Юрий игоревич рязанский князь. Читать онлайн "повесть о разорении рязани батыем". Повесть о разорении рязани батыем

23.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
+

Эта книга-марафон поможет уставшим и перегруженным мамам избавиться от хронического недосыпания, найти наконец время для себя любимой и научиться все успевать не только по утрам, но и по жизни.

Если вы вечером не можете заснуть, а утром не можете проснуться;...

  • 11 декабря 2015, 19:00

Жанр: ,

+

Мама – сердце семьи. Сердце работает постоянно, 24 часа 7 дней в неделю. Мамы ни на миг не останавливаются, заботясь о своих семьях. Когда сердце в порядке – будет здорово и все тело. Если мама здорова, полна сил и радости – будут счастливы и ухожены дети, муж, дом. Но если сердце «сдает» – с ним страдает все тело. Плохо маме – плохо всей семье. Что хорошего может дать мужу и детям уставшая, расстроенная женщина, живущая в хроническом беспорядке? Поэтому самое лучшее, что может сделать любящая мама для своих близких, – научиться заботиться о себе и наполнять себя! Именно этому учит книга-тренинг «Источник сил для уставшей мамы». В ней каждая мама найдет простой и практичный план для того, чтоб шаг за шагом стать здоровым, сильным и любящим сердцем своей...

  • 20 апреля 2015, 23:57

Жанр: ,

+

Мама – сердце семьи. Сердце работает постоянно, 24 часа 7 дней в неделю. Мамы ни на миг не останавливаются, заботясь о своих семьях! Когда сердце в порядке, – будет здорово и все тело. Если мама здорова, полна сил и радости – будут счастливы и ухожены дети, муж, дом.

Но если сердце «сдает», – с ним страдает все тело. Плохо маме – плохо всей семье! Что хорошего может дать мужу и детям уставшая, расстроенная женщина, живущая в хроническом беспорядке?

Мама – сердце семьи. Поэтому самое лучшее, что может сделать любящая мама для своих близких людей – научиться заботиться о себе и наполнять себя! Именно этому учит книга-тренинг «Источник сил для уставшей мамы». В ней каждая мама найдет простой и практичный план для того, чтоб шаг за шагом – стать здоровым, сильным и любящим сердцем своей...

» мы познакомились с гуру тайм-менеджмента , автором уникальных обучающих методик для женщин «1+5 шагов к порядку с детьми», «Источник сил для уставшей мамы», «Успевай любить» и настоящей мамойWOW двоих сыновей (Тарас - 8 лет и Максим - 5,5 лет) Светланой Гончаровой. Светлана рассказала, как она пришла к системе флаймама, и поделилась секретами, как все успевать.

Всегда ли Вы были организованной?

Нет, не всегда. Есть женщины, у которых в доме чистота и порядок, дети причесаны и аккуратно одетые, три блюда приготовлены, муж счастливый и довольный… Нет, у меня такого не было. У меня было все с точностью наоборот. Когда я вышла замуж, я поняла, что абсолютно не готова одновременно совмещать в себе все роли: и мамы, и жены, и хозяйки, и женщины, и специалиста. А когда родился второй ребенок, быт, что называется, накрыл медным тазиком, сынок плохо спал, был все время у меня на руках и на груди, мне казалось, что меня все бросили, никто не помогает, я не справляюсь, и жизнь казалась беспросветной. Мне было настолько морально тяжело, что однажды от безысходности я взяла и машинкой для стрижки срезала все волосы. Это был крик о помощи. Но люди решили, что я ищу новый образ. Ничего не изменилось со стороны окружающих, но для меня это был переломный момент. Я перестала ждать у моря погоды. Я перестала ждать, когда муж все бросит и станем мне помогать, перестала ждать, что мама обратит на меня свое внимание, перестала ждать, что дети подрастут и перестанут быть такими требовательными. Я решила менять себя.

И какие были первые шаги?

