Иван 3 и его сын василий. Вопрос о наследнике престола после Ивана III

09.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Властный князь Василий 3 правил Московским государством с 1505 по 1533 год и являлся сыном Ивана 3 Васильевича и Софьи Палеолог. Историки называют великого князя тоже собирателем русских земель, но в отличие от его отца, он не имел его талантов. Чего не довершил доканчивал Василий 3. При его правлении были присоединены несколько территорий - среди них Рязанское и Новгород-Северское княжества.

В царских свадьбах венчание назначали после обеда. Ни жених и его избранница в этот день ничего не ели. После венчания новобрачным подавали вино, все ели, пили и поздравляли молодых. Затем новобрачных ждало царское ложе, а свадебщики продлевали свое веселье. Музыки тогда не было: только трубили в сурны, были в бубны и накромы. На следующий день, под нехитрое сопровождение литавр и бубен, молодых вели в мыльни.

Свадебный обряд проходил несколько дней. Все поздравляли и дарили подарки и царь в эти радостные для себя дни щедро вознаграждал своих подданных. На протяжении нескольких дней угощали духовенство, царь даровал деньги, отправлял в удаленные города молебные грамоты. Сам ездил с молодой царицей молиться в . Окружающие люди считали, что Василий 3 любит и почитает жену.

Соломония Суздальская

И все бы было хорошо, но трагедия была в том, что у них не было детей. Шли годы, а ребенка у княгини все не было. Сохранились документы, где сказано, как царица подыскивала разных целителей и лекарей, каких только не заказывала - и все напрасно.

Положения Василия усложнялось тем, что ему не хотелось оставлять старшему брату Юрию, которого он терпеть не мог и конфликтовал с ним. С другим братом отношение были неплохие, но обоюдной любви между ними не было.

Через 20 лет Василий 3 присмотрел другую нареченную - младую раскрасавицу княжну Елену Глинскую. Решено было развестись с Соломонией.

Над Соломонией силком совершили обряд и под именем Софьи и отправили Богородице-Рождественский монастырь. Она сопротивлялась пострижению, тогда кто-то из бояр ударил ее бичом, за то что она противится царской волне. Лишь тогда смелая женщина, надевая одеяние монахини, отвечала, что бог накажет царя.

Но более правдоподобная версия, все же, о добровольном пострижении и скорби Василия 3. Это описывается в публичной хронике, которую писали не без участия царя. Была выбрана дата пострижение, которая отмечалась, как памятная в семье Сабуровых. Выбор имени Софьи тоже неслучаен - это имя матери Василия 3.

В московской обители она была недолго и скоро была отправлена в белокаменный монастырь Покрова Богородицы, который находился в Суздале. Здесь томилась и умерла Соломония, которую знали под именем София.

Скоро прошел слух, будто княгиня была беременная и родила в монашеской младенца. Царь направил в монастырь своих приближенных. Несчастная женщина пыталась спрятаться у алтаря, но ее силой выволокли из церкви и подвергли осмотру. Знатные представительницы князя решили, что монахиня никогда не была беременной.

Но сама женщина утверждала, что у нее есть сын Георгий, который находится у надежных людей. Она говорила что царь недостоин видеть ее ребенка, а когда он вырастет, отплатит за унижение матери.

Неразгаданная тайна опальной княгини

После долгих уговоров царица призналась, что ребенок родился, но сразу помер. Боярам была показана небольшая могилка, покрытая каменной плитой без надписи. Все побожились, что это захоронение сына княгини.

Открывать захоронение побоялись, так как младенец помер от оспы, которая являлась смертельной болезнью. С этой вестью бояре вернулись в Москву, и конечно, не прибавили радости бездетному

В народе не верили в сказку о добровольном заточении княгини. Популярность Соломонии Сабуровой среди народа была огромной, при жизни ее считали мученицей и когда она умерла, ей поклонялись как святой. В 1934 году захоронение под Покровским собором решили ликвидировать.

Дошла очередь до забытой, безымянной детской могилки. Под плитой обнаружили долбленную деревянную колоду, обмазанную известью. В колоде лежала тряпичная кукла, одетая в истлевшую, дорогую одежду, расшитую жемчугом. Изъяснение здесь одно: некто, судя по всему, обязан был убедиться,что схоронили невымышленного ребенка.

Знаменитого разбойника Кудеяра считали сыном царицы, который родился в женской обители тайно. Долго не было детей у Елены Глинской. По Руси прошел слух, что нет вины Соломониды в том, что ребеночка у них не родилось.

Лишь через 4 года Глинская родила Василию 3 двух наследников: Ивана и Юрия. Один из них, Иван Васильевич стал будущим царем Иваном 4 Грозным. Он, ни характером, ни обличием был несхож с царем. Спустя 3 года Василий помирает, оставив Ивана на престоле в окружении бояр, которые недолюбливали его самого, питали ненависть к его матери.

