Таджикистан политика религия история. Коран или Конституция: роль ислама в политической жизни Центральной Азии. Средства массовой информации

02.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

в Избранное в Избранном из Избранного 0

~~Свинец, 82 элемент таблицы Менделеева. Значение этого металла в истории нашей цивилизации очень велико. За ним, конечно, не отправлялись экспедиции конкистадоров, ибо он не так дорог как золото. Хотя большой удельный вес этого метала, иногда наталкивал некоторых ушлых специалистов на определенные мысли. Его именем не называли исторические эпохи как, например медный век, или железный. Но все же, но все же. А что делали из свинца? И почему он называется – свинец? С названием, кстати, интересная история. Что оно вам напоминает? Да-да именно свинью. Свинский металл, плохой металл. Мало на что годный металл. Кстати, русское слово чушка, как обозначение металлической болванки из той же оперы. А вот на что годится свинец, что из него делали? Хм. Пули лили? Совершенно верно. Причем задолго до изобретения пороха. Да, не удивляйтесь, это в диких местах Давид с помощь пращи пулял камнями в голову ничего не подозревающего Голиафа. А вот цивилизованные греки использовали для этого куски свинца. Еще из свинца делали кровлю, как правило, на церквях. А если случалось ошибиться в расчетах, и крыша от тяжести коробилась, появлялись страшные легенды о происках дьявола. Еще из свинца делали, впрочем, до сих пор делают, литеры. Буквы для печатания книг. Так что из свинца очень много что делали и делают, но я хотел рассказать о другом. Было время, когда из свинца делали водопроводные трубы.

Знаменитые акведуки, сработанные еще «рабами Рима». Величественные памятники ушедшей цивилизации. Вода с гор самотеком попадала в города, где… по свинцовым трубам расходилась по потребителям. При тогдашних технологиях изготовить трубы из других материалов не представлялось возможным. А то, что свинец вреден еще не знали, хотя кое какие сомнения у древних были. – «Раз то, что образуется из свинца вредно, то, разумеется, и сам он не здоров» писал один древний ученый. И есть теория, что в падении Рима виноват как раз римский водопровод, вернее свинец из которого были сделаны его трубы. Дескать, римляне из поколения в поколение пили отравленную свинцом воду, отчего страдали сатурнизмом. И в конце концов деградировали. Причем, именно элита Рима. Патриции и сенаторы постоянно проживающее в «вечном городе». Вот такая печальная история. Хотя со времени строительства акведука до падения Римской Империи прошло довольно много времени и бывшие в ту пору взлеты и падения… в общем, ясно что ничего не ясно.

Однако история иногда имеет свойство повторятся. На этот раз отравление элиты посредством свинцовых труб случилось за много верст от Рима и через много лет после его падения. Впрочем, место это тоже называют Римом… третьим Римом. Да, именно в Москве, а точнее в московском кремле эта история и случилось. Московский Кремль в те далекие времена был городом в городе. Там жил царь со своей семьей, приближенные к нему бояре с домочадцами. Целая прорва народу обслуживающая их, а так же кузнецы, литейщики пушек, стрельцы стременного полка. А вот водоснабжения не было. То есть, конечно, был родник в глубине Тайницкой башни, но согласитесь это не решение проблемы. Вода для нужд обитателей кремля доставлялась бочками. Пока хозяйство было не велико, с этим кое-как мирились, но с разрастанием хозяйства вопрос пришлось ставить ребром. И первый царь из рода Романовых Михаил Федорович этот вопрос поставил. Поскольку своих специалистов в этой области не было их по существующей практике пригласили из за рубежа. Была построена водовзводная башня в ней насосом, приводимым в действие лошадьми, вода поднималась наверх, а потом разводилась по различным службам кремля. Трубы, по которым шла вода, были свинцовыми. Ну а что делать? Технология! Трубы глиняные или деревянные годились только для мало напорных водопроводов. Медные? А чего не серебряные? Сталь? Ну знаете, это история, а не фантастика.

