Тонус или врожденная мышечная кривошея (ВМК)? Ребенок держит голову набок Ребенок наклоняет голову вперед

06.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Сколько переживаний доставляет родителям кроха, в случае, если у него замечают какую-либо особенность развития. Например, вы заметили, что ребенок держит голову набок , и сразу начинаете паниковать, но все не так уж и страшно, для начала надо разобраться в возможных причинах.

Итак, когда малыш только появляется на свет, а точнее рождается его головка, то ее сразу немного поворачивают набок, лицом к внутренней стороне ноги мамы, чтобы телу было легче родиться. Именно, поэтому у многих малышей присутствует небольшая деформация головы и склонность держать ее немного набок.

Ребенок держит голову набок

В случае, если с рождения этого замечено не было сразу, а стало проявляться только через несколько недель, то причин, того что ребенок держит голову набок, может быть несколько. Так часто проявляется , который заставляет шею находиться в таком положении . Чтобы устранить данную причину, достаточно будет пройти один или несколько курсов массажа и все будет в полном порядке.

Если , то причина либо в родовой травме, либо в недоразвитых мышцах шейного и грудного отделов . Лечить этот диагноз необходимо несколькими способами, по средством специальной физкультуры, массажа и «правильном» укладывании головы. Под последним пунктом подразумевают подкладывание специальной подушечки в виде полукруга или плотного валика свернутого из приятной к коже ткани. В комплексе применяя все эти меры, начиная с двух или трех недельного возраста, быстро вернут все на свои места.

Еще одной из распространенных причин может быть боль в ухе , здесь может просто попасть вода при купании или подуть сквозняк. Соответственно, испытывая определенный дискомфорт, малыш старается нагнуть (наклонить) голову, чтобы облегчить болевые ощущения.

В любом случае, как только вы увидели, что ребенок периодически держит голову набок, незамедлительно обратитесь к хорошему и компетентному врачу , чтобы своевременно установить диагноз и начать, как можно быстрее, лечение. Главное это не паниковать, а действовать и тогда все будет в полном порядке!

Склонность к эпилепсии и начало ее развития выражаются в особенностях поведения ребенка, на которые следует обратить внимание родителям: чем раньше поставлен диагноз, тем успешнее потом протекает лечение.

Кандидат медицинских наук М. ВАЙНТРУБ

В большинстве случаев эпилепсия - болезнь "родом из детства". Начало заболевания приходится на 6-10 лет (18-20%), на 11-15 лет (30% случаев). Обычно дети сами не могут понять, что у них что-то не в порядке, поэтому им на помощь должны прийти взрослые.

Большинство людей считают, что эпилепсия выражается исключительно в виде судорожных припадков. Однако существуют и бессудорожные формы, с которых, как правило, начинается заболевание. Их обычно не замечают или не относят к признакам болезни, хотя именно они очень важны для ранней диагностики.

Так, например, предрасположенные к эпилепсии дети нередко во сне встают и ходят по комнате, могут передвигать легкую мебель, перекладывать вещи. На оклики, вопросы они не отвечают. Затем ложатся спать и, как правило, наутро ничего не помнят. В других случаях ребенок садится в постели и вновь засыпает, иногда выговаривая во сне невнятные слова и звуки. У некоторых детей такая активность во сне является единственным проявлением эпилепсии, поэтому родителям следует понаблюдать за ребенком, если у него есть такая особенность.

Другой настораживающий симптом - ночные кошмары. При этом один и тот же "сюжет" сновидения многократно повторяется на протяжении недели. Кошмары о нападении, избиении, убийствах сопровождаются чувством страха, потливостью, сердцебиением. При пробуждении в памяти сохраняются яркие эпизоды сновидений. Дети, как правило, рассказывают о них и просят помощи.

Нередко во сне ребенок кричит, плачет или смеется несколько раз за ночь. Утром дети не помнят своих снов. В этом случае крик, плач, смех представляют собой автоматические речевые и моторные явления, сопровождающие бессудорожный приступ эпилепсии.

Подобные явления свидетельствуют о постепенном развитии болезни.

Начальный этап эпилепсии иногда сопровождается кратковременными потерями сознания у ребенка - так называемыми абсансами ("абсанс" в переводе с французского - отсутствие). В этот момент происходит "отключение сознания", когда со стороны может показаться, что больные замирают, задумываются, застывают на месте. В других случаях больной в этом состоянии потирает руки, сжимает пальцы в кулаки, постукивает по столу, бледнеет или краснеет, у него учащается или замедляется пульс, подергиваются мышцы. Двух-трехмесячные дети могут "кивать" - стремительно наклонять голову вперед. В шесть месяцев эти "кивки" могут сменяться наклонением головы и туловища вперед.

Эти приступы возникают в возрасте до 6 лет. Позже, в возрасте 5-10 лет, во время приступа больной закатывает глаза, запрокидывает голову назад или поднимает руки. Могут быть и импульсивные приступы (в возрасте 7-20 лет), когда мгновенно вздрагивают различные группы мышц, особенно рук и плеч. Вздрагивания мышц можно наблюдать и при засыпании, пробуждении, во сне. Эти явления встречаются у 3% больных в начальной стадии эпилепсии.

Одно из самых частых начальных проявлений развития эпилепсии - повторяющиеся головные боли. На протяжении многих недель и даже месяцев они могут быть единственным симптомом заболевания. Боли возникают часто и внезапно, приступообразно, без всяких причин, иногда сочетаются с тошнотой и рвотой, чаще всего утром и днем, реже - к вечеру и ночью. Головные боли, как правило, не связаны с травмами головы.

Эпилепсия иногда начинается с обморока. Отличие эпилептического обморока от приступа дурноты в том, что этот обморок возникает медленно и сопровождается расслаблением мышц, а при эпилепсии мышцы напряжены. У некоторых больных единственным признаком эпилепсии является кратковременное расстройство речи. Больные при этом хорошо ориентируются, все понимают, продолжают начатую работу или беседу, но не могут говорить. Иногда они плохо понимают обращенную к ним речь, ее звуки кажутся им приглушенными. Обычно такие приступы возникают по 2-3 раза в день.

Поведение ребенка тоже может быть тревожным симптомом. Если ребенок дошкольного и раннего школьного возраста чересчур подвижен, легко возбудим, неусидчив, рассеян, то родители должны относиться к нему более внимательно. Обычно о "трудном" поведении ребенка сообщают воспитатели детского сада или учителя начальных классов школы. Однако чаще всего воспитатели или сами родители расценивают такое поведение как изъяны воспитания или особенности возрастного периода.

Но когда двигательная расторможенность, "взвинченность" ребенка не проходит, а нарастает, к ней присоединяются агрессивность, снижение темпа восприятия новой информации, ухудшение внимания, памяти, низкая успеваемость, то все это говорит о прогрессировании болезни.

