За что отвечают оба полушария мозга. Левое и правое полушарие мозга: Факт и вымысел. Правое полушарие мозга

20.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Американские нейрохирурги Джозеф Боген и Филип Фогель , а также нейропсихолог Роджер Сперри в середине ХХ века установили, что правое и левое полушария мозга выполняют разные познавательные функции. Однако результаты их исследования многими были неправильно поняты, из-за чего возникло убеждение, что у всех людей преобладает одно из полушарий мозга: правое отвечает за логику и рассудительность, а левое — за образное мышление и творческие способности.

На самом деле все люди практически в одинаковой степени используют как правое, так и левое полушарие головного мозга. Однако каждое из них обеспечивает разные принципы восприятия действительности, организации речи и распознавания цвета.

Восприятие действительности

Правое полушарие воспринимает информацию в целом, обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Оно работает сразу по многим каналам и способно восстанавливать целое по его частям, в частности, отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию.

Организация речи

Правое полушарие мозга формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает образное мышление, создает ассоциации. Оно опирается на метафорическое отображение предметного мира.

Распознавание цветов

Правое полушарие мозга человека обеспечивает восприятие и словесное кодирование основных, простых цветов, таких как синий, красный и др. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом.

Как работает правое полушарие мозга у левшей?

По подсчетам социологов, от 5 до 15% жителей Земли — левши. Ученые установили, что использование ими левой руки в качестве ведущей связано с особенностью функционирования их мозга. Считается, что правое полушарие мозга этих людей отвечает за те задачи, с которыми справляется левое у правшей, и наоборот. Отчасти это так, но есть и свои особенности. Например, при движении ведущей рукой мозг правшей активизируется локально в левом полушарии, тогда как у левшей — в обоих. В состоянии спокойного бодрствования полушария мозга у правшей работают более синхронно, чем у левшей. А вот при переходе от бодрствования ко сну картина меняется: у правшей нарушается синхронность в работе полушарий, а у левшей она изменяется незначительно.

Большие полушария головного мозга представляют собой самый массивный отдел головного мозга. Они покрывают мозжечок и ствол мозга. Большие полушария составляют примерно 78 % общей массы мозга. В процессе онтогенетического развития организма большие полушария головного мозга развиваются из конечного мозгового пузыря нервной трубки, поэтому данный отдел головного мозга называется также конечным мозгом.

Фактически, эксперименты показали, что введение гормонов стресса людям сразу после того, как они узнают что-то, усиливает их удержание, когда они проверяются через две недели. Гиппокамп находится глубоко в височной доле и имеет форму морского конька. Он состоит из двух рогов, изгибающихся от миндалины. Психологи и нейробиотики оспаривают точную роль гиппокампа, но в целом согласны с тем, что он играет важную роль в формировании новых воспоминаний о прошлом. Некоторые исследователи считают гиппокамп ответственным за общую декларативную память.

Полушария мозга представляют собой наиболее массивный отдел головного мозга. Они заполняют большую часть полости мозгового черепа. Снаружи полушария имеют серый цвет, что обусловлено скоплением нервных клеток. Этот слой носит название коры больших полушарий головного мозга. Под корой находится , представляющее собой нервные проводники - отростки нервных клеток. Продольная щель мозга отделяет от правого. Полушария связаны между собой спайками, главной из которых является мозолистое тело. Поверхность каждого полушария покрыта большим количеством борозд, между которыми располагаются извилины мозга. В каждом полушарии выделяют лобную, теменную, височную и затылочную доли. Поверхность коры головного мозга занимает 11 / 12 всей поверхности мозга, причем примерно 30 % приходится на лобные доли. В процессе эволюции кора головного мозга у человека получила наивысшее развитие, причем наиболее развиты лобные доли. Наибольшего развития у человека достигает и пирамидная система , осуществляющая произвольные движения.

Повреждение гиппокампа обычно приводит к серьезным трудностям в формировании новых воспоминаний, а также может влиять на доступ к воспоминаниям, сформированным до повреждения. Хотя ретроградный эффект обычно распространяется за несколько лет до повреждения головного мозга, в некоторых случаях старые воспоминания остаются нетронутыми; это приводит к мысли о том, что со временем гиппокамп становится менее важным в хранении памяти.

Гиппокамп: на этом изображении показан рогатый гиппокамп глубоко внутри височной доли . Как таламус, так и гипоталамус связаны с изменениями эмоциональной реактивности. Гипоталамус - небольшая часть мозга, расположенная чуть ниже таламуса по обе стороны от третьего желудочка. Повреждения гипоталамуса мешают нескольким бессознательным функциям и некоторым так называемым мотивированным поведением, таким как сексуальность, бодрость и голод.

