Лечение аллергии. Устранение аллергических реакций Техника нлп быстрое лечение аллергии

20.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
21.11.2013 Данная статья описывает два любопытных случая работы с аллергией.

Случай №1. На одном из занятий на курсе «НЛП-Практик» участница обратилась с жалобами на сильную аллергию. Заболевание находилось в острой фазе. Все симптомы аллергии были заметны: лицо в значительной степени отёчно, ассиметрично, глаза красные, слезятся, сильные выделения из носа. Из истории заболевания было выяснено, что в течение последних пяти лет её беспокоят весенние приступы аллергии на тополиный пух. Было решено провести технику «Быстрое излечение от аллергии». Из литературы было известно, что на высоте аллергического процесса не рекомендуется проводить эту технику по причине сильного якорения негативного состояния. Однако групповая динамика показывала, что необходима демонстрация высокоэффективных НЛП-технологий. Участники ждали, что тренер, обладающий соответствующей квалификацией, сможет быстро помочь. В случае эффективной помощи усиливался бы авторитет, а в случае отсутствия эффекта - снижение доверия к техникам (мнение из разговора участников группы).

Технику проводили у окна, из которого был виден двор с большим количеством тополиного пуха, что служило хорошей наглядной демонстрацией. Делались стандартные шаги техники «Быстрое излечение от аллергии», в качестве контрпримера клиентка выбрала пух одуванчиков. Особенность проведения техники был в том, что тополиный пух был в реальности, а пух одуванчиков - только в воображении. После завершения всех шагов техники была проведена подстройка к будущему, которая показала положительный результат. После этого было решено провести поведенческий тест с реальным тополиным пухом. Находясь в глубоком раппорте, клиент вышел на улицу. В легком трансовом состоянии была произнесена следующая фраза: «Ты видишь этот пух, и твоя иммунная система знает, как правильно реагировать на это безобидное вещество - тополиный пух. Возьми его немного в руки и обрати внимание, что иммунная система правильно реагирует на него. Возьми больше… А теперь иди по аллее и ногами поднимай пух вверх и дыши свободно… И обращай внимание, что по мере ходьбы исчезает насморк, слёзотечение…» Через 50 минут участница пришла в группу совершенно здоровой: исчезла ассиметрия лица, отёчность и все прежние признаки аллергии. Группа подарила заслуженные аплодисменты. В последующем аллергии у участницы больше не проявлялось (катамнез 10 лет).

В этом случае удивительно то, что так быстро прошли все клинические признаки аллергии.

Случай №2. Женщина 60-ти лет, участница курса «НЛП-Практик», обратилась на занятиях с жалобой на аллергию к клубнике. Клубники в то время ещё не было, просто тема текущего блока была «Аллергии». Была проведена стандартная техника «Быстрое излечение от аллергии» с соответствующей экологической проверкой. Подстройка к будущему показала положительный результат. Через несколько месяцев эта же участница опять обратилась с жалобой на наличие у нее аллергии на клубнику. В такой ситуации (полное отсутствие эффекта техники) была детально и тщательно проверена экология изменений и наличие вторичных выгод. И тут обнаружилась вторичная выгода болезни: её дети (уже взрослые) очень часто просили её делать прополку клубники, а у неё гипертоническая болезнь, и ей приходилось длительно работать в наклонном положении. При этом значительно усиливались головные боли и поднималось артериальное давление. Тогда было решено провести технику «Быстрое излечение от аллергии» только на клубнику, но оставить на само растение, которое надо было пропалывать. Техника была проведена эффективно, с хорошим результатом. Аллергия на ягоду больше на беспокоила.

Данный случай достаточно ярко демонстрирует удивительные способности мозга управлять состоянием здоровья организма, причем избирательно!

Борисов В.А., тренер НЛП, гештальт-терапевт.

Фомченко Ю.А. Врач, кандидат медицинских наук, тренер НЛП и психосинтеза.

По мнению иммунолога Майкла Леви (Dr. Michael Levi) аллергия аналогична «фобии» иммунной системы. В 50-х годах XX века Леви был удостоен награды Международной ассоциации здравоохранения за исследования, продемонстрировавшие тот факт, что вирусы являются инфекцией. После многолетних исследований иммунной системы Леви пришел к выводу, что, когда у человека развивается аллергия, его иммунная система по сути дела формирует своего рода фобическую реакцию на определенные вещества и затем всякий раз в их присутствии приходит в паническое состояние.

Симптомы аллергии оказываются следствием такого рода фобической реакции. Леви также утверждает, что другие формы аллергии похожи на «раздражение» иммунной системы, т.е. иммунная система как бы приходит в ярость, потому что о ней не заботились должным образом или же она была настолько утомлена, что пришла в возбужденное состояние, когда взрослый человек или ребенок оказались чем-то раздражены.

Точно так же, как мы сами учимся и приобретаем эмоциональные реакции, наш организм учится и приобретает иммунные реакции. Тот факт, что такие смертельные болезни, как оспа и полиомиелит в конечном итоге исчезли с лица земли, еще раз подтверждает, что иммунная система способна учиться.

Основная проблема при работе с аллергией заключается в том, чтобы научить иммунную систему новой реакции. У иммунной системы есть два основных механизма борьбы с инородными телами, попавшими в наш организм - пассивный и активный. Пассивная реакция иммунной системы осуществляется главным образом макрофагами - белые кровяные тельца, которые просто поглощают и переваривают инородные тела. Слово «макрофаг» буквально означает «большой пожиратель».

Активная реакция иммунной системы осуществляется Т-киллерами - клетками, которые атакуют и разрушают инородные тела. Цель пассивной реакции иммунной системы заключается в том, чтобы удалять из организма неживые материалы. Активная же реакция иммунной системы имеет своей целью атаковать и разрушать живые клетки, такие как бактерии, которые представляют собой угрозу для организма. В случае попадания в организм вирусов активная реакция заключается в нападении на клетки самого организма.

В случае аллергии иммунная система совершает ошибку, которая состоит в том, что она начинает реагировать на безвредное инородное вещество точно так же, как если бы это был вирус. Наподобие фобии, иммунная система начинает паниковать и приходит в такое возбужденное состояние, что начинает нападать на собственный организм, хотя никакая опасность ему не грозит. В некотором смысле это напоминает реакцию типа: «Я вам покажу! Я просто взорву себя!»

Задача лечения аллергии заключается в том, чтобы снова научить иммунную систему использовать пассивную, а не активную, защиту в ответ на воздействие инородных тел - своего рода физиологический рефрейминг.

Подобно фобии аллергия представляет собой условный рефлекс. Исследования показали, что аллергию можно сделать условным рефлексом у морских свинок с помощью процедуры, аналогичной той, которую использовал Павлов в своих экспериментах над собаками (Russel, Dark, et al, 1984).

Исследователи распространяли запах перечной мяты в клетках с морскими свинками и одновременно делали им инъекции, которые вызывали у них активную реакцию иммунной системы. После пяти повторений через непродолжительные промежутки времени, исследователи снова помещали в клетку источник запаха перечной мяты, но на этот раз уже не делали инъекцию вредного вещества. Анализ крови морских свинок показывал, что они полностью воспроизводили ту иммунную реакцию, которая возникала у них после инъекции. Другие исследования (Ader & Cohen, 1981) показали, что у крыс тоже можно вызвать условный рефлекс подавления иммунной реакции.

В психонейроиммунологии сделано много открытий, позволяющих понять, как наш мозг управляет иммунной системой. Стресс и эмоциональные реакции изменяют химический состав крови, который оказывает влияние на функционирование иммунной системы. Но как было показано, иммунные клетки реагируют на те же самые химические вещества, с помощью которых мозг и нервные клетки устанавливают связь между собой.

Основная предпосылка психонейроиммунологии (которую разделяет и НЛП) состоит в том, что иммунные реакции, такие как аллергические реакции, могут изменяться под влиянием психологических факторов. Известен пример такого влияния, замеченный в конце девятнадцатого века и описанный психиатром по фамилии Мак-Кензи (MacKenzie, 1886), который лечил женщину, у которой была сильная реакция на розы. В его офисе стоял букет искусственных роз, и к его удивлению пациентка, не подозревавшая, что розы были не настоящими, при виде их продемонстрировала все признаки аллергической реакции. Это означает, что наша автономная нервная система (и даже иммунная система) реагирует в равной степени как на мысленные представления и ожидания, возникающие внутри центральной нервной системы, так и на стимулы, идущие от окружающего нас мира.

Определенно, иммунная система способна учиться очень быстро. Известно, что аллергии могут возникать и исчезать спонтанно и практически мгновенно. У пациентов с множественными личностями аллергия может беспокоить одну личность и совсем не проявляться у другой. Часто люди просто «перерастают» некоторые аллергические реакции. Клетки, участвующие в формировании активной иммунной реакции, производятся в нашем костном мозге со скоростью около 80 миллионов клеток в минуту. Поэтому, как только процесс переобучения иммунной системы будет завершен, результаты проявят себя незамедлительно.

Известно, что аллергия, как и фобия, иногда поддается лечению с помощью процедуры десенсибилизации. Но, как и в случае с фобией, процесс такого лечения обычно занимает много времени и зачастую не приводит к желаемому результату.

