Как повысить скорость реакции и мышление. Нарушения мышления (ускоренное и замедленное, резонерство, обстоятельность, амбивалентность, аутистическое мышление, разорванность мышления). Всем удачи в развитии своего мышления

20.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Последнее время стал замечать, что не успеваю реагировать, когда что-то происходит вокруг. Нужно как-то воздействовать на окружающую возникшую ситуацию, а в голове как будто тормоз какой-то. Не могу быстро сообразить что делать. Решения приходят только спустя какое-то время, когда они уже не актуальны

Задумался над тем — в чём причина такого и как можно развить скорость мышления

Основная причина потеря скорости

У меня это оказалось — избыток информации. Перегружал свою голову фильмами, лекциями, новыми знаниями, чтением книг… Мозг всё время что-то обдумывал, обрабатывал, оценивал, анализировал как применить, какая польза от применения, стоит ли так делать… Даже когда отдыхал, голова автоматически думала в таком направлении. Таким образом оперативная память головы была регулярно забита, что и привело к падению мыслительной скорости

Как увеличил свою скорость мышления

Чтобы скорость работы мозга стала выше, стал разгружать голову. А именно:

  • Стал меньше смотреть фильмов
  • Стал меньше смотреть образовательных видеолекций
  • Стал больше заниматься спортом

1. Меньше фильмов

Это высвободило голову от обдумывания сюжета, полезных моментов, того что даёт этот фильм, как бы я поступил на месте героя… и похожих мыслей. После просмотра фильмов, пару раз очень точно подмечал: голова после кино как в сонном состоянии, быстрота мышления уменьшается в разы. Становлюсь на овощ похож. Да, кино это приятно, интересно, в чём-то полезно . И при этом оперативность уходит. Внимание потрачено на видео ленту. Запаса внимания нет. К тому же у фильмов есть ещё ряд отрицательных влияний

Соответственно 🙂 Уменьшил количество просматриваемых фильмов. Увеличил запас имеющегося внимания. Что привело к увеличения скорости реагирования, к повышению скорости мышления. Эх, а так хочется посмотреть киношку 🙂 Вот скоро, в 2017 году, выйдет . Ну иногда буду себе позволять. Изредка. Я не железный человек, и быть им не хочу

2. Меньше образовательных лекций

  • Принцип тот же самый. Отличие лишь в том, что после лекций загружался и думал — а как бы это применить, насколько эффективно применять рекомендуемые практики… Думал, думал, думал… Потом опять продолжал смотреть семинары, вебинары, лекции… Снова думал, обдумывал, просчитывал… А результата было очень мало. Ибо на практику почти не оставалось времени и сил
  • Знание без практики ничего не стоит. А знание реализованное на практике — это уже мудрость 🙂 . Чтобы не быть в разряде постоянных учеников, стал меньше внимания уделять знаниям. Больше внимания отводить практике того, что уже знаю
  • Плюс добавляется эффект накопления скорости реакции. Когда ничего не происходит, а голова свободна, мозг настолько переходит в режим «ну пусть хоть что-нибудь случится, я хочу порешать задачи», что когда это что-нибудь случается — мозг чуть ли не пачками начинает давать решения. Очень быстро. Вот что значит запас внимания, запас скорости реакции
  • Лекторы. Есть категория людей — лекторы. Как ни встретишь — сыпят умными цитатами, ссылками, что-то пересказывают, рассказывают… Чтобы от них не было такого же перегруза, как от образовательной программы 🙂 , делаю следующее: не слушаю их 🙂
  • Позволяю себе посмотреть редко. Когда действительно необходимо. И смотрю также лекции или книги читаю, чтобы хоть какой-то минимальный поток информации образовательной был

3. Больше спорта

Особенно на свежем воздухе. Больше стал двигаться. Это прочищает мозги кислородом. Может быть вам знакомо чувство, когда бежишь и о чём-то думаешь. Ощущение, что во время бега скорость мыслей начинает увеличиваться. Много больше успеваешь сообразить, больше ответов приходит

Кислород, свежий воздух, движение. Всё что угодно похожее. Это помогает ускорить мозг. И как вытекающее ускорить способность реагировать, быстро находить ответы и решения

Универсальный механизм повышения скорости мышления и внимания

Состоит из двух действий:

  1. Убрать внимание от лишнего и ненужного
  2. Приложить внимание к первоочередному

Убираю внимание от фильмов, сериалов, второстепенных дел, исключаю лишнее общение, компьютерные игры, бессмысленный сёрфинг в Интернете и подобное

Прикладываю внимание к первоочередному. К тому, что действительно нужно делать, а не откладывать на потом

А что помогает вам ускорить мозг?

Случалось ли вам, прокручивая в голове только что проведенные переговоры или свое участие в бурной дискуссии, с досадой признать, что, к большому сожалению, лишь сейчас, спустя какое-то время, пришли в вашу голову нужный аргумент для партнёров или точная реплика в пику вашему оппоненту? А поезд, как говорится, уже ушел. От чего же зависит скорость принятия решения, и как развить быстроту мышления?

Обратимся к простому сравнению. Вы замечали, как отличается быстрота информационного потока у фильма в кинозале и сериала по телевизору? Режиссеры, снимая фильм, хорошо представляют себе, в какой обстановке его будут смотреть зрители, и в зависимости от этого выбирают подходящую скорость развития сюжета. В кинозале вы полностью вовлечены в то, что происходит на экране.

Темпоритм подачи информации настолько высок, что для облегчения восприятия убирают остальные раздражители, выключая свет в зале. Напротив, дома вы смотрите сериал в размеренном темпоритме, у вас есть возможность добежать до холодильника за чем-нибудь вкусным, отвлечься на телефонный звонок, и при этом все равно оставаться в курсе событий, происходящих на экране.

Мозг у разных людей тоже работает в разных темпоритмах . Кто-то легко ориентируется в информационных потоках, обрушивающихся на него словно кадры фильма-экшена, а кто-то способен перерабатывать лишь скорость темпоритма мыльной оперы. Доступную для человека скорость переработки поступающей информации называют скоростью мышления.

Развитие скорости мышления – одно из направлений развития дисциплинированного ума.

Быстрота мышления определяется скоростью протекания основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Это психофизиологические характеристики, и на них не повлиять простым усилием воли. Но что действительно можно сделать, так это с помощью тренировок своего ума добиться возрастания скорости переработки информации.

Итак, перед вами 10 эффективных упражнений для развития скорости мышления .

  1. Сценарий «А что, если…»

Готовясь к сложным переговорам или совещанию, где от вас потребуется оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, заранее продумывайте возможные варианты развития событий. Спросите себя, что вы скажете в ответ на такой-то вопрос, или как будете действовать в такой-то ситуации, или как парируете на реплику оппонента.

Такие тренировки полезны тем, что побуждают вас выстраивать в голове вероятностные модели будущего. Используйте превентивное просчитывание вариантов возможных событий как тренажер, ведь представляя ситуацию, вы можете произвольно ускорять или замедлять скорость своих рассуждений.

До тех пор пока ваш лексикон замусорен этой словесной шелухой, темпоритм ваших мыслей будет медленнее темпоритма, на который вы способны на самом деле.

  1. Упражняйтесь думать на другом языке

Когда выпадает возможность порассуждать вне жестких временных рамок, заставляйте свой мозг рассуждать на иностранном, а не родном языке. Процесс, который вы при этом запускаете, похож на то, как тренируют тибетских монахов. Выполняя различные физические упражнения с нагрузкой, они потом эти же упражнения смогут выполнять без нагрузки во много раз легче и быстрее.

Здесь работает тот же принцип: заставляя мозг выстраивать логику рассуждений на неродном языке, вы тренируете его так, что он сможет делать затем то же самое на родном языке намного быстрее.

