Этрусские боги. Этруски - русская историческая библиотека. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

31.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Персонаж греческой мифологии. Знаменитый изобретатель, инженер и художник. Построил Кносский лабиринт на Крите для царя . Царь поселил там , быкоголового отпрыска собственной жены Пасифаи, которая сошлась с белым быком. До этого Дедал сконструировал для Пасифаи деревянную «корову», внутрь которой царица забиралась, чтобы соблазнять быка. Дедалу приписывается также изобретение различных инструментов.

История происхождения

Дедал упоминается как божество в микенских текстах. Как действующее лицо – появляется в сатировой драме упоминает Дедала в «Илиаде». Герой появляется также в греческих комедиях, например, у Аристофана.

В древности Дедалу приписывались различные строения, изобретения и конструкции, помимо знаменитого лабиринта на Крите. Это статуя богини на острове Делос, статуя в Кноссе, деревянное изображение в фиванском храме и прочие изваяния, о которых греческий драматург писал, будто те создавали визуальную иллюзию движения. Изображений Геракла Дедал создал несколько. Одно из них по легенде Геракл разбил сам, возмущенный чрезмерным сходством.

Мифы и легенды

Биография Дедала начинается в Афинах. Дедал происходит из старого афинского рода. Согласно мифологии, сама богиня Афина научила героя мастерству. Однако изобретателя изгнали из города за совершенное им убийство.


У Дедала был талантливый племянник Талос, которого герой взял в ученики. Однако Талос оказался настолько хорош как изобретатель, что Дедал почувствовал в нем потенциального соперника. Самолюбивый Дедал решил избавиться от Талоса, чтобы юноша не отнял у него со временем звание лучшего среди инженеров.

Герой заманил юношу на горную кручу и столкнул оттуда вниз. Однако богиня Афина не дала юноше погибнуть и помогла Талосу, правда, несколько своеобразно - превратила того в куропатку. Самого же Дедала как преступника вынудили бежать из города.

Изобретатель отправился на Крит, где услугами Дедала взамен на предоставленный приют и защиту долгое время пользовался царь Минос. Мастер оставил на Крите прекрасные произведения искусства и инженерии, например, статуи царя Миноса и царских дочерей. Но принес и неприятности.


Царь Минос должен был принести в жертву богам белого быка. Этот зверь вышел из моря по воле Посейдона специально для того, чтобы Минос заклал его как жертву. Однако царь, очарованный красотой быка, пожалел зверя и оставил в собственном стаде, а в жертву богам принес другого, обычного быка. Разгневанный отомстил царю. Пасифая, жена Миноса, прониклась к белому быку противоестественной страстью и пожелала возлечь с ним.

Чтобы утолить это желание, царица воспользовалась услугами Дедала. Мастер изготовил для нее деревянную «корову», полую изнутри и с отверстием, так, чтобы царица могла проникнуть в корову, а бык - в царицу. Чтобы сделать «приманку» привлекательной для быка, Дедал обил конструкцию свежесодранной коровьей шкурой, а чтобы перемещать - приделал колеса.


«Корову» выкатили на луг, и царица забиралась в нее всякий раз, когда испытывала тягу к быку. Эти развлечения обернулись рождением чудовищного ребенка - человека с бычьей головой, которого назвали Минотавром.

Царь Минос не мог убить новорожденного, боясь снова оскорбить Посейдона, но пожелал спрятать чудовище подальше. Для этого Дедал построил на Крите лабиринт, взяв за образец египетский. В этот лабиринт бросили Минотавра, который жил там и питался человеческим мясом. Чудовищу бросали преступников, а раз в девять лет прибывал корабль из Афин, который привозил дань - четырнадцать афинских девушек и юношей на съедение Минотавру.


После того, как афинский герой убил Минотавра и освободил соотечественников от чудовищной дани, лабиринт опустел. Сам Тесей сбежал с Крита вместе с дочерью Миноса , а разгневанный царь запер в лабиринте Дедала и его сына .

Так собственное строение стало для Дедала тюрьмой. Такая жизнь тяготила мастера, и тот решил сбежать из плена. Дедал сконструировал крылья по образцу птичьих для себя и сына. Перья на этих крыльях были скреплены воском, и лететь нужно было осторожно, не приближаясь чересчур к солнцу, чтобы воск не растаял, и не опускаясь слишком низко к воде, чтобы крылья не намокли.


