Сверхсознание. Сверхсознание и современная наука

10.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Седьмая планетная оболочка
Будущее человечества

Ментальный подуровень (46 ступень)

Сверхсознание

Способность непосредственно воспринимать природу субъектных качеств, как уже говорилось, достигается при расширении сознания. Индивидуальность сознания постепенно выходит за "границу" личности человека. Поскольку мы познаем мир через себя и посредством себя, то когда нам удается воспринимать окружающее пространство, выходящее за пределы собственного физического тела, можно говорить о расширенном сознании или о трансперсональном сознании. Понятие расширенного сознания и, что оно представляет на каждом из уровней эволюции, мы уже рассматривали. Так на пятом уровне мы говорили о расширенном сознании, как о развитой интуиции, на шестом уровне расширенное сознание превращалось в прямое знание, т.е. человек получает знание непосредственно с ментального поля планеты. На седьмом, холономном уровне человек открывает доступ к сверхсознанию или трансперсональному сознанию, что позволяет ему изменять интегральную реальность "по своему усмотрению". Человек, обладатель сверхсознания, в нашем понимании, и есть богочеловек.

Однако термины "прямое знание" и "сверхсознание", по сути, обозначают одно и то же, но между ними есть и существенная разница. Прямое знание - это пассивный аспект принятия информации, знание "для себя", сверхсознание - это активный принцип действия, знание для других или "для всех". Рассмотрим эти категории более подробно.

Прямое знание - это способ получения информации, непосредственно воспринимая природу субъективной реальности, которая определяет все закономерности физического мира. Видя процессы, протекающие в интегральном мире, человек осознает все происходящее непосредственно и сразу. Такое знание существенно отличается от академического, при котором знание передается от одного человека другому. Прямое знание помогает обнажить внутреннюю сущность всех вещей, созерцать неизвестное и бросить взгляд на непознаваемое. Прямое знание - это способность видеть, осознавать волновую природу материи на уровне физического тела человека, это целостное восприятие всего мира, а не блочное. В принципе, все уровни, начиная с каузального, постепенно включают в свой арсенал получение информации при помощи прямого знания, но только на холономном уровне оно становится единственным и определяющим.

Рассматривая сверхсознание в качестве надсознания или социального сознания, т.е. одним из аспектов субъективной реальности, мы его уже утверждаем не как субстанциональность, а как принцип действия. Вначале рассмотрим, что это такое, т.е. "сверхсознание, как принцип действия" на некоторых примерах из жизни, а потом постараемся объяснить этот феномен. Наиболее популярным таким примером является 64-летний "святой" Сатья Саи Баба из Индии, живущий в отдаленном уголке штате Андхра-Прадеш, на юге Индии. Согласно свидетельствам, он способен материализовать вубити (священную золу), выхватывать из воздуха медальоны, кольца и драгоценности и раздавать их как подарки, материализует бесконечный поток индийских деликатесов и сладостей. Эти события наблюдали тысячи людей, включая ученых и фокусников. Не буду обсуждать, сколько во всем этом есть истины, а сколько лжи, и сомневаюсь, что он является "святым", а тем более "воплощенным Богом", как он сам утверждает (в дальнейшем я еще вернусь к этой теме). Но привела пример потому, что такая материализация вполне возможна, потому что это и есть проявление сверхсознания, как принципа действия. Вполне вероятно, что у Саи Бабы есть проблески сверхсознания, но они непостоянны и кратковременны. Примерно той же природы и явления филиппинских хилеров. В принципе, явлений спонтанного (кратковременного) возникновения сверхсознания, как принципа действия, существует множество. Очень хорошо и красочно их описывает Талбот в своей книге "Голографическая вселенная". Одним из ярких описаний проявления спонтанного сверхсознания, с моей точки зрения, относятся примеры коллективной молитвы или медитации. Так в книге описывается чудесное излечение, зафиксированное в седьмом веке, во время постройки церкви в г. Гексаме (Англия), при участии св. Вилфреда, бывшего тогда епископом Гексама. Во время постройки церкви каменщик по имени Ботхельм упал с большой высоты, поломав себе руки и ноги. Вилфред читал молитву над умирающим и попросил других каменщиков присоединиться. После коллективной молитвы "дыхание жизни вернулось" к Ботхельму, и он быстро поправился. Талбот приводит множество подобных случаев. Но я хочу зафиксировать здесь тот момент, что происходит синхронизация частоты электрической активности мозга присоединившихся каменщиков с внешним стимулом, которым являлся Вилфред, примерно тот же случай, что и гипноз, внушаемость, телепатия. Здесь синхронизация уже приводит к явлению сверхсознания, как принципа действия, в форме коллективного сознания.

Вообще, явление подобного синхронизма мы уже рассматривали в целенаправленных действиях видового сознания. Вспомним "разумные" действия насекомых при построении термитника, описанных в 9 главе. Но тогда подчеркивалось, что термиты не сами выбирают строить или не строить им термитник, а действуют по воле "свыше", той самой воле, которая заинтересована в сохранении этого конкретного вида. Теперь же человек сам управляет "видовым сознанием" с помощью явления "сверхсознание, как принцип действия", определяя те действия, которые нужны лично самому человеку.

В эволюции индивидуального сознания можно выделить три этапа. Основным отличием индивидуального сознания от видового сознания состоит в том, что индивидуальное может концентрировать свое внимание. Видовое сознание расконцентрировано, т.к. информация об окружающем мире поступает от каждого члена сообщества, а все усилия направлены на сохранение внутреннего гомеостазиса отдельного вида. Благодаря определенной настройке "фазово-частотнго диапазона" человек может синхронизировать внешние частоты с внутренними, в результате чего происходит концентрация внимания на отдельных потоках энергии, которые выделяются в объект. Поэтому наличие внимания позволяет человеку наблюдать окружающий мир вне зависимости от внутреннего состояния. Происходит как бы разделение функций, видовое сознание (подсознание) целенаправленно занято внутренними потребностями организма (вида), в то время как индивидуальное сознание свое внимание может концентрировать на отвлеченных внешних объектах. Такую концентрацию индивидуального сознания назовем вниманием первого рода (первое внимание).

Если человек здоров, находит в здравом уме и твердой памяти, то это значит, что его "фазово-частотный диапазон", неподвижно фиксированный на одном месте, способен воспринимать окружающий мир таким, каким видят другие люди. Но если "фазово-частотный диапазон" начинает менять свои параметры, то человек будет воспринимать потоки энергии, которые ранее были не доступны обычному восприятию. И чем больше сдвинется этот "фазово-частотный диапазон", тем больше несоответствий обнаружит человек в окружающем мире, вплоть до совершенно иных законов физики. Поэтому становится понятным и то, что законы нашего объективного мира определены именно нашим сознанием. В этом и заключается тот самый антропный принцип, который позволяет объяснять устройство мира как бы специально созданного для существования человека. Поэтому все описанные выше законы объективной реальности связаны только с тем "фазово-частотным диапазоном", который в настоящее время является определяющим для всех людей. Причем это значит, что при изменении "фазово-частотного диапазона" меняются и законы объективного мира. Конкретный вариант настройки, который воспринимается как окружающий мир, является результатом того, в каком месте находится "фазово-частотный диапазон" человека в данный момент. При исследовании области неизвестного человек, целенаправленно смещая "фазово-частотный диапазон" относительно первоначального положения, начинает воспринимать недоступные ранее потоки энергии, что позволяет ему получать новую информацию, в соответствии с теми потоками, на которые он настраивается. Но это уже внимание второго рода, о котором будет идти речь на следующем, каузальном подуровне.

Каузальный подуровень (47 ступень)

Альтернативой фиксированному положению "фазово-частотного диапазона" является понятие его расширения. Если научиться изменять "фазово-частотный диапазон", настраивая на другие фазово-частотные характеристики субъективной реальности, можно создавать новые миры, иную интегральную реальность, в которых действуют другие физические законы. Признание приоритета субъективной реальности над объективной только подтверждает тезис о том, что окружающий мир является таким, какой он есть, только лишь потому, что его таким делает наше сознание. Поэтому само сознание человека, вышедшего на холономный уровень развития, становится активной созидающей силой планетарного и галактического масштаба. Кстати, появляется возможность не только воспринимать иную реальность, но и уйти в другие миры, жить там. На рассмотренных нами примерах "сверхсознания, как принципа действия" мы видели, что возможности человека становятся поистине безграничными. Поэтому можно допустить, что природа субъективной реальности, к которой относится наше сознание, обладает куда более мощными возможностями в области управления объективной реальностью, чем мы даже можем себе представить. Можно предположить, что человек способен на энергетике субъективной реальности изменять, формировать и создавать любую новую интегральную реальность, в которой захочет "обрести свое бытие". А это уже нечто такое, что говорит о возможностях человека, способного творить в том смысле, в каком мы говорим о божественных способностях творить миры. Хотя все это может отравить сознание человека самонадеянностью или самоуверенностью, что он сам и есть бог.