Заметив описанные явления, нужно показать ребенка врачу-невропатологу. Лучше сомневаться и все-таки пойти на прием к специалисту, нежели надеяться на "авось". К сожалению, большинство родителей не спешат к врачам по разным причинам: кто-то считает, что все это связано с особенностями детского организма, переутомлением, перегреванием на солнце, недосыпанием, кто-то надеется, что "с возрастом все пройдет". Однако бессудорожные формы болезни проторяют дорогу судорожным припадкам. Но даже и после первого судорожного припадка к врачу обращаются только в 40-45% случаев.

Часть больных начинает лечиться у экстрасенсов, народных целителей. После неутешительных результатов обращаются, наконец, к врачам. Специалист может диагностировать эпилепсию только после электроэнцефалографического исследования головного мозга (ЭЭГ). Иногда бывает, что первые результаты ЭЭГ не выявляют склонности к судорогам, особенно если приступы ночные, а исследование производилось утром или днем. Поэтому необходимо исследование ЭЭГ в динамике.

Если вовремя (и как можно раньше) начать лечение, то оно приводит к эффективным результатам у 50-60% больных. Быстро исчезают припадки, не возникают психические расстройства, не ухудшаются память, внимание и другие интеллектуальные функции мозга. Дети продолжают учиться, а взрослые - учиться и работать. Словом, опасные моменты заболевания остаются позади.

24.05.2008, 13:31

Здравствуйте.Пожалуйста,помогите разобраться.Беременность протекала нормально,роды почти в 42 недели.Гипоксии во время беременности не было.Живот опустился в 32 недели.Стимулировали из-за неэффективности схваток:не сокращались интервалы между схватками.Ребенок родился розовый,закричал сразу.8\9 по Агпар.3880,53см,голова 36см,грудь 35.В 2,5 недели начались колики и понос,которые до сих пор не прошли.В 2 месяца невропатолог поставила диагноз:поражение цнс,синдром двигательных нарушений,вегетативные нарушения.Дочка голову на животе не держала,не поднималась из положения на спине.Ассиметрия тонуса,заваливалась на бок.Вздрагивала от шума,днем практически не спала.При обращении к ней,агукала,улыбалась(если не плакала,обычно сразу после пробуждения).Больше сосала правый кулак.Назначили уколы,таблетки,массаж,лфк.Ортопед поставил кривошею.Я делала упражнения,которые он показал:лягушка,разведение рук.Сделали массаж,после которого дочка стала высоко поднимать голову на животе,опираясь на ладони,сжатые в кулак.В 3 месяца появился тремор рук,стала сильно сжимать руки,прижимая их к туловищу,лягушку вообще стало невозможно делать,хотя в 2 месяца я это делала спокойно и руки могла ей разводить.Агукать перестала.Вместо этого говорит бр-р и плюется вокруг.Слюни рекой.Иногда может сказать гу,но сонная у груди.При обращении может улыбнуться.Трогает руку рукой,ногу ногой.Сосет большой палец.Если протягиваешь игрушку,берет лучше левой.Может донести до рта,а может и обронить.Выгибается мостом,особенно,когда ей не нравится:когда купаю в ванной,хочу покормить.Лежа на животе стала поднимать попу.Когда тянешь за руки,встает на ноги.Невролог сказал,что это неврология.Стала левую ногу заводить за правую.Если поставить стоя,то вставала на цыпочки.Голову в положении на животе стала удерживать хуже.Держит,а потом плашмя падает носом.Сделали еще курс массажа,электрофорез с эуфулинном.Стала опираться на ноги,но удержание головы не улучшилось.Появилась ассиметрия лица.В 4 месяца стала смеяться в голос.Первый раз,когда уши ей целовала где-то в 3.5.Потом смеялась один раз бабушке,мужу и моему высунутому языку 3 раза подряд,когда я ее от рева отвлекала. Сейчас иногда смеется,когда уши целую и живот покусываю.Но очень редко.Улыбается своему отражению.Пальцами трет десны.Трогает язык.Дерет мне волосы и берет игрушки двумя руками,говорит английское th вместо бр-р с 3.5мес.Трогает свои колени.Прорезыватель в виде пластинок на кольце берет,держит,перебирает иногда.На животе может его взять,но думаю неосознанно.Меховой заяц сначала не вызвал интереса,потом стала его трогать,брать,сосать(не всегда). С интересом трогает свои ступни,когда я ей их подтягиваю.Из-за того,что не держит голову,решилась на уколы:кортексин.(Посмотрела на то,как ведет себя ее ровесница и стали очевидны ее проблемы:та все время улыбается,делает велосипед,делает шаги без напряжения,поднимается со спины,держит голову часами на животе)Сейчас 3-й укол.Пока результатов не вижу.Пытаюсь сама ее массировать,делать упражнения,а она сжатая вся.И тужится постоянно(неврология это или кишечник???),когда не спит,плачет почти постоянно.Иногда после крика писает.Иногда когда тужится,выходят капли мочи.Результат анализа мочи:лейкоциты 5.Я ее не подмывала.Врач сказал,что это норма.Дисбактериоз так и не вылечили:от фагов аллергия,нормофлорины,линекс-никакого толку.Прибавляем хорошо:1-й месяц+900,+2 см,2-й месяц +1200,+4 см,3-й месяц +500,+1см,4-й месяц +900,+4 см(сейчас 7400,64 см).Какали по 2-3 раза.Последний месяц по 5-8раз.Я думала она похудеет,ведь и ест плохо.А прибавила в последний месяц хорошо.Бросила заниматься кишечником,раз растет и прибавляет.Сама пью нормофлорины.А вот неврология сильно беспокоит.Чем это чревато?На животе лежит,качается(ассиметрия тонуса,видимо).Когда держу вертикально,клонится в сторону,опирается щекой на свою руку,которая лежит на моем плече.Не гулит.Иногда,когда хорошее настроение может произносить:ха,хо с предыханием,а,у.Когда капризничает,что-то похожее на гу,га.После уколов(а может и нет) стала шагать при опоре на ступни.Из положения на спине поднимается вся сжатая и сжимается углом,кричит после этого.Тужится и поворачивается то на один,то на другой бок.В такие моменты одна рука во рту(плюс какая-то вещь,которую она взяла),другая цепляется в волосы(она так много их себе выдергала!)Часто это заканчивается переворотом.После еды приходится ее удерживать от переворотов,а то ее рвет.Когда прошу перевернуться,уговариваю игрушкой,не переворачивается,стоит уйти,может сразу перевернуться.Обычно в левую сторону(вроде там ее поврежденная мышца,хотя один ортопед сказал,что у нее нет кривошеи:она в обе стороны смотрит,только с наклоном лица и в зависимости на какой стороне повернута голова на диване ночью,так и клонится потом в коляске.На лице глаз слева ниже).На право тоже может перевернуться,но очень редко.Если за руку направить,переворачивается.С 3,5 месяцев переворачивается.Руки практически всегда вверху держит,правая больше прижата к телу.Невролог прописал еще сермион,но я хочу интервал сделать после уколов и еще курс массажа.Скажите, так ли опасно,что дочка не держит голову(роняет ее)?Сегодня понаблюдала за ней:сейчас вроде плашмя не роняет голову,опускает вниз и снова поднимает.Руки впереди старается держать,хоть и разъезжаются они.Пальцы почти разжаты.Нам уже 4 месяца и 4 дня.Читала,что это может грозить дцп:-(.Может какие-нибудь хвойные ванны поделать?Пробовала в маленькой ванной в валерианке купать,она так раскричалась.Только в большой ванне иногда без рева купается.В маленькой ванне начинает колотить ногами и руками и ударяется,в большой так не выходит.Гулять раньше сонную выносила.Она спала по 2 часа.Теперь не спит,кричит.Иногда на руках успокаивается,иногда час может в парке кричать:-(.Скажите,пожалуйста,что делать с тонусом и как заставить ее держать голову.

