Психология решения личностных проблем. Основные проблемы психологии личности

24.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» называет следующие разновидности трудной жизненной ситуации: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество. Поэтому для рассмотрения различных видов личностных проблем обратимся к типологии трудных жизненных ситуаций.

Инвшидностъ. Латинское слово «инвалид» (invalid) означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлении жизнедеятельности. Первоначально при характеристике инвалидности акцент делался на отношении «личность-способность трудиться». Поскольку инвалидность является препятствием к полноценной профессиональной деятельности и лишает человека возможности самостоятельно обеспечивать свое существование, в первую очередь внимание уделялось медицинским аспектам утраты трудоспособности и проблемам материальной помощи инвалидам, создавались соответствующие учреждения, призванные восполнять недостаток материальных средств к существованию инвалида. В начале XX в. представления об инвалидности гуманизировались, данная проблема стала рассматриваться в системе координат «личность-способность к полноценной жизнедеятельности», были выдвинуты идеи о необходимости такой помощи, которая давала бы инвалиду возможность самостоятельно строить свою жизнь.

Современная трактовка инвалидности связана со стойким расстройством здоровья, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты и помощи. Основным признаком инвалидности считается недостаток физического ресурса, который внешне выражается в ограничении жизнедеятельности (полной или частичной утрате способностей или возможностей осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью).

Ограничения инвалида в занятиях трудовой деятельностью приводят одновременно к низкому имущественному статусу и избыточному временному потенциалу. Социальный статус инвалидов довольно низок и выражается в социальной дискриминации этой группы населения. Состояние остальных ресурсов зависит от того, в какой период жизни возникла инвалидность. Инвалидность детей как проблема связана с опасностью недостаточного развития способностей, ограниченного освоения индивидуального социального опыта, формирования таких негативных черт, как инфантилизм и иждивенчество (характеризующих жизненную позицию и самоотношение).

Неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом , болезнью. Содержание трудной жизненной ситуации заключено в ее названии, однако проблема ограничена двумя группами причин (старость и болезнь), выпали такие причины, как младенческий возраст и инвалидность. Неспособность к самообслуживанию фиксирует внимание на недостаточном состоянии физического ресурса, пожалуй, это самое крайнее качество. Здесь необходимо иметь в виду, что неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью может быть временной, в то же время представляется возможной дифференциация уровней неспособности (ограничение передвижения, ограничение движений, ограничение существования).

Сиротство. Этот вид трудных жизненных ситуаций может быть рассмотрен в системе «ребенок-осуществление родителями своих функций». Согласно закону детьми-сиротами называют лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а детьми, оставшимися без попечения родителей, - лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей . Основными функциями родителей являются содержание (осуществление питания, ухода, обеспечение одеждой и пр.), воспитание (семейное воспитание, организация образования), психологическая поддержка, представление интересов, надзор. Естественно-социальный институт родительства фактически выполняет роль временного посредника между обществом и ребенком. Утрата ребенком такого социального посредника создает серьезные трудности в удовлетворении всей гаммы человеческих потребностей и социальных нужд.

Безнадзорность вызвана неисполнением родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и отличается от сиротства номинальным наличием родителей. Частным и наиболее социально опасным случаем безнадзорности является полный разрыв ребенка и семьи (отсутствие постоянного места жительства, ограниченность контактов с родителями или лицами, их заменяющими). Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпрепровождением, ведущим к социальной дезаптации. Причиной возникновения беспризорности является уход ребенка из семьи вследствие жестокого обращения родителей либо конфликта. Характерные черты жизненной ситуации беспризорных детей: постоянное пребывание вне родительской квартиры или социального учреждения (ночевки на вокзалах, свалках, в тепловых коммуникациях), существование за счет сбора бутылок и цветных металлов, воровства, попрошайничества, проституции.

Безнадзорность создает социальные проблемы как в настоящем (безнадзорные дети становятся участниками и жертвами противоправных действий), так и в будущем (формирование личности асоциального типа, укоренение негативных навыков жизнедеятельности).

Малообеспеченность в качестве личной проблемы представляет собой недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей. Жизненная ситуация малообеспеченных граждан трудоспособного возраста характеризуется также низким социальным статусом, формированием комплекса неполноценности, ростом социальной апатии, для детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, возникает опасность занижения социальных стандартов, развития агрессивности как по отношению к государству, обществу, так и к отдельным слоям, группам населения, индивидам. Для граждан пожилого возраста, испытывающих трудности материального свойства, данное положение вызывает разочарование по отношению к государству, которому они служили, платили налоги, защищали в военное время.

При решении государством проблем малообеспеченности на первый план выходит соблюдение принципа социальной справедливости. Вследствие того что человеческие потребности обусловлены специфической социокультурной ситуацией человека или семьи, государство вынуждено разрабатывать минимальные нормы обеспеченности. Для этого используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей. Основным инструментом определения денежного дохода, необходимого для минимального адекватного уровня жизни, обычно служит потребительский бюджет соответствующего стандарта жизни, содержащий количественные наборы товаров и услуг и оцененный в розничных ценах.

Безработица представляет собой проблему трудоспособных граждан, нс имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе. Безработица - частный случай незанятости, когда человек по тем или иным причинам не участвует в производственной деятельности, однако незанятый индивид может быть и не готов трудиться.

Социальная сторона проблемы безработицы выражается в заинтересованности любого государства в максимальной вовлеченности населения в процесс производства материальных и духовных благ (эти люди являются налогоплательщиками и кормят иждивенческие категории - детей и стариков). Кроме того, безработные представляют собой нестабильную, потенциально криминогенную социальную группу (у безработных более высок риск асоциального поведения). Ну и наконец, безработные - это слои населения, нуждающиеся в защите и помощи (в виде доплат, компенсаций и т.д.). Поэтому для государства дешевле обходится преодоление безработицы, чем содержание безработных.

Личностная составляющая проблемы безработицы связана с утратой источника материальных ресурсов, потерей положения в обществе, структурированности личного времени, деградацией сферы способностей и опыта профессиональной деятельности, постепенного разрушения позитивной самоидентификации.

А. В. Панченко выделяет три типа поведения безработных:

  • 1) активность и осознанность - на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, осознает проблемы, с которыми он сталкивается, и для их преодоления изменяет содержательную сторону своей активности;
  • 2) активность и неосознанность - на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, однако форма и направление поиска работы остаются неизменными, даже если они уже не адекватны сложившимся условиям;
  • 3) пассивность - на протяжении наблюдаемого периода безработный не прилагает активных усилий к поиску работы, хотя ощущает необходимость трудоустройства (например, безработный после ряда неудачных попыток перестает искать работу, так как «работы в городе нет», «устроиться на хорошую работу можно только по знакомству» и пр.).

