Наблюдение за птицами зимой на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста. Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке естественно-географического факультета ягпу им. к.д. ушинского

26.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Открытая образовательная деятельность

Тема: Прогулка "Наблюдение за птицами"

Цель:

- формировать первичное представления детей о зимующих птицах;

- научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами.

Задачи:

Расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;

Формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний);

Развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание;

Воспитывать бережное отношение и чувство сострадания к птицам.

Материал и оборудование : кормушки для птиц, хлебные крошки, семечки.

Предварительная работа : беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы провести свои наблюдения за ---- . За кем, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто два раза родится:

в первый раз гладкий,

а второй раз - мягкий. (Птица)

Так за кем мы с Вами будем наблюдать? (ответы детей).

Правильно, на экскурсии мы будем наблюдать за птицами и учиться приёмам наблюдения за ними.

Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что осенью и зимой холодно и голодно маленьким птичкам.

Обращая внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают).

Воспитатель : Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов). Только люди могут помочь – покормить их.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

На скуку сижу,

«Кар! Кар!»- кричу.

Чик-чирик!

С ветки прыг.

Клюй не робей!

Кто это… (Воробей)

Дети хором отвечают. Правильно!

Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их.

Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

Чем мы можем подкармливать птиц? (Ответы детей : пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника, ягоды рябины, боярышника, семена клёна, ясеня, орехи, хлеб, хлебные крошки).

Воспитатель: Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола (крошки хлеба, семечки и др.).

А на участке у нас есть кормушка?

Воспитатель предлагает детям спасти птиц от голода и поиграть в игру.

Игра "Спасатели". Воспитатель предлагает детям повесить кормушки для птиц.

Воспитатель предлагает покормить птиц, и задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают.

Рассказывает детям, что птицы очень пугливые и наблюдать можно только из далека.

На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.

Работа с наглядностью.

Воспитатель:

Посмотрите и скажите, кого вы здесь на ветке видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья) .

Скажите, что делают птицы?

Назовите птиц, которых вы узнали?

Какие это птицы. (Зимующие).

Почему мы их так называем?

Поют ли птицы зимой? (Да, но нет такого многоголосья).

Кто из птиц чирикает? (Воробей).

Кто из птиц трещит (стрекочет)? (Сорока).

Кто из птиц каркает? (Ворона)

Какие птицы зимуют в нашем городе? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ворон и воробей».

Один из детей выбирается вороном, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм.

Когда прилетает ворон, воробушки улетают в гнездышки.

Воспитатель :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Каких птиц Вы встретили на экскурсии? Чем они были заняты?

Много ли птиц зимой в нашем городе?

Поют ли птицы зимой?

Чем питаются птицы зимой?

Каких птиц Вы узнали, по каким признакам?

Чем вам понравилась наша прогулка?


Наталья Колодяжная
Конспект занятия «Наблюдения за птицами»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД С. ЗАКУТСКОЕ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

План – конспект проведения прогулки в зимний период

с детьми старшего дошкольного возраста

«Наблюдения за птицами »

Выполнила : воспитатель

Колодяжная Наталья

Владимировна

Закутское

I. Наблюдения за птицами .

Цель : Продолжить учить различать и называть птиц по внешнему виду , издаваемым звукам, характерным повадкам. Развивать наблюдательность , внимание (зрительное, слуховое) . Выяснить какие птицы прилетают постоянно , какие редко, какие очень редко. Продолжать изучать повадки птиц (как они себя ведут возле кормушки) . Воспитывать у детей желание помогать птицам зимой .

Методические приемы : вопросы детям, ответы детей, наблюдение , художественное слово.

Оборудование :

1. Вопросы детям :

1. Какие птицы прилетели на участок?

2. Как вы догадались? (повадки, внешний вид, издаваемые звуки) .

3. Какие птицы прилетают к нам постоянно?

4. Каких птиц мы видим редко ? И очень редко?

5. Чем питаются птицы зимой ?

6. Хватает ли им пищи?

7. Почему не хватает?

8. Чем мы можем помочь птицам ?

9. Что для этого нужно? (кормушки)

10. Как нужно следить за кормушками? (очищать от снега, подсыпать корм) .

2. Загадки

Цель : развивать логическое мышление, наблюдательность , внимание.

Оборудование : фанты.

Методические приемы : художественное слово.

Спинкою зеленовата,

Хвостиком желтовата

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (Синица)

Всех за день я навещу,

Всё что знаю растрещу (Сорока)

Птичка-невеличка

Ножки имеет, а ходить не умеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок. (Воробей)

Окраска - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хитроватая

Известная персона. Кто она? (Ворона)

Название этой зимующей птицы похоже на имя девочки. Как называют эту птицу ? (Галка) .

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом . (Кормушка) .

Итог. За отгадку ребенок получает фант. Побеждает тот, кто больше наберет фантов.

3. Художественное слово

Цель : развивать образное восприятие, учить выразительной передаче поэтического текста.

Стихи Т. А. Шорыгиной «Снегири» , «Синица»

II. Дидактические игры

1. Словесная игра «Отгадай и назови» .

Цель : развивать логическое и наглядно-образное мышление, наблюдательность , внимание, слуховое восприятие.

Оборудование : картинки птичек.

Какую птицу называют белобокой ?

Какую птицу называют желтогрудой?

Какую птицу называют красногрудой?

Какая птица каркает ?

Про какую птицу говорят , что она воркует?

Про какую птицу говорят , что она чирикает?

Итог : За правильный ответ – картинка птички. Побеждает тот, у кого в конце игры больше картинок с птицами .

2. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель : Закреплять умение обобщать, исключать лишнее. Развивать логическое мышление.

Оборудование : картинки птиц .

По способу передвижения : ворона, воробей (прыгает, снегирь, галка.

Зимующие-перелетные : синица, дятел, кукушка, сорока.

3. Словесная игра «Назови ласково» .

Цель : обогащать словарный запас детей. Закреплять умение образовывать слова за счет суффиксов. Развивать память.

Слова : птица , крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей.

4. Дидактическая игра «Кто прилетел к кормушке?»

Цель : дать детям представление о том, чем питаются разные птицы (кто что ест и какие следы оставляет возле кормушки) . Развивать наблюдательность , внимание.

