Федеральный закон об инвалидах в россии. Основные законы об инвалидности в рф Что за закон для инвалидов приняли

10.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;


Судебная практика по статье 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ

    Постановление № 4А-260/2019 от 27 сентября 2019 г. по делу № 4А-260/2019

    Тамбовский областной суд (Тамбовская область) - Административные правонарушения

    Дорожного знака 8.17 черного цвета - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов). Статьей 15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, ...

    Постановление № 4А-992/2019 от 23 сентября 2019 г. по делу № 4А-992/2019

    Жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В соответствии с абзацем 9 пункта 8 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и...

    Постановление № 4А-978/2019 от 9 сентября 2019 г. по делу № 4А-978/2019

    Самарский областной суд (Самарская область) - Административные правонарушения

    2019г., из которого следует, что автомобиль №, государственный регистрационный номер № задержан и перемещен на специализированную стоянку расположенную по адресу: г. Самара, Волжский проспект, д. 15 с применением видеозаписи (л.д.14); видеозапись от 11.04.2019г. просмотренная предыдущими судебными инстанциями при рассмотрении дела об административном правонарушении, из содержания которой следует, что автомобиль...

    Решение № 07-1283/2019 от 4 сентября 2019 г. по делу № 07-1283/2019

    Волгоградский областной суд (Волгоградская область) - Административные правонарушения

    Светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в...

    Решение № 21-1058/2019 7-1842/2019/21-1058/2019 от 2 сентября 2019 г. по делу № 21-1058/2019

    Пермский краевой суд (Пермский край) - Административные правонарушения

    19 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов. Статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, ...

    Постановление № 4А-579/2019 от 29 августа 2019 г. по делу № 4А-579/2019

    Новосибирский областной суд (Новосибирская область) - Административные правонарушения

    Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ, оснований для отмены обжалуемых актов не нахожу. Статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и...

    Решение № 2-5052/2019 2-5052/2019~М-3856/2019 М-3856/2019 от 29 августа 2019 г. по делу № 2-5052/2019

    Южно-Сахалинский городской суд (Сахалинская область) - Гражданские и административные

    Обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от...

    Постановление № 4А-460/2019 от 28 августа 2019 г. по делу № 4А-460/2019

    Архангельский областной суд (Архангельская область) - Административные правонарушения

    К Правилам дорожного движения указывает на то, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалиды». Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том...

  • 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления...

Изменения и поправки

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 5-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико - социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов

К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:

1) определение государственной политики в отношении инвалидов;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов;

3) заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;

4) установление общих принципов организации и осуществление медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;

6) установление государственных стандартов на социальные услуги, технические средства реабилитации, средства связи и информатики, установление норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; определение соответствующих сертификационных требований;

7) установление порядка аккредитации и лицензирования организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;

8) осуществление аккредитации и лицензирования предприятий, учреждений и организаций, находящихся в федеральной собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;

9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;

10) утверждение и финансирование федеральных базовых программ реабилитации инвалидов;

11) создание объектов реабилитационной индустрии, находящихся в федеральной собственности, и управление ими;

12) определение перечня специальностей работников, занятых в области медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, организация подготовки кадров в этой области;

13) координация научных исследований, финансирование научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;

14) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

15) установление квот рабочих мест для инвалидов;

16) содействие в работе всероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи;

17) установление федеральных льгот, в том числе по налогообложению, организациям независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, которые инвестируют средства в сферу социальной защиты инвалидов, производят специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляют услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;

18) установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов;

19) формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

Статья 5. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов

К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся:

1) реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

2) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением;

3) определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально - экономического развития территории субъекта Российской Федерации;

4) создание предприятий, учреждений и организаций Государственной службы медико - социальной экспертизы, Государственной службы реабилитационной индустрии, осуществление контроля за их деятельностью;

5) аккредитация и лицензирование предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;

6) участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование региональных программ в указанной области;

7) утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации, с учетом социально - экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов;

8) создание и управление объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации;

9) организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;

10) координация и финансирование научных исследований, научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;

11) разработка в пределах своей компетенции методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

12) содействие в работе и оказание помощи общественным объединениям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

13) установление льгот, в том числе по налогообложению, организациям независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, инвестирующим средства в сферу социальной защиты инвалидов, производящим специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляющим услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;

14) установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

15) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут по согласованию передавать друг другу часть своих полномочий в области социальной защиты инвалидов.

Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности

За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско - правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава II. Медико - социальная экспертиза

Статья 7.Понятие медико - социальной экспертизы

Медико - социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико - социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико - функциональных, социально - бытовых, профессионально - трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Государственная служба медико - социальной экспертизы

1. Медико - социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико - социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации. Порядок организации и деятельности Государственной службы медико - социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации.

2. Медицинские услуги при оформлении граждан для освидетельствования в учреждениях Государственной службы медико - социальной экспертизы, реабилитационные мероприятия включаются в федеральную базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации и финансируются из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

3. На Государственную службу медико - социальной экспертизы возлагаются:

1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико - социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Решение органа Государственной службы медико - социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.

Глава III. Реабилитация инвалидов

Статья 9.Понятие реабилитации инвалидов

1. Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально - экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

2. Реабилитация инвалидов включает в себя:

1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально - производственной адаптации и трудоустройства;

3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально - средовой ориентации и социально - бытовой адаптации.

Статья 10. Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов

Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов - гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.

Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов и порядок ее реализации утверждаются Правительством Российской Федерации.
Реабилитационные технические средства и услуги предоставляются инвалидам, как правило, в натуральной форме.

Статья 11.Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения Государственной службы медико - социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла - коляски, протезно - ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Статья 12. Государственная служба реабилитации инвалидов

Государственная служба реабилитации инвалидов - совокупность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуществляется Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом региональных и территориальных потребностей создают сеть реабилитационных учреждений и обеспечивают развитие системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, организуют производство технических средств реабилитации, развитие услуг для инвалидов, способствуют развитию негосударственных реабилитационных учреждений при наличии у них лицензий на этот вид деятельности, а также фондов различных форм собственности и взаимодействуют с ними в осуществлении реабилитации инвалидов.

Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации (в соответствии с положениями об указанных фондах), других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Финансирование реабилитационных мероприятий, включая содержание реабилитационных учреждений, допускается на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств.

Порядок организации и деятельности Государственной службы реабилитации инвалидов определяется Правительством Российской Федерации.

Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов

Статья 13. Медицинская помощь инвалидам

Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок и условия оказания квалифицированной медицинской помощи различным категориям инвалидов определяются Правительством Российской Федерации.

Медицинская реабилитация инвалидов проводится в рамках федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования населения Российской Федерации за счет средств федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. В этих целях принимаются меры по укреплению материально - технической базы редакций, издательств и предприятий полиграфии, выпускающих специальную литературу для инвалидов, а также редакций, программ, студий, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих выпуск грамзаписей, аудиозаписей и другой звуковой продукции, кино- и видеофильмов и другой видеопродукции для инвалидов. Выпуск периодической, научной, учебно - методической, справочно - информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно - точечным шрифтом Брайля, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Язык жестов признается как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов.

Органы социальной защиты населения оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно - зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке.

Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно - зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Статья 16. Ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, не выполняющие предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мер по приспособлению действующих средств транспорта, связи, информации и других объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, отчисляют в соответствующие бюджеты средства, необходимые для удовлетворения потребностей инвалидов, в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при участии общественных объединений инвалидов. Указанные средства используются целевым назначением только на осуществление мероприятий по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.

Статья 17.Обеспечение инвалидов жилой площадью

Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей - инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору найма или аренды, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

Дети - инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

Жилое помещение в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору найма или аренды, при помещении инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания сохраняется за ним в течение шести месяцев.

Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору найма или аренды, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.