Теперь проанализируем явление сверхсознания с точки зрения электрической активности человека. Рассматривая в 10 главе основные ритмы электрической активности мозга, мы воспользовались известными четырьмя основными состояниями сознания, соответствующими тому или иному частотному диапазону. Согласно современным методам компьютерного анализа электрической активности мозга установлено, что в состоянии бодрствования в мозге присутствуют частоты абсолютно всех диапазонов, и находятся в пределах от 0 до 100 Гц, иногда и выше, хотя основной диапазон 0 - 40 Гц. Причем, чем эффективней работа мозга, тем большая когерентность (синхронность) колебаний наблюдается во всех диапазонах в симметричных зонах обоих полушарий мозга. Когда проявляется высокая заинтересованность чем-либо, то мощность биоэлектрической активности мозга в дельта-диапазоне значительно возрастает (наряду с бета-активностью). Сегментное представление ЭЭГ позволило найти в ней отличительные признаки так называемых медитативных состояний сознания. На базе Технологического института в г. Канпуре (Индия) профессором А.Я. Капланом было показано, например, что сегментная структура периода медитации у потомственных йогов существенно отличается от состояния бодрствования прежде всего высоким динамизмом чередования коротких сегментов альфа- (8 - 12 Гц) и тета-ритмики (3.5 - 6 Гц) в ЭЭГ.

Результаты подобных исследований подсказывают нам, что человеку, в принципе, присущ достаточно широкий диапазон фазово-частотной активности. Но сознательно он может пользоваться только в пределах четырех основных состояниях сознания, да и то поочередно. Поэтому в эволюционном преобразовании сознания человеку предстоит не только освоить весь диапазон фазово-частотной активности, но научиться владеть им не поочередно, а всем диапазоном одновременно.

Для получения полной картины эволюции человека надо еще сказать несколько слов о других исследованиях электрической активности человека. Так помимо изучения электроэнцефалограмм (ЭЭГ) проводят исследования в области сердца при помощи электрокардиограмм (ЭКГ) и электрической активности мышц при помощи электромиограмм (ЭМГ). Основной диапазон частот электрической активности мышц 0 - 225 Гц, а сердца 0,1 - 250 Гц.

Валери Хант физиотерапевт, профессор кинезиологии из Калифорнийского университета, изучая в течение двадцати лет электрическую активность мышц, обнаружила, что, кроме обычной биологической активности, электроды электромиографа могут фиксировать и другое электрическое поле, излучаемое телом. Это поле гораздо слабее и меньше по амплитуде, чем традиционная электрическая активность тела, и его частоты в основном находятся в диапазоне 100 - 1600 Гц, иногда и выше. И вместо того, чтобы исходить из мозга, сердца или мышц, это поле сильнее всего в тех местах тела, которые ассоциируются с чакрами:
Хант также обнаружила, что, кроме частотных характеристик энергетического поля, все электрические системы тела имеют еще и голографический характер. Подобно информации в голограмме, эти системы распределены по всему телу. Например, электрическая активность, измеренная электроэнцефалографом, сильнее всего в мозгу, но ЭЭГ можно также снять, подсоединив электрод к пальцу ноги. Аналогичным образом ЭКГ можно записать и с мизинца. Конечно, ЭКГ четче и выше по амплитуде в области сердца, но частота и характер колебаний остаются одинаковыми в любой точке тела. Это весьма показательно, потому что, несмотря на то, что измерения потенциалов электрической активности снимались непосредственно с физического тела человека, голографический характер всей системы под названием "человек" здесь, несомненно, присутствует. Очевидна также и связь между корпускулярным и волновым полем человека.

Одно из самых ошеломляющих открытий Хант заключается в том, что определенные таланты и способности человека тоже связаны с наличием определенных частот в его электрическом поле. Она обнаружила, что способности обычного человека связаны с частотами поля в нижней части диапазона и не превышают 250 Гц, т.е. основную границу биологических частот. У хилеров или просто у тех, кто обладает экстрасенсорными способностями, частоты лежат в области от 400 до 800 Гц. Люди, которые могут входить в транс и предположительно транслировать информацию из других реальностей, транслируют эти "экстрасенсорные" частоты без искажений и работают в узком диапазоне от 800 до 900 Гц. Однако "у них совершенно нет доступа к обычному для экстрасенсов расширенному диапазону, - утверждает Хант. - Их диапазон настолько узок, что почти отсутствует".

Тех, у кого частоты выше 900 Гц, Хант называет мистически одаренными личностями. В отличие от экстрасенсов и трансмедиумов, которые являются просто каналами передачи информации, мистики, по мнению Хант, обладают знанием того, что с этой информацией делать. Им известна космическая взаимосвязь всех вещей, и им доступен каждый уровень человеческого опыта. Как правило, они скованны в повседневной реальности, но нередко обладают как экстрасенсорными способностями, так и способностью входить в транс. Однако их частоты выходят далеко за пределы соответствующего этим способностям диапазона.

Используя новейшие электромиограммы (обычная электромиограмма регистрирует частоты до 20000 Гц), Хант обнаружила, что есть люди, частота энергетического поля которых составляет 200000 Гц. Используя эти результаты, мы можем говорить, что явление сверхсознания связано с очень широким диапазоном частот, достигающем 200000 Гц, а возможно и выше, что эволюция сознания направлена не только на преобразование мозга человека, но и на все его тело. Этапы этой эволюции мы уже сформулировали в форме внимания "первого и второго рода" как умения человека создавать в своем сознании волны, когерентные планетным. Создавать - значит не только выделять их в своем сознании из всего имеющегося диапазона, но и усиливать их амплитуду. Внимание второго рода - это значит выделять новые частоты, не характерные для обычного осознания, но которые также присутствуют в нашем сознании. Сверхсознание или внимание третьего рода соответствует тому, что не только мозг, но и все тело человека будет способно генерировать волны очень высокой частоты. Другим не менее важным условием является способность одновременной генерации волн разных частот. Из примеров, приведенных в исследованиях Хант, мы видели, что многие одаренные личности способны генерировать волны высокой частоты. Но если одни личности могут настраиваться на широкий диапазон частот, то другие используют достаточно узкий диапазон, как в примере с хилерами или теми, кто просто транслирует информацию из других реальностей. Настройка на один лишь узкий диапазон частот не дает возможности достичь сверхсознания. Поэтому полное сверхсознание, а не отдельные спонтанные его проявления, соответствуют одновременной генерации волн всего диапазона.

Этот же вывод я хочу проиллюстрировать на примере описания интегральной реальности, приведенным знаменитым американским антропологом К.Кастанедой, который длительное время изучал традиции индейцев племени яки, воплощенных в древних знаниях толтеков (видящих). (К.Кастанеда "Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки" и др.). В своих книгах Кастанеда описывал индейцев, способных воспринимать интегральную реальность в более широком диапазоне, чем обычные люди. Они видели окружающий мир не из доступных обычному взору объектов, т.е. в блочном восприятии, а в виде энергетических полей, которые описывали как бесконечные протяженные потоки, всегда текучие, находящиеся в движении, и в то же время неизменные и вечные, иногда их описывали в виде живых световых волокон или нитей. В учении дона Хуана они называются эманациями Орла, которые он определяет как невыразимые вещи в себе, охватывающее все существующее - познаваемое и непознаваемое, они являются присутствием, почти как масса своего рода, как давление, создающее ослепительное ощущение. Для дона Хуана самым непостижимым являлось то, что эти светящиеся нити обладают самосознанием: "Я не сумею объяснить, что имеется в виду под самосознанием эманаций. Все, что мне известно, - это то, что нити эманаций осознают себя, они пульсируют собственной жизнью, и их такое множество, что числа теряют всякий смысл. И каждая из них сама вечность". (Ну, да! Попробуйте объяснить человеку вкус и запах колбасы, если он никогда ее не видел). Живые существа выглядят крохотными пузырьками, образованными потоками световых волокон, крохотными точками света, прикрепленными к этим бесконечным струящимся нитям. Все эманации сгруппированы в большие связки или пояса, организующие независимые миры. Дон Хуан говорит о существовании 48 великих поясов эманаций, два из которых доступны людям посредством обычного восприятия. Один из поясов - это органическая жизнь, второй включает структуру, не наделенную сознанием, - скорее всего, это минералы, газы, жидкости и т.д.

Человек, состоящий из эманаций Орла, выглядит тоже как энергетическое поле в виде светящейся сферы, созданной из сияющих волокон. Та мизерная часть всех эманаций, которая находится внутри сферы человека и есть то, что делает нас людьми. Сознание человека представляется как полоса осознания в виде более светлой, яркой полосы в человеческой сфере. В интерпретации толтеков процесс восприятия состоит в том, что светимость эманаций Орла, находящихся вне человеческой сферы, заставляет внутренние эманации светиться ярче. Внешняя светимость как бы притягивает внутреннюю, захватывает и фиксирует ее. Фиксированная же таким образом светимость и есть, по сути, осознание данного конкретного объекта. Сложности с осознанием процессов состоят в том, что когда эманации внутри и эманации снаружи должны просто обнаружить свое взаимное соответствие, человеческое сознание вмешивается и принимается за построение интерпретаций, как, например, и само представление Орла, которое также является всего лишь интерпретацией. По мере развития осознания возрастает и свечение полосы, и в некоторых случаях свечение потоков становится настолько ярким, что они сливаются с внешними потоками энергий. Полное осознание происходит в тот момент, когда все внутренние потоки энергии становятся настолько яркими, что полностью сливаются с большими эманациями Орла. Этот "огонь изнутри", по мнению толтеков, является завершающим моментом в развитии осознания.

