В каких словах пишется пре. Правописание приставок пре и при: правило из нового учебника русского языка

29.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Тема урока:

Технологии: личностно-ориентированная, работа в группах, игровая.

Цели: - повторение орфографического правила, регулирующего выбор букв е и и в

приставках пре – и при - ;

Развивать умение различать значение и правописание слов с приставками

пре – и при - ; развитие речи учащихся;

Воспитывать потребность овладеть грамотным письмом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Правописание приставок пре - при - .

Технологии: личностно-ориентированная, работа в группах, игровая.

Цели: - повторение орфографического правила, регулирующего выбор букв е и и в

Приставках пре – и при - ;

Развивать умение различать значение и правописание слов с приставками

Пре – и при - ; развитие речи учащихся;

Воспитывать потребность овладеть грамотным письмом.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

II. Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради.

1. Слово учителя по теме урока:

Сегодня у нас урок – обобщение по теме «Гласные в приставках пре - и при-». Сегодня на уроке мы вспомним, от чего зависит выбор букв е и и в приставках пре – и при - , а также продолжим работу по формированию умения различать значение и правописание слов с приставками пре – и при - .

2. Объяснение новой темы:

Правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-

Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.

В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.

Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.

Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.

У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ, ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.


3. Объяснительный диктант. (Один ученик выполняет на доске, все остльные в тетради).

Приморский край, пренеприятный разговор, слегка прихрамывать, прервать рассказ, привести собаку, приглушить свет, прескверный характер, призадуматься над проблемой, пришить пуговицу.

III. Актуализация знаний.

1.Задание по группам: заполнить недостающую графу таблицы. (Таблицы изображены на разных половинах доски).

Задание для 1 –ой группы:

Задание для 2-ой группы:

Правила написания приставок пре и при

Примеры

Приехать

Приклеить

Привстать

Приморский

Преступник

Премилый

IV. Упражнение на закрепление навыка.
1.
Дифференцированно – творческие задания: (работа в группах)

Задание для организации работы в группе:

1.Сначала каждый самостоятельно решает поставленную задачу.

2. Затем делится своими мыслями со всей группой.

3. Все внимательно слушают каждого участника, затем составляют общее решение, учитывая мнение каждого участника.

4. Один из участников проводит беседу с одноклассниками.

1 группа. А.

Ребята! Sos! Нам нужно помочь! Мы пропустили урок. Не знаем, как правильно писать приставки пре и при! Выполните задание и объясните нам, какую приставку писать в этих словах и почему. У вас есть таблица, которая вам поможет.

Мудрость пр..ходит с годами.

Что в детстве пр..обретёшь, на то в старости обопрёшься.

Ласточка пр…летела – скоро гром загремит.

Журавль солнце пр..носит.

Ехал к обеду, а пр..ехал в среду.

Пр..мудрости в щах., а сила в капусте.

Ни то, ни сё кипело, а то пр..горело.

Если на Новый год звёзд густо – ягод будет пр..много.

Родная сторонушка. Что добрая матушка – пр…греет, пр..ласкает. накормит.

Организация рефлексии:

Расскажите, как вы выполняли задание, за счёт чего был получен результат, чему научились, выполняя данное задание?

Ключ для проверки задания:

Мудрость приходит с годами.

Что в детстве приобретёшь, на то в старости обопрёшься.

Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Журавль солнце приносит.

Ехал к обеду, а приехал в среду.

Премудрости в щах, а сила в капусте.

Ни то, ни сё кипело, а то пригорело.

Если на Новый год звёзд густо – ягод будет премного.

Родная сторонушка. Что добрая матушка – при…греет, приласкает, накормит.

2 группа. Б.

Задание:

Даны словосочетания , объясните своим одноклассникам их написания

Предобрый человек, пренеприятный разговор, предлинная история, прескверный характер, пришкольный участок, придорожный патруль, привокзальная площадь. премилый ребёнок, преградить дорогу.

Организация рефлексии:

  1. группа. В.

Проведите со своими одноклассниками беседу о правописании приставок пре и при.

Организация рефлексии:

Как выполняли задание, за счёт чего был получен результат, чему научились, выполняя задание?

2. Упражнение.
1. Коротков не расслышал, хотя и пр_падал ухом к замочной скважине.

(М. Булгаков, "Дьяволиада")
2. Даша с трудом влезла на печь, пр_крылась пальто, подобрала ноги. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
3. Итак, я слез и пр_был в свою часть. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
4. Пр_одолевая головную боль, он весь собрался для последней схватки.

(А. Толстой, "Хождение по мукам")
5. Этот Кузьма Кузьмич еще в вагоне пр_сматривался к Даше - чем-то она ему пр_шлась по вкусу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
6. Чиж беспр_станно чирикал и прыгал, и клетка беспр_станно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, "Отцы и дети")
7. Он сдвинул шапку на затылок, пр_держивая винтовку. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
8. Вместо подсолнухов, пр_манивающих солнце в маленькие окошки хат, торчат одни гнилые стебли. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
9. В это мгновение лодка пр_чалила. (И. Тургенев, "Накануне")
10. Пускай горе пр_даст вам твердость. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
11. Не в том ли состоит это пр_имущество,что в них меньше следов барства, чем в нас? (И. Тургенев, "Отцы и дети")
12. Но я не могу себя чувствовать пр_ниженной, последней из всех. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
13. Зачем заранее пр_дполагать, что я - враг? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
14. Ты должна будешь отстать от всех твоих пр_вычек; там, одна, ты пр_нуждена будешь работать... (И. Тургенев, "Накануне")
15. Я же, несмотря на многочисленные пр_вратности, никогда не знал несчастья. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
16. Дальнейший послужной список пр_ложен при паспорте. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
17. В это мгновение вошла в комнату А. В., и разговор пр_кратился. (И. Тургенев, "Накануне")
18. Инсаров прочел записку Елены - и тотчас же стал пр_водить свою комнатку в порядок. (И. Тургенев, "Накануне")
19. Агриппина шла, как пр_вязанная, шаг в шаг - за мужем. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
20. Я знаю трактирчик пр_скверный, где нам дадут обедишко пр_пакостный. (И. Тургенев, "Накануне")
21. Кузьма Кузьмич пр_строился на лавке под печкой и тоже не мог сразу заснуть - пр_чмокивая, бормотал. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
22. А вы говорите с ним и пр_зираете его в то же время. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
23. Иван Ильич, не шевелясь, чуть-чуть пр_открыл веки. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
24. Пр_лестно было выражение ее глаз. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
25. У тебя хоть семь пядей во лбу - не пр_взошел науку, и всегда сделаешь ошибку. (По А. Толстому, "Хождение по мукам")
26. И написана-то девушка пр_скверно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
27. Тебе же, мой друг, советую ботанизировать: это самое лучшее, что ты пр_думать можешь. (По И. Тургеневу, "Накануне")
28. Вы, кажется, умный человек: чего же нам пр_творяться? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
29. И добрые мужички надуют твоего отца всенепр_менно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
30. Певица отдалась поднимавшей ее волне, лицо ее пр_образилось. (И. Тургенев, "Накануне")
31. Пр_ведешь его ко мне, сам допрошу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
32. Елена уже не могла беспечно пр_даваться чувству своего счастья. (И. Тургенев, "Накануне")
33. Она поставила лампу на стол, пр_спустила огонек, села. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
34. И Н. П. вынул из заднего кармана сюртука пр_словутую брошюру.

