Психические свойства. Психические свойства Диспозициональное направление Гордона Олпорта

20.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.


Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика - это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства - устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: - сила нервной системы - устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению - подвижность нервных процессов - скорость перехода возбуждения к торможению - уравновешенность нервных процессов - относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения - лабильность - гибкость изменения под воздействием различных раздражителей - резистентность - сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы - относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности.

К ним относят:

Ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества - относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния - представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Психические свойства.

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер. Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека -- его способности, его характер, его интересы и склонности -- вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.

Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определённые способности или черты характера. Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и -- что особенно важно -- мозга.

Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит.

Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т. е. на основе каких-либо определённых задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

И.П. Павловым установлено, что существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых «задатков», получил в работах И.П. Павлова свою подлинно научную основу.

Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам:

1) сила основных нервных процессов -- возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры;

2) равновесие между возбуждением и торможением;

3) подвижность этих процессов, т. е. способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.

Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (Павлов). «И это потому,-- пояснял он,-- что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство -- высочайшая пластичность».

Пластичность нервной системы, т. е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип,-- сила, равновесие и подвижность нервных процессов -- не остаются неизменными на протяжении жизни человека. Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.

Индивидуальность человека -- его характер, его интересы и способности -- всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определённой деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности.

Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живёт, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,-- писали Маркс и Энгельс,-- это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей».

Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов. Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили ранее. «...Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».

Усвоение человеком передового мировоззрения, передовых взглядов и идей не осуществляется автоматически, само собой. Прежде всего оно требует уменья отличить эти передовые взгляды от старых, отживших взглядов, которые тянут человека назад и препятствуют полноценному развитию его личности. А кроме того, недостаточно простого «знания» передовых идей и взглядов. Нужно, чтобы они были глубоко «пережиты» человеком, стали его убеждениями, от которых зависят мотивы его действий и поступков.

Обусловленные личным жизненным путём человека, его убеждения в свою очередь влияют на ход этого пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности. В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, всё большее значение приобретает самовоспитание, т. е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.

Психические процессы.

Виды психических процессов:

Познавательные

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Мышление
  • Сознание
  • Внимание
  • Память
  • Воображение
  • Представление
Эмоционально-мотивационные.
  • Эмоции и чувства
  • Состояния (настроение, тревожность и пр.)
  • Мотивация
Личностные характеристики.
  • Характер
  • Темперамент
  • Моторика
  • Интеллект
Познавательные.

Контакт человека с миром определяет развитие его психики. Начальную форму психики составляют ощущения - источник всех наших знаний об окружающем мире. Создание единого образа вещи или явления, степень его понимания даются восприятием. Восприятие может носить преднамеренный, целенаправленный характер, для того чтобы глубоко познать объект.

Такой процесс называется наблюдением. Наблюдение расширяет и детализирует наше восприятие явлений и вещей, а умение оценивать образует общее представление о них. Отражение общего опыта, проявляющееся в узнавании и воспроизведении, называется памятью. Высшим познавательным психическим процессом является мышление, которое является процессом отражения, процессом познания мира.

Мышление всегда начинается с постановки вопроса, с потребности или необходимости его разрешить. С помощью мышления человек познает общие и существенные признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними. Мышление дает возможность предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий.

Качество, продуктивность мыслительных процессов зависит в конечном счете от имеющихся у человека знаний и от умения владеть ими, от уровня развития и степени восприятия интеллекта.

Современная психология относит к числу важнейших положительных качеств ума его критичность и гибкость, а также широту, глубину и быстроту мысли.
К негативным свойствам мыслительной деятельности можно отнести некритичность, торопливость, медлительность и поверхностность ума, косность, рутинность и узость мышления, а также неспособность искать и находить новые пути.

Человек мыслит понятиями, суждениями, умозаключениями, которые выражаются словами. Речь -- это форма проявления мысли, средство и процесс общения. Она связана с психическими процессами. Любая речь не только передает определенное содержание мысли, но и с помощью интонации, мимики, жестов выражает чувства, отношение говорящего к тому, о чем или о ком говорится.

Наблюдательный человек может многое узнать и понять о говорящем по его выступлениям, потому что индивидуальные особенности речи отражают в определенной степени особенности личности.
Руководитель должен знать индивидуальные свойства мыслительной деятельности подчиненных.


Эмоционально - мотивационные.

Отношение человека (субъективные реакции) к явлениям и вещам реального мира выражается душевными переживаниями (эмоциями).

Эмоции -- субъективные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Они возникают в организме как результат подкорковых возбуждений мозга, формирующихся на основе наследственного или приобретенного опыта.

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и окружающей среды. Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности организма. Они отражают в форме непосредственного переживания значимость явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Человек, опираясь на эмоции, совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Одни люди и события его волнуют, к другим он остается равнодушен. В одном случае человек переживает удовольствие и радость, в другом озабоченность, тревожное беспокойство, а то и горе.

По мере развития человека эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в устойчивые, более сложные и высшие процессы -- чувства.

