Символы дзен буддизма. Обычный ум это просто сон. Четыре благородные истины

23.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Для нас, людей западного мира, слово «дзен» ассоциируется с чем-то умиротворяющим, спокойным. Этот звук заключает в себе восточную мудрость, и одно только его упоминание переносит нас туда, где солнце восходит раньше.

Там, на востоке, существует целое направление, а правильнее будет даже сказать — мировоззрение, которое основано на этом понятии.

В сегодняшней статье мы расскажем вам кратко о философии , об истории его возникновения, и основных положениях. Мы постараемсядоступно и понятно объяснить, какие истинызаключает в себе дзен, чем отличается от других направлений буддизма и как жить согласно этому учению.

Что это такое

Дзен – одно из направлений буддийскоймысли махаянского толка, которое прочно укоренилось в восточной Азии: на китайских, корейских, вьетнамских просторах и особенно в Японии. Любопытно, что одна и та же философия на разных языках именуется по-разному:

  • по-японски – дзен;
  • по-китайски – чань;
  • по-вьетнамски – тхиен;
  • по-корейски – сон.

Всему остальному миру привычно именно японское название – «дзен». Но как его ни называй, оно имеет санскритские корни и происходит от слова «дхьяна». «Дхьяна» переводится как «созерцание», «высшая сосредоточенность», «глубокомыслие», что прекрасно раскрывает суть учения.

Учение дзэн иногда носит и другие названия:

  • «Сердце » – неразрывно связано с идеей махакаруны, которая провозглашает всеобъемлющее чувство любви и сопереживания;
  • Школа сознания Будды.

Изначально дзэнская философия была школой созерцания, путем которого можно достичь просветления – главной цели пути буддиста. Дзен – это поиск внутреннего пророка, который живет в каждом из нас.

Отрешившись от простого разума, успокоив ум и проникнув в его природу, созерцая просторы внутреннего мира, окунувшись внутрь себя, можно найти истину, почерпнуть ее – не извне, а именно в глубинах подлинного «я».

Для последователей дзен не является философией со строгими методами, правилами, принципами. Он, скорее, становится образом жизни — размеренным, спокойным, наполненным духовностью, внутренними практиками, уносящими за грани рационального.

Дорога дзен способна привести учеников к важным целям: раскрытию собственной внутренней сущности, познанию абсолюта и состоянию просветления – сатори.


Немного истории

Ростки учения дзен были посеяны еще самим Буддой Шакьямуни, когда он передал пробужденное состояние своему стороннику Махакашьяпа. Передача откровения была сделана без всяких слов и звуков, с помощью цветка лотоса, связав одно сердце и его импульсы с другим сердцем.

Позже философия «перекочевала» из Индии в Китай благодаря великому Бодхидхарме – важной личности в истории буддизма, символу буддийской мысли и пробуждения. Уже к 5-6 веку дзенская философия охватила всю Поднебесную, во многом вобрав в себя также идеи даосизма, господствовавшего ранее.

Постепенно философия распространялась, достигая границ других стран Дальнего Востока. В Китае, Вьетнаме, Корее она нашла признание, и продолжала развиваться, причем в каждой стране пошла по своему пути.

Отпечатки дзен-буддистского образа мысли можно найти в искусстве, в музыке, в литературе и даже в медицине.


Но особенно повлиял дзен на японскую культуру. Уже почти тысячелетие дзен связывают со Страной восходящего солнца – с тех самых пор, когда он пришел сюда, в конце 12 века. Каждый пятый буддистский храм в Японии относится к традиции дзен.

Здесь она представлена разными направлениями:

  • Обаку;
  • Риндзай;
  • Сото;
  • Фукэ.

Уже с середины 19 века, когда «закрытая» доселе Япония начала понемногу распахивать свои двери другим культурам, дзен стал известен и западному человеку. Он, невероятно гибкий и адаптивный, пришелся по душе жителям Запада, так нуждавшимся в покое, духовном обогащении и познанию внутреннего мира.

К середине 20 века он приобрел большую популярность в Америке и европейских странах. Последователи дзен объединялись в сообщества, строили храмы, университеты, глубоко изучали его теоретические и практические аспекты.


К сегодняшнему дню интерес этот не угас: количество приверженцев этого мировоззрения неустанно растет, а мировая литература все больше пополняется запасом книг, которые знакомят неискушенного читателя с удивительным миром в духе дзен.

Основы философии

Философия дзен помогает человеку проникнуть в глубинную природу собственного ума и познать ее. Чтобы добиться этого, не нужно включать мыслительные процессы и использовать возможности интеллекта. Следует сконцентрироваться на «обычном», естественном уме.

Понятие «Дао» – центральное в практике китайского дзен, путь, которому должен следовать каждый. Это то, что дает начало всему сущему. Это в какой-то степени и есть ум.

Освобождать мысли помогает фокусировка на определенном предмете – проще говоря, медитация. Она важный проводник к познанию себя и постижению сатори.

Дзенское учение, как другие направления буддизма, подчеркивает значение общепринятых четырех благородных истин, трех драгоценностях. Но при этом оно говорит о том, что истину невозможно понять посредством слов, писаний, текстов, предписанных доктрин – ее можно прочувствовать лишь сердцем, понять нутром, ведь истина невыразима.