(И. Тургенев, "Отцы и дети")
35. Там он увидел ее впервые, она показалась ему пр_красной, как весна.

(А. Толстой, "Хождение по мукам")

Проверка выполненного задания.

VII. Итог урока.

1. Вывод: - Подведём итог уроку. От чего же зависит правописание гласных в приставках? (от значения приставок) Но, прежде чем мы сделаем окончательные выводы, послушайте небольшое стихотворение и подумайте: о каких значениях приставок говорится в нем?

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из вселенной,

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишется при несомненно.

О каком значении приставки говорится в стихотворении? (приближение)

Запись на доске: 1-е значение – приближение.

Винт прикрутил, привинтил колесо,

Приклеил, пришил умело, -

Пишем мы при, говоря обо всём,

Что добрые руки приделали.

2-е значение – присоединение.

О каких значениях приставки при – не было сказано?

3-е и 4-е значения – близость, неполное действие.

В прекрасном замке, на горе,

Жила-была приставка пре –

Особа преотважная, важная-преважная,

Гордая-прегордая, добрая-предобрая

Её считали очень мудрой

И называли все премудрой.

Был у неё прелестный пудель

Прехрабрый пёс по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставка пере –

Она сказала: «На заре

Я уезжаю, друг мой, пре –

Меня не будет два-три дня

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу,

Спокойной ночи, я спешу.»

О каком значении приставки пре – говорится в этом стихотворении?

Запись на доске: пре = очень

Пре= пере

А как быть со словами, в которых при – и пре – стали частью корня или словами, в которых трудно определить значение приставки? (их нужно запомнить).

2. Домашнее задание: сочинение – миниатюра на тему школьной жизни, используя слова с приставками пре – и при - .

3. Рефлексия.


Так бывает: 5-й класс ребенок закончил в одной школе, а в 6-й пошел в другую, более продвинутую. А там - другая программа по русскому языку, и всю орфографию уже изучили (а он - еще нет). Как догонять? Для подобных целей - вспомнить пройденное или изучить непройденное, структурировать обрывочную информацию - теперь есть "Неучебник по русскому языку". Это веселые и полезные книги, написанные с большим уважением к читателю. Вот пример главы о приставках пре и при.

Скучная история

С этой стороны холма правил Сигизмунд Прежадный, наверху - Василий Прекрасный, а за пригорком - Артур Престрашный.

У Сигизмунда остался всего один придворный, остальные сбежали к Василию. От Артура вообще все сбежали к Василию. Ну и у Василия получилось 29 придворных.

Другой на месте Василия давно бы завоевал два соседних королевства. С такой армией! Но Василий даже не думал об этом. Он и преступников из тюрьмы выпустил. Сильный король, армия почти в тридцать раз больше, чем у противника!..

Министр обороны сто раз говорил на военном совете, что потомки не простят Василию такой скучной истории. "Что они будут в школе учить на уроках истории! Ни одной войны!" - горячился министр обороны.

А Василию всё равно. Притопнет на министра, для виду, чтоб отстал, и опять бегает за своими мышами. Увлечение. Ему бы этих мышей на золотом подносе сколько хочешь принесли, - нет, сам бегает.

Шерсть дыбом, хвост трубой - такой прекрасный.

В рассказе Артура Гиваргизова приставки в словах престрашный, прежадный, с одной стороны, и притопнет, придворный, принести - это две разные приставки, и их надо научиться различать.

Различать их нужно по значению, но беда в том, что у каждой приставки несколько разных значений. Особенно богата ими приставка при. Вот самые главные её значения.

Первое связано с идеей контакта, сближения, соединения : прибежать, привязать, приземлиться, прийти, приклеить, принести, приставить, притянуть, пришить и др.

С глаголами перемещения идея контакта чаще всего конкретизируется как попадание куда-то или к кому-то: Сегодня дети принесли в школу краски или К нам пришли гости.

Идея сближения часто конкретизируется как скрепление с чем-то бΌльшим: Чтобы отправить письмо, на конверт надо приклеить марку или Мама пришила пуговицу к рубашке.

Второе важное значение приставки при связано с неполнотой, слабой степенью : приболеть, приглушить, прилечь, приобнять, присесть, присыпать и др. Так, присесть отличается от сесть тем, что это либо ненадолго, либо как-то не полностью, например на край дивана, либо просто человек готов вскочить по первому требованию: Петя уселся в кресло и посмотрел на Яшу, который неуверенно присел на краешек стула. А приобнять означает обнять некрепко, чуть-чуть приблизив к себе. Это значение приставки при часто сочетается со словами чуть-чуть, немного, не до конца, ненадолго: чуть-чуть приболеть, немного приглушить звук, ненадолго прилечь.

Оба эти значения характерны для глаголов, но с прилагательными и существительными приставка при также может обозначать близость или примыкание : Приуралье (местность вокруг Уральских гор), Приамурье (местность вокруг реки Амур), приморье (местность рядом с морем), приморский (находящий недалеко от моря или в соответствующей местности), прибрежный (находящий недалеко от берега или в соответствующей местности) и т.д.