Мозолистое тело - большая спайка мозга, соединяющая серое вещество больших полушарий головного мозга. Оно располагается в глубине продольной щели мозга. От в белое вещество полушарий мозга отходят белые волокна. Эти волокна лучеобразно расходятся во все доли мозга.

В основании белого вещества больших полушарий головного мозга лежат очень важные в функциональном отношении ядра серого вещества - хвостатое ядро, чечевицеобразное ядро, зрительный бугор и др. В определенных стадиях эволюционного развития эти образования были высшими двигательными (хвостатое и чечевицеобразное ядра) и чувствительными (зрительный бугор) центрами. Однако с развитием коры головного мозга они перешли в подчиненное к ней отношение. Хвостатое и чечевицеобра: ное ядра вместе с некоторыми другими образованиями нервной системы составили так называемую экстрапирамидную систему - систему обеспечения, или обслуживания, движений. Главной двигательной системой стала пирамидная система, которая тесно связана с корой головного мозга.

Боковые части гипоталамуса, похоже, связаны с удовольствием и яростью, в то время как медиальная часть связана с отвращением, неудовольствием и тенденцией к неконтролируемому и громкому смеху. Зубчатая извилина расположена в медиальной стороне мозга рядом с мозолистым корпусом. Еще многое предстоит узнать об этой извилине, но известно, что ее лобная часть связывает запахи и взгляды с приятными воспоминаниями о предыдущих эмоциях. Этот регион также участвует в нашей эмоциональной реакции на боль и в регулировании агрессивного поведения.

Зрительный бугор с развитием коры головного мозга стал подкорковым центром всех видов чувствительности. В нем сходятся все направляющиеся в кору проводники чувствительности. Зрительный бугор является основным коллектором чувствительности поэтому играет важную роль в формировании ощущений, эмоций побуждений.

Очень большое значение имеет подбугорная область мозга гипоталамус. Он является регулятором внутренних процессов организма, всех видов обмена веществ и теплообмена организма.

Базальные ганглии представляют собой группу ядер, лежащих глубоко в подкорковом белом веществе лобных долей , которые организуют двигательное поведение. Базальные ганглии, по-видимому, служат механизмом стробирования физических движений, препятствуя потенциальным движениям, пока они не будут полностью соответствовать обстоятельствам, в которых они должны выполняться. Основанное на правилах обучение навыкам; ингибирование нежелательных движений и разрешение желаемых; выбирая из возможных действий; моторное планирование; последовательность действий; интеллектуальный контроль; рабочая память; внимание. Объясните, как происходит нейропластика.

Между ядрами основания больших полушарий находится узкая полоса белого вещества - внутренняя капсула. Через нее проходят все проводники, идущие в кору головного мозга и из коры в нижележащие отделы мозга.

Снизу к большим полушариям примыкает ствол головного мозга, который имеет следующие отделы: ножки мозга с четверохолмием, мост мозга с мозжечком, продолговатый мозг. В стволе мозга находятся ядра серого вещества и нервные проводники, идущие в восходящем направлении - из спинного мозга и нижних отделов ствола мозга в кору головного мозга - и в нисходящем направлении - из коры головного мозга в нижележащие отделы головного мозга и в спинной мозг. Ядра серого вещества, заложенные в стволе мозга, имеют важное функциональное значение. Некоторые из них (красные ядра, черное вещество в ножках мозга, оливы в продолговатом мозге и др.) относятся к экстрапирамидной системе и имеют отношение к осуществлению движений, другие являются важными чувствительными образованиями. В стволе головного мозга имеются также ядра черепных нервов, осуществляющих двигательную, чувствительную и вегетативную иннервацию в области головы.

«Нейропластичность» относится к изменениям в нейронных путях и синапсах, которые являются результатом изменений в поведении, экологических и нервных процессах, а также изменений, вызванных телесным повреждением. Нейропластичность заменила ранее проведенную теорию о том, что мозг является физиологически статическим органом и исследует, как изменяется мозг на протяжении всей жизни. Нейропластичность возникает на различных уровнях, начиная от минутных изменений клеток, возникающих в результате обучения крупномасштабному перекосу кортикальной оболочки в ответ на травму. Синаптическая обрезка или апоптоз - это запрограммированная гибель клеток нейронов, которая происходит в раннем детстве и подростковом возрасте . Обрезка укрепляет важные связи и устраняет более слабые, создавая более эффективную нервную связь. Нейрон: клетка нервной системы, которая проводит нервные импульсы; состоящий из аксона и нескольких дендритов. Нейроны связаны синапсами. пластик: Возможность формования; гибкий, гибкий, плакированный. синапс: соединение между терминалом нейрона и другим нейроном или клеткой мышцы или железы, по которой проходят нервные импульсы. апоптоз: процесс запрограммированной гибели клеток. Мозг постоянно адаптируется на протяжении всей жизни, хотя иногда и в критические, генетически определенные периоды времени.