Ну а что же случилось с потребителями этой воды? Тут начинаются вопросы. С первым потребителем, самим Михаилом Федоровичем все понятно. Он был первым, трубы еще не покрылись налетом и весь свинец достался ему. Во всяком случае, описание его смерти в документах идеально ложится на отравление свинцом. Впрочем, водопровод был не единственным источником попадания свинца в организм царя. Дело в том что для него в кремле была построена царская мыльня. Отделывать ее ценными породами древесины видимо было уже не совсем шикарно, поэтому отделали ее … медными и свинцовыми досками. Бр-р. Представляете, горячая вода стекает по свинцу и попадает на разгоряченное тело. В тот же год Михаил Федорович и помер. Как говорится понты дороже жизни.

А вот с его сыном Алексеем Михайловичем все не так просто. Первую половину царствования он тихий и кроткий отрок во всем покорный воле своего воспитателя боярина Морозова. Потом случается поход которым царь командует лично. И из него возвращается совсем другой человек. За время похода свинец вышел из организма? Ну знаете. Похоже, все таки, что царя спас умеренный образ жизни, никаких излишеств, скорее аскетизм. Строгое соблюдение постов, частые поездки по монастырям (подальше от свинцового водопровода).

Следующий царь Федор Алексеевич, слабый здоровьем и рано умерший не оставив наследников вроде бы подтверждает версию о свинцовом отравлении. С другой стороны на умственных способностях государя гипотетическое отравление явно не отразилось. Напомню лишь некоторые его реформы: Уничтожение местничества, создание Славяно-Греко-Латинской академии. Издание первой русской газеты «Куранты». Кто знает, будь у Федора здоровье покрепче, может он был бы главным Российским Реформатором, а не его младший брат. А что с его младшим братом, будущим императором Петром Великим? А вот тут мнения историков расходятся. Сторонники императора утверждают, что юный Петр воспитывался в селе Михайловском и таким образом избежал вредного воздействия свинца на организм. Противники ехидно замечают, что так от свинца не убережешься, поскольку в Михайловском тоже был водопровод и тоже как на грех свинцовый. И необузданный характер самодержца и эпилепсия, от которой он страдал, есть прямое следствие сатурнизма. У Петра, кстати, был брат соправитель который, несмотря на слабое здоровье, оставил вполне жизнеспособное потомство. А еще сестры, из которых, по крайней мере, у Софьи сатурнизма точно не было. Во время правления Петра царская фамилия перебралась в город на Неве и история со свинцовым водопроводом закончилось.

Итак, какое же влияние оказал свинцовый водопровод на историю России?

Свинец (англ. Lead, франц. Plomb, нем. Blei) известен с III - II тысячелетия до н.э. в Месопотамии, Египте и других древних странах, где из него изготовляли большие кирпичи (чушки), статуи богов и царей, печати и различные предметы быта. Из свинца делали бронзу, а также таблички для письма острым твердым предметом. В более позднее время римляне стали изготовлять из свинца трубы для водопроводов. В древности свинец сопоставлялся с планетой Сатурн и часто именовался сатурном. В средние века благодаря своему тяжелому весу свинец играл особую роль в алхимических операциях, ему приписывали способность легко превращаться в золото. Вплоть до XVII в. свинец нередко путали с оловом. На древнеславянских языках он именовался оловом; это название сохранилось в современном чешском языке (Olovo).Древнегреческое название свинца, вероятно, связано с какой-либо местностью. Некоторые филологи сопоставляют греческое название с латинским Plumbum и утверждают, что последнее слово образовалось из mlumbum. Другие указывают, что оба эти названия произошли от санскритского bahu-mala (очень грязный); в XVII в. различали Plumbum album (белый свинец, т. е. олово) и Plumbum nigrum (черный свинец). В алхимической литературе свинец имел множество названий, часть которых принадлежала к тайным. Греческое название алхимики иногда переводили как plumbago - свинцовая руда. Немецкое Blei обычно производят не от лат. Plumbum, несмотря на явное созвучие, а от древнегерманского blio (bliw) и связанного с ним литовского bleivas (свет, ясный), но это мало достоверно. С названием Blei связано англ. Lead и датское Lood.

Свинец (Plumbum) Рb - элемент IV группы 6-го периода периодической системы Д. И. Менделеева, номер 82, атомная масса 207,19.