Чувства образуются на основе эмоций как результат отношений человека к чему-либо и как результат систематического обобщения конкретных переживаний. Чувства представляют собой глубокие образования индивида. Они характеризуют богатство или бедность внутреннего мира человека, его отношения и жизненную позицию.

Чувства -- результат удовлетворения человеком определенных потребностей и интересов.

Чувства в психологии -- это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер. Они связаны с представлением о некотором объекте -- конкретном или обобщенном. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании играют знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуалы и т.п.).

Эмоции и чувства составляют содержание эмоционально-чувственной жизни человека. Это особый человеческий механизм, который углубляет и обогащает наши контакты с внешним миром, расширяет возможности нашего совершенствования. Формирование чувств человека - важнейшее условие формирования его как индивида и личности. Следует учитывать влияние этого фактора на человека и на его психику, а следовательно, на его поведение и деятельность.

Волевые процессы.

Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли.

Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением.

Воля -- это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием -- с другой.

Воля -- это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная саморегуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека.

Воля -- это прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных действий.

Воля должна сопровождать все виды деятельности человека, для того чтобы они были эффективными. Там, где требуется усилие человека, напряжение психики и физических сил, обязательно вступает в действие воля. Волевое усилие есть особое состояние психического напряжения, при котором мобилизуются физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Каждое волевое усилие начинается с осознания цели и проявления стремления к ее достижению.

Воля человека проявляется в действиях, для осуществления которых человек сознательно регулирует их силу, скорость и другие динамические параметры. Уровень развития воли определяет, насколько человек приспособлен к той деятельности, которую он выполняет. Для волевого акта характерно переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели деятельности.

Воля правит человеком. В зависимости от того, какой степени волевые усилия затрачивает человек при достижении цели, говорят о силе и стойкости воли.

Психические состояния.

Классификация психических состояний.

Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям:

А) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса

Б) вида деятельности, в котором проявляются психические состояния

В) влияния психических состояний на деятельность.

При этом многие из состояний могут входить в каждую из этих групп.

По преобладанию психических процессов психические состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

Гностические психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.

Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.

Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.

Все эти состояния подобны соответствующим психическим процессам и свойствам личности, в чем проявляется одна из важнейших закономерностей психологии.

Трудовые психические состояния: готовность, неподготовленность, вдохновение, воодушевленность, энергичность, вялость, апатичность, деловитость, праздность, усталость, терпение и нетерпение и т. д.

Учебные психические состояния: возбужденность, подавленность, заторможенность, сосредоточенность, рассеянность, внимательность и невнимательность, заинтересованность, безразличие и т. д.

Спортивные психические состояния: собранность, расслабленность, напряженность, подвижность, скованность, уверенность и неуверенность, бодрость, вялость, целеустремленность, ответственность и т. д. При этом все психические состояния делятся на:

Оптимальные

Стрессовые

Депрессивные

Внушенные

Оптимальные психические состояния -- это состояния, наиболее соответствующие тому или иному виду деятельности. Каждый вид деятельности для наиболее успешного его осуществления требует своеобразных, психических состояний. Тяжелый физический труд, например, наиболее успешно осуществляется при максимальном возбуждении, большой энергии, активности, подвижности и расторопности.

На теоретических занятиях, напротив, нужны любознательность, пытливость, сосредоточенность, усидчивость, максимальная внимательность; здесь повышенная подвижность, расторопность и высокая возбужденность вредны. Одно и то же психическое состояние может быть наилучшим для одного вида деятельности и вредным для другого, иного по своей психологической структуре.

Стрессовые (перевозбужденные) психические состояния допустимы в виде страсти, порыва, азарта в бою и в аварийных ситуациях, хотя и не являются наилучшими и в этих условиях деятельности. Там же, где требуется строгая расчетливость, сообразительность, высокая внимательность и большая точность движений, перевозбужденные состояния, безусловно, вредны, потому что они большей частью приводят к напряженности, скованности, ограниченности внимания, к плохой сообразительности.

Депрессивные психические состояния вредны во всех видах деятельности. Они выражаются в вялости, ограниченной подвижности, плохой сообразительности, апатичности и пассивности. Учащийся в состоянии депрессии, по существу, недееспособен. Ни его трудовая, ни учебная, ни спортивная деятельность не может быть успешной. В таком состоянии, как говорится, «все валится из рук». Его нельзя допускать к ответственной и опасной работе. Он может выполнять только легкие и малоподвижные виды деятельности, не требующие ни высокой сообразительности, ни расторопности, ни инициативы и находчивости.

Внушенные (суггестивные) психические состояния могут быть полезными или вредными во всех видах деятельности и поведения в зависимости от того, что внушено суггестором. Внушение (суггестия) осуществляется при сниженной осознанности суггеренда (подвергающегося внушению). Суггестивные состояния довольно широко распространены в процессе обучения и воспитания, труда, в массовых коммуникациях и других явлениях общественной жизни.

Психология - это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью человека. Предметом психологии является изучение «психики», «психического».

Структура современной психологии включает разнообразные отрасли психологических знаний. Важное общеметодологическое значение для всех других отраслей психологии имеют общая и социальная психология.

