Коммуникативная деятельность в социальной работе. Специфика коммуникативной деятельности. Социальная работа как коммуникативная профессия

01.09.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Специфика социальной работы заключается в том, что при решении стоящих перед ней проблем она прямо или косвенно затрагивает все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, все стороны общества. Выявление и решение этих проблем осуществляется прежде всего посредством установления и поддержания контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами и социальными группами (клиентами), нуждающимися в помощи, защите, поддержке, что требует, в свою очередь, высокого развития у социальных работников коммуникативных способностей.

Таким образом, профессию социального работника можно назвать коммуникативной, поскольку его практическая деятельность подразумевает общение, и успех этой деятельности в значительной мере зависит от его коммуникативной компетентности - в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии. Кроме того, интенсификация социальных связей, расширение поля общения увеличивают психологические нагрузки и создают напряженность в процессе общения. Высокий уровень коммуникативной компетентности защищает социального работника от этих нагрузок и способствует интенсивному межличностному общению.

Общение характерно для всех сфер жизни людей, это условие и средство формирования систем отношений общества и самого человека. Но как особый феномен жизнедеятельности общества общение обладает специфическими содержательными и функциональными характеристиками.

Обычно выделяют перцептивную, коммуникативную и интерактивную функции общения. Имеется в виду, что общение -это одновременно восприятие партнерами друг друга, их обмен информацией, действиями и ролевыми влияниями, установление определенных взаимоотношений.

Коммуникативные средства общения чрезвычайно разнообразны. К ним относятся:

  • речевые (вербальные) средства:
  • лексика; стилистика; грамматика; семантика; неречевые (невербальные) средства:
  • оптокинетические (жестикуляция, мимика, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики);
  • паралингвистические (интенсивность, тембр, интонация голоса, его диапазон, тональность);
  • экстралингвистические (паузы, темп речи, ее связность, смех, покашливание, заикание);
  • проксемические (персональное пространство, физическая дистанция контакта: интимная (от 0 до 40-45 см), личная (от 45 до 120-150 см), социальная (150-400 см), публичная (от 400 до 750-800 см), угол поворота к собеседнику;
  • предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывание, толчки, поглаживание, касания);
  • ольфакторные средства (связанные с запахом).

В области передачи смысла речи соотношение вербальных и невербальных средств чрезвычайно противоречиво. Особенно трудно выявить "двойной план" структуры текста, смысловые оттенки, подтекст, а также подлинное отношение говорящего к содержанию своей речи. Недаром специалисты по коммуникации отмечают, что есть 500 способов сказать "Да" и 5000 способов сказать "Нет" 1 .

Каковы же механизмы воздействия общающихся друг с другом людей?

1. Заражение - бессознательное воспроизведение эмоционального состояния в условиях массового взаимодействия с другими людьми - индукторами - на основе сопереживания с ними; носит, как правило, невербальный характер.

2. Внушение - одностороннее произвольное, целенаправленное заражение другого человека мотивацией тех или иных действий, содержанием представлений или эмоциональных состояний, посредством, как правило, речевого воздействия на основе некритического восприятия действий внушающего лица ("заражающая манипуляция").

Действие этого механизма во многом определяется рядом внешних факторов, которые могут способствовать или препятствовать его эффективности:

количество членов группы, оказывающих максимальное влияние на индивида, должно быть равно трем;

влияние группы зависит от положения индивида в этой группе: наименее конформны лица, слабо зависящие от группы и ощущающие высокую степень признания со стороны этой группы;

единообразие оценок в группах, использующих коллегиальную систему отношений, явственнее, чем в директивных группах, но адекватность оценок выше во втором типе групп, что обусловлено особенностями коммуникативных связей;

при публичном высказывании мнений их влияние сильнее, чем при сообщении их в письменном виде или с помощью каких-то технических средств;

испытуемые, значительно отклоняющиеся от эталона (при индивидуальном обследовании) и значительно разошедшиеся в оценках с группой, более резко изменяют свои оценки в условиях группы;

внушающее воздействие интенсивнее в диффузной группе, чем в коллективе, в связи с эффектом коллективистского самоопределения;

лица в возрасте 17 лет и более обнаруживают снижение степени конформности;

конформность девочек на 10% выше, чем конформность мальчиков;

более внушаемы лица, обладающие инертной и слабой нервной системой.

3. Убеждение - осознанное, аргументированное, логически и фактически обоснованное воздействие на систему взглядов и представлений, а также на мотивационно-ценностную сферу другого человека.

Механизм убеждающего воздействия включает в себя информирование и агрументирование. Приемы информирования: выдвижение тезиса, определение понятий, формулирование гипотез-предположений, объяснение, указание-демонстрация, характеристика отличительных признаков, сравнение и проведение различений. Приемы аргументации: ссылки на авторитет, приведение фактов, демонстрация средств наглядности, аналогия, эксцесс, инцидент.

4. Подражание - усвоение формы поведения другого человека на основе как сознательной, так и неосознаваемой идентификации с ним ("поступать как другой").

Традиционное общение разделяется на деловое и межличностное. В деловом взаимодействии его участники выполняют социальные роли, следовательно, в нем запрограммированы цели общения, его мотивы и способы осуществления контактов. В отличие от делового в межличностном, неформальном общении отсутствует жесткая регламентация поведения, эмоций, интеллектуальных процессов. Сущность межличностного общения -это взаимодействие человека с человеком, а не с предметами. Психологи подчеркивают, что крайний дефицит именно
межличностного общения и неспособность его осуществлять отрицательно влияют на деятельность и душевное самочувствие людей. По убеждению А.А. Бодалева, психологически оптимально такое общение, "когда в нем осуществляются цели участников в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнера чувство неудовлетворения" 1 . При этом подчеркивается, что оптимальное общение не обязательно предполагает "слияние умов, воли и чувств участников" - такое общение может быть и при сохранении желаемой для каждого партнера субъективной дистанции. Иначе говоря, психологически полноценным общение становится только при условии взаимодействия партнеров "на равных", когда постоянно делается поправка на своеобразие друг друга и не допускается ущемление достоинства каждого. Оптимальное межличностное общение - это всегда общение диалогическое.

Основными характеристиками диалога являются:

равенство сущностных позиций общающихся (отношения "субъект - субъект");

доверительная взаимная открытость обеих сторон;

отсутствие оценки, "измерения" каких бы то ни было индивидуальных особенностей каждого;

восприятие друг друга как неповторимых и ценных личностей.

Особое отношение к партнеру по диалогу М.М. Бахтин определяет как состояние "вненаходимости", А.А. Ухтомский - как "доминанта на собеседнике", гуманистическая терапия - как способность к децентрализации 2 . Суть такого отношения - отсутствие попыток приписывания партнеру по общению каких-либо отсутствующих у него черт, мотивов, побуждений - как чужих (стереотипное восприятие другого человека и как результат -атрибуция, т.е. приписывание "по инерции" привычных в данной ситуации особенностей типа "все продавцы грубы", "все мужчины эгоисты" и т.д.), так и собственных (проекция, или "одаривание" партнера по общению своими качествами или качествами, более выгодными в данный момент в зависимости от состояния собственного внутреннего мира - так называемое эгоцентрическое восприятие).

Диалог является естественной средой развития личности, одной из основополагающих форм проявления человеческой индивидуальности, следовательно, диалог как форма общения может быть не только средством достижения тех или иных целей (воспитательных, образовательных и т.д.), решения задач (научных, творческих и пр.), но и самостоятельной ценностью человеческой жизни. Отсутствие или дефицит общения в форме диалога способствуют различным искажениям личностного развития, росту проблем на внутри- и межличностном уровне, росту девиантного поведения.

Таким образом, общение как социальный вид деятельности является для человека обязательным личностно формирующим фактором, а опыт и практика ведущих педагогов, психологов, психотерапевтов убеждают, что только диалогическое общение предоставляет большие возможности для творческого преобразования личности.

1
: Сопер П. Культура речи. - М., 1989, с. 71.

1
Бодалев А.А. Психология общения. - М. - Воронеж, 1996, с. 109.

2
Децентрализация - механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения ее с позициями, отличными от собственной.

Специфика социальной работы заключается в том, что при решении стоящих перед ней проблем она прямо или косвенно затрагивает все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, все стороны общества. Выявление и решение этих проблем осуществляется прежде всего посредством установления и поддержания контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами и социальными группами (клиентами), нуждающимися в помощи, защите, поддержке, что требует, в свою очередь, высокого развития у социальных работников коммуникативных способностей.

Таким образом, профессию социального работника можно назвать коммуникативной, поскольку его практическая деятельность подразумевает общение, и успех этой деятельности в значительной мере зависит от его коммуникативной компетентности - в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии. Кроме того, интенсификация социальных связей, расширение поля общения увеличивают психологические нагрузки и создают напряженность в процессе общения. Высокий уровень коммуникативной компетентности защищает социального работника от этих нагрузок и способствует интенсивному межличностному общению.

