Список коммуникативных умений. Коммуникативные умения, навыки и их характер

24.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Основными навыками и умениями эффективного взаимодействия являются:

  • ? умение владеть собой;
  • ? умение владеть словом;
  • ? умение познать собеседника;
  • ? умение слушать;
  • ? умение вступить в процесс общения, управлять им и психологически верно завершить его.

Рассмотрим их подробнее.

Умение владеть собой. Когда мы употребляем слово «личность», то связываем это понятие большей частью с уважаемыми, авторитетными, известными людьми. Но уже во времена античности понятие «личность» имело более широкий смысл: это совокупность телесного образа и духа человека как нечто единственное и неповторимое. Каждый человек является личностью, т.е. обладает индивидуальным началом, чертами, которые раскрываются через социальные отношения и которые можно наблюдать, оценивать, описывать. Личность представляет собой многогранное образование. И те или иные индивидуальные свойства личности могут либо положительно, либо отрицательно отразиться на профессиональной карьере.

Вся наша жизнь состоит из процессов взаимного влияния. Но оказать влияние можно только на того, кто позволяет это сделать, кто открыт для восприятия нас. Влияние складывается из уверенности внушающего в успехе своего воздействия и готовности внушаемого поддаться воздействию, т.е. его доверия. Это процесс изменения поведения, мнений людей под воздействием определенной личности. Влияние - это механизм реализации власти. Влияние может оказывать лишь тот, кто пользуется формальным (служебным, должностным), моральным (мировоззренческие и нравственные качества), функциональным (компетентность, деловые качества) авторитетом.

Наблюдения за деятельностью некоторых управленцев, имеющих положительный имидж, показывают, что они обладают высокой степенью суггестии, т.е. силой влияния на других людей. Способность и умение оказывать влияние на других людей зависит от уверенности в себе и позитивной энергетики.

Чтобы оказать влияние на другого человека, необходимо научиться управлять собой: своими чувствами, действиями, поведением, поступками; уметь владеть словом, управлять общением. Для этого необходимо учитывать следующие важные моменты при восприятии нас окружающими.

  • 1. Внешний вид. Встречаясь с другим человеком, первую информацию о нем мы получаем посредством его внешнего вида: одежды, мимики, позы, осанки, походки, которые могут рассказать об уверенности или неуверенности человека, его психологическом состоянии - комфортном или дискомфортном.
  • 2. Уравновешенность - управление эмоциями, которые выражаются посредством голоса, мимики, жестов, позы. К факторам, влияющим на культуру общения, относится умение управлять собственным эмоциональным состоянием, особенно в межличностном деловом общении. Эмоциональное состояние является довольно сильным механизмом межличностного восприятия.

Умение правильно выражать свои чувства на работе является важным элементом внутрикорпоративной культуры. Уровень эмоциональности определяется способностью личности быть в ладу с самим собой и эффективно взаимодействовать с другими; он влияет на авторитет и карьеру. Одной из непреложных черт характера является умение сохранять спокойствие в трудных ситуациях, сдерживать негативные эмоции. Особенно руководитель должен постоянно повышать психологическую устойчивость к стрессовым ситуациям.

Наше поведение, как правило, стимулирует и поведение партнера по общению. И если мы не умеем или не желаем управлять своими эмоциями, не сдерживаем своего раздражения, на грубость отвечаем грубостью, то, несомненно, спровоцируем подобное поведение и у собеседника. Симпатии же людей всегда вызывает человек, который обладает самообладанием и умеет достойно выходить из любой проблемной ситуации, легко переходить из одного эмоционального состояния в другое.

  • 3. Умение держать паузу. Паузы бывают логические и психологические. Логической паузой мы подчеркиваем наиболее важные, значимые мысли в речи. Правильно организованная пауза способствует усвоения до 10% информации. Психологическая пауза помогает снять напряжение, восстановить внимание с помощью шутки, интересного случая.
  • 4. Стрессоустойчивость, психологическая защищенность, реакция на критику и замечание. Критика и замечание, так же как и конфликты, - естественное сопровождение нашей профессиональной деятельности. Необходимо научиться правильно на них реагировать, не подвергать себя психологическому сгоранию, а правильно выбирать тактику взаимодействия с лицом, критикующем вас или тактику разрешения конфликтной ситуации.

Люди с низкой самооценкой обычно очень болезненно реагируют на любую критику, кем бы она ни была высказана. В результате у таких людей срабатывает защитный механизм - они занимают оборонительную позицию, начинают искать ошибки в чужом поведении, пытаясь повысить собственную самооценку, забывая о том, что критика имеет определенную ценность, так как в ней может содержаться полезная информация. Человек с нормальной или высокой самооценкой прислушивается к чужому мнению и старается понять другую точку зрения. Если же почувствует себя чем-то оскорбленным, то найдет возможность спокойно сказать об этом и предпринять необходимые меры, чтобы найти решение, устраивающее обе стороны. Людям с завышенной самооценкой, как правило, свойственно переоценивать собственные качества. Любую критику они считают проявлением зависти, зато с удовольствием принимают любою лесть.

Важно выработать эффективные модели поведения в проблемных ситуациях, спокойно реагировать на критику, внимательно, непредвзято выслушивать замечания, оценивать их объективно и выбрать способ реагирования в соответствии со своими целями.

  • 5. Твердость и одновременно гибкость.
  • 6. Дружелюбие и умение держать дистанцию.
  • 7. Умение играть роли. В своей профессиональной деятельности менеджер сталкивается с различными ситуациями. Он взаимодействует с различными людьми, обладающими различными статусами, положением в обществе и выполняющими различные роли. Условия взаимодействия также различны и часто меняются. Важно уметь правильно ориентироваться в каждой ситуации и гибко менять тактику своих действий, достигая поставленных целей.

Умение владеть словом. Руководитель посредством слова действует на человека всесторонне: на его ум, чувства, волю, поступки, настроение, поведение. И степень этого воздействия зависит от того, насколько искусно, умело руководитель владеет словом, насколько совершенна словесная форма общения, насколько стиль общения соответствует ситуации общения и собеседнику.