Статья 18. Воспитание и обучение детей - инвалидов

Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально - бытовую адаптацию детей - инвалидов.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей - инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детям - инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей - инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей - инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей - инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучения детей - инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 19. Образование инвалидов

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно - методическими материалами соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков.

Статья 20.Обеспечение занятости инвалидов

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) осуществления льготной финансово - кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

2) установления в организациях независимо от организационно - правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

Организациям независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).

Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.

Порядок определения квоты утверждается указанными органами.

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

По представлению Федеральной службы занятости России Государственный фонд занятости населения Российской Федерации перечисляет указанные суммы организациям независимо от организационно - правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Статья 23. Условия труда инвалидов

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней из расчета шестидневной рабочей недели.

Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов

1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

3. Руководители организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает их от внесения задолженности.

Статья 25. Порядок и условия признания инвалида безработным

Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе Федеральной службы занятости России в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.

Для принятия решения о признании инвалида безработным он представляет в орган Федеральной службы занятости России наряду с документами, установленными Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Статья 26. Государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов

Государственная поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот) предприятий и организаций, производящих промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, обеспечивающих занятость инвалидов, оказывающих медицинскую помощь, услуги в сфере образования, осуществляющих санаторно - курортное лечение, бытовое обслуживание и создающих условия для занятий физической культурой и спортом, организации досуга инвалидов, инвестирующих более 30 процентов прибыли в проекты, обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов, в научные и опытно - конструкторские разработки технических средств реабилитации инвалидов, а также протезно - ортопедических предприятий, лечебно - производственных (трудовых) мастерских и подсобных сельских хозяйств учреждений органов социальной защиты населения, государственного предприятия "Национальный фонд содействия инвалидам Российской Федерации" осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 27.Материальное обеспечение инвалидов

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Получение компенсаций и других денежных выплат одного вида не лишает инвалидов права на получение других видов денежных выплат, если у них есть для этого основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Социально - бытовое обслуживание инвалидов

Примечание: По вопросу, касающемуся социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, см. Федеральный закон от 02.08.95 N 122-ФЗ.

Социально - бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами местного самоуправления с участием общественных объединений инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создают специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание.

Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с настоящим Федеральным законом и содействовать удовлетворению их потребностей.

Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно - ортопедических изделий и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования.

Инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации; ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях.

Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 29. Санаторно - курортное лечение инвалидов

Инвалиды и дети - инвалиды имеют право на санаторно - курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети - инвалиды, нуждающиеся в санаторно - курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.

Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно - курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения.

Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно - курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования.

Инвалидам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, путевки для санаторно - курортного лечения предоставляются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Статья 30. Транспортное обслуживание инвалидов

Дети - инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми - инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям - инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка - инвалида.

Детям - инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов.

Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети - инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно - двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи.

Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осуществляются вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Инвалидам, родителям детей - инвалидов компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств.\

Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания для бесплатного получения автотранспортного средства, но не получившим его, а также по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов.

Порядок и условия предоставления автотранспортных средств и выплаты компенсации транспортных расходов определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 31. Порядок сохранения льгот, установленных инвалидам

Организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате лекарств, санаторно - курортного лечения; по транспортному обслуживанию, кредитованию, приобретению, строительству, получению и содержанию жилья; по оплате коммунальных услуг, услуг учреждений связи, предприятий торговли, культурно - зрелищных и спортивно - оздоровительных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон сохраняет льготы, установленные инвалидам законодательством бывшего Союза ССР. Предусмотренные для инвалидов льготы сохраняются независимо от вида получаемых ими пенсий.

В случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же льготу по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, льгота предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).

Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров

Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Глава V. Общественные объединения инвалидов

Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. (в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 5-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций. (часть вторая введена Федеральным законом от 04.01.99 N 5-ФЗ)

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 34. Льготы, предоставляемые общественным объединениям инвалидов

Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

Решения о предоставлении льгот общественным объединениям инвалидов по уплате региональных и местных налогов, сборов, пошлин и других платежей принимаются органами государственной власти соответствующего уровня.

