Протезирование при дефектах лица экзопротезы. Протезирование при дефектах лица и челюстей. Последствия хирургического иссечения онкологических образований

16.07.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Ты никогда не показывал своё лицо. Никогда, никому, нигде. Ты постоянно его скрываешь этой белой штуковиной. Многие думают, что тебе просто нравится носить эту маску, что это косплей какого-то персонажа из ужастика или хоррор-игры... Да, прости... Не маска, а протез. Я же знаю, что ты не любишь, когда твой протез называют маской. Ты просто этого не выносишь! Ты злишься, однако только сквозь зубы проговариваешь, что это протез. Когда я впервые увидела тебя, я сразу же хотела спросить про твоё лицо. Сказав, что это маска, я ошиблась. Тогда мы уже переключились на другую тему. Я узнала, что тебе тоже нравится металл, как и мне, что ты переехал сюда с отцом. Тебе понравились мои картины. Мне, конечно же, стало приятно. Я поняла, что мы подружимся. И мои ожидания оправдались: мы стали ходить в одну школу, сидели за одной партой, ходили в разные кафешки и парки, делали уроки в квартире одного из нас, проводили время вместе. Однако ты ещё ни разу не показывал мне своё истинное лицо, хоть я тебя просила много раз. Конечно, мы иногда ссорились из-за этого, но уже через два-три дня мирились, ведь мы не могли друг без друга долгое время. Однако, я помню один случай, после которого ты просто уходил прочь каждый раз, когда кто-то просто скажет слово "протез". Это было где-то месяц назад. Ты шёл по пустеющему этажу школы в то время, когда я стояла где-то за углом. Неожиданно из какого-то кабинета вышли одиннадцатиклассники, где-то людей три-четыре. Заметив тебя, они стали приближаться. - Йоу, чувак, почему ты всё время ходишь с этой маской?! Да брось, если это костюм, то он хреновый, мягко говоря, - сказал один из них, слегка подтолкнув тебя. - А? Эм... Это... Протез... - проговорил ты, начиная отходить. - Протез? У тебя чё, лица типа нету? - они стали окружать тебя. - Я-я б-бы не хотел об этом г-говорить, эт-то личн-ное... - Личное, говоришь? А чего ж ты тогда ходишь по школе, и на тебя все пялятся? Тебя, видимо, все жалеют, так ведь? Быстро показал своё лицо! Посмотрим, кто ты на самом деле! Неожиданно я не выдержала и выбежала из угла. Я увидела, что эти придурки уже сняли с тебя протез, и лица у них были в ужасе. - Не трогайте его! - прокричала я, оттолкнув старшеклассников, - Зачем вам вообще нужен это протез? Ты прижался ко мне, обняв за талию, ибо ты был низковатым. Старшеклассники лишь быстро ушли, однако я смогла услышать их шёпоты, такие как "Ты видел его рожу?", "Ужас…", "Лучше бы мы его не трогали...", "Он будет мне в кошмарах сниться!". - Сал, эти придурки не навредили тебе? Всё хорошо? - обеспокоено спросила я, крепче обняв тебя. - Всё нормально... - сквозь слёзы проговорил ты. - Ты уверен? С твоим лицом хуже не стало? Я уже хотела посмотреть, всё ли в порядке, но ты оттолкнул меня. Я чуть ли не потеряла равновесие, но прижалась к стенке. Когда я посмотрела на тебя, ты уже был с протезом на лице. - Прости, Ларри, я не хотел. Просто... - Я понимаю, брат, всё нормально... Я случайно... Больше мы не разговаривали о протезах, однако ты чувствовал себя некомфортно, когда я смотрела тебе прямо в глаза. * * * Вечер. Погода на улице хорошая. Деревья качаются, шурша листьями. Небо розово-оранжево-жёлтое, похожее на какой-то коктейль, а в самом верху уже тёмно-синее. Там начали появляться первые звёздочки, похожие на рассыпанные жемчужные бусинки. В домах начали включать свет. Машин на дорогах становилось больше, ведь все торопились домой. Голубоволосый парень в протезе шёл по коридору четвёртого этажа. Ему хотелось прогуляться по дому, нагулять аппетит перед ужином. Неожиданно он услышал звук прибывания лифта. Из кабины вышла знакомая высокая фигура. - Л-Ларри? - поднял голову подросток, подходя к лифту. - О, здравствуй, Сал, я как раз тебя искала... Ты никуда не торопишься? - Да нет