В принципе понятно, что, по сути, описанные явления повторяют излагаемую выше концепцию, но только в других терминах. "Огонь изнутри", когда внутренние потоки сливаются с внешними, означает, что человек начал одновременно генерировать волны частотного диапазона, охватывающего диапазон волн всего окружающего мира. Хотя представление реальности в виде свечения эманаций, с моей точки зрения, намного удобнее и проще, чем представление о фазово-частотных характеристиках поля. Но видимо, для левополушарных людей без этого обойтись не возможно. Рациональность нашего ума требует логичности и законченности построения любой модели мироздания. Но о какой логичности может идти речь на холономном уровне, если он весь состоит из взаимоисключающих предпосылок?

Осознание безупречности

Исходя из выше сказанного, становится понятным, что для того, чтобы достичь сверхсознания надо расширить "фазово-частотный диапазон" воспринимающего реальность. Однако, не смотря на всю легкость изложения о возможностях человека холономного уровня, достичь его на самом деле очень трудно. Это только сказать легко, что для этого нужно всего лишь на всего расширить "фазово-частотный диапазон". На самом деле нет ничего более трудного, чем изменить укоренившееся представление о непогрешимости нашего представления о мире. Мы с таким же пристрастием относимся к своим убеждениям, как наркоманы, у которых пытаются отнять дозу - дозу привычных догм. И настолько привыкли к собственному "проговариваемому" мирку, что не так-то просто забрать у нас этот наркотик. Но все-таки есть способы, которые позволяют расширить "фазово-частотный диапазон".

В первую очередь расширение "фазово-частотного диапазона" требует от человека определенного запаса энергии, а точнее, негэнтропии, накопленной им в течение этой жизни и предыдущих. Эта энергия накапливается в результате длительной работы над собой в процессе управления собственными чувствами, эмоциями, желаниями и т.д., т.е. связана с процессами уменьшения энтропии во внутренней среде. Хотя, в принципе, любая созидательная деятельность дает возможность накапливать негэнтропию. Займитесь сознательным уменьшением энтропии в окружающем мире, и ваша негэнтропия сразу начнет повышаться. Но одно дело, накапливать негэнтропию, а другое - уметь ее экономно расходовать, либо не тратить вообще, если для этого нет показаний. Рассмотрим, на что тратится обычным человеком накопленная негэнтропия. Воспользуюсь терминологией Кастанеды. В толтекском учении говорится, что процесс осознания заключается в том, что эманации внутри и эманации снаружи должны обнаружить свое взаимное соответствие, однако сложность в том, что человеческое сознание начинает вмешиваться в этот процесс и принимается за построение интерпретаций. Одной из таких интерпретаций является сознание собственной выделенности из мира или осознание собственного "Я", так называемое, "эго". Поскольку эго знает, что не обладает собственной материальной субстанцией, оно непрестанно ищет подтверждения своего существования от других человеческих существ. Каждый раз, когда эго не удается получить подтверждение из внешней реальности (а такое случается часто), оно начинает всерьез сомневаться в своей полноценности и ощущает для себя угрозу. Поэтому оно стремится с помощью средств, предоставляемых ему личной историей, манипулировать окружающими людьми, пока все они не будут вынуждены согласиться, что данное эго существует. Оно будет сердиться, оскорбляться, впадать в депрессию и даже угрожать самоубийством, пока не получит желаемого подтверждения от окружающих человеческих существ, которые, в свою очередь, озабочены сходными проблемами. Эти существа должны признать его существование и действовать так, как если бы эго, чье существование было поставлено под сомнение, действительно существует и представляет реальное лицо. Лишь тогда эго может продолжать дурачить себя и убеждаться в своем существовании, хотя в глубине знает, что на самом деле ничем оно не является, а представляет собой специфические свойства "ничто".

Эмоционально неустойчивый человек тратит очень много энергии на "выплеск эмоций", ту самую энергию, которая крайне необходима на расширение "фазово-частотного диапазона". Помимо того, что тратит энергию на всплеск неуправляемых эмоций, еще тратит на чувство жалости к себе, на поддержание "чувства собственной важности". Кстати, очень интересное чувство и очень энергозатратное. В христианской морали ему соответствует понятие "гордыня". Попробуйте обратить внимание на то, как много энергии тратит человек на поддержание собственной важности в глазах других людей. Амбиции, тщеславие, честолюбие - все это требуют от человека постоянного усилия, направленного для поддержания собственного реноме. Достижение превосходства в какой-либо области объективного мира делает его значимым в собственных глазах. Но еще хочется и признания окружающих. И тратит на это всю свою жизнь, полагая, что только этим она полна. Люди, в общем, всегда знали, что человек в жизни должен делать самое большое из того, на что он способен. Они придумывали себе цели, связанные с объективным миром, и придумывали теории, чтобы объяснить это какими-то внешними причинами. Ради славы, ради прогресса, ради справедливости, ради будущего, ради счастья всего человечества, в конце концов. Но непременно реализоваться человек хотел в объективном мире, вместо того, чтобы исполнить свое предназначение в мире субъективном.

Давайте представим, как могла бы выглядеть волновая структура обычного человека. Накопление сознания приводит к увеличению яркости в полосе осознания. Растрата энергии уменьшает ее светимость, причем не всю сразу, а, например, какими-то пятнами. Ухудшение ситуации делает пятна совсем несветящимися, они становятся черными на фоне остальной полосы. Представляете, светящуюся сферу, окружающую человека, с черными, расползающимися по светлой поверхности, пятнами? Поистине ужасно видение светящейся сферы человека, похожей на грязную половую тряпку, ветхую и изорванную! И тошнота, и желание избежать контакта с таким человеком будут внешними проявлениями результата восприятия нашим энергетическим телом такого человека. Поистине, если бы люди могли увидеть, как меняется структура энергетики их волновых полей при совершении различных поступков, то, наверное, многие бы действия утратили свою значимость и необходимость. Может быть, тогда человек стал бы более бережливее к своей негэнтропии. Умение видеть волновую структуру дало бы человеку неоспоримое преимущество - это то же самое, что видеть истину. Перетекание потоков энергии, увеличение или уменьшение их яркости позволяло бы человеку судить о своих поступках с необычайной достоверностью.

Человек, понимающий все это, начинает крайне экономно расходовать свою энергию. А это значит, что все его поступки становятся высокоморальными с точки зрения нравственных категорий. В этом смысле становится понятным, что все категории морали и нравственности, оказывается, базируются именно на априорном постулате экономного расходования энергии. Морально нравственный человек, обладающий безупречностью во всех отношениях, на самом деле просто крайне экономно растрачивает свою энергию. И таким образом, нравственность станет обычным требованием правильного использования собственной энергии, с точки зрения ее экономии и перераспределения. Теперь уже речь идет не о каких-либо абстрагированных категориях, выдуманных или надуманных человечеством. Нравственность постигается как более разумное владение собственной энергией, когда ее затраты должны быть целенаправленны на выполнение основной задачи, когда станет чрезвычайно жалко тратить ее на поддержание вредных привычек или выяснение бытовых неурядиц. В этом смысле общечеловеческие понятия морали и нравственности сделаются просто внутренними свойствами человеческой натуры, и это единственный путь к достижению априорных целей эволюционного развития человека.

Человек всегда к чему-нибудь стремится. Не зная, чем или кем он может быть, человек может только сравнивать себя с окружающими людьми. Но гораздо интереснее свои достижения мерить со своими же, если видишь собственную энергетику, собственные волновые поля. Тогда можно отслеживать яркость свечения каждодневно. И если сегодня яркость осознания выше, чем вчера, то это уже дает тебе возможность считать некоторым своим достижением. А если тебе удастся добиться свечения осознания такой же яркости как внешние потоки, то это дает возможность завершить интеграцию и слиться с Единым, т.е. стать сверхчеловеком. В этом смысле правильное развитие человека холономного уровня определяется в умении накапливать негэнтропию и правильно ее расходовать. Одна из первейших забот человека будущего - высвободить энергию, для того чтобы использовать ее при встречах с неизвестным в процессе своего развития. Необходимым условием накопления негэнтропии считается безупречность, где безупречность как раз и является тем, посредством чего осуществляется такое перераспределение. Безупречность есть не более чем правильное использование энергии. Только человек, обладающий достаточным запасом негэнтропии, становится неуязвимым для контрольного подуровня.

В интерпретации толтеков все происходящее с нами зависит от количества нашей личной Силы, а есть у нас Сила или ее нет, зависит только от нас самих, как от нас зависит и то, что мы будем иметь: хорошее или плохое здоровье, будет или нет нам сопутствовать удача, будем ли мы пользоваться симпатиями и любовью людей, какие двери откроются перед нами, а какие останутся закрытыми. В целом можно сказать, что те, кто располагает высоким уровнем негэнтропии, ведут здоровый образ жизни (кроме тех случаев, когда их энергия оказывается им неподконтрольна), а жизнь тех, чей уровень энергии невысок (а это большая часть человечества), часто оказывается серой и полной страданий. Обладающих энергией во всем ждет успех, а те, у кого ее не хватает, будут прозябать в нищете, даже если они купаются в материальном достатке. Первое и второе внимание обладают способностью притягивать, или провоцировать события. Обычно люди об этом не догадываются и принимают все, что случается с ними, как игру судьбы, фатум. На самом же деле, они просто упорно фиксируют свое внимание, наполненное страхом, желанием, радостью или любопытством, на различных предметах, ситуациях и людях, и тем самым навлекают на себя определенные события. Чрезмерная фиксация второго внимания может привести к совершенно поразительным явлениям.

