Пособие по чистописанию. Освоение современной каллиграфии - руководство для начинающих. А вот одна из моих последних работ

28.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Евгений

Коллектив педагогов - активистов общественной организации «Родительского Всероссийского Сопротивления» (РВС) - по просьбам родителей, недовольных существующими методиками преподавания в начальной школе, адаптировал к современным реалиям и переиздал в 2016 году учебник «Арифметики» для 1 класса авторов А.С. Пчёлко и Г.Б. Поляк.

Почему именно учебник Пчёлко? Прочитайте отзыв, который мы, Владимирское отделение РВС, получили от высококвалифицированного педагога начальных классов - Райковой Ларисы Николаевны, и который мы с её любезного позволения публикуем сегодня, и Вам сразу станет понятно - почему.+ Учебник «Арифметика» для 1 класса в 2-х частях /- «Новое издание»/ РВС, 2016 Передо мной лежит учебник «Арифметика» для 1 класса авторов А.С. Пчёлко и Г.Б. Поляк. Листаю страницы и чувствую: веет чем-то родным, добрым и очень знакомым. Ловлю себя на мысли, что это запах детства, и в памяти всплывают яркие картинки чудесной школьной жизни советской первоклассницы. Уже не помню, по каким учебникам математики мы учились в 1 классе в 1976 году, но почему-то картинки из «Арифметики» создают ощущение, что я видела это когда-то давно…+ Как педагог с 29-летним стажем преподавания в начальной школе могу сказать, что учебник «Арифметика» А.С. Пчёлко (далее УЧЕБНИК) выдержан в лучших традициях советской классической школы и нацелен на то, чтобы у детей сформировалась прочная арифметическая база, которая бы в дальнейшем способствовала становлению успешного математического образования ребёнка. Секрет учебника не в простоте, а в доступности, постепенности подачи материала. Кто-то скажет, что для современных детей этот учебник примитивен. Могу возразить по этому поводу: а кто сказал, что наши дети требуют сложностей, в которые мы их ввергаем с первых дней школьной жизни, произнося заумные слова и вводя ребёнка в непонятный мир абстрактной для него терминологии? Это мы, взрослые, почему-то решили за детей, что чем больше нового ребёнок узнает за урок, тем умнее он станет? А так ли это?…+ Не секрет, что порой, чтобы достичь высоких результатов, требуются элементарные средства и приёмы, а не что-то «сверх и архи». Вот и этот УЧЕБНИК способен помочь достичь детям значительных успехов в изучении математических наук, потому что обучение по нему строится с опорой на уже имеющийся опыт у детей и в соответствии с психическим и физиологическим развитием детей. Очень грамотным является и то, что авторы умело используют наглядно-образное мышление первоклассников и делают упор не только на наглядность учебника, но и на предметы и явления, окружающие ребёнка в повседневной жизни. А задания по типу: «Покажи столько палочек, сколько нарисовано мешков», «Положи столько кружков, сколько нарисовано огурцов», «Нарисуй столько, сколько…», «Составь из палочек такую фигуру…» не только разнообразят урок, но делают его деятельным и деятельностным, повышают мотивационный аспект обучения, снижают порог утомляемости младших школьников.+ УЧЕБНИК достаточно насыщен задачами, которые от урока к уроку усложняются от простых до составных, что позволяет на практике реализовывать принцип доступности «от простого к сложному». Все тексты задач основаны на жизненном опыте ребёнка и содержат в себе большой потенциал для реализации воспитательной стороны в урочной деятельности, например: «Брат помог сестре делать палочки для счёта…» - взаимовыручка, помощь другу, сотрудничество, дружба и т. д., или «На поляне росли 4 берёзы, осенью посадили ещё столько же…» - экология, трудолюбие, озеленение, бережное отношение к природе и т. д. Учащиеся постепенно учатся решать задачи, рассуждать, доказывать правильность решения, составлять обратные задачи, абстрагировать и изъясняться при помощи математических терминов. УЧЕБНИК действительно хороший инструмент и в руках опытного педагога может сделать серьёзный прорыв в формировании математического образования младших школьников и стать достойным конкурентом для других учебников по математике, но… есть один момент, который может некоторых обеспокоить: а как же будет формироваться геометрическая база младших школьников, ведь всевозможные контрольные, самостоятельные и проверочные работы включают в себя и геометрический материал? Для себя я непременно нашла бы ответ, потому что формировать геометрическую составляющую математического образования можно не только в урочной, но и во внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью реализации ФГОС НОО, поэтому с удовольствием предложила бы детям факультатив «Наглядная геометрия» Т.В. Жильцовой и А.А. Обуховой.+ В заключение хочу сказать:+ «Дорогая «АРИФМЕТИКА»! Добро пожаловать в современную школу!» Л.Н. Райкова, учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Каманина Н.П.» г. Меленки Владимирской области+ Послушайте также, что рассказали об этом учебнике те, кто работал над возрождением «Арифметики», имея своей целью возрождение классического образования в нашей стране, на семинаре-презентации, прошедшем 20.10.2016 в г. Дубна. Видео можно посмотреть по этой ссылке.

А прочитать выступление одной из участников проекта - по этой.+ Конечно, энтузиасты РВС, мечтающие вернуть в российскую школу классическое отечественное образование, на одном учебнике останавливаться не собираются. Сейчас идёт напряжённая работа по подготовке к изданию всей гаммы учебников для начальной школы. О её результатах можно будет узнать на сайте РВС. Как говорил В.В. Маяковский, «работа адова будет сделана и делается уже». Если Вы болеете душой за образование наших детей, присоединяйтесь. Работа идёт на общественных началах.+ Галина Соловьева, РВС

Если это так, то вы натолкнулись просто на идеальную статью, чтобы сделать это.

Изучение каллиграфии – непростой процесс, но с правильными методическими материалами это может занять меньше времени, чем вы думаете.

Что такое каллиграфия?

Этот термин заимствован из древнегреческого языка и означает искусство красивого письма.

Предполагается, что вместо того, чтобы просто писать красивые буквы, каллиграфы должны следовать ряду правил и традиций, в том числе тех, которые регулируют расположение и размещения букв в тексте.

Как освоить каллиграфию? Что еще более важно, действительно ли имеет смысл это сделать?

Например, если вы дизайнер, современная каллиграфия станет отличным навыком для добавления в ваше резюме и самым быстрым способом привлечения клиентов элегантными логотипами, знаками, карточками, приглашениями и т. д.

Наша статья о каллиграфии для начинающих поможет вам ознакомиться со всеми этими вещами и поможет вам в изучении каллиграфии, и даст вашей работе узнаваемый и индивидуальный стиль.

Вот наше компактное руководство по каллиграфии:

Изучение каллиграфии – с чего начать

Как научиться каллиграфии? Первый шаг на этом пути – взять правильное оборудование, в том числе лучшие каллиграфические ручки. Каллиграфия при помощи остроконечного пера потребует, чтобы вы научились пользоваться перьевой ручкой. В том числе такой, которая сделана из металлического наконечника – пера, и прикреплена специальным держателем.
Все подобные руководства по основам каллиграфии рекомендуют эти ручки, поскольку они не содержат чернил внутри и не могут нанести никакого ущерба – вместо этого вы окунаете их в специальный контейнер во время письма и извлекаете выгоду из их гибкости, чтобы экспериментировать с разными вариантами линий. Таким образом, ваше перо никогда не будет подвергаться коррозии и не засорится, несмотря на огромное количество различных чернил, которые вы должны использовать для завершения своего проекта.

Как использовать ручки для каллиграфии? Вот инструменты, которые вам понадобятся:

  • Перья
  • Держатели для перьев
  • Бумага, подходящая для перьевых ручек
  • Чернила

Перо

Новичкам, которые учатся как использовать каллиграфическую ручку, мы рекомендуем перо Nikko G-Nib. Оно относительно жесткое и рисует красивые линии с желаемым уровнем гибкости.

Держатель для пера

Существует два вида держателей для пера: прямой и косой (наклонный). Первый вид лучше подходит для вертикальных стилей каллиграфии, в то время, как наклонные держатели облегчают сочетание нескольких разных стилей.