Дедал и Икар улетели из критского лабиринта, но юноша погиб по дороге, когда летел над морем. Икар забыл наставления отца и поднялся слишком высоко. Воск растаял, крылья развалились, и Икар упал в море.

Поздние греческие авторы интерпретируют эту часть мифа в рационалистическом ключе. Якобы в форме истории о крыльях в мифологии запечатлелось воспоминание о том, как были изобретены косые паруса. По этой версии, Дедал с сыном сбежали с Крита на корабле с новыми, косыми парусами.

Это более совершенный тип парусов, при помощи которых можно использовать не только попутный, но боковой и встречный ветер. Дедал изобрел эти паруса, а до этого греки пользовались исключительно прямыми парусами. Икар в этой версии утонул, просто упав за борт.


Так или иначе, сам Дедал спасся и осел на Сицилии. Злопамятный Минос хотел вернуть Дедала и для этого пошел на хитрость. Гонцы Миноса возвестили по всем греческим землям, что царь объявил «конкурс». Минос обещал щедрую награду тому, кто сможет продеть нитку сквозь витую морскую раковину, так, чтобы нитка вошла в один конец, прошла одну за другой извилины и вышла во второй конец. Критский царь знал, что это дело по силам только Дедалу и мастер даст о себе знать.

Правитель, приютивший Дедала, польстился на обещанную награду, и мастер в благодарность за помощь и гостеприимство научил того, как выполнить задание Миноса. Однако, выполнив задание, сицилийский правитель не получил награды, а лишь спровоцировал гнев Миноса, который потребовал выдать Дедала. Сицилийцы не пожелали расставаться с Дедалом и придумали хитрость. Правитель пригласил Миноса в гости и зазвал в баню, где критского царя облили кипятком.


Дедал после этого переехал на Сардинию, где воздвиг множество сооружений. Там мастер женился и взял себе учеников.

Цитаты

«Воск, растопившись, потек; и голыми машет руками
Юноша, крыльев лишен, не может захватывать воздух.
Приняты были уста, что отца призывали на помощь,
Морем лазурным, с тех пор от него получившим названье». (Овидий)

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Согласно древним преданиям, тысячелетия назад, на острове существовал безвыходный лабиринт из бесконечных коридоров и переулков, созданный архитектором Дедалом , где таилось страшное существо с телом человека и головой быка, названное Минотавром. Оно являло собой порождение зла, ниспосланное людям в качестве плода неестественной любви между женой царя Миноса – Пасифаи и быком, посланным Посейдоном к правителю острова. По одной из версий, этот лабиринт находился в подземельях Кносского дворца и был задуман Дедалом по велению царя, с целью максимально запутать выходы из него, таким образом, чтобы исключить возвращение попавшего туда человека, отданного в лапы кровожадному зверю.

Победив афинян в кровопролитной войне, Минос обязал выплачивать их страшную дань. Через каждые 9 лет они должны были отправлять на Крит по 7 юношей и 7 юных девушек в качестве жертв для Минотавра, помещённого в лабиринт. Однако, согласно пророчеству, после выплаты третьей дани, в Афинах суждено было появиться герою, способному победить чудовище и избавить город от ужасной платы. Вскоре, горой появился, и звали его Тесей. В силу своего положения он должен был стать афинским правителем, но узнав о том, что он должен сделать, юноша принял решение не облачать себя властью, пока не избавит город от ненасытного Минотавра.

Добровольно записавшись в ряды очередных жертв, Тесей отправился на Крит в числе прочих молодых людей обречённых на смерть. Оказавшись на острове, он очаровал красавицу Ариадну, дочь Миноса, и сподвиг её к тому, чтобы она дала своему возлюбленному клубок ниток, с помощью которого он смог бы выйти из лабиринта не прилагая лишних усилий. В итоге, пройдя до самого центра запутанной Дедалом головоломки, благодаря отваге, ловкости и силе, он сразил Минотавра и следуя нити Аридны покинул логово зверя, освободив от него последующие поколения.

