Илья кулибин биография и заслуги. Кулибин — самый знаменитый русский изобретатель. Часы для императрицы

28.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Кулибин, Иван Петрович

Механик Императорской Академии Наук, член Императорского Вольного экономического общества. Сын мещанина Нижнего Новгорода, род. в Нижнем Новгороде 10 апреля 1735 г., ум. там же 30 июля 1818 г. Кулибин предназначался отцом торговать мукой, но он с юности стремился к занятиям механикой и не с целью забавы, а для серьезного практического ее применения. Исключительные способности Кулибина проявились весьма рано и разнообразно, В саду Кулибиных был пруд, где вода не имела протока и где гибла рыба - молодой Кулибин придумал такое гидравлическое устройство, при котором вода из соседней горы собиралась в бассейне, оттуда шла в пруд, а лишняя вода выводилась из пруда·, с тех пор рыба в пруде начала плодиться. Это дело победило отца изобретателя, до тех пор недружелюбно смотревшего на занятия сына механикой. Тогда в Нижнем Новгороде не было ни одного часовых дел мастера, часы для починки посылались в Москву. Устройство часов давно интересовало Кулибина, он пытался и сам сделать часы, но, не имея инструментов, не мог этого достигнуть; случайно в Москве достал от одного мастера колесную, хотя и испорченную машинку и ручной токарный станок, сделал часы с кукушкою и продал их за хорошую цену; вскоре за тем он починил английские часы с репетицией и тогда разнеслась по городу слава о нем как о часовом мастере. До сих пор в Нижнем Новгороде существует фирма часовых дел мастера Пятерикова - это был ученик Кулибина. В конце 1764 г. Кулибин задумал сделать часы особого устройства, чтобы поднести их Императрице Екатерине II. Черноярский купец Михаил Андреевич Костромин, уверовав в дарования Кулибина, вызвался помогать ему в его предприятии и взял на себя содержание Кулибина с семейством и учеником, пока часы не будут сделаны. При проезде Императрицы Екатерины II через Нижний в 1767 г., губернатор Аршеневский указал Кулибина гр. Г. Г. Орлову, а последний представил механика Императрице. Осмотрев изделия Кулибина и еще не оконченные часы, Государыня изъявила желание, чтобы после окончания часов, Кулибин приехал в Петербург со своими изделиями. 1 апреля 1769 г. Кулибин, вместе с Костроминым, поднесли в Петербурге Императрице часы. Часы имели форму и величину гусиного яйца; каждый час они отворялись, представляя храм и в нем - Воскресение Христа; в полдень они играли музыку, сочинения самого Кулибина, кантату на слова оды в честь Императрицы. В награду Кулибину - за изделие, а Костромину - за содействие, дано было по 1000 руб. каждому, изделия переданы для хранения в Кунтскамеру, Кулибин назначен механиком при Академии Наук, с жалованьем 300 руб. в год, при казенной квартире, а Костромину пожалована серебряная кружка - "за благородное и великодушное вспомоществование дарованиям Кулибина". Кроме механических работ, Кулибин поднес Государыне еще и оду своего сочинения. Работая над часами Кулибин не пропускал случая изучить что-нибудь полезное. Он сам выучился физике, химии и механике; он умел играть на фортепьяно и пел. По виденным образцам он доходил до существа предмета и таким образом сделал сам электрическую машину, телескоп, микроскоп и две зрительные трубы. Прочитав в 1772 г. в газетах, что в Англии назначена премия за проект моста в один пролет, Кулибин занялся проектом такого моста через Неву; мост предполагался в 140 сажен длины. Академик Эйлер проверил вычисления Кулибина, вполне их одобрил и напечатал о них в Комментариях Академии Наук, с самыми лестными отзывами об авторе проекта. Модель моста, в десятую часть против настоящей величины, была построена Кулибиным и 27 декабря 1776 г. испытывалась на дворе Академии. Уже две подобные модели других механиков были испытаны в Академии без успеха; весьма естественно, что после того к кулибинской модели академики относились недоверчиво; даже Эйлер допускал, что, невзирая на его теоретические вычисления, модель на практике не оправдает ожиданий. Только Кулибин был уверен в успехе и до того, что когда модель выдержала назначенный груз, он велел наложить на нее еще большой лишний груз лежавшего на дворе кирпича, сам взошел на свой мост и пригласил на него всех зрителей и рабочих. Пожаловав уже 1000 руб. на постройку модели моста, после испытания Императрица приказала выдать Кулибину в награду 2000 руб. Что же касается до английской премии, биографы Кулибина ничего не говорят о ней; по-видимому, как это часто бывает с подобными газетными объявлениями, трудно было найти путь к получению этой премии. Модель моста, целиком, без разборки ее, была перевезена Кулибиным и стояла некоторое время в саду Таврического дворца. Кулибин поставил Инструментальную палату при Академии на ту степень совершенства, что она доставляла в казенные места, для ученых экспедиций и по частным заказам математические, физические и др. инструменты; чтобы оценить значение этого факта, надо принять в соображение, что это было в конце ХVIII-го столетия. В 1775 г. Кулибин, со своим семейством, был исключен из подушного оклада. Граф В. Г. Орлов советовал Кулибину оставить русское платье и сбрить бороду, чтобы, войдя в общий строй служилых людей, получать общие отличия - чины, ордена и т. д., - Кулибин не согласился на это. Императрица, узнав об этом и одобряя уважение Кулибина к обычаям родины, пожаловала ему в 1778 г. особую золотую медаль для ношения на шее на Андреевской ленте; такая медаль давала право входа во дворец на торжества вместе с штаб-офицерами, и до тех пор была жалована только одному полковнику, прибывшему послом от Запорожских казаков. В 1779 г. Кулибин устроил фонарь с отражательными стеклами, такого совершенного устройства, что при пробе этого фонаря, горевшего в Петербурге, свет его был виден за 24 версты от столицы, из Красного Села. Фонари эти стали употребляться для освещения длинных галерей, для маяков и т. д.; Державин упоминает о кулибинском фонаре в оде Афинейскому витязю. Деятельность Кулибина была неутомима. Он производил не только такие замысловатые вещи, как его часы, или такие серьезные, как модель моста через Неву, но беспрестанно применял к делу знание законов физики и механики. Вот неполное перечисление его работ. Он первый начал делать для ампутированных искусственные руки и ноги; обыкновенно считают, что такие ноги были изобретены во Франции после русского похода Наполеона I, - но есть основание думать, что изобретатель их воспользовался идеями Кулибина. В Царскосельском дворце форточки в окнах помещались слишком высоко; для открывание их люди должны были карабкаться по