Решения о предоставлении льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей региональным и местным общественным объединениям инвалидов могут приниматься органами государственной власти соответствующего уровня в пределах сумм, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты.

Подготовка и принятие решений по предоставлению указанных льгот производится с обязательным участием общественных объединений инвалидов.

Глава VI. Заключительные положения

Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Статьи 21, 22, 23 (кроме части первой), 24 (кроме пункта 2 части второй) настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 1995 года; статьи 11 и 17, часть вторая статьи 18, часть третья статьи 19, пункт 5 части второй статьи 20, часть первая статьи 23, пункт 2 части второй статьи 24, часть вторая статьи 25 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1996 года; статьи 28, 29, 30 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1997 года в части расширения действующих в настоящее время льгот.

Статьи 14, 15, 16 настоящего Федерального закона вступают в силу в течение 1995 - 1999 годов. Конкретные сроки вступления в силу указанных статей определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 36. Действие законов и иных нормативных правовых актов

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

До приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Президент

Российской Федерации

407 08.10.2019 7 мин.

Участие инвалидов в жизни общества осложнено из-за физических недостатков. Преодолеть эти барьеры призвана социальная защита со стороны государства. На основе закона строится особая система прав и обязанностей инвалида. В этой статье мы рассмотрим действующие гарантии и меры социальной поддержки инвалидов, покажем, созданы ли условия равенства с остальными гражданами.

Что нужно знать о статусе инвалида

Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

В результате, лицо частично или полностью теряет способность или возможность жить полноценно. Это проявляется в затруднении:

  • оценки текущей ситуации, своего местоположения в пространстве и времени;
  • перемещения без посторонней помощи;
  • удовлетворения своих потребностей физиологического характера, соблюдения правил гигиены;
  • восприятия информации от других людей, ее осмысления, передачи своих мыслей;
  • контроля собственных поступков в рамках принятых обществом норм;
  • запоминания и усваивания знаний, применения их на практике;
  • выполнения трудовых обязанностей.

Чтобы быть уверенным в правильности заключения МСЭ, изучите классификацию групп инвалидности.

Федеральный закон РФ “О защите инвалидов”

Ограничение жизнедеятельности приводит к необходимости социальной защиты и поддержки со стороны государства. Создание условий для равных возможностей – главная задача такой защиты. Рамки предоставленных инвалидам прав основаны на международных нормах и оформлены в систему правовых актов России. Базовыми документами являются Конституция РФ и федеральный закон N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., с поправками от 5 декабря 2017 г.

Льготы и гарантии предоставляются лицам с ограниченными возможностями только после приобретения статуса инвалида. Учреждение медико-социальной экспертизы на основе комплексной оценки состояния здоровья принимает решение о признании инвалидности, определяет меры защиты, формирует индивидуальную программу реабилитации или абилитации.

Фамилии, имена, адреса, даты рождения, образование, места работы, группы инвалидности, получаемые пособия, путевки и иная информация о таких лицах объединена в единую электронную систему, получившую название «Федеральный реестр инвалидов» (ФРИ).

После прохождения МСЭ каждому инвалиду разрабатывается план реабилитации

Если на момент получения статуса человек имел хоть какой-то трудовой стаж, то ему положена . Если стажа нет, то следует рассчитывать на .

Гарантированные права соцзащиты

Реабилитация – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Абилитация – это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Эти меры защиты призваны компенсировать (а, по возможности, и устранить) ограничения жизнедеятельности такого лица. Инвалид вправе получить помощь в медицинской, профессиональной, педагогической, бытовой и спортивной сферах, т.е. там, где трудно адаптироваться самостоятельно.

Для каждого инвалида составляется личная программа реабилитации или абилитации. Включенные в нее мероприятия обязательны для исполнения лицами любой организационно-правовой формы. При невозможности предоставить услугу или техническое средство реабилитации из программы инвалиду выплачивается денежная компенсация.

