Классификация и диагностика дискалькулии. Методы профилактики и коррекции расстройства. Как проявляется акалькулия, ее виды, диагностика и лечение Когнитивным дефицитом при представлении чисел в уме

27.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Это обобщающее понятие, включающее разнообразные нарушения понимания чисел и совершения арифметических действий. Проявляется зрительным/слуховым неузнаванием цифр, непониманием понятия число, числовой разряд, невозможностью последовательно выполнять вычисления. Диагностируется на основании клинических особенностей, результатов неврологического, психиатрического осмотра, арифметического тестирования, церебральной томографии. Лечение проводится в отношении базового заболевания, реабилитация включает специальные занятия по восстановлению арифметических способностей.

МКБ-10

R48.8 Другие и неуточненные нарушения узнавания и понимания символов и знаков

Общие сведения

Существование специального центра счёта в головном мозге человека было описано в начале XIX века. Сначала медики предполагали, что он расположен в лобной доле, затем определили его локализацию на стыке теменной и затылочной долей доминантного полушария. В 1926 году немецкий физиолог Ганс Бергер предложил термин «первичная акалькулия» для обозначения расстройств счёта, обусловленных непосредственным поражением счётного центра, для отличия патологии от вторичных нарушений, наблюдающихся вследствие других корковых дисфункций. Нарушения счёта у детей носят частичный характер, зачастую являются результатом недоразвития когнитивных способностей, поэтому в практической неврологии обозначаются термином «дискалькулия ».

Причины акалькулии

Различные формы патологии связаны с поражением коры теменных, затылочных, височных, лобных долей мозга. Основными этиофакторами, приводящими к патологическим изменениям церебральной коры, являются:

  • Цереброваскулярная патология . Акалькулия может возникать при остром нарушении церебрального кровотока (ишемическом, геморрагическом инсульте), при хронической ишемии мозга, приводящей к постепенно нарастающей сосудистой деменции .
  • Черепно-мозговые травмы . Расстройства калькуляции связаны с ушибом головного мозга, сопровождающимся образованием гематом, участков размозжения мозгового вещества с вовлечением областей коры, которые участвуют в процессе счёта.
  • Нейроинфекции . Наряду с другими когнитивными нарушениями акалькулия сопровождает вариабельные по этиологии энцефалиты, менингоэнцефалиты, энцефаломиелиты.
  • Интоксикации . Поражения мозговой коры возможны при острых отравлениях, хронических интоксикациях, в том числе обусловленных дисметаболическими процессами (гипергликемией, уремией).
  • Опухоли головного мозга. К выпадению корковых функций приводят конвекситальные новообразования (глиомы, менингиомы), внутримозговые опухоли, прорастающие или сдавливающие кору.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС : болезнь Крейтцфельдта-Якоба , лейкодистрофии , болезнь Альцгеймера. Акалькулия обусловлена прогрессирующей атрофией церебральной коры.

Акалькулия детского возраста чаще связана с аномалиями развития мозга , перинатальной патологией (гипоксией плода, внутриутробной инфекцией, внутричерепной родовой травмой), наследственными заболеваниями и дисметаболическими синдромами.

Патогенез

Счёт представляет собой сложную многоуровневую функцию высшей нервной деятельности человека. Центр счёта тесно связан с другими зонами коры, без участия которых невозможно его полноценное функционирование. Зрительное «узнавание» цифр происходит благодаря работе зрительной области коры затылочной доли, слуховое - благодаря функционированию слухового центра коры, локализующегося в верхней височной извилине. Распознавание цифр, совершение вычислений осуществляется при участии памяти, требует определённой концентрации внимания. Решение самых простых математических задач происходит под управлением лобных отделов коры, отвечающих за способность воспринимать абстрактные понятия, осуществлять целенаправленную деятельность.

Этиологические факторы запускают диффузные или локальные сосудистые, воспалительные, посттравматические, дистрофические процессы в структурах мозговой коры, приводящие к дегенерации и гибели нейронов. Акалькулия возникает, когда в патологический процесс вовлекаются корковые зоны, участвующие в реализации функции счета. Поражение центра счёта крайне редко носит изолированный характер, в большинстве случаев сочетается с другими нарушениями когнитивной сферы.

Классификация

С учетом механизма возникновения акалькулия классифицируется на две основные формы: первичную и вторичную. Первичная (специфическая) акалькулия вызвана патологическими процессами в области счётного центра на стыке затылочной и теменной доли доминирующего полушария. Вторичная (неспецифическая) акалькулия возникает при поражении прочих зон коры, участвующих в сложном процессе счёта, бывает четырех видов:

  • Оптическая - нарушение зрительного восприятия цифр. Развивается при патологии затылочных областей церебральной коры. Сопутствует зрительной агнозии .
  • Сенсорная (слуховая) - обусловлена расстройством узнавания звуков и речи. Связана с поражением верхней височной извилины, сочетается с сенсорной афазией .
  • Акустико-мнестическая (амнестическая) - в основе нарушения лежит расстройство слухоречевой памяти при патологических процессах в височных отделах коры. Сопровождается другими нарушениями памяти.
  • Лобная - операции с цифрами невозможны из-за расстройств организации и контроля целенаправленной деятельности (праксиса). Наблюдаются иные проявления апраксии .

Симптомы акалькулии

Клинические проявления варьируют в зависимости от формы патологии. Первичная акалькулия характеризуется отсутствием понимания понятия число, числовых разрядов (например, пациенты не видят разницы между числами 152 и 125), невозможностью сравнения чисел, проведения простейших арифметических вычислений. Сочетается с возникающей при поражении теменной области пространственной агнозией, проявляющейся нарушением ориентации «право-лево», «верх-низ», восприятия системы координат и т. п.

Вторичная акалькулия выявляется в сочетании с прочими расстройствами когнитивной сферы: агнозией, апраксией, афазией, амнезией . Оптическая форма проявляется отсутствием или ошибками узнавания изображённых чисел. Больные не могут назвать увиденное число, путают схожие по рисунку цифры (7 и 1, 9 и 6). Сохранено понятие числа, восприятие чисел на слух, способность производить счётные операции в уме. Типична симптоматика зрительной агнозии - неузнавание букв, лиц, изображений предметов. Отмечается дисграфия , дислексия .

Сенсорная акалькулия сопровождает слуховую агнозию - нарушение узнавания звуков, элементов речи. Пациенты не понимают услышанное, говорят много, с перестановкой слогов, повторами, ошибками. Чтение чисел, понимание прочитанных арифметических вычислений страдают в меньшей степени. Акустико-мнестическая форма связана с расстройством объёма восприятия чисел, образов-представлений, затруднённым вспоминанием числа по названию. Характерно увеличение числа ошибок написания цифр под диктовку при увеличении скорости их подачи, большом объёме задания, повышенной зашумлённости. Счёт затруднён, понятие числа, разрядов, структуры счёта сохранны.

Лобная акалькулия проявляется в структуре апраксии. Нарушение касается последовательности выполнения математических вычислений наряду с расстройством деятельности при решении любых поставленных задач. Больной владеет автоматизированным счётом в пределах десятка, пониманием простых чисел, таблицей умножения, но не может оперировать многозначными числами, составить число по предложенным цифрам, найти состав числа, решить пример с простыми числами в несколько действий. Отмечаются изменения психоэмоциональной сферы: импульсивность, лабильность, стереотипность, агрессивность, нарушенное поведение.

Диагностика

Поскольку акалькулия входит в состав комплексных нарушений когнитивной сферы, её вычленение среди ведущих интеллектуально-мнестических расстройств представляет определённую диагностическую сложность. Еще одной задачей является определение формы патологии, диагностика базового заболевания, проявлением которого стала акалькулия. Используются следующие диагностические методики:

  • Сбор анамнеза . Позволяет выяснить, как началось и развивалось заболевание, чем было спровоцировано.
  • Исследование неврологического статуса. Осмотр невролога даёт возможность выявить очаговую симптоматику, предположить локализацию церебрального поражения. У детей обследование включает оценку уровня психического развития. Пациенты с ЧМТ, интракраниальными опухолями дополнительно консультируются нейрохирургом.
  • Осмотр психиатра. Необходим больным с нарушениями психической сферы, помогает дифференцировать когнитивные расстройства от психических заболеваний.
  • Арифметическое тестирование . Направлено на диагностику формы акалькулии. Включает исследование зрительного, слухового понимания цифр, способности запоминать числа, производить вычисления.
  • МРТ, МСКТ головного мозга . Нейровизуализация выявляет характерные для базового заболевания морфологические изменения: посттравматические гематомы, внутримозговые опухоли, очаги воспаления, зону инсульта, дегенеративные процессы. В случае цереброваскулярной патологии назначается УЗДГ, МРТ сосудов головного мозга.

