Интенсивный показатель заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Учетно-отчетная документация и оценка показателей. Кратность заболеваний. Индекс здоровья. Сообщение для печати

07.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
  • МОДУЛЬ 2.2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ
  • МОДУЛЬ 2.3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ
  • МОДУЛЬ 2.4. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
  • БЛОК 3. СТАТИСТИКА МЕДИЦИНСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. МОДУЛЬ 3.1. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • МОДУЛЬ 3.2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОЛЬНИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • МОДУЛЬ 3.3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • МОДУЛЬ 3.4. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ ПОМОЩЬ
  • МОДУЛЬ 3.5. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
  • МОДУЛЬ 3.6. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
  • МОДУЛЬ 3.7. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
  • МОДУЛЬ 3.9. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • МОДУЛЬ 3.8. ЭКСПЕРТИЗА ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

    МОДУЛЬ 3.8. ЭКСПЕРТИЗА ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

    Цель изучения модуля: изучить организацию экспертизы временной нетрудоспособности и порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность.

    После изучения темы студент должен знать:

    Основные понятия экспертизы временной нетрудоспособности;

    Организацию экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях;

    Виды временной нетрудоспособности;

    Правила выдачи, порядок оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность;

    Статистические показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

    Методику расчета показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

    Студент должен уметь:

    Рассчитывать, анализировать и интерпретировать статистические показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

    Оформлять документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность;

    Использовать полученные знания в практической деятельности врача.

    3.8.1. Блок информации

    Временная нетрудоспособность - состояние организма человека, обусловленное заболеванием, травмой и другими причинами, при которых нарушения функций сопровождаются невозможностью выполнения профессиональных обязанностей в обычных производственных условиях в течение определенного промежутка времени, т.е. носят обратимый характер.

    Экспертиза временной нетрудоспособности - один из видов медицинской экспертизы, основная цель которой - оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности.

    Документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность и подтверждающими временное освобождение от работы (учебы), являются «Листок нетрудоспособности», в отдельных случаях - справки установленной формы, например «Справка о временной нетрудоспособности студента, учащегося техникума, профессионально-технического училища, о болезни, карантине и прочих причинах отсутствия ребенка, посещающего школу, детское дошкольное учреждение» (ф. 095/у).

    Основным статистическим документом, регистрирующим заболевания с временной утратой трудоспособности, являются «Сведения о причинах временной нетрудоспособности» (ф. 16-ВН). Этот документ позволяет проанализировать уровень и структуру отдельных заболеваний в случаях и днях нетрудоспособности. В целях унификации формирования государственного статистического отчета лечебнопрофилактического учреждения используется «Талон на законченный случай временной нетрудоспособности» (ф. 025-9/у-96).

    Организация экспертизы временной нетрудоспособности, порядок выдачи листков нетрудоспособности, анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности изложены в разделе 8 главы 3 и разделах 2, 3 главы 20 учебника . Порядок заполнения листка нетрудоспособности приведен в приложении 10.

    3.8.2. Задания для самостоятельной работы

    1.Изучить материалы соответствующих глав учебника , модуля, рекомендуемой литературы.

    2.Ответить на контрольные вопросы.

    3.Разобрать задачу-эталон.

    4.Ответить на вопросы тестового задания модуля.

    5.Решить задачи.

    3.8.3. Контрольные вопросы

    1.Дайте определение понятия «экспертиза временной нетрудоспособности».

    2.В чем заключается экспертиза временной нетрудоспособности?

    3.Перечислите виды временной нетрудоспособности.

    4.Назовите документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность.

    5.Назовите порядок выдачи листка нетрудоспособности при заболеваниях, травмах, отравлениях, а также при некоторых других последствиях воздействия внешних причин.

    6.Каков порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи?

    7.Как выдается листок нетрудоспособности в случаях беременности и родов?

    8.Как осуществляется выдача листка нетрудоспособности на период санаторно-курортного лечения, протезирования и при карантине?

    9.Назовите показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Приведите формулу расчета.

    3.8.4. Задача-эталон

    Исходные данные

    1.На одном из промышленных предприятий с числом работающих 1215 человек в течение года было зарегистрировано 840 случаев заболеваний и 9200 дней временной утраты трудоспособности.

    2.Смирнова Любовь Ивановна, 52 лет, бухгалтер ООО «Вымпел», проживающая по адресу: Воронеж, ул. Лебедева, д. 45, кв. 126, обратилась в городскую поликлинику № 2, находящуюся по адресу: Воронеж, ул. Лебедева, д. 5. После обследования врачом-терапевтом Павловой М.А. был поставлен диагноз: гипертонический криз. Назначено лечение. Листок нетрудоспособности выдан с 25 марта на 18 дней.

    Задание

    1.На основании представленных исходных данных рассчитать и проанализировать показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

    2.Оформить листок нетрудоспособности в соответствии с правилами заполнения листка нетрудоспособности и прилагаемым образцом (приложение 10).

    Решение

    Для анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности на одном из промышленных предприятий рассчитаем следующие показатели.

    1. Статистические показатели заболеваемости с временной утраты трудоспособности

    1.1. Число случаев временной нетрудоспособности на 100 работающих =

    1.2. Число дней временной нетрудоспособности на 100 работающих =

    1.3. Средняя длительность (тяжесть) случая временной нетрудоспособности =

    2. Для оформления временной нетрудоспособности лечащий врач имеет право выдать листок нетрудоспособности при первичном обращении максимально на срок до 10 дней и продлевать единолично на срок до 30 дней. В данном примере врач оформляет листок нетрудоспособности на 7 дней - с 25.03 по 31.03, затем продлевает еще на 7 дней - с 01.04 по 07.04, и в дальнейшем с 08.04 по 11.04. С 12.04 работница должна приступить к работе.