вроде, решил прогуляться немного, делать нечего... - Мог бы и ко мне зайти, раз уж ты без дела! - девушка слегка надулась и скрестила руки на груди. - Ладно, куда тебе там надо было? - цокнул Салливан и подошёл к девушке. * * * - Ларри, что мы делаем на крыше?! С крыши пятиэтажного дома можно посмотреть куда-то вдаль, на парк, который находился рядом. Вдалеке виднелась школа, в которой Ларри и Сал учатся. Прохладный ветерок приглаживал волосы парня и русоволосой. - Хорошая погода, не так ли? - подняла голову девушка, скрестив руки на груди. - Ларри, а... Зачем мы пришли именно на крышу? - спросил Сал, который уже собирался уходить. - Тебя здесь никто не увидит, кроме меня, Ларри встала перед лучшим другом, таким образом не дав ему уйти. Она наклонилась, на что Салли немного сглотнул. - Покажи мне своё лицо... - шёпотом произнесла девушка, проведя тыльной стороной ладони по протезу. - Л...Ларри! Мы же договорились, что больше такого не будет! - он попытался вырваться, но Ларри крепко держала его за руку. Неожиданно Ларри стянула протез с лица друга. Лицо Салли было всё в крови, шрамах, порезах. На глазах голубоглазого начали появляться слёзы, которые вскоре потекли по его страшным на вид щекам. - С-Сал? Т-ты п-плачешь? - слегка наклонилась русоволосая, чтобы смотреть другу прямо в глаза. В ответ Салливан лишь только отвернулся, закрыв лицо руками. Некоторое время Ларри слышала его всхлипы, но вдруг в один момент он притих. - Салли... Всё нормально? Я... Прости... - девушка подошла к нему. - Наверное, ты теперь не хочешь меня видеть... - Салливан взял протез из рук подруги, однако пока не надевал его себе на лицо, - Все, кто видел моё лицо, убегали от меня и больше со мной не разговаривали... Помнишь тех старшеклассников? - Те, которые к тебе приставали месяц назад? Но... Больше ведь такого не повторялось… - Однако они умудрились рассказать о том случае практически всей школе. Теперь, когда я хожу по коридорам, все стараются сторониться меня. Куда я ни повернусь – все сразу же уходят прочь. Когда меня подсаживают к кому-то на парту, тот закрывается от меня учебником, двигается от меня настолько, насколько позволяет граница стола. Когда я сажусь с кем-то за стол в столовой, то мои соседи либо отсаживаются на другой стол, либо вообще уходят из столовой. Чувствую себя лучше за пределами школы, когда люди не убегают от меня, а просто презрительно рассматривают. То есть, со мной больше никто не хотел общаться. А теперь ты... Увидев моё лицо, наверное, ты больше не хочешь меня видеть, перестанешь со мной общаться. Можешь идти... Сал подошёл к краю крыши. Солнце уже практически село, а звёзды уже напоминали пролитое молоко. Ветерок продолжал дуть. Машин на дорогах становилось всё меньше и меньше. - Постой, Сал. Что ты собираешься сделать?! - подбежала к нему Ларри. - А ты как думаешь? Всего-то спрыгну с крыши пятиэтажки... - Постой, не надо... Ларри взяла его за руку, притянула к себе и коснулась своими суховатыми губами его лба. - Л-Ларри? Ч-что ты х-хочешь этим с-сказать? - заикаясь от неожиданности спросил голубоглазый. - То, что мне всё равно, как ты выглядишь, - девушка положила свои руки на плечи Салливана, - Ты мне нравишься таким, каким ты есть. Как я могу перестать любить тебя, когда мы общаемся уже около года, всего лишь узнав, как выглядит твоё лицо? Это глупо, понимаешь? Повисло недолгое молчание. Ветерок продолжал дуть, однако он уже стал теплее, чем был несколько минут назад. Неожиданно Салли прижался к девушке, обняв её за талию. Его слёзы слегка мочили футболку девушки. - Ты единственная, кто нормально отнёсся к моей внешности. Я... Я тоже люблю тебя, Ларри... А тем временем уже стало совсем темно, и лишь только фонари освещали город. Солнца и след простыл. Звёзд на небе уже полным-полно, а где-то среди них мигали спутники. Машин уже практически не стало. Была видна таинственная луна, окутанная пеленой приближающегося тумана. - А ты права – погода сегодня действительно хорошая…

