Общий обзор организма человека. Общий обзор организма. Полные уроки — Гипермаркет знаний

23.05.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА.

ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ. Все жиые тела состоят из отдельных молекул, которые в свою очередь организуются в клетки, клетки в ткани, ткани в органы, органы в системы органов. А они в совокупности образуются в целостных организм. На каждом из этих уровней действуют свои законы, которые обеспечивают нормальное фукционирование организма как целого, его приспособление к окружающей среде.

СТРУКТУРА ТЕЛА. Снаружи тело человека покрыто кожей. Кости и мышцы, расположенные под ней, образуют опорно двигательный аппарат. Внутри тела находится две полости тела - брюшная и грудная, которые разделены перегородкой - мышечной диафрагмой. В этих полостях располагаются внутренние органы. В грудной клетке - сердце, лёгкие, сосуды, дыхательные пути и пищевод (чать пищевода переходит в брюшную полость).

В брюшной полости слева под (диафрагмой) - желудок, справа - печень с желчным пузырём. Ниже располагается кишечник, поджелудочная железа и селезёнка. Многие органы брюшной полости. как фартуком, прикрыты брюшиной.

Около позвоночника в области поясницы расаоложены почки, от которых отходят мочеточники, ведущие в мочевой пузырь с мочеиспускательным каналом.

Половые органы женщины - яичники, матовые трубы и матка - также находятся в брюшной полости. половые органы мужчины - яички, располагаются в мошонке, вне брюшной полости, так как для их нормальной работы требуются требуется более низкая температура. чем температура внутренних органов.

На голове располагаются органы чувств : неперные нос, язык и парные - глаза, уши, скрытый в костях черепа вестибулярный аппарат - орган равновесия.

Внутри черепной головки находится головной мозг, а в канале позвоночника - спиной мозг. Они соединяются через затылочное отверстие черепа.

ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ. Анатомически обособленные части тела, имеющие чёткую структуру и выполняющие определённые функции, называются органами. Каждый орган имеет свою, только ему присущую форму и занимает определённое место в организме.

Органы, выполняющие общие физиологические функции, объединяются в систему органов.

У человека те же системы органов, что и у других млекопитающих : покровная, костно-мышечная, дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная, система органов размножения, нервная и эндокринная. Последние две системы обеспечивают согласованную работу всех органов.

Нервная система осуществляет регуляцию с помощью электрохимических сигналов, нервных импульсов.

Эндокринная система действует с помощью биологически активных веществ - гормонов, которые поступают в кровь и, дойдя до органов, изменяют их работу. Нервная и эндокринная система работают вместе и дополняют одна другую.

ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. Внешней средой называют ту, в которой находится организм. Человек находится в газообразной среде, но временно может находиться в воде, например во купания.

Внутренней средой организма называют ту среду, которая находится внутри организма : она отделена от внешней среды оболочками тела (кожа, слизистые). В ней находятся все клетки тела. Она жидкая, имеет постоянный соляной состав и постоянную температуру.

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ. По форме и строению клетки разнообразны, но по структуре сходны. Каждая клетка обособлена клеточной мембраной. Ядро клетки содержит хромосомы, в которых заключён наследственный аппарат клетки. Участки ДНК, ответственные за синтез определённого белка и контролирующие определённые наследственные признаки, называются генами. В каждой хромосоме насчитывают миллиарды генов.

В цитоплазме клетки имеются органоиды : рибосомы. михондрии, мембраны эндоплазматической сети, центриоли. Они участвуют в синтезе белка, биологическом окислении органических веществ и в других процессах. Благодаря процессам обмена веществ и энергии, клетка может выполнять свои функции, расти, развиваться и делиться. Существенную роль в обмене веществ играют ферменты. Клетки могут находится в состоянии покоя или возбуждения.

ТКАНИ. В организме различают четыре вида ткани : эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Эпителиальная участвует в формировании покровов и желез. Соединительная в формировании костей, хрящей, крови, жировых и других образований. Мышечная ткань способна сокращаться. Она подразделяется на гладкую и поперечно полосатую. Нервная ткань специализируется на приёме и передаче информации. Главными её элементами являются нейроны. Они состоят из тела и отростков : дейдритов и аксона. дендриты получают информацию, передают её телу нейрона. Аксон передаёт информацию другим клеткам. В местах контакта аксона с этими клетками образуются синапсы. При поступлении нервного импульса аксон выделяет в синаптическую щель вещества, вызывающие возбуждение или торможение клетки. В первом случае клетка усиливает или начинает деятельность, во втором её ослабляет или прекращает.

НЕЙРОНЫ образуют цепи. Простейшая из них называется рефлекторной дугой. Она состоит из рецептора, воспринимающего информацию и по чувствующему нейрону передающего её в мозг ; вставочных клеток, которые её обрабатывают, и исполнительных нейронов, которые приводят в действие, рабочие органы ; мышцы, железы. Так осуществляется рефлекторная регуляция. В ней участвует центральная нервная система : спиной и головной мозг и периферическая нервная система - нервы и нервные узлы.

Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов). Организм человека состоит из клеток и межклеточного вещества, которые образуют ткани, органы и системы органов. Все эти компоненты объединены в единый организм, который функционирует под управлением нервной и эндокринной систем.

В гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма принимает участие сосудистая система. Нервная система не только согласовывает деятельность всех систем организма человека, но и устанавливает взаимоотношения его с окружающей средой. Структурные особенности организма, его форма и функции обусловлены генотипом, сформировавшимся в процессе фило- и онтогенетического развития.

Орган представляет собой систему тканей, связанных общностью развития и происхождения, имеет определенную форму, топографию и функцию. Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает ка- кой-либо один вид ткани. Например, сердце содержит все виды тканей (эпителиальную, мышечную, соединительную, нервную), но в нем преобладает мышечная ткань, в мозге - нервная, в коже - эпителиальная.

В процессе развития у человека и высших животных многие органы функционально дополняют друг друга. Таким образом, произошло формирование систем органов, направленных на выполнение общей функции. Однако выделение в целом организме систем органов условно, так как функционально все они взаимосвязаны. Организм функционирует как единое целое. Органы, образующие ту или иную систему, развиваются из общего зачатка, выполняют одну функцию и топографически связаны между собой. В организме человека различают девять систем органов. Такими системами в организме человека являются: система органов движения (аппарат движения, опорно-двигательная система), пищеварительная, лимфатическая, мочеполовая системы, железы внутренней секреции, эндокринная система, система органов чувств; система органов дыхания, сердечно-сосудистая и нервная системы.

Краткие сведения o cтроении и функциях тканей. В процессе эволюции животных и человека происходила специализация клеток многоклеточного организма и разделений функций между ними.

Ткань - филогенетически сложившаяся структура клеток, обладающая своими морфофункциональными свойствами, высокой специализацией, присущей только данному виду ткани. Каждая ткань построена из клеток, которые характеризуются определенной формой и размерами. Органическое морфофункциональное единство организма достигается только при взаимодействии всех тканей.

Биологи расходятся во мнениях относительно количества типов тканей. Большинство авторов выделяют у животных четыре типа тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную.

Цель урока:

  • сформировать у учащихся понятие про человеческий организм, уровни организации человеческого организма, строение организма.

Задачи урока:

  • ознакомить с понятиями «организм», «ткани», «органы», «системы органов», развивать мышление на основе материала урока.

План урока:

1.Организационная часть.
2.Актуализация опорных знаний учеников.
3.Изученние нового материала.
4.Закрепление знаний.
5.Домашнее задание.

Ход урока:

Организационный момент – на доске число, месяц, тема урока.

Актуализация опорных знаний:

В организме человека выделяют опорно-двигательную, кровеносную, дыхательную, пищеварительную, выделительную, половую, эндокринную, нервную и сенсорную системы.

Рис.№4. Кровеносная система человека .

Системы органов тесно взаимосвязаны, их согласованная деятельность обеспечивает жизнедеятельность всего организма. Всем организмам свойственно распределение функций между его клетками, органами и физиологическими системами.
Функциональной системой называется взаимосогласованное объединение деятельности разных органов или физиологических систем, которое направлено на достижение полезного для организма приспособления к окружающей среде. Для обеспечения процессов жизнедеятельности необходима согласованная деятельность органов или физиологических систем. Так, для поступления кислорода к клеткам и выведения из них углекислого газа необходима совместная работа систем дыхания и кровообращения. Для обеспечения движений необходима совместная работа нервной и опорно-двигательной систем.

Рис. №5. Пример работы функциональной системы.

Организм человека реагирует на изменения внутренней и внешней среды. Для нормального функционирования важным условием является сохранение постоянства внутренней среды (температура, химический состав крови и пр.). Для достижения данной цели деятельность физиологических систем и процессов постоянно регулируется. Так, при необходимости усиливается или замедляется деятельность определенных органов и систем, и обеспечивается это механизмами гуморальной, нервной и иммунной регуляции.
Гуморальная регуляция организма происходит с участием биологически активных веществ, в частности, гормонов. Они разносятся по организму с током крови, действуют медленно, но продолжительное время.
Нервная система воспринимает влияние внешней и изменение внутренней среды, анализирует информацию и влияет на деятельность отдельных органов или систем. Нервная регуляция действует достаточно быстро, но не долго, адресована определенному органу и строго дозирована. Деятельность нервной системы происходит с помощью рефлексов. Нервная система тесно взаимодействует с эндокринной и составляет с ней единую функциональную систему нейрогуморальной регуляции. Химические элементы, циркулирующие в крови, оказывают влияние на функционирование нервной системы. Образование этих веществ регулируется нервной системой.
Важную роль в регуляции жизнедеятельности организма играет также иммунная система, которая контролирует постоянство защитных сил организма на протяжении жизни человека.

Закрепление знаний:

1. Охарактеризуйте понятие «организм».
2. Назовите известные вам уровни строения организма.
3. Что необходимо для нормального функционирования организма? Благодаря чему происходит регуляция деятельности организма?

Домашнее задание:

Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
1. Дайте определение понятию «организм».
2. Назовите урони строения организма.
3 Дайте определение понятий «клетка», «ткань».
4. Охарактеризуйте понятие «орган». Назовите известные вам органы человека.
5. Взаимосвязь строения и функкций органов.
6. Назовите известные вам физиологические системы, дайте определение этому понятию.
7.Понятие «функциональная система».
8. Механизмы регуляции деятельности организма.

Последние материалы сайта