Старинные рецепты из лекарственных трав. Сбор сибирских староверов – лучшее средство для повышения потенции: действие, состав и отзывы Рецепты лекарственных трав у староверов в

11.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Вместо предисловия

Среди старинных русских рукописей всегда особое место занимали работы медицинского содержания. Не смотря на сложные отрезки отечественной истории до сегодняшних дней сохранилось не мало воистину ценнейших работ разного времени: целебники, травники, лечебники, зельники и прочие. Есть серьезные основания считать, что в старину таких сборников и других работ по травам и лечению было значительно больше, и они оказывали очень серьезное влияние на повседневную жизнь людей.
Видя неподдельный интерес наших подписчиков к травоведению и искусству травничества, мы хотим начать серию статей, посвященных целебным травам, ягодам, деревьям и грибам. Мы постараемся приоткрыть для читателей завесу таинственности с этой необъятной и невероятно интересной темы. По покоящейся здесь и скрытой от широкого глаза информации можно писать настоящие медицинские трактаты. Так глубоко, уважаемый читатель, мы заходить с Вами не будем, но обещаем пополнить Вашу копилку знаний важной, полезной и разносторонней информацией.

Итак, приступим.

«Та трава есть ЦАРЬ во всех травах…»

В народной знахарской традиции было принято делить травы на царские, обладающие великой силой, и все остальные, сила которых была скромнее. Уже само слово царь, как известно, в Древней Руси имело особую сакральную окраску. Некоторые подразделяли все травы на три группы: царь-травы, свита и народ. Такая градация, конечно же, условна, но она даёт нам больше понимания, какие травы какой силой могут обладать.

Следует также помнить, что сила травы – это обоюдоострый меч. Человек может как ударить по болезни, излечив свой недуг, так и нанести удар самому себе, серьезно навредив собственному здоровью. Поэтому главное правило, которое работает во всех случаях – это чем сильнее активные вещества растения, тем с большим пиететом нужно относиться к его применению.

Одно из самых ранних упоминаний царь-травы оставил в своих «Дневных записках» адъютант Академии наук И. И. Лепёхин. Путешествуя по России в 1768-1769 годах, он обратил своё внимание на то, какой широкой известностью обладает эта трава у знахарей города Владимир. Современные ученые предполагают, что речь в этих записках шла об аконите северном (борец северный, борец обыкновенный, борец высокий).

Аконит или борец (лат. Aconitum)

Это род многолетних травянистых растений семейства Лютиковых. Название этого растения сохранилось ещё с древних времён. С древнегреческого аконит можно перевести как «стрелы» или как «скала».

Существует одна седая легенда, которая повествует нам о возможном происхождении этой травы. Легенда уходит своими корнями к известным всем с детства подвигам Геракла. Совершая свой 12-й подвиг, могучий полубог вывел из царства Аида громадного трёхголового пса Цербера. Оказавшись снаружи, чудовище стало яростно вырываться из сильных рук Геракла. Солнечные лучи, коих пёс не видел ни разу за время своей караульной службы в преисподней Аида, ослепили Цербера, заставив его вырываться с ещё большей остервенелостью. При его потугах к освобождению из его пасти начала обильно капать ядовитая слюна, заливая землю, траву и скалы вокруг. Там, куда капала слюна, вырастали и тянулись стрелами к небу высокие, стройные ядовитые растения. Происходило это всё близ греческого города Акони, в честь которого и был якобы назван многолетник.

Следует сразу оговориться, аконит – это род ядовитых растений. Его соком древние германцы, галлы и славяне смазывали наконечники стрел для охоты на волков, барсов и других хищников. Отсюда аконит также называли волкобой, волчий корень, песья смерть и черное зелье. По одной из легенд сам Тамерлан был отравлен соком аконита, которым была пропитана его тюбетейка.

Но знатоки-знахари умели использовать некоторые разновидности аконита в целебных целях. Более того, даже сегодня некоторые современные медицинские препараты производятся из отдельных частей представителей рода аконитов. Но давайте вернёмся к запискам адъютанта Лепехина и прочтем вот такие занимательные строки:

«Дворница, старуха пожилая, которая в городе, как мы после спроведали, за сродницу Эскулапову почиталася, увидя копенку трав, спрашивала у нас: на какую потребу мы травы собираем? Но как мы ей ответствовали, что мы никакого другого к тому предмета, кроме любопытства, не имеем, и силы сих трав не разумеем; то она столь была ободрена нашим ответом, что не оставила и похулить нашего предмета, и возгордяся своим знанием сказала: «И золото в руках незнающего грязь». Потом взяла Царь траву, и, называя ее земным сокровищем, отрадою болящих, и проч., вознамерилася быть нашим Иппократом. «Ето Царь трава, — продолжала она, — трава над травами, угодная во многих болезнях, от утробы, водяной болезни, от матки, когда она засядет в горле; от паралича, от всякой нечисти». Я бы без сумнения навел страх читателю, естьли бы привел здесь толкования почтенной нашей бабушки на помянутые болезни».

Из слов знахарки мы можем понять, насколько почиталась эта трава в целительстве и являлась чуть ли не панацеей от многих болезней. Такое же почтительное отношение к этой траве мы видим и в советской медицине. Так, в VII Государственной фармакопее СССР от 1946 года были включены два вида борца (аконита): каракольский борец и джунгарский. Произрастают эти растения в горных лесах Тянь-Шаня. Также используется трава борца бледноустого, из которой производят препарат аллапинин, оказывающий антиаритмическое действие.

Некоторые виды аконита носят старорусские названия, дошедшие до нас: «борец-корень», «волчий корень», «царь-зелье», «козья смерть», «прострел-трава», «волкобой», «синеглазка», «иссык-кульский корень» и другие. Известен аконит также и как ведьмин цветок.

Применение аконита в народной медицине разных стран

Борец обыкновенный, о котором, по всей вероятности, шла речь в записках адъютанта Лепехина, до сих пор весьма распространен как в народной медицине Сибири и Горного Алтая, так и в травничестве Монголии и Тибета.

Монголы зовут это растение «ман-чин-ман» — царь лекарств, великий, могущественный. Зрелые семена («бихянагвы») используют для лечения абсцессов, острых и хронических гнойных инфекций, а также при сифилисе.

На Алтае аконит настаивают на водке и в небольших количествах употребляют «если нутро болит». Примочки из аконита использовали и продолжают использоавать при раке молочной железы. Как и монголы, сибирцы часто использовали аконит при сифилисе. Народная медицина широко применяет аконит при ревматизме и асците, а также при невралгии. В последнем случае готовятся ванны или мази. Препараты, изготовленные на основе борца, применяются при различных видах дерматитов.

Борец высокий (известен также как аконит джунгарский, шлемник, голубой лютик) применяется при онкологических заболеваниях. Его активные вещества являются алкалоидами, использование которых против разных видов опухолей приветствует народная медицина разных стран. Официально это растение для борьбы с раком используют в Болгарии и ряде азиатских стран.

Сегодня в борьбе с онкологией аконит чаще используют вместе с традиционными и классическими методами лечения, в том числе операционным удалением опухоли. Особенно положительных эффектов пациенты достигают при ранней стадии выявления заболевания. При неоперабельных случаях чудодейственных эффектов ожидать вряд ли стоит, здесь вытяжка из аконита может поспособствовать лишь в качестве обезболивающего и средства для улучшения общего состояние пациента. В официальной медицине аконит не признан как лекарственный препарат, но народные знахари и фитотерапевты сходятся во мнении, что аконит при правильном сборе, заготовке и приготовлении настоев, способен бороться со многими заболеваниями.

В современной гомеопатии из свежих и цветущих растений готовится средство Aconitum D4, которое успешно помогает преодолеть простудные заболевания, лихорадочные состояния, а также некоторые болезни сердца.

Так или иначе, применяя аконит следует строго соблюдать рекомендуемые дозировки и делать это следует под наблюдением лечащего врача. Собирать, заготавливать траву и готовить препараты в домашних условиях смертельно опасно. Содержание ядовитых веществ в разных частях растения больше, чем в широко известном болиголове.