Примечания:

Запасные глаза я положила вам в карман ваших курток

Ещё работа этого автора

3

Фэндом: Летсплейщики Пэйринг и персонажи: Михаил/Илья , TheKrevedkoStyle Рейтинг: PG-13 - фанфики, в которых могут быть описаны романтические отношения на уровне поцелуев и/или могут присутствовать намёки на насилие и другие тяжёлые моменты."> PG-13 Размер: Драббл - отрывок, который может стать настоящим фанфиком, а может и не стать. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа."> Драббл, 3 страницы, 1 часть Статус: закончен Метки:

Михаил идёт по городу из продуктового магазина и заходит в сквер. Там на скамейке он видит лишь одного человека.

Ещё по фэндому "Sally Face"

40

Фэндом: Sally Face Пэйринг и персонажи: Ларри Джонсон/fem!Сал Фишер Рейтинг: PG-13 - фанфики, в которых могут быть описаны романтические отношения на уровне поцелуев и/или могут присутствовать намёки на насилие и другие тяжёлые моменты."> PG-13 Размер: Драббл - отрывок, который может стать настоящим фанфиком, а может и не стать. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа."> Драббл, 3 страницы, 1 часть Статус: закончен Метки: Гендерсвап - Работа строится на сюжетном тропе, в котором персонажи меняют заданный им в каноне пол или гендер на противоположный. Может носить как временный, так и постоянный характер. Персонажи в работе могут изначально быть другого пола/гендера или сменить его по ходу повествования." class="tag ">Гендерсвап Показать спойлеры

Он рисует то, что чувствует она. Она пишет о том, что чувствует он. Когда же, в конце концов, эти двое осмелятся встретится? Когда же два творца взглянут в глаза своей музы? Их инициалы на запястиях. Подсказка под носом. Но, чего же не хватает? Не хватает смелости просто поднять взгляд, оторваться от бумаги. Смелее, ведь судьба не столь терпелива, сколь вам кажется.

54

Фэндом: Sally Face Пэйринг и персонажи: Трэвис Фелпс/Эшли Кэмпбелл , fem!Сал Фишер/Ларри Джонсон , Тодд Моррисон , Меган Холмс Рейтинг: PG-13 - фанфики, в которых могут быть описаны романтические отношения на уровне поцелуев и/или могут присутствовать намёки на насилие и другие тяжёлые моменты."> PG-13 Размер: Миди - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц."> Миди, 29 страниц, 15 частей Статус: закончен Метки:

И у Салли, и у Ларри,богатые родители.. Эти семьи соперничают, но дали себе обещание,что если дети друг друга полюбят,то они не будут препятствовать. И вот эти самые дети,попали в одну и ту же школу-интернат. Чем же это для них обернётся? Это будет неновисть? Или может любовь? Об этом можно узнать в моём фф. P.s. я попытаюсь вытянуть на миди,все же опыта у меня уже побольше. Если хотите предложить идею для фф,оставляйте заявки. Или пишите мне в лс. Я всем отвечу кто напишет. А теперь я пошла.

26

Фэндом: Макси - большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц."> Макси, 4 страницы, 4 части Статус: заморожен Метки: Показать спойлеры

16-ти летняя девочка Салли Фишер, живёт в Апартаментах Эдисона вместе со своими родителями. Салли девушка Ларри Джонсона, самого красивого и крутого парня школы. У Ларри была лучшая подруга - Эш, которая влюбленна в Ларри. Сейчас Эш ненавидет Салли за то, что, она «забрала» у неё Ларри и Эш делает всё возможное что бы эта парочка рассталось.

Для создания экзопротеза необходимо получить модель-маску лица. Маска лица может быть простой, монолитно отливаемой по гипсовому отпечатку, или разборной, которая необходима при соединении экзопротеза с протезом челюсти. Ее готовят по гипсовому отпечатку, в котором по линии смыкания губ делают перегородку. Для соединения протеза челюсти с лицевым протезом из проволоки изгибают стержень, один конец которого соединяют с протезом, а противоположный погружают в гипс, налитый на лоб больного. После затвердения гипса отпечаток со лба вместе со стержнем и протезом переносят на маску лица, получая при этом пространственное положение эндопротеза челюсти по отношению к экзопротезу.
Последовательность основных манипуляций при создании протеза лица:
1) полугение гипсовой модели-маски лица;
2) моделирование гасти лица из воска. Основной манипуляцией является моделирование отсутствующей части лица из воска. При моделировании протеза лица ориентируются по противоположной стороне и по фотографиям, сделанным до повреждения лица. Лучше всего моделирование протеза поручить скульптору. Протез лица создается легким и тонкостенным, края протеза должны плотно прилегать к коже;
3) замена восковой репродукции протеза пластмассой. Восковой протез гипсуют в кювету и заменяют воск на пластмассу обычным способом;
4) установка фиксирующих приспособлений. Крепление протеза лица осуществляется при помощи очковой оправы с металлическими зажимами. В переносье протеза бором высверливают две узкие щели. Две стальные пластинки шириной 2—3 мм охватывая дужку очков с обеих сторон, проходят через эти щели и разгибаются внутри.