Цель планетной эволюции

Контрольный подуровень (48 ступень)

Как указывалось ранее, каждый уровень формирует свои обратные связи, которые позволяют управлять человеком, делая его поступки безопасными с точки зрения всей Вселенной. Так, например, контрольный подуровень предыдущего плана подобные связи оформляет в виде системы моральных ценностей, которые на некотором временном интервале в развитии человека заменяют нам знание о законах возрастания и убывания энтропии. Отличие последнего, холономного уровня заключается в том, что теперь появляется необходимость освободиться от влияния объективной реальности, которая на этом этапе является тормозом на пути к подлинному освобождению человеческого духа. Теперь все объективные обратные связи играют роль привязок или "зацепок", при помощи которых на более низких уровнях развития можно было достаточно эффективно управлять человеком и его формированием. Поэтому при дальнейшем развитии не должно быть ничего, что делало бы его зависимым от объективного мира, т.е. всего того, что может нести страдания, т.к. обратные связи, как правило, формируются на болевых реакциях.

Контроль этого подуровня является одним из самых жестких среди всех рассматриваемых ранее. Поскольку освоение самой могучей силой во Вселенной - силой Сознания - делает человека не только огромной созидающей силой, но равновероятно, и самой разрушительной силой. Поэтому на этом этапе должен стоять самый мощный барьер, который предотвратит все попытки овладения силой сознания ради уничтожения мира. Ключевая задача этого подуровня определяется установлением обратных связей между надсистемой и системой. На этом уровне происходит замена этических ценностей объективного мира на ценности субъективного мира, Другими словами, обратные связи объективного мира становятся обратными связями субъективного мира. И главным условием интеграции человечества и создания сверхчеловека является полный отказ от всех реалий мира объективной действительности.

На предыдущем уровне творения рассматривался вопрос о технологическом могуществе человека. Изучение законов субъективного мира, позволяет сделать предположение, что использование подобных знаний создадут человеческое могущество более высокого порядка, нежели технологическое. В принципе, мы уже встали на путь изучения природы субъективной реальности, а ее более глубокое познание теперь остается только делом времени. Хотя опасность, которая нас подстерегает на этом пути, может быть более непредсказуемой и страшной, чем при открытии природы ядерных реакций. Здесь можно вспомнить легенду о гибели Атлантиды - очень высокоразвитой цивилизации. Хотя мы не знаем, была ли она на самом деле, а, если была, то отчего она погибла. Но мы можем допустить, что некоторая часть атлантов, узнав законы субъективного мира и сделав их тайными и недоступными для всех, захотела их использовать ради собственных благ. Результат в этом случае может быть только один - гибель всего человечества атлантов. Наша планета единый организм, в котором выживание возможно только при согласованном взаимодействии всех его частей. Поэтому и мировое господство человечества возможно только при соблюдении интересов надсистемы. Самообучающий принцип данного подуровня можно рассматривать так, будто сама физическая природа обладает предельной степенью мудрости, и сомневаться в том, что эволюция завершиться в любом случае, вряд ли приходится. Хорошо бы при этом помнить, что окончательное завершение эволюции Христогенезом произойдет независимо от того, будем ли мы ее участниками или нет. В природе запасен колоссальный набор средств, которые позволят эволюционным процессам в случае необходимости вернуться к некоторому исходному уровню и начаться сначала, т.е. с освоения ментального уровня на новой биологической основе.

Второй уровень внимания, которым овладевает человек, расширяя "фазово-частотный диапазон", таит в себе огромную опасность. Если выйти на этот уровень не подготовленным, то вероятность погибнуть здесь очень высока. Выход на уровень второго внимания требует от человека максимальной отрешенности. Расширение "фазово-частотного диапазона" может привести к полному сумасшествию в самом буквальном смысле. В этом случае человек может выбрать один вариант из двух: либо он признает, что болен и начинает вести себя как сумасшедший, эмоционально реагируя на странные миры, которые воспринимает в результате сдвига; либо он бесстрастно и отрешенно ждет, зная, что рано или поздно он вернется в свой собственный привычный "фазово-частотный диапазон". Однако при недостаточном количестве негэнтропии этого может не произойти, тогда человек навсегда становится пациентом психиатрических лечебниц.

Отрешенность, которую требует освоение второго внимания, заключается, прежде всего, в том, что человек должен ясно осознавать: все реалии этого мира не более чем иллюзии, сформированные в его сознании. Все процессы, явления, происходящие в объективном мире, нужно воспринимать как перетекание субъективной реальности, заполняющей объекты, из одной формы в другую. Подобно знанию закона сохранения энергии, которая никогда и никуда не исчезает, а только переходит из одного состояния в другое. Истинное понимание происходящих процессов позволяет человеку отказаться от многих привычных условностей, навязанных нашими представлениями. Если такого понимания нет, то отрешенность постигается через умение отдавать или через осознание потерь. В этом случае расплата за приобретение второго внимания осуществляется через утрату наиболее дорогих для человека людей и вещей. Видимо поэтому все известные нам пророки ничем не обладали. Позиция "ничего не имея, ничего не потеряешь" - один из самых простых способов овладения вторым вниманием. Однако отрешенность от себя не есть отрешенность от мира, теперь, когда человек представляет собой активную созидающую силу, отрешенность от себя взаимозаменяется деятельным участием в мире. Это обусловлено тем, что заполнение последних энергетических оболочек человека негэнтропией непосредственно связано с активным участием по понижению энтропии в окружающей среде. Обретение подобной отрешенности приводит к состоянию предельной уравновешенности, служащей мостом между взаимоисключающими противоречиями, которые составляют основную суть законов интегрального мира. В этом смысле свобода выбора человека заключается в "стремлении воли частного приобщиться к Целому. Это есть желание прекратить свою обособленность, мешающую жить и чувствовать жизнью и опытом других частностей, это есть выраженное стремление взойти сознательной, самодовлеющей единицей в Целое, жить в Нем, быть Его разумной составляющей, не теряя при этом своей индивидуальности".

Холономный уровень по своей сути глубоко диалектичен, т.к. на последнем этапе эволюции не только происходит отказ от объективной действительности, но и все внутренние противоречия нашей реальности достигают здесь своего максимума. Я еще раз хочу напомнить, что изначально, на этапе дифференциации, мир создавался благодаря выделению противоположностей. Интеграция предполагает их объединение, причем объединять приходится абсолютно взаимоисключающие друг друга понятия и вещи. Естественно, что такая интеграция может происходить на пределе человеческого осознания и при полном отказе от собственного эго. В противном случае сознание человека не выдержит знания взаимоисключающих предпосылок. Человек холономного уровня должен быть методичным рациональным существом, образцом трезвой уравновешенности; но в то же время он должен всячески избегать этих качеств, чтобы быть абсолютно свободным и открытым по отношению к чудесным тайнам бытия. Такие взаимоисключающие требования, вытекающие из глубин диалектики творения мира, предлагают человеку пройти достаточно серьезные испытания на пути его совершенствования.

Холономный подуровень (49 ступень)

Завершение эволюционного процесса требует от человека овладением вниманием третьего уровня. Третье внимание позволяет увеличить светимость всей человеческой матрицы до сверх яркого состояния, или, другими словами, собрать негэнтропию на всех оболочках интегральной структуры человека, осветить все уровни человеческой голограммы, которые сольются с голограммой планеты, и станут единым целым с ней. Свечение осознания превращается в огонь изнутри - свечение, которое зажигает одновременно все потоки энергии внутри человеческой матрицы, после чего они сливаются с внешними эманациями. Такое состояние позволяет человеку выйти на уровень сверхсознания, уровень метачеловека. Поэтому понятие сверхознание включает в себя единство всего человечества в одной целостности, когда каждый будет чувствовать и ощущать чувствами всех людей, видеть мир глазами людей всего мира, знать и понимать сознанием каждого.

На этом уровне мы попытались представить, каким может быть будущее человека. В современных футурологических теориях возможное будущее рисуют в основном двух вариантах. Первый вариант описывает расцвет человеческой цивилизации в виде создания общества Свободы, Равенства и Братства, в котором все будут счастливы, где не будет ни страданий, ни мук, ни боли. Такая модель, вероятно, строится исходя из вечной тяги к некому недостижимому идеалу, находящемуся в пределах собственного менталитета. Второй вариант предлагает нам безрадостную картину будущей гибели. При этом пределы прогрессивной цивилизации связываются либо с тепловой смертью Вселенной, либо с исчерпаемостью локального энергетического ресурса. Подобная концепция строится исходя из того, что жизнь, разум возникли случайным образом, что человеческая цивилизация есть незначительная локальная флуктуация. Причем такой безрадостный прогноз является следствием следующих общетеоретических научных соображений. Поскольку цивилизация неравновесна по определению, а обязательной платой за поддержание неравновесных процессов является нарастающее разрушение среды, нынешние кризисы (особенно экологический и политический) предопределены законами термодинамики. Из этого следует, что рано или поздно планетарные беды завершатся мировой катастрофой. Поэтому то, что нам бы хотелось считать прогрессивным эволюционным развитием нашей цивилизации было с самого начала дорогой в пропасть, а культура, разум, страдания и прозрения человеческого духа - не более, чем эпифеномены местной физической флуктуации, заведомо несущественной во вселенских масштабах (Назаретян А.П.,1991,с.4).