Общение характерно для всех сфер жизни людей, это условие и средство формирования систем отношений общества и самого человека. Но как особый феномен жизнедеятельности общества общение обладает специфическими содержательными и функциональными характеристиками.

Обычно выделяют перцептивную, коммуникативную и интерактивную функции общения. Имеется в виду, что общение - это одновременно восприятие партнерами друг друга, их обмен информацией, действиями и ролевыми влияниями, установление определенных взаимоотношений.

Коммуникативные средства общения чрезвычайно разнообразны. К ним относятся:

речевые (вербальные) средства:

Лексика; стилистика, грамматика; семантика;

неречевые (невербальные) средства:

Оптокинетические (жестикуляция, мимика, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики);

Паралингвистические (интенсивность, тембр, интонация голоса, его диапазон, тональность);

Экстралингвистические (паузы, темп речи, ее связность, смех, покашливание, заикание);

Проксемические (персональное пространство, физическая дистанция контакта: интимная (от 0 до 40-45 см), личная (от 45 до 120-150 см), социальная (150-400 см), публичная (от 400 до 750-800 см), угол поворота к собеседнику;

Предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывание, толчки, поглаживание, касания);


Ольфакторные средства (связанные с запахом).

В области передачи смысла речи соотношение вербальных и невербальных средств чрезвычайно противоречиво. Особенно трудно выявить «двойной план» структуры текста, смысловые оттенки, подтекст, а также подлинное отношение говорящего к содержанию своей речи. Недаром специалисты по коммуникации отмечают, что есть 500 способов сказать «Да» и 5000 способов сказать «Нет»1.

Каковы же механизмы воздействия общающихся друг с другом людей?

1. Заражение - бессознательное воспроизведение эмоционального состояния в условиях массового взаимодействия с другими людьми - индукторами - на основе сопереживания с ними;

носит, как правило, невербальный характер.

2. Внушение - одностороннее произвольное, целенаправленное заражение другого человека мотивацией тех или иных действий, содержанием представлений или эмоциональных состояний, Посредством, как правило, речевого воздействия на основе некритического восприятия действий внушающего лица («заражающая манипуляция»).

Действие этого механизма во многом определяется рядом внешних факторов, которые могут способствовать или препятствовать его эффективности:

Количество членов группы, оказывающих максимальное влияние на индивида, должно быть равно трем;

Влияние группы зависит от положения индивида в этой группе: наименее конформны лица, слабо зависящие от группы и ощущающие высокую степень признания со стороны этой группы;

Единообразие оценок в группах, использующих коллегиальную систему отношений, явственнее, чем в директивных группах но адекватность оценок выше во втором типе групп, чти обусловлено особенностями коммуникативных связей:

При публичном высказывании мнений их влияние сильнее, чем при сообщении их в письменном виде или с помощью каких-то технических средств;

Испытуемые, значительно отклоняющиеся от эталона (при индивидуальном обследовании) и значительно разошедшиеся в оценках с группой, более резки изменяют свои оценки в условиях группы;

Внушающее воздействие интенсивнее в диффузной группе, чем в коллективе, в связи с эффектом коллективистского самоопределения;

Лица в возрасте 17 лет и более обнаруживают снижение степени конформности;

Конформность девочек на 10% выше, чем конформность мальчиков;

Более внушаемы лица, обладающие инертной и слабой нервной системой.

3. Убеждение- осознанное, аргументированное, логически и фактически обоснованное воздействие на систему взглядов и представлении, а также на мотивационно-ценностную сферу другого человека.

Механизм убеждающего воздействия включает в себя информирование и агрументирование. Приемы информирования: выдвижение тезиса, определение понятий, формулирование гипотез-предположений, объяснение, указание-демонстрация, характеристика отличительных признаков, сравнение и проведение различении. Приемы аргументации: ссылки на авторитет, приведение фактов, демонстрация средств наглядности, аналогия, эксцесс, инцидент.

4. Подражание - усвоение формы поведения другого человека на основе как сознательной, так и неосознаваемой идентификации с ним («поступать как другой»).

Традиционное общение разделяется на деловое и межличностное. В деловом взаимодействии его участники выполняю"" социальные роли, следовательно, в нем запрограммированы цели общения, его мотивы и способы осуществления контактов. В отличие от делового в межличностном, неформальном общении отсутствует жесткая регламентация поведения, эмоций, интеллектуальных процессов. Сущность межличностного общения - это взаимодействие человека с человеком, а не с предметам;. Психологи подчеркивают, что крайний дефицит именно межличностного общения и неспособность его осуществлять отрицательно влияют на деятельность и душевное самочувствие людей. По убеждению А.А. Бодалева, психологически оптимально такое общение, «когда в нем осуществляются цели участников в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помошью таких способов, которые не вызывают у партнера чувство неудовлетворения»1. При этом подчеркивается, что оптимальное общение не обязательно предполагает «слияние умов, воли и чувств участников» - такое общение может быть и при сохранении желаемой для каждого партнера субъективной дистанции. Иначе говоря, психологически полноценным общение становится только при условии взаимодействия партнеров «на равных», когда постоянно делается поправка на своеобразие друг друга и не допускается ущемление достоинства каждого. Оптимальное межличностное общение - это всегда общение диалогическое.

Основными характеристиками диалога являются:

Равенство сущностных позиций обшающихся (отношения «субъект - субъект»);

Доверительная взаимная открытость обеих сторон;

Отсутствие оценки, «измерения» каких-бы то ни было индивидуальных особенностей каждого;

Восприятие друг друга как неповторимых и ценных личностей.

Особое отношение к партнеру по диалогу М.М. Бахтин определяет как состояние «вненаходимости», А.А. Ухтомский - как «доминанта на собеседнике», гуманистическая терапия - как способность к децентрализации1. Суть такого отношения - отсутствие попыток приписывания партнеру по общению каких-либо отсутствующих у него черт, мотивов, побуждений - как чужих (стереотипное восприятие другого человека и как результат - атрибуция, т.е. приписывание «по инерции» привычных в данной ситуации особенностей типа «все продавцы грубы», «все мужчины эгоисты» и т.д.), так и собственных (проекция, или «одаривание» партнера по общению своими качествами или качествами, более выгодными в данный момент в зависимости от состояния собственного внутреннего мира - так называемое эгоцентрическое восприятие).

Диалог является естественной средой развития личности, одной из основополагающих форм проявления человеческой индивидуальности, следовательно, диалог как форма общения может быть не только средством достижения тех или иных целей (воспитательных, образовательных и т.д.), решения задач (научных, творческих и пр.), но и самостоятельной ценностью человеческой жизни. Отсутствие или дефицит общения в форме диалога способствуют различным искажениям личностного развития, росту проблем на внутри- и межличностном уровне, росту девиантного поведения.

Таким образом, общение как социальный вид деятельности является для человека обязательным личностно формирующим фактором, а опыт и практика ведущих педагогов, психологов, психотерапевтов убеждают, что только диалогическое общение предоставляет большие возможности для творческого преобразования личности.

36 коммуникативная компетентность и коммуникативные умения социального работника .

Важным признаком профессиональной коммуникативной компетентности является ориентация на поддержку и развитие образа “Я” клиента. Как уже указывалось, под образом “Я” в психологии понимается система знаний человека о самом себе, система самоотношения. Интеграция реальных и идеальных компонентов образа “Я” обеспечивает стабильное развитие самооценки, самоконтроля, самопознания, самоутверждения индивидуальности. В том случае, если не обеспечивается стабильность образа “Я”, со стороны человека (клиента) в общении активно проявляется действие механизмов психологической защиты. Из различных классификаций этих механизмов воспользуемся следующей:

1) “Ролевая защита” - уход в формальное выполнение социальной роли, отказ от демонстрации личностного, проблемно-смыслового поля

(“Мне было сказано, я выполнил, что положено).

2) “Дискуссионная защита” - стремление занять страдательную позицию (покаяние, самобичевание, отрицательная самооценка), которая призвана помочь снять с себя ответственность, переложить ее на других.

3) “Открытая защита” - переход к стратегии “затыкания тра”, к запугиванию

С целью сохранения стабильности образа “Я” человек может избрать различные способы поведения. Одним из них является оправдание собственных неудач, ошибок, некомпетентности, неправильных действий. Во взаимодействии искренняя реакция в этом случае подменяется различного рода ссылками, которые и служат признаками использования защитного поведения: 1) Ссылка на привычный способ действий.

Поведение даже самых больших оригиналов строится в соответствии с набором рутинных, проверенных образцов. Сложившаяся схема, привычка помогают представить себя перед другими в наиболее благоприятном свете. Если опыт оказывается положительным, он быстро вводится в образ “Я”, становится привычным, нередко используется в ситуациях, далеких по своему содержанию от тех, в которых к нему прибегли впервые. Поэтому ссылка на привычный способ действий - наиболее часто приводимая причина, оправдывающая те или иные действия ”Я всегда так поступал, и уже поздно что-либо менять”, “Раньше меня всегда это выручало”, “Если что-нибудь изменить, боюсь, будет только хуже” и т. п. Если фразы, подобные этим, распознаются как психологическая защита, их следует считать сигналом неадекватности и обратиться к ее причинам, скрытым за маской привычки.