Комбинированный аппарат
Комбинированный аппарат — это приспособление, в котором сочетаются различные функции: репонирующая, фиксирующая и замещающая. Эти части соединяются между собой с помощью пружинящих металлических стержней, шарнирных устройств или магнитов. Одновременно протез лица укрепляют на очковой оправе. Такой вид крепления обеспечивает достаточную фиксацию протеза и некоторую его подвижность при сокращении мимической мускулатуры.
Последовательность основных манипуляций при создании комбинированного аппарата следующая:
1) полугение гипсовой модели гелюсти;
2) полугение базисов из пластмассы;
3) создание окклюзионных валиков. После припасовки базисов в полости рта к ним приклеивают окклюзионные валики из воска;
4) создание восковой репродукции гелюстного протеза. После определения центрального соотношения челюстей модели гипсуются в артикуля-тор. Затем проводится постановка искусственных зубов в соответствии с анатомическими условиями;
5) замена восковой репродукции на пластмассу. После проверки восковой репродукции протеза в полости рта в переднюю часть протеза между центральными и боковыми резцами, на 2—3 мм выше их шеек, вводят в сагиттальном направлении две параллельные трубки диаметром 3 мм, открытые вперед. Восковую репродукцию протеза гипсуют, затем выплавляют воск, проводят формовку пластмассой, полимеризацию, отделку и полирование по принятым правилам;
6) создание лицевого протеза. Готовые протезы припасовывают в полости рта, после чего врач снимает оттиск лица таким образом, чтобы в оттиске получился четкий отпечаток передней поверхности зубных протезов. Удалив протез из полости рта и прикрепив его к оттиску лица в нужном положении, зубной техник отливает модель-маску;
7) на маске моделируют недостающие гасти лица (нос, губы, угол рта и т. д.), вставляют в трубки челюстного протеза стержни из нержавеющей стали в виде слегка разогнутых стержней, спаянных на одном конце. Другие концы стержней вмонтированы в лицевой протез, созданный по вышеописанной методике из эластической или твердой пластмассы.
Соединение экзопротеза с эндопротезом челюсти имеет смысл только в том случае, если протез челюсти хорошо удерживается в полости рта. Б. К. Костур, В. А. Миняева, В. А. Силин при замещении дефектов губ и сохранившемся зубном ряде рекомендуют фиксировать экзопротез на цельнолитой съемной шине.
Протез носа. Последовательность основных манипуляций при создании протеза носа:
1) полугение гипсовой маски лица;
2) моделирование протеза носа из воска. По маске получают гипсовую модель, на которой моделируют воском или пластилином нос, ориентируясь на фотографию больного до образования дефекта и согласуя с ним форму и размеры протеза. Затем с восковой репродукции снимают гипсовую разборную форму, состоящую из 2—3 частей, соединяют ее и внутреннюю поверхность покрывают слоем воска толщиной 1 —1,5 мм, образуя шаблон будущего протеза. Для более плотного прилегания краев протеза к поверхности кожи на гипсовую маску по краям дефекта кистью наносят слой расплавленного воска шириной 5—10 мм и к нему приклеивают восковой шаблон протеза;
3) замена восковой репродукции протеза носа пластмассой. После проверки и коррекции протеза носа врачом, восковую репродукцию заменяют эластичной и твердой пластмассой обычным методом;
4) создание фиксирующих элементов. Протез носа на лице фиксируют очковой оправой или посредством пружины внутри носовых отверстий. В настоящее время часто применяют для фиксации лицевых протезов имплантаты.

Протез орбиты
Протез орбиты. Последовательность основных манипуляций при создании протеза орбиты:
1) полугение гипсовой маски лица, а затем — модели лица;
2) моделирование из воска протеза орбиты. Моделируют протез, ориентируясь по здоровой стороне. К внутренней поверхности протеза позади век монтируют подобранный заранее протез глаза, затем его отделяют. Протез орбиты моделируют с переходом на переносье;
3) замена восковой репродукции протеза на пластмассу. После проверки конструкции протеза на больном, она гипсуется в кювету. Заменяют воск на пластмассу, полируют и быстротвердеющей пластмассой укрепляют протез глаза;
4) создание фиксирующих приспособлений.
Протез орбиты соединяют с очковой оправой и приклеивают к нему искусственные брови и ресницы.