карнизам; опасность этой работы была замечена Императрицей и, по ее желанию, Кулибин приноровил к форточкам такое устройство, что их стали отворять и запирать, действуя снизу шнурками - это тот способ, который теперь распространен. Нижние коридоры того же дворца были очень темны; Кулибин осветил их днем с помощью зеркал. Он же починил машину, принадлежавшую Академии и представляющую движение планет. В доме Л. А. Нарышкина театральный механик Бригонций взялся перенести на другое место автомат, игравший в шашки и дававшего посетителям разные ответы; разобрав механизм и не будучи в состоянии вновь собрать его, Бригонций заявил, что исполнить это может только изобретатель системы. Тогда Нарышкин обратился к Кулибину, который восстановил автомат. На стеклянном заводе Кулибин сделал приспособления для безопасного передвижения горшков с расплавленным стеклом. Для Императрицы придумал подъемную машину, где кресло двигалось без цепей и канатов по винтовой линии. Устроил во дворце комнатный фейерверк, с ракетами, огненными фонтанами и выстрелами, но без дыма и пороха. При спуске 130-ти пушечного корабля Благодать, остановившегося на эллинге и не поддававшегося никаким усилиям строителей для спуска, обратились к Кулибину, который очень скоро сдвинул корабль с места и спустил его на воду. Однажды Кулибин, поздно вечером, был экстренно потребован к коменданту, который сообщил ему дошедшее до Императора известие, что шпиль Петропавловской крепости погнулся; думали, что это следствие недавней бури или даже никем не замеченного колебания почвы. Император поручил Кулибину, вместе с архитектором Кваренги, осмотреть шпиль; Кваренги, впрочем, еще до того осматривал шпиль и заявил, что тут нужен механик. Кулибин отправился в крепость, осмотрел шпиль, выверил его, влезал даже с работником на шпиль по проволочным лестницам, подвергаясь при своем преклонном возрасте опасности, но не нашел ни малейшего уклона. Тогда комендант крепости привел его к одной двери и просил посмотреть на шпиль в отношении к косяку: Кулибин посмотрел и доказал коменданту, что не шпиль погнулся, а криво стоит косяк двери. По этому случаю, Император Павел I, узнав, что Кулибин пятый год безвозмездно поверяет дворцовые часы и при старости своей, ходит для того на высокий фронтон Зимнего Дворца, приказал выдавать ему жалованье за этот присмотр по 1200 руб. в год и выдать 4800 руб. за прошедшие четыре года. Император Александр I два раза принимал Кулибина; а в 1801 г., по прошению, уволил от службы при Академии, с назначением в пенсию его жалованья, квартирных денег по 300 руб. в год и с единовременной выдачей 6000 руб. на у плату долгов, которые образовались у Кулибина благодаря его постоянным опытам по механике. Кулибин отправился на житье в Нижний Новгород, где купил домик. Тут он занялся проектом судна, которое могло бы ходить против течения. Такое судно было им придумано и испытано с успехом в 1782 г. в Петербурге; оно двигалось посредством той же воды, которая мешала ему идти. В Нижнем опыт тоже удался и в 1806 г. Кулибин ходатайствовал о принятии этой системы судов для общего употребления. Ему выдали 6000 руб. в возмещение расходов на это изобретение, а модель судна была сдана в Нижегородскую ратушу, где осталась без применения к делу, а со временем уничтожилась. В Нижнем Кулибин составил проект железного моста через Волгу, о трех пролетах, на быках; тогда же он обратился и к разрешению вопроса о вечном движении (prepetuum mobile). Еще в 1794 г. один немецкий механик прислал в Петербург проект своей машины, будто бы разрешающей задачу вечного движения. Кулибин нашел проект несостоятельным и доказал это, построив модель проектированной машины. Сын Кулибина в статье, помещенной в "Москвитянине" 1854 г. (т. V, стр. 27) говорит, что Кулибин напал на мысль о разрешении этой задачи, но умер, не сообщив никому своей идеи. Кулибин скончался в полной бедности. На его похороны, вместе с толпой народа, явились учителя и ученики Нижегородской гимназии, и проводили прах Кулибина до могилы. Гроб до могилы несли на руках Пятериков с именитыми гражданами. За год до смерти Кулибина учитель гимназии Веденецкий написала, его портрет; механик изображен сидящим у стола, с циркулем в руках; на столе стоит телоскоп, а на нем висят часы, в форме яйца, которые Кулибин поднес Императрице Екатерине II; на шее Кулибина - медаль, пожалованная ему за отличие; портрет этот находится во владении рода Кулибиных. - Кулибин был женат три раза; в последний раз женился около 70 лет от роду. От всех браков он имел детей, сыновей: Семена, Дмитрия, Павла, Александра и Петра и семь дочерей. Старший сын получил на службе чин статского советника, Дмитрий занялся гравированием, младшие двое воспитывались в Горном Институте и стали горными инженерами. Могила Кулибина находится на Петропавловском или Всехсвятском кладбище в Нижнем Новгороде, на ней поставлен памятник нижегородским архиепископом Иаковом. По делам своим и следу, оставленному им в русской жизни, Кулибин является выдающимся человеком; когда он вернулся на житье в Нижний, жители приняли его с гордостью. В Нижегородской думе портрет Кулибина находится вместе с портретом Минина; в городе открыто Кулибинское ремесленное училище, основанное по мысли Нижегородского клуба всех сословий, заявленной при воспоминании 50-тилетия со дня смерти Кулибина. Весьма неудачно биографы Кулибина укрепили за ним прозвище механика-самоучки. Самоучкой зовут того, кто, учась правильно, достиг кое-чего. Кулибин же учился много, хотя и без руководителей, и овладел своим предметом в совершенстве; работы его вызвали удивление академиков. Весьма замечательно в этом отношении письмо знаменитого Д. Бернулли к академику Фуссу от 7-го июня 1777 г., после того, как Бернулли получил из Петербурга сообщение о проекте моста через Неву; оно свидетельствует, что Бернулли смотрел на Кулибина, как на человека, который в общем с ним деле пошел дальше него, Бернулли. Профессор A. Ершов, в статье "О значении механического искусства в России" ("Вестник промышленности" Ф. Чижова, 1859, № 3, март), отзываясь о Кулибине, что он мог бы стать нашим Уаттом или Фултоном, приводит отзыв известного строителя мостов, инженера Д. Журавского, о модели Кулибинского моста: "На ней печать гения; она построена по системе, признаваемой новейшей наукой самой рациональной; мост поддерживает арка, изгиб ее предупреждает раскосная система, которая, по неизвестности того, что делается в России, называется американской". Ершов выражает надежду, что где-нибудь могут быть найдены чертежи судна, изобретенного Кулибиным для плавания против течения, силой самой сопротивляющейся ходу воды.