Отсутствие определенного места жительства - специфическая личностная проблема, связанная не только и не столько с недостаточностью экономического ресурса, сколько с нарушением человеческого «микромира» - системы существования, встро- енности в общество. Индивиды, имеющие проблемы такого рода, получили название «бомж» (без определенного места жительства), они вынуждены скитаться, заниматься бродяжничеством. Само слово «бродяга» объясняется в словарях как «обнищавший, бездомный человек, скитающийся без определенных занятий».

Существуют основные причины возникновения бродяжничества: семейные, жилищные, моральные проблемы и психические заболевания человека. Исходя из этого, среди лиц без определенного места жительства можно условно выделить три группы. Первая- лица нетрудоспособного возраста, вставшие на путь бродяжничества под влиянием жизненных и семейных обстоятельств (невозможность проживания в семье, болезни, одиночество, старческое слабоумие). Вторая - индивиды, утратившие жилье в связи с пребыванием в местах лишения свободы или с обманом при обмене или купле-продаже жилья, потерявшие документы и не имеющие возможностей выйти из создавшейся жизненной ситуации. Третья - люди, как правило, трудоспособного возраста, принципиально не желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам.

Конфликты и жестокое обращение в семье. Конфликты в семье представляют собой столкновение супругов, детей и родителей, вызванное трудноразрешимыми противоречиями, связанными с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт ведет к расстройству функционирования семьи, нарушению процесса реализации потребностей ее членов.

Жестокое обращение, согласно международным нормам, включает все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатацию, в том числе сексуальные посягательства. В литературе выделяются следующие формы насильственных действий: физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие, пренебрежение жизненными нуждами.

Под физическим насилием понимаются следующие действия: убийства, избиения, увечья, убийство младенца, принуждение к отказу от пищи, принуждение к отказу от медицинской помощи, принуждение в репродуктивной сфере. Сексуальное насилие включает в себя: изнасилование, инцест, различного рода сексуальные домогательства; под психическим насилием понимаются: ограничение в поведении, угрозы, вынужденное вступление в брак. Пренебрежение жизненными нуждами предполагает такую ситуацию, когда родители или лица, их замещающие, не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям.

Объектом домашнего насилия становятся в физическом или психологическом плане слабые члены семьи, как правило, женщины, дети, старики. Выделяют три типа семейной жестокости:

1) со стороны родителей по отношению к детям; 2) со стороны одного супруга по отношению к другому; 3) со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.

Жестокое обращение с детьми ведет к разным последствиям, но их объединяет одно - ущерб здоровью или опасность для жизни ребенка, не говоря уже о нарушении его прав. Конфликты в семье разрушают чувство защищенности, психологический комфорт, вызывают тревожное беспокойство, порождают психические заболевания, уход из семьи, суицидальные попытки.

Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, свидетельствующее о расколе отношений и связей внутреннего мира личности. Источниками одиночества являются не только особенности личности, но и специфика жизненной ситуации. Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.

Выделяются два типа одиночества: эмоциональное одиночество (отсутствие тесной интимной привязанности, такой как любовная или супружеская); социальное одиночество (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности).

Наибольший процент одиноких людей дают большие города, жизнь в которых разъединяет его жителей. У многих горожан возникают трудности с общением, с нахождением адекватного партнера.

Есть много очевидных примеров социального одиночества людей, которые вследствие каких-то социальных изменений оказались отторгнутыми обществом или определенной группой. К ним относятся старики, бедняки, эксцентричные по своей природе люди, те, чьи занятия выходят за рамки общепринятых норм, и в некоторых случаях подростки и женщины.

Одиночество может быть причиной многих разочарований, но хуже всего, когда оно становится причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, ненужными. Это мучительные ощущения, потому что они возникают вопреки обычным человеческим ожиданиям. Одиночество предполагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение, связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности, ощущение того, что человек везде «не на своем месте».

  • Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г.№ 159-ФЗ.

Личностные проблемы

Личностные проблемы - разновидность психологических проблем наряду с душевными и социальными (семейными) проблемами. Если акцент на то, что человеку на душе плохо, говорят скорее о душевных проблемах, если же акцент на том, что человек потерял интерес и возможности развития, начал по жизни спускаться, говорят о личностных проблемах.

Личностные проблемы детей с ОНР

Под личностном развитием при этом понимается умение жить среди людей, общаться с ними, умение проявить себя, свои индивидуальные особенности и при этом понять другого.

Личностное развитие ребенка можно условно разделить на три составляющие:

Нравственное развитие (сочувствие, доброта, готовность и умение оказать поддержку, уважение интересов и мнения окружающих, знание нравственных норм, принятых в обществе, отношение к ним и умение им следовать).

Эмоциональное развитие (Это очень важный компонент для развития ребенка т. к без него никакое общение и взаимодействие с окружающим миром не будет эффективным. Ребенку необходимо уметь: во-первых, понимать эмоциональное состоянии другого, а во- вторых, распознавать собственные эмоции, уметь их выражать и управлять ими).

Развитие коммуникативных способностей (умение конструктивно общаться, ощущать внутреннюю психологическую уверенность, способность доверять миру, получать радость от общения и взаимодействия с окружающими. При развитии коммуникативных навыков у ребенка формируется и личная культура, ощущение собственной индивидуальности и одновременно чувство эмпатии - понимания как другой человек чувствует себя в конкретной ситуации, способность посочувствовать ему и умение оказать помощь или поддержку).

Говоря об особенностях развития детей с ОНР следует отметить следующие проблемы личностного развития.

  • 1. Нарушения в социальной адаптации и взаимодействии с социальной средой, поскольку речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими и на формировании его самооценки. Самооценка у детей с ОНР обычно занижена, что находит свое отражение в проявлении тревожности и агрессивности разной степени выраженности, а взаимоотношения с окружающими ограничены.
  • 2. Что касается вопроса коммуникативной сферы то из-за несформированности средств общения значительно нарушается развитие этой функций. Дети часто бывают не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм и отторжение, который может выражаться как в проявлении агрессивности, так и в замкнутости ребенка, его закрытости от мира.
  • 3. Дети с ОНР, как правило обладают скудной палитрой эмоций, испытывают трудности в умении выразить их мимикой, жестами, интонацией, при этом им свойственны резкие эмоциональные выплески, с которыми им очень трудно справиться. Детям сложно понять как настроение и характер музыкальных произведений, сказочных персонажей, так и эмоциональное состояние окружающих людей.
  • 4. Одновременно с этим у детей не сформированы нравственные нормы, существуют трудности в оценке поступков, умении отличать хорошее от плохого, адекватно реагировать на внешнюю ситуацию. Требуется помощь в развитии отношения к людям, отношения к труду, к волевым и моральным качествам(смелый -трусливый, честный -лживый, щедрый - жадный), к животным, к природе.

