Развитие эмоциональной сферы ребёнка: зачем и как. Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте

10.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

психика эмоция дошкольник

И в жизни взрослого человека, и в жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции -- своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций младенец воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает.

В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, утвердилось мнение о многоуровневости эмоций, как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства .

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей .

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций -- интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу - это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка. К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» - то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка, более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше. Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально. Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Если плохое настроение не затягивается надолго - к примеру, на несколько дней - и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога. Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение. С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний . Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние). Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

  • -- освоение социальных форм выражения эмоций; -- формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
  • -- благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
  • -- эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствияц.

Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику.

Общение как фактор в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, как и объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности .

Ребенок дошкольного возраста существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести-семи лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Если оценивать особенности чувств шестилетнего ребенка, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Шестилетний ребенок - пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Эмоции формируют личность ребенка. Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств. При всей подвижности эмоций и чувств шестилетнего ребенка характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов - восхищения и похвалы окружающих.

Шесть лет - это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Шестилетний ребенок не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни - это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.

Р. Липер (1948) и О. Маурер (1960) утверждали, что «эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов а тех изменениях поведения или результатов научения».

По мнению К. Изарда (2000), «эмоциональная сфера ребенка и матери - первое условие для его последующего полноценного развития». К. Изард полагает, что «эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения».

Эмоциональный механизм адаптации детей («адаптационное поведение») осуществляется, «первичными эмоциями». Последовательность оформлена в табл. 1.

П. Плутчик (цит. по Эмоциональная сфера детей, 2003 с.74) определяет эмоцию как «комплексную соматическую реакцию, сопряженную с конкретным адаптивным биологическим процессом, общим для всех живых организмов». Первичная эмоция, по П. Плутчику, ограничена во времени и инициируется внешним стимулом: «Каждой первичной эмоции и каждой вторичной эмоция соответствует определенный физиологический и экспрессивно-поведенческий комплекс». Постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации.

Таблица 1 Эмоциональные механизмы адаптации по П.Плутчику.

Первичная эмоция

Процесс адаптивного поведения

Адекватнее реагирование или адекватное поведение

Принятие

Поглощение волы, пиши

Инкорпорация.

Отвращение

Реакция отторжения, экскреция, рвота

Отвержение

Устранение препятствии на пути удовлетворения

Разрушение

Первоначально в ответ на боль или угрозу

Реакции, сопутствующие сексуальному поведению

Репродуктивное поведение

Утрата объекта, приносящего удовольствие

Депривация

Реакция на контакт с новым, незнакомым

объектом

Ориентировка

Надежда или любопытство

Более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды

Исследование

В свою очередь, плохая адаптация тормозит процесс полноценного вызревания «первичных эмоций». «Таким образом, эмоциональная реакция как реакция вторичная - могущественный организатор поведения. В ней реализуется активность нашего организма, ... первоначальное управление реакциями возникает из эмоций. Связанная с реакцией эмоция регулирует и направляет ее в зависимости от общего состояния организма. И переход к психическому типу поведения, несомненно, возник на основе эмоций. Точно так же есть все основания предполагать, что первоначальными формами чисто психического поведения ребенка являются реакции удовольствия и неудовольствия, возникающие раньше остальных» (Эмоциональная сфера детей, 2003).

Согласно исследованиям Ренса Зима (2001), детерминирующие влияния наследственности и среды достигают максимума у маленького ребенка: «В процессе роста эти детерминанты не дозируются в дополняющих друг друга пропорциях, а объединяются друг с другом в единое целое». Адаптационные функции эмоциональной сферы настолько многовариативны, насколько многовариативны формы взаимодействия наследственных способностей ребенка с окружающим миром. Также считается, что комплексное взаимодействие «общей ситуации (социальные, экономические, культурные условия), ближайшей среды (семья), «социальной среды отношений» является субъективным наполнением личности ребенка с самого первого дня его жизни. «Но личностью, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности ребенок становится только в результате осуществления этой деятельности, совершаемой вначале с помощью взрослых, и потом и самостоятельно» (Зим Р.,2001).

На основании мнений Л.С. Выготского (1960), П.Ф Лесгафта (1988), Э. Эриксона и других можно установить хронологическую последовательность симптомов адаптации и дезадаптации в зависимости от вызревания, развития, формирования базально-социальных эмоций в активной игровой деятельности ребенка в детском саду (рис. 1).

Рис.1

Характерные симптомы адаптации (по Фельдштейну Д.И., 1989):

1-2 года. Высокая игровая активность, коммуникативность, привязанность к родителям, болезненная адаптация к детскому саду.

2-4 года. Стойкий познавательный интерес, любознательность, эмпатия, сотрудничество со сверстниками во всех видах деятельности.

4-6 лет. Устойчивая эмоционально-волевая сфера, школьная зрелость, успешное усвоение программ школ (общеобразовательной, художественной, музыкальной, спортивной и т.д.), добродушие.

Характерные симптомы дезадаптации;

1 - 2 года. Пассивность, эмоциональный отклик низкий, неконтактен, формируется пассивная роль, агрессивен, отчужден от родителей, адаптация к детскому саду безболезненная.

2 - 4 года. Ребенок асоциален, груб, истеричен, ленив, жесток, уединяется во всех видах деятельности, нет навыка сотрудничества, обидчив.