Искусство речи предполагает умение находить и использовать такие формы и методы словесного воздействия, которые возможны именно в данной конкретной ситуации и приемлемы по отношению к конкретному собеседнику или конкретной аудитории.

Управленческие кадры могут не владеть культурой речи во всех видах, жанрах и разновидностях общения, но должны обладать ею в сфере своей профессиональной деятельности, а именно: уметь ясно (подбор слов, правильное построение предложений, смысловая, стилистическая ясность), точно, доступно (говорить просто о сложных вещах, опора на знания, опыт, потребности людей, что способствует психологической предрасположенности человека к восприятию информации, ее углубленному усвоению), понятно (усложняют восприятие речи громоздкие фразы, незнакомая терминология, избыток иностранных слов; малоизвестные слова и термины лучше тактично разъяснить), убедительно (аргументированность высказываний, подбор аргументов с учетом интеллектуальных возможностей и профессионализма собеседников), грамотно излагать свои мысли, чтобы быть понятым своим партнером. «Говори так, чтобы я тебя понял».

Умение владеть словом - это продуманность и взвешенность высказываний; легковесность наносит ущерб не только авторитету, но и делу. Эффектные, но неосторожные фразы типа: «берите суверенитета столько, сколько проглотите» - стали предметом бесчисленных спекуляций политических оппонентов.

Восприятие речи происходит посредством приема органами слуха звуковых сигналов, поэтому важно соблюдать фонетическую культуру речи (фонетика - наука о звуках). Голос оказывает чрезвычайно сильное воздействие на слушающих. Голос должен обладать достаточной силой и звучностью, гибкостью, подвижностью. Голос является выразителем психического состояния говорящего: он звучит свободно и уверенно, когда человек хорошо владеет предметом речи, убежден в правильности своих позиций, ясно осознает цели своей речи.

Значение также имеет дикция - правильное, ясное и четкое произношение слов, слогов, звуков. Недопустимо «проглатывание» звуков, окончаний слов. Неправильная и неэнергичная артикуляция приводит к напряжению, утомлению слушателей, отключению от восприятия речи. Причинами такой речи могут быть как быстрый темп речи, так и волнение.

Несмотря на то что вербальному воздействию отводится только 20%, все же речь была и остается самым универсальным средством формального и неформального общения, личного и профессионального влияния на людей.

То, что мы говорим и как мы говорим, во многом определяет успех в достижении поставленной цели независимо от того, обращаемся ли мы к окружающим нас людям непосредственно, рассчитывая лишь на собственные риторические способности, или опосредованно, через средства массовой информации.

Действенность речи определяется совершенством речевых навыков и умений. Человека прежде всего характеризуют его слова как результат его мышления, его интонация как отражение его чувств, убеждений. Подтверждение значимости этой проблемы мы находим в рассуждениях Цицерона: «Ведь бывает, что человек судит здорово, но внятно изложить свои мысли не может» .

Поистине в этих размышлениях мы находим советы и рекомендации, понимание особенностей данного языка и яркий пример эстетики речи. Здесь дается не только характеристика русского языка, но и характеристика специфики души русского человека, без учета которой невозможно конструировать нормальные отношения. Исходя из этих суждений, из истории нашего государства можно сделать вывод о том, что авторитет личности формируется, в том числе из умения хорошо говорить на родном языке, используя всю его специфику и оттенки.

В чем заключается секрет убедительной речи? Какими качествами должна обладать хорошая речь? Ответ на этот вопрос дают пять «э»: эрудиция, энергия, эмоциональность, этика и эстетика.

Эрудиция определяется глубиной, достоверностью знаний обсуждаемого предмета и обшей культурой человека: знанием истории, литературы, искусства. Иногда несмотря на веские аргументы не удается убедить собеседника, в таких ситуациях на помощь могут прийти примеры из истории, литературные персонажи, сравнения. Удачно приведенный пример может оказаться сильнее аргумента.

Энергия способствует убеждению. Вялая неэнергичная речь плохо воспринимается, неэнергичный оратор быстро выключается из беседы, его перестают слушать. Своей энергией мы должны создать определенную ауру общения. Энергия должна ощущаться в силе слов, светиться в глазах, чувствоваться в движениях тела.

Эмоциональность - это разнообразие тембра голоса, эмоций и жестикуляции; это чувство, которое побуждает человека к мышлению, движет мысль. Эмоциональность способна не только убеждать, она несет до 40% информации о том, что мы хотим донести до слушателя. Сила слова заключается в его эмоциональной проникновенности. Эмоциональность зависит не только от характера, но и от глубины чувств и переживаний того, о чем мы говорим.

Римский поэт Гораций говорил: «Плачь сам, если хочешь, чтобы я плакал». Но в деловом общении должен действовать закон предела. Если чувства захлестывают оратора, то это может вызвать отрицательные эмоции у собеседников; если поведение будет чересчур экспрессивным на протяжении всего выступления, то оно станет в итоге утомительным. Эмоциональность должна передаваться посредством экспрессивной (от лат. expressio - выражение) окраски слова, стилистических и риторических средств и интонации. Для многих людей интонация более значима, чем слова. Интонация должна быть выразительной, а языковые средства богатыми, поскольку речь - это неотъемлемый компонент личности.

Этика - уважение к собеседнику, простота, естественность, доброжелательность, которые выражаются подбором слов, посредством жестов, мимики, позы.

Эстетика - изящество речи, которое придают ей метафоры, эпитеты, речевые обороты. Это - ритмичность речи, разнообразие стилей. Известный философ А.Ф. Лосев наглядно показал силу эстетического воздействия на человека: «Пластика, пронизывающая все духовное существо античного человека, часто заставляла засматриваться внешним, раскрывать рот на второстепенное, но зато - какую красоту, какую музыкальность, ритмичность, плавность, какое разнообразие стилей и выразительных форм чувствовал он там, где мы не обращаем никакого внимания на красоту, и где нас интересует только деловое обсуждение вопроса» .