С использованием модели и технологий НЛП этот процесс десенсибилизации можно значительно ускорить. С точки зрения НЛП ключевыми вопросами здесь являются следующие: «Какие психологические факторы оказывают влияние на аллергию?» и «Можно ли научиться управлять этими факторами и можно ли научить человека управлять реакциями своего организма, в частности, реакцией своей иммунной системы, связанной с аллергией?» В поисках ответов на эти вопросы Роберт Дилтс разработал методику лечения аллергии с помощью НЛП, получившую широкое распространение.

Следуя предположению доктора Леви о том, что аллергия представляет собой своего рода «фобию» иммунной системы, Дилтс реконструировал знаменитый прием «десятиминутного» лечения фобии, разработанный основателями НЛП Бендлером и Гриндером. Известно, что с помощью этого приема можно за очень короткое время значительно ослабить фобическую реакцию пациента. Дилтса заинтересовал вопрос, а нельзя ли разработать аналогичный процесс и для лечения «фобии» иммунной системы, отвечающей за аллергическую реакцию.

Занимаясь разработкой новых методов био-обратной связи в рамках проекта NeuroLink, Дилтс создал методику лечения аллергии. Эта методика в некотором смысле похожа на методику лечения фобии, разработанную в НЛП. Но в некоторых моментах она существенным образом отличается.

Аналогично методике лечения фобии, например, процесс лечения аллергии включает в себя формирование диссоциированного состояния. Это значительно ускоряет процесс десенсибилизации. Оказывается, фобия, так же как и аллергия, возникает в результате так называемого «ожидания реакции» - процесса, подразумевающего тесную связь между телом и мозгом. То же самое ожидание реакции лежит в основе эффекта плацебо. Люди часто могут вызвать симптомы аллергической реакции силой своего воображения, как продемонстрировала пациентка доктора Мак-Кензи (MacKenzie), у которой была аллергия на розы. С этой точки зрения симптомы аллергии могут оказаться результатом своего рода отрицательного эффекта плацебо.

С точки зрения НЛП ожидание реакции зависит от того, насколько полно человек мысленно представляет себе ожидаемую реакцию. Такая полнота представления складывается из субмодальных качеств внутренних представлений, которые человек создает в связи с ожидаемой реакцией.

Дилтс просил людей, страдающих аллергией, рассказать о том, какое влияние оказывает на симптомы их мысленное представление аллергена. Дилтс заметил, что определенные качества визуального представления стимулов, вызывающих аллергическую реакцию, могут вызывать физическую реакцию, связанную с аллергией. Он исследовал, как различные качества мышления о стимулах, вызывающих аллергическую реакцию, влияют на автономные реакции пациента, которые он измерял и записывал с помощью прибора био-обратной связи NeuroLink.

Например, если у человека была аллергия на сигаретный дым, его просили представить себе дым и обратить внимание на те реакции, который вызывает образ дыма в его организме. После этого его просили представить себе, что дым постепенно приближается и, наконец, окружает его со всех сторон, и заметить, как это изменяет его реакции. Затем человека просили начать удалять воображаемый аллерген (вещество, вызывающее аллергическую реакцию) и отметить, как увеличение воображаемого расстояния до этого вещества влияет на физиологические реакции. Исследовались и такие параметры, как размер, цвет и форма зрительного образа, до тех пор, пока люди не начинали ощущать, что они могут в некоторой степени оказывать влияние на свои физиологические реакции.

Суть метода лечения аллергии состоит в нахождении подходящего «контрпримера» и в проверке вторичных выгод, связанных с аллергической реакцией. Контрпример имеет отношение к той ситуации или контексту, в котором человек мог бы или должен был бы проявить аллергическую реакцию, но не проявляет ее.

В общем случае контрпримером может служить вещество, очень похожее на то, которое вызывает аллергическую реакцию, но по отношению к которому человек не проявляет аллергическую реакцию.

Опираясь на свои исследования в области иммунологии, Дилтс решил выбрать контрпример в качестве средства «перепрограммирования» иммунной системы. Оказалось, что контрпример представляет собой один из тех естественных механизмов, которые лежат в основе работы иммунной системы. Например, Эдвард Дженнер (Edward Jenner) (1749 – 1823) воспользовался контрпримером во время поиска первой действующей вакцины против оспы. Имея широкую врачебную практику в сельской местности Англии, Дженнер (Jenner) заметил, что доярки, болевшие коровьей оспой в относительно слабой форме, позднее оспой уже не заболевали. Дженнер (Jenner) сделал вывод, что носитель оспы должен иметь некоторое структурное сходство с носителем коровьей оспы, и поэтому после того, как человек переносил коровью оспу, его иммунная система приобретала способность распознавать оба этих носителя. В 1796 году он поставил восьмилетнему мальчику прививку, использовав для этого жидкость, извлеченную из пустулы коровьей оспы, и у мальчика развилась коровья оспа. Через несколько недель Дженнер (Jenner) привил этому мальчику оспу, но эта болезнь не получила развития. Дженнер (Jenner) продолжил использовать вакцину коровьей оспы, и этот метод лечения оспы распространился во всем мире, к 70-м годам XX века совершенно вытеснив эту болезнь.

Успех Дженнера (Jenner) показал, что иммунная система способна учиться и распознавать существенные особенности попавшего в организм вещества, а также распространять выработанную на это вещество реакцию на все подобные ему вещества. Дилтс решил, что если уж иммунная система смогла выработать подходящую реакцию для борьбы даже с вирусом-убийцей, то аналогичным образом она смогла бы научиться справляться и с менее серьезными проблемами, такими как аллергия.

Сначала Дилтс экспериментировал с людьми, которым успешно удавалось ходить по раскаленным углям, не обжигая при этом ступни ног (в 80-х годах XX века хождение по углям получило широкое распространение благодаря Энтони Роббинсу (Anthony Robbins)). Дилтс предположил, что эти люди не получали ожоги потому, что входили в определенное состояние ожидания реакции, в котором они могли выборочно подавлять некоторые реакции иммунной системы.

Вслед за Расселом (Russel), Дарком (Dark), Адером (Ader) и Когеном (Cohen) Дилтс воспользовался разработанными в НЛП техниками якорения, чтобы сформировать прочную связь между состоянием «углехождения» и внешними стимулами. Эти стимулы можно было затем связать с аллергеном, чтобы ускорить процесс десенсибилизации. Дилтс обнаружил, что это состояние, закрепленное якорем в определенных условиях, можно использовать для того, чтобы помогать людям легко избавляться от аллергических реакций.

Однако людей, испытавших в своей жизни такие переживания, не так уж и много. И Дилтс нашел, что вместо этих переживаний можно взять другие контрпримеры, чтобы добиться необходимых изменений в ожидаемой реакции. Например, люди могут выявлять некоторые вещества, которые потенциально являются даже более «вредными», чем то, которое вызывает у них аллергию, но на эти вещества их организм усвоил более подходящую иммунную реакцию. У некоторых бывает аллергия на парфюмерию, но не на газолин, например. У других бывает аллергия на ту или иную пищу, и при этом стойкая иммунная реакция на вредные вирусные инфекции.

Такого типа примеры указывают на то, что иммунная система способна защищать организм и без проявления аллергических реакций.

Еще один объект пристального внимания в исследованиях Дилтса связан с выявлением позитивных или вторичных выгод, которые имеют отношение к аллергической реакции и должны быть сохранены при изменении аллергической реакции. Иногда поддержание аллергической реакции служит хорошим оправданием тому, чтобы не заниматься теми или иными вещами или избегать определенных ситуаций и столкновений. В других случаях люди опасаются, что без аллергической реакции они окажутся беззащитными под воздействием некоторых веществ или перед лицом определенных ситуаций, которые могут на самом деле оказать на них более пагубное воздействие, чем аллергия. Люди с аллергией на табачный дым могут даже верить в то, что не будь у них такой аллергии, они могли бы сами начать курить сигареты.

Порой аллергия оказывается единственной причиной, заставляющей людей отдыхать или обращать внимание на свое здоровье. Она может служить напоминанием о том, что пора позаботиться о самом себе. Часто аллергия служит сигналом о том, что человек находится в состоянии сильного эмоционального или физического напряжения. Бывают даже люди, которые просто боятся взять на себя ответственность, связанную с пониманием того, что их собственное здоровье так сильно зависит от них самих.

В отдельных случаях, если аллергия была у отца, матери или какого-нибудь другого человека, имевшего в жизни носителя аллергической реакции особое значение, этот человек может подсознательно считать, что сохранение аналогичной аллергической реакции может служить способом поддержания связи с этим важным для него человеком («связи времен», «преемственности»).

Цель выявления подобных позитивных намерений и вторичных выгод заключается в том, чтобы помочь человеку расширить разнообразие доступных ему вариантов поведения в таких ситуациях. Один из основополагающих принципов НЛП состоит в том, что экологическое изменение осуществляется путем добавления новых вариантов выбора, а не путем запрета уже существующих. Прежде чем человек будет готов изменить аллергическую реакцию, ему может оказаться необходимым научиться по-новому справляться с некоторыми жизненными ситуациями.