Поэтому дзен отрицает в практиках изучение сутр, священных писаний, и в этом заключается его главное отличие от других ответвлений буддизма.

Основоположник учения Бодхидхарма говорил, что дзен – это «непосредственный переход к пробужденному состоянию, минуя традицию и священные тексты ».

Дзен предлагает очистить сердце путем определенных проникновений и действий.

  • жу ли – направление внутрь, через принцип, что значит изучение истинной сущности себя;
  • жу ши – направление вовне, через дела, что означает успокоение ума при совершении всех поступков.

Направленность во внешний мир, жу ши, предполагает 4 действия:

  1. Отказ от ненависти и плохих поступков

Нехорошие действия несут за собой последствия – бао. Правильным будет понять зло и не беспокоиться о грядущих неприятностях.

  1. Следование карме

Все, что ждет нас в будущем – результат поступков прошлого и настоящего. Карма неотвратима, поэтому остается принять ее.

  1. Отказ от желаний и привязанностей

Будда завещал, что желания – первопричина всех страданий, поэтому на пути к пробуждению нужно отказаться от них.

  1. Достижение гармонии с и Дао

Следует встать на правильный путь, исследовать себя, избавиться от дурных мыслей, открыться вечному.


Неведение, ненависть и привязанности – это три яда, известные каждому буддисту. Дзен призывает искоренять их посредством медитативных практик. Они помогут расширить грани мира, увидеть, что все вещи не двойственны, как принято думать, познать сущность Будды.

Такую недвойственную суть вещей можно увидеть, поняв, что в основе всех вещей дзен видит пустоту. Пустоту нельзя увидеть глазами или описать языком – ее можно лишь постичь.

При этом пустота в буддизме не значит отсутствие чего-то, ненаполненность. Скорее наоборот: она говорит о том, что человек и окружающий его мир не разделен какими-либо границами.

Такое откровение можно постичь, отказавшись от субъективного видения явлений, которое искажает реальную картину мира. В тот момент, когда человек полностью отказался от эгоизма и иллюзий, он может увидеть подлинное «Я».

Дзен строится на четырех принципах, которым обязательно следуют адепты:

  1. Понимать буддийскую философию без посредства священных писаний.
  2. Отказаться от слов и текста.
  3. Прямо ссылаться на свое сознание.
  4. Созерцать внутреннюю природу человека и стремиться к состоянию сатори.

Учение не приемлет насилия над собой, которое может выражаться в резком отказе от абсолютно всех человеческих желаний. Оно приучает к гармоничному образу жизни, пониманию внутренней и внешней природы и постепенному познанию истины тропой медитаций, изучению ума, созерцания.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы желаем вам успешной практики в медитации и достижения умиротворенного состояния дзен.

Буддизм – религия, возникшая невероятно давно. Она считается одной из древнейших в мире. Зарождение вероисповедания произошло в середине первого тысячелетия до нашей эры на территории Индии и сразу привлекло многочисленных последователей. Буддизм (книги рассказывают об основных принципах учения Будды, рассматривают роль человека в мире и дают много другой полезной информации) проповедуют огромное количество человек. Сегодня существует такое понятие, как дзен буддизм. В широком понятии дзен представляет собой школу мистического созерцания, а в основе учения лежит буддийский мистицизм. Еще одно направление вероисповедания – Тибетский буддизм, представляющий собой медитативные техники и практики, сочетающие традиции школ Махаяна и Ваджраяна. Истины буддизма Тибета ориентированы на передачу Учения, основанного на перерождениях знаменитых людей, практиковавших веру. Если рассматривать буддизм кратко (о религии и процессе ее становления и развития можно говорить бесконечно), то вероисповедание появилось как противостояние устоям древней Индии, переживавшей на тот момент серьезный культурный и экономический кризис. Аскетизм буддизма стал противопоставлением классовым изменениям. История буддизма начинается с его основоположника – Будды Шакьямуни (в мирской жизни – Сиддхартх Гаутама). Буддизм – википедия подробно рассматривает историю становления религии – и сегодня имеет огромное число последователей. Установить связь с Богом!

Центр буддизма – где можно постичь основы буддизма

Как считают многие, центр буддизма, находится в Индии. Ведь Индия (буддизм как религия появился именно здесь) традиционно считается местом рождения вероисповедания. Если говорить о том, где на территории страны находится центр буддизма, то это:
Бихара;
Капилаваст;
Королевский дворец;
Сарнатх.

Центр буддизма в Тибете находится в столице страны – городе Лхаса. Это основное место, куда стремятся попасть все паломники, чтобы постичь истины буддизма.

Центр буддизма в Таиланде – это, конечно, Бангкок. Именно сюда устремляются люди, чтобы узнать истины буддизма. Постигать основы буддизма можно, не выезжая за пределы страны. В России множество святых для принявших учение Будды мест есть на территории Бурятии. Центр буддизма найдется в Санкт-Петербурге, на берегах Байкала и, конечно, на Алтае. Именно здесь истины буддизма и предпочитают постигать россияне

Философия буддизма

Буддизм – основное вероисповедание многих азиатских стран. Выбирая путь буддизма, стоит знать, что он не относится к религии, центральной фигурой которой считается Бог, создавший окружающий человека мир. Философия буддизма поддерживает отличную от других верований идею – вечная душа, в дальнейшем искупающая все совершенные при жизни грехи, отсутствует. Но чем бы ни занимался человек – все возвращается (философия буддизма именно так трактует жизненный путь). Это будет не божья кара, но последствие помыслов и поступков, оставивших отпечаток на его личной карме. В этом и есть суть буддизма, по крайней мере, её важная часть.