В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания ребенком речевого дефекта детей с ОНР можно разделить на три группы:

  • 1. Дети, которые не демонстрируют переживания речевого дефекта и не проявляют трудностей при осуществлении контакта с окружающими (как взрослыми, так и сверстниками), широко используя при этом невербальные средства общения. Иначе говоря они сами стараются социально адаптироваться.
  • 2. Дети, демонстрирующие умеренное переживание речевого дефекта и имеющие определенные трудности при установлении контакта с окружающими. Они обычно не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи. В игре прибегают к невербальным средствам общения.
  • 3. Дети, остро переживающие речевой дефект. Им свойственен речевой негативизм, что выражается в отказе от общения, замкнутости, агрессивности, заниженной самооценке. Такие дети, как правило, избегают общения со взрослыми и сверстниками, сторонятся коллективных игр, на занятиях в речевой контакт вступают только после длительной стимуляции.

Психокоррекционные занятия (тренинги), имеющие целью помощь в разрешении указанных проблем детям с ОНР, проходят как в подгрупповой так и в индивидуальной форме.

Реализуемые задачи:

  • - отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества.
  • - развитие взаимной эмпатии (умения сопереживать).
  • - снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности.
  • - коррекция агрессивных и иных негативных проявлений, препятствующих общению.
  • - создание положительного эмоционального фона в группе.
  • - развитие у детей способности регулировать свои эмоциональные состояния.
  • - работа над пластикой тела, над координацией движений и развитием тактильного восприятия.

Типология проблем . Я делю проблемы человека на три основных типа: личностные, психологические и бытийные; наблюдается и «пересечение» этих типов: встречаются порой проблемы личностно-бытийные, психологически-бытийные и личностно-психологические. О своеобразии этих типов проблем и разнице между ними я хочу вам рассказать.
Что такое личность, или «я»? У каждого человека на эту тему есть определенные (или неопределенные) представления. Но понятие «личная жизнь» как жизнь любовная или сексуальная имеет слабое отношение к психологическому понятию личности, так что я буду отчетливо различать личные и личностные проблемы. А именно, личные проблемы имеют отношение к любви и любовным партнерам, а личностные проблемы связаны с различными темами, начинающимися с приставки «само», например: самоуважение, самоедство, самоуничижение, самопознание, самореализация, самооценка, самомнение и т. д.
Психологические проблемы как таковые относятся к внутреннему миру человека и им ограничиваются, то есть не связаны - по крайней мере, напрямую - с его бытием во внешнем (сенсорном) мире.
Бытийные проблемы - это те, которые в первую очередь обусловлены внешними обстоятельствами жизни человека, и человек мыслит их решение преимущественно через свои внешние усилия и внешнюю же помощь других людей и организаций.

О проблемах как таковых . Проблема - это то, что человека волнует, беспокоит, тревожит, причиняет душевную или физическую боль, заставляет искать средства для своего решения и не поддается вытеснению в подсознание; говоря проще, проблема не дает о себе забыть.
Является ли проблема чем-то положительным? Кара ли она за прегрешения человека или же стимул для его развития и необходимых перемен? Или и то, и другое вместе? Если посмотреть на медицинские проблемы, то многие из них являются следствием неправильного, вредного для организма образа жизни человека, и в этом сомнений нет - по крайней мере, в очень многих случаях. Но становятся ли проблемы здоровья стимулом для положительных изменений в человеке? Увы, по большей части нет; исключения есть и они воодушевляют, но все же редки. Вообще, по моим наблюдения, проблемы если и создают стимулы для развития человека и положительных изменений в нем, то являются скорее косвенными и поверхностными причинами таких изменений.
Нужны ли проблемы творческим людям, и как эти проблемы влияют на их творчество? Некоторые литературоведы считают, что «Анна Каренина» была написана Львом Толстым как реакция на проблемы его взаимоотношений с женой; в отношении «Крейцеровой сонаты» эта точка зрения общепринята. Однако проблемы с женами бывают у большинства женатых мужчин, но великими писателями они от этого не становятся. Тем более странно было бы искать корни «Войны и мира» в проблемах Толстого - явно при написании этого романа им двигало нечто большее, чем скажем, его неудачи на охоте или недовыясненные отношения с собственными крестьянами. Так же и музыка Моцарта не кажется навеянной его проблемами, как, впрочем, и творения Баха. Я уже не говорю о науке: 23 математические проблемы Давида Гильберта, в значительной степени определившие развитие математики в ХХ веке, уж точно было бы трудно связать с жизненными проблемами великого немецкого ученого.
Таким образом, проблема в психологическом смысле слова (а именно ими занимается проблемология) не есть обязательный атрибут жизни человека, как обычного, так и выдающегося. Проблемой становится то затруднение, которое человек хочет как-то выделить, вычленить и подчеркнуть в ряду своих прочих жизненных сложностей. Означает ли это, что он собирается как-то ее решать? Вовсе нет. Проблему можно отложить, можно попытаться про нее забыть, можно понадеяться, что она как-нибудь сама собой рассосется или что ее помогут решить близкие, или друзья, или общество, или Бог. Для Него же это совсем не трудно!
А для человека (проблемоносителя) это может быть очень даже трудно, но все же он может считать, что сам способен с проблемой справиться; или же может справиться не совсем один, а с небольшой посторонней помощью; или с большой посторонней помощью; или вовсе переложив проблему на чужие плечи. И тогда возникает следующий вопрос: где найти собственные ресурсы, или помощника, или чужие плечи - и как воспользоваться их помощью, то есть как приступить к начальной фазе решения проблемы. В случае хронической проблемы, имеющей стаж 5-10 лет и более, именно эта начальная фаза часто представляет непреодолимое по виду препятствие.
И это положение вещей составляет незыблемую основу жизни большинства людей. Для того, чтобы начать решать проблему, необходимы ресурсы - а они весьма ограничены и поделены между уже имеющимися жизненными программами человека, так что лишних нет и не предвидится. Это фактически (глазами проблемолога, например) может быть и не совсем так, или даже совсем не так, - но психика хронического проблемоносителя свою проблему яростно защищает, и в том числе психологически, создавая видимость ее неизбывности. И так большинство людей и живет - имея проблемы, но не имея ресурсов для их решения и соответственно сколько-нибудь реальных шансов на разрешение этих проблем. А если «лишние» ресурсы иной раз и возникают, то как-то так само собой получается, что они идут на поддержку имеющегося образа жизни человека, но не на реальные изменения, ведущие к решению проблемы. И это, как сказал бы теолог из средних веков, не доказывает ничего иного, как исключительную силу дьявола. Я как-то консультировал одну молодую даму, ходившую на необременительную работу три раза в неделю и жаловавшуюся на постоянную нехватку времени на свои дела. Изучив ее обстоятельства и привычки, я предложил ей сократить ежедневное время просмотра телевизора. И получил такой ответ: «Ну не могу же я вовсе лишить себя радостей жизни!»
Так в чем же заключается «дьявол», сидящий в человеке, и с чем связана такая его убойная сила? Может быть, тут собака зарыта в личностных проблемах, незаметно «подклеивающихся», например, к бытийным? И бывают ли люди, лишенные личностных проблем?