Поиск этих новых вариантов поведения аналогичен тому изменению, которое необходимо совершить иммунной системе. Помните о том, что аллергия зачастую оказывается результатом ошибки, допущенной как мозгом, так и иммунной системой. Организм считает, что в него внедрилось нечто такое, что на самом деле не представляет никакой опасности. А иммунная система вырабатывает условный рефлекс, пытаясь защитить организм от вещества, не наносящего никакого вреда.

Дым, кошачья шерсть, пыльца и пища, на которые люди реагируют аллергией, не внедряются в наши клетки подобно вирусам. Просто иммунная система начинает думать, что организм подвергся атаке, и она начинает бороться с клетками собственного организма. А симптомы аллергии возникают в результате того, что иммунная система разрушает здоровые клетки организма, пытаясь защитить себя от внешнего вторжения, которого на самом деле нет.

Дилтс заметил, что многие аллергии возникают в те моменты жизни человека или в таких условиях, которые имеют психологическое сходство с теми ситуациями, когда иммунная система оказывается сбитой с толку. Иммунная система является физиологическим эквивалентом психологической я-концепции. У многих людей аллергия возникает в переломные моменты их жизни, когда изменяются их представления о самих себе. В такие моменты человек может чувствовать, что его представления о собственном «я» оказались под угрозой или испытывают вызов со стороны внешних обстоятельств. В этих случаях аллергия может развиться как отражение психологической угрозы и возникшего в результате этого стресса. Например, аллергии, имеющие отношение к астме, часто связаны травмирующими переживаниями.

Чтобы справиться с такими ситуациями, необходимо помочь человеку разорвать связь с такими травмирующими переживаниями. С помощью таких техник НЛП, как «Изменение личностной истории», «Рефрейминг» и «Реимпринтинг», можно помочь человеку понять, что его личность изменилась и стала уже другой, не такой, как в тех обстоятельствах. И человек сможет найти новые представления и способы поведения, которые помогут ему научиться по-другому справляться с жизненными ситуациями и со своими реакциями на кризис или опасность, точно так же, как организм сможет научиться формировать новые реакции на старые стимулы. Человек может представить себе, как по-новому он будет реагировать, если возьмет все свои нынешние знания, ресурсы и способности в те ранние ситуации, в которых возникала аллергическая реакция.

Объединив в одну простую технику диссоциированное состояние, ожидание позитивной реакции, контрпримеры и новые варианты поведения, позволяющие сохранить позитивные намерения и вторичные выгоды, Дилтс обнаружил, что он может эффективно помогать людям и изменять практически любую аллергическую реакцию. В большинстве случаев люди отмечали полное избавление от старых симптомов. Дилтс начал свои исследования в 1985 году, разработав специальные методики для людей с различными типами аллергии. В 1987 году была разработана общая методика лечения аллергии, использующая комбинацию якорей. С тех пор в практику вошли различные вариации этой методики, в том числе прием, опирающийся на различие фона и переднего плана. Другие значительные изменения были внесены Тимом Халлбомом (Tim Hallbom) и Сьюзи Смит (Suzi Smith), вместе с которыми Дилтс написал книгу «Убеждения: пути к здоровью и благополучию» (1990). Применение этой методики обычно требует около 20-30 минут, но прием может быть выполнен и за 10 минут.


Попросите партнера представить себе или вспомнить ситуацию, в которой он оказывался в контакте с тем веществом, которое вызывает у него аллергическую реакцию. Предложите ему начать вспоминать эту ситуацию ровно до тех пор, пока он не почувствует легкий дискомфорт, связанный с аллергией. Чем больше физиологических изменений, связанных с проявлением этого симптома, вам удастся заметить, тем лучше - в особенности тех физиологических изменений, которые нельзя вызвать сознательно (например, увлажнение глаз, покраснение кожи, кашель, затрудненное дыхание, напряжение в области гортани и т.п.).

Исследуйте, какие субмодальные изменения усиливают, а какие ослабляют этот дискомфорт.

Закрепите якорем (Я 1) диссоциированное состояние. Для этого можно попросить партнера «откинуться назад на спинку стула, приподнять голову и глаза и представить себе толстую стену из прозрачного стекла, защищающую вас от воздействия того вещества, которое вызывало у вас аллергическую реакцию. Вообразите, что вы мысленно покидаете свое тело, поднявшись вверх и немного назад, и теперь можете видеть самого себя чуть ниже прямо перед собой, как будто вы видите себя, сидящего в зрительном зале, глядя в этот зал из проекционной будки». Поставьте якорь, когда увидите, что дыхание вашего партнера стало ровным и спокойным, взгляд расфокусировался а мышцы лица расслабились.

Установите якорь желаемого состояния (Я 2), в котором партнер хотел бы находиться в присутствии того вещества, которое вызывало у него аллергическую реакцию.

Помогите партнеру сформировать позитивное «ожидание», предложив ему как можно более отчетливо и полно представить себе, как он хотел бы чувствовать себя в присутствии этого вещества, и попросив его как можно более полно ассоциироваться с этим состоянием. Для формирования новой реакции могут оказаться полезными те субмодальности, которые вы обнаружили на первом шаге. Закрепите якорем то состояние, которое возникает у партнера в присутствии веществ-контрпримеров (Я 3).

Попросите его ассоциироваться с той ситуацией, когда он оказывался в непосредственном контакте с таким веществом, которое по самым различным параметрам похоже на то, которое вызывало у него аллергическую реакцию, но само такой реакции не вызывает. Например, у вашего партнера может быть аллергия на табачный дым и никакой реакции на дым костра или фимиама, или же у этого человека аллергию могут вызывать только определенные кошки, но не все кошки, либо на кошек есть реакция, а на собак нет.

Полезно также найти такое вещество, которое потенциально может оказаться даже более «токсичным», чем то, которое вызывает аллергическую реакцию, но на присутствие которого организм вашего партнера выработал более спокойную иммунную реакцию. Например, у некоторых людей аллергия на косметику, при этом они спокойно реагируют на запах бензина. Это демонстрирует тот факт, что иммунная система может надежно защищать организм без всякого проявления аллергических симптомов. Когда вы будете ставить якорь, убедитесь в том, что ваш партнер демонстрирует вполне подходящую реакцию (например, сухие глаза, спокойное, ровное дыхание, нормальный цвет кожи и т.п.).

Проверьте наличие всевозможных вторичных выгод или экологических целей, связанных с аллергической реакцией. Самым распространенным примером можно считать случай, когда аллергическая реакция на табачный дым служила своего рода защитой от курильщиков. Если в прошлом аллергическая реакция была связана с астмой, было бы неплохо помочь человеку вспомнить самый первый приступ астмы/аллергии и с помощью реимпринтинга, рефрейминга, изменения личностной истории или установленных вами трех якорей добавить ему необходимых ресурсов.

Восстановите якорь на диссоциированное состояние (Я 1) и предложите партнеру представить себе, что рядом с ним оказалось вещество, которое ранее вызывало у него аллергию. Затем одновременно воспроизведите якоря на желаемой состояние (Я 2) и на реакцию на вещества-контрпримеры (Я 3). Удерживайте эти якоря достаточно долго и убедитесь в том, что новая физиологическая реакция ассоциировалась с этой ситуацией, полностью вытеснив аллергическую реакцию. Начните с небольшого количества аллергена, а затем постепенно увеличивайте это количество вещества, с которым вступает в воображаемый контакт ваш партнер, следя за тем, чтобы этот контакт не вызывал у него признаков аллергической реакции.

На каждом шаге начинайте с воспроизведения якоря на диссоциированное состояние (Я 1), а затем одновременно воспроизводите якорь на желаемое состояние и якорь на реакцию на вещества-контрпримеры (Я 2 +Я 3). Для усиления новой реакции вы можете также воспользоваться теми субмодальностями, которые вы исследовали на первом шаге. Ваш партнер должен иметь четкое представление о том, когда и какое количество вещества будет участвовать в испытаниях.

Базовый метод избавления от аллергии к настоящему времени прошел уже тысячи испытаний в клинических условиях и на тренингах и оказался эффективным в работе с самыми разнообразными видами аллергии. В их число входят и аллергии на табачный дым, пыльцу, парфюмерию и т.п., и аллергии на различные виды пищи, и даже случаи с астмой. В исследовании, проведенном в Солт-Лейк-Сити (Халлбом и Смит, 1987), например, этот метод был применен в работе с 32 пациентами, страдавших от самых различных видов аллергии, включая аллергию на пыльцу, дым и пищу. У всех, кроме троих было отмечено немедленное ослабление симптомов. На самом деле у большей части пациентов аллергическая реакция полностью исчезает сразу после применения метода.

Следующая демонстрация была проведена в Национальной Ассоциации на Национальной Конференции по Нейро-Лингвистическому Программированию в Чикаго, штат Иллинойс, в 1988 году.

Сюзи: Хорошо, Линда. Вы говорите, что у вас аллергия на сено и траву.

Линда: Да. Меня проверял аллерголог, и я знаю, самой худшей для меня является трава тимофеевка, даже когда косят газон, меня это беспокоит. У меня есть лошадь, поэтому иметь аллергию на сено весьма неудобно.