В отличие от обоих вариантов предлагаемая модель будущего отчетливо ориентирована на конечный результат, который был запрограммирован в начале создания Вселенной. Здесь сразу можно дать ответ на один из главных вопросов, волнующих все человечество: конца света не будет. Могут быть революционные преобразования, возможны локальные катастрофы, но гибели Вселенной не будет - не запрограммирована. С другой стороны не будет и такого общества, как общество Свободы, Равенства и Братства, в котором все всегда будут счастливы. Поскольку основным условием выдвигается эволюционное преобразование человека, которое предполагает его развитие на пределе человеческих возможностей, то дальнейшая эволюция социума продолжится в крайне напряженных условиях. Связано это с тем, что среднестатистический человек, достигнув определенного уровня благосостояния, на этом успокаивается, полностью удовлетворяясь текущим положением вещей. Подвигнуть такого человека на что-либо большее, практически, невозможно. Вследствие этого включаются все механизмы, позволяющие заставить человека развиваться дальше. И чем более упорным будет сопротивление, тем более жестоким становится окружающий мир. Поэтому можно предположить, что мир никогда не будет "добрым" по отношению к людям - слишком разные цели: у человека - сохранить достигнутый "статус кво", у Природы - заставить его двигаться дальше, причем, как правило, с большими материальными потерями. Наверно, вследствие этого наиболее плодотворное движение вперед происходит в крайне тяжелых социальных условиях. Этому положению можно привести массу примеров.

Возьмем, к примеру, наиболее благополучные условия жизни социума. Процветающее благосостояние в Швеции: материальное изобилие, демократия, прекрасная фармацевтика и медицинское обслуживание, самая большая продолжительность жизни, роскошные дома для престарелых с заботливым персоналом, хорошая высокооплачиваемая работа на любой вкус, большие пособия для безработных и т.д. и т.п. И одновременно с этим Швеция исправно держит первое место в мире по числу самоубийств на душу населения. Парадокс? Нет, вполне закономерно. Ибо нет стимула для эволюционного развития: зачем делать лишние движения, напрягаться, к чему-то стремиться, когда уже все есть, "чего душа пожелает". Поэтому на подсознательном уровне и включается механизм на уничтожение: не терпит Природа, когда нет развития, нет движения вперед. Не нужны планете системы с остановившимся развитием. Зато, вероятно, всегда, во все времена на планете должно существовать такое общество, где будут созданы необходимые условия для развития: сложные, противоречивые, побуждающие к действию. И с другой стороны, в истории человечества существует множество примеров, когда в тяжелейших жизненных условиях возникает новое знание, новое учение, помогающее человечеству эволюционировать. Это и история Моисея давшего миру Закон или знание происхождения и развития человека. Это и история христианства, просуществовавшего 2000 лет, благодаря высоким антиэнтропийным качествам, заложенным в заповедях.

А уровень этот - это уровень богочеловека.

Итак, завершив анализ последнего планетного уровня, мы закончили изучение концепции исторического развития материи, начиная с создания атомов, кончая организацией высшей интеллектуальной деятельности человека. Попробуем оценить все плюсы и минусы предлагаемой концепции.
Основным ее достоинством является то, что она определяет место человека во Вселенной и его роль в процессах эволюции. Другим важным плюсом является ее способность объяснить все процессы мироздания с единых позиций. Ни одна теория пока не в состоянии, исходя из небольшого количества постулатов, объяснить историю эволюции материи во всех ее формах.
Также можно сказать, что модель Вселенной создана в виде интегральной структуры мироздания с ее уникальными свойствами. Именно при помощи этой структуры можно объяснить множество природных фактов и явлений. О том, что такая структура Вселенной должна существовать, известно давно. Все философские обоснования начинаются с рассмотрения некого универсума, где все связано со всем. В данной работе не только удалось обосновать такую модель Вселенной, но и показать, как она образуется, на каких этапах формирования Вселенной она появляется, какую роль играет каждая часть этой структуры. Сравнивая создание мира с информационными технологиями, мы увидели, что ИСМ можно приписать свойства одновременно и программы эволюции Вселенной и огромной дискеты, на которую записана эта информация. Не знаю пока, будет ли когда-нибудь подтверждено ее существование опытными данными, поскольку этот уровень материи не доступен ни одному ныне существующему прибору, однако факт ее наличия вытекает из всех современных знаний о мире. Самые последние научные данные привели к пониманию того, что природу нельзя редуцировать к каким-либо фундаментальным сущностям вроде элементарных частиц или полей, она должна пониматься целиком в своей самодостаточности. Требование всестороннего философского понимания природы приводит к тому, что ни одно свойство какой-либо части вселенной не является фундаментальным и элементарным: все они отражают свойства других ее частей. Это как раз те условия, которым отвечает ИСМ.
Привлекательна эта модель также тем, что она позволяет с позиций энергии и энтропии, фактически с физических позиций, объяснить взаимодействие биосистем и человеческих сообществ. Можно понять многие факты и явления из жизни людей, которые ее сильно осложняют, чтобы правильно найти выход их сложных ситуаций. Она помогает создать собственную систему моральных принципов, которые правильно учитывают взаимодействия и влияния подобного рода.
К минусам данной концепции отношу ее схематичность. Требование целостности общей картины на данном этапе не допускает ее детализации. Как иногда говорят, что "за деревьями леса не видать", так и здесь главное отобразить саму суть предмета, не вдаваясь в излишние подробности. Поэтому многие положения в истории развития опущены не потому, что их нельзя объяснить или доказать, а из-за того, что детализация только ухудшит общий смысл. Детали, тонкости - это все можно пока отодвинуть на второй план, выделяя только существо идеи. Конечно, взяв саму идею за основу, как особый метод изучения природы, потом можно будет выявить все отдельные моменты, все детализировать, не оставляя никаких пробелов.

Шестая планетная оболочка:
;
.

Седьмая планетная оболочка:
;
Ментальный подуровень, Каузальный подуровень, Контрольный подуровень, Холономный подуровень.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Как известно, большое внимание понятию «сверхсознание» уделял выдающийся ученый физиолог, академик РАН П. В. Симонов. Отталкиваясь от работ К. С. Станиславского, он глубоко исследовал роль сверхсознательного в сфере искусства. Одновременно с ним эту тему разрабатывал известный психолог М. Г. Ярошевский, который рассматривал категорию сверхсознания в сфере научного творчества.

Так, согласно представлениям П. В. Симонова, в мышлении участвует не только сознание, но и пограничные с ним подсознание и сверхсознание; «взаимодействие осознаваемых и неконтролируемых сознанием этапов пронизывает всю работу мышления». С его слов, «психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание. Сознание оперирует знанием, которое может передано другому, к сфере подсознания относится автоматизированные навыки, усвоенные нормы и мотивационные конфликты». К подсознанию ученый относит и те проявления интуиции, которые «не связаны с порождением новой информации, но предполагает лишь использование ранее накопленного опыта».

Сверхсознание П. В. Симонов интерпретирует как механизм творческой интуиции, связанный с получением принципиально новой информации, не бывшей ранее, и оригинального продукта. По мнению ученого, сверхсознание (творческая интуиция) - это первоисточник всякого прогресса в развитии человеческой цивилизации, в завоеваниях науки, в откровениях искусства, в совершенствовании этических норм. Если роль подсознания - в освобождении мышления от излишней работы и психологических перегрузок, то роль сверхсознания - расширение продуктивной сферы сознания: формирование новых знаний.
«В мышлении, - пишет П. В. Симонов, - сверхсознание дает пробы нового, проектирует и предлагает неожиданное и, может быть, даже невероятное».
Назначение сверхсознания - «пробивать пути нового». Такое «включение сверхсознания в мыслительную работу называют обычно интуицией, а состояние, при котором она смело и щедро включается, - вдохновением».

«Назначение сверхсознания - „пробивать пути нового“»

По Симонову, нейрофизиологической основой сверхсознания является «трансформация и рекомбинация следов (энграмм), хранящихся в памяти субъекта». Материал для своей рекомбинационной деятельности сверхсознание черпает и в осознаваемом опыте, и в резервах подсознания.
«Тем не менее, - отмечает ученый, - в сверхсознании содержится нечто именно „сверх“, то есть нечто большее, чем сфера собственно сознания.
Это „сверх“ - принципиально новая информация, не вытекающая из ранее полученных впечатлений». В отличие от подсознания, деятельность сверхсознания «не контролируется сознанием и волей ни при каких условиях». Неосознаваемость этих процессов представляется П. В. Симоновым как защита рождающихся гипотез от консерватизма сознания и давления ранее накопленного опыта. «Не будь этой защиты, - пишет он, - здравый смысл и догматизм прочно усвоенных норм душили бы „гадкого утенка“ смелой гипотезы в момент его зарождения, не дав ему превратиться в прекрасного лебедя будущих открытий». «Сверхсознание и вдохновение, - пишет П. М. Ершов, - наиболее отчетливо проявляются в создании того, что информативно своей парадоксальностью, загадочностью. В науке - неожиданностью. Когда загадочность дает знания, и именно такие - парадоксальные, которые не могут быть выражены обиходными понятиями и требуют художественных средств воплощения в искусстве и нового термина (или формулы) в науке, то можно утверждать: здесь не обходится без сверхсознания, интуиции, творческой логики».
Открытие, как пишет математик В. В. Налимов, происходит на бессознательном уровне, слова и другие знаки не участвуют в процессе творческой работы.