Лечение акалькулии

Терапия направлена на купирование этиопатогенетических механизмов основного заболевания, последующее восстановление утраченных неврологических функций, включая способность оперировать числами. Лечение проводится поэтапно.

Реабилитационные мероприятия:

  • Арифметические занятия . Должны полностью соответствовать структуре выявленных нарушений. Различные методики включают использование карточек с цифрами, восстановление представлений о числовых разрядах, проговаривание чисел, выполнение арифметических действий.
  • Психотерапия . Психотерапевтическая помощь необходима для коррекции отношения пациента к возникшим проблемам интеллектуальной сферы, формирования позитивного настроя на реабилитационные занятия.
  • Логопедические занятия. Показаны при слуховой агнозии. Проводятся логопедом в рамках коррекции афазии.

В случае острого процесса (инсульт, энцефалит, ЧМТ) вначале осуществляется фармакотерапия, реабилитация проводится после купирования острого состояния. При хроническом течении основной патологии (хроническая церебральная ишемия, дегенеративные поражения ЦНС) медикаментозная терапия сочетается с восстановительной. Пациентам с внутричерепными новообразованиями показано радикальное нейрохирургическое лечение.

Прогноз и профилактика

Акалькулия является отдельным симптомом в структуре базисной патологии мозга, её прогноз неотрывно связан с характером и течением основного заболевания. Корректная терапия, молодой возраст больного обеспечивают 100% восстановление функции счёта после перенесённой травмы, энцефалита, острой интоксикации, лакунарного инсульта. Стойкая акалькулия негативно отражается на качестве жизни больного, ухудшает его социальную адаптацию. Прогностически неблагоприятными факторами являются церебральные аномалии, пожилой возраст, обширность зоны поражения, невозможность радикального удаления опухолевого процесса, неуклонное прогрессирование дегенеративной патологии. Профилактика сводится к предупреждению ЧМТ, инфекционных болезней, перинатальной патологии, токсических поражений, своевременному лечению цереброваскулярных заболеваний.

Акалькулия – это нейропсихологический симптом, характеризующийся потерей способности человека к осуществлению различных арифметических действий вследствие поражения коры головного мозга. При данном расстройстве больной не может решить элементарные математические задачи, складывать и вычитать числа, сравнивать их и т.д.

Следует различать понятия акалькулии и дискалькулии, так как первое расстройство является приобретенным, тогда как второе обычно становится следствием нарушения развития головного мозга и проявляется невозможностью усваивать математические знания.

Способность человека считать – это, по сути, интеграция сразу нескольких когнитивных умений. Акалькулия вызывает у больного проблемы в следующих областях: понимание того, что представляет собой некое число, регистрация значения числа в сознании, сравнение его с другими числовыми значениями, а также ассоциация числа с его устным названием. Очень часто симптомы акалькулии становятся первыми признаками деменции, развивающейся на фоне поражения теменной или лобной доли головного мозга.

Происхождение заболевания

Акалькулия, как правило, является симптомом какого-либо психического заболевания, но иногда выступает и в качестве самостоятельной патологии. Исходя из основной причины, болезнь разделяют на первичную и вторичную формы. Первичная акалькулия возникает из-за поражения теменной, затылочной или височной доли левого полушария коры головного мозга.

Вторичная акалькулия включена в структуру нейропсихологического синдрома. Это значит, что она может сформироваться при общем нарушенном развитии интеллекта и на фоне иных психических расстройств. Данная форма болезни развивается при вовлечении в патологический процесс височной или затылочной доли коры головного мозга, а также ее префронтальных отделов в результате травм или органических патологий.

Формы и клинические проявления

Как уже отмечалось, акалькулия может быть первичной и вторичной. Эти основные виды заболевания были выделены в 1919 году ученым Ф. Хеншеном. Проявления первичной формы болезни обычно следующие:

Отсутствие способности отличать разные числа обычно наблюдается у людей с поражением теменной области. Так, у больных особые затруднения могут вызвать числовые значения, в составе которых имеется «ноль», также имеются сложности при сравнивании чисел. Закономерным итогом первичной формы болезни становится нарушение разрядной оценки числовых значений.

Иногда акалькулия не лишает человека полностью математических способностей. Некоторые больные сохраняют навыки сложения, тогда как вычитание становится для них просто невыполнимой задачей. Также в клинической практике не редки случаи, когда акаклькулия сопровождается нарушениями речевого аппарата.

Вторичная форма патологии выявляется у пациентов на фоне некоего нейропсихологического заболевания. Если при этом отмечается поражение затылочной области, пациент может утратить нормальное визуальное восприятие чисел, иногда забывая и их устные названия. При вовлечении в патологический процесс височной области страдает в большинстве своем слуховое восприятие. Если патологический процесс коснулся префронтальных областей, происходит расстройство целенаправленной деятельности, планирования каких-либо счетных действий и контроля над ними.

Лечение и профилактика

Акалькулия может поддаваться терапии, но для полного устранения синдрома необходимо, прежде всего, лечение основного заболевания. При первичной форме расстройства на первый план выходит необходимость возобновления понятия чисел и их разрядов. Для восстановления таких больных в современной медицинской практике успешно применяется визуальный метод, а также метод действий с числами и понимания их разрядов.

Существую специализированные методики, применение которых может помочь в наиболее тяжелых случаях. В их основе лежит визуальная память человека. Тренинг может проходить таким образом: перед пациентом раскладываются карточки с изображениями чисел и предметами аналогичного количества. Данный метод может применяться как для взрослых, так и для детей в игровой форме.

Вторичная акалькулия несколько сложнее в плане лечения. Возможность восстановления пациента зависит, в первую очередь, от локализации поражения в головном мозге. Коррекция может быть направлена на визуальные особенности чисел, обучение простому пониманию чисел, выполнения устного счета и арифметических действий и т.д.

В клинической практике активно используется метод манипулирования с предметами и числами. Это позволяет больным самостоятельно проводить анализ математических операций с объективно-разрядным пониманием числа.

Что касается профилактики акалькулии, то она должна заключаться в предупреждении черепно-мозговых травм и сосудистых заболеваний головного мозга. Любые патологии требуют своевременной диагностики и лечения, особенно это касается опухолевых новообразований в коре мозга.

Рейтинг:

Как корректировать дискалькулию? Простые упражнения и тренировки головного мозга от CogniFit ("КогниФит") помогают стимулировать нейронные сети, задействованные в языке чисел или цифровом языке.

Эта программа упражнений была создана командой неврологов и когнитивных психологов, специализирующихся на нарушениях развития. Она позволяет родителям, преподавателям и исследователям определять когнитивные нарушения и помогает их исправить.

  • CogniFit ("КогниФит") стал одним из вспомогательных справочных инструментов при диагностике и коррекции нарушений обучаемости , поскольку он оценивает и помогает сократить специфические трудности, связанные с процессом обучения.
  • Упражнения адаптируются к когнитивным характеристикам каждого ребёнка, помогая ему сократить ошибки, связанные с операционным и предоперационным мышлением, соответствием, реверсивностью, классификацией, порядком и сериацией.
  • Программа проста в использовании и доступна родителям и кураторам, не имеющим специальной подготовки в области когнитивного тестирования и стимуляции.
  • Упражнения и игры для коррекции дискалькулии от CogniFit ("КогниФит") рекомендованы детям от 6 до 13 лет и доступны онлайн. Для тренировки необходимо всего 20 минут 2-3 раза в неделю.

Технология CogniFit ("КогниФит")

Научно обоснована

Упражнения для коррекции дискалькулии

1

Когнитивный скрининг : Комплексное тестирование и диагностика когнитивных функций пользователя, автоматизированный отчёт о когнитивных нарушениях.

2

Батарея персонализированных клинических упражнений : Стратегия автоматизированной коррекции, направленная на стимуляцию повреждённых нейронных сетей.

3

Развитие новых ресурсов и стратегий головного мозга : Улучшить способность решать многочисленные проблемы, связанные с дискалькулией.

Дискалькулия: определение

Что такое дискалькулия? Это специфическое расстройство развития биологического происхождения , связанное с неспособностью обучения арифметике и математическим наукам в целом. Часто её называют "математическая дислексия". Эта патология не зависит ни от уровня интеллектуального развития ребёнка ни от применяемых педагогических методов. Трудность заключается в неспособности интерпретировать цифровые символы и сложности при вычислениях - прибавлении, вычитании, умножении и делении. Ребёнок с дискалькулией путает цифры и знаки, не может считать в уме и работать с абстракцией . Таким детям сложно делать уроки и задания, связанные с математическими вычислениями.

Дискалькулия - это дисфункция нейронных соединений, обрабатывающих числовые данные , которая усложняет работу областей мозга, отвечающих за доступ и обработку цифровой информации.

Дискалькулия встречается у 3-6% школьников, в равном соотношении между мальчиками и девочками.

Как дискалькулия влияет на мозг?

