Золотые руки не знают скуки смысл. Открытое занятие «Умелые руки не знают скуки. На русской ярмарке

01.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Цель:

1. Приобщение подрастающего поколения к великим ценностям русской культуры народа через ознакомление с декоративно-прикладным искусством России.

2. Учить детей сравнивать между собой изделия народных мастеров (одного вида), находить сходство и различие.

3. Активизировать речь детей за счёт новых слов: гончар, коробейник, ремесло, ремесленник. Учить доводить начатое дело до конца.

4. Воспитывать уважение к труду, гордость за мастерство Российского народа, интерес к народным ремёслам, развивать вкус. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа;

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, встаньте в круг и покажите мне свои ладошки. Возьмите друг друга за руки и почувствуйте тепло ваших рук. Вместе с теплом наших рук мы передаем друг другу хорошее настроение, пожелание здоровья.

Воспитатель: Зачем человеку нужны руки? Как вы понимаете выражение "золотые руки", "волшебные руки", мастеровые?

Воспитатель: Да, руки народа поистине создают чудеса. Про такие руки говорят: золотые, трудолюбивые, умелые, волшебные, мастеровые. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят "русские чудеса".

Воспитатель: Как вы понимаете значение пословицы "Умелые руки не знают скуки"? (ответы детей)

Ребята, а чтобы в этом убедиться мы отправимся на ярмарку. Что такое ярмарка? (ответы детей) Ярмарка- это место, где можно купить и продать разнообразный товар. Здесь и народные гуляния, и кукольные представления, веселые карусели, частушки. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много, что глаза разбегаются. (показ репродукций "ЯРМАРКА" Б.Кустодиева)

Воспитатель: Что это за музыка играет? Ярмарка начинается! Поспешим, ребята!

На русской ярмарке

1. Двое детей держат в руках платки и образуют ворота.

Ото всех дверей,

Ото всех ворот,

Приходи, скорей.

Торопись, народ!

Мир вам, люди дорогие, вы явились в добрый час.

Встречу тёплую такую мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушьем знаменит Рязанский край.

Здесь для вас и песни русские, и медовый каравай.

Воспитатель:

Здравствуйте, гости, милости просим!

Ярмарку открываем, веселье начинаем

Ярмарка, ярмарка,

Огневая, яркая, плясовая, жаркая.

Глянешь направо – лавки с товаром,

Глянешь налево – веселье даром.

Солнце красное встает,

Спешит на ярмарку народ.

2. Воспитатель: Часто на ярмарках можно было встретить коробейников. Коробейники – это торговцы разными мелкими товарами: лентами, платками, игрушками, сластями, - они не стоят за прилавками, а торгуют вразнос. Они ходят по всей площади праздника и предлагают людям свои товары.

1 Ребенок (с коробом)

Нитки, иголки,

Для волос заколки!

За целый пучок

Плати пятачок!

2 Ребенок (с коробом)

А вот, сколько ленточек разных

Для девочек прекрасных.

1 Ребенок:

А вот голубой платочек,

Как нежный весенний цветочек.

2 Ребенок:

Становитесь в ряд,

Забирайте все подряд!

3. Воспитатель: Давайте пройдем по ярмарке и посмотрим на изделия мастеров. (звучит песня "Золотая ярмарка")

1-й стол «Дымковская игрушка"

Воспитатель: Что за игрушка, где ее изготавливают? Из чего сделана игрушка? Какая она? Какие краски используют мастера? Какими элементами украшено изделие? Что они означают? (круг - солнце, луна; точка- звезды; волнистая линия - вода, река; прямая линия-дорога). Как называют мастера, который изготавливает игрушки из глины? (гончар)

2-й стол "Городецкая роспись"

Воспитатель: Здесь представлены изделия из одного старинного русского города - Городец. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, мебель, ставни, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Как называются элементы городецкой росписи?

3-й стол "Матрешка"

Воспитатель: (загадывает загадку)

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -...(Матрешки)

Молодцы, ребятки! А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Матрешки у нас необычные. В каждой спрятана часть пословицы о труде.

1. Не будет скуки \когда заняты руки\.

2. Труд человека кормит \а лень портит\

3. Сделал дело \гуляй смело\.

4. Кто первый в труде \тому слава везде\.

5. Хочешь есть калачи \не сиди на печи\.

6. Кто привык трудиться \тому без дела не сидится\

Воспитатель: Ни одна ярмарка не обходилась без песен, частушек, плясок, шуточных игр. Давайте поиграем в игру "У Ванюшки - казаченка" (дети выполняют движения в соответствии с текстом, повтор игры проводится в более быстром темпе)

У Ванюшки - Казаченка

Жили в маленьком сарайчике

Ровно 10 сыновей

И все 10 без бровей

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами,

Вот с такими носами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой,

Они не пили и не ели,

На него всё смотрели,

И все делали вот так ….

4-й стол "Хохлома"

Воспитатель: Какой росписью украшены изделия? Какие предметы расписывают этой росписью? Что изображают мастера на своих изделиях? Почему хохлому называют "золотая"? Какие цвета встречаются в узорах? Из какого материала изготовлена посуда, мебель?

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель.

4. Роспись хохломской посуды

Воспитатель предлагает детям помочь мастеру расписать посуду. Повторяется порядок рисования элементов узора.

1. Вдоль узора рисуем слегка изогнутую веточку. (завиток)

2. Рисуем ягоды.

3. Рисуем по 3 листочка.

4. Концом кисти рисуем травку(усики)

Во время работы звучит песня Раисы Марковой "Городец и хохлома"

5. Подведение итогов занятия.