Высококачественной и приемлемой по цене альтернативой является наклонный держатель для пера Speedball Oblique Pen Nib Holder, а также Tachikawa Comic Pen Nib Holder for Various Pen Nib – Model 25 (отличный выбор для вертикальных стилей, так как он держит крепче, чем другие аналогичные держатели).

Есть дизайнеры, которые используют один и тот же держатель для всех каллиграфических ручек, но мы советуем начинающим попробовать несколько разных вариантов прежде, чем выбрать один держатель.

Бумага

Шероховатость обычной бумаги не позволит вам использовать ее для каллиграфии. Среди других проблем вы столкнетесь с ситуациями, когда ваше перо цепляется за бумагу и оставляет раздражающие чернильные кляксы.

Кроме того, обычная печатная бумага имеет больше волокон и, следовательно, поглощает чернила и позволяет им распространяться внутри листа, что, вероятно, будет препятствием для гладких и чистых линий, к которым стремятся каллиграфы.

Чтобы сделать каллиграфию более эффективной и приятной, покупайте бумагу, которая подходит для перьев и перьевых ручек. Например, популярный бренд Rhodia, бумага которого очень гладкая и устойчивая к чернилам. Доступно несколько типов бумаги: чистые листы, в линию или с точечными сетками.

Чернила

Существует несколько типов чернил, подходящих для перьевых ручек, но новички всегда должны выбирать качественные черные образцы. Наш выбор – Speedball Super Black India, так как эти чернила очень темные, водостойкие, и в дополнение к этому по разумной цене.

Как и любым творческим процессом, каллиграфией лучше всего заниматься в приятной рабочей среде.

Удобный и хорошо организованный стол, где вы можете разместить все свои принадлежности и чувствовать себя позитивно и расслабленно – лучшее место для отработки ваших навыков по каллиграфии.

Выбор лучшего места для работы

Чтобы извлечь максимум из практики по каллиграфии, выберите удобное и расслабляющее место, где вы можете удобно поставить ноги. Хорошо организуйте принадлежности и держите место не загромождённым, чтобы обеспечить достаточно пространства для движения руками.

Писчая бумага должна быть помещена на специальную письменную доску или по крайней мере на 5-6 листов. Таким образом, у вас будет мягкая поверхность, которая позволит вам писать более естественно, чем на столе, и поверхность не позволит вашей бумаге ерзать.

Подготовка инструментов

Убедитесь, что рядом есть не пушистое полотенце и чашка воды, чтобы вы могли чистить перо. Бумажные полотенца также прекрасно подойдут, но имейте в виду, что их волокна могут зацепиться за наконечник и стать причиной раздражающих клякс.

Ваши чернила должны быть помещены в бутылочку с широким горлышком или в банку, чтобы вы не касались ее сторон пером. И поставьте бутылочку туда, где вы не сможете ее легко опрокинуть. В основном, ваши рабочие инструменты должны быть в пределах досягаемости, но все же на безопасном расстоянии. Например, мы помещаем их в рулон ленты или даже закрываем их, чтобы избежать риска.

Как упоминалось ранее, вы должны поместить перо внутри держателя. Самый простой способ сделать это – взять перо где-то рядом с его основанием, а затем вставить перо внутрь держателя, используя его внешнее кольцо.

Удостоверьтесь, что вы не держите перо за наконечник, так как это может погнуть его и деформировать. Чтобы сделать все правильно, найдите руководство на YouTube и следуйте инструкциям.

Основные штрихи каллиграфии

Структурные элементы каллиграфии – это толстые нисходящие штрихи и тонкие штрихи вверх. Тонкие восходящие штрихи легко нарисовать, поскольку вы без усилий держите перо и двигаете его вверх.

Толстые штрихи, с другой стороны, требуют большего нажима, когда перо перемещается вниз. Разумеется, вы должны балансировать и комбинировать оба движения для получения наилучшего изменения линии.

Перед тем, как начать, окуните перо глубоко внутрь емкости с чернилами, убедившись, что отверстие для дыхания на спинке пера полностью закрыто. Протрите лишние чернила сбоку, и вы можете начать писать.

Вот правила, которых вам следует придерживаться:

Сперва идут нисходящие штрихи. Не давите слишком сильно – это поможет наблюдать изменение толщины линии. Таким образом, вы также защитите свое перо.

Поэкспериментируйте с разными петлями и комбинируйте более тонкие восходящие и толстые нисходящие штрихи. Петли из непрерывных линий помогут вам соединить их и придумать идеальную комбинацию.

Продолжайте с толстыми нисходящими штрихами и медленно отпустите перо, двигаясь к низу.

Измените порядок. Нарисуйте нисходящие штрихи так, чтобы казалось, что они льются вниз.

Продолжайте с овалами. Прикладывайте сильное давление на левую сторону и более легкий нажим с правой стороны.

Часто бывает, что новое перо рисует две параллельные линии вместо одной, или «железные дороги», как их называют опытные каллиграфы. Причина в том, что вы либо слишком сильно давили на перо, либо осталось мало чернил.

Оборудование и советы по штрихам для профессионалов

Для тех из вас, кто уверен, что вы начинаете писать профессионально, мы подготовили немного украшений, которые можно добавить к вашим красивым надписям.

Изменяемые буквы

Легкий способ придать вашему письму опытный вид – изменить наклон. Вы можете легко изменить ширину штрихов и длину их соединений. Начните с изменения расстояния между буквами и придайте базовой линии наклонный, ступенчатый или изогнутый вид.

Подобные изменения помогут изменить ощущение, которое производит ваше письмо, а также сообщение, которое оно передает. Это формальный, динамичный или эксцентричный стиль? Подумайте об этом!

Вы также можете изменить способ формирования букв, сделать их немного тоньше, круглее или даже по-другому соединять их. Сделайте это несколько раз, и вы наверняка придумаете совершенно новый дизайн.

Завитушки и украшение

Вы изучаете каллиграфию, поэтому вам нужно сделать некоторые закорючки. Закорючки могут быть добавлены в ваш текст, как завитки и петли, чтобы он стал более красивым и бросающимся в глаза. Например, вы можете пересечь тяжелые линии более легкими, чтобы показать, что вы заботитесь о визуальном балансе текста.

Другой вариант – украсить каллиграфию специальными рисунками, согласованными с вашими словами, или использовать баннеры, чтобы выделить важные строки. Чем сложнее ваш дизайн, тем умнее будет начать рисовать карандашом и тестировать его.

Традиционная каллиграфия

Spencerian и Copperplate – прекрасные примеры традиционных каллиграфических рукописных шрифтов. Сейчас не так много вариантов шрифтов на их основе, но их классическая элегантность неоспорима. Специальные проекты могут потребовать от вас знакомства с ними, а также это полезно в качестве тренировки.

Идеальные перья

Ваше идеальное перо должно быть острым, гибким и легко реагирующим. Таким образом, вы сможете рисовать более тонкие линии и обогащать их эффектной и изящной отделкой. Для требующих деликатности проектов мы рекомендуем, в частности, три отличных пера:

  • Speedball No. 101
  • Brause 361 Steno Blue Pumpkin
  • Brause 66 Extra Fine Arrow

Ни одно из этих перьев не будет просто в использовании, но все усилия стоят того.

Полезные хитрости

Вы только начали монетизировать свои навыки каллиграфии, но что-то по-прежнему выглядит совершенно неправильно. Возможно, у вас проблемы с использованием пера, и в этом случае вы можете найти следующие советы полезными:

Если у вас проблемы со штрихами:

  • Вместо того, чтобы делать как все, попробуйте искусственную каллиграфию и посмотрите, как штрихи выглядят и рисуются. Пишите аккуратно и заполняйте пробелы. Таким образом, вы будете имитировать идеальные линии и посмотрите, что вы на самом деле должны делать.
  • Практика на листах для печати, пока вы не научитесь делать буквы идеальной формы. Нетрудно найти образцы основных штрихов и прописных букв в Интернете.
  • Начните с более легких карандашных рисунков и медленно калькируйте их с помощью пера. Как только чернила высохнут, сотрите все следы карандаша.
  • С большими буквами легче увидеть критические ошибки.

Если у ваших букв небрежный наклон:

  • Во время занятий используйте рекомендации по наклону. Нарисуйте один свой собственный, используя транспортир, или даже примените обычную бумагу. Подложите страницу с образцом под лист – это облегчит процесс.
  • Чтобы создать правильный наклон, поверните бумагу. Вы сразу увидите, какая позиция лучшая для вас.
  • Чтобы обойтись без поворота бумаги, замените текущий держатель для пера на наклонный.