Дискалькулия представляет собой нейронную дисфункцию во внутритеменной борозде головного мозга . Вследствие этой дисфункции развиваются когнитивное расстройство, психопатология дискалькулии и , нейробиологические механизмы которых схожи. Дискалькулия обычно идентифицируется с дефицитом способностей: психопатология СДВГ и регулирование цикла сна-бодрствования имеют схожие нейробиологические механизмы.

  • Фокусированное внимание (концентрация)

    : нарушение этой способности связано с . Кроме того, структурный дефицит данной сети нейронных соединений также связан с и негативно влияет на способность ребёнка решать математические задачи.
  • Распределённое внимание

    : эта способность очень важна, так как позволяет одновременно следить за несколькими стимулами. Детям с дискалькулией сложно с лёгкостью отреагировать на определённый стимул, поскольку они не могут сфокусироваться, отвлекаются на посторонние стимулы и быстро устают.
  • Рабочая память

    : этот навык относится с способности временного удержания и управления информацией при выполнении сложных задач. При нарушении этой способности дети не могут следовать инструкциям, забывают указания и задания, не мотивированы, постоянно отвлекаются, не помнят числа и не могут считать в уме и т.д.
  • Кратковременная память

    : это способность удерживать в голове небольшое количество информации в течение короткого промежутка времени. Нарушение кратковременной памяти делает невозможным решение математических задач и выполнение вычислений и расчётов. Кроме того, такие дети не могут вспомнить числа или таблицу умножения.
  • Память на имена

    : способность вспомнить слово или число и затем использовать его в лексиконе. Детям с дискалькулией сложно вспомнить цифры, поскольку их уровень обработки информации и память на имена недостаточно развиты.
  • Планирование

    : из-за низкого уровня этой когнитивной способности таким детям трудно понять условия и смысл математической задачи, из-за чего они не могут решить её правильно.
  • Скорость обработки информации

    : речь идёт о времени, который затрачивает наш мозг на получение информации (число, математическая операция, задача), её понимание и решение. Дети без нарушений обучаемости выполняют этот процесс быстро и автоматически, в то время как ребёнок-дискалькулик затрачивает больше времени на обработку данных и стимулов.

На рисунке сверху изображена область мозга, поражаемая при дискалькулии. CogniFit ("КогниФит") - это профессиональный инструментарий, позволяющий выполнить полный когнитивный скрининг пользователя. Программа определяет нарушенные когнитивные способности и автоматически предлагает персонализированные батареи клинических упражнений, с помощью которых можно стимулировать нейронные соединения, ослабленные дискалькулией.

Коррекция дискалькулии

Самое эффективное вмешательство при дискалькулии , а также при , - это ранний диагноз . Чем раньше мы определим проблему и предоставим детям необходимый инструментарий для адаптации к обучению, тем больше шансов избежать проблем с неуспеваемостью, низкой самооценкой или же более серьёзных нарушений.

Подтверждено, что упражнения, которые предлагает CogniFit ("КогниФит"), эффективны при коррекции этой патологии. Благодаря нейронной пластичности можно компенсировать нарушенные функции мозга , что даёт возможность детям развить новые стратегии, которые помогут им справиться со связанными с дискалькулией трудностями при математических вычислениях.

Упражнения CogniFit ("КогниФит") для стимуляции мозга детей с дискалькулией оценивают уровень когнитивных нарушений и автоматически подбирают персонализированную программу коррекции для каждого пользователя, которая с помощью увлекательных игр и клинических упражнений для мозга помогает стимулировать области мозга со структурными повреждениями , концентрацию или фокусированное внимание, распределённое внимание, рабочую, зрительную и кратковременную память, память на имена, скорость обработки информации, планирование и т.д.

Программа разработана командой учёных , неврологов и психологов на основе последних научных открытий в области работы мозга и представлена в форме простых игр, уровень и сложность которых автоматически адаптируется к когнитивному профилю и возрасту каждого пользователя. Играть можно на любом компьютере с доступом к интернету. Игры просты и визуально привлекательны. Это увлекательный процесс, помогающий эффективно корректировать дискалькулию.

В чём же причина дискалькулии? Существует огромное количество исследований, выполненных при помощи техники нейроизображения. Данная техника позволяет визуализировать работу мозга и центральной нервной системы. Благодаря этим изображениям можно увидеть, что дефицит нейронных соединений, связанных с дискалькулией, в основном наблюдается в теменной доле головного мозга, отвечающей за обработку цифр . Кроме того, для корректных математических или арифметических вычислений также важно правильное функционирование таких отделов, как префронтальная кора, поясная кора, задняя часть височной доли и многочисленные субкортикальные зоны.

Дискалькулия является врождённым расстройством , т.е. имеет генетическую составляющую. Обычно кто-то из родителей ребёнка-дискалькулика также испытывает трудности с обучением математике.

Одна из причин дискалькулии связана с:

  • Когнитивным дефицитом при представлении чисел в уме

    : это нейронная ошибка, которая не позволяет корректно представить в уме цифры, затрудняет расшифровку цифровой информации и понимание смысла и значения математических задач и расчётов.
  • Когнитивным дефицитом, усложняющим доступ к хранящейся в мозге информации

    : у детей с дискалькулией нарушены определённые нейронные сети, что затрудняет доступ к цифровой информации. Принцип функционирования эти нейронных сетей у дискалькуликов отличается: нейронные соединения следуют по альтернативным маршрутам.

Существуют также другие возможные причины, связанные с - это невробиологические нарушения и поражения мозга, проблемы неврологического роста, психомоторные расстройства, а также проблемы с памятью и связанные с внешней средой, а именно, злоупотребление матерью при беременности алкоголем или наркотиками или преждевременное рождение ребёнка.

Признаки и симптомы дискалькулии

Дискалькулия связана с различными математическими трудностями, и их признаки и симптомы зависят от возраста ребёнка. Симптомы могут отличаться у разных детей.

Дискалькулию можно определить уже в дошкольном возрасте , когда ребенок начинает развивать арифметические способности, её симптомы сохраняются в детстве, подростковом возрасте и даже у взрослых.

По мере развития ребёнка, трудности становятся всё более очевидными, однако не нужно дожидаться серьёзных проблем, чтобы начать действовать . При дискалькулии важно обнаружить её вовремя, поэтому как родители, так и учителя должны быть начеку при появлении трудностей и симптомов, которые могут указывать на это расстройство.

Чем раньше мы предложим таким детям необходимые инструменты, которые помогут им адаптироваться к учебному процессу, тем больше вероятность того, что они смогут оптимизировать свои умственные ресурсы и стратегии для обучения.

Симптомы дискалькулии в дошкольном возрасте:

  • Проблемы

    с обучением счёту

    .
  • Проблемы, связанные с

    пониманием, что такое числа.

  • Неспособность к классификации и измерению:

    сложно соотнести номера и цифры с реальной жизненной ситуацией, например, связать число “2” с возможностью иметь 2 карамельки, 2 книги, 2 тарелки и т.д. …
  • Проблемы с распознаванием цифровых символов

    , например, неспособность связать число “4” с понятием “четыре”.
  • Неправильное написание

    цифр при их списывании или диктовке.
  • Ошибки с формами:

    путать, например, 9 с 6 или 3 с 8.
  • Коверканье почерка:

    такие дети могут писать цифры вверх тормашками.
  • Звуковые ошибки:

    путать номера, которые похожи по звучанию. Например, “девять” и “десять”
  • Проблемы при перечислении номеров по порядку:

    повторяет один номер два раза или более.
  • Когда просим ребёнка с дискалькулией

    сосчитать, например, от одного до пяти и остановиться

    , очень часто он не способен определить лимит, дойдя до пяти, и поэтому продолжает считать.
  • Упущение:

    Является очень распространённой проблемой и заключается в том, что упускается одна цифра или более одной и той же серии.
  • Симптомы, связанные с порядком:

    ещё одним признаком дискалькулии является то, что, когда мы просим ребёнка начать считать, например, от 4, он не может начать с этого номера и перечисляет всю последовательность тихим голосом или записывает её.
  • Им сложно узнавать и классифицировать объекты

    по их размерам и формам.

  • Проблемы с распознаванием арифметических символов:

    такие дети путают, например, знаки "+" и "-", не могут корректно использовать эти и другие символы.
  • Неспособность выучить или вспомнить

    самые простые математические структуры,

    например 1+2=3.
  • Не могут распознать такие словосочетания, как

    “больше, чем” или “меньше, чем”

  • Часто используют

    пальцы для счёта.

  • Трудности с запоминанием и вспоминанием порядка или

    правил простых операций.

    Пропускают шаги, не понимают выполняемое упражнение.
  • Начинают

    операции в неправильном порядке.