Другие применения растения в быту

Поскольку трава аконита очень ядовита, его применяют как действенный инсектицид, способный уничтожить как мух, так и тараканов при использовании настойки из цветков растения.

Ваш доктор Алексей Маматов

едицина прошлого хранит тайны не одну тысячу лет, но теперь ее секреты открываются по-новому. Исследования показывают, что травы Руси были главными спутниками у людей.

Опыт по изучению лекарственных свойств растений древними целителями впоследствии оказался незаслуженно перечеркнутым. Доверять отварам, приготовленным из лютиков-цветочков, долгое время было немодно.

Но все почему-то забыли, что основу фармакологии в начале ее пути составляло растительное сырье. Так, салициловая кислота, выделенная из коры ивы, дала жизнь аспирину.

Сейчас интерес к здоровой пище охватил земное пространство, увлек он и в таинство народного врачевания.

Гвоздикой с древности лечили глаза, печень, желудок и сердце, а черный перец для знахарей - лекарство от всех болезней.

Настой на травах на Руси делали из сенны и ревеня при запорах, а багульник и полынь применяли в качестве обеззараживающего средства.

Большинство рукописей не сохранилось. Люди боялись доносов, но лечебники все же удавалось некоторым беречь тайно. Благодаря ценнейшему наследию, потомки получили знания об уникальных принципах народного врачевания.

Старинные травники указывают на особое влияние лука и чеснока. С их помощью лечили ожоги и ушибы. К ранам прикладывали свежие побеги. Искусство врачевания передавалось потомкам. В народе имели успех:

  • крапива;
  • багульник;
  • полынь;
  • бодяга;
  • липа;
  • ясень;
  • береза.

Лекари использовали как лесные ягоды, так и культурные растения, выращенные своими руками. В период распространения грамотности и принятия христианства на Руси опыт обобщили в сохранившихся книгах-лечебниках, но многие из рукописных экземпляров исчезли в водовороте страшных войн и пожаров. Сейчас их насчитывают не более 250 штук, где описывается, как народная медицина в Древней Руси использовала природный арсенал.

Аир

Растение, достигающее полутораметровой высоты, имеет прямые листья, и длинные корни. Тростниковые заросли встречаются в основном у водоемов и среди болот.

В России трава известна еще с XIII столетия, и магические свойства приписывали ей еще с поры монголо-татар. Они были убеждены, что поить лошадей нужно в тех водоемах, где вблизи растет эта трава.

Аир, подобно укропу, кориандру, куркуме, употребляли в пищу как пряность. Из него делали отвар и размешивали с квасом. Такое свойство помогало уберечь напиток от брожения: концентрация эфирных масел позволяла уничтожать бактерии. Растение чаще называют «аир обыкновенный», хотя к нему используют и другие термины.

Старинные рецепты для желудка

  1. От изжоги. Порошок из корней травы на кончике ч. л. принимают внутрь, запивают либо разжевывают небольшой кусочек и проглатывают.
  2. При кишечных коликах. Готовят настой из 2 ч. л. рубленых корней. Их запаривают стаканом кипятка, оставляют на ночь. Принимают по 1/2 кружки до еды 4 раза в сутки.
  3. Для полоскания полости рта. Используют теплый настой. Он хорошо снимает воспаление десен и слизистой.
  4. Для глаз. Знахари утверждают, что если смазывать соком травы веки, то зрение улучшается.
  5. Для усиления кровообращения. При постоянно холодных руках и ногах, делают ванны с горячей водой и аиром. После гигиенических мероприятий конечности не вытирают полотенцем.

Магические свойства аира

Целители и сейчас применяют аир в ритуалах, чтобы избавить человека от хворей, чаще - от кишечных и желудочных болезней.

  • для привлечения денег, защиты от «порчи», исцеления собирают семена аира, делают бусы, а измельченные корни складывают в мешочек и носят с собой.
  • Когда в доме находится больной, распыляют курительную смесь при помощи специального приспособления, и тогда на остальных жильцов болезнь не распространяется.
  • По углам дома раскладывают рубленые корни аира, чтобы уберечь себя от нищеты, голода.

Ценят аир и за приворотную силу. О его магической способности обольщать знали в древности, не забывают о ней и теперь.

Приворотный обряд

Таинственную церемонию проводили когда-то настоящие «ведьмы». Они подсыпали зелье пареньку, по которому «сохла» юная особа. После обряда юноша не мог уже противостоять пылким взорам.

Простой рецепт

Сушеные корни заливают водкой. На бутылку берут 100 г сырья и настаивают около двух недель в темном и прохладном месте. Настой подливают объекту обожания маленькими порциями.

Какие травы пили на Руси

В древности, когда еще небыли завезены кофе и чай, из трав, плодов и корней готовили поистине волшебные напитки. Их называли «взварами».

Люди в далекие времена отличались выносливостью и богатырским здоровьем. Сохранились и простые способы заваривания.

  1. Общеукрепляющий чай. Берут по щепотке листья малины, смородины, душицы. Заваривают и настаивают.
  2. Для снятия нервного напряжения. Перемешивают соцветия липы, боярышник, зверобой и мелиссу в одинаковых пропорциях, заваривают как обычный чай. Рекомендуют пить на ночь.
  3. При неврастении. Перемешивают 2 части бузины с чабрецом и липой по 1 части.
  4. От газообразования. Заваривают мяту перечную, чабрец и ромашку.
  5. При подагре. Смешивают шиповник, смородину (черную), крапиву и рябину.
  6. Для очищения сосудов. Одинаковое количество листьев малины, смородины, цветов белой акации.

Методы заваривания чаев раньше ничем не отличалась от нынешних способов. Многие рецепты, дошедшие до наших дней, составляют редкие, вымершие растения Древней Руси, или - занесенные в Красную книгу.

Природные чаи раньше заваривали обычным способом, который применяют и теперь. Чайник обдают горячей водой, опускают в него травы, заливают кипятком и настаивают 10‒15 минут. При необходимости процеживают через мелкое сито.

Исключение составляют отвары, которые подвергают длительной тепловой обработке способом кипячения либо приготовлением снадобья на водяной бане.

Названия «бесовская отрава», «травушка-муравушка» свидетельствуют о том, что растениям приписывали не только целительные качества. Многие из них являлись основой для песен и сказаний, но некоторые травы окутаны тайной, которые до сих пор волнуют простых людей и чародеев-целителей.

Плакун-трава

В мифах и сказаниях дербенник иволистный (официальное название) упоминается как растение, обладающее громадной силой.

Легенда о том, что оно помогает властвовать над бесами, бороться с нечистью, дошла и до нас. Из собранных ранним утром корней в старину изготавливали кресты, магические амулеты. Считалось, что волшебные талисманы помогут:

  • прогнать демона;
  • защитить от злых духов;
  • найти несметные богатства;
  • усыпить беспокойного дитя.

Во время сбора других растений для придания им магической силы, нужно взять с собой веточку плакун-травы.

Полезные свойства

Трава пользуется популярностью как в народной медицине, так и в официальной фармакологии. Неслучайно плакун-траве приписывают лечебные свойства, корни и листья насыщены полезными компонентами:

  • дубильными веществами;
  • эфирными маслами;
  • смолами.

Растение обладает противосудорожным, тонизирующим, противовоспалительным и вяжущим свойством. Отваром из корней лечили женские заболевания, из листьев - нервные расстройства, бессонницу, из цветков - расстройство желудка.

Одолень-трава

Философы древности гласили, что для счастья и гармонии нужно лишь украсить жизнь цветами. Истории о волшебных образцах постепенно превращались в мифы. Одолень-трава на Руси - царица водоемов, окутанная ореолом тайны.

Прекрасные лилии в старину сравнивали с печальной русалкой, превратившейся в волшебный цветок из-за неразделенной любви.

У древних славян кувшинка - оберег, спасавший от сглаза и злых демонов. Свято верившие в магическую силу трав, предки надевали ладанку с корнем высушенной лилии перед дальней дорогой.

Талисман защищал от болезней и голода, помогал справиться с трудностями нелегкого пути и напастями. Символы одолень-травы на амулетах можно приобрести и сейчас в специализированных магазинах.