Значения приставки пре

Приставка пре также имеет несколько значений. К прилагательным и наречиям она добавляет идею высокой степени : предобрый, премилый, пренеприятно, прескучно и т.д., то есть равна по смыслу слову очень. Препротивный - это очень противный .__

С глаголами приставка пре также может обозначать высокую степень и даже чрезмерность действия : превозносить, преувеличить, пресытить ся и др. Кроме того, она может означать движение через что-то : преодолеть, преступить - и разделение или прекращение : преградить, преломить, прервать .

Эти две последние идеи характерны и для приставки пере , с которой они родственны: например, переступить, а также перегородить и переломить. Глаголы с приставкой пре более архаичны, часто имеют не физическое, а переносное значение : преступить закон, преградить путь, прервать отношени я.

Если от глаголов образуются существительные и прилагательные, то они, конечно же, сохраняют приставку : преступить - преступление; превосходить - превосходство, превосходный; приехать - приезд, приезжий .

Обратимся ещё раз к рассказу Артура Гиваргизова "Скучная история", где есть несколько слов с этими приставками.

С буквой и пишутся слова притопнет и придворный . Первое из них означает "несильно топнуть", то есть в нём присутствует приставка при . Второе может быть и прилагательным, и существительным и означает близость к королевской особе и королевскому двору. В этих словах также присутствует приставка при , которая имеет значение близости не столько по физическому, сколько по общественному положению.

С буквой е пишутся слова престрашный, прежадный и преступник . В них присутствует приставка пре , потому что первые два слова имеют значение высокой степени : "очень страшный" и "очень жадный" , а преступник - это "тот, кто переступил закон" .

Нужно сделать ещё два замечания.

Во-первых, с пре и при в русском языке начинается множество заимствованных из других языков слов, например: президент, презент, престиж, привилегия . В русском языке приставки в них не выделяются, и правилу они не подчиняются. Такие слова нужно проверять с помощью словаря и запоминать.

Интересно, что в некоторых из этих слов присутствует латинская приставка. Слово президент пишется с буквой е , потому оно восходит к латинскому слову praesidentis , в котором приставка prae обозначает "впереди", а sidentis - "сидящий". Легко заметить, что по значению это латинское слово соответствует русскому слову председатель, которое состоит из близких по смыслу морфем.

Во-вторых, есть слова, в которых очень трудно определить значение приставки. Вот, например, слова причуда, приключение или пренебрегать когда-то были образованы с помощью одной из наших двух приставок. Но постепенно значения приставки и корня так слились, что их уже нельзя разделить. Даже и приставку можно не выделять, а считать её частью корня.

В сказке Артура Гиваргизова король Василий дважды назван прекрасным . Когда-то слово красный было однокоренным со словом красивый - у них был общий корень крас и значение то же самое. Так, красна девица значило то же самое, что красивая девица . Да и Красная площадь называется так из-за красоты, а не из-за красного цвета.

Прилагательное прекрасный было образовано от слова красный ("красивый") с помощью приставки пре в значении высокой степени. Прошло время, и у прилагательного красный появилось значение цвета, и теперь в нём выделяется корень красн . А в прилагательном прекрасный уже трудно разделить приставку и корень, тем более что и его значение изменилось: оно значит не только "очень красивый", но и "очень хороший", например прекрасное решение .

Написание таких слов необходимо запоминать, а в сомнительных случаях обращаться за помощью к словарю. Вот несколько примеров:

превратить
прекрасный
препятствие
пренебрегать
преследовать
приказать
приключение
причуда
прихотливый

Обратим внимание на пары слов, различающихся приставками. Так, в паре прибывать и пребывать первый глагол связан с идеей прибытия (приезда, прихода), то есть приближения: Поезд прибывает на станцию , а второй - с идеей пребывания (нахождения): Театр пребывает на гастролях .

В паре придать и предать первый глагол связан с идеей соединения, скрепления и в конечном счёте создания (придать смысл, форму чему-то ), а второй связан с предательством, выдачей, то есть в изначальном значении передачей кого-то кому-то или чего-то чему-то (предать друга ).

Упражнение 1. Какое объяснение является неверным?

  1. В слове (старинное) пр_дание пишется буква е , так как приставка раньше имела значение, близкое к значению приставки пере. Предание - это история, которая передается из поколения в поколение.
  2. В слове пр_странный (звук) на месте пропуска пишется буква е , так как приставка в этом слове имеет значение "очень".
  3. В слове пр_глушить (звук) пишется буква и , так как приставка в этом слове имеет значение "приближение".
  4. Слово пр_небрегать пишется с буквой е . В этом слове трудно определить значение приставки, поэтому основное правило применить нельзя. Правильное написание нужно выяснить в словаре и запомнить.


Упражнение 2. | Какой пример в каждой строчке будет лишним?

Образец:

Пр_богатый, пр_большой, пр_молкнуть, пр_лестный . Все слова, кроме слова примолкнуть, имеют приставку пре со значением "очень". Значит, слово примолкнуть лишнее: там приставка другая.

  1. Пр_греть, пр_держать, пр_сечь, пр_карманить.
  2. Пр_нести чайник, пр_гнать лошадь, пр_дать друга, пр_вести сына.
  3. Пр_грубый, пр_морский, пр_злой, пр_сладкий.
  4. Пр_щурить, пр_храмывать, пр_хворнуть, пр_градить.
  5. Пр_огромный, пр_усадебный, пр_вредный, пр_неприятный.
  6. Пр_лёт, пр_липание, пр_лив, пр_вышение.
  7. Пр_пудренный, пр_крытый, пр_пухший, пр_мудрый.
  8. Пр_возносить, пр_кипеть, пр_колоть, пр_манка.
  9. Пр_грязный, пр_волжский, пр_восходный, пр_любопытный.
  10. Пр_кратить, пр_крепить, пр_лепить, пр_крутить.

Упражнение 3. В каждом пункте словосочетания подобраны так, чтобы проиллюстрировать разные значения приставок пре или при. Кроме того, в упражнении встречаются слова, в которых приставка не выделяется, например заимствования или слова, изменившие значения.

Вставьте пропущенные буквы.