Сегодня лабиринт Дедала можно увидеть лишь на древних критских монетах и различных сувенирных изделиях в качестве символики, однако его смысл можно найти в отражении обыденной жизни, которая для каждого человека тоже имеет свою форму в виде невзгод и лишений, терпения и выбора правильного пути. Эти понятия лежат в основе и самого мифа, учитывая, что Тесей достиг своей цели, тоже во многом превозмогая себя, преодолев страх и сомнения, а выйдя из лабиринта, он совершил своё предназначение. Конечно, в отличии героя древнегреческих легенд, далеко не каждый человек изначально знает о цели своего пребывания на этом свете, но ведь именно в поиске правильного пути и верного ответа, как раз и заключается смысл любого лабиринта.

Сегодня все чаще говорят о масштабных искажениях мировой истории, все больше приводится фактов, подтверждающих это. Искажены не только документы подлинной истории, но и мифы. Следы такого искажения мы и попытаемся сейчас отыскать.

Нас уверяют, что из глубокой античности дошли до нас легенды о лабиринте, о Дедале и Икаре. Но если вы откроете современные книги с легендами Древней Греции и Древнего Рима и сравните их с текстами из книг 50-летней давности, то увидите не только новые факты о прошлых легендах, но и новые слова, которых в легендах и мифах еще 50 лет назад не было. И это касается не только русского языка, но и многих других.

К примеру, в словарях иностранных слов советской эпохи сказано, что лабиринтами в древности в Египте и в Греции считали здания со сложными, запутанными ходами, из которых трудно найти выход. Отмечалось, что согласно преданиям, огромный лабиринт был выстроен Дедалом для царя острова Крит Миноса. Во многих изданиях представлен барельеф (рисунок, фотография или прорисовка) якобы второго века до нашей эры, на барельефе мастер Дедал доделывает крылья для себя, а его сын Икар уже надел крылья и готов к своему единственному полету, который принесет ему посмертную славу. Барельефы пленников царя Миноса как бы выступают из кирпичной стены. Если они находятся внутри лабиринта, то лабиринт сделан из кирпича. А из чего сделан лабиринт на Крите?

Дедал считается основателем столярного мастерства, он изобрел рубанок, отвес, клей и другие инструменты и приспособления для обработки дерева. Он явился на остров Крит к царю Миносу как деревянных дел мастер, почему же царь использовал его не по назначению и заставил делать лабиринт то ли из кирпича, то ли из камня.

Лабиринт обычно изображается в виде сложной системы спиральных линий или сочетания кругов и квадратов с радиусами и сегментами. А если говорить о литературных источниках, то в них упоминаются пять "великих лабиринтов": египетский под островом Моэрис в Фаюме, в Кноссе и в городе Гортина на острове Крит, на острове Лемнос в Эгейском море и лабиринт этрусков в Клузии (Италия).

Якобы античные писатели были убеждены, что мастер Дедал построил лабиринт на о. Крит по образцу египетского, находившегося в заупокойном храме фараона Аменемхета III (XII династия, конец XIX в. до н. э.; его остатки обнаружены в районе Фаюма).

Овидий в поэме «Метаморфозы» приводит описание дворца царя Миноса на о. Крит:

Дедал, талантом своим в строительном славен искусстве,
Зданье воздвиг; перепутал значки и глаза в заблужденье
Ввел кривизною его, закоулками всяких проходов...
Сетью путей без числа; он сам возвратиться обратно
К выходу вряд ли бы мог: столь было запутано зданье!

Древнеримский поэт сравнивал планировку дворца с извилистым течением реки Меандр.

В современных книгах и справочниках можно отыскать массу интересных фактов о лабиринтах, о их связи с небом и космосом, о их сакральности, об особой ауре и так далее. В новом энциклопедическом словаре изобразительного искусства отмечается, что изображения лабиринта на Крите можно видеть на древних монетах. А английский археолог А. Эванс, проводивший с 1900 г. раскопки на о. Крит, обнаружил руины дворца в Кноссе, в частности, большой зал, колонны которого покрыты изображениями двусторонней секиры, отождествил дворец с легендарным лабиринтом ("Дом секиры" по-гречески Labrys). Эта этимология считается "ненадежной", но запутанный план Кносского дворца ассоциируется с легендой о Минотавре.

То есть нам советуют учесть, что лабиринт строился для Минотавра, чудовища с туловищем человека и головой быка.

Кто такой Минотавр в «античности»? Это порождение супруги Пасифаи и посланного богом Посейдоном морского быка. Чудовище, как оказалось, был людоедом, царь ему во всем угождал и поставлял на убийство и съедение красивых юношей и девушек. Значит, и лабиринт должен быть для него не тюрьмой, а комфортным жилищем. А каким материалом достигается высокий уровень комфорта? Конечно, деревом. Мы и сегодня, находясь внутри кирпичных, панельных или монолитных жилых домов, стремимся окружить себя деревом как самым экологически чистым материалом.