Участие в реабилитационной программе не обязанность, а право инвалида. Он может отказаться полностью или частично, и самостоятельно обеспечить себя техническими средствами реабилитации (протезами, слуховыми аппаратами и т.д.).

При отказе от программы инвалид не вправе требовать ее исполнения от государственных органов и компенсации непредоставленных бесплатных услуг.

Абилитация заключается в комплексе социальной и медицинской помощи

Право на помощь со стороны медицинских структур

Инвалидность подразумевает постоянное или периодическое обращение за медицинской помощью. Она бесплатна в тех же рамках, что и для остальных граждан, есть свобода выбора врача и медицинской организации. При этом созданы специальные медицинские учреждения по оказанию помощи инвалидам (центры, отделения, пансионаты, санаторно-курортные объекты).

Статус инвалида дает право и на дополнительную помощь:

  1. Бесплатные лекарства, изделия и продукты лечебного питания выдаются по рецептам специального формата. Выписывается рецепт врачом на основании данных, содержащихся в ФРИ, при предъявлении паспорта.
  2. Путевка в санаторий может быть получена на основании справки врача о необходимости проведения профилактического лечения. Срок действия справки – 6 месяцев.

Длительность лечения детей-инвалидов в санатории может достигать 21 дня. Инвалиды всех групп проведут в таком учреждении до 18 дней. За исключением инвалидов с нарушением функций мозга (спинного и головного), период лечения которых варьируется от 24 до 42 дней.

Задача общества сделать среду максимально доступной для лиц с ограниченными возможностями

На доступ к информации

Инвалиды вправе пользоваться общедоступными данными наравне с остальными гражданами. Обеспечение права на информацию проводится по следующим направлениям:

  • Библиотеки пополняются учебной, справочной и иными видами литературы на нестандартных носителях. Сложности со зрением решаются за счет аудио-литературы и книг, написанных шрифтом Брайля. Источник пополнения – выпуск и закупка за счет средств государства.
  • Трудности со слухом преодолеваются через визуальные источники информации (фильмы, передачи и т.д.), дополняемые сурдопереводом или субтитрами. Помощью становится и предоставление сурдотехники таким лицам.
  • Лицам с нарушением слуха и/или зрения помогает тифлосурдоперевод (дактильный пальцевый метод) и тифлосредства.

Закон признает в качестве языка общения – жестовый русский, услуги по переводу которого должны быть предоставлены в любой государственной организации.

Бесплатное образование также является государственной задачей в рамках закона

На беспрепятственное посещение объектов социального назначения

Инвалиды могут плавать в бассейнах, пользоваться транспортом, ходить в парикмахерскую. В теории… На практике они часто ограничены в возможности попасть туда, куда нужно. Сейчас эти барьеры сняты введением обязательных норм о:

  • приведении территории в состояние доступности для таких лиц: установке специальных пандусов для кресел–колясок, расширении дверных проемов, переоборудовании лифтов и т.д. Обязательно для всех строящихся и реконструируемых сооружений с 1 июля 2016 г. Если переоборудование уже невозможно, придется согласовать с обществом инвалидов процедуру предоставления услуги иным способом (на дому, дистанционно и т.д.);
  • сопровождении слепых и тех, кто не способен передвигаться сам;
  • дублировании необходимой информации: дополнение графических изображений звуковой информацией и надписями шрифтом Брайля;
  • допуске собак – поводырей при наличии документа об их специальном обучении;
  • установке оборудования и источников информации в доступных местах;
  • предоставлении 10 % стояночных мест для бесплатной парковки транспортных средств инвалидов.

Кресла-коляски и поводыри-собаки больше не препятствие для посещения общественных мест.

Из-за отсутствия подобающей инфраструктуры люди годами не покидают своих домов

Льготы в жилищной сфере

Потребность в жилье удовлетворяется путем предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального фонда. Размеры жилой площади могут превышать нормы максимум в два раза в зависимости от тяжести заболевания. При этом плата (за наем, ремонт и содержание) взимается в одинарном размере.