24.05.2008, 14:19

Из Вашего текста я не смог понять, что с ребенком, нет ни одной выписки. Эмоциональные описания не проясняют картину. Однозначно не нужны "неврологические лекарства" (кортексин, сермион и т.п. - см. поиск по форуму), т.к. они ничего не лечат.

24.05.2008, 14:27

Непонятно также зачем стимулировать ходьбу у ребенка 4 месяцев. :eek:
Переход от гуления к "трещетке" губами так же соответствует возрасту. Вообще написано очень много и не совсем понятно.
Алгоритм будет такой: сначала отвечаете Василию Юрьевичу, поскольку вас волнует неврология.
После этого, если решите заниматься с девочкой, будем подбирать комплекс упражнений.

24.05.2008, 15:19

Карта в поликлинике.Возьму ее в понедельник.Состояние на 2 месяца:1-й невролог:состояние удовлетворительное,реакция на осмотр спокойная.Черепные нервы в пределах нормы.Наклон головы в право.Тонус мышц рук умеренно снижен в проксимальных отделах.Сухожильные рефлексы с рук живые d-s.Тонус мышц ног-дистония.Каменный рефлекс оживлен d=s.Опоры практически нет.Проба на (непонятно,трак...)+-Дз:гипоксически-ишемическое поражение цнс,восстановительный период,синдром двигательных нарушений.Установочная кривошея справа.
2-й невролог(очень неразборчиво):в неврологическом статусе установочная кривошея справа,тонусные нарушения с экстрапирамидным(?)компонентом больше в руках,с\х рефлексы с широкою зоной во...вания,больше справа.Психоэмоциональное,доречевое развитие соответствует возрасту.Последствия г-ишемического поражения н.с.(сочетанного),синдром двигательных нарушений(генисиндром? справа),вегето-висцеральные дисфункции,установочная кривошея
Ортопед.Ста....вация головы 3 балла.Наклон головы влево,поворот вправо.Тонус мышц дистатичен?.Отведение бедер 90.Длина ног одинаково.Дз:последствия...травмы...установочная кривошея.
еще в 3 месяца невролог смотрел.Напишу в понедельник.Повторный осмотр в 5 месяцев у ортопеда и невролога

24.05.2008, 15:22

Полина,Василию Юрьевичу я смогу ответить только в понедельник(как я уже писала).А работать с дочкой готова сейчас:-)

24.05.2008, 18:09

Тогда начинаем с обследования. Начнем с двигательных возможностей. Старайтесь отвечать точно и информативно:

Поза на спине:


На животе
Опишите позу


Перевороты
На бок
на живот
на спину


тянется и берет игрушку
удерживает ли ее в руке

тянет игрушку в рот

25.05.2008, 10:25

Поза на спине:
1. Поднимает ли ноги, если да, то поднимается ли при этом крестец
2. тянет ли руки за игрушкой, выпрямляет ли руку полностью, или только предплечье
3. При подсаживании голова отстает от корпуса, на одном уровне, опережает

1.Да.Нет.
2.Да.Да,только плечи зажаты.

25.05.2008, 12:29

Поза на спине:
1. Поднимает ли ноги, если да, то поднимается ли при этом крестец
2. тянет ли руки за игрушкой, выпрямляет ли руку полностью, или только предплечье
3. При подсаживании голова отстает от корпуса, на одном уровне, опережает

1.Да,нет.
2.Да,зажаты плечи,больше справа.
3.Опережает(голову немного вперед запрокидывает)

На животе
Опишите позу
Лежит ли с опорой на локти. Как долго.
Может ли в этой позе взять игрушки
Может ли выпрямить руки в локтях

Сначала лежит с опорой на ладони(пальцы почти разжаты),потом сразу опускается на локти.Когда устанет,наклоняет голову и кулак в рот,потом снова поднимается.А как время считать?Может час лежать,но часто голову опускает на кулаки и их в рот.Так только несколько дней.Раньше стояла опираясь на ладони,через несколько минут уставала и плашмя носом падала:-(
Игрушки не берет.

Перевороты
На бок
на живот
на спину

Переворачивается на бок и сразу на живот, не задерживаясь.На боку ей дискомфортно лежать

Мелкая моторика: что из этого делает девочка?
тянется и берет игрушку
удерживает ли ее в руке
перекладывает ли из руки в руку.
тянет игрушку в рот

Делает все.Иногда долго игрушку держит,иногда сразу бросает.перекладывает из руки в руку редко.

Тут фото: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

25.05.2008, 15:44

Переходим к общению и предречевому развитию.


З.Ы. Девулька чрезвычайно симпатичная, позы соответствуют возрасту, движения тоже. Жить бы да радоваться:rolleyes:

25.05.2008, 17:14

Нормальное развитие для 4-х месячного ребенка. Не пойму, что вас смутило, то, что она не переступает ногами? Так для автоматической походки уже поздно, а для осознанных движений - рано. Откуда у вас идея ставить ребенка на ноги, стимулировать ходьбу? Вы не первая, кто это делает и потому мне стало интересно.

Смущает,что держит голову постоянно непродолжительное время;когда ношу вертикально, заваливается в бок.Руки и ноги не могу развести.Беру за ручки,вся сжимается.И порядок развития у нее странный:сначала на животе лежать стала,опираясь на ладони,потом поворачиваться с живота на спину,потом лежать опираясь на локти.А голову так нормально долго до сих пор не держит.Я специально смотрела,как детки меньше ее по возрасту это делают.А ходить учить медсестра из поликлиники говорила,типа рано будет ходить,укрепляются мышцы.

