Как правильно выбрать дневной режим годовалого ребенка? Режим дня и питание ребенка Ребенку год режим дня и питания

19.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

    Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует .

    Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент .

    В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми , перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

    При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

    Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36 0 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 1 0 и доводят до 24 0 . Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление : 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон : первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 1 0 , от 35-37 0 и доводится до 24 – 28 0 . Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.

Dec 29 2006, 03:31 PM

Девочки! расскажите пожалуйста каков Ваш распорядок дня в полтора-2 года?когда просыпаетесь, как днем спите, сколько гуляете днем? и очень важный для меня момент, девочки, подскажите, ну неужели нужно с ребенком заниматься всякими развивалками целый день? читаю форумы, такое ощущение, что ребенок как только просыпается, мама от него не отходит совсем, и занимается, и занимается с ним. у нас "шило в попе", заставить его хоть что-нибудь сделать -невозможно, то есть целый день практически развивается самостоятельно, ну книжки почитаем еще вместе, дела домашние вместе,танцуем, а шнуровки-лепки, рисовалки для нас это просто фантастика, не усадишь. подскажите, как у Вас? неужели только у меня такой ребенок?

Dec 29 2006, 05:13 PM

На самом деле в полтора года мало кто с кем прямо сутра до вечера занимается конкретно..разговоры одни...попутно конечно и книжки чтаем и песенки поем и играмеся в конструкторы но к примеру только вечером..когда все дела домашние сделаны..а так..мы встаем в промежутке с 9 до 10 утра...после завтрак...играется сам...еслои погода хорошая то гуляем с часик....потмо в 13-00 сон..потом в 14-30 полдник...потом снова играется..ну обычно бегает за мной хвостом и мы там попутно то стишки рассказываем то песенки поем..то рисуем...потмо еще раз кушаем....потмо уже вместе в конструктор играем или в другие игры..потом около 21-00 переодеваемся, моемся и спатки...

Вообще то мы тоже очень крученые верченые...тут важно чтоюбы он сам себе игру выбрал...а иначе будет ходить и хныкать....

Катериникус

Dec 30 2006, 12:52 AM

У нас распорядок такой: в 9-9:30 просыпаемся, завтрак, игра, прогулка. В 13;30 - обед, сон.В 16:30 - полдник, игра(самостоятельно), 20:00 - ванна, ужин, сон. Всех очень устраивает!

Dec 30 2006, 10:37 PM

А во что играете с детьми? Как развиваете?

Катериникус

Dec 31 2006, 12:18 AM

Играем в прятки, читаем книжки(стишки), рисуем, а ещё у нас есть игра(не знаю, как она называется). Большая коробка(вернее, многоугольник), в котором секции раскрашены в разные цвета. В каждой секции прорези в виде фигурок(квадрат, круг, овал, звёздочка и т.д.). И набор, соответственно, фигурок. Вот малыш старается вставить нужную фигурку. И цвета запоминает и фигуры. Нам очень нравится!

Dec 31 2006, 11:00 PM

Нам еще нет 1,5, но живем мы так: встаем в 9-10, завтракаем. Играет сама, а я обычно готовлю или еще что по хоз-ву, гуляем, потом обедаем(около 2-х), спим, полдничаем, играет до 8-ми вместе со мной или с папой в пирамидку, конструктор, фигурки в прорези вставляем, валяемся с игрушками на полу, переползаем через папин живот в разных направлениях (это самая любимая игра ) и пр. что самой захочется. Перед вечерней ванной носимся голышом по дому, потом моемся. Читаем книжки и спать.
Вообще у нас тоже "торнадо домашний", все игры выбирает сама, я только поддерживаю ее начинания.

Jan 3 2007, 09:54 PM

Нам 1.10, очень любим куклы катать в каляске, рисовать и складовать карандаши в пенал. Купили мазайку крупную- очень нравится!

Jan 3 2007, 10:49 PM

Мы как все: 10:00 подъем, завтрак, игры, прогулка, 14:00 обед, сон, 17:00 полдник, игры, книги, 21:00 купание и сон
Вертится тоже все время, а книжки почти всегда сама "читает" на своем языке, и игры сама себе выбирает. В последнее время любит "ролевые" игры: кормит игрушки и спать укладывает, помогат мне мыть пол игрушечной шваброй (эта швабра спасает игрушки от купания в грязной воде).
Рисуем мы изредка, но с удоволствием, восковыми мелками. Сначала Соньке не очень удобно было с бумагой, пока мне не пришло в голову ее на картон скотчем наклеить, так лист не мнется и можно его за собой везде таскать и повсюду присаживаться и рисовать
А если у малявки ну ооочень смирное настроение, можн овместе рисовать, заодно учить цвета, а можно зверей всяких рисовать и про них истории рассказывать, а ребенок заодно научится их называть. Но такое у нас редко получается, за неделю раз или два, а так все больше кастрюли перекладываем и папины тапки прячем...