4 - 6 лет. Ребенок подавлен, тревожен, дерзок, не усваивает программу обучения в школе, имеет низкую креативность, подвержен к объединению с неформальными группами, имеет склонность к дурным привычкам, наркотикам, алкоголизму, угнетен (Эмоциональная сфера детей, 2003).

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и. сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств -- принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности (Данилина Т.А., 2004).

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения (Данилина Т.А., 2004).

Для дошкольного детства становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями. Регулирование эмоций -- одна из сторон детского психосоциального развития, особенно, в первые семь лет жизни. В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обуславливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен, например: обладает он привлекательным предметом или не может его получить. К концу дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, что дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, и сиюминутных затруднений: они могут восприниматься не так остро, теряя свою прежнюю значимость. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

В возрасте 3-7 лет желания ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Так, эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний. Механизм эмоционального предвосхищения подробно рассмотрен и описан А. В. Запорожцем и А.Д. Неверович (1986). Его суть в том, что еще до того, как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Поэтому пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками и т. д. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, однако внешне выражение эмоций становится у большинства детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Изменяется содержание аффектов -- расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание -- без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник -- игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т. д., -- должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.

В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития (Данилина Т.А., 2004).

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми -- взрослыми и детьми.

В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт со взрослыми, или сам замыкается и старается избежать общения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок (Данилина Т.А., 2004).

Эмоции и чувства формируются также в процессе общения со сверстниками. Ребенок раннего возраста, общаясь с другими детьми, всегда исходит из собственных желаний, не учитывая стремления другого. Эмоциональный механизм сопереживания появляется позже, в дошкольном детстве. эмоция психологический адаптация дошкольный

Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей -- в играх, при выполнении трудовых поручений и т. д.

Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со сверстником ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т. п.

Второе отличие общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников, по данным В.В. Ветровой, наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния -- от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки (Данилина Т.А., 2004).

Исходя их исследований психологов, целесообразность в развитии эмоциональной сферы ребенка переоценить сложно.

Основываясь на исследования Л.С. Выгодского (1960), К. Изарда (2000), П. Плутчика, и т.д., можно выделить ряд особенностей эмоционального развития дошкольника.

1. Слабое вызревание позитивных базально-социальных эмоций.

Отягощающими факторами данной особенности, являются:

Ё Отсутствие доброго, ласкового участия в ранней, постнатальной адаптации ребенка к окружающей среде матери и других членов семьи.

Ё Недостаточное словесное и предметное сопровождение матерью периода адаптации до 3-6 месяцев.

Ё Искусственное вскармливание ребенка.

Ё Неоправданное невнимание матери к плачу, крику ребенка как эмоциональному сигналу со стороны ребенка, направленному на адекватное ответное эмоциональное реагирование со стороны матери.

2. Превышение скорости аффективного реагирования над действием, речью, мыслью. Это обусловлено:

Ё Невнимательным отношением матери к активному бодрствованию ребенка с 3 и более месячного возраста.

Ё Ранняя «самостоятельная деятельность» ребенка «загоняет» позитивные эмоции в блок нереализованных мотивов к! году жизни.

Ё Недостаточно развитая предметно-игровая, сенсомоторная деятельность.

Ё Втягивание ребенка в круг психогенного поля семьи, других окружающих взрослых.

3. Поздняя дифференциация мыслеобразующих процессов, восприятия, воображения. Это детерминировано следующим:

Ё Многоплановой, объемной, недетской информационной сферой.

Ё Искусственным подавлением интереса через блокирование

Ё наглядно-действенного мышления из-за отсутствия или недостатка материальной наглядности и практической деятельности с ней.

Ё Отсутствие у ребенка возможности самостоятельной адаптации как исследователя пространства и времени окружающей среды до полного удовлетворения своей аффективной сущности и ключевому самостоятельному переходу к аффективной цепочке «желания, вызывающего желать» (Выготский Л.С.,1960).

Ё Скудность совместной с матерью сюжетно-отобразительной деятельности: предметных игр, игр экспериментов, игр с элементарными правилами, сюжетно-ролевых игр.

4. Невозможность ребенка 3-7 летнего возраста оценить эффективность своего реагирования. Оценка, как правило, смешанная: позитивно-негативная. Существует путаница между плохим и хорошим. Ребенок принимает любую стороннюю оценку без возражений, но с ответным мимическим или кинестетическим реагированием (иногда неадекватным). Отягощающей детерминантом данной особенности являются:

Ё Отсутствующее содержание творческих игр (с сюжетными игрушками, сюжетно-ролевые игры, игры-имитации, игры-фантазии).

Ё Отсутствие самостоятельной театрализованной деятельности (строительные игры, театральные игры, игры-забавы, игры-драматизации), режиссерской игры.

Ё Отсутствие системного подхода к игровой деятельности в целом. (Эмоциональная сфера детей, 2003).

Государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» отделение «Семья» Новокузнецкого городского округа

РЕФЕРАТ

Тема: «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

По курсу: «Психологическое сопровождение педагогической

деятельности в ДОУ»

Выполнил:

Кобзарь М.А.

педагог-психолог

МБ ДОУ «Детский сад №148»

Проверил: Чертенкова Г.И.