Основы буддизма, сформированные Буддой, выражены в четырех постулатах.

Если говорить про буддизм, то в рамках учения человеческая жизнь – страдание. Все окружающее нас не имеет постоянства, и все возникшее подлежит уничтожению. Символом существования становится огонь, а ведь он несет в себе только страдание. Таковы истины буддизма, призывающие понимать жизнь по-иному.
Причиной страдания становится желание. Привязанность к материальному миру и его благам, заставляет желать жизнь. И чем сильнее желание жить, тем большие страдания будут испытаны.
Избавить себя от страданий можно лишь одним способом – отказавшись от желаний. И это возможно лишь при достижении нирваны – состояния, освобождающего человека от желаний и страстей. Такова философия буддизма.
Для достижения нирваны предстоит пройти по восьмеричному пути спасения.

Основы буддизма в виде правил Восьмеричного пути спасения выглядят весьма конкретно:
правильное понимание мира – нужно осознавать, что окружающий человека мир состоит из скорби и страданий;
правильность намерений – нужно ограничить собственные стремления и желания;
правильные разговоры – слова должны нести только добро;
правильность поступков – нужно нести людям только благо;
правильный образ жизни – жить нужно так, чтобы не вредить живым существам (только так можно избавить себя от страданий, утверждают учения буддизма);
правильность прилагаемых усилий – внутренний настой человека должен быть ориентирован на добрые поступки;
правильность помыслов – причиной всего зла становится зов плоти, и, избавившись от плотских желаний, можно избавиться от страданий (таковы учения буддизма);
постоянная сосредоточенность – основу восьмеричного пути составляют постоянные тренировки и сосредоточенность.

В этих правилах в полной мере выражается основы буддизма. Прохождение первых двух ступеней помогают человеку достичь мудрости. Три следующие помогают регулировать нравственность и поведение. Оставшиеся шаги по Восьмеричному пути спасения дисциплинируют ум.

Суть буддизма

В чем же суть буддизма? Основное положение религии, а значит и учения буддизма, – равнозначность бытия и сострадания. Вероисповедание не отвергает утверждение брахманизма о переселении душ, но некоторые изменения, все же, отражающие суть буддизма, имеются. Буддисты считают перевоплощение и все виды бытия – неотвратимым злом и несчастьем. Цель буддиста – прекращение цепи перерождение и достижение состояния нирваны, т.е. абсолютного небытия. Именно в этом стремлении и заключается суть буддизма.
Сегодня буддизм – основное учение Южной и Юго-Восточной Азии. Встречается также и на территории Америки и Европы, где буддизм – основное вероисповедание для относительно ограниченного числа людей.
Основные школы буддизма

Первые последователи, практиковавшие учение Будды при его жизни, отказывались от любой собственности. Учеников узнавали по внешнему виду – это были бритоголовые, одетые в желтые одежды люди, не имевшие определенного места жительства. И таков был путь буддизма в период становления религии. После кончины Будды учение было канонизировано. По мере существования учения сложились известные сегодня школы буддизма.

Выделяют три главных школы буддизма, формировавшихся в различные периоды существования религии.
Хинаяна. Для этой школы буддизма характерна идеализация монашеский образ жизни. Только отказавшись от мирского, человек можно достичь нирваны (избавить себя от цепи перевоплощений). Все, что случается с человеком в его жизни – результат его мыслей и действий. Это путь буддизма согласно Хинаяна долгие годы был единственным.
Махаяна. Учение этой школы буддизма учит, что наравне с монахом нирваны может достичь также и благочестивый мирянин. Именно в этой школе появляется учение о бодхисатвах, помогающих людям найти путь спасения. В этой школе формируется обновленный путь буддизма. Возникает понятие рая, возникают святые, появляются изображения будд и бодхисатв.
Ваджраяна. Учение этой школы буддизма – Тантрическое учение, основывающееся на принципах самоконтроля и медитативных практиках.

Идеи буддизма многочисленны и про буддизм можно говорить бесконечно. Но основной является принятие того, что жизнь человека – страдание. И основная цель последователя учения, поддерживающего идеи буддизма, – избавление от него (здесь подразумевается не самоубийство, как завершение жизненного пути, а достижение нирваны – состояния, после которого перерождения человека и его возвращение в жизнь невозможно – как путь буддизма).

В чем отличие буддизма от иных верований

Ведя разговор про буддизм, стоит отметить, что в нем, в отличие от монотеистических религиозных течений, нет:
единого Бога-творца;
идеи о сотворении мира (Вселенная была всегда);
вечно живущей души;
возможности искупления совершенных при жизни грехов;
безоговорочной веры во что-либо;
преданности, возведенной в ранг абсолютности;
религиозных организаций (буддийская сангха – всегда сообщество!);
понятия ереси, поскольку единого канона текста не существует, как и непререкаемых догматов;
единственной Вселенной, поскольку миры в буддизме бесконечны и многочисленны.