Ораторское мастерство - это в первую очередь фактор воздействия. Главное не в том, чтобы поразить всех красноречием, а в том, чтобы своей речью оказать воздействие, достичь намеченной цели и усилить собственное влияние.

Таким образом, мастерство речи - это умение соединить содержание и форму изложения. Не только знать, что сказать, но и знать, как это сделать. Это также гармоничное сочетание вербальных и невербальных форм общения. Сила воздействия слова зависит также и от уверенности в себе, позитивной энергетики, убежденности в том, что мы говорим. Если на колокольне ударить в колокол и заставить его звучать, то начнут звучать и другие колокола в той же тональности. Ключ к воздействию на окружающих лежит в нас - мы можем пробудить в других только то, что колеблется глубоко внутри нас. Убежденность побуждает убежденность, уверенность побуждает уверенность.

Для управленца речь - это средство управления людьми, произведения личностного влияния на них; это средство убеждения, формирования доверия, расположения, уважения к себе.

Умение познавать собеседника. Умение познавать собеседника выражается в распознавании его индивидуально-личностных особенностей: типа темперамента, эмоционального склада личности, репрезентативной системы.

Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический - люди с данным типом темперамента предпочитают разнообразие в подаче материала, гармоничное сочетание рационального и эмоционального, легко переключают внимание, быстро схватывают новое, активно вступают в процесс общения, умеют управлять своими эмоциями; они жизнерадостны и предпочитают позитив в информации и общении в целом; холерический - люди с данным типом темперамента отличаются возбудимостью, вспыльчивы, легко воспринимают информацию, быстро переключают внимание, любят быстрый темп речи, мгновенно реагируют на вопросы, подают реплики; флегматический - люди с данным типом темперамента спокойны, уравновешенны, предпочитают логическую, строгую форму изложения, доказательность положений, их внимание сложнее переключить с одной мысли на другую, характерна замедленная реакция, чужды скоропалительные решения, долго адаптируются в новых условиях, малоактивны, их речь обычно спокойная, без ярко выраженных эмоций; меланхолический - люди с данным типом темперамента впечатлительны, эмоциональны и легко ранимы, любят сомневаться, им необходимы в качестве убеждения яркие факты, примеры, они лучше воспринимают эмоциональную речь.

Репрезентативная система - это система, посредством которой человек воспринимает и усваивает информацию, поступающую из внешнего мира. Каждый человек, обладая всеми сенсорными каналами, с максимальной нагрузкой использует, как правило, один канал, который называется основным. Репрезентативная система представлена в трех модальностях: визуальной (оптическая - зрение) - восприятие посредством зрительных образов, включение восприятия информации происходит посредством выражения: «представьте себе»; эти люди предпочитают быстрый темп речи, активную жестикуляцию, критическое восприятие информации; аудиальной (акустическая - слух) - восприятие посредством слуха, ключевые слова: послушайте, я вас слушаю; приемлем низкий тембр голоса, предпочитают общение «лицом к лицу»; кинестетической (двигательно-эмоциональная, ощущение) - восприятие информации посредством чувств, ключевые слова: чувствуете, ощущаете; эти люди предпочитают медленный темп речи, повторение основных положений, комфортную, доброжелательную атмосферу, это очень деликатные люди.

Познание партнера по общению также включает определение его особенностей мышления, памяти, воображения, ценностных ориентаций, ожиданий, притязаний, психологического и физического состояние, отношения к нам: доброжелательное, индифферентное, недоброжелательное.

Умение слушать и слышать. Известный французский моралист Ж.Де Лабрюйер высказал заслуживающую внимания мысль о том, что талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой, значит он вполне доволен и вами.

Существует много причин, по которым невнимательно слушают собеседника или не слышат вовсе: разный уровень интеллекта, отставание слова от мысли, антипатия к другому, нежелание дискутировать, усталость, психическое напряжение, нерешенные личные проблемы ит.д. Хотя бывает категория людей, которые любят говорить сами, чтобы только их слушали, и информацию собеседника воспринимают лишь как повод, чтобы самому вступить в разговор и далее слушать лишь себя. В общении с такими людьми есть только один способ, как сказал К. Прутков: «Болтун подобен маятнику, и того и другого надо остановить». Активное слушание предполагает: общение «лицом к лицу», наблюдение за эмоциями собеседника, выражающимися в тональности речи, модуляции голоса, задавании уточняющих вопросов, чтобы лучше понять собеседника, умение не отвлекаться на собственные мысли, терпение волнения собеседника.

Методы слушания нерефлексивные и рефлексивные. Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Оно актуально в следующих ситуациях: у собеседника имеется острое желание выразить свое отношение к чему-либо, высказать свою точку зрения; собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы; он обеспокоен, испытывает отрицательные эмоции - ему необходимо предоставить возможность высказаться и выразить свои чувства без вмешательства в его речь. Это способствует установлению нормального двустороннего контакта. При рефлексивном слушании устанавливается активная обратная связь, устраняющая преграды, искажение информации в процессе обмена, позволяет точнее понять смысл, содержание высказываний (иногда возникают ситуации, когда вы вкладываете один смысл в высказывание, а собеседник понимает его по-другому, исходя из собственных представлений). Сущность восприятия такова, что одно и то же сообщение может быть по-разному истолковано разными людьми.

Рефлексивное слушание применяется, когда необходимо что-то выяснить, уточнить: «Я не понимаю, что Вы имеете в виду, поясните, пожалуйста»; получить дополнительные сведения, понять суть того, о чем говорит собеседник: «В этом ли заключается суть проблемы?»; необходимо перефразирование - формулирование той же мысли, только иначе, с целью проверки точности понимания: «Другими словами, Вы считаете»; отражение чувств - основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам собеседника; чувства должны соответствовать содержанию речи, но иногда мы сталкиваемся с несоответствием чувств и речи, и его важно уловить, чтобы понять эмоциональное состояние партнера. Резюмирование полезно при урегулировании конфликтов, обсуждении разногласий, рассмотрении претензий.