Самородный свинец встречается редко, наиболее важный минерал - галенит (свинцовый блеск) PbS. Свинец - мягкий, ковкий и пластичный металл серого цвета. На воздухе быстро покрывается тонким слоем окиси, защищающим его от дальнейшего окисления. В электрохимическом ряду напряжений свинец стоит непосредственно перед водородом. Проявляет валентность 2+, а также 4+. Соединения четырехвалентного свинца значительно менее стойки. Разбавленная соляная и серная кислоты почти не действуют на свинец вследствие малой растворимости PbCl2 и PbS04. Легко растворяется в азотной кислоте. Свинец так же как и гидроокись его, растворяется в щелочах, при этом образуются плюмбит-ионы. Все растворимые соединения свинца ядовиты. С крепкой серной кислотой (при концентрации более 80%) свинец реагирует с образованием растворимого гидросульфата Pb(HSO4)2, а в горячей концентрированной соляной кислоте растворение сопровождается образованием комплексного хлорида H4PbCl6.

В присутствии кислорода свинец растворяется также в ряде органических кислот. При действии уксусной кислоты образуется легкорастворимый ацетат Pb(CH2COO)2 (старинное название – «свинцовый сахар»). Свинец заметно растворим также в муравьиной, лимонной и винной кислотах. Растворимость свинца в органических кислотах могло раньше приводить к отравлениям, если пищу готовили в посуде, луженной или паянной свинцовым припоем. Растворимые соли свинца (нитрат и ацетат) в воде гидролизуются:

Pb(NO3)2 + H2O Pb(OH)NO3 + HNO3

При нагревании свинец реагирует с кислородом, серой и галогенами. Так, в реакции с хлором образуется тетрахлорид PbCl4 – желтая жидкость, дымящая на воздухе из-за гидролиза, а при нагревании разлагающаяся на PbCl2 и Cl2. (Галогениды PbBr4 и PbI4 не существуют, так как Pb(IV) – сильный окислитель, который окислил бы бромид- и иодид-анионы.) Тонкоизмельченный свинец обладает пирофорными свойствами – вспыхивает на воздухе. При продолжительном нагревании расплавленного свинца он постепенно переходит сначала в желтый оксид PbO (свинцовый глет), а затем (при хорошем доступе воздуха) – в красный сурик Pb3O4 или 2PbO·PbO2. Это соединение можно рассматривать также как свинцовую соль ортосвинцовой кислоты Pb2. С помощью сильных окислителей, например, хлорной извести, соединения свинца(II) можно окислить до диоксида:

Pb(CH3COO)2 + Ca(ClO)Cl + H2O ® PbO2 + CaCl2 + 2CH3COOH.

Диоксид образуется также при обработке сурика азотной кислотой:

Pb3O4 + 4HNO3 ® PbO2 + 2Pb(NO3)2 + 2H2O.

Если сильно нагревать коричневый диоксид, то при температуре около 300° С он превратится в оранжевый Pb2O3 (PbO·PbO2), при 400° С – в красный Pb3O4, а выше 530° С – в желтый PbO (разложение сопровождается выделением кислорода).

Органические производные свинца – бесцветные очень ядовитые жидкости. Один из методов их синтеза – действие алкилгалогенидов на сплав свинца с натрием:

4C2H5Cl + 4PbNa ® (C2H5)4Pb + 4NaCl + 3Pb

Действием газообразного HCl можно отщеплять от тетразамещенных свинца один алкильный радикал за другим, заменяя их на хлор. Соединения R4Pb разлагаются при нагревании с образованием тонкой пленки чистого металла. Такое разложение тетраметилсвинца было использовано для определения времени жизни свободных радикалов.

2.2 Минералогия свинца

Минералы свинца

Минералов, содержащих в том или ином количестве свинец, более 150. Главнейшее же промышленное значение имеют лишь галенит и церуссит.

Галенит - самый распространенный минерал свинца. Его химическая формула PbS. В качестве примесей он часто содержит серебро, висмут, сурьму, мышьяк и некоторые другие элементы. Разновидности галенита - селенистый галенит (галенит с примесями селена), свинчак - сплошной тонкозернистый галенит.