Важной составляющей ствола головного мозга является сетчатое образование (ретикулярная формация), которое служит своеобразным коллектором энергии, активирующей кору головного мозга. От ретикулярной формации идут как активирующие, так и тормозящие влияния восходящего и нисходящего направлений. В стволе головного мозга располагаются жизненно важные центры: дыхания, сосудисто-двигательный, рвотный, кашлевой и др. Они тесно связаны с ретикулярной формацией.

Нейропластичность - это способность мозга создавать новые нейронные пути, основанные на новом опыте. Это относится к изменениям в нейронных путях и синапсах, которые являются результатом изменений в поведении, экологических и нейронных процессах, а также изменений, вызванных телесным повреждением.

Роль нейропластичности широко признана в здоровом развитии, учебе, памяти и восстановлении от повреждения головного мозга. В течение большей части 20-го века консенсус среди нейробиологов заключался в том, что структура мозга является относительно неизменной после критического периода в раннем детстве. Это правда, что мозг особенно «пластик» в критический период детства, с новыми нервными связями, формирующимися постоянно.

Внизу ствол мозга без резкой границы переходит в спинной мозг. Серое вещество спинного мозга, имеющее в разрезе форму бабочки, состоит из передних и задних рогов . В передних рогах располагаются периферические двигательные нейроны. К ним приходит многочисленная информация о совершении движений из коры головного мозга, подкорковых образований, ствола головного мозга. В задних рогах находятся чувствительные нейроны, из отростков которых формируются идущие в головной мозг чувствительные пути. В белом веществе спинного мозга находятся нервные проводники восходящего и нисходящего направлений.

Однако последние данные показывают, что многие аспекты мозга остаются пластическими даже во взрослую жизнь. Пластичность может быть продемонстрирована в ходе практически любой формы обучения. Для того, чтобы помнить об опыте, схема мозга должна измениться. Обучение происходит, когда происходит либо изменение внутренней структуры нейронов, либо повышенное количество синапсов между нейронами.

Удивительным следствием нейропластичности является то, что активность мозга, связанная с данной функцией, может перемещаться в другое место; это может быть результатом обычного опыта, а также происходит в процессе выздоровления от черепно-мозговой травмы. Фактически, нейропластичность является основой целенаправленных экспериментальных терапевтических программ в реабилитации после черепно-мозговой травмы. Например, после того, как человек ослеплен одним глазом, часть мозга, связанная с обработкой ввода от этого глаза, не просто сидит без дела; он берет на себя новые функции, возможно, обрабатывая визуальный ввод от оставшегося глаза или делая что-то совсем другое.

Головной мозг в полости черепа и спинной мозг в позвоночном канале покрыты оболочками. Их три: наружная - твердая, внутренняя - мягкая, средняя - паутинная. Их функциональная роль заключается в защите мозга от механических повреждений и сотрясений. Между паутинной и мягкой оболочками находится щелевидная полость - подпаутинное пространство, заполненное жидкостью.

Это связано с тем, что, хотя определенные части мозга имеют типичную функцию, мозг может быть «переписан» - все из-за пластичности. «Синаптическая обрезка» относится к неврологическим регуляторным процессам, которые облегчают изменения в нервной структуре, уменьшая общее количество нейронов и синапсов, оставляя более эффективные синаптические конфигурации. Поскольку мозг младенца обладает такой большой способностью к росту, его в конечном итоге следует обрезать, чтобы удалить ненужные нейронные структуры из мозга.

Этот процесс обрезки называют апоптозом или запрограммированной гибелью клеток. По мере развития человеческого мозга потребность в более сложных нейронных ассоциациях становится гораздо более уместной, а более простые ассоциации, сформированные в детстве, заменяются более сложными взаимосвязанными структурами.

Жидкость циркулирует по системе мозговых желудочков и подпаутинному пространству. Мозговые желудочки - это полости внутри мозга, заполненные спинномозговой жидкостью . В головного мозга находятся боковые желудочки , соединенные с центрально расположенным III желудочком. Желудочек III соединен посредством узкого канала - водопровода мозга - с IV желудочком, который находится в области ствола мозга и посредством особых отверстий соединен с подпаутинным пространством. Цереброспинальная жидкость служит добавочной механической защитой мозга от толчков и сотрясений; кроме того, она имеет отношение к обменным процессам в мозге.