Умение вступить в процесс общения управлять им и психологически верно завершить его. Для того чтобы психологически правильно вступить в процесс общения, необходимо создать доброжелательную атмосферу общения и вызвать положительные эмоции у партнера с помощью невербальных средств общения.

Для этого используются следующие приемы:

  • ? голос, мимика, поза, жесты, внешний вид в целом должны располагать к комфортному общению;
  • ? обращение должно вызывать позитивные эмоции и расположение к вам;
  • ? юмор как средство установления контакта и снятия напряжения с собеседника;
  • ? проявление эмпатии (понимание психологического состояния партнера);
  • ? пространство, место общения должны располагать к общению;
  • ? необходимо быть пунктуальным.

Управление процессом общения во многом основывается на умении заинтересовать собеседника предметом разговора.

Помните, что энергия убежденности, исходящая от вас, способна заражать собеседника вашими идеями. Секрет эффективного управления процессом общения заключен в соблюдении следующих условий общения:

  • ? стиль общения должен соответствовать потребностям ситуации и собеседника;
  • ? тактика общения: варианты и маневренность - не все можно заранее просчитать, но отработанные варианты необходимо иметь;
  • ? удерживайте визуальный контакт;
  • ? контролируйте насыщенность и способ подачи информации, обеспечьте понимание передаваемой информации, смысл сообщения;
  • ? используйте вопросы;
  • ? умейте слушать и держать паузу;
  • ? используйте невербальные средства общения: мимику, жесты, позы, интонации, темп, ритм, способствующие гармоничному и продуктивному общению;
  • ? мотивируйте партнера на взаимодействие: используйте методы убеждения и внушения, категории интереса;
  • ? преодолевайте психологические барьеры, здесь важны: умение слушать, соответствие словесного содержания интонации, мимики, жестам;
  • ? учет индивидуально-психологических особенностей собеседника: его психический тип, определяющий скорость восприятия и переработки информации;
  • ? устанавливайте эффективную обратную связь, используя содействие, сочувствие, сопереживание;
  • ? используйте комплименты и похвалу.

Завершая общение, необходимо проявить внимание к партнеру, его действиям: поблагодарить за беседу, выразить удовлетворение результатами беседы, общения, продемонстрировать заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве.

Итак, мастерство профессионального общения - это прежде всего эффективная коммуникация, которая выражается в умении:

  • ? выработать правильную тактику взаимодействия, установить гармоничные взаимоотношения с партнером (или партнерами) по общению;
  • ? применять эффективные способы воздействия на людей;
  • ? корректировать собственные действия и поведение партнеров по общению;
  • ? использовать методы убеждения и внушения;
  • ? обосновывать свою позицию, взгляды, идеи и аргументированно доказывать ошибочность мнения и доводов оппонента, если они являются несостоятельными;
  • ? деликатно, ненавязчиво подвести собеседника к принятию оптимального решения, к согласию с вашей точкой зрения.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое коммуникационный процесс?
  • 2. Какие модели коммуникации вам известны?
  • 3. Какова композиция публичной речи?
  • 4. Каковы основные характеристики публичной коммуникации?
  • 5. Какими качествами должен обладать оратор - источник коммуникации?
  • 6. Каково значение обратной связи в коммуникативном процессе?
  • 7. В чем заключаются особенности аргументирующей речи?
  • 8. Как захватить внимание аудитории?
  • 9. Что такое барьеры коммуникации?
  • 10. Какие коммуникативные навыки и умения способствуют эффективному взаимодействию?

Задания

  • 1. Подготовьте убеждающую или призывающую к действию речь и определите аудиторию, для которой она предназначена.
  • 2. Используйте любые возможности для коротких публичных выступлений, оттачивайте речевое мастерство.

Тест. Умеете ли вы слушать?

Отметьте ситуации, которые вызывают у вас досаду или раздражение при беседе с любым человеком.

  • 1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.
  • 2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
  • 3. Собеседник никогда не смотрит мне в лицо во время разговора, и я не уверен, что он слушает.
  • 4. Разговор с партнером, не проявляющим заинтересованность на невербальном уровне, часто вызывает чувство пустой траты времени.
  • 5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага его занимают больше, чем мои слова.
  • 6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство тревоги и неловкости.
  • 7. Собеседник постоянно отвлекает меня вопросами и комментариями.
  • 8. Что бы я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
  • 9. Собеседник всегда старается опровергнуть мои слова.
  • 10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.
  • 11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
  • 12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
  • 13. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонними делами: играет сигаретой, протирает очки и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
  • 14. Собеседник, недослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
  • 15. Собеседник делает выводы за меня.
  • 16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
  • 17. Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая.
  • 18. Собеседник смотрит на меня как бы оценивая. Это беспокоит.
  • 19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
  • 20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает, поддакивает.
  • 21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
  • 22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.
  • 23. Когда я вхожу в кабинет, человек бросает все дела и все внимание обращает на меня.
  • 24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-то важное.
  • 25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение, и узнайте, насколько вы умеете слушать. (Ответы см. в Приложении 1.)

Литература

  • 1. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 2002.
  • 2. Комарова Л. В. Технологии делового общения в управленческой деятельности. М., 2009.
  • 3. Культура русской речи: учебник для вузов / отв. ред. Л.К. Грау- дина и Е.Н. Ширяев. М., 2006.
  • 4. Основы теории коммуникации: учебник / под ред. М.А. Васи- лика. М., 2003.
  • 5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
  • 6. Сопер П. Основы искусства речи. М., 2002.
  • 7. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник для бакалавров. 4-е изд., перераб. М. : Дашков и К 0 , 2013.

1. Проявляем инициативу начала диалога или выступления.

Тренируем:

Умение привлечь к себе внимание;

инструкции:

внимание можно привлечь правильно выстроенной и произнесённой фразой, которая не только привлекает внимание, но и в тоже время настраивает собеседника или аудиторию на предстоящий коммуникативный процесс. Например: «Привет! Отлично выглядишь! Рад(а) тебя видеть, хочу поговорить с тобой о…», «Добрый день! Рада, что мы с вами собрались сегодня здесь, хочу представить вам…». Придумай свои фразы, которые помогут тебе в дальнейшем красиво и позитивно начинать диалоги или выступления.