Сегодня туристы, попадая в знаменитый монастырь, часто интересуются Соломонией Сабуровой . «Кто такая великая княгиня?» Оказывается, что мы не знаем такой царицы, русской, святой женщины.

Удачи всем! До новых встреч на страницах .

Василий был вторым сыном Ивана III и старшим сыном второй жены Ивана Софии Палеолог. Кроме старшего, у него было четыре младших брата:

  • Юрий Иванович, князь дмитровский (1505-1536)
  • Дмитрий Иванович Жилка, князь углицкий (1505-1521)
  • Семён Иванович, князь калужский (1505-1518)
  • Андрей Иванович, князь старицкий и волоколамский (1519-1537)

Иван III, проводящий политику централизации, заботился о передаче всей полноты власти по линии старшего сына, с ограничением власти младших сыновей. Поэтому он уже в 1470 году объявил своим соправителем старшего сына от первой жены Ивана Молодого. Однако в 1490 году тот умер от болезни. При дворе создалось две партии: одна группировалась вокруг сына Ивана Молодого, внука Ивана III Дмитрия Ивановича и его матери, вдовы Ивана Молодого, Елены Стефановны, а вторая вокруг Василия и его матери Софьи.

Поначалу верх брала первая партия. В окружении княжича Василия не без участия его матери созрел заговор против Дмитрия. В частности, некоторые дети боярские и дьяки, поддерживавшие не слишком любимую в Москве Софью, целовали крест и присягали Василию и советовали ему бежать с казной на север, расправившись предварительно с Дмитрием. Этот заговор был раскрыт, а его участники, в том числе Владимир Гусев были казнены. Василий и его мать подверглись опале, по приказу Ивана были удалены подальше от князя и заключены под стражу. Но Софья не сдавалась. Ходили даже слухи, что она «ворожила» на Ивана и даже пыталась его отравить. Дмитрий Иванович был венчан 4 февраля 1498 года в Успенском соборе на великое княжение.

Однако сторонники внука не без происков Софьи вошли в конфликт с Иваном III, в 1499 году были князья Патрикеевы и Ряполовские - одни из главных союзников Дмитрия-внука. В конце концов опала постигла и самого Дмитрия и его мать в 1502 году. 21 марта 1499 г. Василий был объявлен Великим князем Новгородским и Псковским, а 14 апреля 1502 года Великим князем Московским и Владимирским и Всея Руси самодержцем, то есть он стал соправителем отца. После смерти Ивана в 1505 году Дмитрий был закован в цепи и скончался в 1509 году. Василий уже не боялся потерять свою власть.

Первый брак был устроен его отцом Иваном, который сначала пытался найти ему невесту в Европе, но поиски не закончились успехом. Пришлось выбирать из 1500 знатных девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны. Отец первой жены Василия Соломонии, Юрий Константинович Сабуров, был писцом Обонежской пятины Новгородкой земли, внуком боярина Федора Сабура. После свадьбы дочери он стал боярином и отдал другую свою дочь за стародубского князя.

Поскольку первый брак был бесплоден, Василий добился развода в 1525 году, и в начале следующего (1526-го) года женился на Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского. Первоначально новая супруга также не могла забеременеть, но в конце концов 25 августа 1530 года у них родился сын Иван, будущий Иван Грозный, а затем и второй сын - Юрий.

По пути в Волоколамск Василий получил на левом бедре нарыв, который очень быстро развивался. Доктора не могли оказать помощь, хотя в конце концов болячка лопнула и изо неё вытекло очень много гноя: князю временно полегчало. Без сил его доставили в подмосковное село Воробьёво. Понимая, что ему не выжить, Василий написал завещание, призвал митрополита Даниила, нескольких бояр и просил их признать наследником престола трёхлетнего сына Ивана. 3 декабря 1533 года, приняв предварительно схиму, умер от заражения крови.

Внутренние дела

Василий III считал, что власть великого князя ничто не должно ограничивать. Пользовался активной поддержкой Церкви в борьбе с феодальной боярской оппозицией, круто расправляясь со всеми недовольными. В 1521 году митрополит Варлаам был сослан из-за отказа участвовать в борьбе Василия против князя Василия Ивановича Шемячича, князья Рюриковичи Василий Шуйский и Иван Воротынский были изгнаны. Дипломат и государственный деятель Иван Берсень-Беклемишев был казнён в 1525 из-за критики политики Василия, а именно из-за открытого неприятия греческой новизны, которая пришла на Русь вместе с Софией Палеолог. В течение правления Василия III увеличилось земельное дворянство, власти активно ограничивали иммунитет и привилегии бояр - государство шло по пути централизации. Однако деспотические черты управления, в полной мере проявившиеся уже при его отце Иване III и деде Василии Тёмном, в эпоху Василия только ещё более усилились.