Mar 16 2007, 08:20 PM

Мамочки, у кого деткам больше двух лет, расскажите примерно свой распорядок дня. Очень интересно во сколько ребенок встает, ложиться на дневной сон, сколько спит, и во сколько ложиться потом вечером.
Просто моя дочура отказывается спать днем!!! И ничего с этим не сделаешь. Но если все-таки поспит, то на ночь можно уложить только после часу ночи... Просто думаю, может вы все очень рано встаете? и в этом наша проблема. Мы встаем сейчас в 9, ложимся после спокойной ночи малыши. Но ведь она еще такая маленькая чтобы не спать днем Как это у вас?

Mar 16 2007, 09:52 PM

Нюша, я помню у Катюхи тоже были проблемы с дневным сном. Приходилось сидеть и постоянно, строго так говорить:"Спать!", периодически руки одергивать ей, потому что колобродить начинала. Просыпалась она всегда около 8 утра, а спать на ночь тоже после спокойной ночи ложилась. Дневной сон был 1,5-2 часа. Она вообще у меня очень возбудимый ребенок, одно время давала ей гомеопатическую "Валериана Хелль". Становилась поспокойнее. А сейчас нивкакую не спит днем, вот уже с 4,5 лет.

Маша С-Пб

Mar 18 2007, 11:07 PM

Нам 1,9, но мы ясельные, в выходные даем отоспаться, тогда встаем в 9-10, кушаем, гуляем, в 13 обед, затем сон 2 - 2,5 часа, потом играем вместе(так как утром пока играет - я стараюсь дела все сделать): рисуем, лепим из мягкого пластелина, учим стишки короткии, играем на сентезаторе, на мелкую моторику до сих пор хорошо занятия идут(типа разложить фасолины по ячейкам из под каробачки конфет), танцум и делаем зарядку под детские песенки, презентации детские просто на ура, она даже иногда требует конкретные вообщем занятий хватает, если опять же у меня дела - выкладываю ей на стол 3 игры(грибочки разного размера и цвета деревянные одевать на штырьки, типа пирамидки(тоже деревянные квадраты, прямоугольники, треугольники и кружки - опять же на штырьки и шнуровку) - можно идти готовить или стирать мин. на 20-30 ложимся в 22-23, вообщем если сравнить с будней неделей, то все смещается примерно на 1-1,5 часа

Mar 19 2007, 12:25 AM

8:00-9:00 мы просыпаемся
ок. 10:00 завтрак
в 11:00 идем гулять на 1-2 часа
в 13:30-14:00 ложимся спать, спим 1,5-2 часа, но можем и все три проспать
в 17:00-17:30 полдник
в 18:00 идем гулять
ок. 19:30 ужин
спать ложимся в 22-22:30
а так все зависит от того во сколько она с утра проснется

Переменка

Mar 19 2007, 12:42 AM

Нам сейчас 1.6...

Подьем - с 8.00 до 9.00 - всегда по-разному, но не позже...
Завтрак 10.00
Обед 13.00
Дневной сон с 14.00 - дальше как получится. Чаще спит по 1.5 часа
Полдник 17.00
Купание 19.30
Ужин 20.00
Сон вечерний - в 21 - обязательное чтение книг

В 99% случая все соблюдается, что очень удобно. Ребенок сам уже знает когда спать и есть...

Mar 19 2007, 08:10 AM

Нам полтора.
8-9 - подъем
9- завтрак
11- гулять на час-полтора
12,30 - обед
13,30 - спать минут 30-40
15,30-16 - полдник
16,30 - гулять или в гости
19,30- ужин
21 - спать
Занимаюсь немного. Книжки выдерживает не больше страницы. Рисовать не более 3-5 минут в день, складываем кубики, пирамидки, играем, но занимаюсь с ним не более 10-15 минут в день, больше для него сложно пока, внимание рассеивается. А так он в основном предоставлен сам себе, занимается своими делами.

Mar 19 2007, 08:18 AM

Мы до сих пор спим 2 раза в день!

Просыпается в 7:30, в 10:30 - первый сон, в 15:30 - второй. Не совсем удобно. Пытаемся перевести на 1-разовый сон, пока не получается, вернее через раз. На ночь укладываемся в 21:30. Ночью не просыпается.

