Психологическая помощь людям в критических ситуациях. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Как выйти из кризисной ситуации

09.06.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Мы часто попадаем в кризисные ситуации частного или общественного характера. К кризисным ситуациям частного (личного) характера относятся постоянные конфликты в семье, потеря работы, физическое, психическое или сексуальное насилие. Кризисными ситуациями общественного характера являются техногенные катастрофы, террористические акты, захваты заложников, стихийные бедствия (сход снежных лавин, смерчи, наводнения и т. п.).
Возможно, вы скажете, что в состоянии напряжения, вызванного воздействием различных неблагоприятных факторов, оказываются все, однако ничего страшного не происходит. Действительно, все мы испытываем большое количество стрессов, но далеко не все они безобидны для человека. Некоторые стрессы проходят, не оставляя душевных ран, а какие-то имеют значительное влияние не только на психику, но и на физическое здоровье: последние научные исследования подтверждают давно известную в народе истину, что все болезни от нервов. Как считают специалисты, 60–80 % хронических заболеваний обусловлены психикой. Поэтому, если вы хотите пребывать в добром здравии, нельзя пренебрегать состоянием вашей психики.
Как можно понять, отразился ли на вас стресс? Точно определить ваше психическое состояние после стресса и при необходимости оказать профессиональную помощь сумеет только специалист. Однако по некоторым признакам вы можете самостоятельно решить, нуждаетесь ли вы в услугах психолога. Если в результате стресса у вас понизился жизненный тонус, пропало или значительно притупилось чувство радости, вы испытываете индифферентность ко всему происходящему, вам, без сомнения, нужна помощь специалиста. Неоценимую услугу при этом вам могут оказать ваши близкие родственники и друзья, поскольку человек не всегда способен беспристрастно относиться к себе. Прислушайтесь к их замечаниям. Если они говорят об изменениях вашей психики, не стесняйтесь спросить, какие конкретно проявления они увидели. Такая откровенная беседа поможет вам оценить свое состояние более объективно.

Существуют простые способы самопомощи после кризисных ситуаций:

Если вы подверглись сексуальному насилию, за первой психологической помощью вы можете обратиться по телефонам доверия общественных организаций.
В любом случае не оставайтесь один на один со своей проблемой. Не нужно, подобно страусу, в кризисной ситуации прятать голову в песок и делать вид, что все нормально.

Кризисные ситуации общественного характера более разрушительны по своему влиянию на психику еще и потому, что в них вовлечено довольно много людей, находящихся на одной территории одновременно. При стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, террористических актах и захватах заложников страдает не только психофизическое здоровье людей, но и их социальное положение (потеря родственников, друзей, работы, дома). Причем психическую травму получают не только непосредственные участники трагических событий, но и много других людей: спасатели, врачи и специалисты, оказывающие помощь пострадавшим, люди, проживающие в том же городе, где произошла трагедия. Последняя группа психически травмированных людей наиболее многочисленна - это мы с вами. Конечно, каждый из нас по-своему переживает стрессы. Есть люди, к сожалению, их не очень много, способные справиться с душевными страданиями самостоятельно. Как правило, это люди с философским пониманием мира, добра и зла, жизни и смерти.
В наше время каждому необходимо иметь некоторые сведения о психических травмах, полученных в кризисных ситуациях, их проявлениях и способах лечения.

В зависимости от масштабов трагедии и степени ее тяжести человек может испытывать либо негативные эмоции (душевную боль, страх, раздражение, агрессию и т. п.), либо шок (состояние растерянности, эмоциональной нечувствительности). Состояние психического шока аналогично состоянию физического шока, при котором психика становится как бы замороженной и невосприимчивой к очень сильным переживаниям. С течением времени человек постепенно выходит из шокового состояния и начинает чувствовать душевную боль, спровоцированную кризисной ситуацией. В такой период ему крайне необходимы помощь профессионального психолога и душевная поддержка близких.
В последнее время после кризисных ситуаций общественного характера организуют штабы по оказанию помощи пострадавшим, к работе активно привлекают и психологов. Госпитализированным с места происшествия оказывают психологическую помощь в больницах штатные или приглашенные специалисты.

Методы, применяемые психологами для помощи в кризисных ситуациях, довольно разнообразны. Назовем основные:

телесная терапия и танатотерапия позволяют решать психологические проблемы через телесные ощущения и приемы;
психодрама и гештальттерапия основаны на проживании душевной боли через проигрывание кризисной ситуации с различных позиций и через осознание прошлого опыта по-новому;
символ-драма и эмоционально-образная терапия помогают избавиться от душевных проблем посредством активного воображения;
арт-терапия - психологический метод лечения душевной травмы с помощью искусства (рисование, лепка из глины и т. п.);
ребефинг и холотропное дыхание - это система специальных дыхательных упражнений.

Психологическую помощь можно получить в форме индивидуальной консультации или групповой психотерапии. В кризисной ситуации и при посттравматическом стрессе не стоит посещать тренинги, так как их целью является обучение определенным приемам, а не решение психологических проблем. Кроме того, на тренинге могут быть затронуты ваши глубинные душевные переживания, в результате чего психическое состояние ухудшится.
Обращаясь к услугам психолога, следует понимать, что специалист сумеет помочь вам только при вашем активном участии. При первой встрече (во время предварительной беседы или на первой консультации) вы сможете определить вероятность возникновения между вами доверительного контакта, схожесть ваших взглядов и тактику оказания психологической помощи.
И помните, выбор профессионала и тактики зависит от вас: кто-то предпочитает быстрые изменения и вполне готов к ним, другие подвергаются переделке медленно. В любом случае не таите в себе боль, не зарывайте голову в песок, как страус…

































































Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Понятие кризисной ситуации
Кризисная ситуация ­ это любое отклонение от привычного режима функционирования системы
человека или отдельного ее элемента, вызывающее стрессовые реакции и характеризуются
необходимостью принятия нестандартных решений, мобилизации личностного потенциала и
наличием как отрицательных, так и положительных последствии.
Кризисное состояние ­ явление, характеризующееся признаками необратимости отдельных
процессов, вызванных кризисной ситуацией, требующих более масштабного вмешательства с целью
предупреждения их перерождения в кризис.
Стадии развития кризисного процесса
Кризисное состояние – это состояние или период, характеризующееся переживаниями
клиента, при невозможности разрешения трудных жизненных ситуациях. Кризисное состояние
характеризуется течением и выходом
Стадии развития кризисного процесса.
Кризис проходит 3–4 стадии:
­ шок и оцепенение (игнорирование травмирующих событий),
­ осознание действительности и поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки
«разрушить реальность»),
­ острое горе и отчаянье (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии),
­ реорганизация и рождение нового (создание образа памяти).
Выделяют следующие стадии кризисного состояния (Амбрумова А. Г., Полеев А. М.,
1986):
­ "психического шока": период дезорганизации психической деятельности длительностью до трех
суток с момента получения психотравмы;
­ дезорганизации: период "проживания" психотравмы длительностью от суток до двух недель;
­ демобилизации; период полного осознания создавшейся ситуации, ее безысходности
(невозможности восполнения потери и т. д.)) что часто служит триггером формирования
депрессивных расстройств длительностью от нескольких суток до нескольких недель;
­ адаптации ("принятия" создавшейся ситуации): период рационализации психотравмы, включения
ее (или ее последствий) во внутриличностную картину мира, а также разрешения
психотравмирующей ситуации длительностью в несколько недель;
­ восстановления: период нормализации психической деятельности длительностью до нескольких
месяцев.
Наиболее суицидоопасными являются стадии дезорганизации и демобилизации.

Основные принципы социальной работы с КС, применяемые на практике,
могут быть суммированы в следующие положения.
1. Индивид (или семья, группа, сообщество) подвержен периодам усиления внутреннего и внешнего
стресса, что нарушает нормальный жизненный цикл и привычное состояние баланса с окружающей
средой. Такие ситуации обычно вызываются неким травмирующим событием, которое м.б. как
внешним ударом, так и внутренним все более усиливающимся напряжением. Событие может быть
единичным катастрофи­м происшествием или серией небольших неудач.
2. Воздействие травмирующего события нарушает баланс личности и ставит ч­а в уязвимое
положение, что находит проявление в усилении напряжения и беспокойства. В попытке вновь
достичь равновесия ч­к проходит несколько стадий. 1) предпринимается попытка использовать
собственные привычные методы решения проблем. 2) Когда это не помогает и беспокойство
усиливается, то мобилизуются ранее не использовав­я резервные методы преодоления. Однако, если
проблема и после этого сохраняется и ее невозможно решить, уклониться от ее решения или
переформулировать, напряжение продолжает возрастать до предела.

3. В этот момент какой­нибудь фактор может стать "последней каплей", приводящей индивида в
состояние активного кризиса, сопровождается дезорганизацией и прекращением сопротивления.
Затем следует период постепенного восстановления вплоть до достижения вновь состояния
равновесия.
4. В период развития КС индивид может воспринимать первоначальное и последующие
травматическое события либо как угрозу своим инстинкт­м потребностям, личностной автономии и
благополучию, либо как потерю себя. своих атрибутов (роли или статуса) или своих способностей,
либо он стоит перед задачей выживания, роста или совершенствовании
5. Каждая из этих ситуаций вызывает соответствующую эмоц­ю реакцию, которая отражает
субъективную значимость события для индивида. Угроза влечет за собой усиливающееся состояние
беспокойства; "потеря себя" усиливает изначальные ощущения депрессии, депривации и скорби: в
то же время постановка задачи выживания вызывает умеренное возрастание беспокойства плюс
пробуждение надежды и ожидания, стимулируя таким образом новые усилия для решения
проблемы.
6. Хотя КС не явл­ся ни болезнью, ни патологией и отражает реальную борьбу индивида с текущей
стрессовой ситуацией, она может оказаться связанной с ранее неразрешенными или лишь частично
разрешенными конфликтами, порождая в результате неадекватную реакцию. Вмешательство в
такую ситуацию может предполагать разрешение настоящих трудностей, преодоления прежних
конфликтов или разрушения связи между ними и нынешним стрессом.
7. Продолжит­ть времени между случившимся несчастьем и выходом из КС широко варьируется и
зависит от тяжести травмир­го события, реакции индивида, природы и сложности задач, которые
должны быть решены, имеющихся ресурсов и средств для разрешения конфликта. Однако
фактически состояние активного дисбаланса ограничено во времени и обычно продол­ся до 4­6
нед., пока отыскивается некоторая приемлемая форма разрешения ситуации.
8. Каждая специфическая КС (н­р, как смерть любимого ч­а или ситуация, в которой ч­к стал
жертвой насилия) влечет за собой специф­ю последоват­ть состояний, которые могут быть заранее
предсказаны и реакция на которые может быть спланирована. Определение того, и каком
конкретном состоянии на пути к новому балансу произошла "фиксация" индивида, может дать ключ
к пониманию того, где индивид "застрял" и что лежит за его неспособностью справиться с
ситуацией.
9. В период осознания и прояснения КС люди особенно чувствительны к помощи. Привычные
защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, и ч­к
становится более открытым для внешних влияний. Миним­е усилие в этот период часто может дать
макс­й эффект, и соответст­м образом направленная небольшая помощь может улучшить ситуацию
эффективнее, чем более интенсивная помощь в периоды меньшей эмоц­й восприимчивости
10. В течение фазы восстановления могут появиться новые механизмы разрешения конфликта и
развиваться новые адаптивные способы, которые помогут ч­у в будущем более эффективно
справиться с такой же или подобной ситуацией.
Основные техники психотерапии в кризисной ситуации
Психотерапевт­я помощь людям, находящимся в кризисном состоянии, называется К. п/т­й.
Три метода КПТ: кризисная поддержка, кризисное вмешательство и повышение уровня адаптации,
необходимое для разрешения ситуации. Схематично эти задачи могут быть представлены в виде
следующей программы.
1. Кризисная поддержка
­Установление психологического контакта.
­Раскрытие суицидоопасных переживаний.
­Мобилизация личностной защиты.
­Заключение договора на преодоление кризисной ситуации.
2. Кризисное вмешательство
­Рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы.
­Выявление неадаптивных установок, блокирующих оптимальные способы разрешения
психологического кризиса.