Вы только взгляните вокруг:

Вся наша жизнь – дела наших рук.

Села, мосты, города, виадуки –

Все наши руки, все наши руки!

Умелые руки – основа успеха,

Руки – мастерство человека!

Руки – о многом они говорят.

Глаза только видят, а руки творят.

Воспитатель:

Закончим праздник русской песней,

Ее все вместе мы споем.

Нет на земле страны чудесней,

Чем та, в которой мы живем!

Дети исполняют песню о России.

Клубный час. Тема . « Наши руки не для скуки» .

Цель : раскрыть значение и ценность труда в жизни человека; расширить представления детей о труде, о его значении в жизни людей; показать на примерах, что всё в жизни достигается через труд; с формировать понятия «прилежный», «трудолюбивый», «старательный», «заботливый», дать положительную оценку данным качествам; воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом; формировать у школьников желание участвовать в совместной трудовой деятельности, делать полезное окружающим; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте, дорогие наши гости, учителя, родители, и вы, ребята! Мы собрались в этом зале на классный час «Наши руки не для скуки».

О чём мы будем сегодня говорить? (ответы детей)

Сегодня мы поговорим о труде взрослых и ребят. Давайте представим себе, что случилось бы, если бы вдруг все перестали трудиться.

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал портной:

«Шить платья мне не хочется,

Устрою выходной!»

И все портные в городе

Ушли б за ним домой.

Ходили б люди голые

По улицам зимой…

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал шофёр:

«Возить людей не хочется», -

И выключил мотор.

Троллейбусы, автобусы

Засыпало б снежком.

Рабочие на фабрики

Ходили бы пешком…

Подумайте, что было бы,

Когда сказал бы врач:

«Рвать зубы мне не хочется.

Не буду, хоть ты плачь!»

Больным врачебной помощи

Не стало б никакой.

А ты б сидел и мучился

С подвязанной щекой.

Сказал учитель в школе бы:

«Мне в нынешнем году

Учить детей не хочется.

Я в школу не приду!»

Тетради и учебники

Валялись бы в пыли,

А вы бы неучёными

До старости росли.

Подумайте, какая бы

Случилась вдруг беда!

Но только так не сделает

Никто и никогда.

И люди не откажутся

От нужного труда. (Л. Куклин)

Учитель: Да, без труда прожить нельзя. Труд был, есть и будет всегда основой жизни на Земле. На рабочих руках весь мир держится. Не зря говорят: «А руки, брат, великий клад. Для дел даются руки!»

Умелые руки, умелые руки

Они никогда не страдают от скуки.

Им в день выходной не бывает покоя,

Знакомо тяжёлое им и большое.

Рабочие руки в мозолях, бугристые,

Рабочие, но восхитительно чистые,

Всё делают так хорошо и умело,

Как в поговорке: в них спорится дело!

Золотые руки – руки не из золота.

Золотые руки не боятся холода.

В ссадинах, мозолях руки эти –

Самые нужные руки на свете!

Знают мамы, знают дети,

Знает взрослый и малыш:

На безногом табурете

Ни за что не усидишь.

Без колёс не сдвинешь воза,

Хоть впряги в него коня;

Не спасёшься от мороза,

Если в печке нет огня.

От иголки мало толка,

Если без ушка иголка.

Так и руки без труда

Не годятся никуда.

Учитель: Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставили труд. Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде, которые появились ещё в древности.

Учитель: Какие пословицы о труде вы, ребята, знаете? (Дети по очереди называют пословицы.)

Умелые руки не знают скуки.

О человеке судят не по словам, а по делам.

Труд портит, а лень портит.

Не привыкай к безделью, учись рукоделью.

Кто ест скоро, тот и работает споро.

От скуки бери дело в руки.

Кто не работает, тот и не ест.

Хорошенько поработал, аппетит свой заработал.

Ешь досыта, а работай до пота.

Если есть работа, то лениться неохота.

Работа сердце веселит.

В труде счастье.

Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Была бы охота – будет ладиться работа.

Терпение и труд всё перетрут.

Скука – от безделья, мозоли от работы.

Глаза страшатся, а руки делают.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Учитель: Ни одно живое существо не обходится без труда. Трудится бобр, строя себе плотину, птички вьют гнёзда, лисы, мыши, кроты роют себе норы. В народе каждый знает, что муравей невелик, да горы копает. Я уверена, друзья мои, что и вы уже многое умеете. Расскажите, как вы трудитесь.

Я без работы не сижу – саама в руках утюг держу.

Я тоже дома, чем могу, на кухне маме помогу!

Сегодня бабушка больна, я дать лекарство ей должна.

Мы разбиваем огород. У нас немало с ним хлопот.

Цыплята наши есть хотят, мы накормить должны цыплят.

Я собираю семена, корзинка, кажется, полна.

Немало дела детворе! В труде живём, не тужим мы.

Дела есть дома, во дворе, а, главное - и в школе тоже. (С. Михалков «Важные дела»)

Учитель: А сейчас, ребята, поиграем в рифмы. Я буду читать стихи, а вы заканчивать.

Я люблю трудиться, не люблю лениться,

Сам умею ровно, гладко застелить свою …(кроватку)

Нашей маленькой Иринке рисовать люблю …(картинки)

Помогать я маме буду, с нею вымою …(посуду)

Учитель: Но иногда бывает наоборот. И об этом написал в своём стихотворении Н. Лифшиц.