Означает ли сказанное принижение сознания в творческой деятельности человеческого мозга? - ставит вопрос П. В. Симонов. Ни в коем случае! - утверждает он. - Сознание производит отбор порожденных сверхсознанием гипотез, творческих озарений, проверяет их истинность или ложность.
Достаточно важны и функции подсознания, вооружающего сверхсознание запасами ранее накопленного опыта. В руководимой им «лаборатории эмоций», в результате проводимых им разных вариантов эксперимента, П. В. Симонов пришел к выводу: «Взаимодействие сознания и сверхсознания есть проявление на уровне творческой деятельности человека универсального принципа возникновения нового в процессе биологической и культурной эволюции. Сведение психики человека к одному лишь сознанию не в состоянии объяснить ни диалектику детерминизма и свободы выбора, ни механизмы творчества, ни подлинную историю культуры. Только признание функций неосознаваемого психического с выделением в нем принципиально различных феноменов под- и сверхсознания дает возможность получить ответ на многие актуальные вопросы человековедения». «Только учет этих функций открывает путь к решению практических задач воспитания, профилактики и лечения нервно-психических заболеваний».

Когда сверхсознание смело и щедро включается в мыслительную работу человека, как пишет П. В. Симонов, его посещает творческое вдохновение, он ощущает прилив силы, у него возникают положительные эмоции.
Благодаря чему такие лица не подвержены к так называемой «немотивированной» агрессии, что часто наблюдается в поведении лиц с неразвитым сверхсознанием. Развитое и активно функционирующее сверхсознание обладает двумя функциями: негативной и позитивной. Если негативная функция сверхсознания - отрицание устаревшего, пережившего себя и утратившего некогда реальный смысл, то позитивная функция состоит в порождении нового - гипотез, догадок, озарений, ведущих к ранее не существующему знанию о мире.

В своей книге «Созидающий мозг», П. В. Симонов (1993) характеризует человека-творца. С точки зрения автора, творчество в его наивысшем проявлении (талантливость, гениальность) характеризуется высокой степенью развития познавательной потребности и способностью достигать специфическое психическое состояния, выражающегося в виде озарения, и является продуктом сверхсознания.

«Творческие озарения возникают не только у таланта и гения»

С этой характеристикой «человека творящего» интересно сопоставить мнение физиолога, академика РАН и РАМН Н. П. Бехтеревой (2001).
Творческие озарения, как утверждает ученый, возникают не только у таланта и гения, но и временами у так называемого обычного человека, и иногда в результате этих озарений в копилку знаний человечества ложится много золота. Мнения ученых разделяет известный театральный деятель П. М. Ершов. «Сверхсознание, - пишет он, - индикатор таланта человека, в чем он и когда он находчив - там он и талантлив, в меру отпущенного ему природой».

Разрабатывал эту тему и физик-теоретик Е. Л. Фейнберг. В своей книге «Кибернетика, логика, искусство» (М.: Радио и связь, 1981) автор предлагает различать интуицию-догадку (порождение гипотез) от интуиции - прямого усмотрения истины, не требующего формально-логических доказательств.
Соглашаясь с автором по сути, П. В. Симонов формулирует эту гипотезу по-своему: «...в «интуиции-догадке» недостающей информации еще нет, ее предстоит найти в ходе проверки возникшего предположения. В случае же с «интуицией - прямым усмотрением истины» получить такую информацию вообще невозможно, какое количество экспериментов ни поставил бы ученый, что еще раз оправдывает термин «сверхсознание».

«Интуиция, вдохновение - основа величайших научных открытий»

«Интуиция, вдохновение, - писал В. И. Вернадский, - основа величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся и идущих строго логическим путем, - не вызываются ни научной, ни логической мыслью, не связаны со словом и с понятием в своем генезисе».

Сверхсознание (интуиция, вдохновение) вносят новое в человеческие знания, в практику, в представления, в сознание. Поэтому вносимое им, как пишет В. И. Вернадский, «не может содержаться в прошлом опыте, не может быть существующим понятием, имеющим название». Со слов П. М. Ершова, внося новое, вполне конкретное в отвлеченные понятия и их обозначения, сверхсознание совершенствует саму диалектическую логику.
Сверхсознанием развивается сознание и осуществляется творческая работа мышления в познании, включающая в себя бессознательные психические процессы.

Психолог Эрих Фромм объявил: «бессознательное» есть источник всех подлинных способностей человека. «Бессознательное, - пишет Э.Фромм, - представляет прошлое человека, зарю человеческого существования; оно представляет также его будущее, поднимает нас к тому дню, когда человек станет подлинным человеком».

Академик П. В. Симонов указал, что игнорирование «бессознательного» есть причина регресса созидающих возможностей человека: «Новое (идея, открытие, изобретение, этическая норма и т. д.) первоначально возникает не в абстрактном межличностном и надличностном пространстве, а в мозге конкретного человека, первооткрывателя, творца. Непредсказуемость открытия, его защищенность от вмешательства сознания и воли представляют необходимое условие развития. Полная рациональность (формализуемость) и произвольность первоначальных этапов творчества сделали бы творчество невозможным, и означали бы конец развития цивилизации».

Опираясь на выше изложенное, можно сказать, что представления Станиславского о сверхсознании оказались небеспочвенны. Его новаторские идеи явились мощным толчком для творческой мысли ученых и положили начало единению сил науки и искусства в познании «наиболее возвышенной, важной и красивой жизни человека - «жизни человеческого духа», превращающего обычного человека в человека-творца.

В последнее время психологи говорят о том, что все, что бы человек ни делал, продиктовано его благими намерениями. Специалисты интернет-журнала сайт связывают это со сверхсознанием человека, о понятии и развитии которого пойдет речь в статье.

Обычно люди делят поступки на хорошие и плохие. Первые приносят пользу всем, кто с ними столкнулся (человеку и окружающим, на которых они были направлены), а вторые, наоборот, причиняют вред. Человек, совершивший поступки, тоже может говорить о том, что поступил плохо, неправильно, после чего испытывать угрызение совести или чувство вины. Однако мудрецы говорят о том, что ничего не было сделано случайно, у всего есть мотив для свершения. Если человек что-то неправильное или плохое сделал, у этого поступка были предрасполагающие факторы, которые были в первую очередь трансформированы и направлены на благое дело.

О том, как плохие поступки, даже самые ужасные и неправильные, являются благими, расскажет рассмотрение темы о сверхсознании, которым обладает каждый человек.

Что такое сверхсознание?

Что такое сверхсознание? Чтобы определиться с понятием, следует разобраться с тем, что такое . Термин состоит из двух дефиниций: «со» и «знание». «Со» означается «совместное», а «знание» предполагает информацию. Таким образом, человек получает информацию вместе с кем-то или от кого-то. Осознать – значит осмыслить ту информацию, которую человек получил из внешнего мира.

Однако сознание является лишь частью психической деятельности человека. Здесь еще выделяют подсознание и сверхсознание.

Подсознание примечательно тем, что является багажом того опыта, через который прошел человек. Здесь есть все, с чем человек сталкивался, что когда-либо изучал, что когда-либо испытывал, какие несознаваемые выводы делал, привычки, которые были сформированы по или без его воли, а также все то, что человеком было не замечено, не воспринято осознанно, однако он это пережил, увидел или испытал.

В подсознании хранится вся память человеческой жизни. Его главной функцией является разработка автоматических действий, решений и эмоциональных реакций, чтобы освободить сознание от мыслительных нагрузок. Другими словами, если человек многократно сталкивается со злыми собаками, то уже после первых встреч он разрабатывает такую модель поведения, которую потом начинает использовать, и она вскоре становится его привычной, если дает более или менее желаемый результат.

При достижении целей многие люди сталкиваются с тем, что у них ничего не получается сделать. Часто цели так и остаются нереализованными мечтами, о которых человек грезит и не может понять, почему он их не достигает. Причиной тому является его подсознание, которое уже имеет определенный набор автоматических действий, которые должен совершать человек, не задумываясь, чтобы разгрузить сознание перед новой информацией, которую нужно обдумывать.

Приведем очевидный пример: человек хочет бросить курить. В первый день он может приложить все усилия, чтобы не притрагиваться к сигаретам. Но тут на работе происходит форс-мажор: какие-то рабочие проблемы непредвиденного характера захватывают весь ум человека, который начинает думать над ними. Сознание занято обдумыванием проблем и их решением, при этом оно не контролирует те подсознательные посылы, которые диктуют человеку, как себя успокоить, стабилизировать в с . И здесь человек не замечает, как снова закуривает. Он не может остановить свою привычку, которая уже закреплена в , пока находится в стрессе и сознание занято обдумыванием проблемы.

Но когда все рабочие вопросы решатся, человек снова сможет посвятить свое сознание тому, чтобы контролировать посылы подсознания, пока вновь не будет охвачено какими-то проблемами или новой информацией.

Подсознание хорошо тем, что оно сохраняет весь опыт и наработанные навыки, знания, выводы. Под его влиянием человек действует автоматически, не задумываясь, что позволяет ему быстро реагировать на привычные и ранее знакомые внешние раздражители. Сознание освобождено, отсутствует психическое напряжение, человек действует на автомате, даже если это не дает ему возможности достичь целей, он по крайней мере сохраняет спокойствие.