Как ведет себя девочка, когда вы подходите к ней, наклоняетесь, улыбаетесь, разговариваете?
Какие звуки издает девочка? Самое разговорчивое время бывает обычно утром.:bo:

Обычно не отвечает.Очень редко.Сама обычно говорит.Может на смешные рожицы мимику менять и что-нибудь сказать.Когда улыбается,говорит:"Ги-и-и".С игрушками иногда говорит.Может громко хохотать,когда уши ей целую,кусаю пузик,показываю язык(только когда хорошее настроение).Сейчас впервые захохотала,когда муж на руки взял.Утром улыбается всегда и разговаривает.Когда засыпает,говорит:"Гу,агу,а,э,пу".Когда плачет,говорит:"Гуа,га".Говорит:хо,хей,ха,уя,гих,иа.Бр-р мало говорит.Раньше по часу могла бркать и лицо обливать слюной

А можно ей телевизор смотреть?Она засмотрится и подольше голову держит:-)

25.05.2008, 21:14

Отвечаю по порядку. Продолжительность удержания головы не имеет особого диагностического значения, если только это не несколько секунд. Если ребенок поднимает и удерживает голову, поднимает грудь выпрямляя руки и периодически ложится, чтобы отдохнуть - это нормально.


2. Носите также самолетиком на весу лицом вниз, поднесите девочку к интересному предмету и когда она заинтересуется им, начните медленно опускать девочку. Чтобы не потерять предмет из вида, она будет поднимать и удерживать голову. Телевизор нельзя, если хотите, чтобы она улыбалась вам, а не ящику. Ну сами подумайте, вас волнует, что она вам не сразу отвечает, недостаточно контактна и, вместо того, чтобы малышка видела улыбающееся лицо вы собираетесь выложить ее перед телевизором.
Про игру на животе написала, теперь позы на спине



И еще добавим одно упражнение:



Пока все. Как видите специальных упражнений практически нет, в основном игра и контактные позы. Делая массаж, больше поглаживайте, пойте песенки, не старайтесь делать движения за девочку. Если хотите, чтобы девочка подняла руку, повернулась и тд лучше привлеките игрушкой или собой,:) чем сделайте это за нее. Активен должен быть ребенок, а вы пассивны. Помощь, которую вы оказываете должна быть минимальна. Тогда девочка не будет сжиматься. Удачи, пишите как получается.

26.05.2008, 09:22

Спасибо,Полина.Сегодня начинаем:-)

27.05.2008, 08:59

Василий Юрьевич,вот выписки:
нсг на 2 месяца:
структуры головного мозга:хорошо дифференцированные...,суборехион-дольное пр-ся до 3 х мм, МП щ до 2,5 мм(написано очень неразборчиво)
левый желудочек:3,2мм
правый желудочек:3,1мм
III желудочек 2,0 мм
IV,полость прозрачной перегородки в N
Очаговые су.. поренхимы головного мозга не определяются

Невролог в 3 мес:
Объективно:состояние удовлетворительное.Реакция на осмотр спокойная.Периодически негрубый симптом Грефе с обеих сторон.Движения глазных яблок в полном объеме.Тонус мышц рук снижен в праксимальных отделах,грубее справа.Сухожильные рефлексы с рук средней живости d<=s.Тонус икроножных мышц повышен.Каменный рефлекс повышен,d>=s.Опора кратковременная.
Дз:гипоксически-ишемическое поражение цнс,восстановительный период,синдром двигателных нарушений,вегетативные нарушения.

Беспокоит,что окружность ее головы с 3 месяцев не увеличилась (41 см),и грудь также 43 см.А нам уже 4 месяца и неделя.
Про осмотр в 2 месяца я писала ранее

27.05.2008, 22:07

Здравствуйте,Полина.Хотела вам еще вчера написать,только дочка перестала днем спать и кричит постоянно.Приходится понемножку делать ваши упражнения и расписать все только сейчас удалось.
Продолжительность удержания головы не имеет особого диагностического значения, если только это не несколько секунд. Если ребенок поднимает и удерживает голову, поднимает грудь выпрямляя руки и периодически ложится, чтобы отдохнуть - это нормально.
В то же время, привлечение интересными игрушками, своим лицом, зеркалом помогают это время сделать более длительным. Вот с этого и начните. Поза на животе
Когда я дочку кладу на живот,она пытается максимально высоко поднять грудь и голову,вся шатается.Держит голову,покачиваясь секунд по 5-10,максимум минуту,потом клонится вниз.На локтях не хочет лежать.Потом потихоньку приноравливается и держит по нескольку минут,но все равно качается.Взгляд,по-моему,не фокусирует.На меня не смотрит,в зеркало пару секунд.Такое ощущение,что у нее кружится голова.Когда мучается животом начинает тужиться,поднимать ноги вверх и переворачиваться.Когда перевернется, высоко поднимается,через секунд 5 падает вниз головой,лежит,перестает дышать,резко поднимается,а голову в бок повернуть не догадывается.Начинает кричать,я ее переворачиваю на спину,а она опять пытается перевернуться на живот,хотя устала.Когда привлекаю игрушками(когда не тужится),чтобы перевернулась,поворачивает только голову.Как будто она не умеет осознанно переворачиваться и поднимать ноги вверх.

1. Кладете девочку на живот и привлекаете ее своим лицом, для этого можно лечь напротив нее на диване, положить ее к себе на грудь или положив ее на столик сесть напротив, чтобы подняв голову она увидела 8. ваше лицо. Зовите ее, дуйте на головку, поглаживание от затылка до попки помогает дольше удерживать голову.

На груди у меня лежать не хочет,глаза на меня не поднимает,когда ее зову.Пару секунд рассматривает рисунки на моей одежде.Голова болтается справа-налево,шатается.

2. Носите также самолетиком на весу лицом вниз, поднесите девочку к интересному предмету и когда она заинтересуется им, начните медленно опускать девочку. Чтобы не потерять предмет из вида, она будет поднимать и удерживать голову.
Когда ношу самолетиком,она голову опускает вниз,сосет руку,которой я ее поддерживаю.Когда что-то заинтересует,тянет руку(только левую,хотя я ее носила на разных руках)Когда опускаю,поднимает только на пару секунд.

3. Контактная поза на спине. Садитесь удобно на кресло, ноги ставите на стульчик, ребенка кладете к себе на колени, ноги подняты и лежат у вас на груди, разговариваете, поете, даете трогать свое лицо, волосы.

Эта поза ей вообще не нравится.Сразу начинает тужиться,пинать напряжеными ногами в грудь.На меня не смотрит,когда зову,может только свои ноги рассматривать.Может взглянуть на меня,когда я ноги ее целую.Склониться лицом над ней не могу,ее ноги не дают.