Обрезка удаляет аксоны из синаптических соединений, которые не являются функционально подходящими. Этот процесс укрепляет важные связи и устраняет более слабые, создавая более эффективную нервную связь. Как правило, число нейронов в коре головного мозга увеличивается до подросткового возраста. Апоптоз возникает в раннем детстве и подростковом возрасте, после чего наблюдается уменьшение числа синапсов. Приблизительно 50% нейронов, присутствующих при рождении, не выживают до совершеннолетия. Выбор обрезанных нейронов следует принципу «использовать его или потерять», что означает, что синапсы, которые часто используются, имеют прочные связи, в то время как редко используемые синапсы устраняются.

Кровоснабжение головного и спинного мозга имеет свои особенности по сравнению с другими органами. Особенности эти связаны с большой функциональной важностью мозга. Кровоснабжение головного мозга осуществляется за счет внутренних сонных и позвоночных артерий. Благодаря соединению между отдельными ветвями этих артерий на основании мозга и в области ствола мозга образуются два артериальных круга, что имеет важное значение для нормального кровообращения мозга в условиях физиологических нагрузок и при нарушениях мозгового кровообращения.

Рост нейронов: нейроны растут в подростковом возрасте, а затем обрезаются на основе наиболее популярных соединений. Синаптическая обрезка отличается от регрессивных событий, наблюдаемых в пожилом возрасте. Хотя обрезка развития зависит от опыта, ухудшающиеся связи, которые происходят со старостью, не являются. Синаптическая обрезка похожа на резьбу статуи: получение камня без камней в его лучшую форму . Как только статуя будет завершена, погода начнет разрушать статую, которая представляет собой потерянные соединения, которые происходят со старостью.

Кора головного мозга - наиболее молодое в эволюционном отношении образование центральной нервной системы. У человека она достигает наивысшего развития . Кора головного мозга имеет огромное значение в регуляции жизнедеятельности организма, в осуществлении сложных форм поведения и становлении нервно-психических функций.

Под корой находится белое вещество полушарий, оно состоит из отростков нервных клеток - проводников. Из-за образования мозговьгх извилин общая поверхность коры головного мозга значительно увеличивается. Общая площадь коры полушарий составляет 1200 см 2 , причем 2/3 ее поверхности находится в глубине борозд, а 1/3 - на видимой поверхности полушарий.

Сложный человеческий мозг контролирует, кто мы такие: как мы мыслим, чувствуем и действуем. Мозг также контролирует все основные функции организма. Мозг размещается в черепе, который защищает его от травмы. Усредняя фунт при рождении, мозг растет до примерно трех фунтов от взрослой жизни . Мозг, наряду со спинным мозгом , является важнейшим компонентом центральной нервной системы.

В мозгу существуют два типа клеток. Нейроны посылают и получают сигналы от вашего мозга и от всего тела. Глиальные клетки, иногда называемые нейроглиями или глиями, образуют миелин, жирный изолирующий слой вокруг нервных волокон. Ячейки поддерживают стабильность и обеспечивают питание и поддержку.

Специализация полушарий головного мозга

В 1881 г, биопсихолог Роджер Сперри (1914-1994) был удостоен Нобелевской премии за работу но изучению специфических возможностей полушарии головного мозга . Сперри и другие ученые показали, что правое и левое полушария демонстрируют различные возможности в тестах вербальных, перцептивных, музыкальных и других способностей.

Каждая часть мозга выполняет определенную функцию и связана с другими частями мозга. Между черепом и мозгом находятся три слоя ткани, называемые мозгами. Сильный, самый внешний слой называется твердой мозговой оболочкой. Средний слой, арахноидная матер, представляет собой тонкую мембрану из кровеносных сосудов и эластичной ткани. Пиама является самым внутренним слоем, с кровеносными сосудами, которые проникают глубоко в мозг.

Части и функции мозга

Церем, или , формирует большую часть мозга и делится на две половины. Левое полушарие в значительной степени отвечает за язык. важно для интерпретации визуальных сигналов и пространственной обработки. Церебра контролирует координацию, температуру, зрение, звук, рассуждение, обучение и эмоции.

Каким способом можно проверить работу лишь одной стороны мозга?