канд. пед. наук, доцент кафедры

ОиДПиП ЦПО НФИ КемГУ

Новокузнецкий городской округ, 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы………………………5

……………………………………5

1.2 Виды эмоций…………………………………………………………………….6

………………..9

…………………………………………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………………..17

Приложение………………………………………………………………………...18

Введение

Раннее и дошкольное детство - это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.

Однако на фоне прогрессивных изменений (активное реформирование системы дошкольного образования: рост значительной сети альтернативных дошкольных учреждений, появление новых программ дошкольного воспитания, разработка оригинальных методических материалов) именно развитию эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточно внимания. Приоритет, как родителями, так и практическими работниками, отдается интеллектуальному развитию. Но как справедливо указывали Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. По мнению К.Изарда именно «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» .

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми. А ведь общение, в значительной степени обогащает чувственную сферу человека. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Развитие эмоциональной сферы человека признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект.

Отсюда формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков в развитии эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из важнейших, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития ребенка происходят изменения и в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно может не развиваться, ее необходимо развивать, а для этого нужно создавать определенные условия. Какие они - благоприятные или нет, в большинстве случаях зависят от нас, окружающих взрослых. Ребенок обучается владению своим эмоциональным состоянием в ходе онтогенетического развития, а в роли носителя средств выражения индивидуальности выступает взрослый. Будет ли это обучение успешным или менее зависит от степени принятия и поддержки, которую взрослый оказывает по отношению к попыткам ребенка использовать определенные средства для выражения своих эмоциональных состояний.

Недооценка индивидуальных проявлений в сфере эмоций и чувств может обернуться серьезными просчетами в воспитании, в приобщении его к миру человеческих ценностей культуры в целом. Тогда правомерно встанет вопрос о проведении своевременной коррекционной работы с нарушениями в развитии эмоциональной сферы у детей.

Воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить эмоциональную сферу у детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. И зучить понятие эмоциональной сферы человека, виды эмоций.

3. Рассмотреть о собенности развития эмоций детей дошкольного возраста.

4. Рассмотреть средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы.

1.1 Понятие эмоциональной сферы человека.

Учитывая эти подходы, мы считаем, что среди эмоциональных явлений можно выделить аффекты, собственно эмоции, настроение, эмоциональные состояния и чувства. В основе этой классификации - относительная длительность эмоционального переживания и относительная зависимость от ситуации или объекта.

Аффект - это возникающие внезапно, сильные, бурно протекающие, кратковременные, не подвластные волевому контролю эмоциональные переживания. Многие известные аффекты гнева, страха, восторга.

Собственно эмоции - достаточно длительные эмоциональные переживания. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный и процессуальный характер, т.е. Выражают оценочное отношение человека к складывающейся ситуации.

Настроение - это общий фоновый эмоциональный настрой человека, оказывающий существенное влияние на его деятельность. Он ситуационно зависим, однако человек может не осознавать причину того или иного настроения.

Эмоциональные состояния – более длительные по сравнению с собственно эмоциями эмоциональные переживания. Они в отличие от эмоций, могут длиться часами, днями, неделями и даже годами. В отличие от настроения, эмоциональные состояния более связаны с глубоко личностными состояниями. Это, например, состояния тревожности, стресса, кризисные, травматические состояния, депрессии и др.

Чувства - по определению А.Н. Леонтьева, – это устойчивые эмоциональные отношения к определенным объектам, это своеобразные «эмоциональные контакты», устойчивые «кристализированные» эмоциональные переживания, Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, относительная независимость от ситуации. Например, мать может испытывать разные ситуационно-обусловленные эмоции по отношению к ребенку, но устойчивое чувство по отношению к нему - любовь. Можно заметить, что чувства, определенные как эмоциональные отношения, «эмоциональные контакты» смыкаются со свойствами личности, понимаемыми как система отношений к себе, другим людям и миру. Чувства в этом контакте - особый подкласс системы отношений - отношения, в которых эмоциональный компонент выражен более рационально. Значение чувств в данном контакте особенно велико - чувства как особый подкласс и устройство определяют жизнь человека. Как особый подкласс чувств, вслед за С.Л. Рубинштейном, можно выделить страсти, это сильные, стойкие чувства, овладевающие человеком, захватывающее его и устремляющие его к объекту или прочь от него. Для страсти характерно сужение сознания, вся интеллектуальная деятельность человека ограничивается и определяется сильными воздействиями страсти.

Итак, эмоциональная сфера - это сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих состояний и чувств. Чувства как, «эмоциональные контакты» человека являются сами по себе сущностью его психической реальности и определяют его поведение, а эмоции являются материалом для развития и изменения чувств и содержанием ситуационной эмоциональной жизни.

1.2 Виды эмоций.

Значение собственно эмоций в эмоциональной жизни человека особенно велико. Оно состоит в следующем. Во-первых, они являются основой развития чувств. Чувство возникает и развивается путем обобщения эмоций, возникающих к объекту в разных ситуациях. Во-вторых, эмоции «запускают» то или иное настроение, настроение может являться «следом» эмоции – частое эмоциональное переживание, они возникают множество раз ежедневно, поэтому они самоценны.

В.К. Вилюнас определяет эмоции как «…способность психики человека к пристрастному отражению действительности». А.Н. Леонтьев говорит, что эмоции сигнализируют человеку, какой «личностный смысл» относительно собственных потребностей имеет для него некоторое действие, объект или человек.