Если у вас нетвердая рука или она устала:

  • Используйте тренировочные штрихи для разминки
  • Держите перо свободно и встряхните руку
  • Во время письма двигайте всей рукой, а не только запястьем.
  • Потратьте больше времени на тренировки. Сделайте больше упражнений, даже когда вы просто используете свой телефон. Это поможет сделать движения руки плавными и естественными.

Если чернила просто не остается на пере

  • Некоторые из новых перьев имеют очень тонкий масляный слой, который может не совпадать с вашими чернилами. Чтобы предотвратить серьезную проблему, протрите его спиртом (или мягкой зубной щеткой и пастой) или просто пропустите его через пламя.
  • Проблема также может заключаться в том, что на пере имеются засохшие чернила, которые прерывают их поток. В таком случае возьмите очиститель пера и вычистите его.
  • Имейте в виду, что регулярно используемое перо требует периодической очистки и обслуживания. Чтобы правильно его почистить, выньте его из держателя, аккуратно почистите его щеткой и дайте ему высохнуть, прежде чем снова использовать его.

Если ваша работа может требовать некоторое обновление:

  • Меняйте перья и попробуйте несколько новых.
  • Смените чернила. Вы сможете найти много типов чернил, пригодных для каллиграфии, но перьевые ручки обычно могут переносить любую жидкость, способную оставлять следы при нанесении на бумагу. Некоторые дизайнеры даже предпочитают использовать нетрадиционные методы и делают свои рисунки при помощи акварели, кофе или ягодного сока.

Выберите стиль

В отличие от каллиграфов прошлого, дизайнеры сегодня могут выбирать любой стиль, который им нравится, или даже профессионально освоить несколько стилей, чтобы выполнять различные проекты. Как обсуждалось ранее, знание нескольких стилей каллиграфии полезно для демонстрации индивидуальности писателя, передачи важного сообщения или просто дополнения формального случая. Вот некоторые популярные идеи, которые могут вас вдохновить:

Объединение стилей

Если тон классический и винтажный, это не означает, что шрифт не будет выглядеть современно. Объединение таких стилей будет впечатлять всех, кто увидит вашу работу, начиная от ваших друзей и до королевы Англии!

Элегантная каллиграфия

Написание текста может быть интересным и сложным одновременно, и элегантная каллиграфия тому доказательство. Смешивание классического написания букв с энергичными завитушками – лучший выбор, который вы должны использовать в дизайне приглашения на свадьбу и в других особых случаях.

Романтичная и художественная

Случалось ли с вами, что конкретный тонкий шрифт напоминает вам о романтике?

У этих кружевных надписей есть красивые завитки с крутым уклоном, которые подходят для изысканных заглавных букв и приглашений, которые привлекут внимание ваших гостей.

Эксцентричная

Причудливые надписи кажутся легкими и расслабленными, и обычно вдохновляют нас думать о сказках и бегстве от реальности. Это из-за их плавной базовой линии и динамических углов, которыми этот стиль шрифта определяет наше настроение, как хорошо написанное стихотворение заставляет нас мечтать о приключениях.

Веселый шрифт

Независимо от возраста, вас всегда привлекают красивые приглашения – трюк, который дизайнеры часто используют. Идеальный шрифт для таких приглашений – это веселый, выполненный с игривыми базовыми линиями и закругленными буквами, чтобы задать хороший тон времени.

Важные факты о каллиграфии

  • Каллиграфию не осваивают за одну ночь. Вы должны практиковаться, как можно чаще и чаще.
  • Понадобится не больше двух часов и нескольких попыток, чтобы понять, действительно ли вы можете заниматься каллиграфией.
  • Если вы не сосредоточены на 100%, это не сработает. И это конец истории.
  • Каллиграфия – это не только то, как вы пишете, но и то, что вы написали. Вот почему вы всегда должны писать «настоящие» слова и передавать содержательное сообщение.
  • Вы должны учиться непрерывно. Делая это, вы обнаружите огромный мир, который увлечет вас и заставит вас искать больше. Этот занимательный процесс просто не имеет себе равных.
  • Разница в качестве, поэтому убедитесь, что вы покупаете высококачественные материалы и принадлежности.
  • Каллиграфы – это, как правило, дружелюбные люди и потрясающие собеседники. Таким образом, они являются вашим лучшим источником информации и вдохновения, и вы должны немедленно начать поиски наставника.

Лучшие пять вариантов каллиграфии

Далее мы изложим самые важные основные принципы каллиграфии, распределенные на пять разных подходов, наборов линий и буквенных форм. Этот раздел также поможет узнать о различных инструментах и методах, которые могут быть использованы для ваших проектов, и мы рекомендуем вам попробовать их все.

Сдвоенные карандаши

Сдвоенные карандаши просты и очень полезны для тех, кто рисует каллиграфические буквы. Они также могут применяться для создания больших и привлекательных надписей для плакатов, баннеров и подобных рекламных материалов.

Вам нужна пара хорошо заточенных карандашей и две резиновые ленты. Сначала поскоблите часть боковой поверхности карандашей, чтобы они плотно прилегали друг к другу.

Оставьте их вместе в вертикальном, направленном вниз положении и убедитесь, что их кончики находятся на одинаковом уровне при касании бумаги. Для этой цели вы можете закрепить их скотчем или резиновыми лентами на обоих концах.

Затем возьмите сдвоенный карандаш и удерживайте его в обычном положении для рисования. В идеале он должен быть направлен под углом около 45 градусов.

В то время, как оба карандаша помещаются на бумагу, слегка нажмите на них и ведите их вперед и влево. Расстояние между их точками – это то, что формирует, так называемое, «невидимое перо».

Когда вы двигаете рукой, вы будете рисовать двойную линию, и, если вы решите сделать круги, указав их в одном направлении, ваш двойной карандаш создаст уникальные тонкие и толстые ленты с непревзойденной точностью.

Если вы не чувствуете себя уверенно с углами наклона пера, тщательно продумайте обо всех движениях и направлениях.

Для этого процесса потребуются три разных навыка: работа с углом наклона пера; направление движения руки; и правильный нажим на бумагу.

Маркеры

Эти ручки более чем удобны, очень яркие и, что самое главное, намного дешевле всех подобных инструментов.

Конечно, есть и минусы, и чернила этих ручек имеют тенденцию исчезать со временем, или, может быть, выглядят слишком тяжелыми и могут быть легко повреждены под малейшим давлением. Вот почему эти ручки являются отличным инструментом для тренировки, но не лучшая альтернатива при выполнении важных проектов.

Чтобы выбрать маркер под себя, возьмите ручку и лист бумаги. Для начала возьмите два маркера: 3-5 мм и 1.5-2 мм. Начните с более широкого

Вам также не придется беспокоиться о бумаге: маркеры хорошо пишут на бумаге для принтеров, пергаменте (не лучший вариант для начинающих) или подобных материалах.

Нажим должен быть легким и ровным, так как многие каллиграфы, проходящие обучение, совершают ошибку, слишком сильно нажимая. Это не улучшит работу с маркером, но только испортит его. С другой стороны, сохранение контакта с бумагой принесет гораздо лучшие результаты.

Касайтесь бумаги только одним углом наконечника, а затем попробуйте другой, чтобы увидеть, как будет выглядеть ваше письмо.

Положите наконечник всей шириной на страницу, а затем медленно качайте его: чувствуете, что один из углов не касается бумаги, а другой все еще остается на ней? Это почти как волшебство!

На этот раз поместите всю ширину наконечника на страницу, убедившись, что оба угла касаются ее соответствующим образом. Помните, что это идеальный контакт для письма, и, если давить сильнее, то любой угол наконечника оторвется от бумаги.

Угол наклона пера и нажим – две разные точки, и перо должно указывать влево и вперед примерно на 5 градусов. Делая это, руку следует переместить, чтобы нарисовать слабые и красивые ленты.

Для более четких линий подумайте о том, чтобы купить более качественный маркер, но вы должны подумать об этом только после того, как почувствуете уверенность в практической каллиграфии профессионально.