Один из способов - исследование людей, перенесших операцию «расщепления мозга». При этой редкой хирургической операции разрезают мозолистое тело, чтобы устранить тяжелую эпилепсию. В результате мы получаем человека, имеющего, в сущности, два головных мозга внутри одного тела. После хирургического вмешательства вопрос сводится лишь к тому, чтобы направить информацию либо в одно полушарие, либо в другое.

Пространство между двумя полушариями называется большой продольной трещиной. Тело мозолистого тела соединяет обе стороны и передает сигналы с одной стороны мозга на другую. У головного мозга есть миллиарды нейронов и глии, которые образуют кору головного мозга, ее внешний слой. Это широко известно как серое вещество. Соединительные волокна между нейронами под поверхностью мозга называются белым веществом.

В мозжечке или заднем мозге обрабатываются мелкие двигательные движения, равновесие и осанка. Это помогает нам выполнять быстрые и повторяющиеся движения. Ствол мозга находится перед мозжечком и соединен со спинным мозгом. Его задача - передать сигналы между корой головного мозга и остальной частью тела. Он помогает контролировать наши основные функции и состоит из трех частей.

«Расщепленный мозг»

Разделение полушарий удваивает сознание. Сперри сказал: «Другими словами, каждому полушарию, по-видимому, свойственны собственные независимые и частные ощущения, собственные восприятия, собственные понятия и собственные побудительные импульсы».

Каким образом функционирует после операции человек с расщепленным мозгом?

Наличие двух «головных мозгов» в одном теле может создать серьезную дилемму. Когда один пациент с расщепленным мозгом одевался, он иногда одной рукой стягивал брюки вниз, а другой - натягивал их. Однажды этот пациент схватил левой рукой свою жену и сильно ее потряс. Его правая рука галантным образом пришла на помощь женщине и перехватила воинственную левую руку. Хотя подобные конфликты могут иметь место, намного более типичны случаи, когда пациенты с расщепленным мозгом ведут себя совершенно нормально. Причина здесь в том, что обе половины мозга имеют почти одинаковый опыт на один и тот же момент времени. Кроме того, если возникает конфликт, одна половина обычно берет верх нал другой.

Эффекты расщепления мозга легче всего наблюдать во время специальных тестов. Например, мы можем высветить символ доллара, направив его в правую половину мозга пациента но имени Том. А изображение вопросительного знака направить в левую половину его мозга. Далее Тома просят нарисовать то, что он видит, пользуясь вслепую левой рукой. Левая рука рисует символ доллара. Если затем Тома попросят указать правой рукой на картинку того, что нарисовала его «невидимая» левая рука , он укажет на вопросительный знак. Короче говоря, у человека с расщепленным мозгом одно полушарие может не знать, что происходит во втором. Это крайний случай ситуации, когда «правая рука не встает, что творит левая

Отличие левого и правого полушария головного мозга

Функции головного мозга разделяются примечательным образом. К примеру, приблизительно 95% всех взрослых людей используют левое полушарие в языке (устной речи, письме и понимании). Вдобавок левое полушарие обладает превосходством в математике, определении времени и ритма, координировании порядка сложных движений, таких, которые требуются для осуществления речи.

Напротив, правое полушарие реагирует только на простейший язык и счет. Работа с правой стороной мозга подобна разговору с ребенком, который понимает лишь с десяток слов. Чтобы ответить на вопросы, правое полушарие должно использовать невербальные реакции, например указание рукой на объекты.

Хотя правая сторона мозга и слаба в языке, она обладает собственными талантами, прежде всего перцептивными навыками. Во время теста правое полушарие лучше распознает узоры, лица и мелодии, решает конструкторские задачи или рисует картинку. Оно также участвует в распознавании и выражении ЭМОЦИЙ.

За что ответственны полушария головного мозга

Левое полушарие

Ощущение времени

■ Письмо

■ Упорядочение

Счет сложных движений

Правое полушарие

■ Невербальные

Распознавание способности и выражение эмоций

Перцептивные навыки

Пространственные

Представления навыки

Распознавания узоров,

Пониманиелиц, мелодий элементарного языка

Один мозг, два стиля

В целом левое полушарие участвует главным образом в анализе. Оно также последовательно обрабатывает информацию. Правое полушарие, видимо, обрабатывает информацию одновременно и целостно.

Подводя еще один итог, мы можем сказать, что правому полушарию лучше удается собирать отдельные элементы окружающего мира в согласованную картину; оно видит целостные паттерны и общие взаимосвязи. Левый мозг фокусируется на мелких деталях.

Правый мозг смотрит на мир широким панорамным взглядом; левый видит отдельные детали крупным планом. Фокус внимания левого мозга является локальным, а правого - глобальным.