Литература о Кулибине весьма обширна, есть даже драматическое представление под именем нашего механика ("Пантеон", журнал Ф. Кони, 1850, т. II). Список всего, напечатанного о Кулибине, находится при третьем и следующих изданиях брошюры г. Ремезова: "Кулибин, механик самоучка". - Главными материалами для биографии Кулибина служат: "Воспоминания о И. П. Кулибине", П. Пятерикова ("Москвитянин", 1853 г.). "Материалы для биографии", собранные статским советником Кулибиным ("Москвитянин", 1854, т. VI); "Жизнь русского механика Кулибина", сост. П. Свиньиным. Автобиография, весьма краткая, упоминающая только о поднесении Императрице Екатерине часов и др., напечатана в "Русской Старине" 1873, т. VIII, стр. 734; Пекарский, "Ист. Имп. Акад. Наук", I, 118; Иванов, "Наши самородки" в журнале "Век", 1862, №№ 9, 10; "Русский Ремесленник", 1862, № 1; "Грамотей". 1862, № 1; "Воскресный Досуг", 1864, № 7, "Русск. Худ. Лист." 1759 г. № 8, "Чтения Моск. Общ. Ист. и Древн.", 1862, № 1; "Производитель и промышленность", 1859, № 2, ст. Лебедева и др.

Н. Н. П.

{Половцов}

Кулибин, Иван Петрович

Русский механик-самоучка (10 апреля 1735 г. - 30 июня 1818 г.), сын нижегородского мещанина, смолоду интересовался выдумыванием и постановкой разных замысловатых флюгеров, меленок, толчей и особенно устройством деревянного механизма домашних стенных часов. Благодаря денежному содействию нижегородского торговца М. А. Костромина, К. удалось осуществить устройство весьма сложных часов, имевших форму яйца: в нем ежечасно растворялись маленькие царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень, с вооруженными по сторонам воинами (серебряные фиг.). Ангел отваливал камень от гроба, стража падала ниц, являлись две мироносицы; куранты играли три раза молитву Христос Воскресе и двери затворялись; весь механизм состоял из с лишком 1000 мельчайших колесиков и прочих механических частей. Летом 1768 г. Екатерина II посетила Нижний Новгород и К. был ей представлен вместе с еще незаконченными тогда часами, телескопом, микроскопом и электрической машиной, им же сделанными. По приглашению тогдашнего директора академии наук, графа Вл. Гр. Орлова, К. переехал в СПб. и в 1770 г. вступил на службу при академии, с жалованьем 300 р. в год; на его обязанности лежало "иметь главное смотрение над механическими и оптическими мастерскими, чтобы все работы с успехом и порядочно производимы были, и делать нескрытное показание академическим художникам во всем том, в чем он сам искусен". За выучку каждого из академических художников К. обещано вознаграждение в 100 и более руб. Откликнувшись на вызов англичан сделать "лучшую модель такому мосту, который бы состоял из одной дуги или свода без свай, и утвержден бы был концами своими только на берегах реки", К. собственными исчислениями в 1773 г. дошел до практических выводов, а в декабре 1776 г. демонстрировал на академическом дворе перед собранием ученых (Эйлеры - отец и сын, С. Котельников, Ст. Румовский, В. Л. Крафт и мн. др.) 14-ти саженную модель моста, за которую награжден 2000 руб. и большой золотой медалью. Изобрел "для водоходства машинные суда (1782): "судно шло противу воды, помощью той же воды, без всякой посторонней силы...". Затем К. осветил при помощи обыкновенных зеркал темные переходы царскосельского дворца, устроил электрофоры карманные, огромное зажигательное стекло, водяные мельницы невиданных систем, трехколесную самокатку. В 1801 г. К. уволен от обязанностей механика при академии наук, с ежегодной пенсией в 3000 руб., причем ему выдано было 12 тыс. руб. (6000 р. заимообразно) на сделание судна для р. Волги и К. возвратился в Нижний Новгород; судно было испытано в 1804 г. и сдано нижегородским городским властям в 1807 г. Почти всеми забытый и обедневший К. (пожар в 1813 г. лишил его почти всего имущества) в 1814 г. представил проект железного трехарочного моста через Неву, модель которого хранится в музее института инженеров путей сообщения (имеется весьма редкая огромная гравюра резцом). В возмещение расходов по изобретениям, К. неоднократно получал иногда довольно значительные суммы от Екатерины II, Павла I и Александра I. В 1792 г. К. принят в члены Импер. Вольного Экономического Общества. Одаренный от природы пытливостью, необыкновенно способный К. был мало образован и нередко трудился над тем, что уже было известно до него. Первые биографические сведения о К. помещены в "Опыте словаря о российских писателях" Н. Я. Новикова; его биография в "Отечеств. Записках" Свиньина и отд. (СПб., 1819); автобиография в "СПб. Губ. Ведомостях" (1845, № 2), сообщ. Быстровым; "Нижегородские Губ. Ведомости" (1845, №№ 11-26); "Москвитянин" (1853, кн. IV, № 14), Пятерикова, и доп. Н. Г-ва (там же, № 24); Н. Лебедев, в журн. "Производитель и Промышленник" (1869, № 2); А. Щапов, в журн. "Век" (1862, №№ 9 и 10); "Кулибинский юбилей в Нижнем Новгороде" ("Нижегор. Губ. Вед." (1868, № 28, там же о К. - №№ 41, 43 и 44); заметки П. Храмцовского (там же, 1867, № 34); "Портретная галерея" А. Мюнстера (т. II); "Память о К. в Нижнем Новгороде" Гациского ("Москва", 1868, № 82); "Материалы о К." ("Чтения в Общ. Истории и Др. Российских", 1862, № 1); "Механик-самоучка К." ("Русский Ремесленник", 1862, № 1); И. Ф. Горбунов, "И. П. К." ("Русская Старина", 1872, №№ 4 и 5); И. Андреевский (там же, 1873, № 11); Ф. E. Коротков, "И. П. К." (чтение для народа, СПб., 1875); И. Ремезов, "Материалы для истории просвещения в России. Самоучки" (СПб., 1886); о знаменитых часах К. см. "St. Petersb. Journal" (1777, май), "СПб. Ведомости" (1769, № 34) и "Кабинет Петра Вел.", О. Беляева (СПб., 1800) и др.