Общая психология изучает основные закономерности возникновения и функционирования психических явлений в деятельности и поведении человека.

Социальная психология исследует механизмы и закономерности человеческого общения, взаимодействия и взаимоотношений в группах людей, а также комплексные групповые явления (социально-психологический климат, групповые ценности и нормы, групповое мнение и др.).

Предметом возрастной психологии является изучение психологических фактов, механизмов и закономерностей, связанных с возрастным развитием человека и генезисом различных психических функций.

Реферат "Структура психики человека", источник knowledge.allbest.ru

Исследование человека в рамках психологии предполагает системный анализ уровней человеческой организации. Наиболее подробно такая уровневая структура описана в работах Б. Г. Ананьева. Ученый представил детальное рассмотрение четырех взаимосвязанных уровней: индивид → личность → субъект деятельности → индивидуальность.

Индивид, биологические особенности человека

Отнесенность конкретного человека к его биологическому виду отражена в понятии «индивид», которое характеризует человека как носителя биологически обусловленных свойств и качеств. Б. Г. Ананьевым также предложена и детально описана классификация биологических свойств человека, которая включает первичный уровень реализации свойств индивида, вторичный уровень и высший. Первичный уровень включает:

  1. Класс половозрастных свойств:
  • возрастные особенности, которые последовательно раскрываются в процессе развития индивида;
  • структурное разделение биологических свойств человека в соответствии с половым диморфизмом, то есть разграничением двух качественно различных форм индивидов: мужской и женской. Проявление свойств личности, обусловленных половым диморфизмом, рассматривается в рамках психологии половых различий (гендерной психологии), где отмечается, что биологический пол индивида является лишь предпосылкой психологического пола, так как оформление половой идентичности происходит в процессе социализации человека.
  • Класс индивидуально-типических свойств индивида:
    • конституция: телосложение, отличительные особенности фигуры, биохимическая индивидуальность;
    • мозговая активность, особенности нейродинамики, функциональная организация деятельности мозга.

    Индивидные свойства вторичного уровня – это своеобразный итог взаимовлияния свойств первичного уровня, проявляющийся в потребностях человека и психофизиологических функциях: сенсорных, мнемических и др.

    Высший уровень индивидных свойств человека включает темперамент, характер, задатки (как предпосылку вырабатывания способностей). Данные свойства уже могут быть рассмотрены применительно к личности как субъекту деятельности.

    Личность и свойства психики

    Появляясь на свет в качестве индивида, человек почти сразу становится частью системы общественных взаимодействий, что приводит к формированию особого социального качества – он становится личностью. Причиной данного явления можно считать и тот факт, что человек выступает как субъект – носитель сознания, формируемого и проявляемого в процессе деятельности.

    К свойствам, образующим психический склад личности, относятся: темперамент, характер, в том числе уровень развития качественных характеристик психических процессов, эмоциональные, нравственные и волевые особенности, мировоззрение и идеалы, способности и задатки личности.

    Темперамент и его типы

    К числу личностных индивидуально-психологических особенностей, которые проявляются в поведении и разной динамике психических процессов, в большей степени относится темперамент. Данное свойство психики обусловлено биологическими индивидными особенностями, не поддается тренировке и корректировке в онтогенезе. Темперамент проявляется в чувственной восприимчивости и реакциях на переживаемые события.

    Родоначальником учения о разных типах темперамента является древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), который полагал, что в человеческом теле существуют четыре жидкости: кровь (с лат. «сангус»), лимфа (с греч. «флегма»), желчь (с греч. «схоле») и черная желчь (с греч. «малас схоле»). При преобладании одной из жидкостей в организме проявляется сангвинический, флегматический, меланхолический или холерический темперамент. Позднее учение о темпераменте было рассмотрено в трудах римского врача К. Галена (ок. 130–200 гг.), а в ХХ веке русского физиолога И. Павлова (1849–1936), немецкого психиатра Э. Кречмера (1888–1964) и др.

    К настоящему времени понятие темперамента в психологии сводится к следующему.

    Определение

    Темперамент – это индивидуальное свойство психики, характеризующее динамику психической активности личности, поведенческие особенности, уравновешенность и силу протекания реакций в различных жизненных ситуациях. Темперамент является врожденным, определяется взаимовлиянием качественных характеристик нервной системы.

    В психологии выделяют четыре типа темперамента.

    Сангвинический темперамент обусловливается стабильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в которой процесс торможения уравновешивает процесс возбуждения. Личности, обладающие сангвиническим темпераментом, отличаются высокими темпами психических процессов, быстрыми реакциями на внутренние и внешние раздражители. Такие люди общительны, обладают богатой мимикой, быстрыми и выразительными движениями, быстрым темпом речи. Им присущи высокая и осознанная дисциплинированность, обдуманные поступки, оптимизм и в то же время изменчивость чувств, интересов, взглядов и привязанностей. Они ярко выраженные экстраверты, в большей мере обращают внимание на внешние факторы, чем на субъективное представление о прошлом и будущем.