А Дедал специалист по дереву, значит, и лабиринт его должен быть деревянным. Но все источники уверяют, что лабиринт был каменным.

А что скажет само слово? Каково мнение этимологов? Школьный этимологический словарь отмечает, что слово Labyrinthos относится к греческому языку и к древней эгейской культуре. Интернет дает широкие возможности, но все они сходятся на том, что латинское Labyrinthus, из греческого Labyrinthos, возможно, от доиндоевропейского Labr - "камень". Так-то вот. Но вот незадача. Ни в одном словаре, справочнике или лексиконе 30-летней давности ни на русском, ни на английском, ни на немецком, ни на испанском, ни на итальянском Labr да еще в значении «камень» я не нашел, а это значит, что фальсификаторы истории продолжают подменять правду вымыслом и в XXI веке. Labr – это их очередная выдумка, не имеющая под собой никаких оснований, она нужна для того, чтобы выбить из-под ног почву у сомневающихся и добивающихся истины.

Латинскую форму Labyrinthus, оканчивающуюся на –us, я встретил только в интернете, значит, это тоже, скорее всего, подделка недавнего времени. Но есть слово, а оно многое может подсказать. Есть методика, предложенная А. Фоменко и Н. Носовским в словаре параллелизмов. И есть желание понять, откуда корни.

Labyrinthos, читаем слово по-русски, но справа налево, при этом помним, что в западных языках некоторые согласные буквы не читаются, они служат или для смягчения рядом стоящей согласной, или для удлиннения соседней гласной. СОХТНИРУБАЛ. Не читаются х, как и в латинице h. Что получается? СОТНИ РУБАЛ? Кстати, латинская n могла при переписывании русских слов образоваться из п. Тогда еще версия: СОТ ПИРУБАЛ, то есть СОТЫ ПОРУБАЛ или СОТЫ РУБАЛ. Во всяком случае, мы точно видим, что плотник работал топором, то есть он рубил. Вспомним, что в старину на Руси и лес рубили, и дома рубили, и дворцы рубили. А заготовка будущего здания из бревен называлась срубом.

С одним корнем определились: рубал или порубал. Впрочем, может, рубил, ведь русскую и на письме легко превратить в латинскую а.

Теперь второй корень: соты или сотни, или сотъ, или соть. Русское сочетание ть или тъ в западных языках при переписывании нередко преращалось в th или в ht. Только этим можно объяснить, почему h не читается. Хотя много придумано объяснений для каждого конкретного случая, общую закономерность для множества языков стараются не замечать.

Итак, слово «рубал», «рубил», «порубал» указывает, что сооружение изготовлено из дерева.

А что рубал? Сотни, сохтни или соты? Скорее всего речь не о сотнях, а о сотах. Предположить это побуждает опять же словарь Даля, где отмечено, что в старину в Новгороде избирались старосты кончанские (те, кто представлял интересы концов города; таких концов было пять), уличанские (они представляли интересы улиц, их было много) и сотские, представляющие интересы отдельных частей улиц и закоулков города, то есть сотов.

Эти соты с сотнями никак не связаны, хотя некоторые историки и считают, что это название образовано от слова «сотня». Заметим, когда мы говорим «в сотый раз», мы вовсе не имеем в виду, что прежде что-то было сделано 99 раз. Сотый – это неопределенно большая величина. И сотские в Новгороде вовсе не обязательно представляли интересы целой сотни горожан, скорее, какой-то небольшой части, которая меньше улицы.

Ясно одно: лабиринт вырубался, видимо, топором. И Дедал не складывал этот лабиринт, а ладил. Ладил: на это указывает имя мастера. Дедал – ладит. Ладью, большую лодку для речного флота, тоже ладили, собирали из аккуратно подогнанных дощечек. У новгородцев лажевым человеком называли ловкого, умного, толкового, способного не только хорошо сделать что-то, но и договориться, уладить. Дедал «античных» мифов такими качествами как раз и обладал. А когда не смог договориться с Миносом об освобождении своём и своего сына, то предпринял попытку улететь. Сам-то он успешно улетел. А вот сын сгорел в лучах жаркого солнца. То есть он поднялся на такую высоту, что на солнце расплавился воск, которым скреплялись перья крыльев, и Икар упал в Средиземное море. Это было самое жаркое время года, как говорят легенды.