    Результаты расчета статистических показателей заносим в таблицу и сравниваем их с рекомендуемыми значениями или сложившимися среднестатистическими соответствующими показателями, приведенными в разделе 8 главы 3 учебника и рекомендуемой литературе, после чего делаем соответствующие выводы.

    Таблица. Сравнительная характеристика статистических показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности

    Вывод

    На данном промышленном предприятии показатель числа случаев временной нетрудоспособности (69,1) - выше, а число дней временной нетрудоспособности (757,2) на 100 работающих - ниже соответствующих показателей, сложившихся в среднем по РФ. Показатель средней продолжительности одного случая временной нетрудоспособности (11) - ниже аналогичного показателя по РФ.

    3.8.5. Тестовые задания

    Выберите только один правильный ответ.

    1. При каких условиях лицам, занимающимся частной медицинской практикой, может предоставляться право выдачи листков нетрудоспособности?

    1)при наличии сертификата специалиста;

    2)при наличии договора с муниципальными или государственными медицинскими учреждениями;

    3)при травмах, отравлениях и других острых заболеваниях;

    4)при наличии лицензии на занятие медицинской деятельностью и проведение экспертизы временной нетрудоспособности;

    5)в случаях оказания экстренной медицинской помощи.

    2. Как поступить, если при выписке из стационара больной остается временно нетрудоспособным?

    1)закрыть листок и направить в поликлинику;

    2)выдать справку на 3 дня;

    3)продлить листок нетрудоспособности на срок до 10 дней;

    4)продлить листок нетрудоспособности на срок не более 4 дней;

    5)выдать справку на срок не более 10 дней.

    3. Как оформляется нетрудоспособность при травме?

    1)листок нетрудоспособности выдается в день установления временной нетрудоспособности;

    2)листок нетрудоспособности выдается со дня обращения к врачу на весь период нетрудоспособности;

    3)листок нетрудоспособности выдается с 6-го дня нетрудоспособности, на первые 5 дней выдается справка;

    4)листок нетрудоспособности выдается с 11-го дня нетрудоспособности;

    5)при любых травмах на весь срок нетрудоспособности выдается справка.

    4. На какой срок выдается листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком на дому?

    1)на 3 дня, затем выдается справка на срок до 10 дней;

    2)на 7 дней, затем выдается справка на 3 дня;

    3)на срок до 10 дней, свыше выдается справка;

    4)на срок до 14 дней, свыше выдается справка;

    5)на весь период болезни ребенка в возрасте до 7 лет.

    5. В каких случаях выдается листок нетрудоспособности по уходу за здоровым ребенком?

    1)при отъезде матери (отца) на санаторно-курортное лечение;

    2)при наложении карантина на данного ребенка;

    3)при наложении карантина на ясли, сад;

    4)при госпитализации лица, осуществляющего уход за ребенком в возрасте до 3 лет;

    5)при стационарном лечении лица, осуществляющего уход за ребенком в возрасте до 5 лет.

    6. На какой срок выдается листок нетрудоспособности при неосложненной беременности и родах?

    1)на 56 календарных дней;

    2)на 70 календарных дней;

    3)на 126 календарных дней;

    4)на 140 календарных дней;

    5)на 170 календарных дней.

    7. Какие данные необходимы для расчета показателя средней длительности случая временной нетрудоспособности?

    1)число дней временной утраты трудоспособности; число больных лиц;

    2)число дней временной утраты трудоспособности; численность населения;

    3)число дней временной утраты трудоспособности; число случаев временной утраты трудоспособности;

    4)число дней временной утраты трудоспособности; среднегодовое число работающих;

    8. Назовите вид временной нетрудоспособности, при котором листок нетрудоспособности выдается на весь период долечивания, но не более чем на 24 календарных дня:

    1)травма;

    2)карантин;

    3)протезирование;

    4)уход за больным;

    5)санаторно-курортное лечение.

    9. По истечении какого срока после открытия листка нетрудоспособности длительно болеющие направляются на МСЭ при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе?

    1)через 2 мес;

    2)через 3 мес;

    3)через 4 мес;

    4)через 6 мес;

    5)через 12 мес.

    10. Какому медицинскому работнику может быть предоставлено право выдачи листка нетрудоспособности?

    1)врачу станции скорой помощи;

    2)врачу приемного отделения больницы;

    3)врачу дома отдыха, санатория;

    4)медицинской сестре здравпункта;

    5)фельдшеру фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в отдаленной местности.

    11. На какие сроки лечащий врач может выдать листок нетрудоспособности одномоментно и самостоятельно?

    1)на 4 и 15 дней;

    2)на 3 и 6 дней;

    3)на 10 и 25 дней;

    4)на 6 и 30 дней;

    5)на 10 и 30 дней.

    12. Какие данные необходимы для расчета показателя «число случаев временной утраты трудоспособности на 100 работающих»?

    1)число случаев временной утраты трудоспособности; среднегодовая численность населения;

    2)число случаев временной утраты трудоспособности; средняя продолжительность одного случая;

    3)число случаев временной утраты трудоспособности; среднегодовая численность работающих;

    4)число случаев временной утраты трудоспособности; число больных лиц;

    5)число дней временной утраты трудоспособности; число случаев временной утраты трудоспособности.

    13. Назовите функции лечащего врача по экспертизе трудоспособности:

    1)установление факта временной нетрудоспособности, выдача листка нетрудоспособности, направление на МСЭ;

    3)установление факта временной нетрудоспособности, выдача листка нетрудоспособности, экспертиза стойкой нетрудоспособности;

    4)установление факта стойкой нетрудоспособности, выдача направления на врачебную комиссию, экспертиза временной нетрудоспособности;

    5)установление факта временной нетрудоспособности, выдача листка нетрудоспособности максимально до 30 дней, направление на ВК для продления листка нетрудоспособности.