    Флегматический темперамент характеризуется сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Личности с данным типом темперамента демонстрируют замедленную реакцию на раздражители, инертность; проявление эмоций всегда сдержанное, флегматика сложно вывести из состояния равновесия. Мимика, движения и взгляды в большинстве своем безэмоциональны, а лишь информативны.

    Люди с флегматическим темпераментом в меру общительны, ровны в отношениях с другими, необидчивы, малоразговорчивы, не любят вести абстрактные беседы, менять друзей, распорядок жизни и привычки, отличаются социальной пассивностью и являются яркими интровертами.

    Холерический темперамент соотносится с неуравновешенной нервной системой, отличающейся повышенной возбудимостью и преобладанием процесса возбуждения над процессами торможения. Неуравновешенность проявляется в поведении личности, сопряжена с высокой скоростью реакции на раздражители, что проявляется в резких движениях, нетерпеливости, вспыльчивости и необдуманности действий. В то же время личности с холерическим темпераментом обладают выразительными мимикой и жестами.

    Холерики легко вступают в контакт с окружающими, без особых затруднений адаптируются к новым условиям жизни и деятельности. При общении с другими склонны перебивать собеседников, в разговоре захватывают инициативу, горячо отстаивая свои взгляды и позиции.

    Меланхолический темперамент обусловлен слабостью процессов возбуждения и торможения, отсутствием равновесия между ними с преобладанием торможения и повышенной инертностью нервных процессов. Личность с меланхолическим темпераментом характеризуется восприятием даже слабых раздражителей как сильного воздействия, которое способно затормозить деятельность меланхолика вплоть до стрессового состояния.

    Меланхолик отличается замкнутостью и необщительностью. Ему сложно сближаться с людьми, на это затрачивается много времени. В общении ведет себя настороженно, старается быть в «тени», при взаимодействии с новыми людьми смущается и теряется при установлении с ними контакта, застенчив и нерешителен. Для таких людей характерны сдержанная и неуверенная мимика, тихая речь и осторожные, несмелые движения.

    Характер

    Любой человек обладает наиболее выраженными чертами и свойствами, которые более или менее отчетливо проявляются в общении и в деятельности. Устойчивое соотношение таких свойств образует характер конкретного человека.

    Определение

    Характер (с греч. «черта», «печать») – это совокупность устойчивых черт человека, составляющих его индивидуальность и проявляющихся в отдельных психических состояниях, манере поведения, привычках, складе ума, эмоциональных и волевых свойствах. Такая совокупность черт определяет все стороны поведения человека, формирует устойчивое восприятие окружающего мира, других людей, труда, самого себя и выражает индивидуальное своеобразие личности в деятельности и общении.

    Данная совокупность представлена рядом черт, которые классифицируются по группам:

    • группа интеллектуальных черт (гибкость и логичность мышления, восприятие, воображение, наблюдательность, рассеянность и др.);
    • группа нравственных черт (чувство долга, коллективизм, честность, человечность, индивидуализм, лживость и др.);
    • группа эмоциональных черт (жизнерадостность, бодрость, уверенность, уныние, сарказм, пессимизм и др.);
    • группа волевых черт (инициативность, выдержка, самостоятельность, решительность, мужество, целеустремленность, пассивность, трусость, нерешительность и др.);
    • группа черт, связанных с темпераментом (экстраверсия – интроверсия; спокойствие – тревожность; сдержанность – импульсивность; лабильность – ригидность);
    • группа черт, определяющих поступки человека (рациональность, расчетливость, мировоззрение и идеалы).

    Эти черты проявляются в отдельных поведенческих актах, состояниях, привычках, манере поведения и в деятельности. Они выступают в качестве основы активного, целеустремленного, нерешительного или покорно-подражательного и другого поведения, могут составлять сильный или слабый, твердый или мягкий, тяжелый или легкий и другие характеры.

    Способности и задатки

    Свойства личности, зависящие как от врожденных качеств, так и от их тренировки, развития и совершенствования и влияющие на успешность выполнения деятельности человеком, рассматривают при помощи понятия «способности».

    Определение

    Способности – индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности, обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам работы (творчества), однако не сводимые к знаниям, умениям и навыкам.

    В психологии принято выделять:

    • общие способности – способности, определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность ручных движений, способности во взаимодействии с людьми);
    • специальные способности – способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, оперативные и т. д.).

    Предпосылкой развития способностей являются задатки.

    Определение

    Задатки – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

    В заключение необходимо охарактеризовать индивидуальность как последний уровень человеческой организации. Индивидуальность – это такое интегральное свойство человека, которое объединяет все свойства индивида (внешний облик, особенности телосложения) и психические свойства личности (темперамент, характер, способности и задатки), в том числе как субъекта деятельности.

    Основу личности составляет её структура , т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования, в которой традиционно выделяют четыре подструктуры: психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования.

    1. Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические процессы имеют определенное начало, течение и ко­нец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познаватель­ные, эмоциональные и волевые.

    К познавательным процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, представления. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незаме­ченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмо­циональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выде­ляют эмоциональные психические процессы.