В первую очередь я решила постараться организовать свою жизнь таким образом, что мне стало хоть немного легче. Я искала методы, как это сделать. И на одном из я узнала о тайм-менеджменте, о системе ФлайЛеди. Это американская система, которую придумала Марла Силли. Я стала пробовать внедрять маленькими шажками эту систему в свою жизнь, и они начали работать. Оказывается, можно научиться поддерживать порядок. Моя мама всегда работала, а я всегда училась. Я раньше просто не научилась поддерживать порядок. А ведь даже минимальные изменения будут приносить вам покой. Например, раздражает невымытая посуда по утрам в раковине, так помойте ее вечером перед сном. Пять минут малыш может полежать в кроватке без присмотра мамы, зато утром вы встанете с другим настроением. Я перестала капать мужу на мозги, у нас улучшились отношения, я стала спокойнее, я поняла, что могу контролировать быт. Безусловно, все не будет идеальным, особенно при наличии маленьких детей, но я понимала, что я хозяйка в доме, а не пожарный, который бегает и тушит, когда где-то что-то горит.

Сколько времени прошло с того момента, как Вы начали внедрять методику, и до осознания, что она эффективна?

Я долго иду к каким-то вещам, долго встраиваю что-то в жизнь. Мне для того, чтоб какой-то навык вошел в привычку, требуется длительное время. Например, чтоб ввести в ежедневный рацион питания салат, мне понадобилось полгода. Именно через это время такое питание стало для меня нормой, вошло в привычку, стало второй натурой. Но у каждого разные темпы.

Детей Вы тоже учите организованности?

У детей нет выбора, они видят, что у мамы все расписано. Я им постоянно задаю вопрос: «Что сейчас главное?». И дети вспоминают: «Кашу поесть», и не отвлекаются на посторонние предметы. Если мама организована, то и дети научатся организованности. Режим дня - это очень важно. Нужно стараться его придерживаться.

Какие могут быть ошибки у мам в этом вопросе?

Тут нужно учитывать один момент. Если мама очень организованная, привыкла правильно и четко обслуживать всю семью, то она продолжает это делать все время, даже тогда, когда детей уже пора приучать к самостоятельности. Важно вовремя остановиться и делегировать часть обязанностей детям. Нужно останавливаться и пересматривать обстоятельства и обязанности.

Муж поддерживает Вас?

Муж уже осознал, что все серьезно. Я все чаще слышу фразу «Я тобой горжусь».

Готовить Вы любите?

Я не фанат кухни. Но есть блюда, которые мне нравится готовить, особенно, если это здоровая пища. Но я стараюсь свести к минимуму время пребывания на кухне. Часто я готовлю с самого утра (я просыпаюсь в полпятого утра, а ложусь в 22.00), до того времени, пока вся семья проснется, я успеваю привести себя в порядок, почитать, сделать зарядку и приготовить еду на день.

Как Вы проводите досуг с детьми?

Я стараюсь проводить время с детьми так, чтоб и мне было интересно. Я люблю гулять на природе. И мои дети тоже любят гулять. Мы всей семьей любим природу, редко ходим в развлекательные центры. И на выходных я стараюсь не заниматься уборкой, а посвящаю время семье.

С чего начинать женщине, которая решила стать организованной мамой?

Расскажу анекдот. Мужчина пришел в магазин и говорит: Я хочу вернуть новогодние игрушки. Они бракованные. Продавец: Почему? В чем брак? Битые? Мужчина: Я повесил, а они меня не радуют.

Для меня еще очень важно уделять внимание моим близким, успевать любить. Ведь для чего мы создавали семьи? Для отношения, для того, чтоб любить и чтоб любили нас. Я обязательно уделяю внимание мужу. И если у меня есть выбор заняться делами или провести время с мужем, я всегда выбираю мужа. Если я на кухне, дети часто мне помогают, мы вместе, мы общаемся. У нас есть день семьи, когда мы проводим время только вчетвером, нашей семьей, - это суббота.

Не бывает ли крайностей? Жизнь по расписанию с детьми предполагает спешку, ведь у них другой ритм, их приходится подгонять, напоминать, торопить…

На начальном этапе становления организованной мамы все женщины проходят через это. Появляется синдром тетки-уборщицы. «Я только пол помыла, куда ты пошел в ботинках!».

Знаете анекдот: - Я с женой развелся. - А что случилось? -Слишком она порядок любила. Я ночью пошел воды попить. Вернулся, уже постель застелена.