Умение заинтересовать диалогом или выступлением.

инструкции:

заинтересовать собеседника можно фразами, которые бы актуализировали его собственные потребности и мотивы, например: « Я знаю, что ты давно хотел (а) бы знать о том, как это можно сделать лучше…», «Мы же с вами понимаем, что лично для вас является более выгодным сделать это как можно с меньшими затратами…» или «У меня есть очень интересная информация для тебя».

2. Формируем доверие к себе собеседника или слушателей.

Тренируем:

Умение создать ощущение доверия у собеседника или у аудитории;

инструкции:

основные средства, помогающие нам расположить к себе собеседника находятся, главным образом, среди невербальных средств общения (взгляд, эмоциональное состояние, поза, мимика, тембр и ритм речи). Поэтому для того, чтобы расположить к себе собеседника старайся, чтобы твои глаза имели открытый взгляд, излучали спокойствие и внутреннюю уверенность в себе. Также тебе необходимо быть уверенным и в том, о чём ты сейчас будешь беседовать с окружающими. Позу, эмоциональное состояние тембр и ритм речи необходимо также согласовать с проницательностью и открытостью взгляда. Помни о том, что улыбка является надёжным инструментом в умении расположить к себе собеседника или группу людей.

Умение подобрать единый язык общения.

инструкции:

если ты действительно хочешь, чтобы твоя информация в диалоге или выступлении была услышана и воспринята окружающими, тщательно проанализируй язык, с помощью которого они общаются между собой и который они привыкли понимать. Так, к примеру, люди, занимающиеся торговлей, гораздо легче воспринимают язык выгоды. В разговоре с ними старайся чаще употреблять слова, которые имеют непосредственное отношение к их речевому пристрастию – бонусы, скидки, процентное соотношение, прибыль и т.д. Социально-ориентированные люди чаще хотят слышать и усваивать информацию, связанную с возможностью пообщаться с другими людьми. В разговоре с ними старайся употреблять больше слов, которые они любят слышать – встречи, тусовки, общение, расширение круга знакомств, в центре внимания и т.д. Люди с техническим складом ума очень любят термины, поэтому тебе придётся изрядно потрудиться, чтобы освоить их не простой язык. Думаю, что уже достаточно примеров, и ты понял(а) ключевую идею данной инструкции…

3. Формируем положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор.

Тренируем:

Умение включить собеседника в тему предстоящего разговора;

инструкции:

для того, чтобы усилить доверие и заинтересованность собеседника или аудитории в беседе или выступлении используй слова, при-соединители (мы, у нас, наше, вместе). Например: « Мы с тобой понимаем, что…», «Если не мы с вами будем решать эти вопросы, то дело не сдвинется с мёртвой точки…», «У нас с вами есть такая возможность…», и т.д.

Умение заразить своим эмоциональным настроем собеседника.

инструкции:

эмоциональная составляющая в любой беседе, а тем более в выступлении очень важна, она является одной из ключевых составляющих успешного диалога или выступления. Помни о том, что твой позитивный или негативный внутренний настрой может легко передаваться другим людям, поэтому перед тем, как начинать выступление или беседу отследи своё внутреннее состояние и постарайся удерживать его в позитивном ключе.

Второй этап: информационный обмен .

1. Управляем ходом диалога или выступления.

Тренируем:

Умение концентрировать внимание на ключевых идеях диалога или выступления.

инструкции:

прежде, чем начинать концентрировать внимание остальных участников коммуникативного процесса на ключевых идеях, сначала сам(а) для себя определи эти самые ключевые идеи. В течение беседы или выступления имеет смысл несколько раз возвращаться и обсуждать их, т.к. этот способ позволяет этим идеям хорошо закрепиться в памяти собеседника или группы слушателей. Для их повторения можно использовать следующие фразы: «Ещё раз вернёмся к…», «Давай ещё раз обсудим…», «Хотелось бы ещё раз проговорить…», «Давай повторим то, что важно для нас…» и т.д.

Умение вызвать позитивные эмоции у собеседника или аудитории.

инструкции:

для того, чтобы вызвать позитивные эмоции у собеседника или аудитории, достаточно сказать комплимент или весёлую шутку. Держи всегда наготове несколько хорошо рассказываемых тобой смешных анекдотов, а также, при любой возможности сделать кому-либо комплимент, старайся все-таки его сделать, а не промолчать, это действительно хорошо поднимает настроение.

2. Наблюдаем за чувствами и настроением собеседника или аудитории.

Тренируем:

Умение понимать и принимать точку зрения собеседника или аудитории.

инструкции:

для того, чтобы понять насколько интересна твоя информация для окружающих, полезно бывает узнать их точку зрения по данному вопросу. В этом случае, следует задать прямой вопрос, например: «Хотелось бы знать, кто, что думает по этому поводу?». Иногда публика может быть настроена достаточно скептически к теме твоего сообщения. Поэтому, чтобы помочь собеседнику или слушателям услышать и понять тебя, спокойно выслушай того, кто выскажется по данному вопросу, согласись с ним и подбери аргументы, которые тебе помогут повлиять на личностную заинтересованность участников. Например: «Да, безусловно, я понимаю вас, однако, следует учесть тот факт…», «Конечно, я тебя понимаю, это имеет место быть, тем не менее…».

если ты видишь, что твой собеседник утомился, предложи ему отдохнуть или временно переключи его внимание на какую-нибудь другую тему.

Умение скорректировать поведение собеседника;

инструкции:

если собеседник постоянно уводит тебя от темы разговора, используй следующие фразы: «И, всё таки, давай вернёмся к теме разговора», «Это всё хорошо, тем не менее, я бы хотел(а) вернуться к нашим «баранам».

Если собеседник постоянно перебивает и не даёт закончить мысль, используй следующие фразы: «Мне важна твоя мысль, но мне очень хочется договорить свою», «Я понял(а), что у вас есть что сказать по этому поводу, и у вас будет возможность высказаться чуть позже».