В церковной политике Василий безоговорочно поддерживал иосифлян. Максим Грек, Вассиан Патрикеев и другие нестяжатели были приговорены на Церковных соборах кто к смертной казни, кто к заточению в монастырях.

В правление Василия III был создан новый Судебник, который, однако, не дошел до нас.

Как сообщал Герберштейн, при московском дворе считалось, что Василий властью превосходил всех монархов мира и даже императора. На лицевой стороне его печати имелась надпись: «Великий Государь Василий Божией милостью царь и господин всея Руси». На оборотной стороне значилось: «Владимирской, Московской, Новгородской, Псковской и Тверской, и Югорьской, и Пермской, и многих земель Государь».

Время правления Василия - эпоха строительного бума на Руси, начавшегося во время правления его отца. В Московском Кремле возведен Архангельский собор, а в Коломенском построена Вознесенская церковь. Строятся каменные укрепления в Туле, Нижнем Новгороде, Коломне, и других городах. Основываются новые поселения, остроги, крепости.

Объединение русских земель

Василий в своей политике в отношении других княжеств продолжал политику своего отца.

В 1509 году, находясь в Великом Новгороде, Василий приказал собраться при нём псковкому посаднику и прочим представителям города, в том числе и всем челобитникам, недовольным ими. Прибыв к нему в начале 1510 года на праздник Крещения, псковичи были обвинены в недоверии великому князю и их наместники были казнены. Псковичи были вынуждены просить Василия принять себя в его отчину. Василий приказал отменить вече. На последнем в истории Пскова вече было решено не сопротивлятся и выполнить требования Василия. 13 января был снят вечевой колокол и со слезами отправлен в Новгород. 24 января Василий прибыл в Псков и поступил с ним так же, как и его отец с Новгородом в 1478 году. 300 самых знатных семей города были переселены в Московские земли, а их деревни отданы московским служилым людям.

Наступала очередь Рязани, давно уже лежавшей в сфере влияния Москвы. В 1517 году Василий призвал к себе в Москву рязанского князя Ивана Ивановича, пытавшегося вступить в союз с крымским ханом, и велел посадить его под стражу (в дальнейшем Ивана постригли в монахи и заточили в монастырь), а его удел забрал себе. После Рязани было аннексировано Стародубское княжество, в 1523 году - Новгород-Северское, с князем которого Василием Ивановичем Шемячичем поступили по примеру рязанского - заточили в Москве.

Внешняя политика

В начале правления Василию пришлось начать войну с Казанью. Поход был неудачен, русские полки, которыми командовал брат Василия князь углицкий Дмитрий Иванович Жилка были разбиты, но казанцы запросили мира, который и был заключен в 1508 году. В то же время Василий, воспользовавшись смутой в Литве после смерти князя Александра, выставил свою кандидатуру на престол Гедимина. В 1508 году взбунтовавшийся литовский боярин Михаил Глинский в Москве был принят очень радушно. Война с Литвой привела к довольно выгодному для Московского князя миру в 1509 году, по которому литовцами были признаны захваты его отца.

В 1512 началась новая война с Литвой. 19 декабря Василий, Юрий Иванович и Дмитрий Жилка выступили в поход. Смоленск был осаждён но взять его не получилось, и русское войско вернулось в Москву в марте 1513 года. 14 июня Василий снова выступил в поход, но отправив воевод к Смоленску сам остался в Боровске, ожидая, что будет дальше. Смоленск снова был осаждён, а его наместник, Юрий Сологуб, был разбит в открытом поле. Только после того Василий самолично приехал к войскам. Но и эта осада была неудачной: осаждаемым удавалось восстанавливать разрушаемое. Опустошив окрестности города, Василий велел отступить и возвратился в ноябре в Москву.

8 июля 1514 года войско во главе с Великим князем вновь выступило к Смоленску, на этот раз вместе с Василием шли его братья Юрий и Семен. Новая осада началась 29 июля. Артиллерия, которой руководил пушкарь Стефан, наносила осаждаемым тяжелые потери. В тот же день Сологуб и духовенство города вышли к Василию и согласились сдать город. 31 июля жители Смоленска присягнули великому князю, и Василий 1 августа вступил в город. Вскоре были взяты окрестные города - Мстиславль, Кричев, Дубровны. Но Глинский, которому польские летописи приписывали успех третьего похода, вступил в сношения с королем Сигизмундом. Он надеялся получить Смоленск себе, но Василий его оставил себе. Очень скоро заговор разоблачили, а самого Глинского заточили в Москве. Некоторое время спустя русское войско, которым командовал Иван Челядинов, потерпело тяжелое поражение под Оршей, но литовцы вернуть Смоленск так и не смогли. Смоленск остался спорной территорией до конца правления Василия III. В это же время жителей Смоленщины уводили в московские области, а жителей ближних к Москве областей переселяли в Смоленск.