Лучший набор по лучшей цене, который мы рекомендуем – это Sharpie Calligraphic , который содержит 12 перьев разных цветов и размеров; и Staedtler Duo – комплект из 2-х вполне качественных маркеров. Превосходный набор, который не размазывается и не подтекает, называется Calligraphy Pen Set и поставляется с четырьмя светостойкими чернилами в основных цветах.

Как уже обсуждалось ранее, нет смысла покупать специальную бумагу для каллиграфии пока вы учитесь, поскольку бумага для принтера дешевле и подходит для наших целей.

Тем не менее, если вас раздражают постоянные чернильные пятна, вы можете рассмотреть вариант покупки блокнотов для офиса фирмы Ampad или плотной бумаги для рисования, например, используемой в Великобритании, но имейте в виду, что это будет стоить немного дороже.

Каллиграфия при помощи заправляемых ручек и ручек с картриджами

Вам понадобится: ручка, отдельная подача чернил (бутылка для заправки или входящий в комплект картридж).

Заправляемые перьевые ручки и перьевые ручки с картриджами работают следующим образом: в каждом ручке есть большой резервуар, заполненный более жидкими чернилами, и эти чернила будут течь через перегородки корпуса, контролируемые внутренним механизмом. Таким образом, чернила попадут прямо внутрь блока пера и легко будут нанесены на страницу.

С подобной ручкой вы также получите несколько перьев разных размеров и широкий выбор картриджей для использования с основным корпусом ручки.

Самое большое преимущество использования заправляемых ручек и ручек с картриджами заключается в том, что ими легко работать на горизонтальных поверхностях, благодаря их усовершенствованному механизму механического управления потоком чернил.

В отличие от перьевых ручек, которые нужно макать в чернила, с этими ручками чернила на закончатся посредине слова и, это безусловно, гораздо более безопасный вариант для неуклюжих новичков.

Картриджные чернила более жидкие, чтобы не высыхать и не забивать внутренности вашей ручки. Это также придает им прелестный тонкий вид при нанесении на бумагу.

Само перо также довольно жесткое, учитывая, что его механизмы должны вкручиваться внутрь корпуса. Это означает, что картриджные чернила в сочетании с гибким и отзывчивым пером, действительно могут преобразить весь ваш каллиграфический опыт.

Точно так же, как перьевые ручки, ручки с картриджной системой заправки эффектно протекают.

Это не меняет того факта, что чернила, оставшиеся внутри ручки с течением времени, могут высыхать и забиваться, что накладывает необходимость поддерживать их должным образом. Вам нужно будет тщательно вымыть перо, но вы никогда не сможете удалить все чернила, застрявшие в их резервуаре.

Заправляемые ручки и ручки с картриджами считаются специалистами по каллиграфии наиболее удобными, а также характерны для многих популярных веб-сайтов. По этой причине, новичкам настоятельно рекомендуется их использовать.

Перьевые ручки и гусиные перья

Существует много разных типов ручек, но есть несколько основных принципов, которые применимы ко всем перьевым ручкам. Например, все перьевые ручки состоят из следующих элементов:

  1. Держатели для пера – Держатель – это область, которую писатель будет сжимать во время работы, и поэтому он должен быть удобным и мягким для руки. Чаще всего у держателей есть внутренние металлические приспособлениями на обоих концах пера, так что вы можете безопасно их перемещать.
  2. Перья – это металлические концы ручки, которые имеют две отдельные части и удлиненный «язык», который удерживает их вместе. Их наконечник имеет квадратный разрез, чтобы полностью контактировать с бумагой, и обычно достаточно гибкий, чтобы чернила могли беспрепятственно и равномерно распределяться по поверхности.
  3. Резервуары иногда находятся внутри структуры вашего пера и выглядят, как маленькие наклонённые чаши на стороне, используемой для подачи чернил в щель. Некоторые из них выглядят в виде отдельных металлических чашек, которые вы должны скрепить на пере, прежде чем сможете их использовать, включая те, что расположены сверху и снизу пера. Основная функция резервуаров состоит в том, чтобы собрать немного чернил и поддерживать их в верхней части щели, чтобы вы могли написать хотя бы несколько слов, прежде чем снова пополнять их чернилами.

Резервуары не всегда будут находиться внутри пера, что позволяет покупать каждый из трех элементов отдельно, а именно смешивать и сопоставлять их между собой. Варианты бесконечны и не могут быть объединены в одном руководстве, но опыт популярных каллиграфов может помочь вам принять правильное решение.

Как новичок вы также можете захотеть сэкономить время и силы, и, следовательно, подумайте о покупке предварительно собранного набора для каллиграфии. В большинстве случаев вам дадут 4-6 разных перьев с держателями и резервуарами, и они будут стоить меньше, чем если бы вы покупали их отдельно. Мы еще раз рекомендуем комплект для каллиграфического письма от Speedball, где вы найдете держатель и даже 6 разных перьев.

Чернила могут не входить в ваш комплект, поэтому начните поиск подходящих чернил.

Лучшие типы чернил для перьевых ручек

Наилучшие результаты достигаются с помощью матовых и густых чернил, таких как чернила Chinese, India или даже краски гуашь, которые вы предварительно разбавили, чтобы добиться нужной консистенции.

Для слабых штрихов вы можете рассмотреть водянистые чернила, типичные для перьевых авторучек.

Вместо этого вы можете взять кисть среднего размера, подходящую для акварелей, а затем пополнить резервуар в верхней части прорези пера.

Каллиграфия на наклонных поверхностях

С перьевой ручкой вам будет легче писать на наклонных поверхностях, чем на обычном письменном столе. В том числе на мольбертах и доске, расположенной у вас на коленях и поддерживаемые краями стола. Каллиграфия требует немало времени, поэтому убедитесь, что вам удобно.

  • Прежде всего, выберите устойчивую поверхность для письма, которая не будет скользить.
  • Отрегулируйте положение сидения и убедитесь, что вам комфортно и вы сидите не в напряжении.
  • Если возможно, зафиксируйте поверхность бумаги на наклонной поверхности (вы можете использовать офисный пластилин (Blu Tack) и изоленту).

Если вы используете гусиное перо или перьевую ручку:

  • Держите чернила / краску открытой и поставьте ее рядом с рукой, который вы не пишите.
  • Выберите хорошее «место для стоянки», чтобы безопасно макать ручку, и избежать разбрызгивания чернил на другие поверхности. Вы можете взять небольшое блюдце, в котором будут размещаться ваши инструменты, в то время, как у вас будет перерыв или, если вы прерветесь на телефонный разговор.

Обратите внимание: Заправка ручки маканием в открытую бутылку с чернилами приведет к тому, что чернила попадут на держатель и, в конечном итоге, ваши пальцы испачкаются во время работы.

Как заправлять перо:

  • Возьмите ручку в руку и держите ее в горизонтальном положении
  • Опустите заправочную пипетку или кисточку таким образом, чтобы вы могли взять только несколько капель.
  • Сохраняйте горизонтальное положение пера при наборе чернил в резервуар.
  • Поставьте на место блюдце и положите пипетку/кисточку на блюдце и оставьте ручку в горизонтальном положении. В противном случае вам, возможно, придется счищать чернильные пятна со своих колен.
  • Возьмите лист макулатуры и проверьте, как стекают чернила на каждой стороне наклонной доски. Только после этого вы сможете выполнять основные задачи.

Выбор чернил, перьев и поверхности для письма определит, как часто вам придется пополнять резервуар. В лучшем случае вы сделаете это после нескольких слов, а не нескольких букв, но это также может зависеть от скорости, с которой вы работаете.

Эти же правила применяются, когда вы используете гусиное перо. В отличие от стальных перьев, гусиное перо более гибкое и быстрее изнашивается, особенно когда вы используете его на дешевой и жесткой бумаге.

Непрофессионал может порвать бумагу гусиным пером и перьевой ручкой.

Если вы не уверены, что знаете, что делаете, мы рекомендуем вам поискать похожие методы каллиграфии, которые требуют меньше усилий для изучения.

