Госпитальный и инвалидный дом ухтомский. Биография. Главные проекты и постройки

30.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Ученичество, как таковое, было развито и до школы Ухтомского, но именно он превратил эту систему в правильную, хорошо организованную школу, которая в месте с практическим обучением давала и серьезные знания в области архитектурной теории.

Мысль о создании школы не возникла у Ухтомского внезапно. Оно начало формироваться еще в то время, когда он был помошником Коробова. Важным стимулом для Ухтомского послужила Положение об архитекторской экспедиции, привезенное Коробовым из Питера (был пункт и о создании единого государственного органа по делам архитектуры, так и об объединении всех зодчих в единой организации) . Первые ученики появились у Ухтомского, когда он заменял отбывшего Коробова и стал руководителем команды в 1744. А в 1745 у Ухтомского появились свои собственные ученики, когда он стал самостоятельным мастером, заняв место умершего Бланка. Именно с этого времени начинается его деятельность по созданию своей школы. В 1749г. двое из учеников Ухтомского были произведены в газели (что было признания успехов его учеников), в этом же году была открыта школа.

С многочисленными трудностями сталкивался Ухтомский в начале своей деятельности по созданию школы: это и отсутствие нормального помещения (ученики занимались в 1 комнате, требующей капитального ремонта, не хватало инструментов и ученических принадлежностей. Но с большим упорством Ухтомский добивался от Сената лучших условий. Постепенно ему это удавалось. Были у Ухтомского проблемы и с отсутствием необходимой литературы, например из запрашиваемых им книг (в т.ч. Витрувия, Серлии, Полладия) были высланы лишь 2 книги имеющиеся в академии наук. Практически все ученики Ухтомского обязаны были присутствовать на теоретических занятиях в школе, их участие в стройках не освобождало их от этих занятий (которые начинались в 5-6 утра).

Занятия начинались с изучения математических дисциплин, необходимых будущему архитектору. После математических дисциплин шли архитектурные: прочерчивание ордеров согласно их сложности и геометрии, серьезное внимание уделяли и рисунку. Это видно и в исполнении графических чертежей, значительно превосходящих чертежи команд Бланка и Мичурина 30-40 гг.

Важную роль в школе Ухтомского играло и обучение старшими учениками младших. После курса обучения ученики Ухтомского были способны работать самостоятельно, начиная с проектирования малых зданий. Теоретическое обучение сочеталось в школе с практическими занятиями Заканчивая теоретический курс, ученик получал практическое задание обычно выполняющееся им под присмотром газелей.

Команда Ухтомского имела огромное количество поручений, по починке, восстановлению или постройке сооружений по всей Москве и ее окрестностям. Можно говорить даже о том, что на них лежали осмотры и починка всей ветхой Москвы. И только благодаря большой команде учеников (к 1760 - 80), работающих под контролем газелей удавалось справляться с таки объемом поручений. Ухтомский старался добиться от Сената учреждения архитекторского штата и конторы, мотивирую тем, что таким образом улучшится уровень образованности мастеров, так и все-таки не достаточно хорошими условиями в которых происходит обучение и слишком низкими жалованиями для учеников. Сенат отказал. И Ухтомский, концентрируя в своих руках почти все строительство, как в Москве, так и в провинции и набирая большое количество учеников фактически создал в Москве архитектурное управление со школой при нем.

К началу 50х школа ухтомского получила такую широкую известность и хорошую репутацию, что не только московские но и петербуржские ведомства стремились заполучить его учеников и в 1752 Главная полицместерская канцелярия потребовала откомандировать 1 газеля и 6 учеников к себе. Важен и тот факт, что к этому времени в Петербурге почти полностью прекратилось обучение национальных российских кадров (из-за смерти Земцова, казни Еропкина и отъезда в Москву Коробова), а иностранные мастера практически не занимались воспитанием русских мастеров, предпочитая брать в ученики иностранцев. Работали Ученики ухтомского и у Растрелли, который положительно отзывался о них.