Люди решают конструктивные задачи и делают рисунки, как правило, лишь с помощью правого полушария? Выполняют ли они остальные действия только с помощью левого полушария?

Нет. Верно, что некоторые задания требуют преимущественного использования одного или другого полушария, но в любой момент времени активен весь мозг. Меняется лишь баланс активности между полушариями. В норме люди не думают лишь одним из полушарий. При выполнении большинства задач «реального мира» полушария разделяют работу между собой. Каждое делает то, что оно умеет делать лучше, и делится информацией с другой стороной. Вот почему популярные курсы, утверждающие, что они обучают в правостороннему мышлению», игнорируют тот факт, что каждый человек уже пользуется правым полушарием при мышлении. Умение хорошо делать нечто требует таланта и способности перерабатывать информацию обоими полушариями. Разумным можно назвать мозг, который одновременно схватывает как отдельные детали, так и общую картину.

Кун «Все тайны поведения человека»

Экология жизни: Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление.

Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция).

В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала, попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.

Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом, подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как девушка вращается в две противоположные стороны – один видит вращение по часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас активны разные полушария мозга.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..." также задает правое полушарие.

Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса.

Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.

Схематично это можно представить следующим образом:

Это, конечно, шуточный тест, но он имеет долю правды. Вот еще один вариантов вращающейся картинки.

После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с двойным вращением.

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

  • сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.
  • похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.
  • скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.
  • определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п.

Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой.

Развить полушарие поможет упражнение, на осознание правого и левого полушария мозга.

1. Подготовка к упражнению.

Сядьте прямо, закройте глаза. Дыхание должно быть спокойным и равномерным.

Зрительно представьте себе Ваш мозг, состоящий из двух полушарий и разделенный на две половины с помощью мозолистого тела. (См. рис выше) Сконцентрируйтесь на своем мозге.

Пробуем (в своем воображении) установить связь со своим мозгом, попеременно заглядывая левым глазом в левое полушарие мозга, а правым - в правое. Затем, обоими глазами смотрим внутрь, на середину мозга с мозолистым телом.

Это Вам будет интересно:

2. Выполнение упражнения.

Медленно вдыхаем, наполняемся воздухом и задерживаем дыхание ненадолго. Во время выдоха направляем поток нашего сознания, как прожектор, на левое полушарие и "смотрим" на эту часть мозга. Затем снова делаем вдох, задерживаем дыхание и на выдохе направляем прожектор на правое полушарие головного мозга.

Представляем себе: слева - четкое логическое мышление; справа - мечта, интуиция, вдохновение.

Слева: вдох, пауза, выдох связан с проекцией числа. Справа: вдох, пауза, выдох связан с проекцией буквы. Т.е. слева: число «1» число «2» число «3» и т.д. Справа: буква «А» буква «Б» буква «В» и т.д.

Эту комбинацию чисел и букв продолжаем до тех пор, пока она вызывает приятные ощущения. Буквы и числа можно поменять местами, или заменить их чем-то другим - например, лето - зима, белый - черный. опубликовано

Головной мозг – самый главный отдел человеческой нервной системы, надежно защищенный черепной коробкой. Этот орган вмещает в себя огромное множество связанных между собой синоптическими связями нейронов. При взаимодействии этих нейронов, в головном мозгу человека возникают сложные по природе происхождения импульсы, которые, благодаря нервной системе, передаются по всему человеческому телу и позволяют контролировать весь организм.

Несмотря на достаточно продолжительный период изучения всем миром процессов, протекающих в мозгу человека, об этом удивительно важном органе известно немногое, особой загадкой до сих пор остается, как протекают процессы контроля всего тела посредством одной маленькой массы внутри черепной коробочки. Однако несколько фактов все же удалось обнаружить за годы исследования. Так, точно известно, что человек способен контролировать лишь самую малую часть своего мозга . Еще один момент, известный всем, это то, что человеческий мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Функции и особенности левого полушария и будут рассматриваться в дальнейшем, а также будут описываться способы его развития.

Основная информация

Как уже было упомянуто ранее, в головном мозгу принято выделять левое и правое полушария. Они разделены между собой корой головного мозга, однако не утрачивают связь, ведь нормальное функционирование этого органа возможно лишь при оптимальном взаимодействии обоих полушарий. Именно для этого в мозгу человека имеется мозолистое тело. У каждого из полушарий свои функции. Условно, именно левому полушарию принадлежит ответственность за последовательное выполнение определенных задач .