Mar 19 2007, 11:35 PM

Нам тож полтора года . Полный наш распорядок не буду расписывать . Но заниматься - занимаемся! Не скажу что целый день, может в сумме часа 1,5-2 за день. Вот читать мы не любим , точнее не любит чтоб ему кто-то читал, сам выберет книжку и сидит "читает" её, а чтоб кто-то - не разрешает, бурчит С недавних пор оооочень любит рисовать! Гулять стараемся два раза в день, до обеда и после. Естессно все эти дела типа пирамидок и конструкторов любим и играем, собираем. Могём сами, а могём и с родителями

Apr 4 2007, 05:37 PM

QUOTE (Childking @ Mar 19 2007, 12:35 PM)
Нам тож полтора года . Полный наш распорядок не буду расписывать . Но заниматься - занимаемся! Не скажу что целый день, может в сумме часа 1,5-2 за день. Вот читать мы не любим , точнее не любит чтоб ему кто-то читал, сам выберет книжку и сидит "читает" её, а чтоб кто-то - не разрешает, бурчит С недавних пор оооочень любит рисовать! Гулять стараемся два раза в день, до обеда и после. Естессно все эти дела типа пирамидок и конструкторов любим и играем, собираем. Могём сами, а могём и с родителями

Режим дня годовалого ребенка не сильно, но все-таки отличается от распорядка, которого необходимо придерживаться в возрасте 10-11 месяцев. Основные изменения в этот период связаны с организацией дневного и ночного сна, изменениями в пищевом рационе, режиме прогулок. Если планируется раннее поступление малыша в дошкольное образовательное учреждение, режим необходимо составлять таким образом, чтобы он был максимально приближен к распорядку, утвержденному в детском саду. Если ребенок привыкнет все делать по графику, адаптация в яслях пройдет намного легче и быстрее, поэтому начинать приучение следует, как только крохе исполнится 1 год. Большинство детей идут в ясли в 1,5-2 года, поэтому у родителей есть достаточно времени, чтобы изменить существующий режим, если он по каким-то параметрам не соответствует требуемому распорядку.

Как приучить к определенному режиму или изменить существующий

Самая распространенная ошибка, которую совершают многие родители, пытаясь скорректировать распорядок дня годовалого ребенка, – это попытка ввести новые правила быстро. Ребенок не может сразу приспособиться к новому расписанию, особенно если до этого родители не придерживались конкретного распорядка или часто допускали погрешности в режиме. Иногда период привыкания к новым условиям может растянуться на несколько месяцев, поэтому маме нужно набраться терпения и не торопить кроху, если она хочет, чтобы переход на новый распорядок прошел безболезненно.

Важно! Не пытайтесь приучить ребенка к новому режиму дня быстро, наберитесь терпения.

Основные изменения, которые происходят в расписании дня годовалых детей, связаны с организацией дневного сна. Педиатры считают, что большинство здоровых детей в 1 год не нуждаются в двухразовом дневном сне, поэтому при проявлении признаков готовности перехода на одноразовый сон днем необходимо скорректировать режим таким образом, чтобы малыш спал 1 раз в день. Очень важно оценить готовность крохи к такому переводу, так как сон является важным условием здорового роста, правильного развития и эмоционального состояния малыша.

Ребенок готов к переводу на одноразовый сон продолжительностью 3-4 часа, если:

  • в привычное время укладывания (обычно это 10-11 часов утра) он не проявляет признаков усталости, не трет глаза, находится в хорошем настроении;
  • при попытке уложить его на утренний сон активно сопротивляется, плачет;
  • в кроватке не засыпает, играет с погремушками, рассматривает рисунки на постельном белье и мягких бортиках.

Важно! Если ребенок после перевода на одноразовый дневной сон стал капризным, плаксивым, у него испортился аппетит, следует проконсультироваться с врачом: возможно, кроха еще не готов к подобным изменениям.

Если ребенок объективно готов к переходу на одноразовый отдых днем, необходимо сдвигать время укладывания на 30 минут каждую неделю: в первую неделю укладывать спать в 10.30, вторую – в 11 часов и т.д. Придерживаясь такого метода, можно перевести ребенка на комфортный для него режим в течение 1-2 месяцев практически безболезненно.

От того, сколько раз в день спит ребенок, зависит, как именно составить распорядок дня, чтобы в нем было выделено время для прогулок, развивающих игр, занятий, кормлений и отдыха. Ниже приведены два варианта детского распорядка в зависимости от организации дневного отдыха.

Ребенок спит 2 раза в день

Если ребенок нуждается в кормлении перед сном, его также организовывают примерно за 20-30 минут до укладывания.

Ребенок спит 1 раз в день

Подъем у детей, которые спят 1 раз в день, обычно происходит позже, чем у малышей, продолжающих спать 2 раза в дневное время. Это необходимо учитывать при составлении режима.