Усталая с работы пришла под вечер мать

И видит, что у сына не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане, что пол не подметён,

Что лёжа на диване, читает книжку он.

И мать ему с обидой промолвила: - Сынок,

Когда-нибудь ты маме хоть чем-нибудь помог?

А сын ответил хмуро, едва взглянув на мать:

Ты, мамочка, мне книжку мешаешь дочитать.

Учитель: Что вы скажете о таком сыне? (ответы детей)

Учитель: Если мама иногда придёт усталая с работы,

Согрей её своей заботой, во всём ей помоги тогда.

- А сейчас посмотрите кукольный театр «Воробей Чив».

ВОРОБЕЙ ЧИВ

Действующие лица: ведущий, Маменька, Папенька, воробей Чив.

Ведущий: Живёт на свете молодой воробей по имени Чив. Есть у него и папа и мама. Очень трудолюбивые родители. Стараются, чтобы Чиву хорошо жилось. Всё хотят приучить его к труду. А Чив?..

Чив: Хочу много вкусного и много гулять,

Червяков поесть и водичкой запивать.

Папенька: Потрудись, потрудись, а потом за стол садись.

Чивик, Чивик, наш сынок. Будешь вкусно есть, дружок.

Маменька (уговаривает)

Грядки, Чивик, ты полей,

Молодой наш воробей!

Чив: Не нужны мне ваши грядки,

Ведь они и так в порядке!

Папенька: Ну тогда на крышу лезь,

Дырка появилась здесь.

Скоро ведь зима придёт,

Снега в дом наш нанесёт.

Чив: Мне не холодно сейчас.

А проблемы зимние - для вас.

Маменька: Чивик, Чивик, воробей,

Самовар хоть разогрей!

Чив: (гневно) Ну, конечно! Не было затей,

Эта работа родителей, а не детей!

Папенька (сердито) Ну, иди коли дрова,

Там топор среди двора.

Чив: А от тяжести такой

Я не вырасту большой.

Маменька: Самовар я разогрею,

Всюду быстренько успею.

Чив: Вот-вот! То-то, то-то и оно,

Так бы, мамочка, давно.

Папенька: Я принёс из магазина

Сладостей, аж две корзины.

Будем чай попивать,

Чтоб силёнок набирать.

Чив (довольно) Вот это да! Вот это папа!

Любит сына, мне так приятно!

Маменька: Садимся дружно все за стол,

А аппетит какой пришёл!

Чив: Я, чур, первый!

Ведь я сын примерный!

Маменька (ставит чашки для чая).

Чашки ставлю я как раз,

Ароматный чай у нас.

Чив (торопит).

Не было печали,

А побыстрей нельзя ли?

Папенька (наливает чай).

Кружки дружно взяли,

Чаёвничать мы стали.

Папенька с Маменькой начинают пить чай.

Чив (удивляется).

Я что-то, папа, не пойму,

Моя пустая чашка почему?

Папенька: Не достоин ты, сын, и крошки.

Укроти свою лень немножко.

Маменька (назидательно).

Похлебай из пустой своей чашки,

Брось лентяевские замашки!

Чив плачет.

Чив: Я не буду больше лениться!

Понял, буду я трудиться.

Родители наливают ему в чашку чай и подвигают блюдо со сладостями.

Ведущий: Так был проучен ленивый Чив. Стал он примерным помощником своим родителям. Все его любили и хвалили. Учтите это и вы, ребята!

Если лень к тебе привяжется случайно,

Потому что стыдно и печально,

Если лодыри растут у нас.

Если долго ты в постели провалялся,

Если выучить уроки не успел,

Если маме помогать ты отказался –

Значит, ленью ты серьёзно заболел.

Ленью можно друг от друга заразиться,

Лень прилипчива, как грязь или смола,

И одно лекарство только есть – трудиться,

Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

Учитель: Ребята, расскажите о том, как вы помогаете своим родным.

Я на многое готов.

И, притом, без лишних слов.

Вижу, мамочка устала,

Значит, помогал ей мало.

К пылесосу быстро я.

Видит мамочка моя,

Что помощник появился.

Даже папа удивился

И сказал мне: «Молодчина!

Вырастили мы мужчину.

И гордиться есть причина:

Настоящий ты мужчина!»

Мы с мамулей повара!

Нам обед варить пора.

Поглядите: хоть я крошка,

Мою в мисочке картошку,

Тру на тёрке кабачок,

Чищу лук и чесночок.

Я и соль сама достала,

Суп в кастрюле помешала,

И слепила пять котлет…

Вот и всё – готов обед!

Мы с мамулей – повара!

Поварам: Ура! Ура!

Лепит мама пироги.

Просит дочку: - Помоги!

Нынче воскресенье –

Папин день рожденья.

Мы с мамулею вдвоём

Тесто месим, тесто мнём.

Месим мы с улыбкою,

Это тесто липкое.

Замесили, наконец!

Ай да дочка, молодец!

Будут скоро пироги…

Ну, встречай гостей, беги!

(Игра «Испеки пироги». Играют девочки – 2 команды. У каждой команды: поварские колпаки, фартуки, сковородки с ручкой и пироги, сделанные из картона.Нужно, надев фартук и колпак положить пирог на сковородку и перенести и положить в тарелку.)

Мама, я с тобою чашки все помою.

Мы устроим в мойке им головомойку.

Есть мочалка, есть вода… Будут чашки мыться? Да!

Блюдца загрустили: - А про нас забыли!

Есть мочалка, есть вода… Будут блюдца мыться? Да!

Будут мыться блюдца и не разобьются.