    14. Назовите функции врачебной комиссии по экспертизе трудоспособности:

    1)консультации врачей, направление на МСЭ, выдача заключения о переводе на другую работу, контроль качества лечения, экспертиза временной нетрудоспособности свыше 30 дней;

    2)консультации врачей, направление на МСЭ, экспертиза стойкой нетрудоспособности, профессиональной непригодности;

    3)консультации врачей, выдача листка нетрудоспособности всем больным, экспертиза стойкой и временной нетрудоспособности;

    4)выдача листка нетрудоспособности, справок о профессиональной непригодности, экспертиза временной нетрудоспособности, выдача заключения о переводе на другую работу беременных;

    5)выдача заключения о нетрудоспособности, продление листка нетрудоспособности.

    15. Какие данные необходимы для расчета показателя «число дней временной утраты трудоспособности на 100 работающих»?

    1)число дней временной утраты трудоспособности; среднегодовая численность населения;

    2)число дней временной утраты трудоспособности; средняя продолжительность одного случая;

    3)число дней временной утраты трудоспособности; среднегодовая численность работающих;

    4)число дней временной утраты трудоспособности; число больных лиц;

    5)число дней временной утраты трудоспособности; число рабочих дней в году.

    3.8.6. Задачи для самостоятельного решения

    Задача 1

    Исходные данные

    1.На одном из промышленных предприятий с числом работающих 945 человек в течение года было зарегистрировано 782 случая заболеваний и 8125 дней временной утраты трудоспособности.

    2.Кириллов Петр Иванович, 45 лет, токарь АО «Кабель», проживающий по адресу: Самара, ул. Сибирская, д. 91, кв. 120, с 03.04 по 28.04 проходил стационарное лечение в городской больнице № 1, находящейся по адресу: Самара, ул. Алтайская, д. 85, с диагнозом: язвенная болезнь, язва двенадцатиперстной кишки. Листок нетрудоспособности выдан заведующим терапевтическим отделением Соловьевым М.А. и лечащим врачом Дроздовой Н.П.

    Задача 2

    Исходные данные

    1.На одном из промышленных предприятий с числом работающих 1345 человек в течение года было зарегистрировано 915 случаев заболеваний и 10 170 дней временной утраты трудоспособности.

    2.Макарова Вера Ивановна, 46 лет, швея ООО «ST-мода», проживающая по адресу: Ульяновск, пр. Фрунзе, д. 26, кв. 49. С 15.02 в течение

    Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) - это частота всех случаев (дней) утраты трудоспособности вследствие заболевания, травмы либо других медицинских проблем, связанных со здоровьем, среди отдельных групп работающего населения.

    В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.) разработаны нормативные и методические материалы по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности (ВН) - реализовано право гражданина РФ на тайну сведений о своем заболевании. В первичном учетном документе (листке нетрудоспособности), который подлежит оплате по месту работы, информация о диагнозе заболевания отсутствует, а проставляется только причина временной нетрудоспособности.

    С 1996 г. введен учетный документ "Талон на законченный случай временной нетрудоспособности" с информацией о диагнозе больного.

    Методика изучения ЗВУТ имеет следующие особенности:

    • акцент в организации изучения ВН (сбор информации, обработка и анализ) переносится на ЛПУ. Однако это не исключает изучение и анализ ЗВУТ на предприятиях, имеющих медико-санитарные части, либо другие формы ведомственного медицинского обслуживания;
    • вторая особенность заключается в применении показателей ЗВУТ: в новой методике показатели ЗВУТ предполагается шире использовать для оценки качества медицинской помощи; организации экспертизы ВН;
    • из-за существенных преобразований в производственной сфере и потери принципа медицинского обслуживания работающих с учетом неблагоприятных условий и особенностей труда, анализ показателей ЗВУТ представляет определенные трудности;
    • к сожалению, методика изучения ЗВУТ по ф. 16-ВН в поликлиниках и стационарах дает возможность анализировать состояние здоровья работающего контингента только с учетом наиболее значимых биологических факторов (пола и возраста).

    Единица наблюдения - каждый законченный случай ВН в течение года.

    Учетные документы и правила их заполнения

    Листок нетрудоспособности имеет статистическое, юридическое и финансовое значение. Лицевая сторона бланка заполняется лечащим врачом (средним мед. работником, имеющим лицензию), обратная - предприятием, где работает пациент. Графы "диагноз" и "заключительный диагноз" не заполняются; в графе "причина нетрудоспособности" подчеркивается или записывается вид нетрудоспособности "заболевание", "травма", "санитарно-курортное лечение" и др. В разделе "освобождение от работы" записываются дни нетрудоспособности.

    Талон на законченный случай ВН содержит, кроме паспортных данных о пациенте, сведения о причине ВН, в том числе заключительный диагноз с указанием шифра заболевания по МКБ X пересмотра. Заключительным диагнозом является основное заболевание, послужившее причиной (поводом) временной нетрудоспособности.

    Общее число дней нетрудоспособности включает суммарное число дней по случаю ВН независимо от количества выданных листков нетрудоспособности.

    Все "талоны" собираются, шифруются, сводятся и разрабатываются с помощью компьютерных технологий. Отчет "Сведения о причинах временной нетрудоспособности за ____год" для дальнейшего статистического обобщения предоставляется в бюро статистики управления здравоохранения (медицинские информационно-аналитические центры).

    На основании данных отчета по ф. 16-ВН, содержащих сведения о всех случаях и днях нетрудоспособности, можно изучать, в основном, структуру и уровни ВН в целом по всем видам ВН, по полу, возрасту, отдельным группам болезней, в динамике по годам, регионам (табл. 1).