Основное отличие буддизма от христианства (и прочих вер) – отсутствие обязательного отказа от других вероисповеданий. Единственное требование – не нарушение основы буддизма и его истин.

Буддизм – страны, исповедующие религиозное направление многочисленны – одна из старейших мировых религий. Индия – буддизм, как учение, появился именно здесь – сегодня исповедует индуизм.

Индуизм и буддизм – различия в вере

Но не стоит считать, что индуизм и буддизм – взаимозаменяемы. Это глубоко ошибочное мнение. В учениях имеется множество существенных различий и основными можно назвать следующие:
Высшая цель индуизма – разрыв цепи последовательных реинкарнаций и соединение с Абсолютом. Буддисты стремятся к достижению Нирваны (состояние высшей благодати). Этим отличается индуизм и буддизм.
Следующее, чем разнится индуизм и буддизм, становится распространенность по миру. Индуизм – религиозное направление, практикуемое лишь на территории Индии. Буддизм – религия вне национальностей.
Для индуизма типична кастовость, тогда как в буддизме реализовано понятие всеобщего равенства. И это еще одно направление, разделяющее индуизм и буддизм.

Символы буддизма

Человечество рассматривает буддизм как одну из мировых религий. Но, если изучать верование более детально, то это скорее философия. Именно потому боги буддизма и символы буддизма не могут восприниматься как предметы культового поклонения. Поскольку символы буддизма выражают не веру в нечто божественное, а мировоззрение человека.

Символы буддизма многочисленны, но основной символикой считается изображение Будды Шакьямуни, давшего начало данному религиозному течению. И хотя такое почитание в некой мере напоминает поклонение божьему образу, Будда – реальный человек, искавший и получивший просветление. Учения буддизма изображение Будды используют как символ и живое доказательство человеческих возможностей: просветления может достичь каждый последователь учения и это будет не подарком богов, а его собственным достижением.

Следующая, не менее важная буддийская символика, – Джаммачакра (Колесо закона). Визуально это колесо с восемью спицами. Его центр – точка осознания, изучающая лучи истины.

Стоит отметить, что символы буддизма могут быть весьма сложными. Бхавачакра (Колесо жизни) – одна из сложнейших буддийских символик. На поверхности колеса имеются изображения всех миров, которые признает буддийская мифология, а также и состояний человека, сопровождающих его путь к достижению нирваны. Колесо наглядно иллюстрирует учения буддизма.

Важным символом учения становится оранжевый цвет: именно в этот цвет окрашиваются лучи, исходящие от человека при достижении им нирваны.

Стоит знать, что рассмотренные символы буддизма существуют вопреки заветам Будды. Изначально священные образы отсутствовали. Но любая религия нуждается в визуальном выражении, поскольку такова натура человека.

Боги буддизма

Буддизм – одно из тех немногочисленных религиозных верований, в котором не существует богов в привычном христианам значении: здесь бог не рассматривается как высшее существо, распоряжающееся человеческой жизнью. Боги буддизма (дэва) – такие же люди, но живущие в ином, более красивом измерении. Еще один момент, которым боги буддизма отличаются от человека, – наличие сверхъестественных способностей и неограниченной власти, что позволяет божествам исполнять любые прихоти. Но также как и обычный человек, дэва обязан идти по пути просветления, преодолевая все препятствия.

Создателя мироздания, как такового, в буддийской религии нет. Считается, что Вселенная бесконечна. Но «расширением» имеющегося мира и созданием новых измерений (миры в буддизме, согласно учению, многочисленны), занимаются особые существа – бодхисатвы. Это не боги буддизма, если рассматривать их в рамках религиозного понимания, но при этом они находятся на самой вершине иерархической божественной лестницы. Объясняется это тем, что достигнув нирваны, бодхисатвы отказались от нее, принеся в жертву свое просветление благополучию других существ. И следование по пути буддизма может помочь каждому – человек или богу – стать Бодхисаттвой.

Обряды буддизма

Обряды буддизма многочисленны. Ниже рассмотрены лишь несколько основных.
Обряды буддизма весьма нестандартны. Например, принятие прибежища – один из главных буддийских обрядов. Считается, что именно после его совершения, человек отправляется по пути поиска истины. Кроме этого, обряд рассматривается как принятие основных ценностей учения: признание Будды как Учителя, своего собственного преображения и единения с другими людьми.
Праздник Весак. Буддистами приносятся дары. День и ночь проходит в медитативных практиках
Обряды буддизма включают и Буддийский Новый год. В предновогоднюю ночь буддисты освобождают дом от всех ненужных вещей, проходя очищающий обряд – Гутор. Праздничный день проводится в молитвах, продолжающихся до самого утра. После завершения – шесть часов утра – прихожан поздравляют и все расходятся по домам. Особое внимание обряды буддизма уделяют смерти и погребению человека.

Буддизм: с чего начать свой путь?

Буддизм для начинающих стоит рассматривать как понимание основ религии и основных верований ее последователей. И если вы готовы полностью пересмотреть свою жизнь, то можно присоединяться к сообществу буддистов.