В 1518 году казанским ханом стал дружески настроенный к Москве Шах Али-хан, но правил он недолго: в 1521 году его сверг крымский ставленник Сахиб Гирей. В том же году, выполняя союзные обязательства с Сигизмундом крымский хан Мехмед I Гирей объявил набег на Москву. Вместе с ним из своих земель выступил казанский хан, под Коломной крымчаки и казанцы объединили свои армии вместе. Русское войско под руководством князя Дмитрия Бельского потерпело поражение на реке Оке и было вынуждено отступить. Татары подошли к стенам столицы. Сам Василий в то время уехал из столицы в Волоколамск собирать армию. Магмет-Гирей не собирался брать город: опустошив округу он повернул обратно на юг, опасаясь астраханцев и собранного Василием войска, однако взяв с великого князя грамоту о том, что тот признает себя верным данником и вассалом Крыма. На обратном пути встретив войско воеводы Хабара Симского у Переяславля Рязанского, хан начал на основании этой грамоты требовать капитуляции его войска. Но, выпросив татарских послов с этим письменным обязательством к себе в ставку, Иван Васильевич Образец-Добрынский (такое было родовое имя Хабара) удержал грамоту, а татарское войско разогнал пушками.

В 1522 году в Москве опять ожидали крымцев, Василий с войском даже сам стоял на Оке. Хан так и не пришел, однако опасность со стороны степи не миновала. Поэтому Василий в том же 1522 году заключил перемирие, по которому Смоленск остался за Москвой. Казанцы же всё не успокаивались. В 1523 году, в связи с очередной резнёй русских купцов в Казани Василий объявил новый поход. Разорив ханство, на обратном пути он основал город Васильсурск на Суре, который должен был стать новым надёжным местом торга с казанскими татарами. В 1524 году после третьего похода на Казань был свергнут союзный Крыму Сахиб Гирей, а вместо него ханом был провозглашен Сафа Гирей.

В 1527 году было отражено нападение Исляма I Гирея на Москву. Собравшись в Коломенском, русские войска заняли оборону в 20 км от Оки. Осада Москвы и Коломны длилась пять дней, после чего московская армия перешла Оку и разгромила крымское войско на реке Осётр. Очередное степное нашествие было отбито.

В 1531 году по просьбе казанцев ханом был провозглашен касимовский царевич Джан-Али хан, однако продержался он недолго - после смерти Василия его свергла местная знать.

Браки и дети

  • Соломония Юрьевна Сабурова (с 4 сентября 1505 по ноябрь 1525).
  • Елена Васильевна Глинская (с 21 января 1526 года).

Дети (оба от второго брака): Иван IV Грозный (1530-1584) и Юрий (1532-1564). По преданиям, от первого брака, после пострижения Соломонии, родился сын Георгий.

- (1479 1533), великий князь московский с 1505. Сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы присоединил Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521). Источник: Энциклопедия Отечество (в крещении Гавриил, в схиме Варлаам) ИВАНОВИЧ… … Русская история

- (1479 1533), великий князь московский с 1505. Сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521) … Современная энциклопедия

- (1479 1533) великий князь московский с 1505. Сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521) …

Василий III - (1479 1533), великий князь московский с 1505. Сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (1479, Москва 1533, там же), великий князь владимирский и московский, государь Всея Руси (с 1505). Сын Ивана III и Софьи Палеолог. Женился (1505) на Соломонии Сабуровой, происходившей из старомосковского боярского рода. Под власть Василия III… … Москва (энциклопедия)

Василий III (1479, Москва — 1533, там же), великий князь владимирский и московский, государь Всея Руси (с 1505). Сын и. Женился (1505) на Соломонии Сабуровой, происходившей из старомосковского боярского рода. Под власть Василия III перешли… … Москва (энциклопедия)

- (1479 1533), великий князь московский, государь всея Руси (с 1505). Сын великого князя Ивана III и Софьи Палеолог. Уморил в тюрьме (1509) племянника Дмитрия Ивановича, венчанного Иваном III (1498) на великое княжение. Добился строгого подчинения… … Энциклопедический словарь

- (1479—1533), великий князь московский с 1505. Сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы — присоединил Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521) … Большой Энциклопедический словарь

Василий III - ВАСИ́ЛИЙ III (1479–1533), великий князь московский с 1505. Сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы – присоединил Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521) … Биографический словарь

Рисунок из книги Титулярник. 1672 … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Самодержцы московские. Иван III. Василий III , Николай Костомаров,Сергей Соловьев,Василий Ключевский,Сергей Платонов. Библиотека проекта"История Российского государства" -это рекомендованные Борисом Акуниным лучшие памятники исторической литературы, в которых отражена биография нашей страны, от самых ее…
Отец Ивана Грозного, царь Василий III, страдал бесплодием. Правда, сам он считал себя здоровым. С первой женой, Соломонией, он прожил 20 лет, так и не родив наследника престола. Женившись второй раз на юной красавице Елене Глинской, он долгое время оставался бездетным. Династия Рюриков была близка к тому, чтобы прерваться навсегда...