{Брокгауз}

Кулибин, Иван Петрович

механик-самоучка. Издал: "Описание представленного на чертеже моста простирающагося из одной дуги на 140 саженях... с разными вычислениями состоящих в нем тяжестей по расстоянию и других обширных зданий. С.-Петербург 1799"; в лист с 3 листами чертежей и видом моста (в СПб. Публ. библиотеке). Вид моста на огромном листе, гравирован, по свидетельству Келенбенца, самим Иваном Кулибиным. Деревянная модель этого невозможного моста находится в Музее института путей сообщения.

{Ровинский}

Кулибин, Иван Петрович

знаменитый механик-самоучка; р. 10 апреля 1755 г. в Нижнем Новгороде и там † 1818 г. 30 июля.

{Половцов}

Кулибин, Иван Петрович

(10 апр. 1735 - 30 июля 1818) - рус. механик. Род. в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) в семье мелкого торговца. Учиться в школе К. не пришлось. Обучался грамоте у дьячка. С ранних лет обнаружил исключительные способности к изготовлению различных сложных механических устройств. Особое внимание в юношеские годы К. уделял изучению часовых механизмов. Стремясь пополнить свое образование, он изучал появившиеся в середине 18 в. на рус. языке сочинения по механике и др. вопросам техники, в частности труды М. В. Ломоносова, знакомился с заметками о новейших изобретениях, к-рые публиковались в "Прибавлениях к С.-Петербургским Ведомостям" и др. Упорная работа помогла К. овладеть теорией механизмов часов и всеми тонкостями часового дела. В течение 1764-67 К. работал над изготовлением часов в форме яйца, представлявших собой сложнейший механизм автоматич. действия. Эти часы К. преподнес в 1769 Екатерине II, к-рая назначила его на должность заведующего механич. мастерской Петербург. АН. В этих мастерских изготовлялись астрономич., оптич. трубы, электростатич. машины, навигационные и др. приборы, в конструировании к-рых принимали участие крупнейшие ученые. В период работы в мастерских К. были созданы оригинальные механизмы и приборы. Он сконструировал "планетные" карманные часы, в к-рых применил новую систему компенсационного устройства; кроме часов, минут и секунд, часы показывали месяцы, дни, педели, времена года, фазы Луны. Им были также созданы проекты башенных часов, миниатюрных "часов в перстне" и др. Особенно значительны заслуги К. в произ-ве оптич. приборов. Им разработаны новые способы шлифовки стекол для изготовления микроскопов, телескопов и др.

В 70-х гг. 18 в. К. создал несколько проектов одноарочного моста через р. Неву с длиной пролета 298 м вместо применявшихся 50-60-метровых пролетов. Подобное увеличение перекрытий пролета стало возможным благодаря предложенным К. фермам с перекрестной решеткой. При проектировании моста К. не ограничился общеизвестными приемами теоретич. расчета, а самостоятельно разработал экспериментальный метод определения расчетных усилий с помощью "веревочных опытов", т. е. с помощью применения свойств веревочного многоугольника, теорема о к-ром была сформулирована в механике значительно позже. 27 дек. 1776 построенная К. модель одноарочного моста в 1/10 натуральной величины была испытана специальной академич. комиссией. Результаты испытаний полностью подтвердили правильность всех расчетов. Проект К. получил блестящую оценку таких выдающихся ученых, как Л. Эйлер, Д. Бернулли и др. Несмотря на полную реальность проекта, К., не имея материальной поддержки правительства, не смог осуществить его, хотя идея постройки моста не оставляла его всю жизнь. С 1801 он работал над вариантами металлич. моста, тщательно разрабатывая не только проекты моста, но и технологию изготовления отдельных узлов и конструкций. Так, для выполнения металлич. элементов моста им были предложены проект сверлильного станка с приводом от паровой машины лли от конного привода, методы сборки и установки металлич. арок и т. д. Однако и этот проект, несмотря на полную его обоснованность, был правительством отклонен. Всего К. разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта металлич. мостов.