Чем кормить годовалого ребенка

В год ребенок уже может питаться с общего стола при условии, что семья придерживается принципов здорового и диетического питания и не употребляет продукты, которые могут негативно повлиять на здоровье ребенка: колбасные изделия, специи, маринады, копчености. Важным изменением в этот период должен стать отказ от продуктов детского питания, продающихся в магазинах (готовые пюре, сухие каши и т.д.). Ребенок в этом возрасте не нуждается в питании, приготовленном таким способом, и слишком мягкая, однородная консистенция таких продуктов отрицательно влияет на жевательную функцию, может способствовать формированию неправильного прикуса, речевой задержке и нарушениям в работе челюстно-лицевого мышечного аппарата.


Рацион питания

  1. Молочные каши , в которые можно добавлять кусочки свежих или сушеных фруктов, мед, ягоды.
  2. Супы можно давать в обычном виде, не перетирая до состояния пюре, но важно, чтобы мясо в супе было измельчено, иначе ребенок может подавиться. Одним из вариантов является приготовление супов на овощном бульоне с последующим добавлением мясного пюре или фрикаделек из мяса.
  3. Мясо годовалому ребенку можно давать в виде паровых котлет, муссов, суфле, мягких запеканок. Допускается добавление обжаренного, мелкорубленного фарша к вареным овощам.
  4. Фрукты стоит давать кусочками, постепенно заменяя ими привычные для ребенка пюре.

Важно! Кормить годовалого ребенка следует 5 раз в день, постепенно отказываясь от утренних кормлений смесью или грудным молоком. Интервал между приемами пищи должен составлять не более 4 часов.

Как отучить ребенка от грудного вскармливания

Многие дети к годовалому возрасту сами отказываются от сосания груди, но есть и такие, кто готов питаться грудным молоком до 2-3 лет. После года состав материнского молока уже не удовлетворяет потребности детского организма, поэтому ребенка от грудного вскармливания необходимо отучать. Для этого можно воспользоваться следующими советами.

  • Если ребенок сосет грудь перед сном, можно попробовать предложить ему вместо молока какой-нибудь напиток из чашки или поильника. Это может быть молочная смесь для детей старше 1 года, компот, кефир или жидкая молочная каша. В первые недели напиток должен быть сладким, так как материнское молоко имеет сладковатый вкус, и ребенок может отказаться от пресных напитков.
  • Детей, которые используют грудь вместо соски, можно отвлечь сказкой, укачиванием, песенкой. Даже если кроха плачет и требует грудь, важно выдержать хотя бы 10-15 минут. Если плач после этого не прекратится, следует покормить ребенка, но не более 2-3 минут, и повторить попытку на следующий день.
  • Отучить от утренних кормлений грудью проще всего. Когда ребенок проснется, необходимо сразу предложить ему чай или дать кусочек печенья (сухарика), после чего увлечь игрой. Важно не переусердствовать с кормлением, иначе ребенок может отказаться от завтрака.

Если ребенок еще не готов к отучению от груди, не стоит торопиться. Лучше отложить это на несколько недель, после чего снова повторить попытку.

Важно! Отучать от груди можно только детей, которые умеют пить из чашки или поильника и уверенно удерживают их в руках без посторонней помощи.

Примерное меню годовалого ребенка

Прием пищи Чем кормить
Завтрак Молочная каша из геркулеса с бананом, напиток из ромашки, сухарик.
Второй завтрак Запеченная груша с медом
Обед Щи из капусты с мясными фрикадельками, морковное пюре с куриной котлетой, фруктовый сок.
Полдник Напиток из молока и злаков, детское печенье.
Ужин Отварная рыба с картофельным пюре, куриный желток вареный.
Поздний ужин Перед сном можно дать ребенку кефир или немного натурального йогурта без ароматизаторов и красителей.

Сон и его продолжительность днем и ночью

Продолжительность ночного сна у детей второго года жизни должна составлять около 10 часов без пробуждений. Дневной отдых, независимо от того, сколько раз спит ребенок днем, должен длиться не менее 3,5-4 часов.

Если ребенок в год плохо засыпает или спит ночью, это может быть вызвано несколькими причинами, среди которых:

  • слишком большая продолжительность сна в дневное время;
  • недостаточная физическая активность в течение дня;
  • несбалансированность дневного рациона, приводящая к голоду или, наоборот, тяжести в желудке в вечернее время;
  • короткие и нерегулярные прогулки;
  • несоответствие температуры и влажности в детской комнате санитарным нормам (спать дети должны в хорошо проветриваемых помещениях при температуре не выше 18°);
  • некачественное белье и одежда для сна.