В 1761 году Сена подтверждает свое решение о передачи команды Никитину, в связи с отставкой Ухтомского. После этого Никитин сократил команду с 80 человек до 31, что явилось началом распада школы. До 1763 года команда постепенно уменьшалась, а после пожара в Твери (где пытались воплотить в жизнь новый опыты в области градостроения. На основе композиции Петербурга, с центральной площадью и 3х лучевой системой, впоследствии планы других городов, требующих восстановления в этот период приказом Екатерины 2 строились по плану Твери - Казань, Дорогобуж) Никитин с частью команды был отправлен на восстановление города, оставшаяся команда была поручена Жукову. Вскоре после этого были уничтожены архитекторские штаты при Сенате и школа Ухтомского в 1764 году прекратила свое существование.

Расцвет школы Ухтомского связан с общими социально-политическими и культурными процессами середины 18 века. Именно в это время происходит расцвет национальной культуры, основы которой были заложены реформами Петра. Это время выдвижения русских ученых в академии наук, создания русского театра, Университета, академии художеств, рост русской поэзии. Именно стараниями и энтузиазмом патриота Ухтомского была создана школа, руководимая исключительно русскими мастерами, никогда не бывавшими за границей. Это говорит о том, что русские мастера уже хорошо усвоили основы мировой классической архитектуры и на основе национальной культуры могли создавать произведения, стоящие наравне с мировыми шедеврами.

Князь Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719, с. Семёновское - 4 (15) октября 1774, с. Дубки Одоевский уезд Тульская губерния) - русский архитектор, реставратор, главный архитектор Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны, мастер елизаветинского барокко.

Биография

Дмитрий Васильевич Ухтомский - представитель княжеского рода Ухтомских, ведущих свою историю от династии Рюриковичей; в 22-м колене Ухтомский приходился прямым потомком Юрию Долгорукому. Родился в 1719 году в родовом селе Семёновском Пошехонского уезда Ярославской губернии - единственной к тому времени вотчине обедневшего рода; здесь же прошли ранние годы будущего архитектора. Отец Дмитрия, Василий Григорьевич, служил солдатом Семёновского полка, а с 1727 года числился капралом Нижегородского пехотного полка. В 1730 году, за год до смерти, князь Василий Григорьевич продал за 50 рублей Семёновское и то немногое имущество, которое за ним числилось, и перевёз семью в небольшое село Шелепинское Череможской волости Ярославского уезда, половина которого принадлежала жене - Ирине Яковлевне Чириковой.

В 1731 году двенадцатилетний Дмитрий был отправлен в Москву для обучения в Школе математических и навигацких наук, дававшей начальное инженерное образование и служившей подготовительным училищем при Морской академии. Вероятно, в школе Ухтомский проявил склонность к архитектуре, так как после её окончания в 1733 году его направили в архитекторскую команду Ивана Мичурина. Мичурин обучал учеников черчению, арифметике, теории ордеров, поручал выполнение практических задач, что позволило Ухтомскому приобрести необходимые зодчему знания и опыт.

С 1742 года работал под руководством Ивана Коробова, который в том же году фактически передал Ухтомскому руководство своей архитектурной практикой. В 1744 году Ухтомский получает официальное признание, титул государственного архитектора и капитанский чин.

Крупный успех архитектора связан с коронацией Елизаветы Петровны в 1742 году. Авторству Ухтомского принадлежали многочисленные триумфальные арки («ворота») и павильоны. В 1753-1757 годах он перестроил одни из этих ворот в Красные ворота, впоследствии уничтоженные в 1928 году. Ухтомский застроил соседнюю Басманную слободу, в том числе выстроил храм Никиты Мученика - крупнейший сохранившийся памятник позднего барокко в Москве. Однако большинство построек Ухтомского были уничтожены пожарами, а Кузнецкий мост был засыпан в 1817-1819 годах.

В 1741-1770 годах строится колокольня в Троице-Сергиевой Лавре, ордерный строй которой предполагалось дополнить скульптурами аллегорического содержания. Однако в окончательном виде на их местах (по углам ярусов) были размещены вазы.