В 1779 К. сконструировал свой знаменитый фонарь (прожектор), дававший при слабом источнике мощный свет. Это изобретение было использовано в пром. целях для освещения мастерских, судов, маяков и т. д. Им была изготовлена повозка-самокатка, в к-рой К. применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д. Повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали. В 1793 К. построил лифт, поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку. В 1791 разработал конструкцию "механических ног", т. е. протезов. Этот проект после войны 1812 был использован одним из франц. предпринимателей при изготовлении протезов для раненых офицеров. В 1794 К. создал оптич. телеграф для передачи условных знаков на расстояние. Им был разработан механизм телеграфа, система передачи сигналов, оригинальный код знаков и т. д. Кроме этих изобретений, К. был вынужден по заказу царского двора заниматься ремонтом сложных автоматич. игрушек, а также устройством фейерверков. К 1801 К. был уволен из АН и вернулся в Нижний Новгород. В этот период у К. не было необходимых условий для творчества, но несмотря на это, он продолжал свои конструкторские работы над созданием судна, названного им "водоходом", к-рые он начал еще в 1782. Судно двигалось с помощью специального вододействующего механизма, состоявшего из водяных колес, приводившихся в движение течением воды, и каната с якорем, закидывавшегося вверх по течению. Судно могло подниматься вверх по течению, как бы подтягиваясь на канате. К. тщательно изучил все технич. и экономич. условия эксплуатации судна, и к осени 1804 оно было построено. Несмотря на то, что испытания показали полную пригодность и экономичность таких судов, это изобретение К. также не было использовано, а само судно через нек-рое время было продано на слом. Ко времени пребывания К. в Нижнем Новгороде относятся также его работы по применению паровой машины для движения грузовых судов. В связи с вопросами, связанными с созданием паровой машины, К. разрабатывал проект приспособления для расточки и обработки внутренней поверхности цилиндров. Кроме того, он создал проекты машины для добычи соли, сеялки, различных мельничных машин, водяного колеса оригинальной конструкции, фортепьяно и др.

В последние годы жизни К. находился в крайне тяжелых материальных условиях и умер в бедности.

Соч.: [Краткие сведения... о своих изобретениях], в кн.: Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском ун-те, кн. 1, отд. 5, М., 1862; Описание представленного на чертеже моста, простирающегося из одной дуги на 140 саженях, изобретенного механиком Иваном Кулибиным, СПб, 1799; Реестр черновой собственных изобретений механика Кулибина и других произведенных им по части механики, оптики и физики дел, о коих следует ниже сего, "Москвитянин", 1853, т. 4, № 14, кн. 2, отд. 4; Описание, каким образом... делать... скрытно привязанные ноги в виде натуральных, в кн.: Научное наследство. Естественнонаучная серия, т. 1, М.-Л., 1948.

Лит.: Свиньин П., Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения, СПб, 1819; Раскин H. M., Рукописное наследие И. П. Кулибина (Из Архива Акад. наук СССР), "Вестник АН СССР", 1950, № 10 (Никишатова В.), Русский изобретатель и конструктор И. П. Кулибин, Горький, 1948; Дормидонтов Н. К. и Раскин H. M., Работы И. П. Кулибина в области речного транспорта, в кн.: Труды по истории техники, вып. 11, М., 1954; Пипуныров В. Н., Иван Петрович Кулибин. Жизнь и творчество, М., 1955; Рукописные материалы И. П. Кулибина в Архиве Академии наук СССР. Научное описание с приложением текстов и чертежей, М.-Л., 1953 (Акад. наук СССР. Труды архива, вып. 11); Гофман В. Л., И. П. Кулибин как строитель и архитектор, в кн.: Архив истории науки и техники, вып. 4, Л., 1934.

В России было много выдающихся изобретателей, но есть имя. мимо которого никак нельзя пройти. Иван Петрович Кулибин настолько впечатлил современников, что его имя стало символом изобретательства и Кулибиными стали называть всех изобретателей-самоучек, создающих какие-то хитроумные устройства, и просто талантливых мастеров. Итак, чем же прославился Кулибин?

Иван Петрович Кулибин

Кулибин родился 10 (21 по новому стилю) апреля 1735 года в селении Подновье вблизи Нижнего Новгорода. Он родился в семье старообрядцев и до конца жизни потом соблюдал старообрядческие традиции. Например, не употреблял алкоголь, не курил, не играл в азартные игры и даже отказался сбрить бороду ради получения дворянского звания. Но вот род занятий он выбрал себе совершенно другой, чем хотел его отец, торговец мукой. С ранних лет его привлекали всякие механические устройства и он пытался их мастерить. Он делал разные механические игрушки, построил модель мельницы, сделал устройство для подачи воды в пруд, чтобы в нём не гибла рыба. Особенно его интересовали часы. Кулибин всячески пытался достать и изучить разные часы и детали для них, искал различные книги, в которых описывалось бы, как изготавливать механические устройства.

Когда Кулибину было 17 лет, он побывал в Москве, где побывал в часовых мастерских и купил различные инструменты. После возвращения В Нижний Новгород он сам взялся за ремонт часов, а после смерти родителей закрыл мучную лавку, а вместо этого открыл часовую мастерскую. Слухи об искусном мастере вскоре распространились по городу, ремонт часов стал приносить неплохой доход. Но быть простым часовым мастером Кулибину тоже не хотелось. Он проявлял интерес с самым разным техническим новинкам, когда ему в руки попали привезённые одним из купцов в Нижний Новгород электростатическая машина, микроскоп и телескоп, Кулибин потратил немало времени, чтобы разобраться в их устройстве и научиться делать такие вещи самостоятельно. Кулибин научился изготавливать линзы и зеркала, в телескоп, собранный им, можно было во всех деталях разглядывать город Балахна, находившийся на расстоянии более 30 километров.

В 1764 году стало известно, что Нижний Новгород и другие города на Волге собирается посетить императрица Екатерина. Купец Костромин, который знал о таланте Кулибина и о том, что тот пытался изготовить часы сложной и необычной конструкции, предложил преподнести эти часы в подарок императрице. Костромин предоставил Кулибину дом и дал денег, чтобы ничто не отвлекало изобретателя от работы. Часы не были закончены в срок, но Кулибин показал Екатерине другие механизмы, когда она прибыла в Нижний Новгород в 1767 году. Лишь через два года часы были готовы и Кулибин с Костроминым отправились в Петербург, чтобы подарить их императрице. Уникальные часы были сделаны в форме гусиного яйца. Они били каждые час, полчаса и четверть часа. Каждый час открывались маленькие створчатые дверцы и внутри под церковную музыку маленькие фигурки показывали сценку из религиозной жизни.

В нем ежечасно растворялись маленькие Царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень. По сторонам двери стояли два воина с копьями. Отворялись двери златого чертога, и появлялся ангел. Камень, приваленный к двери, отваливался, дверь, ведущая в гроб, открывалась, стража падала ниц. Через полминуты появлялись жены-мироносицы, куранты играли три раза молитву «Христос Воскреси», и двери затворялись.