Не нужно крайностей. Нужно учитывать свои ошибки. Если не успели что-то, вернитесь во времени мысленно назад. Где можно сократить время или где нужно добавить пару минут, чтоб вам не приходилось спешить. Если утром во время сборов в школу у вас в коридоре хаос, тогда вам просто нужно ставить будильник на 10 минут раньше. Вы не жертва обстоятельств, вы создаете обстоятельства.

Как Вы отдыхаете и восстанавливаетесь?

Я нашла свой режим сна. Нормальный сон позволяет мне хорошо себя чувствовать. И зарядка наполняет меня энергией. А вечером я люблю принимать горячую ванну с книжкой.

Что для Вас является источником сил?

У моего источника сил несколько сосудов. Во-первых, это Бог и Библия. Во-вторых, это мои близкие люди, это муж и дети, наши отношения.

Что для Вас счастье?

Для меня счастье - это когда я ощущаю его каждый день. Нужно радоваться каждую минуту. Каждый миг - это счастье!

А кругом – широкие улицы, площади, сады и огороды, деревянные храмы, окруженные дворами рязанцев. А еще задворные постройки – овины, риги, конюшни, скотные…

Несколькими ярусами построена Рязань, уходя вверх по холму. Внизу – ограды и ворота, сараи и навесы; выше – дома ремесленников и бояр, улицы и торговая площадь; а еще выше, ближе к небу, венчают город церкви.

От северных ворот старого города в центр ведут три улицы, посыпанные кирпичной щебенкой, – одна к Пронским воротам, другая – к Исадским, третья – к Южным. Хоть считаются они главными, но нет в них широты и простора: две повозки с трудом разъедутся. От них – как веточки от древесного ствола – разбегаются узкие и извилистые переулочки к дворам. Здесь чисто и аккуратно – каждый хозяин заботится о том, чтобы улица, ведущая к его дому, была расчищена и убрана.

Даже иноземные купцы восхищались деревянными рязанскими домами – мол, те удобнее каменных: нет сырости, в морозы – тепло, в дожди – сухо, в жару – прохладно. Секрет этого – в древесине. Рязанские дома складывались из сосны или ели – жучки не точили смолистую кору, стволы были прямые и ровные: не нужно ни конопатить, ни затыкать щели. Но была у этого и обратная сторона – хорошо горела такая сухая смолистая древесина. Больше всего боялись в Рязани пожаров – поэтому между крепостными стенами и домами была широкая полоса пустой земли, на которой ничего не строили и тщательно пропалывали траву: если будет в городе пожар, огонь не перейдет эту полосу, не перекинется на стены и ворота, не ослабит охрану города.

Есть и небольшие избы с тесовыми крышами, полами из колотых досок и глинобитными печами посередине, топившимися по-черному, а то и полуземлянки. Есть и богатые хоромы князя, бояр, дружинников: с двухэтажными домами, конюшнями, амбарами, непокоевыми хоромами – гриднями, столовой избой, повалушей, горницей. Богатые дома возвышаются над всеми остальными ладно сложенными теремами, там живут жены и дочери бояр и князя, оттуда можно взглядом окинуть городские улицы и площади. Не видать из терема только поруба – темницы для преступников, скрытой в самом дальнем углу господского двора, под землей, закатанной бревнами, – лишь только маленькое окошко для пищи и воздуха можно приметить, если знать место.

Хоть и были у зажиточных рязанцев усадьбы, огороженные забором, с хозяйственными постройками, но не селились бояре отдельно от всех остальных – и рядом с их хоромами мог ютиться тесный домишко ремесленника.

Далеко над городскими улицами разносится гулкий стук тяжелого молота о наковальню и звонкий, дробный перебор ручника – это кузнецы принялись за свое тяжелое, жаркое дело. Нет в Рязани кузниц, как в северных княжествах, – лишь легкие сараи, да небольшие навесы. Зато каждый может полюбоваться, как споро и слаженно кузнецы работают, да и купить у них что-нибудь тут же, на месте.