Реакция типа “Откуда я знаю, что вы имеете в виду? ” “Разве вы этого хотели? ” “Яне знал, что можно сделать по-другому” тоже могут быть признаками защитного поведения. Причем, по сравнению с первым случаем, интенсивность защиты возрастает, т. к. провоцируются сомнения в уместности и ясном выражении того, что хочет сказать один из партнеров. Подтекст ссылки на неинформированность чаще всего заключается в стремлении снять с себя ответственность за происходящее.

Аппеляция к привычке и неинформированности носят преимущественно спонтанный характер. В силу этого нелегко бывает однозначно истолковать причины сопротивления. Однако, если реакция принимает вид: “Оставь меня в покое, я сам знаю, как поступить”, эти причины более или менее ясны. К ссылке на способность к самоконтролю прибегают, во-первых, когда хотят скрыть истинные чувства, и, во-вторых, стремясь отстоять право на независимость. Скрытый смысл такой реакции заключается в том, что сильно опасение, что выполнение требуемого усилит чувство зависимости.

При желании можно занять такую позицию, с которой происходящие события никак не могут быть обусловлены желаниями и волей: “Как бы я ни старался, у меня не получится”. С такой позиции достаточно удобно выстраивать защиту образа “Я”, особенно в случае завышенной самооценки.

Словесные выражения этой защиты чрезвычайно многообразны: “Что произойдет, если.... ?”, “Справлюсь ли я с этим? ”, “Поддержат ли меня другие? ” и т. д. Несмотря на то, что это - наиболее “искренняя” форма защиты, за подобными высказываниями скрывается озабоченность не столько реальным будущим, сколько соответствием реально и идеального образа “Я”.

Итак, наблюдаемые в поведении признаки психологической защиты в любом случае связаны с потребностью снять реальную или мнимую угрозу образу “Я”. При этом взаимодействие теряет эффективность только потому, что может резко изменить характер представлений человека о самом себе, повлиять на самооценку или отразиться на устоявшихся образцах взаимоотношений.

С этой точки зрения очень важен выбор того или иного варианта тактики профессионального общения представителя коммуникативной профессии(педагога, социального работника, психолога-консультанта и т. п.). Для того, чтобы такой выбор был психологически оправдан, следует уметь различать, какова интенсивность защитного поведения, насколько велико сопротивление:

Реакция во взаимодействии

Ее наиболее вероятная причина

Активное сопротивление

Воздействие расценивается как разрушение существование существующего образа “Я” Пассивное сопротивление

Воздействие расценивается как угроза существующему образу “Я” Безразличие, апатия

Воздействие расценивается как нейтральное по отношению к образу “Я” Активная положительная реакция

Воздействие расценивается как направленное на укрепление и развитие образа “Я”

Тактика в общении не должна быть направлена на ломку психологической защиты. Более того, внимательное отношение к признакам защитного поведения позволит получить больше текущей информации о характере складывающихся отношений и регулировать их. Поскольку сопротивление есть защитная реакция, направленная на стабилизацию образа “Я”, встречаясь с ней, профессионал имеет шанс выяснить, что является наибольшей ценностью в самоотношении тех, с кем он работает. Наконец, защита может оказаться столь сильной, что само ее существование будет побуждать искать альтернативные пути укрепления и развития взаимоотношений.

№2. Элементы техники профессионального общения.

Под техникой профессионального общения мы будем понимать свободное владение и сознательное варьирование представителем коммуникативной профессии средствами межличностной обратной связи. К элементам техники мы отнесем: *навыки активного слушания

*стимулирование межличностной обратной связи

№2. 1. Навыки активного слушания

Существенным компонентом техники профессионального общения является умение слушать. Собственно, любая форма межличностной обратной связи немыслима без нормального функционирования “принимающего устройства”. Значение умения правильно воспринять поступающую информацию (как когнитивную, так и эмоциональную) многократно возрастает, если речь идет обезоценочной обратнойсвязи. Действительно, распознать истинный смысл сообщения или поведения означает сделать первый шаг к свободному и правильному выбору средств воздействия.

Отсутствие у профессионала специальных умений в восприятии и понимании направленных к нему обращений (вербальных или невербальных) неминуемо приводит к сбоям в работе механизма обратной связи, а значит затрудняет понимание им существа проблемы, ограничивает возможность влиять на нее. Безусловно, существуют объективные причины, препятствующие полноценному слушанию. К ним, прежде всего, следует отнести особенности внимания. Его колебания могут оказаться весьма значительными при наличии посторонних раздражителей: звуков, объектов и т. п.

Еще более веской причиной оказывается противоречие между интенсивностью восприятия и созданием на его основе мысленных образов - мы думаем примерно в четыре раза быстрее, чем говорим. В течение десятиминутного разговора возможно услышать от 600 до 900 слов. В это время производится значительная работа по распознаванию смысла слов, некоторые из которых могут иметь для говорящего иное, чем для говорящего, значение. Информация осмысливается, получает интерпретацию в соответствии с возникающими ассоциациями, в результате какая-то ее часть утрачивается.

Наконец, барьером слушания может оказаться субъективная позиция партнеров, во взаимодействии которых чаще преобладает настрой на высказывание собственных мыслей, мнений, интересов. Такая позиция затрудняет обратную связь, окрашивая эмоции в цвета неприятия, защиты, подозрения, непонимания. Гораздо чаще, чем принято думать, обращение оценивается не по его содержанию, а по тому, какое впечатление оно производит. В свою очередь, это впечатление зависит от социального статуса говорящего, степени его привлекательности. Первым шагом в приобретении умений эффективного слушания будет оценка собственного стиля. Следует стремиться анализировать с этой точки зрения возникающие ситуации, отвечая при этом по крайней мере на два вопроса: ”Насколько верно я понимаю смысл обращенных ко мне высказываний? ” и “Какая часть услышанного остается в памяти через несколько минут (часов, дней) после разговора? ”.

Более сложным, но и более полезным является самонаблюдение с целью соотнесения своего стиля с некоторыми типичными. Дело в том, что присущий человеку индивидуальный стиль приема информации проявляется в поведении. Варианты его достаточно многообразны, однако с некоторой долей условности можно говорить о наиболее часто встречающихся образцах. Одним их них является, так называемое, “псевдослушание”, муть которого состоит в имитации внимания к собеседнику. В этом случае может иметь место контакт глаз, кивки, улыбки, но нет собственно восприятия. Наиболее умелые “псевдослушатели” порой даже вставляют собственные реплики, однако за этим скрывается концентрация на собственных проблемах, усталость, раздражение, незаинтересованность.

Распространенным является “агрессивное”слушание - следствие стремления во что бы то ни стало и как можно скорее высказать собственные взгляды и суждения, не принимая во внимание позицию партнера. Даже паузы, которые позволяет себе такой “слушатель”, необходимы ему не для приема новой информации, а для передышки перед новой атакой. Подобная установка на доминирование препятствует полноценному контакту. “Избирательное”слушание дает возможность сосредоточиться лишь на некоторых деталях сообщения, наиболее важных или интересных для реципиента. При этом не складывается общей картины, или она остается мозаичной. До тех пор, пока контакт не слишком значим, “избирательное” слушание может устраивать партнеров. Однако оно может сильно затруднять общение, когда обсуждаемые проблемы актуальны. Рассматривая слушание как элемент техники профессионального общения, целесообразно выделить два его типа: пассивное и активное. Под пассивным слушанием понимается отсутствие со стороны реципиента действий, которые несли бы инициатору контакта информацию о том, как принято и понято его сообщение. Иными словами, при пассивном слушании отсутствует полноценная обратная связь или средства ее подачи не способствуют эффективному взаимодействию. Здесь следует специально отметить, что невербальные и мета-лингвистические средства контакта не выступают в данном случае в качестве адекватных сигналов межличностной обратной связи из-за своеймногозначности. Поэтому пассивное слушание определяется и как такое, при котором отсутствует именно вербальная обратная связь.

Альтернативным способом приема информации служит активное слушание. Его очевидными достоинствами является, во-первых, возможность посредством вербальной обратной связи проверить, насколько верно понято сообщение или обращение партнера. Не менее важно, что установка на активное слушание способствует концентрации внимания и позволяет избегать уже упомянутых типичных образцов неэффективного приема информации. Кроме того, техника активного слушания незаменима при необходимости помочь партнеру по общению решить его собственные эмоциональные проблемы. именно это его свойство имеет наибольший вес в профессиональном общении в сфере коммуникативных профессий.