Важно! Ребенок может плохо спать из-за проблем со здоровьем, например, заболеваний желудочно-кишечного тракта, аденоидов и т.д. Если ребенок, получающий хороший уход, продолжает плохо спать ночью, следует проконсультироваться с участковым врачом.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно в 1 год

  1. Приучать ребенка засыпать самостоятельно необходимо с 8-10 месяцев, так как потом сделать это будет гораздо сложнее.
  2. Примерно за час до ночного сна необходимо создать спокойную обстановку в комнате: выключить телевизор, компьютер, приглушить яркий свет.
  3. Важно в этот период ограничить подвижные и активные игры: идеальным вариантом будет, если за 20-30 мину до ночного сна ребенок уже будет лежать в кровати. В это время мама может разговаривать с ним, читать сказку, петь колыбельную.
  4. Большое значение для ребенка, привыкшего засыпать с мамой, имеет тактильный контакт: мама может гладить кроху по спинке, голове, ручкам.
  5. Не стоит долго держать ребенка на руках перед сном – для удовлетворения его потребности в тактильной близости перед сном достаточно 3-5 минут.
  6. Чтобы процесс расставания с мамой проходил менее болезненно, можно положить в кроватку любимую игрушку малыша.
  7. Перед сном все действия (чистка зубов, надевание пижамы) необходимо проводить в строгом порядке – это будет способствовать выработке привычек, связанных со сном.

Каждый месяц в течение первого года жизни в режиме дня ребёнка происходили определённые изменения. Время, посвящённое активным играм и развивающим занятиям, постепенно увеличивалось, количество кормлений и дневных снов - сокращалось. Для того чтобы родители были уверены в правильном развитии годовалого малыша, нужно не только учитывать индивидуальные особенности крохи, но и знать определённые возрастные нормы: сколько нужно спать, как много времени проводить на свежем воздухе, как сделать меню сбалансированным.

Сколько должен спать ребёнок в 1 год

Сон помогает восстановить силы, ведь с момента рождения малыш тратит огромное количество энергии на познание окружающего мира и интенсивный рост. К двенадцати месяцам ребёнок бодрствует большую часть дня. У него остаётся один или два дневных сна в зависимости от индивидуальных темпов развития.

В норме на сон приходится 13–14 часов в сутки: 11 из них - на ночной и 2–3 - на дневной. К 1,5 годам этот период незначительно сокращается - примерно на 30–60 минут.

А уже к двухлетнему возрасту общее количество времени, проведённого во сне, составляет 12–13 часов.

Дневной и ночной сон ребёнка в 1 год

В год дети обычно спят днём 2 раза по 2 часа: в первой половине дня и после обеда. Но некоторые уже к этому возрасту переходят на один дневной сон. Это считается не отклонением от нормы, а индивидуальной особенностью организма. Количество дневных снов определяется временем пробуждения. Дети, которые рано укладываются спать вечером, раньше встают утром. Поэтому уже в первой половине дня им необходим отдых, чтобы восстановить силы. После обеда такие малыши также нуждаются во сне.

Другие дети уходят на ночной сон позднее, а значит, и просыпаются, позже. Именно поэтому в первой половине дня отдых им не нужен - они просто не успевают устать. В этом случае ребёнку хватает одного дневного сна, который будет более продолжительным по времени - 3–3,5 часа. Если кроха активен, хорошо спит ночью и ему хватает одного дневного сна, педиатры рекомендуют не укладывать малыша второй раз.

Если ребёнок ещё не умеет засыпать самостоятельно, возраст одного года - самое время приучить его к этому. Активное и насыщенное бодрствование, по возможности проходящее на свежем воздухе, позволяет тратить много энергии, и к вечеру малыш хочет спать довольно сильно. Важное правило, которое нужно соблюдать, - прекращать слишком активные занятия примерно за час до сна.

Одной из проблем, сильно беспокоящих родителей, являются частые ночные просыпания, в то время как возрастной нормой считается одно пробуждения для того, чтобы поесть. Существует несколько рекомендаций:

  • активные игры во второй половине дня;
  • расслабляющая прохладная ванна;
  • кормление непосредственно перед сном.

Видео: правила детского сна

Бодрствование

Дети каждый день узнают что-то новое. В этом возрасте они очень любознательны. Для гармоничного развития родители должны проводить с малышом много времени. Правильно организованное бодрствование помогает:

  • фокусировать внимание крохи на определённом предмете или задании;
  • разрабатывать мелкую и крупную моторику;
  • развивать мышление, память и речь.

Несмотря на то что в один год дети умеют ещё немного, есть занятия, которые наверняка придутся им по вкусу:

  • рисование пальчиковыми красками;
  • игры с песком (в холодное время года их можно организовать дома с помощью кинетического песка);
  • крупные пазлы, конструктор, кубики, пирамидки;
  • игры с водой.