Знают грамоту, любят тонкие ремесла местные златокузнецы, косторезы, эмальеры, резчики по камню. Из-под инструментов их выходит тончайшая золотая проволока – скань, яркие многоцветные эмали, драгоценные камни в высокой оправе, чтобы солнечные лучше освещали рубины изнутри… Только посмотрите на эту оправу с крестовидной прорезью из Старой Рязани. Между двенадцатью камнями, оправленными в золото, мастер посадил крохотные золотые цветочки на спиральные пружинки в четыре-пять витков из рубчатой золотой проволоки. Цветы имеют по пять тщательно сделанных лепестков, фигурно вырезанных и припаянных к пестику. На пространстве меньше ногтя рязанский мастер ухитрился посадить до десятка золотых цветов, которые колыхались на своих спиральных стеблях на уровне лиловых самоцветов.

Шумен и многолюден рязанский рынок, сюда съезжаются люди не только с Рязанщины, но и из других городов – Чернигова, Смоленска, Киева и Новгорода – едут за товарами. Не уступает Ока Волге и Днепру по количеству торговых судов, что ходят в дальние страны. С севера везут они янтарь, с Востока – пестрые ткани, благовония и медную посуду, из Индии – жемчуг и пряности, из Византии – златотканую и расшитую драгоценностями одежду, с запада – мечи, воск и мед. Со всей Руси привозят сюда меха, соколов, рыбу и скот, дерево и металл; рязанские же крестьяне и ремесленники торгуют лесом, дичью, сеном, шерстью, льном, кожей, репой, хлебом, крупой, гвоздями, серпами, топорами, рыболовными крючками… В толпе ловко лавируют лоточники, предлагающие самоцветные бусы, стеклянные браслеты, шелковые ленты. Но вот все замирают и провожают взглядами людей в странных, богато украшенных одеждах. Это прибыли чужеземные купцы из Константинополя – в их честь сегодня вечером князь Юрий Ингваревич закатывает широкий пир.

Рязанский народ сильный, тароватый и мужественный. Может и путешествовать аж до Черного моря, и воевать половцев и мордву. Чужаки говорят про «буюю речь» и «непокорство», а свои – называют их «удальцами», «резвецами», «узорочием и воспитанием рязанским».

Князь Юрий Ингваревич Рязанский

Далеко ты,

О княже, прославлен за доблесть свою!

Ты в русском краю

Как солнце на всех изливаешь щедроты,

Врагам ты в бою

Являешься Божиим громом.

Алексей Толстой

И честь, и славу от всего мира принимали, а святые дни святого поста честно хранили и во все святые посты причащались святых пречистых и бессмертных тайн. И многие труды и победы по правой вере показали. А с погаными половцами часто бились за святые церкви и православную веру. А отчину свою от врагов безленостно оберегали.

«Похвала роду рязанских князей»

Последний из великих князей Старой Рязани Юрий Ингваревич (правильнее – Игоревич, так как его отцом был рязанский князь Игорь Глебович, однако в «Повести о разорении Рязани Батыем» его называют именно Ингваревичем, так что мы будем придерживаться этого написания) не раз стоял на лезвии судьбы, но чудесное провидение всегда поворачивало удачу в его сторону.

Во время конфликта между Черниговскими и Владимирскими землями 1207 года князь, попав в плен к Всеволоду Большое Гнездо, сумел избежать казни, несмотря на клевету двоюродного брата Глеба Владимировича, и проведя в заточении долгих пять лет, не видел ни сожжения Всеволодом Рязани, ни междоусобицы, раздирающей родную землю.

После смерти Всеволода Большое Гнездо выпущенный из заточения его сыном Юрий Ингваревич вновь чудом спасается от гибели, когда в апреле 1217 года Глеб Владимирович созывает братьев, рязанских князей, в свой удел в Исадах, на пир, обернувшийся подлой резней.

Вот что пишет об этом Карамзин: «Коварный Глеб, при великом князе Всеволоде, хотевший погубить своих родственников доносом, условился с братом, Константином Владимировичем, явно лишить их жизни, чтобы господствовать над всею областию Рязанскою. Они съехались в поле для общего совета, и Глеб дал им роскошный пир в шатре своем. Князья, бояре пили и веселились, не имев ни малейшего подозрения. В одно мгновение Глеб и Константин Владимирович извлекают мечи: вооруженные слуги и половцы стремятся в шатер. Начинается кровопролитие. Ни один из шести несчастных князей, ни один из верных бояр их не мог спастися. Утомленные смертоубийством изверги выходят из шатра и спокойно влагают в ножны мечи свои, дымящиеся кровию».

ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ИГОРЕВИЧ - князь рязанский, сын рязанского князя Игоря Глебовича († 1195 год).

Сведения о муромо-рязанских князьях скудны, поскольку местное летописание сохранилось крайне фрагментарно. Дополнительные сложности вносит генеалогическая путаница, характерная для Повести о разорении Рязани Батыем , которая служит одним из основных источников сведений о гибели Григория Игоревича. Повесть является составной частью Повестей о Николе Заразском (Зарайском) и, по общепринятому до недавнего времени мнению Д.С. Лихачёва, сложилась, вероятно, в XIV веке, хотя восходит к рассказам XIII века. Однако в последнее время Б.М. Клосс, развивая точку зрения А. Поппе, попытался доказать, что весь комплекс Повестей о Николе Заразском был составлен в 1560 году на основе Московского летописного свода 1479 года.

Впервые Григорий Игоревич упоминается в летописи под 1207 годом: 22 сентября великий князь владимиро-суздальский Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо «повеле изъимати» и заточить во Владимире Григория Игоревича с его старшим братом Ингварем и несколькими другими рязанскими князьями по обвинению (справедливость которого под вопросом) в сговоре с черниговскими князьями. На свободу рязанские князья вышли в 1212 году, после смерти Всеволода. Каким именно уделом в Рязанском княжестве владел Григорий Игоревич до и после пленения, неизвестно. Следуя спрямленному родословию, приведенному в списке рязанских князей в приложении к Воскресенской летописи (ПСРЛ. Т. 7. С. 243), Юрия Рязанского, фигурирующего в 1207 году, в историографии иногда отделяют от Юрия, погибшего в 1237 году, считая первого братом, а второго сыном Ингваря Игоревича (смотри, например: Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в Х - 1-й половины XIII веков М., 1977 год. С. 127, 132-133). Однако тот факт, что Григорий Игоревич не назван в связи с трагическими для рязанских князей событиями 20 июля 1217 года, когда шестеро из них были коварно убиты в Исадах под Рязанью собственным братом князем Глебом Владимировичем, не может служить основанием для предположения, что к этому времени Григория Игоревича уже не было в живых. Ведь в рассказе Новгородской Первой летописи о нашествии монголо-татар на Муромо-Рязанскую землю, который лучше всего отразил историческую основу Повести о разорении Рязани, рязанский князь прямо назван «Юрьем, Инъгворовым братом» (НПЛ. С. 74).

После смерти Ингваря Игоревича, которая в летописях не отмечена, а у В.Н. Татищева отнесена к 1235 году (Татищев В.Н. История Российская. М., 1964. Т. 3. С. 230; проверить достоверность этой даты нечем), Григорий Игоревич остался старшим среди рязанских князей, под рукой которого в 1237 году выступили его племянники благоверные князья Олег (Косма) и Роман Ингваревичи. (Вероятно, именно Григорий Игоревич имеется в виду в жалованной грамоте рязанского великого князя Олега Иоанновича (1350-1402 годов) (АИ. Т. 1. № 2), в которой «князь Юрьи» поименован в ряду строителей Успенского собора в Рязани наряду с Ингварем Игоревичем и Олегом Ингваревичем, занимавшим рязанский стол до 1258 года) Когда в конце 1237 года монголо-татары подошли к границам Рязанского княжества, Григорий Игоревич отказался подчиниться требованию Батыя дать «десятину во всем», одновременно отправив посольство к владимиро-суздальскому князю святому Георгию (Юрию) Всеволодовичу с просьбой о помощи. Рязанский по происхождению рассказ об этих событиях, вошедший в новгородское летописание, ставит в вину Георгию Всеволодовичу, что тот не внял просьбам рязанских князей. Однако из самого рассказа видно, что суздальские войска под предводительством благоверного князя Всеволода (Димитрия) Георгиевича и воеводы Еремея все же выступили, но опоздали и вместе с войсками Романа Ингваревича были разбиты монголо-татарами под стенами Коломны.
Крест, установленный на валах городища Станции Рязань в память защитников города. Фотография. 2005 год.