  1. Чтение с секундомером

Прочтите главу любой книги как можно быстрее. Засеките время, которое вам понадобилось для прочтения. Теперь снова засеките время и быстро перескажите основную информацию, которую вы только что прочли. Выполняйте это упражнение регулярно, каждый раз стараясь уменьшить и время на прочтение, и время на пересказ прочитанного. Так вы развиваете одновременно быстроту восприятия и быстроту воспроизведения информации.

  1. Скоростной алфавит

Положите перед собой листок с буквами алфавита. Придумывайте как можно быстрее по 3 слова, начинающиеся на каждую букву алфавита: три слова на «а», затем три слова на «б» и так до буквы «я». Постепенно увеличивайте число слов, которые надо придумать, до 10.

Чтобы усложнить это упражнение, снова воспользуйтесь секундомером. Замерьте, сколько времени вам требуется на то, чтобы подобрать 30 слов. Затем старайтесь сокращать это время, ускоряя темпы выполнения задания.

С Викиум вы сможете заниматься упражнениями для развития скорости мышления по индивидуальной программе

  1. Дорогие звонки

Иногда за границей очень быстро уходят деньги за международные разговоры по мобильнику. Представьте, что каждая секунда вашего разговора стоит больших денег. Вспоминая разговор, который у вас только что был с кем-либо, возьмите за правило мысленно повторить его так, чтобы максимально сократить его время. Подумайте, как можно было бы очистить этот разговор от ненужного информационного шума – лишних фраз и вопросов, без которых вполне можно было бы обойтись.

Поупражняйтесь, вступая с кем-либо в деловой диалог, если позволяет ситуация. Представляйте, что говорите по такому телефону, где звонки очень дорогие. Старайтесь ускорить диалог, говорите и думайте быстрее, чем вы делаете это обычно. Сосредоточьтесь только на главном, подбирайте только наиболее точные слова, не отвлекайтесь от темы, говорите и отвечайте быстро.

  1. Определяйте свои приоритеты

Для тренировки быстроты мышления используйте практику расстановки приоритетов. Все, с чем вы имеете дело, вступаете в контакты, вас окружает, вы можете ранжировать от важного до необязательного и бесполезного. Привычка ранжировать структурирует ваше персональное информационное пространство.

Так же как вам легко найти нужные вещи там, где они расположены в определенном известном вам порядке, вам будет легко разыскивать нужную вам для принятия решения информацию. Хотя эту рекомендацию вряд ли можно отнести к развивающим упражнениям, следовать ей означает заранее подготовить свой мозг к быстрым решениям.

  1. Читайте юмористические рассказы

Не только рассказы. Можно также завести правило смотреть юмористические рисунки. Чувство юмора всегда связано с высокой скоростью реагирования на ситуацию. Плюс сюда подключается умение увидеть неочевидное противоречие и обозначить его в максимально ярких и точных формулировках. Все это вместе и являет собой быстроту мышления.

Не просто читайте или запоминайте остроумные анекдоты, но стремитесь понять, в чем соль шутки, почему она вызывает смех?

Не меньшую пользу вашему уму принесет собирание коллекции каламбуров. Накапливая такой необычный опыт реагирования, вы тренируете свой мозг в нужный момент выдать нечто аналогичное.

  1. «Вверх тормашками»

Это упражнение перекликается с упражнением 3, но выполнять его значительно легче. И, к тому же, веселее. Когда вы берете в руки какой-нибудь журнал или книгу, или газету, переверните так, чтобы поменять верх и низ и пролистайте, рассматривая помещенные там рисунки и фотографии.

Старайтесь понять, что там изображено, и делайте это как можно быстрее. Так вы тренируете свой мозг распознавать неочевидные сигналы, ориентироваться в ситуации «перевертышей». А, главное, не удовлетворяться первым же ответом, а углубляться в более глубокую оценку ситуации. Можно разместить «вверх тормашками» сложную замысловатую картинку на рабочем столе своего компьютера.

  1. Меняем скорости

Поскольку речь идет о быстроте мышления, то стоит потренироваться в управлении скоростью своих процессов. Делайте одно и то же дело, меняя скорость его выполнения. Например, можно с разной скоростью чистить зубы, выпить стакан воды, прочесть письмо, полученное по почте. Намеренно, то ускоряя, то замедляя свои действия, вы приучаете свой мозг работать в разных темпоритмах. Медленное выполнение старайтесь постепенно делать еще более медленным. И, напротив, быстрое выполнение то и дело ускоряйте.

Эти упражнения не дадут эффекта, если не будут выполняться регулярно . Выполнение каждый день по одному заданию будет стимулировать ваш мозг к развитию в нужном направлении.

Если вы действительно намерены всерьез подойти к решению задачи, как развить скорость мышления упражнения, предложенные здесь, помогут вам

  • оперативно отреагировать на проблемную ситуацию,
  • не сожалеть, что нужное решение пришло в голову с опозданием,
  • защитить свой мозг от раннего старения и разрушительных болезней, типа болезни Альцгеймера.

Ускорение мышления характерно для маниакальных и гипоманиакальных состояний различного генеза и наблюдается при маниакально-депрессивном психозе, а также при маниоформных состояниях экзогенного происхождения, иногда при шизофрении, главным образом в дебюте и при циркулярной ее форме. На первый план при ускорении мышления выступают нарушения его динамики, проявляющиеся в лабильности суждений.

Характерны быстрое, облегченное возникновение и смена мыслей. Суждения больных при ускоренном мышлении отличаются поверхностностью. Этим, а также расстройствами внимания, присущими состояниям с ускоренным мышлением, объясняется малая умственная продуктивность больных в маниакальном состоянии. Еще ниже умственная продуктивность при симптоматических маниях интоксикационного или инфекционного происхождения, так как в этих случаях большое значение приобретают явления повышенной истощаемости психических процессов (такие состояния квалифицируют как астено-маниакальные). Относительно хорошей может быть работоспособность больных при легких гипоманиакальных состояниях, при циклотимии. Чем больше выражено ускорение мышления, тем менее результативна деятельность больного.

Нарушения внимания при маниакальных состояниях в первую очередь характеризуются его неустойчивостью. Сочетание неустойчивого внимания, облегченного образования ассоциаций, ускоренного течения мыслей приводит к своеобразным изменениям речи больного - отдельные высказывания не связаны какой-либо общей идеей, характерны случайные ассоциации, нередко по созвучию. Объектом мышления становится любой предмет, на который больной обратил внимание. При значительном ускорении мышления говорят о скачке идей - мысли так быстро сменяют друг друга, что со стороны это воспринимается как непрерывный словесный поток. В то же время при скачке идей в отличие от шизофренической разорванности нетрудно все же уловить последовательность мыслей и их, хотя и весьма поверхностную, взаимосвязь. Лишь в случаях крайне резкого ускорения мышления наблюдатель утрачивает способность улавливать переходы между отдельными мыслями. В этих случаях говорят о маниакальной (вихревой) спутанности. Ускоренное мышление в силу своей неустойчивости характеризуется легкой утратой объекта рассуждения.

Мышление - процесс построения образа окружающего мира и его познание, порождающее творчество. Патология мышления разделяется на расстройства по темпу (ускоренное, замедленное мышление), структуре (разорванное, паралогическое, обстоятельное, шперрунг, ментизм), содержанию (навязчивые, сверхценные и бредовые идеи).