Сюзи: Я могу представить. Если бы у нас был пучок скошенной травы тимофеевки в этой комнате прямо сейчас, что бы с вами происходило?

Линда: Сначала я бы отекла и почувствовала сухость во рту, потом бы ощутила зуд на небе во рту, а потом бы у меня покраснели и начали слезиться глаза.

Сюзи: Так, ради проверки представьте, что трава прямо сейчас здесь. Что у вас…

Линда: (Входит в реакцию и смеется.)

Сюзи: Ладно (Аудитория смеется.) Стоп! Стоп! Мы только хотели калибровать.

(Группе): Она только что продемонстрировала одно из интересных явлений, связанных с аллергией. Люди могут дать реакцию, только подумав о том, что они находятся в присутствии аллергена! Вот история, которая произошла в начале века с врачом по имени Маккензи, лечившим женщину, у которой была сильнейшая аллергическая реакция на розы. Он обнаружил, что если он покажет этой женщине очень натурально выглядевшую искусственную розу, у нее все равно будет сильнейшая реакция2. Линда также показывает нам силу ума. Только думая о траве тимофеевке, она готова дать реакцию, которая у нее обычно бывает.

(Линде): Как быстро вы получаете эту реакцию? Кажется, совершенно моментально, правда? Если на вас воздействовать какое-то время, станет хуже.

Lynda: It’s immediate, and as long as the allergen is histamine, which creates the runny noses, itches and other things that go along with hay fever.

Если сделать вывод, что иммунная система совершила ошибку относительно того, что опасно, и промаркировала вещества, которые приведут в действие активную часть иммунной системы. Стоит только раз допустить эту ошибку, и клетка в теле закодирована, а иммунная система будет моментально приводиться в действие всякий раз.

Мы можем поблагодарить нашу иммунную систему за такую работу. Только раз простудный вирус или бактерии были промаркированы, и иммунная система будет действовать в ответ на опас-‘ ность. Однако, не очень приятно, когда она начинает действовать, когда опасности нет.

(Линде): Раз ваша иммунная система научилась этому так быстро, значит она очень обучаема. Сейчас мы хотим научить ее новому ответу. Мы хотим показать ей, что ответ, который у нее сейчас, ей не нужен. Мы хотим показать более подходящий ответ. Мы скажем вашей иммунной системе: «Не этот ответ, вот этот ответ. (Жестикулирует разными руками.) Не этот этот.» Это просто дело переобучения.

(Группе): Мы хотим провести экологическую проверку, прежде чем мы начнем.

(Линде): Если бы у вас не было такой реакции на сено и траву, какой бы была ваша жизнь? Какое значение это бы для вас имело?

Линда: Ну, последние 10 или 15 лет это уменьшалось. Поэтому, я думаю, что продолжало высвобождать энергию. Как будто этой части не хватает. Мусора.

Сюзи: Не могло бы это иметь каких-либо отрицательных последствий? Есть ли какая-нибудь причина, что вам не стоит от этого отказываться?

Линда: Нет, я никаких причин придумать не могу.

Сюзи: Я имею в виду, это не то, чтобы вы хотели все свое время проводить со своими лошадьми, а другое бы проходило в стороне.

Линда: (Смеясь) Нет. Это не ограничит количество времени. Я этого не допущу. If I leave the situation, my symptoms subside.

Линда: Это моментально, и пока аллерген находится рядом, реакция будет проявляться, пока я не начну медитировать. Если я уйду от ситуации, мои симптомы утихнут.

Сюзи: С каких пор это для вас проблема?

Линда: (Пауза.) Где-то лет с 11 или 12.

Сюзи: Значит, вы с этим связаны долгое время, большую часть вашей жизни.

Я не знаю, знаете ли вы, как работает иммунная система; это действительно очень интересно. С алергией происходит то, что ваша иммунная система слишком сильно реагирует и становится сверхактивной.

У нее есть ряд разных клеток с разными функциями. Макрофаг - это клетка, которая обычно отвечает за сено, траву или пыль (безвредные вещества), которые вы вдыхаете. Эти клетки - «уборщики». Они выглядят, как осьминог с длинными щупальцами, которые достигают и проглатывают все, что является чужеродным веществом и что может проникнуть в тело.

Когда макрофаг встречает вирус, часть его он проглатывает, а часть выставляет сверху, как флаг. Это почти флаг победителя, потому что его держат сверху, чтобы вызвать тревогу у основной иммунной системы, потому что тело подверглось вторжению.

Этот флаг предупреждает Т-клетки, готовые помочь, о возможной опасности. Их работа - сделать, чтобы ниши на поднятой стороне флага соответствовали нишам у них с боков, которые маркируют вещество, как опасное. Если есть совпадение, они прилипнут к веществу и моментально пошлют сигнал о помощи к Т-клеткам-убийцам. Т-клетки-убийцы приносятся, готовые бороться. Они прибывают туда, где поднят флаг, и взрывают вирус с помощью химической инъекции.

Линда: Они взрывают какие клетки?

Сюзи: Они взрывают клетки, которые находятся на том месте, где макрофаг держит флаг. Это прекрасно срабатывает, если у вас там вирус или бактерии, но с аллергией Т-клетки-убийцы атакуют ваши здоровые клетки. Одно из химических веществ выделяемых при взрыве клеток-гистамин, который вызывает насморк, зуд и другое, сопровождающее сенную лихорадку.

Сюзи: Однажды, когда мы с Тимом проводили этот процесс с парнем, у которого была аллергия на траву, мы получили другой ответ, когда задали этот вопрос. Он сказал: «Ой! Тогда мне бы пришлось косить газон! Сейчас это приходится делать моей жене!»

(Группе): В этот момент мы хотим убедиться, что мы можем иметь дело со вторичной выгодой. Например, вы можете встретить ребенка, у которого аллергия или астма и которому из-за этого уделяется много времени. В таком случае вам нужно помочь этому ребенку научиться привлекать внимание без астмы или аллергии.

Кажется, для Линды нет серьезных экологических вопросов, чтобы отказаться от этой аллергии; ни в том, что она говорит, ни в какой-либо невербальной неконгруэнтности.

(Линде): Как выглядит сено или трава, рядом с которыми вы можете находиться, и с которыми ваше тело не ошибается? Есть ли какой-нибудь вид травы, зеленой травы?

Линда: А как насчет домашних растений?

Сюзи: Хорошо. С любыми видами зеленых домашних растений вы чувствуете себя прекрасно? Другими словами, ваша иммунная система насчет них не ошибается?

Линда: Да. Я себя прекрасно чувствую с домашними растениями.

Сюзи: Мы продолжим с контр-примером, который близок тому веществу, которое сейчас вызывает реакцию; чем ближе, тем лучше.

Вернитесь в прошлое и окажитесь там полностью со своими домашними растениями; действительно там. И я хочу, чтобы ваша иммунная система уделила особое внимание тому, как она реагирует когда вы находитесь среди зеленых домашних растений в вашем доме. И пусть ваша иммунная система обратит особое внимание именно на то, как она делает это для вас. (Ставит якорь на это состояние.) Хорошо.

(Группе): Мне нужно убедиться в том, что у меня есть хороший сильный якорь для этого контр-примера. Пусть человек ассоциирует особую ситуацию до того, как вы поставите якорь.

(Линде): Теперь, Линда, я хочу, чтобы вы представили, что через всю комнату, от стены до стены находится щит из плексигласа, защищающий вас. А там, по другую сторону плексигласа, вы видите Линду. И вы видите Линду с той реакцией, которую вы только что установили. (Продолжает удерживать якорь) Линду, чья иммунная система хорошо знает, как правильно реагировать на зеленые растения, растущие в доме. Когда вы смотрите на Линду там, вы знаете, что у нее такая иммунная система, которая знает, как правильно реагировать. (Пауза.) Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы очень осторожно поместили ту Линду вот там в ситуацию, где бы она была окружена травой, из-за которой обычно возникали проблемы - травой тимофеевкой. Что бы там ни было. Смотрите на Линду там, зная, что у нее есть эта реакция, на которую мы поставили якорь, и она ей полностью доступна. Ее иммунная система точно знает, как правильно реагировать. И вы заметите, что Линда меняется там, в то время как она находится в контакте с травой. И вам может показаться действительно странным то, что начинает происходить у вас внутри. (Пауза.) И наблюдайте за той реакцией, которая теперь похожи на ту, что была на зеленые растения. (Пауза.) Хорошо. Вот так.

(Линде): Теперь я хочу, чтобы вы вышли туда, собрали тех Линд и привели их прямо сюда к этой Линде, сидящей здесь. Возвращайтесь сюда со мной. Представьте себе прямо сейчас, что кто-то косит траву здесь, в этой комнате. Косят траву тимофеевку, и ваша иммунная система совершенно невосприимчива, реагирует так, как вы бы хотели, чтобы она реагировала. И она знает прямо сейчас, как правильно реагировать. Вообразите, что вы видите траву тимофеевку - как вы находитесь здесь рядом со мной. (Пауза.) Просто расслабьтесь. (Пауза.) Мн-м. Вот так.