Третий этап: конец коммуникации

1. Заканчиваем диалог или выступление в нужный момент.

Тренируем:

Умение дать собеседнику обратную связь по всем аспектам разговора

инструкции:

очень важно не затягивать окончание беседы, чтобы не наскучить собеседнику и, так же важно не торопиться с завершением беседы, чтобы у собеседника не осталось ощущения непонимания, научись чувствовать нужный момент завершения беседы или выступления. В конце коммуникации дай собеседнику или слушателям обратную связь, подготовь к завершению разговора. Например: «На сегодня, я думаю, достаточно информации по этому вопросу, мы и так хорошо поработали…», «Я очень рада, что моя информация затронула вас, и мы достаточно активно обсуждали данную тему. Вот на этой радостной ноте можно и завершить …», «Я рада, что ты поддержал(а) меня, останется решить ещё ряд вопросов…но это уже в другой раз», и т.д.

Умение достигать запланированной цели диалога или выступления таким образом, чтобы у собеседника или слушающих сохранялось желание продолжать общение и сотрудничество с тобой.

инструкции:

подведи итоги своей беседы или выступления по ключевым моментам, поблагодари публику или собеседника следующими фразами: «Рад(а) была пообщаться с вами, надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество», «Мне приятно, что по многим вопросам мы с вами сходимся во взглядах, очень хочется, чтобы мы встретились с вами ещё раз», «Как здорово, что мы поняли друг друга, буду рада продолжить наш разговор».

Вот, пока все инструкции, если появятся вопросы, задавай мне их в чате.

Общительность, умение контактировать с окружающими - необходимая составляющая самореализация человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этой способности является одним из важных условий нормального психологического развития ребенка, а также, одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ДЕТЕЙ

Наша жизнь буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – это одна из самых важных человеческих потребностей. Общение является главным условием и основным способом жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в этом мире.

В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает в себя: передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой передается информация и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет нам считать эти термины эквивалентными.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности разработанная А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская рассматривают общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин).

Развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

М.А. Виноградова, Л.В. Июдина изучали общение как показатель коммуникативного поведения, как необходимое условие формирования коммуникативных навыков.

Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений, достижения общего результата.

Навык –это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий. Говоря же о коммуникативных навыках, имеются ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.

Е. Кормильцевой и Л.Г. Соловьевой считают, что любой коммуникативный навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем выбирается из списка наиболее подходящий и удобный способ для дальнейшего применения.

Своевременному формированию всех коммуникативных навыков способствует общение и конечно пример старших. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект. Общение это не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, исходя из которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. М.И. Лисиной в структуре общения как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты:

1. Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект.

2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке.

3. Коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

4. Действия общения - единица коммуникативной деятельности, целостный акт адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия.

5. Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.

6. Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения.

7. Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Таким образом, коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия, через выработку общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный с общением, либо с обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем» .

Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях как коммуникативность (Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина, Л.А. Петровская, П.В. Растянников). Для того, чтобы обладать коммуникативностью человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

Опираясь на концепцию общения, выстроенную М.М Алексеевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению:

1. межличностной коммуникации;

2. межличностного взаимодействия;

3. межличностного восприятия.

Первый вид умений включает в себя использование невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации и т.д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи и к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение, организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение.

Владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми, поддерживать его была определена как коммуникативная компетентность рядом исследователей (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, П.В. Растянников и др.).

При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Этот период является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными навыками. Процесс становления у детей первой функции речи, овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов:

  1. ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем- это довербальный этап.
  2. осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова- это этап возникновения речи.
  3. охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми- это этап развития речевого общения.

Aнализ поведения детей раннего возраста показывает, что ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи, лишь присутствие взрослого, постоянно обращающегося к детям со словесными высказываниями, требующего адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?», «Ответь», «Назови», «Повтори»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, что только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи: понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Именно поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения, особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора, как решающего условия появления и развития у детей речи.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления- в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии. Но такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного возраста.

Предметом общения как деятельности является другой человек, являющийся партнером по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те свойства и качества партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они постепенно становятся продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе, о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах, также входит в продукт общения.

В дошкольном возрасте происходит одно из важных «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии- круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя и мир сверстников. Он осознает, что другие дети «такие же, как он». Это не означает, что он не видел и не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками, это коренным образом меняет отношение к нему. Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», «параллельно» со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы.

Таким образом, общение характеризуется особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Она определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию.

На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных для его возраста задач.

Общение ребенка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать, использовать мимику и жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей.


Развитие коммуникативных навыков требуется каждому человеку на планете, только если он не живет отшельником в пещере. Даже несмотря на то, что сейчас многие мнят себя полностью независимыми, взаимодействовать с другими людьми так или иначе приходится каждому. В этой статье вы найдете несколько упражнений, игр, методик и книг, которые пригодятся для того, чтобы прокачать свои .

Как передается сообщение?

Это важный вопрос для тех, кто испытывает проблемы в одной из этих ситуаций:

  • Вас неправильно понимают.
  • Вы неправильно трактуете слова других людей.

Что делать в этих случаях? Начать стоит с анализа процесса передачи и восприятия информации: так вы сможете понять, на каком этапе возникает проблема. Сообщение передается при помощи:

  1. Возникновение причины или сказать что-либо.
  2. Композиция сообщения (внутренняя и техническая разработка того, что вы хотите выразить).
  3. Кодирование сообщения (речь, жесты).
  4. Передача кодированного сообщения в виде последовательности сигналов.
  5. Источники шума, такие как природные звуки, могут повлиять на качество сигнала и то, как собеседник воспримет ваше сообщение.
  6. Прием сигнала реципиентом (вашим собеседником).
  7. Расшифровка собеседником вашего сообщения.
  8. Интерпретация вашего сообщения.