Люди без личностных проблем . Не знаю, встречались ли они вам в жизни, но художественная литература такие примеры дает, и в изобилии. Сравните две яркие личности: Остапа Бендера и графа Монте-Кристо. Казалось бы, между ними мало сходства, но одна общая черта у них имеется: это полное отсутствие личностных проблем. Какие бы удары судьбы ни обрушивались на этих людей, и какие бы удачи и свершения им ни удавались, они не воспринимали происходящее лично: например, их самооценка не только не менялась, но о ней как будто и речи не заходило и зайти не могло. Оба эти героя - сугубые практики: они ставят себе внешнюю цель и ее добиваются, с бо льшим или меньшим успехом и издержками. Но о личностном фиаско или, наоборот, возвышении своего «я» и речи не заходит: кажется, что такие понятия этим людям неведомы. Здесь мне хочется чуть перефразировать известную реплику: «Я старый солдат, донна Роза, и мне неведомо понятие личности».
Что такое человек без личностных проблем? Это, например, человек, полностью принявший самого себя таким, какой он есть, к чему призывал знаменитый Ошо, духовный учитель ХХ века, и что реализовал (без заметных усилий) алкоголик Веничка Ерофеев, герой поэмы «Москва - Петушки». В жизни Венички масса неурядиц, но он совершенно не воспринимает их как манифестации своих личностных проблем; да говоря откровенно, у него таких проблем нет и в помине. Он начитан, добр, внимателен, чувствителен, наблюдателен и полон сочувствия к людям и миру в целом, склонен философствовать, материться, икать и пить спиртные напитки вплоть до белой горячки; но идеи судить людей за что-то у нет и быть не может, и то же отношение у него имеется и к самому себе.
Заметьте себе: когда Эдмона Дантеса (будущего графа Монте-Кристо) по ложному обвинению сажают в темницу, разлучая с любимой невестой; когда Остапа Бендера лишают верной надежды на скорое обогащение; когда Веничку Ерофеева обливают презрением в московском ресторане; - то они страдают, но их личность не терпит никакого ущерба, их самооценка не понижается, и поводов для самоедства у них не появляется - прежде всего потому, что с этими понятиями они незнакомы.

Проблемы или задачи? Если бы друзья графа Монте-Кристо когда-нибудь его спросили: «Граф, у вас есть проблемы?» - то он, скорее всего, ответил бы отрицательно, уточнив: «Проблем как таковых у меня нет, - у меня есть задачи, которые я по мере сил и удачи решаю». Чем же отличаются проблемы от задач? Вероятно, ничем, кроме подсознательной установки человека, который на «проблеме» ставит более драматический акцент, нежели на «задаче». И задачи, и проблемы бывают легкими и трудными, требующими бо льших или меньших затрат и помощи окружающих; и те, и другие можно откладывать, а можно браться за них, засучив рукава.
Вероятно, проблемы - это не просто трудные задачи. Это задачи, которые выделены жирным шрифтом в подсознании человека как особо важные, причем в каком именно смысле важные, он обычно сказать не в силах. Проблема может иметь личностную подоплеку, или подоплеку во внутреннем мире, или во внешнем мире, или не иметь особой подоплеки, - но почему-то подсознание ее акцентирует и «выпихивает» в сознание, как бы побуждая человека с ней что-то сделать независимо от прочих его дел, обязанностей и жизненных обыкновений.
Можно предположить, что проблема - это такая актуальная задача, стоящая перед человеком, что с ней не справляются по отдельности ни его сознание, ни подсознание, ни имеющаяся связка между ними. Иными словами, для решения проблемы часто бывает необходимо наладить новые связи между сознанием и подсознанием, так чтобы их тандем работал более эффективно. Во многих случаях сам человек с этим не справляется, и ему нужна внешняя помощь - например, от консультанта-проблемолога; или ему нужно найти соответствующую фигуру в своем внутреннем мире.
Подытоживая этот пункт, могу сказать так: есть люди, которым свойственно иметь (и как-то решать) проблемы, и именно они делают профессию проблемолога актуальной; и есть люди, которым иметь проблемы несвойственно, и им непонятно, зачем проблемологи нужны. Но сама по себе принадлежность человека к первой или второй группе не является ни чем-то хорошим, ни чем-то плохим: так уж этот человек устроен, и, вероятно, от рождения, и к соответствующему ритму жизни ему следует приспосабливаться самому и приспосабливать окружающих.