Оборудование : лупа.

III. Трудовые действия. Изготовление кормушки.

Цель : учить трудиться в коллективе. Формировать желание приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.

Оборудование : снеговые лопатки, корм для птиц .

Методические приемы : объяснение, показ, оценка, практические действия.

Воспитатель предлагает соорудить для птиц кормушки , чтобы каждый день насыпать в неё корм, заботиться о птицах . Вместе с детьми разбирает поэтапность выполнения работы.

Дети разбирают лопатки. В тихом уголке участка вырубают вместе с воспитателем куб из снега. Дети дружно отбрасывают от куба лишний снег, подчищают края кормушки. Затем делают бортик, чтобы ветер не унес крошки. Насыпают корм.

Итог : совместная оценка работы.

IV. Подвижные игры и упражнения.

1. «Голуби и воробьи» (сюжетная) .

Цель : учить действовать по команде, развивать навыки челночного бега, внимание, умение быстро ориентироваться в изменившейся обстановке.

Оборудование : шапочки птиц .

2. «Вороны» (сюжетная)

Цель : закрепить умение двигаться в нужном направлении.

3. «Совушка-сова» (сюжетная)

Совушка-сова, большая голова

Высоко сидит, далеко глядит.

А потом – как полетит (водящий догоняет)

Цель : закрепить умение действовать по сигналу, двигательные навыки, быстроту реакции.

Оборудование : шапочка совы.

4. Игра малой подвижности «Прилетели птицы » (несюжетная)

Цель : развивать слуховое внимание, память.

Оборудование : текст

Правило : Называю только птиц , но если ошибусь и назову не птицу , следует потопать ногами.

5. Игра малой подвижности «Птички»

Цель : развивать внимание, быстроту реакции, умение ловить мяч двумя руками.

Оборудование : мяч.

6. Русская народная игра «Филин и пташки»

Цель : развивать навыки бега, умение быстро ориентироваться в пространстве, развивать зрительное внимание, реакцию.

Оборудование : обручи (домики, шапочка филина.

V. Экспериментальная деятельность. Опыт «Замерзшая вода – расширяется» .

Цель : Продолжать знакомство детей со свойствами воды : при замерзании вода расширяется. Учить детей анализировать и делать выводы. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование : стеклянная бутылочка с водой.

Методические приемы : наблюдение , сравнение, вопросы, опыт.

VI. Самостоятельная деятельность детей.

1. Творческая игра «Следопыты птицах ) или «Юные орнитологи»

Цель : Развивать умение организовать игру и выполнять взятые на себя роли. Формировать умение планировать свою деятельность, делать выводы (анализировать, обосновывать результат своей деятельности. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование : бумага, лупа, карандаши, папки, палочки для измерения, игрушечный фотоаппарат.

Методические приемы : игра, наблюдение , опыт, практические действия.

2. Конкурс скульптур из снега

Цель : Развивать воображение детей, умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование : снеговые лопаты, цветные льдинки, краски, «золотые» медали из фольги на ленточке.

Методические приемы : практические действия, сравнение, анализ, игра, поощрение, оценка.

Итог : церемония награждения победителей.

3. Самостоятельные игры детей с выносным оборудованием.

Цель : Закреплять умение играть дружно. Формировать умение самостоятельно организовывать игры.

Оборудование : санки, лыжи, клюшки, шайбы.

Выполнил:
Обучающийся 8 класса
МОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа»
Обоянского района
Курской области
Захарьин Владимир
Руководитель:
Учитель ИЗО
Червякова Ж.В.
2011 год.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Я наблюдаю за птицами весь световой день благодаря тому, что почти все кормушки находятся напротив окон.

Дом расположен так: лицевая сторона направлена на запад, внизу в 200-х м. от дома протекает речка Каменка. По обоим берегам растут деревья. С восточной стороны дома находится большой сад, рядом с которым - два заброшенных. Зимой и летом сюда прилетает много птиц в поисках корма.

Я забочусь о том, чтобы у пернатых всегда была еда.
Корм в кормушки начинаю закладывать с появлением первого снега и до конца зимы. Независимо от того, какая на улице температура, птицы появляются на кормушках не с первыми лучами солнца, а примерно через час после восхода. Зато днем, с 15.00. до 16.00. они находятся на кормушках.

Птицы не всегда кормятся спокойно, хотя еды предостаточно для всех. При появлении сойки мелкие птицы улетают и не возвращаются к кормушке, пока она ест.

Синицы часто прогоняют воробьев, они вытягивают голову, прогибают тело, шипят, как змеи и бросаются в драку. Между собой синицы ссорятся по¬ другому. Это я наблюдаю часто на кормушке №2. Синица, которая собирается прогнать другую раскрывает крылья и хвост и поворачивается на 90°. Лазоревка, хоть она и прилетает всегда одна, ни с кем не ссорится, но кажется, синицы уступают ей место.

Овсянки не замечены в ссорах. Овсянки не любят кормушки, а предпочитают подбирать под кормушками за другими птицами, особенно это заметно на кормушке №З. Они почти не бывают на кормушке №1. Также овсянки и воробьи едят вместе с домашней птицей. Самое очаровательное в овсянках то, что когда они садятся на дерево, дерево становится похожим на яблоню, с которой листва упала, а яблоки остались.

Хотя рядом много старых деревьев, дятлы регулярно посещают кормушки: большой пестрый дятел, средний пестрый. А вот малый пестрый дятел находит пропитание рядом с кормушками.


Самец малого пёстрого дятла
рядом с кормушкой №1



Самочка малого пёстрого дятла
рядом с кормушкой №1

В десяти метрах, на репейнике, питаются щеглы и зяблики. К зябликам у меня особая любовь. Я наблюдал летом, как они кормили своих птенцов, и это оставило неизгладимые впечатления в моей памяти.

После 26 января дятлы - редкие гости на кормушках. Они спустились в лесок, возле речки и там активно себя ведут. Так как наши птицы такие же пугливые как в лесу, их трудно фотографировать. А фотография малого пестрого дятла сделана в 7 метрах от кормушки №1. Эти птицы часто подпускают к себе очень близко. Однажды мы очень долго наблюдали его всей семьей, а он долбил и долбил ветку ели и совершенно не обращал на нас внимания, хотя в это время громко лаяла собака, а мы находились рядом с деревом.