Подсознание позволяет человеку сохранять спокойствие, поскольку всегда ведет его в те места, где он привык быть, и совершать те поступки, которые дают предсказуемый результат. Это может быть минусом, поскольку привычные поступки не позволяют человеку достичь целей (это то, чего человек еще не имеет, поскольку его привычные действия его к этому не приводят). Подсознание консервативное – оно хранит все то, что человеку понятно и привычно, полностью отвергая все новое. А ведь для достижения целей человек должен совершать непривычные и новые для себя действия.

Еще одной формой психики является сверхсознание. Под ним понимается творческое начало, нераскрытый потенциал человека. Сверхсознание можно назвать генератором новых идей, которые включают в себя необычную информацию, эмоциональные переживания, желание удовлетворить свои потребности.

Сверхсознание является таким же неосознаваемым, как и подсознание. Его задачей является поиск новых решений, идей, выходов из трудных ситуаций. Это так называемые инсайт, интуиция, озарение и прочее, что предполагает осознание человеком новой какой-то идеи, которой он ранее не знал либо не придерживался.

Сверхсознание можно назвать источником эволюции человека, который начинает становиться лучше, универсальнее, совершеннее. Сверхсознание предполагает выход человека за пределы привычной обстановки. Если, к примеру, человек не знает, что находится за дверьми его квартиры, тогда подсознанием можно назвать жизнь в пределах квартиры, где спокойно и все знакомо, а сверхсознанием – выход за пределы квартиры, когда человек начинает сталкиваться с новой информацией, осознавать ее, делать частью своего опыта.

Сверхсознание – это творческая интуиция, когда человек в трудной и даже обычной ситуации находит такой выход, которым никогда не пользовался. Это новое видение мира, это желание совершить необычные для себя действия, это создание, творение.

Минусом сверхсознания является то, что оно способствует разрушению привычного, в том числе традиций, ценностей, былых взглядов на мир и пр. Это то, что так не любит общество, которое подчиняется одним принципам и законам жизни, а теперь должно принимать новые идеи. Это можно сравнить с тем, как люди привычно верили в плоскость планеты Земля и не могли поверить в то, что она круглая.

Сверхсознание – это гипотеза. Человек выдает некую идею в конечном результате, но не может проследить пути ее зарождения и корректировки. Психологи не могут ее до конца изучить из-за неосознаваемости процессов формирования новых идей, которые человек выдает.

Известно, что сверхсознание базируется на эмоциональной сфере человека. Эмоции являются реакциями человека, которые говорят лишь об одном, удовлетворены его основные потребности или нет. Если потребности удовлетворены, тогда человек испытывает радость или счастье. Обычно в такой ситуации сверхсознание не работает. Однако оно становится активным под действием негативных эмоций, когда человек недоволен теми результатами, которые получил. Он начинает естественным образом искать способы удовлетворения своих желаний, чтобы дать себе желаемое спокойствие и счастье. Именно здесь включается сверхсознание, которое направлено на поиск новых путей решения ситуации, в которой человек пока не видит выгодного для себя выхода.

Понятие сверхсознания

Сверхсознание и подсознание являются частями несознаваемой деятельности психики. Сознание является сознательной ее частью. Интерес неосознаваемая часть представляет, поскольку она значительным образом влияет на жизнь человека.

Подсознание является хранилищем опыта, информации, автоматических действий и пр. Так, человек разгружает свой мозг от того, чтобы постоянно обдумывать одну и ту же информацию. Единожды ее познав или сделав вывод, приучив себя к определенной модели поведения, он уже не должен задумываться над этим.

Подсознание хранит все, что человек вобрал в себя: страхи, положительные и отрицательные модели поведения, конфликты, противоречивые понятия и пр. Подсознанию все равно, как человек относится к своим негативным выводам или привычкам. Если он продолжает ими пользоваться, не меняет их, не программирует себя на новые убеждения или модели поведения, значит, эти негативные паттерны являются ему выгодными.

Подсознание хорошо еще и тем, что человек быстро ориентируется в знакомом пространстве. Он не думает, а быстро анализирует, кто и что его окружает и как себя в такой обстановке вести.

Если рассматривать понятие сверхсознания, то оно не контролируется человеком, как и подсознание, и еще менее изучено психологами. Дело в том, что человек сталкивается с конечным результатом деятельности своего сверхсознания – инсайт, гипотеза, новая идея.

Сверхсознание является ситуационным явлением, которое выдает лишь некую идею, корректирующую или незначительно внедряющую что-то необычное. Значительным образом сверхсознание не работает. Оно направлено лишь на выявление нового варианта, модели поведения или идеи, которое можно использовать в ситуации либо отказаться.

Сверхсознание основывается на желании человека удовлетворять свои доминирующие потребности. Вот почему в начале статьи говорилось о том, что человек всегда действует из благих намерений:

  1. Он движим своими базовыми потребностями достичь равновесия, спокойствия и счастья.
  2. При этом он использует те модели поведения, которые обычно привык совершать в конкретной ситуации и при достижении определенной цели (подсознание).
  3. Если человек разовьет свое сверхсознание, тогда он сможет распознать иные способы достижения своих целей с учетом желаний и интересов окружающих, которым он своими поступками не навредит и себе принесет пользу.

Развитие сверхсознания

Самым интересным остается вопрос, как развить в себе сверхсознание. Достаточно трудно на него ответить, если нет четкого понимания того, как протекает процесс формирования новых идей. Однако можно дать рекомендации по созданию способствующих ситуаций, которые могут вызвать инсайты:

  • Игра. Попробуйте поиграть, смоделировав возникшую ситуацию. Побудьте собой, другим человеком, своим оппонентом и т. д. Увидьте ситуацию с разных сторон, чтобы быть способными что-то новое для себя понять.
  • Избавьтесь от убеждений, принципов, установок и пр. Не делите мир на плохое и хорошее, черное и белое, правильное и неправильное. Воспринимайте все в целом, не давая оценок.

Выйдите за ограничения и «заборы» своего сознания. Поставьте цель, которую хотите достичь, и увидьте, что для этого нужно сделать, чтобы прямо к ней прийти.

Итог

Сверхсознание лишь корректирует человеческое поведение. Оно помогает найти новые решения и идеи, которые окажутся более эффективными при удовлетворении своих желаний. Не следует его игнорировать, а лучше развивать.

Сверхсознание – это эмоциональная активность психики человека, активизирующаяся для разрешения сложных жизненных и творческих задач; наряду с подсознанием является неосознаваемым процессом психики. Сверхсознание проявляется творческими аспектами, в виде конструирования принципиально новых философских форм, мировоззрений, функционирования высшего проявления таких сознательных сфер, как социальная, ценностная, когнитивная. Это все, чего может эволюционно достичь человечество, интуиция, парапсихологические способности, инсайты.

Из трех аспектов человеческой психики (подсознательного, сознательного, сверхсознательного), деятельность сверхсознания направлена на творческие проявления, замысли, гипотезы, интуицию.

Сверхсознание это в психологии понятие, не поддающееся полному изучению, так как мы можем наблюдать сразу конечный результат его активности, минуя пути достижения и способы получения идеи. Активность сверхсознания имеет эмоционально-образную природу и направлена на удовлетворение и разрешение первоочередных доминирующих практических эмоциональных потребностей и задач.

Понятие сверхсознание

Устройство психики человека состоит из несколько уровней функционирования, которые разделены на сознательный, подсознательный и сверхсознательный.

В неосознаваемой части психических процессов есть две группы, на которые их можно разделить, которые имеют принципиально разные функции и систему деятельности. Первая группа это , которое вмещает в себя то, что раньше относилось к осознаваемым процессам (навыки, которые автоматизировались) или может стать осознаваемым ( , ) при определенных условиях. Например, при психотерапевтической работе можно найти подсознательные источники мотивации той или иной деятельности, ее выгоды; или наоборот, причины избегания, нелогичности поведения, жизненные ситуации, которые были вытеснены из защитными механизмами психики.

Сюда же, в подсознание, входят социальные нормы, обретающие определенную императивность (воспринимаются они человеком, как совесть или чувство долга); интуиция, основанная на накоплении опыта. Например, врач, который может поставить диагноз, даже, не начав осмотр, или сотрудник органов правопорядка, вычисляющий нарушителя в толпе – они основываются на интуиции, которая имеет своим фундаментом большой жизненный опыт.

Эволюционно, подсознание возникло в связи появившейся потребностью защиты сознания от возрастающих психологических перегрузок, оптимизации работы всего организма, также используется для хранения информации о полученных психотравматических переживаниях, которые в момент прошлого не могли быть переработаны . Информация, заложенная в подсознании достаточно консервативна, рефлекторна, подчинена внешним воздействиям и для ее изменения или коррекции необходимо приложить немало усилий.

Деятельность сверхсознания не подчинена влиянию никаких внешних условий, и не выходит на уровень осознанности ни при каких условиях или их изменениях. Мы можем наблюдать только конечные результаты этой неосознаваемой деятельности.

Сверхсознание проявляется в творческих догадках и гипотезах, которые в определенный необходимый момент психика предоставляет сознанию в готовом виде. Соответственно неосознаваемость этих процессов объясняется защитой процессов интуиции от преждевременной критики сознания, которая пресекла бы на корню любую, выходящую за пределы догм идею.