Предсказание юродивого

Вымаливая у Бога наследника, царь построил немало церквей, объехал святые места - всё было тщетно. Во время одной из прогулок царская чета встретила юродивого, который, посмот­рев на заплаканную царицу Елену Глинскую, сказал: «Не плачь, скоро ты родишь сына, Тита ума широкого».

Предсказание юродивого сбылось. 25 августа 1530 года, в день памяти святого Тита, царица родила сына Ивана. Ему суждено было вписать в историю страны покорение Казани, Астраханского ханства, выход к Балтийскому побережью. Многие из этих событий стали кровавыми, другие - победоносными. Фигура Ивана Грозного по сей день вызывает яростные споры. Даже его рождение окружено фактами более чем загадочными и неоднозначными. А ведь мог и не родиться...

(Кстати, через несколько месяцев у царицы родился второй сын, Юрий. Ему не суждено было прожить долго. По свидетельству летописца, он был «несмыслен и прост» - страдал слабоумием.)

В ознаменование рождения первого сына Василий построил в Коломенском две церкви - Усекновения головы Иоанна Предтечи и Вознесения. Это были храмы невиданной смелости и изумительной красоты. Сооружение этих церквей сопровождали события и трагичес­кие, и загадочные. В трагедии, разыгравшейся здесь 500 лет назад, сплелось всё: твёрдость духа и низость; призрачность радости и глубина незаслуженного несчастья. Впрочем, всё по порядку...

Царская невеста

Поиски невесты для будущего царя Василия начал ещё его отец, Иван III. Он решил выбрать невесту сыну из дочерей своих подданных. Это был первый на Руси смотр невест. Во все города были посланы царские грамоты, согласно которым родители должны были представить своих дочерей-девок на смотр. Кто утаит дочь-девку и к боярам не привезёт, тому «быть в великой опале и казни». Вот как описывает смотр невест римский историк Павел Новокомский: «Желая вступить в брак, повелевают избрать из всего царства девиц, отличающихся красотой и добродетелью, и представить их ко двору. Здесь поручают их освидетельствовать надёжным сановникам и верным боярыням, так что самые сокровенные части тела не остаются без подробного рассмотрения. Наконец после долгого и мучительного ожидания та, которая понравится царю, объявляется достойной брачного с ним соединения. Прочие же соперницы с ней по красоте, стыдливости и скромности по милости царя в тот же самый день обручаются с боярами и военными сановниками».

Невест привезли в Москву более пятисот. Из них выбрали триста, из трёхсот двести, после сто, наконец только десять - осмотренных повивальными бабками. Из сих десяти Василий избрал себе невесту - дочь незнатного дворянина Василия Сабурова, который после смотра невест стал боярином. Звали царскую невесту Соломонией. В сентябре 1505 года состоя­­лась свадьба Василия, а через месяц скончался царь Иван III, оставив сыну престол и царство. Правил Василий долго - 27 лет.

В самом начале царствования Василия III в Москву был приглашён образованнейший человек своего времени - греческий монах Михаил Триволис. На Руси его прозвали Максим Грек. За просвещённость он был приближен ко двору. Ему было суждено прожить долгую, но мученическую жизнь. Причиной тому стала личная драма государя. Из сугубо семейной она превратилась в государственную. В этот водоворот попали многие известные люди той эпохи.

Развод

Почти двадцать лет прожили в любви и согласии царь Василий и царица Соломония, но наследников у них не было. Они ездили по Святым местам, сделали много подарков, вкладов и пожертвований. Было выстрое­­но немало церквей в молении о детях. Но всё было напрасно. И тогда Василий принимает решение развестись с «неплодной женой». Неслыханное по тем временам дело! На Руси в ту пору не было случаев развода. Причиной второго брака могла считаться только смерть жены. Царь понимал, что своим разводом с добродетельной женой, любимой в народе, он попирает закон - и земной, и божеский. Но интрига разрасталась, о намерении заговорили не только в боярских палатах, но и на улицах. Всех волновало: что же будет с Соломонией?