Самец. Средний пёстрый дятел.

26 января - приметный день не только потому что улетели дятлы. С утра был сильный мороз, градусник показывал -22°. И когда я вышел на порог, то увидел синицу. Она летала над землей и не поднималась высоко. Я пытался её поймать, но она летала по двору, даже пыталась спрятаться у собаки в будке, потом, вероятно, ее силы закончились, и она забилась под крыльцо. Я взял её в руку, перья на затылке были сильно взъерошены. Взял я её с той целью, чтобы отогреть, думал, что она замёрзла. Когда она поняла, что находится у меня в руках, стала шипеть и щипать за пальцы. Посадил я её в 3-х литровую банку, на дно положил мелкого сена. Как только она оказалась внутри, то стала брать крупные травинки и перекладывать. Банку накрыл крышкой с дырочками, а синица уцепилась лапками за дырочки и стала разглядывать, что происходит в комнате. Ничего не стесняясь, поела она хлебных крошек. Часа через три после того, как она оказалась в банке, ей уже было не комфортно, вероятно она согрелась и наелась. Перед тем как выпустить, я решил её пометить. Я подрезал ей одно пёрышко на хвосте, надеясь, что увижу ещё «мою» синичку.

Самые интересные наблюдения за кормушкой №4. Её посещают воробьи, синицы, дятлы, лазоревка, сойка. Когда я наблюдаю за птицами, то вижу как, на верхушку берёзы садятся сороки, они шумят, но на кормушку не спускаются. Сойка может спокойно кормиться около пяти-семи минут, дятел, в основном, большой пёстрый, тоже около пяти-семи минут. Синицы с воробьями обычно на кормушке проводят меньше времени, одну-две минуты, и улетают на ближайшие деревья, зато следующее их появление происходит быстрее. А сойка появляется через тридцать-сорок минут. За это время воробьи с синицами несколько раз прилетают и улетают.

1 февраля, наблюдая за птицами, я особенно присматривался к хвостам синиц. Вдруг я увидел «мою» синичку. Прилетела все-таки, мне было очень приятно и радостно. Рядом я увидел синицу, у которой от хвоста осталась пара перьев - обрывков. Скорее всего она побывала в страшной переделке.

Вместе со мной за птичьим базаром наблюдают и хищники, они появляются так неожиданно и стремительно, что даже не удается понять, откуда они появились, с какой стороны, поймали ли кого или нет?! Также стремительно улетают. Нельзя даже определить, какой это вид.

Дважды был небольшой, размером с голубя, серый хищник. При его появлении все синицы и воробьи как- будто исчезали. На третий раз прилетал огромный хищник. Размах его крыльев -больше метра, светло – коричневое оперение. На этот раз не только птицы испарились, даже куры исчезли.

5 февраля была оттепель, появились проталины, это сильно сказалось на количестве птиц, посещающих кормушки. Овсянки не показывались несколько дней, а синиц и воробьев стало в 2 раза меньше.

В середине февраля я оставил наблюдение за своими кормушками, так-так лег в больницу, а там видел только галок и голубей. Я не волновался, что дома птицы остались голодными, их будет кормить мой брат. Многие мои друзья заинтересовались жизнью птиц и устроили кормушки у себя дома.

Место нахождения кормушек:

Кормушка №1 находится возле передней части дома, под окнами. Птицы очень сильно любят её, так как она скрыта двумя ёлками и огромным вязом. В случае опасности птицы прячутся на деревьях и сидят, пока все не утихнет. Её рацион таков: хлебные крошки, зерно пшеницы, подвешенные початки кукурузы, животный жир.


Кормушка №1
Синица обыкновенная, и лазоревка.

Кормушка №2 импровизирована. Это просто подвешенные кусочки сала или жира в сеточках. Она расположена во дворе, напротив окна кухни.


Кормушка №2
Синицы


Кормушка №2
Самка Большого пёстрого дятла.



Кормушка №2
Лазоревка

Кормушка № З другого типа. Она расположена в палисаднике, позади дома. На неё чаще всего насыпаем семена растений: зёрна пшеницы, варёный рис, кукурузу.

Сначала птицы съедают крошки, большие кусочки уносят, потом съедают зерно, и только потом, принимаются есть рис. Горох и гречку разбрасывают, поэтому после нескольких попыток пришлось прекратить использование этих продуктов.


Самочка овсянки обыкновенной
рядом с кормушкой №3



Самец овсянки обыкновенной
под кормушкой №3

Кормушка №4 также импровизирована. Она, находится в саду, размещаясь на крыше летнего душа. Чтобы наблюдать за обитателями этой кормушки, надо занять укромное место и не делать резких движений. За птицами можно наблюдать длительное время.


Кормушка №4
Самка большого пёстрого дятла



Кормушка №4
Сойка обыкновенная

Кормушки наполняем в 15 часов дня и, изредка, утром, потому что корм остается с вечера. Кормим птиц по очереди с братьями и наблюдаем за ними. Братья у меня ещё маленькие, поэтому кормушки делал я сам.

Я наблюдаю птиц с 2007г. Не знаю, какой случай произвел на меня особое впечатление, когда к нам на кормушку прилетел зеленый дятел, или когда на рыбалке я увидел птичку с ярким оперением, которая нырнула в воду, схватила рыбу и понесла её.

Любовь к этому привила моя мама, которая увлекается орнитологией, животным и растительным миром.


Кормушка №4
Лазоревка и домовой воробей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

3 слайд

Описание слайда:

Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. С. Есенин

4 слайд

Описание слайда:

Самое страшное время года для птиц – зима. В это время года многие птицы погибают от нехватки корма. Поэтому в нашей школе была создана группа учащихся, готовых помочь маленьким пернатым друзьям. Состав группы: Батомункуева Айна (исследователь) Парыгина Татьяна (исследователь) Косякова Елизавета (исследователь) Соловьев Степан (фотограф - исследователь) Кроме того в изготовлении кормушек помогли учащиеся первого, четвертого, пятого и шестого классов. Собрать корм помогли ученики третьего и шестого классов.