Функции сверхсознания рекомбинируют хранящиеся в памяти элементы опыта и информации, представляя в сферу сознания те из них, которые применимы к реальности. В этом главное различие идей сверхсознания от сновидений (которые также возникают вследствие рекомбинации полученного опыта и информации) или «гениальных» идей душевнобольных (которые достаточно необычны, но не имеют практического применения в существующей реальности).

Сверхсознание это в психологии очень тонкий регистратор возникающих малейших социальных, ситуационных, личностных изменений. Его деятельность направлена на предупреждение, и идеи по изменению или внесению новых корректив подаются сознанию заранее. Именно из-за того, что сознание еще не регистрирует изменения — эти идеи кажутся как минимум странными.

Сверхсознание непосредственно участвует в удовлетворении потребности, которая наиболее устойчива среди остальных мотивов личности. Доминирующая потребность направляет и корректирует сверхсознание в направлении ее наиболее благоприятной реализации, выхода из ситуации, задействуя механизмы творческого приспособления. Формирование доминанты может вызвать определенные трудности, когда имеется несколько, одинаково значимых приоритетов. Хорошо, если одна из доминант имеет практическую выгодность, тогда она имеет преимущество. Материал для новых комбинаций сверхсознание получает из осознаваемого опыта и подсознательных материалов, а также из построения абсолютно новых ассоциаций, не используемых ранее, однако удовлетворяющих ведущей потребности.

Пожалуй, самое действенное средство для развития и тренировки сверхсознания – это детская игра, которая обладает самоцелью и самоценностью, направленных на разрешение творческих задач, мотивируясь исключительно потребностью в познании. В творческой деятельности присутствуют четыре компонента: опыт субъекта и предыдущих поколений, сверхсознание и интуиция, сознание, проверяющее возникшие идеи, и процесс закрепления результата в памяти.

Обладает сверхсознание позитивными функциями (создание новых гипотез, идей, которые служат толчком к возникновению ранее не существовавшего) и негативными (отрицание и убирание устаревшего и неактуального). Оба эти направления являются эволюционно значимыми для человечества и развития личности.

Развитие сверхсознания

Уникальность природы сверхсознания толкает к мыслям, что к его использованию склонны лишь одаренные или гениальные личности, следует отметить, что сверхсознание присутствует у всех людей, и его функционирование не связано со степенью талантом или количеством полученных знаний. Деятельность и проявление сверхсознания не является неизменной и статичной константой, она может актуализироваться или иметь разновекторную природу, сверхсознание можно развивать, если разобраться в выполняемых им функциях.

Функции сверхсознания сводятся к двум основным направлениям, таким как самопознание личности и корректировка направления ее деятельности. Выполняемые функции: реинтерпретация имеющегося опыта, поиск взаимосвязей между существующим внешним миром и внутренним самоопределением личности, переоценка старого опыта и формирование новых концепций, коррекция деятельности и реализация новых форм существования, самообновление, самоизменение.

Самым лучшим средством для тренировки сверхсознания считается детская игра, которая не имеет своим достижением ни практических, ни социальных целей, игровой процесс является самоцелью, который максимально удовлетворяет потребность в развитии, познании и решении творческих задач. Именно стремлением к познанию ради познания, с активным и доминирующим интересом дети обязаны своей уникальной способности придумывать новые миры и реальности, фантазировать и практически жить в этих мирах и новых концепциях, погружаясь настолько, что они граничат с реальности.

По мере взросления игровая мотивация вытесняется более важными витально вещами, однако механизм остается прежним. Часто приводится пример военных летчиков, которые показывали максимально хорошие результаты именно в состоянии азартного соревнования с противником (но никак не агрессии или страха), что является одним из видов бескорыстной игры.

Способствует работе сверхсознания недостаток информации, когда нет возможности опереться на полученные данные, а имеется важная необходимость генерировать новое.

Если подвести итоги, то для улучшения функционирования сверхсознания необходима одна доминирующая потребность, которая будет иметь практическую эмоциональную значимость для , высокий уровень познавательной активности, спокойное, азартное или увлеченное эмоциональное состояние, снижение уровня критического восприятия мира, а также предвзятого отношения к возникающим идеям.

В 1975 году П.В. Симонов предложил классификацию неосознаваемых явлений:

«Что касается неосознаваемой деятельности мозга, то её необходимо разделить по крайней мере на три группы принципиально отличных друг от друга явлений.

1. Бессознательное (досознательное) - витальные (биологические) потребности в пище, воде, продолжении рода, в избегании вредных факторов и побуждаемые ими врождённые поведенческие акты - безусловные рефлексы, по И.П. Павлову , в том числе сложнейшие (инстинкты); генетически заданные черты темперамента, особенности телесной конституции, влияющие на психику и поведение. В системе 3. Фрейда эта группа явлений близка к понятию Оно, к «стремлению удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия».

2. Подсознание - всё то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определённых условиях. Это не только хорошо автоматизированные и поэтому переставшие осознаваться навыки, но и глубоко усвоенные субъектом, ставшие его убеждением социальные нормы, регулирующая функция которых переживается как «веление долга», «зов сердца», «чувство вины» и т.п. Наряду с ранее осознававшимся опытом, наполняющим подсознание конкретным, внешним по своему происхождению содержанием, имеется и прямой канал воздействия на подсознание в виде подражательного поведения. Так, ребёнок за счет имитации неосознанно фиксирует эталоны поведения, находимые в своем ближайшем окружении, которые со временем становятся внутренними регуляторами его поступков. Процесс приобретения «личностного знания» рассмотрен М. Полани на примере освоения искусных действий. «Наблюдая учителя и стремясь превзойти его ученик бессознательно осваивает нормы искусства, включая и те, которые неизвестны самому учителю».

Требования социального окружения, перешедшие в сферу неосознаваемого психического, 3. Фрейд обозначил терминами «сверх-Я» и «Я-идеал». Первым источником этих требований являются родители. «В дальнейшее ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам; их заповеди и запреты сохраняют свою силу в Я-идеале... Социальные чувства покоятся на идентификации с другими людьми на основе одинакового Я-идеала».

Консерватизм подсознания - одна из наиболее характерных его черт. […]
Мы приходим к выводу об отсутствии в подсознательном творческого начала, предполагающего преодоление ранее сложившихся норм.

Очень точно об этом сказал уже цитировавшийся нами Полани . «От категории личности, несущей ответственность, Фрейд избавился, объясняя эту личность, как результат интериоризованного социального давления, действующего изнутри сознания посредством сверх-Я... Сверх-Я не может быть свободным, да и смешно было бы требовать для него свободы».

3. Творческое начало в деятельности мозга представлено механизмами сверхсознания.

Сверхсознание - неосознаваемое рекомбинирование ранее накопленного опыта, которое побуждается и направляется доминирующей потребностью в поиске средств её удовлетворения.

Неосознаваемость этих первоначальных этапов всякого творчества представляет защиту рождающихся гипотез и замыслов от консерватизма сознания, от чрезмерного давления очевидности непосредственных наблюдений, от догматизма прочно усвоенных норм. За сознанием остаются функции формулировки проблемы, её постановки перед познающим умом, a так же вторичный отбор порождаемых сверхсознанием гипотез сперва путём логической оценки, а затем в горниле экспериментальной, производственной и общественной практики.

Будучи вероятностным по природе, сверхсознание отнюдь не сводится к чисто случайному рекомбинированию хранящихся в памяти следов. Его деятельность трижды канализирована:

1) ранее накопленным опытом, включая присвоенный опыт предшествующих поколений;
2) задачей, которую перед сверхсознанием ставит сознание, натолкнувшееся на проблемную ситуацию;
3) доминирующей потребностью.

«Бесплодные комбинации, - утверждал математик А. Пуанкаре , - даже не придут в голову изобретателю. В поле зрения его сознания попадают лишь действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые затем он отбросит». Примером непосредственного взаимодействия сверхсознания с подсознанием без участия сознания, по-видимому, могут быть сновидения, где отсутствует критическая селекция рекомбинируемых следов памяти. В этом мы видим принципиальное отличие сновидений от результатов творческой деятельности бодрствующего мозга.

Несмотря на все сделанные выше оговорки, вновь и вновь приходится сталкиваться с попытками отождествить сверхсознание с представлениями 3. Фрейда о сверх-Я. […] Заметим, что Фрейд нигде не употребляет в своих трудах ни термин, ни понятие о «сверхсознании». Проникшие в сознание побуждения Фрейд называет предсознательными. Они могут стать и сознательными «если им удастся привлечь к себе взоры сознания... наши названия отношений - бессознательное, предсознательное, сознательное». Фрейдовское «сверх-Я» целиком принадлежит подсознанию. Сходство между сверхсознанием и сверх-Я сводится лишь к тому, что оба эти феномена относятся к сфере неосознаваемого психического.

Отличны от сверхсознания и в то же время близки сверх-Я (т.е. подсознанию) так называемые надсознательные явления, ибо они «представляют собой усвоенные субъектом как членом той или иной группы, образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность актуально не осознается субъектом и не контролируется им» (Асмолов , 1985). Близкий смысл в термин «надсознательное» вкладывает и М.Г. Ярошевский (1985), согласно которому надсознательность есть «подключение» субъекта «к не зависящим от его сознания формам логики развития науки».

Симонов П.В., Избранные труды в 2-х томах, Мозг: эмоции, потребности, поведение, Том 1, М., «Наука», 2004 г., с. 363-365.

Последние материалы сайта