    Эмоциональные процессы – личная значимость и оценка внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. К ним относятся: чувства, эмоции, настроения. Эмоции и чувства играют большую роль в жизни и деятельности человека. Они обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности. Чувства представляют собой переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Эмоция – это непосредственное переживание (протекание) какого-либо чувства. Нельзя, например, чувство патриотизма, долга, ответственности за порученное дело считать эмоцией, хотя эти чувства проявляются в психической жизни людей, как поток эмоциональных переживаний.

    Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его дея­тельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют дея­тельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность че­ловека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения челове­ка существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы.

    Волевые процессы. Воля- это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленных целей. Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью. Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

    2. Психические состояния – целостные особенности всех психических процессов, протекающих у сотрудников в данный момент или в какой-либо отрезок времени. Человек всегда находится в каком-нибудь психическом состоянии («спокоен», «взволнован», «заинтересован», «раздражён» и т.п.). Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что характерной об­щей особенностью психических состояний является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими лич­ность человека.

    3. Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

    Ни у кого не вызывает сомнения, что знания предшествуют навыкам. Но вопрос: что раньше: навык или умение? был спорным и следы этих разногласий сохранились и сейчас.

    Психические образования заметно влияют на степень социализации человека в целом . Немаловажную роль играют стереотипы поведения:

    а) культурные стереотипы (как приветствовать других),

    б) социальные стереотипы (образ представителя другой со­циальной группы - пример: образ сотрудника ОВД);

    в) оценочные стереотипы (что хорошее, что плохое).

    4. Психические свойства – устойчивые, повторяющиеся, типичные для данного человека особенности его психической деятельности. Они не только тесно связаны с психическими процессами, но и формируются под влиянием их многократного повторения. Психическими свойствами являются: направленность (потребности, мотивы, цели, убеждения и т.п.), темперамент, характер и способности личности.

    Психический мир человека гораздо многообразней, чем это можно представить схематично. Однако данная структура дает хоть какое-то представление о психике человека. Изучение психики личности представляет для нас интерес как в отношении работы над собой, своими профессионально-психологическими качествами, так и для лучшего понимания других людей, умения находить к ним подход и устанавливать психологический контакт вне зависимости от правового статуса человека.

    Для того, чтобы жить, люди должны удовлетворять различные потребности: в пище, одежде, и многом другом.

    Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Например, человек, испытывающий голод или жажду, ни о чем другом не может думать, как о поисках средств утоления жажды или голода. Или человек, испытывающий нравственную потребность, может не только игнорировать голод или жажду, но жертвовать собственной жизнью.

    Потребности - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.

    Потребность всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Широкую известность получила концепция мотивации поведения человека А.Маслоу.

    А.С. Макаренко в «Книге для родителей» писал: «В самом человеческом желании нет жадности. Если человек пришел из дымного города в сосновый лес и дышит в нем счастливой полной грудью, никто никогда не будет обвинять его в том, что он слишком жадно потребляет кислород. Жадность начинается там, где потребность одного человека сталкивается с потребностью другого, где радость или удовлетворение нужно отнять у соседа силой, хитростью или воровством».

    ПСИХИКА - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную

    действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

    ДУША - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика».

    Психика имеет уникальное свойство - она может отражать окружающий мир. Благодаря этому возможно познание.

    Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.

    ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ характеризуется рядом ОСОБЕННОСТЕЙ:

      Оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность.

      Совершается в процессе активной деятельности.

      Углубляется и совершенствуется.

      Преломляется через индивидуальность.

      Носит опережающий характер.

    Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В тоже время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

    Таким образом, ОСНОВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ ПСИХИКИ являются ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    СОЗНАНИЕ - высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

    СТРУКТУРА ПСИХИКИ:

      ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Виды: познавательные процессы (ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, внимание, речь), эмоционально-волевые (чувства и воля).

      ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА - устойчивые образования, обеспечивающие определённый количественно-качественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Свойства группируются по процессам: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Это направленность личности, темперамент, способности, характер.

      ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ - под этим понимаем определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется впонижении или повышении активности личности. Под влиянием обстановки, хода работы илидеятельности, физиологического состояния человека, времени, словесного воздействиявозникают: устойчивый интерес, творческий подъём, убеждённость, сомнение, апатия,угнетённость, рассеянность и т.д.

      ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

    СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЗАВИСИТ ОТ:

      материальных и духовных условий жизни и деятельности человека.

      формируется в деятельности.

      изменяется в процессе развития общества и человека.

      определяется возрастом.

      зависит от обучения и воспитания.

    6 Тема: Высшая нервная деятельность и психика.

    Живой организм - это сложная система, состоящая из бесконечного ряда частей, связанных друг с другом и с окружающей средой. Его нельзя рассматривать изолированно.

    ВНД одновременно является физиологической (мозг - орган нашего организма) и психической деятельностью, осуществляемая мозгом.

    ДЕЙСТВИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ВНД РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ВСЮ БЕЗ ОСТАТКА, ПСИХИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НА ВСЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.

    Основной механизм деятельности нервной системы животных и человека - РЕФЛЕКС. Это ответное действие нервной системы на раздражение органов чувств.