Согласно многим исследованиям, (К. Мерер, К. Изард), эмоция – это процесс, возникающий в ответ на значимое для индивида событие, включающее 3 взаимодействующих компонента:

1) Субъективное переживание эмоций.

2) Физиологические процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, кровеносной, мышечной, кожной системах организма. Эмоции сопровождаются сложными комплексами активации нервной системы, выбросом различных гормонов, учащением либо задержкой дыхания, изменением пищеварения, изменением работы сердца и приливом крови к различным органам, напряжением или расслаблением различных мышц. Например, при страхе возрастает частота сердечных сокращений и циклов дыхания, степень напряжения сердечной мышцы, кровь приливает к нижним конечностям, возрастает нейронная активность.

3) Экспрессия или выразительные движения лица, рук, корпуса (мимика, пантомимика, жесты, интонация).

В вопросе классификации собственно эмоций опираются на подход К. Изарда. Он выделял десять фундаментальных эмоций на основе различий в субъективном переживании, внешней экспрессии и нейрофизиологии. Это эмоции радости, удивления, интереса, страдания (печали), гнева, отвращения, презрения, страха, стыда и вины.

Каждой из этих эмоций соответствует свой особый субъективный смысл, особые средства внешней экспрессии и нейрофизиологические характеристики.

Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была небольшой или, во всяком случае, неопределенной.

Удивление - тормозит все предыдущие эмоции, направляя внешние на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной информации о невозможности удовлетворения жизненных важнейших потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъекта информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданием окружающих, но и собственным представлением о подобающем поведение и внешнем облике.

Также, эмоции практически всегда образуют эмоциональные комплексы, например «страх - стыд - страдание» или «радость - интерес», формируя бесконечные нюансы эмоций.

1.3 Особенности развития эмоций детей дошкольного возраста .

Эмоциональное развитие в младенчестве.

Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и т. д. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию.

Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу. Выразительные эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии - это главное коммуникативное средство общения в вербальный период. На протяжении первого года жизни дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к себе. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастет жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Его эмоциональные проявления полны, разнообразны, переживания глубоки. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости плаксивости младенца.

На основе дифференциации своих и чужих, избирательности чувств начинает формироваться любовь и симпатия к близким. Симпатия - это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства дома, ответственности и гуманности. Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим человеком.

В возрасте 3–4 месяцев у малыша значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные переживания. На пятом месяце жизни у ребенка обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое.

Малыш по-разному относится к увиденному. Он громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, является первым звеном познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции.

Особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:

Основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;

Социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируется в процессе общения младенца со взрослыми;

В ситуативно-деловом общении у малыша появляется удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании;

Складываются предпосылки внешних чувств – любви и симпатии к близким.

Эмоциональное развитие в раннем детстве.

Эмоциональные переживания ребенка кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно. Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.

Содержание переживаний значительно обогащается, поскольку для малыша расширяются границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается круг людей, в том числе и ровесников, с которыми он взаимодействует. Развивается самостоятельность движений и действий. Эмоции детей тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или не успешностью.

Яркие положительные эмоции, выражаются в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение при каждом самостоятельно решении практической задачи, но полного умения еще нет и он может ошибаться.

Переживания теперь уже связаны именно с умением и результатами, характерными для самостоятельности человека, происходит дальнейшая социализация человека. К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры.

Возникают переживания, связанные не только с условными действиями, но и с сюжетом. К трем годам проявляются эстетические чувства. Малыши переживают характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Восторг вызывает красивая одежда, цветущие растения, яркое и блестящее. Отличает красивое от некрасивого, гармоничное от негармоничного.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте:

Эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;

Происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности, и ребенок осваивает способы их выражения;

Развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимает симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;

Включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей.

Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживанию. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смыслу содержания, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными.

Дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Развитие общения со взрослыми и сверстниками, коллективная деятельность, сюжетно - ролевая игра приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства проявлял доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Практическое овладение нормами поведения является источником развития нравственных чувств. Переживания вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно - ролевая игра, передавая эмоционально - выразительное содержание дети учатся разделять переживания других.

В трудовой деятельности достигая результата, полезного для окружающих, возникает радость от общего успеха, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, сочувствие усилием товарищей.

На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему.

Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительными литературными героями, активно ему сопереживая.

Ребенок переживает радость, удовлетворения при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования.

Наиболее яркое чувство долга появляется в 6–7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности.

Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывает их.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно – творческой деятельности детей и художественного воспитания. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе.

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;

Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными;

Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

1.4 Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника .

Существует достаточно средств и методов для эмоционального развития детей дошкольного возраста, например такие как:

1. Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.

2. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.

3. Театрализованная деятельность – передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.

4. Совместные праздники, досуги.

5. Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся)

Можно использовать задания - игры: «удивись, как зайчик», «порадуйся, как Маша», «скажи, как Зайчик, жалобно – Собака, Собака, помоги мне!»

6. Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.

7. Изобразительная деятельность - использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.

8. Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой попируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.

9. Моделирование - использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:

пиктограммы,

графические изображения лица,

силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,

«подвижные аппликации».

10. Развитие речи – активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.

Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)

11. Подвижные игры – высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.