Теперь, в скором будущем у вас будет возможность находиться в присутствии травы тимофеевки, сена или чего-нибудь в этом роде. Я хотела бы, чтобы вы побыли со своими лошадьми и покормили их.

Линда: Хорошо.

Сюзи: И пусть ваша иммунная система уделит особое внимание. Теперь она знает, как правильно реагировать, когда вы в этом положении. (Пауза.) Хорошо.

(Группе): Мы на минутку на этом задержимся, чтобы это улеглось. Это немного похоже на работу с фобией. Часто ваш клиент какое-то время сомневается и говорит «Подождите минутку. Я не знаю, что происходит. Это не должно так легко и это не должно ‘так хорошо работать».

Есть ли у вас какие-либо вопросы к Линде и к тому, что она здесь испытала?

Мужчина: Когда вы представляете, что вы находитесь в присутствии аллергена, было ли вообще какое-нибудь ощущение?

Линда: Совсем чуть-чуть. Как бы сзади середины лица, если в этом есть какой-нибудь смысл. Это все, что у меня было похожим, на то, что бывает обычно. Было похоже на самое начало той самой реакции, а потом это не пошло дальше.

Женщина: Как для вас прошла реорганизация вашей иммунной системы?

Линда: Было очень похоже на упавший якорь. Как будто вы чувствуете, что передается новый ответ. Что-то происходит.

Сюзи: Это прекрасное описание. Это изменение действительно глубоко затронуло ее неврологию.

(Линде): Теперь, когда все это улеглось, представьте себе то же самое, что вы в начале - что вы вдыхаете большую мощную струю запаха травы тимофеевки. (Пауза, мягче.) И отметьте, что происходит внутри. (Пауза.) Теперь изо всех сил попытайтесь снова получить старую реакцию. (Мягче.) Изо всех сил, как только сможете. (Пауза.)

Линда: Я все еще начеку, жду, что что-то произойдет. (Смеясь.)

Сюзи: Поразительно. Нельзя сделать лучше! (Смеясь.)

(Группе): Для тех, кто проводил калибровку, это та же реакция, что мы получили до процесса?

Аудитория: Нет.

Сюзи: Сейчас она все еще на чеку, и правильно. Когда это все началось, ей было 11 или 12. Она все еще ждет реакции, потому что этот стимул приходил почти каждый раз.

(Линде): И вы будете приятно удивлены, когда вы выйдете отсюда и будете ждать старой реакции и скажете: «Ой, ее нет. Я могу теперь наслаждаться моими лошадьми, когда я с ними».

Линда: Мм-м.

Сюзи (Мягче.) Больше там ничего не произойдет. И вы можете благодарить свою иммунную систему за то, что она так восприимчива к обучению новому.

Линда: Спасибо.

Сюзи: Этот процесс вы легко можете проделать и сами с собой. Вы говорили, что у вас аллергия ко многому.

Линда: Да, есть еще и кое-что другое; это было самое большое!

Сюзи: Теперь, поскольку вы - человек, который легко обобщает, я не хотела бы, чтобы вы думали, что и на другом это может тоже срабатывать.

Линда: (Смеясь.) Хорошо.

Сюзи: Пусть ваша иммунная система пройдет через процесс автоматически… чтобы вы не делали это сознательно. Потому что… вы знаете, мы учимся очень быстро, и нет никакой причины, по которой это не может идти дальше и не совершать этот процесс с теми другими веществами, о которых вам даже не нужно беспокоиться.

Публикуется по Андрей Плигин, Александр Герасимов "Руководство к курсу "НЛП-практик".

1. Определите аллерген. Откалибруйте физиологию клиента в точке «симптомы».

2. Подберите антиаллерген, то есть раздражитель (предмет, вещество и пр.), имеющее какое-либо сходство с аллергеном, вызывающего у человека нормальную или ресурсную реакцию.

АЛЛЕРГЕН - АНТИАЛЛЕРГЕН

шерсть кошек - шерсть собак;

апельсины - лимоны или мандарины;

цитрусовые - помидоры, жёлтые и красные яблоки;

книжная пыль - уличная пыль или меловая пыль;

солнечный свет - лунный свет;

аспирин - "аскорбинка".

3. Выявите кинестетику , сопутствующую взаимодействию клиента с антиаллергеном. Желательно, чтобы для клиента она была ресурсной , в крайнем случае нейтральной. Заякорите это состояние. Чтобы сделать реакцию клиента на антиаллерген более ресурсной , вы можете явно или неявно добавить к установленному якорю дополнительные ресурсы. Убедитесь, что ваш якорь работает хорошо.

Создайте контекст, в котором клиент был бы защищен от всевозможных внешних воздействий и мог бы хорошо диссоциироваться от опыта, связанного с аллергией. Обычно клиенты предлагают прозрачные стекло, купола, энергетические экраны, герметичные скафандры и т. д.

5. Предложите клиенту (диссоциированно!) выбрать из своей личностной истории 3–4 ситуации, связанные с аллергией: самую раннюю (появление аллергии) и еще 2–3, где аллергическая реакция проявилась наиболее интенсивно. Также предложите клиенту представить три возможных ситуации в будущем, где бы он, по его мнению, мог вновь взаимодействовать с веществом, вызывавшим у него раньше аллергию.

6. Предложите клиенту поочередно диссоциированно просмотреть все выбранные ситуации, начиная с самой ранней, так, чтобы в каждой из них он видел себя спокойно взаимодействующим с бывшим аллергеном. Задача клиента - увидеть себя как можно более естественным, таким, как будто он всегда имел нормальную реакцию.

Вы на протяжении всего процесса задействуете свой якорь и калибруете клиента, чтобы он все время оставался в ресурсном состоянии.

7. Когда клиент успешно пересмотрит и переформирует все ситуации диссоциированно, предложите ему ассоциироваться и прожить все события самому, наслаждаясь возможностью иметь нормальную реакцию.

Вы продолжаете удерживать свой якорь на протяжении всего процесса перепроживания и внимательно калибруете клиента.

8. Проведите поведенческий тест.

9. Проведите экологическую проверку. Этот шаг требует особого внимания от консультанта! Получите от клиента сенсорные критерии его нормы в употреблении того вещества, с которым вы работали.

«полностью не верю», а 7 «полностью верю». Не удивляйтесь тому, что оценка ваша находится в пределах 1-2 баллов так, увы, и должно пока быть.

5. Теперь уже по десятибалльной шкале оцепите уровень своего собственного беспокойства поп поводу исходной неприятности. Здесь 10 баллов будет соответствовать максимальному беспокойству, а 1 минимальному. Опять-таки не удивляйтесь оценке в 8-9-10 баллов

иначе и быть не должно, ведь эта самая неприятность намертво застряла в вас и никуда не хочет уходить без посторонней помощи. А вот уровень оценок в 3-4 балла говорит о том, что вы занимаетесь ерундой с этим вполне можно справиться и без всякого НЛП иДПДГ.

6. Теперь сделайте последнее в плане подготовки к десенсибилизации посредством двиэ/сепия глаз. Определите оптимальную скорость и амплитуду движения ваших глаз с помощью собственной (но лучше чьей-нибудь) руки, в коей «точкой фиксации взгляда» будут выступать два сомкнутых пальца указательный и средний. Проделайте это оценочное определение для

    горизонтальных движений (О),

    вертикальных движений (5$),

    «диагональных» движений (&&),

    движений по кругу (О),

    «большой восьмерки»

-вертикальной (8) и -горизонтальной (°°), а таю/се

    «крестообразных» движений (Q u X ) Выберите то из этих движений, которое вам больше всего поправилось. С него и начните.

7. Вспомните VAKD своей неприятности и, думая о ней, проделайте серию из 24 движений глаз например, начните с горизонтальных. Окончив серию, выбросьте все из головы и сделайте глубокий вдох и выдох. После чего вернитесь к образу и исследуйте:

    то, что вы сейчас испытываете по поводу этого образа,

    то, что вы теперь думаете о своей неприятности.

А затем оцените уровень вашего беспокойства по десятибалльной шкале. И повторяйте все вышеописанное до тех пор, пока уровень вашего беспокойства по поводу неприятности не снизится до приемлемого для вас (точных норм здесь нет, хотя достижение 2-3 баллов близко в достаточному).

8. Теперь сосредоточьтесь на представлении выбранного вами положительного самоопределения (просто думайте о нем) наряду (одновременно) с воспоминанием о вашей неприятности (ее образе) и продолжите серию движений глаз до тех пор, пока вера в это самое положительное представление не достигнет приемлемого для вас уровня (обычно 5 и выше).

9. И, наконец, после того как положительное самоопределение достаточно утвердится, удерживая и его, и образ неприятности, исследуйте, не осталось ли у вас где- т0 в теле неприятных ощущений или напряжений. Если таковые обнаружатся, сфокусируйтесь на них и осуществите необходимое количество серий двиэ/сений глаз до тех пор, пока все не уйдет: и эти ощущения, и то, что «всплывет», пока вы будете их прорабатывать...

Упражнение 58.