История вопроса, норма и эволюция

Суждение о человеке основаны на наблюдении его поведения и анализе его речи. Благодаря полученным данным можно сказать, насколько окружающий мир соответствует (адекватен) внутреннему миру человека. Сам же внутренний мир и процесс его познания и составляет суть процесса мышления. Так как этот мир и есть сознание, то можно сказать, что мышление (познание) - это процесс формирования сознания. Размышление как таковое может быть представлено как последовательный процесс, в котором каждое предыдущее суждение связано с последующим, то есть между ними устанавливается логика, которая формально заключена в схему «Если... то». При таком подходе третьего, скрытого смысла между двумя понятиями не дано. Например, если холодно, значит, следует надеть пальто. Однако в процессе мышления третьим элементом может быть мотивация. Человек, который закаляется, не станет надевать пальто при снижении температуры. Кроме того, у него может быть групповое (социальное) представление о том, что такое низкая температура и собственный опыт общения с подобными температурами. Ребенок бегает босиком по холодным лужам, хотя ему запрещают это делать, лишь потому, что это ему нравится. Следовательно, мышление можно разделить на процессы логики, процессы, связанные с речью (в том числе ее темпом), индивидуальной и социальной мотивацией (целью), формированием понятий. Совершенно определенно, что кроме сознательного, фактически высказанного процесса мышления существует и бессознательный процесс, который может быть выявлен в структуре речи. С позиции логики процесс мышления складывается из анализа, синтеза, обобщения, конкретизации и абстрагирования (отвлечения). Однако логика может быть формальной, а может быть метафорической, то есть поэтической. Мы может от чего-то отказываться потому, что это вредно, но можем и потому, что это интуитивно не нравится или его вред обоснован не опытом, а словом авторитета. Такая иная логика называется мифологической, или архаической. Когда девушка рвет портрет возлюбленного потому, что он ей изменил, она символически уничтожает его образ, хотя в логическом смысле клочок бумажки с изображением человека не имеет никакого отношения к самому человеку. Человек и его образ, или его предмет, или части человека (волосы, например) в этом мифологическом мышлении идентифицируются. Другим законом мифологического (архаического, поэтического) мышления являются бинарные оппозиции, то есть противопоставления типа добро - зло, жизнь - смерть, божественное - земное, мужское - женское. Еще одним признаком является этиологизм, который приводит человека к размышлению «Почему это произошло именно со мной», хотя ему прекрасно известно, что аналогичная случайность многократно повторялась у других в прошлом. В мифологическом мышлении неразделимо единство восприятия, чувств и мышления (высказывания), это особенно заметно у детей, которые говорят о том, что видят и том, что чувствуют без отчетливой задержки. Мифологическое мышление у взрослых характерно для поэтов и художников, однако при психопатологии оно проявляется как неконтролируемый спонтанный процесс. Процесс мышления формируется в результате обучения. Tolman считал, что это происходит благодаря формированию когнитивной цепи, а Keller указывал на роль внезапного озарения - «инсайта». Согласно Bandura, такое обучение происходит в процессе имитации и повторения. Согласно И.П. Павлову, процессы мышления отражают физиологию условного и безусловного рефлексов. Бихевиористы развили эту теорию в концепцию оперантного обучения. Согласно Torndike, мышление является отражением поведения, связанного с системой проб и ошибок, а также с фиксацией эффектов наказания в прошлом. Skinner выделил такие операнты обучения, как предрассудки, собственное рефлективное поведение, модификации поведения, связанные с обучением, формообразование нового поведения (шейпинг). Поведение и мышление формируют цели в результате подкрепления, позитивного или негативного (одной из форм негативного подкрепления является наказание). Таким образом, процесс мышления может быть сформирован благодаря подбору перечня подкреплений и наказаний. К позитивным подкреплениям, способствующим формированию мотиваций и конкретных схем мышления, относятся: пища, вода, секс, подарок, деньги, повышение экономического статуса. Позитивное подкрепление способствует фиксации поведения, предшествующего подкреплению, например «хорошее» поведение, за которое следует подарок. Таким образом, формируются такие когнитивные цепи, или поведение, которые поощряются, или социально приемлемы. Негативное подкрепление вызывается темнотой, жарой, ударом, «утратой социального лица», болью, критикой, голодом или неудачей (лишением). Благодаря системе негативных подкреплений человек избегает такого пути мышления, который ведет к наказанию. Социальная мотивация процесса мышления зависит от культуры, воздействия авторитарной личности, потребности в социальном одобрении. Она обусловлена стремлением к престижным ценностям группы или общества и состоит из стратегии преодоления трудностей. Наиболее высокими потребностями по Masloy являются самореализация, а также когнитивные и эстетические потребности. Промежуточное место в иерархии потребностей принадлежит стремлению к порядку, справедливости и красоте, а также потребности в уважении, признании и благодарности. На самом низком уровне стоят потребности в привязанности, любви, причастности к группе, а также физиологические потребности.

Основными мыслительными процессами являются формирование понятий (символов), суждения и умозаключения. Простые понятия - существенные признаки предметов или явлений, комплексные понятия предполагают абстрагирование от предмета - символизацию. Например, кровь как простое понятие ассоциировано с конкретной физиологической жидкостью, однако как комплексное понятие означает также близость, «кровность». Соответственно, цвет крови символически указывает на род - «голубая кровь». Источниками истолкований символов являются психопатология, сновидения, фантазии, забывания, оговорки и ошибки.

Суждения - это процесс сравнения понятий, благодаря которому формулируется мысль. Это сравнение происходит по типу: позитивное - негативное понятие, простое - комплексное понятие, знакомое - незнакомое. На основании серии логических действий формируется умозаключение (гипотеза), которая опровергается или подтверждается на практике.

Симптомы Расстройства мышления

Выделяются следующие варианты расстройств мышления: по темпу, содержанию, структуре.

Расстройства мышления по темпу включают:

  • - ускорение мышления, которое характеризуется ускорением темпа речи, скачкой идей, которые при значительной выраженности темпа не успевают быть высказанными (fuga idearum). Часто идеи носят продуктивный характер и ассоциированы с высокой творческой активностью. Симптом характерен для маний и гипоманий.

Стоит подумать об одном, и сразу появляется желание рассказать о деталях, но потом появляется новая идея. Все это не успеваешь записывать, а если записывать, то появляются опять новые мысли. Особенно интересно ночью, когда никто не мешает, а спать не хочется. Кажется, что за час можешь написать целую книгу.

  • - замедление мышления - уменьшение количества ассоциаций и замедление темпа речи, сопровождающееся трудностью в подборе слов и формированием общих понятий и умозаключений. Характерно для депрессий, астенических симптомов, отмечается также при минимальных расстройствах сознания.

Вот опять меня что-то спросили, а мне нужно время, чтобы сосредоточиться, так сразу я не могу. Все сказал и мыслей больше нет, приходится повторять опять все сначала, пока не устану. Когда спрашивают о выводах, вообще нужно долго думать и лучше, если будет домашнее задание.

  • - ментизм - наплыв мыслей, который нередко носит насильственный характер. Обычно такие мысли разноплановые и не могут быть высказаны.
  • - шперрунг - «закупорка» мыслей, воспринимается пациентом как обрыв мыслей, внезапная пустота в голове, замолкание. Сперрунг и ментизм характерны больше для шизофрении и шизотипических расстройств.

Все это выглядит как вихрь в момент разговора или когда думаешь, мыслей много и они путаются, ни одной не остается, но не лучше, если они исчезают. Только произнес слово, а следующего нет, и мысль исчезла. Часто от этого теряешься и уходишь, люди обижаются, но что можно поделать, если не знаешь, когда это будет.

К расстройствам мышления по содержанию относится аффективное мышление, эгоцентрическое мышление, параноидное, обсессивное и сверхценное мышления.

Аффективное мышление характеризуется преобладанием в мышлении эмоционально окрашенных представлений, высокой зависимостью мышления от окружающих, быстрой реакцией мыслительного и неотделимого от него эмоционально процесса на любой, часто незначимый стимул (аффективная неустойчивость). Аффективное мышление характерно для пациентов, страдающих расстройствами настроения (депрессивное или маниакальное мышление). Система суждений и представлений при аффективном мышлении полностью определяется ведущим настроением.