    Таблица 1. Показатели ЗВУТ, рассчитанные по отчету ф. 16-ВН и их применение

    Показатель Где и кем используются
    I. ЛПУ II. Орган управления здравоохранением территории III. Орган управления здравоохранением РФ
    Структура случаев (дней) нетрудоспособности по причинам ВН Для установления наиболее значимых причин заболеваний ВН, экономических потерь
    Структура случаев ВН по заболеваниям (классам болезней) Для дальнейшего изучения частоты ВН по контингентам работающих, отраслям -||-
    Структура случаев ВН по полу и возрасту как в целом, так и по отдельным причинам, заболеваниям Для изучения распределений по полу и возрасту Для установления влияния пола и возраста на заболеваемость с ВУТ; определения их значимости -||-
    Средняя длительность случая ВН как в целом, так и по отдельным причинам, заболеваниям Для оценки качества оказания мед. помощи, экспертизы ВН, по врачам, отделению, учреждению. Оценку можно проводить по ориентировочным срокам (стандартам) Для организации контроля качества мед. помощи и экспертизы
    Число случаев ВН на 100 среднегодовых работающих (в целом ф.16-ВН, по отдельным классам, болезням, полу, возрасту)* Для установления тенденций ВН Для установления динамики по отдельным ЛПУ; полу, возрасту Для установления динамики по отдельным регионам
    Число дней ВН на 100 среднегодовых работающих (в целом по болезням, полу)* * Используется при наличии сведений о числе работающих в районе обслуживания ЛПУ

    Вместе с тем, внедрение новых информационных систем и программ позволило получить полную информацию о временно нетрудоспособных лицах, что очень важно не только для установления причинно-следственных связей, но, прежде всего, для организации ведомственного и вневедомственного контроля качества оказания медицинских услуг, контроля экономических потерь в связи с заболеваниями, травмами и другими причинами.

    Специальному учету и анализу подлежит заболеваемость с вре­менной утратой трудоспособности, или заболеваемость работающих контингентов (ЗВУТ).

    Сбор информации о ЗВУТ в один из следующ документов:

    Талон амбулаторного пациента ф. 025-6(7)/у-89

    Единый талон амб пациента ф.025-8/у-95

    Талон на законченный случай временной нетрудоспособности ф.025-9/у-96

    Талон амбулаторного пациента ф.025-10/у-97, если компьютерный подсчет

    Книга регистрации листков нетрудоспособности ф. №36/у

    С целью обобщения данных о ЗВУТ ЛПУ заполняется форма 16-ВН «Сведения о причинах временной нетрудоспособности». Этот отчет предназначен для оперативных целей учета и анализа временной нетрудоспособноти работающих. Для анализа ЗВУТ рассчитывают:

    Показатель чатотоы заболеваемости= Число случае ВУТ по первичным больничным листам/ Средняя численность работающих Х 100

    Показатель тяжести заболевания= Число дней ВУТ по превичн бол листкам и их продолжениям/ Средняя численность работающих Х 100

    Средняя продолжительность одного случая нетрудоспособности= Числоо дней ВУТ/Число случаев ВУТ

    Изучать ЗВУТ нужно ежемесячно, только тогда можно выявить прчины болезней. При анализе ЗВУТ следует сравнивать показатели заболеваемости отдельных цехов между собой, со средними пока­зателями по всему заводу, с показателями других предприятии такой же отрасли промышленности, сезонность заболеваемости и т. д.

    ЗВУТ имеет не только соц-гиг знач, но и соц-эконом знач, т.е. отраж заболеваемость работающих.

    В отчетах с ЗВУТ учитываются не только заболевания с ЗВУТ, но и нетрудоспособность по причине беременности, родов, крантина, уходом за больным.

    К этому виду заболеваемости относятся те случаи заболевания, рабочих, служащих, колхозников, котрые повлекли за собой невыход на работу. Таким образом, в данном случае речь идет о заболеваемости, работающих контингентов.

    Единицей наблюдения при изучении заболеваемости с временной утратой трудоспособности является каждый подобный случай, имевший место у работающего в данном году. Учетным документом служит листок нетрудоспособности (больничный лист), который является не только юридическим документом, удостоверявшим временное освобождение от работы, но и финансовым. На каждом предприятии и в учреждениях профсоюзные комитеты и врачи медико-санитарных частей (или доверенные врачи) составляют квартальный отчет по форме № 16-ВН. Этот отчет направляется в городской, областной (краевой, республиканский) комитет профсоюза той отрасли народного хозяйства, к которой относится данное предприятие или учреждение На основе квартальных отчетов составляются полугодовые и годовые отч?п>1 о временной нетрудоспособности. В отчетной форме № 16-ВН приводятся данные о количестве работающих на данном пункте, о числе случаев утраты трудоспособности (по первичным. -листкам нетрудоспособности) и количестве календарных дней нетрудоспособности (по первичным листкам нетрудоспособности и про- должениям), имевшим место у работающих за отчетный период"(квартал, год).

    Анализ этих показателей позволяет судить о динамике заболеваемости на данном предприятии (по кварталам года и за ряд лет), проводить сравнительную оценку с др. предприятиями отрасли, выделить гс заболевания, которые занимают основное место в заболеваемости рабочих, и на этой основе планировать проведение необходимых лечебно-оздоровительных и санитарно-гигиенических мероприятий.

    В то же время возможности использования формы Hi 16-ВН для углубленного изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности ограничены. Она не позволяет устанавливать, кто и как часто болеет на данном предприятии, поскольку в ней отражают лишь сведения о зарегистрированных случаях заболеваний, а не о болевших лицах.