­Коррекция неадаптивных установок.
­Активизация установки на разрешение кризисной ситуации.
3. Повышение уровня адаптации
­Тренинг неопробованных способов адаптации.
­Выработка навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных установок.
­Введение новых значимых других для поддержки и помощи в продолжении тренинга навыков
адаптации после окончания психокоррекционной работы.
КП/Т может осущ­ся в индивид­й, семейной и групп­й формах. Методы п/т должны
соответствовать типу кризиса; индивид­я терапия должна сочетаться с групповой, ближайшие
задачи (выход из кризиса) - с отдаленными целями (повышение адаптац­ возможностей личности).
В одних случаях достаточно купировать стресс­е состояние и найти наиболее успешный выход из
ситуации, в других необходима глубинная коррекция системы мотивации, направл­ти, цен­х ориент­
и, обеспеч­е профил­ки образ­я конфликтно­стрессовых ситуаций в дальнейшем, так как есть
опасность рецидивов.
Проблемы, связанные с профессиональной деятельностью и их решение (8, 35)
Факторы, обусловившие кризис
1.Кризис учебно­профессиональной ориентации (14­15 до 16­17 лет)
∙ Неудачное формирование профес­х намерений и их реализация.
∙ Несформированность "Я­концепции" и проблемы с ее коррекцией (особенно неясность со
смыслом, противоречия между совестью и стремлением "красиво пожить" и т.п.)
∙ Случайные судьбоносные моменты жизни (подросток очень подвержен дурным влияниям…)
Способы преодоления кризиса
∙ Выбор професс­го учебного заведения или способа профессиональной подготовки
∙ Глубокая и систематическая помощь в профес­м и личностном самоопределении
2. Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном
заведении)
∙ Неудовл­ть профес­м образованием и профес­й подготовкой
∙ Перестройка ведущей деят­ти (испытание студента "свободой" по сравнению со школ­и огранич­
ми). Зарабат­е денег, что факт­ки позволяет говорить о ведущей деят­ти для мн­х студентов
∙ Изменение социально­экономических условий жизни. У студента денег "объективно" больше, чем у
старшеклассника. Но "субъективно" их постоянно не хватает, т.к. резко возрастают
Способы преодоления кризиса
∙ Смена мотивов учебной деятельности. Во­первых, это большая ориентация на предстоящую
практику. Во­вторых, усвоение большого объема знаний в вузе намного легче тогда, когда у
студента имеется какая­то идея, интересная для него проблема, цель…
∙ Коррекция выбора профессии, специал­ти, факультета. лучше, если у студента в течение первых 2­
3 лет обучения имеется возмож­сть = сориентир­ся и уже после выбрать специализацию или
кафедру
∙ Удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома и т.п.
3. Кризис профес­й адаптации
∙ Трудности профес­й адаптации (особенно в плане взаимоотн­й с разновозр­ми коллегами, новыми)
∙ Освоение новой ведущей деят­и – профес­й
∙ Несовпадение профес­х ожиданий и реальной действит­ти
Способы преодоления кризиса
∙ Активизация профес­х усилий. Рекомендуется в первые месяцы работы проверить себя и поскорее
обозначить "верхний предел" ("верхнюю планку") своих возможностей
∙ Корректировка мотивов труда и "я­концепции". Основой такой корректировки является поиск
смысла труда и смысла работы в данной организации
∙ Увольнение, смена специальности и профессии ­ нежелательный для данного этапа способ.
«Слабак»
Кризис профессионального роста (23­25 лет)

∙ Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Нередко это
усугубляется сравнением своих "успехов" с реальными успехами своих недавних сокурсников.
∙ Потребность в дальнейшем повышении квалификации
∙ Создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей
Способы преодоления кризиса
∙ Повышение квалификации, включая и самообразование и образование за свой счет
∙ Ориентация на Карьеру. Молодой специалист всем своим видом должен показывать, что
стремится быть лучше, чем он есть на самом деле.
∙ Смена места работы, вида деят­ти на данном этапе уже допустимы, т.к. молодой работник уже
доказал себе и окружающим, что способен преодолевать первые трудности адаптации. профес­е
самоопределение фактически продолж­ся, только уже в рамках выбранной сферы деятельности
∙ Уход в хобби, семью, быт часто является своеобразной компенсацией неудач в основной работе.
Кризис профессиональной карьеры (30­33 года)
∙ Стабилизация профес­й ситуации
∙ Неудовлетворенность собой и своим профес­м статусом
∙ Ревизия "я­концепции", связанная с переосмыслением себя и своего места в мире. ∙
Способы преодоления кризиса
∙ Переход на новую должность или работу. В этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых
предложений, ведь даже в случае неудач ничего еще не потеряно.
∙ Освоение новой специальности и повышение квалификации
∙ Уход в быт, семью, досуговые занятия, соц­я изоляция и т.п., которые являются своеобр­й
компенсацией неудач на работе=не самыми лучшими способами преодол­я кризисов на данном
этапе
Кризис социально­профессиональной самоактуализации (38­42 года)
∙ Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профес­й ситуации
∙ Коррекция "я­концепции" также связанная часто с изменением ценностно­смысловой сферы
∙ Недовольство собой, своим социально­профессиональным статусом

∙ Профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы
Способы преодоления кризиса
∙ Переход на инновационный уровень выполнения деят­и (творчество, изобретательство,
новаторство). ∙ Сверхнормативная социально­профес­я деят­ть, переход на новую должность или
работу. Если в этом возрасте не осмелится реализ­ть свои замыслы, то всю последу­ю жизнь он
будет сожалеть ∙ Смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи.
Кризис угасания профессиональной деятельности (55­60 лет, т.е. последние годы перед
пенсией)
∙ Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли
∙ Сужение социально­профессионального поля (работнику меньше поручают заданий, связанных с
новыми технологиями)
∙ Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья
Способы преодоления кризиса
∙ Постепенное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности. Здесь
увлечение хобби, досуговыми радостями или хозяйством вполне может рассматриваться как
желательный способ
∙ Социально­психологическая подготовка к новому виду жизнедеят­ти
Кризис социально­псих­й адекватности (65­70 лет, т.е. первые годы после выхода на
пенсию)
∙ Новый способ жизнедеят­ти, главной особенностью которого является появление большого
количества свободного времени.
∙ Сужение финансовых возможностей.
∙ Социально­психологическое старение,
∙ Утрата профес­й идентификации

