Психолог освальд кюльпе является основателем и представителем. Освальд Кюльпе — Основатель Вюрцбургской школы. На русском языке

23.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
Освальд Кюльпе (нем. Oswald Külpe; 3 августа 1862, Кандава - 30 декабря 1915, Мюнхен) - немецкий психолог и философ, представитель критического реализма. Автор работ по психологическим основаниям гносеологии. Основатель вюрцбургской школы психологии, один из создателей европейского направления функциональной психологии.В психологии Кюльпе был одним из пионеров эксперимен...

Краткая биография

Освальд Кюльпе (нем. Oswald Külpe; 3 августа 1862, Кандава - 30 декабря 1915, Мюнхен) - немецкий психолог и философ, представитель критического реализма. Автор работ по психологическим основаниям гносеологии. Основатель вюрцбургской школы психологии, один из создателей европейского направления функциональной психологии.В психологии Кюльпе был одним из пионеров экспериментального метода в отношении высших психических процессов, таких как воля и мышление.На русском языке
Введение в философию. СПБ., 1901.
Современная философия в Германии. М., 1903.
Современная психология мышления. - В сб.: Новые идеи в философии. СПб., 1914, № 16.
Кюльпе рассматривал акт сознания как обеспечивающий раскрытие объекта сознания в переживании субъекта. Акты сознания могут быть зафиксированы ретроспективно при помощи рефлексии, направленной на уже свершившийся акт.
Википедия

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Освальд Кюльпе в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Освальд Кюльпе в жанрах философия.

Кюльпе пришел к убеждению, что анализ сознания включал нечто большее, чем предполагал Вундт. Он сделал вывод, что мышление может происходить без участия умственных образов или ощущений, и назвал такое мышление Кюльпе приш.

Кюльпе Освальд

(1862-1915)-немецкий психолог латвийского происхождения. Специалист в области психологии искусства, экспериментальной психологии, философии психологии и теоретической психологии. Обучался в ун-тах Лейпцига, Берлина и Геттингена. Ученую степень д-ра философии получил в Лейпциге (1887) у Вундта, которому посвятил свою первую книгу Очерк психологии, основанной на эксперименте (1893). Работал у Вундта ассистентом, затем экстраординарным профессором. В 1894 г. переехал в ун-т Вюрцбурга, где в 1896 г. создал лабораторию, исследования которой вызвали широкий интерес в психологическом обществе. В 1909 г. переехал в Бонн, а затем в Мюнхен, где занимался преимущественно философией и эстетикой. В первые годы своей деятельности К. был приверженцем выдвинутых Вундтом воззрений на предмет и методы психологии. Он считал ее наукой о фактах опыта, понимая сам опыт (под влиянием Маха) как совокупность чистых и простейших переживаний (ощущений), которые становятся предметом психологии, когда рассматриваются с точки зрения их зависимости от переживающего субъекта (тогда как физика и другие науки, имея дело с теми же самыми ощущениями, абстрагируются от этого субъекта). Однако в дальнейшем, в период работы в Вюрцбурге, К. отвергает концепцию Вундта, считавшего, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) содержания сознания, а также концепцию Маха и Авенариуса, сводивших все богатство психического мира к ощущениям. Эксперименты К. приобрели новую ориентацию. Они показали, что испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно непосредственно не осознает. Из этого следовало, что, во-первых, наряду с сенсорным материалом в ткань психологической жизни человека включены элементы, не сводимые к ощущениям, во-вторых, что эти элементы сопряжены с действиями субъекта, его умственными актами и, наконец, в-третьих, что не-осознаваемость этих актов в момент их совершения требует внести коррективы в критерий экспериментальной психологии - метод интроспекции. Эти выводы направили К. на разработку собственной программы лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики. Сам К. не сформулировал эту программу в какой-либо специальной работе. Он делился своими замыслами и гипотезами с молодыми психологами, являлся испытуемым в их экспериментальных занятиях. Его мягкий характер и доброжелательная критика создавали в небольшом коллективе творческую атмосферу, благодаря которой этот коллектив оказался в качестве генератора новых идей продуктивнее, чем десятки других лабораторий в различных странах. К его главным достижениям принято относить распространение экспериментального метода на высшие психические процессы (мышление и волю) и доказательство того, что мышление представляет собой процесс, не сводимый к чувственным образам. Вместе с тем К. не отступал от веры в субъективный метод как единственно подобающий психологии. Он предложил его модифицировать, преобразовав в метод систематической экспериментальной интроспекции. Решая интеллектуальную задачу (например, устанавливая логическую связь между понятиями), испытуемый должен был дать ретроспективный отчет о своих состояниях сознания, пережитых им в процессе решения. Этот самоотчет назывался систематическим, поскольку весь процесс точно членился во времени на различные отрезки и повторялся множество раз с целью коррекции описания. Было установлено, что мысль с психологической точки зрения может быть охарактеризована не только негативно (как качественно отличная от сенсорных данных), но и позитивно, как оперирующая значениями. Тем самым решительно изменилось прежнее представление о фактуре сознания, в состав которой вводились новые феномены - умственные образы. Идеи К. сближали его подход, имевший экспериментальное основание, с философией Брентано и Гуссерля. Среди многих учеников К., наряду с теми, кто вошел в Вюрцбургскую школу, выделялись М. Вертгеймер - один из создателей гештальтпсихологии и Дж. Энджел - будущий лидер американской функциональной психологии. Последние годы жизни К. занимался проблемами эстетики, используя в этой области вслед за Фелнером эксперимент, изучая, в частности, реакции испытуемых на различные творения живописи. Эти его исследования остались незавершенными. Основные труды К.: Grundriss der Psychologie (Foundations of Psychology), Leipzig, 1893; Einleitung in die Philosophic (Introduction to Philosophy), 1985 и др. В рус. пер. изданы: Введение в философию, СПб., 1901; Современная философия в Германии, М., 1903 ; Современная психология мышления, в сб. Новые идеи в философии, СПб., 1914; Психология мышления / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления, М., МГУ, 1981. ИМ. Кондаков, А.И. Липкина