Если такое лицо попадает в организацию по социальному обслуживанию на длительный срок, то жилье сохраняется за ним лишь на полгода. После этого оно распределяется между другими инвалидами.

По достижении 18 лет дети-сироты, признанные инвалидами, обеспечиваются жильем в первую очередь при соблюдении двух условий:

  1. местом их проживания была организация, стационарно оказывающая услуги социального обслуживания (приюты, детские дома);
  2. они способны жить самостоятельно, имеют бытовые навыки.

Программа реабилитации и абилитации инвалида обуславливает комплекс средств и приборов, которые разрешено устанавливать в жилом помещении.

Льготы инвалидов в жилищной сфере:

  • 50% наемной платы и расходов по ремонту и содержанию жилища (за исключением жилья в частной собственности)
  • 50% оплаты услуг независимо от формы собственности (вода, свет, канализация и пр.)

Семьи с инвалидами имеют приоритет в очереди на получение участков земли для постройки дома и занятия садоводством, огородничеством.

Образование

Все уровни образования доступны лицам с ограниченными возможностями на началах бесплатности. Их содержание адаптировано к программам абилитации и реабилитации.

Отдельные виды заболеваний дают право обучаться на дому. В остальных случаях образовательные структуры должны создать условия для обучения, включая санитарную обстановку и соответствие образовательных программ возможностям инвалидов.

Сотрудники образовательных учреждений обязаны оказывать поддержку вне зависимости от получения образования дома или в государственных организациях.

Законодательство предусматривает льготы ЖКХ

Повышение конкурентноспособности инвалидов на рынке труда

Профессиональная адаптация инвалидов обеспечивается государством за счет:

  1. Установки квот для трудоустройства: от 2 до 4% (если работников более 100); до 3% (от 35 до 100 работников). Квоты обязательны для любой организации.
  2. Создания адаптированных рабочих мест (с иным оборудованием, освещением и пр.) в пределах этих квот.
  3. Требования соответствия условий труда программе реабилитации (абилитации).
  4. Обучения новым профессиям, стимулированием предпринимательства таких лиц.

Инвалидам I и II групп гарантируется полная оплата при трудовой неделе в 35 часов. Всем инвалидам положен отпуск в 30 календарных дней.

Для детей предусмотрена выдача лекарств и выдача специальных средств, например, инвалидных кресел

Обслуживание на социально-бытовом уровне

Социальные услуги оказываются организациями социального обслуживания при содействии общественных объединений инвалидов.

Такие услуги оказываются:

  • Стационарно, когда лицо живет в учреждении круглосуточно. Жилое помещение, лекарства, спецсредства, еда, одежда и пр. выдаются на месте.
  • На дневном стационаре, когда пребывание в организации и получение услуги ограничены частью суток.
  • На дому, если нет возможности выйти на улицу. Так покупаются лекарства, продукты, делается уборка и т.д.

Инвалид вправе без очереди бесплатно или на льготных условиях отдать поврежденное средство технической реабилитации (коляску, слуховой аппарат, протез и пр.) на ремонт.

Материальная поддержка

Это помощь в форме пособий, пенсий, выплат при причинении вреда, наступлении страхового случая и т.д. Кроме этого, каждый месяц инвалиды получают дополнительную выплату (ЕДВ).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственной Думой

Советом Федерации

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава II. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Глава III. РЕАБИЛИТАЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

Глава IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ

Глава V. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИНВАЛИДОВ

Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общественным объединениям инвалидов и организациям, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку также путем предоставления в безвозмездное пользование имущества (включая здания, нежилые помещения), используемого данными объединениями и организациями на законных основаниях в течение не менее чем пять лет на момент предоставления такого имущества.

Оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в части социально ориентированных некоммерческих организаций.

На организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов, распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" при соответствии данных организаций требованиям, установленным указанным Федеральным законом, за исключением пункта 1 части 1 статьи 4 указанного Федерального закона.