В полдень часы исполняли сочиненный Кулибиным гимн в честь Екатерины и прочую музыку в разное время дня. Часы были заключены в золотую оправу с множеством завитушек и украшений.

Часы Кулибина сегодня хранятся в Эрмитаже

Екатерина была впечатлена, а Кулибин получил должность механика при Петербургской академии наук. Он стал заведовать академическими мастерскими, став на этом посту преемником Ломоносова.

30 лет Кулибин работал в Академии. Под руководством Кулибина в мастерских было изготовлено огромное число различных инструментов и научных приборов, многие из которых по своему качеству значительно превосходили зарубежные. Микроскопы, телескопы, термометры и барометры, точные весы, токарные станки и гравировальные машины — всё это и многое другое делали в мастерских при Кулибине.

Придворные и знать часто обращались к Кулибину с разными проблемами, требующими технического таланта, зная, что только Кулибин может их решить. Например, князь Потёмкин однажды купил в Англии сложные механические часы «Павлин». Но везли их в разобранном виде и при перевозки детали были повреждены. Собрать часы у разных мастеров никак не получалось, лишь Кулибин справился с этой задачей. Кулибин чинил и изготавливал сложные автоматы, устраивал яркую иллюминацию и бездымные фейерверки, при помощи зеркал сделал освещение длинного полуподвального коридора во дворце, а также изготовил лифт, на котором Екатерина поднималась на верхние этажи.

Кулибин сделал множество и практически значимых изобретений. К сожалению, многие из них не пошли дальше протопипов и чертежей, т. к. на них не находили финансирования. Вот лишь некоторые из изобретений Кулибина:

На фото прожектор, придуманный Кулибиным. В 18 веке не было ярких источников света, но Кулибин смог сконструировать прожектор с такой системой зеркал, что свет обычной свечи, многократно отражаясь, давал узконаправленный яркий луч. На основе этого прожектора Кулибин предлагал сделать оптический телеграф для быстрой передачи сообщений на большие расстояния, но прототип такого телеграфа, несмотря на положительные отзывы, был отправлен в Кунсткамеру.

Кулибин разработал конструкцию моста через Неву и даже построил его макет в масштабе 1:10, но денег на постройку государство так и не выделило. В проекте моста Кулибин использовал элементы, которые применяются в современных мостах, например, решётчатые арки. Длина моста должна была составить 300 м, значительно больше, чем любые другие мосты того времени, поэтому многие к проекту Кулибина отнеслись скептически, предполагая, что мост рухнет. Тем не менее, расчёты, проведённые уже в 20м веке по всем правилам сопромата, показали, что проект Кулибина был совершенно правильным и мост с запасом выдержал бы планируемую нагрузку.

Ещё одним полезным изобретением, которое оказалось невостребованным, был водоход. В те времена доставка грузов по рекам, если перевозить их приходилось против течения, была трудной работой. Тянули судно вверх по течению обычно бурлаки, в крайнем случае быки или лошади. Кулибин придумал конструкцию судна, которое использовало бы энергию течения воды, но при этом двигалось бы против течения! Длинный канат закреплялся на берегу вверх по течению, а специальный механизм, приводимый в движение водяными колёсами, подтягивал судно при помощи этого каната. Водоход Кулибина обгонял и бурлаков и гребные суда. Несмотря на успешные испытания двух построенных Кулибиным водоходов, чиновники решили, что они слишком дороги и имеют сложную конструкцию, так что водоходы так и не пошли в серию.

Что ещё изобрёл Кулибин?

  • Искусственные протезы с подвижным коленным суставом;
  • Самобеглую коляску с тормозом, коробкой передач, подшипниками и маховиком;
  • Соляную машину для выкачивания рассолов из шахт;
  • Различные станки, сеялки, мельницы и многое другое.

После Кулибина осталось около 2000 чертежей.

Ещё при жизни Кулибин стал знаменитостью. По личному указанию Екатерины II Кулибину была вручена именная золотая медаль на андреевской ленте с надписью «Достойному. Академия наук - механику Ивану Кулибину». Поэт Державин называл Кулибина «Архимедом наших дней». А великий полководец Суворов, однажды увидев Кулибина во дворце, устроил целое представление:

Как только Суворов увидел Кулибина на другом конце залы, он быстро подошёл к нему, остановился в нескольких шагах, отвесил низкий поклон и сказал:
— Вашей милости!
Потом, подступив к Кулибину ещё на шаг, поклонился ещё ниже и сказал:
— Вашей чести!
Наконец, подойдя совсем к Кулибину, поклонился в пояс и прибавил:
— Вашей премудрости моё почтение!
Затем он взял Кулибина за руку, спросил его о здоровье и, обратясь ко всему собранию, проговорил:
— Помилуй бог, много ума! Он изобретёт нам ковёр-самолёт!

Но несмотря на всю завоёванную известность, последний период жизни Кулибина вряд ли можно назвать благополучным. В 1801 изобретатель, устав от работы в Петербурге и разочарованный невниманием к своим проектам, вернулся в Нижний Новгород. Он продолжал работать над изобретениями, пытался внедрить на Волге водоходы, сделал проект железного моста через реку. Умер Кулибин в бедности, в возрасте 83 лет, в конце жизни признавшись, что многие годы тайно работал на проектом вечного двигателя, на которые потратил немалые личные средства. Конечно, вечный двигатель изобретатель так и не построил, но это ничуть не умаляет его таланта.

11 августа 1818 года скончался нижегородский механик-изобретатель из мещан Иван Петрович Кулибин. Он родился в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда и уже с детства начал обучаться слесарному, токарному и часовому делу. Мы решили рассказать о пяти его самых интересных и выдающихся изобретениях.

В основном механик-изобретатель Иван Кулибин занимался созданием диковинных и необычных игрушек, хитроумных автоматов и уникальных часовых механизмов. В свои изобретения Кулибин вкладывал весь свой энтузиазм, душу и интерес. Он занимался механикой на протяжении всей жизни. Более 30 лет он заведовал механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.