Освальд Кюльпе (1862-1915 гг.) был последователем Вундта. Но позже он стал во главе группы студентов, выступавших против ограничений, выдвинутых Вундтом. Вся научная деятельность О. Кюльпе была посвящена исследованию тех вопросов, которые отклоняла психология .

В 19 лет Кюльпе поступил в Лейпцигский университет. Он собирался изучать историю, но под влиянием идей Вундта обратился к философии и экспериментальной психологии. Кюльпе был учеником Вундта; под его руководством он обучался в Лейпцигском университете, а позднее писал докторскую диссертацию, которую защитил в 1887 г. Вундту же он посвятил свою первую книгу «Очерк психологии, основанной на эксперименте» (1893). После окончания университета он работал у Вундта ассистентом, затем экстраординарным профессором.

В 1894 г. становится профессором университета в г. Вюрцбурге, куда переехал и в 1896 г. создал там психологическую лабораторию.

Основные положения теории Кюлепе

В первые годы своей деятельности он частично повторял эксперименты, проводимые в Лейпцигской лаборатории. Главное внимание к работах Кюльпе и его сотрудников было сконцентрировано уже не па результатах деятельности (скорости ответа, его точности и т.д.), а на ее процессе. Кюльпе фактически начал экспериментальное изучение процесса мышления. Тем самым было опровергнуто мнение Вундта о том, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) процессы и что сознание представляет собой сенсорную мозаику.

Эксперименты Вюрцбургской школы показали:
1) наряду с сенсорным «материалом» в «ткань» психологической жизни человека включены элементы, не сводимые к ощущениям;
2) эти элементы сопряжены с действиями субъекта, его умственной деятельностью и, наконец,
3) неосознанность этих актов в момент их совершения требует внести коррективы в метод интроспекции.

Кюльпе преобразовал метод интроспекции в метод «систематической экспериментальной интроспекции». Тем самым решительно изменилось прежнее представление о содержании сознания, в состав которого вводились новые феномены - умственные образы.

Эти выводы направили Кюльпе на разработку собственной программы лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики.

Более детальное изучение динамики мышления Вюрцбюргской школой помогло выявить новые важные закономерности. К ним относится понятие установки, которая определяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей. Подразумевает бессознательную направленность на решение задачи, которая возникает в момент принятия этой задачи как цели. В зависимости от этой установки (которая в некоторой степени рассматривалась и как аналог современной мотивации), испытуемые выполняют задание быстрее или медленнее, более или менее продуктивно. Содержание направленности на решение задачи Кюльпе и его сотрудники связали со значением данной задачи или ситуации в целом для испытуемых. Так в психологии появилась новая категория, трактуемая достаточно широко как значение умственного образа, значение инструкции, значение ситуации в целом.