О целебных свойствах лилии

Известный писатель и журналист Рим Ахметов в книге, посвященной лечебным травам, информирует о том, что одолень-трава исцеляет:

  • женские болезни;
  • нервные расстройства;
  • туберкулез;
  • болезни ЖКТ.

Народные лекари предлагают рецепты, где главным компонентом является кувшинка.

  • масло, извлеченное из корней, снимает опухоли;
  • отвары помогают при болезнях почек, высоком давлении, кровотечениях;
  • высушенные и молотые корневища заживляют гноящиеся раны.

Но самым действенным талисманом древние славяне считали оберег с одолень-травой и папоротником.

Царь всех трав на Руси

Мифический цветок распускает свои бутоны в ночь на Ивана Купала. На Руси - время плескания в водоемах, собирания цветов, трав, плетения венков, перепрыгивания костров.

Именно этот день считался самым магическим временем совершения обрядов, гаданий. Ночью никто не спал, чтобы не стать жертвой оборотней, колдунов и ведьм. В старину считали, что не только папоротник, но и все травы таят в себе магические секреты.

Если кому-то удается найти, сорвать и принести домой цветущий папоротник, то он обязательно станет удачливым, богатым и счастливым человеком.

Считалось, что везение открывает владельцу дар ясновидения и власть над зловещей силой тьмы. По другим легендам, не менее действенное влияние оказывали корни мандрагоры. Среди людей растение называлось «адамова голова».

Способностью травы заживлять раны пользовались охотники, а когда они окуривали свое ружье, то их непременно ждала удача. По русскому поверью еще одно растение расцветает в купальскую ночь, но быстро увядает.

Разрыв-трава

Увидеть цветок - большая удача как для храбрых воинов, так и для плутоватых воров. Легенда о колдовской силе растения «подчинять металл» укоренилась среди славянских народов.

Твердая уверенность в магическом влиянии оберегов помогала побеждать сражения, выигрывать поединки. Люди верили, что облаченному воину доспехами из разрыв-травы не страшны ни стрелы, ни другое оружие.

Окруженное тайной, растение использовали раньше и теперь в своей практике знахари и маги, убежденные в том, что грани между астральным миром и земным существованием стираются.

Курение на Руси

Испокон веков крестьяне выращивали коноплю, но о том, курили ли траву в Древней Руси, подтверждений мало, ведь для славянской культуры подобное увлечение не являлось традицией, как для жителей Средней Азии.

Даже курение табака долгое время не поощрялось. Когда в страну уже при Петре I завезли тысячи ящиков с «заокеанским зельем», царю сделали намек, что патриарх будет недоволен. Но император проявил непреклонность и учредил две фабрики, а махорку вскоре стали выращивать на плантациях. Так, удушливая привычка охватила Русь.

Секреты славянских красавиц

На Руси источником клетчатки и витаминов служила забытая всеми лебеда, и сейчас мало кому интересно, что сорная трава богата:

  • белками;
  • эфирными маслами;
  • минералами;
  • клетчаткой.

Если добавлять сырые листья растения в напитки, супы и салаты, то подобная добавка позволяет очистить печень, кишечник от токсинов. Омолаживающие процедуры из лебеды применялись издавна. Раньше ей умывались русские красавицы дважды в день, после чего исчезали пигментные пятна, а кожа становилась гладкой и нежной.

Старинные рецепты молодости

Небольшое количество свежей травы ошпаривают кипятком и укутывают. Через 30 минут настой готов. Умывают им лицо, руки. Из него делают лед, и кубиками протираются по утрам и вечерам.

Говорят, что если использовать сушеную траву, то омолаживающий эффект получается более заметным. Ее заливают кипятком, настаивают, процеживают, добавляют молоко. Мягкими салфетками прикладывают смесь на чистое лицо, руки.

Русская баня

В летописях 966 года говорится о том, что бани на Руси являлись некими лечебницами для народа, а внучка князя Владимира - Евпраксия, увлеченная врачеванием, собирала травы, готовила отвары для знати и простолюдин.

Уже тогда она понимала, какую роль для здоровья человека играет русская баня, и говорила о ее особенностях. Будучи известным врачом, она изучила многочисленные рецепты народных целителей, применяя накопленный опыт.

Ароматные и лечебные настои выплескивали на камни. При вдыхании пары мгновенно попадали через легкие в кровь. Неизменными спутниками были настои:

  • мяты;
  • эвкалипта;
  • душицы;
  • ромашки;
  • липы;
  • чабреца.

Все помнят любимые детские сказки. В них главные персонажи нередко взывают к помощи трав. Часто, найденная веточка, цветочек или стебель поднимал на ноги безнадежно больного героя. В действительности здоровье и жизнь человека на Руси принадлежала знахаркам и ведунам, которые передавали свои умения близким потомкам.

Люди часто забывают, что любое лекарство можно превратить в яд. Травы обладают мощным потенциалом воздействия на организм, и мудрые лекари искусно пользовались этим свойством.

Анастасия в первой книге Владимира Мегре говорит: «Всё-всё на земле - каждая травинка, каждая букашка созданы для человека, имеют своё задание и предназначены для службы человеку. Множество лекарственных растений тому подтверждение. Но человек вашего мира очень мало знает, чтобы воспользоваться предоставленной ему, для его блага возможностью. Воспользоваться в полной мере».

Как часто мы удивляемся и радуемся меткости названия или определения, данными нашими предками деревьям, травам, рекам, той или иной местности. И даже любители переименований, научных латинских названий, ничего не могут поделать с ними, они снова прорастают, как трава сквозь камень. В этих названиях не только внешние приметы, но и внутреннее содержание, тот потаенный смысл, который восходит к далеким нашим предкам, когда они постигали природу и себя как единое, неразрывное целое. И вот названия: девичья трава, вдовья трава, солдатская трава, радость-трава, печаль-трава, разрыв-трава. Но фантазия человеческая шла дальше. В самих названиях уже были заложены определенные человеческие отношения, социальные явления, а возможно, и конкретные события. Отсюда рукой подать до обрядовых песен, притч и сказаний, сказок и легенд. В них, конечно, вошёл и опыт народных врачевателей. Так мудро и чудесно переплелись практический опыт народа и его поэзия. Впрочем, судите об этом сами.