Часы Кулибина

В 1767 году Кулибин собрал удивительные часы, над которыми мастер упорно трудился несколько лет. Часы, представляющие по форме птичье яйцо, были оформлены витиеватыми узорами затейливой золотой оправы. Эти часы были настолько хороши, что их в дар приняла сама Екатерина II. Помимо того, что часы показывали время, внутри них заключался механизм часового боя, аппарат, который воспроизводил мелодии, а также часы были оснащены сложным механизмом крошечного театра-автомата. Миниатюрный театр позволял наблюдать за разыгрывающимся в златом чертоге представлением.

Проект одноарочного моста через Неву

Одним из самых масштабных проектов изобретателя Кулибина был проект одноарочного моста через реку Неву с деревянными решетчатыми фермами. Арка моста составляла 298 метров и была спроектирована из деревянных элементов, скрепленных железными болтами и четырехугольными обоймами. Проект моста был разработан вплоть до освещения. Кулибин создал и испытал большую модель изобретенного им моста, но, к большому сожалению, постройка моста Кулибина оказалась не по плечу строителям его времени.

Оптический телеграф

В список самых выдающихся изобретений Кулибина также можно включить оптический телеграф, то есть фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал. Такой телеграф, который позволял сделать из обычного света свечи невероятный световой поток, мог использоваться и днем и ночью на промежуточных станциях, находящихся на больших расстояниях.

Водоход Кулибина

Одно из самых потрясающих и оригинальных изобретений Ивана Кулибина — водоход. Изобретение представляло собой судно, приводимое в движение течением реки, по которой оно шло. Механизм работал так, что течение реки заставляло двигаться водяные колеса, установленные на судне. Судно шло очень медленно, к тому же необходимо было постоянно следить за работой механизма. Кулибин придумал три варианта водохода, из которых два были построены и успешно прошли испытания. К сожалению, водоходы не нашли практического применения, несмотря на всю гениальность конструкции. У водоходов был ряд недостатков, который не позволил использовать гениальное изобретение на воде.

11 августа ушел из жизни гениальный российский изобретатель, талантливейший мастер-самоучка Иван Кулибин. Его изобретения большею частью были оценены в полной мере лишь после смерти Ивана. Он покинул этот мир в полнейшей нищете, истратив все на бесплодные попытки изобрести вечный двигатель, а для того, чтобы организовать самые скромные похороны, его друзьям пришлось продать часы, висящие на стене в доме мастера, - собранных ими средств не хватило…

Еще в детстве маленький Ваня, родившийся в Нижнем Новгороде, в семье скромного торговца, интересовался внутренней сутью вещей. «А как это устроено?», - в поисках ответа он разбирает и снова собирает все, что попадает к нему в руки. Любопытство сына влечет за собой приятные последствия для его отца: соседи не могут нахвалиться талантливым ребенком, который в считанные минуты чинит им не только часы, но и заводские машины типа токарных станков. Естественно, папа поощряет детское увлечение, исправно снабжая подростка книгами по физике, химии и другими научными изданиями, какие только он может достать в то время.

Слава Ивана долго не держится в пределах Нижнего Новгорода, она разносится по всей России. Но настоящая известность к нему приходит в тот момент, когда он в 1764 г. едет в Петербург и преподносит Екатерине II часы-яйцо. Помимо собственно механизма, заключенного в необычную оболочку, часики отличались секретом: ежечасно в них распахивалась дверца и миниатюрные человечки, искусно выточенные из золота и серебра, начинали танцевать под музыку.

Восхищенная императрица тут же назначает Кулибина заведующим главной механической мастерской Петербурга, - предыдущий ее глава, специально выписанный из-за границы, не умел и половины из того, что делал Иван. Практичная государыня убивает одним махом двух зайцев: помимо привлечения ко двору талантливого мастера, еще и экономит, - жалованье Кулибина было на 2000 р. меньше. А после ее смерти мастер попадает в опалу: сын императрицы стремится убрать с глаз долой все и всех, напоминающих о Екатерине.

Однако русский гений абсолютно равнодушен не только к деньгам, но и к славе, ратуя лишь за престиж государства: свои изобретения он раздаривал людям. Уже потом, после его смерти, ушлые иностранцы присвоят многие из них, устроив за чертежами мастера настоящую охоту.

Часы с секретом

Вышеописанные часы «с секретом» , - самое «громкое» изобретение Ивана, хранящееся сейчас в Эрмитаже. На достигнутом мастер не остановился и создал планетные часы, отображающие фазы Луны и Солнца, а также месяцы.

Оптический телеграф

Оптический телеграф (1704 г.), - все мы слышали о телеграфе Шаппа (1794 г.), передающем телеграммы с помощью комбинаций семафоров, однако метод Кулибина был совершеннее. Он свел в одну таблицу код - систему условных положений семафоров, что существенно повысило скорость передачи сигналов. Наверное, француз не до конца разобрался в чертежах гениального мастера…

Лифт для императрицы

Лифт для императрицы (1769 г.), - прообраз современных, хорошо знакомых нам конструкций.

Фонарь-прожектор

Фонарь-прожектор с параболическим зеркальным отражателем (1779 г.), позволивший увеличить в 500 раз силу света одной свечки.

Водоход

Водоход , - речное судно, которое могло передвигаться против течения.

Арочный мост

Арочный мост (1772 г.), решивший наконец проблему судоходства. Именно метод веревочного многоугольника Кулибина используется в нынешних легких, ажурных и чрезвычайно прочных современных мостах.


«Механическая нога», которую Иван создал для потерявшего конечность при Очаковском штурме офицера, послужила основой нынешних протезов.

Экипаж-самокатка

Трехколесный экипаж-самокатка Кулибина (1791 г.), - его конструкция с коробкой скоростей, тормозом и маховым колесом удивительно схожа с основой ходовой части автомобиля Карла Бенца, изобретенного сто лет спустя.