Кажется, что ты все уже для себя решила. Но утром встаешь - и все пропало, настроение никуда, и все решения приходится отменять. Или бывает, что кто-то расстроит, и тогда на всех злишься. Но бывает и наоборот, мелочь, тебе скажут, что хорошо выглядишь, и весь мир другой и хочется радоваться.

Эгоцентрическое мышление - при этом типе мышления все суждения и представления фиксированы на нарцистическом идеале, а также на том, то полезно или вредно собственной личности. Остальные, в том числе социальные представления, отметаются. Такой тип мышления часто формируется у зависимых личностей, а также при алкоголизме и наркоманиях. В то же время эгоцентрические черты могут быть нормативными для детского возраста.

Не ясно, что они все от меня требуют, родители считают, что я должен учиться, Н., с которой я дружу, что мне нужно лучше выглядеть. Кажется, что никто меня по настоящему не понимает. Если я не учусь и не работаю и не хочу зарабатывать денег, то выходит я и не человек, но ведь я никому не мешаю, делаю только то, что мне нравится. Всем не угодишь, а собаку пусть сами выгуливают, она их больше любит.

Параноидное мышление - в основе мышления лежат бредовые идеи, сочетающиеся с подозрительностью, недоверчивость, ригидностью. Бред - ложное умозаключение, возникающее на болезненной основе, например, он может быть вторичным от измененного настроения, повышенного или пониженного, галлюцинаций, или первичным, в результате формирования особой, понятной лишь самому пациенту логики.

Слишком многое вокруг связывается в одну цепь. Когда шел на работу меня толкнул мужчина, одетый во все черное, потом на работе было два подозрительных звонка, поднимаю трубку и слышу злобное молчание и чье-то дыхание. Потом в подъезде появилась новая надпись «Опять ты здесь», потом дома отключили воду. Выхожу на балкон и вижу того же мужчину, но переодетого в синюю рубашку. Что они все от меня хотят? Нужно добавить на дверь дополнительный замок.

Бредовые идеи не поддаются переубеждению, и к ним отсутствует критика со стороны самого пациента. Когнитивные связи, поддерживающие существование бреда по принципу обратной связи, выглядят следующим образом: 1) формируется недоверие к другим: Я, вероятно, не слишком дружелюбен - другие люди меня поэтому избегают - Я понимаю почему они это делают - усиление недоверия к другим. Стадии формирования бреда по К. Conrad следующие:

  • - трема - бредовое предчувствие, тревога, обнаружение источника формирования новой логической цепи;
  • - апофена - формирование гештальта бреда - образование бредовой идеи, ее кристаллизация, иногда внезапное озарение;
  • - апокалипсис - распад бредовой системы вследствие терапии или аффективного истощения.

По механизму образования бред делится на первичный - он связан с интерпретацией и построением поэтапной логики, вторичный - связанный с формированием целостных образов, например под влиянием измененного настроения или галлюцинирования, и индуцированный - при котором реципиент, будучи здоровым человеком, воспроизводит бредовую систему индуктора, психически больного человека.

По степени систематизации бред может быть фрагментарным и систематизированным. По содержанию выделяются следующие варианты бредовых идей:

  • - Идеи отношения и значения. Окружающие замечают пациента, смотрят на него по особенному, намекают своим поведением на его особое предназначение. Он находится в центре внимания и истолковывает явления окружающего, ранее не значимые для него, как существенные. Например, он связывает номера машин, взгляды прохожих, случайно оброненные предметы, обращенные не к нему слова как намеки, имеющие отношение к нему самому.

Это началось примерно месяц назад, когда я возвращался из командировки. В соседнем купе сидели люди и по-особенному, со значением на меня смотрели, специально выходили в коридор и заглядывали в мое купе. Понял, что-то со мной не то. Посмотрел в зеркало и понял - дело в моих глазах, они какие-то безумные. Потом на вокзале все как будто обо мне знали, специально передали по радио «Теперь он уже здесь». На моей улице прокопали траншею почти до моего дома, это намек на то, что пора убираться отсюда.

  • - Идеи преследования - пациент считает, что за ним следят, находит множество подтверждений слежки, находит скрытую аппаратуру, постепенно замечая, что круг преследователей расширяется. Утверждает, что преследователи облучают его специальной аппаратурой или воздействуют гипнозом, управляют его мыслями, настроением, поведение и желаниями. Этот вариант бреда преследования обозначается бредом воздействия. В систему преследования могут включаться идеи отравления. Пациент считает, что ему добавляют яд в пищу, травят воздух или подменивают предметы, которые предварительно обрабатывают ядом. Возможен также транзитивный бред преследования, при этом пациент сам начинает преследовать воображаемых преследователей, применяя против них агрессию.

Странно, что никто этого не замечает - всюду прослушивающая аппаратура, об этом даже по телевизору говорили. Смотришь в экран компьютера, а на самом деле он на тебя смотрит, там датчики. Кому это нужно? Наверное, спецслужбам, которые занимаются тем, что вербуют людей, которые должны заниматься тайной торговлей наркотиками. Специально подмешают экстази в кока-колу, выпьешь и чувствуешь, что тебя ведет. Приучают, а потом используют. Мылся в ванной, а дверь не закрыл, чувствую - заходят, оставили пакет в прихожей, синий, у меня такого не было, а в нем что-то намазано внутри. Прикоснешься, и на руке останется метка, по которой тебя где угодно можно вычислить.

  • - Идеи величия выражаются в убежденности пациента в наличии у него могущества в виде исключительной силы, энергии благодаря божественному происхождению, огромного богатства, исключительных достижений в сфере науки, искусства, политики, исключительной ценности предлагаемых им реформ. Е. Kraepelin разделял идеи величия (парафренные идеи) на экспансивную парафрению, при которой могущество является результатом повышенного (экспансивного) настроения; конфабуляторную парафрению, при которой пациент приписывает себе былые исключительные заслуги, но при этом он забывает реальные события прошлого, заменяя из бредовой фантазией; систематизированную парафрению, которая формируется как результат логических построений; а также галлюцинаторную парафрению, как объяснение исключительности, «подсказанное» голосами или другими галлюцинаторными образами.

В период катастрофической инфляции, когда зарплата исчислялась миллионами купонов, пациент Ц., 62 лет, считает, что у него исключительно ценная сперма, которая используется для выращивания армии ССА. Высокая ценность экскрементов характерна для симптома Мозеса (Моисея), при котором пациенты уверяют, что их кал, моча и пот обладают ценностью, сравнимой только с золотом. Пациент также утверждает, что является президентом Америки, Белоруссии и СНГ. Он уверяет, что в деревню прилетает вертолет со 181 девственницей, которых он осеменяет на спецпункте племенного завода, от них рождается 5501 мальчик. Считает, что оживил Ленина и Сталина. Президента Украины считает Богом, а России - Королем Первым. За 5 дней осеменил 10 тыс. и за это получил от народа 129 миллионов 800 тысяч долларов, которые ему привозят в мешках, мешки он прячет в шкафу.

  • - Идеи ревности - заключаются в убежденности в супружеской измене, при этом доводы отличаются нелепостью. Например, пациент уверяет в том, что его партнер осуществляет половое сношение через стенку.

Она изменяет мне где угодно и с кем угодно. Даже когда я слезку и договариваюсь с друзьями о контроле, все равно это получается. Доказательства. Ну вот, прихожу домой, на постели след от человека, вмятина такая. На ковре пятнышки, похожие на сперму, губа прикушена, от поцелуя. Ну и ночью, бывает, встает и идет, будто в туалет, но дверь закрывает, что она там делает, прислушался, были слышны стоны как при оргазме.

  • - Любовный бред выражается в субъективной убежденности в том, что она (он) является объектом любви политического деятеля, кинозвезды или врача, часто гинеколога. Указанное лицо часто преследуется и принуждается к ответному чувству.