5 слайд

Описание слайда:

Место проведения наблюдения: пришкольный участок МБОУ «СОШ №15» Объект наблюдения: зимующие птицы Время наблюдения: декабрь 2014 г. – январь 2014 г Цель: Изготовить кормушки для птиц Собрать разнообразный корм для птиц Подкармливать птиц, прилетающих на территорию школы Изучить видовой состав птиц Провести наблюдение за особенностями поведения птиц у кормушки Изучить пищевые предпочтения птиц Изучить, какие кормушки больше посещают птицы Составить дневник наблюдений за птицами Составить рекомендации, с использованием результатов наблюдения

6 слайд

Описание слайда:

ДЕКАБРЬ План работы: Изготовить кормушки. Разместить кормушки на пришкольном участке, наполнить кормом. Провести наблюдение за птицами. - Изучить виды птиц, посещающих кормушки. - Изучить пищевые предпочтения птиц

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Парыгина Таня и Батомункуева Айна изготовили кормушки из пятилитровых бутылок, в которых были вырезаны отверстия - вход, а также были продеты прутья, для того чтобы нанизывать сало для синиц. Затем кормушки были раскрашены краской.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

После того как кормушки были развешаны мы заполнили их кормом. В состав корма входили: пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки. На некоторые кормушки (с прутиками) были нанизаны кусочки несоленого сала. После этого мы начали своё наблюдение. Лиза насыпает корм в кормушки

11 слайд

Описание слайда:

Дневник наблюдения Дата Погода Корм Птицы, посещающие кормушку Что наблюдали 9.12 -10, ясно, ветер ю-з пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи - 3 Воробьи прилетают к кормушке из литровой бутылки, но быстро улетают, долго не задерживаются. Бояться людей 10.12 -16, ясно, ветер ю пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи - 5 Также к кормушке из бутылки подлетают воробьи. Сало остаётся нетронутым. 11.12 -15, малооблачно пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи – 7, синица - 1 На пришкольный участок прилетели стайка свиристелей (примерно 32-36приц). К кормушкам не подлетали. Улетели в сторону пятиэтажных домов. К кормушке прилетела синица. Она брала семечки подсолнуха в клюв, улетала подальше от кормушек и там уже поедала корм. 12.12 -17, ясно, ветер с пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи -7, синицы - 2 Синицы начали охотно поедать кусочки сала, корм едят, улетая на расстояние примерно 2 метра от кормушки. В кормушке меньше стало проса, семечек, крошек. Почти не тронут рис. Воробьи активно поедают пшено с листков с кормом. 13.12 -18, ясно штиль пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи -9, синицы - 3 Сала практически не осталось. Птицы стали активно поедать корм со всех кормушек, но все же корм значительно уменьшился в кормушках из пластиковых бутылок. Птицы плохо поедают рис. 14.12 -14, ясно пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи – 7, синицы - 3 Сало съедено синицами. Птицы активные, чирикают, охотно поедают корм. Человека бояться. Если близко подходишь, улетают. 16.12 -20, небольшая облачность пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки. Воробьи – 8, синицы - 2 Корм во многих кормушках закончился. Птицы ожидают на ветках новой порции. Птицы съели даже рис.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Вывод о проделанной работе 1. В декабре на территории школы были замечены птицы: воробьи, синицы, свиристели. 2. Кормушки посещают воробьи и синицы. Воробьи по численности преобладают. Синицы предпочитают поедать несоленое сало, семечки подсолнуха, воробьи просо, пшено, хлебные крошки. Плохо поедают рис.

16 слайд

Описание слайда:

Январь План работы: 1. Продолжить наблюдения за птицами. 2. Изучить виды кормушек, которые предпочитают посещать птицы. 3. Изучить поведение птиц в зависимости от погодных условий.

17 слайд

Описание слайда:

Учащимися начальной школы были изготовлены разнообразные кормушки из пластиковых бутылок, из дерева, из картонных коробок. В течение недели проводились наблюдения за тем, какие кормушки предпочитают посещать птицы. В ходе наблюдения мы увидели, что птицы предпочитают кормушки просто устроенные, без лишних украшений. Очень часто посещают кормушки из пластиковых бутылок и деревянные кормушки. Кормушки из коробок легкие и на ветру сильно раскачиваются корм высыпается, поэтому такую кормушку нужно закреплять

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Дата Погода Птицы/ количество Наблюдения 02.01 -19, ветер ю-з, малооблачно Воробьи – 8, Синицы - 2 Воробьи с утра сидят на ветках недалеко от кормушек, чирикают. Корм поедают активно. Из кормушек посещают практически все. Синицы уже поедают корм в кормушке, а не как в декабре, улетая скормом. 03.01 -22, ветер зап. небольшой снег, малооблачно Воробьи –12, Синицы – 3 Голуби -4 После снега воробьи громко чирикали. На территории школы были голуби, но к кормушкам они не подлетали, а искали корм на земле. 04.01 -25, ветер вост., малооблачно Воробьи – 10, Синицы - 2 Воробьи не очень активные, сидят нахохлившись. Синицы активные, прыгают по веткам, подлетают к кормушкам. У двух кормушек птицы не были замечены. Отдают предпочтение кормушкам из бутылок, деревянным. Корм в кормушках заканчивается быстро. 05.01 -22, штиль, ясно Воробьи – 11, Синицы - 3 Воробьи громко чирикают, реже подлетают к кормушкам. 06.01 -20, з, малооблачно Воробьи – 7, Синицы - 2 Птицы активно перелетают с дерева на дерево. Близко к себе по- прежнему не подпускают, сразу улетают. Активно поедают корм. 07.01 -20,облачно,з, Воробьи –26, Ястреб -1 В этот день произошло событие. Ястреб поймал воробья и со своей добычей присел на тополь перед школой и стал его поедать. Остальные воробьи, а их налетело в этот день около30птиц, присели на соседний тополь, а затем стали потихоньку подлетать к ястребу. Среди воробье, оказывается есть самый смелый, который первым подлетает к опасности, а затем следуют и другие за ним. Так они практически окружили ястреба, но он не обращал на них внимание и продолжал поедать свою добычу. Затем он доел воробья и стал отдыхать на ветке, а воробьи продолжали сидеть рядом. Но ястреб так и не схватил больше никого из них и улетел. 08.01 -15,з, ясно На территорию школы прилетела сорока, но сидела она вдалеке на дереве. К кормушкам она не приближалась. 10.01 -17,с-в, облачно Воробьи – 13 Синицы - 3 Обычное поведение воробьев. 12.01 -18,штиль, ясно Воробьи – 8, Синицы – 1 Сорока - 1 На территорию школы прилетела сорока, но сидела она вдалеке на дереве. К кормушкам она не приближалась. В ясный день воробьи меньше подлетают к кормушкам.