Историки говорят, что идеи Кулибина положены и в основу строительства «Птичьего гнезда» , - знаменитого пекинского стадиона. Его имя стало нарицательным, - сейчас способных выдумщиков, которые вносят различные усовершенствования в уже созданные механизмы или придумывают что-то свое, называют любовно Кулибиными. Вот только того патриотизма в них больше нет…

Многие знают о выдающемся русском инженере Иване Петровиче Кулибине. А особо предприимчивым изобретателям не раз приходилось слышать в свой адрес его фамилию: «Ты как Кулибин!» Однако мало кому известно, что из десятка разработок И.П. Кулибин запатентовал лишь единицы. И мир знает нынче, что архитектор Таун построил сверхпрочную конструкцию моста, а вот что изобрел Кулибин ее - не знает.

Личность изобретателя

Иван Петрович родится в Нижнем Новгороде в 1735 году. К удивлению, в его семье не было ученых людей, в связи с чем способности механика-самоучки по праву можно назвать выдающимся талантом!

Семья Ивана существовала за счет мелкой торговли: отец был предпринимателем и старообрядцем, а мать занималась хозяйством и помогала вести бухгалтерию.

С раннего возраста мальчик испытывал большую симпатию к инженерным констукциям и разного рода изобретениям, которых в ту пору в деревнях было не так уж и много. Но пылкий к науке юноша не желал вести бухгалтерские книги и пошел в подмастерье к односельчанину, обучаться слесарному, токарному и часовому делу.

Поднабравшись опыта, Кулибин изготавливает свои первые часы, аналогов которым и по сей день в мире не найти. Крошечное изобретение выполняло функции часов с боем, а также музыкальной шкатулки и миниатюрного театра. Перед произведением искусства нижегородского мастера не смогла устоять сама Екатерина II - он подарил ей часы, а она пригласила Кулибина на работу.

В 1769 году Иван Петрович получает место в Академии Наук, и с этого дня служит верой и правдой во благо Российской науки.

Однако всего лишь немногие изобретения получили патент и по праву принадлежали мастеру. Большинство чертежей и макетов так и остались невоплотившимися мечтами инженера.

Рассмотрим несколько вещей, что изобрел Кулибин, но так и не запатентовал.

Лопастный водяной двигатель

В 18 веке наемный бурлацкий труд был одним из самых распространенных способов перемещения судов против течения рек, а также по мелководью.

Иван Петрович решил избавить людей от мучений и внедрить в пароходное дело инженерную новинку - лопастный двигатель. Принцип его работы основывался на технике передвижения кораблей с помощью якорей и канатов - к сброшенному далеко впереди якорю с помощью каната притягивали судно. И пока к одному грузу корабль «шел», другой бросали дальше - и так по-очереди.

Кулибин усовершенствовал систему. Теперь вместо наемных работников притягивать судно к канату должен был двигатель (он представлял собой 2 колеса с лопастями) с помощью энергии воды. Казалось бы, простая и надежная конструкция, которая сэкономит силы сотням бурлаков, а предпринимателям - сотни денег. Однако даже после успешных испытаний по перемещению корабля с 65-тью тоннами песка финансирование производства так и не было произведено.

К сожалению, это не единственное, что изобрел Кулибин Иван Петрович, но так и не смог наладить выпуск.

Лифт для императрицы

Стареющая Екатерина II с трудом перемещалась по апартаментам Зимнего Дворца. Поэтому Кулибину было дано важно поручение - придумать лифт для самой императрицы.

Лебедочный лифт не отвечал главному условию: крепить канаты к потолку Дворца было категорически запрещено. Находчивый ученый придумал иной механизм, сходный с работой офисного стула или закручиванием гайки: слуга крутил ручку, и саморез, вращаясь во втулке, поднимал и опускал кресло. К сожалению, механический лифт до наших дней не дожил. После смерти Екатерины II за ненадобностью он был заложен кирпичом, а право на авторство по его разработке Кулибину так и не досталось. Он стал еще одним предметом, что изобрел Кулибин, но считать своим детищем не мог.

Мост

Если бы дальновидность Екатерины II не подвела ее в тот раз, то она по праву считалась бы еще и основоположницей мостового дела в Петербурге.

В начале 19 века Иван Петрович разработал крайне устойчивую конструкцию однопролетного моста. Над своим изобретением он трудился целых 30 лет! Несмотря на отсутствие необходимых знаний по математике и физике, он, сам того не ведая, практическим путем открыл новые законы. Огромным преимуществом моста был тот факт, что под ним могли проходить корабли не спиливая своих матч.

Великий Эйлер, проверяя чертежи мастера, был удивлен отсутствием просчетов и ошибок в них. Сам Потемкин выделил денег на строительство модели моста, однако на этом спонсорство закончилось.

И спустя 30 лет знаменитым архитектором моста стал Таун, а не И. П. Кулибин, что изобрел этот мост.

«Дедушка» автомобиля

Среди прочего Иван Петрович изобрел самоходную коляску. По внешнему виду она очень походила на автомобиль, но принцип работы отличался. Коляску можно было смело назвать гибридом велосипеда и повозки, так как в действие ее приводил человек, нажимая на педали. Изобретение некоторое время служило игрушкой для знати, но спонсировать ее производство у нее желания так и не появилось. Чертежи "дедушки автомобиля" канули в Лету, не дойдя до наших дней.

Не стоит путать коляску, что изобрел Кулибин, и велоэкипаж Шамшуренкова. Его изобретение было намного больше и интереснее: места хватало на двоих, а в зимнее время велоэкипаж превращался в сани. Хочется заметить интересное сходство: производством разработки Леонтия Шамшуренкова также никто не занялся, и чертежи его изобретения затерялись.

Первый протез

В начале 19 века Кулибин представил для сотрудников Академии Наук "ноу-хау"! Протез, имитирующий нижние конечности. Первым испытателем конструкции стал Непейцын - он потерял ногу при штурме Очакова, и теперь его военная карьера шла под откос! Однако Иван Кулибин, что изобрел его новую ногу, дал старт и к его новым победам! В итоге Непейцын дослужился до генерал-майора и получил смешное прозвище Железная нога.

Прожектор, система спуска кораблей на воду, проект железного моста через Волгу - самый маленький список вещей, что изобрел Кулибин Иван Петрович.

Фото, а также чертежи многих из них, к большому сожалению, не дошли до наших дней. Однако слава и память о таком выдающемся человеке обязательно должна сохраниться в наших сердцах!

Последние материалы сайта