Протез ушной раковины
Последовательность основных манипуляций при создании протеза ушной раковины:
1) полугение гипсовой модели наружного слухового прохода с окружающими тканями;
2) моделирование восковой репродукции ушной раковины. На модели создается из воска ушная раковина по форме уха противоположной стороны;
3) замена восковой репродукции на пластмассу. Гипсовую модель с восковой ушной раковиной гипсуют в кювету. Учитывая сложную форму ушной раковины с множеством поднутрений, вторая часть кюветы отливается по частям, с нанесением изолирующего слоя. Это позволяет получить разборную форму, что облегчает выведение готового протеза из кюветы и позволяет по одной форме сделать несколько протезов. Искусственную ушную раковину делают из эластичной пластмассы;
4) создание фиксирующих элементов. Фиксация протеза ушной раковины при ее полном отсутствии достигается применением клеев или специальных фиксаторов, вводимых в наружный слуховой проход. При наличии культи уха ее используют для крепления протеза.
В последнее время для крепления протеза уха применяют внут-рикостные имплантаты.

Дефекты лица могут образовываться по причине ряда факторов, таких как удаление опухолей, особенно злокачественных, ранение различных участков лица, ожоги (термические, электрические, химические), врожденные дефекты и деформации лицевой области, последствия болезней (туберкулезная волчанка, сифилис) и др. Дефекты лица могут быть изолированными и сочетанными. Их устранение возможно путем пластических операций и протезированием. Протезирование показано при обширных и сложных по форме дефектах части лица (ушная раковина, нос). При отказе больного от операции протезируют также дефекты лица, имеющие небольшие размеры.

Пластические операции дают положительные результаты, однако они не всегда могут быть выполнены вследствие травматичности и продолжительности лечения, требующего целого ряда повторных оперативных вмешательств, прежде чем будет получен удовлетворительный эстетический эффект, что нередко является причиной отказа больных от этого метода лечения.

Противопоказания к проведению пластических операций:

1. ослабленное общее состояние организма;

2. неблагоприятные условия для приживления тканей создающиеся после удаления злокачественной опухоли и проведенного курса лучевой и химиотерапии;

3. опасность рецидива опухоли;

4. обширность дефекта части лица и его сложная форма (ушная раковина, нос);

5. преклонный возраст пациента.

6. дефекты лица небольшого размера в случае отказа больного от операции.

В этих случаях следует отдавать предпочтение ортопедическому методу лечения. Протезирование направлено на восстановление внешнего вида и речи пациента, защиту тканей от воздействия внешней среды, устранение слюнотечения и выпадения пищи, профилактику психических нарушений. Эктопротезирование заканчивает комплекс мероприятий по реабилитации пациентов с повреждением лица.

Протезы лица изготавливают из мягкой (ортопласт) или жесткой пластмассы на основе полиметилметакрилата - ПММА (АКР-7,-9, -10, ЭГМАСС-12), иногда применяют комбинацию пластмасс. Современные эктопротезы изготавливаются из материалов на основе силикона и ПММА. Для получения наилучшего эстетического эффекта, мягкие пластмассы окрашивают специальными красителями, которые подбираются по расцветке. Лицевой протез из же­сткой пластмассы окрашивают двумя способами. Лучший результат дает окрашивание протеза масляными красками. Второй способ заключается в добавлении в полимер красителей (ультрамарин, крон свинцовый, кадмий красный и др.) Опытным путем получают необходимый цвет протеза.

Механическая фиксация.

Эктопротезы укрепляют с помощью опра­вы очков, которая либо соединяется с лицевым протезом монолитно при помощи арматуры или быстротвердеющей пластмассой, либо делается съемной и соединяется с эктопротезом с помощью замковых приспособлений, например, магнитов. Для крепления эктопротезов используются также специальные фиксаторы, которые вводятся в естественные или специально созданные хирургическим путем ретенционные пункты, зажимы (как в слуховом аппарате), резиновая тесьма, проходящая под волосами от одного заушника оправы очков к другому. В ряде случаев фиксация эктопротеза производится при помощи винтообразного имплантата с шероховатой поверхностью, которая обеспечивает наилучшее соединение с костью.

Химическая фиксация. В качестве дополнительного метода фиксации эктопротезов используются также специальные адгезивы или театральный клей, которые при протезах лица небольших размеров (например, при замещении дефекта крыла или кончика носа), где другие методы креплений применить невозможно, являются основным способом фиксации.

Физическая фиксация. Сочетание имплантата с магнитными элементами упрощает конструкцию эктопротеза без снижения качества фиксации и позволяет полностью избежать опасности инфицирования имплантата благодаря сохранению целостности кожных покровов.