Заключение

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Теоретические и практические разработки в области изучения особенностей эмоциональной сферы дошкольников, изложенные в данной работе, дают возможность понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Список литературы

    Изард К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2003. - 464 с. илл. «Мастера психологии».

    Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Академия, 2001. -117 с.

    Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98 с.

    Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития, 2004. - 160 с. илл. «Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем».

    Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001. - 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

    Мухина В. С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2007. - 352 с. «Мир психологии».

    Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Центр «Академия», 2003.

    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, -2006.

    Рылеева Е. В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология «Открой себя». М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.

    Шишова Т. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость: эмоционально развивающие игры и задания. М.: Изд. дом «Искатель», 2007.

    Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. М.: Просвещение, 2002.

Приложение.

Развивающая психолого-педагогическая программа

«Путешествие в мир эмоций».

Методологической основой программы являются труды основоположников системно-деятельностного подхода в психологии (А.Е. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др. исследователей и ученых).

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста рассматриваются нами с учетом трудов: Н.Л. Кряжевой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др.

Вопросы эмоционального и коммуникативного развития старших дошкольников представлены в трудах: М.И. Лисиной, Н.Л Кряжевой, А.Г. Арутаевой и др.

Цель программы: развитие эмоциональной и коммуникативной сфер старших дошкольников.

Задачи программы:

    развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и состояние других людей и на этой основе прогнозировать (и корректировать) свое поведение;

    формирование навыков эффективной коммуникации;

    развитие любознательности и активности.

Сроки реализации и возраст детей: нрограмма, направленная на работу с детьми старшего дошкольного возраста (старшие и подготовительные группы), включает в себя 22 занятия. Время проведения – октябрь-март, сентябрь и апрель – отведены на первичную психодиагностику и психодиагностику для оценки результативности программы. Количество детей в подгруппе 8-10, встречи предполагается проводить один раз в неделю. Продолжительность занятий: 25-30 минут.

Оборудование: для занятий по данной программе необходимо следующее оборудование: гимнастические маты (коврики), аудио-магнитофон, доска (настенное панно с возможностью приклеивания материала на липучках), игрушка «гном». Дидактический материал: рабочая тетрадь, карандаши цветные (не менее 12 штук).

Тематический план

Тема

Часы

Знакомство

0,5 ч.

Эмоция «Радость»

0,5 ч.

Эмоция «Радость»

0,5 ч.

Итоговое занятие по эмоции «радость»

0,5 ч.

Эмоция «Страх»

0,5 ч.

Эмоция «Страх»

0,5 ч.

Итоговое занятие по эмоции «страх»

0,5 ч.

Эмоции «Злость. Гнев»

0,5 ч.

Эмоции «Злость. Гнев»

0,5 ч.

Эмоции «Злость. Гнев»

0,5 ч.

Итоговое занятие по эмоциям «Злость. Гнев»

0,5 ч.

Эмоция «Удивление»

0,5 ч.

Эмоция «Удивление»

0,5 ч.

Эмоция «Спокойствие»

0,5 ч.

Эмоция «Спокойствие»

0,5 ч.

Итоговое занятие по эмоциям «Удивление», «Спокойствие»

0,5 ч.

Эмоции «Стыд. Вина»

0,5 ч.

Эмоции «Стыд. Вина»

0,5 ч.

Эмоции «Грусть. Обида»

0,5 ч.

Эмоции «Грусть. Обида»

0,5 ч.

Итоговое занятие по эмоциям «Стыд. Вина», «Грусть. Обида»

0,5 ч.

Завершающее занятие (праздник) «Парад эмоций»

0,5 ч.

Определены общая структура каждого занятия с детьми. Она включает в себя следующие элементы:

Приветствие (ритуал)

Разминка (это может быть игра, связанная с лексической темой недели – см. в Приложении 1, и это может быть игра, способствующая «погружению» в тематику занятия)

Основная часть: работа с эмоцией (погружение детей «в эмоцию» с помощью музыки – сказка – этюды на отработку эмоции – рисунок (пиктограмма, символизирующая эмоцию и рисунок эмоции). Игра на развитие коммуникативных качеств.

Заключительная часть (ритуал)

Все занятия между собой объединяет - во-первых, единая структура занятий, во-вторых вся программа задумана как путешествие по стране эмоций, а каждая из эмоций, соответственно, является отдельным островом (или государством, городом), в-третьих – персонаж, совершающий путешествие по стране эмоций вместе с детьми – т.е. существует единая сюжетная линия во всех занятиях. И все это в совокупности (вместе с проблемными ситуациями, играми) призвано формировать интерес ребенка к занятиям по данной развивающей программе.

Мир, в котором мы живём, становится всё прагматичнее и жёстче. Каким он будет на закате 21 века? Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый современный воспитатель и педагог задумывается об этом.

Ведь будущее закладывается уже сегодня. Его предстоит создавать нынешним воспитанникам детского сада и ученикам школы. С ними мы связываем наши лучшие помыслы и надежды. В связи с этим перед нами стоит задача – сформировать творческую личность, достойного гражданина нашей страны.

Наше предназначение в том, чтобы в детях, которых мы воспитываем, были заложены предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение видеть и творить красоту, стремление делать добро, гражданская ответственность.