4. Вообще в этом возрасте поза бодрствования, в основном на спине. Дети учатся тянуться к игрушке, захватывать ее, тянуть в рот. Проследите, чтобы игрушки были разнообразными по цвету и фактуре. Можно уже использовать игрушки с деталями, например кольцо с ключами.
За игрушками тянется начиная от уровня груди и до ног,если игрушка в поле зрения.Если игрушка выше уровня груди,она не тянется.Поза на спине для нее плоха тем,что она практически всегда тужится и начинает кричать.

5.Руки и ноги расслабляйте покачиванием на мяче на спине и на животе - вперед-назад и из стороны в сторону.
Мышцы плечевого пояса и шеи будут укрепляться в позе на животе, в

На мяче только на животе лежит,на спине кричит.И еще,когда я ее с живота на спину переворачиваю,она всегда кричит.Сколько времени можно ее на мяче катать?

6. позе на спине при подсаживании - присаживаете девочку до угла в 45 градусов, прокачиваете вперед назад и осторожно опускаете.

Когда присаживаю,голова вперед свисает.Когда кладу обратно,кричит,хоть я и осторожно ее опускаю.Сколько раз можно присаживать?

7. Исходная поза: Держите ребенка лицом от себя, ножки у девочки согнуты в коленях, вы держите ее за бедренную часть ног, спиной она прислоняется к вам. То есть своеобразная поза сидя навесу.
В этой позе ходите по комнате, когда девочка потянется к чему либо интересному - она отклонится от вас и будет опираться только попкой.

Она не отклоняется,а тянет левую руку.Правая рука во рту.Голова повисает на моей руке,которая под ее грудью.

8. Когда это начнет получаться добавляете повороты: когда девочка чем-то заинтересовалась, медленно отворачиваетесь, чтобы малышка, стараясь не потерять объект из вида повернула голову.

Когда отворачиваю,она секунду смотрит,поворачивая голову, и отворачивается,рукой продолжает трогать.

Делая массаж, больше поглаживайте, пойте песенки, не старайтесь делать движения за девочку. Если хотите, чтобы девочка подняла руку, повернулась и тд лучше привлеките игрушкой или собой,:) чем сделайте это за нее. Активен должен быть ребенок, а вы пассивны. Помощь, которую вы оказываете должна быть минимальна.
Мое лицо ее совершенно не привлекает,на игрушки реагирует так:заинтересуется,тянется,перестает смотреть на игрушку,а руки продолжают движение и хватают на ощупь.
Жду ваших советов:)
P.S.Василий Юрьевич не отвечает.Может тему нужно другую создать,чтобы с ним обсуждать неврологические вопросы?

27.05.2008, 22:58

Добрый вечер, Вика. Сначала о консультации Василия Юрьевича. Он может здесь сообщение пропустить, лучше с ним беседовать на "неврологии", чтобы не путаться.
Давайте будем вносить поправки в комплекс. Прежде всего, понаблюдайте, в какой позе девочка чувствует себя комфортно. Возможно вам стоит носить ее почаще на руках, Можно использовать слинг.


На наклонных коленях - если девочка активно против - не делайте. Вместо этого - играйте с ней, когда она сидит в кресле.
За игрушками она тянется хорошо.


Если девочка кричит при опускании, попробуйте использовать детское кресло, самый низкий наклон. То есть поднимать будете с 30 градусов до 45-50, и опускать обратно. Если будет кричать - отменяем.

З.Ы. Делайте только то, что нравится девочке.
Меня не будет на форуме три дня. Обсудите пока все с Василием Юрьевичем. Удачи.

27.05.2008, 23:26

Результаты осмотра ни о чем специфическом не свидетельствуют. Грубых нарушений не описано, поэтому просто занимайтесь упражнениями.

01.06.2008, 20:35

Здравствуйте,Полина.Голову пока плоховато держим.Упражнения делаем.Поза сидя на весу нам понравилась,руками трогаем(стала и правой рукой тянуться:-)),но корпус не хотим наклонять.Самолетик не очень нравится.Плохо,что не вижу,что ее заинтересовало.На контакт не хотим идти,сама разговаривает,а отвечать не хочет,максимум-улыбка.Любит говорить звуки ву и бу (это соответствует возрасту?)
Прежде всего, понаблюдайте, в какой позе девочка чувствует себя комфортно. Возможно вам стоит носить ее почаще на руках, Можно использовать слинг.
Есть ли у вас автомобильное кресло или детский шезлонг. Девочка может проводить часть времени там (наклон спинки около 40-45 градусов. Возможно эта поза ей понравится.

На руках мы практически постоянно.Даже гуляем так(в коляске кричит в последнее время).Слинг ей не нравится.На руках нужно все время менять позы,а то раскричится:стоя,лицом ко мне;самолетиком;сидя на весу.Иногда лежит на моих коленях на спине вдоль и на животе поперек.А что предпочтительнее:класть на спину на прямой или наклонной поверхности?

В этом возрасте ребенок имеет полное право не переворачиваться, так что, если девочке не нравится - не нужно пока этого делать.
Помогите малышке лежать на локтях - фиксируйте своими руками руки девочки в этом положении. Можно сложить руки девочки под грудью, возможно так ей больше понравится. Когда носите самолетиком, ваша рука должна быть у девочки под мышками, ее руки выведены вперед, как на валике.

Дочке уже 4,5,а она на бок даже не переворачивается:-(Когда пытаюсь фиксировать положение на локтях,бурный протест и пытается подняться со сложенными руками под грудью.Когда я ношу дочку самолетиком и когда она лежит на мяче,она не до конца разгибает руки в районе подмышек(там все сжато).Завтра фото сделаю.

На мяче делайте упражнения только на животе. Катайте столько, сколько девочке нравится.

Вроде дочке нравится на мяче,но долго не терпит:2-5минут.Голову почти не кладет,но руки и ноги не расслабляет:руками упирается в мяч,а ногами пинается

Я не поняла, что значит голова вперед свисает. Когда вы начинаете тянуть, первые 30 градусов голова должна либо быть на уровне корпуса, либо опережает его, т.е. подбородок прижат к груди. Если голова запрокидывается назад, то присаживать не надо.
Если девочка кричит при опускании, попробуйте использовать детское кресло, самый низкий наклон. То есть поднимать будете с 30 градусов до 45-50, и опускать обратно.
Когда я ее поднимаю и опускаю,она прижимает подбородок к груди.Когда опускаю,она сначала кладет спину,через несколько секунд голову.Поднимаю только с наклонной поверхности(автокресло),она не плачет:-)Пробовала поднимать ее с помощью колец,получалось иногда.Сколько раз можно присаживать?а то она так пыхтит.Я по 5 раз поднимаю 3-4раза/день.Чем полезно присаживание?В идеале голова должна быть на уровне корпуса?
Что делать,чтобы она мне отвечала(кроме монолога с моей стороны)?как еще можно расслабить руки и ноги?как бороться с дрожью в руках(когда дочка тянется к игрушкам,у нее сильно трясутся руки)?Как еще развивать хватание?игрушки берет,щупает в руках,грызет их,иногда поднимает над лицом и разглядывает,хотя бывает,что просто бросает(скорее из-за нежелания,а неумения).Жду вашего ответа с нетерпением:-)