***
аир обыкновенный - ангельская травка;
алтей лекарственный - купчиха;
берёза - красавица;
бузина чёрная - лихорадкина трава;
гравилат городской -Бенедиктова трава;
герань - душка-травка;
донник лекарственный - пчелиная трава - волшебные слова;
дуб - укор-дерево;
дымянка лекарственная - нежная травка;
ежевика сизая - скупая трава;
ива - печаль-дерево;
календула - кошачья трава - золотая голова;
калина - невеста;
камыш - непослушная дочь;
клевер луговой - кудряк луговой
лаванда - привозная трава;
ландыш - божьи звоночки;
лещина обыкновенная - сердешник;
лилия белая - девичья любовь;
липа-бессребреница;
льнянка обыкновенная - горлинка-травка;
мать-и-мачеха - добро со злом;
мелисса лекарственная - девичья трава;
мята - райская трава;
огуречная трава - радость-трава;
одуванчик обыкновенный - бабушкина травка;
омела белая - безродная ягода;
подорожник - щедрость земли;
подсолнечник - солнцецвет;
полынь горькая - солдатская трава;
примула - вдовья трава;
пустырник обыкновенным - печаль долой - сердце успокой;
роза - царица цветов;
ромашка лекарственная - бабья травка;
сосна - божье дерево;
спорыш - царская трава, суженым люба;
тысячелистник обыкновенный - белая голова, непокорная трава;
цикорий обыкновенный - Петрова трава;
чабрец обыкновенный - святая травка;
череда трёхраздельная - ребячья трава;
чистотел - золотая трава, всем травам - голова;
шиповник - кровь-ягода.
*
Знай место вещам в дому
Да не перечь никому...
*
Если много в горнице работы, не сиди
Из подвала яблок принеси:
Дольше будешь трудиться,
Господу Богу молиться.
Аромат яблок бодрит,
Работать велит.
*
Если в лето гость пожаловал
Да тебе приглянулся, не робей:
Беги в лес поскорей,
Веток сосны наломай
Да отвар припасай.
Ленту в косу заплетай
Да в баньку приглашай.
А как из баньки выйдет
Да на тебя глянет -
Так у него сердце по тебе завянет,
По тебе забьётся,
Уезжать ему не придётся.
Банька-раскрасавица
И с любовью справится.
*
Ты баньку люби,
В чистоте её блюди!
По баньке
Судят о хозяйке!
*
Не ленись баньку топить -
Крепче муж будет любить.
Чистую рубаху дай
Да про квас не забывай.
Будет на тебя с любовью глядеть:
Такой доброй жёнушки
В свете не сыскать.
А ты баньку перекрести,
Она с тобой по жизни будет идти.
*
В баньке воды не жалей,
Веники да отвары имей.
Тело мой
То горячей, то холодной водой.
Выльешь два ушата -
Здоровьем будешь богата.
*
Умницей будь:
Про чистую постель не забудь!
С баньки мужа встречай,
Целуй да в чистую постель приглашай.
*
На ночь мужа не зли,
Плохой разговор не заводи.
Будет плохо засыпать -
На тебе зло срывать.
Ты мужа люби,
Сон его храни:
Будет хорошо высыпаться -
Будет весело по дому управляться,
Всё будет ладиться.
Трудолюбием славиться,
Тебя будет любить -
На руках носить!
*
Кому печь, а кому полати.
Не меняй в спальне место кровати.
Родные не хуже умели жить:
Где поставили, там пусть и стоит.
*
Если в гости собираешься, не ленись:
Пораньше ляг, пораньше проснись.
Отвар листьев смородины припаси
Да мужика в баньку пригласи.
В баньке будет купаться -
В гостях будет улыбаться.
Смородина дух веселит,
Мужа от хмеля сохранит,
Не будет разум терять
Да хмель в душу вливать.
Банька-раскрасавица
И с хмелем справится.
*
Долго в гостях не сиди - меру знай!
Поклонись да к себе приглашай.
*
Как приедешь с гостей,
Сразу ставь самовар
Да приготовь отвар:
«Райской травы» - две ложки
Да «желтушки» семь ложек отмеряй,
Литром кипятка заливай.
Минут десять настоится -
Для мытья ног сгодится,
Тёплой водой ноги обмой:
Усталость пройдёт - сон придёт.
*
О красе не забывай -
В зеркало глядись, лицо ублажай.
Перед банькой не ленись:
По саду пройдись, помолись,
Цветам поклонись.
В решето их срезай да улыбнись.
Кто чаще улыбается,
Тот от злых помыслов избавляется.
Улыбнись «непокорной траве - белой голове»,
«Кошачьей траве - золотой голове»,
«Райскую» да «царицу» в росе срезай.
По одной части трав
С двумя частями коровьего масла перемешай,
Мелко перетри, на лицо намажь
Да в предбаннике посиди,
Попотей, смывать не торопись,
Посиди,
Дух травы в грудь впусти.
Рецепт
Белоцвет -1 часть.
Цветы календулы -1 часть.
Мята -1 часть.
Лепестки розы -1 часть.
Сбор перемешать с коровьим маслом и сделать маску за полчаса перед баней. Смыть тёплой водой, ополоснуть холодной.
*
Чтобы уши не болели
Да глаза до старости глядели,
Дягиль в огороде заведи,
Свежим ешь да в чугунок клади,
В хлеба запекай,
«Ангельской травкой» запивай,
В квас полковша «непокорной травы» доливай.
*
Хочешь память хорошую иметь -
Надо лук сажать, сил не жалеть.
По головке в день съедать,
Господа Бога вспоминать!
*
Семью в здравии держи. Постись.
Ты в ответе перед Богом. Молись!
*
Гуляй - да ум не пропивай!
Всю наливку не перепьёшь,
Здоровье сгубишь, пропадёшь!
*
Хорошей хозяйкой будь:
«Ягодой-кровь» запасись, не забудь!
Не бойся уколоться -
Красою обернётся.
«Бабкиной травы» и «петровых корней»
Накопать успей,
Да «кудряк луговой»
Собирай молодой.
Ягоду-кровь по ложке бери,
Да «кудряк луговой» - ложку горой,
Литром кипятка залей
Да закрой поскорей.
Пусть закрытым настоится,
С молоком топлёным пить сгодится.
Не ленись, «невесте» поклонись!
На зиму запасись.
Старикам да детям будешь давать,
Сама с хозяином попивать -
Силушку набирать.
Здоровые будете зимой,
Пахать выйдете весной
Бодрые да весёлые.
Рецепт
Шиповник обыкновенный -1 ложка.
Цикорий обыкновенный -1 ложка.
Корень одуванчика - 1 ложка.
Клевер луговой - 0,5 ложки.
Ягоды калины - 1 ложка.
Тонизирующий сбор залить литром крутого кипятка, настоять 30-40 минут. Можно пить с топлёным молоком, с мёдом. При простуде давать со сливочным маслом и с малиновым вареньем.
*
Если муж вернулся злой,
Помолчи, не перечь,
За рогач - да за отваром в печь.
Остуди, в квас вливай
Да мужа угощай.
Сама помолчи.
Захочет рассказать - расскажет!
Нет нужды - с «камнем» ляжет.
А ты старайся ласковей быть,
Чтобы мог он беду с тобой разделить.
Травы под рукой держи, Ворожи:
Ложку серебряную
В пол-литровую кружку всыпай
«Райской травы»,
Да «девичьей травы» ложку без верха добавляй,
Да прибавь ложку «травы святой».
Залей да накрой. Пусть настоится.
Как молитву прочтёшь, процеди,
Ложку мёда положи,
С улыбкой подойди,
Сядь рядом, попить предложи.
Как он пьёт, погляди.
С лаской да любовью большой
Обойдёт беда стороной:
Муж нервничать не станет,
Будет спокойно спать,
Тебя за разум уважать:
Домой пришёл -
Покой нашёл!
Жена чистая да опрятная
Да душе приятная.
Рецепт (от бессонницы)
Мята -1 ложка.
Мелисса -1 ложка.
Чабрец - 0,5 ложки.
Сбор залить крутым кипятком в пол-литровую банку, настоять 5 минут, процедить, подать с мёдом. Один стакан - в один приём.
*
Ты бессонницей не майся:
От однообразной работы избавляйся,
Запоздно не сиди,
За трудную работу не берись,
По двору пройдись,
На звезды посмотри,
Молитву прочти!
Если молитва на ум нейдёт,
Греха не будет. Знай:
С добром день прожит - засыпай!
Перед сном детей перекрести,
Улыбнись, добра им пожелай.
*
Знай да внукам передай:
Тому спокойный сон снится,
Кто чёрных дел боится.
Чистая душа - с родника вода!
В семье порядок надо знать:
В одно время ложиться,
В одно время вставать!
Перед сном в светлице окна открывай,
Крепкий сон впускай
Да матрац взбивай,
Постель перекрести
Да думочку положи. -
Цветов «душки»
Клади в подушки,
Чтобы после сна
Голова была ясна.
Если не спится - не унывай!
Розами подыши - и засыпай.
Рецепт (для ароматных подушек)
Сердечника лист (лещина).
Царица (лепестки роз).
Сонные шишки (хмель).
Цветы душки (герань).
*
Знай и внукам передай:
Сытую еду на ужин не давай!
Чем постнее еда,
Тем приятней сну она.
Чем еда легче,
Тем сон крепче!
*
Рано просыпаться -
По дому управляться.
За собой следи,
За полночь не сиди.
Рассвету улыбайся,
Росой умывайся,
Днём отдыхай -
Усталость прогоняй.
Кто не досыпает,
Того болезнь поджидает.
Надо время знать:
Когда пахать, когда плясать.
Иного надо не травами лечить,
А послушать, что он говорит.
Его не боль душит,
А печаль сушит.
Ты его ободряй,
К жизни возвращай
Не травой,
А умной головой!
*
Цена жизни - дни!
Не для сплетен они!
*
Не пускай лень в душу -
Тело иссушит.
*
В семье покой и лад цени -
Здоровью спутники они!
*
Говори правду - не собьёшься!
Не пей вина - не сопьёшься!
*
Если муж заленился,
А дел много во дворе,
Ты - себе на уме:
Дай ему отвара «Радость» напиться -
Дотемна будет трудиться!
Рецепт «Радость» (тонизирующий)
Злая трава — добрая молва (крапива) - 1 чайная ложка.
Царская трава (спорыш) -1 чайная ложка.
Ягода-кровь (шиповник) -1 чайная ложка.
Сбор залить 1,5 стакана кипятка, настоять 3 часа и выпить в один приём.
Подорожник
«Щедростью земли» зовётся,
Кто его сока напьётся,
Тот на свете не мается,
Живёт да улыбается.
*
Красавица
Красавица - всему люду нравится.
У домов растёт - здоровье стережёт.
Ты к красавице с любовью подходи,
У неё здоровья попроси.
Ты её люби, расти да жалей,
Весной соком пои стариков да детей.
С двух, трёх - почки собирай,
А десять - сажай!
Детей лес любить научи,
Смотри, не прозевай:
Как сок пойдёт, так почки собирай.
Почки ценны, когда нет листвы.
Делай умело, учись:
Как наломаешь веток,
В сарай не вноси, не торопись.
Пусть в тепле постоят, набухнут,
Лучше будут исцелять.
Много не запасай: -
Сколько надо, столько собирай.
Годами не держи. Знай:
Каждый год собирай,
Вей да суши,
В амбаре в мешке держи,
Людей лечи-ворожи,
Трудись да Богу молись!
*
Берёзовые почки пить - ночь переводить.
Берёзовые почки пить - здоровым быть.
Пей почки берёзы - не увидишь слёзы.
Почки берёзы заготовляешь - горя не знаешь.
Почки маленькие да удаленькие:
В рот войдут - «камни» разобьют.
*
Мелко растереть почки берёзы и залить их 0,5 л тёплого подсолнечного масла, подогретого на водяной бане; закрыть, кипятить 30 минут на водяной бане на слабом огне. Настоять трое суток, процедить, слить в посуду с широким горлом.
Красавица -
Потому она и нравится,
Что нет её нежней да нужней.
Мудрый народ во всём толк найдёт:
И листочки, и почки,
И кора, и уголёчки -
Всему свой черёд.
Всё в дело пойдёт!
Листья красавицы лучше рви весной -
Бог будет помощник твой.
Они радость людям несут -
Здоровье стерегут.
Ты листья красавицы пей-принимай
Да лицо умывай.