В 1748 и 1752 годах Ухтомский разработал планы застройки городских территорий, уничтоженных пожарами - первые генпланы Москвы. В 1750-е годы руководил перестройкой и реставрацией Кремля. В 1749-м основал Дворцовую школу - предшественницу архитектурного отделения МУЖВЗ и современного МАрхИ. В школе Ухтомского обучались такие мастера, как Матвей Казаков, Иван Старов, Александр Кокоринов.

В 1760 году Ухтомский был отстранён от службы по обвинению в растрате, его школу закрыли в 1764-м. Несмотря на оправдание в суде, в 1767 году архитектор навсегда покинул Москву и уже не вернулся более ни к строительству, ни к преподаванию.

Умер Ухтомский в своем имении Архангельское-Дубки (Одоевский уезд, Тульская губерния) 4 (15) октября 1774.

Проекты и постройки

  • 1738-1770 - постройки в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (колокольня, Смоленская церковь (Одигитрии), включая живопись и иконостас), Сергиев Посад;
  • 1745-1751 - Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе, Москва, Старая Басманная улица, 16;
  • 1749-1768 - участие в постройке городской усадьбы А. П. Бестужева-Рюмина, Москва, 2-я Бауманская улица, 5 (перестроен);
  • 1749-1750 - перестройка храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва, Крапивенский переулок, 4;
  • 1750-1755 - Надвратная церковь преподобного Пахомия в Высоко-Петровском монастыре, Москва, улица Петровка, 28, стр. 3;
  • 1751-1758 - Городская усадьба князей Долгоруковых, Москва, Колпачный переулок, 6, стр. 2-3 (перестроена);
  • 1751-1759 - завершение строительства (по новому проекту) храма святителя Николая (Спаса Преображения) в Заяицком, Москва, 2-й Раушский переулок, 1-3/26;
  • 1752-1757 - реконструкция церкви царевича Димитрия на крови (перестройка подклета, трапезной, ремонт крыши и глав), Углич, Кремль;
  • 1752-1757 - реставрация княжеского дворца удельных князей, Углич, Кремль;
  • 1752-1769 - Городская усадьба Апраксиных - Трубецких, Москва, улица Покровка, 22/1, стр. 1;
  • 1753-1757 - Красные ворота (не сохранились);
  • 1753-1757 - Фанагорийские казармы («Сенатский дом»), Москва, Бауманская улица, 61;
  • 1754-1759 - восстановление и реконструкция Арсенала, Москва, Кремль;
  • 1756-1758 - Колокольня и трапезная храма Священномученика Клименты, Папы Римского, Москва, Пятницкая улица, 7/26;
  • 1758-1761 - Колокольня Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского монастыря, Новгородская область, на окраине Хутыни;
  • Кельи Никитского монастыря (сохранился один корпус)
  • Храм Никиты Мученика на Старой Басманной
  • Кузнецкий мост

Русский архитектор и реставратор периода царствования Елизаветы Петровны.

Детство и юность, первые работы

Дмитрий Васильевич Ухтомский родился в 1719 году в селе (на тот момент в Пошехонском уезде Ярославской губернии). Семья, в которой родился Ухтомский, была знатной, но, увы, обедневшей. Ухтомские были в родстве со знаменитой династией Рюриковичей, а в числе предков будущего именитого мастера значился сам великий князь . Несмотря на такое родство, Дмитрию Васильевичу приходилось в детстве нелегко: его родители сильно нуждались материально. Будучи наследниками традиций петровской эпохи, они, тем не менее, считали, что сын должен получить практические знания в области строительства и поэтому определили его в двенадцатилетнем возрасте в школу математических и навигационных наук в . Именно здесь мальчик обнаружил в себе склонность и, вместе с тем, большой талант к архитектуре. Дарование позволило ему в 1733 г. стать учеником архитектора Мичурина, который долгих восемь лет (до 1741 года) обучал его всему тому, что знал сам. Мичурин особо выделял Ухтомского среди своих учеников, отметив впоследствии, что тот после нескольких лет практических занятий уже имеет достаточную подготовку и имеет все основания приступить к самостоятельной карьере архитектора.