  1. Высокая пр_града, пр_стройка к дому, пр_скверная погода, негде пр_сесть, космические пр_ключения.
  2. Пр_безобразный вид, пр_ломить хлеб, немножко пр_вирать, пр_вокзальный буфет, пр_следовать врага.
  3. Пр_йскурант на новые товары, пр_вернуть шурупами к потолку, пр_гнуть голову, электрический пр_рыватель, пр_противная погода.
  4. Пр_встать на цыпочки, пр_долгий разговор, страшное пр_видение, пр_ступный план, пр_донная рыба.
  5. Пр_глубокий каньон, пр_одолеть трудности, пр_сыпать снегом, сибирское пр_волье, удачное пр_земление.
  6. Картошка пр_горела, пр_ломление света, пр_длинный фильм, пр_гвоздить взглядом, пр_думать сказку.
  7. Солнышко пр_гревает, опасное пр_пятствие, пр_корневой слой земли, пр_ужасный монстр, пр_сечь безобразия.
  8. Пр_граждать дорогу, удариться пр_больно, пр_крикнуть на лошадей, пр_дворная дама, пр_дираться к мелочам.
  9. Пр_крутой склон, несколько пр_паздывать, пр_движной стол, пр_образователь ржавчины, лечебный пр_парат.
  10. Пр_открыть окно, суровый пр_говор, пр_остановка движения, пр_забавный случай, пр_кратить работу.

Купить эту книгу

Обсуждение

жаль,я не помню,как именно нам объясняли в далекие советские времена. значение "очень" точно было, и про приближение помню, остальное забылось. Однако пишу правильно. объясняли нам хорошо. Зачем менять проверенную методику и городить непонятный огород, в конце приводя кучу исключений?

Комментировать статью "Правописание приставок пре и при: правило из нового учебника русского языка"

Правописание приставок пре и при: правило из нового учебника русского языка. Второе важное значение приставки при связано с неполнотой, слабой степенью: приболеть, приглушить, прилечь, приобнять, присесть, присыпать и др. Так, присесть отличается от сесть...

При этом замечу, что если человек достаточно способный, высокий интеллект, дружит с математикой и так далее, он при желании как-то вытягивает русский. Правописание приставок пре и при: правило из нового учебника русского языка.

Обсуждение

Это ведь с любым предметом так. Моя вот не понимает, зачем биология/география и иже с ними в том объёме, который даётся в школе. Для общего развития хватило бы и половины. В глубине души я с ней согласна, но говорю, что знание всех предметов "надо, потому что надо")))

Хотя бы потому, что никто не знает, что оно там дальше будет. Я тоже в школе правил не знала вообще, по русскому были 5-2-5-2... За диктант - "5". "Объясни, почему ты так написала" - "2". А потом я вдруг поняла, что правила есть в любом языке, причем, если ты знаешь правила одного, проще понять правила другого (по аналогии или "от противного"). И вообще язык сродни математике - логичен и интересен.
А правила я узнала потом, когда (вдруг!) стала преподавать этот самый язык:)

Как подтянуть русский? Всем добрый день. Всех с наступившем Новым годом! Там в одном предложении все правописание кроме вопросительного знака. Репетитор это неплохо, но только при правильно поставленной задаче. имхо, но у вас пока совершенно непонятный запрос.

Запомните правило правописания с нуля с таким количеством упражнений? Вы же каждый раз не смотрите в словарь и правило не вспоминаете, когда слово пишете? Мне еще всегда интересно что народ готов ксерить, при этом не считая стоимость этих распечаток.

Обсуждение

Да,. Я - учитель- и знаю это много лет!но! Из-за вот таких родителей - как в видео по ссылке- вы об этом Не знаете и продолжаете тратить деньги и Не возмущаетесь никуда![ссылка-1]

03.12.2017 22:33:45, Кустова Галина

На сайте минобрнауки я этих приказов не нашла

03.12.2017 19:39:20, rucola12345

Раздел: Учебники (лучшиая книга правила русского языка). Посоветуйте сборник правил по русскому для нач. очередное правило русского языка. -- посиделки. О своем, о девичьем. На самом деле, с точки зрения русского языка все наоборот, мягкая согласная требует...

Обсуждение

Присоединяюсь к просьбе. Нужно тоже самое, но онлайн. В компьютере нужное правило как-то легче искать. Спасибо!

Я не очень понимаю, что значит "сборник правил для началки": они какие-то особенные для первых 4 классов? Есть просто правила русского языка. Что по мне, лучше Дитмара Эльяшевича ничего не придумано еще.

Обсуждение

Спасибо всем, особенно зажигающему Папчику))). Мне пришлось выступить с таким вопросом после утомительного спора с умным (по должности) и взрослым (81г) мужчиной, который, как оказалось, все новости смотрит через призму "пророссийский - значит против".
Ему было обещано, что в девичьей аудитории в течение получаса ему докажут обратное:))))
Сорри, за анонимность.

проамериканский - за или против Америки?

Отработаем правописание корневых орфограмм. Подробное описание как научится писать без ошибок Правила русского языка. 44 правила, по которым грамматику выучить проще простого! Спасибо! При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает...

Обсуждение

Все прочитала, скопировала. Будем работать, менять тактику. Сил и уверенности прибавилось, а то руки опускались уже от отсутствия результата, если честно!. Всем огромное спасибо!

28.01.2014 10:32:41, Юля-ля с чужого компа

Юля, у нас точно такие же проблемы пространственно-зрительная дезориентация. Единственное, что спасает нас в школе: официальное заключение комиссии на дисграфию, дислексию, дискалькулию и рекомендации учителям - все на бланке комитета образования: требование индивидуального подхода к ребенку. Если нужно рассказать, как это сделать - пишите на подник. Спасает ситуацию реально и с ребенка снимает лишний стресс.

Вот при соблюдении этих двух условий (нужный учебник + нужный учитель) результат получается отличный. Правда, как я уже недавно У нас в классе перед каникулами руссичка дала работу на орфографию (приставки пре /при, суффикс чик-щик, суффикс Ек/Ик, -з и -с в...

Обсуждение

Купите книгу для учителя из этого УМК, и будет Вам счастье!
По этимологии и у других авторов других учебников абсолютно такие же задания. Это цветочки:), потом будет топонимика и пр. Это во всех программах так.

Описать происхождение можно по этимологическому словарю в конце учебника в 90% случаев. Задание для того, чтобы умел пользоваться справочным материалом.

Семь дней по часу знимались только приставками пре - при- - в конце концов ни одной ошибки не делал. Прошло две недели - вообще ничего не помнит на эту тему, можно опять с нуля начинать. И тоже самое с английским.