Каллиграфия при помощи губок и плоских кистей

Здесь идет самый «грязный» (прим. – потому что вы скорее всего запачкаете руки) подход к каллиграфии, который мы подготовили в этом руководстве:

Чем тоньше стороны кисти, тем лучших результатов вы достигнете. Рекомендуемая ширина от 6 до 20 мм, предпочтительно с более жесткой текстурой (например, соболь и нейлон вместо щетины). Плоские кисточки бывают длинными и короткими, последние считаются лучшим вариантом, который сохраняет контроль над линией за счет того, что они короткие и жесткие.

Вы можете взять обычную чистящую губку и разрезать ее на кубики, а затем превратить в самый удивительный инструмент каллиграфии. При использовании не забывайте защищать свои руки от чернил резиновыми перчатками.

Существует несколько важных различий между написанием каллиграфии с помощью пера и плоской кисти.

Кисть, например, очень гибкая и мягкая, и будет реагировать на более сильный нажим, создавая более толстые линии, и это не то, что на самом деле делают традиционные перья. Еще одна особенность кистей заключается в том, что у них, как правило, чернила заканчиваются довольно быстро, и, случается, они создают современную текстуру и уникальный, грубый вид.

Лучший способ использования кистей – наклонная поверхность (приблизительно 30 градусов). Однако, горизонтальные поверхности также хорошо подойдут.

Тем не менее, вы должны контролировать давление, которое вы применяете, так как любое изменение может повлиять на четкость ваших линий и стать причиной того, что краска потечет по странице вниз. Но, разумеется, вы, можете сделать это преднамеренно (выглядит абсолютно восхитительно!).

Другим интересным эффектом губок является то, что при работе с чернилами они создают пятнистые (неоднородные) эффекты, похожие на линии, нарисованные кистью, и создают интересные контрасты и затухающие линии, которые выглядят очень привлекательно.

В идеале вы должны использовать вязкие и матовые чернила, например, India, очень водянистую плакатную краску или разбавленные краски гуашь для ваших губок и кистей. Жидкие и водянистые чернила недолго останутся на губке, и, таким образом, ваши буквы будут выглядеть небрежными и неровными.

Самое большое преимущество использования губок и больших кистей заключается в том, что они оставляют достаточно пространства и влажных чернил на линии буквы, чтобы вы могли добавлять дополнительные цвета, смешивать их интересным образом или просто дать им стекать.

При смешивании нескольких цветов в одной букве возьмите небольшой объем – любой яркий цвет (белый тоже прекрасно подойдет) и нарисуйте основу формы буквы. Затем поместите ее на горизонтальную поверхность и налейте несколько капель более темных и контрастных цветов. Не перемещайте ее, пока она не высохнет полностью, если только вы изначально не намеревались смешать краски и добиться уникального цвета.

Освоение искусственной каллиграфии

Искусственная каллиграфия – это, по сути, современная каллиграфия, созданная с помощью стандартной ручки (гелевой, шариковой и т. д.). Для многих дизайнеров стандартные ручки помогают полностью познакомиться с каллиграфией, и для этого есть две важные причины:

Все дело в том, что стандартные ручки не пугают новичка и часто более гибки, и более доступны, чем перьевые. В конце концов, это инструменты, которые вы использовали с тех пор, как себя помните, и у вас уже есть достаточная мышечная память для работы и создания красивой каллиграфии.

Однако, искусственная каллиграфия не только для новичков. Независимо от вашего профессионального уровня, вы можете найти его применение полезным для ваших важных проектов.

Сборка собственного набора перьевых ручек для каллиграфии

Вот, что вам понадобиться:

  • Пара перьев от Nikko G – В начале этого поста у вас была возможность узнать больше о качестве этих перьев, которые часто называют лучшим вариантом для начинающих.
  • Прямая ручка. Хороший выбор – перо от Manuscript pen, так как оно имеет универсальную вставку пера. Мы также рекомендуем пробковые держатели фирмы General из-за их гибкости и простоты использования.
  • 32# Laser jet paper – Или просто возьмите бумагу для принтера. Это экономичное решение, которое тем не менее предотвращает растекание чернил.
  • Бутылочки с завинчивающимся колпачком и чернила Sumi (чернила India также хорошо подойдут). Обе марки чернил матовые и обеспечат нужную вязкость.
  • Вода – Чтобы время от времени чистить перо, вам понадобится чашка воды.
  • Не волокнистые полотенца и ткани. Вы также можете использовать бумажные полотенца, но вы должны быть осторожны, не допуская, чтобы перо цеплялось за их волокна

Вместо того, чтобы покупать дорогие, переоцененные каллиграфические комплекты для новичков, мы рекомендуем вам собрать свой собственный и выбрать только те инструменты, которые удобны для начинающих, доступны по цене и, действительно, полезны для вас.

Чистка перьев

При покупке все перья идут в фабричном масле, так как это масло помогает им сохранять товарный вид и не дает им испортиться. В то же время почти невозможно, чтобы на пере были одновременно масло и чернила, поэтому тщательно очистите перо до того, как вы начнете его использовать.

После того, как вы закончите, вы увидите, как чернила стекают по перу плавно и не оставляют клякс на бумаге, как это было бы с маслом на нем.

Сборка перьевой ручки

Большинство новичков выбирают пластиковые ручки Speedball из-за их перьев Nikko G, но нет ничего плохого в использовании универсальных держателей для пера.

Эти держатели имеют обод и 5 металлических лепестков, что позволяет использовать много перьев разных размеров и типов.

Как держать ручку

Удержание перьевой ручки ничем не отличается от держания стандартной ручки. Это означает, что вы все еще должны использовать большой палец и указательный палец, сжимая ими держатель и поместить средний палец за ручку для дополнительной поддержки. Во время рисования используйте безымянный палец и мизинец, чтобы провести слабые линии.

Макание ручки в чернильницу

Не имеет значения, какое перо вы используете – качество письма по-прежнему будет зависеть от того, насколько глубоко вы окунули его.

С технической точки зрения, это означает, что вы погружаете перо чуть выше вентиляционного отверстия (центрального), чтобы не накладывать слишком много чернил на перо и не давать им стекать, пока вы пишете.

Вы также должны сильно встряхнуть перо над чашкой с водой, чтобы убедиться, что все лишние чернила упали.

Вы готовы к работе!

Основное различие между обычными шариковыми ручками и перьевыми ручками – это угол наклона: современные каллиграфы должны следить, чтобы сохранять угол наклона пера по отношению к бумаге.

Вы никогда не должны держать перо вертикально, но пишите под углом 45 градусов между ручкой и бумагой.

Не следует также держать ее слишком вертикально, так как перо может зацепиться за волокна бумаги и повлиять на то, как текут чернила.

Выработка хорошего почерка у учащихся - одна из основных задач школы при обучении письму.

Для осуществления этой задачи программы рекомендуют строить обучение письму на систематически подобранном материале, доступном возрасту учащихся, соблюдать последовательность в развитии навыков написания букв, входящих в состав слов и путем специальных упражнений устранять индивидуальные отклонения и недостатки, нарушающие четкость и разборчивость письма.

Для занятий чистописанием выделяется из уроков русского языка один урок в шестидневку. В первом классе в первом полугодии эти занятия происходят в связи с занятиями по букварю 3-4 раза в шестидневку в пределах до 10 минут в первой четверти и до 15 минут - во второй. Во втором полугодии I класса и во II классе занятия чистописанием ведутся два раза в шестидневку, для чего выделяется половина урока на каждое занятие из уроков русского языка * .

__________
* Программа начальной школы, изд. 1935 г.

В первом полугодии учащиеся овладевают письмом всех строчных букв: пишут элементы букв и буквы, затем слова и короткие предложения.

Во втором полугодии дети овладевают письмом заглавных букв, упражняясь главным образом в письме имен. Заглавные буквы пишутся простым шрифтом, как и строчные, за исключением Б, Е, В, Д, Р.

Во II классе продолжается и закрепляется работа I класса. Учащиеся учатся писать более ускоренно (сравнительно с первым годом), четко и красиво, по двум линейкам и изучают начертание заглавных букв общепринятым шрифтом . Индивидуальные отклонения и недостатки, нарушающие разборчивость письма, устраняются путем постановки специальных упражнений для отдельных учащихся в виде переписывания целых слов, слогов, букв или их элементов.

Обучение письму чернилами следует начинать в неграмотных классах в конце сентября, а в грамотных - со второй недели пребывания детей в школе. Надо завести каждому ученику перочистку, сделанную из фланелевых или суконных кусочков материи.