Все лицевые протезы готовят на модели лица (гипсовой маске). При моделировании эктопротеза сверяются с фотографиями пациента, учитывают форму лица, антропометрические данные, симметричность парного органа, учитывают личные претензии и пожелания.

Эктопротезы лица:

1) протез орбиты и носа с фиксацией на оправе очков.

2) протез носа (из жесткой пластмассы с прокладкой и вкладышами в носовые ходы из мягкой пластмассы)

3) протез носа с фиксацией на оправе очков

Протез уха , укрепленный на филатовских стеблях:

а) филатовские стебли, заготовленные из кожи;

б) металлическая пластинка;

в) протез уха с магнитами.

Замещающий протез при дефектах мягких тканей приротовой области (по Б.К.Костур и В.А.Миняевой).

Фиксация протеза осуществляется при помощи цельнолитого назубного каркаса с окклюзионными накладками – шины, при интактном зубном ряде, и шины-протеза - при частичном отсутствии зубов. Внутриротовая часть эктопротеза может быть использована как формирующий аппарат при отсроченной остеопластике, а после нее как замещающий протез.

И. М. Оксман предлагает двухэтапный метод изготовления нижнего резекционного протеза. Методика протезирования после резекции половины нижней челюсти по И. М. Оксману по сеансам следующая. Первый сеанс - препаровка опорных зубов здоровой стороны челюсти и снятие оттиска для изготовления коронок с напайками. Второй сеанс - припасовка коронок и снятие оттиска вместе с коронками. Коронки спаивают с язычной стороны. Третий сеанс -снятие оттиска здоровой стороны челюсти вместе с коронками и изготовление пластинки с кламмерами, которая будет фиксирующей частью резекционного протеза. На месте отсутствующего второго нижнего премоляра (если он есть, то нужно его удалить) устанавливают наклонную плоскость.

Четвертый сеанс - припасовка фиксирующей челюсти с наклонной плоскостью, снятие оттисков с нижней и верхней челюстей вместе с фиксирующей пластинкой, определение центральной окклюзии. На оттиске нижней челюсти наносят линию намеченной остеотомии. Модели гипсуют в артикулятор и к фиксирующей челюсти приваривают резекционную часть протеза.

Методика протезирования после полного удаления нижней челюсти. Первый сеанс - снимают оттиск с верхней и нижней челюстей, фиксируют модели в центральной окклюзии в артикуляторе. На полученной модели нижней челюсти срезают все зубы, изготовляют восковые базисы, ставят зубы по альвеолярному отростку и моделируют базис. Нижнюю поверхность моделируют таким образом, чтобы она имела округлую форму, а в области язычной поверхности образовались бы язычные крылья; язык должен быть расположен над крыльями и фиксировать протез. В области клыков и премоляров укрепляют зацепные петли для межчелюстной фиксации после операции.

Второй сеанс - после резекции челюсти и ушивания мягких тканей укрепляют на зубах верхней челюсти алюминиевые шины с зацепными петлями, затем вводят в рот резекционный* протез и удерживают его путем межчелюстного вытяжения в течение 2 недель при помощи резиновых колец. За 2 недели образуется вокруг протеза протезное ложе и протез удерживается рубцами.

При создании верхнего резекционного протеза по И. М. Оксману автор предлагает трехэтапный метод изготовления его.
В первый этап изготовляют фиксирующую часть базиса, покрывающую зубы и слизистую оболочку здоровой части челюсти. Эту часть протеза вместе с кламмерами тщательно припасовывают во рту до операции.

Второй этап заключается в том, что к фиксирующей части протеза приваривают замещающую часть. В этом виде протез является лишь временным резекционным протезом.
Третий этап - изготовление обтурирующей части протеза и превращение временного протеза в постоянный.

Лицевые протезы - эктопротезы.

Лицевые протезы в настоящее время изготовляются редко. Техника хирургического вмешательства на лице и челюстях достигла такого совершенства, что отпадает необходимость возмещения дефектов лица протезами. Однако в тех случаях, когда больные ослаблены и не в состоянии подвергаться многочисленным оперативным вмешательствам, приходится прибегать к лицевому протезированию, которое несомненно является суррогатом. Протезами приходится замещать нос, уши, глаза, губы и другие части лица. Протезы раньше изготовляли из целлулоида, желатины, фарфора, каучука. В настоящее время лицевые протезы изготовляют из пластмассы.