    В едином звене рефлекса принято различать: чувствующую, двигательную, центральную части.

    Мозг должен получать информацию об этапе протекания и результате, иначе организм был бы оторван от среды, к которой ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ (холод - дрожь) и ИЗМЕНЯЕТ (холод - костёр). Реакция на раздражение зависит от опыта и силы раздражителя.

    Рефлексы (условные и безусловные) осуществляют связь организма с окружающей средой.

    Обеспечивают универсальную ориентировку. Существуют следующие рефлексы:

    УСЛОВНЫЕ рефлексы вырабатываются постоянно в течении жизни.

    БЕЗУСЛОВНЫЕ рефлексы дают организму строго ограниченную программу действий в определённых условиях, даны при рождении (кашель, чихание, глотание, моргание и др.)

    Для образования УСЛОВНЫХ рефлексов нужны два центра возбуждения:

      Центр на раздражитель, вызывающий безусловный рефлекс.

      Центр на нейтральный раздражитель.

    Систему условных нервных связей, в основе которой лежит устойчивое распределение очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга и которая обусловливает относительную устойчивость поведения в данных условиях, Павлов назвал динамическим стереотипом (динамичность - подвижность, изменчивость; стереотипность - одинаковость, устойчивость). Динамический стереотип - результат приспособления организма к повторяющимся, однообразным воздействиям внешней среды. Как только однообразие внешней среды меняется, естественно, должен измениться и старый стереотип, хотя это и происходит с известным трудом. Чем старее и прочнее стереотип, тем упорнее и длительнее он сохраняется, тем труднее его переделывать. Больше того, в некоторых случаях перестройка, ломка старого стереотипа приводят к острым конфликтам и нервным срывам.

    Таким образом, сильный очаг притягивает слабый и усиливает его. Образуется временная связь - условный рефлекс. Относительно устойчивая система условно-рефлекторных связей, выработанных в процессе жизни, называется ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП.

    ВНД основана на тончайшей координации функций коры больших полушарий. Это возможно за счёт взаимодействий процессов возбуждения и торможения. Это два основных процесса, которые протекают в коре головного мозга. Они противоположны по своим действиям.

    ВОЗБУЖДЕНИЕ - активная деятельность коры.

    ТОРМОЖЕНИЕ - прекращение деятельности коры, необходимо для восстановления работоспособности. Возбуждение и торможение подчинено ЗАКОНАМ :

    1. ИРРАДИАЦИИ И КОНЦЕНТРАЦИИ. Иррадиация - способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы. Концентрация - способность нервных процессов ограничивать сферу своего распространения исходным очагом возникновения.

    2. ЗАКОНУ ВЗАИМНОЙ ИНДУКЦИИ. Индукция - возникновение противоположного по знаку нервного процесса вслед за существующим процессом (последовательная индукция) или за его территориальными пределами (одновременная индукция). ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ИНДУКЦИЯ - если первичный процесс - торможение, вслед за которым, по закону индукции возникает возбуждение. ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ИНДУКЦИЯ - если первичный процесс - возбуждение, вслед за которым, по законам индукции возникает торможение.

    Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов, что обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

    Нервная система функционирует как единое целое, тем не менее, определённые функции приурочены к деятельности определённых её областей. НАПРИМЕР: простые двигательные реакции осуществляются спинным мозгом, ходьба, бег - стволом мозга и мозжечком. Сложную психическую деятельность обеспечивает КБП.

    В психической жизни человека особая роль принадлежит ЛОБНЫМ ДОЛЯМ. Поражение лобных долей ведёт к снижению умственных способностей и ряду нарушений в личностной сфере человека. Анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры; слуховых – в височной; осязательных - в теменной и т.д.

    Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности обеспечивает:

      приём внешних воздействий;

      преобразование их в нервный импульс (кодирование) и передача в мозг;

      декодирование и переработка информации, выдача команд в виде импульсов к мышцам, железам;

      приём и передача в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь);

      коррекция повторных действий с учётом данных обратной связи.

    КБП испытывает воздействие разнообразных сигналов, идущих извне, так и из самого организма. И.П. Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов, или сигнальных систем: ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - это разнообразные зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные раздражители, они имеются и у животных, и у человека.

    ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – это реагирование на слова и словосочетания, причем слово выступает в трёх видах: как слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое про себя. Самое важное, что человек реагирует на смысловое содержание, а животные - на звуковую оболочку. У человека обе сигнальные системы неразрывно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. Вторая сигнальная система – продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у животных нет второй сигнальной системы. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА включает три основных блока (А. Р. Лурия):

      ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК поддерживает тонус, необходимы для нормальной работывысших отделов коры (расположен в верхних отделах мозгового ствола).

      БЛОК ПРИЁМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (включает задние отделыобоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры).

      БЛОК, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПРОГРАММИРОВАНИЕ, РЕГУЛЯЦИЮ И КОНТРОЛЬДЕЯТЕЛЬНОСТИ (лобные отделы коры).