Дзен-буддизм - это восточное учение, которое учит достижению просветления. Если более широко взглянуть на это направление, то оно скорее является образом жизни и находится за пределами рационального. Цель практики довольно широка: это и духовное пробуждение, и раскрытие сущности абсолюта, и постижение самого себя.

Первым в линии дзен находится За ним следует Махакашьяпа, которому Будда передал особое состояние пробуждения, причем это произошло без помощи слов (так была основана традиция дзен о прямой передаче учения «от сердца к сердцу»).

Свое начало это учение получило в Китае в пятом веке н.э. Его принес Бодхидхарма. Позднее он стал первым патриархом «чань» на территории Китая. Бадхидхарма является основателем известного монастыря Шаолинь. В наше время он считается колыбелью чань-буддизма (китайского).

Последователями Бодхирхармы было пять патриархов. Потом учение разделилось на южную школу и северную. Южная, в свою очередь, разделилась на пять школ дзен (в наше время осталось две: Линьцзи и Цаодун.

Дзен-буддизм достиг Европы в середине XIX века, но первое знакомство западных людей с учением состоялось в 1913 году, именно тогда вышла в свет книга «Религия самураев», но она не получила популярности. Ей заинтересовался узкий круг специалистов. Философия дзен-буддизма начала набирать поклонников после выхода книг Судзуки Д.Т., это послужило толчком для роста популярности дзен. Уотс был первым западным автором, который написал об учении. Его получила название «Дух дзен». К Концу 50-х годов стало появляться множество литературы по данной тематике. Это были и европейские, и американские дзен-буддисты, которые описывали уже свой опыт погружения в медитацию и постижения истины. В этих книгах европейскому читателю все рассказывалось на доступном языке, употреблялись понятные термины. Описывались практические и теоретические стороны учения.

Линия передачи в дзен должна быть непрерывной, формироваться непосредственно от учителя к ученику. Это обеспечивает стабильность процесса обучения. Учителя не приветствуют написанные тексты и обсуждения («Истина не может быть выражена словами»).

Известно, что практикующие - спокойные и уравновешенные люди. Занятия дзен способствуют лучшему развитию интеллектуальных способностей. В основе практик лежит медитация. Отмечается, что в процессе обучения происходит профилактика болезней, а также решаются проблемы здоровья. Ученик без труда может победить любой стресс. Сознание становится ясным, ум - глубоким и острым. увеличивается во много раз. Помогает быстрому и уверенному принятию решений. Развиваются

Это и есть дзен-буддизм, философия, понятная многим в наши дни. Даже в самых критических ситуациях учение позволяет чувствовать себя раскрепощенным и уверенным в себе. Практикующие могут увидеть красоту в самых незначительных вещах, возможно, именно поэтому это учение и находит все больше поклонников.

Говорят, что невозможно объяснить дзен-буддизм или дать ему определение. Невозможно понять его суть по книге, нескольким терминам или сайту в интернете. Такой подход замораживает дзен во времени и пространстве, ограничивая его значение.

Непознаваемый термин

Объяснить дзен - то же самое, что объяснить вкус меда человеку, который никогда его не пробовал. Можно постараться и описать во всех подробностях текстуру и аромат меда, можно сравнить и сопоставить его с другими продуктами питания. Однако мед остается медом. Пока вы не попробуете его лично, вы будете пребывать в иллюзии относительно сути этого продукта.

То же относится и к дзен, потому что дзен-буддизм - это практика, которую необходимо испытать на себе, а не просто понятие, которое можно осознать с помощью интеллекта. Ниже представлены интересные базовые сведения об этой духовной практике. Они не покрывают всего спектра понятия, но зато могут помочь интересующемуся начать постигать древнюю китайскую мудрость.

Итак, что же это такое?

Практика этого направления буддизма восходит к временам, когда духовные знания передавались непрерывно от учителя к ученикам. Начало мировой религии было положено 2500 лет назад в Индии, в момент духовного пробуждения ("сатори" по-японски) человека, ставшего известным под именем Будда (Сякямуни Готама (яп.)).

Слово "дзен" переводится с японского языка как "медитация". Существует также термин "дзадзен" - "медитация сидя". Это методика активного внимания и самопознания, практикуемая во время сидения на подушке. Это опыт проживания каждого момента, от секунды к секунде, здесь и сейчас.

Медитация - это способ духовного пробуждения, который при должной практике способен стать универсальным источником энергии для выполнения любых повседневных действий: поглощения пищи, сна, дыхания, ходьбы, работы, мышления и т.п.

Дзен-буддизм - это не теория, не идея и не специфическое знание. Это не верование, не догма и не религия. Прежде всего это практический опыт. Мы не можем познать суть дзен разумом, потому что человеческое познание слишком ограниченно.

Это направление буддизма не является моральным учением и, так как в нем отсутствует догма, не требует от человека веры во что-либо. Истинная духовная тропа не указывает людям во что верить - скорее, она поощряет правильно думать.

Рассматриваемая разновидность буддизма отрицает метафизические теории и ритуалы, фокусируясь строго на практике медитации. Философия дзен настолько проста, что ее подчас очень сложно освоить.

Нужно просто сесть в тишине додзе и, оставаясь неподвижным, отпустить на волю все свои мысли. Надо сосредоточиться только на позе и дыхании. Спину держать прямо. Когда эго и подсознание уплывут и сольются со Вселенной, настанет истинный дзен.