    Например, начинают складывать и вычитать наоборот, справа налево.
  • Испытывают проблемы при согласовании операций:

    например, операцию сложения, представленную в горизонтальном виде, не могут решить в вертикальном. Также путаются при умножении столбиком и делении чисел, путая колонки цифр местами.
  • Детям с дискалькулией также сложно складывать и вычитать столбиком.

    Это происходит потому, что ребёнок-дискалькулик неправильно распознает серию цифр и не понимает что такое десятичные доли.
  • Проблемы с логикой и обоснованием:

    очень часто встречающаяся ошибка - когда результат сложенных чисел превышает сумму этих чисел.
  • Плохая механическая память:

    дискалькулики не могут запомнить и вспомнить таблицу умножения, им очень трудно запомнить даже номер телефона.
  • Сложности с простыми вычислениями в уме.

  • Непонимание формулировки задачи.

    Не понимают задачу в целом, не могут удержать в уме различные данные, даже если задача представлена визуально с помощью картинок или рисунков.
  • Симптомы, связанные с процессом рассуждения при решении математических задач:

    Им сложно связывать между собой понятия, они не могут отличить важную информацию от второстепенной. Испытывают трудности при решении задач, требующих нескольких шагов для достижения результата.
  • Также могут проявляться симптомы более общего характера

    , например, не могут распознать дату и время, часто теряются, так как у них нарушена способность ориентироваться.

  • Испытывают

    ежедневные трудности с математическими расчётами

    , им сложно рассчитать траты, дать сдачу, планировать бюджетные расходы и т.д.
  • Проблемы при

    измерении переменных

    , например, если нужно отмерить 500 г риса, 250 мл молока, 1/3 кг муки…
  • Проблемы с ориентированием

    , им очень сложно следовать указателям, они часто теряются.
  • Неуверенность при решении простых математических заданий

    и мало творческого подхода с цифрами. Не понимают как можно решить задачу разными способами или с помощью разных формул.
  • Трудности с

    пониманием графиков

    , числовых таблиц и даже карт.
  • Водят машину обычно очень плохо,

    потому что не могут рассчитывать скорость и расстояния.

Важно отметить, что не все дети, испытывающие проблемы с математическими вычислениями, страдают дискалькулией , важно понять и выявить частоту этих симптомов. Кроме того, дискалькулия не всегда связана с математическими операциями, дети-дискалькулики также могут испытывать трудности при повседневных делах и совместных играх.

Несмотря на то, что симптомы дискалькулии часто совпадают с симптомами различных видов дислексии, существуют пять видов дискалькулии , которые мы рассмотрим далее.

  • Вербальная дискалькулия

    : Этот вид дискалькулии характеризуется трудностями при наименовании и понимании устно представленных математических понятий. Дети могут читать и писать цифры, но не распознают их на слух.
  • Практогностическая дискалькулия

    : Для этого вида дискалькулии характерны трудности перевода абстрактно-математических понятий в реальные. Страдающие этим видом дискалькулии способны понимать математические категории, но им бывает трудно считать, сравнивать объекты и решать математические задачи.
  • Лексическая дискалькулия

    : Отличается проблемами в чтении математических знаков, цифр и математических выражений или уравнений. Ребёнок, страдающий этим видом дискалькулии, может усваивать понятия, связанные с математикой, когда про них говорят, но у него есть трудности при их чтении и понимании.
  • Графическая дискалькулия

    : Это сложность в написании математических символов. Дети, страдающие этим видом дискалькулии, способны усваивать математические понятия, но им бывает трудно их прочитать или написать, а также они не знают, как использовать математические знаки.
  • Идеогностическая дискалькулия

    : Это трудность при выполнении мыслительных операций без использования цифр для получения конечного результата, а также в понимании понятий или идей, связанных с математикой или арифметикой. Кроме того, ребёнок с идеогностической дискалькулией имеет трудности, вспоминая математические понятия, которые уже были им выучены.
  • Операциональная дискалькулия

    : Для этого вида дискалькулии характерны проблемы при выполнении арифметических операций или математических подсчётов как устно, так и письменно. Страдающий операциональной дискалькулией может понимать числа и связь между ними, но ему сложно работать с цифрами и математическими знаками при подсчёте.

Игры и упражнения для детей с дискалькулией в семейном кругу.

Диагностировать дискалькулию нелегко, у большинства школ нет отработанной системы для выявления расстройств у учащихся и нет возможности помогать им необходимыми средствами. Поэтому ответственность ложится, прежде всего, на сами семьи, которые должны быть начеку при первых симптомах патологии. Необходимо сразу же обратиться к специалисту для постановки диагноза. Если вы подозреваете, что у вашего ребёнка дискалькулия, то также можете выполнить когнитивное тестирование при помощи упражнений когнитивной стимуляции для детей с дискалькулией от CogniFit ("КогниФит"). Нарушения таких когнитивных способностей, как: Фокусированное внимание, Распределёненное внимание, Рабочая память, Кратковременная память, Память на имена, Планирование или Скорость обработки информации, могут указывать на дискалькулию.

Как только диагноз будет поставлен, очень важно мотивировать детей и указывать им на то,что у них есть способности в других сферах, и что терпение и трудолюбие помогут им добиться успеха. Поэтому очень важно заниматься с ними дома, визуально объяснять школьникам математические задачи и давать время на их понимание. Мы предлагаем вам несколько домашних увлекательных игр и упражнений, которые могут помочь детям с дискалькулией :

  • Вместе готовить

    : Изучите вместе с ребёнком рецепт блюда, которое вы собираетесь готовить, и попросите его подготовить необходимые ингредиенты. Например, нам нужно 1/5 кг чечевицы, 3 моркови, 3 луковицы, 6 кусочков колбасы. Нарезать овощи на 5 кусков и т.д.
  • Играйте с часами

    : Попросите ребёнка, чтобы он сообщил вам определённое время, похвалите его, скажите, что он взрослый и ответственный, наградите ребёнка.
  • Сходите вместе в супермаркет

    : Пусть он поможет вам с покупками, поиграйте с ним в игру - пусть он угадает сколько и какие продукты вы собираетесь купить, пусть он положит продукты в корзину.
  • Обсудите с ребёнком цены

    : Если мы хотим сэкономить, какие йогурты мы купим? Те, что стоят 1.00€ или за 1.30€? Отпразднуйте успешную покупку, похвалите ребёнка за помощь.
  • Поиграйте в "угадай кучку"

    : Сделайте "кучки" из камней, овощей или монет и попробуйте угадать, какая из них больше или меньше. Также вы можете угадывать сколько всего камней или монет находится в "кучке". Угадывайте вместе - выигрывает тот, кто назовёт близкое к правильному число.
  • Играйте, считая

    : Посчитайте, например, все красные машины, которые вы встретите на своём пути, или людей в белых ботинках, посчитайте ступеньки или лестницы, по которым вы поднимаетесь, и т.д.
  • Найдите числа

    : Пока вы гуляете, поиграйте с ребёнком в числа, например, попросите его найти цифру 7 среди номеров домов, номерных знаков автомобилей и т.д.
  • Поиграйте в телефонные номера

    : Например, скажите ребёнку, что вам нужно позвонить бабушке и попросите его вспомнить три первые цифры её телефона, а сами вспомните остальные. Позвоните вместе, а если ребёнок правильно назвал числа - отпразднуйте это.
  • Попросите ребёнка помочь вам распределить количество чего-либо

    : Как разделить пирожное на 4 одинаковые части для четырёх членов семьи?
  • Поиграйте, накрывая на стол

    : Поставьте на стол и распределите тарелки, приборы, стаканы, салфетки, хлеб и т.д. Чтобы ребёнок понял, что каждому нужен полный набор.
  • Играйте с CogniFit

    : Это отличный способ стимулировать ослабленные функции мозга, при этом ребёнок даже не будет об этом догадываться! Он просто будет играть и развлекаться!
  • Поиграйте в магазин

    : Представьте, что ребёнок - продавец в магазине. Ему нужно выбрать вещи в доме, которые он хочет вам продать, и установить цену, а также написать её на ценнике. Вы - покупатель. Это очень полезная игра, с помощью которой вы сможете повторить с ребёнком числа, операции сложения, вычитания. Вы даже можете использовать деньги. Это очень увлекательный подход, чтобы приятно провести время в кругу семьи и учиться, играя.

У дискалькулии много общего с дислексией, оба расстройства генетического характера и связаны с нарушениями когнитивных функций, вызывающими трудности с обучением чтению и арифметике.

Источники

Horowitz-T Kraus, Breznitz Z. - ¿Puede el mecanismo de detección de errores beneficiarse del entrenamiento de la memoria de trabajo? Una comparación entre los disléxicos y los sujetos de control - un estudio de ERP - PLoS ONE 2009; 4:7141

Peretz C, AD Korczyn, E Shatil, V Aharonson, Birnboim S, N. Giladi - Basado en un Programa Informático, Entrenamiento Cognitivo Personalizado versus Juegos de Ordenador Clásicos: Un Estudio Aleatorizado, Doble Ciego, Prospectivo de la Estimulación Cognitiva - Neuroepidemiología 2011; 36:91-9.