Если на каком-то этапе произойдет сбой, ваше сообщение будет неправильно интерпретировано. То же самое справедливо и когда реципиент вы. И это мы еще не учли невербальные сигналы, которыми могут быть: прикосновения, жесты, язык тела, выражения лица, зрительный контакт, одежда. Речь (помимо слов) также содержит невербальные элементы, такие как ритм, интонацию, темп и многое другое.

Самая главная причина того, что нас не понимают или мы не понимаем – наличие барьеров в коммуникации.

Пять основных барьеров

На самом деле количество коммуникативных барьеров поистине огромно, но, пожалуй, стоит начать с пяти основных. Если вы преодолеете их, то существенно повысите свои навыки общения.

Судить другого человека

Если вы судите собеседника, то, во-первых, совершенно перестаете понимать суть того, о чем он говорит (на это попросту не остается времени и внимания), а, во-вторых, начинаете навешивать ярлыки.

Не проявлять интереса к словам собеседника

Интерес и любопытство – это во многом процессы сознательные. Дейл Карнеги, когда писал о необходимости проявлять искренний интерес к другим людям, имел в виду как раз это: не притворяться, а быть осознанным в общении с другими людьми, выйти из режима автопилота.

Во многих ситуациях вы должны работать над тем, чтобы вам стало интересно.

Использовать технический или непонятный язык

Мало того, что это выглядит снобистски и раздражает, так еще и полностью портит взаимопонимание и диалог. Научитесь выражать свои мысли простыми словами. Однако если видите, что собеседник полностью считывает ваши сообщения, можете поднять профессиональный уровень своей речи.

Давать непрошенные советы

Они плохи тем, что коммуникативные барьеры появляются уже у вашего собеседника. Он перестает думать о вашем сообщении и испытывает раздражение, выражающееся мыслью «Почему он лезет не в свое дело?».

Совершенно не имеет значения, насколько хороши были ваши советы. Научитесь их давать в правильное время и в правильных ситуациях.

Не проявлять эмпатию

Каждый человек имеет проблемы и заботы, будь то бездомный или королева Великобритании. Вы должны (опять же – искренне) проявлять интерес к ним. Помните, что для человека даже его мизерные проблемы намного важнее, чем все наводнения, войны и пожары вместе взятые.

После того, как вы поняли, чего не надо делать, давайте обсудим, что делать нужно. Вернее, какие коммуникативные навыки стоит развить.

Пять основных навыков коммуникации

За один день вы не станете . И за месяц тоже. Но шаг за шагом, осваивая отдельные навыки, вы сможете значительно повысить свой уровень.

Активное слушание

Чтобы научиться , нужно придерживаться, как минимум, одного правила: слушать в два раза больше, чем говорить.

Второе правило: научитесь «слушать» всем своим телом. То есть задействуйте мимику, жестикуляцию, глаза. Третье правило: уточняйте, что хотел сказал собеседник.

Невербальная коммуникация

Кто такие гармоничные, цельные люди? Это те, у которых речь не конфликтует с телом и невербальными сигналами. Они говорят именно то, что чувствуют, поэтому тело правильно реагирует на слова.

Сначала будет сложно, ведь нужно будет обращать внимание на язык тела больше, чем на содержание информации. Но если решать проблему постепенно – сначала с руками, потом с ногами, зрительным контактом, мимикой – то через какое-то время вы и сами станете гармоничным человеком, который хорошо освоил навыки коммуникации.

Задавание вопросов

Прежде всего, стоит обратить внимание на качество вопросов, которые вы задаете. Если они закрытые, то нужно полностью изменить подход и начать задавать открытые:

  • Каким образом?
  • Почему?
  • Сколько?
  • Как часто?

Задавать вопросы может показаться трудным поначалу. Но как только вы начнете проявлять искреннее любопытство к людям, этот навык будет развиваться сам по себе.

Прояснение

Это важно, когда вы слушаете собеседника. Старайтесь всегда уточнять, что конкретно он хотел сказать. Данный подход убивает двух зайцев:

  • Позволяет вам полностью понять цели и мотивы собеседника.
  • Показывает, что вы действительно его слушаете.

Осознанность

Осознанность является основой любого навыка, потому что требует отказаться от привычки и постоянно за собой наблюдать.

Например, при помощи осознанности вы прекратите критиковать и осуждать собеседника, будете заинтересованы в том, чтобы разобраться в его словах, мыслях, чувствах, научитесь применять разные подходы вместо того, чтобы просто вести разговор как умеете.

Игры на развитие коммуникационных навыков

Существует много упражнений-игр, которые развивают навыки общения. Вот некоторые из них.

Коммуникационные оригами

Это быстрое и легкое упражнение, которое показывает, как одни и те же инструкции интерпретируются разными людьми, и подчеркивает важность четкой коммуникации. Игра, скорее, демонстрационная, со своей моралью.

Для прохождения упражнения требуется от трех человек.

  1. Дайте каждому по листу А4.
  2. Сообщите группе, что вы начнете давать инструкцию, как складывать бумагу, чтобы создать форму оригами.
  3. Скажите группе, что, пока вы даете им инструкции, они должны держать глаза закрытыми и не могут задавать вопросы.
  4. Начните давать группе инструкции, согласно которым им нужно будет сложить и разорвать свой лист несколько раз, а затем попросите их развернуть и сравнить вид.

Подчеркните, что каждый лист бумаги выглядит по-разному, хотя вы давали всем совершенно одинаковые инструкции. Спросите у своей группы, были бы результаты намного лучше, если бы они иногда открывали глаза или задавали вопросы.

Открыть глаза = слушать и понимать.

Задавать вопросы = уточнять.

Эффективная коммуникация – это нелегко, ведь мы все интерпретируем информацию так, как умеем и хотим. Поэтому очень важно задавать вопросы и слушать собеседника.

Угадайте эмоцию

Данная игра-упражнение также проводится в компании, но она забавнее и увлекательнее, чем предыдущая.

Цель игры в том, чтобы ее участники научились лучше «считывать» чувства и эмоции друг друга. Компания разделяется на команды и каждый игрок по очереди показывает эмоции, такие как отвращение, привязанность, страх, беспокойство, смущение, гнев, решительность, а общая группа попытается угадать, что это за эмоция. Впрочем, на этой стадии правила могут меняться вами – в зависимости от того, как вам будет интереснее.

