Исаак «девиантный огурец» Калина. Исаак Калина: Массовое соединение школ в столице завершено

26.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В 1972 году окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова по специальности «Математика».

С 1973 года - преподаватель СПТУ-62 села Шарлык Оренбургской области, с 1981 года - учитель математики средней школы № 2 села Шарлык. В 1984 году переезжает в Оренбург, директор школы-интерната № 1.

С 1989 года на государственной службе - заведующий отделом районного образования Промышленного района г. Оренбург, с 1992 года - заместитель начальника Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. В 1996-2002 гг. начальник Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. Активно продвигал информационные технологии в учебный и управленческий процесс в системе образования Оренбургской области. Существенно улучшил систему переподготовки учителей области. Кардинально изменил работу ИУУ ныне ОИПКРО с внедрением информационных технологий.

В 1998 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по вопросам развития региональной системы образования.

В 2002-2004 гг. - заместитель генерального директора ФГУП Издательство «Просвещение». С 2004 года - Директор Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации. С 11 сентября 2007 года заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. С 10 ноября 2010 г. Указом Мэра назначен министром Правительства Москвы, руководителем департамента образования г. Москвы.

Критически относится к проблеме стандартизации образования:

В 2009 году возглавлял рабочую группу Минобрнауки России, которая отслеживала вопросы, связанные со сдачей ЕГЭ и поступлением в вузы.

Исаак Калина, как отмечает украинский ресурс seychas.com.ua, известен «активным внедрением в школах учебника по истории РФ под редакцией Александра Филиппова. В нем школьникам рассказывается об Иосифе Сталине как эффективном менеджере XX столетия, а репрессии граждан называются „издержками“.»

Исаак Калина в феврале 2012 г. стал объектом внимания интернет-сообщества после истории с организацией митинга в поддержку В. В. Путина на Поклонной горе.

Награды

  • Орден Почёта (9 ноября 2010 года) - за заслуги в области образования и науки и многолетнюю плодотворную работу
  • Заслуженный учитель Российской Федерации

Вопрос о том, школа ли меняет мир, мир ли меняет школу, сродни вопросу про курицу и яйцо. Однозначно можно лишь утверждать, что тот, кто игнорирует взаимосвязь между меняющимися миром и школой, неизбежно проигрывает.

Этому и посвящён сборник статей руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Калины «Школа будущего меняет мир сегодня» . Интересен он по двум причинам.

Во-первых, в 2010-е годы московская система образования пережила большие перемены, которые, кроме прочего, заключались во введении единой для всех школ системы нормативно-подушевого финансирования и объединении учебных заведений в центры образования. Всё это не обходилось без полемики. В СМИ регулярно появлялись новости о том, что родительская общественность Москвы требует оставить в покое уникальные школы, которые могут пострадать при объединении с менее сильными учебными заведениями. При этом руководитель московского Департамента образования Исаак Калина не переставал повторять в интервью, для чего всё делается: чтобы дать доступ к качественному образованию всем детям Москвы, а не только счастливчикам, попавшим в сотню выдающихся школ.

С этой точки зрения перед нами - монолог управленца, «очищенный» от полемики. Автор сразу предупреждает, что говорить будет только об успешных решениях, а неудачи и ошибки можно обсудить с помощью различных инструментов, которые предоставляет Департамент.

Во-вторых, московские школы, пройдя через перемены, демонстрируют свою эффективность. Отчёты о результатах их работы можно увидеть на сайте Департамента . Так, здесь вы можете узнать, что в 2016 году доля московских учеников в числе победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников составила 31,9%, а в 2010 была всего 18,9%. Детей, получивших 100 баллов ЕГЭ хотя бы по одному предмету, в 2016 году в московских школах стало на 131 человек больше, чем в предыдущем. А в исследовании, проведённом по стандартам PISA по инициативе московских властей, городские школы показали результаты на уровне топ-10 лучших образовательных систем мира по читательской и математической грамотности и топ-20 по естественнонаучной. К слову сказать, общероссийские результаты PISA обычно становятся поводом для критики системы, а не для гордости.

И с этой точки зрения Исаак Калина описывает в своих статьях «школу будущего», которая для Москвы уже стала настоящим, а для других городов и регионов может быть моделью для будущих изменений.