Будда и религия

С самого начала времен человек находится в поисках правды. Тысячи лет назад наши предки сидели у костра, смотрели на звезды и задавали себе те же вопросы, что люди задают себе сегодня: "Кто я? Почему я здесь? Существует ли Бог? Есть ли жизнь после смерти? Одиноки ли мы во Вселенной?"

Многие религии, философские течения и фальшивые гуру с легкостью отвечают на эти вопросы. Буддизм относится с большой осторожностью ко всем "знатокам" Бога, жизни после смерти, реинкарнации, спиритизма и прочего. Как сказал Блез Паскаль: "Это естественная для человека болезнь - думать, что он владеет истиной".

Увы, но люди остаются людьми. Человек не способен дать ответ на метафизические вопросы: он запутается в иллюзиях и субъективности.

Дзен-буддизм очень прагматичен и приземлен. Это практика, опыт, а не теория или догма. Дзен не обращается к философским течениям или каким-либо верованиям, не диктует своим последователям, во что верить. Жителям Запада сложно принять дзен, так как они привыкли к христианству, полному догм.

Дзен не отвечает на субъективные вопросы просто потому, что они не имеют значения. Важен только настоящий момент: не Бог, не жизнь после смерти - только настоящее, здесь и сейчас.

Дзен-буддизм в Японии представлен двумя главными школами - Сото и Риндзай.

Дзен Сото

Школа Сото сосредоточена на практике медитации, ведь именно дзадзен привела Будду к просвещению. Дзен-буддисты школы Сото не ищут просвещения целенаправленно; они стремятся лишь прожить полностью каждый момент бытия, познать истинную суть каждого действия и события, происходящего здесь и сейчас. Как сказал мастер дзен Тайсен Десимару: "У медитации нет объекта, она бесцельна и призвана привести нас обратно к нам самим". Не следует беспокоиться о Сатори.

Дзен Риндзай

В то время как Сото фокусируется на медитации, сущность школы Риндзай состоит в применении коан - кратких парадоксальных фраз или утверждений, передаваемых учителем ученику для стимулирования духовного пробуждения. Учителя дзен часто комментируют коан, некоторые буддисты сосредотачиваются на этих фразах во время медитации. Учителя могут оценивать практику учеников с помощью коан ("проверочных вопросов"), чтобы подтвердить их опыт духовного пробуждения.

Наверное, нет другого столь популярного феномена восточной культуры, как дзен-буддизм. Весь западный мир сходил с ума, по эстетике и философии дзен буддизма, поклонники восточных единоборств любят вести разговоры о дзенской составляющей в их стилях.

Но, спроси у кого-нибудь о дзен-буддизме, что-нибудь подробнее и мы столкнемся с выдернутыми из контекста фразами, с европизированной дзенской эстетикой и больше ни с чем.

Насколько вообще феномен дзен-буддизма понятен западному менталитету, понятен в его изначальной, не упрощенной форме, нам расскажет востоковед, профессор философии .

Приветствую, Александр Владиленович!

Дзен или чань – буддизм оказал такое же влияние на азиатскую культуру, как христианство на европейскую. Но в чем был такой успех дзен-буддизма на Востоке и на Западе?

Пожалуй, оказал влияние буддизм в целом. Дзен – только одна из ветвей буддизма. Если говорить о распространенности дзен среди воинов – воинов-монахах в Китае или воинах-самураях в Японии — то тут дзен оказался особенно востребован. Константин Симонов написал в 1941 году: «Да, война не такая, какой мы писали ее, — Это горькая штука… ». Война была «горькой штукой» всегда и везде. Китай и Япония не исключение. Человек на войне находится на грани жизни и смерти. В любой момент он может расстаться и со своей жизнью, и, вместе с ней, со всем, что ему дорого… И вот дзен (да и, в вообще буддизм) говорит, что независимо от войны или мира, все люди и вещи мимолётны, мгновенны . В любом случае бесполезно пытаться что-то удержать, продлить. Всё подобно сну или капле росы на листке. Бессмысленно пытаться остановить уходящий момент жизни . Но, в то же время (и это уже специфически дзенская идея), именно в этом моменте присутствует природа Будды , именно в этот момент и именно через него возможно пробуждение. Нет нужды выстраивать сложные многодневные практики визуализации. Просветление мгновенно . «Призрачно всё в этом мире бушующем, есть только миг, за него и держись», сам того не ожидая Леонид Дербенев написал очень дзенские строки. Воин может и не дожить до завтрашнего дня, но в дзен важно именно сегодня.

На Западе дзен приглянулся ниспровержением авторитетов (кажущимся), анти традиционностью (мнимой) и нонконформизмом (сильно преувеличенным). На Западе создали свой образ дзен, соответствующий эпохе битников и хиппи, его и полюбили.

Какое влияние оказал дзен на восточные единоборства? Если самураи нашли в нем отражение своей философии мимолетности жизни, то, что в нем нашли китайские мастера боевых искусств? И, насколько можно говорить об историчности такой личности, как Бодхихарма (Дарума)?