Thompson HJ, Demiris G, Rue T, Shatil E, Wilamowska K, Zaslavsky O, Reeder B. - Telemedicine Journal and E-health Date and Volume: 2011 Dec;17(10):794-800. Epub 2011 Oct 19.

Preiss M, Shatil E, Cermakova R, Cimermannova D, Flesher I (2013), el Entrenamiento Cognitivo Personalizado en el Trastorno Unipolar y Bipolar: un estudio del funcionamiento cognitivo. Frontiers in Human Neuroscience doi: 10.3389/fnhum.2013.00108.

В этом разделе кратко описаны две другие формы неспецифической акалькулии - сенсорная и акустико-мнестическая. Если оптическая акалькулия идет в синдроме нарушения процесса оптического восприятия, то эти две формы нарушения счета идут в синдроме нарушения акустического восприятия и речи. Поэтому одну из них условно можно назвать «слуховой акалькулией », при которой нарушаются только устная форма счета и счета на слух, а другая - «амнестическая акалькулия» - связана с нарушением слухо-речевой памяти и объема слухового восприятия.

Поражение (или недоразвитие у детей) верхней височной извилины (22-е поле Wernicke), как известно, ведет к сенсорной афазии, в основе которой лежит нарушение фонематического слуха. …

Нарушения фонематического слуха, устной экспрессивной и импрессивной речи у больных с сенсорной афазией ведут и к нарушению понимания слов, обозначающих цифры и числа, и их узнавания. Вместо звучащего числа «шесть» больные могут услышать слово «семь», вместо «шестнадцать» - «семнадцать», вместо «девять» - «десять» и т.д. Те же и другие трудности возникают и при назывании, и все это ведет к большим сложностям в счетных операциях, в их понимании и реализации. Эти дефекты не являются нарушением счета, они лишь затрудняют его, и преодолеть их можно, если перевести счет и счетные операции во внутренние операции - без участия речи, а еще лучше, если исключить и внутреннюю речь. Что касается детей, то у них эти дефекты височной области и несформированность речи ведут к грубым первичным нарушениям счета, счетных операций и формирования понятия числа. В этом случае необходимы другие методы обследования и восстановления счета.

Таким образом, сенсорная акалькулия имеет следующие характеристики :

клиническая картина - больные не понимают на слух значения цифры и числа, делают много попыток при выполнении устных арифметических операций, но все они безуспешны;

нейропсихологическая картина - сенсорная акалькулия идет в синдроме сенсорной афазии, аграфии, алексии {симптомы - нарушение понимания чисел на слух, называния чисел из-за дефектов речи; фактор - нарушение акустического восприятия и прежде всего - фонематического слуха);

психологическая картина - к нарушению счета в этом случае ведет нарушение речи, первично же счет, понятие числа и счетные операции не нарушены.

Эта форма нарушения счета также неспецифическая, вторичная и дефекты счета связаны с нарушениями речи и акустического восприятия и идут в синдроме акустико-мнестической афазии, главными механизмами (факторами) которой являются дефекты объема акустического восприятия и нарушение предметных образов-представлений. Эта форма акалькулии малоизученна и нуждается в дальнейшем осмыслении. Дело в том, что при этой форме акалькулии нередко имели место симптомы неузнавания чисел, предъявленных при повышенном шуме или в большом количестве одновременно для последовательного их узнавания и называния, т.е. возникали симптомы вторичной агнозии и как бы амнезии на наименование цифры или числа. При этих сенсибилизированных условиях возникали перцепторные трудности, дефекты восприятия, узнавания и называния чисел, из-за дефектов образов-представлений и объема восприятия. При задании быстро написать ряд цифр или чисел больные также делали много ошибок, выполняли задание медленно и в высшей степени произвольно и осознанно, делали попытки называть то, что они написали, как бы помогая себе речью.

Клиническая картина. Больные при задании назвать число или произвести арифметическую операцию все выполняют в высшей степени осознанно и замедленно, постоянно просят повторить числа или само задание, часто отказываются от выполнения задания, огорчаются.

Нейропсихологическая картина. Эта акалькулия вторичного происхождения и идет в синдроме весьма специфической акустико-мнестической афазии, для которой характерны - нарушение объема акустического восприятия, замещение симультанного восприятия сукцессивным, нарушение образов-представлений, что приводит к дефектам называния. Все эти симптомы проявляются и в акалькулии: уменьшен объем восприятия названного числа, больные требуют повторения числа по частям, образы (восприятие и представление) чисел также дефектны - больные не могут вычленить существенные признаки похожих чисел и цифр.

Факторы - снижение объема акустического восприятия, нарушение зрительного образа цифры из-за дефектов речевой организации восприятия.

2.3. Лобная акалькулия … Нейропсихологический анализ нарушения счета при поражении лобных систем мозга

Лобная область коры головного мозга занимает у человека более трети всей массы коры. Наряду с нижней теменной областью лобные доли являются самым сложным и исторически самым новым образованием больших полушарий мозга. Эта область отличается от других и тем, что она имеет самое тонкое строение и самые многообразные и многочисленные системы связей с другими областями мозга. Созревают они позднее остальных отделов мозга и представляют собой особые зоны, способ работы которых и функции также весьма отличаются от всех других зон мозга.

… Поражение лобных долей мозга ведет к изменению психической деятельности человека, к нарушению поведения, которое в одних случаях проявляется в снижении активности, а в других - в тенденциях к импульсивным бесконтрольным актам. Эти нарушения сказываются и на протекании интеллектуальной деятельности.

Счет, как один из видов ИД, нарушается при поражении лобных долей мозга. В литературе нередко встречается мнение, что при этих поражениях мозга возникает неспецифическое, вторичное нарушение счета. Наши экспериментальные данные дают основание считать «лобную акалькулию» значительно более сложным нарушением, при котором имеют место и первичные, и вторичные нарушения счета, и зависит это от тех факторов (механизмов), которые лежат в основе каждого варианта лобного синдрома. Поэтому «лобная акалькулия» не может быть отнесена целиком к неспецифическим формам, которые были описаны нами выше. Здесь мы встречаемся со сложным «узлом» нарушения счета, протекающего как нарушение ИД.

… У больных с «лобным синдромом» понятие числа нарушается из-за дефектов понимания абстрактной и обобщенной сущности числа, нарушения понимания значения чисел, значения и смысла нуля в структуре числа и в счислительных операциях. Эти нарушения протекают на фоне первичной сохранности позиционно-разрядного принципа построения числа, основанного на интактности у этих больных пространственного восприятия.

У больных этой группы остается сохранным узнавание и называние несложных чисел, сохраняются процессы автоматизированного счета (таблица умножения, сложение и вычитание в пределах одного десятка и др.). Число и операции счета нарушаются у них как целенаправленная избирательная деятельность; эти нарушения проявляются в нестойкости задания, в дефектах активной ориентировочно-исследовательской деятельности, в создании программы деятельности и действия, в упрощении программы действия (иногда в инертных стереотипах) и, наконец, в нарушении сличения эффекта с исходными данными, т.е. в нарушении контроля. Эти дефекты счета обнаруживаются прежде всего в решении арифметических примеров, состоящих из нескольких звеньев и требующих последовательности операций, удержания промежуточных результатов, сличения полученных результатов с исходными данными. Нарушение этих компонентов ИД и приводит к нарушению функции счета при полной сохранности зрительного, акустического и пространственного гнозиса, а также и речи.

Совсем другая картина нарушения счета обнаруживается при поражении базальных и медио-базальных отделов лобных долей мозга, которое, как известно, приводит к значительным изменениям эмоциональной сферы поведения больного, не очень влияя на протекание его интеллектуальных процессов. Дефекты ИД возникают на основе импульсивности и проявляются в нарушении ориентировочной основы действия за счет снижения внимания. Здесь не обнаруживается первичных нарушений ни счетных операций и действий с числом, ни понятия числа. Ошибки возникают из-за нарушения динамики протекания нервных и психических процессов в сторону их ускорения, импульсивности, из-за дефектов тормозных процессов. У больных этой группы сохраняется узнавание и называние несложных чисел, сохраняются процессы автоматизированного счета (таблица умножения, сложение и вычитание в пределах одного десятка и др.).