16 декабря 1237 года Григорий Игоревич был осажден в Рязани, 21 декабря город пал. Во время разгрома столицы княжества погиб и Григорий Игоревич с супругой и матерью, причем о последней (благоверной княгине Агриппине) сообщает только Повесть о разорении Рязани. Повесть же вводит в рассказ о последних днях Григория Игоревича ряд подробностей: увещание к братьям (надо: племянникам) о том, что лучше «испити чашу смертную за святыа Божиа церкви и за веру христьянскую», «нежели в поганой воли быти»; моление в кафедральном Успенском соборе перед иконами Пресвятой Богородицы, святого Николая и святых Бориса и Глеба; благословение от епископа. Не все эти подробности могут быть признаны достоверными, т. к. по летописным источникам известно, например, что Рязанского епископа во время осады в городе не было. Согласно Повести, тела Григория Игоревича, его жены и других погибших рязанских князей были погребены в Рязани вернувшимся сюда князем Ингварем Ингваревичем, которого нашествие застало в Черниговской земле; впрочем, другими источниками такой князь не засвидетельствован. Уникальным является также сообщение Повести о том, что у Григория Игоревича был сын - княживший в Зарайске благоверный князь Феодор Георгиевич. Он претерпел мученическую смерть в ставке Батыя, куда был послан отцом для переговоров. Однако, как показал В.А. Кучкин, Зарайск как город появился только в 1527-1531 годах, ранее это было село с церковью во имя святителя Николая.

В память о рязанцах, защищавших город в 1237 году, на валах городища Станции Рязань в 1997 году был воздвигнут белокаменный крест. В 2005 году у подножия валов на берегу Оки в память о погибших в 1237 году были установлены деревянное распятие и памятная гранитная плита.


В год 6745 (1237). В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа Николина из Корсуни. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном.

Батый у стен Рязани (1237г.)

И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями.


Фрагмент диорамы Оборона старой Рязани

И стали совет держать, как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтоб не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю. Но хвалился-грозился повоевать всю Русскую землю. И стал просить у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе. И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что есть у князя Федора Юрьевича Рязанского княгиня из царского рода и что- всех прекраснее она красотой телесною.

Царь Батый лукав был и немилостив в неверии своем, распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: "Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей". Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: "Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь". Безбожный царь Батый разъярился и оскорбился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велся бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал.

И один из пестунов князя Федора Юрьевича, по имени Апоница, укрылся и горько плакал, смотря на славное тело честного своего господина; и увидев, что никто его не охраняет, взял возлюбленного своего государя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии, и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Федора Юрьевича.

Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своем и держала любимое чадо свое - князя Ивана Федоровича, и как услышала она эти смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти. И услышал великий князь Юрий Ингваревич об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, блаженного князя Федора, и других князей, и что перебито много лучших людей, и стал плакать о них с великой княгиней и с другими княгинями и с братией своей. И плакал город весь много времени. И едва отдохнул князь от великого того плача и рыдания, стал собирать воинство свое и расставлять полки.

И увидел князь великий Юрий Ингваревич братию свою, и бояр своих, и воевод, храбро и мужественно скачущих, воздел руки к небу и сказал со слезами: "Избавь нас, боже, от врагов наших. И от подымавшихся на нас освободи нас, и сокрой нас от сборища нечестивых, и от множества творящих беззаконие. Да будет путь им темен и скользок". И сковал братии своей: "О государи мои братия, если из рук господних благое приняли, то и злое не потерпим ли?! Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые божий церкви, и за веру христианскую, и за отчизну отца нашего великого князя Ингваря Святославича".

И пошел в церковь Успения пресвятой владычицы Богородицы. И плакал много перед образом пречистой Богородицы, и молился великому чудотворцу Николе и сродникам своим Борису и Глебу. И дал последнее целование великой княгине Агриппине Ростиславовне, и принял благословение от епископа и всех священнослужителей. И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских. И напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно, и испугался.

Но против гнева божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два - с десятью тысячами. И видел князь великий, что убит брат его, князь Давыд Ингваревич, и воскликнул: "О братия моя милая! Князь Давид, брат наш, наперед нас чашу испил, а мы ли сей чаши не изопьем!" И пересели с коня на конь и начали биться упорно. Через многие сильные полки Батыевы проезжали насквозь, храбро и мужественно сражаясь, так что все полки татарские подивились крепости и мужеству рязанского воинства. И едва одолели их сильные полки татарские.