Личностные проблемы . Поговорим теперь о людях, страдающих от личностных проблем. В чем эти проблемы могут заключаться? Перечислю наиболее распространенные.
1. Вечно голодное «я» . Этот человек должен регулярно получать от других или от самого себя поддержку своему «я» - говоря обычным языком, самоутверждаться.
При этом одним людям важно признание и утверждение их личности в целом, а другим - вполне определенной своей субличности (или нескольких «голодных» субличностей). Если голодное «я» не получает желаемой поддержки, оно начинает человека терзать и мучить: у него не только падает самооценка, но это становится для него непереносимым страданием. Хоть волком вой, что называется.
Заметьте: далеко не у всех людей падение общей или локальной (относящейся к данной субличности) самооценки связано с острым страданием. Некоторым людям бывает просто немного неприятно от чувства своего унижения, но они не воспринимают это как особую трагедию и не склонны сильно переживать на эту тему. «И что же сделаешь теперь, - говорит сам себе униженный локально или глобально человек, - ну не состоялся я как любовник класса «люкс», и как честный или добрый человек тоже. Да и инженер автодорог из меня неважный. Грустно, конечно - но все же не смертельно», - и легко переключается на текущие бытийные заботы и радости. Это как раз и означает, что проблемы самооценки у него нет.
Как правило, люди с проблемной самооценкой на ней фиксированы; у них слишком легко меняется ощущение своей важности и значимости на противоположное, и унижение они переживают необыкновенно остро. Но на вопрос: «Почему так?» человек с голодным «я» обычно ответить не в состоянии. Вероятно, всех людей когда-то унижают и недокармливают похвалами и высокими оценками - но почему одни воспринимают это спокойно, а другие беснуются?
Ответ на этот вопрос - в глубоко текущих водах подсознания. Одно можно предположить с большой долей уверенности: личность этого человека чрезвычайно важна для него, и находится сейчас не в лучшем состоянии. Однако как именно ее следует изменить и перестроить, а также использовать в текущей жизни человека, нужно разбираться в каждом случае отдельно, и без помощи консультанта здесь часто не обойтись.
2. Извергающееся «я» . Этот человек постоянно чувствует в себе острую потребность в самовыражении и воздействии своей личности на окружающих. Заметьте: в воздействии не своих идей, или настроений, или внешности - но в первую очередь именно своего «я». Он может свои мысли, эмоции, жесты использовать как инструменты для трансляции в мир своего «я» - но сами по себе эти инструменты его волнуют мало. Он все время стремится оставить отпечаток своей личности на окружающем мире и людях - начиная от надписей типа «Здесь был Вася» на исторических памятниках и кончая ярким впечатлением, которое он оказывает на других людей. Для него как маслом по сердцу такие, например, фразы его знакомых (и незнакомых):
- Вы произвели на меня неизгладимое впечатление.
- Под влиянием знакомства с вами вся моя жизнь была мной переосмыслена.
- О, как бы я хотел быть во всем на вас похожим!
Однако он не стремится получать такие фразы - они скорее для него приятная, но необязательная обратная связь от людей, подвергшихся его влиянию. А сам он неукротимо стремится проявлять свое «я» различными способами: сочинять стихи, читать их на публике, учить, управлять, наставлять, покровительствовать, защищать, строить, разрушать, красоваться; но самое главное - делать это очень лично, выставляя свое «я» вперед как знамя.
Что тут плохого, где здесь проблема, если человек делает все это хорошо, талантливо, если на него есть спрос у публики? Проблема начинается там, где самовыражение человека становится для него императивным, когда он не в состоянии добровольно остановиться и сделать в нем паузу. А насильственная пауза ему неприятна, даже более того - резко для него болезненна, так что он теряет не то, что веру в себя - ему кажется, что он теряет самого себя, а это переживание не из приятных.
Решение проблемы может быть достаточно сложным для человека - ему нужно понять, что он самовыражается не так, не тогда и не перед теми, и что его «я», как он его понимает, нуждается в предварительной обработке - в каждом случае своей.
3. Самокритичное «я» . Этот человек постоянно собой недоволен и не может остановиться в самокритике, по сути чисто разрушительной и не ведущей, однако, ни к каким положительным эффектам. Этот тип личностной проблемы и возможные подходы к ее решению описаны мной в статье .
4. Самоуничижение . Это несколько извращенный, но распространенный (по крайней мере, в России) тип поведения, когда человек постоянно ищет личных упреков (со стороны или от самого себя) и как будто собирает их в корзинку. Про таких людей есть выражение «унижение паче гордости».
Нередко у такого человека идет «игра» (если воспользоваться термином Э. Берна) четырех субличностей: это Провокатор-Неудачник, Обвинитель, Мальчик-для-битья и Внутренний Утешитель. Сюжет игры развивается по трем фазам.
Фаза 1. Промах. На этой фазе активизируется Провокатор-Неудачник и человек совершает какое-то предосудительное действие или проваливает свое обещание, проект и т. п.
Фаза 2. Обвинение. На этой фазе вперед выступает Внутренний Обвинитель и критикует человека за его промах, приписывая его личности нехорошие эпитеты: неудачник, неумеха, предатель, пустозвон, пустышка и т. д. Иногда активизируется и внешний мир, так что человека ругают и обвиняют окружающие, а Внутренний Обвинитель им поддакивает и усиливает их критику. Всю ее принимает на себя субличность по имени Мальчик-для-битья.
Фаза 3. Утешение. На этой фазе Мальчика-для битья обнимает и поддерживает морально Внутренний Утешитель, который говорит Мальчику, что никто его не понимает, что он на самом деле хороший, исполнен лучшими намерениями, но вот ему иногда не везет и т. п.
Есть ли тут проблема? Человек может быть вполне удовлетворен своей жизнью под таким сюжетом - тогда проблемы нет. Но иногда этот сюжет вдруг перестает его устраивать - например, Утешитель начинает плохо справляться со своими обязанностями, и тогда самоуничижение становится реально разрушительным для психики и жизни человека, превращаясь в реальную проблему.
5. Самопознание . В каком случае самопознание становится проблемой? Так бывает, если подсознание не хочет выдавать своих тайн сознанию, если теневые субличности правят бал в психике, если самообман становится нормой жизни человека. Тогда ему становятся непостижимы мотивы его собственных поступков и решений, его желания непоследовательны и иррациональны (для него самого), ему непонятно, откуда брать ресурсы для жизни и как их тратить без саморазрушения.
Фразу «Я не понимаю сам себя» можно услышать довольно часто, но далеко не всегда она означает проблему человека. Например, он может говорить так: «Я сам себя не понимаю. Иногда я щедр и сорю деньгами направо и налево - а иногда скуп и прижимист. Иногда я балагур и душа компании - а при случае забираюсь в нору и сижу в одиночестве, и никто мне не нужен. Порой я гурман и обжора, а временами на меня нападает пищевой аскетизм, а то и голодаю по несколько дней подряд», - но все это его очень мало смущает и никакой проблемой не является. Однако если неведомые внутренние личностно-окрашенные силы начинают и продолжают разрывать человека на части, обращая его жизнь в трагедию и хаос, то познание своего «я» может стать проблемой.