Для изготовления протезов лица необходимо иметь маску всего лица. С этой целью больного укладывают в горизонтальном положении, вставляют резиновые трубки в носовые отверстия для дыхания во время закрытия гипсом лица, волосистые части его смазывают вазелином и закрывают полотенцем голову и шею. Затем наливают на лицо слой жидкого гипса толщиной 5 см в следующей последовательности: лоб, глаза, нос, щеки, нижняя часть лица. Когда гипс затвердеет, отнимают оттиск от лица, опускают его в воду на 15 минут и отливают маску лица. На полученной маске моделируют недостающие части воском или пластилином.

После моделировки снимают с пластилиновой репродукции гипсовую форму, внутреннюю поверхность которой покрывают расплавленным воском. Восковую форму используют для изготовления протеза. Эту форму приклеивают к маске лица, корригируют ее таким образом, чтобы она гармонировала с общим видом лица, потом отнимают, гипсуют, заменяют воск пластмассой и полимеризируют обычным способом. Для окрашивания пластмассы к полимеру прибавляют красители по следующему рецепту (И. И. Ревзин):

На 100 г пудры полимера 0,1 г ультрамарина
» 40 » » » 0,1 » крона свинцового
» 30 » » » 0,1 » кадмия сернистого красного
» 20 » » » 2 » охры

Фиксация носа осуществляется следующим образом. Берут очковую оправу, к которой прикрепляют протез посредством металлических зажимов. Можно еще укрепить протез посредством пружины внутри носовых отверстий. При наличии расщелины неба у больного, нуждающегося в протезе носа, протез укрепляют при помощи очковой оправы и соединения протеза с обтуратором. Протез носа с обтуратором соединяют двумя круглыми муфтами, в каждую муфту свободно входят спаянные на одном конце три прутика из нержавеющей стальной проволоки толщиной 0,7-0,8 мм.

Такая фиксация лицевого протеза обусловливает также некоторую подвижность его (И. М. Оксман, В. А. Энтелис).

Ушную раковину изготовляют следующим образом. Снимают маску всего лица с особым четким отображением области недостающей или деформированной ушной раковины. По этой маске моделируют из воска ушную раковину, соответствующую по форме и размерам ушной раковине противоположной стороны. Одновременно с этим придавливают к наружному слуховому ходу кусок размягченного воска для отображения его рельефа. Затем приклеивают восковую репродукцию ушной раковины к репродукции наружного слухового хода и после тщательной отделки по ней отливают разборную модель из мраморного или другого гипса высокого качества. Затем восковую репродукцию извлекают из гипсовой формы и сохраняют с целью контроля и вторичного использования на случай неудачи.

В гипсовую форму вновь наливают расплавленный воск, полученную при этом новую восковую репродукцию гипсуют в кювету и воск заменяют эластичной пластмассой.

Укрепляют протез ушной раковины следующим образом. Придаток протеза вводят в естественное отверстие уха для фиксации нижней части протеза, а верхнюю часть его фиксируют посредством пружины, нижний конец которой укрепляют на протезе. Пружину перебрасывают по голове вверх и заканчивают на противоположной стороне головы.

Что касается протезов других частей лица, то для их изготовления применяется изложенная методика с некоторой модификацией.

Причинами дефектов лица могут быть злокачественные и доброкачественные опухоли, бытовые и огнестрельные травмы, инфекционные кожные и другие заболевания (сифилис, туберкулез, волчанка, нома и др.), ожоги. Кроме того, дефекты и деформации лица могут быть врожденными.

Классифицируют дефекты лица на изолированные (нос: спинка, кончик, крыло, тотальное отсутствие носа; глазница; ухо; мягкие ткани приротовой области и др.) и сочетанные, при которых имеет место одновременное поражение двух и более анатомических областей лица.

Успехи современной реконструктивной и пластической хирургии сделали хирургический метод лечения одним из основных при возмещении врожденных и приобретенных дефектов лица . Вместе с тем не потеряли своей актуальности и ортопедические методы лечения, так как часто ортопедический аппарат может быть на определенных этапах лечения единственным средством, позволяющим устранить эстетический дефект и в какой-то степени улучшить нарушенные функции жевательного аппарата. Еще чаще ортопедические методы лечения используют до или после хирургического устранения дефектов и деформаций лица (комбинированный метод). Необходимость совместного планирования лечения дефектов лица и эффективности его результатов челюстно-лицевым хирургом и стоматологом-ортопедом неоднократно подчеркивали профессора Б. К. Костур, А. И. Пачес, Л. Р. Балон, Я. М. Збарж, В. А. Дунаевский, М. М. Соловьев и др.