    Воспользовавшись буквальным рефреймингом, «почистите» свои воспоминания в прошлых болезнях и прошлых случаях данной конкретной болезни (той, от которой вы сейчас лечитесь), лишив тем самым все эти воспоминания разрушительного эмоционального и смыслового заряда.

Упражнение 59.

-♦Все неудачные случаи излечения от прошлых болезней (своеобразный опыт поражений в борьбе за собственное здоровье) «перепишите» заново, превратив его в опыт побед.

Упражнение 60.

    ♦Составьте список своих страхов, тревог, сомнений и всего прочего, что связано с вашей болезнью и излечением (а после — и просто с жизнью) и проделайте для каждого случая этого неприятного или болезненного опыта (прошлого и будущего) технику дпдг.

7.3. Техники работы с фобиями

Визуально-кинестетическая диссоциация (ВКД).

Все вышеописанные техники позволяют легко справиться с любыми случаями микронавязчивостей и неудач. Однако если травматическая ситуация перешла некий внутренний порог и превратилась в фобию (например, когда после автомобильной аварии вас трясет при одной мысли о том, чтобы снова сесть за руль), рекомендую вам обратиться к более сложным и «показанным» именно для таких случаев техникам.

Первая их этих техник — это техника визуально-кинестетической диссоциации. Она очень эффективна в тех случаях, когда вам надо преодолеть фобию или уничтожить последствия психотравмы.

Я опишу «классический» вариант техники ВКД, запечатленный в материалах раннихсеминаров по НЛП ИГИСП (автор описания мне неизвестен).

/. Установите мощные якоря комфорта и «здесь и теперь».

2. Представьте себя как бы вышедшими из самого себя и увидьте, как на слайде, опять-таки себя, но в самый первый момент вашего травматического происшествия. В результате окажется, что вы сидите и одновременно представляете себя более молодым прямо перед собой.

3. После того как вы все это ясно представите, как бы оставьте свое тело таким образом, чтобы вы могли представить себя сидящим на прежнем месте и наблюдающим за собой более молодым. В результате вы как бы существуете в трех лицах. Вся перспектива просматривается из третьего положения, тело ваше находится во втором полоэ/сении, а себя, более молодого и испытывающего травму, вы видите в первом положении. Как только вы установите эту так называемая трехпози-ционпую диссоциацию, заякорите ее.

4. Теперь как ото ни больно снова проиграйте свой УАК психотравмы (того, что так пе хочется вспоминать), но при этом оставаясь кинестетически диссоциированным от данного травматического происшествия и только лишь наблюдающим за собой молодым, переживающим травму. Для того чтобы оставаться таковым, используйте якоря (комфорта и «здесь и теперь»), а также языковые выражения, которые помогут разграничивать три случая; «я здесь на «перспективном» месте»; «я в настоящее время» и «я в молодости, переживающий то, что случилось тогда». Это очень валено, дабы отделить Ваше травмированное «Я» в молодом возрасте от Вас, наблюдавшего за собой сегодня с «места перспективы».

5. «Просмотрев» и «прослушав» ситуацию психотравмы, перейдите из третьего положения обратно во второе так, чтобы вы, который смотрел с перспективы, интегрировался с фактическим положением вашего тела.

6. А теперь мысленно подойдите к себе молодому человеку, который пережил травму. Убедите его в том, что вы пришли из будущего. Окажите себе молодому любую необходимую поддержку, проявляя максимальное участие.

7. После того как вы в вашем нынешнем состоянии видите, что, будучи визуально представленным молодым, вы получили достаточную поддержку и достигли утешения и понимания, интергрируйтесь, перенеся свою более молодую часть в свое собственное тело. И освободите якорь диссоциированной визуальной перспективы.

Предупреждаю, что в случае сильной и свежей травмы эту процедуру (или некоторые ее части) вам придется проделать 2-3 раза — до тех пор, пока вы не сможете оставаться достаточно диссоциированным с тем, чтобы можно было бы довести до конца дело освобождения от прошлого.

Пример применения В1ОД. К Александру я приехал сам—точнее, меня привезли к нему его близкие. Он лежал в отдельной палате престижного госпиталя и лечился от последствий жуткого нападения трех неизвестных громил, которые едва не сделали его инвалидом. Однако лечение, несмотря на лучшие препараты и высококвалифицированный уход, что-то затягивалось. А по ночам Александр не мог спокойно спать от кошмаров, в которых в различных вариантах проигрывалась сцена избиения...

В числе прочего, что я применил для активизации жизненных сил клиента и интенсификации процесса исцеления, присутствовала и визуально-кинестетическая диссоциация. Поскольку было ясно, что без переработки травматической ситуации, занозой застрявшей в психике Александра, он вряд ли сможет быстро выздороветь — потому что травма эта просто не позволит ему это сделать...

Прежде всего я установил и закрепил мощный якорь комфорта, защиты и безопасности, предложив Александру подумать о том времени, когда он чувствовал себя комфортно, и вспомнить, что он видел, слышал и чувствовал тогда.

Якорь я устанавливал еще дважды (на одно и то же место): когда клиент вспоминал о времени, когда он чувствовал себя под защитой (первое якорение) и когда он ассоциировался со временем, когда чувствовал себя в безопасности.

Далее я попросил Александра при задействованном якоре комфорта визуализировать себя «за рамкой» — в молодости и до того, как произошло травматическое переживание. Закрепив эту диссоциацию якорем, я предложил Александру поместить на стену, как на экран, черно-белый неподвижный слайд, изображающий картинку с воспоминанием, непосредственно предшествующим травме.

После того как я убедился, что клиент может ясно представить себя в раннем воспоминании, я попросил ег о «выплыть» из своего тела и занять позицию восприятия у себя за спиной. Здесь я для достижения диссоциации использовал метафору «кинотеатра» и того, как человек смотрит на экран. Для этого я попросил своего клиента переместиться из тела в будку киномеханика, откуда он будет смотреть на два другие «Я», которые эмоционально настраиваются, включают и смотрят фильм. И предложил Александру посмотреть на того себя, который смотрит фильм о том, как его «молодое Я» переживает травму, упомянув, что просматривать этот фильм нужно только в черно-белом изображении.

Пока клиент просматривал фильм, я внимательно следил за его реакциями. И, используя якоря комфорта, защиты, безопасности и диссоциации, помогал ему оставаться в диссоциированном состоянии.

«Я прошу вас вернуться и утешить «молодое Я». Ему пришлось пережить ужасную травму, и вы — единственный в мире, кто точно знает, как его можно утешить и успокоить. То, что произошло сейчас, больше никогда не повторится. В то время вы поступили наилучшим образом, используя имевшиеся тогда в вашем распоряжении ресурсы. Не торопитесь и утешайте до тех пор, пока не убедитесь, что тому вашему «Я» стало легче и спокойнее».

А потом, сразу после того как по лицу Александра я понял, что его «молодое Я» утешилось, я предложил клиенту быстро (за две-три секунды) прокрутить фильм в цветном изображении назад, напомнив ему, что он будет участником события в цветной быстрой перемотке фильма назад. При этом я позволил себе использовать аудд. альную имитацию перемотки фильма — т.е. не то зажужжал, не то загудел как перематываемый кинопроектор.

Мы сделали это несколько раз — и просмотр, и утешение, и перемотку. И только когда Александр уверенно сообщил, что его «молодое Я» утешилось и успокоилось я попросил его вернуться в его собственное тело, как бы интегрировав «молодое» и «нынешнее» Я. И предложил клиенту просто как бы протянуть руки и обнять молодого себя, обращая внимание на то, что случится, когда он будет втягивать свое «молодое я» в собственное тело.

Надо сказать, что процедура и сработала, и помогла. Ночь после нее оказалась первой, в которую Александр смог спать без кошмаров. А далее он просто быстро пошел на поправку...

Техника быстрого лечения фобий. То, что я описал выше, не является «чистым» ВКД. Ибо я включил в нее некоторые элементы техники быстрого лечения фобий — еще одного прекрасного способа борьбы с посттравматическими переживаниями и просто страхами. Выполняется же она следующим образом (я опять-таки привожу классический вариант этой техники из давнишних материалов к семинарам по НЛП ИГИСП, автора описания я, к сожалению, не знаю).

1. Прежде всего усвойте и объясните самому себе два момента:

а) большинство людей приобретает фобию в результате одной-единственной ситуации, которая была очень опасной или казалась таковой. То, что для проявления страха (боязни) потребовался всего лишь один случай, лишь одно испытание, доказывает, что ваш мозг действительно способен быстро научиться и это облегчает процесс освоения вами новой реакции;

б) та часть вас, которая все эти годы защищала вас, сохраняя эту фобию, это важная и ценная часть,

2. Получите доступ к состоянию фобии (частично), вспомнив, например, когда в последний раз вы перепугались или о том, что случилось, когда у вас появилась фобия.

3. Диссоциируйте самого себя, как бы «разнесясь» в три места:

а) закройте глаза и представьте себе, что вы сидите посредине кинотеатра (первая диссоциация) и видите черно-белый слайд со своим изображением на экране (вторая диссоциация);

б) а сейчас мысленно поднимитесь в будку кинооператора, откуда Вы сможете увидеть себя сидящим в кресле в зале и наблюдающим за черно-белым изображением на экране (третья диссоциация). И четко разведите для себя эти три места.