    При повреждении функций первого блока внимание становится неустойчивым, появляется безразличие, сонливость; второго блока - потеря чувствительности глубокой (проприоцептивной) и кожной, теряется чёткость движений; третьего блока - приводит к дефектам поведения, изменениям в сфере движений. Нарушение левой височной доли нарушает слуховую память. Человек может хорошо ориентироваться в условиях задачи, устанавливать логические отношения, но не может использовать прошлый опыт. Поражение теменной и затылочной долей - интеллектуальная деятельность остаётся осмысленной, но затрудняется установление временных отношений.

    Поражение лобных долей - возможно, выполнение отдельных логических операций, но невозможно спланировать ход решения задачи, выпадает ориентировочная основа действий.

    Значительная часть коры больших полушарий занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, особенно большого пальца, а так же клетки, связанные с функциями мышц органов речи - губ и языка. Следовательно, в КБП наиболее широко представлены те органы движений, которым принадлежит основная функция в труде и общении.

    Одной из функций коры, обеспечивающей психическое отражение мира, является разложение сложных явлений на отдельные элементы. Эту работу выполняет механизм анализаторов.

    7 Тема: Идеалисты и материалисты о психике.

    ИДЕАЛИСТЫ:

      психика первична по отношению к материи;

      Высший Разум создал вселенную и человека;

      Бог наделил людей бессмертной душой;

      Тело - хранилище души. Душа оказывает решающее влияние на тело. Вселяется с рождением ипокидает его после смерти.

    МАТЕРИАЛИСТЫ:

      психика является продуктом длительного развития материи;

      отрицают наличие души;

      отрицают Высший Разум (Бога); - бытие определяет сознание.

    8 Тема: Развитие психики в животном мире.

    Психика нужна для уравновешивания организма с окружающей средой.

    Существует как бы две истории психики: филогенез и онтогенез.

    ФИЛОГЕНЕЗ - историческое развитие психики, которое охватывает миллионы лет эволюции.

    ОНТОГЕНЕЗ - история развития психики того или иного живого существа от рождения до конца

    ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ (гипотеза А.Н. Леонтьева):

      ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА - характерна для живых существ, обладающих такой психикой, где окружающий мир представлен в виде таких отдельных свойств и элементов, от которых зависит удовлетворение основных жизненных потребностей. Такому уровню отражения соответствует сетевидная нервная система (кишечнополостные) и ганглиозная (узловая) нервная система (насекомые).

      ПЕРЦЕПТИВНАЯ (ВОСПРИНИМАЮЩАЯ) ПСИХИКА - животные, которые находятся на этой стадии развития, отражают окружающий мир в форме образов целостных вещей (т.е. у них есть глаза, уши, нос, язык, кожные ощущения…) и их соотношений друг к другу! Этому соответствует развитие центральной нервной системы (птицы, животные).

    Основные типы целесообразного поведения животных - инстинкт, навык и простейший интеллект.

    ИНСТИНКТ - целесообразное в определённых условиях, но стереотипное, шаблонное поведение, данное при рождении. Инстинкт основан на безусловных рефлексах, вырабатывается в результате накопления и закрепления в ряде поколений, приобретается под влиянием окружающей среды.

    НАВЫК - действие, сформированное путём повторения, характеризуется отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Навык формируется на базе условных рефлексов. Окружающая среда задаёт неожиданные задачи, и для их решения в процессе эволюции возник более совершенный способ приспособления. К врождённым «встроенным в психику» программ, добавляются выученные, основанные на собственном опыте, индивидуальные формы поведения.

    Но выработка навыков очень длительный процесс проб и ошибок. При любом изменении надо обучаться заново. Не успеешь - смерть.

    ПРОСТЕЙШИЙ ИНТЕЛЛЕКТ (рассудочное поведение животных) - простейшая форма мыслительной деятельности, основанная на установлении связей между предметами. Мышление животных заключается не в «думании» и размышлении, а в действиях, то есть мышление можно увидеть в поступках животных.

    Отсутствие второсигнальных временных связей, при помощи которых оформляются мысли, лишает животных возможности предварительно думать и планировать свои действия.

    У животных есть любознательность. Они могут использовать орудия труда, но не могут создавать их.Животные объединяются в общества, где есть иерархия. Необходимость в стадных объединениях, вызванная инстинктом самосохранения, привела к развитию самостоятельной потребности к жизни среди себе подобных, в общение с членами стада. Потребность в общении может быть избирательна.

    3. СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА - характерна животным, которые выделяют в практическойдеятельности особую, ориентировочно-исследовательскую фазу. Способность решать одну и ту жезадачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия.Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Сюда относятся: обезьяны,дельфины, слоны, собаки.

    4. СТАДИЯ СОЗНАНИЯ - характерна человеку как носителю высшей степени развития психики.

    9 Тема: ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

    Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

    В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить ни с материалистической, ни с идеалистической позиции.

    Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

    Рефлексия (по Р.С.Немову) - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе, т.е. посмотреть на себя со стороны.

    Для ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ характерно:

    1.ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ ПОЗНАЮЩИМ СУБЪЕКТОМ, способным мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность, т.е. все это - чувственная ткань - переживание «чувства реальности».