Проблема овладения способами подачи обратной связи при активном слушании достаточно сложна. Нелегким является преодоление стремления немедленно решит проблему партнера. Первым, и весьма благородным, порывом нередко бывает попытка дать совет, успокоить, высказать собственный взгляд на ситуацию, предложить готовое решение. Однако в этом случае тонкой и легкопроходимой оказывается грань между безоценочной о оценочной обратной связью. Последняя ставит партнера в позицию объекта воздействия, в то время как главной ценностью является его субъектная (активная) позиция.

Перед тем как перейти к овладению способами подачи безоценочной обратной связи, необходимо проанализироватьспонтанныепривычные реакции. Это поможет в дальнейшем сопоставить их с приобретенными умениями и сделать выбор в пользу тех или других. Важно понимать, что коммуникативная техника не предполагает полного отрицания того, что имеется в индивидуальном опыте общения. речь идет о расширении арсенала средств, о более свободном и целенаправленном их выборе. Поэтому целесообразно видеть в привычных способах подачи обратной связи не только черты, ограничивающие ее возможности, но и те, которые при соблюдении соответствующих условий не снижают полноценного контакта.

С целью анализа предлагается выполнить следующее упражнение: Перед вами несколько ситуаций. В каждой из них партнер делится с вами тем, что его тревожит, описывает свои трудности. В каждом случае запишите свои возможные реакции

Вероятно, ваши ответы относятся к одной из следующих категорий. Еще раз повторим, что нет смысла делить их на “хорошие” и “плохие”, “правильные” и “неправильные”. Проблема заключается в выборе реакции, в наибольшей мере отвечающей особенностям ситуации и целям, которые вы ставите перед собой. Совет. Попытка предложить собственное решение проблемы, т. е. дать совет, далеко не всегда приводит к успеху. Прежде всего, он может оказаться ошибочным и, следовательно, принести скорее вред, чем пользу. Часто совет сопровождается таким вступлением: “Я бы на твоем месте...”, хотя то, что хорошо для одного человека, может оказаться неприемлемым для другого. Совет также провоцирует партнера избегать ответственности за совершаемые впоследствии действия: всегда остается возможность сослаться на то, что они совершены вопреки первоначально принятому решению или собственной позиции. Наконец, может оказаться, что целью обращения вовсе не являлось получить совет, т. е. содержание высказывания было неверно понято.

Оценка. В жизни часто не обойтись без оценки. В то же время чаще, чем это действительно необходимо, оценкой заменяется выражение собственного мнения. Следует помнить, что оценка, как никакая другая реакция, способна привести в действие механизмы психологической защиты, особенно тогда, когда она принимает критический или негативный характер. Распространенной является так называется “конструктивная критика”, т. е. оценка, высказываемая казалось бы из лучших побуждений. Иногда имеет место положительная оценка, однако и в этом случае не исключается снижение степени искренности и открытости со стороны партнера из-за обращенности любого рода оценки к образу “Я”.

Анализ. Анализ представляет собой интерпретации, разбор услышанного. Характерным признаком этого вида обратной связи являются фразы вроде “Мне кажется вы имели в виду.... ”, “Наверное, все началось с того, что.... ” и т. п. Попытки интерпретации услышанного с собственных позиций вполне оправданы, т. к. позволяют увидеть проблему в ином ракурсе, прояснить некоторые ее аспекты. Следует лишь иметь в виду возможность возникновения барьеров в общении в случае, если анализ оказывается неверным или ведется с позиции превосходства. Тогда партнер просто не примет альтернативную точку зрения, взаимодействие сведется к обмену аргументами, скрытому или явному противодействию. Поэтому интерпретация должна основываться только на реальных фактах и высказываться в форме предположений, а не категоричных суждений.

Уточняющие вопросы. Уточняющие или наводящие вопросы часто служат эффективным средством обратной связи. Действительно, с их помощью более понятной становится мысль или позиция собеседника, регулируется ход изложения его проблемы. Например, можно осведомиться у него, имеет в данный момент место описание ситуации или выражение чувств по поводу происшедшего. Избежать возникновения напряженности можно не прибегая к слишком большому количеству уточняющих вопросов, не “увязая” в мелких незначительных подробностях. Иначе такое выспрашивание будет походить скорее на допрос, чем на попытку оказать помощь. Вопрос также часто маскирует оценку или совет: “Почему же вы не.... ”. В этом случае задающий его как бы заранее знает правильный ответ и провоцирует защитную реакцию партнера. Демонстрация поддержки. Эта реакция может принимать самые различные формы: разубеждение, подбадривание и т. д. В достаточно сложных ситуациях общения демонстрация поддержки - спонтанный и весьма эффективный способ обратной связи. Однако и здесь необходима осторожность для того, чтобы не принизить значимость переживаний партнера.

(продолжение материалов по технике взаимодействия см. в разделе “Психологическое консультирование”)

№ 2. 2. Навыки стимулирования межличностной обратной связи

Предлагаемая здесь техника ни в коем случае не претендует на то, чтобы исчерпать все многообразие возможностей стимулировать позитивную недирективную обратную связь. Вместе с тем, ее достоинством является, во-первых, то, что она не ограничивается поиском только рациональных ходов, а обращена к богатству эмоциональной сферы, и во-вторых, представляет собой более или менее законченную систему.

Общение немыслимо без эмоций. Они являются средством выражения отношения к ситуации, партнеру, самому себе. В то же время немногие задумываются над тем, какие из существующих способов выражения эмоций делают их понятными, вызывают отклик, располагают к себе. Между тем, внимание к этой проблеме может стать первым шагом в приобретении умений стимулировать межличностную обратную связь, увеличивая тем самым коммуникативный потенциал.

Существует два способа выражения эмоций - косвенное и прямое. Сравните следующие пары высказываний, каждое из которых несет в себе определенный эмоциональный заряд:

1. а “Ты не умеешь вести себя, разговаривая со старшими”.

Б “Я сержусь из-за того, что ты перебиваешь меня”.

2. а “Разве трудно было придти домой пораньше? !”

б “Я волновался, т. к. ты опоздал”.

3. а “Это был прекрасный вечер”

б “Я рад, что провел время вместе с вами”

Во всех случаях первое из высказываний содержит косвенное выражение эмоций. Внешне оно проявляется в отсутствии обозначения и называния той эмоции, которую переживает говорящий. Такой путь не стимулирует обратную связь и даже блокирует ее. Это происходит в силу того, что возрастает степень неопределенности высказывания. Действительно, фраза 1а может выражать гнев, раздражение, разочарование, обиду и т. д. Высказывание 2а в эмоциональном плане тоже многозначно: здесь может содержаться неудовольствие, ирония, встревоженность, страх, подавленность. То же самое справедливо и в отношении высказывания 3а - что это: удовольствие, снисходительность, благожелательность, ирония, сарказм?

В реальном общении, особенно профессиональном, гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд, ситуаций, контекст которых не позволяет с уверенностью дешифровать такие многозначные высказывания. Не всегда удается избежать рассогласования вербальных и невербальных средств общения, тем более, что последние многозначны, могут выражать разный смысл.

Еще одно возражение против косвенного выражения эмоций основывается на признании их оценочного характера. Уже говорилось, что оценочность вызывает действие механизмов психологической защиты. Прямое выражение эмоций (высказывания 1б, 2б, 3б) содержит указание на конкретное переживание, что создает условия для их однозначной и безоценочной трактовки. Кроме того, они несут больше информации о говорящем, что является немаловажным обстоятельством, когда речь идет о стимулировании межличностной обратной связи. Для того, чтобы доказать это, достаточно обратиться к понятию ответственности во взаимодействии. Обе стороны, вступающие в него, в равной мере разделяют ее, когда речь идет о эмоциональной удовлетворенности или неудовлетворенности контактом. Подтвердить готовность брать на себя эту ответственность можно, если видеть причину возникающих эмоциональных состояний не как результат действия внешних стимулов, а как следствие собственного восприятия ситуации. Рассмотрите с этой точки зрения следующие две фразы: “Ты сердишь меня” и “Я сержусь на тебя”. Между ними имеется существенное различие. В первом случае ответственность за переживаемое говорящим состояние переносится на партнера, во втором - эмоция расценивается как собственное состояние. Скрытый психологический смысл различия состоит в том, что прямое выражение эмоций оставляет партнеру большую свободу в выборе линии поведения.

Эффективному выражению эмоций может способствовать выполнение следующих правил: 1. Следует научиться правильно распознавать собственные эмоции, следить за динамикой их изменения с помощью контроля за психофизиологическими признаками, невербального поведения, речью.

2. Необходимо научиться правильно выбирать место и время проявления эмоций. Спонтанная эмоциональная реакция не всегда оказывается верной и уместной. Следует убедиться, что партнер готов, если не понять ваше состояние, то хотя бы услышать, что вы ему сообщаете.

3. Лучше всего по возможности точно формулировать оттенки переживаемого состояния. Партнеру важно знать, что вы испытываете: неуверенность или растерянность, возбужденность или восторженность, благосклонность или дружелюбие.

Введение

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Именно в дошкольном детстве взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, а общение со взрослыми оказывает решающее влияние на психическое развитие с первых дней рождения ребенка на протяжении первых семи лет его жизни.