4. Организуйте для себя просмотр черно-белого фильма.

Сейчас вы как бы находитесь в будке кинооператора и смотрите, и слушаете черно-белый фильм о себе самом, описывающий самый первый или самый неприятный случай, когда вы испытали эту фобию. Просмотрите и прослушайте этот фильм целиком, начиная с того момента, который предшествовал этому неприятному событию, и до самого конца, когда все снова стало хорошо. Смотрите и слушайте, как наблюдатель со стороны, как вы более молодым проходите через психотравму так, как будто это случилось с кем-то другим. Когда вы дойдете до того момента, когда все снова станет хорошо, остановите фильм, но оставьте глаза открытыми.

5. Создайте просмотр фильма в обратном порядке.

Теперь войдите («впрыгните») в последний кадр фильма, который вы только что остановили, и очень быстро просмотрите его в обратном направлении в цвете: в течение 2 секунд и до момента начала неприятных событий. Сделайте описанное в п. 4 и 5 несколько раз.

6. Проверка и подстройка к будущему.

Попробуйте снова вызвать состояние фобии, задавшись, например, вопросом, что бы случилось, если бы вы оказались в той ситуации сейчас? Если проблемная реакция все же сохранилась, повторите процедуру, делая ее каждый раз все быстрее, пока ничего не останется от фобической реакции.

7. Заключение.

Подумайте о том, что хотя у вас были и фобия, и психотравма, вы уже далеко ушли от тех конкретных ситуаций, когда все это было. Так что у вас просто не было возможности извлечь из этих ситуаций уроки. Поэтому когда вы повстречаетесь с подобными ситуациями в будущем, проявляйте определенную степень осторожности, пока вы не изучите их в достаточной для безопасности степени.

Лечение страха перед будущими происшествиями. Если честно, то при работе с фобическими реакциями я обычно использую не ВКД, а именно технику быстрого лечения фобий. Во-первых, потому, что она просто нравится мне больше, чем визуально-кинестетическая диссоциация. Во-вторых, техника эта — возможно в силу некоторой ее «театральности» — быстрее и легче понимается и принимается пациентами.

Однако главная причина моего предпочтения техники быстрого лечения фобий заключается в совсем другом. В том удивительном факте, что именно эта техника позволяет лечить не только прошлые, но и будущие фобии. Точнее, страх перед некоторыми вполне определенными ситуациями и происшествиями, каковые только еще предстоят или намечаются.

Михаил пришел ко мне по поводу предстоящей ему операции, которая очень его беспокоила — попросту вызывала панику и страх. Хирург, который должен был оперировать моего клиента, видимо, хорошо понимал, что такое вот паническое состояние пациента трудно признать фактором, способствующим успешному осуществлению действительно сложного оперативного вмешательства. И предложил Михаилу обратиться к психотерапевту, что тот и сделал.

Я предложил клиенту разбить предстоящее ему лечение как бы на три отрезка: до операции, когда все будет еще хорошо, саму операцию и небольшой послеоперационный период, которые, собственно, и вызывают панику, после операции, когда все опять станет хорошо.

Сразу же как только Михаил четко определил, когда именно кончится «до», а когда начнется «после», я объяснил ему, что работать мы будем именно со средним временным отрезком, который и вызывает страх. Отрезком, который для нас будет начинаться с последнего момента, когда все было еще хорошо. И заканчиваться первым моментом, когда все опять станет хорошо.

А после я попросил клиента представить кинотеатр имени себя. Войти в него и, поболтав с кассиром и билетером, пройти в зрительный зал. Увидеть на экране как бы застывший слайд со своим изображением. Сесть в первом ряду, а потом, оставив себя сидящего там, пересесть в средний ряд. Снова оставить себя уже в среднем ряду и пересесть в последний ряд. А после, опять-таки оставив себя — в последнем ряду, — подняться в «кинобудку», дабы приготовиться пустить фильм о самом себе и операции. Как видите, я слегка перестраховался, сделав множественную диссоциацию Михаила от пугающего его будущего события — операции.

После этого я предложил клиенту «пустить черно-белый фильм о себе и операции» — от того момента, когда все было еще хорошо, и до того момента, когда все опять станет хорошо. А пуская, этак, невзначай, просмотреть его через очень-очень маленькое окошко кинобудки с толстым-претолстым стеклом. А как только фильм закончится — все опять станет хорошо — остановить его мысленно быстро выпрыгнуть из кинобудки и «впрыгнуть» в последний кадр фильма — «войти в ситуацию». А после, сделав фильм цветным, ровно за две секунды, находясь внутри фильма, отмотать его обратно — раз, два.

Все это действо я повторил еще три раза, пересаживая Михаила сначала в конец зала, потом в его середину, а после и в первый ряд. Как и всегда при использовании этой техники, «операционная» фобия клиента исчезла начисто. И он даже сказал мне, что теперь ждет операции с интересом и любопытством...

Аллергия как фобия иммунной системы. А напоследок — об удивительном открытии нейролингвистичес-кого программирования, которое в лице уже известного вам Р. Дилтса выяснило, что такое до сих пор до конца еще не понятое медициной явление, как аллергия, может быть рассмотрено как фобия иммунной системы (т.е. иммунная система испугалась чего-то в общем-то безвредного и теперь ошибочно реагирует на него как на враждебное вашему организму вещество). Так что, если хотите, вы даже можете попробовать быстро излечиться от собственной аллергии с помощью нижеприведенной техники лечения аллергий, разработанной этим автором и описанной в книге Р. Дилтса, Т. Халлобома и С. Смита «Убеждения. Пути к здоровью и благополучию».

/. Откалибруйте аллергию. Спросите себя, что для вас значит находиться в присутствии аллергена?Вспомните о вашем аллергене. Представьте ситуацию, в которой он присутствует. И не удивляйтесь, если ваша иммунная система внезапно в отсутствие аллергена даст аллергическую реакцию.

2. Объясните самому себе ошибку иммунной системы. Подумайте о том, что иммунная система совершила ошибку, решив, что что-то является опасным, когда на самом деле это самое «что-то» таковым не является. А раз так ваша иммунная система может и переобучится причем довольно быстро.

3. Проверьте экологию/вторичную выгоду. Какова была бы ваша жизнь без этой аллергии? Много ли в ней положительных и отрицательных последствий? Применяйте па этом этапе любую технику НЛП, которая вам нужна, чтобы решить вопросы экологии, преэ/сде чем идти дальше.

4. Найдите соответствующий ресурс контрпримера. Определите некий ресурсный контрпример нечто (что-то) как можно больше похожее на аллерген, но на что ваша иммунная система реагирует нормально. Поставьте якорь па свою реакцию на этот контрпример, а затем держите этот якорь на протяжении всего процесса.

5. Диссоциируйтесь от аллергии, используя воображаемый щит из плексигласа от степы до степы. Продолжая удерживать якорь, увидьте себя там, по другую сторону от плексигласа, имеющего некий ресурс, позволяющий ему спокойно реагировать на аллерген. Используйте все аргументы для того, чтобы уверить себя в том, что вы действительно там, за щитом, являетесь самим собой, каким хотите быть, и что ваша иммунная система реагирует правильно.

6. ПОСТЕПЕННО вводите аллерген. В то время как вы видите себя там, за плексигласом, медленно вводите аллерген то, что раньше вызывало аллергическую реакцию. Делайте это постепенно, давая себе возможность привыкнуть к нему. На этом этапе подождите, пока не обнаружите в себе физиологический сдвиг. Как будто иммунная система говорит вам: «Все в порядке, я, кажется, поняла».

7. Вновь ассоциируйте. Верните себя назад, в свое т ело, и представьте присутствие того, что обычно вызывало у вас аллергические реакции.

8. Пристройка к будущему. Теперь представьте как в будущем вы будете чувствовать себя в присущ, ствии того, что обычно вызывало у вас аллергические реакции. Если реакция не возникает, то значит, вы добились успеха.

Еще две техники излечения аллергий. Если окончательный результат не достигнут, вы можете не только еще раз повторить процедуру, но и попробовать две другие техники работы с аллергиями, первая из которых основана на использовании якорей, а вторая—на субмодаль-ностном редактировании (обе эти техники взяты мною из вышеупомянутой книги).

Техника излечения аллергии с тремя якорями был первой техникой, которую Р. Дилтс начал применять, когда он работал с аллергиями. Она очень похожа на вышеописанную. Единственная разница заключается в том, что в этом процессе используются три якоря одновременно (один для диссоциации, один для контрпримера и ресурсный якорь) вместо просто одного контрпримера. Короткая запись этой техники выглядит так.

1. Откалибруйте аллергию.

3. Проверьте экологию и вторичную выгоду.

4. Диссоциируйтесъ и поставьте якорь на состояние диссоциации. Это прибавит вам уверенности, что вы можете держать себя диссоциированным. Найдите соответствующий ресурс контр-примера и поставьте якорь. Спросите себя, каким бы вы хотели быть и что чувствовать в присутствии аллергена. Определившись, присоедините якорь и к этому ресурсу.