Мы: мамуля с дочкой вымыли посуду.

Засияли ложки, миски, чашки, блюдца.

Мама сказала мне – дочке: - Напои цветочки.

Им в жару водицы хочется напиться.

Лейку я скорей взяла, в лейку воду налила.

Лей, водичка, поливай! Пей, цветок, не засыхай!

Мы с мамулею вдвоём пол на кухне подметём.

Ну-ка, веник, не ленись! Ну-ка, мусор, берегись!

Мы метём, метём, метём под диваном, под столом,

Под окном и под буфетом, а ещё под табуретом.

Нужно всюду подмести… Где же мусор? Не найти!

(Игра «Собери мусор». Играют 2 команды: и девочки, и мальчики. У них совок и веник. По залу хаотично разбросан мусор: крышки, коробки от таблеток, стаканчики из-под йогурта и т. д. Перед командами по пустой коробке. Собрать в коробки весь мусор.)

После стирки мы вдвоём с мамочкой во двор идём.

На верёвке бельевой вмиг развесим мы с тобой

И одежду и бельё… - Где тут платьице моё?

Где моя пижамка, кофточка, панамка?

Ну-ка, не зевай, мне вещички подавай!

Сохнет всё на улице… Мы с мамулей умницы!

После сна кроватка плачет: - Про меня забыли!

И постель, - кроватка плачет, - вы не застелили.

На простынке шерстяное сложим одеяло

И набросим расписное сверху покрывало.

Восхищается кроватка: - Как всё аккуратно!

Улыбается кроватка: - Как же мне приятно!

Я и бодр и силён, всю работу сделаю.

Свою волю покажу, слово для себя сдержу.

Возле дома на площадке я сгребаю снег лопаткой.

Его кидаю далеко, чтоб было просторно и широко.

(Игра «Снег – снежок». Играют 2 команды мальчиков. У них шапки-ушанки, детские лопатки. Перед командами снежки из белой бумаги. Напротив команд пустые коробки. По очереди сносить все снежки в пустую коробку.)

Учитель: Очень полезно трудиться на свежем воздухе. Ваши лёгкие дышат, они получают чистый воздух, кислород, который потом поступает в кровь. А кровь разносит его по всему организму. И человек получает здоровье, которое нам дарят не лекарства, а сама природа.

Иногда, помогая своим близким, случается и такое:

Сценка «МАМА и МАША»

Мама: Утром дочке я сказала: - Маша, ты большою стала,

Я пойду к своей знакомой, ты хозяйкой будешь дома.

Ты одень свою сестрёнку, молока налей котёнку,

Все цветы водой полей и котлеты разогрей.

Маша: Знаю, знаю, я – большая, я помощница такая,

Всё я сделаю как надо, будешь, мама очень рада!

Мама: Возвращаюсь я домой, что я вижу: Боже мой!

Кот: Помогите мне, котёнку, дайте чистую пелёнку,

Ну, за что мне так попало: Маша с лейки поливала?

Сестра: Как же тут не разреветься, не даёт сестра одеться,

Налила лишь мне пока в чью-то миску молока.

Котлета: Я – котлета, извините, платье снять мне помогите,

Ты ошиблась, видно, Маша, не нужны мне гольфы ваши.

Цветы: Уберите нас с плиты, не котлеты мы – цветы,

Нам огонь совсем не нужен, не годимся мы на ужин!

Маша: Я же, мама, обещала сделать всё, как ты сказала,

Только что с тобою, мама, на меня ты смотришь странно.

Мама: Как ты, Маша, так сумела…

Мама просто онемела.

Все: Чтобы маме помогать, надо всё уметь и знать. (Слайд 17)

Дружная у нас семья: мама, папа, братик, я.

Мама в доме убирает: пылесосит, подметает.

Ну и я ей помогу, пыль сотру, цветы полью.

Папа пилит, выжигает, и по дому помогает.

Брат Егорка хоть и мал, но по дому помогал.

Пёс Барбос помочь бы рад, только лапы не велят!

Учитель: В дружной семье не только вместе отдыхают, но и всегда помогают друг другу. Вот и сейчас нашим командам предстоит поучаствовать в совместных домашних делах. Мамам необходимо объединиться парами с детьми и выполнить дела, которые выпадут вам по жребию.

(Конкурс Домашние дела». Задания: украсить ёлку мишурой и игрушками, запаковать подарок, вырезать к празднику снежинки любого размера и любой формы, повесить на верёвку бельё для просушки, вывернуть и сложить вещи после стирки, обернуть тетрадки для уроков и т. д.)

Учитель: Мыс вами, ребята, трудимся каждый день. А какой главный труд у школьника? (Учёба)

Учение, учёба – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда легко всё даётся.

«Терпение и труд всё перетрут,» - гласит народная мудрость. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми.

- А какой смысл вы вкладываете в слова «старательный» и «прилежный». (Ответы детей)

Если заглянем в Толковый словарь С. И. Ожегова, то найдём пояснение: старательный – делающий что-нибудь хорошо и добросовестно; прилежный – отличающийся усердием в труде, учении.

- Каким вы представляете прилежного старательного человека? Опишите. (Дети отвечают)

- Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: «Старайся!» Что это значит? (Значит, надо выполнять задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость).

Для того, чтоб жить достойно, надо всем трудиться.

А наш труд сегодня в школе: хорошо учиться!

Учитель: Дорогие ребята, сегодня вы убедили всех нас, что умеете трудиться. И это прекрасно. Ведь без труда не проживёшь, а для умелых рук всегда найдётся дело по душе.