Нашли не столько мастера боевых искусств, сколько буддисты вообще. У многих буддистов вызывали недовольство схоластические дискуссии, когда «за деревьями не видно леса» . Бесконечные обсуждения текстов. И тут чань выдвинул тезис, что «надо смотреть внутрь себя и там ты увидишь природу Будды». Смотреть в себя, а не в тексты. Сформировались чаньские монастыри. А монастырям и монахам в Китае и в Японии приходилось воевать. Такая была историческая ситуация. Отсюда и изучение монахами боевых искусств. Это касалось не только чаньских монастырей, просто чаньские монахи-воины больше известны.

Бодхидхарма.Гравюра на дереве Цукиоки Ёситоси. 1887

Пытаться восстановить «исторического Бодхидхарму» — бессмысленное занятие. Однако, несомненно, что он пришел из Индии и принес индийские идеи. Идея Абсолютного сознания, являющегося источником и основой всего – это идея общая для шиваитской и дзенской метафизики. В шиваизме оно именуется Парамашивой, а в дзен — природой Будды (Buddhadhātu). Особое значение, которое в практике чань придается наблюдению за дыханием — это тоже характерный для шиваитской медитации момент. Буддизм, вообще, отличается способностью инкорпорировать самые различные идеи и практики. Это можно отнести и к тхераваде (хинаяне), и к тибетскому буддизму, и к чань.

Почему дзен стал столь популярен в Европе и в Америке. И, насколько, этот дзен является настоящим дзен-буддизмом?

В 60-х годах прошлого века на Западе произошло разочарование в традиционной христианской религиозности. Возникает массовый интерес к восточной духовности. Тут же появились, так сказать, экспортные варианты восточных традиций. Шрила Прабхупада предложил экспортный вариант вайшнавизма, Махариши Махеш Йоги – мантра-йоги, Судзуки – дзен-буддизма и т.д . Всех их отличает сокращение ритуала, сведение к минимуму изучения метафизики и классических текстов. Упор делался на поисках экзотических образов, необычных переживаний. Неофиты с Запада хотели больше восхищаться непохожими на привычное христианство традициями, чем всерьез понимать их. Дзен выглядел чем-то особенно далеким от христианства, даже противоположным ему. Но при этом, в Европе и Америке многие стали воспринимать дзен как собрание каких-то анекдотических историй и парадоксальных вопросов. Между тем изучение дзен предполагает знание классическую метафизику махаяны, которая, в свою очередь, включает в себя доктрины хинаяны. Чтобы отбросить метафизику ее надо сначала изучить.

Верны ли высказывания западных писателей и философов, что дзен, как и даосизм – некие полуатеистические и рационалистические учения?

Буддизм и даосизм, действительно, отвергают идею Бога как всемогущего творца и правителя мира . Но при этом в буддизме признается существования множества богов и демонов – дэвов и асуров . Множество божеств почитаются и в даосизме. В изначальном варианте традиционной китайской медицины каждому органу соответствует свое божество. Уже в эпоху коммунизма подготовили атеистический вариант традиционной медицины. В буддийской философии есть, конечно, рациональная составляющая. Но она есть и в христианской философии – Фома Аквинский разработал в своих трактатах весьма утонченную систему рациональной аргументации для доказательства ряда положений христианского учения. Но при этом, и в христианстве и в буддизме есть то, во что надо верить, что рационально не докажешь. Например, когда человек только начинает осваивать основы буддийской доктрины, то он сразу же сталкивается с идеей «голодных духов» (как с одним из классов существ, страдающих в колесе бытия), и грозящей опасности родиться в их мире. В изложениях западных авторов буддизм значительно рационализировался. Среди западных буддистов мало кто обеспокоен опасностью родиться голодным духом. Впрочем, буддизм тут не исключение. Начиная с 18 века, в Европе появился ряд рационалистических вариантов христианской теологии. Это была общая тенденция Нового Времени и Просвещения — рационализировать и демифилогизировать религию.

Какое учение наиболее сильно оказало влияние на боевые искусства азиатского региона: даосизм, чань или синтоизм?

В Японии, пожалуй, все три традиции были значимы в боевых искусствах. Из каждой из них мастера брали что-то значимое для воинов. Чань, прежде всего, был значим тем, что помогал обрести важное для победы психологическое состояние – спокойствие, бдительность, сосредоточенность на главном при удержании в поле внимания всей картины. Даосизм был больше ориентирован на телесность , из него брали различные приемы энергетической, психофизической подготовки. Синтоизм — религия природы. Соответственно, через синто – контакт с силами природы, персонифицированными как божества — ками . Начиная с эпохи Мэйдзи, в синтоизме на первый план выходит культ императора. Это важная составляющая воинского духа новой Японии.

Сегодня школы каратэ в Японии, своей главной идеологией считают именно дзен. Может ли, в таких случаях западный человек утверждать, что является адептом традиционного каратэ или традиционного ушу?

Пробуждение в дзен «передается без помощи внешних знаков, от сердца к сердцу». Чтобы передать пробуждение ученику, надо самому получить его от учителя. В Японии предполагается, что учитель карате является и духовным наставником, передает принципы дзен. Тем более это касается обучения боевым искусствам в монастырях. В Европе и Америке о духовной стороне говорится весьма поверхностно, хотя есть, конечно, и исключения. В России, мне кажется, интерес к духовной основе боевых искусств больше чем на Западе.

