Общий обзор организма человека кратко. Общий обзор организма. Полные уроки — Гипермаркет знаний

28.06.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Тема: Общий обзор организма человека

Урок: Системы органов в организме. Уровни организации

Наш организм. Это определение кажется настолько привычным и понятным, что мы редко задумываемся над его сущностью. И на вопрос: «что же это все-таки такое?» многие могут затрудниться ответить.

Организм - это определенный комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды. Эта система относительно стабильна, несмотря на то что состоит из многих органов. Органы в свою очередь состоят из тканей, ткани - из клеток, клетки - из молекул.

Молекулы, клетки, ткани, органы, системы органов - все эти этажи, или разные уровни живого, объединены в организме человека в единое и неразделимое целое.

Живые организмы построены из особых химических соединений - органических веществ (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот). Они входят в состав любой живой клетки. Эти крупные молекулы играют роль строительных блоков, которые создают сложные комплексы. Вещества клетки расположенные не хаотично, а образуют упорядоченные структуры - органоиды, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности клетки. Организм человека - многоклеточное государство. Клетки тела человека неодинаковы, отличаются своей специализацией. Клетки одной специальности объединяются в группы. Вместе с межклеточным веществом они образуют ткани. Из нескольких тканей складываются органы. Органы, выполняющие единую функцию и имеющие общий план строения и развития, объединятся в системы органов. Все системы органов взаимосвязаны и составляют единый организм.

В организме человека выделяют 10 основных систем органов.

Покровная система - состоит из кожи и слизистых оболочек, выстилающих полости внутренних органов, дыхательных путей, пищеварительного тракта. Функция этой системы защита организма от механических повреждений, высыхания, колебания температур, проникновения болезнетворных бактерий.

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа - с. 49, задания и вопрос 1.

2. Что входит в мочевыделительную систему?

3. Что входит в пищеварительную систему?

4. Подготовьте реферат об одной из систем органов.

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА.

ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ. Все жиые тела состоят из отдельных молекул, которые в свою очередь организуются в клетки, клетки в ткани, ткани в органы, органы в системы органов. А они в совокупности образуются в целостных организм. На каждом из этих уровней действуют свои законы, которые обеспечивают нормальное фукционирование организма как целого, его приспособление к окружающей среде.

СТРУКТУРА ТЕЛА. Снаружи тело человека покрыто кожей. Кости и мышцы, расположенные под ней, образуют опорно двигательный аппарат. Внутри тела находится две полости тела - брюшная и грудная, которые разделены перегородкой - мышечной диафрагмой. В этих полостях располагаются внутренние органы. В грудной клетке - сердце, лёгкие, сосуды, дыхательные пути и пищевод (чать пищевода переходит в брюшную полость).

В брюшной полости слева под (диафрагмой) - желудок, справа - печень с желчным пузырём. Ниже располагается кишечник, поджелудочная железа и селезёнка. Многие органы брюшной полости. как фартуком, прикрыты брюшиной.

Около позвоночника в области поясницы расаоложены почки, от которых отходят мочеточники, ведущие в мочевой пузырь с мочеиспускательным каналом.

Половые органы женщины - яичники, матовые трубы и матка - также находятся в брюшной полости. половые органы мужчины - яички, располагаются в мошонке, вне брюшной полости, так как для их нормальной работы требуются требуется более низкая температура. чем температура внутренних органов.

На голове располагаются органы чувств : неперные нос, язык и парные - глаза, уши, скрытый в костях черепа вестибулярный аппарат - орган равновесия.

Внутри черепной головки находится головной мозг, а в канале позвоночника - спиной мозг. Они соединяются через затылочное отверстие черепа.

ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ. Анатомически обособленные части тела, имеющие чёткую структуру и выполняющие определённые функции, называются органами. Каждый орган имеет свою, только ему присущую форму и занимает определённое место в организме.

Органы, выполняющие общие физиологические функции, объединяются в систему органов.

У человека те же системы органов, что и у других млекопитающих : покровная, костно-мышечная, дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная, система органов размножения, нервная и эндокринная. Последние две системы обеспечивают согласованную работу всех органов.