Психологические проблемы . В этом пункте я опишу некоторые распространенные чисто психологические проблемы, то есть проблемы, относящиеся в внутреннему миру человека, но не к его (актуальной) внешней жизни и деятельности.
Замечу сразу: не все люди придают сколько-нибудь существенное значение своему внутреннему миру. Конечно, какие-то воспоминания есть у каждого человека, и какое-то планирование или предвосхищение будущего, в том числе отдаленного, тоже свойственно всем. Но есть люди - они нередко называют себя «практиками» в противовес «мечтателям», - которые погружаются в себя лишь в непосредственной связи с текущими внешними событиями и действиями, а все остальные свои внутренние процессы относят к области «пустых фантазий», «никчемных воспоминаний», бессмысленных снов и т. п.
Могут ли быть у такого «практика» чисто психологические проблемы? Скорее всего, он в них не призна ется, так как его проблемы, если и есть, относятся (в его понимании) в первую очередь к внешнему миру, то есть он понимает их либо как бытийные, либо как бытийно-психологические, и об этих типах проблем мы еще поговорим. Однако кроме сознания, у любого человека, в том числе и у «практика», есть еще и подсознание, и вполне может быть, что свои имеющиеся психологические проблемы человек вытесняет в подсознание. Что, впрочем, не делает их менее актуальными, но сильно затрудняет их решение.
1. Патологическое воображение . Человек может жить вполне безопасной и хорошо отрегулированной внешней жизнью, и скучать при этом. Его могут звать рискованные путешествия, приключения, схватки с удавами или носорогами, горные вершины и глубокие подводные пещеры - и все это может с ним происходить... но лишь в его воображении. Проблема ли это? Часто нет, так же, как у многих людей не является проблемой страсть к сериалам или кинопутешествиям. Каждый развлекается на досуге как может и как позволяют средства.
Но иногда воображение разыгрывается не на шутку и начинает крутить человеку фильмы ужасов - и при том до такой степени реальных, что даже с «3D» не сравнятся, и отвлечься от них плохо получается, как и сменить предлагаемый подсознанием фильм на комедию. И человек начинает бояться сам себя, но скрыться ему некуда. И это уже проблема.
2. Пустая работа воображения . Иногда воображение крутит человеку порядком надоевшие, однообразные сюжеты, из которых не может само выбраться. Они могут не относиться ни к прошлому, ни к будущему, и не иметь отношения к текущей жизни человека, но тем не менее крутиться снова и снова, не доставляя человеку ни радости, ни интереса: как говорится, ни уму, ни сердцу. Является ли это проблемой? Нет - но лишь до тех пор, пока эти продукты воображения не становятся навязчивыми и не начинают отнимать у человека значительную часть его энергии, лишая его в целом сил и энтузиазма.
3. Фиксация на прошлом . Вообще-то события детства следует отнести к нему самому , и огорчаться своим нехорошим поступкам (лишениям, унижениям) детства не нужно - во всяком случае, не больше, чем мы огорчаемся жизненным ошибкам (лишениям) своего прадеда.
Конечно, психология ХХ века, буквально помешанная на детских или даже перинатальных (родовых) переживаниях человека, создает впечатление, будто наше детство или даже младенчество определяют нашу жизнь, но все-таки трезвые наблюдения показывают, что это далеко не так. У подавляющего большинства людей (во всяком случае, российских) детство не было безоблачным и физических и моральных травм в нем хватало - но лишь небольшая часть населения вырастает невротиками или психотиками. А это значит, что детские травмы психика в большинстве случаев как-то изживает, не оставляя шрамов - и это как раз и нормально.
И то же самое относится к юношеским и вообще давним переживаниям, срок которых значителен. Они (и положительные, и отрицательные) в норме постепенно сглаживаются, не оставляя в течение 5-10 лет эмоциональных следов. Если же какое-то давнее воспоминание не теряет своей эмоциональной яркости и сильно тревожит человека спустя много лет, отнимая у него много энергии, ухудшая настроение и резко снижая энергетику, то это вполне может быть проблемой.
Сказанное относится не только к негативным, но и к положительным воспоминаниям, которые могут представлять огромную проблему. Так бывает, когда человек жестко привязывается к воспоминаниям о счастливом безоблачном детстве (по крайней мере, именно так он его помнит) или необыкновенном по силе романтическом эпизоде, когда его сознание было сильно смещено и он словно был в раю. И в результате такой жесткой привязки вся текущая жизнь человека обесценивается, не выдерживая сравнения со счастливым периодом, кажется серой и бессмысленной, лишенной прелести, своеобразия и привлекательности. И это - проблема.
4. Фиксация на будущем . Строить планы - нормально для человека, в том числе и планы на далекое будущее (лучше, если последние будут несколько неопределенными). В какой-то мере будущее можно предугадывать, предчувствовать - дар спонтанного ясновидения или пророчества есть у многих людей. Но если какой-то вариант будущего выстроен в воображении человека слишком ярко, он может сильно сосредотачивать на себе его внимание и энергию - тем больше, чем меньше шансов на «сбычу мечт».
Мечты о прекрасном принце на белом коне («мерседесе»); о прекрасной стране и чудесном доме в ней; о счастье, которое неожиданно нагрянет и решит все проблемы разом; - все эти мечты вовсе не безобидны, даже (и особенно) если человек отдает себе отчет в их нереальности. А проблемой они будут, когда станут навязчивыми и будут отнимать слишком много сил у человека, - в частности, обесценивая его реальную жизнь.
5. Свободные фантазии на материале внешней реальности . Сильный акцент на внутреннем мире нередко снижает интерес человека к внешнему миру и его делам и обязательствам там, которые слишком легко переносятся во внутренний мир, где все может быть обыграно совсем по-другому.
Вот противный учитель, который заставляет школьника учить совсем неинтересные или вовсе непонятные ему вещи, да еще и насмехается над его тупостью. Во внутреннем мире этот учитель легко может быть представлен в виде уродливого карлика, который визжит тонким голосом, когда его, скажем, неожиданно поливают холодной водой из ведра.
Вот юноша провинился перед своей подругой, но ему страсть как не хочется просить у нее прощения: кроме всего прочего, он боится, что от этого пострадает его мужская самоидентификация. И как в этой ситуации поступает юноша? Он переносит ее во внутренний мир, и там его долго мучает совесть, потом он этого не выдерживает и кается перед (воображаемой им) девушкой в своем проступке, приносит (опять-таки в своем воображении!) девушке пышные дары и на коленях, плача, просит у нее прощения - и получает его! Гештальт на этом завершен, а о чем думает в реальности его девушка, о том юноша и не помышляет.
Вот юная особа, с детства взлелеявшая в себе идеал мужчины, встречает юношу, который чем-то напоминает ей этот идеал - и она тут же в этого юношу влюбляется. Не успев толком ни на него посмотреть, ни с ним поговорить и познакомиться в деле, она рисует себе во внутреннем мире образ этого юноши, без особых оснований приписывая ему черты своего идеала. А когда по мере дальнейшего общения выясняется, что юноша все же совсем не таков, как она его себе нарисовала, она с упреком говорит ему: «Как ты меня разочаровал! Я ведь тебя представляла совсем по-другому!» Хотя по сути это она перед ним виновата в своей невнимательности и безответственных фантазиях, выразившихся в том, что она на него пыталась надеть совсем не соответствующий ему образ. А это хуже, чем втискивать мужчину в костюм и обувь не по его мерке.
Безответственное фантазирование на материале впечатлений от внешнего мира - занятие вовсе не такое уж невинное, и если предаваться ему бесконтрольно и помногу, может приводить к очень существенным проблемам и во внутреннем мире, и во внешнем. Но это особый разговор, которому стоило бы быть обстоятельным.

Бытийные проблемы . Бывают ли чисто бытийные проблемы, не связанные ни с внутренним миром человека, ни с его личностью? Многие «практики» искренне считают, что именно такие проблемы и являются настоящими, а все остальное придумано психологами или романтиками-мечтателями, то есть в сущности людьми никчемными. Но и психологи нередко вынуждены признать свое поражение перед натиском бытийных проблем клиента, например, связанных с его окружением.
«Скажите, господин психолог, как сделать так, чтобы мой муж (отец, сын, любовник) наконец возымел совесть и стал обо мне заботиться и меня по-настоящему любить?» На этот вопрос господин психолог чаще всего затруднится ответить; и есть теоретическая основа для его затруднения, которая на профессиональном психологическом языке звучит так: «Социопатия не лечится». Социопатия - это нелюбовь (иногда и ненависть) к людям. И, как видите, профессионалы отказываются ее лечить, хотя это, казалось бы, психологическая проблема.
Поэтому призна ем: чисто бытийные проблемы существуют, и психологические методы не всесильны (например, когда вас затопили соседи сверху: собирать воду с пола придется во внешнем мире, а не во внутреннем). Другое дело, что в случае большой и серьезной бытийной проблемы можно заподозрить весьма существенные ее психологические или личностные корни - но проблемологу (на мой взгляд) лучше не навязывать эти свои подозрения проблемоносителю. Пусть он сам до этих подозрений доживет и как-то их сформулирует - тогда их можно «подшить к делу».