Инструкция:

  1. Разделитесь на две команды.
  2. Положите на стол колоду эмоций, на каждой из карт которой написано название эмоции.
  3. Попросите участника из группы A взять верхнюю карту (или несколько карт) со стола и показать пантомиму для своей группы. Это должно быть сделано за определенное время (например, минуту или две).
  4. Если эмоция угадывается, группа А получает 10 очков.
  5. Теперь то же самое должна проделать группа Б.
  6. Через несколько кругов подведите итоги.

Сценка

Игра на двоих. Правила очень просты. Можно сказать, что вы сами их придумываете.

Для начала подумайте относительно темы, вокруг которой будет завязан диалог. Это может быть:

  • Служба поддержки (трудный клиент).
  • К продавцу-консультанту обращается разгневанный клиент.
  • Спор двух людей о том, нужно ли колонизировать Марс.

Перед тем, как начать сценку, вы должны четко прописать конфликт. Концовка может быть случайной.

Язык тела

Порой язык тела говорит больше, чем любые слова, которые вы можете произнести. Как сознательно, так и подсознательно тело показывает собеседнику, что действительно с вами происходит.

  1. Объясните группе, что вы собираетесь дать им ряд инструкций, которые они должны скопировать как можно быстрее.
  2. Произносите вслух следующие указания для группы, и в то же время выполняйте их:
  • Прикоснитесь пальцем к носу.
  • Хлопайте руками.
  • Расставьте руки.
  • Прикоснитесь указательными пальцами к плечам.
  • Скрестите руки.
  • Положите руку на живот – но во время этих слов коснитесь пальцем кончика носа.
  1. Обратите внимание на количество людей, которые скопировали то, что вы сделали, а не то, что сказали.

Язык тела может укрепить вербальное общение, однако оно также может быть сильнее, чем словесное общение – важно знать о нем, чтобы четко понимать, что проецируем правильное сообщение.

Книги

Детальнее разобраться в теме коммуникаций можно, прочитав следующие книги.

  • «Никогда не ешьте в одиночку» Кейт Феррацци
  • «Как разговаривать с кем угодно» Марк Роудз
  • «Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми» Ванесса Эдвардс
  • «Я слышу вас насквозь» Марк Гоулстон
  • «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман
  • «Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно» Пол МакГи
  • «Как побороть застенчивость» Филип Зимбардо
  • «Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей» Джеймс Борг
  • «Секреты общения. Магия слов» Джеймс Борг

Желаем вам удачи!

«Коммуникабельный» - как часто мы видим, или используем это слово, например, в резюме при описании своих положительных качеств. Многие думают, что коммуникабельность и общительность это два понятия между которыми можно поставить знак равенства. Однако это далеко не так: коммуникабельность это не просто общительность - это человека к установлению контактов и связей с различными людьми, умение вести конструктивный диалог в любой ситуации, причем как в устной, так и в письменной форме. В достижении этого, как раз и помогают коммуникативные навыки.

Виды коммуникативных навыков

Часто коммуникативные умения и навыки делят на:

  • письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько четко и структурировано, составлен документ, последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;
  • устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении, или общении по телефону. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.

Формирование коммуникативных навыков

Формирование коммуникативных навыков происходит у человека практически с самого рождения (устные коммуникативные навыки). В этом процессе определяющую роль играет ближайшее окружение ребенка – сначала семья, затем товарищи по группе детского сада или друзья на детской площадке, позднее школа и одноклассники. Если на самом раннем этапе ребенок не получал достаточно общения, то зачастую позднее (в школе, во взрослом возрасте) у него возникают проблемы в налаживании социальных связей.

Также большое значение играет и врожденные особенности человека – темперамент, тип личности (интроверт, или экстраверт), наличие или отсутствие каких-либо речевых нарушений. Согласитесь, ребенок-экстраверт с темпераментом сангвиника или холерика, гораздо легче адаптируется в любом детском коллективе, чем, к примеру, интроверт-меланхолик, следовательно, и во взрослом возрасте он будет куда более коммуникабелен.

Это то, что касается устной коммуникабельности, основные же письменные коммуникативные навыки формируются в школьном возрасте, когда ребенок осваивает письменную речь. Здесь тоже не обходится без подводных камней, например, таких как дислексия и дисграфия - проявляются в неспособности овладеть чтением и письмом, или только письмом (дисграфия), при нормальном интеллектуальном развитии. Эти нарушения, конечно, поддаются коррекции, однако человек, у которого наблюдались подобные расстройства в детстве, и во взрослом возрасте имеет некоторые проблемы с передачей письменной информации.

Совершенствование коммуникативных навыков

Коммуникативные навыки общения всегда играли большую роль в жизни человека. Ведь те люди, которые владеют ими в совершенстве, часто добиваются больших успехов, как в работе, так и на личном фронте. Поэтому, если вам не повезло появиться на свет с уникальными ораторскими способностями, то стоит задуматься о том, чтобы улучшить свои коммуникативные навыки. Для этого существует много вариантов психологических тренингов, чаще всего групповых. В повседневной же жизни развить коммуникативные способности поможет общение с людьми из различных социальных слоев. Выступайте инициатором общения, при разговоре старайтесь контролировать . Этому могут помочь тренировки перед зеркалом. Также нужно помнить, что эффективное общение невозможно без умения слушать, поэтому нужно следить, чтобы речь была как можно более краткой, и при этом максимально информативной.

И в заключение: конечно коммуникативные навыки очень важны, особенно в профессиях, ориентированных на работу с людьми, там без коммуникабельности просто никуда. Однако не стоит забывать, что для того, чтобы состояться в профессиональной сфере, нужно быть настоящим специалистом, разбирающимся в специфике производства (проще говоря, неважно насколько коммуникабелен повар, если он не умеет готовить). Да и в личной жизни важно быть не только коммуникабельным, но и просто хорошим человеком.

Последние материалы сайта