Мой муж известный психотерапевт, и его постоянно преследуют пациенты, особенно женщины, но среди них есть одна, которая отличается от всех остальных поклонниц. Она ворует у нас даже половики и устраивает мне скандалы, что он неправильно одет или плохо выглядит. Часто она буквально спит у нас во дворе, и от нее никуда нельзя деться. Она считает, что я фиктивная жена, а она - настоящая. Из-за нее мы постоянно меняем номера телефонов. Свои письма к нему она публикует в газетах и там описывает разные неприличные вещи, которые ему приписывает. Всем говорит, что ее ребенок от него, хотя она на 20 лет его старше.

  • - Идеи виновности и самообвинения - обычно формируются на фоне сниженного настроения. Пациент убежден в том, что виновен своими поступками перед близкими и обществом, его ожидают суд и казнь.

Из-за того, что дома я ничего не в состоянии делать, все плохо. Дети не так одеты, муж скоро меня бросит, так как я не готовлю. Должно быть, это все за грехи если не мои, то моего рода. Я должна пострадать, чтобы их искупить. Я прошу их сделать со мной что-нибудь, а не смотреть с таким упреком.

  • - Ипохондрический бред - пациент интерпретирует свои соматические ощущения, парестезии, сенестопатии как проявление неизлечимого заболевания, например - СПИДа, рака. Требует обследования, ожидает смерти.

Это пятнышко на груди раньше было маленьким, а теперь растет, Это меланома. Да, гистологию мне делали, но, наверное, неправильно. Пятно зудит и от него стреляет в сердце, это метастазы, я читала в энциклопедии, что бывают метастазы в средостение. Вот почему мне трудно дышать и комок в желудке. Завещание я уже написала и думаю, что все быстро кончится, так как нарастает слабость.

  • - Нигилистический бред (бред Котара) - пациент уверяет, то у него отсутствуют внутренности, они «сгнили», аналогичные процессы происходят и в окружающем - весь мир мертв или находится на различных этапах разложения.
  • - Бред инсценировки - выражается в представлениях о том, что все события окружающего специально подстраиваются как в театре, персонал и пациенты в отделении на самом деле - переодетые сотрудники спецслужб, инсценируется поведение пациента, которое демонстрируется по телевидению.

Меня привезли сюда на допрос, якобы вы врач, но я-то вижу, как у Вас под халатом контурируются погоны. Здесь нет больных, все подстроено. Может быть, снимается специальный фильм по сценарию разведки. Для чего? Чтобы выведать у меня правду моего рождения, что я вовсе не тот, за кого себя выдаю. Это не ручка у Вас в руках, а передатчик, Вы пишете, но на самом деле - передаете шифровку.

  • - Бред двойника заключается в убежденности наличия положительного или отрицательного, то есть воплощающего негативные черты личности, двойника, который может находиться на значительном расстоянии, и может быть связан с пациентом галлюцинаторными или символическими конструкциями.

Пациент Л. уверяет, что его неправильное поведение вовсе не его поведение, а его близнеца, который был подброшен родителями и оказался за границей. Теперь он действует от его лица, чтобы его завербовать. «Он точно такой же, как я, и даже так же одет, но всегда совершает поступки, на которые бы я не решился. Вы говорите, что это я разбил дома окно. Это не так, я в это время был в совершенно другом месте».

  • - Манихейский бред - пациент убежден в том, что весь мир и он сам является ареной борьбы добра и зла - Бога и дьявола. Это система может подтверждаться взаимоисключающими псевдогаллюцинациями, то есть голосами, которые спорят друг с другом за обладание душой человека.

Два раза в день я хожу в церковь и постоянно ношу с собой Библию, потому что мне трудно во всем самому разобраться. Сначала я не знала, что правильно, а где грех. Потом поняла, что во всем есть Бог и во всем есть дьявол. Бог меня успокаивает, а дьявол искушает. Пью, например, воду, сделала лишний глоток - грех, Бог помогает искупить - читаю молитвы, но потом появилось два голоса, один Бога, второй дьявола и они стали спорить друг с другом и бороться за мою душу, и я запуталась.

  • - Дисморфоптический бред - пациентка (пациент), чаще подросток, убеждена (убежден) в том, что у нее изменена форма лица, существует аномалия тела (чаще всего гениталий), настаивает на хирургическом лечении аномалий.

Плохое настроение у меня оттого, что я все время думаю о том, что мой половой член маленький. Я знаю, что во время эрекции он увеличивается, но все равно об этом думаю. Наверное, я никогда не буду жить половой жизнью, хотя мне 18 лет, лучше об этом не думать. Может быть, сделать операцию сейчас, пока не поздно. Я читал о том, что его можно увеличить специальными процедурами.

  • - Бред одержимости - заключается в том, что пациент ощущает себя превращенным в животное, например, в волка (ликантропия), в медведя (симптом Локис), в вампира или в неодушевленный предмет.

Сначала было постоянное урчание в животе, наподобие включения зажигания, потом между желудком и мочевым пузырем образовалось пространство типа полости с топливом. Эти мысли превратили меня в механизм, и внутри образовалась сеть сплетений с проводами и трубами. За глазами встроили ночью компьютер, экраном внутрь головы, который показывал быстрые коды из светящихся синих цифр.

Все формы бреда имеют сходство с мифологическими конструкциями (мифологемами), которые воплощены в архаических преданиях, эпосах, мифах, легендах, сюжетах сновидений и фантазий. Например, идеи одержимости присутствуют в фольклоре большинства стран: девушка - оборотень лисицы в Китае, Иван-царевич - серый волк, Царевна-лягушка в русском фольклоре. Наиболее частые сюжеты бреда и соответствующих мифологем относятся к идеям запрета и его нарушениям, борьбе, победе, преследованию и спасению в историях происхождения, второго рождения, в том числе чудесного, смерти, судьбе. При этом действующее лицо играет роль вредителя, дарителя, волшебного помощника, отправителя и героя, а также ложного героя.

Параноидное мышление характерно для шизофрении, параноидных расстройств и индуцированных бредовых расстройств, а также органических бредовых расстройств. Эквивалентами бреда у детей являются бредоподобные фантазии и сверхценные страхи. При бредоподобных фантазиях ребенок рассказывает о фантастическом придуманном мире, и уверен, что он реально существует, заменяя реальность. В этом мире существуют добрые и злые персонажи, агрессия и любовь. Он так же, как бред, не подвергается критике, но очень изменчив, как всякая фантазия. Сверхценные страхи выражаются в опасениях по отношению к предметам, которые не имеют сами по себе такого фобического компонента. Например, ребенок может бояться угла комнаты, части тела родителей, батареи отопления, форточки. Полная картина бреда чаще появляется у детей только после 9 лет.

Сверхценное мышление включает сверхценные идеи, которые не всегда являются ложными умозаключениями, развиваются у особых стеничных личностей, однако они доминируют в их психической жизни, вытесняя все остальные мотивы, критика к ним отсутствует. Примерами сверхценных образований являются идеи революционной трансформации мира, изобретательства, в том числе изобретение вечного двигателя, эликсира молодости, философского камня; идеи физического и нравственного совершенства с помощью бесконечного числа психотехник; идеи сутяжничества и борьбы против конкретного лица с помощью судебных разбирательств; а также сверхценные идеи коллекционирования, для реализации которых пациент подчиняет предмету страсти без остатка всю свою жизнь. Психологическим аналогом сверхценного мышления является процесс формирования и становления любви.

Сверхценное мышление характерно для параноидных расстройств личности.

Я поссорился со своими близкими и хотел жить отдельно. Но это совершенно невозможно, так как мне некуда вывезти свою коллекцию. Они меня обвиняют, что все деньги я трачу на старые и пустые бутылки и они везде, далее в туалете. Там есть бутылки времен осады Севастополя англичанами и французами, за которые я отдал целое состояние. Что они в этом понимают? Да, я у дарил жену за то, что она разбила, якобы случайно, флакончик, который мне тяжело достался. Но за него я готов был ее убить, ведь я обменял его на целую коллекцию пивных бутылок.