Талант Ухтомского, к счастью для него, был по достоинству оценен его современниками. История знает немало примеров того, что яркие деятели своей эпохи были вынуждены десятилетиями ждать крупицы удачи. Иллюстрацией признания его архитектурных заслуг может служить назначение Дмитрия Васильевича на проект по выполнению Триумфальных ворот на Тверской улице. Ворота предполагалось поставить в связи с восшествием на престол в 1741 г. . Помимо этого Ухтомский также отвечал и за декоративное оформление коронационных празднеств.

В 1742 г. Ухтомский бы удостоен ранга гезеля архитектуры. Тогда же, практически сразу после обучения у Мичурина он был определен к Коробову - очень известному и талантливому зодчему , который недавно переехал в Москву и с готовностью делился с Ухтомским своим практическим опытом.

Старательность и прилежность в работе в сочетании с огромным рвением и честолюбием позволили Ухтомскому довольно быстро построить впечатляющую для его возраста карьеру. В 1745 г. Дмитрий Васильевич был произведен в архитекторы - это случилось после ухода на пенсию Коробова и смерти Бланка, который считался главным московским архитектором того времени. Конкурентов у Ухтомского не было: Дмитрий Васильевич был для своих лет и времени самым выдающимся юным зодчим Москвы, который к тому времени уже на практике доказал свою компетентность. Архитектуру Москвы и Подмосковья он изучил еще под руководством своего наставника, Мичурина. В 1744 г. Ухтомский даже взял своего первого ученика - молодого человека по фамилии Рославлев, который также впоследствии стал архитектором. Это значило, что его имя уже начинало пользоваться славой и уважением в определенных кругах.

Безусловно, и Мичурин, и Коробов значительно повлияли на Дмитрия Васильевича. Они оба были талантливы, усердны, обладали широким кругозором. Глядя на них, Ухтомский тоже стремился к выдающимся результатам, пользуясь возможностями углубить свой практический и теоретический опыт.

Главные проекты и постройки

Став, по сути, первым архитектором Москвы, Ухтомский столкнулся с тяжелейшей задачей - упорядочить разросшуюся к началу восемнадцатого века столицу. Он решил приняться за городские усадьбы. Внешний вид усадеб, большинство из которых были построены еще в допетровскую эпоху, тогда значительно отличались от петербургских построек, считавшихся образцом для строительства как в Москве, так и в других городах.

Уже в 1753 г. Ухтомский представил чертежи с планами будущих построек в Сенат. Его целью было не просто скопировать систему построек Петербурга и перенести ее в Москву, но и сохранить традиционное расположение дома внутри дома, характерное для последней. При проектировании Дмитрий Васильевич вдохновлялся не только примером столицы, но и архитектурными традициями старой Москвы. Согласно его замыслу, усадебные строения должна были основываться на симметрии и порядке. Ансамбль включал себя сам дом, боковые строения, подъездной двор, сад и хозяйственные постройки. Характерным примером подобной композиции служит подмосковная усадьба Трубецких. Работая над этим проектом, Ухтомский вдохновлялся примером своего старого учителя - Мичурина. В усадьбе действительно угадываются немалые сходства с произведениями Мичурина. Тем не менее, Ухтомский значительно вырос над собой и стал экспериментировать, творчески переработав древнерусские детали в соответствии с художественными требованиями и вкусами своей эпохи.

Еще одним большим проектом Ухтомского стал каменный Кузнецкий мост через реку Неглинную. Предшествующий ему деревянный мост решено было заменить из-за угрозы затопления. В процессе работы над проектом (1751-1757) Ухтомский не только выстроил сам мост, но и задумал сделать целый ансамбль, венчающийся сетью торговых лавок. Это было сделано с целью подчеркнуть великолепие и роскошь центральной части Москвы. Уникальность этого проекта заключалась в том, что Ухтомскому удалось спланировать сложный ансамбль, сочетая небольшие и довольно простые по конфигурации строения. Несмотря на инновационную идею, стремления Ухтомского не получили должного воплощения. Реализация проекта требовала сноса большого количества частных строений, а для густонаселенной центральной Москвы в то время это было не осуществимо.