В феврале 1522 года был низвергнут и сослан митрополит Варлаам, восставший против развода великого князя. На его место митрополитом Всея Руси был поставлен игумен Даниил - одной только волей царя, даже без участия церковного собора. Новый митрополит, невзирая на запрет своего духовного «начальства» - патриарха Константинопольского, самолично дал царю разрешение на развод. Узнав об этом, за Соломонию вступились просвещённый монах Максим Грек и бояре, входившие в его «кружок». Это означало, что против царя восстала интеллигенция, цвет общества. Однако, Василий не остановился и тут.

Кое-кто из бояр поплатился головой. А вскоре началось следствие по делу Максима Грека, который был одним из самых уважаемых и почитаемых на Руси людей. В итоге руками церкви он был осуждён якобы за ересь и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь без права писать и читать. Можно ли придумать более жестокое наказание для книжника?

Обвинение

После ссылки Максима Грека развод с Соломонией казался царю делом решённым. Но судьба опять приготовила ловушку. В народе начались разговоры, будто бы царь, в сговоре с боярами, жену свою убить надумал. Поползли слухи о царе-женоубийце. Василий понимал: единственный способ избавиться от Соломонии - опорочить её в глазах общественного мнения. Это было непросто. В Соломонии уважали не только её великокняжеский сан, но и личную добродетель, набожность, кротость. Разбить этот образ мог только серьёзный проступок. Или грех. И его нашли.

В 1525 году царь предъявляет законной жене «иск о неплодстве». Кроме того, царицу обвинили в том, что она пыталась околдовать царя, прибегала к помощи гадалок и знахарок, к колдовству и «заговорам» - это резко ухудшило её положение, так как возникло подозрение, а не было ли от того колдовства порчи великому князю?! Участь Соломонии была решена. В ноябре 1525 года она была насильно, с побоями, пострижена в монахини. После того как царицу облачили в чёрные одежды, она громко и отчётливо произнесла: «Бог всё видит и отомстит за меня». Москва была потрясена и несправедливостью, и жестокостью царя и его холопов.

Беременная монахиня

Через несколько месяцев по Москве поползли слухи: дескать, Соломония (теперь инокиня Софья), в монастыре родила сына и нарекла его Георгием. Может, беременной она была уже до пострига? Государь сильно разгневался и приказал расследовать правдивость слухов. Слухи подтвердились. Правда, показать ребёнка царёвым посланникам Соломония отказалась, заявив, что они «недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечётся в величие своё, то отомстит за обиду матери».

Кто же отец ребёнка, рождённого в монастыре? Неужели царь, который в течение двадцати лет не смог произвести на свет законного наследника? Или кто-то другой, сумевший принести опальной царице радость материнства вместо бесплодного царя? Мы никогда не узнаем правды. Точно известно одно: осенью 1526 года Василий подарил инокине Софье из Суздальского Покровского монастыря богатое село.

В 1934 году, при раскопках в Покровском монастыре, где провела последние годы жизни развенчанная царица, археологи вскрыли маленькую могилку рядом с гробницей опальной царицы... Там была обнаружена кукла, наряженная в дорогую шёлковую рубашку. Эксперты установили время захоронения - середина ХVI века. Но для чего монахиня взяла на себя грех, устроив поддельную могилу? Не для того ли, чтобы скрыть настоящего ребёнка и отвести от него опасность?

Рождение ребёнка означало бы ложность царского иска, и не было бы Василию тогда прощения. Оскорблённое чувство справедливости у подданных могло привести к непредсказуе­мым последствиям. Не это ли стало причиной фальсификации погребения ребёнка?

Недолгое счастье соперницы

Если жена была пострижена в монахини с его ведома и согласия, то по церковным законам царь тоже должен был принять постриг. Но вместо этого он выбрал новую жену. Выбор царя потряс людей. Имя невесты вызвало негодование даже у самых близких и верных подданных. Ею стала Елена Глинская, племянница князя Михаила Глинского, имевшего стойкую репутацию авантюриста или, во всяком случае, человека безнравственного. Во время сватовства царя к Глинской её дядя сидел в тюрьме за попытку сдать обратно Литве Смоленск: так он хотел отомстить царю за недостаточное, на его взгляд, вознаграждение. И его племянница, полька-иноземка, должна была занять русский престол!

Но Василий не желал никого слушать. К неудовольствию бояр, но в угоду молодой жене, воспитанной в европейских традициях, он сбрил бороду и начал приготовления к свадьбе. Её пышность была невиданной по тем временам. Как будто бы рос­кошью и помпезностью царь хотел подчеркнуть законность своего шага.

Василия можно было понять. Елена Глинская отличалась редкостной красотой. Не так давно эксперт-криминалист Сергей Никитин провёл реконструкцию её внешности. Это была женщина с правильными тонкими чертами лица польско-литовского типа. На худощавом лице выделялись большие миндалевидные глаза. Глинская оказалась рыжеволосой: в гробнице сохранились её коса и реснички рыжего цвета.