И в заключение нашего мероприятия мне хочется пожелать вам следующее:

Если хочешь быть счастливым,

Честным будь и терпеливым,

Полюби добро и труд.

Глянешь, счастье тут как тут! (Г. Дробиз «Счастье»)

Песня «Всегда найдётся дело для умелых рук». (Сл. М. Ивенсона, муз. А. Александрова)

Цыплёнка надо напоить,

Котёнка надо накормить

И посуду, и посуду, и посуду перемыть.

Всегда найдётся дело для умелых рук,

Если хорошенько поглядеть вокруг:

И грядки надо поливать,

И куклу надо обшивать

И картинки, и картинки, и картинки рисовать.

Всегда найдётся дело для умелых рук,

Если хорошенько поглядеть вокруг:

А тот, кто дела не найдёт,

Пускай скучает круглый год

И лентяем, и лентяем, и лентяем прослывёт!

Учитель: Спасибо!

Алла Шубина
Открытое занятие «Умелые руки не знают скуки»

Занятие – игра «Умелые руки не знают скуки » Цель : Способствовать формированию у воспитанников позитивного отношения к труду, как жизненной необходимости.

Задачи :

Развивать творческую активность, желание экспериментировать.

Развивать умение работать в группе.

Развивать умение выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли, отстаивать собственное мнение.

Расширять кругозор.

Учить правильно организовывать свободное время.

Развивать внимание, память, сообразительность, фантазию.

Воспитывать любовь к труду, доброту.

Убедить воспитанников в том, что их главная цель – учёба.

Тип занятия : комбинированное Форма проведения : занятие – игра . Время проведения : 40 минут. Место проведения : учебный класс. Оборудование : ноутбук, проектор, цветная бумага, клей, листы белой бумаги, пластилин, ватман. Наглядные пособия : толковый словарь, карточки с пословицами, карточки с кроссвордами для игры, карта острова, рисунок указательного камня, предметные картинки.

Ход занятия : 1. Организационный момент. Воспитатель : Добрый день! Я приветствую всех собравшихся в этом классе. Сегодня мы с вами проведём игровое занятие . Все вы любите играть, отгадывать загадки, читать сказки. Вот и сегодня мы проверим ваши знания.

Дети, встаньте в круг и покажите мне свои ладони. Возьмите друг друга за руки и почувствуйте тепло ваших рук. Вместе с теплом наших рук мы передаём друг другу хорошее настроение, пожелание здоровья, доброту. Улыбнитесь друг другу. Зарядите друг друга положительной энергией которая нам пригодится на занятии . Спасибо! Молодцы! Проходите на свои места.

2. Выявление знаний воспитанников о труде.

Воспитатель : Ребята, скажите пожалуйста, зачем человеку нужны руки ? (Ответы детей) Давайте попробуем отгадать загадку. Отгадав загадку, мы с вами узнаем тему нашего занятия . Кто из обезьяны смело Человека может сделать? И какой волшебник дети Помогал в процессе этом? (Труд)

Молодцы! Загадку отгадали правильно. Да, руки человека поистине создают чудеса. А как вы понимаете пословицу : «Умелые руки не знают скуки » Вот и тема нашего занятия так и называется «Умелые руки не знают скуки » (Вывешивается название на доске)

Воспитатель : Как вы уже догадались сегодня мы с вами будем говорить о значении труда в жизни человека. Пусть эпиграфом к нашему разговору станут такие слова :

Сколько надо каждому Для жизни сделать важного, Быть может, незаметного, Но доброго и светлого.

3. Изучение материала Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. Каково же значение слова «труд» ? 1. Труд – работа, занятие . 2. Труд – умение, направленное на достижение чего – либо. 3. Труд – целенаправленная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей.

А согласно толковому словарю Владимира Даля Труд – это работа, занятие , упражнение, дело, всё, что требует усилий, стараний, заботы.

Воспитатель : Необходимость в труде существует всегда. Труд и жизнь – это неразделимые понятия. Вот сегодня при помощи игр, пословиц, сказок мы постараемся подробнее узнать о значении труда.

Игра «Доскажи словечко» Кто на свете самый главный, Самый добрый, самый славный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Дети хором : Это труд!

Кто на свете самый умный, Самый старый, самый юный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Дети хором : Это труд!

Воспитатель : Время быстро летит, Никому эту скорость не сбавить, То зима, то весна, То с листвы осыпается медь. Нужно вам поспешить Что – то яркое в жизни оставить И такой выбрать труд, Чтобы честно народу служить.

Дел немало вокруг, Вам повсюду найдётся работа, И не нужно искать никакого покоя и впредь. Нужно так жизнь прожить, Чтобы сделать счастливым кого – то, Чтоб своею работой людям радость дарить.

Воспитатель : Ребята, вы ничего не слышите? Кажется к нам в гости пришла сказка.

(Появляется Буратино. Приносит большой конверт и сообщает что принёс письмо.)

Буратино : Я так к вам спешил чтобы принести этот конверт.

Воспитатель : Буратино, а что лежит в этом конверте?

Буратино : Вертит конверт, и говорит : «Я не ходил в школу и не умею читать» Помогите мне ребята.

Воспитатель : Ребята! Давайте поможем Буратино.

Игра «Шифровальщики» С древних времён люди, если они не хотели, чтобы их письмо или послание прочитал кто – то кроме адресата, пользовались специальными шифрами. Эти шифры могли быть простыми и очень сложными, цифровыми и буквенными. Вот сейчас мы попробуем себя в роли шифровальщиков и попробуем расшифровать что здесь написано. Детям раздаются карточки. Они расшифровывают пословицы.