01.06.2008, 21:30

Голову пока плоховато держим. Вика, добрый вечер. Цитата, с которой ч начала не случайна. Три дня назад мы начали с вами обсуждать комплекс, так что рано пока писать "пока":) Тем более, что некоторые упражнения, которые девочке не нравились, теперь воспринимаются ею с удовольствием. Поза сидя на весу нам понравилась,руками трогаем(стала и правой рукой тянуться:-)но корпус не хотим наклонять)
Ну не все же сразу, недели две должно пройти, чтобы девочка почувствовала себя безопасно в новых позах и начала получать удовольствие от упражнений.
При контакте - улыбка в этом возрасте - очень хорошо. Она может сопровождаться звуками, но не всегда. Звуки ву и бу - это начало лепета и соответствует возрасту.
Если девочка играет сама, то лежать лучше на ровной поверхности, если с вами - то лучше на наклонной. Можно использовать шезлонг или автомобильное кресло. Наклон не более 40-45 градусов.

Дочке уже 4,5,а она на бок даже не переворачивается - учите:bo:На бок не все дети поворачиваются - часто - сразу на живот. Посмотрите в "поиске" переворот на живот и играйте, если девочке нравится. Самостоятельный переворот на живот в среднем может появиться и в 5, и 6, и в 7-8 месяцев.
Если не нравится, когда фиксируете руки - отменяем. Пока достаточно, чтобы лежала на животе как хочет и сколько хочет. На мячике будет расслабляться,когда привыкнет.
Подбородок прижат к груди при подтягивании - это оптимальный вариант и выражение "голова свисает вперед" - никак не соответствует этому. Я не совсем понимаю, зачем поднимать за кольца, а не за руки, но если вам с девочкой нравится:rolleyes:
Что делать,чтобы она мне отвечала(кроме монолога с моей стороны)? Разговаривать, улыбаться, а главное - делать паузы.
Как еще можно расслабить руки и ноги? Поглаживать руки и ноги от периферии к центру легкими движениями, встряхивая повернуть руки тыльной стороной вверх, потом развести в стороны. Ноги, потряхивая, согнуть в коленках и слегка развести.
как бороться с дрожью в руках В какой позе это происходит - в кресле или на горизонтальной поверхности?
С игрушками девочка играет хорошо, ничего, кроме подбора интересных игрушек - не надо.
Пока все, носите, любите, а главное, сами, успокойтесь. Все будет хорошо.

03.06.2008, 18:48

Здравствуйте,Полина.
Дочка кричит практически постоянно днем,начались проблемы с мочеиспусканием.Завтра будем сдавать анализы.Соответственно,делаем минимум упражнений в минуты затишья.Получается только ношение сидя на весу (тянется хорошо,обеими руками за подвесными игрушками,которые крутятся.Боюсь даже,что она уронит всю конструкцию.Другое такого интереса не вызывает.Опирается на попку),катание на шаре(очень мало) и лежание на животе.Сегодня предложила ей маленькую пластинку,когда она лежала на животе.Она пыталась ее взять,опираясь на кисть другой руки:)Потом сообразила и легла на локти.Так ей удалось взять игрушку,поднести к себе и кусать ее.Я еще раз повторила эксперимент.Она опять легла на локти и потянулась за игрушкой.Без игрушки сразу встает,опираясь на кисти,хоть и качается.Попробую завтра повторить.
Руки трясутся,когда тянется за игрушками.Может делать захватывающее движение двумя руками и как бы промахиваться,но руки в конце маневра все равно в рот.
Пробовала на пол класть,там кажется она устойчивее на животе лежит.Правой ногой делает движение,как будто ползет(сгибает в колене и выдвигает вперед).Может немного развернуться в одну сторону.Но качается,ужас просто,того и гляди завалится на бок.
Занятия буду проводить несмотря на болезнь,потому что это ее отвлекает.
P.S.С фото пока проблема.

03.06.2008, 22:03

Лика, добрый вечер. То, как девочка сгибает руки в локтях, когда хочет взять игрушку, и выпрямляет их, когда хочет просто осмотреться вокруг. Попытки ползать - это тоже хороший признак. То, что девочка делает все это не очень уверенно - временно. То, что она это ДЕЛАЕТ - самый лучший, а главное естественный путь развития. Главное в стимуляции развития - ребенок должен получать удовольствие от того, что делает.
З.Ы. Почему девочка беспокойна, нужно выяснять у врачей в реале. Надеюсь анализы помогут вам разобраться.
Пишите.

16.06.2008, 21:35

Здравствуйте,Полина.
Пока проблем с кишечником и мочевым пузырем не решили:-(Наши урологи,единогласно прописали один препарат,к которому,как выяснилось по углубленному анализу(который я сделала по своей инициативе,послушав совет врача с вашего клуба) нет чувствительности.А результат анализа стал готов только сегодня (4 дня праздников...).Теперь начнем грамотное лечение(зря травились,и рвало нас и сыпь пошла).Удивляюсь непрофессионализму наших врачей.Это же маленький ребенок,не взрослый.Как можно назначать такие тяжелые препараты наобум?
А теперь о наших достижениях.На животе голову держим неплохо,крутимся в одну сторону(из-за кривошеи,я думаю).Несколько раз переворачивались с живота на спину(но может и просто падение).
Упражнения делали мало,потому что бурно лечились (жаль почти безрезультатно).
Самолетик совсем не любим,голову вниз и все.
Сидя на весу-единственная поза в которой почти не плачем,несмотря на боль.В этой позе все хватаем,наклоняемся,рвем и тащим в рот обеими руками.
На мяче боюсь катать:кажется он холодный для ее мочевого пузыря.
Присаживаемся хорошо и с горизонтальной поверхности,руками не цепляемся,приходится за руки держать(а раньше так крепко цеплялась...).Только она пытается сесть на 90 градусов.Разрешать?Вчера лежала на моих коленях и, опершись локтями, села и наклонилась к своим ногам(почти легла).Можно?
Игрушки держим хорошо.Сегодня очень пристально рассматривали ладонь своей правой руки(интересно,почему?)
Беспокоит,что вертикально очень плохо голову держит.Когда поднимаю ее за подмышки,голова вперед выдается и свисает,а туловище и плечи назад.Какие упражнения укрепляют нужные мышцы?
Когда лежим на животе,очень редко до конца пальцы разжимаем.А когда устаем со всего размаху носом в пол...
Вот так.Посоветуйте,пожалуйста,новый комплекс.Нам 20-го уже 5 месяцев!Будем по-немногу делать.