    По этой форме невозможно оценить влияние на заболеваемость таких важных факторов, как пол, возраст, профессия и стаж работающих. В последние годы большое распространение в деятельности медицинских учреждений, обслуживающих промышленные предприятия, получила методика изучения заболеваемости с временной утртой трудоспособности по данным персонального учета.

    На каждого работника предприятия заполняется специальный учетный документ («Персональная карта работающего»), в которой указываются его фамилия, имя, отчество, пол. возраст, профессия и стаж работы (общий и в данной профессии). В течение года работниками медико-санитарной части выкопировыяаются из больничн листов и вносятся в эти карты сведения обо всех случаях утраты тр доспособности каждым работающим с указанием диагноза и длител ноети освобождения его от труда.

    МКБ-10

    Система группировки болезней и патологических состояний, отражающая современный этап развития медицинской науки. Является нормативным документом, определяющим правила систематизации наблюдений при изучении зрооцеваемости. причин смерти и деятельности учреждений здравоохранения. Первая МКБ (перечень причин смерти), предложенная Бертильоном (J. Bertillon) в 1893 г., была принята Международным статистическим институтом. С 1900 г. производятся регулярные пересмотры классификации примерно I раз в 10 лет. В СССР в 1981-1982 гг. введена МКБ девятого пересмотра. Последний десятый пересмотр МКБ был в 1993 г.

    Международная классификация болезне й (МКБ) -- это система группировки болезней и патологических состояний, отражающая со­временный этап развития медицинской науки. МКБ является основ­ным нормативным документом при изучении состояния здоровья населения в странах членах Всемирной организации здравоохранения.

    Таким образом, следует отметить, что МКБ находится в постоянном развитии и совершенствовании.

    Дальнейшая интеграция медицинских информационных систем различных стран мира связана с развитием Международной номен­клатуры болезней (МНБ), разработка которой ведется Советом между­народных медицинских научных организаций с 1970 г. Целье, МНБ является присвоение каждой нозологической единице рекомендуемого международного названия учетом специфичности, однозначности, этиологии.

    В от­личие от номенклатуры основная задача МКБ - сгруппировать одно­типные патологические состояния с целью последующей аналитической обработки. В МКБ все болезни делятся на классы, классы на блоки, блоки на рубрики (шифруются тремя знаками), рубрики на подрубрики (шифруются четырьмя знаками и более). МКБ 10 состоит из трех томов.

    Первый том (В издании на русском языке - в двух книгах) содержит полный перечень трехзначных рубрик и четырехзначных подрубрик, перечень рубрик, по которым страны подают информацию о за­болеваниях и причинах смерти в ВОЗ, а также специальные перечни для статистической разработки данных смертности и заболеваемости.

    Второй том включает в себя описание МКБ-10, ее цели, области применения, инструкции, правила по пользованию МКБ-10 и п{ ла кодирования причин смерти и заболеваний, а также основные требования к статистическому представлению информации. Для специалистов может оказаться интересным и раздел истории МКБ.

    Третий том состоит из алфавитного перечня заболеваний и характера повреждений (травм), перечня внешних причин повреждений, таблиц лекарств и химикатов (около 5,5 тысяч наименований).

    Каковы же основные нововведения в МКБ десятого пересмотра по сравнению с девятым пересмотром. В МКБ-10 увеличено чисто классов (с I 7 до 21). Класс болезней нервной системы и органов чу разделен на классы VI «Болезни нервной системы», VII «Болезни! :а и его придаточного аппарата» и VIII «Болезни уха и сосцевидного отростка». Вспомогательный Е-код заменен на самостоятельный класс XX «Внешние причины заболеваемости и смертности», а V-код на класс XXI «Факторы, влияющие на состояние здоровья насеяешИ обращения в учреждения здравоохранения».

    Общее число блоков в МКБ-10 доведено до 258. МКБ-10 продолжает развивать клиническую направленность систематизации болезней. В отдельные рубрики собраны заболевания, представляющие собой наибольшие проблемы для здравоохранения (инфаркт миокарда, нарушения мозгового кровообращения и др.). Введена систематизация наиболее часто встречаемых заболеваний по их разновидностям.

    Новая классификация предусматривает возможность оценивать некоторые болезни по степени тяжести путем введения кода множественного поражения органов и систем. Сохранена традиция двойногокодирования, позволяющая при специальных исследованиях оценивать наиболее повреждаемые органы при инфекционных и некоторых других заболеваниях. Новая классификация сохранила специальные руб­рики для неточно обозначенных заболеваний и нечетко сформулированных диагнозов. Это может помочь организатору здравоохранения оценивать качество диагностического процесса в учреждении.

    МКБ отличается от номенклатуры заболеваний определенными принципами группировки.

    Классификация построена так, что ограниченное число рубрик охватывает большинство известных заболеваний.

    Болезни, имеющие особую значимость для здравоохранения, помещены в отдельные рубрики и расположены в начале классов или блоков. Рубрики для смешанных или неуточненных заболевании минимизированы. Подрубрики, коды которых (четвертый знак) оканчиваю на цифру «8», означают обычно «другие» состояния и множественные поражения, а на цифру «.9» означают, как правило, то же. что и основная рубрика, но состояние не уточнено. 1b этого положения имеют исключения. Например, код.9 в рубриках Е10 - Е14 Сахарный диабет означает «отсутствие осложнений». .8 - «неуточненные осложнения», а.7 - - «множественные осложнения». Таким образом, МКБ-10 выдвигает строгие требования к формулировке диагноза, без чего невозможно выбрать точный код, наиболее полно отражающий сущность кодируемого заболевания или причины смерти.