Изумительный принцип самолечения некоторых славян-староверов, с которыми я (источник статьи указан в конце данной статьи) в своё время имел возможность пообщаться, поражает своей простотой и эффективностью одновременно.

Недаром простые конструкции являются наиболее прочными. Этот принцип содержит в себе всего три пункта. Если вы действительно хотите понять алгоритм и индивидуальность, то прошу включить всё своё внимание и вникнуть в написанное далее. Итак, начнём с предыстории.

Для начала внесу ясность в определение староверов как таковых. В данном контексте подразумеваются не старообрядцы, бежавшие от реформы Никона в XVII веке, а так называемые анимисты. Образно выражаясь, поклоняющиеся силам природы. Их образ жизни полностью зиждился на близости с окружающими явлениями и живностью. Даже перед тем, как срубить дерево, человек извинялся перед ним. Это может показаться странным современному обывателю, который не знаком с понятием «сила» (энергия) и не имеет представления про её течение и характер. Но это отдельная тема, требующая самостоятельного пояснения. Сейчас же просто попытайтесь понять особенность мышления человека того времени и его мотивы действий.

Теперь ближе к делу. Имея счастье пообщаться с лесорубом в возрасте, мне удалось выведать у него простой секрет лечения болезней. И заключается он в трёх шагах. Начнём по порядку и с описанием:

1. Анализ своих мыслей и действий. Первым делом они (староверы) напрягают память и вспоминают, где могли привлечь к себе негатив. То есть на кого-то плохо подумали, неискренне поступили. А может быть и такое, что просто поленились, чего делать в общине категорически не рекомендуется. Если описать пункт двумя словами, то выйдет «Бог наказал». И, если причина найдена, то захворавший извиняется перед теми, с кем нехорошо поступил, и заглаживает вину добрыми поступками. Этот мужчина рассказывал, что если болезнь имеет духовный характер, то чаще всего такого самоанализа вполне достаточно и через день-два человек отлично себя чувствует. Если не помогает, то болезнь имеет другой источник. Об этом следующий пункт.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ СТРАДАНИЯ, БОЛЕЗНИ, ДОЛГИ И ДРУГИЕ «НЕПРИЯТНЫЕ СИТУАЦИИ» В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

ОСНОВНАЯ ГЛУБИННАЯ ПРИЧИНА ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ И СТАРЕНИЯ — ЭГО:

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ (подборка видео о психо-эмоциональных причинах болезней и универсальный, простой алгоритм исцеления от болезней):

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ (СИСТЕМА) РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ (со здоровьем, отношениями, деньгами и т.д.):

2. Пост и медитация. Если заболевший взял у природы что-либо лишнее, то болезнь, скорее всего, началась из-за этого. Более понятным словом для современного человека будет «чревоугодие». Этот пункт списка базируется на понимании того, что, взяв у природы что-либо сверх нужного, человек тем самым откровенно жадничает и растрачивает ресурсы (растения, животные, силы), тем самым нарушая естественный баланс. Тяжело это осознать тому, кто живёт в обществе потребления и не понимает, каким образом можно забрать что-то сверх меры, если больше – лучше. И, чтоб восстановить баланс взаимодействия силы личной и силы природной, прихворавший постится. Причём как в питании, так и в мыслях. При этом практикует медитацию. Да, медитируют не только на востоке, но об этом мало кто знает. Дело в том, что после погружения в себя, в сознание приходят мысли, которые ведут к выздоровлению. Это невозможно понять, можно только прочувствовать на себе.

Подробнее о пользе постов (голодания):

ПЕРВЫЙ НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ 2016 ГОДА — НА КЛЕТОЧНОМ УРОВНЕ ДОКАЗАЛ ПОЛЬЗУ ГОЛОДАНИЯ:

ФИЛЬМ «НАУКА ГОЛОДАНИЯ». ГОЛОДАНИЕ – ПРОСТОЙ, ЕСТЕСТВЕННЫЙ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬШИНСТВА ХРОНИЧЕСКИХ И «НЕИЗЛЕЧИМЫХ» ЗАБОЛЕВАНИЙ! О том, как голодание применяли в лечебных целях в СССР и как его сейчас успешно применяют в клиниках России и Западных стран:

КНИГА ПОЛЯ БРЭГГА «ЧУДО ГОЛОДАНИЯ»:

СУХОЕ ГОЛОДАНИЕ: ПАНАЦЕЯ 21 ВЕКА ИЛИ БЕССМЫСЛЕННАЯ ПЫТКА? 7 ГЛАВНЫХ БОНУСОВ СУХОГО ГОЛОДАНИЯ:

3. Лечение с вмешательством. Это завершающая стадия, когда требуется вмешательство извне. Но это не врачи и не таблетки. Травы, отвары, ягоды, лекарственные смеси из тех же природных составляющих. Туда же входят массажи, волнование, бани, целебные воды и прочее.

Вот более подробно о некоторых методах:

МАРВА ОГАНЯН: «СМЕРТЬ ИДЕТ ИЗ КИШЕЧНИКА…»:

ОКИСЛЕНИЕ КРОВИ ВЕДЕТ К ЗАБОЛЕВАНИЮ ОРГАНИЗМА! ПОЧЕМУ ЗАКИСЛЕНИЕ КРОВИ ЯВЛЯЕТСЯ УГРОЗОЙ ЗДОРОВЬЮ?