Здесь убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы рязанские. Все равно умерли и единую чашу смертную испили. Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые. Все это навел бог грехов ради наших.

А князя Олега Ингваревича захватили еле живого. Царь же, увидев многие свои полки побитыми, стал сильно скорбеть и ужасаться, видя множество убитых из своих войск татарских. И стал воевать Рязанскую землю, ведя убивать, рубить и жечь без милолсти. И град Пронск, и град Бел, и Ижеславец разорил до основания и всех людей побил без милосердия. И текла кровь христианская, как река обильная, грехов ради наших.

И увидел царь Батый Олега Ингваревича, столь красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран, и хотел уврачевать его от тяжких ран, и к своей вере склонить. Но князь Олег Ингваревич укорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христианства. Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рассечь на части. И был он второй страстотерпец Стефан, принял венец страдания от всемилостивого бога и испил чашу смертную вместе со всею своею братиею. И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно.


«Оборона Рязани». Диорама.

Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, Другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли, и иные многие от оружия пали. И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников их - князей киевских и черниговских - захватили.


И.Глазунов.Нашествие.

А храмы божии разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.

И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на город Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божий до основания разорить.

И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены.

И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно.

И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю. Царь Батый стал их спрашивать; "Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?" Они же ответили: "Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую".


Батый.Средневековый китайский рисунок
Правитель Улуса Джучи

Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю.


М. А. Пресняков.Евпатий Коловрат

Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: "Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отця наши не рассказывали нам: Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются - один с тысячею, а два - с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища". И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: "о Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною и многих богатырей сильной орды моей побил и много полков разбил. Бели бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.

Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове, у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского, сохранен богом от злого того отступника и врага христианского. И пришел из Чернигова в землю Рязанскую, в свою отчину, и увидел ее пусту, и услышал, что братья его все убиты нечестивым, законопреступным царем Батыем, и пришел во град Рязань, и увидел город разоренным, а мать свою, и снох своих, и сродников своих, и многое множество людей лежащих мертвыми, город разорен и церкви пожжены, и все узорочье из казны черниговской и рязанской взято. Увидел князь Ингварь Ингваревич великую последнюю погибель за грехи наши и жалостно воскричал, как труба, созывающая на рать, как сладкий орган звучащий. И от великого того крика и вопля страшного пал на землю, как мертвый. И едва отлили его и отходили на ветру. И с трудом ожила душа его в нем. Кто не восплачется о такой погибели, кто не возрыдает о стольких людях народа православного, кто не пожалеет стольких убитых великих государей, кто не застонет от такого пленения?


Б.Ольшанский.Славянская быль

Разбирая трупы убитых, князь Ингварь Ингваревич нашел тело матери своей великой княгини Агриппины Ростиславовны, и узнал своих снох, и призвал попов из сел, которых бог сохранил, и похоронил матерь свою и снох своих с плачем великим вместо псалмов и песнопений церковных: сильно кричал и рыдал. И похоронил остальные тела мертвых, и очистил город, и освятил. И собралось малое число людей, и немного утешил их. И плакал беспрестанно, поминая матерь свою, братию свою, и род свой, и все узорочье рязанское, без времени погибшее. Все то случилось по грехам нашим. Был город Рязань, и земля была Рязанская, и исчезло богатство ее, и отошла слава ее, и нельзя было увидеть в ней никаких благ ее - только дым и пепел; и церкви все погорели, и великая церковь внутри изгорела и почернела. И не только этот город пленен был, но и иные многие. Не стало в городе ни пения, ни звона; вместо радости -плач непрестанный.

И пошел князь Ингварь Ингваревич туда, где побиты были нечестивым царем Батыем братья его: великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, брат его князь Давыд Ингваревич, брат его Всеволод Ингваревич, и многие князья местные, и бояре, и воеводы, и все воинство, и удальцы, и резвецы, узорочье рязанское. Лежали они все на земле опустошенной, на траве ковыле, снегом и льдом померкнувшие, никем не блюдомые. Звери тела их поели, и множество птиц их растерзало. Все лежали, все вместе умерли, единую чашу испили смертную.