Можно ли утверждать, что в основе ушу, в первую очередь, лежат даосские каноны, в каратэ и джиу-джитсу – дзенские, а в айкидо – синтоиские?

Если рассматривать Китай, то там традиционно считается, что внешние стили основываются на чань, а внутренние на даосизме. Но это достаточно условно. На джиу-джитсу оказали влияние и синто и различные школы буддизма (не только дзен). Морихэй Уэсиба рассматривал айкидо фактически как форму синтоизма.

Не мешает ли чрезмерное теоретизирование и философствование в практике боевых искусств?

Здесь вопрос стоит о том, насколько данный конкретный человек вообще склонен к философствованию, имеет желание и способности для этого. Человек с философским складом ума будет философствовать по поводу всего – в том числе своих занятий боевыми искусствами. И для него это будет естественно и полезно. Если человек не является философом по складу своего ума, то «грузить» его метафизикой бессмысленно. Хорошим бойцом он может стать и без этого.

Говоря о традициях и философии в боевых искусствах, мы забываем такое яркое и грозное боевое искусство, как муай тай. В тайском боксе есть своя неподражаемая эстетика, свои ритуалы. Но эстетика, эта далеко не буддийская и не даосская, как я понимаю?

Это национальная тайская эстетика, национальные традиции. Там есть и молитва, и танец, и специфические амулеты. Кроме сугубо национальных традиций в муай тай есть и элементы, пришедшие из Индии и Китая.

Что за загадочные ямабуси? Насколько серьезно можно говорить о неких супер-монахах воинах? И как обстоит дело с сектой монахов сохэй?

Ямабуси не столь и загадочны. Это последователи школы горного аскетизма Сюгендо . Школа эта существует и по сей день. Она представляет собой синтез доктрин и практик буддийских школ тендай и сингон , даосизма и синто. Ее последователи отличаются крайне суровыми аскетическими упражнениями. На фото – современные ямабуси.

Ямабуси славились обладанием оккультными знаниями и магическими способностями. Изучали они и боевые искусства. Но, всё-таки, это больше мистики и маги, хотя воевать им тоже приходилось. Сохей рассматривались как профессиональные воины и имели специфический статус – промежуточный между мирянами и монахами. В религиозном отношении сохей являются последователями тантрической буддийской школы тендай . Тендай и сингон в отличие от дзен подчеркивали значение мантр, мистических диаграмм-мандал и ритуалов в достижении пробуждения. В плане боевой экипировки и подготовки сохэй были близки к самураям. В бою они носили самурайские доспехи, но в качестве повседневной одежды — монашеское облачение. Основным их оружием, в отличие от самураев, был не меч, а нагинато — холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения и изогнутым односторонним клинком. Сохей активно участвовали в различных войнах. Но, прежде всего, они отстаивали интересы своей школы во время вооруженных конфликтов с другими школами.

Раз заговорили о ямабуси, думаю, что стоит затронуть и тему ниндзя. Не выглядят ли комично нынешние последователи нинд-дзюцу и какое отношение акробаты-каратисты в черном трико имеют к ниндзя, которые исчезли еще в 16 столетии, как, собственно и последние «боевые» самураи?

Тут, как мне кажется, дело в фильмах, в которых показаны какие-то фантастические ниндзя-супергерои, орудующие в XX веке. В положении реальных ниндзя не было ничего почетного. Это были, скорее, даже не шпионы, а наёмные убийцы. Их оружие и было предназначено для убийства из-за угла, исподтишка. Открытого боя ниндзя избегали. Соответственное к ним было и отношение. Их пытали и жестоко казнили. Героев и непобедимых воинов из ниндзя сделали литература и кинематограф.

Почему в азиатской, да и в Ближневосточной культуре нет мускулинных образов, как, например, в античности? С чем связан культ женственности у даосов и эстетика женственности, гомосексуализм у самураев?

Справедливости ради надо сказать, что и в античности было немало поклонников «младой красы женоподобной». Самураи обучались до 20 с лишним лет в закрытых школах, где реализовать сексуальную энергию естественным образом не было возможности. Там из поколения в поколение воспроизводилось гомосексуальное поведение.

Что же такое дзен вообще и дзен в боевых искусствах?

Дзен в отличие от ряда других школ буддизма и веданты не рассматривает людей и вещи исключительно как иллюзию. Во всём — природа Будды. Поэтому каждая подробность бытия — бесценна. «Сансара – это нирвана и, нирвана – это сансара». Отсюда эстетизм дзен.

Автор этой картины чаньский монах Ся Гуй. Будда — в пейзаже, в человеке, играющем на лютне и в самой этой игре, в том настроении, которое возникает у слушающего эту игру и смотрящего на эту картину. Осознать эту природу Будды можно, только если находишься в состоянии пристального, но спокойного вглядывания, тотального погружения в настоящий момент . Когда внимание сосредоточено и на каждой детали и на картине в целом. Без отвлекающих мыслей и эмоций, без страха и утилитарного интереса. Такое состояние должно быть и во время боя. В смертельной схватке — такое же настроение как на этой картине. Это и есть дзен в боевых искусствах.

Последние материалы сайта