∙ Общая неудовлетворенность жизнью
∙ Чувство своей "ненужности", которое, по мнению многих геронтологов, является особенно
тяжелым фактором старости. ∙ Резкое ухудшение здоровья
Способы преодоления кризиса
∙ Организация социально­экономической взаимопомощи пенсионеров
∙ Вовлечение в общественно­полезную деятельность
∙ Социально­психологическая активность.
∙ Освоение новых социально полезных видов деятельности (главное ­ чтобы старик, точнее ­
пожилой человек ­ смог почувствовать свою "полезность").
Помощь психолога в ситуации изменения социального статуса или общественного
отвержения(36)
Психологическая помощь(ПП) и ее отдельным членам в ситуации рождения ребенка с
ограниченными возможностями или ребенка­инвалида В последнее время набл­ся увеличение
числа детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении и школьной
адаптации, нарушениями в эмоционально­личностной сфере и др., что делает необходимым
рассмотрение особенностей организации пс­й помощи семьям с подобными проблемами.
Целесообразной является организация комплексного подхода к диагн­й и коррекц­й работе с
такими детьми, привлечение разнообразных специалистов (логопедов, педагогов, дефектологов и
психоневр­в). В то же время эффект­ть ПП семье с «проблемным» ребенком во многом опред­ся
психотерапевт­м компонентом работы с семьей. Содержание ПП семье с «проблемным» ребенком
включает следующие моменты:
1. Выявление факта нарушения.
2. Информирование родителей и направление ребенка к специалистам нужного профиля
(психиатру, педиатру, неврологу, дефектологу, логопеду и др.).
3. Психотерапевтическая работа с родственниками ребенка.
Эффект­ть ПП семье, по мнению Семаго, зависит от готовности родителей воспринимать и
усваивать сообщаемую специалистом инф­ю. Если семья продолжает отрицать факт наличия
проблемы или ее члены находятся под влиянием сильных аффектов, то все попытки проинфор­ть
родителей о необход­ти тех или иных шагов в развитии и воспитании ребенка могут оказаться
преждеврем­ми.
Задачами психолога являются:
1. Создание условий для адекватного восприятия родителями ситуации, связанной с отклонениями
в развитии их ребенка, псих­й готовности к длит­й работе по его развитию, коррекции и
воспитанию.
2. Проработка испытываемого родителями чувства вины, преодоление стрессового состояния и
достижение эмоциональной стабильности членов семьи.
Для эффект­го решения задач консульт­я необходима оценка характера реагирования данной семьи
на имевшие место в ее развитии кризисы, а также способов их преодоления как ресурсов данной
семьи.
Специфика оказания ПП семье с проблемным ребенком закл­ся в том, что, как правило, семья
приходит на консультацию вынужденно, по рекомендации специалиста, предположившего наличие
нарушений в развитии у ребенка. В большинстве случаев это означает отсутствие добровольности и,
следовательно, недостаточность собственной мотивации на получение ПП. В ряде случаев родители
скрывают (сознательно или неосознанно) неблагоприятные особенности в развитии ребенка, что
представляет дополнит­е сложности для объективной диагностики уровня его развития. Поэтому в
случае работы с семьей проблемного ребенка необходимо повышать мотивацию родителей на
длительное взаимодействие с психологом для получения необходимой помощи.
Обычно за помощью к психологу обращается тот член семьи, на которого возложен уход за
тяжелобольным. Попытка решения собственных проблем обусловлена большой физической и псих­й
нагрузкой, наличием значит­го числа связанных с ситуацией личных и межличностных затруднений
и вызвана необходимостью планирования дальнейшей жизни (социальной, профессиональной,
личной).

ПП может включать в себя решение следующих задач:
1. Информ­е обратившегося члена семьи о характере болезни либо перенаправление его к
специалисту, который сможет квалифиц­но объяснить, что за диагноз поставлен больному, как
развивается болезнь и как нужно вести себя с таким больным.
2. Поддержка, заключающаяся в том, что психолог старается выслушать и понять клиента, учитывая
специфику его ситуации. Если последний хочет оставить больного члена семьи или решается
разорвать отношения (н­р, муж хочет уйти из семьи с реб­м­инвалидом), поместить больного в
специальное лечебное учреждение, то он может испытывать чувства вины, стыда, моральное
давление со стороны окруж­х и др. членов семьи. Задача консультанта - помочь клиенту
разобраться в своих чувствах и переживаниях и поддержать его решение по поводу данной
ситуации, не оказывая давления и не используя социально одобряемые нормы и стереотипы.
3. Обсуждение таких спец­х вопросов, как приемлемые способы взаимодействия с больным и
обращение с собственными чувствами, возникающими в ответ на возможные реакции больного.
Целесообразно начать с выявления ожиданий клиента от больного и, в случае необходимости,
произвести их коррекцию в соответствии с характером и тяжестью заболевания. Необходимо
обсудить обязанности, которые можно поручить больному, что позволило бы ему оставаться
включенным в семейную систему, приспособиться к болезни и продолжать функционировать как
член семьи.
Особенности выбора стратегии и помощи в зависимости от типа кризисной ситуации и
степени ее сложности (48) +
Кризисная терапия представляет собой следующие
основные положения:
­ не существует специальных кризисных
технологий и практик;
­ кризисная помощь исключает применение
психофармакологии;
­ основная стратегия помощи личности и группе в
кр­м сост­и в главном закл­ся в техниках (работа со
страха, мыслями «Я не в себе…», чувстве вины,
переживание «неполноценности» и т.п.), направл­х на
рост осознания того факта, что то, что сейчас
происходит – нормально, правильно и полезно,
­ основная тактика при работе с экзист­ми КС –
поддержка, осознавание и проживание чувств.
Отсутствие специфических «кризисных технологий и техник» в психотерапии связано с
уникальностью переживания каждым ч­м экзист­х и возр­х кризисов. Особенность закл­ся еще в
том, что требуются психотехнологии, которые могут работать одновр­но на когнит­м
(осознаваемом) уровне и глубинном (неосозн­м), где доступ возможен только через символику и
метафоры. Поэтому хорошие результаты дают техники арт­терапии и др.
В кризисных ситуациях
К сожалению, очень часто люди оказываются в сложных жизненных условиях: они получают
психологические травмы, испытывают кризис. Такие ситуации требуют профессиональной
психологической помощи.
Психологическая помощь в кризисных ситуациях отличается от обычной консультации
психолога. Она направлена на то, чтобы дать человеку возможность выразить свое состояние, не
замыкаться в себе и помочь пережить и преодолеть этот кризис. Основной задачей такой
психологической помощи является выход из травмирующей ситуации без потерь для здоровья.
Причинами возникновения кризисной ситуации могут быть семейные конфликты, увольнение с
работы, разного рода насилие (физическое, психическое или сексуальное); а также произошедшая
катастрофа, террористическая атака или стихийное бедствие.