    2.МЫСЛЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, умение человека абстрагировать, т.е. отвлечение от второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном (например: грезы, мечты, фантазии, воображение).

    3.РЕЧЕВАЯ (словесная) ФОРМА СОЗНАНИЯ включает:

    - смысл слова -это специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Например: слово «лето» у всех ассоциируется с теплом, солнцем, жарой, может быть морем и т.д. Но надо отметить, что смысл может быть личностным. Например: учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик считает, что к нему придираются. И такой смысловой барьер может возникнуть в любой ситуации.

    - значения слов - называют то содержание, которое вкладывается в них носителем языка. Или, это общие слова, схемы, карты, чертежи и т.п., которые понятны всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам. Например: дорожные знаки понятны всем жителям Западной Европы, если они путешествуют из одной страны в другую. А также универсальным языком значений является язык искусства-музыки, танца, живописи, театра, архитектуры - здесь сознание представлено в образной форме, а не только в словесной.

    - способность человека к коммуникации , т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Здесь информация об окружающем мире носит объективный характер, т.е. то, что человек знает, видит, понимает, представляет и т.п.

    4.ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ НАЛИЧИЕ ВОЛИ И ВНИМАНИЯ. Воля регулирует и контролирует процесс сознания, а внимание обеспечивает осознанность или осознаваемость предметов или явлений окружающего мира.

    СОЗНАНИЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

    Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга.

    Становление человеческого сознания было длительным процессом органически связанным с общественной (речевой) трудовой деятельностью.

    Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, процессы, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны.

    Бессознательной может быть мотивация действий и поступков. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные зрительные, слуховые ощущения («мне показалось что-то», «послышалось»), а также восприятие. Например: восприятие сигналов, уровень которых находится за пределами наших органов чувств. (25 кадр).

    Также образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости.

    Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мысли человека.

    В настоящее время вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным остается сложным и не решается однозначно.

    Понятие «бессознательного» трактуется по разному представителями разных направлений психологической и философской мысли.

    Открывший бессознательное австрийский психиатр и психолог З.Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам и ценностям. Осознание таких побуждений может нанести травму психике человека. Поэтому психика строит защиту, создает барьер, включает психологические защитные механизмы.

    Сознание и бессознательное по З.Фрейду находятся в постоянном конфликте. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, описках и т.д.

    Сознание следует отличать от осознаваемости предметов, явлений. Во-первых, в каждый момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во- вторых, помимо осознаваемого, сознание содержит то, что не осознается, но может быть осознанно в любой момент при постановке специальной задачи. Например: если человек грамотен, он пишет автоматически, не задумываясь. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осознанными.

    Явления нашей психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознаны в любой момент, называются ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫМИ (предсознательными)

    БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ–такое содержание психики, которое ни при каких условиях не может быть осознано (переживания, отношения, чувства, эмоции и т.д.).

    В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

    Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его повелении, в его поступках.

    3.4.1. Характер в структуре личности. Группы черт характера

    Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент. является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика – в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм – чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой – трудолюбие как черта характера.

    Характер человека многогранен и многообразен в своих проявлениях. Вместе с тем он целостен. Целостность достигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами. Черт характера очень много (св. 1,5 тыс. слов в «Словаре Ожегова»), их можно условно разделить на несколько блоков или групп, которые отражают отношение человека к разным сторонам жизни (рис. 3.10).

    Рис. 3.10. Основные группы черт характера: коммуникативные,

    трудовые, самооценка и волевые

    П
    ервая группа. Прежде всего, это качества, в которых выражаются убеждения, идеалы, направленность, это общественный смысл всех других черт характера. В них проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Эти черты можно назватькоммуникативными , к ним относятся патриотизм, коллективизм, доброта, общительность, чуткость, вежливость, тактичность, преданность, честность, правдивость, искренность и др., отрицательные - эгоизм, черствость, лживость, лицемерие...

    Следующая группа – это качества, в которых отражается отношения человека к самому себе, (самоуважение, самопринятие, самообвинение, самокритичность, скромность, гордость, эгоизм…), что выражается всамооценке : завышенной, заниженной, адекватной.

    Т
    ретья группа – отношение человека к труду, результатам своего труда (трудолюбие, инициативность, настойчивость, аккуратность, ответственность, безразличие, лень, безответственность и т.п.). Эти качества называются деловыми .

    Иногда психологи выделяют группу черт характера, которые показывают отношение человека к вещам, тогда говорят об аккуратности, бережливости, щедрости, скупости, неряшливости, небрежности, педантичности и др.

    Особое место занимаютволевые черты. Волю называют основой характера, ее становым хребтом (стремление добиваться успехов, настойчивость, упорство и др.) Воля – это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей.

    Любое волевое действие имеет сложную внутреннюю структуру.

    Воля обнаруживается не только в активных действиях и поступках. Воля проявляется и в умении сдерживать себя, затормозить нежелательные действия. Здесь говорят о выдержке, терпении, самообладании.

    В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

    Существует и другие подходы к определению структуры характера, так в рамках одного из них черты личности человека подразделяют на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

    Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

    Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

    Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

    В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

    Последние материалы сайта