ВАЖНЕЙШАЯ СТАТЬЯ ПО ЗДОРОВЬЮ! НЕ ДАВАЙТЕ ЛИМФЕ ЗАСТАИВАТЬСЯ! ЗАСТОЙ ЛИМФЫ — ПРИЧИНА МНОГИХ БОЛЕЗНЕЙ! Очищение лимфы:

ИВАН ЧАЙ – НАСТОЯЩИЙ РУССКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) ЧАЙ! ИВАН-ЧАЙ – ЛЕКАРСТВО ОТ МНОГИХ НЕДУГОВ!

БАНЯ – ДРЕВНИЙ СЛАВЯНСКИЙ МЕТОД ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ОЧИЩЕНИЯ ТЕЛА!

МАССАЖ ЖИВОТА – ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ И ДОЛГОЛЕТИЮ, ОДИН ИЗ СЕКРЕТОВ ДОЛГОЛЕТИЯ СТАРОВЕРОВ! А ТАКЖЕ О ДРУГИХ ТРАДИЦИЯХ СТАРОВЕРОВ И УКЛАДЕ ЖИЗНИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ДОЛГОЛЕТИЮ:

БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ «НАТУРАЛЬНЫЕ, ПРИРОДНЫЕ «ЛЕКАРСТВА» И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ, ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА»:

И еще очень важная тема — здоровое, естественное питание.

КАК ГАРМОНИЧНО ПЕРЕЙТИ НА ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ (ВЕГЕТАРИАНСТВО, ВЕГАНСТВО, СЫРОЕДЕНИЕ) (пошаговая инструкция + рецепты + управление конфликтами):

Подробное описание также займёт не одну статью, поэтому вдаваться в подробности не вижу смысла.

Вот таким образом славяне-староверы и лечатся по сей день. Живут дружно, общинно. При этом долго, некоторые преодолевают рубеж в сто лет. Потому, что знают о вреде пересыщения и не бегут к сомнительным врачам за ещё более сомнительными лекарствами. Друг к другу относятся как к родным и ставят мораль превыше всего. Ибо здоровье начинается с головы.

ЗАПОВЕДИ 104-ЛЕТНЕГО МУДРЕЦА — КАК ЖИТЬ В ЗДРАВИИ И РАДОСТИ!

Мудрость долгожителей имеет неоценимую важность для тех, кто хочет прожить долгую жизнь.

За каждой мыслью стоит личный опыт, каждый вывод проверен времен.
Выдержки из книги «Многие лета. Благие лета. Заповеди 104-летнего мудреца Андрея Ворона для долгой и радостной жизни».

1. Научись видеть вокруг всё живое и радоваться всему – траве, дереву, птицам, животным, земле, небу. Всматривайся в них добрыми глазами и с внимательным сердцем – и откроются тебе такие знания, которые не найдешь в книгах. И увидишь в них себя – укрощенного и обновленного.

2. Возьми за обычай хоть по несколько минут во всякое время постоять босиком на земле. Давай телу землю, пока она сама не позвала его.

3. Ищи случай побыть у воды. Она снимет усталость, очистит мысли.

4. Пей чистую воду, где только можно, не дожидаясь жажды. Это первое лекарство. Куда меня судьба не вела, я прежде искал колодец, источник. Не пей сладкой и соленой (минеральной) вод из бутылок. Первая разъесть печень, вторая замурует сосуды.

5. Ежедневно на твоем столе должны быть овощи. Питательные те овощи, которые согреты и наполнены солнцем. На первом месте – свекла, нет на земле лучшей пищи. Затем – фасоль, тыква, ягода, морковь, томаты, перец, шпинат, салат, яблоки, виноград, сливы.

6. Мясо, лучше не есть. Есть чужую боль — на себя ее перенимать. Да и не хищники мы.

7. Плохая еда – колбаса, жареный картофель, печенье, сладости, консервы, маринады. Моя еда – это крупы, фасоль, зелень. Хищник наелся мяса – едва ползет, ленивый. А конь от овса весь день воз тянет. Саранча питается травой от того силы имеет летать.

8. Есть лучше по горстке, но часто. Чтобы меньше есть, пью много воды и компотов, ем грубую пищу и сырые овощи. С вечера четверга до вечера пятницы ничего не ем, только пью воду.

9. Пост – крупнейшая благодать. Ничто не укрепляет и не молодит меня так, как пост. Кости становятся легкими, как у птицы. А сердце веселое, как у парня. С каждым крупным постом я молодею на несколько лет.

10. Солнце всходит и заходит – для тебя. Работа спорится после восхода солнца. Привыкнешь к этому и будешь крепок телом и здоровый духом. А мозг лучше отдыхает и светлеет в вечернем сне. Так поступают монахи и воины. И имеют силу служить.

11. Хорошо среди дня вздремнуть полчаса навзничь, чтобы кровь освежила голову и лицо. Плохо спать после еды, потому что тогда кровь становится густая и жир оседает на сосудах.

12. Меньше сиди, но спи вдоволь.

13. Старайся больше быть под открытым небом. Приучи себя жить в прохладном помещении. Достаточно, чтобы ноги и руки были в тепле, зато голова – в прохладе. Тело чахнет и стареет от тепла. В Уссурийске лесах я знал старого китайца, который всегда ходил в ватной одежде, зато в хижине почти никогда не топил.

14. Слабое, мерзлявое тело укрепляй травами. Горстку трав, ягод, листьев, веток смородины, малины, земляники запаривай кипятком и пей целый день. Зимой от этого большую пользу получишь.

15. Не забывайте об орехах. Орех похож на мозг наш. В нем сила для мозга. Хорошо ежедневно употреблять чайную ложку орехового масла.

16. С людьми будь добр и внимателен. У каждого из них, даже пустого, можно чему нибудь научиться. Не делай из людей себе ни врагов, ни друзей. И тогда не получишь от них хлопот.

17. То, что тебе предназначено, будет дано. Только научись смиренно ждать. То, что тебе не надлежит иметь, и ждать не следует. Пусть душа будет легкой.

18. Не верь в предрассудки, звездочётам, не прибегай к ворожбе. Держи душу и сердце в чистоте.

19. Когда на душе плохо, надо много ходить. Лучше полем, лесом, над водой. Вода понесет твою грусть. Но помни: лучшее лекарство для тела и души – пост, молитва и физическая работа.

20. Больше двигайся. Камень который катится, мхом НЕ обрастает. Хлопоты нас держат на земле. Не уклоняйся от них, но и не дай им на собой господствовать. Никогда не бойся начинать изучать новое дело – обновишься сам.

21. Я никогда не был на курорте, ни воскресенье не пролежал. Мой отдых – это смена занятий. Нервы отдыхают, когда трудятся руки. Тело набирается сил, когда работает голова.

22. Не проси мало. Проси велико. И получишь более малого.

23. Не хитри со всего извлекать выгоду, а старайся, чтобы самому быть полезным. Лоза, которая не родит, скоро усыхает.

24. Не будь зубоскалом и пересмешником, но будь веселым.

25. Не переедайте! Голодный зверь хитрее и проворнее сытого человека. С горстью фиников и кружкой вина римские легионеры бежали в полной амуниции 20 километров, врезались во вражеские ряды и сражались полдня без передышки … А от пресыщение и разврата патрициев римская империя пала.

26. После ужина я еще полчаса прогуливаюсь по саду.

27. Когда принимаете пищу, не запивайте её. Не пейте ни до, ни после еды.

28. Чтобы не ходить с ребенком по больницам и аптекам, отдайте его в руки Природы. С малых лет научите ступать по земле босиком. Это сильнейшая закалка. Обгорел ребенок на солнце – это пойдет на пользу, укусила оса или муравей – тоже хорошо, ужалился крапивой, искупался в прохладной воде, поцарапался колючкой, съел падалицу в саду – значит, закалился от недугов, стал крепче телом, сильнее духом.

29. Когда режете овощи ножом, они частично теряют земную силу. Лучше их есть и варить целыми. Лук вдвое полезнее, если его раздавить руками или деревянной дощечкой.