Санкт-Петербургская школа стоматологов-ортопедов (Костур Б. К., Миняева В. А. и др.) выделяет общие и специальные этапы ортопедического лечения при возмещении дефектов лица с помощью лицевых протезов (эктопротезы) . К общим этапам ортопедического лечения относят получение слепка с лица, моделирование восковой композиции лицевого протеза на модели, примерку восковой композиции протеза с функциональным оформлением его краев на тканях лица, замену воска пластмассой соответствующего цвета, отделку, шлифовку и полировку протеза. Так, например, моделирование восковой репродукции эктопротеза при протетическом возмещении дефектов мягких тканей приротовой области проводится на модели, полученной по слепку нижнего отдела лица. При этом нижняя челюсть должна обязательно находиться в состоянии «физиологического покоя». Это позволяет на модели точно воспроизвести конфигурацию губ и челюсти и моделировать эктопротез в соответствии с формой и истинными размерами дефекта. Окончательное оформление границ проводится на больном с учетом изменения тканей во время мимических и жевательных движений (Силин А. В., 1990). Такая методика позволяет в данном случае не только обеспечить хороший эстетический результат, но и восстановить нарушенные функции, в том числе герметизм ротовой полости.

К специальным этапам ортопедического лечения относят подбор протеза глаза и его установку (монтаж) в восковую композицию при дефектах глазницы, получение слепка с уха близкого родственника больного для получения восковой модели композиции при дефектах уха; тщательное функциональное оформление краев восковой композиции на тканях дефекта лица, особенно при дефектах, локализующихся в приротовой области, а также изготовление зубочелюстного протеза при одновременном поражении тканей лица и наличии дефекта челюстей (сочетанные дефекты).

При изготовлении лицевых протезов важным моментом является выбор метода его фиксации. Протезы носа можно фиксировать с помощью театрального клея, на очковой оправе или за счет анатомической ретенции - за выступы в нижние носовые ходы. Если дефект носа сочетается с дефектом верхней челюсти, то протез носа можно укреплять к зубочелюстному протезу с помощью пружины, замка, магнитов из самарий-кобальта или других соединительных устройств. Протезы ушной раковины обычно фиксируют с помощью очковой оправы - обруча или вкладыша в наружный слуховой проход.

Больной М. с послеоперационным дефектом верхней челюсти и лица (а); с надетым верхнечелюстным протезом (б); пластмассовый верхнечелюстной протез вместе с лицевым протезом (в); больной с надетым верхнечелюстным и лицевым протезами (г). (Наблюдение И. С. Рубинова)


При дефектах орбиты эктопротезы чаще фиксируют на очковой оправе, соединяя протез глаза с протезом орбиты, или, используя принцип монокля, изготавливают протез-вкладыш внутрь дефекта.

Можно лицевую часть протеза соединять с помощью замка или другого соединительного устройства с внутриротовой частью протеза, выполненной в виде назубного каркаса из кобальто-хромового сплава. Изготовление таких конструкций особенно эффективно для реабилитации больных с дефектами мягких тканей приротовой области, у которых имеются показания к отсроченной пластике (Силин А. В., 1980; Миняева В. А., 1982).

При сочетанных дефектах лица часто эктопротезы делают разборными. Наилучший результат соединения лицевого протеза с челюстным достигается при помощи монетообразных магнитов. Значительная притягивающая сила магнитов, имеющих удобную форму, минимальные размеры и вес, обеспечивают надежную фиксацию челюстного протеза и плотное прилегание широких внутренних краев эктопротеза к мягким тканям лица и позволяют улучшить эстетические и функциональные свойства разборных протезов (Силин А. В., 1980).

Для повышения эстетических свойств лицевых протезов для их изготовления наряду с обычной твердой пластмассой соответствующего цвета можно использовать эластичные пластмассы. Кроме того, следует применять хорошо зарекомендовавшие себя методы маскировки эктопротезов, к которым относят расположение краев протеза в естественных складках лица, а также использование для этого очковой оправы, ресниц, бровей, прически, у мужчин - усов и бороды.

В тех случаях, когда прежние эктопротезы с наружной стороны не требуют обновления, но стали плохо фиксироваться из-за изменения мягких тканей лица, окружающих дефект (протезное ложе), целесообразно произвести уточнение их прилегания, что осуществляется функциональным оформлением краев протеза с помощью термопластической массы с последующей заменой ее пластмассой. При необходимости изготовления нового лицевого протеза для исключения этапа моделировки и повторения формы прежнего протеза (что еще более важно, чем повторить форму зубного ряда) следует использовать прежний протез как индивидуальную ложку (Миняева В. А., 1990).

"Заболевания, повреждения и опухоли челюстно-лицевой области"
под ред. А.К. Иорданишвили

Последние материалы сайта