Галенит является главнейшим первичным минералом свинца. В земной коре он чаще всего образуется при осаждении из горячих водных растворов (флюидов). На поверхности галенит под действием воздуха и воды разлагается (химически выветривается). В результате за счет галенита образуются другие минералы: карбонаты - церуссит и англезит, окислы - глет и сурик, фосфаты и аналогичные фосфатам химически природные арсенаты и ванадаты - пироморфит, ванадинит, миметезит и некоторые другие.

Церуссит (PbCO3.) после галенита является важнейшей свинцовой рудой. Минерал обычно встречается в виде сплошных, реже зернистых масс белого, грязно-серого или серого цвета. Церуссит - типичный экзогенный минерал, возникающий в зоне окисления свинцовых месторождений, причем здесь он образует псевдоморфозы по галениту, англезиту и другим свинцовым минералам. По церусситу известны псевдоморфозы пироморфита, глета (РbО).

Пироморфит Pb53Cl. Пироморфит - типичный экзогенный минерал, возникающий в зоне окисления свинцовых месторождений. Здесь он часто образует псевдоморфозы по галениту, причем замещение начинается во внутренних частях кристаллов. Наблюдаются также псевдоморфозы пироморфита по церусситу.

Англезит Pb. Англезит является типичным экзогенным минералом, возникающим за счет взаимодействия поверхностных растворов с первичными свинцовыми рудами, чаще всего с галенитом, по такой реакции.

На пути оздоровления религиозной ситуации в стране правоохранительные органы Таджикистана продолжают проводить профилактические работы среди верующих, в том числе с привлечением представителей официального мусульманского духовенства, направленные на пресечение пропагандисткой деятельности сторонников различных религиозно-экстремистских организаций и течений.

По всей республике работники органов правопорядка при содействии преподавателей медресе ежемесячно проводят разъяснительно-профилактические беседы с имамами мечетей, в ходе которых обращают внимание служителей культа на необходимость строго соблюдения ритуальных обрядов в религиозном обучении.

При этом имамы персонально предупреждаются о необходимости своевременно информировать компетентные органы о фактах пропаганды радикальной исламистской идеологии и лицах, которые обучают молодежь ортодоксальным религиозным догмам. Такие меры, в основном, направлены на выявление адептов, получивших религиозное образование в конце 1990-х-начале 2000-х годов на «курсах» в подпольных медресе и мечетях, а также незаконно выезжавших в Пакистан, Иран и отдельные арабские страны для учебы в зарубежных клерикальных центрах.

Несмотря на масштабное мероприятие, проведенное МВД и ГКНБ совместно с Комитетом по делам религии, по выявлению и закрытию нелегально действовавших религиозных учебных заведений и привлечению к ответственности лиц, преподававших в них, в некоторых районах республики до сих пор выявляются подобные преподаватели.

Только в Согдийской и Хатлонской областях пресечена деятельность около 12 незаконно функционировавших медресе и курсов при мечетях. Выявлено 7 выпускников иранских теологических учебных заведений, незаконно преподававших в вышеуказанных областях, используя при этом шиитскую литературу, изданную в Иране. Выяснено также, что в конце 1990-х годов они незаконно выехали в указанную страну, где прошли обучение в клерикальных центрах.

Вопреки попыткам таджикских правоохранительных органов взять под контроль каналы выезда, не уменьшается отток, молодежи, стремящейся получить религиозное образование за рубежом, в частности, в Иране, где созданы благоприятные условия – выдача стипендий, бесплатное обучение, безвозмездное обеспечение питанием и одеждой. Особыми привилегиями пользуются граждане Таджикистана, выехавшие на учебу вместе с членами семьи, которым дополнительно выделяется жилплощадь и ежемесячное пособие в размере $200-250.

На этом фоне в стране наблюдается активность членов бывшей Объединенной таджикской оппозиции (ОТО). В Вахдатском и ряде других

районов республиканского подчинения деятельность радикальных исламистов, неоднократно выступавших в составе других террористических группировок в вылазках против правительственных сил, координируют Ходжи Акбар Тураджонзода и его брат Нуриддин, которые напрямую причастны к отправке молодежи на учебу в Иран, опираясь, на содействие ряда активистов местных ячеек «Таблиги джамоат».