Правому же, не менее важному, необходимо также выполнять ряд второстепенных задач параллельно. Очень часто в быту говорят о том, что у творческих людей более развито правок полушарие, а людям с развитым левым полушарием даются успехи в точных науках, например в математике или физике. И это вполне логично, ведь правое полушарие отвечает за обработку информации, поступавшей в человеческое сознание в виде образов и символов. А вот особенности и функции левого полушария стоит рассмотреть подробнее.

Функция мышления

В отличие от правового полушария, левое отвечает за обработку поступающих извне фактов , для чего используется логическое мышления. В данном случае учитывается конкретная информация, при этом такие факторы, как чувства и эмоции, абсолютно не играют роли. Стоит отметить, что именно левому полушарию, как было указано раньше, свойственно обрабатывать несколько задач друг за другом, что и способствует анализу фактов.

Вербальная функция

Именно левое полушарие несет ответственность за вербальные способности человеку. В зависимости от степени развитости этих способностей, у человека по-разному формируются навыки письма и способности прочтения текста. Помимо этого, именно благодаря работе левого полушария мозга, человек может контактировать с окружающим миром посредством речи и, конечно, развивать навыки общения.

Функция контроля человеческого тела

В аспекте контроля головным мозгом тела владельца человеческое тело напоминает зеркало. Так, левое полушарие контролирует правую половину человеческого тела, а правое полушарие контролирует левую половину. То есть, говоря иначе, поднимая правую руку или же делая шаг правой ногой вперед, человек осуществляет эти действия именно за счет работы левого полушария головного мозга.

Функция «счета»

Так называемая функция «счета» относится только к левому полушарию. Ее основное значение отражается при проведении человеком математических и прочих точных расчетов. Говоря иначе, именно левое полушарие подает сигналы всему телу при решении математических или физических задач, расчете бюджета, мысленного сложения суммы на покупку той или иной вещи и т.д. Потому справедливо говорить, что если ребенок одарен в аспекте, к примеру, алгебры, то у него развито именно левое полушарие.

Развитие левого полушария мозга

Очень часто у многих возникает вопрос: «А можно ли развивать левое полушарие мозга? И если да, то как?». Ответ будет положительным. И вот несколько вариантов:

  • В статье раннее было упомянуто, что правое тело контролируется левым полушарием. Добавив сюда факт о положительном влиянии физических нагрузок на развитие мозга, можно сделать вывод: для развития левого полушария мозга, необходимо придавать физические нагрузки правой половине тела.
  • Поскольку левое полушарие ответственно за счет и логику, то следует уделить внимание именно решению математических задач. Конечно, необязательно брать сразу задачи по высшей математике. Лучше начать с простых уравнений, постепенно повышая уровень сложности. Это обязательно поможет развитию левого полушария.
  • Странно, но лучший и самый простой способ развития левого полушария головного мозга состоит в разгадывании кроссвордов . Пытаясь угадать слово, которое необходимо вписать в клетки, особенно работает аналитическое мышление, свойственное левому полушарию.
  • И напоследок необходимо вспомнить о разработанных командами психологов специальных тестов, которые способствуют развитию левой части мозга человека. К счастью, огромное их множество сейчас легко можно найти на просторах всемирной паутины.

Совместная работа

Следует отметить, что полушария не могут работать порознь. Потому при развитии одного полушария, необходимо уделять время развитию и второго. Здесь играет роль социальный фактор, ведь люди, у которых одинаково хорошо развиты и левое, и правое полушарие, то есть и творческие, и логические способности, более востребованы в обществе.

Более того, есть особые люди, так называемые амбидекстры, чьи полушария развиты в равной степени. Порой такие люди даже умеют одинаково хорошо писать обеими руками. Таких вершин мастерства может достигнуть каждый желающий, но для этого стоит приложить немало усилий.

Интересное видео про работу полушарий:

Мозг безраздельно властвует над человеческим телом. Именно из него исходят все команды, и, благодаря им, каждый из нас дышит, говорит, двигается, эмоционально воспринимает окружающий мир. Но, как и в любой сложнейшей системе, в сером веществе существует множество самых разнообразных центров. Каждый из них имеет свои чётко ограниченные функции. Один центр отвечает за речь, другой за зрение, третий контролирует работу слуха и т. д.

Все эти источники внешних проявлений не разбросаны, как попало, а объединены в две системы. Называются они: правое и левое полушария мозга . Полушария выполняют как общие, так и специфические задачи, а, следовательно, в чём-то схожи, а в чём-то кардинально отличаются друг от друга. Можно сказать, что в одном человеке живёт два «Я».