Обсуждение

на общих оснваниях.Но у нас и школа обычная-ни о каких диктантах на 10 строчках речи нет(не говорю,что это хорошо),несмотря на 4й класс, и учительница лояльна-если бы мой сын учился у моей первой учит-цы,то с его поччерком и видом тетрадей он ни в жизнь бы ни одной 4 не получил.А вот по англ.- там да,все что устно- "5",все что письменно- "2":-((и ничего не сделать...

Мою дочь оценовают на общих основаниях, но она не возражает. Другое дело, что ее в школе не мурыжат и не заставляют по 3 часa переписывать. С ошибками учительница отправляет обратно, да, исправлять. Иногда подчеркивает места, где ошибки, чтобы дочь сама исправила их и получила бы шанс на более высокую отметку. Но я спокойно отношусь к оценкам за язык: лучше, чем было и ладно. Главное для меня - чтобы дочь старалась и постепенно прогрессировала.

Свою я бы категорически не разрешила держать после уроков по 3 часа тем более, что просто переписывание малоэффективно. Диктанты и эссе моя тоже пишет с кучей ошибок, но ведь есть и другие задания: отвечать правила, упражнения, где надо подставить слово в нужной грамматической форме или переделать уже имеющееся предложение. Вот их моя выполняет хорошо, от ошибок копирования мы уже практически избавились. На их основе тоже можно аттестовывать, и в среднем получить неплохую оценку. Плевать, что за диктанты формально двойка.

Ребенку сказать не нервничать, сконцентрироваться на том, что получается лучше. Я бы договорилась с учительницей, чтобы она использовала и другие методы аттестации ТОЖЕ наравне с заслуженными двойками за диктант. Если у него хорошая память, он вполне сможет выучить правило и ответить на уроке - вот уже и не двоечник. У меня, кстати, дочь очень похожа на вашего по описанию, тоже дислексия, дисграфия, проблемы с пространственной ориентацией и амбидекстр, похоже. Ну, занимаемся и воспитываем философский подход к жизни. В вашей ситуации я бы еще подналегла на освоение компа, научите его быстро печатать, в будущем пригодится.

правила русского языка. нужно подобрать проверочные слова для слов: везение (гласная а почему нет? главное, что гласная в корне ударная получилась везение - тот же Русский язык 2 кл. Три правила корня!!! Подскажите как проще ребенку рассказать и выучить правило.

вопрос возник в связи с приставками пре - и при - мне смутно помнится, что приставка пре - используется в случае, где ее можно заменить на пере- (предобрый, препятствие, преграда)а при- в значении приближаться и близких к тому (приблизиться, привлечь и т.д...

Нужно выбрать учебник. Русский язык у нас только разговорный, живем не в России.Девочка умеет читать и писать,но нужна грамматика и развитие речи.Посоветуйте,плиз, учебник и автора, грамотного учителя русского мы найти не можем, придется учить самим.Наверное, учебник...

Обсуждение

Русский язык Соболевой О.Л.

Наташ, вот они, эти учебники
[ссылка-1]
вам там надо Чубарову "Читаем и пишем по-русски" и "Страну русской грамматики". Ну и все остальные книги там хорошие, для Анечки тоже есть из серии "Русский язык с мамой". Книги, правда, недешевые, но действительно то, что надо для детей, не живущих в русской языковой среде. Мы покупали в Доме книги на Арбате, там можно через интернет заказать и по Москве доставляют, попроси кого-нибудь, чтобы получили и тебе переслали потом.

Мне кажется что все слова с приставками: вздыхать, разглядеть, справиться, исправить, расцвет, сбегать, разбег, безбрежный, вскарабкаться, беспомощный, расположиться, возглас, безграничный, изморозь, беспредельный, воспаление, восклицание, распорядок, бесцельный...

Чтобы определиться с тем, как правильно писать приставки пре- и при-, нужно научиться различать, какое лексическое значение они придают тому или иному слову. Это в большинстве случаев.

Потому что есть и такие слова, которые нужно просто запомнить или сверять по словарю.

Приставки пре- и при- . Их семантика

1. Приставка пре- обозначает:

а) Самую высокую степень качества (действия) со значением «весьма» или «очень». Например: премного, преувеличить, престарелый.

б) Значение приставки пре- практически такое же, как и у морфемы пере-. Например: преодолеть (пересилить), преградить (перегородить), преобразовать (перестроить).

2. Приставка при- обозначает:

а) Прибавление к чему-нибудь. Например: приплата, придача.

б) Приближение или нахождение рядом с чем-то. Например: пригород, прибрежный.

в) Действие, происходящее в одно время с другим действием. Например: петь и приплясывать.

г) Неполноту действия. Например: приоткрыть, присесть.

д) Совершенный вид глагола, образованный от несовершенного, если при этом не изменяется его значение. Например: бить-прибить, думать-придумать.

Еще примеры

Красноречиво свидетельствуют о необходимости (для правильного написания слов) различать, что означают приставки пре- и при-, примеры, приведенные ниже. Призирать (приютить) и презирать (считать ничтожным, недостойным), прибывать (приезжать) и пребывать (находиться где-то), придать (добавить) и предать (изменить), приемник (аппарат, принимающий электрический ток и др.) и преемник (наследник), приступить (начать) и преступить (нарушить), притворить (прикрыть) и претворить (осуществить наяву).

Однако есть слова, в которых приставки пре- и при- имеют неясное значение. Например: приволье, пренебречь, привычка, приветствовать, приговор, приключение, придирчивый, применять, приличный, присягать. Также это касается слов иноязычного происхождения: привилегия, препарат, президент, приоритет. Их написание следует проверять по словарю или запомнить. Кроме того, существует группа слов, в которых приставки пре- и при- раньше вычленялись как отдельная морфема, а теперь - нет. К ним относятся: предмет, преимущество, предел, прекословить, преминуть, прельщать, препона, препинания (знаки), пререкаться, препятствие, пресыщаться, пресловутый, преткновение, претить, привередливый, прибор, приказать, пригожий, примитивный, приличный, причащаться, притязание, приязнь, причина.

Правописание: приставки пре- и при-

Правило зависит опять-таки от семантики этих морфем.