В этот возрастной период оптимальным является сочетание динамических и статических игр, направленных на совершенствование навыков моторики, в том числе и мелкой. Игры с распознаванием цветов, форм предметов, запоминание названий различных объектов (вещи, животные и т.п.), звуков. Прекрасно подходят и спортивные игры (мяч, лазание по детским горкам с поддержкой родителей). Занятия в бассейне также способствуют получению симметричных нагрузок без патологического воздействия на опорно-двигательную систему.

Прогулки на свежем воздухе

Педиатры рекомендуют родителям организовывать прогулки на улице дважды в день: в течение 1,5–2 часов до обеда и столько же после полдника или ужина. Гулять желательно в любую погоду, кроме сильного дождя и метели, аномально высоких и низких температур. Свежий воздух полезен для здоровья малыша и его физического развития. Чтобы прогулка была интереснее, можно брать на улицу мяч, велосипед, игрушки для песочницы. А познавательной её сделает рассказ о мире вокруг: деревьях, птицах, цветах, погоде. Следует помнить о том, что присутствие родителей рядом с годовалым малышом обязательно для его безопасности.

Потребность в прогулках должна быть заложена с младенчества и восприниматься ребёнком как норма, как обязательное условие разумного образа жизни.

http://articles.komarovskiy.net/gulyaem.html

Во время сборов на прогулку не нужно слишком тепло одевать малыша: ему должно быть комфортно. Кроме того, простуды чаще возникают не от переохлаждения, а от повышенной потливости из-за слишком большого количества одежды.

В каждой семье режим дня складывается по-разному, но существуют общие рекомендации педиатров.

  1. Купание чаще всего проходит перед ночным сном. Если эта процедура расслабляет малыша и настраивает его на спокойный лад, время выбрано верно. Если после ванной ребёнок становится возбуждённым, лучше перенести купание на другое время.
  2. Подходящее время для развивающих занятий - первая половина дня. В этот период ребёнок более сосредоточен и внимателен и будет быстрее воспринимать информацию. После дневного сна можно заняться рисованием, поиграть с песком или водой.
  3. Гимнастику лучше проводить утром после гигиенических процедур. Зарядка укрепляет организм и помогает физическому развитию.

Нарушение режима сна и бодрствования годовалого ребёнка

Достаточное количество сна очень важно для малыша, так как именно в это время вырабатывается гормон роста, организм отдыхает и восстанавливает силы, которые потратил на активную деятельность. Причин нарушения сна может быть несколько:

  • неправильный режим питания, когда голод или, наоборот, слишком большой объём пищи на ночь делают сон беспокойным;
  • физический дискомфорт, вызванный болезнью, тесной или натирающей одеждой, прорезыванием зубов, духотой в помещении;
  • эмоциональное переутомление, из-за которого ребёнок перевозбуждается и долго не может уснуть;
  • гиперактивность.

Что делать родителям?

  1. Время непосредственно перед сном лучше проводить за спокойными играми, например, чтением сказок или рисованием.
  2. В качестве позднего ужина не стоит давать ребёнку фрукты, мясные или овощные пюре, так как это большая нагрузка на желудок. Грудное молоко или адаптированная смесь - оптимальный вариант перед сном.
  3. Во время болезни и прорезывания зубов дети неспокойны. По рекомендации педиатра можно пользоваться лекарствами, снимающими неприятные ощущения. А для малышей на грудном вскармливании хорошим успокоительным является мамина грудь.
  4. При подозрении на гиперактивность нужно обратиться за консультацией к неврологу.

Режим кормления ребёнка в 1 год

К годику рацион ребёнка становится достаточно разнообразным, хотя переходить на общий стол ещё слишком рано. Смесь или материнское молоко остаются в основном только утром и перед ночным сном. В этом возрасте малыш ест 4–5 раз в день с перерывом 3–4 часа между кормлениями независимо от того, на грудном или искусственном вскармливании он находится.

В меню годовалого ребёнка должны входить:

  • мясные, овощные и фруктовые пюре;
  • молочно-крупяные каши;
  • творог и кефир;
  • рыба;
  • желток;
  • сливочное и растительное масла.

По желанию родителей можно предлагать детское печенье и фруктовые соки.

Желудочно-кишечный тракт ребёнка остаётся неприспособленным к перевариванию многих продуктов, поэтому некоторые из них могут вызвать аллергию и дискомфорт. Способ приготовления также имеет огромное значение - детям этого возраста пищу готовят на пару или варят, а жареная, копчёная и солёная еда крайне нежелательна.

Отдельного внимания требует включение в рацион цельного коровьего молока. Часто мамы завершают грудное вскармливание, когда малышу исполняется год, и заменяют материнское молоко коровьим. Педиатры не рекомендуют делать этого по нескольким причинам.