Смешанные проблемы . Но, конечно, в большинстве случаев серьезные проблемы человека являются смешанными, включая в себя, например, одновременно и бытийный аспект, и психологический; или личностный и бытийный, а то и все три аспекта вместе. Однако это тема для отдельного разговора.

Основные психологические проблемы, которые мешают гармоничному развитию человека, бывают внешними и внутренними. Внешние проблемы могут проистекать из отношений с окружающим миром. Внутренние являются последствием психологического неблагополучия самого человека.

И те, и другие приносят в жизнь существенный дискомфорт, чувство неудовлетворения жизнью, напряженности, подавленности и часто требуют помощи психолога и психотерапевта. В работе с квалифицированным специалистом часто обнаруживается взаимосвязь трудностей психологического характера с внешними. Так, клиенты психотерапевтов, которых беспокоят отношения с другими людьми, практически всегда должны изменить свою линию поведения и отношение к ситуации.

Что такое психологическая проблема

Большинство причин дискомфорта, неуспеха, любого рода зависимостей, неудовлетворенности и стрессов находятся в психике (в сердце), а внешние события в жизни лишь усугубляют внутренние причины. Любые психологические проблемы причиняют человеку явные или латентные страдания. Человеку по этой причине с огромным трудом удается поменять себя и свое положение. Однако, даже что-то поменяв, не всегда удается добиться удовлетворения и душевной гармонии.

В этом случае можно открыто сказать, что проблема преимущественно психологическая, душевная, а не внешняя, общественная. В этом случае психотерапевт может помочь человеку стать уверенной и гармоничной личностью. Достаточно приложить определенные усилия, время и профессиональные знания специалиста, и данная проблема вполне возможно решится.

Возникновение психологических трудностей

Обычно психологические комплексы возникают тогда, когда у личности есть бессознательная психологическая фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самой личности) с достижением желаемого результата. А у любого всего два вида желаний:

  • что-то получить (обладание, развитие, реализация, стремление и прочее), другими словами "стремление к...";
  • от чего-то избавиться (побег, уничтожение, освобождение и прочее), иными словами "стремление от...".

Если этого не удается достигнуть, возникает проблема. Этот вопрос и есть основная проблема практической психологии.

Заниженная самооценка

Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, - низкая самооценка огромного количества людей.

Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом. Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества. Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.

Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится. Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе. Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.

Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся. Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки. Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности - это крайняя патологическая степень неуверенности в себе и является огромной психологической проблемой человека. По сути - это отсутствие ощущения самоценности, сомнение и очень низкая самооценка, а также чувство неспособности соответствовать стандартам.

Он часто подсознателен и, как считается, что люди, страдающие от этого комплекса, стараются компенсировать это ощущение, что выражается в высоких достижениях или же крайне асоциальном поведении. В современной литературе предпочтительно называть данное психологическое явление как «отсутствие скрытой самооценки». Комплекс развивается благодаря сочетанию генетических характеристик личности и воспитания, а также жизненного опыта.

Комплекс неполноценности может усиливаться, когда чувства ущербности провоцируется неудачами и стрессами. Лица, подверженные риску развития комплекса, обычно проявляют признаки низкой самооценки, имеют низкий социально-экономический статус, а также имеют симптомы депрессии.

Дети, воспитанные в таких условиях, где их постоянно критиковали или же не родителей, также могут получить комплекс неполноценности. Много разных есть предупреждающих знаков для тех, кто может быть более склонным к развитию комплекса неполноценности. Например, кто-то, склонный к вниманию и одобрению, может быть более восприимчивым.

Исследование психоаналитика Адлера

Согласно классической адлеровской психологии, повторно чувство неполноценности возникает, когда уже взрослые хотят достичь какой-либо нереальной цели или испытывают постоянную потребность в совершенствовании. Напряжение, связанное с чувством неполноценности, вызывает пессимистическое отношение к жизни и неспособность преодолевать трудности. По словам Адлера, у каждого человека в той или иной степени присутствует чувство неполноценности, но это - не болезнь, а, скорее, стимулятор здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство ущербности подавляет личность, а не стимулирует его к полезной деятельности. Комплекс делает личность подавленной и неспособной к дальнейшему личностному развитию.

Психологическая травма

Очень распространенная психологическая проблема - это последствия пережитых стрессовых ситуаций.

По своей природе это - разнообразные нарушения психики после аффективных (очень мощных и деструктивных) переживаний. Происшествия, которые вызвали такие сильнейшие переживания, могут быть весьма разнообразными: изоляция, заболевание, гибель родного человека, рождение ребенка, развод, стресс, конфликты, война и боевые действия, опасность для существования, изнасилование и другое. Эти события мощно воздействуют на психическое состояние, нарушая восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая личность не вполне адекватной.

Еще одна отрасль, которую исследует как практическая, так и научная (теоретическая) психология - это различного рода конфликты.

Открытые и неочевидные конфликты с другими людьми приносят вред для психической деятельности человека и представляют собой серьезную проблему социально-психологического характера. Данные конфликты можно классифицировать:


Детские сложности

Психологические проблемы у детей возникают в разные периоды их жизни. Они имеют различную природу. Это могут быть следующие трудности:

  • детская агрессия и импульсивность;
  • замкнутость;
  • капризность и плаксивость;
  • робость и застенчивость;
  • низкая самооценка;
  • высокий уровень тревожности;
  • повышенная обидчивость;
  • упрямство;
  • страхи и всевозможные фобии;
  • невнимательность;
  • трудности с запоминанием информации;
  • различные проблемы психологического развития;
  • плохая успеваемость в школе;
  • сложности с адаптацией в школьном учреждении или садике;
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми;

В случае возникновения какого-либо рода психологических трудностей необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, поскольку психика ребенка - очень хрупкая структура.

Пирамида потребностей Маслоу

С позиции пирамиды потребностей великого американского психолога Абрахама Маслоу (пирамида, которая показывает основные человеческие потребности), очевидно, что вопрос безопасности и пищи не является актуальным для людей в настоящее время. Конечно, существуют исключения, однако подавляющее большинство людей могут себя прокормить. Продукты стали доступными, их многообразие велико, также на приличном уровне поддерживается безопасность в обществе. По теории Маслоу, если удается удовлетворить базальные потребности, то возникает желание удовлетворить высшие потребности, такие как общность или ощущать себя частью какой-либо общественной группы, самореализация, или желание реализовать себя как специалист, как личность. Именно на стадии удовлетворения высших потребностей и возникают основные социально-психологические проблемы современного общества.