1. Без труда нет добра.

2. Умелые руки не знают скуки .

3. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

4. Маленькое дело, лучше большого безделья.

5. Взялся за дело - доделай его до конца!

6. Делали наспех, а сделали на смех.

7. Труд человека кормит, а лень портит.

8. Хвалят - не гордись, учат – не сердись.

9. Счастье не в воздухе вьётся, руками достаётся.

Воспитатель : Что же у вас получилось? (Пословицы) . Давайте их прочитаем.

Так в русском народе детей учили трудиться с самого раннего детства. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. А знаете ли вы пословицы и поговорки о труде сейчас мы проверим.

Конкурс «Как ты понимаешь пословицу» Воспитатель : Наша сказка продолжается. Перед вами всем знакомый «Цветик – семицветик» На лепестках цветка записаны пословицы. Нужно взять лепесток, прочитать пословицу и объяснить её смысл.

1.«Начиная дело, думай о конце.» (Заранее продумайте цель и результат своего труда.)

2.«Поспешишь – людей насмешишь» (Планируй свою работу, рассчитывая силы и время на её выполнение.)

3.«Каков мастер, такова и работа» (Накапливай знания и умения для успешного выполнения работы.)

4.«Кому работа в тягость, тому неведома радость» (Находи сам дела по душе, не жди уговоров и принуждения.)

5.«Была бы охота, заладится всякая работа» (Не бойся начинать новое, незнакомое дело.)

6.«Хорошая работа два века живёт» (Делай работу аккуратно, используй имеющиеся знания и умения.)

7.«Есть терпенье, будет и уменье» (Будь настойчив и терпелив в достижении цели и результатов труда.)

8.«Что посеешь, то и пожнёшь» (Как постараешься сделать работу, такой и получишь результат.)

9.«В большом деле и маленькая помощь дорога» . (Принимай посильное участие в коллективном труде.)

10.«Муравей невелик, да горы копает» (Настойчиво доводи начатое дело до конца.)

Воспитатель : Молодцы! С этим заданием все справились хорошо.

Скучая и ничего не делая, люди учатся делать дурное. Труд освобождает нас от трёх зол : скуки , порока и нужды. Таким образом мы подходим к выводу, как говорят в народе : «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи» , т. е. хочешь жить красиво и в достатке, необходимо много трудиться. Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

Труд основа нашей жизни, Он любой украсит день. Нет стыднее укоризны, Что тебе трудиться лень.

Воспитатель : Какое слово противоположно по значению слову труд. (Лень.) Обратимся к «Толковому словарю» . Согласно ему : «Лень – это отсутствие желания трудиться, склонность к безделью»

Как назвать человека который не хочет работать? (Лентяй, лодырь, симулянт, бездельник, трутень.) - Как вы думаете, почему человек ленится? - Кому лучше живётся на свете- ленивому или трудолюбивому человеку? Почему?

Послушайте внимательно сказку В. Сухомлинского

«Лентяй и Солнце» - Солнышко, передвинься, пожалуйста, немножко в сторону, мне жарко. Солнце рассмеялось : - Разве мыслимое это дело, чтобы Солнце передвигалось, куда Лентяю захочется? Лентяй рассердился и закричал : - Значит, ты не хочешь передвинуться? - Не хочу, - ответило Солнце. – Ах так! – сказал Лентяй. – Тогда я назло тебе буду лежать здесь.

– А как бы вы поступили в этой ситуации? Найдите пословицу, которая больше всего подходит к этой сказке.

1. «Лень – мать всех пороков.» 2.«Не сиди сложа руки – не будет и скуки »

3.«Лежебоке и солнце не в пору всходит»

Кто хочет сделаться глупцом, Тому мы предлагаем : Пускай пренебрежёт трудом И жить начнёт лентяем.

Буратино : Я очень сожалею о том, что продал свою Азбуку и не стал учиться в школе.

Дайте средство мне от лени от «могу, но не хочу»

Доктор : Есть душистое втиранье От укусов комаров, Есть микстура от чиханья, Проглотил и будь здоров, Есть микстура от мигрени, А лекарства нет от лени.

Буратино : Хорошо бы это средство Поскорей изобрести, Чтобы все лентяи с детства Принимать его могли. Появись лекарство это, я купил бы два пакета. Нет, не два, а целых три. Нужно, что ни говори.

Доктор : Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам будить по десять раз. И он не станет говорить, что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать. Успеет он одеться в срок, умыться и поесть, И раньше, чем звенит звонок, За парту в школе сесть.

Запахи дня Если мы строгаем, клеим - Пахнет день столярным клеем. Если лесом день пропах - Мы с корзинкою в руках. Если дымом от костра - На рыбалке мы с утра, А ничем не пахнет день- Значит к нам подкралась лень.

Минутка отдыха Ребята! Давайте немножко отдохнём. Сядьте удобнее, расслабьтесь. Положите руки на парту перед собой. Голову положите на руки . Закройте глаза. Представьте что мы плывём по океану, светит ласковое солнце, слышен шум прибоя и крик чаек. У нас у всех хорошее настроение. Нам всем хорошо. А теперь откройте глаза . Мы с вами оказались на острове. Творческое задание Воспитатель : Получена радиограмма с сигналом SOS с острова Ленивых. – Вы знаете, что означает сигнал SOS? (Ответы детей) Люди, живущие на этом острове, просят нас о помощи. Они – страшно невезучие. Детям не везёт в учении, взрослым – в работе. У нас есть возможность помочь жителям этого острова.