Правое полушарие контролирует левую половину тела. Левое полушарие, как нетрудно догадаться, осуществляет контроль над правой его половиной. Казалось бы, в этом нет ничего необычного. Рациональная природа посчитала, что именно такое распределение будет самым оптимальным. Однако различия гораздо более значимые, чем может показаться на первый взгляд.

Полушария работают абсолютно по-разному, то есть воспринимают окружающий мир не одинаково. Правая доля серого вещества делает нас творческими личностями. Это наша неуёмная фантазия, любовь к живописи, архитектуре, классической музыке. Горечь, обида, восторг, вдохновение, интуиция - всё это также заложено в правой части нашей головы.

А вот, благодаря левой доле, мы становимся прагматиками и рационалистами. Решение математических задач, написание курсовых работ, изучение иностранных языков, расследование уголовных преступлений, то есть логические умозаключения - это всё воспроизводится в левой части головы. Сюда же можно отнести финансовую, судебную, производственную деятельность - всё то, что лишено эмоций. Если учёные когда-нибудь создадут искусственный интеллект, то он в точности скопирует именно левую долю серого вещества.

На первый взгляд кажется, что всё прекрасно. Правое и левое полушария мозга делают нас гармоничными личностями. Человек способен производить сложнейшие математические расчёты, и в то же время обладает великолепным чувством юмора. Он ведёт судебное заседание, а в перерывах пишет лирические стихи. Днём выдаёт кредиты в банке, а вечером наслаждается классической музыкой в театре.

Но жизненный опыт подсказывает, что не всё так безоблачно в подлунном мире. Помните фразу: лирики и физики. Это как раз про те самые доли серого вещества. Кто-то рождён ползать, а кто-то летать. Бывают приземлённые личности, а другие парят в небесах и очень редко опускаются на грешную землю.

Дело же в том, что у одних людей доминирует левая часть головы, а у других правая. Помните психологический тест с вращающейся тётенькой. Если вы видите, что она кружится по часовой стрелке, то, стало быть, в вашей голове главенствующее положение занимает левое полушарие. Если же дама кружится в другую сторону, то господствует правая доля серого вещества.

Причём, если долго смотреть на картинку, то прекрасное создание начинает вращаться то туда, то обратно. Это лишний раз подчёркивает женское непостоянство. Что же касается определения доминанты в мозге таким способом, то тут вопрос довольно спорный.

Но, как быт там ни было, факт остаётся фактом. Одни люди склонны к логике, другие к творчеству. Однако и среди физиков попадаются лирики. Тот же Альберт Эйнштейн говорил, что без богатого воображения невозможно сделать серьёзного открытия. То есть образное мышление, полёт души должны быть неразрывно связаны с сухими цифрами и научными экспериментами.

В наши дни всем хорошо известен такой термин как дети индиго . Это совсем молодые люди с очень высоким уровнем интеллекта. Им пророчат блестящее будущее и возлагают на них надежды по спасению человеческой цивилизации. Так вот, у детей индиго правое и левое полушария мозга работают абсолютно одинаково. То есть получается два в одном.

У них одинаково развиты логика, рационализм, интуиция и вдохновение. Согласитесь, довольно сильная смесь. Отсюда и удивительные способности, поражающие учёных.

А что же делать остальным людям? Довольствоваться тем, что есть, или попробовать развить в себе ту половину головы, которая несколько отстаёт от другой. Это вполне возможно осуществить на практике, но только при регулярных занятиях и тренировках. Они, кстати, совсем не сложные. Их только нужно постоянно выполнять.

Как мы уже говорили, левая доля серого вещества отвечает за правую часть тела, а правая, наоборот, за левую. Поэтому для начала следует поменять приоритет рук. Если вы чистите по утрам зубы правой рукой, то прямо с завтрашнего утра начинайте чистить их левой. Разговаривая по телефону, вы держите его в левой руке - держите в правой. Когда пьёте воду, берите стакан или кружку не той рукой, какой привыкли, а другой.

И ещё одно упражнение. Встаньте прямо, расправьте плечи. Поднимите ногу, согните её в колене и коснитесь его локтём противоположной руки. Проделайте это раз 10, а затем поменяйте ногу и локоть. Данное упражнение также способствует развитию более «слабого» полушария.

Но не надейтесь на чудо. Вы не станете ни великим музыкантом, ни математиком. Просто несколько сгладите различия основных функций противоположных частей тела. Это обязательно пригодится в жизни. Ведь она так богата и разнообразна. Делают же её такой именно полушария нашего мозга. Ведь, по сути, они представляют собой единство и борьбу противоположностей. А это фундаментальная основа всего живого на нашей планете.

Последние материалы сайта