Вот несколько тезисов Исаака Калины, которые можно взять на вооружение:

  • Образование - это общегородской проект, школа должна использовать возможности, которые даёт город, а город должен стать большой Школой.
  • Система образования должна быть открытой: это значит, что все должны понимать, как принимаются решения, формируются бюджеты и так далее. Другими словами, если ты сам не объясняешь свои решения, это сделают за тебя пользователи социальных сетей.
  • Городской рейтинг может быть эффективным инструментом для развития школ, если соответствует двум принципам. Во-первых, каждый ученик своими успехами повышает рейтинг школы, но ни один ученик не может его понизить. Во-вторых, показатели рейтинга подобраны таким образом, чтобы школа была заинтересована в самых разных учениках и в решении различных педагогических задач. В таком случае школы не будут «жертвовать» детьми ради строчки в рейтинге, стараясь искать индивидуальный подход к каждому.
  • Система нормативно-подушевого финансирования школ без прозрачного рейтинга не работает.
  • Целью различных мониторингов качества образования и проверочных работ должна быть не внешняя оценка школы, а выработка школой правильной самооценки.
  • Задача Департамента образования - быть «будильником», который напоминает школам, что «завтра» уже наступило, пора действовать. Кроме того, Департамент управляет, но не вмешивается: у школы должна быть своя свобода и ответственность за результат.
  • Современный ученик - это ученик знающий и умеющий. Школа должна представлять, какими умениями она награждает учеников за то, что они проводят в ней большую часть своей жизни.

Конечно, говоря об успехах московских школьников, сложно не думать об огромных финансовых ресурсах города, техническом оснащении школ и зарплатах учителей. Но полезно помнить, что любые возможности - это ещё полдела, а их эффективное использование зависит от конкретных людей.

Исаак «девиантный огурец» Калина

Исаак Калина выбирает корнишоны.

Руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина заявил, что ему нравится сравнение школьной среды с рассолом для огурцов: «мол, какой огурец в хороший рассол не попадет — маленький, большой, свежий, малосольный, — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными — если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего, школьную), то они тоже станут достойными учениками».

Такой дикий пример чиновник привел на круглом столе, посвященном проблемам девиантных подростков, который прошел в «МК» 23 января.
http://www.mk.ru/social/education/article/2013/01/…

Таким причудливым образом он решил доказать собравшимся, что слияние школ не может быть пагубно для образования. Напомним, что сейчас в Москве проходит массовая кампания по объединению школ. В том числе с обычными школами, передовыми лицеями, детскими садами в единый «образовательный холдинг» объединяют и коррекционные образовательные учреждения, школы для детей с девиантным типом поведения. Уже объединено более 1000 учебных заведений, что привело в массовым протестам москвичей.

Йополис попросил известных учителей оценить красноречие Исаака Калины:

Сергей Волков, учитель русского языка и литературы школы № 57, член Общественного совета при Минобрнауки, член Общественной палаты:

— А ну как в рассол помимо огурцов еще что попадет? Каждый пусть вообразит себе сам что. Не дай бог вся бочка скиснет. Начальнику такой вариант не видится случайно? Кто сказал, что во всех школах только огурцы, различающиеся по размерам и качеству? Есть еще и помидоры, и кабачки, и картошка. И фрукты. И неорганика всякая. И вообще, в вопросах засола огурцов я больше доверяю проверенным хозяйкам, чем новоиспеченным докторам наук http://yopolis.ru/595577/occasion/8303

Алексей Кузнецов, учитель истории гимназии № 1543:

— Высказывание ярко характеризует не столько ситуацию. сколько высказавшегося… Совершенно очевидно что последние 2 года руководство столичным образованием не видит ничего, кроме манящих цифр «оптимизации» всего: зданий, количества учителей на класс, числа учеников на квадратный метр и т.п. Полное ощущение, что окончательно возобладала точка зрения на школьное образование как на массовое производство. Для человека, работающего в образовании (а не только руководящего им) совершенно очевидно, что девиантных подростков следует воспитывать не «здоровым коллективом», а командой специалистов, определенной атмосферой, определенными подходами.
Для меня очевидно, что большинство нововведений Исаака Иосифовича придется «реформировать обратно». Чем быстрее — тем лучше.