При поражении заднелобных систем мозга нарушения счета идут обычно в синдроме выраженных речевых и двигательных персевераций, которые являются результатом нарушения динамики психических процессов, инертности их протекания. И, наконец, нарушения ИД и, в частности, нарушения счета могут возникать в синдроме поражения заднелобных отделов мозга (и прежде всего заднелобных отделов ведущего полушария). Операции решения интеллектуальных задач могут приобретать здесь дезавтомати-зированный развернутый характер. Поражение этого участка мозга ведет к повышению инертности возникших стереотипов, которые осложняют протекание мышления. В случаях массивных поражений этой области все эти явления дезавтоматизации, инертности стереотипов, инактивности проявляются особенно отчетливо в речевой сфере, что в еще большей степени затрудняет ИД: больной деформирует задание, персеверирует данные (числа, наименование действия и т.д.). Эти дефекты счета, возникающие чаще всего вместе с эфферентной моторной афазией, не затрагивают структуру счета, однако персеверации, эхолалии затрудняют осуществление этой функции и иногда могут привести к грубым нарушениям в счислительных операциях.

Описанные «лобные» синдромы и обусловливают специфические нарушения счета и счетных операций. Нарушения счета у больных с разными вариантами лобного синдрома проявляются в разных формах, но для них всех характерно первичное нарушение понятия числа (структуры числа и его разрядного строения) и счетных арифметических операций, но по другим основаниям, в отличие от теменной акалькулии. Особенно это касается поражения полюсных отделов лобной зоны мозга. Больные этой группы формально могут составить заданное им число из сочетаний других чисел, но при организации их деятельности извне они могут и разложить число на ряд комбинаций из других чисел (ср. 15=5 и 10; 10 и 5; 9 и 6; 6 и 9; 7 и 8 и т.д.), им доступно чтение многозначных чисел, но также при организации их действий.

При формальной возможности выполнения этих операций с числами у этой группы больных нарушается не только организация и управление деятельностью, но и понимание смысла взаимодействия чисел, их внутреннего состава, системности числа. И это первичное нарушение счета, но в его основе лежат другие механизмы, в отличие от теменной акалькулии: 1) нарушение понимания смысла и значения чисел; 2) нарушение самой деятельности: ориентировочного звена, звена планирования и контроля; 3) нарушение регулирующей функции речи. Счетные операции также первично не сохраняются у этих больных: они не понимают сути арифметических действий, системы математических отношений между числами. У них нет затруднений в пространственных схемах счета, но нарушается понимание, осмысление этих операций. Нарушения счета здесь имеют неоднородный характер: в одних случаях в их основе лежат явления инертности стереотипов и персеверации, инактивность в протекании высших психических процессов; в других - нарушение внимания и импульсивность; в третьих - основным фактором дефектов счета могут оказаться грубое нарушение мотивационной стороны деятельности, нестойкость цели и намерений. Общая картина нарушения счета у этой группы больных проявляется в следующем.

При выполнении заданий по составлению заданного числа из всевозможных сочетаний других чисел одни больные (с поражением заднелобных отделов), как правило, называют ограниченное количество возможных комбинаций чисел. …

Несколько иная картина нарушения счета открывается нам при поражении базалъных отделов лобных систем. В этом случае дефекты счета протекают значительно мягче и легче преодолеваются. Причиной возникновения дефектов в этом случае является нарушение ориентировки в задании, неудержание задания и т.д., возникающие в результате импульсивности, нестойкости внимания. Процесс счета в этом случае не нарушается с существенной стороны.. …

В этом случае счет нарушается вторично из-за дефектов динамики процесса. На психологическом уровне этот дефект проявляется в симптомах нарушения общего поведения и деятельности: в импульсивных неконтролируемых действиях, в нарушении программирования деятельности и ее целенаправленности и др. Однако эти симптомы вторичны, они не связаны с первичным нарушением ИД, как это мы видели у больных с поражением префронтальных конвекситальных отделов лобных зон мозга. Здесь необходимо управление динамикой процесса, восстановление торможения импульсивных действий, и этого будет достаточно для получения правильного протекания процесса счета. Элементарная помощь со стороны педагога, направленнная на укрепление ориентировки больной в условии задания, а также перевод процесса на уровень осознания приводят к правильному выполнению счетных операций.

Поражение заднелобных отделов мозга ведет к нарушению динамики психических процессов, проявляющемуся в патологической инертности раз возникших стереотипов, в дефектах переключения, в персеверациях.. …

Особенно четко дефекты счета обнаруживаются при выполнении таких заданий, которые протекают в условиях максимальной подвижности вычислительных операций, например, в задании, где от больного требуется последовательное вычитание от 100 по 7 или прибавление по 7, начиная с 5. Трудности этой операции заключаются прежде всего в том, что счет подчиняется здесь внутренним условиям, которые представляют собой постоянно меняющееся динамическое поле.

Мы видим разницу в клинической, нейропсихологиче-ской и психологической картинах нарушения счета при поражении разных зон лобных систем. Естественно, что и методы восстановления счета при префронтальном, базальном и заднелобном синдромах будут разными. Также они будут отличаться и от методов восстановления при других формах акалькулии, поскольку во всех этих случаях разные механизмы (факторы) нарушения счета.

Кратко подведем итоги. Поражения лобных зон мозга ведут так же, как и поражения теменно-затылочных отделов, к нарушению счета и счислительных операций. В отличие от существующих представлений о вторичном нарушении счета при поражении лобных зон мозга, наше исследование позволяет сделать вывод о том, что при поражении лобных систем мозга имеет место первичное нарушение счета - понятия числа и счетных операций. Особенно четко этот дефект проявляется при поражении префронталъных конвекситальных отделов. В этом случае нарушается смысловая составляющая счета, понимание структуры числа и зависимость величины числа от позиционного принципа. Все эти дефекты идут в синдроме нарушения личности, мотивации, с одной стороны, и распада структуры ИД - с другой. При этом синдроме грубо нарушается ориентировочно-исследовательская, поисковая деятельность, замещаемая привычными шаблонами, нарушается и планирование деятельности счета. Вся деятельность больных в этом случае нецеленаправлена, нерегулируема и неконтролируема. В этом синдроме и возникают дефекты понятия числа, его состава, понимания взаимодействия чисел внутри одного числа и понимание сущности арифметических знаков и действий с ними. Кратко уточним клиническую и нейропсихологическую картину нарушения счета при разных вариантах «лобной» акалькулии.

В клинической картине нарушения дефекты счета проявляются в одних случаях в импульсивных действиях больных, в других - в замедленности и трудностях переключения с одного вида действий на другой, в третьем варианте

В «полевом поведении», не имеющем ничего общего с заданием (например, задание - решить арифметический пример 9+5= ; больной смотрит по сторонам и говорит: «А-а, это значит 9 стульев, но ведь здесь нет девяти... раз, два, три... только три»). Дети с недостаточностью функции лобных долей также отвлекаются от задания: начинают рисовать или встают и ходят по комнате и т.д. Все поведение в ситуации выполнения задания неадекватно, к своим действиям больные относятся некритично.

Нейропсихологическая картина нарушения. Нарушения счета идут в синдроме нарушения деятельности, ее целенаправленности, регуляции, контроля, нарушения мотивов и потребностей в поведении при отсутствии организации деятельности и разрушения регулирующей роли речи. Фактор

- нарушение избирательности и целенаправленности деятельности. Симптомы: а) отсутствие способностей к самостоятельным действиям с числами, без управления извне; б) непонимание взаимосвязи чисел внутри состава числа; в) сужение объема связей числа, т.е. снижение обобщения и нарушение понятия числа; г) нарушение счетных операций; д) выпадение промежуточных звеньев в счетных операциях; е) всплывание побочных связей; ж) персеверации. Сохраняются узнавание и называние цифр и несложных чисел, таблица умножения, сложение и вычитание в пределах первого десятка, автоматизированные операции.

Психологическая картина нарушения счета при поражении лобных зон мозга, прежде всего, характеризуется нарушением произвольного уровня протекания этого процесса. Непроизвольный уровень счета, особенно счислительных операций, нередко сохраняется, что часто приводит к ошибочному выводу о сохранении способности к счету и счетным операциям у этих больных, в то время как на самом деле, как показывают наши экспериментальные данные, сохраняются только навыки; осознанные и осмысленные действия с числами грубо нарушаются.

Методы восстановительного обучения счету при поражении лобных систем мозга

В области проблем восстановления психической деятельности человека методы восстановления высших психических функций, в том числе и счета, у больных с поражением или дисфункцией лобных долей мозга наименее разработаны. Это в равной мере относится и к состоянию методик восстановления ВПФ у детей с недоразвитием (задержкой созревания и др.) лобных систем мозга. Особенно это касается детской акалькулии. Эта область восстановительного обучения нуждается в теоретико-экспериментальном изучении.

Здесь же мы опишем методы, разработанные нами путем эксперимента и прошедшие широкую практику. Наши методы отвечают ряду требований и условий. Первым и важнейшим требованием к методам восстановительного обучения больных с лобным синдромом является их влияние на организацию общего поведения больных и поведения в ситуации обучения. Второе требование относится к правильной постановке задач восстановительного обучения. Третье требование предполагает использование методов, адекватных структуре и механизму акалькулии, и четвертое апеллирует к содержанию методов, их психологической сущности.