Нервная система осуществляет регуляцию с помощью электрохимических сигналов, нервных импульсов.

Эндокринная система действует с помощью биологически активных веществ - гормонов, которые поступают в кровь и, дойдя до органов, изменяют их работу. Нервная и эндокринная система работают вместе и дополняют одна другую.

ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. Внешней средой называют ту, в которой находится организм. Человек находится в газообразной среде, но временно может находиться в воде, например во купания.

Внутренней средой организма называют ту среду, которая находится внутри организма : она отделена от внешней среды оболочками тела (кожа, слизистые). В ней находятся все клетки тела. Она жидкая, имеет постоянный соляной состав и постоянную температуру.

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ. По форме и строению клетки разнообразны, но по структуре сходны. Каждая клетка обособлена клеточной мембраной. Ядро клетки содержит хромосомы, в которых заключён наследственный аппарат клетки. Участки ДНК, ответственные за синтез определённого белка и контролирующие определённые наследственные признаки, называются генами. В каждой хромосоме насчитывают миллиарды генов.

В цитоплазме клетки имеются органоиды : рибосомы. михондрии, мембраны эндоплазматической сети, центриоли. Они участвуют в синтезе белка, биологическом окислении органических веществ и в других процессах. Благодаря процессам обмена веществ и энергии, клетка может выполнять свои функции, расти, развиваться и делиться. Существенную роль в обмене веществ играют ферменты. Клетки могут находится в состоянии покоя или возбуждения.

ТКАНИ. В организме различают четыре вида ткани : эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Эпителиальная участвует в формировании покровов и желез. Соединительная в формировании костей, хрящей, крови, жировых и других образований. Мышечная ткань способна сокращаться. Она подразделяется на гладкую и поперечно полосатую. Нервная ткань специализируется на приёме и передаче информации. Главными её элементами являются нейроны. Они состоят из тела и отростков : дейдритов и аксона. дендриты получают информацию, передают её телу нейрона. Аксон передаёт информацию другим клеткам. В местах контакта аксона с этими клетками образуются синапсы. При поступлении нервного импульса аксон выделяет в синаптическую щель вещества, вызывающие возбуждение или торможение клетки. В первом случае клетка усиливает или начинает деятельность, во втором её ослабляет или прекращает.

НЕЙРОНЫ образуют цепи. Простейшая из них называется рефлекторной дугой. Она состоит из рецептора, воспринимающего информацию и по чувствующему нейрону передающего её в мозг ; вставочных клеток, которые её обрабатывают, и исполнительных нейронов, которые приводят в действие, рабочие органы ; мышцы, железы. Так осуществляется рефлекторная регуляция. В ней участвует центральная нервная система : спиной и головной мозг и периферическая нервная система - нервы и нервные узлы.

Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов). Организм человека состоит из клеток и межклеточного вещества, которые образуют ткани, органы и системы органов. Все эти компоненты объединены в единый организм, который функционирует под управлением нервной и эндокринной систем.

В гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма принимает участие сосудистая система. Нервная система не только согласовывает деятельность всех систем организма человека, но и устанавливает взаимоотношения его с окружающей средой. Структурные особенности организма, его форма и функции обусловлены генотипом, сформировавшимся в процессе фило- и онтогенетического развития.

Орган представляет собой систему тканей, связанных общностью развития и происхождения, имеет определенную форму, топографию и функцию. Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает ка- кой-либо один вид ткани. Например, сердце содержит все виды тканей (эпителиальную, мышечную, соединительную, нервную), но в нем преобладает мышечная ткань, в мозге - нервная, в коже - эпителиальная.

В процессе развития у человека и высших животных многие органы функционально дополняют друг друга. Таким образом, произошло формирование систем органов, направленных на выполнение общей функции. Однако выделение в целом организме систем органов условно, так как функционально все они взаимосвязаны. Организм функционирует как единое целое. Органы, образующие ту или иную систему, развиваются из общего зачатка, выполняют одну функцию и топографически связаны между собой. В организме человека различают девять систем органов. Такими системами в организме человека являются: система органов движения (аппарат движения, опорно-двигательная система), пищеварительная, лимфатическая, мочеполовая системы, железы внутренней секреции, эндокринная система, система органов чувств; система органов дыхания, сердечно-сосудистая и нервная системы.