Особое беспокойство вызывает распространение радикальных идей среди подростков. К примеру, из-за участия в религиозных обрядах школьники стали чаще прогуливать занятия. По официальным данным, на сегодняшний день в стране только 70% девочек получают обязательное девятилетнее образование, а среди мальчиков данный показатель составляет 90%. В то же время, независимые эксперты считают такие цифры завышенными с целью сокрытия истинного положения дел в этой сфере. Так в Шурабадском районе Хатлонской области общеобразовательные учебные заведения не посещают 60% учащихся, отдавая предпочтение получению «знаний» в различных «худжрах».

Аналогичная тенденция наблюдается в городах Худжанд и Душанбе, где значительная часть молодежи «забросила» светское образование, устремившись в медресе и мечети. При этом для получения более глубоких религиозных знаний многие из них уезжают в страны так называемого «исламского пояса», где в последующем, подпадая под влияние экстремистских и террористических организаций, проходят диверсионно-террористическую подготовку в лагерях боевиков и направляются обратно на родину, где экономический кризис, давно трансформированный в политический, служит благоприятной почвой для консолидации противников действующему в Таджикистане режиму.

В целом можно отметить, что по мере того, как власти теряют контроль на местах из-за оттеснения их сторонниками нетрадиционного ислама, сращенными с террористическими группировками, ситуация в стране становится все более непредсказуемой. В подобных условиях ряд госчиновников высшего ранга, включая военных, высказываются о том, что при малейшем ухудшении положения в Таджикистане, они без угрызения совести нарушат присягу и примут сторону оппозиции власти.

Ибодулло Кохиров

Конечно, Таджикистан не такой крупный центр туризма, как, например, Турция. Однако, это не значит, что Таджикистану нечем удивить иностранцев. В эту страну туристов привлекают высокие горы (Памир, Тянь-Шань), красивая природа, средневековые города, достопримечательности, а также старинные традиции и обычаи, которые с древних времен сохранились нетронутыми в укромных уголках. В горах Таджикистана до сих пор живут потомки солдат армии Александра Македонского, который когда-то давно завоевал эту страну. Как видим, у туристов в Таджикистане есть прекрасная возможность познакомиться с древней историей.

География

Таджикистан расположен в Центральной Азии. На востоке Таджикистан граничит с Китаем, на севере – с Киргизией, на западе – с Узбекистаном, а на юге – с Афганистаном. Эта страна не имеет выхода к морю. Общая площадь Таджикистана – 143 100 кв. км., а общая длина государственной границы – 3 651 км.

Практически всю территорию Таджикистана занимают горы. Причем более 50% страны находится на высоте свыше 3 тысяч метров над уровнем море. Только около 7% Таджикистана – это небольшие долины (например, на севере страны часть Ферганской долины). Самая высокая вершина Таджикистана - пик Исмоила Самони, чья высота достигает 7 495 м.

Самые большие реки в Таджикистане – Сырдарья на севере страны, Амударья, Заравшан и Пяндж. В этой среднеазиатской стране есть несколько красивых озер. Самым большим из них является пресное озеро Каракуль, чья площадь составляет 380 кв. км.

Столица Таджикистана

Столица Таджикистана – Душанбе, в котором сейчас проживают более 750 тыс. человек. По данным археологов, городское поселение на территории современного Душанбе существовало уже в III веке до н.э.

Официальный язык

В Таджикистане официальным языком является таджикский, а русский язык имеет статус языка межнационального общения.

Религия

Около 98% населения Таджикистана исповедуют ислам (95% сунниты, а остальные 3% - шииты).

Государственное устройство

Согласно действующей Конституции 1994 года, Таджикистан – это парламентская республика, во главе которой стоит Президент.

Двухпалатный парламент в Таджикистане называется Маджлиси Оли РТ, он состоит из Палаты Представителей (63 депутата) и Национального Совета (33 человека).