И увидел князь Ингварь Ингваревич великое множество мертвых тел лежащих, и воскричал горько громким голосом, как труба звучащая, и бил себя в грудь руками, и падал на землю. Слезы его из очей как поток текли, и говорил он жалостно: "О милая моя братия и воинство! Как уснули вы, жизни мои драгоценные? Меня одного оставили в такой погибели! Почему не умер я раньше вас? И куда скрылись вы из очей моих, и куда ушли вы, сокровища жизни моей? Почему ничего не промолвите мне, брату вашему, цветы прекрасные, сады мои недозрелые? Уже не подарите сладость душе моей! Почему, государи мои не посмотрите вы на меня, брата вашего, и не поговорите со мною?

Ужели забыли меня, брата вашего, от единого отца рожденного и от единой утробы матери нашей - великой княгини Агриппины Ростиславовны, и единою грудью многоплодного сада вскормленного? На кого оставили вы меня, брата своего? Солнце мое дорогое, рано заходящее, месяц мой красный! Скоро погибли вы, звезды восточные; зачем же закатились вы так рано? Лежите вы на земле пустой, никем не охраняемые; чести-славы ни от кого не получаете вы! Помрачилась слава ваша. Где власть ваша? Над многими землями государями были вы, а ныне лежите на земле пустой, лица ваши потемнели от тления.

О милая моя братия и дружина ласковая, уже не повеселюся с вами! Светочи мои ясные, зачем потускнели вы? Немного порадовался с вами! Если услышит бог молитву вашу, то помолитесь обо мне, брате вашем, чтобы умер я вместе с вами. Уже ведь за веселием плач и слезы пришли ко мне, а за утехой и радостью сетование и скорбь явились мне! Почему не прежде вас умер, чтобы не видеть смерти вашей, а своей погибели? Слышите ли вы горестные слова мои, жалостно звучащие? О земля, о земля! о дубравы! Поплачьте со мною! Как опишу и как назову день тот, в который погибло столько государей и многое узорочье рязанское - удальцы храбрые? Ни один из них не вернулся, но все равно умерли, единую чашу смертную испили. От горести души моей язык мой не слушается, уста закрываются, взор темнеет, сила изнемогает".

Было тогда много тоски, и скорби, и слез, и вздохов, и страха, и трепета от всех тех злых, которые напали на нас. И воздел руки к небу великий князь Ингварь Ингваревич, и воззвал со слезами, говоря: "Господи боже мой, на тебя уповаю, спаси меня и от всех гонящих избавь меня. Пречистая владычица, матерь Христа, бога нашего, не оставь меня в годину печали моей. Великие страстотерпцы и сродники наши Борис и Глеб, будьте мне, грешному, помощниками в битвах. О братия мои воинство, помогите мне во святых ваших молитвах на врагов наших - на агарян и внуков рода Измаила".

И стал разбирать князь Ингварь Ингваревич тела мертвых, и взял тела братьев своих - великого князя Юрия Ингваревича, и князя Давыда Ингвареви ча Муромского, и князя Глеба Ингваревича Коломенского, и других князей местных - своих сродников, и многих бояр, и воевод, и ближних, знаемых ему, и принес их во град Рязань, и похоронил их с честью, а тела других тут же на пустой земле собрал и надгробное отпевание совершил. И, похоронив так, пошел князь Ингварь Ингваревич ко граду Пронску, и собрал рассеченные части тела брата своего благоверного и христолюбивого князя Олега Ингваревича, и повелел нести их во град Рязань, а честную главу его сам князь великий Ингварь Ингваревич до града понес, и целовал ее любезно, и положил его с великим князем Юрием Ингваревичем в одном гробу.

А братьев своих, князя Давыда Ингваревича да князя Глеба Ингваревича, положил в одном гробу близ могилы тех. Потом пошел князь Ингварь Ингваревич на реку на Воронеж, где убит был князь Федор Юрьевич Рязанский, и взял тело честное его, и плакал над ним долгое время. И принес в область его к иконе великого чудотворца Николы Корсунского, и похоронил его вместе с благоверной княгиней Евпраксией и сыном их князем Иваном Федоровичем Постником во едином месте. И поставил над ними кресты каменные. И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте "заразила" (разбила).

***

История государства Российского















Последние материалы сайта