций, успешно прошедших профессионально‐общественную аккредитацию образовательных программ более 50 образовательных программ, среди которых образовательные программы Курского государственного медицинского университета, Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева, Вологодского государственного университета.

Выгоды от услуги для образовательных организаций

  • Укрепление имиджа образовательной организации на рынке образовательных и научно‐исследовательских услуг.
  • Повышение конкурентоспособности образовательной организации и реализуемых основных образовательных программ на рынке образовательных услуг.
  • Укрепление гарантий качества и повышение качества результатов обучения.
  • Удостоверение профессиональным сообществом и работодателями соответствия уровня подготовки выпускников и условий реализации образовательных программ современным запросам рынка труда.

Преимущества сотрудничества с Русским Регистром

  • Многолетний опыт проведения работ по оценке внутривузовских систем менеджмента качества образовательных организаций. В реестре сертифицированных организаций Русского Регистра более 250 записей по образовательным и научным организациям РФ и стран СНГ, среди которых: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт‐Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Южный федеральный университет, Юго‐Западный государственный университет и др.
  • Русский Регистр включен в реестр аккредитующих организаций и организаций, осуществляющих аккредитационную экспертизу образовательных программ для целей профессионально‐общественной аккредитации. Реестр сформирован в рамках автоматизированной информационной системы «Мониторинг профессионально‐общественной аккредитации», созданной по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации с целью обеспечения эффективной информационной поддержки процесса осуществления процедур профессионально‐общественной аккредитации образовательных программ, реализуемой в Российской Федерации.
  • Русский Регистр является полноправным членом Международной Сети Агентств Гарантий Качества в Высшем Образовании (INQAAHE – International Network for Quality Assurance Agencies in HigherEducation) и Азиатско‐Тихоокеанской сети по качеству образования (APQN – Asia Pacific QualityNetwork), а также имеет аффилированный статус в Европейской Ассоциации по гарантии качества в высшем образовании (ENQA) – всемирных ассоциаций, активно занимающихся теоретическими и практическими решениями в области гарантий качества высшего образования.
  • Русский Регистр включен в APQR – Реестр агентств Азиатско‐Тихоокеанской сети по качеству образования (APQN). Реестр агентств APQR учрежден Азиатско‐Тихоокеанской сетью по качеству образования (APQN) и является реестром агентств внешней гарантии качества, которые демонстрируют свою деятельность, как соответствующую определенному уровню зрелости по критериям APQR, что подтверждается через независимую внешнюю экспертную оценку агентств.
  • Русский Регистр имеет двусторонние соглашения с Независимым агентством аккредитации и рейтинга Казахстана (IAAR – Independent Agency for Accreditation and Rating), немецким агентством FIBAA (Foundation for International Business Administration Accreditation), Агентством по науке и высшему образованию Хорватии (ASHE - Croatian Agency for Science and Higher Education), являющимися полными членами ENQA, и Открытым университетом Швейцарии ABMS (ABMS Open University of Switzerland), который аккредитован зарубежными организациями, имеющими аффилированный статус в ENQA.
  • Полномочия от Российского союза промышленников и предпринимателей в области оценки качества образования.
  • Возможность получить комплексную услугу путем совмещения процедур по независимой экспертизе качества образования, что позволит образовательным организациям сократить затраты (человеческие, временные, финансовые) на проведение экспертизы.
  • Единственный орган по сертификации (среди национальных и зарубежных), предлагающий на российском рынке уникальный набор международных, национальных и отраслевых аккредитаций и нотификаций, и обеспечивающий клиентам полное признание, как в России, так и во всем мире. На сегодняшний день клиентами Русского Регистра являются более 4000 организаций, которые расположены на территории России, СНГ, стран Балтии и дальнего зарубежья.
  • Независимость и объективность Русского Регистра, а также компетентность персонала подтверждена многочисленными национальными и зарубежными аккредитациями и признаниями, положительной практикой многолетней деятельности. На базе Русского Регистра подготовлено более 100 экспертов по оценке качества образования и профессионально‐общественной аккредитации образовательных программ.
  • Обширная сеть официально зарегистрированных представительств Русского Регистра позволяет минимизировать затраты образовательных организаций на командировочные расходы экспертов, оперативно согласовывать рабочие вопросы, обеспечивать методической и информационной поддержкой, привлечь квалифицированных аудиторов ближайшего из филиалов или представительств, находящихся не только на территории РФ и СНГ, но и за рубежом.
  • Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» сотрудничает с Общероссийскими отраслевыми объединениями работодателей «СоюзМаш России» и «ЖЕЛДОРТРАНС» по вопросу процедуры профессионально‐общественной аккредитации образовательных программ.

Партнеры

Партнеры на национальном уровне:

  • Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта «Желдортранс»;
  • Общероссийское отраслевое объединение работодателей «СоюзМаш России»;
  • Региональное объединение работодателей « Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области»;
  • Ассоциация кулинаров и рестораторов Свердловской области;
  • Региональное объединение работодателей «Союз работодателей Ростовской области»;
  • Союз «Волгоградская торгово - промышленная палата»;
  • Торгово – промышленная палата г. Кронштадта;
  • Общероссийская общественная организация «Российская медицинская ассоциация»;
  • Общероссийская общественная организация «За качественное образование»;
  • ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина»;
  • ФГАОУ ВО «Санкт‐Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»;
  • АНОО ВО «Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС».

Партнеры на международном уровне:

  • Международная сеть агентств гарантий качества в высшем образовании (INQAAHE – International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education);
  • Азиатско‐Тихоокеанская сеть по качеству образования (APQN – Asia‐Pacific Quality Network);
  • Европейская ассоциация по гарантии качества в высшем образовании (ENQA – European Association for Quality Assurance in Higher Education);
  • Независимое агентство аккредитации и рейтинга Казахстана (IAAR – Independent Agency for Accreditation and Rating, Kazakhstan);
  • Немецкое агентство FIBAA (FIBAA – Foundation for International Business Administration Accreditation, Germany;
  • Агентство по науке и высшему образованию Хорватии (ASHE - Croatian Agency for Science and Higher Education, Croatia);
  • Открытый университет Швейцарии ABMS (ABMS Open University of Switzerland).

Последние материалы сайта