Основные политические партии в Таджикистане – Народно-демократическая партия, Компартия Таджикистана, Соцпартия и Аграрная партия.

Климат и погода

Климат в Таджикистане разнообразный – резко континентальный, субтропический (на юго-западе страны) и полупустынный, засушливый. Летом температура воздуха составляет +30-40С, а зимой - -8-10С. Половина территории Таджикистана занимают самые высокие горы в Центральной Азии – Памир. В горах Таджикистана выпадает много снега. Среднегодовое количество осадков в Таджикистане колеблется в зависимости от региона от 700 мм до 1600 мм в год.

Лучшее время для походов в горы Таджикистана – лето. Зима в Таджикистане обычно мягкая, но из-за снегопадов закрыты перевалы.

В свою очередь, лучшее время для посещения равнинного Таджикистана – весна (март-май) и осень (сентябрь-ноябрь).

Реки и озера

Таджикистан является самой маленькой страной в Центральной Азии, и большую часть ее территории (более 90%) занимают горы. Тем не менее, в Таджикистане насчитывается почти 950 рек и большое количество озер. Самые большие реки - Сырдарья на севере страны, Амударья, Заравшан и Пяндж, а из озер следует выделить пресное озеро Каракуль и Сарезкое озеро на Памире.

История

Люди на территории современного Таджикистана, как утверждают археологи, жили уже в каменном веке. Центральная, южная и восточная части современного Таджикистана в древности входили в состав рабовладельческого государства Бактрия, а районы к северу от Гиссарского хребта принадлежали рабовладельческому государству Согд.

Позднее эти земли были завоеваны Александром Македонским и его греками, потом они стали частью государства Селевкидов. И это только незначительная часть государств, в состав которых входил современный Таджикистан. Ведь Таджикистан еще завоевывало Кушанское царство, тюркский каганат, государство Караханидов, татаро-монгольская империя, государство Шейбанидов. В 1868 году Таджикистан был присоединен к Российской империи.

После революции 1917 года в России на территории Таджикистана была образована Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. В 1929 году Таджикская АССР была преобразована в одну из республик Советского Союза.

Только в 1991 году Таджикистан провозгласил свою независимость.

Культура

Таджики свято чтят свои национальные традиции, и передают их из поколения в поколение. До сих пор таджики (особенно в селах) носят национальную одежду. Мужчины предпочитают вышитые халаты и головные уборы, а женщины – вышитые платья с брюками и платки на головах. У девушек, согласно традиции, должно быть заплетено 40 косичек.

Таджики отмечают все мусульманские религиозные праздники, а также два государственных праздника – День независимости (9 сентября) и День памяти (12 февраля).

Кухня

Таджики по праву гордятся своей национальной кухней. Конечно, таджикская кухня похожа на кухню других стран Центральной Азии, однако она имеет свои особенности, выраженные в методах приготовления пищи, переработки продуктов, и, конечно же, во вкусе.

Таджики очень бережно относятся к хлебу (лепешкам). В Таджикистане хлеб нельзя выбрасывать и ронять на пол. Хлеб нельзя резать – его нужно аккуратно ломать. Будьте готовы к тому, что в таджикских блюдах много специй, зелени и лука.

Таджики едят, сидя вокруг низкого столика – дастархана. Обед всегда начинается с чая, который пьют обязательно из пиал.

Мясные блюда в Таджикистане готовят из баранины или козьего мяса (таджики – мусульмане, и поэтому они не едят свинину). Очень популярна у таджиков колбаса из конины - «kazy». Перед приготовлением мясо всегда обжаривается до коричневой корочки.

В Таджикистане туристам мы рекомендуем попробовать местный шашлык из баранины (классический таджикский шашлык после приготовления взбрызгивают лимонным соком и подают вместе с запеченными помидорами), жареное мясо «kaurdak», таджикские голубцы «shakhlet» (из баранины с рисом, подают в сметанном соусе).

Почетное место в таджикской кухне занимает плов. Существует пять самых популярных рецептов приготовления плова в Таджикистане – таджикский плов, плов с мясными шариками («gelak palov»), плов «Душанбе» (фарш из баранины), плов с курицей, и плов с лапшой («ugro»). В плов таджики обычно добавляют айву, сухофрукты, горох и чеснок.