С близкими взрослыми людьми, прежде всего с матерью, а затем с воспитателем детского сада у ребенка складываются доверительные отношения, он ожидает от них сочувствия, понимания, участия (М.И. Лисина).

Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность, которая характерезуется такими параметрами, как время ее возникновения; место, которое она занимает в жизни ребенка; содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения; мотивы, побуждающие малыша к нему; средства, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

Дошкольник овладевает речью как ведущим средством общения, позволяющим передать максимально богатое содержание. На протяжении дошкольного детства изменяются содержание общения, его мотивы, у малыша формируются коммуникативные навыки и умения, позволяющие ему стать инициатором общения, решать со взрослым сложные проблемы позновательного и нравственного характера (Г.А. Урунтаева).

Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер, что особенно значимо для коррекции недостатков развития общения у детей с нарушениями зрения.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, со взрослыми, в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков. Зрительный дефект затрудняет развитие коммуникативной и творческой деятельности детей этого возраста.

Основной проблемой, с которой сталкивается нормально развивающийся ребенок уже в раннем возрасте, является проблема установления взаимоотношений со значимыми для него взрослыми людьми. Решение ее осуществляется в общении, которое становится важным каналом получения информации о внешнем мире и основой, на которой строится здание всей последующей жизни личности. Общение является важнейшим фактором и неотъемлемым условием нормального психического развития ребенка.



Становление коммуникативной деятельности у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако нарушения зрения изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей и при формировании коммуникации они включаются в иную систему связей, чем у детей без патологии.

Ведущим фактором в разных видах деятельности слабовидящего дошкольника на протяжении всей жизни является коммуникативная деятельность. Слабовидящий ребенок развивается и активно усваивает общественный опыт в ходе общения с людьми и предметами окружающей действительности. Решение проблем активного вербального и невербального общения слабовидящих и есть тот обходной путь, обуславливающий, продвижение ребенка c патологией зрения в психическом развитии, который обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий.

Зная эти особенности детей с дефектом зрения и их причины, нужно говорить о создании благоприятных условий для их правильного развития в образовательных учреждениях с целью предотвращения возможных вторичных отклонений, так как известно, что при неправильной организации воспитания и обучения страдают познавательные процессы ребенка (такие, как восприятие, воображение, память, наглядно-образное мышление), наблюдаются отклонения в эмоциональном и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности коррекционной работы.



Темой курсовой работы является «Особенности развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Цель работы: выявить особенности развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Объектом исследования являются: дети с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования являются: особенности развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности развития коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

3. Подобрать методики изучения коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Метод исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по вопросам развития коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Глава 1. Теоретические вопросы изучения коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Понятие коммуникативной деятельности в педагогической литературе

Коммуникативную деятельность можно рассматривать как совокупность, в конечном итоге, социально и исторически детерминированных человеческих действий, включающих производство и восприятие речевых высказываний, являющихся результатом и выражением происходящих в сознании процессов. Она всегда является одним из компонентов в совокупности различных видов деятельности и, будучи включенной, в данную совокупность, коммуникативная деятельность связана с мотивами и целями той деятельности, которая в конкретном случае явилась причиной возникновения коммуникации. При этом коммуникативная и умственная деятельность связаны отношениями взаимного проникновения, так как коммуникативная деятельность проявляется или как результат, или как исходная точка умственной деятельности.

Коммуникации – это обмен информацией между взаимодействующими субъектами при помощи системы знаков, слов. Субъектами могут выступать

социальные институты, индивиды, социальные группы, общественные движения, международные сообщества, географически обозначенные регионы,

государства.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей. Так, Г. М. Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении).

А. А. Леонтьев и Б. X. Бгажноков выделяют два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и социально-ориентированный. Эти типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.

Как отмечает Б. X. Бгажноков, высказывания в социально-ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требования полноты, точности и высокой культуры.

Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует ее внутренняя, психологическая, характеристика. Она, согласно И. А. Зимней, проявляется в социальной и индивидуально-психологической репрезентативности этого процесса.

Социальный показатель коммуникативной деятельности означает, что она может происходил только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностный показатель проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.

Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как "коммуникативную деятельность", рассмотрим ее основные структурные компоненты. Итак, предмет общения-это другой человек, партнер по общению как субъект;
потребность в общении-это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью-к самопознанию, к самооценке;
коммуникативные мотивы-это то, ради чего предпринимается общение;
действия общения-это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении-инициативные ответные);
задачи общения-это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
средства общения-это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
продукт общения-это образования материального и духовного" характера, создающиеся в итоге общения.

Процесс коммуникативной деятельности строится как "система сопряженных актов" (Б. Ф. Ломов). Каждый такой "сопряженный акт"-это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом проявляется, согласно М. М. Бахтину, диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации "сопряженных актов".

Таким образом, диалог-это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь, элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта-организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом могут стать отдельная личность, группа людей, масса.

Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной Деятельности, а общение с группой (коллективом)-как личностно групповой, общение с массой-как личностно-массовый. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия опираются на единое организационно-методологическое основание, а именно на личностно-деятельностное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Под основными или базовыми коммуникативными свойствами личности мы понимаем те, которые начинают оформляться в детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека в сфере общения. Эти свойства отличаются от других тем, что их развитие, - по крайней мере, в начальный период - в определенной степени зависит от генотипических биологически обусловленных свойств организма. К числу таких свойств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность, эмоциональность и общительность, невротичность и мн.др. Эти свойства складываются и закрепляются в условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, оперативного и условно-рефлекторного научения, подражания и ряда других факторов.

Коммуникативная деятельность. Коммуникативная деятельность по определению М.И. Лисиной есть синоним общения. В своем же исследовании, мы больше придерживаемся, точки зрения Г.С. Васильева, который считает, что соотношение общения и коммуникативной деятельности это соотношение целого и частей. Общение не существует без коммуникативной деятельности партнеров, но оно не сводится к их изолированно взятым коммуникативным деятельностям. Итак, коммуникативная деятельность-это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Каждый участник коммуникативной деятельности активен, т.е. выступает как субъект и является личностью.

Коммуникативная деятельность отличается наличием мотивов и цели. На наш взгляд можно выделить следующие виды коммуникативной деятельности:

Гностическая;

Экспрессивная деятельность;

Интеракционная.

Коммуникативная деятельность личности предполагает наличие у человека коммуникативных свойств. Поэтому представляется необходимость вычленения всего арсенала свойств личности, которые играют важную роль в коммуникативной деятельности.

Анализ существующей литературы показал, что коммуникативная деятельность зависит от множества свойств личности. Коммуникативная деятельность обусловлена личностью в целом. В разных видах КД активизируются разные подструктуры.

Коммуникативная мотивация. По представлению В.П. Симонова первичной является потребность, мотивация же от нее производна, возникает на базе уже имеющегося опыта и носит явно когнитивный характер. А.Н. Леонтьев же считает, что мотив - это опредмеченная потребность, a B.C. Мерлин характеризует мотив как психологические условия, в которых протекает деятельность человека. В.Г. Леонтьев считает, что психическая система "мотив-цель" представляет собой качественно новое образование. Это образование он назвал мотивацией, как направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности. Обобщив эти взгляды, мы получаем, что коммуникативная мотивация - это мотивы, потребности, цели, намерения, стремления, которые стимулируют и поддерживают активность коммуникативной деятельности. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих сам акт общения, его начало, направленность и активность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения коммуникативной деятельности. Любая форма поведения может быть объяснена внутренними и внешними причинами. В первом случае это психологические свойства субъекта, а во втором - внешние условия.

Формирование целостной личности характеризуется также формированием соответствующей мотивации, которая обусловливает "требуемое поведение". Мотивация обеспечивает преодоление внутренних конфликтов, проявляющихся в отклоняющемся поведении личности.

Устойчиво доминирующая система мотивов лежит в основе направленности личности. Направленность - это "системообразующее свойство " личности, стержень ее структуры. Общественная направленность личности включает в себя:

признание приоритета общечеловеческих ценностей, разумное сочетание национальных и межнациональных, личностных и общественных интересов;

осознание труда как высшего смысла жизни, способа утверждения собственного достоинства, развития своих способностей;

принятие в качестве основы общения между людьми требований нормативной нравственности.

Направленность появляется в поведении, определенном требованиями нормативной нравственности, ее основу составляет заданная общественной структурой иерархическая система побуждений и императивов. Направленность ориентирует формирование коммуникативных свойств личности, задает цель деятельности и общения.

Единства в понимании мотивационно-потребностной стороны общения нет. Как отечественные, так и зарубежные исследователи выделяют потребность в общении. А.А. Леонтьев сомневается, существует ли вообще такая потребность как самостоятельная и не сводимая к другим потребностям. Скорее можно было бы говорить о потребности в контакте, в соучастии к другому человеку и его деятельности.

М.И. Лисина выделила три группы мотивов общения у детей: познавательные, деловые и личностные.