Психологическая помощь в кризисных ситуациях направлена на то, чтобы помочь человеку
выразить свои болезненные переживания, которые насыщены самыми разнообразными эмоциями,
такими как страх, безысходность, чувство вины, беспомощность, безнадежность, одиночество и т.д.
Психологическая помощь в кризисных ситуациях имеет свои особенности. Связаны они с тем, что
специалист, работающий с кризисом, должен обладать достаточной профессиональной подготовкой
и собственной стрессоустойчивостью, поскольку без специальных навыков постоянная работа с
горем и болью других людей ведет к профессиональному выгоранию.
Психологическая помощь в кризисных ситуациях включает в себя:




помощь человеку в проговаривании случившегося;
помощь в выражении чувств по поводу случившегося;
работу с принятием ситуации;
поддержку человека в процессе проживания кризисной ситуации.
Психологическая помощь в кризисных ситуациях является одним из важнейших
направлений работы специалистов психологического центра «Респект».

|
"День за днем" ­ 5 сентября Голос совести Что такое постоянное чувство неудовлетворенности,
беспокойства, ­ обычное наше чувство, ­ как не заглушедный голос совести, говорящей в нас,
помимо нашего сознания, и часто, ломимо нашей воли, о неправде в нашей жизни. И пока мы живем
наперекор данному нам светлому закону, ­ этот голос не умолкнет, так как это голос самого Бога в
нашей душе... Читать полностью...
Голос совести
Что такое постоянное чувство неудовлетворенности, беспокойства, ­ обычное наше чувство, ­ как
не заглушедный голос совести, говорящей в нас, помимо нашего сознания, и часто, ломимо нашей
воли, о неправде в нашей жизни. И пока мы живем наперекор данному нам светлому закону, ­ этот
голос не умолкнет, так как это голос самого Бога в нашей душе. Обратное же, то редкое чувство
полной удовлетворенности, полноты и радости, ­ есть радость соединения божест­веного начала
нашей души с общей гармонией и божественной сущностью мира.
Хорошо ли я понимаю, отчего во мне может возникать чувство неудовлетворенности?
Боже, помоги мне быть последовательным в перестройке моей жизни, чтобы мир и душевный покой
уже больше никогда не покидали ее.
Сегодня, чувствуя в себе душевный покой, я не забуду поблагодарить за это Бога:
Боже, помоги мне сегодня остаться трезвым
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Настоящая помощь алкоголику начинается с жены, родителей, а для этого надо отказаться от
борьбы и пособничества. Самое сложное – понять, что ваш муж/сын/дочь всё равно будут делать
так, как считают нужным, и изменить алкоголика не в ваших силах. В ваших силах сделать шаг к
выздоровлению ваших близких. Первое, что вы должны сделать: это научиться отделять человека от
его болезни, т.е. любить мужа/ сына / дочь, но ненавидеть болезнь. Китайская мудрость гласит:
«Чтобы держать, нужна сила, чтобы отпустить, нужна мудрость». Любить – это не значит, всё
делать за другого человека. Любить – значит уважать право человека на собственную судьбу.
Каждый человек индивидуален и он пришёл в этот мир, чтобы пройти свой собственный путь
развития от начала до конца. А многие жены, родители берут на себя полную ответственность за его
выздоровление, тем самым, лишают его возможности бороться за жизнь. Когда прекращается
гиперопека со стороны жены, родителей, то у наркомана/алкоголика чаще всего появляется страх за

своё дальнейшее существование и возникает шанс реально искать путь к выздоровлению. Мы
понимаем, что сейчас будет буря протеста, Вы и не обязаны так поступать, но мы точно знаем, что
многие зависимые решили что­то предпринять для своего выздороавления только тогда, когда им
пришлось самим нести ответственность за последствия своей болезни.
А вот вам и второй совет.
Не принуждайте наркомана/алкоголика лечиться, т.к. те, кто лечится под нажимом, имеют во
время терапии лишь одну цель: успокоить родственников. А после выписки из больницы, реб.центра
первое, что он сделает и чаще всего в первый же день, неделю, месяц побежит за дозой/бутылкой.
Есть хорошая поговорка: "Лошадь можно привести к водопою. Но заставить пить ­ не возможно!!!"
Третье – не ввязывайтесь в бесконечные, изматывающие пререкания по поводу образа жизни вашего
мужа/ сына /дочери, их друзей и знакомых. Тем самым, Вы увеличиваете "пропасть" между Вами и
близким человеком. Ваша главная сейчас задача – начинать самим выздоравливать, так как вы
живёте в состоянии хронического стресса. Семья алкоголика может выздоравливать даже в тех
случаях, когда алкоголик не лечится. В этом может помочь "жёсткая любовь" из программы "12
Шагов" Если ваш ребенок (или иной близкий)– алкоголик/наркоман Жесткая любовь Близкие,
живущие рядом с человеком, пристрастившимся к алкоголю/наркотикам, реагируют, на изменение
его поведения обычно одинаково: обиды, гнев, чувство виновности, нервные срывы, ощущение
бесполезности и бессилия.
Чувство вины
Вся семья алкоголика/наркомана выбита из нормальной колеи жизни и страдает. Обычно
родители ощущают ответственность за состояние ребенка и задают себе вопросы: "Где упустили? В
чем наша ошибка"? Вопросы правомерные, но даже ответив на них, вы не найдете выхода из
ситуации. Самому же алкоголику/наркоману выгодно, что вы ощущаете себя виновными, и он/она
так же прилипают к этой мысли: "Это вы во всем виноваты ­ никогда не понимали меня! Вы всегда
только стремились подавлять меня, командовать, унижать (или вам не было дела до меня и т.)." И
все это еще больше усиливает чувство вины родителей (или супругов). Гнев. Все в семье становятся
раздражительными. Нет ничего удивительного, что обычно уравновешенные и здравомыслящие
взрослые под влиянием резко изменившегося поведения своего ребенка, начинают говорить и
совершать поступки, ранее им не свойственные. В период психического срыва люди могут
действовать как буйные сумасшедшие. Родители могут: упрекать, угрожать, обзывать, ругать,
упрашивать, даже бить. Но ни одно из этих средств, конечно, не идет на пользу ситуации.
Наркоман/алкоголик только ощущает угрозу и неприятие его близкими; эти чувства добавляют ему
смятения к больному состоянию.
Вредящая защита своего ребенка
С целью защитить и уберечь от лишних неприятностей многие родители сами раздают долги,
сделанные алкоголиком/наркоманом, звонят в школу или на работу и придумывают причины его
отсутствия, лгут на звонки по телефону. Родители боятся, что алкоголик / наркоман навредит своей
жизни, потому они пытаются вмешаться и исправить его поступки, исходя из лучших намерений.
Возможно, многие, в первую очередь, думают и о своей репутации. Многие делают все это,
движимые чувством виновности. Другим невыносимо видеть сына/дочь страдающими. Награды за
плохое поведение Когда алкоголика/наркомана спасают и заглаживают его ошибки, именно этим
родители усиливают его склонность продолжать поведение, являющееся основной причиной его
беды. Ведь за свое плохое поведение он получает вознаграждение ­ сначала в виде кайфа от
алкоголя /наркотика, а потом еще и облегчение всех последствий ­ на работе все улажено, долги ­
отданы, проданные вещи заменены новыми. Таким образом "заботливые "родители сделали все,
чтобы ребенок не столкнулся с результатом своего поведения и не сделал бы выводов. Ребенок,
которого постоянно прощают за то, что он/она пропускает, а потом и теряет работу/учебу за то, что
не несет обязанности по дому, то, что теряет (а потом и ворует) деньги или вещи ­ такой ребенок
практикует в своей семье быть безответственным, непригодным к жизни в обществе. Уходит любовь
В семье, где нарастает пристрастие к алкоголю, наркотикам, ощущается уменьшение чувств любви.
Мы ­ только люди, поэтому зачастую, любовь ваша обусловлена. Если любовь не вознаграждается