    Принципы МКБ

    Болезнь, имеющая особую значимость для здравоохранения иm высокую распространенность, представлена отдельной рубрикой.

    МКБ предназначена для практического использования, поэтому « ней допущен ряд компромиссов между классификациями.

    Болезни сгруппированы следующим образом:

    Эпидемические болезни;

    Конституционные, или общие, болезни;

    Местные болезни, сгруппированные по анатомической локали­зации;

    Болезни, связанные с развитием;

    МКБ-10 не предназначена и непригодна для индексации отдель­ных клинических случаев.

    Имеются определенные трудности в использовании МКБ для изучения финансовых вопросов, таких как выписка счетов или распределение ресурсов.

    СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ.ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЗАБ-ТИ:

    Стр-ра общей з-ти: 1.6-нн орг дых-21.5/о 2.6-ин с-мы кровообращ 11.4% 3 б-ин глаза-9.2%

    Ур-нь общей з-ти в 2003 1712,5 (1655.3-2OO2) на 1000 всего нас (РФ-1411.3). Общая з-ть взрослого нас 1582,8, детей - 2000,2

    Первичная з-ть в 2003 г-896,1(870.6-2002) на 100 всего нас-я. Первичная з-ть детского нас- 1468,9

    Стр-ра первичной з-ти: 1. б-ни орг дых-35,7%. 2.травмы и отравления-15.5%. 3.б-ни мочеполовой с-мы-7,7%

    Схема изучения зд-я нас-я: законодательн по охране зд-я. Условия коллективной жизни: труд, быт. отдых, питание, миграционные процессы, уровень образования и культуры. Организация мед помощи. Соц-эк-ие ф-ры:за6-ть. инвал-тъ. физ развитие, опк-ли естествен дв-я нас, сост зд-я нас. Природно-климатич: природн ресурсы, бноклиматнч уровень, физиогеографич уровень. Биологич: пол. возраст, конституция, насл-ть.

    На региональном уровне потенциал зд-я жителей зависит от: обеспеченности уч-ми З.О,мед персоналом.оснащенности леч. уч, достаточности финансирования и мат-го обеспечения, доступности помощи; экологии региона и вл-е ее на вд-е жителей; Ур-ня доходов жителей.неравенства в распределении наличия услуг З.О. и их доступности.

    В общем виде Ур-нь зд-я в условиях жизни семьи определяет след группа осн-х ф-ов: питание-с6аланснрованность,калорнйность, достаточность,регулярность, жилье-отопление, наличие канализации, централизованное водоснабжен, недостаточность площади; образ жизнн(в связи с соц- професиональным статусом и уровнем жизни)-вредные привычки; финансовая доступность мед помощи, лекарств,возможностей проф-ки.

    ВОЗ определил 10 главных целей стратегии «зд-е для всех в 21 столетии»:1. усиление справедливости в отношении зд-я. 2. улучшение возможностей для выживания и повышения качества жизни. 3. обращение вспять глобальных тенденций в отношении 5 основных пандемий(инф б-ей,неннф б-ей,травматизма и насилия, алкоголизма и наркомания,табакокурение). 4. полная или частичная ликвидация определённых болезней(полиомиелит и т.д.). 5. улучшение доступа к водоснабжению.санитарии.пнщ продуктам и жилью. 6. содействие здоровому и противодействие нездоровому образу жизни. 7. улучшение доступа к комплексной.качественной меднко-санит помощи. 8. поддержка научных иссл-ий в области З.О. 9. внедрение глобальных и национ систем мед информации и эпидем надзора. 10 разработка, осуществление н мониторинг политики достижения к <д-я для всех» в странах.

    ИНВАЛИДНОСТЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ.ИСТ ИНФ ИИ:

    Явл 1 -им из важнейших критериев зд-я. До 95 года в нашей стране понятие инвалид отождествлялось со стойким нетрудоспособным. Инв 2гр-неттрудосп-ен 1гр-еще" и нуждались в уходе.были лишены прав трудоустройства. 3 гр-была рабочей, но их неохотно брали на работу. В 95 г- закон «Соц защита инв-ов РФ», впервые в практике было вкл-но-«ребенок-инвалид».

    Заболеваемость с временной утратой трудоспособности изучается на основе листков временной нетрудоспособности (так называемых больничных листов), где учитывается «случай» и дни временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями.

    Все листки нетрудоспособности, подлежащие включению в отчет, предварительно размечают по причинам освобождения от работы по формам болезни согласно номенклатуре. Каждый листок нетрудоспособности должен войти в разработку по основному диагнозу, являющемуся главной причиной утраты трудоспособности, т. е. по заключительному диагнозу.

    Листки нетрудоспособности, выданные в связи с заболеванием, размечают номерами 1 - 17 в строгом соответствии с алфавитным списком болезней, в котором для каждого вида заболевания указан номер разметки, соответствующий такому же номеру номенклатуры болезней.

    Размеченные листки нетрудоспособности, как подлежащие, так и не подлежащие оплате, раскладывают по номерам разметки. Затем в каждой группе листков отделяют «продолжения» от первичных листков.

    Число случаев утраты трудоспособности учитывается только по первичным листкам. Число дней нетрудоспособности подсчитывается и по первичным листкам, и по «продолжениям».

    Необходимо тщательно следить за тем, чтобы в подсчете числа случаев не попадали «продолжения» и чтобы при подсчете дней выходные и праздничные дни не включались в отчет. Число работающих на 1-е число месяца, показанное в отчетах о временной нетрудоспособности за  январь, апрель, июль, должно совпадать с числом работающих на начало отчетного квартала расчетных ведомостей.