Значение приставок

Примеры

Приставка пре- обозначает:

«очень», «весьма»

преуспевать, преспокойный, прекрасно, преуменьшить

то же, что и приставка пере- («по-иному», «через»)

претерпеть, превращение, преходящий

Приставка при- придает следующее значение:

прибавление

приданое, прибыль, придаток

приближение

приезд, привязанность, прилавок

неполнота действия

приподнять, придержать, пригладить, примять

образование совершенного вида глагола от несовершенного с сохранением значения слова

прибежать, пришить, придумать

действие, происходящее в одно время с другим

приговаривать, причмокивать, прихлопывать

совершение поступка в интересах кого-либо

приберечь, припрятать, приукрасить

Правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-

Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.

В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.

Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.

Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.

У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ, ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.

Упражнение

1. Коротков не расслышал, хотя и пр_ падал ухом к замочной скважине. (М. Булгаков, "Дьяволиада")
2. Даша с трудом влезла на печь, пр_ крылась пальто, подобрала ноги. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
3. Итак, я слез и пр_ был в свою часть. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
4. Пр_ одолевая головную боль, он весь собрался для последней схватки. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
5. Этот Кузьма Кузьмич еще в вагоне пр_ сматривался к Даше - чем-то она ему пр_ шлась по вкусу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
6. Чиж беспр_ станно чирикал и прыгал, и клетка беспр_ станно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, "Отцы и дети")
7. Он сдвинул шапку на затылок, пр_ держивая винтовку. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
8. Вместо подсолнухов, пр_ манивающих солнце в маленькие окошки хат, торчат одни гнилые стебли. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
9. В это мгновение лодка пр_ чалила. (И. Тургенев, "Накануне")
10. Пускай горе пр_ даст вам твердость. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
11. Не в том ли состоит это пр_ имущество,что в них меньше следов барства, чем в нас? (И. Тургенев, "Отцы и дети")
12. Но я не могу себя чувствовать пр_ ниженной, последней из всех. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
13. Зачем заранее пр_ дполагать, что я - враг? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
14. Ты должна будешь отстать от всех твоих пр_ вычек; там, одна, ты пр_ нуждена будешь работать... (И. Тургенев, "Накануне")
15. Я же, несмотря на многочисленные пр_ вратности, никогда не знал несчастья. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
16. Дальнейший послужной список пр_ ложен при паспорте. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
17. В это мгновение вошла в комнату А. В., и разговор пр_ кратился. (И. Тургенев, "Накануне")
18. Инсаров прочел записку Елены - и тотчас же стал пр_ водить свою комнатку в порядок. (И. Тургенев, "Накануне")
19. Агриппина шла, как пр_ вязанная, шаг в шаг - за мужем. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
20. Я знаю трактирчик пр_ скверный, где нам дадут обедишко пр_ пакостный. (И. Тургенев, "Накануне")
21. Кузьма Кузьмич пр_ строился на лавке под печкой и тоже не мог сразу заснуть - пр_ чмокивая, бормотал. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
22. А вы говорите с ним и пр_ зираете его в то же время. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
23. Иван Ильич, не шевелясь, чуть-чуть пр_ открыл веки. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
24. Пр_ лестно было выражение ее глаз. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
25. У тебя хоть семь пядей во лбу - не пр_ взошел науку, и всегда сделаешь ошибку. (По А. Толстому, "Хождение по мукам")
26. И написана-то девушка пр_ скверно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
27. Тебе же, мой друг, советую ботанизировать: это самое лучшее, что ты пр_ думать можешь. (По И. Тургеневу, "Накануне")
28. Вы, кажется, умный человек: чего же нам пр_ творяться? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
29. И добрые мужички надуют твоего отца всенепр_ менно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
30. Певица отдалась поднимавшей ее волне, лицо ее пр_ образилось. (И. Тургенев, "Накануне")
31. Пр_ ведешь его ко мне, сам допрошу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
32. Елена уже не могла беспечно пр_ даваться чувству своего счастья. (И. Тургенев, "Накануне")
33. Она поставила лампу на стол, пр_ спустила огонек, села. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
34. И Н. П. вынул из заднего кармана сюртука пр_ словутую брошюру. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
35. Там он увидел ее впервые, она показалась ему пр_ красной, как весна. (А. Толстой, "Хождение по мукам")

Упражнение подготовили Д. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).

ПРЕ- или ПРИ­ – это совсем не секрет

Правописание приставок

Цели урока:

1) создать условия для проявления интереса к теме урока;

2) обеспечить исследовательский характер учебной деятельности: наблюдение, сравнение, обобщение;

3) способствовать самостоятельной работе учеников с разными словарями, пособиями, учебниками;

4) научить учеников различать близкие по звучанию, но разные по значению слова;

5) обогащать словарный запас старшеклассников, обращая внимание на значение и правописание заимствованных и исконно русских слов.

ЭТАПЫ УРОКА

I. Поэтическая разминка.

Задание. Прочитайте наизусть стихотворение; объясните орфограммы в приставках; найдите в тексте примеры художественных тропов. Подготовьте стихотворение к записи по памяти .

(Не)пр_выкайте к ч_десам –
Д_витесь им, д_витесь!
(Не)пр _выкайте к н_бесам,
Гл_зами к ним т_нитесь,
Пр_глядывайтесь к обл_кам,
Пр_слушивайтесь к пт_цам,
Пр_кладывайтесь к р_дникам, –
Н_что (не)повторится.

(В.Шефнер)

II. Словарно-орфографическая разминка.

Задание 1. Запишите в словарик слова, в которых пре- и при- не являются приставками и их правописание нельзя объяснить изученными правилами . Отметьте слова, значения которых вам непонятны.

При-: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.

Пре-: президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).

Задание 2. Определите лексическое значение слов. Приведите примеры, включив слова в словосочетания или предложения, при необходимости обращайтесь к словарю Л.П. Крысина: Толковый словарь иноязычных слов. М.: ЭКСМО, 2005. Отметьте слова, значение которых вам непонятно.

Препари"ровать – приготовить какой-либо организм или вещество для научного лабораторного исследования;

преа"мбула – вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта;

презента"ция – публичное представление созданного фильма, печатного издания, предприятия и т.п.;

превенти"вный – предупреждающий что-нибудь, предохранительный;

привиле"гия – преимущественное право, льгота.

Задание 3. Определите лексическое значение фразеологизмов, при необходимости обращайтесь к «Фразеологическому словарю русского языка» под ред. А.И. Молоткова. Если сможете, приведите свои примеры, включив в них фразеологизмы.

Пришлось не по вкусу – не нравится, быть неприятным кому-либо, вызывает раздражение, досаду.