Обсессивное мышление характеризуется стереотипно повторяющимися мыслями, представлениями, воспоминаниями, действиями, страхами, ритуалами, которые возникают помимо воли пациента, обычно на фоне тревоги. Однако к ним, в отличие от бреда и сверхценных идей, существует полная критика. Навязчивые мысли могут выражаться в повторяющихся воспоминаниях, сомнениях, например в воспоминаниях об услышанной мелодии, оскорблении, навязчивых сомнениях и перепроверке выключенного газа, утюга, закрытой двери. Навязчивое влечение также сопровождается навязчивыми мыслями, которые должны быть импульсивно выполнены, например навязчивое воровство (клептомания), поджоги (пиромания), самоубийство (суицидомания). Навязчивые мысли могу приводить к фобиям, то есть навязчивым страхам, например страхам людных мест и открытых пространств (агорафобия), закрытых пространств (клаустрофобия), загрязнения (мизофобия), боязни заразиться конкретным заболеванием (нозофобия) и даже страху страха (фобофобия). Возникновение страхов избегается ритуалами.

Костя еще в детстве, когда шел на экзамен, должен был сначала одеться, а потом раздеться, 21 раз прикоснуться ко мне, а потом еще помахать три раза с улицы. Потом стало все труднее. Он мылся по 20 - 30 минут, а потом и вовсе часами находился в ванной. Он тратил на шампунь половину моей зарплаты. На руках у него от воды были трещины, так он натирал ладони губкой, думая, что так смывает инфекцию. Кроме того, он боялся острых предметов и требовал убирать их со стола, чтобы не порезаться. А есть для него - целая пытка. Он кладет ложку слева, потом справа, потом ее слегка ровняет по отношению к тарелке, потом ровняет тарелку и так до бесконечности. Когда он надевает брюки, стрелки должны быть ровными, но для этого он должен залезть на диван и спустить брюки с дивана. Если у него что-то не получается, все повторяется сначала.

Обсессивное мышление характерно для обсессивно-компульсивных расстройств, ананкастных и тревожных расстройств личности.

Расстройства мышления по структуре могут подразделяться на изменение системы логики (паралогическое мышление), изменение плавности и связности мышления.

Паралогическое мышление Е.А.Севалев подразделяет на прелогическое, аутистическое, формализующее и идентифицирующее. Каждый из этих типов мышления основан на собственной логике.

Прелогическое мышление - это эквивалент мифопоэтического мышления, описанного нами выше. При психопатологии такое мышление характеризуется заполнением образов и представлений идеями колдовства, мистики, психоэнергетики, религиозной ереси, сектантства. Весь мир может пониматься в символах поэтической, чувственной логики и объясняться исходя из интуитивных представлений. Пациент уверен, что он должен вести себя так, а не иначе на основании знаков природы или собственных предчувствий. Такое мышление может считаться регрессивным, поскольку напоминает детское мышление. Таким образом, прелогическое мышление оперирует архаической логикой, характерной для древних народов. Характерно для острого чувственного бреда, истерических расстройств личности.

Все эти неприятности связаны с тем, что меня сглазили. Я пошла к экстрасенсу, и он сказал, что нужно поставить экран от сглаза и порчи и дал какую-то траву. Это сразу помогло, но потом соседка сказала, что порча повторяется, и показала испачканную дверь и подброшенный пучок волос. Пошла в церковь и попросила освятить квартиру, так как неприятности продолжались, и муж стал приходить пьяным каждый вечер. Это тоже помогло ненадолго. Должно быть, сильный сглаз. Пошла к бабушке Марфе, которая дала заряженную фотографию, ее спрятала под подушу мужа. Он спал крепко, но вечером опять напился. Против сильного сглаза нужен, наверное, и сильный энергетик.

Аутистическое мышление характеризуется погруженностью пациента в мир собственных фантазий, которые в символической форме компенсируют комплексы неполноценности. При внешней холодности, отрешенности от реальности, равнодушии поражает богатый, причудливый и часто фантастический внутренний мир пациента. Часть из этих фантазий сопровождается визуализированными представлениями, они заполняют творческую продукцию пациента, могут быть наполнены глубоким философским содержанием. Таким образом, за бесцветными сценами личности происходят пышные пиры душевной жизни. В других случаях при изменении эмоционального состояния пациенты-аутисты могут открыто проявлять свою творческую фантазию. Это явление обозначается как «аутизм наизнанку». У ребенка-аутиста относительно богатые фантазии, и даже высокие успехи в отдельных отвлеченных областях знаний, например философии, астрономии, маскируются избеганием телесного контакта, взгляда, некоординированной моторикой и двигательными стереотипиями. Один из аутистов так символически выразил свой мир: «кольцом самотворчества крепко обезопаситься вовне». Аутистическое мышление строится на фантазийной логике, которая понятна исходя из бессознательной индивидуальной мотивации и является компенсацией высокой чувствительности к стрессу. Поэтому аутистический мир является своеобразным бегством от жестокой реальности. Характерно для шизофрении, шизотипических и шизоидных расстройств личности, хотя может встречаться и при акцентуациях, то есть у психически здоровых.

Моему сыну 21 год, и я постоянно им занимаюсь, так как он был всегда необычный мальчиком. Он окончил 11 классов, но в классе не знал никого. Об оценках я сама договаривалась. На улицу сам не ходит, только со мной. Читает только книги о птицах. Может часами сидеть на балконе и смотреть на воробьев или синиц. Но зачем ему это нужно, никогда не говорит. Ведет дневники, и исписал множество толстых тетрадей. В них написано так: «она подлетела и села на ветку и три раза провела ногой по брюшку», рядом нарисована птичка, и эти рисунки с разными комментариями по всем тетрадям. Я его уговаривала поступать в университет, но он отказался, это ему неинтересно. Когда мы выходим гулять, он останавливается у какого-нибудь дерева и смотрит долго на птиц, потом записывает. Он никому не пишет о своих наблюдениях и не хочет о них говорить, он не смотрит телевизор и не читает газет, не знает, сколько стоит хлеб.

Формализующее мышление может быть также названо бюрократическим. Когнитивная жизнь таких пациентов заполнена правилами, регламентом и схемами, которые обычно черпаются из социального окружения или связаны с воспитанием. Выйти за пределы этих схем невозможно, а если реальность не соответствует им, то у таких личностей возникают тревога, протест или стремление к назиданиям. Характерно для параноидных расстройств личности и болезни Пика.

Во всем мире должен быть порядок. Совершенно неверно, что некоторые наши соседи приходят домой поздно, я с этим борюсь, и сделал на подъезде замок с ключами. Все, чего мы достигли раньше, связано с порядком, теперь порядка нет. Везде грязь, потому что не убирают, нужно восстановить государственный контроль над всем, чтобы люди не шатались по улице. Им не нравится, что на работе я требую отчитываться - кто куда пошел и когда вернется. Без этого нельзя. Дома тоже порядка нет, каждый день вешаю схему, сколько потрачено и сколько калорий должны употреблять жена и дочь в зависимости от их веса.

Символическое мышление характеризуется продуцированием понятных только самому пациенту символов, которые могут быть чрезвычайно вычурными и выраженными придуманными словами (неологизмами). Так, например, один из пациентов так объясняет слово «сифилис» - сильный физически, а слово «туберкулез» - ту беру, которую люблю до слез. Иначе говоря, если обычное сложное понятие (символ) может быть истолковано исходя из особенностей культуры (коллективного бессознательного), религиозных аллегорий, семантики группы, то при символическом мышлении такое истолкование возможно только исходя из личного глубинно бессознательного или прошлого опыта. Характерно для шизофрении.

Я не просто так решил, что мои родители не настоящие. Дело в том, что в моем имени Кирилл, зашифрована правда. Оно состоит из слов «Кир» - был такой царь, кажется, и «ил», то есть найденный в болоте. Значит, меня просто нашли и имя у меня настоящее, а фамилия нет.