    На основе листков временной нетрудоспособности предприятия составляют отчет ВЦСПС по форме 3-1. Органы здравоохранения используют этот отчет для изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

    Показатель случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности на 100 работающих:

    Показатель дней временной утраты трудоспособности на 100 работающих:

    Показатель средней длительности одного случая:

    Относительные показатели, характеризующие заболеваемость работающих с временной утратой трудоспособности, вычисляются.

    «Справочник помощника санитарного врача
    и помощника эпидемиолога»,
    под ред. члена-корреспондента АМН СССР
    проф. Н.Н.Литвинова

    на 100 работающих =Число случаев временной утратытрудоспособности/

    Число дней временной нетрудоспособности на 100 работающих =Число дней временной утраты трудоспособности/ Среднегодовая численность работающих×100

    Листок нетрудоспособности- юридическим документом, удостоверяющим временное освобождение от работы, и финансовым, на основании которого производится выплата пособия из средств социального страхования. Помимо паспортных данных (фамилия, имя, отчество, пол, возраст), в листке нетрудоспособности имеются сведения о месте работы заболевшего, диагнозе и продолжительности лечения. Основным статистическим документом, регистрирующим за-

    болевания с ВУТ, являются «Сведения о причинах временной не-

    трудоспособности» (ф. 16-ВН).

    Структура-первое место - заболевания острыми респираторными инфекциями, далее - болезни нервной системы и органов чувств, гипертоническая болезнь, болезни костно-мышечной системы, инфекции кожи, болезни органов пищеварения и др.

    37-травматизм – важнейшая соц-гигиенич. проблема.выделяют прозводственный(промышл,с/хоз),непроизводственный(бытовой,транспортный,уличный),спортивный. Средний уровень 120-130 случаев на 1000 насел. У мужчин в 1,5-2 раза выше. В структуре общ.заб. 10-15%. В структуре первичной инвалидности травмы занимают 2 место после ССЗ,3 место по смертности.

    Организация травматологической помощи-1этап-1 помощь,2-врачебная добольничная,3-стационарная,4-восстановит лечение. Четкая тенденция к росту показателя!

    38- Сердечно-сосудистые заболевания занимают сегодня первое место среди причин инвалидности населения нашей страны. При этом 4% мужчин получают I группу, 60% - II группу инвалидности. У женщин эти показатели немного ниже. Среди причин инвалидности превалируют ишемическая и гипертоническая болезни, сосудистые поражения мозга, ревматизм.

    С возрастом отмечается повышение уровня заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями (кроме ревматизма). У женщин показатели заболеваемости (кроме инфаркта миокарда) выше, чем у мужчин. Увеличение показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний обусловлено такими факторами, как постарение населения, улучшение диагностики, более точная формулировка причин смерти

    43. аМеждународная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (англ. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems ) - документ, используемый как ведущая статистическая и классификационная основа в здравоохранении. Периодически (раз в десять лет) пересматривается под руководством ВОЗ. МКБ является нормативным документом, обеспечивающим единство методических подходов и международную сопоставимость материалов.

    В настоящее время действует Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10 , ICD-10 ). В России органы и учреждения здравоохранения осуществили переход статистического учёта на МКБ-10 в 1999 году.

    Целью МКБ является создание условий для систематизированной регистрации, анализа, интерпретации и сравнения данных о смертности и заболеваемости, полученных в раз­ных странах или регионах и в разное время. МКБ используется для преобразования словесной формулировки диагнозов болезней и других проблем, связанных со здоровьем, в буквенно-цифровые коды, кото­рые обеспечивают удобство хранения, извлечения и анализа данных.

    МКБ стала международной стандартной диагностической классификацией для всех общих эпидемиологических целей и многих целей, связанных с управлением здравоохранением. Они включают анализ общей ситуации со здоровьем групп населения, а также подсчёт частоты и распространённости болезней и других проблем, связанных со здоровьем, в их взаимосвязи с различными факторами.

    Международная конференция по Десятому пересмотру Международной классификации болезней проведена Всемирной Организацией Здравоохранения в Женеве 25 сентября - 2 октября 1989 г. Главное нововведение в Десятом пересмотре - это использование алфавитно-цифровой системы кодирования, предполагающей наличие в четырёхзначной рубрике одной буквы, за которой следуют три цифры, что позволило более чем вдвое увеличить размеры структуры кодирования. Введение в рубрики букв или групп букв позволяет закодировать в каждом классе до 100 трёхзначных категорий. Из алфавита 26 букв использовано 25. Таким образом, возможные номера кодов простираются от A00.0 до Z99.9. Буква U оставлена вакантной (резервной).

    МКБ-10 состоит из трёх томов:

    · том 1 содержит основную классифи­кацию;

    · том 2 содержит инструкции по применению для пользователей МКБ;

    44. МСЭ - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуёмого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функции организма.

    МСЭ осуществляется, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных освидетельствуемых лиц.

    МСЭ осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ (Министерство труда и социального развития РФ).

    На государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

    · определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

    · разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

    · изучение уровня и причин инвалидности населения;

    · участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

    · определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

    · определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего.

    СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 декабря 2004 г. № 805 О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы

    В целях реализации статьи 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

    Установить, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро) и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).

    Установить, что Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие бюро (далее - главные бюро), - в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

    Количество бюро определяется исходя из расчета, как правило, 1 бюро на 70 - 90 тыс.
    человек при условии освидетельствования 1,8 - 2 тыс. человек в год. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться исходя из иного расчета численности населения и количества освидетельствуемых граждан в год.

    Основными задачами федеральных государственных учреждений медико-социальной
    экспертизы являются: проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты; изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

    Бюро выполняет следующие функции:

    а) проводит освидетельствование граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и у реабилитационного потенциала;

    б) врач вырабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

    в) устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления
    инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности;

    г) определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах); -

    д) определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской
    Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

    е) дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-
    социальной экспертизы;

    ж) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

    з) формирует в рамках обслуживаемой территории банк данных о гражданах, прошедших

    и) представляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста.