Дядюшке Бельтова пришлась не по вкусу петербургская жизнь, и он поселился в Москве . (А.Герцен)

Придержать язык – поменьше говорить, болтать, рассуждать, помалкивать, замолчать.

– Ты, Маркуша, – придерживай язык. Я те [= тебе] врать не позволю! (М.Горький)

Прикусить язык – замолчать, воздержаться от высказывания.

Тут Иван Игнатьевич заметил, что проговорился и прикусил язык. (А.Пушкин)

Предавать (предать) огню и мечу – беспощадно разорять, уничтожая и сжигая. О земле, стране, народе.

Превратиться (превращаться) в слух – внимательно слушать.

– Ты хочешь мне что-то сказать? – Да. – Хорошо, я весь превратился в слух.

Задание 4. К данным словам подберите синонимы с приставками пре-, при-, пред-.

Безграничный (беспредельный), будущий (предстоящий), несправедливый (пристрастный), примерный (приблизительный), печальный (прискорбный), сплошной (непрерывный).

Грань (предел), зрелище (представление), измена (предательство), правонарушение (преступление), склонность к какой-либо деятельности, одаренность (призвание), убежище (пристанище), последователь (приверженец).

Доставать, покупать (приобретать), загородить (преградить), кончить (прекратить), мешать (препятствовать), находиться (пребывать), подъезжать к станции (прибывать), понравиться (приглянуться), побороть (превозмочь), очень хвалить (превозносить), преданность (привязанность), превзойти (превысить), прижаться (прильнуть), привлекать (притягивать), предвещать (предрекать).

Задание 5. Замените словосочетания синонимичными конструкциями с пре- и при-.

Поступить вероломно (предательски), относиться несправедливо (пристрастно), проходить свободно (беспрепятственно), идти сплошным потоком (непрерывным), находиться на собрании (присутствовать), относиться без уважения (с пренебрежением), нарушить верность (предать).

Задание 6. Подберите антонимы с приставками пре- и при-, составьте с ними предложения .

Удаляться (приближаться); очень мало (премного); отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый); уважать (презирать); отдалять (приближать); уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий).

III. Актуализация полученных ранее знаний.

Вспомните значения приставок, сравните столбики А и Б.

А. Значение приставки пре- Б. Значение приставки при-
1.Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, преискусный, прекрасный, преуспевать .

2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, пресечь, преодолеть, превращение.

3. Что-либо новое, получившееся в результате изменения, преобразования

1.Присоединение, прибавление: пришить; приобщение; причастный .

2. Приближение: приехать, придвигать.

3. Близость к чему-либо:пригород, прибрежный .

4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, приостановить, припрятать, причудливый, привередливый.

5. Доведение действия до конца: приготовить, придумать .

6. Сопутствующее действие: присвистывать, притоптывать .

7. Приспособление к чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться

Задание 1. Составьте словосочетания с данными словами. Выберите из предыдущего списка значение приставки, запишите в таблицу, указав номер.

Например: преходящее явление – А2.

Задание 2. Отметьте и запомните слова, где затруднительно выделить приставку, а также определить ее значение. Выпишите отдельно слова иноязычного происхождения.

Препятствие, препоны, преисподняя, прегрешение, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, прелюбодей, камень преткновения, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, прерогатива, превалировать, президиум, претендент, прецедент, префект... Прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицеп, примета, приверженец, прилежный, приятный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет…

IV. Практическая работа.

Задание 1. Составьте текст (не более 10 предложений). Озаглавьте его. Используйте слова с приставками пре-, при-.

Задание 2. От данных глаголов образуйте существительные и составьте с ними словосочетания.

Образец. Приблизиться – приближение весны .

Превратиться, присоединиться, прикоснуться, преподавать, принуждать, приветствовать, приземляться, препятствовать, преобразовать, препираться, прекращать, преследовать, преодолевать, пренебрегать, примерять.

Задание 3. Разберите слова по составу.

Превозносить, перераспределение, неприкосновенный, превзойти, превозмочь, преисполненный, присоединились, беспристрастный, беспрестанный, беспрерывный, неприспособленный, предрассудок, предназначенный, предрассветный, соприкосновение, предположение, непрерывный, непреклонный, неприступный, непримиримый, беспредельный, беспересадочный, невосприимчивый, пресыщение.

Задание 4. Замените слова с приставкой пре- сходными словами с приставкой пере- и составьте словосочетания .

Образец: превозмочь – пересилить себя, превратиться – переворот.

Претерпеть, преступник, предать, пресыщение, предание, прервать, пресечь, предел, непрестанно, преобразовать, превысить, преходящий, превратиться, превзойти, преобладание, не прекращаться.

Задание 5. К данным глаголам подберите однокоренные существительные, прилагательные, наречия (где это возможно) так, чтобы в них сохранились приставки пре- и при-. С каждым словом составьте словосочетание.

Образец: приветствовать – послать привет, приветливый человек, встретить приветливо, торжественное приветствие.

Прервать, призывать, препятствовать, привлекать, пренебрегать, преклоняться, преступить, принуждать, превращать, презирать, приземляться, примириться, не прерывать, предать.

Задание 6. Иногда смешивают приставки пре- и при- с предлогом при. Раскройте скобки, обозначьте предлоги и приставки .

1) Павел служил в (при)станционном буфете. (При)станционном буфете была кубовая. 2) Люди мечтали о (пре)образовании природы. (При)образовании нового вещества температура резко понижается. 3) Это было неожиданное (пре)вращение. (При)вращении шарика нитка натягивается. 4) Фотографии проявляли (при)красном свете. Мы отдыхали в (пре)красном доме отдыха. 5) Все произошло (при)странных обстоятельствах. Это был (пре)странный человек.

Самостоятельно составьте подобные пары предложений со словами:

при увеличении – преувеличение; при интересной – преинтересный; при следующих – преследующих; при мудром – премудром; при дорожной – придорожный; при фронтовых – прифронтовая; при усадебном – приусадебный.

Задание 7. Вспомните, как называются слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному, в зависимости от их значения (омонимы). Найдите омонимичную пару. Заполните 2-й столбик таблицы (см. слова для справок).

Придумайте и запишите предложения с этими словами .

Слова для справок: прибывать (приезжать), придавать (прибавлять), придел (боковой алтарь в церкви), приемник (аппарат), приступить (начать), притворить (прикрыть), притвориться (принять иной вид), приклониться (приближение к чему-нибудь), привратник (сторож), притерпеться (привыкнуть), приходящий (пришедший на время).