23 слайд

Описание слайда:

Вывод: 1. На территории школы в зимний период к кормушкам прилетают воробьи и синицы, голуби питаются с земли. 2. Предпочтение отдают: воробьи – пшену, просу, семенам подсолнечника, хлебным крошкам; синицы – семечкам и несоленому салу. 3. Поведение птиц зависти от погоды. 4. Предпочитают кормушки из бутылок и деревянные. Рекомендации: 1. Необходимо в следующем году составить смесь кормов исходя из пищевых предпочтений птиц. 2. Необходимо кормить и заботиться о птицах, не только зимой, но и в другие времена года. 3. Изготавливать кормушки.

МОБУ «Кемлянская средняя общеобразовательная школа»

Ичалковского района Республики Мордовия.

Тема исследовательской работы:

«Наблюдения за зимующими птицами»

Введение…………………………………………………………………….3.

Глава I. Изучение видового состава птиц, зимующих в нашей местности…5. 1.Природные условия села Кемля………………………………………5.

2. Биологическое описание видового состава зимующих птиц нашей местности (зарегистрированных во время наблюдений)……………… 6.

Глава II. Поведение птиц у кормушки…………………………………..10.

1. Наблюдения учащихся за птицами………………………………. 10.

2. Ориентация птиц на начало и конец светового дня при посещение кормушек…………………………………………………………………….12

Выводы…………………………………………………………………………14.

Список литературы……………………………………...................................15.

Приложение.

Введение.

Кормушку сделаю для птиц.
Для воробьев и для синиц.
Пакет возьму от молока.
И дырки сделаю в боках..
Насыплю крошек и крупы.
Чтоб пировали воробьи.
Чтоб птички в гости прилетали.
И никогда не голодали.

Мы живём в Средней полосе России. Для нашей местности характерны как перелётные птицы, живущие у нас летом, так и зимующие. Зимующих птиц можно разделить на два вида: постоянно обитающих возле человека и прилетающих к жилью по мере наступления холодов и бескормицы в лесных массивах. К первым отнесём воробьёв, галок, ко вторым – синиц, снегирей, свиристелей. А ещё к жилью человека как зимой, так и летом прилетают, хотя и редко, дятлы и совы. На сегодняшний день на территории Ичалковского района (по данным национального парка «Смольный») зарегистрировано 206 видов птиц, из которых 20 занесены в Красную книгу Российской Федерации и 69 - в Красную книгу Мордовии. И хотя большинство пернатых осенью покинули наши края, улетев зимовать в южные страны, многие из них остались с нами. Фауна птиц зимой бедна – остаются только оседлые виды и некоторые зимние гости (например, свиристели). Ряд видов из семейства врановых собираются в огромные стаи и переселяются в населенные пункты. Поближе к людям прилетают в зимнее время и синицы, поползни, дятлы, снегири, полевой и домовой воробьи. В это суровое время трудно приходится нашим пернатым друзьям, снег заметает скудные корма, и птицы с радостью принимают помощь от человека. Зимой, как известно, птицы гибнут не от холода, а от голода. В среднем из десяти зимующих птиц весну встретят лишь три. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы. Дети с удовольствием откликнулись на просьбу, поддержать птиц в зимний период. Они смастерили не хитрые кормушки и подкармливали птиц. Наблюдая за пернатыми друзьями дети узнали много, о их повадках и вкусовых пристрастиях. Им стало интересно, какие еще птицы зимуют в нашей местности, сами стали подбирать материал на эту тему. Двое учащихся 7 класса вели наблюдения за поведением птиц у кормушек всю зиму, свои отчеты они представили в этой работе.

Объект исследования:

Для исследования учащиеся разместили кормушки у своих домов чтобы было удобнее проводить наблюдения за птицами в любое время.

Цель проекта:

1. Определить видовой состав зимующих птиц нашей местности.

2. Помочь птицам пережить зиму.

3. Воспитывать у детей чувство ответственности и любовь к природе.

Задачи проекта:

1. Произвести описание видового состава зарегистрированных зимующих птиц, за время наблюдений.

2. Работать самостоятельно с дополнительной литературой, и определителями для поиска необходимой информации.

3. Сформировать навыки проведения наблюдений и их описания.

4. Выявить особенности жизнедеятельности птиц зимой. 5. Ориентация птиц на начало и конец светового дня.

Методы исследования.

1. Изучение и анализ научной литературы.

2. Наблюдения объектов.

3. Обобщение материала.

Сроки проведения работы

Глава I. Изучение видового состава птиц, зимующих в нашей местности.

2. Биологическое описание видового состава зимующих птиц нашей местности (зарегистрированных во время наблюдений).

Многие птицы нашей местности в зимнее время стремятся прилететь поближе к жилищу людей. Например, большая синица, буроголовая гаичка, московка, обыкновенная лазоревка, снегирь, полевой и домовой воробей иногда в населенные пункты залетают стаи свиристелей, дроздов- рябинников. Поэтому мы в своем населенном пункте и его окрестностях можем наблюдать большое разнообразие птиц.

Фауна птиц зимой бедна – остаются только оседлые виды и некоторые зимние гости (например, свиристели). Ряд видов из семейства врановых собираются в огромные стаи и переселяются в населенные пункты.

Оседлые птицы: сизый голубь, дятел- серый, черный, большой и малый пестрые, сойка, сорока, галка, серая ворона, ворон, синицы, поползень, домовой и полевой воробей, щегол,тетерев, глухарь, рябчик, серая куропатка, филин, серая неясыть, домовой сыч, зимуют снегирь, дрозд- рябинник. В нашей местности приблизительно 30 видов зимующих птиц. В своей работе мы изучали видовое описание птиц только наблюдаемых нами в зимний период.