Практика обучения этой группы больных показала, что наиболее эффективным направлением в этих случаях является программирование деятельности больных, которое одновременно является и ведущим методом. Психологическая сущность этого метода заключается в том, что программа: а) разделяет целостное действие на составляющие его операции; б) выносит эту структуру действия вовне; в) делает действие произвольным и осознанным.

Первое условие восстановительного обучения апеллирует к личности больного и его эмоционально-волевой сфере. Это значит, что все виды работы, решение любых задач и заданий должны начинаться с установления контакта с больным, с выяснения (и создания) интересов больных, системы их отношений, с создания мотива деятельности и ее осмысления больным. Второе условие предполагает умелое использование речи - собственной речи больного и речи педагога. В одних случаях речь выступает в роли организатора и регулятора деятельности больного (а позже - и средством саморегуляции), в других случаях - речь фиксирует выполнение задания, связывает речь с действиями больных. Но в некоторых случаях, а именно при поражении заднелобных зон коры мозга правого и левого полушарий, а также и медиобазальных отделов, речь может оказаться помехой, и работу нужно проводить с выключенной речью.

В современной психологии мышление рассматривается в тесной связи с действием, и наоборот. «На каждом шагу в жизни мы видим переход мысли в действие и действия - в мысль. Эти системы не изолированы друг от друга» 1 . Действие, преломленное сквозь призму мысли, - это уже другое действие, осмысленное, осознанное. Это другой, высший уровень реализации действия. Именно этот уровень в структуре ИД и, в частности, в счете нарушен при -поражении лобных систем. Как мы видели выше, этот фактор и лежит в основе лобной акалькулии, что следует учитывать в восстановительном обучении.

Задачи восстановительного обучения этой группы больных:

1. Восстановление процессов понимания как составной части мышления.

2. Восстановление не формальных операций и действий с числами, а осознанных и осмысленных.

3. Восстановление связи мысль - действие (и действие - мысль).

4. Восстановление не изолированных действий и операций с числами, а системных, т.е. восстановление понимания целостности арифметического действия и связи операций между собой в структуре арифметического действия. Например, в действии 35-17: а) 17+3=20, б) 35-20=15 в) 15+3=18 - все операции, последовательное выполнение которых приводит к решению задания, взаимосвязаны и представляют собой целостное образование или «систему операций».

5. Восстановление понимания смысла и значения числа.

До начала работы собственно над восстановлением счета следует работать над организацией поведения больного, используя для этого не числовой материал, а картиночный, вербальный, а затем - только числовой.

Методы организации поведения и деятельности больных многочисленны и разнообразны, мы опишем некоторые из них. Метод классификации картинок (и слов): а) по заданным признакам, б) свободная классификация. Невербальный метод оппозиций (противоположностей): больному дается картинка (дождь, ночь и т.д.), нужно найти картинку с противоположным значением. Вербальный метод слов-антонимов: задача больного найти антонимы к заданному ряду слов (например, толстый - ...; умный -...; дождливый - ...; сидеть - ... и т.д.).

Метод организации, распределения и концентрации внимания. Процедура метода:

1. Больным предлагается одна стопка карточек, на которых написаны цифры от 1 до 10 и задание на классификацию: а) положить налево четные цифры, направо - нечетные; б) положить налево 2 нечетные цифры и 2 четные.

2. Затем предлагается другая стопка карточек, на которых написаны числа второго и третьего десятков (11, 12, 13 и т.д., 21, 22, 23 и т.д.") и дается ряд заданий на различные виды классификации этих чисел Например, а) положить налево числа 2-го десятка, а направо - 3-го; б) поочередно класть одно число из 2-го десятка, следующее - из 3-го и т.д.; в) найти и положить числа 11 и 21, сказать, чем отличаются эти числа, и т.д.

3. Таблица Шульте. Эта таблица позволяет проводить разнообразные упражнения больных с числами. Например, а) найти и последовательно показать числа от 1 до 25 (детям от 1 до 10 или 15) и, наоборот, - от 25 до 1; б) найти и показать четные числа; в) найти и показать нечетные числа; г) показать все числа, которые больше (меньше) 10, и т.д.

Все эти и ряд других подобных методов и приемов способствуют:

Организации поведения больного;

Восстановлению произвольного понимания;

Торможению импульсивных действий;

Активизации деятельности;

Программированию деятельности;

Восстановлению осознания собственных действий.

У детей эти методы работают также и на восстановление знания чисел, их последовательного ряда. Все эти методы и упражнения применяются на / стадии обучения и направлены на актуализацию (на растормаживание) общих знаний о числе.

На II стадии можно переходить к решению специальных задач восстановления счета и прежде всего - к восстановлению понимания состава числа, взаимосвязи чисел между собой. В этом случае хорошо использовать метод программированного восстановительного обучения больных составу числа. В качестве материала можно снова использовать таблицу Шульте и числа, написанные на картонных карточках, а в качестве приемов - действия сложения и вычитания. …

После совместной отработки первой написанной программы делается попытка перевести больного на работу с программой с помощью громкой устной речи, по памяти воспроизводя и выполняя операции, и в конце - на уровне внутренней речи, т.е. «про себя». После этого переходят к следующей программе, которая решает уже другие задачи. Инструкция: я буду читать, а вы внимательно слушайте, а затем выполняйте прочитанное мной задание, затем повторите задание и снова выполняйте. Ниже опишем несколько программ операций с числом.

Программа № 1

1. Покажите первые два числа в таблице (1 и 2).

2. Запишите их в тетради.

3. Сложите их (1+2) и сумму запишите.

4. Покажите следующие два числа (3 и 4).

5. Запишите их в тетради.

6. Сложите их и сумму запишите.

7. Продолжайте работу до цифры 10.

Программа № 2

1. Посмотрите на первую записанную сумму (3) и на таблицу чисел; скажите, из каких чисел получилась эта сумма.

2. Еще раз выполните это действие: сложите эти числа и за-

пишите сумму.

3. Посмотрите на следующую сумму (7) и также скажите,

из каких чисел получилось число 7.

4. Еще раз выполните это действие: сложите эти числа и за-

пишите сумму. И т.д.

После многократного проведения работы по этим программам, и убедившись в понимании и осознанности действий больными, можно переходить к следующей программе.

Программа № 3

1. Напишите, из каких чисел вы получили число 3. Запишите. Выполните действие сложения.

2. Напишите, из каких еще чисел можно получить это число. А теперь сложите.

3. Напишите, из каких чисел вы получили число 7. Запишите, а теперь сложите. И т.д.

После продолжительной работы с материализованными наглядными опорами (таблица, карточки с числами и др.) нужно постепенно переходить к работе в плане устной речи и обязательно с теми числами, с которыми уже работали в предыдущих программах. …

В одной стопке карточек в поле зрения больного находятся цифры от 1 до 10, в другой - от 10 и далее. Больному дается задание - составить число 25, найти для этого нужные числа. Дается образец: 5=3 и2;4и 1; 1, 1, 1, 1, 1. Задача - найти состав других чисел. Необходимо много и долго работать вариантными приемами с числами по восстановлению понимания числа, его состава и взаимодействия чисел. …

Метод анализа разрядного строения числа. Работа начинается с чисел 2-го десятка. Перед больным должны лежать карточки с цифрами от 1 до 9 и карточки с числами второго десятка (11, 12, 13, 14и т.д.) и программа. Программа должна быть написана крупными буквами с выделением главных слов, указывающих на операцию, которую нужно выполнить. …

После длительного сотрудничества с больным педагог переводит больного на самостоятельную деятельность, в которой он должен строго выполнять все операции программы. Впоследствии программы усваиваются больным, сокращаются по составу операций, многие из которых выпадают (т.е. совершаются уже «в уме» и автоматизируются). Подобная работа ведется над всеми разрядами и классами с постепенным к ним переходом.

Восстановительное обучение детей ведется по этим же программам (или их вариантам), но программу читает педагог, последовательно давая задание (операцию) ребенку, поясняя ее. Всей этой работе хорошо придать игровой характер, и лучше работать не индивидуально с каждым ребенком, а с группой (2-3 человека). Полезно использовать такие методы, как метод соревнования, метод помощи одного ребенка другому, метод перекрестного контроля (когда каждый участник проверяет свою работу и работу других членов группы). Метод разрядной сетки используется для восстановления понимания роли нуля в числе, понимания его количественной сущности - нуль обозначает отсутствие чего-то (какого-то разряда). Длительная работа с разрядной сеткой, расположение нуля в разных разрядах с одной и той же цифрой и с разными цифрами способствует восстановлению понимания его места и роли в числе.