Чтобы обеспечить эмоциональную включённость детей в процесс обучения, мы стараемся строить свои занятия в форме диалогового общения, давая детям возможность в полной мере проявить свои уже имеющиеся знания и выразить свои мысли и чувства в рисунке.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

При благоприятных условиях жизни и воспитания у детей 3-6 лет во время игр, изобразительной и трудовой деятельности интенсивно развиваются сложные формы восприятия пространства и времени, нагляднообразного мышления, творческого воображения. В эти годы складываются и взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, предпочтения, интересы.

Если в данном возрасте эти процессы не будут надлежащим образом сформированы, восполнить такой недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным, что нанесёт существенный ущерб и обучению ребёнка в школе, и его дальнейшему развитию.

Развитие ребёнка представляет собой не механическую совокупность различного рода интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций, а сложное целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующихся системным соподчинением мотивов деятельности ребёнка.

Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций. Эмоции играют определённую роль в реализации существующих и в формировании новых мотивов более высокого уровня, таких, как познавательный, альтруистический /бескорыстное служение другим людям, противоположность эгоизму/, нравственный, трудовой и т.д.

Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что эмоции играют большую роль в формировании у ребёнка способов и приёмов овладения деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова /как усвоения/, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребёнка, в развитии его мышления. Эту группу эмоций, сопровождающую познавательную деятельность и обеспечивающую эффективность процесса познания, называют ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ.

Однако, помимо интеллектуальных эмоций, исключительную роль в становлении личности ребёнка и формировании его активной жизненной позиции играют нравственные эмоции. Это эмоции, которые имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности.

Предпосылки для развития нравственных эмоций возникают уже в раннем детстве, когда младенец общается преимущественно с близкими людьми. С момента поступления ребёнка в детский сад начинается новый этап в его эмоциональном развитии. Мощным побудителем проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности. Огромное значение для развития личности имеет эмоционально-психологический климат той группы, где находится ребёнок.

Только систематическая работа по воспитанию у дошкольников нравственных эмоций может привести к формированию у них таких качеств и свойств, как доброта и отзывчивость, щедрость и гуманность, готовность пожертвовать личными выгодами для блага другого, при наличии которых ребёнок станет личностью.

Данные педагогики, детской психологии и возрастной физиологии свидетельствуют о том, что дошкольное воспитание и обучение играют решающую роль в физическом и духовном развитии человеческой личности. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент будущей гармонической личности ребёнка. Но громадные потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия.

В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это в свою очередь отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей. Правильно организованное физическое воспитание детей есть основа основ, оно создаёт хорошее самочувствие, “заряжает” ребёнка хорошим настроением и энергией.

Эффективность обучения /в узком смысле этого слова/ зависит в большей мере от того, как ребёнок эмоционально относится к обучающему, к предложенному им заданию, какие чувства вызывает у него сложившаяся ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи. Подобные эмоциональные проявления существенно влияют не только на уровень интеллектуального развития ребёнка, но и более широко на умственную активность и даже на творческие способности.

Поэтому, рассматривая уровень подготовленности ребёнка к школьному обучению, мы имеем в виду прежде всего его личностную готовность как единство его интеллектуальных качеств с активным эмоциональным отношением к окружающим.

Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Воспитание чувств ребёнка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребёнка к людям и к окружающей действительности.

Психологи указывают на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Решающую роль в этом играет включение дошкольника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определённых норм и правил для достижения важных и интересных целей.

Итак, эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях. Особо важное значение для маленького ребёнка имеет установление тёплых, ласковых отношений с воспитателем. Взрослый, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения требований, подчинения нравственным нормам поведения. Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребёнка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир.

Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющими напрягать свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения – все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности.

Таким образом, внутреннее эмоциональное отношение ребёнка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственнопредметной деятельности. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. Ребёнок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается прежде, чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей, а следовательно и для него самого.

В последние годы происходит реформирование системы образования, но, к сожалению, на фоне этих изменений явно недостаточно уделяется внимание развитию ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ребёнка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. Однако, как справедливо в своё время указывали Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, лишь согласованное функционирование этих двух сфер, их единство способны обеспечить полноценное развитие ребёнка. Формирование “умных” эмоций, коррекция недостатков эмоционального воспитания должны рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач воспитания.

Как уже было сказано выше в процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия. При их разработке должны учитываться составляющие эмоциональной характеристики ребёнка.

На занятиях, которые достаточно проводить раз в неделю, дети знакомятся с пятью эмоциями: РАДОСТЬЮ, ГОРЕМ, ГНЕВОМ, СТРАХОМ и УДИВЛЕНИЕМ.

На этих занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества /литература, живопись, музыка/.

Конспект обобщающего занятия на тему “Эмоции”.

  • обучать детей умению выражать своё настроение, чувствовать и определять эмоциональное состояние другого, изображать в рисунке различные эмоциональные состояния; учить рассказывать об изменениях выражения лица;
  • определять эмоциональный характер музыки, соотносить эмоции с характерами сказочных героев и героев литературных произведений.

Материалы и оборудование:

  • карточки с изображение детей с различными выражениями лица /грусть, радость, удивление, страх/;
  • пиктограммы: схематичное изображение лица с различными эмоциями,
  • куклы би-ба-бо,
  • аудиокассета с записью музыки /различные состояния
  • “Облака” А.Айвазова, “Улыбка” В.Шаинского/;
  • -заготовки из бумаги – белые облака;
  • фломастеры;
  • воздушные шары.