1. Обыкновенный снегирь (лат. Pyrrhula pyrrhula ,) - одна из широко известных перелётных птиц лесов России . Снегирь живет в лесах с густым подлеском, также его можно встретить в садах и парках городов (особенно во время кочевок). Летом птица обитает как в густых лесах, так и в редколесьях, тем не менее ее нечасто можно заметить. Зимой стаи снегирей очень хорошо различимы, как и отдельные птички на безлиственных деревьях парка на белоснежном фоне. У самцов снегирей грудка розовато-красного цвета, у самок она буровато-серая. Зимой значительная часть птиц откочевывает к югу, покидая пределы гнездовой области. В марте - апреле снегири возвращаются обратно к северу. Питается снегирь преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Птенцов выкармливают в основном растительными кормами, а насекомых поедают лишь случайно. Гнездится снегирь в хвойных и смешанных лесах, предпочитая участки с преобладанием ели.

2.Галка (лат. Corvus monedula ) - широко распространённая птица рода во́ронов . Длина 34-39 см, масса тела 175-280 г. Оперение от чёрного до серебристо-серого (голова и грудь) цвета. Радужная оболочка глаза почти белая. Полового диморфизма нет.Распространение Широко распространена в западной части Евразии. Среда обитания . Населяет редкие леса со старыми деревьями, населенные пункты со старыми постройками. Гнездится в укромных местах зданий, на столбах, мостах, в гнездах крупных птиц. В апреле самка откладывает 4-6 яиц и насиживает их 17-18 дней. Птенцы вылетают из гнезда через 30-35 дней. Галка ведет стайный образ жизни, в поисках корма стаи часто объединяются с грачами. Питается червями, фруктами и ягодами, отбросами, яйцами мелких птиц.

3.Сорока. (Pica pica)Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема. Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Чёрное оперение имеет металлический блеск. Самцы и самки внешне не отличаются друг от друга, хотя самцы несколько тяжелее - в среднем 233 г (самки - в среднем 203 г). Сороки могут достигать длины примерно 51 см, размах крыльев составляет около 90 см. Питание . Как и большинство врановых, сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него. Сорока – всеядная птица.

4.Дрозд рябинник -(Turdus pilaris) Рябинник с буро-коричневой спиной и серым цветом головы, шеи (сзади) и надхвостья. Нижняя сторона у него тоже пестрая, но пестрины довольно густо сосредоточены на ржавчатой груди и на боках. Размером в длину 25-26 сантиметров. Самец и самка окрашены сходно, а молодые имеют пестрины и на спине. Обитает в светлых лесах и парках.
Питается дождевыми червями, моллюсками, насекомыми, которых собирает на земле, роясь в подстилке.
В выборе гнездовых мест рябинник не очень разборчив. Он гнездится как в лиственных, так и хвойных лесах, а в более населенных местах - даже в садах и парках.
Осенние кочевки этих крупных дроздов тесно связаны с урожаем лесных ягод. Окончив гнездование, рябинники собираются в стаи и переходят на ягодный корм. Сначала они кормятся земляникой и черникой, затем - брусникой, клюквой (на севере), а с созреванием рябины оказывают ей предпочтение, оправдывая свое удачное название.

5.Большой пестрый дятел. Самый обычный дятел почти повсюду в России. Размером крупнее дрозда. На крыле большое белое округлое пятно, спина черная, бока белые, на голове у молодых красная шапочка, на груди иногда пестрины, у самцов красное пятно на затылке. Подхвостье розовое. Ноги четырехпалые (два пальца - вперед, два - назад). Полет волнообразный, птица после каждых нескольких взмахов складывает крылья, летит снижаясь, а затем снова набирает высоту.
Местообитания. Обитает в лесах (преимущественно хвойных) и парках.
Питание. Летом питается, в основном, древесными насекомыми, зимой - семенами хвойных деревьев. В лесу можно найти так называемые “кузницы” дятла - пни или трухлявые стволы, в щелях которых он заклинивает шишки и желуди, чтобы было удобнее расклевать. Внизу под старой “кузницей” нередко образуются кучи характерно расклеванных шишек. Весной часто пьет березовый сок, оставляя на стволах аккуратные горизонтальные ряды маленьких отверстий в бересте. Нередко поедает яйца и птенцов, разоряя гнезда мелких воробьиных птиц. Зимовка. Оседлая и кочующая птица.

6. Большая синица. (Parus major)

Самая крупная среди синиц (14 см). (масса тела 15-21 г). Голова, горло, подхвостье черные. Щеки и пятно на затылке белые. Грудь и брюшко ярко-желтые с черной продольной полосой и "галстуком", более широкими у самцов. Хвост и крылья серо-голубые, спина зеленая. У самок "галстук" доходит только до брюшка. Распространена в лесной зоне России. Обитательница лиственных и смешанных лесов, садов и парков. Ведет оседлый и кочующий образ жизни. Питается в основном насекомыми
Местообитания. Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком.
Питание. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек. Для подкормки лучше всего использовать подсолнух, коноплю, кусочки сала и мяса.

7.Лазоревка (Parus cyanus).Это очень красивая синичка, с голубой «шапочкой», голубыми крыльями, желтым брюшком. Лазоревка обитатель лиственных лесов. Их численность невелика. Чаще встречаются они осенью во время кочевки, иногда кочуют вместе с большой синицей.

8. Полево́й воробе́й (лат. Passer montanus ) - широко распространённая птица семейства воробьиных , близкий родственник обитателя городов домового воробья . Встречается на окраинах населённых пунктов, в заброшенных селениях и вблизи от посевов зерновых культур, садов. Несколько мельче домового воробья, отличается от него в первую очередь коричневой шапочкой на голове, отчётливыми чёрными пятнами на белых щеках, значительно меньшим по размеру чёрным «нагрудником» на горле и воротничком белых перьев по бокам шеи.