Проблема выбора в современном мире потребления

Обобщая можно сказать, что личность, удовлетворив свои пытается направлять свои силы на удовлетворение высших психологических и социальных желаний. В этот момент мы сталкиваемся с современными проблемами. На данный момент существует огромный выбор различных товаров и услуг. Критерием выбора может стать цвет, внешний вид упаковки, отзывы, цена, а не только качество. Все товары априори исполняют свои функции, но их различия делаются на незначительных характеристиках.

В дальнейшем именно эти незначительные свойства навязываются человеку как критерии выбора, и от этого люди испытывают сомнения, когда покупка уже совершена. У большинства людей нет возможности приобрести все виды одного товара, и часто они остаются неудовлетворенными ввиду сомнений правильности своего выбора.

Ускоренный ритм жизни

Люди стали преодолевать большие расстояния за небольшое время, это значит, что они чаще занимаются каким-либо видом деятельности. Научное развитие позволило экономить время на одних вещах, но при этом оно же даровало возможность потратить сэкономленное время на других. В современном мире все больше растет зависимость от компьютерных игр и от социальных сетей. И таким образом люди только увеличивают нагрузки на психику вместо того, чтобы отдыхать, мозг все больше перегружен. Это подтверждается множеством психологических исследований. Психологические проблемы, вызванные быстрым темпом жизни общества, - настоящий бич современности, считают психологи.

Не стоит игнорировать болезненные сигналы нашей психики и заниматься профилактикой психологических расстройств. Если из проблемной ситуации нет выхода, то оптимально будет просто переключиться на что-то отвлекающее и более полезное. Иногда прекрасным решением психологических проблем будет посещение психолога.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Понятие личности – это достаточно сложный смысловой термин, каждая наука интерпретирует его по-своему. Личность в психологии – это человек с разнообразным внутренним миром, с индивидуальной структурой сознания и со своими особенностями психики, которые полностью характеризуют человека как индивидуальность .

Проблема личности в социальной психологии

Социальная психология рассматривает проблему личности в проявлении нескольких факторов:

  • Понятие личности рассматривается не только с психологической, но и с социальной точки зрения;
  • Расшифровка такого понятия, как социализация личности;
  • Рассмотрение и объяснение социальной структуры личности;
  • Разработка методов диагностики социальной структуры личности.

Всемирно известный психоаналитик Зигмунд Фрейд выделял несколько типов личности:

  • «Оно»;
  • «Сверх Я».

Первые два типа залегают глубоко в человеческом подсознании, а последний тип «Сверх Я» — это выработанное на протяжении социальной жизни отношение ко всему окружающему и к себе самому.

Психоаналитик закладывал в основу развития человеческой цивилизации инстинкт жизни и инстинкт смерти, что обусловлено врожденными инстинктами человека.

Проблема изучения личности в психологии

Основная проблема изучения личности состоит в том, что каждая всемирная наука определяет понятие личности и остальных понятий, которые с ней связаны, по-своему. Но присутствует ряд дополнительных, не менее важных, проблем:

  • Наличие в индивиде биологической и социальной стороны, что усложняет поиск взаимосвязей физического и духовного аспекта;
  • Определенное процентное соотношение собственных личных наклонностей и всеобщих характеристик;
  • Филогенез – развитие мира с момента создания и онтогенез – развитие индивида с момента рождения;
  • Структура личности как индивида;
  • Факторы, влияющие на развитие личности;
  • Способы исследования сознания и личности.

Все эти проблемы обусловлены малоразвитой на сегодняшний день психологической наукой, а также предельно сложной структурой личности, которую изучить при помощи уже открытых методов невозможно полностью.

Проблема развития личности в психологии

Для гармоничного существования личности у человека должно присутствовать ощущение активного взаимодействия с обществом и окружающим миром, а также осознание себя как уникального самостоятельного человека . Для этого в человеке должны гармонично сочетаться сознательный и бессознательный факторы.

Два эти фактора полностью противоположны между собой, что и служит появлением проблемы развития личности в психологии. Внутренний мир личности должен давать толчок развитию человека в индивидуальном направлении.

Проблема развития личности усугубляется на каждом этапе ее развития. Современная психология выделяет такие этапы:

  • Мистическое участие . На этом этапе человек еще не может выделять себя как индивида. Он живет и воспринимает себя исключительно как часть мира, но не осознает свою индивидуальность. Такое явления присуще детям, но в повседневной жизни оно встречается в толпе, когда люди, поддаваясь стадному инстинкту, не могут мыслить индивидуально.
  • Проблема развития правильных установок . В этот период люди начинают отличать первичные половые признаки окружающих, а также формируют базовые знания об окружающем мире.
  • Далее человек дисциплинируется и расставляет приоритеты своей жизни.
  • Последний этап представляет собой наибольшую проблему. Он подразумевает попытки человека сочетать в себе сознательное и бессознательное. При успешном совмещении этих явлений человек становится настоящей личностью.

Эти этапы повторяются по кругу в течение всей жизни, именно они помогают человеку постоянно совершенствоваться.

Проблема личности в отечественной психологии

Символами отечественной психологии являются А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович. Именно они внесли наибольший вклад в ее развитие.

Божович разработала теорию, согласно которой человек один раз достигает наивысшей точки своего развития, находя гармонию внутри себя . Именно в этот момент он становится личностью. Она разрабатывала методики решения проблемы личности, которой она считала раннее развитие ребенка, воспитание которого осуществляется неправильно.

Леонтьев считал, что проблема личности заключается в ложных или неправильных мотивах развития человека . По его мнению, «личность рождается дважды». Первый раз – в дошкольном возрасте, когда он только начинает внедряться в социальную жизнь, а второй раз – будучи подростком, когда человек формирует для себя конкретное мировоззрение. Развитие человека как личности происходит во взаимодействии многих мотиваций, которые человек разрабатывает самостоятельно.

Проблема личности в зарубежной психологии

Зарубежная психология рассматривает проблему личности в двух направлениях. Первым из них является духовная основа развития. Второй же приводит теории в пользу биологического подхода.

По мнению Зигмунда Фрейда развитию личности на инстинктивном уровне мешают внедренные в общество чувство ответственности и мораль . Проблема заключается в том, что это вызывает образование внутреннего конфликта. Чтобы развиваться как личность, конфликт этот необходимо побороть. Если человек полностью идет на поводу у социума, он теряет свою индивидуальность и возможность развиваться как личность.

Последние материалы сайта