30. Не обязательно пить магазинный чай. Для меня лучшая заварка – из молодых веточек груши. Такой чай очень ароматный и лечебный. Выводит соли и лишнюю воду, снимает боли и воспаление суставов. А кофе, чай, сладкие напитки, пиво подтачивают сердце.

31. Если вы устали, появилась слабость, болезненность, просто дайте организму отдохнуть. Пусть проще станет ваше питания. Для этого нужно есть какое-то одно блюдо в течение дня. На следующий день – другое блюдо. И так хотя бы неделю-другую.

32. Хотите долго оставаться молодым и долго жить? Раз в неделю устраивайте себе орехово-яблочный день. Утром приготовьте 8 яблок и 8 орехов. Примерно каждые 2:00 съедайте по одному яблоку и ореху. Чтобы в течение дня желудок был занят.

33. Когда почувствуете, что организм быстро устает, что вас всё раздражает, работа, как говорится, из рук валится – это значит: надо принимать морковь два-три раза в день. Так восстановите силы.

34. Горячие блюда готовлю только на 1-2 раза. Пища должна быть свежей.

35. Чтобы не было простуды, не мойтесь горячей водой, ешьте каждый день орехи и чеснок, ходите босиком по насыпанной на полу кукурузе и много спите.

36. Когда приходит сезон ягод, можете отказывать себе в любой еде, только не в ягодах. Ежедневно съедайте хотя бы чашку. Если звезды – это глаза неба, ягоды-это глаза земли. Нет среди них главных и не главных. Каждая насытит вас силой и здоровьем – от черешни до арбуза.

37. Лелейте в себе внутреннее чувство радости и очарования жизнью.

38. Находите время для молчания, для успокоения, для душевной беседы с собой.

39. Что хорошо, а что плохо – пусть подсказывает вам сердце, а не человеческая молва.

40. Не переживайте о том, кто что думает и говорит о вас. Будьте сами себе судьей в чистоте и достоинстве.

41. Не сердитесь на людей. Не судите их. Каждый прощеный вами человек добавит вам любви к самому себе.

42. Если ваше сердце переполнено любовью, в нем нет места страху.

43. НЕ соревнуйтесь ни в чём ни с кем. Каждому своё. Лучше уступать.

44. Бедный не тот, у кого мало, а тот, кому мало.

45. Никогда не бейте детей и не кричите на них. Иначе из них вырастут рабы.

46. Не спорьте. У каждого своя правда и своя обида.

47. Не поучайте людей, как им жить, что делать. Я никогда не поучаю, только советую, когда просят совета.

48. Не считай себя самым умным и самым порядочным, лучше чем другие.

49. Не старайся быть примером другим. Ищи пример поблизости.

50. Целебная силаздоровый сон. Но его ежедневно нужно заработать какой-то работой, усилиями.

Республика Бурятия
Мухоршибирский район
село Никольск, улица Ленина 14а
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
автор ученица 10 класса
Варфоломеева Анастасия Александровна
руководитель работы учитель информатики
Варфоломеева Елена Александровна

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ТРАДИЦИИ ТРАВОЛЕЧЕНИЯ У СЕМЕЙСКИХ»

«Нет такого растения,
которое не являлось бы лекарственным.
Нет такой болезни,
которую нельзя было бы вылечить растением»
Восточная мудрость.

I. Введение.
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново или переосмысливаем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается мы знаем поверхностно. Всё это не просто любопытно. Знание истоков отечественных традиций, нравов, обычаев, устоев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты в истории страны.
Современный человек всё дальше и дальше отходит от природы. Пользуясь достижениями техники, химии, физики – мы перестаём активно двигаться, переходим на искусственное питание, дышим загрязнённым воздухом, пьём не качественную воду – мы не замечаем как разрушается наше здоровье. И наступает такой момент, когда мы оказываемся перед выбором, чем же нам лечиться, что использовать для профилактики – современные препараты или обратиться к проверенным «бабушкиным рецептам».
Тема моего исследования выбрана не случайно. Я, как и большинство моих сверстников лечу простудные заболевания лекарственными препаратами синтетического происхождения. Это очень удобно: положил, запил, сглотнул и всё, и лечебный эффект наступает быстро. От своей мамы, бабушки, из средств массовой информации я конечно уже знала, что существует такое понятие как «народная медицина». Заранее хочу оговориться, что моя прабабушка родом из Бичуры, а её прапрабабушка была потомком семьи Слепнёвых сосланных в Сибирь с треьтьи потоком переселенцев из Польши. Так что я вполне могу считать себя потомком семьи старообрядцев. И у меня возникло ряд вопросов на которые я хотела бы получить ответ:
- Кто у семейских выполнял функцию фармацевта, то есть собирал травы, готовил лекарственные
формы?
- Кто выполнял роль доктора, назначающего те или иные лекарственные средства при данном
заболевании?
- Какие лекарственные формы использовали наши предки (и з Интернета я узнала, что первая
таблетка - как лекарственная форма была изобретена в Англии в 1843 г. Уильямом Брокдоном)?
- Почему среди молодёжи не популярно использование «бабушкиных рецептов», хотя известно, что
препараты, изготовленные из растительного сырья считаются безопасными, экологически
чистыми и дешёвыми по сравнению с синтетическими препаратами

Актуальность
На современном этапе развития общества, ввиду резкого увеличения стоимости лекарственных препаратов, появления огромного количества подделок, увеличения случаев непереносимости отдельных компонентов синтетических лекарств и огромного списка побочных эффектов в аннотации к препарату, всё чаще мы обращаем свои взоры к методам народной медицины. Наблюдается всё более широкое использование этих методов в практическом здравоохранении. Но при этом каждый из нас должен знать, какую траву нужно пить, при каком заболевании и точно знать дозировку, ведь даже не правильно приготовленный настой может нанести вред здоровью.

Цель исследования:
1) Изучить традиции лечения старообрядцев таких распространённых заболеваний как:
o простудные;
o заболевания почек:
o заболевания суставов.
2) Выявить причины малой популярности использования «бабушкиных рецептов» среди моих сверстников.

Объект исследования: традиции траволечения у семейских.
Предмет исследования: старожилы села, учащиеся 9-11 классов.
Сроки исследования: сентябрь - октябрь 2012 года
Задачи исследования:
o Изучить литературу по данной теме;
o Побеседовать со старожилами нашего села о способах и методах лечения у семейских;
o Провести социологический опрос и выяснить, как относятся мои сверстники к народной медицине;
o На основе полученных результатов сделать выводы;
o Результаты исследования разместить на сменном стенде «Уголок здоровья».

Методы исследования:
o Изучение литературы;
o Социологический опрос;
o Беседа;
o Статистическая обработка результатов;
o Построение диаграмм.