Стайная птица, ведёт оседлый либо кочующий образ жизни. Никогда не встречается на одном клочке земли с более драчливым домовым воробьём, с которым конкурирует. В сезон размножения питается преимущественно животной пищей, в больших количествах уничтожая мелких беспозвоночных : насекомых и их личинок , пауков , многоножек и пр. Осенью переключается на семена и плоды растений, часто откочёвывая в места сбора урожая

9.Свиристели. (Bombycilla garrulous)

Размером со скворца, с густым пушистым оперением и большим хохлом на голове. Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаз черные. По краю хвоста желтая полоса, на крыле узкая белая полоска.
Местообитания. Обитает в разреженных хвойных и смешанных лесах, на зарастающих гарях и вырубках.
Питание. Летом питается насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. В иное время питаются преимущественно ягодами и плодами, например, брусникой, рябиной, калиной, омелой.
Зимовка. Зимой чаще всего встречается на юге страны, а поздней осенью и ранней весной - в средней полосе. Зимой широко кочует, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины.

10. Поползень (Sitta europaea ).

Единственная птица в нашей местности которая лазает по стволам деревьев не только головой вверх, как дятлы, но и головой вниз. Оседлая птица, гнездится в смешанных лесах, в дуплах. Осенью из лесов поползни прилетают в сады, парки часто кочуют с синицами. Питаются насекомыми, желудями, семенами хвойный, клена и т. Д.

11. Сизый голубь (Columba palumbus Linnaeus )

Сизый голубь населяет практически все населенные пункты, ведет оседлый образ жизни. Селятся на чердаках многоэтажных домов, фермах, образуя небольшие стайки. Питаются зимой остатками пищи на улицах, базарах и около колхозных ферм.

12. Серая ворона (Corvus cornix ).

Наиболее распространенный вид. Населяет поймы, берега рек, лиственные и хвойные леса, мелкие и крупные населенные пункты. Встречается в перечисленных местах в течение круглого года. Численность ворон высокая. Вороны гнездятся поодиночке. Однако в случае опасности, тревожным криком гнездящейся пары, привлекаются, прилетают вороны из других мест и организуют коллективный отпор врагу. Зимой собираются в стаи, часто с галками и не улетевшими грачами, которые концентрируются, в основном, вокруг городов и сел. Вороны всеядны, уничтожают кладки и птенцов других птиц. Уничтожают вредителей сельского хозяйства- насекомых, мышей. Питаются зерном, и остатками бытовых отходов. Частые посетители свалок

Глава II . Поведение птиц у кормушки. 1. Наблюдения учащихся за птицами

Каждый вид птиц имеет свою, отличительную окраску, свою манеру поведения. Например, на кормушку прилетели две маленькие птички. У одной жёлтая грудка, чёрная окраска головы, напоминающая шапочку, она пуглива: схватит крошку и отлетает на безопасное место. Ясно, перед нами, конечно же, синица. Вторая птичка имеет пёстрое серое оперение. Она крикливая, задиристая. И в ней мы без труда узнаём воробья. А уж свиристель с характерным остро засечённым хохолком не перепутаешь ни с одной из зимующих птиц: одета в серо-коричневое оперенье, по низу хвоста проходит жёлтая оторочка, на шее заметен чёрный «шарф». В начале февраля целая стая этих птиц (12 особей) лакомилась на кусте калины. Характерно то, что ягоды она съедает целиком, не раскусывая.

А ещё каждая птица издаёт только ей характерные звуки. Проходя мимо американского клёна, усыпанного семенами, которые любят снегири, можно услышать характерный тихий пересвист этих птиц: «жю-жю-жю». А в ясную погоду перед морозами слышно теньканье синиц, которые перелетают с ветки на ветку. Не случайно среди народных примет о погоде много связанных с поведением птиц.

К морозу, вороны и галки сидят на верхушках.

Синичка с утра начинает пищать - ожидай ночью мороза.

Прилетел снегирь – зимний вестник.

Среди зимующих птиц большая часть предпочитает обитать стаями, ведь так легче пережить суровую зимнюю пору. Сбиваются в крикливые стаи воробьи, вороны. Стайками, хотя и не шумными, держатся и снегири. А вот свиристели с шумом налетают на деревца калины, так как это достаточно крупные птицы, размах крыльев которых и создаёт шумовое облако.

Засыпает снегом зима луговые и полевые просторы, лесные массивы. Крепчают морозы. Всё труднее находить птицам пропитание. Всё чаще появляются они возле жилья человека. Зимняя бескормица губит немало полезных птиц. Особенно велики потери среди синиц. Учёные-орнитологи подсчитали, что из 10 синиц 8-9 гибнут в холодный период! Только большая плодовитость спасает этот вид от уничтожения. А ведь синицы – наши друзья по борьбе с вредителями сада и леса. Как же помочь благополучно скоротать жестокие невзгоды и тем уберечь их от гибели?

Конечно, необходимо подкармливать птиц. С этой целью мы вешали на яблоню, растущую под окном, кормовые столики и кусочки сала. Прошло не менее минуты, как у кормушки уже появился первый посетитель – воробей, а через минуту ещё несколько его сородичей. А вот уже и осторожная синичка повисла на кусочке сала, качаемая ветром и, схватив кусочек, тут же улетела, испуганная показавшимся в окне человеком. Но синичка далеко не улетела, а прилетала вновь и вновь, хотя и была очень осторожна и напряжённо сосредоточенна. В первый день(1 декабря) птиц было немного: всего 5 воробьёв и 2 синицы. Но постепенно птицы привыкли, что в кормушке они всегда найдут еду. И вот уже 16 января к 12 часам дня насчитывалось 19 воробьёв одновременно и 4 синицы. Птицы уже не пугались людей, наблюдавших через окно. Рядом с яблоней растет вишня. Воробьи целый день не покидали кормушку-столовую время от времени, перелетая с яблони на вишню, которая в этот момент напоминала яблоню с серенькими комочками-яблочками. А вот синички наоборот, наевшись, улетали на место ночёвки. Приложение Фото1 . 2.

И воробьи и синицы начинали прилетать к кормушке как только начинало светать. Самый ранний прилёт был зафиксирован в декабре в 7:30 утра . Улетали птицы, как только солнце начинало клониться к горизонту. Самый ранний отлёт в 15:15 по полудню . Воробьи прилетали утром и улетали вечером ориентируясь на начало и конец светового дня. Так утром они прилетали как только хорошо рассветет, причем при увеличении светового дня они каждую неделю прилетали примерно на 5 минут раньше, предыдущего времени. И также позже, с увеличением светового дня улетали. Приложение таблица 2.