Методы и приёмы: слушание музыки, ответы на вопросы, чтение стихов, рисование.

Х О Д З А Н Я Т И Я.

Воспитатель раздаёт детям наборы карточек с изображением детей в различных эмоциональных состояниях / грусть, радость, удивление, страх/ и предлагает выбрать и поставить на фланелеграф карточку, соответствующую настроению детей в данный момент.

Воспитатель: “Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие по волшебным странам с необычными названиями. Название каждой страны соответствует настроению людей, которые живут в них.

Звучит мелодия таинственного характера.

Вот мы попали в первую страну. Вы слышите, какая звучит мелодия? Какой характер у этой музыки? /Ответы детей/.

Кажется, что сейчас что-то произойдёт, и мы с вами удивимся. Чему можно удивиться? Чему удивляетесь вы, ваши родители?

Как вы думаете, какие люди живут в этой стране?

Какое выражение лица у них? /Удивление/.

Выберите карточку с таким настроением / или пиктограмму/. А теперь посмотрите на кукол и выберите ту, которая соответствует данному настроению.

Попробуйте изобразить это состояние, а потом описать, как изменилось лицо человека при удивлении /брови, глаза, рот/. /ответы детей/.

Правильно, глаза расширились, брови поднялись, приоткрылся рот. А вот как поэт выражает это состояние:

Неожиданный подарок-
В январе букет фиалок,
Дед Мороза появленье
Всем сулит нам УДИВЛЕНЬЕ!

Так как называется эта страна? Да, страна удивлений или Удивляндия.

Теперь мы отправимся в другую страну. Поехали! /Дети делают “поезд” и двигаются в путь./

Послушайте, какая музыка звучит теперь /Весёлая, жизнерадостная, светлая, праздничная/. Определите её характер.

Давайте определим, какие люди живут в этой стране?

У каких героев знакомых вам произведений может быть такое настроение?

Когда вы бывали в таком настроении?

Изобразите его. Подберите пиктограмму и куклу, соответствующих данному настроению.

Как вы думаете, какие цветы могут расти в этом городе?

Какое здесь время года?

Какие цвета красок вы бы использовали, рисуя такую страну? /Яркие, светлые/

Как вы думаете, радость – это когда…?

Как мы назовём эту страну?

Послушайте, как поэт изобразил:

От мороженого – сладость,
Милой бабушки приезд.
Вот такая в жизни РАДОСТЬ
Никогда не надоест.

Дети встают друг за другом и “поездом” едут дальше.

Из страны радости мы попадаем в другую страну. Какая же здесь звучит мелодия?

Какой у неё характер? /печальный, грустный/.

С каким настроением живут здесь люди?

Выберите нужную пиктограмму, соответствующую куклу би-ба-бо.

Какие герои вам известны с таким настроением?

Когда у вас бывает такое настроение?

Какими красками можно изобразить его? /синяя, фиолетовая, чёрная/.

Изобразите сами такое настроение и опишите его. /Уголки рта опущены, глаза выражают тоску/.

Как мы назовём эту страну? /Горя, печали/.

Я растила помидор,
А туда забрался вор!
У меня большое ГОРЕ:
Червь завёлся в помидоре.

А вот и последняя страна, куда мы с вами отправляемся. Слышите?

Звучит музыка /Вызывающая страх/.

Вам страшно? Попытайтесь изобразить это чувство.

Когда вы испытываете страх? /ответы детей/. Подберите пиктограмму и куклу. Опишите это состояние /Рот немного приоткрыт, глаза широко раскрыты, брови приподняты/.

Если в комнате темно,
Занавешено окно,
Кто-то в двери – чебурах!
Испытаешь сильный СТРАХ!

Как вы думаете, чего могут бояться жители этой страны?

Одежду какого цвета они носят?

Как можно назвать эту страну?

А теперь вернёмся в наш детский сад / “едут” /.

Послушайте стихотворение:

1. По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я,
Всё вам поведаю сейчас.
2. Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной.
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной.
Я тоже посмеялся с ним.
Мне весело с тобой.
И долго – долго облачку
Махал я вслед рукой.
3. Вот другое облачко
Расстроилось всерьёз.
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно.
И стало грустно-
Грустно так, а вовсе не смешно.
4. Вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья!
Но ветер мне помог.
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутёк.
5. Вот маленькое облачко
Над озером плывёт.
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот.
Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл.
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.

Ребята, какое облачко вам больше всего понравилось, такое и изобразите. На столах у вас различные материалы: фломастеры, пастель. Какими хотите, такими и рисуйте.

Звучит музыка В.Шаинского “Облака” из мультфильма.

По окончании работы все облака рассматриваются и определяют настроение.

Какое настроение вам больше всего нравится? Если ваше настроение изменилось, поменяйте карточку на фланелеграфе, которую поставили вначале занятия.

Детям раздаются воздушные шары с нарисованными настроениями счастья.

Сегодня мы с вами учились определять настроение. Лучше всего, когда чело век весел, тогда он добр, приветлив. Всем хорошо рядом с таким человеком.

ТАК ДАВАЙТЕ ДАРИТЬ УЛЫБКУ И ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИМ НАС ЛЮДЯМ!