Главной составляющей первой группы мотивов является потребность во впечатлениях. Эта потребность с течением времени возрастает и возникает группа познавательных мотивов.

Вторая группа мотивов возникает вследствии развития потребности в общении. Каждый ребенок непоседлив. Вялость говорит о болезненном состоянии ребенка. или о дефекте развития. Эти потребности образуют деловую группу мотивов.

Третья группа мотивов возникает из потребностей детей в признании и поддержке. Эти потребности преобразуются в личностные мотивы.

Многие из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в свойства его личности. К таким факторам можно отнести, например, мотив достижения успеха и мотив избегания неудач, фактор личностной тревожности и самооценки, мотив аффилиации и альтруизма. Так, с самооценкой соотносится уровень притязаний. Мотив аффилиации проявляется в стремлении наладить добрые, эмоционально-положительные взаимоотношения с людьми и внешне выражается в общительности, в стремлении сотрудничать с людьми. При доминировании этого мотива люди уверенны в себе, непринужденны, открыты, активны в общении. Мотив альтруизма служит основой для возникновения эмпатии.

В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как “взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата ” (Лисина, 1986). Значительной вехой в развитии коммуникативной деятельности является формирование у детей “способности к согласованным действиям с учетом позиции другого ”, которая рассматривается в качестве основного новообразования дошкольного возраста в сфере сотрудничества (Цукерман, 1993). Соответственно коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения (Петровская, 1982). В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).

Концепция формирования универсальных учебных действий и компетентностный подход определяют формирование и раз­витие коммуникативной компетенции в качестве и цели, и про­межуточного результата обучения. В содержание понятия комму­никативной компетенции входят:

· языковая компетенция: владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;

· социолингвистическая компетенция: способность ис­пользовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;

· дискуссионная компетенция: способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований;

· речевая компетенция: способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);

· информационная компетенция: способность ориенти­роваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;

· социокультурная компетенция: степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка;

· социальная компетенция: способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).

Коммуникативный подход обеспечивает формирование и развитие готовности к общению; он приводит к соблюдению этикетных норм, умению социально взаимодействовать, прояв­лять интеллектуальные, познавательные, творческие способно­сти.

Психологический анализ коммуникативной деятельности позволил выделить в ней несколько базовых компонентов: познавательный, эмоциональный, поведенческий и личностный.

Поведенческий компонент объединяет элементы "коммуникативного поведения", доступные наблюдению действия, осуществляемые в ходе межличностного общения (мимику, жесты, пантомимику, локомоции), речь, а также тактику поведения в различных ситуациях и т.п. (Ковалев, 1980). Это совокупность вербальных и невербальных средств общения, "паттернов" поведения в определенных ситуациях и т.д.

Эмоциональный компонент главным образом связан со способностью к сопереживанию, эмпатии, но это также особенности эмоциональной сферы в целом и влияющий на нее характер самооценки.

В отношении содержания когнитивного компонента исследователи сходятся на том, что это совокупность процессов восприятия и понимания, а также "свобода от стереотипов в оценке других людей", "осознание нравственных аспектов общения", рефлексивные способности и другие характеристики. Это особенности перцептивной сферы, характер познавательных тактик и стратегий, индивидуальных "ограничений" в межличностном познании и понимании, совокупность представлений об общении, знаний его закономерностей и т.д.

Наиболее сложный компонент коммуникативной деятельности – личностный , где речь идет о совокупности нравственных, ценностно-смысловых установок и потребностно-мотивационных образований личности в отношении общения людей.

Речевое общение между людьми очень многолико. Его можно рассматривать под разными углами зрения. Первый и основной - это человек в мире коммуникаций в процессе обмена информацией. Эта ипостась общения характеризует человека как субъекта коммуникативных связей. Вопросы, связанные с таким аспектом, касаются теории и практики коммуникации, социальных институтов коммуникации, особенностей процесса коммуникации в науке, бизнесе, политике.
Другая разновидность общения - характеристика его структуры, видов, типов. В этом отношении требуется различать переговоры и торги, полемику и спор, деловые игры и разные виды обсуждений. Все такие разновидности делового общения имеют свою “драматургию”, свои сюжеты, свою особенности.
Общение обычно преследует явно определенные цели. В нем можно и нужно различать стратегию и тактику достижения целей. Деловые стратегии общения дают экспозицию способов постановки цели и выбора средств их реализации, разновидностей тактик, стратегических сценариев. Подобное обсуждение черт делового общения с неизбежностью привлекает потребность выявления стиля делового общения и его принципов, различения принципиальности по существу и формальной принципиальности в общении. Указанные принципы дают своеобразные императивы и правила делового общения. Наряду с этим обоснованным тогда представляется служебный деловой этикет. Он характеризуется как систематика методов коммуникативно-управленческого влияния, как коммуникативный менеджмент. Общение - это часто разрешение конфликтной ситуации. И в связи с этим необходимо обсуждение природы конфликта в коммуникации, типов коммуникативных конфликтов и способов их разрешения. В числе трудностей процесса межличностной коммуникации, порождающих конфликтные ситуации, должны быть учтены барьеры общения, ошибки, разрушающие разговор, барьеры восприятия речи, первого впечатления, особенности экспрессивного поведения человека в общении.
Межличностное общение - это всегда обмен эмоциями, взаимодействие, психологический контакт. Поэтому не случайно то, что управленческое, деловое общение должно рассматриваться под углом зрения практической социологии и психологии.
Средства публичной речи, особенности речевой деятельности - следующая важная грань общения. Она характеризует лексический словарь личности, смысловые коды взаимопонимания, социокоммуникативную совместимость в общении. И, наконец, весомой составляющей процесса коммуникации является аргументированность, доказательность.
Общение - очень многогранный процесс. Он реализуется в разнообразных формах (межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение, коммуникация и т. п.) и изучается философией, психологией, социологией, педагогикой, языкознанием. Сложность феномена общения, его многофакторность и многообразие подходов к объяснению, описанию и изучению форм общения порождает множество точек зрения и позиций. Задача данного раздела - не перечисление множества подходов, а реконструкция феномена общения с точки зрения различных подходов, выявление, различных граней общения. Такая позиция ориентируется на воспроизведение различных аспектов общения, несмотря на многообразие подходов, в целостном единстве, позволяющем рассматривать методы, средства и приемы эффективного делового общения как инструментарий социальной работы. Изучение каждой из граней общения должно дать специфические методы коммуникативной техники социальной работы.
Общение - это прежде всего взаимодействие, взаимоотношение. Сторонами такого взаимоотношения являются люди, субъекты общения. В основе общения лежит прежде всего их отношение друг к другу. Конечно, можно рассматривать как общение, например, и отношение человека к природе (к объекту, а не к субъекту). Но “общение с природой” если и не является “литературным способом выражения”, то, скорее всего, знаменует несколько иной тип отношений. Подобному типу “общения” не присущи все особенности процесса коммуникации; кооперация усилий и борьба, речевой этикет и психологические нюансы, аргументация и критика, убеждение и переубеждение и многое другое.
Если процесс взаимодействия субъекта с объектом и можно назвать общением, то лишь в крайне узком смысле. Изначально, по определению, общение понимается как взаимодействие по меньшей мере двух равных по активности (или возможности активности) партнеров, субъектов общения. Поэтому общение - это субъектно-субъектное взаимодействие. Если же реконструировать схему общения в виде субъектно-объектного взаимодействия, то очевидно, что противоположные стороны этого процесса имеют слишком разные характеристики.
Общение - это процесс взаимодействия между людьми. Будучи многогранным, процесс общения включает в себя:
формирование и развитие личности;
развитие общества и общественных отношений;
социализацию личности;
создание и развитие общественных способов взаимодействия людей;
социально-психологическую адаптацию людей;
обмен эмоциями;
обучение, передачу умений и навыков;
обмен информацией;
обмен деятельностью;
формирование отношения к себе, к другим людям и к обществу в целом.