Когда бывают минуты затишья болезни мы можем и делаем:
На животе:
опора на раскрытые ладони;
тянемся к игрушкам,можем опираться на одну руку при этом;
пытаемся ползти,получается назад;
стоя пританцовываем(только на цыпочках);
при подтягивании до 30 градусов,сразу садимся и нам это нравится.Скажите можно ей разрешать сидеть?
На спине:
руками держим ступни,иногда достаем пальцами ног до рта (только одну ногу),пытаемся сосать;
Переворачиваемся на живот мастерски,на спину нет(было пару раз,но,по-моему,случайно).
Когда ноем,говорим мам-мам-мам.
Катание на животе и самолетиком отвергаем.
Какие еще упражнения посоветуете?Руки не расслабляем в подмышках,когда поднимаю за подмышки,голова через пару секунд вперед от плеч уходит.За шею не держит меня,когда вертикально ее прижимаю.
Мы соответствуем по развитию на 5 месяцев и неделю?

28.06.2008, 18:13

Какие еще упражнения посоветуете?Руки не расслабляем в подмышках,когда поднимаю за подмышки,голова через пару секунд вперед от плеч уходит.За шею не держит меня,когда вертикально ее прижимаю.
Мы соответствуем по развитию на 5 месяцев и неделю? Если держит не очень хорошо, эти позы для ношения и будут полезно использовать при ношении малышки.

Доброе утро. Девочка оочень симпатичная. Вас что-то настораживает в ее позе?:bn: На мой взгляд, это обычная поза ребенка во время сна.:)
Если руки поднимает и отводит сама, проблем не вижу. Если хотите отвести сами, то делайте это медленно с потряхиванием. Старайтесь предлагать игрушки сверху сбоку и девочка сама будет регулировать тонус.
При неожиданных движениях ребенок может реагировать разными способами: пугаться, вздрагивать, сжиматься и тд. Старайтесь делать все более предсказуемо для девочки. Если не спит, сначала поговорите с ней, если хотите взять во сне, подведите руку под девочку, дайте ей привыкнуть и понять на телесном уровне, что ее берут на руки и только затем возьмите ее.
З.Ы. Если бы меня во сне неожиданно куда-то потащили, я бы из себя от страха выпрыгнула:)

29.06.2008, 10:39

Спасибо,Полина.До двух месяцев я и не думала,что с дочкой что-то не так,пока не пришла знакомая очень опытная невролог на пенсии,проработавшая педиатром и неврологом лет 40.Увидев,что дочка не держит голову,руки вверх все время старается держать и т.д.,она запугала меня страшными последствиями.Мы ездили в спец центр,там нам даже делали рентген:-((из-за предполагаемой кривошеи),назначили много уколов и лекарств.С тех пор я дергаюсь постоянно.Успокоюсь,наверное,когда дочка пойдет.
Теперь меня беспокоит другое:) Животом пока мучаемся.Но когда он нас не беспокоит,мы встаем на четвереньки и раскачиваемся(вчера раз 30 вставала).Правда,когда впереди заманчивая вещь,плюхаемся на живот и стараемся дотянуться рукой.Думаю,прогресс.Неделю назад видя игрушку,мы отползали назад,теперь встаем на четвереньки,позавчера начали раскачиваться.А как скоро мы можем начать ползать?Игрушки не вызывают такого восторга,как пульт,телефон,книжка(обыкновенная,детскую яркую отвергли сразу),пакет с семечками..
Когда ничего не болит,она мне улыбается,смеется.Пыталась в ладушки играть(хлопала своими ладонями по ее ладошкам),ей очень понравилось.Лепечет только,когда ноет,когда больно и не глядя ни на кого.Еще заметила,когда начинаю с ней говорить(подзываю ползти,например),она сразу перестает это делать,ложится на живот и смотрит на меня.Я и молчу,боюсь отвлекать.И когда пытаюсь ей помочь ползти(живот поддерживаю,ножками двигаю),получаю ожесточенное сопротивление.Поэтому бросила помогать,молча созерцаю..:-(А так хочется помочь,вижу,как старается..
Как только начали вставать на четвереньки,пропал интерес к присаживанию,совсем перестало нравиться.Любимая поза-сразу на живот.Как начинает срыгивать,приходится запрещать,такие истерики..
Тут фото:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

04.07.2008, 21:21

Добрый вечер. По моим подсчетам девочке около 5,5 месяцев. Все, что она делает - соответствует возрасту. Не старайтесь ей помочь. В этом возрасте и при таком уровне развития навыков - это только раздражает девочку. Вы правильно делаете, что стараетесь не отвлекать ее внимания, когда она пытается что-то сделать. Можно попробовать вообще уйти из комнаты. К присаживанию потеряла интерес - возможно сама скоро сядет с четверенек.
Сейчас ваша стратегия: утешаете, когда плохо себя чувствует, играете, когда девочка этого хочет и не мешаете, когда начинает двигаться. Удачи.


Продолжаем цикл публикаций о врождённых патологиях у новорождённых. В данной статье мы расскажем как отличить мышечный тонус от кривошеи.

Врождённая мышечная кривошея (ВМК) одно из самых распространенных заболеваний новорождённых и занимает 2—3 место после врожденного вывиха бедра и врожденной косолапости. Данный диагноз часто ставится специалистами, но иногда он не подтверждается. Возможно, у малыша мышечный тонус. Постараемся разобраться, чем отличаются эти диагнозы и что делать родителям в каждом случае.

Основной причиной ВМК принято считать врожденное недоразвитие грудино-ключично-сосцевидных мышцы, травму её во время родов, а также родовую травму шейного отдела позвоночника. Грудино-ключично-сосцевидная мышца парная, расположена на боковой поверхности шеи. При сокращении правой мышцы голова наклоняется вправо, а лицо поворачивается влево; при сокращении левой - наоборот. Если одновременно сокращаются обе мышцы, то голова запрокидывается назад и несколько выдвигается.

Таким образом, при ВМК голова наклонена в сторону пораженной мышцы и повернута в противоположную сторону с одновременным отклонением назад. Надплечье и лопатка при выраженной кривошее на стороне поражения выше, затылок со здоровой стороны нередко скошен. К вторичным изменениям при ВМК относится асимметрия лица. При средней и тяжелой степенях ВМК (II—III) может отмечаться отставание ребенка в психомоторном развитии. С ростом детей, перенесших ВМК, отмечаются сглаженность шейного лордоза, формирование патологического кифоза, отставание в росте тел позвонков за счет травмы ростковых зон, явления остеохондроза.