Традиционные безалкогольные напиткизеленый чай, кислое молоко «katyk» и шербеты (фруктовые напитки с сахаром).

Зеленый чай таджики обычно пьют летом, а зимой – черный чай. Традиционно, в Таджикистане сахар в чай не добавляют. Часто таджики пьют «shirchai» - чай с молоком. В «shirchai» также добавляется сливочное масло и соль. Жители Памира в чай добавляют козье молоко, сливочное масло и соль – получается «шер чай».

Достопримечательности Таджикистана

В Таджикистане насчитывается несколько тысяч уникальных историко-архитектурных и археологических памятников. Сейчас власти Таджикистана выделяют значительные средства на восстановление и реставрацию археологических и архитектурных памятников.

В Топ-10 лучших достопримечательностей Таджикистана, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Гиссарская крепость недалеко от Душанбе
  2. Мавзолей Ходжа Машад возле Курган-Тюбе
  3. Буддийский монастырь Аджина-Тепе
  4. Мавзолей Шейха Массала в Ходженте
  5. Руины зороастрийского храма Ак-Тепа
  6. Мавзолей Махдуми Аъзам в Гиссарской долине
  7. Руины крепости Каахка
  8. Руина согдийского города Пянджикента
  9. Мечеть Сангин в Гиссарской долине
  10. Городище Саразм возле Пянджикента

Города и курорты

Самые большие города в Таджикистане – Худжанд, Хорог, Куляб, Курган-Тюбе, и, конечно, столица, - Душанбе.

Большинство туристов приезжают в Таджикистан ради местных достопримечательностей и гор – Памир известен на весь мир. Кроме того, туристов в Таджикистане привлекает красивая природа и заповедники, парки, природные памятники - Тигровая балка, Даштиджумский заповедник, Рамит, «Долина сорока девушек», Рангкульская пещера.

Сувениры/покупки

ДУШАНБЕ, 13 ноя — Sputnik, Гарсия Рубен. Влияние ислама, не просто как религии и слова пророка Мухаммада, но как политической силы, не уменьшается по всему миру. Причем касается это не только традиционно мусульманских, но и демонстративно светских государств.

Об этом говорится в недавнем докладе целой команды исследователей и политологов, проанализировавших исторический опыт региона в течении последних 25 лет.

Особо заметны эти тенденции в странах Центрально-Азиатского региона, где процесс религиозного исламского возрождения начался сразу после крушения СССР и в значительной степени не завершился до сих пор.

Sputnik Таджикистан, опираясь на доклад, вкратце напомнить, как менялось отношение властей стран Центральной Азии к религии в Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане.

Таджикистан

Здесь, как это хорошо известно, процесс религиозного подъема среди населения и использование его некоторыми политическими деятелями в собственных интересах вскоре стал одной из причин кровопролитной и разрушительной гражданской войны 1992—1997 годов.

Демократические настроения и требования политических свобод тесно переплетались с требованиями свободы вероисповедания. Большинство жителей молодой республики просто хотели получить возможность беспрепятственно ходить в мечеть и получать религиозное образование.

Однако некоторые довольно радикальные граждане не ограничивались требованием политических и религиозных свобод и хотели создания в стране мусульманского государства по типу культурно близкого Таджикистану Ирана.

Действующая власть РТ с такими требованиями согласиться, понятное дело, не могла, а условные "исламские демократы" особого компромисса с правительством также не искали. В стране началась война .

После нескольких лет боевых действий установилось перемирие: вооруженные группировки исламистов складывали оружие, а взамен их представители получали государственные должности и определенное число мест в парламенте Таджикистана.

Так сложилась небывалая, по меркам региона, ситуация, когда в стране мощнейшей оппозиционной силой было легальное, представленное в структуре власти религиозное движение — Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ).

Она сохранялась до 2015 года, когда замминистра обороны Абдухалим Назарзода предпринял попытку госпереворота. И, по мнению таджикистанской прокуратуры, высшее руководство ПИВТ имело прямое отношение к организации мятежа.