V. Объяснительное списывание.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.

Пр_вратностям судьбы не пр_кословь: все пр_ходяще. Пр_тензии и пр_тязания пр_тендента на пост пр_з_дента беспр_цедентны. Камнем пр_ткновения пр_дставлялась ему пр_вередливость юной пр_лестницы, от коей он пр_много пр_терпел. Бе_пр_страстно и непр_клонно пр_одолевай пр_пятствия и пр_поны.

Беспр_страстный, пр_странно, пр_вратник, пр_терпеться, пр_смыкаться, пр_успевать, пр_зент, пр_мьер, пр_мер, пр_ставился, пр_дставил, пр_ставить, пр_ставать, пр_ватизация, пр_мериватъ, пр_мирить, пр_подать, пр_проводитъ, пр_неприятно, пр_вилегии, пр_имущества, пр_поднять, пр_шепетывать, пр_ем, пр_н_ровиться, сильно пр_уменьшить, чуть пр_уменьшить, пр_увеличить, пр_умножить, пр_украсить, непр_стойностъ, непр_язнь, пр_близителъно, пр_вознести, пр_поднести, пр_поднять, пр_митивно, пр_ключение, пр_грешение, пр_исподняя, пр_баутка, пр_небрегатъ, пр_бежище, пр_каз, пр_стиж, пр_личия, пр_пираться, пр_переться, пр_чуда, пр_творить в жизнь, пр_творно, пр_следовать пр_ступника, пр_ступитъ к делу, пр_старелый, коленопр_клоненный, пр_клонный возраст, непр_ходящие ценности, непр_ходящая боль.

Задание 2. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, выделите приставки при- и пре-.

НА ПР_ЕМЕ У ПР_ЗИДЕТА К_МПАНИИ

На пр_еме у пр_зидента к_мпании было много пр_красных специалистов. Пр_зидента бурно пр_ветствовали. Пр_зидент пр_сел в пр_чудливое кресло. Началось заседание пр_зидиума. Все кричали, пр_вставали с мест. Тогда пр_зидент пр_кратил заседание и возобновил его, когда все пр_молкли. Пр_зидент выразил пр_знательность пр_восходным архитекторам за перестройку пр_зидентской рез_денции. Пр_сутствующие зааплодировали так, что пр_зидент пр_вскочил со своего пр_чудливого кресла. Когда все разошлись, пр_зидент пр_лег отдохнуть на пр_огромный мягкий-пр_мягкий диван.

Попробуйте сочинить свой рассказ с обилием слов с пре- – при-. Чей текст содержит наибольшее количество слов с приставками пре- и при- ?

VI. Интересное задание.

Вспомним орфографическую песенку Ф.Кривина (радиопередача «Радионяня»). Сформулируйте правила, о которых напомнила песенка, и, если в этом есть необходимост ь, расскажите их сами себе или друг другу.

При- или пре- ? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,
Пишется при-, несомненно.

При- или пре- ? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется при- обо всем,
Что добрые руки приделали.

При- или пре- ? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой при- .

При- или пре- ? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой –
Пре- мы напишем об этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Там только пре- ставить надо.

При- или пре- ? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

VII. Закрепление знаний.

1. Словарный диктант.

Престарелый представитель, беспрепятственное пребывание в городе, приобретать радиоприемник, преодолевать препятствия, причудливые облака, непререкаемый авторитет, приключилась прене приятная история, превратиться в беспристрастного наблюдателя, присутствовать на приеме, пригоревшая приправа, прекратить непрерывные переговоры, призадуматься над этим преданием, пренебрегать предостережением, притихший приморский город, беспрестанные придирки, прихворнуть и прилечь, прелестный приусадебный участок, преследование преступника.

2. Объяснительный диктант.

Преподаватель географии предложил нам изучать природу родного края. У нас нет неприступных гор, непроходимых болот, но есть прелестные живописные уголки, беспредельные лесные дали, места, связанные с древними преданиями.

Соприкосновение с природой всегда прекрасно! Бродя по лесу, мы подбираем корни причудливой формы, не пренебрегаем шишками, перышками: все это пригодится для изготовления игрушек. На привалах мы собираем хворост, разводим преогромный костер, стараемся приготовить еду повкуснее, но ведь в походе вкусна даже пригоревшая каша. Потом, прибравшись, непременно поддерживая огонь в костре и, притихнув, прислушиваемся к лесным звукам.

Учитель проверяет степень усвоения темы учениками, анализирует ошибки, допущенные в диктанте.

Подводится итог совместной работы.

VIII. Домашнее задание.

Задание 1. Выучите (если забыли) основное правило правописания приставок пре- и при-. Подумайте над значением приставки.

Задание 2. Вспомните слова-исключения (словарные слова) как заимствованные, так и исконно русские. Запишите эти слова в тетрадь в виде словосочетаний в два столбика.

Пре- При-
Преодолеть, прекословить, беспрекословный, пренебрежение, пресмыкаться, препятствие, пресловутый (широко известный, нашумевший, но сомнительный), преимущество, претензия, президиум, президент, претендент, премьера, препарат, препинания (знаки), престол, престиж, прелюдия Притязать, притязание, присягать, присяга, привередничать, привередливый, примирить, непримиримый, приурочить, прихотливый, неприхотливый, приоритет, привилегия, привилегированный, примитив, примитивный, приукрасить, природа, прискорбный, причина, пример, прическа, приличный, причудливый

Задание 3. Вспомните, написание каких слов связано с различием в их значении. Составьте списки этих слов с примерами. Определите их значение.

Образец:

Для справок:

Придать – предать;

приступить – преступить;

приклонить – преклонить;

притворить – претворить;

притвориться – претвориться;

придел – предел;

приемник – преемник.

Запомните, что преувеличить пишется только с приставкой пре-.

Запомните написание слов с приставками пре- и при- в словосочетаниях: преклонный («приближающийся к старости») возраст, неприступная (от приступ ) крепость, камень преткновения («помеха, затруднение»), непреложный закон («не подлежащий изменению, нерушимый»), непреходящее значение («долговечное»), превратности судьбы («злоключения, перемены, повороты в событиях).

Н.Н. ТЮЛЕНЕВА,
г. Томск

Последние материалы сайта