II. Основная часть
Изучив и проанализировав следующую литературу:
- А.М.Селищев «Забайкальские старообрядцы. Семейские» ;
- В.П.Гирченко «Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев – семейских» ;
- А.М.Леонов «Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев»
- Ф.Ф. Болонев « Семейские. Историко-этнографические очерки» .
А так же просмотрев ряд материалов на сайте «Семейские. Староверы Забайкалья» www.semeyskie.ru, я выделила ряд особенностей врачевания у семейских:
o Все способы лечения, применяемые старообрядцами можно условно разделить на рациональные и иррациональные. Иррациональное лечение – это лечение испуга («выливание на воске»), сглаза (наговор на воду), зубной боли (заговаривание), грыжи (чтение молитвы и процедура «загрызания». Рациональное лечение было построено на народном опыте, наблюдениях. Врачеванием занимались только женщины старше 50 лет, имеющие большой опыт в обращении с травами и животными препаратами и по уходу за детьми.
o Среди применяемых средств во врачевании старообрядцев первое место отдавалось использованию трав. Это подтверждается исследованиями А.М.Леонова «Зависимость от природы заставляла человека изучать окружающий мир, примечать его мельчайшие особенности и приметы. Поклоняясь природе, семейские заботились о её чистоте и плодородии. Природа отвечала ему взаимностью. Её богатства растительного мира - травы и коренья охраняли здоровье семейского. Старообрядцы лечатся исключительно растительными средствами: по их понятиям, травы и коренья указаны самим Богом…».
o Старообрядцы не пользовались услугами земских докторов, обращение к ним считалось большим грехом. Фирс Болонев в своих этнографических очерках писал «…. Старообрядцы весьма неохотно пользовались услугами традиционной медицины. Правильней будет сказать, что они практически ими не пользовались, считая большим грехом обращение к врачу. Чувствуя недомогание или хворь, семейский не спешил к врачу, а обращал своё внимание на природу, с её травами, кореньями, целебными источниками.»
Следующим моим шагом была встреча со старожилами нашего села. Первая встреча была с основателями школьного историко-краеведческого музея, хранителями богатейших исторических фактов Бодровым Сергеем Ивлиевичем и Полиной Алексеевной. Сергей Ивлиевич (1931 года рождения) подтвердил факт, что староверы не обращались к земским докторам и не одобряли прививки и микстуры. « Я на себе испытал этот факт, сам переболел оспой, хотя в тот период уже была прививка против неё. Но мои родители наотрез отказались её делать, сказав, что «… это бесовские дела, что этот укол нарушит мою душу, разрушит моё тело». «Что касается лечения, особенно простуды, то я хорошо помню, что мама лечила нас с помощью молока и животных жиров. Молоко нагревали, затем туда добавляли внутренний свиной жир или коровье масло. Так же добавляли чеснок или анис.» - рассказал Сергей Ивлиевич. Из рассказа Полины Алексеевны (1939 года рождения): «От мамы я знаю, что семейские для лечения заготавливали следующие травы: подорожник, пижму, тысячелистник, мяту, зверобой, валериану, кровохлёбку. Листья берёзы, брусники, толокнянки. Сосновые и берёзовые почки, плоды черёмухи, рябины, шиповника, боярышника и многое другое. Некоторые рецепты были утеряны, ввиду того, что отдельные растения имели местные названия и они не были идентифицированы с определителем растений. Я помню, что для лечения зубной, головной боли, заболеваний горла мама использовала листья «черногрива», внешне они чем-то похожи на листья багульника, но крупнее и имеют другой окрас. Я искала это растение во всех справочниках лекарственных растений, но с подобным названием растения так и не нашла. Позднее, учась в БГПИ и проходя практику, я всё таки нашла это растение. Им оказался багульник золотистый, его среда обитания Алтай и Саяны.» Меня заинтересовало это растение и я поискала в Интернете используется ли данное растение для производства лекарственных препаратов в настоящий момент. Оказывается выпуск препаратов на основе данного растения запрещён в России ввиду его высокой токсичности.
Так же я встретилась с Калашниковой Галиной Ивановной (1949 года рождения), её мама занималась траволечением и лечением от испуга, от сглаза. И как говорит Галина Ивановна «часть знаний мама мне передала, как когда-то ей их передала её мать. Мама моя использовала травы для лечения в виде настоек, отваров, мазей и порошков. Настойки мама готовила из нежных частей растения на спирту: листья, цветы, соцветия, а отвары – из грубых – корней и коры. Я сама помогала маме толочь в деревянных ступках траву до состояния муки. Вместе с мамой изготовляли мази, основой которых служил свиной внутренний жир или несоленое сливочное масло, вазелин.
Варфоломеева Агафья Агаповна (1940 года рождения) вспоминает: « мы же совсем шпаной в лес ходили, траву собирали, бабушка моя мне показывала какая трава, что лечит, рассказывала когда каждую травку собирать надо, как сушить и как правильно готовить. Часть я уже и не помню, столько времени прошло, но вот деду моему бабка от желудка давала отвары пижмы, ромашки, подорожника. Кашель, помню лечили – малиной, багульник заваривали, чабрец. Суставы лечили спиртовой настойкой – мухомора, только аккуратно с ним надо, главное не переборщить, а ещё редькой натирали. Для лечения почек отвары делали – брусники, толокнянки, морковный чай пили. Раны и ожоги заживляли подорожником, ромашкой».
Калашникова Ахимья Моисеевна (1927 года рождения) рассказала: «… а ещё простуду лечили теплом. Ингаляции делали – дышали парами только, что сваренной картошки. Простуду, ревматизм, радикулит в бане лечили – веником. От каждой болезни – свой веник. Берёзовым веников лечили бронхи и почки, еловым – суставы, можжевельниковым – радикулит, ревматизм, крапивным - различные кожные заболевания

Следующим моим шагом было проведение социологического опроса. Мною была составлена анкета из 5 вопросов, в опросе приняли участие 22 учащихся 9-11 классов. Вопросы были следующие:
1. Как часто вы болеете?
2. Какими препаратами вы предпочитаете лечиться синтетическими или «бабушкиными рецептами»?
3. Можете ли вы указать какие растения из предложенных используются для лечения простудных заболеваний, заболеваний почек?
4. Почему вы отдаёте предпочтение лечению таблетками или травами (в зависимости от ответа на 2 вопрос)?
Я получили следующие результаты:
Диаграмма 1 «По состоянию здоровья»

С этой диаграммой я подошла к работнику ФАПа Григорьевой О.И. и попросила её уточнить какими заболеваниями болеют опрошенные, она дала такие данные: из 15 часто болеющих 10- это простудные заболевания, 3 заболевания почек и 2 прочие.

Диаграмма 2 «О способах лечения»

Диаграмма 3 «Знание трав для лечения заболеваний»

Диаграмма 4 «Обоснование использования препаратов»

III. Заключение
Исходя из результатов исследований, я пришла к следующим выводам:
o Все способы лечения применяемые семейскими можно условно разделить на рациональные и иррациональные. Рациональное лечение – это траволечение, лечение построенное на народном опыте, наблюдениях нескольких поколений. Травы использовались для приготовления настоек, мазей, отваров, порошков. Кроме трав лечились воздействием тепла;
o Лечением занимались женщины старше 50 лет, имеющие большой опыт в обращении с травами и животными препаратами и по уходу за детьми. Секретами приготовления порошков, настоев нельзя было ни с кем делиться, опыт передавался от матери к дочери;
o Старообрядцы всегда с уважением, поклонением относились к природе. За что природа давала ему всё необходимое для здоровой жизни, «врачевала и охраняла здоровье землепашца и труженика »;
o Результаты социологического опроса показали, что несмотря на увеличение стоимости лекарственных препаратов, появления огромного количества подделок, возрастания случаев непереносимости отдельных компонентов препаратов при выборе предпочтение отдаётся всё-таки синтетическим лекарствам. Это связано с тем, что лечебный эффект наступает быстрее, препараты выпускаются в удобной форме, просты в применении. Причинами низкой популярности «бабушкиных рецептов» среди молодёжи является не достаточная осведомлённость их о травах. Нехватка времени для приготовления готовых лекарственных форм и маленький срок хранения отваров.
Итак, на протяжении веков единственным и надежным способом лечения старообрядцев было лечение травами, теплом, молитвой. Или как писал А.М.Селищев «… староверов лечило всё, что росло из земли: травы, коренья, деревья. И даже их собственная вера.»
С результатами своего исследования я выступила перед моими сверстниками, разместила результаты социологического опроса в школьном уголке здоровья. Отзывы моих сверстников были только положительные, учителя так же заинтересовались проведённым исследованием. Ведь изучение траволечения у семейских – это огромное поле для деятельности.

Список литературы:

1) А.М.Селищев «Забайкальские старообрядцы. Семейские», » Издательство Гос. Иркутского
Университета. – город Иркутск: Паровая тип. Общества потребителей "Сибирское Книжное Дело", 1920. - 81 с. ; 7 л. ил. ; на сайте Библиотека религиоведения и русской религиозной философии;
2) В.П.Гирченко «Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев – семейских», Верхнеудинск, 1921 год на сайте Русская географическая библиотека > Этнография и антропология;
3) А.М.Леонов «Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев», работа опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
4) Ф.Ф. Болонев « Семейские. Историко-этнографические очерки», » Улан-Удэ Бурятское книжное издательство 1985 143 с. 21 см
5) материалы на сайте «Семейские. Староверы Забайкалья» www.semeyskie.ru,

Последние материалы сайта