Предмет общения составляет такую его характеристику, которая определяет содержательный характер человеческого взаимодействия. В зависимости от того, что является предметом общения, его содержанием, увеличивается многообразие разновидностей общения: бытовое, деловое, специально-профессиональное и общенаучное, социально-политическое и т. д. Учитывая организацию процесса общения, цели, которые преследует общение, уровень эмоционального настроя, на котором оно реализуется, можно говорить о разнообразных способах такого взаимодействия. Общение между людьми имеет много параметров и изменение каждого из них ведет к той или иной модификации данного процесса.
Социальный работник должен знать эти параметры, уметь их задавать, формировать и тем самым уметь управлять процессом общения. Превращение знания об этих характеристиках общения в умение их использовать в разговоре, беседе, споре, собеседовании, переговорах, т. е. владеть коммуникативной техникой, составляет важное профессиональное качество социального работника.
Одной из важнейших особенностей деятельности педагога, социолога, соционома, философа и вообще гуманитария является умение вести диалог, организовать процесс коммуникации, общения. Указанный диалог может быть в индивидуально-личностной форме и в виде социального диалога, выражающего собою процесс формирования общественного мнения, управления им. Умение вести диалог предполагает ряд специфических профессиональных навыков.
Профессионал должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверительности в беседе и делового настроя в собеседовании, найти тонкий психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.
В основе всего этого лежит коммуникативная техника общения. Владение ею - важный признак, профессиональной пригодности. Теории общения как самостоятельной дисциплины не существует. Однако это не означает, что не существует методов научного анализа человеческого общения, различных концепций, школ и направлений.
Отсутствие единой и цельной научной теории, видимо, отражает тот факт, что человеческое общение - чрезвычайно многогранный процесс, реализующийся в разных сферах и на разных уровнях социальных отношений и изучаемый различными науками: психологией и теоретической лингвистикой, общим языкознанием и социальной психологией, социологией и логикой, философией и педагогикой, а также дополняемый изысканиями в таких областях, как риторика, теория и практика аргументации, управленческий менеджмент, медиаторинг, полемология, техника и методика делового общения, социология массовых коммуникаций (mass media), изучение и формирование общественных связей и отношений (Public Relations).
Создать всеобъемлющую теорию человеческого общения, погрузив в нее все нюансы речевого взаимодействия людей, невозможно. Но возможно и необходимо разрабатывать общие принципы и конкретные методики общения, язык общения, его логику, лексику, семантику, психологию, прагматику и праксеологию. Эти общие принципы общения, не претендующие на то, чтобы быть единой (или единственной) теорией общения, можно назвать философией общения.
Общение - процесс взаимодействия и взаимоотношения субъектов (личностей, социальных групп), в котором происходит взаимообмен деятельностью, информацией, эмоциями, навыками, умениями, а также волевой контакт.
В общении можно выделить много аспектов. Философский аспект общения связан с пониманием социального статуса субъектов общения. Поэтому само общение в философии понимается как социализация субъектов (приобщение к обществу, обретение социальных ценностей, выполнение социальных ролей и т. п.). В таком процессе индивид понимает свои качества как социальные, социально значимые, и в этом отношении становится личностью. В процессе социализации, меняясь, индивид одновременно изменяет и сообщество, в которое он вступает, дополняя его своей индивидуальностью.
Психология общения - это психологические характеристики нравственного климата сообщества, его психологической устойчивости, динамики сплочения и разобщения. Здесь определяющими являются параметры когнитивной (осмысленной), эмоциональной и волевой совместимости.
Коммуникация имеет несколько значений. Во-первых, это путь сообщения (например, воздушные или водные коммуникации), во-вторых, это форма связи (к примеру, радио, телеграф и т. п.), в-третьих, это процесс сообщения информации с помощью технических средств - средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение и пр.), наконец, в-четвертых, коммуникация выражает акт общения, связь между двумя или более индивидами, сообщение информации одним лицом другому. Это словарное определение термина показывает, что наиболее близким по значению является последний случай.
Итак, коммуникация - это не общение во всем его комплексе и многогранности, а лишь акт общения. Определение термина “коммуникация” начинается с характеристики множественных информационных систем передачи человеческой речи, сигналов и изображений. Термин “коммуникация” означает буквально меру “участия” (или “соучастия”) в процессе потребления, обмена и использования информации. Но вместе с тем находиться в состоянии коммуникации - это не просто передавать и получать информацию. В процессе коммуникации образуется коммуникативное сообщество. Оно характеризуется отношениями единства, взаимосвязи, обмена взаимодействия, взаимопонимания и т. п. Именно такое сообщество правомерно определять как людей, находящихся в отношении коммуникации.
Согласно этому можно выделить ряд характеристик, которые составляют профессиональный портрет гуманитария с точки зрения владения им коммуникативной техникой. Эти характеристики называются коммуникативной профессиограммой. Специалист в области теории и практики общения должен:
знать речевой этикет и уметь его использовать;
уметь формулировать цели и задачи делового общения;
организовать и управлять общением;
анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление;
ставить вопросы и конкретно отвечать на них;
владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;
уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, командную деловую игру, переговоры, торги;
уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их;
иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;
владеть техникой речи, риторическими фигурами, и приемами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;
знать речевой и служебный этикет и уметь его использовать;
уметь с помощью “слова” осуществлять психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение.
Это всего лишь малая толика чисто профессиональных навыков, без которых нет и не может быть профессионала.
Как выяснено выше, термин “коммуникация” достаточно многозначен и имеет много разговидностей. К таким разновидностям будем относить: деловой разговор, беседу, обсуждение, собеседование, спор, полемику, дискуссию, дебаты, прения, диспут, переговоры и торги.
Разговор - это всегда коммуникация, если, конечно, он не является просто рассказом чего-либо одним лицом другому. Но даже и в таком случае должны использоваться механизмы убеждения, формирования мнения, наведения мостов под будущее соглашение. Будем рассматривать разговор как контактный метод. Он неотделим от ситуационного поведения, где, как говорится, “встречают по одежке” (манере держаться, двигаться, говорить, управлять своими эмоциями и пр.), а “провожают по уму” (по способности емко и глубоко представить проблему, обосновать ее, сформулировать свое собственное суждение, выставить возражение и т. п.), В разговоре варьируются ясно осмысленные цели, интуитивные резоны и бессознательные мотивы.
Чтобы выявить доминирование тех или иных акцентов, будем различать разговор, беседу (в собственном смысле слова) и деловую беседу. Разговор представляет собой форму ситуационного контакта. Даже краткий обмен репликами, вопросами и ответами, мнениями и оценками выступает достижением некоторого ситуационного соглашения на основе обмена информацией.
Обычно структура ситуационного контакта представляется следующим образом:
Обращение.
Запрос (вопрос, затребование информации или ситуации).
Ответ (предоставление информации или требуемой ситуации). Непредоставление ситуации или информации также является ответом определенного рода.
Согласованные действия или ситуация (взаимодействие) на основе ситуационного контакта.
Несомненно, целью ситуационного контакта служит некоторое согласованное действие (аналог соглашения или договора). Поэтому все компоненты разговора должны быть обоснованы и мотивированы. Здесь можно выделить предпосылки правильной организации разговора. Среди них явно выделяются две сферы: когнитивная и аффектативная.
Мотивированность и обоснованность разговора достигается за счет осмысления всех этих составляющих. Когнитивная сфера - это сфера познания и осознания. Первая часть ее говорит о том, что необходимо отдать себе отчет о том: “Кто я?”, “Где я?”, “Каково мое место в данной ситуации?”. Вторая часть непосредственно связана с осознанием должного и желательного, необходимого и возможного. Основные вопросы здесь таковы: “Что я хочу?”, “Как это возможно?”.
Аффектативная сфера подразумевает понимание того, что разговор - психологический контакт. Поэтому в ней звучат вопросы: “Кто он (она)?”, “Какое место он (она) занимает?”, “Каково мое отношение к нему (к ней)?”. На основе ответа на последний вопрос формируется эмоционально-психологическая фабула разговора. Однако не нужно думать, что фабула переговоров в разговоре проста. Во всей внешней простоте разговора в форме ситуационного контакта скрыто множество спонтанно развивающихся событий, и даже некоторый спровоцированный инцидент.
В первом круге, который означает соотношение когнитивной и аффектативной зон, кружится весь разговор. И его наполнение существенно зависит от проработки его сегментов. Если в первом из них имеется превышение притязаний (кем хочу представиться) над подтверждением (кто есть на самом деле), то такой разговор развивается в область, которую назовем “экспозицией”. Она характеризуется тем, что субъект разговора просто стремится выставиться в нужном ему свете. Умаление притязаний в пользу подтверждений может варьироваться в диапазоне от самоуничижения до обычной клоунады. Эта сфера, по сути, есть мера соотношения сущего и должного в коммуникации. Она с неизбежностью определяет содержание второго сегмента, постановку целей, равно и последующие характеристики их мотивированное™ и обоснованности разговора.
Дополнение характеристики разговора мотивированностью формы обращения, корреляцией между выбранным предметом (объектом) и субъектом разговора дает представление о том, что разговор - не такое уж простое дело.