А поточнее можем ли мы вычислить дату события? Оказывается, можем. По многим источникам самое жаркое время года для Средиземноморья – это конец июня и июль. По гороскопу эту пору занимает знак зодиака Рак. А погибшего «античного» героя называли Икаром. Это имя легко образовать, если читать слово справа налево. Более того, Икаром он назван по результатам полета, после гибели.

По такому же принципу назван и знаменитый герой русских былин, богатырь, который был настолько сильным, что земля устала его таскать. Место, где он нашел покой, назвали Святыми горами, или Святогорьем, а его самого Святогором. Подлинного имени Святогора мы так и не знаем.

Еще пример. Хоть Пушкин в повести «Дубровский» и назвал мятежную деревню Кистеневкой, такое название она могла получить после подавления бунта, как память об этом восстании, поскольку главным оружием у мужиков были самодельные кистени.

В советские времена такая практика применялась повсеместно. Появлялись города в честь революционеров, политиков, космонавтов. Не всегда эти названия совпадали с именами героев. Так город на реке Вятка назван Кировом, а политик носил фамилию Костриков. Не уверен, что все выпускники средней школы могут правильно указать об этом.

Когда письменных источников мало, точные факты забываются в период 15-30 лет. На это и рассчитывают те, кто фальсифицирует историю. Мы не знаем, как звали строителя сооружения, названного в мифологии лабиринтом, как звали его сына, но мы обнаружили ту точку, где совершен подлог.

Мы не знаем, когда точно произошло это строительство и этот знаменитый полёт. Но точно уверены, что не до нашей эры. Это событие средних веков. Почему? А потому, что всплеск астрологических исследований и интереса к гороскопам – точного определения события с учетом солнца, луны и семи планет – приходится на средние века. Гороскопы, которые находят в якобы «древнем» Египте, в храмах и музеях Европы, созданы тоже в средние века и указывают на средневековые даты.

А мне - "Дом Астерия" Борхеса.

Дом Астерия.

Марии Москера Истмен

И царица произвела на свет сына, которого назвали Астерием.

Аполлодор. Библиотека, III. 1

Знаю, меня обвиняют в высокомерии, и, возможно, в ненависти к людям, и, возможно, в безумии. Эти обвинения (за которые я в свое время рассчитаюсь) смехотворны. Правда, что я не выхожу из дома, но правда и то, что его двери (число которых бесконечно) *1 открыты днем и ночью для людей и для зверей. Пусть входит кто хочет. Здесь не найти ни изнеживающей роскоши, ни пышного великолепия дворцов, но лишь покой и одиночество. И дом, равного которому нет на всей земле. (Лгут те, кто утверждает, что похожий дом есть в Египте.)

Даже мои хулители должны признать, что в доме нет никакой мебели. Другая нелепость - будто я, Астерий, узник. Повторить, что здесь нет ни одной закрытой двери, ни одного запора? Кроме того, однажды, когда смеркалось, я вышел на улицу; и если вернулся еще до наступления ночи, то потому, что меня испугали лица простонародья - бесцветные и плоские, как ладонь. Солнце уже зашло, но безутешный плач ребенка и молящие вопли толпы означали, что я был узнан. Люди молились, убегали, падали на колени, некоторые карабкались к подножию храма Двойной секиры, другие хватали камни. Кто-то, кажется, кинулся в море. Недаром моя мать была царицей, я не могу смешаться с чернью, даже если бы по скромности хотел этого.

Дело в том, что я неповторим. Мне не интересно, что один человек может сообщить другим; как философ, я полагаю, что с помощью письма ничто не может быть передано. Эти раздражающие и пошлые мелочи претят моему духу, который предназначен для великого; я никогда не мог удержать в памяти отличий одной буквы от другой. Некое благородное нетерпение мешает мне выучиться читать. Иногда я жалею об этом - дни и ночи такие долгие.