Триумф Елены в московском Кремле был недолгим. Уже через год после свадьбы злые языки заговорили о том, что, дескать, и молодая царица бесплодна, или сбывается проклятие развенчанной Соломонии. Прознав про рождение у Соломонии сына, Елена призвала к себе боярина Шигону и приказала убить младенца... Но тот, по преданию, отдал ребёнка одному рязанскому боярину. Именно он якобы инсценировал похороны ребёнка, вместо которого в гробу лежала кукла.

Почти пять лет провела Елена Глинская в тяжких переживаниях и тревогах: беременность у неё не наступала. Во всяком случае, если бы не предсказание юродивого из Коломенского, её будущее вряд ли можно было назвать благополучным.

И семейного счастья не вкусила молодая царица. Через три года после рождения сына Ивана Василий простудился на охоте и умер. Тогда-то Глинская и начала появляться на людях со своим фаворитом, Овчиной-Телепнёвым-Оболенским. Злые языки утверждали, что роман их начался задолго до того, как царица овдовела, и что отцом царевича Ивана на самом деле был царицын любовник, а не бесплодный Василий. В апреле 1538 года Глинская внезапно умерла, оставив восьмилетнего сына. После её кончины Овчину-Телепнёва заточили в острог и уморили голодом. Вскоре был лишён сана и сослан в далёкий монастырь митрополит Даниил, разрешивший царю развод с Соломонией.

Опальной царице суждено было пережить и мужа, и соперницу. Инокиня Софья преставилась в 1542 году. Тлен не коснулся её тела. Мощи многострадальной Соломонии доныне хранятся в подземелье суздальского Покровского монастыря.

За праведную жизнь она была причислена к лику святых и ныне почитается Церковью как преподобная София Суздальская.

Максим Грек пережил всех участников этой драмы. Он прожил в монастырских тюрьмах около двадцати лет и только перед смертью переехал в Троице-Сергиеву обитель, где и был похоронен. Русская православная церковь канонизировала его в 1988 году.

О событиях почти 500-летней давности напоминают две старинные церкви. Те самые, построенные Василием III в Коломенском. Сегодня это два древнейших храма не только в Москве, но и во всей России.

Ирина МИШИНА

сына Ивана III от его первого брака началась борьба за определение будущего престолонаследника. Победил Василий III. Он сумел стать соправителем отца. До смерти Ивана III, Василий считался великим князем новгородским, в 1502 получил от отца еще и великое княжение владимирское.

В сентябре 1505 женился на дочери боярина Сабурова Соломонии, выбранной ему отцом из 1500 претенденток. 27 октября 1505, сразу после смерти отца, полноправно вступил на престол, получив по отцовскому завещанию великое княжение московское, право управление столицей и всеми ее доходами, право чеканки монеты, 66 городов и титул «царя всея Руси».

Как и отец, Василий III продолжал политику «собирания земель», укрепления великокняжеской власти, в том числе – в отношении Литвы и Польши. Конечной целью ее было присоединение к Москве всех западнорусских областей, а очередными задачами – присоединение отдельных городов, подчинение пограничных мелких князей, отстаиванье интересов православия в Западной Руси (сестра Василия Елена была выдана замуж за правителя Литвы и Польши Александра Ягеллончика, после его смерти новый правитель Сигизмунд начал притеснять свою русскую свойственницу). Успехи Василия и его сестры Елены, продолжавшей отстаивать интересы Москвы среди иноверцев, выразились в договоре Москвы с Литвой и Польшей 1508, сохранившем за Москвой приобретения Ивана III в западных землях за Москвой.

Последующие действия московского князя были обращены на сопредельные Великому княжеству литовскому земли. Так, в 1510 к Москве отошел Псков, его вече было уничтожено, вечевой колокол снят и увезен в Москву. В 1512 начался новый поход – на Смоленск, но он был безуспешным. Только в 1514 город сдался, но поляки не оставляли надежды отбить его снова. Война продолжалась с переменным успехом, одновременно велись дипломатические переговоры (посредником в них с 1517 выступал австрийский император Максимилиан через своего посла барона Сигизмунда Герберштейна), но лишь в 1520 было заключено перемирие на пять лет с оставлением Смоленска за Москвою. В годы, смоленской войны, Василию удалось прибрать к рукам земли Волоцка (1513) и Калуги (1518). В 1521 к Москве присоединились Рязанское и Угличское княжества, а в 1523 – Новгород-Северское. Складывание политической территории единого великорусского национального государства завершилось: «Василий III тем самым не только не унизил России, но возвысил оную» (Н.М.Карамзин). Это было тем более необходимо, что с южных границ совершались постоянные набеги крымских татар (1507, 1516–1518 и 1521), угрожавших целостности российской территории. Только в 1520–1521 татарское войско составляло свыше 20 тыс. воинов под предводительством воеводы Хабара Симского. Они сравнительно быстро продвинулись до Тулы и могли бы составить угрозу столице, если бы не были вовремя разбиты у Переяславля Рязанского. К нападениям на Москву побуждала и Литва, поэтому невоенные формы нормализации отношений (крымцев задаривали «поминками» хану, царевичам, мурзам) успеха не приносили.