(1862-08-03 ) Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сочинения

  • Grundriss der Psychologie. Lpz.,1893
  • Die Realisierung, Bd 1-3. Lpz., 1912- 23.
  • Einleitung in die Philosophie (9. verb. Aufl. 1919 / 12. verb. Aufl. 1928 hrsg. v. August Messer)
  • Immanuel Kant. Darstellung und Würdigung, Leipzig / Berlin: Teubner 5. Auflage 1921
  • Vorlesungen Uber Psychologic. Lpz., 1922

На русском языке

  • Введение в философию. СПБ., 1901.
  • Современная философия в Германии. М., 1903.
  • Современная психология мышления. - В сб.: Новые идеи в философии. СПб., 1914, № 16.

См. также

Напишите отзыв о статье "Кюльпе, Освальд"

Литература

  • Кюльпе, Освальд // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М .: Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9.
  • в словаре Baltisches Biographisches Lexikon digital (нем.)

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Кюльпе, Освальд

Он ничего мне не ответил, видимо считая, что всё и так было предельно ясно. Что здесь не о чём больше говорить. А у меня поднималась в душе горькая человеческая обида за тех, кто так незаслуженно ушёл... За тех, кто ещё уйдёт. И за него, за Севера, который жил и не понимал, что люди должны были всё это знать! Знать для того, чтобы измениться. Для того, чтобы не убивать пришедшего на помощь. Чтобы понять, наконец, как дорога и прекрасна наша ЖИЗНЬ. И я точно знала, что ни за что не перестану бороться!.. Даже за таких, как Север.
– Мне пора уходить, к сожалению... Но я благодарю тебя за твой рассказ. Думаю, ты помог мне выстоять, Север... Могу ли я задать тебе ещё один вопрос, уже не относящийся к религии? – Он кивнул. – Что это за такая красота стоит рядом с тобой? Она похожа, и в то же время совсем другая, чем та, которую я видела в первое посещение Мэтэоры.
– Это Кристалл Жизни, Изидора. Один из семи, находящихся на Земле. Обычно его никто никогда не видит – он сам защищается от приходящих... Но, как ни странно, он показался тебе. Видимо, ты готова к большему, Изидора... Потому я и просил тебя у нас остаться. Ты могла бы достичь очень многого, если бы захотела. Подумай, пока ещё не поздно. Я не смогу по-другому помочь тебе. Подумай, Изидора...
– Благодарю тебя, Север. Но ты прекрасно знаешь мой ответ. Поэтому не будем всё начинать снова. Быть может, я ещё вернусь к тебе... А если нет – счастья тебе и твоим подопечным! Возможно, им удастся изменить к лучшему нашу Землю... Удачи тебе, Север...
– Да будет покой с тобой, Изидора... Я всё же надеюсь, что увижу тебя ещё в этой жизни. Ну а если же нет – прошу тебя, не держи на нас зла и там, в другом мире... Когда-нибудь ты, возможно, поймёшь нашу правду... Возможно, она не покажется тебе столь уж злой... Прощай, дитя Света. Да будет Мир в твоей Душе...
Грустно напоследок ему улыбнувшись и закрыв глаза, я пошла обратно «домой»...
Вернувшись прямиком в «свою» венецианскую комнату, я потрясённо уставилась на открывшееся там зрелище!.. Ощетинившись, как попавший в капкан молодой зверёк, перед Караффой стояла взбешённая Анна. Её глаза метали молнии, и, казалось, ещё чуть-чуть и моя воинственная дочь потеряет над собой контроль. Моё сердце почти что остановилось, не в состоянии поверить в происходящее!.. Казалось, вся моя, долгими месяцами копившаяся тоска тут же вырвется наружу и затопит мою милую девочку с головой!.. Только сейчас, видя её перед собой, я наконец-то поняла, как же беспредельно и болезненно я по ней скучала!.. Анна была сильно повзрослевшей и выглядела ещё красивее, чем я могла её вспомнить. На её мягкие детские черты теперь наложилась суровая жизненная печать потерь, и от этого её милое лицо казалось ещё привлекательнее и утончённее. Но что меня больше всего поразило, это было то, что Анна совершенно не боялась Караффы!.. В чём же тут было дело? Неужели ей удалось найти что-то, что могло нас от него избавить?!..