Партия, у которой и так в последние годы было немало конфликтов с властями, была объявлена террористической , а ее руководство, если не успело сбежать за границу, как лидер ПИВТ, оказалось за решеткой.

Сегодня ислам в Таджикистане окончательно ушел из легального политического поля, имамы и муфтии получают зарплату и фактически являются госслужащими. На законодательном уровне объявлен приоритет национальных обычаев над религиозными, а президент страны Эмомали Рахмон не раз публично говорил, что ношение хиджаба противоречит национальной традиции Таджикистана.

Впрочем, это, увы, не избавило до конца страну от угрозы религиозного экстремизма. Достаточно вспомнить полковника душанбинского ОМОНа Гулмурода Халимова и 1094 гражданина РТ, которые, по данным прокуратуры, уехали воевать на Ближний Восток под знаменами запрещенного "Исламского государства".

Узбекистан

Весьма противоречивая ситуация с самого начала сложилась в соседнем Узбекистане. Первые годы после обретения независимости, в стране наблюдался небывалый религиозный подъем. Согласно данным доклада , с 1989 по 1993 год число мечетей в стране выросло с 300 до 6000, многие подпольные проповедники вышли из тени, люди стали массово ездить в хадж.

В то же время глава Узбекистана Ислам Каримов, решил жестко поставить религиозную сферу под строгий государственный контроль.

Основания для этого у него имелись — тут и печальный опыт таджикистанского соседа, и собственные воинствующие группировки, вроде Исламского движения Узбекистана. В итоге силовые структуры стали внимательно следить за деятельностью имамов, а тысячи мечетей в конце 90-х были закрыты, не пройдя государственной аттестации.

Взрывы в Ташкенте в 1999 году и террористическая вылазка группы "Акромия" в мае 2005 года лишь убедила узбекистанские власти в справедливости выбранной ими политики.

На сегодняшний день в республике существует двойственная ситуация. С одной стороны власть поддерживает и даже поощряет религиозные институты. Так, нынешний президент Шавкат Мирзиёев в ходе визитов по стране регулярно посещает культовые места, мечети, медресе и говорит о необходимости увеличения квоты на хадж.

С другой — общество, а в особенности госструктуры, с подозрением смотрит на тех, кто очень уж ревностно придерживается исламских традиций, особенно если это касается внешнего вида и одежды.

Кыргызстан

Пожалуй, в вопросе религиозных свобод Кыргызская Республика является абсолютным лидером во всем Центрально-Азиатском регионе.

Если первый президент КР Аскар Акаев весьма осторожно относился к религиозному возрождению в стране, отводя ему роль не более чем культурно-исторической традиции, то с приходом его приемника Курманбека Бакиева ситуация начала меняться.

Бакиев не стесняется обсуждать религиозные вопросы и говорить об исламе как о важной составляющей национального духа кыргызов. Даже несмотря на негативное отношения к политическому исламу после 11 сентября 2001 год и войну в близлежащем Афганистане (КР предоставляла свои территории для переброски войск западной коалиции), отношения власти к мусульманским институтам ничуть не изменилось .

В стране появляется все больше мечетей, и ислам снизу, из народа, проникает на самые верхи государственной иерархии, становясь инструментом политиков. В 2011 году в здании парламента открывается молельная комната, годом ранее оппозиционный депутат Турсанбай Бакир-уулу присягает на Коране, а не на Конституции страны, а в 2017-м он же объявляет о самовыдвижении на пост президента в качестве исламского кандидата.

Любопытен опыт кыргызстанского президентского фонда развития религиозной культуры "Ыйман", который является попыткой государства сформировать гармоничное исламское общество и лояльную умму в светском государстве, в противовес экстремистским проповедникам .

Целью фонда объявлено развитие религиозной культуры и повышение духовного и интеллектуального потенциала граждан. Организация печатает книги, оказывает поддержку писателям и поэтам, и, среди прочего, проводит семинар по повышению квалификации среди имамов. С 2017 года фонд выплачивает многим священнослужителям ежемесячную стипендию в несколько тысяч сомов в зависимости от статуса духовного лица.

Последние материалы сайта