Придумайте название главного города этого острова. – А как он выглядит? - Как люди живут в этом городе? - Какие они -люди, населяющие остров Ленивых? - Долго ли сможет просуществовать остров Ленивых?

Творческое задание Работа проводится в парах. Можно ли избавиться от лени? Как? Изобретите лекарство от лени. Предложите ваши рецепты. Приветствуются любые реальные и фантастические рецепты.

Буратино : Да я понял, что нужно и мне учиться.

Стихотворение Кровать вцепилась мне в плечо - Не пущу, поспи ещё! Я вырвался, но простыня Схватила за ногу меня : - Постой, дружок, Не убежишь! Ещё немножко полежишь! - Вставанье – дело неприятное - Шепнуло одеяло ватное. Подушки слышен голосок : - Не торопись, поспи часок! Хоть полчаса, хоть полминутки Но я вскочил и крикнул : - Дудки! Я победил сегодня лень! И это будет каждый день!

Воспитатель : Ребята! Буратино сумел победить свою лень . – А вы хотите избавиться от лени? (Давайте вылепим из пластилина лень и спрячем её в коробку.) Но помните : если вы часто будете повторять слова «Не хочу, не буду, то лень к вам вернётся»

4. Закрепление материала

Сколько надо каждому Для жизни сделать важного, Быть может, незаметного Но доброго и светлого.

Разумно поступает тот, кто планирует свой день. Такой человек успевает всё и потрудиться и отдохнуть. К сегодняшнему занятию я попросила вас , ребята, принести то, что вы сами уже можете делать своими руками. Судя по выставке, в нашей группе ленивых детей нет. Давайте попросим ребят рассказать о своих поделках.

Мы талантливый народ, Мастера ручных работ Любим шить, лепить, вязать, В игры разные играть. Мой девиз : «Не даром говорится, что дело мастера боится»

Мы талантливые дети - Школьных конкурсов друзья. Нам без дела не сидится, И лениться нам нельзя. Мы поём, стихи читаем, И со спортом все дружны. И все вместе мы мечтаем Достичь знания вершин. Мы умельцы молодцы ! На все руки удальцы . Мой девиз : «Умелые руки не знают скуки »

Квиллинг это работа с бумагой, Это творчество и красота, Приходите к нам вечерами Мы научим вас без труда. Мой девиз :

Дело спорится в руках, Нету времени для скуки . Про такого говорят : «Золотые руки » Смастерить предмет любой Сможем без проблем, Пусть цветёт талант такой, Дарит радость всем! Мой девиз : «Славен человек не словами, а славен дел

Жить очень трудно, Просто беда! Ведь не даётся ничто без труда! Даже какая – нибудь ерунда Нам не даётся, не удаётся, Не удаётся никак без труда! Утром ужасно рано вставать, Вечером трудно ложиться в кровать, Трудно учиться - Что там скрывать! Трудно повсюду свой нос не совать! А знаете вы, что труднее всего? Это – не делать совсем ничего!

5. Заключительное слово воспитателя. Ребята, каждому из вас хочется совершить что – то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели? - Скажите, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас плохо учится?

Именно сейчас вы должны хорошо учиться. Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать. – И пусть девизом вашей жизни станут слова : «Землю красит солнце, а человека труд» .

6. Подведение итогов. Жизнь нас очень часто ставит перед выбором, хотя указательный камень нам на дороге не встречается, но выбор делать приходится. Я прочитаю вам, что написано на камне, а вы постарайтесь выбрать дорогу, по которой вы бы пошли дальше. Аргументируйте свой выбор.

Влево пойдёшь – богатство найдёшь, но друзей потеряешь.

Вправо пойдёшь – к лёгкой жизни придёшь, но ничего не добьёшься в жизни.

А прямо пойдёшь – себя найдёшь, в пути измаешься, но много добьёшься.

При обсуждении воспитатель задаёт и провокационные вопросы. Например : - А разве богатство найти плохо? - Разве вы не хотите жить легко? - Зачем надо искать себя в жизни?

Игровое задание На доске вывешиваются пословицы. – Какой жизненный девиз каждый из вас выбрал для себя? Дети, по очереди выходят к доске, берут пословицу, читают девиз, и держат его перед собой. 1. «Недаром говорится, что дело мастера боится» 2. «Научился сам, научи и другого» 3. «Умелые руки не знают скуки » 4. «Славен человек не словами, а славен делами» 5. «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» 6. «Труд человека кормит, а лень портит» 7. «Где труд, там и счастье» 8. «Кончил дело, гуляй смело» 9. «Воля и труд, дивные всходы дают» 10. «Что посеешь, то и пожнёшь»

Вы только взгляните вокруг : Вся наша жизнь – дела наших рук. Сёла, мосты, города, виадуки - Всё наши руки , всё наши руки ! Умелые руки – основа успеха , Руки – мастерство человека! Руки – о многом они говорят. Глаза только видят, а руки творят .

7. Рефлексия. Вот и подошло к концу наше занятие . Мы проделали сегодня очень большую работу. А теперь, коллективно, все вместе, проанализируем наше занятие . Все дружно составим «Букет настроения»

Методика «Букет настроения» -Если вы считаете, что наше занятие оказалось для вас полезным, то возьмите в руки цветок , если нет, то ничего не берите. – Если во время занятия вам было комфортно работать друг с другом, то приклейте к цветку зелёные листочки, если нет, ничего не делайте. – Если полученные знания на занятии пригодятся вам и в будущем, то выйдите потихоньку к доске, если нет, то останьтесь на местах. – Если вы считаете, что на занятии вы работали активно , то поставьте свой цветок в вазу.