В целях воспитания наилучшего отношения ученика к тетради следует выставлять в классе образцы лучших детских работ, чтобы стимулировать учащихся на правильный, красивый, четкий и ровный почерк и на опрятность тетради.

Предлагаемые прописи дают учителю образцы правильного письма, а ученику помогают научиться правильно писать на систематически и целесообразно подобранном материале. Материал для чистописания расположен от легкого к трудному. Начиная с упражнений на букву К, материал дан параллельно обучению грамоте по букварю. Этот материал дает образцы правильного начертания букв, правильного соединения букв в слова и правильной организации странички.

Прописи обслуживают учащихся I и II классов, но они могут быть полезны в целях исправления почерка и для учащихся III и IV классов.

Для первого класса прописи содержат все виды работ по чистописанию соответственно программе, изд. 1935 г.

Для второго класса даются:

а) предварительные упражнения с переходом на более мелкий шрифт;

б) начертание строчных и прописных букв, расположенных в порядке трудности, а также слова с этими буквами;

в) образец урока на заглавные буквы П и Т, раскрывающий систему работы; подобным же образом строятся и другие уроки на ту или иную букву;

г) связный текст на различные способы соединения букв в словах.

Если учитель найдет нужным число упражнений по каждому виду работ увеличить, то это он может сделать на специально -подобранных упражнениях, согласованных как с задачами чистописания, так и правописания.

Каждый урок чистописания строится по следующему плану:

  1. Постановка цели работы сегодняшнего урока.
  2. Приготовление к письму тетради и ручки.
  3. Проверка уменья держать тетрадь и ручку; наблюдение за правильностью посадки.
  4. Показ учителем на доске слов письменным шрифтом с анализом букв на составные элементы.
  5. Разбор написанного с точки зрения начертания: откуда начать и где кончить, как соединить один штрих с другим, как соединить одну букву с другой и т. д.
  6. Письмо одной строчки самостоятельно и под счет.
Работа с прописями. Учащиеся самостоятельно рассматривают и прочитывают текст прописи, который они будут писать, находят знакомые буквы, выделяют новую букву, сравнивают свое письмо с написанным в прописи. После такой подготовки дети пишут в прописи самостоятельно, а учитель может работать с другим классом, если их у него два.

Учет работы. В процессе работы или по окончании занятий чистописанием учитель просматривает тетради учащихся, указывая общие недочеты и недочеты каждого ученика, исправляя их путем написания образца на классной доске или в тетрадях учащихся.

В деле обучения письму огромную роль играет письмо самого учителя. Показ здесь- лучший способ обучения. Вот почему учителю нужно позаботиться о техническом совершенстве письма на доске и в тетради ученика. Письмо учителя должно быть просто, четко и красиво, с соблюдением нормальных форм букв, без употребления всяких лишних или условных штрихов и излишних украшений (зигзаги, хвостики, росчерки и пр.).

Каждый учитель, прежде чем писать на доске, должен хорошо ознакомиться с текстом и начертанием букв в прописи. Если учитель этого не сделает, может получиться большое расхождение в начертания букв в прописи и в его образце на доске, а тогда и прописи, как наглядное пособие, потеряют свое значение.

Боголюбов Н.Н. Методика чистописания

Учеб. пособие для пед. училищ. - 2-е изд., испр. и доп. - Ленинград: Учпедгиз, 1955


Уникальное издание. Очень подробно описана методика обучения красивому письму. Сегодня, обычные школьные прописи 1955 года, кажутся каллиграфией. Прописи прилагаются.


Приступая к 5-му изданию Курса каллиграфии и конторской скорописи, книгоиздательство «Круг Самообразования» оставило без изменения общий план издания, сохранив главным образом, простоту и общедоступность изложения. Цель издания - дать возможность каждому в короткое время самостоятельно научиться писать быстро и красиво-оправдалась тем успехом, какой выпал на долю первых четырех изданий «Курса каллиграфии».

Красивый и беглый почерк является неотложной потребностью всякаго грамотнаго человека. Он необходим для учителей, чиновников, конторщиков, банковых служащих, приказчиков, чертежников, артельщиков, торговцев и т. д.-словом, в очень многих занятиях, широко распространенных. Неясный и уродливый почерк очень часто служит причиной материальнаго неустройства тех лиц, которым приходится на службе или в своем деле заниматься корреспондированием.

Нет такого уродливого почерка, которого нельзя было-бы исправить и сделать красивым. Предлагаемая система обучения ведет к исправлению почерка наиболее верным и наиболее коротким путем.

Особое внимание обращено на то, чтобы учащийся относился к делу сознательно т. е., чтобы понимал, для чего делается каждое упражнение, и чтобы видел, что это упражнение действительно необходимо. При самообучении такое сознательное отношение к делу вполне обеспечивает успех в занятиях.

Полный курс каллиграфии и конторской скорописи заключается в шести отделах:

1) Предварительныя упражнения;

2) Каллиграфический почерк;

3) Конторская скоропись;

4) Прямое письмо;

5) Рондо и готик;

6) Изящные шрифты: Батард, Фрактурный, Модно-Славянский.

Для удобства практических занятий, к теоретической части курса прилагается альбом изящно выполненных таблиц, в которых приведены образцы всех букв, цифр и шрифтов.

Возникновение каллиграфии относится к глубокой древности.

На самых древних египетских, вавилонских и ассирийских памятниках встречаются надписи, которые показывают,что искусство воспроизводить письменные знаки уже в те далекие от нас времена было высоко развито. В древнем Китае каллиграфия достигла высокой степени совершенства.

Письменные знаки, употребляемые нами в настоящее время, ведут свое происхождение не от египетских и китайских письмен, а вернее всего от финикийских. Древние греки, повидимо, заимствовали свой алфавит у финикиян и, значительно видоизменив его, передали затем древним римлянам. Здесь он подвергся новым изменениям и вместе с христианством почти в неизменном виде распространился по всей Европе. Только в Германии средневековые монахи придали латинскому шрифту угловатую и кудреватую форму и выработали так называемый готический шрифт. На русский алфавит латинский шрифт оказал также сильное влияние, но часть букв нашего алфавита заимствована из греческого.

Уже в древней Греции, а затем в Риме каллиграфия пользовалась большим почетом и очень высоко ценилась. Книгопечатание в то время еще не было изобретено, и единственным способом составления книг было писание их на пергаменте. Этот способ требовал большого искусства, так как о скорописи тогда еще не знали, и единственным письменным шрифтом был тот самый шрифт, который теперь употребляется в типографиях, т.-е. в те времена писали печатными буквами.

Расцвет каллиграфии относится, однако, к второй половине средних веков, когда особенно быстро стал возрастать спрос на книги. В эту эпоху были созданы удивительные по красоте и изяществу шрифты. Не только почти все так называемые фигурные шрифты (рондо, готик и др.) но и многие из теперешних типографских шрифтов перешли к нам по наследству от средневековых каллиграфов. В последние годы как раз можно было наблюдать в типографском деле возвращение к средневековым шрифтам.

С изобретением книгопечатания каллиграфия теряет свое прежнее значение и на долгие годы останавливается в своем развитии. Окончательно, однако, каллиграфия никогда не была вытеснена, а в последнее десятилетие интерес к ней снова возродился,- и в развитии каллиграфии наступил новый период расцвета еще более пышного, чем в средние века.

Область применения каллиграфии в настоящее время чрезвычайно обширна. Необыкновенное развитие книгопечатания, неслыханный рост газетнаго дела, огромное распространение рекламы, наконец, вывесочное и плакатное дело создали обширный спрос на разнообразнейшие фигурные шрифты. Число таких шрифтов в настоящее время уже очень велико, но каждый день приносит нам в этой области что-нибудь новое. Таким образом, вытесненная сначала изобретением типографских шрифтов, каллиграфия в настоящее время призвана к новой жизни дальнейшим развитием того же типографского дела.

Изобретение книгопечатания совершило огромный переворот в книжном деле и впервые создало возможность широкого распространения грамотности. Одновременно с распространением грамотности явилась потребность в таких письменных знаках, которые по своей форме были бы проще каллиграфических и не требовали для своего воспроизведения ни особого искусства, ни большой затраты времени. Научившись читать, люди захотели также уметь писать, и притом писать легко и быстро. Фигурные каллиграфические шрифты совершенно не годились для этой цели. Необходимо было выработать скорописный шрифт, которому не трудно было бы обучиться, необходимо было значительно упростить прежние каллиграфические шрифты. Это и было сделано, но не сразу, а постепенно.