Краткие сведения o cтроении и функциях тканей. В процессе эволюции животных и человека происходила специализация клеток многоклеточного организма и разделений функций между ними.

Ткань - филогенетически сложившаяся структура клеток, обладающая своими морфофункциональными свойствами, высокой специализацией, присущей только данному виду ткани. Каждая ткань построена из клеток, которые характеризуются определенной формой и размерами. Органическое морфофункциональное единство организма достигается только при взаимодействии всех тканей.

Биологи расходятся во мнениях относительно количества типов тканей. Большинство авторов выделяют у животных четыре типа тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную.

Цель урока:

  • сформировать у учащихся понятие про человеческий организм, уровни организации человеческого организма, строение организма.

Задачи урока:

  • ознакомить с понятиями «организм», «ткани», «органы», «системы органов», развивать мышление на основе материала урока.

План урока:

1.Организационная часть.
2.Актуализация опорных знаний учеников.
3.Изученние нового материала.
4.Закрепление знаний.
5.Домашнее задание.

Ход урока:

Организационный момент – на доске число, месяц, тема урока.

Актуализация опорных знаний:

В организме человека выделяют опорно-двигательную, кровеносную, дыхательную, пищеварительную, выделительную, половую, эндокринную, нервную и сенсорную системы.

Рис.№4. Кровеносная система человека .

Системы органов тесно взаимосвязаны, их согласованная деятельность обеспечивает жизнедеятельность всего организма. Всем организмам свойственно распределение функций между его клетками, органами и физиологическими системами.
Функциональной системой называется взаимосогласованное объединение деятельности разных органов или физиологических систем, которое направлено на достижение полезного для организма приспособления к окружающей среде. Для обеспечения процессов жизнедеятельности необходима согласованная деятельность органов или физиологических систем. Так, для поступления кислорода к клеткам и выведения из них углекислого газа необходима совместная работа систем дыхания и кровообращения. Для обеспечения движений необходима совместная работа нервной и опорно-двигательной систем.

Рис. №5. Пример работы функциональной системы.

Организм человека реагирует на изменения внутренней и внешней среды. Для нормального функционирования важным условием является сохранение постоянства внутренней среды (температура, химический состав крови и пр.). Для достижения данной цели деятельность физиологических систем и процессов постоянно регулируется. Так, при необходимости усиливается или замедляется деятельность определенных органов и систем, и обеспечивается это механизмами гуморальной, нервной и иммунной регуляции.
Гуморальная регуляция организма происходит с участием биологически активных веществ, в частности, гормонов. Они разносятся по организму с током крови, действуют медленно, но продолжительное время.
Нервная система воспринимает влияние внешней и изменение внутренней среды, анализирует информацию и влияет на деятельность отдельных органов или систем. Нервная регуляция действует достаточно быстро, но не долго, адресована определенному органу и строго дозирована. Деятельность нервной системы происходит с помощью рефлексов. Нервная система тесно взаимодействует с эндокринной и составляет с ней единую функциональную систему нейрогуморальной регуляции. Химические элементы, циркулирующие в крови, оказывают влияние на функционирование нервной системы. Образование этих веществ регулируется нервной системой.
Важную роль в регуляции жизнедеятельности организма играет также иммунная система, которая контролирует постоянство защитных сил организма на протяжении жизни человека.

Закрепление знаний:

1. Охарактеризуйте понятие «организм».
2. Назовите известные вам уровни строения организма.
3. Что необходимо для нормального функционирования организма? Благодаря чему происходит регуляция деятельности организма?

Домашнее задание:

Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
1. Дайте определение понятию «организм».
2. Назовите урони строения организма.
3 Дайте определение понятий «клетка», «ткань».
4. Охарактеризуйте понятие «орган». Назовите известные вам органы человека.
5. Взаимосвязь строения и функкций органов.
6. Назовите известные вам физиологические системы, дайте определение этому понятию.
7.Понятие «функциональная система».
8. Механизмы регуляции деятельности организма.

Последние материалы сайта