ожидаемым, она угасает. Любовь живет любовью. Если же в ответ на любовь нет ничего хорошего,
она становится горечью. Нужна жесткая любовь Когда наркотики (включая и алкоголь) становятся
для употребляющих их, важнее по значению, чем его близкие, чувство любви подвергается
испытанию и, к сожалению, зачастую, злоупотребления постепенно убивают любовь. Родители
алкоголиков/наркоманов, уже осознавшие губительность своего поведения пособничества, выявили
альтернативу такому поведению, это "жесткая любовь". Любить своего ребенка жесткой любовью,
значит заботиться о нем настолько, чтобы уметь сказать ему "нет!" в ответ на злоупотребление, не
вредить ему, но быть готовым обидеть обидчика. Твердая любовь говорит алкоголику/ наркоману:
"Все, хватит. Мы отказываемся вытаскивать тебя из проблем, которые ты создаешь себе сам; мы
тебя любим и потому говорим тебе: хочешь страдать ­ страдай. Не хочешь ­ ищи путь спасения".
Когда родители найдут в себе силы и терпение осуществлять жесткую любовь, начинается несение
ответственности каждым за себя, и, следовательно, процесс оздоровления. Это единственный шанс
на избавление от болезни – алкоголизма/наркомании, которой поражены все члены семьи, в той или
иной степени. Чтобы родственники смогли лучше понять сущность этой болезни, я предлагаю
прочитать символическое письмо алкоголика своим родственникам:
МОИМ БЛИЗКИМ
Я болен зависимостью. В одиночку с этой болезнью мне не справиться. Мне нужна ваша
помощь, и поэтому я прошу вас: Не позволяйте мне обманывать вас. Принимая мою ложь за
правду, вы поощряете меня лгать дальше. Посмотреть правде в лицо может оказаться
больно, но, пожалуйста, сделайте это. Не поддавайтесь на мои уловки, с их помощью я
пытаюсь избавиться от ответственности за самого себя. И к тому же, перехитрив вас, я могу
потерять уважение к вам. Когда я не трезв – не читайте мне нотаций, не пытайтесь ругать
или хвалить меня, обвинять или спорить со мной. Даже если от этого вам станет легче,
ситуация только ухудшится. Не верьте моим обещаниям. Я раздаю их, чтобы оттянуть
расплату. И не идите на уступки, если мы о чём­то уже договорились. Нервничая и срываясь
из­за меня, вы губите себя, а значит, теряете возможность мне помочь. Даже из страха за
меня не делайте того, что должен делать я сам. Не старайтесь скрыть от других мои
проблемы с алкоголем и не пытайтесь сгладить их последствия – это лишь продлит мою
болезнь. А самое главное – не обманывайте себя, как это пытаюсь сделать я. Зависимость –
моя болезнь – будет усиливаться, пока я не прекращу пить. А чтобы остановиться, мне нужна
помощь врача, психолога, выздоравливающего алкоголика, помощь Бога. Одному мне не
справиться. Я ненавижу себя, но я люблю вас. Если вы не поможете мне – я погибну.
Пожалуйста, помогите!
Ваш больной родственник, друг или просто знакомый. В большинстве семей, в которых проживают
больные с химической зависимостью, обнаруживаются осложнения, которые в последние 15 лет
стали обозначаться термином созависимость (об этом я уже писала выше). Когда говорят о низкой
эффективности лечения больного с химической зависимостью, то часто сетуют на то, что "больной
вернулся в ту же среду". Действительно, среда может способствовать рецидиву болезни, особенно
внутрисемейная среда. Химическая зависимость - семейное заболевание, поэтому помощь
необходима как больному, так и родственникам, проживающим совместно с ним.

ОТ АВТОРА
На исходе XX столетия произошло громадное количество бедствий и катастроф, мир буквально
захлестывает эпидемия террористических актов. Понятия экстремальных, кризисных и
чрезвычайных ситуаций еще не получили исчерпывающего определения. Представляется, что
недостаточно рассматривать их лишь с точки зрения объективных особенностей, не беря во
внимание психологические составляющие, такие, как, например, восприятие, понимание,
реагирование и поведение людей в таких ситуациях. Человек так или иначе психологически
вовлечен в экстремальную ситуацию: как ее инициатор, или как жертва, или как очевидец.

Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд
этапов. Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим
психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном
восприятии.
Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и
психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций,
понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и
мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На этом, втором, этапе степень и характер
психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, ее
интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей
личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий.
На смену этому этапу приходит стадия разрешения, когда постепенно стабилизируется настроение и
самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими
ограниченны. Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное
общение.
На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная
эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений.
При этом актуальность приобретают также травмирующие психику факторы, связанные с
изменением жизненного стереотипа. Становясь хроническими, эти факторы способствуют
формированию относительно стойких психогенных расстройств. Их особенностью является наличие
выраженного тревожного напряжения, страха, различных вегетативных дисфункций, порождающих
впоследствии психосоматические нарушения. У переживших экстремальную ситуацию значительно
снижается работоспособность, а также критическое отношение к своим возможностям.
При оказании психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях, следует
принять во внимание одно очень важное положение – настоящее бедствие наступает тогда, когда
кончается действие стихии и начинается оказание помощи пострадавшим. Ведь, с одной стороны, не
только сами чрезвычайные ситуации, но и масштабы их разрушительных действий, их внезапность,
распространенность вызываемых ими стрессов и т.п. во многом предопределяются особенностями
предкатастрофного развития. А с другой, только в посткатастрофный период можно реально
определить степень деструктивного влияния катастрофы на динамику социальной структуры, на
производственное, социокультурное, психологическое взаимодействие людей, на демографические
процессы в зонах бедствия. Именно поэтому в современных условиях все более актуальными
становятся вопросы психологической и психосоциальной работы с различными категориями людей,
побывавших в экстремальных ситуациях. Тем не менее, несмотря на всю важность и актуальность
оказания психологической помощи населению во время и после экстремальных ситуаций, проблемы
эти остаются относительно новыми и для практической психологии, и для психологической
практики.
Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой справочник по теории и методам
оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремальной ситуации,
так и на отдаленных этапах. Поэтому книга содержательно состоит из двух частей: первая глава
посвящена работе психолога в очаге экстремальной ситуации.
Она включает не только известные на сегодняшний день техники психологического вмешательства
(например, такие, как дебрифинг), но и набор рекомендаций по выживанию в экстремальных
ситуациях и методы оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Нам показалось важным
включить эти разделы в справочник, поскольку этими навыками, безусловно, должен владеть
психолог, работающий в очаге экстремальной ситуации.
Другие главы справочника посвящены описанию методов психологической работы с отдаленными
последствиями экстремальных ситуаций. Эти ситуации характеризуются прежде всего
экстремальным воздействием на психику человека, вызывающими у него травматический стресс,
психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в
посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная
реакция на сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью ситуации. Общие закономерности

возникновения и развития ПТСР не зависят от того, какие конкретно травматические события
послужили причиной психологических и психосоматических нарушений, хотя в психологической
картине ПТСР специфика травматического стрессора (военные действия, насилие и т.д.),
несомненно, находит отражение. Однако главным является то, что эти события носили
экстремальный характер, выходили за пределы обычных человеческих переживаний и вызывали
интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности.
Глава 2 посвящена рассмотрению вопросов диагностики ПТСР, а глава 3 – описанию некоторых
моделей и техник психотерапии, хорошо зарекомендовавших себя при работе с данным
расстройством.
Главы 4–8 посвящены рассмотрению конкретных случаев экстремальных ситуаций, наиболее часто
приводящих к возникновению ПТСР, таких, как: насилие над женщинами и детьми, участие в боевых
действиях, переживание острого горя (утраты), суицидальное поведение. Каждая глава построена
таким образом, что большую часть занимает описание конкретных техник психотерапии ПТСР, в
первую очередь в виде групповых тренингов.
Глава 9 посвящена вопросам вторичной травматизации людей, работающих с травмой – психологов,
спасателей, ликвидаторов. Владение навыками психологической само­ и взаимопомощи в условиях
кризисных и экстремальных ситуаций имеет большое значение для специалистов службы экстренной
психологической помощи – не только в целях предупреждения психической травматизации, но и для
повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстро реагировать в
чрезвычайных ситуациях.
Справочник предназначен для практикующих психологов и психотерапевтов, работающих как
непосредственно в экстремальных ситуациях, так и с их отдаленными последствиями. Это не
учебник по теории и не исследование. Этот справочник, в первую очередь, сборник техник, точнее –
упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей
практической работе.
Хотим особенно отметить, что предлагаемые в этой книге упражнения не предназначены для
самостоятельного использования людьми, не имеющими психологического образования. Занятия
проводятся под руководством терапевта, и только после того, как какая­либо техника будет
освоена, их можно выполнять и самостоятельно, например – в виде домашнего задания.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Чрезвычайные ситуации получают в современных социально­политических условиях все более
широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф,
стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками. Поэтому интерес к
психологии экстремальных ситуаций в современном мире неуклонно растет, как среди политиков,
социологов, философов, так и среди практических психологов. Психология экстремальных ситуаций
составляет к настоящему времени один из важнейших разделов прикладной психологии, который
включает в себя как диагностику психических состояний человека, переживающего или
пережившего чрезвычайные обстоятельства, так и направления, методы, техники, приемы
психологической помощи: психологической коррекции, консультирования и психотерапии.
Значительное внимание уделяется в психологической литературе выявлению, психологическому
анализу и классификации разнообразных психических феноменов, возникающих у жертв
экстремальных происшествий. В частности, психологические феномены, возникающие в условиях
воздействия чрезвычайных факторов, описываются в литературе под названием
посттравматического стрессового синдрома, или посттравматического стрессового расстройства,
Исследуются разнообразные негативные психические состояния, возникающие вследствие
воздействия экстремальных факторов: стресс, фрустрация, кризис, депривация, конфликт. Эти
состояния характеризуются доминированием острых или хронических негативных эмоциональных
переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности, дисфории. Возникающие в
этих состояниях аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают
дезорганизующее воздействие на интеллектуально­мнестическую деятельность человека, затрудняя
процесс адаптации к происходящим событиям. Интенсивные эмоциональные переживания, такие,
как страх, паника, ужас, отчаяние, могут затруднять адекватное восприятие действительности,