Ребята, большое вам спасибо за активное участие в нашем занятии . И для того, чтобы наши цветы не завяли, я добавлю в них водички. (Вывешивается лейка с водой) . По нашему букету видно, что настроение у всех хорошее, что занятие вам понравилось . Надеюсь, что знания, приобретённые вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на занятиях , но и в жизни. И в заключении мне хочется сказать вам : «Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем. Спасибо всем за внимание!

Групповое занятие

Специальная коррекционная школа VIII вида

Тема: Умелые руки не знают скуки.

Задачи:

    развивать творческие способности учащихся;

    расширять кругозор;

    учить правильно организовывать свободное время;

    воспитывать любовь к окружающему миру, доброту.

Ход занятия

1. Сообщение темы занятия

    Тема нашего занятия. Моё любимое увлечение:

2. Вступительная беседа

    Как вы понимаете пословицу: Умелые руки не знают скуки.

    Чем может заняться человек в свободное от работы время? (учёбы)

    А если у человека нет любимого занятия, хобби, интересно ему жить, общаться с другими людьми. Почему?

    Что нужно для того, что бы у тебя после работы, учёбы оставалось время на любимое занятие? (Соблюдать режим дня, правильно распоряжаться своим временем)

    Своим временем надо распоряжаться правильно. Разумно поступает тот, кто планирует свой день. Такой человек успевает всё: и потрудиться и отдохнуть. Когда твой мозг и руки заняты делом, то думаешь о результатах работы, а не о глупостях. Да и народная мудрость предостерегает человека от лени и праздности, отводя труду главную роль, а пословицы и поговорки о труде и отдыхе вы знаете. (Пословицы и поговорки)

3.Танец

    Сейчас мы покажем гостям наше общее увлечение-занятие танцами.

    2.Представление поделок

    У каждого ребёнка нашего класса есть свои у интересы и способности, это мы узнали из анкет, которые провели с ними. Вадик любит рисовать. Галя аккуратно работает иголкой с ниткой, любит вышивать Настя отличается отличными работами с бумагой.

Аня танцует, Ирина рисует и поёт, Жанна поёт. Мы стараемся с ребятами развивать способности. А сейчас они расскажут о своих успехах!

Галя:

Я вышивать очень люблю,

В руках иголку ловко я держу,

Что получилось у меня,

Посмотрите все сюда.

Руслан:

Нам на месте не сидится,

Любим с деревом возится,

Получилось что у нас,

Мы покажем вам сейчас.

Аня:

Оригами - работа с бумагой,

Это творчество и красота,

Приходите к нам вечерами,

Мы научим вас без труда.

    А ещё ребята очень любят играть в шашки. И чтобы ещё лучше научится играть - смастерили шахматную доску, и выпилили шашки из дерева.

    А ещё мы подготовили выставку коллекций вещей, которые могут заинтересовать наших гостей и ребят, может быть захочет кто-нибудь этим заниматься.

    Ребята, вам понравилось занятие?

    Что полезного из него вы узнали?

    В заключении Ирина и Андрей прочитают вам стихи.

Ирина:

Если ты поёшь, танцуешь,

Да к тому ж ещё рисуешь,

Не стесняйся и твори.

Станет мир прекрасный твой. ПОСМОТРИ.

Андрей:

Вот свободная минутка,

И ты стал другим как будто.

Вдохновение зови,

Сделай мир красивым свой и ЖИВИ.

ВСЕ:

Для тебя весь мир большой!!!

Посмотри!!!

Занятие окончено.

«Пословицы о дружбе» - Друга на деньги не купишь. Без беды друга не узнаешь. Друг - твоё зеркало. За дружбу дружбой платят. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись. Не бросай друга в несчастье. Для дорогого друга - ворота настежь. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

«Английские пословицы» - Вопросы по содержанию. Как национальный характер отражается в пословицах? Этапы проведения проекта. Почему мы используем пословицы в своей речи? Как пословицы распространяются по всему свету? Что общего в народной мудрости разных стран? Какие эквиваленты русских пословиц есть на английском языке? В каких случаях мы используем пословицы?

«Хлеб да соль» - Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации. Поваренную соль используют в пищу. Каковы химические свойства солей? Почему соли обладают сходными свойствами? Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. Было у короля три дочери. Взаимодействие солей с щелочами.

«Русские и английские пословицы и поговорки» - От малых ударов валятся большие дубы. Предмет исследования. Актуальность. Цели. Лучше поздно, чем никогда. Well begun is half done. ОСНОВНОЙ: принятие решений; выполнение проекта. Хорошо начатое - наполовину сделано. Какой отец, такой и сын. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: целеполагание; планирование. Наблюдение анализ сравнение классификация перевод моделирование.

«Пословицы о добре» - Доброе слово и железные ворота открывает. ПОМНИ! Попробуй не наступить, а уступить. Доброе слово, что дождь в засуху. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Добро помни, а зло забывай. Рубашка износится, а доброе дело не забудется. За добро добром платят. Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра! Добро ходит по свету тихо.

«Пословицы» - Книги читать – скуки не знать. Своя земля и в горсти мила. Зачем и клад, коли в семье лад? В здоровом теле – здоровый дух. Вражда не делает добра. Каков мастер, такова и работа. Пока железо в работе, его и ржа не берет. Наукой люди кормятся. У нашего свата ни друга, ни брата. Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

Последние материалы сайта