Статья 34. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Статьи 21, 22, 23 (кроме части первой), 24 (кроме пункта 2 части второй) настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 1995 года; статьи 11 и 17, часть вторая статьи 18, часть третья статьи 19, пункт 5 статьи 20, часть первая статьи 23, пункт 2 части второй статьи 24, часть вторая статьи 25 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1996 года; статьи 28, 29, 30 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1997 года в части расширения действующих в настоящее время льгот.

Статьи 14, 15, 16 настоящего Федерального закона вступают в силу в течение 1995 - 1999 годов. Конкретные сроки вступления в силу указанных статей определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 36. Действие законов и иных нормативных правовых актов

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

До приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Инвалид - это человек, который в силу определенных причин частично или полностью утратил трудоспособность. Инвалиды являются уязвимой группой населения - их реже берут на работу, они чаще подвергаются дискриминации, их социальная адаптация затруднена и так далее. Чтобы защитить права инвалидов, был принят 181 ФЗ о защите прав инвалидов. Ниже мы узнаем основные положения этого закона, а также рассмотрим некоторые смежные вопросы.

Федеральный закон №181

181 ФЗ об инвалидах, действующий в 2019 году, был принят в 1995 году. С тех пор было внесено большое количество изменений, а некоторые статьи закона утратили силу. Узнаем основные положения этого закона, которые действуют сегодня:

  • Дается юридическое определение термину "инвалид".
  • Устанавливается, что существует несколько степеней инвалидности (I, II и III группы). группа инвалидности не присваивается.
  • Вводятся понятие о социальной защите инвалидов. Законодательный орган страны обязан совершенствовать законодательство об инвалидах, а исполнительный - осуществлять постановления законодательного органа.
  • Вводится понятие медико-социальной экспертизы, которая определяет степень инвалидности, а также устанавливает тот факт, что человек нуждается в социальной помощи.
  • Устанавливается недопустимость дискриминации по признаку инвалидности.
  • Создается государственный реестр об инвалидах.
  • Вводится большое количество мер по поддержке инвалидов. К этим мерам относится денежные выплаты (пенсии, пособия), обеспечение инвалидов различными товарами (лекарства, продукты питания, ремонт бытовой техники и так далее), предоставление определенных услуг (например, отдых в санатории) и так далее. Также инвалиды получают возможность получить бесплатное жилье, если они в нем остро нуждаются. Именно благодаря этой части закона создаются другие ФЗ о пенсиях и льготах по инвалидности.
  • Оговариваются особенности трудовых прав инвалидов (например, закон о сокращенной рабочей недели для инвалидов I и II группы, согласно которому эти инвалиды должны работать не более 35 часов в неделю при сохранении полной заработной платы).
  • Вводится понятие о абилитации и реабилитации инвалидов.
  • Некоторые другие положения и постановления.

Новые постановления и поправки к закону №181

Были ли внесены в федеральный закон об инвалидах в 2019 году какие-либо изменения? Был внесен лишь один небольшой пункт, согласно которому инвалиды получают право на первоочередный ремонт технических средств, в которых нуждаются инвалиды (инвалидные коляски, протезы и так далее). Также существует специальное постановление о преимуществах инвалидам по 44 ФЗ, которое должно помочь инвалидам. Его основные положения:

  • Во время осуществления госзакупок в некоторых случаях заказчик должен отдавать предпочтения товарам, произведенных инвалидами.
  • Заказчик обязан предоставлять преференции не инвалидам-предпринимателям, а различным общероссийским организациям инвалидов, где инвалиды и их представители составляют не менее 80%; также предпочтение нужно отдавать дочерним фирмам этих организаций, где количество инвалидов составляет не менее 50%.
  • Если во время тендера одержала победу организация инвалидов, то заказчик обязан заключить с ней контракт по цене, которая превышает заявленную величину на 1-15%.
  • Отдавать предпочтение организациям инвалидов нужно только в том случае, если инвалиды производят строго регламентированные товары и услуги (перчатки, куртки, некоторые металлические и бетонные изделия, образовательные услуги и так далее).

06.03.2020

Последние материалы сайта