Начнем с того, что есть разные формы бесед. Есть беседа равных (по положению) партнеров, коллег, есть беседа не равных по положению партнеров (начальника и подчиненного, учителя и ученика и т. п.). В каждом случае беседа имеет свою драматургию. Если разговор является ситуационным контактом, то беседа отличается от разговора тем, что это контакт предметный. Перефразируя, можно сказать, что беседа - это предметный разговор, а разговор - беспредметная беседа
Нас интересует прежде всего тот механизм общения, который реализуется в беседе как форме коммуникации между двумя субъектами. Деловой разговор - это разговор с коллегами и партнерами, клиентами и заказчиками, соперниками и конкурентами.
Контекст общения охватывает не только сказанное и увиденное. Он более широкий, в том числе и по временным параметрам. Пространство беседы также оказывает большое влияние на ее процесс и на ее продуктивность. Как, позитивно или негативно, влияет информация на самовосприятие и на самооценку? Доброжелателен или холоден сигнал, ясен или смутен, однозначен или многозначен, полезен или бесполезен, вызывает симпатию или антипатию?
Для проведения успешной беседы нужно стремиться как можно больше узнать о собеседнике, “прочитать” его. Узнать собеседника - это, разумеется, не только иметь сведения о нем и о его биографии, чертах характера, вкусах и привычках, особенностях поведения и культуры. Это еще и умение “прочитать” его в сложившейся ситуации.
Спор как вид делового общения широко применяется при обсуждении спорного положения. В изучении спора существует много мнений о его характеристиках и природе. Часто спор квалифицируют как процедуру, в которой один доказывает, что какая-то мысль верна, а другой - что она ошибочна. Более строго говоря, можно констатировать, что в споре идет такой обмен мнениями, в котором оппонент борется за отстаивание собственного тезиса и опровержения тезиса пропонента; последний же, наоборот, доказывая свое положение, критикует и опротестовывает мнение противника. Но вместе с этим такой характеристики спора недостаточно. И прежде всего потому, что в споре главной целью является не доказательство истинности собственного тезиса, а утверждение собственного мнения, своей точки зрения по тому или иному спорному вопросу. И ссылка на древнюю мудрость о том, что в споре рождается истина, представляется слишком сильным утверждением. Чаще всего в споре доказательством истины, как говорится, и “не пахнет”. К тому же, зачастую спор ведется в неупорядоченных и неорганизованных формах. Спорщики в большинстве случаев не заботятся об обстоятельном, полном и непротиворечивом доказательстве своих положений, чураются каких-либо правил и принципов (кроме собственных, разумеется).
По мнению исследователей, родовым понятием спора может быть понятие обмена мнениями. В споре обмен мнениями чаще всего носит конфликтный характер. Основными концептуальными и композиционными характеристиками спора как разновидности делового общения будут следующие:
1. Субъектная структура спора характеризуется наличием по крайней мере двух субъектов, одного из которых уместнее называть пропонентом, а другого - оппонентом.
2. Субъекты спора равнозначны по своей роли в процессе обмена мнениями, по степени активности, по видам и формам прямой и обратной связи друг с другом.
3. Предметом спора является спорное положение, о котором каждая сторона имеет собственное мнение, называемое позицией или тезисом.
4. Различие позиций сторон, выражаемое мнениями о спорном положении, делает спор обсуждением на уровне явления, а не на уровне сущности. Поэтому любой спор - достаточно поверхностное обсуждение спорного положения.
5. Позиции сторон противоречат друг другу и чаще всего имеют открыто отрицательный характер.
6. Процедура обмена мнениями в соответствии с взаимоисключающими характеристиками тезисов выражается в борьбе мнений.
7. Борьба мнений в споре достигает высшей формы - конфликта или войны мнений, особенностью чего служит доказательство каждой стороной истинности своего тезиса и ложности тезиса оппонента. Согласно этому каждый довод в аргументации такого типа представляет собою отрицание довода оппонента. Характер обсуждения приобретает вид опровержения, отклонения, отрицания, неприятия, устранения.
8. Предметное поле обсуждения спорного вопроса обычно не бывает четко определенным. Его размытость также обусловлена тем, что речь в споре идет не о сущности, а о явлении, о поверхностных характеристиках предмета. По сути, в споре борьба ведется не основаниями, а мнениями. Изменение предметного поля обсуждения, как правило, характеризует не развитие его, а разные неупорядоченные и непредсказуемые метаморфозы.
9. Спор как вид делового общения не регламентирован ни в процедурном, ни в пространственном, ни во временном отношениях.
Дискуссия как вид делового общения нередко отождествляется с полемикой и спором. Однако многие исследователи склоняются к тому, что в отличие от спора, дискуссия не ведет к конфронтации, не разъединяет, а соединяет. Это показывает роль дискуссий в развитии и созданий научной картины мира. Признаки дискуссии связаны с организованностью, упорядоченностью, коллективной деятельностью по прояснению истинности каждого положения, выносимого на обсуждение. Дискуссия обычно стремится к всестороннему обсуждению предмета разногласий. А средствами дискуссии служат не мнения, а обоснованные позиции.
Выделим основные черты дискуссии как вида коммуникации.
1. Субъектная структура дискуссии внешне такая же, как и в споре. Но ее субъекты представлены не аргументатором и адресатом, не оппонентом и пропонентом, а партнерами, соавторами в коллективном обсуждении спорного положения.
2. Позиции сторон могут быть не только взаимоисключающими, но и взаимодополняющими друг друга.
3. Целью обсуждения выступает не опровержение тезиса оппонента, а установление меры истинности и меры ложности каждого (в том числе и своего) тезиса.
4. Дискуссия характеризуется как форма обсуждения на уровне сущности.
5. Обсуждение спорного положения связано с всесторонностью анализа, коллективной деятельностью, формированием общего мнения.
6. В процедурном отношении дискуссия организована и регламентирована.
7. Предметное поле обсуждения в дискуссии развивается под действием процесса обмена мнениями по мере прояснения предмета разногласий.
8. Дискуссия может быть определена как форма научной познавательной деятельности.
9. В отличие от спора с его конфликтностью и антагонистичностью мнений, дискуссия тяготеет к компромиссу, к подведению тезисов под общее основание, уточнению терминологии, обобщению методов и методик, формулированию общих позиций. Полемика как вид аргументации в коммуникации отличается от ранее рассмотренных разновидностей общения. Она выражает такой вид обсуждения, который характеризуется непримиримостью оснований. Рассмотрим основные черты полемики.
1. Полемика - это борьба, конфликт мнений, дорастающих до противоречия, до прояснения принципиальной несводимости позиций и их оснований.
2. В полемике средствами борьбы служат мнения, доведенные до оснований позиций. Если в споре конфронтация осуществляется на основе конфликта мнений (т. е. личностных суждений о спорном положении), то в полемике эти суждения обоснованы принципами.
3. Смысл полемики заключается в том, что борьба мнений, доведенная до конфликта оснований, выражается в форме противоречия, а оно характеризует принципиально несводимые друг к другу позиции. Можно сказать, что полемика представляет собою сущностный спор противоречащих друг другу оснований.
4 Если спор как борьба мнений заключается в утверждении и опровержении (любыми средствами) тезиса оппонента, в отрицании его, то полемика - это диалектическое снятие его, сохранение положительных моментов противоположной стороны, а не поверхностное голое опровержение и отбрасывание.
5. Квалификация полемики как снятия противоположностей характеризует ее как определенную форму развития представлений о предмете обсуждения, о спорном положении, хотя обычно оно и не достигается компромиссом в области подведения тезисов под общее основание. Бескомпромиссность полемики обусловлена непримиримостью, противоположностью оснований, их антагонистическим характером.
6. В отличие от спора, полемика ведется в организованных формах, но эта организованность не роднит ее с дискуссией. Дискуссия обычно протекает в форме конференций, симпозиумов, конгрессов. Полемика чаще регламентируется соглашениями типа “круглого стола”, политического диалога в предвыборной кампании, “открытой трибуны” и т. п.
7. Полемика представляется как наиболее адекватная форма обсуждения вопросов, имеющих социально-политическое значение.
Диспут как вид делового обсуждения и общения в литературе также часто рассматриваются как равнозначные понятия. Господствующая точка зрения состоит в том, что данные формы обсуждения являются формами научного спора.
Назовем отличительные черты диспута:
1. Диспут - это всегда публичный спор (спор же может осуществляться и в межличностной форме).
2. Предметом диспута как публичного спора служит научная или общественно значимая проблема.
3. По организационной структуре диспут характеризуется как широко варьируемая форма обсуждения:
публичная защита тезисов, обсуждение и защита социальных проектов, защита диссертаций и т. д.
4. В отличие от дискуссии диспут не только проясняет основания, но и утверждает позиции спорящих. Зачастую последнее обстоятельство в диспуте имеет доминирующее значение.
Дебаты и прения как разновидности делового общения и обсуждения спорных положений предназначены для обмена мнениями в публичной форме (на собрании, заседании, конференции и др.) по поводу положений или тезисов, высказанных в речи, докладе, выступлении или сообщении. Целью дебатов и прений является прояснение отношения участников обсуждения к общим для всех тезисов выступления.
Субъектная структура сообщения, лекции или доклада, выраженная в схематике видов делового общения, показывает, что их особенностью является то, что аргумента-тор, выступая активной стороной, передает информацию, осуществляет коммуникацию, формулирует и обосновывает собственную позицию. Пассивной стороной здесь выступает адресат.
Спор в структурно-схематическом отношении характеризуется тем, что хотя обсуждение идет между двумя равноправными сторонами - оппонентом и пропонентом - через посредство тезисов, тем не менее существенной стороной спора оказывается их непосредственный коммуникативный контакт.

Последние материалы сайта