Александр Шевкин, учитель математики школы № 2007:

— Если есть три банки огурцов со своими рассолами (три школы — каждая со своей образовательной средой), то от слияния одной банки с хорошим рассолом с двумя другими чуда, описанного специалистом по рассолам И.Калиной, не произойдет. Хорошего рассола на все три банки не хватит, в большую банку неизбежно добавится рассол из двух других, даже если его слить (он останется в огурцах). Добавляйте воды, делайте новый рассол, но это будет не тот рассол, который был в первой банке. Калина ничего не понимает в рассолах, а пытается перенести этот свой рассольный опыт на московские школы. Скоро его банки со смешанным растссолом вздуются. жаль, что от этого пострадает не Калина, а дети.

Леонид Кацва, учитель истории гимназии № 1543:

— Если всерьез, то главная проблема в том, что в бочке действительно все огурцы становятся солеными. Но школа не бочка, а дети не огурцы. Задачи сделать всех детей одинаковыми у нее нет. Даже если предположить, что дети с дурными, скажем так, наклонностями в такой объединенной школе выправятся и достигнут среднего уровня, то ведь, получается, и дети, стоящие заметно выше среднего, усреднятся. Но на самом деле «девиантные» дети в такой большой школе скорее развратятся еще сильнее. Им-то как раз нужно пристальное индивидуальное внимание, а не работа «на потоке». А в единой школе главным развлечением таких деток станет «бить ботанов». И учителя для разных категорий детей нужны совершенно разные. Не могут люди, обучающие матклассы Второй школы, работать на потоке, с детьми, еле справляющимися с азами школьной программы. Но в единой школе невозможно все время Марью Ивановну ставить на «поток», а Марью Петровну - на элитные классы. В результате элитных классов просто не станет. Возможно, впрочем, цель как раз в этом.

http://yopolis.ru/occasion/595577/8767

Министр Правительства Москвы, Руководитель Департамента образования города Москвы.

Образование:
1972 г. Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова, специальность "Математика".
1998 г. Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации, специальность "Государственное и муниципальное управление".
Кандидат педагогических наук.

Занимаемые должности:
1973 г. Преподаватель СПТУ-12 села Шарлык Оренбургской области
1981 г. Учитель математики средней школы N2 села Шарлык.
1984 г. Директор школы-интерната N1 в Оренбурге.
1989 г. Заведующий отделом районного образования Промышленного района города Оренбурга.
1992 г. Заместитель начальника Главного управления образованием администрации Оренбургской области.
1996-2002 гг. Начальник Главного управления образованием администрации Оренбургской области.
2002-2004 гг. Заместитель генерального директора ФГУП Издательство "Просвещение".
2004 г. Директор Департамента государственной политики в сфере образования министерства образования и науки Российской Федерации.
2007-2010 гг. Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.
С 2009 г. Заместитель председателя Комиссии при президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
2010 г. Руководитель Департамента образования города Москвы.

Награды и звания:

Заслуженный учитель Российской Федерации.
Почетная грамота Правительства РФ.

Окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П.Чкалова, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.

Карьера

В 1972 году - преподаватель ГПТУ-29 в городе Оренбурге.

С 1972 по 1973 год проходил службу в Советской армии.

В 1973–1981 годы - преподаватель, завуч, преподаватель математики СПТУ-12 в селе Шарлык Оренбургской области.

В 1981–1984 годы - учитель средней школы № 2 в селе Шарлык Оренбургской области.

С 1984 по 1989 год - директор школы-интерната № 1 в городе Оренбурге.

С 1989 по 1992 год - заведующий РОНО в городе Оренбурге.

В 1992–1994 годы - заместитель начальника Главного управления образования Оренбургской области.

В 1994–1996 годы - начальник Управления профобразования администрации Оренбургской области.

В 1996–2002 годы - начальник Главного управления образования Оренбургской области.

В 2002–2004 годы - заместитель генерального директора ФГУП «Издательство «Просвещение» в городе Москве.

С 2004 по 2007 год - директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации.

В 2007–2010 годы - заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. 10 ноября 2010 года назначен Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента образования города Москвы.

6 июня 2013 года назначен исполняющим обязанности Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы.

17 сентября 2013 года назначен Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента образования города Москвы.

Награжден орденом Почета, медалью К.Д.Ушинского. Кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации.

Последние материалы сайта