Разумеется, развлечений у меня достаточно. Как баран, готовый биться, я ношусь по каменным галереям, пока не упаду без сил на землю. Я прячусь в тени у водоема или за поворотом коридора и делаю вид, что меня ищут. С некоторых крыш я прыгал и разбивался в кровь. Иногда я прикидываюсь спящим, лежа с закрытыми глазами и глубоко дыша (порой я и в самом деле засыпаю, а когда открою глаза, то вижу, как изменился цвет дня). Но больше всех игр мне нравится игра в другого Астерия. Я делаю вид, что он пришел ко мне в гости, а я показываю ему дом. Чрезвычайно почтительно я говорю ему: «Давай вернемся к тому углу», или: «Теперь пойдем в другой двор», или: «Я так и думал, что тебе понравится этот карниз», или: «Вот это чан, наполненный песком», или: «Сейчас увидишь, как подземный ход раздваивается». Временами я ошибаюсь, и тогда мы оба с радостью смеемся.

Я не только придумываю эти игры, я еще размышляю о доме. Все части дома повторяются много раз, одна часть совсем как другая. Нет одного водоема, двора, водопоя, кормушки, а есть четырнадцать (бесконечное число) кормушек, водопоев, дворов, водоемов. Дом подобен миру, вернее сказать, он и есть мир. Однако, когда надоедают дворы с водоемом и пыльные галереи из серого камня, я выхожу на улицу и смотрю на храм Двойной секиры и на море. Я не мог этого понять, пока однажды ночью мне не привиделось, что существует четырнадцать (бесконечное число) морей и храмов. Все повторяется много раз, четырнадцать раз, но две вещи в мире неповторимы: наверху - непонятное солнце; внизу - я, Астерий. Возможно, звезды, и солнце, и этот огромный дом созданы мной, но я не уверен в этом.

Каждые девять лет в доме появляются девять человек, чтобы я избавил их от зла. Я слышу их шаги или голоса в глубине каменных галерей и с радостью бегу навстречу. Вся процедура занимает лишь несколько минут. Они падают один за другим, и я даже не успеваю запачкаться кровью. Где они падают, там и остаются, и их тела помогают мне отличить эту галерею от других. Мне неизвестно, кто они, но один из них в свой смертный час предсказал мне, что когда-нибудь придет и мой освободитель. С тех пор меня не тяготит одиночество, я знаю, что мой избавитель существует и в конце концов он ступит на пыльный пол. Если бы моего слуха достигали все звуки на свете, я различил бы его шаги. Хорошо бы он отвел меня куда-нибудь, где меньше галерей и меньше дверей. Каков будет мой избавитель? - спрашиваю я себя. Будет ли он быком или человеком? А может, быком с головой человека? Или таким, как я?

Утреннее солнце играло на бронзовом мече. На нем уже не осталось крови.

Поверишь ли, Ариадна? - сказал Тесей. - Минотавр почти не сопротивлялся.

Уни Тезан Тин Сатре Аита Аплу Геркле Кулсанс Менрва Нортия

Фигура Аплу. 550-520 гг. до н. э.

Зеркало с изображением сатиров и менад. Ок. 480 г. до н. э.

Герекеле и Млакух. Бронзовое зеркало. Ок. 500-475 гг. до н. э.

Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки Э. м. уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота I 94), прибыли предки этрусков - тиррены и пеласги. Восточными чертами Э. м. являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты - двойной топор, трон и др., сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.

Вселенная представлялась этрусскам в виде трёхступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя - земной поверхности, нижняя - подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней - видимой предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя - невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мёртвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мёртвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную - добрых.

Этрусский пантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени из Пьяченцы.

В отличие от греческой мифологии, Э. м., как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии.

К древнейшим религиозным представлениям эгейско-анатолийского мира восходит этрусская концепция богов, передающих свою волю с помощью молний. К их числу относился Тин , отождествлявшийся с греческим Зевсом и римским Юпитером . Как бог неба, бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог предостерегать людей, вторым - пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью другими богами, третьим - самым страшным - карал, лишь получив согласие избранных богов. Таким образом, Тин, в отличие от Зевса, первоначально мыслился не царём богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав этрусских государств. Богиня Туран , имя которой означало «подательница», считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой. Греческой Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни , почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти. Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в кон. 6 в. до н. э. Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (римская Минерва), покровительница ремёсел и ремесленников.