    Главное бюро выполняет следующие функции:

    а) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения бюро;

    б) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;

    в) проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения бюро, а Также по
    направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования, в целях
    установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени
    ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала;

    г) дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-
    социальной экспертизы;

    д) формирует в рамках обслуживаемой территории банк данных о гражданах, прошедших
    медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;

    е) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

    ж) координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории;

    з) в случае проведения освидетельствования:

    разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности; определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

    и) определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской

    Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

    Фёдеральное бюро выполняет следующие функции:

    а) обеспечивает предоставление всем гражданам равных возможностей для прохождения ими освидетельствования в целях признания инвалидом в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

    б) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения главных бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения главных бюро;

    в) проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения главных бюро;

    г) проводит освидетельствование граждан по направлению главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования;

    д) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в главных бюро, и при наличии достаточных оснований изменяет либо отменяет решения главных бюро;

    е) осуществляет комплексную реабилитационно-экспертную диагностику с применением
    новейших технологий, результатов научных разработок в целях определения наличия
    ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности,
    реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;

    ж) проводит по поручению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации научные исследования в установленной сфере деятельности; осуществляет мероприятия по повышению квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы;

    и) оказывает методологическую и организационно-методическую помощь главным бюро и бюро в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального - развития Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение указанных рекомендаций, а также законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;

    к) формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов;

    л) принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и вносит предложения по разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов;

    м) вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения о внедрении в практику результатов научных разработок, новых технологий реабилитационно-экспертной диагностики, передового опыта главных бюро, а также реализации программ по различным направлениям медико-социальной экспертизы; н) вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения по формированию государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-социальной экспертизе.

    Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы для осуществления своих полномочий имеют право:

    · направлять граждан, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, в том числе реабилитационные, в целях уточнения клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей;

    · запрашивать у организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности сведения, необходимые для выполнения полномочий, возложенных на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Решение бюро, не отмененное или не измененное главным бюро либо в судебном порядке, решение главного бюро, не отмененное или не измененное Федеральным бюро либо в судебном порядке, а также решение Федерального бюро, не отмененное или не измененное в судебном порядке, являются обязательными для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

    Структуру и штатное расписание Федерального бюро, а также смету расходов на его содержание утверждает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    Структуру и штатное расписание главных бюро, а также смету расходов на их содержание утверждает Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию в пределах утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации лимитов.

    Федеральное бюро возглавляет руководитель - главный федеральный эксперт по медико- социальной экспертизе.

    Главное бюро возглавляет руководитель - главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации.

    Назначение на должность и освобождение от должности руководителя - главного федерального эксперта по медико-социальной экспертизе, заключение, изменение и расторжение с ним трудового договора (контракта) осуществляются Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    Назначение на должность и освобождение от должности руководителя - главного эксперта по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации и руководителя -главного эксперта по медико-социальной экспертиз, заключение, изменение и расторжение с ними трудового договора (контракта) осуществляются руководителем Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

    44. Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и др. мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

    Основные принципы социальной защиты:

    · государственный характер , предусматривающий правовые, экономические и организационные гарантии предоставления основных видов социальной помощи;

    · разграничение компетенции в сфере социальной защиты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и расширение прав местных органов власти в обеспечении мер социальной защиты;

    · доступность, предполагающая возможность получения каждым нуждающимся необходимых видов и форм социальной помощи;

    · адресность, которая предполагает предоставление помощи нуждающимся с учетом их индивидуальных потребностей;

    · дифференциация мер социальной защиты с учетом различных медико-социальных факторов (возраст, пол, место проживания - город, село, беспомощность, одиночество и др.);

    · комплексность, предусматривающую сочетание и преемственность различных видов помощи (денежной, натуральной, медицинской, правовой и др.);

    · базирование на всех возможных источниках финансирования (федеральный, региональный, муниципальный бюджеты, средства общественных объединений инвалидов, благотворительные средства и др.);

    · участие самого населения в формировании государственной политики в сфере социальной защиты и определения мер по ее реализации;

    · взаимодействие государственных, общественных, религиозных, гуманитарных и иных организаций.

    Составным элементом социальной защиты является социальная помощь (социальная поддержка).

    Социальная помощь (поддержка ) - это обеспечение населения в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учётом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению, за счёт средств местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной дифференцированной помощи нуждающимся гражданам.

    Среди лиц, которые нуждаются в социальной помощи в первую очередь, необходимо назвать следующие категории малообеспеченного населения: одинокие пенсионеры и одинокие супружеские пары, не способные к самообслуживанию; престарелые граждане (старше 70 лет); инвалиды I и II групп; семьи с детьми инвалидами; многодетные матери (с 3-мя и более детьми); одинокие матери (отцы); дети-сироты; лица, попавшие в экстремальные ситуации (беженцы, бомжи, лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий) и другие граждане.

    Право на получение социальной помощи предоставляется нуждающимся гражданам (семье в целом или каждому нетрудоспособному члену семьи отдельно) на определённый период времени после проверки доходов и материально-бытовых условий жизни, социально-экономическое положение которых соответствует следующим основным критериям:

    · совокупный среднедушевой доход ниже установленного регионального уровня;

    · отсутствие средств существования;

    · одиночество (отсутствие родственников, обязанных по закону их содержать) и неспособность к самообслуживанию;

    · наличие материального ущерба или физических повреждений вследствие стихийных бедствий и катастроф, а также в результате исполнения служебных обязанностей.

    Последние материалы сайта