Данная статья будет интересна педагогам и заботливым родителям ребенка дошкольного возраста, которые заботятся о его эмоциональной сфере. В жизни любого человека эмоции играют важную роль. Чувства помогают малышу воспринимать окружающий мир и показать взрослым свои переживания.

  • Контроль над эмоциями. С возрастом чувства ребенка меняются: он становится менее порывистым, а поведение его более осмысленным. Уже с трехлетнего возраста (младший дошкольник) малютка осознает требования взрослых и может вести себя «примерно». Но родителям не нужно надеяться, что он будет это делать постоянно. Час от часу малыш может позволить себе расплакаться, хотя с возрастом истерики в его поведении происходят все реже.
  • Мотив. Меняется и мотив его деятельности. Если раньше малыш складывал мнение о себе лишь по оценкам взрослых, то теперь он может наслаждаться положительной реакцией окружающих на его поступки.
  • Неречевые приемы. Дошкольник учится пользоваться неречевыми приемами общения: мимикой, пантомимикой, интонацией. Благодаря этому он может глубже понимать, какие эмоции испытывает другой человек.
  • Приоритеты. Ребенок развивает умение контролировать собственное поведение, он, наконец, в состоянии воспринять высказывания взрослых о том, что такое хороший поступок, а что такое плохой.
  • Настроение. За день дошкольник может менять настроение несколько раз. На смену веселому беззаботному смеху приходит приступ отчаянья, а через несколько минут малыш снова хохочет от радости. Такое явление совершенно нормально для детей данного возраста.
  • Долг. К 5 годам (средний дошкольник) начинается формирование чувства долга. Кроха осознает те требования, которые выдвигает ему общество. Анализируя данные правила, ребенок формирует свои нормы поведения в социуме.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Несколько советов по развитию эмоциональной сферы дошкольников:

  • Создавайте условия для общения карапуза со сверстниками, ведь из-за недостатка эмоциональной связи с другими детьми развитие у ребенка может задержаться. Отношение с окружающими позволяет малышу формировать собственные чувства: радость, сострадание, гнев.
  • Быстрее всего эмоции у малютки развиваются в игре. Проследите за тем, чтобы игры были полны переживаний.
  • Постоянно интересуйтесь, какие чувства испытал сегодня малыш: из-за чего расстроился, почему плакал.
  • Когда Вы что-то требуете от дошкольника, попытайтесь объяснить ему для чего это необходимо. Малыш готов выполнять Ваши просьбы, но при отсутствии мотивации к действию со стороны взрослых, он может легко впасть в истерику.
  • После напряженного и трудного дня шестилетки (старший дошкольник) по поведению будут напоминать четырехлетних карапузов. Это нормальная реакция на переутомление нервной системы. Воля ребенка еще не сформирована, и малыш от усталости не в силах контролировать свои эмоции. Позвольте ему некоторое время побыть крошкой, подарите ему в эти моменты всю свою ласку и заботу.
  • Смена настроения присуща дошкольникам. Однако если депрессивные состояния затягиваются на несколько дней, то лучше отвести ребенка на прием к психологу.
  • Отношение взрослых влияет на эмоциональное благополучие малыша. Когда взрослые с уважением относятся к личности ребенка, то он растет спокойным, уравновешенным, уверенным в себе человеком.
  • Не нарушайте привычный уклад жизни дошкольника. Нарушение режима дня или другие изменения могут вызвать у него чувство тревожности, страх, .

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Изучить уровень развития эмоциональной сферы могут как психологи учреждения, так и сами родители.

  • Тест тревожности Амена. Малышу предлагается несколько картинок, где контуром изображены дети в разные моменты: на занятиях, в игре, во время беседы с воспитателем. Ребенок должен вообразить лицо у детей на рисунке: радостное или печальное, и ответить, почему он так считает. Если кроха на большинстве картинок отмечает негативные проявления, то можно говорить о повышенной эмоциональной тревожности испытуемого.
  • Цветовой тест Люшера. Ребенок показывает с помощью цвета свое отношение к описываемой ситуации.
  • Рисуночные тесты. Диагностика проходит в два этапа: рисование и обсуждение. Дается тема для рисунка, например, «Я на занятии», «Дорога в детский сад». Время на иллюстрацию не ограничивается. Специалист записывает все события, которые происходят во время работы малыша: как часто делал паузы, что вытирал из рисунка, комментарии маленького художника. После окончания работы ведущий интересуется тем, что нарисовал малыш, кого изобразил рядом, какие эмоции испытывают герои картинки и почему.

Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

  • Игры для устранения эмоционального перенапряжения. Во время таких упражнений дошкольник учится показывать свои чувства с помощью слов и жестов. Например, в игре воспитатель предлагает участникам обнять своего товарища и погладить его по плечу или по голове. Либо, танцуя в кругу, дети пытаются движениями показать печального мишку или счастливую белочку.
  • Психогимнастика. Упражнения, которые поочередно вызывают напряжение и расслабление, помогут произвести релаксацию мышц и снять нервное возбуждение.
  • Музыкотерапия. Классическая музыка настраивает малыша на позитивный лад и нейтрализует депрессивные состояния.
  • Игры на имитацию настроения.
  • Массаж точек на ладонях, лице, макушке, под коленной чашечкой.

Полноценное и правильное развитие эмоциональной сферы чрезвычайно важно для формирования личности дошкольника. Ведь оно влияет на познавательные процессы, мотивацию поведения ребенка.

Последние материалы сайта