Пациент Л., создает специальный символический шрифт, построенный на включении «женского в понимание буквы»: а - анестезирующая, б - бреющая, в - выполняющая, г - глядящая, д - добывающая, е - естественная, ж - жизненная, живущая, з - здоровая, и - идущая, ......н - настоящая, ...с - свободная, ...ф - фрезерующая, флотская, ...щ - щитовая, ..ю - ювелирующая.

Идентифицирующее мышление характеризуется тем, что человек пользуется в своем мышлении смыслами, выражениями и понятиями на самом деле принадлежащими не ему, а другим, часто авторитарным, доминантным личностям. Этот вариант мышления становится нормой в странах с тоталитарным режимом, требующих постоянных ссылок на авторитет вождя и его понимание той или иной ситуации. Данное мышление обусловлено механизмом проективной идентификации. Характерно для зависимых и диссоциальных расстройств личности.

Я стараюсь объяснить им - не нужно так поступать, потому что Вас осудят и не поймут. Кто? Все. Нужно вести себя так, чтобы ты был как все. Когда меня вызывают «наверх», всегда думаю, что я такого натворил, что обо мне узнали, ведь все как будто в порядке. Я не хуже и не лучше других. Люблю песни певицы П., купила платье как у нее. Мне нравится наш президент, он очень аккуратный человек, правильно все говорит.

Изменения плавности и связности мышления проявляются в следующих расстройствах: аморфность мышления выражается в присутствии связности между собой по смыслу отдельных частей предложения и даже отдельных предложений при ускользании общего смысла сказанного. Создается впечатление, что пациент «плывет», или «растекается», будучи не в состоянии выразить общую мысль сказанного или прямо ответить на вопрос. Характерно для шизоидных расстройств личности и акцентуаций.

Вы спрашиваете о том, когда я ушел из института. В общем так. Ситуация вроде складывалась так, что учиться мне не очень хотелось, постепенно как-то. Но не об этом речь, сразу после поступления уже возникло разочарование, и все перестало нравиться. Так изо дня в день хотелось что-то изменить, но что - я не знал, и все перестало меня интересовать, и на занятия перестал ходить из-за этого самого разочарования. Когда не интересно, то, понимаете, просто незачем дальше учиться, лучше уме работать, хотя никаких особенных неприятностей не было. А какой Вы задали вопрос?

Предметно-конкретное мышление характерно для лиц с умственной отсталостью, выражается примитивной речью с формальной логикой. Например, на вопрос - как вы понимаете поговорку «Яблоко от яблони недалеко падает?» отвечает: «Яблоки всегда падают недалеко от дерева». Характерно для умственной отсталости и деменций.

Резонерское мышление выражается в рассуждательстве по поводу вопроса вместо прямого ответа на вопрос. Так, супруга одного пациента так говорит о своем муже: «Он такой умный, что совершенно невозможно понять, о чем он говорит».

На вопрос «Как вы себя чувствуете?» пациент отвечает: «Смотря, что вы понимаете под словом чувства. Если вы понимаете под ними ваше ощущение от моих чувств, то ваше самоощущение не будет соответствовать моим мыслям о ваших чувствах».

Характерно для шизотипических расстройств, шизофрении и акцентуаций.

Обстоятельное мышление характеризуется детализацией, вязкостью, застреванием на отдельных деталях. При ответах даже на простой вопрос пациент пытается бесконечно углубиться в мельчайшие подробности. Характерно для эпилепсии.

Меня беспокоят головные боли. Знаете, вот в этом месте виска слегка давит, особенно когда встаешь или сразу после того, как ложишься, иногда после еды. Такое легкое давление в этом месте бывает когда много читаешь, тогда слегка пульсирует и что-то бьется... Потом поташнивает, это бывает в любое время года, но особенно часто осенью, когда ешь много фруктов, правда, и весной на дождь тоже самое бывает. Такая странная тошнота снизу вверх и сглатываешь... Хотя не всегда, иногда она бывает, будто в одном месте стоит комок, который не проглотишь.

Тематическое соскальзывание характеризуется внезапным изменением темы разговора и отсутствием связи между произносимыми предложениями. Например, на вопрос «Сколько у вас детей?» пациент отвечает «У меня двое детей. С утра я, кажется, переел». Тематическое соскальзывание является одним из признаков особой структуры мышления и речи - шизофазии, в которой вероятна паралогическая связь между отдельными предложениями. В вышеприведенном примере, в частности, указанная связь устанавливается между детьми и тем, что они отказались от еды утром, поэтому пациент сам ее съел.

Инкогерентное мышление (бессвязное) - при таком мышлении отсутствует связь между отдельными словами в предложении, часто появляются повторы отдельных слов (персеверации).

Вербигерация - расстройство мышления, при котором нарушается связь не только между словами, но и между слогами. Пациент может произносить отдельные звуки и слоги стереотипно. Различные степени разорванности мышления характерны для шизофрении.

Речевые стереотипии могут выражаться как повторы отдельных слов, так и фраз или предложений. Пациенты могут рассказывать одни и те же истории, анекдоты (симптом граммофонной пластинки). Иногда стоячие обороты сопровождаются затуханием, например, пациент произносит фразу «Головная боль меня иногда беспокоит. Головная боль меня иногда. Головная боль меня. Головная боль. Головная». Речевые стереотипии характерны для деменций.

Копролалия - преобладание в речи нецензурных оборотов и фраз, иногда с полным вытеснением обычной речи. Характерна для диссоциальных расстройств личности и проявляется при всех острых психозах.

Диагностика Расстройства мышления

К методам исследования мышления относится изучение структуры языка, поскольку язык является основным полем проявления мышления. В современной психолингвистике выделяются исследования семантики (смысла) высказывания, синтаксический анализ (изучение структуры предложения), морфемный анализ (изучение единиц смысла), анализ монологической и диалогической речи, а также фонематический анализ, то есть изучение базисных звуков речи, отражающих ее эмоциональное содержание. Темп речи отражает скорость мышления, однако следует помнить, что единственным инструментом сопоставления скорости речи, так же как и ее содержания, является мышление самого врача. Уровень и течение мыслительных процессов изучается методиками «закономерностей числового ряда», тестом количественных отношений, незаконченных предложений, понимания сюжетных картин, выделения существенных признаков, тесами исключений и образования аналогий, а также пробой Эббенгаузена (см. соответствующий раздел учебника). Процессы символизации и выявления бессознательных конструкций мышления изучаются методом пиктограмм и ассоциативным экспериментом.

25.04.2019

Грядут долгие выходные, и, многие россияне поедут отдыхать за город. Не лишним будет знать, как защитить себя от укусов клещей. Температурный режим в мае способствует активизации опасных насекомых...

05.04.2019

Заболеваемость коклюшем в РФ за 2018 г. (в сравнении с 2017 г.) выросла почти в 2 раза 1, в том числе у детей в возрасте до 14 лет. Общее число зарегистрированных случаев коклюша за январь-декабрь выросло с 5 415 случаев в 2017 г. до 10 421 случаев за аналогичный период в 2018 г. Заболеваемость коклюшем неуклонно растет с 2008 года...

20.02.2019

Главные детские специалисты фтизиатры посетили 72-ю школу Санкт-Петербурга для изучения причин, по которым 11 школьников почувствовали слабость и головокружения после постановки им в понедельник, 18 февраля, пробы на туберкулез

Медицинские статьи

Почти 5% всех злокачественных опухолей составляют саркомы. Они отличаются высокой агрессивностью, быстрым распространением гематогенным путем и склонностью к рецидивам после лечения. Некоторые саркомы развиваются годами, ничем себя не проявляя...