В дальнейшем Ухтомский работал в очень сдержанной манере. Построенное в Москве здание архитектурной школы было выполнено в 1760 г. и стало типичным образчиком делового строительства. В обиход помпезности зодчий сделал ставку на экономичность, простоту и практицизм. Все это в полной мере соответствовало нормам престижа публичных общественных зданий Москвы.

Как показал творческий путь Ухтомского, очень часто решающую роль в его жизни играла императрица Елизавета Петровна. И вот, в очередной раз он получает новый проект благодаря государыне. В честь приезда императрицы в Москву Ухтомский сооружает здание Сената в Немецкой слободе. Здание строилось с 1753 по 1757 гг. Легких путей Ухтомский, как обычно, не искал: ему необходимо было построить сооружение, внешний вид которого в полной мере бы соответствовал выразительному величию и правительственному назначению. За основу архитектор взял старый двухэтажный дом Лестока.

Дмитрий Васильевич не только успешно справился со своей задачей. В этой постройке угадывались существенные особенности архитектуры этого времени. Представительность, парадный облик, а также такие черты, как купольное покрытие и монументальная композиция, стали основой для совершенно новой архитектурной тенденции.

Плодовитость Ухтомского позволила ему параллельно с постройкой общественных зданий реставрировать и . Он обмерял старые памятники, реставрировал их, занимался перестройкой старых сооружений. Подготовительная работа по перестройке Кремля длилась много лет - лишь в 1761 г. чертежи были закончены.

Для своего времени Ухтомский, безусловно, был новатором. Этим объясняется та смелость и легкость, с которой он комбинировал старый и новый стили, перерабатывал древнерусские орнаменты, подстраивался под текущие архитектурные тенденции. Он не боялся допустить ошибок, словно чувствуя каким-то образом, что его внутреннее чутье позволит будущим проектам органично вписаться в городскую перспективу.

Творческий путь Дмитрия Васильевича Ухтомского был очень насыщенным и плодотворным. Среди его заслуг - постройка культовых для его времени сооружений: церкви на Лазаревском кладбище, колокольни церкви Парасквы Пятницы, а также колокольни Успенского собора в . Реализация этих проектов пришлась на период с 1740-ых по 1750-ые гг.

В 1753 г. Ухтомский построил каменные Красные ворота на месте деревянных, которые архитектор Земцов возвел по случаю коронации Елизаветы Петровны. Это произведение впоследствии позволило Ухтомскому выйти в область фундаментальной архитектуры. Он не просто выстроил ворота заново, сохранив прежние черты декора, но и подчеркнул их величественность при помощи сдвоенных колонн, помещенных у боковых проходов.

Одной из последних работ архитектора стал проект Госпитального и Инвалидного домов. Лучшего кандидата, чем Ухтомский, было не найти: колоссальный опыт в строительстве деловых зданий, много лет работы над переустройством города и, конечно, внутреннее чутье позволили архитектору блестяще справиться с поставленной перед ним задачей. Грандиозный ансамбль, включавший в себя парк, храм и ряд корпусов различного назначения, стал очередной крупной победой мастера.

Финал

В 1760 г. еще достаточно молодой Ухтомский уже оказался не у дел. Придворные интриги не позволили ему сохранить занятую некогда нишу главного московского зодчего. Единственный проект, над которым он работал в последние годы - постройка лаврской колокольни. Она же стала его последним архитектурным детищем.

В 1767 г. Дмитрий Васильевич Ухтомский ушел в отставку. В дальнейшем он никогда не порывался вернуться к тому, что когда-то было для него делом и смыслом всей его жизни - архитектуре. Умер архитектор в 1774 году.

Дмитрий Васильевич Ухтомский был и остается ярким представителем стиля барокко, а его творческое наследие смело позволяет называть его родоначальником московской школы русской архитектуры восемнадцатого столетия.


XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области архитектуры и строительства. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка, рост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу еще стране растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.

Выдающимся зодчим Москвы того времени был Д.В. Ухтомский (1719-1774), представитель стиля русского барокко. Наиболее значительное его творение - колокольня Троице-Сергиевой лавры, отличающаяся многоярусной композицией и богатством декоративного убранства. В 1749 году Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством прошли ученичество такие выдающиеся русские архитекторы: В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов.

Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург, задуманная как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт иностранных специалистов (Трезини, Растрелли), были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные конструкции так называемого «прусского образца» т.е. облегченный характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45м. С размахом же каменного строительства усовершенствовались и его инженерные основы, стало возможно уменьшить толщину стен, строившихся зданий, без существенного снижения прочности. Например, во дворце А. Меншикова на Васильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в полтора или даже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено производство, как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Все это не замедлило дать результаты. Город был создан в рекордные сроки - временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. К концу царствования Петра I он уже удивлял приезжих иностранцев величием и красотой.

Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями, а также Кронштадт и Екатеринбург на Урале. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра, которую он хотел уподобить Версалю, особенно его центр с каскадами фонтанов и скульптурной фигурой Самсона.

Творения В.П. Баженова отличаются смелостью композиций, разнообразием замыслов, сочетанием западного и русского стилей (дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова - самое красивое здание XVIII века в Москве, Михайловский замок в Петербурге).

По проектам М.Ф. Казакова (1738-1812) были построены: Сенат Московского Кремля, Московский Университет, Голицынская больница (ныне Первая градская), Петровский дворец, Дворянское собрание.

Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н. Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф.Гордеев, М. Козловский, И. Прокофьев, Ф. Щедрин, Ф. Шубин и другие. Художником одного творения (созданного для России) можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа «Медный всадник» принесла ему славу великого мастера.

Архитектура и скульптура XVIII века и сегодня являются не только украшениями русских городов, но шедеврами мирового значения.

Таким образом, художественная культура, продолжающая в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалась национальным явлением со своим специфическим лицом.

Архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский родился в 1719 году в Ярославской губернии. Выходец из именитого княжеского рода и являвшегося прямым потомком Юрия Долгорукова.

Детские годы будущий архитектор провел в селе Семеновском - семейной вотчине, а после, после продажи владения его отцом Василием Григорьевичем - бывшим солдатом знаменитого Семеновского пола - переехал в село Шелепинское той же Ярославской губернии, наполовину принадлежавшего его матери - Ирине Яковлевне Чириковой.

В 12 лет, в 1731 году, Дмитрия Ухтомского отправляют в город Москву и определяют в Школу математических и навигационных наук. Закончил он ее в 1733, после чего был принят на работу, где трудился, вплоть до 1741 года, под руководством архитектора Ивана Федоровича Мичурина, а затем и зодчего Ивана Кузьмича Коробова. Последний, в 1742 году, передал Дмитрию Васильевичу свою немалую архитектурную практику.

В 1744 году архитектор Ухтомский стал официально признанным мастером, получил звание государственного архитектора, а также капитанский чин.

Зодчий стал известен, благодаря возведенным им в большом количестве триумфальным аркам и различным павильонам. Он застраивал Басманную слободу, спроектировал Кузнецкий мост. К сожалению, многие его творения до наших дней не сохранились, а были снесены при советской власти или разрушены пожарами.

В период с 1741 по 1770 годы Дмитрий Васильевич Ухтомский занимался строительством колокольни в расположенной в Подмосковье Троице-Сергиевой лавре.

В 1748, а также в 1752 году архитектор разрабатывал первые в истории города генпланы Москвы, что было связано с уничтожением построек сильными пожарами того периода.

В 1750-х зодчий руководил реконструкцией и реставрацией . В 1749 году основал знаменитую Дворцовую школу по подготовке молодых архитекторов, где в свое время обучались такие известные в будущем мастера, как , Александр Филиппович Кокоринов и Иван Егорович Старов.

В 1760 году произошло непоправимое - Ухтомского обвинили в растрате и отстранили от государственной службы, а вскоре, в 1764 году, закрыли и его школу. Правда, в дальнейшем суд его оправдал, но это не остановило архитектора, и он покинул Первопрестольную в 1767. К архитектурной практике после этого он более не возвращался.

Не стало зодчего в октябре 1774 года. Умер он в своем имении, расположенном тогда в Тульской губернии.

Последние материалы сайта