Если вы не обнаружили вышеперечисленных признаков ВМК, но малыш любит держать голову в одну сторону, спать на одном боку то, скорее всего, присутствует мышечный тонус. Понаблюдайте за вашим малышом, и вы заметите, что движения ребёнка случайные и беспорядочные, он не в состоянии поднять голову и удержать её в вертикальном положении. Руки и ноги согнуты во всех суставах и прижаты к телу, кулачки сжаты. Это объясняется тем, что до 3-месячного возраста тонус мышц- сгибателей рук и ног повышен (так называемый физиологический тонус). Но тонус бывает разным. Различают гипертонус (повышенный тонус мышц) и гипотонус (пониженный тонус).

Мы рассмотрели основные признаки заболеваний. Теперь поговорим об их лечении.
Лечение ВМК начинается рано, с 2-3 недельного возраста, и обязательно включает лечение положением (укладки), массаж и лечебную физкультуру.

При лечении положением ребёнок должен лежать на полужёстком матрасе, лучше без подушки. Вместо подушки под голову кладут сложенную в несколько раз пелёнку. Очень важно, чтобы свет, игрушки, общение с взрослым были со стороны поражённой мышцы.

Можно укладывать ребёнка в корригирующее положение с помощью кольца, обёрнутого в ткань и положенного под затылок, а также неполных мешочков с песком (солью, крупой), которые помещают на постели с обеих сторон головы или со стороны кривошеи (над надплечиями). Процедура проводится 2—3 раза по 1,5—2 ч. в день. Поскольку новорожденные дети и дети грудного возраста большую часть времени лежат или спят, это средство легко и эффективно в применении.

Обязательным условием лечения положением является правильное положение всего туловища: оно должно быть симметричным, прямым по отношению к голове. Для этого можно положить мешочки или «скатки» из одеяла от подмышек до колен ребёнка. Первое время вы должны наблюдать за малышом. Частые срыгивания исключают предлагаемую укладку.

Ребёнка надо чаще укладывать набок. Если ребёнок спит на стороне кривошеи, то под голову кладётся высокая подушка, если он лежит на здоровой стороне, то подушка не используется совсем. Очень важно правильно носить ребёнка на руках :

1. Взяв на руки ребёнка в вертикальном положении, прижмите его грудью к себе, ваши плечи и плечи малыша должны находиться на одном уровне. Поверните малыша в больную сторону, фиксируя это положение своей щекой.

2. Взяв малыша в вертикальном положении спиной к себе, своей щекой поверните его головку в больную сторону и слегка наклоните её в здоровую.

3. Носите ребёнка на «больном» боку лицом или спиной к себе. В это время поддерживайте его головку, приподнимая её в здоровую сторону.

Мышечная кривошея может развиться (и часто встречается) у детей с нарушением мышечного тонуса (ассиметрией) или при постоянном одностороннем положении в кроватке. Чтобы этого избежать, необходимо часто перекладывать малыша, подходить к нему с разных сторон.

С самого начала лечения ВМК массаж занимает ведущее место, проводится на фоне общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребёнка. Массаж назначает врач, и проводить его должен квалифицированный специалист. После первого курса массажа, проведённого опытным специалистом, повторные курсы могут проводить родители, внимательно наблюдающие и обученные массажистом.

Курс ЛФК составляет 15—20 занятий, которые проводятся ежедневно или через день с перерывом между курсами в 1—1,5 месяца (в это время основными упражнениями занимаются родители). До года ребенок должён получить 3—4 курса комплексной терапии и еще 2—3 курса до 7-летнего возраста. Кроме того, ежедневно до 2 лет родители должны заниматься с ребенком 3—4 раза в день по 5—15 мин.

С раннего возраста детям с кривошеей показаны занятия в бассейне при температуре воды 35—36 °С. Специальные упражнения в воде:

1. Руки методиста (или родителей) под затылком ребенка, лежащего на спине, подушечками больших пальцев выполняется поглаживание грудино-ключично-сосцевидной мышцы (шея ребенка в воде).

2. Плавное перемещение ребенка в том же положении за голову то в правую, то в левую сторону.

3. Круговое движение лежащего на воде ребенка за голову так, чтобы пораженная сторона была на наружной части круга.

4. Ребенок в чепчике лежит на спине, ножки опущены. Методист выполняет движение руками в стороны — вниз, осуществляя плавную коррекцию кривошеи, усиливая тягу со стороны повреждения.

5. Лежащего на животе ребенка поддерживают под подбородок, ведут по ширине бассейна. Другой рукой плавными пружинящими движениями приподнятое надплечье удерживают в воде.
При легких формах ВМК рекомендуется использовать ортопедические аппараты. При невозможности коррекции кривошеи массажем и ЛФК прибегают к операции. Выделяют пред- и послеоперационный периоды, на поликлиническом этапе реабилитации занятия продолжаются до 9—12 месяцев. Главная задача ЛФК — полное восстановление функции оперированной мышцы. С этой целью используются различные движения головой с сопротивлением и отягощением в различных положениях. Продолжается коррекция осанки (особенно в грудном отделе).

С тонусом мышц поможет справиться массаж. Это самый эффективный способ привести мышцы к нормальному состоянию, т.е. уравновесить тонус мышц сгибателей и разгибателей конечностей. Однако перед проведением процедур необходима консультация невролога, так как возможны случаи, когда использование только массажа недостаточно.

При массаже следует руководствоваться состоянием тонуса мышц. В частности, мышц разгибателей и сгибателей. На руке сгибатели расположены на её внутренней поверхности, на ноге - на задней поверхности. Массаж сгибателей должен понижать тонус. В этом случае применяются расслабляющие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и нежное разминание, вибрация, потряхивание. Массаж разгибателей направлен на повышение тонуса. Делается укрепляющий массаж: поглаживание, более энергичное растирание и разминание, стимулирующее пощипывание и ударные приемы.

Комплексы ежедневных занятий с малышом вы можете найти на нашем сайте. Занятия рекомендуют проводить по достижении малышом 2 месяцев, если нет других назначений врача. Перед началом занятий проконсультируйтесь у опытного массажиста о том, как делать массаж правильно. Ведь у занятий на уравновешивании тонуса мышц есть свои особенности. Например, при гипертонусе мышц-сгибателей конечностей можно использовать только те упражнения, которые связаны с разгибанием. На этом принципе основаны все активные (т.е. когда ребёнок совершает движения самостоятельно) упражнения. Что касается пассивных (совершаемых с помощью взрослого) движений конечностей, то до 3 месяцев они не могут иметь место, так как при наличии повышенного тонуса сгибателей выполнение этих движений связано с резким сопротивлением ребёнка и опасностью насилия над ним.

Главной целью массажа при показаниях мышечного тонуса является уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей рук и ног. Количество сеансов и их продолжительность назначаются индивидуально.

Растите здоровыми!

Последние материалы сайта