Старинная скоропись очень сильно отличается от теперешней скорописи. В прежнее время не торопились жить и не торопились писать. Поэтому в старинной скорописи мы встречаем чрезвычайное обилие разнообразных завитков, украшений и росчерков, которые крайне затрудняли и замедляли писание. Наше деловое время совершенно отбросило все эти каллиграфические хитрости и тонкости и выработало простую экономную скоропись. Прежняя же скоропись превратилась в наше время в так называемый каллиграфический (министерский) шрифт, который стоит на границе между действительно каллиграфическими (фигурными) шрифтами и скорописью.

Введение всеобщего обучения в Европе в значительной степени содействовало упрощению скорописи. В последние 20 лет педагоги посвятили немало сил этому вопросу и не только ввели в скорописный шрифт упрощения, но и выработали метод обучения письму, который в наиболее короткое время дает наиболее верные результаты. Вслед за педагогами, вопросом о выработке почерков занялись крупные ученые, которые с физиологической и психологической точки зрения подвергли изучению вопрос о движениях, совершаемых при писании. Посредством многочисленных опытов были изучены движения пальцев, кисти, предплечья, плечевого сустава и всей руки (исследование Джедда, Гольдшейдера и Крепелина) и определена скорость писательных движений у больных и здоровых людей; время затрачиваемое на каждую букву алфавита (исследования Гросса и Диля), и влияние алкоголя на писательные движения (исследования Мейера). Наконец, был произведен целый ряд наблюдений над зависимостью угла наклона букв к линейке от длины пальцев и руки а также от угла, образуемого тетрадью с краем стола (исследования Маркса Лобзена).

Опыты эти и исследования еще далеко не закончены. Среди педагогов, например, нет единогласия по вопросам, связанным с обучением письму: одни стоят за прямой шрифт, другие отстаивают наклонный. Наконец, есть серьезные исследователи, которые предлагают некоторые видоизменения современного скорописного шрифта (напр., перенесение нажима, изменение формы закругления). Среди таких педагогов отметим Георга Ланга, написавшего большое исследование о современной скорописи. В общем целом, работы педагогов за последния 20 лет устранили из обучения письму немало предрассудков и ошибок и открыли новые пути обучения письму.

При составлении настоящего «Курса каллиграфии и конторской скорописи» мы руководились стремлением объединить в одно целое все более или менее прочно установленные выводы современной научной педагогики.

При писании совершается целый ряд движений,- пальцами, кистью руки предплечьем и всей рукой. Главное требование, которому должна удовлетворять всякая система обучения письму, заключается поэтому, в том, чтобы она приучала учащегося к свободным и твердым писательным движениям, т. е. к таким движениям, которые при наименьшем усилии или напряжения мускулов давали наибольший результат. Свободные и уверенные движения представляют основу каллиграфии и скорописи. Почерк не может быть свободным и красивым, если он не опирается на свободные движения. Поэтому развитие свободных писательных движений должно составлять главную цель всякой системы обучения письму .

С этой точки зрения спор о прямом и наклонном письме имеет второстепенное значение. Ни прямой, ни наклонный почерк не противоречат свободе писательных движений. Трудно даже сказать, при каком почерке свобода движений больше. Поэтому и прямое и наклонное письмо одинаково пригодны. Нельзя, сказать того же о почерке, наклоненном влево (а не вправо, как обыкновенно). Такой наклон самым решительным образом противоречит свободе писательных движений, так,как буквы, наклоненные влево, можно писать, лишь неестественно выгнув правую руку и поставив ручку не вдоль бумаги, как обыкновенно, а поперек. Поэтому-то такой вымученный почерк производит крайне неприятное, отталкивающее впечатление.

К вопросу о прямом и наклонном письме мы еще будем иметь случай вернуться в отделе, посвященном прямому письму, - и там мы разовьем свои взгляды полнее.

Для того, чтобы научиться писать, нужно научиться свободных писательных движениях.

Обучение письму есть или точнее должно быть обучением свободным писательным движениям.

В этом-то и заключается основа нашей системы.

Поэтому-то в ней такое видное место уделено целому ряду упражнений, цель которых заключается в развитии свободы писательных движений. Учащийся должен с полным сознанием отнестись к этим упражнениям, понять их цель и вдуматься в самую систему. Он должен твердо, ясно и неуклонно помнить, что без свободы писательных движений ему никогда не удастся добиться свободного и правильного почерка. А эта свобода может быть достигнута только путем строгого выполнения предлагаемых нами упражнений. Поэтому-то мы самым подробным образом разбираем каждое упражнение и стремимся к тому, чтобы, приступая к нему, учащийся совершенно ясно понимал, для какой цели дано это упражнение и какие движения оно развивает.

Курс наш рассчитан не только на тех лиц, которые еще не умеют писать и лишь начинают учиться, но в одинаковой степени и на тех, кто уже учился писать, но обладает плохим, испорченным почерком и желает исправить его. И для тех, и для других наши упражнения одинаково важны: причиной дурного почерка всегда бывают несвободные, неправильные, связанные или же неуравновешенные движения. Наши упражнения дают возможность отучиться от таких неправильных и несвободных движений.

Учащимся важно также помнить, что, не работая, ничего нельзя добиться. Приобрести красивый, беглый почерк каким-нибудь чудом невозможно: для этого нужно поработать. А работать - значит аккуратно выполнять все упражнения и не торопиться вперед. В течение всего курса мы неустанно будем повторять: не торопитесь вперед, в противном случае вам придется вернуться назад. Помните, что особенно в каллиграфии и скорописи нужно придерживаться золотого правила: тише едешь, дальше будешь. Идите дальше лишь тогда, когда прочно усвоите старое: чем меньше вы будете торопиться вперед, тем скорее и успешнее доберетесь до конца.

Мы почли необходимым не только привести образцы упражнений в нашем курсе, но и выделить их в особый альбом. При чтении курса постоянное заглядывание в альбом было бы обременительно. Поэтому мы ввели образцы наших упражнений в текст. С другой стороны, пользоваться образцами, помещенными в тексте, при писании упражнений также было бы неудобно: книга легко треплется, да и ставить ее на стол неудобно. Гораздо большие удобства в этом случае представляет таблица, которую удобно поставить против себя на столе и на которой нет ничего, кроме необходимых в данный момент упражнений.


Прописи старого образца по русскому, украинскому и белорусскому языкам (узкая линейка, на каждую букву).

Но довольно предисловий! На этой странице выложены прописи по русскому языку для «первого класса», которые я изготовил в полном соответствии со своими понятиями о том, какими им надлежит быть.

Во-первых, я вернулся к частой косой линейке , которая так облегчала жизнь первоклашкам в пору моего детства.

Во-вторых, образец буквы повторяется несколько раз на строке. После каждого образца следует пробел, куда ребенок вписывает свою букву. Это нужно для того, чтобы в поле зрения ребенка всегда находился именно образец, а не его же собственная корявая буква, написанная минутой раньше .

В-третьих, пространство, отведенное ребенку для тренировки, никак не ограничено . Даже если ему не хватило листа для того, чтобы научиться писать какую-либо букву, точно такой же лист всегда можно распечатать заново. А значит, появляется возможность сформулировать задание для ребенка таким образом, что работать халтурно и наспех не будет иметь никакого смысла. Не «испиши столько-то строк», а «напиши столько-то красивых букв».

Впрочем, не хочу утомлять читателя пространными комментариями и методическими указаниями. Сами прописи расскажут о себе красноречивее меня.

Файлы для скачивания:

  • Чистый лист с линовкой;
  • Пример страницы (для быстрого ознакомления);
  • Образцы написания букв (алфавит);
  • Прописи (палочки, крючочки и русские буквы, 73 страницы);
  • Украинские и белорусские буквы ґ, є, і, ї, ў, Ґ, Є, І.