Ночевали птицы неподалёку от кормушки, под крышей дома. Наиболее активны воробьи и синицы были в тихую, безветренную погоду, даже если стоял сильный мороз.

За время наблюдения были однократные прилёты сороки и дятла. Сорока пыталась сесть на кормовой столик, но он был для неё мал. А дятел долбил ствол дерева возле кормушки. Неподалёку от дома вечером наблюдали сову, которая, видимо, охотилась и в порыве охоты врезалась в стеклянные двери здания. Сову подняли, осмотрели и отпустили.

Каждый вид птиц питается определённым типом корма. Поэтому от того, что вы насыпите в кормушку, будет зависеть и видовой состав «посетителей».

На зёрна пшена или овса слетятся воробь и другие зерноядные птицы. Не стоит забывать, что голуби с удовольствием склёвывают любые зёрна. Наиболее универсальный корм для зимующих птиц - семена подсолнечника.

Сало и мясо также можно использовать для зимней подкормки птиц. Их очень любят синицы, поползни и некоторые другие виды птиц. Но сало или мясо не должны быть солёными. Как правило, кусочки сала или мяса нанизываются на бечёвку, которая привязывается к ветвям деревьев или кустарников. Подкормку из сала или мяса нужно размещать таким образом, чтобы они не достались воронам, сорокам, галкам, а также кошкам и собакам.

Ягоды рябины и боярышника привлекают самых красивых зимних обитателей – снегирей и свиристелей. Этим же посетителям птичьей столовой придутся по вкусу семена клёна и ясеня. В птичий рацион можно добавлять овсяные хлопья, сухофрукты, измельченные семена тыквы, свежие мягкие фрукты и крошки белого хлеба. А вот кормить птиц крошками чёрного хлеба ни в коем случае нельзя. Он вызывает сильное расстройство кишечника, что означает верную гибель! Кормушки и места кормления надо содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней.

Чем больше будет кормушек, тем больше птиц доживет до весны. А это значит, что у нашего сада будет надёжная защита от насекомых, наши скверы и парки станут ещё привлекательней, птичьи трели - разнообразнее и красивее.

2. Ориентация птиц на начало и конец светового дня.

По итогам длительных наблюдений за птицами мы смогли определить время начала и конца посещения кормушек. Раз в неделю (воскресенье) фиксировали время самого раннего прилета, для этого корм в кормушки засыпался с вечера. Самый ранний прилёт был зафиксирован в 6.45 21 февраля. Чтобы заметить правильно время отлета птиц вечером, дополнительно насыпали корм еще в обед, так чтобы в кормушках еда не кончалась. Самый ранний отлёт в 15:30 по полудню был в декабре.

Воробьи прилетали утром и улетали вечером ориентируясь на начало и конец светового дня. Так утром они прилетали как только хорошо рассветет, причем при увеличении светового дня они каждую неделю прилетали примерно на 5 минут раньше, предыдущего времени. И также позже, с увеличением светового дня улетали. За время наблюдений с декабря по февраль была составлена сначала таблица Приложение. Таблица 2.

где фиксировалось время восхода и заката солнца, время прилета и отлета птиц, а затем на основании этой таблицы и диаграмма. На диаграмме хорошо видна зависимость птиц от начала и конца светового дня. Приложение. Диаграмма.

Во время всей работы велись дневники наблюдений, где регистрировалось время посещения кормушек птицами, их видовой состав и количество птиц, а также предпочтение к кормам.

Выдержки из дневника наблюдения.

Выпал снег. В 9:00 на рябину прилетели 10 свиристелей. Мы повесили кормушку и кусок сала. Прилетели 5 синиц.

Прилетели 16 воробьёв и 2 синицы в 9:10. Улетели в 15:30.

На кормушке 16 воробьёв.

На кормушку прилетели 19 воробьёв и 1 синица. В 18:00 видела сову около Д.К.

На кормушке В 10:00 было 19 воробьёв, а в 11:00 21 воробей. Видела сороку в саду.

Прилетели в 9:25. Видела 5 снегирей около дома на ясени они клевали семена. Улетели в 15:35.

Прилетели 18 воробьёв. В 16:10 видела дятла в саду на яблоне.

Прилетели в 8:10, улетели в 17:00. Прилетали 23 воробья.

7 марта возле стебля лопуха увидели птицу, напоминающую снегиря, сфотографировали. Птица была ослаблена, перья взъерошены, близкое расстояние к человеку её не испугало. По определителю птиц выяснили, что это был вьюрок (Fringilla montifringilla ) , птица, у нас не зимующая

Выводы:

1 . В рамках акции «Наши зимующие птицы» была проведена следующая работа: сбор и обработка материала о птицах зимующих в нашей местности.

2 . Проводилась работа с определителями птиц, для выявления видового состава зарегистрированных птиц. Приложение.таблица 1

3 . По итогам длительных наблюдений за птицами мы смогли сделать выводы о том, какие корма более предпочитают воробьи и синицы, определить время начала и конца посещения кормушек, (Приложение. таблица 2) как это связано с продолжительностью светового дня. Ориентация птиц на начало и конец светового дня.

Птиложение диаграмма . Выявить виды птиц чаще всего встречающихся у населенных пунктов зимой.

4 . Благодаря регулярной подкормке, птицы получили поддержку в самое трудное для них время, что безусловно помогло им пережить зиму.

5 . Вся проведенная работа воспитывает у детей чувство ответственности за «братьев наших меньших» и любовь к родной природе.

Литература:

1. Птицы Мордовии. Луговой А.Е.Горький 1975 г. 297 с.

2. Краткий определитель позвоночных животных. И.М. Олигер. Издательство «Просвещение» Москва 1971г. 147 с.

3. Биологический энциклопедический словарь. Главный редактор Гиляров М.С.Москва «Советская энциклопедия» 1989. 863 с.

4. Мордовский национальный парк «Смольный» Авторский коллектив: А.А. Ямашкин, Т.Б.Силаева, Л.Д.Альба. и др. Саранск- Смольный 2000. 85 с.

5. Птицы лесов и гор СССР. Р. Л. Беме. А. А. Кузнецов. Полевой определитель. Москва «Просвещение» 1981г. 221 с.

Интернет источники : http :// ru . wikipedia . ru

Последние материалы сайта