5. Используйте сочетания всех трех якорей шага 4, чтобы обнаружить себя с этими доступными ресурсами.

6. Постепенно (мысленно) вводите аллерген при диссоциированном состоянии.

7. Уберите якорь диссоциации и ассоциируйтесь аллергеном при наличии двух других ресурсов.

8. Перенеситесь в будущее, используя два ресурсных якоря.

9. Проверьте окончательный результат.

Ну а вторая техника — это просто вариант известного вам субмодальностного редактирования, который Р. Дилтс назвал техникой перемещения аллергии через процесс субмодальностей. Вместо использования якорей вы просто выясняете, какие субмодальности присутствуют, когда иммунная система работает нормально, и перемещаете их туда, где у вас есть несоответствующая реакция. Часто обнаруживается, что для того, чтобы аллергия ушла, оказывается достаточным одного-двух-трех различий в ключевых субмодальностях.

Краткое описание этой техники таково.

1. Откалибруйте аллергию.

2. Объясните ошибку иммунной системы.

3. Проверьте вторичную выгоду и вопросы экологии.

4. Найдите соответствующий ресурсу контрпример и выявите субмодальности для этого контрпримера. Это субмодалыюсти, которые применяет ваша иммунная система, когда она реагирует правильно.

5. Выявите субмодалыюсти, ассоциирующиеся с ситуацией аллергена. Это субмодальности, которые использует ваша иммунная система, когда она реагирует несоответствующим образом.

6. Думая об аллергене, переместитесь через субмодалыюсти так, чтобы субмодалыюсти аллергии соответствовали субмодальностям контрпримера.

7. Перенеситесь в будущее.

8. Проверьте результат.

Упражнение 61.

    Вспомните любой случай, который вас как следует напугал. И «разрядите» его с помощью визуально-кинестетической диссоциации.

Упражнение 62.

Подумайте о том, чего вы боитесь в будущем. Подразделите свой страх на «до того» и «после того» (обязательно найдите это самое «после того» — т.е. когда все опять станет хорошо) и проделайте технику быстрого лечения фобий.

Упражнение 63.

    Определите нечто, к чему вы чувствуете близкую к аллергической реакцию (то, что вызывает в вас брезгливость и неприятие, но пока без болезненных реакций — например, я когда-то не выносил запах кислой капусты) и потренируйтесь в «излечении аллергии» всеми тремя техниками Р. Дилтса.

Обретя необходимые навык и компетенцию, займитесь «настоящей» аллергией (если она у вас, конечно, есть).

Что, если повозка останавливается, а бык продолжает идти? спросил монах у Тодзана.

Почему бы не спросить у погонщика?

ЧАСТЬ II. ИСЦЕЛЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ НЛП

Во второй части книги, содержательно соответствующей «программе-максимум» системы ПСИ, вы узнаете об уникальных возможностях глубокой «проработки» и «переработки» человеческих болезней.

Об избавлении от глубоких психотравм и последствий стрессов, которые вполне могут быть причиной возникновения и сохранения человеческих недугов: принципах и правилах «экологичного» поведения в стрессовых ситуациях; превращении неудач в обратную связь; а главное — об избавлении от груза прошлого.

О переопределении смысла и преимуществ болезни, которые не дают нам от нее толком избавиться: определении причин, преимуществ и смысла недуга; прояснении, разгрузке и «разблокировании» болезненного состояния; а также о выявлении «экологичных» способов обретения преимуществ и смыслов заболевания.

О преодолении ограничивающих убеждений, которые, играя очень-очень важную роль в жизни человека, одновременно как бы отрезают от нас массу возможностей для жизни, здоровья и счастья: о трех врагах выздоровления (убеждениях в безнадежности, беспомощности и незаслуженности); НЛП-техниках изменения убеждений и процедуре «расфиксирования» и Дей; а также о формализованных методах определения и преодоления ограничивающих убеждений.

О высвобождении негативных чувств, то есть шаблонах устойчивого эмоционального реагирования, которые однажды «пристав» к человеку, продолжают терзать его душу и уродовать тело: о прощении себя и дру. гих; прояснении и переработке повторяющихся негативных эмоций; а также о специальных техниках работы с негативными чувствами.

О перепрограммировании болезни как самостоятельного психологического образования, которое нужно как бы уговорить измениться: об организации договоренности с симптомом; создании части, ответственной за излечение, а также об объединении конфликтующих частей.

О создании программы исцеления, то есть некоего внутреннего механизма, обеспечивающего выздоровление человека: о формировании образа результата излечения и обеспечении процесса исцеления заболевшего.

И о поддержке излечения как о сохранении нормальной «скорости» продвижения от болезни к здоровью (без остановок, «прыжков в сторону» и даже поворотов вспять): об аффирмировании процесса исцеления; создании механизма его осуществления на логических уровнях, а также об оптимизации жизни человека и ее смысла.

И ВСЕ ЭТО — ЖИЗНИ РАДИ!

1. Наличие системы целей и совокупности адекватных способов (процессов) их достижения;

2. Отказ от позиции Следствия и переход на позицию Причины;

3. Наличие гибкой и экологичной системы убеждений;

4. Проработка фиксированных идей и ограничивающих убеждений;

5. Прояснение своих потребностей и реализация их экологичным образом;

6. Отказ от подавления глубинных смыслов и нужд;

7. Понимание сущности своей жизни, ее Смысла и Предназначения;

8. Отказ от неэкологичного и обессмысленного образа жизни;

9. Свобода чувств гибкое и экологичное эмоциональное реагирование;

10. Высвобождение и разрушение шаблонов негативных чувств;

11. Экологичное реагирование на проблемные и стрессо-генные условия и обстоятельства;

12. Очищение от импринтов и психотравматических происшествий;

13. Согласованность объединенных единиц Сознания;

14. Преодоление раздробленностей и расколов на полярности;

Структура психосоматического здоровья

(«Счастливый атом» нейросоматического совершенства)

Глава 1. ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ГЛУБОКИХ ПСИХОТРАВМ И ПОСЛЕДСТВИЙ СТРЕССОВ

Вы не можете помешать птицам печали кружиться у вас над головой, но вы можете помешать им вить гнезда у вас в волосах.

Китайская пословица

Если вы дочитали мою книгу до этого момента, проделали все рекомендованные упражнения и все-таки не выздоровели, то это значит, что... Нет, вовсе не то, что вы больны серьезно или даже неизлечимо. Просто болезнь, как психологическое образование, довольно глубоко проникла в вашу психику, хорошо и прочно в ней обосновалась. И не желает покидать вас по первому вашему требованию, а, напротив, «выставляет условия», которые вы должны соблюсти, дабы исцелиться.

Условий этих может быть довольно много. И почти все они рассматриваются во второй части моей книги, посвященной изложению программы-максимум системы психосоматического исцеления.

В данной главе мы рассмотрим три первые условия глубокого исцеления:

    изменение вашего, похоже, не слишком экологичного стиля жизни — прежде всего в части реакций на жизненные затруднения,

    превращение неудач в обратную связь и

    освобождение от груза прошлого и возможных причин болезни.

1.1. Обучение правильному реагированию

Стрессы внутри нас. Скажите, вы обратили внимание на упоминавшейся в этой книге любопытный факт. То, что в знаменитом (и описанном в главе 2 части I) исследовании Т. Холмса, посвященном изучению влияния стрессов на здоровье человека, 51% (больше половины!) обследованных, набравших более 300 баллов «суммарного стрессирования» (критический, если вы помните уровень, после которого угроза тяжелой болезни становится чрезвычайно реальной), так и не заболели!

Почему так получилось? Да потому, что они не так, как большинство, отнеслись ко всем тем жизненным испытаниям, которые выпали на их долю. Спокойно — без суеты, напряженности, тревоги, страха, безнадежности и отчаяния — на них среагировали. И как бы пропустили Мимо себя все то, что почти наверняка должно было бы их повергнуть в изнурительную или даже смертельную болезнь.

Все это можно свести к нашему первому условию сохранения здоровья и исцеления: необходимости экологично- г ° реагирования на беды и напасти нашей жизни. Ведь деться от них нам некуда — во всяком случае в обозримом буду, щем. Экономический кризис, начавшийся 17 августа 1998 года, наглядно показал, что на вопрос «Когда же станет лучше?», можно смело ответить —.. .«не скоро». И нам долго еще придется не жить, а выживать (хотя лучше всего, конечно, просто и радостно жить). Для чего, как минимум нужно сохранить или восстановить здоровье—активность бодрость и эффективность (помните, как говорят грузины: «Было бы здоровье, а остальное купим...»). Да, нам с вами не повезло — блаженным (это я по Пушкину, который, как известно, утверждал, что, мол, «блажен, кто посетил сей мир, в его минуты роковые»). Одно из самых страшных китайских проклятий — «Что б ты жил в эпоху перемен!» — в нашей с вами жизни безоговорочно осуществилось. Но другой жизни нам не дано. И другой эпохи—тоже. Что уж тут поделать: «Времена не выбирают. В них живут и умирают». Давайте выберем жизнь. И останемся живыми и жизнерадостными несмотря ни на что...

Последние материалы сайта