Каждый день желаю здоровья автору когда занимаюсь письмом с дочкой -первоклассницей! Кончились слезы,истерики и нервотрепка! Посадить заниматься теперь не проблема, у ребенка все получается и это прибавляет энтузиазма.Когда отработаем букву в этих прописях-в школьной уже пишет все правильно и красиво.(по прописям программы Гармония писать научиться нереально).Еще раз большое спасибо. Теперь всем знакомым рекомендую.

Огромное спасибо за Ваш сайт! Я нашла то,что долго искала-мои родные детские прописи, которые позволили мне иметь хороший почерк. Не могу видеть спокойно почерк своей дочери, она учится в 5 классе. Разрушена целостная система обучения детей, которая оттачивалась десятилетиями, взамен созданы программы-уроды, и это,к сожалению касается не только чистописания.

Подскажите, пожалуйста, а в каком количестве Вы рекомендуете распечатывать каждый лист? Достаточно ли в одном экземпляре? Я имею в виду, что некоторые буквы (элементы) не очень получаются, следует ли переходить к другим или стоит отрабатывать написание буквы до получения удовлетворительного результата?

Тренироваться писать каждый элемент, каждую букву надо до тех пор, пока не будет получаться более или менее прилично (хотя перфекционизм тоже не к чему). Эти прописи, на мой взгляд, тем и хороши, что всякую страницу можно распечатать любое число раз - столько, сколько нужно. По моему опыту, больше всего экземпляров требуется для самых первых страниц - с палочками и крючочками. Еще одно любопытное наблюдение: даже если ребенок научился идеально выводить "базовый" крючок, это еще совсем не значит, что у него сразу начнет хорошо получаться буква "и", которая состоит из двух таких одинаковых крючков.

Вы рекомендуете для прописей особую ручку (её мы нашли и купили) и ламинированную бумагу, а вот её мы найти в продаже не можем. Подскажите, пожалуйста, какую-нибудь самую распространённую марку такой бумаги, возможно, я что-то не так поняла...

Леонид Некин
Я не то, чтобы что-то рекомендую, а рассказываю о своих собственных предпочтениях, которые у Вас могут оказаться другими - с учетом Вашей конкретной ситуации, о которой мне ничего неизвестно. Я как-то упомянул, что мне нравится капиллярная ручка "Stabilo point 88". Что же касается бумаги, то я использую обычную бумагу для струйных и лазерных принтеров плотностью 80 грамм на квадратный метр, распечатывая на ней файлы прописей. У малышей, которые только начинают учиться писать, капиллярная ручка может на этой бумаге немного расплываться, потому что малыши выводят буквы очень медленно и часто давят изо всех сил. На мой взгляд, это не является недостатком такой бумаги. Наоборот - у ребенка появляется дополнительная обратная связь, благодаря которой он быстрее учится писать правильно - так, чтобы капиллярные чернила не расплывались. Ламинированную бумагу я никогда не пробовал - я думаю, что она не нужна, хотя, наверное, чернила не будут на ней расплываться даже у маленького ребенка.

Но возник вопрос по написанию маленькой буквы г. Неужели она пишется именно так? Мне всегда казалось что она просто вписывается в одну наклонную клетку, а у Вас вписана в две.

Леонид Некин
Может быть, Вы и правы насчет одной клетки. Но согласно идее, которая заложена в основу прописей, буква "г" - это не просто буква "г", но еще и базовый элемент, который встречается в написании букв "п", "р" и "т" и сам, в свою очередь, базируется на букве-крючочке "i".

Забавное открытие! На экране просто пропуски для написания букв, а на распечатке страницы тонкие контурные буковки для их последующего обведения. Очень приятно и полезно, спасибо Вам за заботу!!

Леонид. Спасибо большое за Ваш сайт, надеюсь, что мне очень помогут ваши прописи исправить почерк. Я распечатала чистый лист и попробовала написать алфавит, это просто супер, никогда такие красивые буквы не получались, в тетрадки просто в линейку (как сейчас продают), в такой разлиновке, всё просто и понятно, как вести ручку. Прочитала Вашу статью про ручки, купила себе по Вашим рекомендациям, теперь буду стараться. Может показаться странным, что я взрослая девушка, пишу прописи, но мне очень срочно нужно исправить почерк. В детстве мне его не поставили, мучаюсь до сих пор. Я специалист с красным дипломом, прочитала не одну научную статью про постановку почерка в начальной школе. Но Ваши прописи внесли самый большой вклад. Спасибо большое!

я не смог понять как из ваших прописей сделать тетрадь.

В частности если рассматривать полную пропись (где 73 листа), у Вас каждый лист разделен красной линией, я так понимаю это линия сгиба, а сгибая по ней сделать нормальную тетрадь не получается. Также если просто прошить все листы по левой стороне то не очень смотриться красная линия по центру. Может быть у Вас есть вариант где правая и левая часть разнесены на отдельные листы, или файл без красной полосы по центру.

Леонид Некин
Я совсем не предполагал, что из этих листов будут делать тетрадь. Для начала, нет более верного способа испугать ребенка, как предъявить ему сразу весь объем предстоящей работы. Далее, вовсе не факт, что ребенку понадобится ровно один экземпляр каждого листа. По моему опыту, для того чтобы научиться писать более или менее прилично самые первые палочки и крючочки, требуется по нескольку листов. И вообще, весь смысл этих прописей состоит в том, что листы допечатываются по мере надобности. Наконец, писать на одном листочке просто удобнее, чем в толстой тетради (из 73 листов). Красная линия посередине проведена для того, чтобы строчки не казались слишком длинными, а не для того, чтобы по ней сгибать. Хотя, пожалуй, можно и согнуть, но не в ту сторону, чтобы получалась тетрадь, а в другую - чтобы получился как бы один маленький двусторонний лист.

Все 4 файла распечатываются неправильно.

Леонид Некин
Тогда проблема, похоже, в Вашем принтере (возможно, ошибка в программе, его обслуживающей). Вы можете попробовать перед тем, как печатать, зайти из окошка печати в "свойства принтера" и что-нибудь там поменять, например, изменить качество печати на самое лучшее из всех возможных (может быть, сейчас у Вас выбран вариант "Черновик"?). В "расширенных свойствах" (доступных из окошка печати Adobe Reader) можно попробовать выбрать "печать как картинку". Если это ошибка программирования, то может помочь даже небольшое изменение масштаба (например, 99% или 101%). В порядке эксперимента, можно также попробовать изменить ориентацию бумаги с портретной на альбомную.

Если ничто это не поможет, остается радикальное средство - конвертировать PDF-файл в какой-нибудь растровый формат, например, TIFF или BMP (только не JPG, так как этот формат "теряет" качество).

Елена
Принтер Canon. С качеством печати в свойствах принтера я уже экспериментировала - толку мало. Мне помогло изменение масштаба и изменение ориентации бумаги на альбомную, как Вы мне подсказали. (сама бы точно не догадалась). Я изменила сразу две настройки (вполне возможно, достаточно было бы настроить что-то одно). Качеством печати очень довольна. СПАСИБО ВАМ!!!

на экране все отлично, но при печати косые линии отсутствуют. Распечатывала на лазерном принтере.
проблема, как оказалось, в цвете. При цветной печати все отлично(!), при черно-белой печати косые линии практически не видны(еле заметны).

В готовых "Прописях для начинающих" очень плохо пропечатываются фоновые линии,- и косые, и горизонтальные.
(Никакой "экономии тонера" и выставлено "Наилучшее качество печати").

Леонид Некин
Судя по тому, что Вы упомянули про тонер, речь идет о черно-белом лазерном принтере. Он передает голубую линию серым цветом, точнее отдельными черными точками на белом фоне. В толщину линии попадает не слишком много таких точек, отчего линия видна очень плохо. Пока мне пришло в голову вот что. У всякого (особенно черно-белого) принтера где-то в установках должна быть предусмотрена возможность отображать любой цвет (в том числе голубой) чисто черным. Если этой возможностью воспользоваться, то проблема будет решена.

Это лучший сайт по правописанию!

Наш товарищ Игорь Ильин из Ленинграда прислал разлиновки для занятий каллиграфией и чистописанием.

Для работы с прописью был сгенерирован pdf файл, который позволяет печатать разные типы разлиновки. Пропись, как известно, используется как образец, а писать можно на листах А4 с распечатанной разлиновкой. 5 типов разлиновки - 5 уровней сложности.

Теги: ,

Последние материалы сайта