Сложными к началу 1520-х оставались отношения Москвы и с Казанью. Начиная с 1505, когда в Казани к власти пришел хан Мухаммед-Эмин, набеги казанских татар на Нижний Новгород регулярно продолжались. Политический переворот в Казанском ханстве 1521 (к власти пришел Сагиб-Гирей) также не изменил характера отношений, напротив – начались совместные набеги крымских и казанских татар на Москву. Поэтому Василий III в 1521 принял решение о строительстве городов-крепостей в районе «дикого поля» (в частности, Васильсурска), а одновременно – Большой засечной черты (1521–1523). Другим дипломатическим приемом Василия III было приглашение татарских царевичей на московскую службу; число таковых, получавших при этом обширные земли, быстро росло.

В отношении более далеких стран правительство Василия III вело по возможности дружественную политику. Василий III вел переговоры с Пруссией, приглашая ее к союзу против Литвы и Ливонии (в 1526 при приказу Василия III возобновились переговоры о вечном мире с литовцами и поляками, но ни одна из сторон не хотела поступиться Смоленском). Летописи свидетельствуют, что Василий III принимал также послов Дании, Швеции, Турции, обсуждал с папой римским возможность унии и войны против Турции. В конце 1520-х начались сношения Московии с Францией; в 1533 прибыло посольство от индусского государя, султана Бабура . Торговые отношения связывали Москву с ганзейскими городами, Италией, Австрией.

Собрав земли в единое царство, Василий III осторожно начал борьбу с родовитым боярством. К братьям, Юрию и Андрею, он относился недоверчиво, хотя и заключал с ними договоры. Однако братья имели свои дворы, своих служилых людей и военные отряды, от которых были зависимы находившиеся в положении «служебных» князей или княжат, сидевших в старинных вотчинах, еще более мелкие земельные собственники. Для укрепления единодержавия Василий III принял меры к обмену земель, выводя остатки удельных властвований в новые места. Результатом этой политики был быстрый рост поместного дворянского землевладения, расширение мер по ограничению иммунитетных политических привилегий княжеско-боярской аристократии Одновременно уничтожались и пограничные укрепления, существовавшие в княжеских вотчинах, при этом с бояр и иной знати брали «поручные записи» в том, что они от него «не отъедут» (Василий III опасался роста княжеско-боярской оппозиции, о чем говорит казнь самого подозреваемого из них боярина Берсеня Беклемишева). «Советы» и «приговоры» с Боярской Думой имели в его время несколько формальный характер: все дела решались Василием III лично, в контакте с дьяками и немногими доверенными людьми, среди которых виднейшее место занимал подьячий из тверских бояр дворецкий Иван Шигона.

Время правления Василия III ознаменовалось подъемом русской культуры, распространением московского стиля литературного письма, занявшего ведущее место среди остальных областных литератур. Тогда же сложился архитектурный облик московского Кремля, превратившегося в неприступную крепость. Законченный архитектурный облик приобрел Архангельский собор. На период правления Василия III и завершения политического складывания русского централизованного государства падает и полемика между «иосифлянами» и «нестяжателями», оказавшая существенное влияние на развитие церковной мысли и книжности. Несмотря на доказанную личную близость Василия III вождю «нестяжателей» Вассиану Косому, верх в их полемике одержали иосифляне. Василий активно использовал авторитет Иосифа Волоцкого и его идеи для обоснования божественного происхождения своих предков, якобы ведущих родословную от римских императоров. Особенную милость среди иосифлян Василий III оказал митрополиту Даниилу, оказавшему царю и великому князю существенную услугу при разводе. Поводом к разводу был бездетный брак с Соломонией Сабуровой. Несмотря на протесты церковных иерархов, Василий III добился развода, настоял на пострижении Соломонии в монахини и ее высылке в Каргопольский женский монастырь. Сам же царь женился повторно – на Елене Васильевне Глинской , дочери польского князя. От этого брака родились сыновья Иван (будущий Грозный) и слабоумный Юрий.

По рассказам современников, Василий III был крутого нрава и не оставил благодарной памяти о своем времени в народной поэзии. Скончался он от злокачественного нарыва 3 декабря 1533, успев постричься в агонии под именем Варлаама. Московское княжение было передано им 3-летнему сыну Ивану, регентшей назначена Е.В.Глинская.

Погребен в Архангельском соборе в Москве.

Лев Пушкарев , Наталья Пушкарева

Последние материалы сайта