Освальд Кюльпе

Кюльпе (Kulpe), Освальд (1862-1915) - немецкий философ и психолог, один из основоположников критического реализма , профессор в университетах Вюрцбурга, Бонна и Мюнхена, основатель вюрцбургской школы в психологии. Известность Кюльпе принесла его теория мышления, не связанного с чувственными образами и определяемого внутренними детерминирующими тенденциями. Адекватным методом экспериментально-психологических исследований Кюльпе считал самонаблюдение. В своей концепции психического К. признавал как «содержание», так и «акт» (в его терминологии «функцию») сознания, отходя тем самым от взглядов В. Вундта и сближаясь со взглядами Ф. Брентано и Э. Гуссерля.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 183.

Кюльпе (Külpe) Освальд (3 августа 1862, Кандава, ныне Тукумского р-на Латвии – 30 декабря 1915, Мюнхен) – немецкий психолог и философ. В философии – представитель критического реализма. Основная тема его работ – психологические основания теории познания. По Кюльпе, акт сознания способствует «реализации» объекта, т.е. раскрытию его в переживании субъекта; этот акт может наблюдаться лишь после своего свершения, т.е. посредством ретроспективной рефлексии. Впервые в психологии он обратился к экспериментальному изучению высших психических процессов – мышления и воли. На выявление специфического содержания мышления были направлены основные усилия вюрцбургской школы, созданной Кюльпе.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 360.

Кюльпе (Kiilpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумского района Латвийской ССР,- 30.12.1915, Мюнхен), немецкий психолог и философ-идеалист. В философии - представитель критического реализма. Основная тема работ Кюльпе - психологические основания теории познания. По Кюльпе, акт сознания способствует «реализации» объекта, т. е. раскрытию его в переживании субъекта; этот акт может наблюдаться лишь после своего свершения, т. е. посредством ретроспективной рефлексии. Впервые в психологии Кюльпе обратился к экспериментальному изучению высших психических процессов - мышления и воли. На выявление специфического содержания мышления были направлены основные усилия вюрцбургской школы, созданной Кюльпе.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Die Realisierung, Bd 1-3, Lpz., 1912-23; Vorlesungen über Psychologie, Lpz., 19222; в рус. пер.- Введение в философию, СПБ, 1901; Совр. философия в Германии, М., 1903; Совр. психология мышления, в сб.: Новые идеи в философии, № 16, СПБ 1914.

Кюльпе (Klüpe) Освальд (1862- 1915) - немецкий психолог и философ, основатель Вюрцбургской школы. Биография. В 1887 году окончил Лейпцигский университет, ученик В. Вундта и Г. Мюллера. С 1894 по 1909 год - профессор философии и эстетики и директор Института психологии в Университете Вюрцбурга, профессор Боннского (1909-1913) и Мюнхенского университетов (с 1913). Исследования. Стоял на позициях критического реализма, в соответствии с постулатами которого считал, что в сознании нет ничего, что не было бы создано им самим. Кюльне одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологические функции (мышление и волю). Для этого разработал метод систематической интроспекции, в котором происходит ретроспективное воспроизведение проделанных испытуемым действий по решению задачи. Применение этого метода позволило проанализировать новые аспекты деятельности мышления: его направленность, целостность, активность, детерминированность задачей, безобразность.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 284.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Современная психология мышления. – В сб.: Новые идеи в философии. СПб., 1914, № 16.

Die Realisierung, Bd I–3. Lpz., 1912–23;

Vorlesungen über Psychologie. Lpz., 1922; в рус. пер.: Введение в философию. СПБ., 1901;

Die Lehre vom Willen in der neueren Psychologie // Philosophisehe Studien. 1890. 5. Heft 2-3;

Grundriss der Psychologie auf experimenteller Grundlage durchgestelit. Leipzig, 1893;

Введение в философию. СПб., 1901;

Современная философия в Германии. М., 1903;

Uber die moderne Psychologie des Denkens // Internationale Monatschrift fur Wissenschaft und Teehnik. 1912. N 9;

Die Realisierung. Eine Beitrag zur Grundlegung der Realwissenschaften. Bd. 1-3. Leipzig, 1912-1923;

Современная психология мышления // Новые идеи в философии. №16. СПб., 1914;

Vorlesungen uber Psychologie. Leipzig, 1920; Психология мышления // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.

Литература:

Шульц Д., Шульц С. Истории современной психологии. СПб.: Евразия, 1998. 

Последние материалы сайта