Для младших детей (старшие дошкольники и младшие школьники) хорошо использовать сначала другой метод - метод перевода конкретного количества предметов в абстрактное число путем игры с предметами и числами, обозначающими их. Для этого даются 2 спичечные коробки (позже 3 и т.д.); в 1-й из них постоянно лежат 10 спичек (или пуговиц и т.д.), а в другой количество спичек меняется - то одна, то пять и т.д. На первую коробку наклеена цифра 1, а на другую кладутся каждый раз карточки с разными цифрами. Сначала ребенок должен открыть коробку, посмотреть на ее содержимое, пересчитать спички, пощупать их и закрыть коробку. После этого действия ребенок уже знает, что и сколько находится в этой коробке (10 спичек) и что мы обозначаем это количество числом 1. Это значит, что здесь 1 = 10. К этой коробке мы прибавляем вторую коробку, на которой написано то 5, то 3 и т.д. единицы, и ребенок должен называть числа, получающиеся от складывания коробок. Сначала работа идет сопряженно с педагогом, потом сопряженно-отраженно и в конце отраженно и самостоятельно. После продолжительной работы по этому методу можно перейти к работе с разрядной таблицей, т.е. от материальной формы работы к материализованной в виде схем. Эти методы формируют у ребенка понятие числа - его состав и разрядность, понимание зависимости числа от его места в разрядной сетке (таблице). …

I группа методов . Метод классификации (разные его варианты) - направленная и свободная классификация на вербальном и невербальном (картиночном) материале; метод поиска аналогий - «Четвертый лишний».

II группа методов . Эти методы относятся к восстановлению процесса планирования деятельности: метод пересказа сюжетных картинок и текстов, метод составления плана к пересказу, метод планирования сочинений (устных и письменных), метод серий сюжетных картинок (раскладывание, рассказ, составление плана), метод сочинения рассказа по заданному и собственному плану и т.д.

Эти и ряд других методов, подробно описанные нами в других работах, предваряют начало восстановления счета, а затем используются параллельно с работой по восстановлению счета.

Плавным переходом от этой группы методов является метод решения арифметических задач. В этом методе, во-первых, условие задачи (ее содержание) является смысловым фоном для работы с числами. Во-вторых, числа в задаче опредмечены. Это хорошо для восстановления понимания конкретных чисел и может служить переходом для восстановления деятельности с символом, с абстрактными числами. Этот метод нужно использовать с постепенным его усложнением, …

. Психологическая сущность этого метода заключается в том, что в арифметической задаче числа находятся в смысловом контексте, представляют собой количественную характеристику предметов (объектов, явлений) и состоят в неразрывной связи с предметом. Этот вид житейского опыта упрочен и протекает на непроизвольном уровне. Способ перевода арифметической задачи в арифметические действия (примеры) представляет собой ряд программ, состоящих из последовательных операций. Работа по программам сначала выполняется больным в сотрудничестве с педагогом, позже - самостоятельно.

Программа № 1

Инструкция: Будете решать задачу, но сначала постепенно читайте программу и выполняйте каждое задание.

1. Прочитайте задачу.

2. Повторите ее.

3. Скажите, сколько (яблок)... было в задаче

4. Скажите, а сколько (груш)... было.

5. Скажите, что нужно узнать.

6. Запишите условие задачи - выпишите только числа (дается образец).

7. Решайте задачу.

8. Объясните, почему вы так решили.

9. Проверьте правильность решения. …..

Ченнелинг

Делаем сеансы ченнелинга с Высшими Силами на разные темы.

Алексия, аграфия, акалькулия и амнезия

Алексия - приобретенное расстройство чтения, которое в большинстве случаев может рассматриваться как следствие афазии. При относительно легких проявлениях афазии чтение возможно, но при этом появляются пропуски и перестановки букв (литеральная паралексия), пропуски и замена слов (вербальная паралексия), непонимание прочитанного. В тяжелых случаях афазии чтение как вслух, так и про себя становится невозможным.

Алексия в сочетании с аграфией при отсутствии афотических расстройств может быть следствием одного из вариантов зрительной агнозии, известной как буквенная агнозия. Она возникает при поражении коры задней части угловой извилины теменной доли (поле 39) доминантного полушария, при этом больной при чтении и письме не распознает буквы или ошибается при дифференци-ровке сходных по начертанию букв (И-Н-П, 3-Е, Ш-Щ-1Д и т.п.). Возможно также расстройство адекватного восприятия цифр, нотных знаков. Такая форма патологии известна как оптическая, или париетальная, афазия. Описал ее в 1919 г. австрийский психиатр О. Пётцль (Potzl О., 1877-1962).

Крайне редко встречается алексия без аграфии, при которой патологический очаг находится в коре медиальной части затылочной доли и в валике мозолистого тела. Алексия в таких случаях сопровождается правосторонней гемианопсией и агнозией на цвета.

Аграфия

Аграфия - приобретенное нарушение способности писать правильно по форме и смыслу при сохранности необходимых для этого двигательных функций. Обычно сочетается с афазией (кроме случаев буквенной агнозии) и алексией. При выраженных проявлениях афазии больной вообще не в состоянии писать, в более легких - письмо возможно, но выявляются литеральные и вербальные параграфии, проявляющиеся заменой, пропусками, перестановками букв и слов. Иногда, обычно при поражении задних отделов средней лобной извилины левого полушария (поле 6), отмечается изолированная аграфия.

Акалькулия

При поражении задних отделов теменно-височной области доминантного полушария возможна акалькулия - нарушение способности к проведению счетных операций, особенно опирающихся на внутренние пространственные схемы, в частности оперирование многозначными числами, в которых значение каждой цифры определяется ее разрядом. Акалькулия нередко сочетается с семантической афазией и оптической алексией. Описал шведский патолог Ф. Хеншен (F. Henschen, род. в 1881 г.).

Амнезия

Память - это сложный психический процесс, характеризующийся фиксацией, закреплением (консолидацией), сохранением и в последующем извлечением и воспроизведением неосознанной информации и возникающих на ее основе восприятий, представлений, мыслей. Память обеспечивает возможность накопления опыта, знаний, способствует пониманию вновь поступающей информации путем ее сопоставления с уже приобретенными ранее сведениями. Она позволяет размещать все события по оси времени.

Различаются виды памяти: кратковременная (оперативная, фиксационная) и долговременная, механическая и логическая (смысловая), произвольная и эмоциональная.

Расстройство памяти - гипомнезия или амнезия (грен, amnesia - забывчивость, потеря памяти) - нарушение того или иного звена процесса, именуемого памятью, или всех составляющих ее элементов.

Оно проявляется, в частности, при корсаковском синдроме, описанном в 1889 г. С.С. Корсаковым у больных алкоголизмом. При этом синдроме, как писал С.С. Корсаков, "почти исключительно расстроена память недавнего, тогда как впечатления давнишние запоминаются довольно хорошо". Текущая информация в таких случаях обычно сохраняется в пределах 2 мин, после чего "стирается".

Возможны и нарушения сохранения усвоенной ранее информации или ее вспоминание, извлечения, а также чувства времени и порядка прошедших событий, сопряженные с этим конфабуляции (замещения провалов памяти вымыслом, который самим больным воспринимается как вероятный факт), парамнезии (обобщенное название ложных воспоминаний и провалов памяти).

Амнезия возникает обычно при поражении медиобазальных отделов полушарий большого мозга, особенно парагиппокампа и других структур, составляющих гиппокамповый круг, или круг Пейпица, включающий также свод мозга, медиальные структуры таламуса и сосцевидное тело. Понимание, каким образом удается сохранять в памяти информацию и извлекать ее, до сих пор не достигнуто. Предполагается, что местом долговременного хранения информации являются белковые молекулы клеток мозга, возможно клеток глии, скорее всего астроцитов.

Глобальные расстройства памяти имеют модально-неспецифический характер. Возможны и модально-специфические формы амнезии. Основные из них - зрительная (образная, иконическая) и слуховая амнезия, при первой из них у больного возникает невозможность представить зрительный образ человека или предмета, при второй - сохранить в памяти звуки, интонацию, мелодию.

Вариантами нарушения памяти являются ретроградная и антеградная амнезия, чаще проявляющиеся после черепно-мозговой травмы. Ретроградной называется амнезия, предшествующая событию, антеградная амнезия - расстройство памяти, проявившееся после события. Событием, вызывающим эти расстройства, обычно является черепно-мозговая травма, сопровождающаяся потерей сознания. Антеретроградная амнезия - сочетание ретро- и антеградной форм нарушения памяти. Возможна также эпизодическая (периодическая) амнезия.

Хроническое, прогрессирующее расстройство памяти может сочетаться с проявлениями деменции. Такое сочетание характерно для токсической и дис-цируляторной энцефалопатии, пресенильных и сенильных психозов, в частности при болезнях Альцгеймера и Пика (см. главу 26).

Последние материалы сайта