Эти три божества составили этрусскую триаду, которой соответствовала римская триада: Юпитер, Юнона , Минерва. Бог Аплу (см. рис.), отождествлявшийся с греческим Аполлоном , первоначально воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс , соответствующий греческому Гермесу , считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греческому богу Гефесту - хозяину подземного огня и кузнецу, соответствует этрусский Сефланс . Он участник сцены, изображающей наказание Уни по приказу Тина. В городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан). Судя по множеству изображений на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс . У него характерные атрибуты морского божества - трезубец , якорь . Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс , соответствующий Дионису -Вакху в греческой мифологии и Сильвану в римской (см. рис.). Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более древним, чем почитание Диониса-Вакха. Сакральное объединение государств с центром в Вольсиниях обусловило выделение главного божества этого города Вольтумна (римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозненным чудовищем, иногда в качестве божества растительности неопределённого пола, иногда в виде воина. Эти облики, возможно, отражали стадии трансформации локального хтонического божества в «главного бога Этрурии», как его называет Варрон (Antiquitatum rerum… V 46).

К числу богов «небесной долины» этруски относили Сатре , полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление о золотом веке - грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствует представлению о римском Сатурне). Богом италийского происхождения был Марис (римский Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой - войны. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Майус - хтоническое божество растительности. Этруски почитали бога Селванса , впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван . Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду и Персефоне).

Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определённые её функции - мудрость, искусство и др.

Наряду с культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов. Их изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных, оттеснённых на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов. Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон , сохранил черты самостоятельного божества.

На более ранних памятниках Хару - зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии - проводник душ в подземном царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса). Много общего имел с Хару Тухулка , в облике которого соединены человеческие и звериные черты. Хару и Тухулка часто изображаются вместе как свидетели или исполнители воли богов преисподней.

Из культа божественного множества демонов-лазов (римские лары .) выделилось демоническое существо Лаза . Это юная обнажённая женщина с крыльями за спиной. На зеркалах и урнах она изображалась участницей сцен любовного содержания. Её атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы. Значение встречающихся в надписях эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус - остаётся невыясненным.

По аналогии с римскими ларами можно предполагать, что лазы были добрыми божествами, покровителями дома и домашнего очага. Демоническим множеством были маны (римские маны) - добрые и злые демоны. К демонам загробного мира относилась Ванф .

Этрусское изобразительное искусство сохранило многие мифы, известные из греческой мифологии. Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших. (см. рис.)

  • Ельницкий Л. А., Элементы религии и духовной культуры этрусков, в кн.: Немировский А. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964;
  • Иванов В. В., Заметки о типологии и сравнительно-историческом исследовании римской и индоевропейской мифологии, в кн.: Труды по знаковым системам, т. 4, Тарту, 1969;
  • Немировский А. И., Этрусская религия, в кн.: Немировский А. И., Харсекин А. И., Этруски, Воронеж, 1969;
  • Тимофеева Н. К., Религиозно-мифологическое мировоззрение этрусков, Воронеж, 1975 (дисс.);
  • Шенгелия И. Г., Этрусская версия теогамии Минервы и Геракла, в кн.: Проблемы античной культуры, Тб., 1975;
  • Вауеt J., Herclй, P., 1926;
  • Clemen C., Die Religion der Etrusker, Bonn, 1936;
  • Dumйzil G., La religion des йtrusques, в его кн.: La rйligion romaine archaпque, P., 1966;
  • Enking R., Etruskische Geistigkett, В., 1947;
  • Grenier A., Les religions йtrusque et romaine, P., 1948;
  • Hampe R., Simon E., Griechische Sagen in der frьhen etruskischen Kunst, Mainz, 1964;
  • Herbig R., Gцtter und Dдmonen der Etrusker, 2 Aufl., Mainz, 1965;
  • Heurgon J., Influences grecques sur la religion йtrusque, «Revue des йtudes latines», 1958, annйe 35;
  • Mьhlestein H., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, В., 1969;
  • Pettazzoni R., La divinita suprema della religione etrusca, Roma, 1929. (Studi e materiali di storia delle religioni, IV);
  • Piganiol A., Oriental characteristics of the Etruscan religion, в сб.: CIBA foundation symposium on medical biology and Etruscan origins, L., 1959;
  • Stoltenberg H. L., Etruskische Gцtternamen, Levenkusen, 1957;
  • Thylin C., Die etruskische Disciplin, t. 1-3, Gцteborg, 1905-09.
[А. И. Немировский

Последние материалы сайта