правильную оценку ситуации, мешая принятию решений и нахождению адекватного выхода из
стрессовой ситуации. Эти явления, отражающие феноменологию психического функционирования
человека в кризисе, оказываются в центре внимания как врачей­психиатров и психотерапевтов, так и
психологов, оказывающих психологическую помощь людям, пострадавшим в чрезвычайных
ситуациях.
В значительной части случаев последствиями травматического стресса, связанного с переживанием
экстремальных жизненных ситуаций, являются такие формы аддиктивного поведения, как
алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами. Алкоголь
или наркотик могут использоваться в качестве релаксирую­щих средств, позволяющих снять или
частично нивелировать острый дискомфорт, напряжение, растерянность, страх. Чрезмерный стресс
может влиять и на витальные (жизненные) функции, такие, как сексуальное поведение или питание.
Таким образом, последствиями травматического стресса являются не только длительные или острые
эмоционально­негативные состояния, затрудняющие жизнедеятельность человека, но также и
нарушения поведения, представляющие уже сферу интересов врачей­психиатров. Между тем
подобные нарушения поведения имеют психологические причины, связанные с недостаточностью
личностных ресурсов для преодоления стресса либо с чрезмерностью и избыточностью
дезадаптирующих воздействий в чрезвычайных обстоятельствах.
Существуют жизненные ситуации, знакомые каждому, которые являются настолько травматичными,
что требуют помощи со стороны, поскольку сам человек справиться с переживанием стресса не
может. Например, ситуация смерти, потери близкого человека, разрыва отношений – когда
личностных ресурсов может оказаться недостаточно. Чтобы справиться с чрезвычайным стрессовым
воздействием, люди, переживающие утрату, часто начинают злоупотреблять алкоголем,
лекарственными препаратами. Вследствие хронического напряжения у них могут возникнуть также
и разнообразные психосоматические расстройства. Психологи активно исследуют причины
возникновения так называемых психосоматических заболеваний, при которых наибольшее значение
имеют именно психологические факторы. Такие соматические страдания, как язвенная болезнь
желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, гипертония или
ишемическая болезнь сердца, – часто возникают вследствие чрезвычайных обстоятельств на фоне
длительных и интенсивных состояний гнева, ярости, злости или страха, отчаяния, депрессии и
печали. Таким образом, лица, пережившие стресс, могут оказаться пациентами врача.
Психология экстремальных ситуаций имеет как свой теоретический аспект, связанный с изучением
особенностей психического функционирования в кризисе, так и практическое приложение, которое
определяется необходимостью оказывать психологическую помощь пострадавшим в критических
ситуациях людям. Подобная психологическая помощь необходима для предотвращения нарушений
поведения и профилактики психосоматических расстройств. Она предполагает нормализацию
психического состояния с нивелированием негативных переживаний, которые оказывают столь
разрушительное воздействие как на психические, так и на соматические функции человека.
Основной задачей психологической помощи является актуализация адаптивных и компенсаторных
ресурсов личности, мобилизация психологического потенциала для преодоления негативных
последствий чрезвычайных обстоятельств. Следствием эффективной психологической помощи
пострадавшим является оптимизация психического состояния и поведения человека в
экстремальных ситуациях.
В справочнике практического психолога, посвященном экстремальным ситуациям, который
предлагается вашему вниманию, раскрываются как теоретические аспекты, позволяющие понять
специфику этих ситуаций, их значение для человека, так и практические, прикладные аспекты: автор
предлагает конкретные способы преодоления травматического стресса, конкретные формы
поведения, позволяющие справиться с чрезвычайными ситуациями. Тут также приводятся
конкретные рекомендации, которые могут быть полезны не только практическим психологам, но
также и всем лицам, оказывающим помощь пострадавшим: врачам, спасателям, военным, пожарным.
Соловьева С.Л., доктор психологических наук, профессор,
заведующая кафедрой психологии и педагогики Санкт­Петербургской
государственной Медицинской академии им. И.И. Мечникова

Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь

Кризисные состояния - это особые выходящие за рамки повседневной жизни состояния, бывающие в жизни каждого человека, возникающие как реакция на какие-либо внешние или внутренние причины и обстоятельства, психические травмы.

Среди внешних причин можно назвать ситуации утраты (или угрозы утраты) близких людей родственников, работы и т.д.; ситуации невозможности достижения, обретения чего-либо; ситуации насилия и др. К внутренним причинам можно отнести возрастные и физиологические факторы, болезни, травмы.

Кризисное состояние насыщенно самыми разнообразными эмоциями и переживаниями: подавленность, страх, чувство вины, обида, злоба, беспомощность, безнадежность, одиночество и т.д. Человек находящийся в кризисе часто испытывает желание уйти из жизни, которое в свою очередь нередко сосуществует с не менее сильным желанием жить.

Многие чувства, которые испытывает человек необычны для него и в обществе считаются неприемлемыми. В результате человек чувствует себя "ненормальным" и изолированным от общества.

Негативный подход подразумевает кризисное состояние как психическое заболевание. Воспринимая кризис как нечто болезненное, человек "бежит" от своих переживаний, отвлекается, уходит в работу, принимает соответствующие лекарственные препараты. Иногда это помогает. Однако в случае сильных психических травм развиваются так называемые посттравматические стрессовые расстройства, проявляющиеся через 0,5-1 и более лет.

Позитивное определение кризиса подразумевает, что кризис - это не болезнь, а "временный период психологического разнообразия, которое низвергается внезапно и значительно изменяет жизнь человека". Естественное, что при этом меняются внутренние и внешние ориентиры человека, его эмоциональное состояние, а также то, что в период этой дезориентации человек очень часто не может дать отчет о своих действиях (Дж. Каплан).

Позитивный подход способствует продуктивному преодолению кризисного состояния; он заключается в переживании человеком своего состояния (Ф.Е.Василюк), в осознании, принятии и дальнейшей интеграции опыта, полученного в кризисной ситуации.

В рамках позитивной модели главная задача психотерапевта, педагога-психолога или другого специалиста, оказывающего психологическую помощь, состоит в том, чтобы помочь человеку, оказавшемуся в кризисной ситуации, осознать свои болезненные переживания. Находясь рядом с этим человеком, буквально "проживая" вместе с ним его ситуацию (А.Г.Лидерс), говоря о его чувствах как естественных в этой ситуации, психолог избавляет своего собеседника от чувства изолированности, помогает принять свой кризисный опыт и включить его в общий жизненный контекст.

Возможность осуществления этих задач имеет два основных аспекта. Первый аспект - это наличие у специалиста соответствующих профессиональных навыков ("техник"), которые позволят ему выполнить свою задачу. Второй аспект - вероятно, самый важный - внутренняя готовность специалиста обсуждать отвергаемые обществом темы смерти, самоубийства, убийства, сексуального насилия и т.д.

Если первый аспект в основном зависит от профессионального обучения, прохождения семинаров, курсов и т.д., то второй аспект не может быть реализован без внутренней работы специалиста как личности - осознания и принятия своих собственных чувств и переживаний, связанных с "маргинальными" проблемами существования человека. Это достигается прохождением тренингов личностного роста или каких-либо других экзистенциально ориентированных тренинговых групп, а также работой с супервизором.

В целом соединение этих двух аспектов делает специалиста способным понять и принять значимость переживаний обратившегося к нему человека, что в свою очередь помогает человеку, находящемуся в кризисном состоянии, встретиться с самим собой, с травмирующими обстоятельствами или воспоминаниями и превратить их в источник новых ресурсов и жизненных ценностей.

Список литературы

Дмитрий Геннадьевич Трунов. Врач-психотерапевт, кандидат философских наук, член Арт-терапевтической ассоциации. Психологическая помощь в кризисных ситуациях

Последние материалы сайта