Вирусы не только витают в воздухе, но и могут попадать на поручни, сидения и другие поверхности, при этом сохраняя свою активность. Поэтому в поездках или общественных местах желательно не только исключить общение с окружающими людьми, но и избегать...

Вернуть хорошее зрение и навсегда распрощаться с очками и контактными линзами - мечта многих людей. Сейчас её можно сделать реальностью быстро и безопасно. Новые возможности лазерной коррекции зрения открывает полностью бесконтактная методика Фемто-ЛАСИК.

Косметические препараты, предназначенные ухаживать за нашей кожей и волосами, на самом деле могут оказаться не столь безопасными, как мы думаем

Здравствуйте, дорогие друзья!

Скорость процесса обработки информации нашим мозгом играет огромную роль, как в вопросе принятия решений, так и в жизни всецело. От того насколько качественно и быстро мы реагируем на внешние факторы и раздражители, зависит наша успешность и благополучие.

Как ускорить реакцию мозга? Ведь он - это суперкомпьютер весом всего несколько фунтов! Но от его умения правильно отдавать сигналы телу, зависит движение человека.

Центр контроля и отдачи команд, управляющих жизнью, также ответственен за отношения с другими людьми, восприятие и эмоциональную оценку происходящего.

Оптимизация реакции мозга - это возможность быть лучше! Именно поэтому для сегодняшней статьи я подобрала несколько советов, что направят вас на увеличение умственных способностей.

1. Физическая нагрузка

Калифорнийские ученые, доказали, что у человека при систематических физических нагрузках, начинают качественней шевелиться извилины, вырабатывая так называемые «серые» клетки в организме.

Так, например в бою, особь должна молниеносно концентрироваться и принимать взвешенные решения. Координация движений тела, оценка угрозы или расстояния к противнику аналогичным образом осуществляется с помощью сигналов мозга.

От того, насколько эффективно выстроена реакция на сигнал, подающийся компьютером, иногда зависит жизнь индивидуума. Поэтому, для развития быстроты мысли и организма всецело, я советую вам однозначно заниматься спортом .

2. Тренировка мышления

В вопросе развития навыка важны не только физические нагрузки. Вы самостоятельно сможете развить нужную область мозга и заставить ее работать более продуктивно.

Как это сделать? Во-первых, стоит заранее понять, какой вид мышления преобладает над вами? Во-вторых, ранее в своих материалах я писала о том, как развить логическое мышление или усовершенствовать левое полушарие мозга, отвечающее за чувства и творчество.

Однако, мне хочется заметить, что сам мыслительный процесс и самостоятельный анализ, отменно помогает развить бездействующие части мозга. Я предлагаю вам открыть для себя новые ощущения.

Попробуйте неизведанные запахи или блюда, экспериментируйте в путешествиях , займитесь ремеслом, доселе вам не знакомым. И обязательно , для открытия новых горизонтов.

3. Простой вопрос «Почему?»

Заведите для себя новую и полезную привычку. Вы наверняка знали о том, что серое вещество предрасположено к нескрываемому любопытству? Так вот именно поэтому, я предложу вам развить пикантный навык задавать вопрос «Почему? »

Задавайтесь этим вопросом не менее 10 раз на день. Сопоставляйте выводы, умозаключения, изучайте новую информацию и развивайтесь. Вы удивитесь, сколько перспектив и возможностей откроется вам при внедрении такого маленького вопроса в свой речевой обиход!

4. Ешьте больше орехов

В орехах содержится масло. Начиная от кедровых, заканчивая грецкими. Раньше его считали полезным только для лечения заболеваний сердца. Но сейчас исследования выявили, что оно прекрасно себя рекомендует в вопросе увеличения скорости работы мозга.

Благодаря орехам происходит увеличение количества кислорода, что поступает в голову, а также обеспечивается его правильная циркуляция. Помимо этого оно способствует более эффективному функционированию мембран в клетках организма.

Именно поэтому люди, которые не ленятся и добавляют в свой рацион много орехов и растительной пищи менее подвержены нервным расстройствам, нарушению внимания и проблемам с памятью.

Также, ради успешного пищеварения, стоит заметить что орехи богаты белками, а значит лучше с углеводами (мёд, изюм, ...) их не смешивать! Таково одно из правил радельного питания, которое вам поможет гораздо более эффективно переваривать и усваивать пищу.

5. Тренируйте память

Методики, помогающие укрепить навык запоминания, полезно сказываются не только на мышлении, но и на памяти физики тела. Практика и упражнения - вот рецепт положительного внедрения в жизнь новой привычки.

Танцы, аэробика, гимнастика, а так же медитации помогают нашему организму наладить все жизненно важные системы регуляции. Запоминая движения, упражнения и позы, вы укрепляете связь между телом и сигналом мозга.

Да и сами химические реакции, что происходят в момент активности, тренируют мышечную память и укрепляют весь организм, а это повышает уровень скорости движения.

Чтение, разгадывание задач и тренировка зрительной памяти наряду с логическими ребусами, отменно рекомендуют себя в становлении человека.

6. Правильное питание

Способны ли вредные жиры сделать личность глупее? Вы не поверите, но это так! Исследователи в Университете Торонто доказали факт негативного влияния жиров на умственные возможности подопытных - то бишь крыс.

Почему так происходит? При отказе от вредной пищи, мозг человека начинает работать легче и быстрее. Когда происходит замена вредоносной животной пищи с огромным количеством жиров на пищу растительного происхождения, то в организме увеличивается поток богатой кислородом крови к мозгу.

А это в свою очередь увеличивает показатели мыслительного процесса и быстроты реакции.

7. Улучшение приобретенных навыков

Конечно же, в нашей жизни полно привычных и обыденных занятий. Среди них можно найти и шитье, и рисование, и кулинарию. Но я посоветую вам разнообразить досуг усложнением домашних дел и приобретенных навыков.

Это поможет простимулировать нейронные связи к дополнительной нагрузке. Начните читать литературу, которая помимо теории несет в себе практическое воплощение. Ознакомьтесь с неведомыми вам стилями рисования, освойте другой вид кроя или шитья. Откройте для себя мир сыроедческой кулинарии и внедряйте изученное в реальности!

Такой подход обязывает вас достигать более высоких показателей, а мозг — быть здоровым и продуктивным.

8. Игры

Активный образ жизни и желание двигаться, а не лежать куличиком на диване, помогает держать серое вещество в тонусе. У вас получилось выделить свободное время? Обязательно проводите его на свежем воздухе в компании деток или друзей!

Игры в теннис, футбол, баскетбол, фрисби и любые силовые нагрузки, отменно подходят для вас! Отправляйтесь походы, достигайте вершины и не поленитесь приобрести гаджет, измеряющий количество шагов в день

Новомодная примочка может быть очень полезной тем людям, которые большую часть времени проводят сидя. А с помощью приложения всегда можно понять идете вы домой пешком или можете позволить себе проехаться в транспорте?

9. Тренируйте уровень концентрации

Концентрация - это панацея для увеличения работоспособности мозга! Но стоит понимать, что ее «пожиратели» не всегда заметны и уловимы. Учитесь видеть, когда именно вы отвлеклись? Что послужило поводом это сделать?

Выполняя одно дело за другим и находясь в состоянии «здесь и сейчас», вы сможете добиться высоких оценок за свои труды в действительности.

10. Ароматерапия и расслабление

Для того, что бы не сжечь все клетки в голове от переизбытка усилий, должное внимание стоит уделить отдыху. Я посоветую вам прибегнуть к ароматерапии для поднятия тонуса или наоборот, релакса.

Вещества, что стимулируют организм, могут нести в себе нотки кипариса и мяты. А вот в случае успокоения воспользуйтесь розой. Также может подойти аромат герани.

Друзья, на этом я поставлю точку.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о том, каким образом вы ускоряете реакции мозга и какие проверенные упражнения посоветуете?

До встречи на блоге, пока-пока!

Последние материалы сайта