  1. Состав коровьего молока не адаптирован для ребёнка: в нём много фосфора, который при выводе из организма почками вымывает кальций.
  2. Большое содержание жиров оказывает дополнительную нагрузку на систему пищеварения, из-за чего у ребёнка может возникнуть дискомфорт в животике и расстройство стула.
  3. Употребление коровьего молока часто провоцирует аллергическую реакцию.

Основная проблема, связанная с употреблением цельного молока, состоит в его влиянии на формирование костей. Дело в том, что оно содержит в 6 раз больше фосфора, чем женское, а обмен этого элемента в организме теснейшим образом связан с обменом кальция. В итоге уровень последнего в крови может снижаться, нарушая развитие костей. Это положение тем актуальнее, чем младше ребёнок, но почки годовалого малыша вполне могут справиться с излишком фосфора и вывести его. Тем не менее педиатры многих стран не рекомендуют употребление цельного коровьего молока до достижения ребёнком двухлетнего возраста и предлагают в качестве альтернативы т.н. «последующие формулы» - сухие молочные смеси для вскармливания детей старше 6 месяцев (их обычно обозначают номерами 2 и 3). Аргументация - чисто, удобно, сбалансирован минеральный состав, добавлены витамины.

Евгений Олегович Комаровский, педиатр

http://www.komarovskiy.net/faq/korove-moloko.html

Видео: особенности питания детей в возрасте 9–12 месяцев

Сравнительная характеристика режима дня для детей 12 и 18 месяцев

Режим дня для детей в год и полтора во многом схожи. Главное отличие состоит в количестве сна. Если большинство годовалых малышей спит два раза в день, то ближе к полутора они переходят на один дневной сон. Постепенно сокращаются и ночные кормления. В 12 месяцев ребёнок может просыпаться один раз за ночь. В полтора года можно приучить малыша спать без перерыва на еду. Режим дня не зависит от способа вскармливания: груднички и искусственники имеют приблизительно одинаковый распорядок, который зависит от индивидуальных особенностей малыша и семьи.

Таблица: примерный режим ребёнка в 1 и 1,5 года с графиком кормлений

Время 1 год Время Полтора года
7.00–7.30 8.00–8.30 Пробуждение, первое кормление
7.30–8.00 Гигиенические процедуры 8.30–9.00 Гигиенические процедуры
8.00–8.30 Гимнастика 9.00–10.30 Гимнастика
8.30–9.00 Завтрак 10.30–11.00 Завтрак
9.00–10.30 Развивающие занятия 11.00–12.00 Развивающие занятия
10.30–12.00 Первый дневной сон 12.00–14.00 Прогулка на свежем воздухе
12.00–14.00 Прогулка на улице 14.00–14.30 Обед
14.00–14.30 Обед 14.30–17.00 Дневной сон
14.30–15.30 Игры 17:00–18:00 Игры
15.30–17.00 Второй дневной сон 18:00–18:30 Ужин
17:00–18:00 Игры дома или на улице 18:30–20:30 Прогулка на улице
18:00–18:30 Ужин 20:30–21:30 Спокойные игры
18:30–20:30 Прогулка на свежем воздухе 21:30–22:00 Купание
20:30–21:30 Спокойные игры 22:00–22:30 Кормление перед сном
21:30–22:00 Купание 22:30–8:00 Ночной сон
22:00–22:30 Кормление перед сном
22:30–7:00 Ночной сон с просыпанием для кормления

Почему важен режим дня для ребёнка в 1 год

К году у малыша вырабатывается определённый распорядок дня, который включает в себя дневной и ночной сны, питание, физические упражнения, прогулки и развивающие игры. В зависимости от индивидуального развития и потребностей режим может незначительно отличаться от того, который рекомендуют педиатры в соответствии с возрастными нормами. Но одно правило остаётся неизменным: он должен быть удобным для всей семьи и не доставлять дискомфорта ни одному из её членов. Малышу, у которого есть чёткий распорядок, будет проще адаптироваться в детском саду. Поэтому принцип таков: светлое время суток для развития, физических упражнений и игр, тёмное - для сна.

  1. Если малыш много спит днём, а ночью просыпается для игр, родителям нужно максимально занимать его в течение дня: занятия дома и на свежем воздухе, посещение детских площадок. В этом случае ребёнок потратит свой запас энергии и к вечеру будет чувствовать себя уставшим. После активного дня ночной сон более спокойный.
  2. Ребёнок должен полноценно и сбалансированно питаться. Иногда дети не едят с утра и до обеда, а потом съедают большие порции - это вредно для системы пищеварения и даёт нагрузку на желудок. Кормления нужно проводить приблизительно в одно и то же время. Если малыш не хочет есть, не нужно по первому требованию предлагать ему перекус. Лучше подождать несколько часов, когда он проголодается и съест предложенную порцию.
  3. Родители должны помнить, что именно они, а не ребёнок, устанавливают распорядок. Даже если в течение нескольких дней малыш не принимает новый режим и высказывает недовольство капризами и плачем, нужно потерпеть, мягко настаивая на своём.

Видео: доктор Комаровский о режиме дня

Чтобы ребёнок спал ночью и был активным днём, ему необходим определённый режим. При формировании распорядка дня родителям нужно начать с установления границ сна, приёма пищи, занятий и прогулок на улице. При соблюдении режима организм ребёнка быстро привыкнет к определённому ритму.

Каким должен быть ? Не думаю, что существует какое-то строгое правило по этому поводу. Знаю только, что кроме режимных моментов в нём должно быть место разным интересным делам.

Режим дня 1,5 годовалого ребёнка

Мы с Дашей просыпаемся с лучами солнца. Т.е. у нас нет определённого времени подъема, поэтому зимой мы встаём поздно (в 9-10 часов), а летом рано (в 7-8). Это очень здорово, потому что мы спим столько, сколько нужно организму, а это очень важно для нормальной работы нервной системы. Утренние процедуры тоже обычно делаем вместе. Особенно забавно наблюдать, как Даша стоя перед зеркалом запускает палец в мой крем и мажет носик и лобик 🙂

Далее следует обязательная фраза «Мама, ку-ку», что значит «Мама, включи мультик». Почему ку-ку? Просто мы долгое время постоянно смотрели развивающий мультик для самых маленьких «Тайни лав», а там есть эпизод, где овечка прячется за мячик и говорит «ку-ку». Даша приходила в восторг от этого эпизода и весь мультик получил название «ку-ку». Правда, сейчас у неё новая страсть — бибики, поэтому утром включаем «Baby Einstein» (серия On the Go). Мне эти мультики очень нравятся, потому что они дают отличные энциклопедические знания на разные темы, сопровождаются прекрасной классической музыкой, а герои этого мультика — весёлые куклы-марионетки в виде животных.

Во время просмотра мультиков Дарья завтракает. Если раньше её хоть как-то удавалось накормить, то сейчас это сделать почти невозможно. Приходиться кормить во время просмотра. После этого у нас есть так сказать «свободное время», когда мы занимаемся, играем или делаем вместе что-то по дому. Вот, например, играем с фасолью — упражнение на развитие мелкой моторики.

Потом я мыла полы, а Даша мне помогала. Раньше она отвечала только за совочек, но теперь она уже довольно лихо управляется со шваброй. Я не препятствую.

Потом я положила на пол две полоски — потолочные плинтуса, и Даша стала тренироваться перешагивать их.

А потом она села рисовать. Вернее, не рисовать, а раскрашивать. Картинка осталась со , когда была неделька «Букашки».

Потом ей захотелось творчества и она пошла рисовать уже сама.

Итак, утренние занятия завершаются и плавно переходят в сборы на улицу. Гулять выходим где-то в 10-11, в зависимости от того, во сколько встали. И идём на площадку. Первое, что Даша хочет делать на прогулке — это кататься на качелях, карусели и на всём, что только катается!

Эти фотографии, правда, сделаны в ноябре. Надо срочно сфотографировать её на прогулке. Сейчас у нас особой популярностью пользуется песочница — Даша только начала играть с песком и её это здорово увлекает. Я считаю, что играть с песком дети должны обязательно, и не нужно бояться, что они испачкаются. Это крайне важно для развития ребёнка! Об этом я писала в своей статье « «.

После прогулки — обед и обязательно дневной сон. Спать стараюсь укладывать в 13-14, но не позже, иначе потом вечером не уложишь. Спит Даша хорошо, по 2-2,5 часа, но проблема в том, что она спит в коляске. Как мне её приучить спать в своей кроватке — это для меня сейчас проблема номер 1, и я над этим работаю. Когда мы её решим, я обязательно напишу об этом в блоге.

Вечером я обычно на работе, а Дарья предоставлена в распоряжение бабушек. Тут, конечно, и книжки, и всякие занятия на логику, мышление, буквы, счёт и прочее. Обе бабушки — учителя, так что неудивительно, что они с охотой обучают внучку. Я не препятствую, хотя понимаю, что .

Если я не сильно поздно возвращаюсь с работы, то вечер можно посвятить какому-нибудь творческому занятию. Опять же очень здорово помогают задания в . Вот некоторые поделки, которые мы делали там.

Поделка «Зимнее окошко»

«Снегопад»

Последние материалы сайта